Таблица сравнения клеток растений животных и грибов таблица. Методическая разработка урока биологии на тему «Сходство и различия в строении клеток растений, животных и грибов»

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Сравнение клеток бактерий, растений, животных и грибов (для учащихся 10 классов). Таблица сравнения клеток растений животных и грибов таблица


Сравнение клеток бактерий, растений, животных и грибов (для учащихся 10 классов)

  • Автор дает согласие использовать данный ресурс только для ознакомления и проведения уроков.

  • Нельзя присваивать себе авторство данного ресурса, даже если будут внесены изменения.

  • Нельзя публиковать данный ресурс без согласия автора.

  • В случае частичного использования ресурса, ссылка на источник обязательна.

Автор (ФИО, должность)

Умалатова Равганият Бийбулатовна, учитель биологии.

2.

Название ресурса

Сравнение клеток бактерий, растений, животных и грибов.

3.

Вид ресурса

Таблица.

4.

Предмет, УМК

Биология. Общая биология.

5.

Цель и задачи ресурса

Цель: проверить усвоение знаний о строении и функционировании органоидов клетки, выявить отличия и сходства в строении клеток бактерий, животных, растений и грибов.

6.

Возраст учащихся, для которых предназначен ресурс

10 класс.

7.

Программа, в которой создан ресурс

Microsoft Word.

8.

Методические рекомендации по использованию ресурса

Данный материал можно использовать при прохождении главы «Строение и функции клеток» в 10 классе. Таблицу можно использовать для закрепления главы «Строение и функции клеток», также можно использовать для подготовки ОГЭ и ЕГЭ. Таблица включает органоиды и их функции. Даются клетки бактерий, растений животных и грибов. В пустые строки таблицы надо записать, есть или нет. Если клетка содержится соответствующий органоид записывает да, если в клетке нет органоида записывает нет.

Деятельность учащихся: заполнение учащимися таблицы.

Деятельность учителя: обеспечение каждого учащегося листом с таблицей. Объяснение хода выполнения работы.

Проверка работ. Анализ ответов.

9.

Источники информации (обязательно!)

1.Общая биология: учебник для 10 кл. В.Б.Захаров, С.Г.Мамонтов, Н.И.Сонин. -М.: Дрофа, 2006

2.Биология 10 класс: поурочные планы.

Автор-составитель: О.Л.Ващенко,2007. Издательство «Учитель».

3.Биология.Тестовые задания с решениями/ Р.Г.Заяц, В.Э.Бутвиловский, В.В. Давыдов.-Минск:Букмастер,2013.-464 с.

4.ЕГЭ по биологии. Практическая подготовка 3-е изд., перераб. и доп.- СПб.: БХВ-Петербург, 2017.-576 с.

infourok.ru

Методическая разработка урока биологии на тему «Сходство и различия в строении клеток растений, животных и грибов»

1. /Клетка.docМетодическая разработка урока биологии на тему «Сходство и различия в строении клеток растений, животных и грибов»
Методическая разработка урока биологии на тему «Сходство и различия в строении клеток растений, животных и грибов»

Баламутова ТИ.

Ровеньской р - н

Мною давно замечено, что объяснительно – иллюстративный способ обучения, уроки - лекции не дают нужного результата. А знания, добытые своим трудом, гораздо прочнее и глубже. Поэтому в своей педагогической деятельности я использую по мере возможности, конечно, исследовательский метод. Учащиеся работают непосредственно с природными объектами (живыми растениями и животными), гербарными экземплярами, микропрепаратами, комнатными растениями. Они анализируют их строение, сравнивают, обобщают, делают выводы. Всё это развивает мыслительную деятельность учащихся.

В качестве примера мною предложена эта разработка урока.

Тема урока: Сходство и различия в строении клеток растений, животных и грибов

Цели урока: 1. Обеспечить знание учащимися сходства и различий в строении клеток растений, животных и грибов; особенностей строения прокариотов и эукариотов;

2. Совершенствовать навыки учащихся при работе с микроскопом;

3. Создать условия для включения учеников в активную-познавательную деятельность, исследовательскую работу;

4. Сформировать личностное отношение к содержанию урока

Тип урока: комбинированный

Средства обучения: микроскоп, временные влажные препараты растительной и грибной клетки, постоянные препараты животной клетки; таблицы «Бактерии», «Строение клеток эукариот».

Методы: проблемно-поисковый, исследовательский.

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Этап проверки домашнего задания:
  1. Теоретическая минутка:
- Что изучает цитология?

- Какие функции выполняет плазматическая мембрана, цитоплазма, ядро, ядрышко, г-ЭПС, ш-ЭПС, аппарат Гольджи, лизосомы, рибосомы, митохондрии?

2. Беседа с учащимися по вопросам:

Учащиеся отвечают, сопровождая ответы показом у доски по таблице «Бактерии»

-Чем прокариотическая клетка отличается от эукариотической?

-Какую форму имеют бактерии?

-Почему бактерии образуют споры и какова их функция?

-Как размножаются бактерии?

-Какова роль бактерий в природе и почему одних бактерий называют «друзьями» человека, а других - «врагами»?

III. Этап подготовки к изучению нового материала

Ребята, обратите ваше внимание на высказывание Аристотеля на доске: «Познание начинается с удивления». Мне тоже хочется, чтобы вы удивились.

Возьмите в руки предметные стёкла, поместите на них каплю воды. Я даю вам лист элодеи, выдержанный под исскуственным светом. Приготовьте микропрепарат. Рассмотрите под микроскопом на большом увеличении.

Скажите, что вы видите? Что отличает растительную клетку от животной? Почему движутся хлоропласты?

Какие ещё микропрепараты приготовлены у вас на столе?

Каковы же цели нашего урока? Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

IV. Изучение нового материала:

  1. Беседа с учащимися. Сейчас нельзя с полной уверенностью сказать, когда и как возникла на Земле жизнь. Мы также точно не знаем, как питались первые живые существа на Земле: автотрофно или гетеротрофно. Но в настоящее время на нашей планете существуют представители нескольких царств живых существ: животных, растений, простейших, грибов. Как вы думаете, почему учёные считают, что у растений, животных, грибов, простейших общие предки?
  2. Выполнение исследовательской работы
«Изучение строения клетки (растительной, грибной, животной) под микроскопом»

Материалы для работы: готовые микропрепараты различных видов растительных и животных тканей, одноклеточных организмов: лук, картофель, листья элодеи, гриб-мукор, клетки эпителия слизистой оболочки ротовой полости и др.

Ход работы:

Приготовление препарата чешуи кожицы лука.

Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов одноклеточных организмов, растительных и животных тканей.

Сравнить строение растительной, животной и грибной клеток.

Зарисовать клетки. Записать результаты наблюдений в таблицу «Сравнение клеток растений, животных и грибов»

Таблица №1

Признаки Клетки растений Клетки животных Клетки грибов
Рисунок клетки
Клеточная стенка
Пластиды
Вакуоли
Ядро
Центриоли
Способ питания
Запасной углевод
Синтез АТФ
Деление

Пользуясь таблицей «Строение эукариотических клеток», рисунками учебника 22 и 23 на с. 56, текстом учебника на с. 76-78 заполнить таблицу до конца и ответить на вопросы:

- Чем растительная клетка отличается от животной?

- Почему грибы учёные выделяют в отдельное царство?

3. Демонстрация учителем грибов сапротрофов, паразитов, симбионтов.

4. Работа в парах с новыми терминами (выписать новые термины и их

объяснение в тетрадь).

V. Этап проверки первичного усвоения знаний.

Тестирование. Выбери один правильный ответ

1. Выберите один из признаков, свидетельствующий о наличии общих предков у эукариот?

А. Все эукариоты имеют особые маленькие кольцевые двуцепочечные молекулы ДНК – плазмиды

Б. Общий план строения клетки: наличие клеточной мембраны, цитоплазмы, ядра, органоидов

В. Гетеротрофное питание

Г. Автотрофное питание

2. Клетки растений не имеют:

А. Хлоропластов

Б. Митохондрий

В. Центриолей

Г. Ядра

3. Клетки животных не имеют:

А. Митохондрий

Б. Аппарата Гольджи

В. Хлоропластов

Г. Клеточного центра

4. Клетки грибов не содержат:

А. Ядра

Б. Пластид и хлорофилла

В. Оболочки

Г. Цитоплазмы

5. Клеточной стенки нет у…

А. Животных

Б. Растений

В. Грибов

Г. Растений и грибов

6. Сапротрофами называют …

А. Грибы, питающиеся органикой мёртвых существ

Б. Грибы, питающиеся живой органикой

В. Грибы, находящиеся во взаимовыгодной связи с растениями

Г. Грибы, питающиеся и мёртвой и живой органикой

7. Паразитами называют…

А. Грибы, питающиеся органикой мёртвых существ

Б. Грибы, питающиеся живой органикой

В. Грибы, находящиеся во взаимовыгодной связи с растениями

Г. Грибы, питающиеся и мёртвой, и живой органикой

8. Симбионтами называют…..

А. Грибы, питающиеся органикой мёртвых существ

Б. Грибы, питающиеся живой органикой

В. Грибы, находящиеся во взаимовыгодной связи с растениями

Г. Грибы, питающиеся и мёртвой, и живой органикой

9. Нитевидные структуры в один ряд клеток, из которых построено тело гриба

А. ДНК

Б. Крахмал

В. Гифы

Г. Гликоген

10. Деление клеток осуществляется благодаря образующейся перегородки между дочерними клетками у…

А. Животных

Б. Растений

В. Животных и растений

Взаимопроверка. Убирается таблица «Строение клеток эукариот» на доске. Под ней ключ ответов. Учащиеся оценивают знания друг друга.

1-б,2-в,3-в,4-б,5-а,6-а,7-б,8-в,9-в,10-б.

VI.Этап закрепления знаний по вопросам:

- Почему клетки растений зелёные, а клетки животных и грибов не имеют

такой окраски?

- Почему животная клетка может менять свою форму, а растительная - нет?

- Каковы различия в делении растительных и животных клеток?

- Почему грибы выделены в самостоятельное царство?

- Чем растительная клетка отличается от животной?

- На основании каких признаков можно предположить, что все эукариоты

имели общих предков?

  1. Этап информации о домашнем задании
П. 19, В. 1-5 с. 78.

Подготовить сообщение о природе вируса СПИДа.

  1. Этап подведения итогов урока.
  2. Этап рефлексии
Учитель: «Продолжите предложения. Наш урок подошёл к концу и я хочу сказать:

- для меня было открытием то, что...

- сегодня на уроке мне удалось (не удалось)...»

Резюме

Использование метода исследовательской деятельности на уроках позволяет создать усло­вия для творческой мыслительной работы учащихся. Автоматически отпадает необ­ходимость необдуманного, неосмысленно­го запоминания большого объема учебно­го материала. Знания у учащихся становятся более прочными, а самое глав­ное — сохраняется интерес к изучению предмета.

При разработке данного урока использовался опыт Л. П. Анастасова, В, С. Кучменко «Сборник заданий для проведения устного экзамена по биологии за курс средней школы» Дрофа Москва 2002 год, опыт Е. В. Шикова «Исследовательский принцип в обучении» //Биология в школе.-1995.-№2.-с.19, опыт кандидатов педнаук: Т. В. Ивановой, Т. А. Козловой «Итоговая проверка знаний учащихся по общей биологии» Москва «Школа – Пресс» 1997год

1 Фамилия Имя Отчество (полностью) автора Баламутова Татьяна Ивановна
2 Название статьи ( материала) Методическая разработка урока биологии на тему «Сходство и различия в строении клеток растений, животных и грибов» с использованием проблемно-поискового и исследовательского методов.
3 Должность, предметная область, ученаястепень, ученое звание Учитель биологии
4 Город, населенный пункт Белгородская область, Ровеньской район

с. Клименково

5 Представляемая организация МОУ «Клименковская СОШ»
6 Почтовый адрес (для рассылки сборника) 309746, Белгородская область, Ровеньской район, с. Клименково
7 Телефон служебный с указанием кода города 238 – 51 – 1 – 34
8 Телефон домашний с указанием кода города 238 – 51 – 1 – 01
9 Е-mail(если есть)
10 Как Вы узнали о нашем сборнике? Районный методико-информационный центр
11 Дата отправления материалов 14. 12. 2006 год
12 Следует ли Вас информировать о будущихконференциях и сборниках? Да

podelise.ru

Таблица сравнения строения клеток бактерий, растений и животных

Таблица сравнения строения клеток бактерий, растений и животных

1. Во время деления клетки образует веретено деления.

2. Выполняет барьерную, транспортную, матричную, механическую, рецепторную, энергетическую, ферментативную и маркировочную функции.

3. Двухмембранные структуры, в которых происходят реакции фотосинтеза (хлоропласты), накопление крахмала (лейкопласты), придается окраска плодам и цветкам (хромопласты). Имеют собственную ДНК.

4. Осуществляет связь между клеточными структурами, участвует в трансляции и транспорте белков, синтезе и транспорте липидов и стероидов, принимает участие в построении ядерной мембраны.

5. Накапливает ионы и поддерживает тургорное давление, осуществляет запас воды и необходимых клетке соединений; аккумулирует отходы жизнедеятельности – является одновременно и складом, и помойкой

6. Нуклеопротеиновый комплекс, содержащий ДНК, а также гистоны и гистоноподобные белки.

7. Опорно-двигательная система клетки. Изменения в белках цитоскелета приводят к изменению формы клетки и расположению в ней органоидов.

8. Органоиды, принимающие участие в превращении энергии в клетке. Имеют внутренние мембраны, на которых осуществляется синтез АТФ. Имеют собственную ДНК

9. Органоиды, состоящие из двух субъединиц, осуществляют одну из стадий синтеза белка - трансляцию.

10. Полисахаридная оболочка над клеточной мембраной, через неё происходит регуляция воды и газов в клетке. Не проницаема даже для мелких молекул. Не препятствует диффузному движению.

11. Предохраняет бактерии от повреждений и высыхания. Создаёт дополнительный осмотический барьер и является источником резервных веществ. Препятствует фагоцитозу бактерий.

12. Производят расщепление белков, углеводов, липидов и нуклеиновых кислот.

13. Используя молекулярный кислород, участвуют в отщеплении атомов водорода от некоторых органических субстратов с образованием перекиси водорода (h3O2). В клетках печени и почек обезвреживают множество ядовитых веществ, попадающих в кровоток.

14. Производит синтез сложных белков, полисахаридов, их накопление и секрецию.

15. Связывание между собой клеток ткани. Транспорт веществ между клетками.

16. Служат для перемещения в пространстве (реснички, жгутики и др.).

17. Служат для прикрепления бактериальной клетки к различным поверхностям.

18. Содержит в себе органеллы клетки и равномерно распределяет питательные вещества по клетке.

19. Хранение геномной информации, которая кодирует ферменты, которые разрушают антибиотики, тем самым позволяют избегать их губительного воздействия.

20. Хранение наследственной информации, синтез РНК.

mybiblioteka.su


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта