Урок что общего у разных растений. Урок окружающего мира по теме "Что общего у разных растений?"

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Тема урока: Части растения. Что общего у разных растений? Урок что общего у разных растений


Части растения. Что общего у разных растений?

Открытый урок в 1 классе

по окружающему миру

«Мир вокруг нас».

Учитель начальных классов Жарикова Т.М.

Тема урока: Части растения. Что общего у разных растений?

Цели урока: изучение частей растения (корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами). Знакомство с разнообразием плодов и семян. Соцветия растений. Развивать первоначальные умения практического исследования природных объектов. Воспитание у детей коллективизма, умения работать в группе.

Оборудование: Учебник, рабочая тетрадь, плакат «Части растений», плоды и семена цветковых растений, гербарий, карточки с заданием, корзина с плодами.

Ход урока

  1. Организационный момент
Приготовление рабочего места.

II. Повторение пройденного материала.

Учитель: - Предлагаю вам сыграть в игру.

- У меня в каждой руке по загадке. С какой руки начнем? (Раскрывает ладонь и показывает хвоинку.)

- По этой маленькой хвоиночке угадайте дерево. (То же самое с хвоинкой в другой руке.)

- Молодцы, ребята, вы хорошо отгадали эти загадки.

III. Объяснение нового материала.

Муравей-Вопросик: Ребята! Вы изучили много растений. Они такие разные. А есть ли у них что-то общее?

Учитель: - В самом деле, что общего у разных растений?

- Рассмотрите плакат «Части растений».

- Найдите на растении лист.

- Мы это уже умеем делать.

-Лист – это все растение или его часть?

Дети: Часть растения.

Учитель: Какие еще части растений вам знакомы?

(Дети отвечают.)

- Рассмотрите рисунок в учебнике на с. 18.

- Здесь изображен кабачок.

- Найдем у него листья, посчитаем, сколько их у нарисованного растения.

- Посмотрите, какие длинные у листьев черешки.

- А чему они крепятся?

- Прочитайте, как называется эта часть растения.

Дети: Стебель.

Учитель: Какого он цвета?

Дети: Зеленого.

Учитель: Проведите пальчиком вдоль всего стебля сверху вниз.

- Закончилась зеленая часть?

- Прочитаем, как она называется?

Дети: Корень.

Учитель: Это подземная часть растения.

- Поднимемся вверх от корня по стеблю.

- Повторяем знакомые части растения.

- Какие части растения мы еще не назвали?

Дети: Цветок, плод с семенами.

Учитель: Итак, перечислите, что мы видели?

(Дети перечисляют, глядя на рисунок в учебнике.)

Учитель: Так что же такое корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами?

Дети: Части растения.

Учитель: Ребята, прочитайте, какой вывод (правило) говорит нам Мудрая Черепаха: «Корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами – части растения».

(Дети читают)

IV. Физкультминутка.

Огуречик, огуречик,

Не ходи на тот конечик.

Там мышка живет,

Тебе хвостик отгрызет.

V. Практическая работа.

Класс делится на группы (по 4 человека). Каждая группа получает растение (астра, кабачок, настурция, календула) и конверт с карточкой-заданием. Все это выдается командиру группы.

Карточка-задание:

  1. Как называется растение?
(Прочитать название.)
  1. Есть ли у растения корень?
(Найти и показать.)
  1. Есть ли у растения стебель?
(Найти и показать)
  1. Есть ли у растения листья?
(Найти и показать.)
  1. Есть ли у растения цветок?
(Найти и показать.)
  1. Что появилось на месте цветка?
(Показать.)

VI. Самостоятельная работа детей.

Вывод: У разных растений есть одни и те же части: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами.

Учитель: Есть ли эти части у деревьев?

Мудрая Черепаха, обобщая ответы детей: «Стебли у деревьев – это их стволы и ветви, они толстые и твердые. Хвойные деревья отличаются от остальных тем, что у них нет плодов. Вместо плодов у них шишки».

VII. Работа в рабочей тетради. (с. 8.)

Собрать растение из частей.

Учитель: Какое растение получилось?

Дети: Колокольчик.

VIII. Работа в учебнике (с. 19.)

  1. Беседа.
Учитель: Ребята, Мудрая Черепаха приготовила еще один сюрприз. Посмотрите на рисунке.

Мудрая Черепаха: Знаете ли вы, что у многих растений цветки собраны в группы – соцветия?

Соцветие – это группа цветов, как и у звезд, группа – созвездие.

Посмотрите на клевер и тюльпан. Чем они различаются?

Дети: У клевера – соцветие, у тюльпана – цветок.

Учитель: У каких растений тоже соцветия?

Дети: Астра, георгин, подсолнух.

  1. Игра.
Учитель: Отгадайте загадки. Что у меня в корзине? (Достает корзину.)

Раскололся тесный домик

На две половинки.

И посыпались в ладони

Бусинки-дробинки.

Дети: Горох. Плод гороха.

Учитель: Что внутри?

Дети: Семена, горошинки.

Учитель: Нарисуйте бусинку-горошинку. А вот вторая загадка.

Голова на ножке,

В голове горошки.

Дети: Мак.

Учитель: Рассмотрите семена.

- Нарисуйте их в квадратике.

- А это что такое? (Достает из корзинки яблоко.)

Яблоко спелое, красное, сладкое,

Яблоко хрусткое, с кожицей гладкою.

Яблоко я пополам разломлю,

Яблоко с другом своим разделю.

- Рассмотрите семечко яблока.

-Нарисуйте его.

-Ребята, а узнаете это семечко?

(Показ семечка арбуза.)

- Арбуз – это тоже плод. А внутри у него семена.

IX. Итог урока.

Учитель: Ребята, давайте ответим на вопрос Муравьишки: «О чем говорили на уроке?».

Дети: О частях растения.

Учитель: Что общего у разных растений?

Дети: Корень, стебель, листья, цветы, плоды с семенами.

100-bal.ru

Урок окружающего мира по теме "Что общего у разных растений?"

Урок окружающего мира по теме "Что общего у разных растений?"

Цель: Создать условия для ознакомления учащихся с общими для всех растений частями.

Задачи:

Образовательные:

  • Формирование первоначальных понятий об общих частях растений.

  • Учить находить, показывать и называть части растений.

  • Систематизация полученных и имеющихся у учеников знаний по теме.

  • Формирование реалистических представлений об окружающем мире.

Развивающие:

  • Развивать у учащихся навыки умственного труда, умения анализировать, обобщать, делать выводы, опираясь на изученный материал.

  • Развитие познавательной активности и интереса к изучаемому предмету.

Воспитательные:

  • Воспитание умения работать в коллективе, в паре.

  • Воспитание бережного отношения к природе.

  • Воспитывать потребность применять знания, полученные на уроках, в жизни.

Ход урока

I. Организационный момент.

(Цель: организованное начало урока)

Учитель и дети приветствуют друг друга, проверяется готовность к уроку, создается положительный настрой на работу.

II. Актуализация знаний

(Цель: воспроизведение ЗУН, нужных для «открытия» нового знания и выхода на задание, вызывающее познавательное затруднение).

– Вспомните основные вопросы нашего раздела.

– Что и кто?

– Отгадайте загадки и скажите, что это?

1. Масляна головушка, летом в огороде,Светит, словно солнышко, при любой погоде? Подсолнух.

2. Сладок он, друзья, на вкус.А зовут его… Арбуз.

3. Что за куст – ни с кем не знается.Не собачка, а кусается. Крапива.

4. Стоит Алёна: платок зеленый,тонкий стан, белый сарафан. Береза.

5. Вроде сосен, вроде елокА зимою без иголок. Лиственница.

6. В сенокос – горька, а в мороз – сладка.Что за ягодка? Рябина.

7. Стоят в поле сестрички, желтый глазок, белые реснички. Ромашки.

– Как назвать одним словом? Растения (Появляется слово на слайде: Растения)

– Что вы знаете о растениях? Где встречали эти растения? (Дети отвечают. Одновременно идет демонстрация классных фотографий, подходящих к теме урока, с осенней экскурсии и прогулок).

III. Целеполагание и мотивация

– Растения такие разные: и по высоте, по месту обитания, по цвету и т.д. Но называем одним словом «растения». Значит, что-то есть общее, одинаковое у таких разных растений? Что же? (Примерные ответы детей: они живые, любят воду, свет, за ними нужно ухаживать и т.д. Анализируем рассуждения, выясняем, что всё это не является главным в определении растений. Знаний для ответа не хватает).

– Хотите узнать, что объединяет все растения?

IV. Изучение и первичное закрепление

(Цель: организовать деятельность учащихся по успешному восприятию и осмыслению нового материала через постановку вопросов)

– На какой вопрос будем отвечать сегодня на уроке? (Что общего у разных растений?)

(После постановки вопроса детьми появляется  «Что общего у разных растений?»)

– Муравьишка Вопросик и Мудрая черепаха выслушали ваши ответы и хотят вам помочь. Посмотрите, как они сгруппировали картинки – ответы на загадки. Подумайте, почему так?

1 группа: листья березы, крапивы, лиственницы.

2 группа: плоды рябины, арбуз.

3 группа: цветы ромашки, подсолнечника.

(В результате такого подводящего диалога дети приходят к выводу, что у всех растений есть листья, плоды с семенами, цветы, стебель-ствол. Одновременно на магнитной доске прикрепляются карточки со словами – в виде схемы)

ЛИСТЬЯ

                      СТЕБЕЛЬ – СТВОЛ

                                                                ЦВЕТЫ

                                                                                       ПЛОДЫ С СЕМЕНАМИ

 

– Мы не указали еще одну часть растения. Она не всегда бывает видна сразу. Но без нее растение не живет. Что же это? (Добавляем слово КОРЕНЬ)

– Для чего нужен корень? (Растения получают через корни питательные вещества из земли).

– Что у нас получилось? (Целое растение)

– Из чего мы его собрали? (Из частей)

– Значит… (Общее у разных растений – это части. Называем их и сравниваем с ответом на экране) 

– Давайте укажем общие части у растения, пользуйтесь карточками на магнитах. (На доске прикреплён рисунок гороха.)

Дети по желанию выходят и прикрепляют рядом с каждой частью растения карточку с названием этой части) – Проверяем. Кто сделал бы так же? Молодцы!

– Где, на месте чего образуются плоды? (На месте цветка, после того, как он завянет)

Работа в учебнике на стр. 22.

– Какое растение нарисовано? (Кабачок) Что у него обозначено? (Все части) Покажите, назовите (работа в парах).

– Какие растения есть еще на рисунке? (Яблоня и крыжовник)

– Что мы должны сделать? (Показать и назвать части растений)

– Работаем в парах. Если что-то непонятно, задавайте вопросы. (Взаимопроверка)

– Каких частей растений вы здесь не увидели? (Цветов)

– Посмотрите на фотографии, которые я принесла. Узнаете наш город? А вот это фото цветущих яблонь. Рассмотрите внимательно: цветы каких деревьев и кустарников вы видите на других фотографиях? (Это вишня, сирень, черемуха. Очень красиво!)

– А вы знаете, что … у змногих растений цветки собраны в группы. Найдите на стр. 23, как называются эти группы. (Соцветия) Чем интересно это слово? (Похоже на слово цвет)

– Узнайте по рисунку, у каких растений цветки собраны в соцветия. Почему вы так решили?

– Проверьте себя по стр. 88. Кто правильно определил? Молодцы! Встречали ли вы такие растения? Где?

V. Самостоятельная работа с проверкой по эталону

(Цель: применение знаний в типовых условиях и фиксация достижения индивидуальной цели)

Практическая работа.

– Мудрая Черепаха и Муравей прислали вам  рисунки незнакомых растений – как вы думаете для чего? (у каждого ученика – карточка с рисунком – по вариантам)

– Правильно! Найдем части этих растений. Но указываем части только одной буквой. (Дети выполняют задание индивидуально. Два хорошо читающих ученика – «помощника» – работают за доской по точно таким же рисункам, но только больших размеров, подписывают полные названия частей) 

– Мудрая Черепаха проверила работу наших помощников. Дети, работающие у доски, выполнили всё правильно. Проверьте себя и сравните свои записи с образцом. (Проверка, выявление и исправления ошибок. Самооценка.)

– Что заметили? (На рисунках не нарисованы плоды с семенами.)

– Зачем растениям нужны семена? (С помощью семян растения размножаются.)

– Придумайте и дорисуйте семена вашим растениям, а дома можно раскрасить.

VI. Включение в систему знаний и повторение

(Цель: включение полученных знаний в общую систему представлений об окружающем мире).

– Посмотрите на предметы, которые есть у вас на партах. (Гербарии злаковых растений, листьев, шишки хвойных деревьев, муляжи овощей и фруктов, предметные картинки, классные комнатные растения небольших размеров: каждому ученику – один предмет)

– Подумайте, какие части растений вы видите. Если не понятно – спросите.

Выйдите к доске те, кто считает, что в его образце  – листья. Назовите, от каких растений.

– Вторая группа: плоды. От каких растений?

– Третья группа: цветы. От каких растений?

– А теперь составим 4 группу. Что из всего названного человек использует в жизни? Для чего? (Ответы детей из личного опыта) Молодцы, вы много знаете про растения!

VII. Рефлексия.

(Цель: соотнесение цели у рока и результатов)

– На какой вопрос отвечали?

– Что нового узнали?

Выполнение тестов в тетради. Хорошо читающий ученик читает задания, дети выполняют. Взаимопроверка. Исправление ошибок. Поощрение учеников-помощников.

– Что бы хотели узнать о растениях

Для поддержания интереса к предмету учитель знакомит с некоторыми сведениями о растениях-рекордистах.

(Бамбук – за сутки вырастает на 40 см;

Раффлезия – растение хищник;

Вольфия – водное растение размером, как маковое зернышко;

Кактус – выдерживает температуру воздуха до +70 градусов;

Баобаб – взрослое дерево может жить с пустой сердцевиной)

– Чем вы заинтересовались? Где можно подробнее узнать про эти растения?

Слайд 8. Оцените свою работу на протяжении всего урока.

– Какой момент урока запомнился? Где испытывали трудности? Удалось ли их преодолеть? Как? На чьи ответы обратили внимание? (Самооценка своей деятельности). Спасибо за работу!

infourok.ru

Что общего у разных растений

1 КЛАСС «Мир вокруг нас» А. П. Плешаков

Тема урока: Что общего у разных растений.

Дидактическая цель: Создать условия для осознания и осмысления новой учебной информации и привести их знания в систему.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Задачи урока:

  • Научить детей различать части растений;
  • Изучить понятия: «корень», «стебель», «лист», «цветы», «плод с семенами».
  • Воспитывать интерес к окружающему миру.
Методы обучения:
  • Репродуктивные – словесные, наглядные, практические.
  • Продуктивные – частично-поисковые, наблюдение.
Формы обучения: фронтальная, индивидуальная.

Средства обучения:

  • образцы растений;
  • картины: куст смородины, дуб с желудями, мох сфагнум, водоросль валлиснерия, одуванчик, земляника с ягодой, вьюнок, пастушья сумка.
  • плоды растений – яблоко, семечко подсолнуха, орех, жёлудь; корнеплоды – картофель, морковь, свёкла; растения у которых человек использует в пищу листья – капуста, петрушка, укроп, салат.
  • учебник «Мир вокруг нас» А.П. Плешаков 1 класс.
  • рабочая тетрадь на печатной основе «Мир вокруг нас» А.П. Плешаков
1 класс.

Ход урока:

1. Организационный этап.

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

На доске прикреплены картины.

- Ребята, что вы видите на этих картинах?

- Как назвать их, одним словом?

- Жизнь на Земле начиналась в море. И первыми на нашей планете появились растения. Многие из них потом выбрались на сушу и стали совсем другими. Одно из древнейших наземных растений – торфяной мох сфагнум. Он образует сплошной ковёр на поверхности клюквенных болот.

- А что общего у всех растений?

^

- Давайте рассмотрим для примера одуванчик. Этот цветок можно встретить почти повсюду. Его корень имеет много отростков. Они впитывают влагу из почвы. Значит, корень питает растение водой. Одуванчик – многолетнее растение. Летом он запасает в своём корне питательные вещества. Весной из этого корня вырастет новый одуванчик. Вверх от корня идут побеги: коротенький стебель с листьями и ножка с цветком. Когда цветок отцветёт, останется подушечка, утыканная семенами.

4. Первичное усвоение новых знаний. Введение материала с учётом закономерностей процесса познания (восприятие и первичное осознание нового материала), осмысление связей и отношений в объекте изучения.

- Рядом с одуванчиком растут и другие растения.

- Вот дуб. Огромный, могучий ствол с раскидистыми сучьями. От сучьев отходят ветви поменьше, от тех – совсем маленькие веточки. А на веточках – листья. Растения поменьше часто имеют не один большой ствол, а несколько маленьких. Эти стволики идут от общего корня. Бывают и вьющиеся растения. Их стебель недостаточно прочен, он вьётся вокруг других стеблей или просто лежит на земле.

- Кто может показать стебель растений, изображённых на картинах?

- Чем отличаются стебли этих растений? (У яблони, смородины стебли прочные покрытые корой, а у остальных мягче, травянистые.)

Физминутка.

Ветер дует нам в лицо, (дети машут руками)

Покачнулось деревцо, (поднимают руки ладошками вверх и покачивают руками)

Ветерок всё тише - тише, (наклоняются вниз)

Деревцо всё ниже – ниже.(опускают руки вниз и покачивают руками)

- Какую ещё часть у растения мы можем с вами выделить? (Цветы и плоды с семенами.)

- Жизнь растения полна опасностей, но несмотря на эти опасности, часть растений всё же выживает и приносит семена. Одуванчик снабжает свои семена летучками: пушистыми хохолками. А у семян берёзы и клёна есть специальные крылышки для полёта, созревшие, сухие плоды репейника цепляются крючочками за одежду. У земляники семена расположены на поверхности ягоды. Многие плоды становятся особенно яркими когда созревают их семена.

- Рассмотрим яблоко в разрезе.

- Если плод разрезать пополам, мы увидим семена внутри. Внутри любого плода могут быть семена.

- Рассмотрим корнеплоды – картофель, морковь, свёклу.

- Как вы думаете, к какой части растений они относятся?

- Если разрежем картофель, увидим мы внутри семена?

- Разрезаем пополам и рассматриваем.

- Все эти части находятся в земле. Как же мы их можем назвать (корни). Это корни или корнеплоды. Именно их мы и употребляем в пищу. А из почек на клубнях вырастают новые кусты картофеля.

- В начале урока мы говорили о том, что жизнь растений началась в море. Что же осталось общего у этих растений. Растений моря и растений суши. Что передали водоросли своим сухопутным потомкам? Это лист. У листа был свой предок, ещё более древний. Это водоросль, которую можно разглядеть только в микроскоп.

^

- Ребята, а давайте проверим, правильно ли мы выделили части растений. Откройте учебник, найдите запись внизу на левой странице.

- Какое растение несёт черепаха? (землянику)

- Назовите его части.

- найдите растения в верхней части страницы. Прочитайте названия растений. (пастушья сумка, настурция)

- Соедините линиями одни и те же части растений.

Работа по учебнику страница 18. Ребята задания выполняют самостоятельно.

^

- Давайте откроем рабочую тетрадь на странице 8. И попробуем собрать растение из частей. Какое растение получилось. (цветок колокольчик)

- Собирают самостоятельно.

^

- Я вам сейчас загадаю загадки:

1. Дышит, растёт,

А ходить не может. (растение)

2. Летом холодит,

Зимой согревает. (дерево)

3. Сидит – зеленеет,

Летит – пожелтеет,

Падает – почернеет. (лист)

4. Какой колокольчик не звенит? (цветок)

5. В золотой клубочек

Спрятался дубочек. (жёлудь)

6. Есть один такой цветок,

Не вплетёшь его в венок.

На него подуй слегка,

Был цветок – и нет цветка. (одуванчик)

- Давайте посмотрим в учебнике на страницу 18, какое ещё растение нарисовано на этой странице? (кабачок)

- Покажите нижнюю часть растения. Как она называется? (корень)

- Как называется часть растения, идущая от корня? (стебель)

- Что крепится к стеблю с помощью черешка? (лист)

- Какие ещё части растения вы можете выделить? (цветы, плод с семенами)

^

1. Если у тебя дома есть растение в горшочке, рассмотри его и найди главные части: побеги (стебли и листья), цветы, плоды.

2. Если у тебя есть дачный участок и ты помогаешь старшим в саду, вырви сорное растение, рассмотри его и найди главные части.

9. Рефлексия.

- Пригодится ли знание как устроено растение в повседневной жизни?

- Как вы думаете людям каких профессий необходимо знать что общего у растений?

- На следующем уроке мы познакомимся кто такие насекомые. Узнаем как насекомые помогают растениям опыляться. А насекомые даром опылять не будем. Его надо чем – то приманить. И тут уж цветочным хитростям нет конца.

fs.nashaucheba.ru


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта