Урок селекция растений 11 класс. Разработка открытого урока по теме Основные методы селекции и биотехнологии 11 класс

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Конспект урока биологии в 11 классе: «Селекция: основные методы, достижения». Урок селекция растений 11 класс


Презентация по биологии на тему "Селекция растений" (11 класс)

Инфоурок › Биология › Презентации › Презентация по биологии на тему "Селекция растений" (11 класс)

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

Селекция растений

2 слайд Описание слайда:

Имя: Николай Иванович Вавилов Дата рождения: 25 ноября 1887 г. Возраст: 55 лет Дата смерти: 26 января 1943 г. Место рождения: Москва Деятельность: учёный-генетик,ботаник, селекционер, географ, общественный деятель

3 слайд Описание слайда:

Методы селекции растений массовый и индивидуальный отбор гибридизация гетерозис межлинейное скрещивание

4 слайд Описание слайда:

Методы селекции растений полиплоидия субридинг инбридинг радиационный и химический мутагенез

5 слайд Описание слайда:

Центры происхождения культурных растений

6 слайд Описание слайда:

Центральноамериканский центр

7 слайд Описание слайда:

Средиземноморский центр

8 слайд Описание слайда:

Юго-западноазиатский центр

9 слайд Описание слайда:

Южно­американский центр

10 слайд Описание слайда:

Абиссинский центр

11 слайд Описание слайда:

Южноазиатский центр

12 слайд Описание слайда:

КОНЕЦ

Найдите материал к любому уроку,указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсемирная историяВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеДругоеДругойЕстествознаниеИЗО, МХКИзобразительное искусствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИспанский языкИсторияИстория РоссииИстория Средних вековИтальянский языкКлассному руководителюКультурологияЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМировая художественная культураМузыкаМХКНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирОсновы безопасности жизнедеятельностиПриродоведениеРелигиоведениеРисованиеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФинский языкФранцузский языкХимияЧерчениеЧтениеШкольному психологуЭкология

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала: ДБ-919574

Похожие материалы

Оставьте свой комментарий

infourok.ru

Урок Основные методы селекции растений и животных 11 класс

Тема «Основные методы селекции растений и животных» (11 класс)

Цель:  продолжить у учащихся формирование знаний о селекции животных и растений.

Задачи:

Обучающие: 

продолжить формирование у учащихся знаний о селекции животных и растений.

познакомить учащихся с методами селекции  животных и растений.

продолжить формирование умений анализировать и делать выводы при устном развернутом ответе.

Развивающие:

способствовать развитию речи учащихся путем постановки вопроса, требующих развернутого и связного ответа.

создание условий для развития устной и письменной речи при индивидуальном устном и письменном опросе.

создать условия для развития произвольного внимания при объяснении нового материала

способствовать развитию наглядно-образного мышления при демонстрации презентации, наглядных материалов.

Воспитывающие:

создать условия для воспитания у учащихся правильной научной картины мира

способствовать воспитанию у учащихся ответственного отношения к труду, за результаты труда.

создать условия для воспитания у учащихся положительной мотивации к учению через обоснование необходимости изучаемого материала в повседневной жизни.

Демонстрационное оборудование: мультемедийный проектор, презентация PowerPoint, фотографии животных, распечатанные на бумаге формата А4 эпиграфы.

План урока:

I. Организационный момент II. Этап проверки домашнего задания III. Объяснение нового материала IV. Закрепление полученных знаний V. Домашнее задание VI. Подведение итогов урока

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

–К изучению какой темы мы приступили на прошлом уроке? (Селекция)– Сегодня на уроке мы с вами должны:– повторить основные понятия темы «Селекция»;– углубить материал по данной теме

II. Проверка домашнего задания

–Какая основная задача селекции как науки? (Выведение новых  и совершенствование старых сортов растений, пород животных, штаммов микроорганизмов.)– Хорошо. А скажите, какая наука является теоретической базой селекции? (Генетика)– А теперь подумайте, почему именно генетические знания играют большую роль в развитии селекции? (Потому что основой успеха селекционной работы в значительной степени является генетическое разнообразие исходного материала. В своей работе селекционеры стараются использовать все многообразие диких и культурных растений.)– Правильно. На необходимость использовать в селекции растений все видовое многообразие флоры нашей планеты указывал еще академик Николай Иванович Вавилов (слайд 2) – выдающийся генетик и селекционер. Именно Николаем Ивановичем были выделены 8 центров происхождения культурных центров растений. Давайте вспомним, какие это центры. Обратите внимание, на слайде перечислены культурные растения, такое же задание и на карточках на ваших столах.  Ваша задача записать на карточках  центры их происхождения. (Слайд 3,Приложение 2)

Учащиеся записывают в тетрадь центры происхождения растений.

– Время вышло. Поменяйтесь карточками. На следующем слайде красным цветом обозначены  правильные ответы. Отметьте знаком «+» правильные ответы, знаком «–» – неверные.  (Слайд 4)(взаимопроверка, оценивание результатов)

Учащиеся называют количество ошибок.

– Для того, чтобы дальше продолжать изучение темы, нам нужно повторить основные термины. Мы будем с вами разгадывать кроссворд.  (Слайды 5-12)

Вопросы:

По горизонтали:

Популяция растений, искусственно созданная человеком? (Сорт)

Как называется метод, при котором проводят различные скрещивания организмов? (Гибридизация)

По вертикали:

Наука о выведении новых сортов растений и пород животных?

В основе этого метода, который используется до сих пор, лежит концепция, разработанная еще Ч. Дарвиным.

Популяция животных, искусственно созданная человеком?

Популяция микроорганизмов, искусственно созданная человеком?

– Какие 2 основных метода выделяют в селекции? (Отбор и гибридизация)

– Именно сегодня на уроке мы и познакомимся с особенностями селекции животных и растений, методами, применяемыми в их селекции, а о селекции микроорганизмов поговорим  на следующем уроке. (Слайд 13)– учащиеся записывают в тетрадях тему урока – «Особенности селекции животных, растений и микроорганизмов» (Слайд 14)

III. Объяснение нового материала

– Примитивная селекция растений возникла одновременно с земледелием. Начав возделывать растения, человек стал отбирать, сохранять и размножать лучшие из них. Многие культурные растения возделывались примерно за 10 тысяч лет до нашей эры. 

Селекционеры создали прекрасные сорта культурных  растений. А какими методами они пользовались мы узнаем прочитав текст параграфа 65. У вас на столах распечатки со схемой такой же как на слайде. В схеме пропущено несколько методов селекции растений.  Ваша задача, используя текст параграфа 65 на страницах 246-252 заполнить недостающие графы в таблице и кроме того привести пример на каждый вид скрещивания растений. (Слайд 15,Приложение 3)– Теперь проверим, что вы написали. А теперь посмотрим, что у вас должно было получиться… (слайд  16)– Итак, мы познакомились с основными методами селекции растений. Как вы думаете, отличаются ли методы селекции растений от методов селекции животных? (Нет… )– Методы селекции животных те же, что и методы селекции растений, но при их применении селекционерам приходится учитывать ряд особенностей, характерных для животных.– Скажите, пожалуйста, какие это особенности?

Сельскохозяйственные животные размножаются только половым путем

Потомство, полученное от одной пары производителей, невелико

Высока селекционная ценность каждой особи

(Слайд 17)– Сельскохозяйственные животные размножаются только половым путем, в связи с этим при подборе селекционеру важно определить наследственные признаки, которые у производителей могут проявляться. Потомство, полученное от одной пары производителей невелико, поэтому возникает проблема максимально сохранить его. Следовательно, селекционная ценность каждой особи высока. – Запишите пожалуйста в тетрадь основные особенности селекции животных, представленные  на слайде 18

Одомашнивание

Гибридизация

Отбор

– Одомашнивание началось более 10 тыс. лет назад. Его центры в основном совпадают с центрами многообразия и происхождения культурных растений. Одомашнивание способствовало резкому повышению уровня изменчивости у животных. 

Гибридизация и  индивидуальный отбор являются основными методами в селекции животных. Массовый отбор практически не применяется из-за небольшого количества особей в потомстве. В селекции животных применяют 2 вида гибридизации.

(Слайд 19)

Инбридинг – родственная гибридизация. Скрещивание между братьями и сестрами или между родителями и потомство ведет к гомозиготности и часто сопровождается ослаблением животных, уменьшению их устойчивости к неблагоприятным условиям, снижению плодовитости.  Тем не менее инбридинг применяют с целью закрепления в породе характерных хозяйственно ценных признаков.

Аутбридинг – неродственная гибридизация. Это скрещивание сопровождается строгим отбором, что позволяет усиливать и поддерживать ценные качества породы.  Сочетание – родственной и неродственной гибридизации широко применяется селекционерами для выведения новых пород животных.Важным направлением в селекции животных является направление гетерозиса. Особенно широко явление гетерозиса применяется, например, в птицеводстве — при получении бройлерных цыплят. О новых видах животных  мы узнаем из доклада … (опережающее задание).

Материал для виртуальной экскурсии

Сегодня мы попробуем провести «виртуальную» экскурсию среди  некоторых пород домашних животных, а  заодно и вспомним основные методы селекции животных.

1. Аутбридингом получен, например, собаковолк

Собаки и волки скрещиваются довольно свободно. Волк – это пугливое животное с особенным поведение и развитым охотничьим инстинктом. Челюсти у него гораздо мощнее, чем у собаки. Поведение гибридов волка и собаки непредсказуемо. Для того, чтобы  приручить животное, обязательно нужна дрессировка

2. Инбридингом получены:

Тигролев – это помесь самца тигра и самки льва. Они имеют склонность к карликовости и обычно по размерам меньше своих родителей. Самцы бесплодны, в то время как самки порой могут приносить потомство.

Лигр – это помесь самца льва и самки тигра. Они являются самыми крупными из семейства кошачьих в мире. Самцы бесплодны, в то время как самки порой могут приносить потомство.

Левопард – это результат скрещивание самца леопарда с самкой льва. Голова животного похожа на голову льва, в то время как остальное тело больше напоминает леопарда. По размерам левопарды крупнее обычных леопардов, они любят карабкаться по деревьям и плескаться в воде.

3. У домашних животных наблюдается явление гетерозиса: при межпородных или межвидовых скрещиваниях у гибридов первого поколения происходит особенно мощное развитие и повышение жизнеспособности. Классическим примером проявления гетерозиса является мул – гибрид кобылы и осла. Это сильное, выносливое животное, которое может использоваться в значительно более трудных условиях, чем родительские формы.

IV. Закрепление полученных знаний

Тестовые задания по теме «Селекция» (Приложение 1)

V.  Домашнее задание (Слайд 22)

1) Параграфы 65-662) Заполнить таблицу, используя текст параграфа 66

Ученые — селекционеры и их достижения

Методы, используемые при получении необходимых признаков

Сорта или породы, полученные ученым

 

 

 

– Таким образом, сегодня на уроке, повторили основные понятия темы «Селекция»,  познакомились с методами селекции растений и методами селекции животных

Главная > Урок Основные методы селекции растений и животных 11 класс

aret.ru

Конспект урока по биологии на тему "Селекция растений" (11 класс)

Анализ урока

I. Введение в урок

1

Создание психологического настроя

0

1

2

2

Постановка целей

0

1

2

3

Формирование мотивов учения

0

1

2

II. Оснащенность урока

1

Доска, карты, плакаты, дидактический материал, ТСО

0

1

2

2

Целесообразность использования средств наглядности

0

1

2

III. Содержание урока, формы реализации

1

Соответствие методической структуры урока целям

0

1

2

2

Адаптация программы к данному классу, доступность изложения материала

0

1

2

3

Дифференциация заданий

0

1

2

4

Научность содержания

5

Связь изучаемого материала с жизнью, межпредметные связи

0

1

2

6

Нравственная и мировоззренческая направленность урока

0

1

2

7

Эстетическое воздействие урока

0

1

2

8

Использование эффективных методов обучения, их вариативность

0

1

2

9

Вариативность и эффективность форм контроля, самоконтроль

0

1

2

10

Привитие учащимся интереса к предмету, занимательность, использование игровых форм

0

1

2

11

Работа по расширению осведомленности учащихся (использование доп. литературы)

0

1

2

12

Наличие практической деятельности учащихся

0

1

2

13

Работа по развитию речи учащихся, навыков чтения, письма, работы с книгой, формирование понятийного аппарата

0

1

2

14

Привитие навыков самообразовательной деятельности

0

1

2

IV. Психологические аспекты урока

1

Смена видов деятельности на уроке

0

1

2

2

Учет времени активного внимания

0

1

2

3

Учет объема оперативной памяти на слух и при письме

0

1

2

4

Использование различных видов памяти /образной, словесно-логической, двигательной, эмоциональной, зрительной/

0

1

2

V. Оценка деятельности учащихся

1

Степень активности учащихся

0

1

2

2

Организованность и дисциплина

0

1

2

3

Речевое развитие учащихся, умение логически мыслить, аргументированно доказывать тезис (правило)

0

1

2

4

Умение работать у доски с картой, схемой, прибором

0

1

2

5

Навыки самостоятельной деятельности

0

1

2

VI. Охрана труда на уроке

1

Готовность помещения (освещенность, чистота, состояние воздуха)

0

1

2

2

Наблюдение за посадкой учащихся

0

1

2

3

Проведение динамической паузы

0

1

2

VII. Взаимодействие ученика и учителя

1

Уровень педагогического мастерства, культура, такт, внешний вид, речь учителя (темп, дикция, эмоциональность)

0

1

2

2

Наличие обратной связи с учащимися

0

1

2

3

Наличие индивидуальной работы с учащимися

0

1

2

4

Организация коллективной деятельности

0

1

2

5

Обеспечение доброжелательного психологического климата

VIII. Итоги урока

1

Выполнение намеченного плана, степень достижения цели

0

1

2

2

Домашнее задание: объем, посильность, вариантность

0

1

2

3

Использование воспитательных возможностей оценки

0

1

2

4

Эффект последействия

0

1

2

Сумма баллов: _____61____ Процент от макс:_____60___ Оценка урока: _4_

Оценка: «5» – 100–75%; «4» – 75–50%; «3» – 50–25%; «2» – 25% и ниже.

Выводы и предложения ________________________________________

Рекомендации ________________________________________________

www.metod-kopilka.ru

Конспект урока биологии в 11 классе: «Селекция: основные методы, достижения»

Цель:   изучение значения науки селекции, ее методов, достижений науки

Задачи:

образовательные – знать определение науки «селекция», порода, сорт, штамм;

уметь определять  методы селекции для растений, животных,

развивающие – развитие мыслительных операций анализа, сравнения, обобщения, классификации, конкретизации

воспитывающие – желание учиться, коммуникативные навыки, самооценка, критическое отношение к действительности

Планируемые результаты:

научатся объяснять содержание методов селекции животных и растений, смогут отличать  и давать характеристику  разных методов  селекции растений и животных, анализировать: находить  метод, соответствующий данному обоснованию, сравнивать методы между собой, подбирать определения под термины, составлять таблицу, описывать методы селекции, обосновывать необходимость создания новых пород и сортов, оформлять свои мысли в предложения, участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс и результат решения коммуникативной задачи,  включаться в групповую работу, связанную с общением, задавать одноклассникам и учителю вопросы, пересказывать содержание текста, обосновывать собственное мнение, наблюдать и делать выводы, поиск информации в Интернет.

Ход урока

Проверка д.з.

Работа в парах, верные и неверные утверждения, выступающие  получают букву (с,е,л,е,к,ц,и,я), будут участвовать  в определении новой темы.

Учащиеся выходят к доске и составляют название, думают определение, используют слова в заголовке «Знать» и слайд о разнообразии пород и сортов. Кто остался на местах, уточняют, поправляют

Как в жизни могут пригодиться знания этой науки? Показать пакетики  семян с символами  F1, об этом мы узнаем сегодня.

Как вы думаете, каковы закономерности становления любой науки? Что появляется раньше – теория или практика? ( Практика чаще.) Найдите ответ на этот вопрос, используя стр.

А кто явился основоположником науки селекции?  Академик Николай Иванович Вавилов (1887-1943) Умер в камере смертников от истощения.  Обратите внимание на годы жизни.  Посетил 40 стран, получил награду за риск и мужество. (ученик) Подготовить сообщение.

Игра-головоломка Работа в группах, ребята разбиваются по группам по признаку согласные и гласные буквы, (на столах смайлики).

Прочитать текст и проставить знаки: +, !, ?

Составим опорный конспект: п с ш } искусственная  популяция, чистая линия (гомозиготные организмы)

↓↕↑  человек (на доске)

Заполнить таблицу: Методы селекции, карточка с текстом

название

царство живых организмов

значение

суть метода

массовый отбор\индивидуальный отбор

растения, животные

разновидности капусты

выбор по фенотипическим признакам

гибридизация (скрещивание):

внутривидовая;

отдаленная гибридизация

растения, животные

максимальное проявление лучших качеств

гибрид ржи с пшеницей,  мул = осел х кобылица, более работоспособная и выносливая;

бараны-архары х тонкорунные овцы = архаромериносная порода овец

скрещивание разных сортов с полезными свойствами одного вида

скрещивание разных видов

гетерозис, или гибридная сила

растения, животные

в  F1 наблюдается мощное развитие

то же

полиплоидия

растения

более крупные размеры, высокая урожайность

кратное увеличение числа хромосом (слайд)

метод

характеристика и цель применения

применение в селекции

(Опорный конспект) Вывод: Какая наука является теоретической основой селекции? п, 2п, 3п, 4п,… =  ≠ растения, животные (на доске)

Закрепление: Мы сегодня изучили все методы селекции? Почему? (не изучали бактерий и грибов, на следующих уроках БИОТЕХНОЛОГИЯ)

Задание: (индивидуальное) Используя  имеющиеся  знания, составь предложение

ИНБРИНДИНГ (воспользоваться Интернетом, словарем)

Развитие критического мышления, работа по утверждениям, какие условия могут привести к образованию новой породы и сорта

Близкородственное скрещивание применяют для …

С какой особью нужно скрестить гетерозиготную особь свиньи, чтобы в потомстве рецессивный ген скороспелости перевести в гомозиготное состояние? (с рецессивной по данному гену особью, применяя инбриндинг)

Какие формы искусственного отбора применяют в селекции животных? (индивидуальный)

У каких организмов не встречается полиплоидия: растения, животные, человек?

Приведите пример применения генетических знаний в теме «Селекция»

Может ли улучшение кормления животных привести  к образованию новой породы.

Домашнее задание

Сообщение  - презентацию о Н.И. Вавилове, И.В. Мичурине, породах, сортах.

Скачать презентацию урока биологии в 11 классе: «Селекция: основные методы, достижения»

apruo.ru

Презентация по биологии 11 класс " Методы селекции растений"

Инфоурок › Биология › Презентации › Презентация по биологии 11 класс " Методы селекции растений"

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

Методы селекции растений

2 слайд Описание слайда:

Ответьте на вопросы: Что такое селекция? Перечислите задачи селекции. Что такое порода, сорт, штамм.

3 слайд Описание слайда:

Методы селекции растений: 1)ОТБОР. ПОЛУЧАЮТ ЧИСТЫЕ ЛИНИИ.

4 слайд Описание слайда:

2)Гибридизация:

5 слайд Описание слайда: 6 слайд Описание слайда: 7 слайд Описание слайда: 8 слайд Описание слайда: 9 слайд Описание слайда:

ИНБРИДИНГ – для повышения урожайности (неблагоприятные гены переходят в гомозиготное состояние)

10 слайд Описание слайда:

ПРИВОДИТ К ГЕТЕРОЗИСУ

11 слайд Описание слайда:

Гетерозис (гибридная сила) – мощное развитие гибридов первого поколения

12 слайд Описание слайда:

СОРТ ПШЕНИЦЫ 1 (прочный стебель, устойчива к полеганию, легко поражается ржавчиной) СОРТ ПШЕНИЦЫ 2 (тонкая и слабая соломина, устойчива к ржавчине) СОРТ ПШЕНИЦЫ 3 - гибрид (устойчив к полеганию и ржавчине)

13 слайд Описание слайда:

ОТДАЛЕННАЯ ГИБРИДИЗАЦИЯ РОЖЬ Х ПШЕНИЦА = ТРИТИКАЛЕ

14 слайд Описание слайда:

Иван Владимирович Мичурин (1855 – 1935 г.г.) – скрещивал географически отдаленные формы алыча ТЕРН ДИКИЙ Домашняя слива

15 слайд Описание слайда:

вишня черемуха Церападус – сладко-кислые с горечью

16 слайд Описание слайда:

Ученые – селекционеры: Пустовойт В.С. – Цицин Н.В., Лукьяненко П.П. – Хаджиев С.Н. – Иванова И.Г. -

17 слайд Описание слайда:

Г.Д.Карпеченко в 1924 г. – на основе полиплоидии преодолел бесплодие и создал капустно-редечный гибрид - рафанобрассик

Найдите материал к любому уроку,указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсемирная историяВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеДругоеДругойЕстествознаниеИЗО, МХКИзобразительное искусствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИспанский языкИсторияИстория РоссииИстория Средних вековИтальянский языкКлассному руководителюКультурологияЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМировая художественная культураМузыкаМХКНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирОсновы безопасности жизнедеятельностиПриродоведениеРелигиоведениеРисованиеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФинский языкФранцузский языкХимияЧерчениеЧтениеШкольному психологуЭкология

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала: ДБ-1010947

Похожие материалы

Оставьте свой комментарий

infourok.ru

Конспект урока "Селекция микроорганизмов" 11 класс

МБОУ КР ОО «Короськовская средняя общеобразовательная школа»

11 класс

2014 год

Слайд 1

Задачи урока: Слайд 2

1. Повторить материал и проконтролировать знания учащихся по теме «Селекция животных»

2. Сформировать у учащихся представление об основных методах селекционной работы с микроорганизмами.

3. Научить школьников обосновывать значение метода искусственного мутагенеза для процесса выведения новых штаммов микроорганизмов.

4. Познакомить учащихся с основными направлениями биотехнологии.

5. Продолжить развитие познавательного интереса у старшеклассников к изучению проблем современной селекции.

Оборудование: презентация, тесты, кроссворды по теме «Селекция животных», пластилин двух цветов компьютер,

Ход урока.

  1. Организационный момент (вступительное слово учителя). 3-4 мин.

  1. Актуализация опорных знаний:

1. Работа с определениями. Слайд 3

1. Что такое селекция? Селекция – наука занимающаяся выведением новых сортов растений пород животных и штаммов микроорганизмав.

2. Дайте определение породе? Порода – совокупность особей домашних животных искусственно полученная человеком обладающая определенными внешними признаками и продуктивностью.

3. Что такое инбридинг? Аутбридинг? Инбридинг – близкородственное скрещивание. Аутбридинг- неродственное скрещивание.

4. Экстерьер- что это? Внешний вид животного

2. Учащихся получают индивидуальные задания: тест с выбором одного правильного ответа. Проверка Слайд 4

1.Тестирование по теме «Методы селекции животных».

1. Какой способ размножения характерен для хордовых жи­вотных?

а) вегетативный в) бесполый

б) половой г) все перечисленные

2. Какие формы отбора применяют в селекции животных?

а) естественный, искусственный

б) бессознательный, стихийный

в) методический, естественный

г) искусственный, индивидуальный

3. Как называются совокупность фенотипических признаков животного, его внешний вид?

а) фенотип в) экстерьер

б) генотип г) инбридинг

4. Как называется процесс одомашнивания животных?

а) доместикация в) инбридинг

б) гетерозис г) аутобридинг

5. Мул — гибрид:

а) кобылицы с ослом в) зебры с жеребцом

б) ослицы с жеребцом г) кобылицы с жеребцом

6. Как называется совокупность особей животных одного вида, искусственно созданная человеком, характеризующаяся определенными наследственными признаками?

а) фенотип в) экстерьер

б) генотип г) порода

7. Какое из животных, по мнению большинства ученых, было одомашнено человеком первым?

а) корова в)собака

б) лошадь г) овца

8. С какой целью осуществляется близкородственное скрещивание животных?

а) для увеличения продуктивности

б) для повышения плодовитости

в) для перевода рецессивного ценного признака в гомози­готное состояние

г) для перевода признака в доминантное состояние

9. Как называется скрещивание неродственных животных особей разных видов?

а) аутобридинг в) гетерозис

б) инбридинг г) экстерьер

3. Работа с фотографиями.

Ответить на вопросы слайдов 5, 6,7

III. Объяснение нового материала.

1. Вводное слово.

На прошлых уроках мы изучили методы селекции животных и растений. Сегодня мы продолжим изучать достижения современной селекции и подробно рассмотрим методы селекции микроорганизмов.

Постановка проблемы: Слайд 8

«Микроб, этот гадкий утенок первых лет эпидемиологии, благодаря успехам науки и техники, достижениям человеческого гения, превратился в прекрасного лебедя генетической инженерии современной биотехнологии и индустрии живых клеток»

Б. Я. Нейман

Вам предлагается прослушать материал, по ходу которого вы должны будете раскрыть смысл данной цитаты.

1. Что такое штамм?

2. Как называется наука, которая изучает микроорганизмы?

3. Каковы особенности микроорганизмов?

Есть наука занимающаяся использованием живых организмов, их биологических особенностей и процессов жизнедеятельности в производстве необходимых человеку веществ и называется она биотехнологией. Хотя эта наука молодая, но уже очень важная.

Основным объектом, используемым в биотехнологических процессах, являются микроорганизмы. Поэтому на сегодняшнем уроке мы будем рассматривать именно методы селекции микроорганизмов.

Микроорганизмы, микробы- мельчайшие организмы различимые только под микроскопом. Открыты в 17 веке Левенгуком.

Большинство микроорганизмов – одноклеточные организмы. Среди микроорганизмов – представители разных царств живой природы, относящихся к прокариотам (бактерии и сине-зеленые водоросли), к эукариотам (микроскопические грибы, микроскопические формы водорослей и простейших). Слайд 9.

Наука, которая изучает микроорганизмы, называется мик­робиологией. В настоящее время микробиология не только изу­чает микроорганизмы, но и получает новые штаммы микроорга­низмов, нужные в разных областях человеческой деятельности. Роль микроорганизмов в производстве лекарств, биологически активных соединений, кормовых добавок, удобрений, в хлебопечении, виноделии, молочных продуктов невозможно переоценить. В связи с этим постоянно ведется поиск новых высокопродуктивных штаммов микроорганизмов.

Штамм - совокупность микроорганизмов, искусственно полученных человеком, обладающая специфическими призна­ками. Такое определение дается штамму в селекции микроорга­низмов.

В микробиологии штамм рассматривается еще как культура микроорганизмов, выделенная из определенного организма: боль­ного человека, животного и растения. Слайд 10

Селекция микроорганизмов, в отличие от селекции растений и животных имеет ряд особенностей

Слайд 11, 12.

1. Повсеместное распространение

2. Высокая скорость роста и размножения за считанные дни в чашках Петри или пробирках на питательных средах можно вырастить миллиарды клеток;

3. Высокая степень выживаемости в условиях, которые непригодны для жизни других организмов (t=70-105С, радиация,NaCl=25-30%, высушивание, отсутствие кислорода, t=(-), и др.

4.Невероятная продуктивность. Например: корова весом в500 кг. за сутки образует 0,5 кг. белка, а 500кг.растений сои продуцируют за тот же срок 5 кг. белка, равная же масса дрожжей способна выработать в биореакторе за сутки 50 тонн белка, что в 100 раз превышает их собственную массу и равно массе 5 взрослых слонов).

5.Чрезвычайная приспособленность микробов даёт возможность легко и быстро их селекционировать. Чтобы вывести породу животных или сорт растений нужны сотни лет, а для выведения штамма микроорганизма нужно несколько лет.

Методы селекции микроорганизмов. Слайд 13

Продуктивность диких форм бактерий невысокая, поэтому человек совершенствует и выводит новые штаммы

В селекции микроорганизмов применяют как традиционные так и новейшие методы.

К традиционным методам относят экспериментальный мутагенез и отбор по продуктивности. Слайд 14

  • Природный штамм микроорганизма

  • Выявление и отбор продуктивного штамма на основе естественной изменчивости

  • Обработка штамма мутагенами

  • Выявление и отбор перспективных мутантов

  • Многократный пересев с контролем на образование требуемого продукта

  • Получение продуктивного штамма

  • Передача штамма в промышленное производство

Но возможности традиционной селекции ограничены. Успехи же таких наук как молекулярная биология и генетика в изучении микроорганизмов, а так же возрастающие потребности практического использования микробных продуктов привели к созданию новейших методов целенаправленного и контролируемого получения микроорганизмов с заданными свойствами.

К новейшим методам селекции микроорганизмов относят генную инженерию. С ее помощью можно выделять необходимые гены и вводить их в новое генетическое окружение с целью создания организма с новыми заранее предопределенными признаками.

  • В случае использования методов генной инженерии можно заставить бактерии и другие микроорганизмы продуцировать те соединения, синтез которых в естественных природных условиях им никогда не был присущ (например, гормоны человека и животных, биологически активные соединения).

Но методы генной инженерии остаются еще очень сложными и дорогостоящими. Но уже сейчас с их помощью в промышленности получают такие важные медицинские препараты как интерферон, гормоны роста, инсулин.

Слайд 15

Применение микроорганизмов. Слайд 16.

Область использования микроорганизмов очень широка: в пищевой промышленности- в хлебопечении, при получении кисломолочных продуктов, в виноделии, пивоварении; в химической промышленности- при получении спирта, органических кислот, аминокислот, в медицине- при получении витаминов, антибиотиков и других лекарственных препаратов; в сельском хозяйстве.

Исключительное значение для здоровья человека имеют антибиотики. Это особые вещества - продукты жизнедеятельности некоторых микробов и грибов, убивающие болезнетворных микробов и вирусов.

Слайд 17. Одним из первых антибиотиков полученном на основе микроорганизма- гриба пеницилла, является пенициллин. И сейчас хотелось бы послушать небольшое сообщение о его появлении в медицине.

Обобщение и закрепление полученных знаний.

Они помогут человечеству решить глобальные проблемы- обеспечение населения продуктами питания, охрана окружающей среды от загрязнения. Возможно микробы наша последняя надежда на выживание.

Сегодня на уроке вы познакомились с методами селекции микроорганизмов, которая имеет большие перспективы. Возможно в дальнейшем бактерии будут производить не только антибиотики, но и гормоны и ферменты.

  1. Задание на дом

Выучить §67 вопрос №5 в конце параграфа.

Рабочий лист

Ученика(цы) 11 класса___________________________

    1. Наука занимающаяся использованием живых организмов, их биологических особенностей и процессов жизнедеятельности в производстве необходимых человеку веществ и называется она ____________________

    1. Наука, которая изучает микроорганизмы, называется ____________________

    1. Совокупность микроорганизмов, искусственно полученных человеком, обладающая специфическими призна­ками называется _____________________

    1. Особенности микроорганизмов:

  1. ___________________________________________________________

  2. ___________________________________________________________

  3. ___________________________________________________________

  4. ___________________________________________________________

  5. ___________________________________________________________

5.Методы селекции микроорганизмов: 1.____________________________,

2._______________________________,3._____________________________.

1.Тестирование по теме «Методы селекции животных».

1. Какой способ размножения характерен для хордовых жи­вотных?

а) вегетативный в) бесполый

б) половой г) все перечисленные

2. Какие формы отбора применяют в селекции животных?

а) естественный, искусственный

б) бессознательный, стихийный

в) методический, естественный

г) искусственный, индивидуальный

3. Как называются совокупность фенотипических признаков животного, его внешний вид?

а) фенотип в) экстерьер

б) генотип г) инбридинг

4. Как называется процесс одомашнивания животных?

а) доместикация в) инбридинг

б) гетерозис г) аутобридинг

5. Мул — гибрид:

а) кобылицы с ослом в) зебры с жеребцом

б) ослицы с жеребцом г) кобылицы с жеребцом

6. Как называется совокупность особей животных одного вида, искусственно созданная человеком, характеризующаяся определенными наследственными признаками?

а) фенотип в) экстерьер

б) генотип г) порода

7. Какое из животных, по мнению большинства ученых, было одомашнено человеком первым?

а) корова в)собака

б) лошадь г) овца

8. С какой целью осуществляется близкородственное скрещивание животных?

а) для увеличения продуктивности

б) для повышения плодовитости

в) для перевода рецессивного ценного признака в гомози­готное состояние

г) для перевода признака в доминантное состояние

9. Как называется скрещивание неродственных животных особей разных видов?

а) аутобридинг в) гетерозис

б) инбридинг г) экстерьер

infourok.ru

Разработка открытого урока по теме Основные методы селекции и биотехнологии 11 класс

Муниципальное общеобразовательное учреждение Донская средняя общеобразовательная школа

Урок «Основные методы селекции и биотехнологии»

11 класс

Подготовила : Овсянникова Вера Александровна

2009 г

Урок № 20

Тема «Основные методы селекции и биотехнологии».

Цели урока: 1). Раскрыть сущность понятий селекция , сорт, порода и штамм; определить цели и задачи науки селекции;

Охарактеризовать основные методы селекции; сформировать знания о биотехнологии, клеточной и генной инженерии.

2).продолжить формирование умений анализировать, сравнивать, обобщать и систематизировать, готовить сообщения, работать с текстом учебника и дополнительной литературой.

3).воспитывать гордость за отечественных и мировых ученых-селекционеров.

Основные понятия: селекция, сорт, порода, штамм, аутбридинг , гетерозис, биотехнология, клеточная инженерия, генная инженерия; гибридизация близкородственная (инбридинг), неродственная и отдаленная(аутбридинг).

Оборудование: компьютерная презентация, таблицы, иллюстрирующие различные методы селекции ,породы животных и сорта растений.

Ход урока

Изучение нового материала

Вводное слово учителя .

2.Актуализация знаний и постановка проблемы.

На столах у учащихся кроссворды. Учитель предлагает разгадать его и оценить. На столах у учащихся листы для оценки знаний. Учитель предлагает самим уч-ся оценить свои первоначальные знания по теме и кроссворд. 5 минут

Учитель просит прочитать ответ на вопрос под номером 7.

Возникают вопросы.

Что такое селекция?

Для чего селекции необходимо знание законов наследственности и закономерностей изменчивости ?

Почему селекцию можно назвать эволюцией . направляемой желаниями и трудом человека?

В ходе краткой беседы формулируется тема и задачи урока. Тема :»Основные методы селекции и биотехнологии». Задача :выяснить основные традиционные и современные методы селекции.

3.Работа с понятием селекция. Запись понятия в словарь. Составление синквейна на понятие «селекция».

4.Работа с понятиями сорт, порода и штамм. Запись понятия в тетрадь.

Из определения селекции видно, что целью практической деятельности селекционеров является создание новых сортов растений, пород животных и штаммов микроорганизмов, обладающих нужными для человека качествами .

Демонстрация слайдов с изображениями пород голубей, кошек, собак. 5 минут.

5.Работа в малых группах.

Ответы учащиеся записывают на листах бумаги, которые раздаются каждой группе.

Задание №1

Представьте, что вы селекционеры, вам необходимо создать новый сорт томатов. Какими признаками вы наделили свой новый сорт? Почему именно на эти признаки вы обратили внимание?

Задание №2

Вам необходимо вывести новый сорт томата, пригодного для механизированной уборки плодов. Какими признаками вы наделили бы свой сорт? Почему?

Задание №3

Какими способами, методами вы будете пользоваться при выведении нового сорта? Где вы будете искать источники новых генов, формирующих лучшие продуктивные качества вашего сорта? 5 минут.

6.После завершения работы в группах заслушиваются варианты решения поставленных задач, проводится беседа, в ходе которой учитель подводит учащихся к формулировке задач селекции. Давайте посмотрим в учебнике стр.240. все ли задачи селекции вы назвали ?.

Работа с текстом учебника стр. 240.

7.Постановка новой проблемы .Какими методами пользуется селекция при выведении новых сортов растений и пород животных? Почему считают. Что селекция животных и растений- одна из важнейших отраслей сельского хозяйства и биологической науки и почему успешная работа селекционеров -основа благосостояния страны?

8.Далее новый материал мы будем изучать самостоятельно. Работа с текстом учебника по группам стр.241-242 и заполнение по ходу беседы таблицы. Сообщения учащихся о межвидовых гибридах, достижениях генной и клеточной инженерии, о клонировании, биотехнологии.

Методы селекции

Селекция растений

Селекция животных

1.Подбор родительских форм (искусственный отбор).

По наличию ценных для человека признаков.

По приспособленности к местным условиям среды.

По месту происхождения.

По хозяйственно ценным признакам и по внешнему виду –экстерьеру.

По способности к контактам с человеком и возможности содержания в неволе.

2).Гибридизация:

А). неродственная (аутбридинг)

б).близкородственная(инбридинг)

Осуществляется с помощью простых и сложных скрещиваний. Простые- однократные скрещивания между двумя родительскими формами.

Сложные -в которых задействованы более чем две родительские формы или происходит повторное скрещивание гибридного потомства с одним из родителей.

Скрещивание различных сортов (внутривидовое, межвидовое, межродовое), ведущее к гетерозису. Используется для получения гетерозиготных популяций и повышения продуктивности. Для получения плодовитых гибридов применяют полиплоидию (капустно-редечный гибрид).

Искусственное самоопыление у перекрестноопыляющихся растений , для получения чистых линий, использующихся для дальнейшего скрещивания.

Скрещивание отдаленных пород, отличающихся контрастными признаками, межродовое скрещивание для получения гетерозиготных популяций и проявления гетерозиса.

Скрещивание между близкими родственниками для получения гомозиготных (чистых)линий с желательными признаками.

Скрещивание отдаленных пород, отличающихся контрастными признаками. Ведет к гетерозису. У животных потомство бесплодно (мул-гибрид осла и лошади).

Скрещивание между близкими родственниками для получения гомозиготных чистых линий с желательными признаками, т. е. для закрепления этих признаков. Часто ведет к снижению жизнеспособности.

4).Отбор

А).массовый

Б).индивидуальный

Применяется в отношении перекрестноопыляющихся растений (рожь)

Применяется в отношении самоопыляющихся растений, выделяются чистые линии- потомство одной самоопыляющейся особи (пшеница, овес, ячмень)

Практически не применяется из-за небольшого количества особей в потомстве.

Применяется жесткий индивидуальный отбор по хозяйственно ценным признакам, выносливости, экстерьеру

4.Экспериментальное получение мутаций- индуцированный мутагенез

Применяется в генетике и селекции для получения мутантных форм(более продуктивных, урожайных, полиплоидов

Используются естественные (спонтанные) мутации. Метод получения полиплоидов не применяется

5.Метод испытания производителей по потомству

Не применяется

Используется метод искусственного осеменения от лучших самцов-производителей

Генная инженерия

Это целенаправленный перенос нужных генов от одного вида живых организмов в другой

Клеточная инженерия

Основана на культивировании отдельных клеток или тканей на искусственных питательных средах.

9.Подведение итогов и ответ на вопросы: Какие же основные методы селекции растений и животных используют ученые? Что такое инбридинг? Аутбридинг? Что такое гетерозис? Так почему же селекцию называют эволюцией, направляемой желаниями и трудом человека?

10.Учитель: Традиционные, описанные выше методы селекции имеют естественные ограничения в области изменения генотипа организма. Методы клеточной и генной инженерии открывают возможности создания организмов с новыми, в том числе и не встречающимися в природе, комбинациями наследственных признаков. Сообщение учителем фактов «Это интересно».

11.Сообщения учащихся о методах генной и клеточной инженерии.

12.Тесты. 3 минуты.

13.Домашнее задание: § 64, ответить на вопросы.

14.Подведение итогов.

Главная > Конспекты > Разработка открытого урока по теме Основные методы селекции и биотехнологии 11 класс

aret.ru


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта