Строение семян однодольных растений план урока. Конспект урока на тему: Строение семени однодольных и двудольных цветковых растений.

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Разработка урока на тему: «Строение семян двудольных и однодольных растений». Строение семян однодольных растений план урока


«Строение семян двудольных и однодольных растений»

«Строение семян двудольных и однодольных растений»

Тема: Строение семян двудольных и однодольных растений.

Цель: познакомить учащихся с особенностями строения семян однодольных и двудольных растений.

Тип урока: комбинированный.

Задачи:

  1. Образовательные:

    • раскрыть особенности строения семян однодольных и двудольных растений;

    • развивать умение работать с натуральными объектами, сравнивать их;

    • формировать практическое умение и навыки по распознаванию и определению семян;

    • развивать умение работать с учебником.

  2. Развивающие:

    • развивать логическое мышление через умение анализировать, обобщать материалы, делать выводы, сравнивать;

    • развивать наблюдательность, речь учащихся.

  3. Воспитательная:

    • продолжить формирование научного мировоззрения.

    • осуществлять экологическое, природоохранное воспитание на примере материала урока.

Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация знаний учащихся.

(работа по вопросам)

На прошлом уроке мы говорили с вами о цветковых растениях. Давайте вспомним:

  • Какие же растения называют покрытосеменными и за что они получили такое название? (у которых образуется цветок, покрытосеменные, так как семя защищено, то есть развивается внутри плода) (слайд №2)

  • Какие жизненные формы растений вы знаете? (деревья, кустарники, травы)(слайд №3)

  • Каково значение покрытосеменных в природе и жизни человека? (слайд №4)

  1. Изучение новой темы.

Все покрытосеменные, несмотря на свое многообразие, имеют общий план строения. Их органы подразделяют на вегетативные и репродуктивные. Вегетативные (от латинского слова «вегетативус» - растительный) органы составляют тело растения и осуществляют его основные функции, включая вегетативное размножение. К ним относят корень и побег. Репродуктивные, или генеративные (от латинского слова «генераре» - производить), органы, связанные с половым размножением растений. К ним относят цветок, плод и семя. (слайд №5)

О чём мы с Вами будем говорить на этом уроке? (о семенах)

У меня в руке будущая жизнь

Будущий побег и могучий корень.

Дружно прорастут в глубину и ввысь,

Лишь вода дождей землю всю напоит.

А пока гостит осень на дворе,

А пока зима вьюгою всё воет

Спит и дышит жизнь у меня в руке.

Будущий побег и могучий корень. (слайд №6)

Учитель: Где находится будущий побег и могучий корень?

Ученики: В семенах.

Учитель: Правильно в семенах. А почему про семя говорится, что это будущая жизнь?

Ученик: Так как из семян появляется новое растение.

- Как же появляются молодые растения? Весной, когда земля освобождается от снега, многие люди торопятся поскорее посеять разные овощные культуры и цветы на грядках и клумбах. Что они сеют? Конечно же, семена.

В землю на небольшую глубину закапывают сухое, небольшое (а иногда и совсем крошечное) семя. Обычно через 2-3 недели на том месте, где под слоем земли находилось семя, появляется маленькое зеленое растеньице – проросток. Чудо? Нет. Оказывается, в каждом семени спрятано будущее растение.

(слайд №7) – тема урока

(слайд №8) – цели урока

Сегодня мы как раз поговорим о семени, из которого вырастает растение. Тема нашего урока «Строение семян двудольных и однодольных растений». Мы заглянем внутрь семени и познакомимся с его строением, узнаем, чем отличаются по строению семена двудольных и однодольных растений, выполним лабораторную работу.

Ребята, а что вы знаете о семенах? (опережающее задание ученикам)

1. Самые крупные семена двулопастной формы у пальмы.

Родом с Сейшельских островов. Их длина 30-45 см, вес до 15 кг в 30 млн. раз тяжелее ,чем у березы. Созревает семя в течение 7-10 лет, а прорастает 1-1,5 года. Молодое растение получает питательные вещества от него в течение 3-5 лет. Обычно семена не имеют периода покоя, при хранении быстро теряют всхожесть. (слайд №9)

2. Самые мелкие, меньше мм., семена у орхидей, 50 000 таких семян весят 0,1 г. Очень мелкие семена у белозера (отдельное семя весит 0,00003 г), у осины – 50 000 семян весят – 4 г. Такие семена как пылинки подхватываются и разносятся ветром. Но мелкие семена имеют и маленький зародыш – у орхидей он состоит из 30 клеток, мало запасных питательных веществ, поэтому для прорастания требует идеальных условий и быстро теряют всхожесть.

Так семена грушанки и орхидей прорастают только с помощью микоризных грибов, а семена осины и тополя уже через несколько часов теряют всхожесть. (слайд №10)

3. У подавляющего большинства цветковых растений созревшие семена не способны сразу прорастать. Они находятся в состоянии так называемого покоя. Обычный случай вынужденного покоя – это сухие семена.

У некоторых растений сухие семена сохраняют всхожесть в течение нескольких лет, а иногда в течение десятков и даже сотен лет.

Если подсушенные семена хранить в герметических условиях, при температуре близкой к абсолютному нулю они сохраняют жизнедеятельность практически бесконечно.

4.Наибольшая долговечность свойственна “твердым семенам”. Так удалось прорастить семена лотоса, пролежавшие в торфянике Манжурии более 1000 лет. Еще большую долговечность обнаружили семена люпина, извлеченные из льдов (занесенных с почвой) Аляски – их возраст 10 000 лет. (слайд №11)

5.Есть семена лекарственные. (слайд №12)

а) Семена пшеницы богаты витаминами – В1, В2, РР, а проростки пшеницы содержат необходимый для организма витамин Е.

Заряд бодрости и энергии несут в себе проросшие семена пшеницы, регулируют обмен углеводов, белковый обмен, а также образование жирных кислот.

б) Льняное семя толченое применяется при заболеваниях кишечника.

в) Семя укропа огородного применяется при желчекаменной болезни.

г) Настой семян укропа применяют не только при болезнях печени, но и для возбуждения аппетита, как мочегонное средство при судорогах, одышке и как успокаивающее средство.

д) Семена петрушки обладают мочегонным действием, выгоняют соли из организма. усиливают тонус мускулатуры кишечника и мочевого пузыря.

6. А еще семена могут быть эталоном веса, например, ювелирных изделий, бриллиантов – караты. Слово "карат" происходит от названия семени растения цератонии. С помощью этих семян люди в древности проверяли весы. Семечки цератонии малы и неотличимы друг от друга по весу. Один карат эквивалентен 0,2г. (слайд №13)

Молодцы! Интересная информация. Сегодня мы с вами должны выяснить, какое строение имеет семя? Все ли семена имеют одинаковое строение или они чем – то отличаются?

Для этого вы отправитесь в лаборатории, где проведете исследовательскую работу.

Делимся на группы, у каждой группы на столах есть всё необходимое для выполнения работы: задания, опорные схемы и рисунки, необходимый набор семян. После выполнения заданий и их оформления по одному представителю от каждой группы выступят с докладами.

Выполнение лабораторной работы «Изучение строения семян двудольных и однодольных растений». (слайд №14)

Физминутка (слайд №15)

Вновь у нас физкультминутка,Наклонились, ну-ка, ну-ка!Распрямились, потянулись,А теперь назад прогнулись. Разминаем руки, плечи,Чтоб сидеть нам было легче,Чтоб писать, читать, считать

И совсем не уставать.Голова устала тоже.Так давайте ей поможем!Вправо-влево, раз и два.Думай, думай, голова.Хоть зарядка коротка,                      Отдохнули мы слегка.

Выступление представителей от каждой группы:

1 Группа – строение семени фасоли. (слайд №16)

2 Группа – строение зерновки пшеницы. (слайд №17)

3 Группа - Каковы особенности строения семян других однодольных и двудольных растений. (слайд №18,19)

Обсуждение:

А теперь, ребята, давайте сравним изученные семена. (слайд №20) Итак, что же у них общего? (Общее в строении семян то, что семена имеют семенную кожуру, запас питательных веществ и зародыш).

А чем они различаются? (Различаются: в семени фасоли, гороха две семядоли, в которых находятся запасные питательные вещества, а в семени пшеницы, кукурузы одна семядоля, а питательные вещества находятся в эндосперме, кожура срастается с околоплодником, поэтому ее невозможно отделить).

Те растения, которые имеют в зародыше одну семядолю, называются однодольными. Например – пшеница, лук, лилия. Те растения, которые имеют в зародыше две семядоли, называются двудольными. Например – яблоко, огурец, слива, томат. (слайд №21)

Итак, мы с вами выяснили, что: (слайд №22)

  1. Семя состоит из: семенной кожуры, зародыша и содержит запас питательного вещества.

  2. Зародыш – зачаток будущего растения. Он состоит из: зародышевых корешка, стебелька, почечки и семядоли.

  3. Семядоли – это первые листья зародыша растения.

  4. Растения, имеющие в зародыше семени одну семядолю, называют однодольными – это пшеница, кукуруза, овес, лук и др.

  5. Растения, имеющие в зародыше две семядоли, называют двудольными – это фасоль, капуста, яблоня, горох, томат.

  1. Закрепление материала.

  1. Работа со схемой строения семени фасоли и зерновки пшеницы (расставить подписи к частям семени на магнитах).

  2. Выполнение теста «Верю – не верю» с последующей взаимопроверкой. (слайд №23,24)

  3. Заполнение анкеты «Оцените урок». (слайд №25)

  1. Задание на дом: изучить §18, выполнить задания и ответить на вопросы после параграфа, оформить лабораторную работу в тетрадях. (слайд №26)

Список литературы:

  1. Биология: Ботаника: 6 класс: Книга для учителя.-М.:»Первое сентября», 2002 (Я иду на урок).

  2. Биология. 6-9 классы. Конспекты уроков: семинары. Конференции, формирование ключевых компетенций / авт.-сост. И.Н. Фасевич и др. – Волгоград: Учитель, 2009.

  3. Биология. Живой организм: опорные конспекты, М.: Классикс Стиль, 2003.

  4. Биология в таблицах и схемах. Издание 2-е СПб, ООО «Виктория плюс», 2004.

  5. Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 класс: Тематическое и поурочное планирование К учебнику В.В. Пасечника «Биология. Бактерии, грибы, растения»: Пособие для учителя / Н.В. Дубинина, В.В. Пасечник, - М.: Дрофа, 2002.

  6. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 6 класс: Поурочные планы по учебнику В.В. Пасечника / авт.-сост. Н.И. Галушкова. – Волгоград.: Учитель, 2005.

  7. Пасечник В.В. Биология. 6 класс. Бактерии, грибы, растения: Учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа, 2009.

  8. Пасечник В.В. Биология: бактерии, грибы, растения. 6 класс.: рабочая тетрадь/ В.В. Пасечник, Т.А. Снисаренко – М.: Дрофа, 2005.

multiurok.ru

Технологическая карта урока "Строение семян однодольных растений"

Технологическая карта урока биологии в 6 классе

Рефлективно – оценочный лист для подведения итогов урока.

Цель: изучить строение зерновки пшеницыОборудование: проросшие зерновка пшеницы, микроскоп, микропрепарат «Зерновка пшеницы», лупы, препаровальные иглы, технологические карты для выполнения лабораторной работы.

1.Рассмотрите форму и окраску зерновки пшеницы.

2.Препаровальной иглой попробуйте снять часть околоплодника с набухшей и сухой зерновок. Объясните почему она не снимается.

3. Рассмотрите в лупу разрезанную вдоль зерновку.

4.Изучите и зарисуйте внешнее строение зерновки пшеницы и подпишите все части обозначенные цифрами. (Рис.1)

5. Составьте схему строения зерна пшеницы.

Околоплодник, сросшийся с семенной зародыш кожурой

10.Сделать вывод. Какие особенности строения могут иметь семена однодольных растений.

Планируемый результат

Предметные умения

Личностные УУД:

  1. Принятие социальной роли обучающегося

  2. Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения

  3. Умение управлять своей познавательной деятельностью

  4. Развитие навыков работы в группе и умение сотрудничать с другими учениками и учителем в разных учебных ситуациях

  5. Развитие критического мышления через чтение и письмо.

  6. Развитие наблюдательности, любознательности, исследовательских качеств.

В познавательной сфере:

  1. Давать определение изученных понятий: зародыш, эндосперм, семядоля, класс однодольные, околоплодник, зерновка.

  2. Выявлять

отличительные признаки в строении семян однодольных.

  1. Называть и приводить примеры растений разных классов покрытосеменных растений.

  2. Описывать

Строение семян растений.

  1. Обосновывать

роль семян, значение составных частей семян для растения.

  1. Использовать информацию из учебника, других источников о строении семян разных растений.

  2. Практическое применение знаний: изучение и описание сухих и набухших семян зерновки пшеницы, используя инструктивную карту работы.

В ценностно-ориентационной сфере:

Формирование отношения к

растениям как основе жизни.

В формировании безопасности на уроке:

Соблюдение требований ТБ при работе с

лабораторными инструментами.

Регулятивные УУД:

  1. Умение планировать и регулировать свою деятельность

  2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач

  3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами

  4. Владение основами самоконтроля и самооценки, принятие решений осуществление основного выбора в учебной и познавательной деятельности

Познавательные УУД:

  1. Осуществлять поиск информации с использованием различных ресурсов

  2. Устанавливать причинно следственные связи

  3. Давать определения понятиям

  4. Уметь сравнивать, анализировать, обобщать знания.

  5. Применять знания на практике

Коммуникативные УУД:

  1. Готовность получать необходимую информацию, отстаивать свою точку зрения в диалоге и выступлении, выдвигать гипотезу и доказывать

  2. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность в команде

  3. Умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию

  4. Использовать разные информационные ресурсы для поиска информации

Этапы урока

Формируемые умения (УУД)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I

Организационный момент.

Актуализация знаний. Мотивация.

Метапредметные (УУД):

Регулятивные: Адекватно оценивают свои возможности самостоятельной деятельности.

Коммуникативные: Сотрудничество с собеседниками, использование речевых средств общения.

Познавательные:

Предметные: Давать определение изученных понятий

Приветствует учащихся. Отмечает отсутствующих. Распределяет учащихся по группам.

Учитель загадывает загадку:

«В огороде - желтый мяч,Только не бежит он вскачь,Он как полная луна,Вкусные в нем Что? ( семена).

Определение темы занятия в сотрудничестве с обучающимися.

Актуализация имеющихся знаний обучающихся по теме. Проведение игры «Корзина знаний»

Проверяют наличие в комплекте инструкционных карточек, наличие источников информации. Управляют поведением и деятельностью.

Взаимодействуют с учителем и одноклассниками в ходе формирования групп.

Отгадывают загадку.

Определение темы урока в сотрудничестве с одноклассниками и учителем.

Ученики по цепочке говорят то, что знают о семенах (собираем урожай знаний). Повторяют уже имеющиеся знания.

II

Постановка учебной проблемы

Метапредметные (УУД):

Познавательные: Выдвигая цели, делают умозаключения.

Регулятивные: Контроль за ответами сверстников.

Коммуникативные: Вырабатывают общее решение, делают выбор, оказывают взаимопомощь, выражают собственное мнение.

Личностные: Воспитание культуры поведения на уроке.

Направить обучающихся на самостоятельное определение целей и задач занятия

Записывает на доске тему урока, цели и задачи, выдвинутые учащимися и откорректированные учителем.

В группах определяют цели и выдвигают задачи урока. Формируют общую цель и задачи.

Запись в тетрадях темы урока.

Самостоятельно контролируют собственное время и учатся управлять им, преобразовывать практическую задачу в познавательную.

Аргументируют свою точку зрения, распределяют функции в группе.

III

Формулирование проблемы, планирование

Метапредметные (УУД):

Регулятивные: Формируют проблему, составляют план работы

Учитель организует работу по составлению плана изучения темы, организует работу в группах с учебником, консультирует работу с инструктивной карточкой.

Устанавливают рабочие отношения в группе. Организуют учебное планирование и сотрудничество.

IY

Открытие нового знания

Предметные:

Выявляют понятия: семенная кожура, зародыш, эндосперм, семядоля, класс однодольные,.

Называют и приводят примеры однодольных растений,

Сравнивают строение семян разных классов по разным источникам

Личностные:

Формирование отношения к семени как к зародышу растения.

Метапредметные: (УУД)

Регулятивные: Оценивают объективные трудности в изучении материала урока

Познавательные: Изучают текст, рисунки, презентацию, сравнивают, составляют схемы.

Коммуникативные: Высказывают и отстаивают свою точу зрения, принимают чужую, оппонируют собеседнику

Организует работу обучающихся в группах:

  • по изучению строения семени через чтение параграфа 1 , рисунков 1 и 2, при просматривании слайдов.

  • описанию основных частей семени, практическая работа с пророщенными семенами

  • по сравниванию строения семян однодольных растений

Решают проблему: « Исследование строения семян»

Добывают новые знания из учебника, рисунков, по презентации.

Взаимодействие в группе.

Поиск и обработка информации из разных источников.

Творческая работа:

в тетрадях делают схему строения семян (основные части). (Групповая работа)

Оформляют сравнительную таблицу:

«Строение семян класса однодольных и двудольных растений»

Готовят сообщения по исследуемому объекту.

Y

Применение нового знания

Предметные: Выполняют работу по изучению и описыванию строения семян пшеницы.

Личностные: учатся навыкам работы с препаратами и инструментами, наблюдать и приводить факты, доказывающие теоретический материал.

Метапредметные: (УУД)

Познавательные: Анализируют, фиксируют результаты.

Коммуникативные: Договариваются, приходят к общему мнению в совместной деятельности

Организует выполнение работы по инструктивной карте, оформлению хода работы и формулированию выводов по наблюдениям

Организует обсуждение результатов работы .

Организует выполнение лабораторной работы «Изучение строения семян однодольних растений»

Выполняют работу по инструкции, делают рисунок семян, отмечают части семян, сравнивают и выявляют сходства и отличия в строении семян, делают выводы.

Выполняют лабораторную работу.

YI

Рефлексия учебной деятельности

Метапредметные (УУД):

Регулятивные: Осуществляют самоконтроль и взаимо- контроль.

Коммуникативные:

Приходят к общему мнению в совместной деятельности

Личностные: дети учатся соизмерять свои возможности с требованиями учителя, определять зону своего ближайшего развития.

Организует обсуждение результатов работы, решение проблемы, выполнение поставленной цели.

Проводит закрепление полученных знаний в форме фронтальной беседы и на основе тестов, подготовленных учащимися.

Завершение заполнения «Корзины знаний»

Приложение 1

Дают определения новых терминов,

Отвечают на вопросы по теме. Организуют взаимопроверку по тестам.

Завершение заполнения «Корзины знаний» новыми, приобретенными на данном уроке знаниями.

Оценивают правильность выполненных работ, вносят необходимые исправления. Осуществляют самооценку.

Выражают собственное мнение о работе на уроке и полученном результате.

Y

Домашнее задание

Объявляет оценки за урок отвечавшим ученикам, благодарит всех за работу на уроке.

Проводит оценку эмоционального состояния по шкале. 

Объясняет разноуровневое домаш- нее задание: а)знать определения новых терминов, б)составить 5 вопросов по теме, п. 1 стр.9-11

Определяются в выборе домашнего задания

multiurok.ru

Строение семени однодольных и двудольных цветковых растений.

III. Изучение новой темы:

Каждый из вас, наверное, слышал фразу из песни « С чего начинается Родина?» Я думаю, что на данный вопрос вы сможете ответить. Ребята, а с чего начинается жизнь большинства растений? Дети обсуждают поставленный вопрос и предполагают, что растение начинает свою жизнь с семени.

Отыщи всему начало, и ты поймешь многое.

(Козьма́ Петро́вич Прутко́в)

Это и будет темой нашего сегодняшнего урока. Откройте тетради и запишите тему урока: «Строение семян однодольных и двудольных растений»

(Презентация. Приложение 10 ).

А какие цели мы поставим перед собой?

План урока: (Презентация. Приложение 11).

  1. Что такое семя?

  2. Строение семян двудольных растений

  3. Строение семян однодольных растений

  4. Лабораторная работа «Строение семян двудольных растений и однодольных растений»

Семена бывают разными по окраске, форме, весу, размерам. Минимальные размеры имеют семена орхидных и заразиховых; их масса составляет 0,001—0,003 мг. Максимального размера достигают семена сейшельской пальмы Lodoicea maldivica (масса около 20 кг). Окраска кожуры семени часто темная, что зависит от присутствия в ней тех или иных пигментов, чаще всего антоцианов

Семена – это важнейшее эволюционное достижение высших растений. Достижение заключается в устройстве самого семени. (Презентация. Приложение 12,13).

Семя состоит из

запаса питательных веществ

Она имеет 2n

набор хромосом.

Образуется из

интегумента

семязачатков

Зачаточный спорофит, содержит двойной набор хромосом 2n

Запас питательных веществ находится в запасающей ткани- эндосперме с 3n хромосом . У 85% цветковых есть эндосперм. Выделяют мучнистый эндосперм, в котором много крахмала, и маслянистый, в котором обычно много жирных масел, часто в сочетании с белком в виде алейроновых зерен (семена клещевины, ириса). Благодаря сильному обезвоживанию эндосперм бывает стекловидным.

К отделу покрытосеменные (цветковые) растения относится 2 класса: однодольные и двудольные, одной из причин деления растений на классы является строение семян. Рассмотрим строение семян двудольных растений . Посмотрите на коллекцию семян двудольных растений. Какие особенности внешнего строения семян вы заметили ( разные размеры, окраска, форма ). Несмотря на различия семян двудольных растений по внешним признакам, большинство из них имеет сходное внутреннее строение:

  1. Семенная кожура защищает внутренние части семени от высыхания и механических повреждений ,иногда от преждевременного прорастания и во многих случаях от света

2) Зародыш состоит из зародышевого корешка, стебелька, почечки и семядолей. Из почечки развивается верхушечная почка побега.

Зародышевый стебелек выносит почечку над поверхностью почвы . Из зародышевого корешка развивается главный кореньДве семядоли – первые листья зародыша растения, с запасом питательных веществ. Отсюда исходит и название класса – двудольные. Семядоли по сравнению с эндоспермом являются эволюционно более прогрессивным образованием. У эволюционно развитых двудольных растений эндосперм полностью отсутствует, так как на ранней стадии развития поглощается и вытесняется зародышем. . (Презентация. Приложение14)

Например у фасоли, тыквы, дуба, астры, а вот у миндаля есть небольшая часть эндосперма где находится запас питательных веществ. . (Презентация. Приложение15)

У ясеня зародыш маленький, почти весь объем семени занимает эндосперм . (Презентация. Приложение16)

Найдите у предложенных вам семян двудольных растений рубчик.

*Рубчик- место прикрепления семени к семяножке. Выше рубчика находится микропиле.

*Микропиле - участок в семенной кожуре, служащий для проникновения воздуха и воды. . (Презентация. Приложение17)

Рассмотрим строение семян однодольных растений на примере хлебных злаков

( пшеница, рожь, кукуруза)

Семя однодольных растений состоит из (Презентация. Приложение 18).

1)Кожистого околоплодника сросшегося с семенной кожурой.Поэтому правильнее говорить не семя пшеницы,а плод зерновка.

2) Зародыш состоит из корешка,стебелька ,почечки.

Одна семядоля ( щиток),прикреплена к одной стороне зародышевой оси .С другой стороны щиток прилегает к эндосперму и выполняет не запасающую роль, а поглощающую,транспортную.Щиток втягивает и пропускает питательные вещества к зародышу.

У лука зародыш маленький, весь объем семени занимает эндосперм(Презентация. Приложение 19)..

Наиболее примитивными среди однодольных являются представители семейства Частуховидных (рдест, стрелолист, частуха), у них нет эндосперма. Весь запас питательных веществ находится в семядоле (Презентация. Приложение 20).

Физминутка . (Презентация. Приложение 21)

Неуклюжий шёл пингвинПосреди холодных льдин.И по ледяной дорожкеПрыгал он на правой ножке.А теперь подскок на левойИ присел, согнув колени.Встал, приселИ пять прыжков.Очень климат уж суров.

А сейчас ребята заглянем внутрь семян. Для этого проведем лабораторную работу

Инструкция по технике безопасности

При выполнении лабораторной работы (Презентация. Приложение 22).

1. Работать за столом следует аккуратно

2. Не делать резких движений

3. Осторожно пользоваться препаровальной иглой. При изучении объектов исследования с помощью препаровальной иглы, не допускать нарушений техники безопасности

4 .На рабочем столе должен быть порядок

5.После завершения работы ,небходимо привести в порядок рабочее место.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №9 а (Презентация. Приложение23)

Тема: Строение семян двудольных растений

Цель: Изучить внешнее и внутреннее строение семян двудольных растений

Оборудование: Чашки с набухшими и сухими семена ми фасоли или гороха (разрезанные вдоль), препаровальные иглы, ручные лупы.

Ход работы:

  1. Рассмотрите на рисунке схему строение семени двудольного растения. Найдите основные части семени: семенную кожуру, зародыш, эндосперм. Рассмотрите на схеме строение зародыша. Найдите основные его части: зародышевый корешок, зародышевый стебелек, семядоли (зародышевые листья), зародышевую почечку.

  2. Возьмите семя фасоли (гороха) и найдите на его поверхности рубчик и семявход. Зарисуйте внешний вид семени, обозначьте рубчик и семявход.

  3. Снимите кожуру с семени, набухшего после поглощения воды. Для этого подденьте препаровальной иглой кожуру в месте семявхода и надорвите его. Раскройте семя, разделив его на две половины. Из каких частей состоит семя фасоли? Рассмотрите зародыш, находящийся под кожурой семени. В какой части зародыша накапливаются питательные вещества?

  4. Сравните препарат со схемой. Зарисуйте зародыш, обозначьте его части: корешок, стебелек, семядоли, почечку.

  5. Сделайте вывод о строении семени фасоли. Какие функции выполняют семядоли зародыша фасоли?

Тема: Лабораторная работа № 5: «Строение семян однодольных и двудольных растений. Знакомство с разнообразием семян овощных культур ».

Цель: Изучить внешнее и внутреннее строение семян однодольных растений

Оборудование: Чашки с набухшими и сухими семена ми зерновками пшеницы, готовый препарат "Продольный срез зерновки пшеницы".

Ход работы:

  1. Рассмотрите на рисунке схему строения зародыша семени однодольного растения. Найдите основные части зародыша: корешок, стебелек, семядолю (зародышевый лист), почечку.

  2. Рассмотрите зерновку пшеницы. Попробуйте отделить покровы зерновки от семени. Удалось ли вам это сделать? Почему?

  3. Рассмотрите продольный срез при малом увеличении микроскопа. Сравните препарат со схемой. Найдите части зерновки: покровы эндосперм и зародыш. Определите, из каких частей состоит зародыш.

  4. Зарисуйте общий вид зерновки и ее продольный разрез. На рисунке отметьте покровы зерновки (околоплодник и кожуру семени), эндосперм. Укажите части зародыша (зародышевый корешок, стебелек, почечку, щиток).

  5. Сформулируйте вывод о строении зерновки пшеницы. Какую функцию выполняет эндосперм.

IV Закрепление :

1 Задание А сейчас для закрепления ваших знаний проведем цифровой диктант. (работа в тетради)Я буду зачитывать предложения, если вы согласны со смыслом, запишите цифру – 1, если не согласны – 0. (Презентация. Приложение 24).

1. Семенами размножаются все высшие растения (0)

2. Цветковые растения делятся на 2 класса Однодольные и Двудольные (1)

3. Спора  отличается    от   семени тем, что в  семенах  есть запас питательных веществ, а в  спорах  нет, из  семени  развивается растение, из  споры  – заросток. (1)

4. Лук, кукуруза, овес относятся к двудольным растениям. (0)

5. Эндосперм представляет собой запас питательных веществ в  семенах  (1)

6. Семядоля – это первый лист зародыша (1)

7 Спора отличается от семени Спора - одноклеточная единица расселения, имеет малый запас питательных веществ. Спора прорастает при поступлении в клетку влаги. Низшие и многие высшие растения размножаются спорами, не имеющие многоклеточных покровов (искл. Харовые водоросли).Семя-орган полового размножения и расселения семенных растений, обычно развивающийся из оплодотворенного семязачатка.Семя - многоклеточная структура, объединяющая запасающую ткань, зародыш и защитный покров.(1)

Поменяйтесь тетрадями и проведите взаимооценку 0110111

Правильных ответов 7-«5» 6-«4» 4,5-«3» 3-«2»

2 Задание Рубрика «Подумайте” . (Презентация. Приложение 25).

3 Задание Работа в парах. Заполнить таблицу вместо знаков вопроса вставить пропущенные признаки. (Презентация. Приложение 26).

.

V. Итоги урока

  1. Выход на тему следующего урока. Новое растение развивается из семени, у него есть изначально зародышевый корешок, зародышевый стебелек, зародышевые листья, почечка. Самым первым из семени вырывается корень ,вот о нём и будет идти речь на следующем уроке.

  2. Оценивание. Самооценка, взаимооценка.

VI . Домашнее задание § 18 Ответить на вопросы в конце параграфа .Рассмотрите семена яблони и тыквы и выясните, как они устроены. В рабочей тетради выполнить задание № 61.

Составить кроссворд по теме «Строение семян однодольных и двудольных растений».Создать коллекцию семян однодольных и двудольных растений. (Презентация. Приложение 27).

infourok.ru

Урок на тему " Строение семян однодольных и двудольных растений"

На данном уроке учащиеся познакомятся со строеним семян однодольных и двудольных растений. На данном уроке дети будут изучать строение семян с помощью ЭОРов, также лабораторную работу будут выполнять, используя инструкцию.В конце урока -тест на проверку усвоения материала.Данный урок соответсвует ФГОС.

Просмотр содержимого документа «Урок на тему " Строение семян однодольных и двудольных растений" »

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Строение семян однодольных и двудольных растений.

ФИО (полностью)

Евдокимова Светлана Васильевна

Место работы

МКОУ Большереченская СОШ

Должность

Учитель

Предмет

Биология

Класс

6

Тема и номер урока в теме

Строение и многообразие покрытосеменных растений.

Урок №1,2..

Базовый учебник

Многообразие покрытосеменных растений.В.В.Пасечник.6 класс.

8.Цель урока: познакомить учащихся с особенностями строения семян однодольных и двудольных растений.

9. Задачи урока:

— развить знания учащихся о строении семени на

основе изучения особенностей строения семян одно-

дольных, двудольных растений

-расширить знания учащихся о значении семян в жизни растений, преимуществах семян в

жизни растений, преимуществах семян перед спорами.

— продолжить формирование у учащихся умений лабораторных исследований.

Планируемые результаты обучения

Предметные: учащиеся могут назвать особеннос-

ти строения семян однодольных, двудольных растений.

Метапредметные: развиваются навыки выпол-

нения лабораторной работы по инструктивной кар-

точке и оформления ее результа тов, умение вы де-

лять существенные признаки строения.

Личностные: формируется познавательный мо-

тив на основе интереса к изучению новых для уча-

щихся объектов.

Основные понятия урока: однодольные;двудольные, семя-

доли; эндосперм; зародыш; околоплодник; зерновка.

Деятельность учащихся: выполнение лабора-

торной работы по инструктивной карточке и оформ-

ление ее результатов, работа с текстом и иллюстра-

циями учебника, сотрудничество с учащимися клас-

са при обсуждении,работа на компьютере.

10.Тип урока: изучение нового материала

11.Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, в парах.

12.Необходимое техническое оборудование: компьютеры у каждого ученика; проектор и компьютер у учителя.

Таблица 1.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

1

2

3

5

6

7

1

Организацион-

ный момент.

Актуализация.

Определение цели, задач урока. Словесная мотивация (рассказ).

Создание благоприятной атмосферы урока.

Формулируют цель, задачи

урока.

2 мин

2

Ход урока.

Изучение нового материала.

Презентация.

(ЭОР 1)

Фронтальная работа с классом.

Знакомятся со строением

семян однодольных и

двудольных растений. Значение семян.

Самостоятельно

15 мин

3

Индивидуальная работа (самостоятельная).

Раздача лабораторного оборудования и материала.

Лабораторная работа (рассмотрение, изучение семян)

Демонстрация таблицы» Строение семени» (ЭОР 2)

Организует, направляет .Приёмы: логические

(анализ, сравнение, обобщение)

самостоятельная работа учащихся.

работают в паре.

Оформляют лабораторную работу в рабочих тетрадях, делают выводы.

15 мин

4

Первичная проверка понимания изученного.

Вопрос-ответ в мультимедийном виде (ЭОР 3)

Отвечают на вопросы.

Работают с новыми понятиями.

6 мин

5

Итог урока.

Обобщение.

Подведение итогов. Рефлексия

Организует беседу с классом по вопросам:

1.Достигли ли вы цели урока?

2.Что было главным на уроке?

3.Какие затруднения у вас возникли при работе на уроке?

4. Что нового вы узнали?

5.Что было интересным?

6. Чему научились?

5 мин

6

Д/З

П. 18

Комментарий учителя.

Записывают в дневник.

Заложить семена на проращивание.

2 мин.

Приложение к плану-конспекту урока

Строение семян однодольных, двудольных растений. Значение семян.

Таблица 2.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

«Внешнее и внутреннее строение семян»

информационный

презентация

http://fcior.edu.ru/card/9016/vneshnee-i-vnutrennee-stroenie-semyan.html

(ЭОР 1)

2

"Органы цветковых растений: Семя"

практический

Практические задания (инструктивные карточки)

http://fcior.edu.ru/card/1566/vneshnee-i-vnutrennee-stroenie-semyan.html

(ЭОР 2)

3

«Семя и его строение»

контрольный

тест

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/bb722b0c-ab81-4077-8995-adf23720608a/79092/

(ЭОР 3)

kopilkaurokov.ru

Конспект урока по биологии на тему "Строение семян"

Урок по биологии 6 класса на тему «Строение семян»

Цели урока:

  1. Раскрыть особенности строения семян однодольных и двудольных растений, дать представления об общих и отличительных признаках в строении семян однодольных и двудольных растений;

  2. Развивать умения анализировать, обобщать материалы, делать выводы, сравнить;

  3. Воспитывать чувства бережного отношения к зеленым растениям, чувства коллективизма, взаимопомощи, ответственности за свою учебу, за свое будущее.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, таблица «Строение семян однодольных и двудольных семян», карточки, семена пшеницы и фасоли.

Ход урока:

  1. Организационный момент (проверка наличия и готовности учащихся к уроку).

Психологическая подготовка учащихся к уроку (СЛАЙД 1).

  1. Повторение пройденной темы:

А) игра «Растение заблудилось» (СЛАЙДы 2,3)

Б) Какие утверждения верны? (СЛАЙД 4)

III. Изучение новой темы

Строение и многообразие покрытосеменных растений (СЛАЙД 5)

Органы покрытосеменных растений подразделяют на вегетативные и генеративные. К вегетативным органам относятся стебель, листья, корень. А к генеративным органам относятся цветок, плод и семена. Вегетативные органы составляют тело растения, а генеративные органы связаны с размножением растений.

Строение семян

У меня в руках будущая жизнь, будущие листья, будущий корень. Даже на улице холод, зима, а жизнь, которая находится у меня на руке, спит и дышит. Где находится будущие листья, будущий стебель, будущий корень? (ответы учащихся) Молодцы! Это семя. Итак, сегодняшняя наша тема «Строение семян» (СЛАЙД 6).

А почему о семенах говорится, что это будущая жизнь? (ответы учащихся)

Сегодня мы будем изучать строение генеративного органа – семени.

Сообщение целей и плана урока учащимся (СЛАЙДы 7,8)

На этом уроке будем изучать строение семян однодольных и двудольных растений на примере семян фасоли и пшеницы, выяснить различия однодольных и двудольных растений по строению их семян.

План урока:

  1. Строение семян двудольных.

  2. Строение семян однодольных растений

  3. Различия в строении семян однодольных и двудольных растений.

  4. Значение семян.

Семена образуют только покрытосеменные и голосеменные растения. А хвощи, папоротники, мхи не образуют семена (СЛАЙД 9)

Строение семян будем изучать на примере строения семян фасоли и пшеницы.

Сначала рассмотрим строение семян пшеницы.

Семя фасоли состоит из семенной кожуры и зародыша. А зародыш состоит из корешка, стебелька, почечки и двух семядолей. Запас питательных веществ находится в семядолях (демонстрация таблицы «Строения семян двудольных растений»).

Теперь рассмотрим строение семян пшеницы.

Семена пшеницы состоят из семенной кожуры, зародыша и эндосперма. Зародыш пшеницы имеет только одну семядолю, стебелек, почечку и корешок. Запас питательных веществ находятся в эндосперме (демонстрация таблицы «Строение семян однодольных растений»).

Заметьте, что большую часть семян пшеницы занимает эндосперм, а маленький зародыш прилегает к нему одной стороной. Семя пшеницы называется зерновкой.

Поэтому растения, имеющие в зародыше семени одну семядолю называют однодольными, а две семядолю двудольными. К однодольным растениям относятся пшеница, кукуруза, лук и другие. К двудольным растениям относятся фасоль, горох, яблоня и другие.

Вывод: стр.88, § 18, 3-й абзац – работа с учебником.

Различия в строении семян однодольных и двудольных растений.

А главные различия состоят в том, что эндосперм имеется в семенах однодольных растений и отсутствует в семенах двудольных растений. Зародыш фасоли имеет две семядоли, а зародыш пшеницы одну.

Вопрос к учащимся: Какое значение имеют семена?

  1. участвуют в размножении растений;

  2. употребляются в пищу;

  3. из них делают лекарства;

  4. являются кормом для птиц и животных.

Физминутка

А теперь немножко отдохнем. Все дружно, тихонечко встали и представили себя семенами. Наступили теплые весенние деньки.

Спали наши семена и вдруг они проснулись.

Больше спать не захотели.

Шевельнулись и потянулись

К солнцу золотистому.

И у вас ребята, семенами хорошей, успешной жизни в будущем являются хорошая учеба, честность, доброта, отзывчивость. И для того чтобы иметь хорошую обеспеченную жизнь в будущем вы должны хорошо учиться, быть честными, добрыми, то есть обладать хорошими нравственными качествами.

  1. Закрепление

  1. Практическая работа «Строение семян однодольных и двудольных растений» (учащиеся работают по парам, помогая друг другу).

  2. Работа с карточками (СЛАЙД 10)

А) подпишите части семени двудольного растения

Б) подпишите части семени однодольного растен

V. Домашнее задание (СЛАЙД 11)

1. прочитать §18 стр. 86-88

2. зарисовать рисунки 57, 58

3. заполнить таблицу

Растения

Из каких частей состоит семя

Из каких частей состоит зародыш

Где находится запас питательных веществ

VI. Итог урока

Подводится итог к уроку. Выставляются отметки на журнал.

Всякое растение берет начало своей жизни из маленького, беспомощного семени. На протяжении всей жизни они достигаю либо очень больших размеров, либо маленьких размеров. И вы должны быть ответственными за жизнь растений, так как они дают нам чистый воздух, пищу, жилище.

Если останется время «Это интересно»

Самыми крупными семенами считаются семена сейшельской пальмы. Они достигают в длину почти 50 см и имеют массу более 10 кг.

infourok.ru

«Строение семян двудольных и однодольных растений»

«Строение семян двудольных и однодольных растений»

Тема: Строение семян двудольных и однодольных растений.

Цель: познакомить учащихся с особенностями строения семян однодольных и двудольных растений.

Тип урока: комбинированный.

Задачи:

  1. Образовательные:

    • раскрыть особенности строения семян однодольных и двудольных растений;

    • развивать умение работать с натуральными объектами, сравнивать их;

    • формировать практическое умение и навыки по распознаванию и определению семян;

    • развивать умение работать с учебником.

  2. Развивающие:

    • развивать логическое мышление через умение анализировать, обобщать материалы, делать выводы, сравнивать;

    • развивать наблюдательность, речь учащихся.

  3. Воспитательная:

    • продолжить формирование научного мировоззрения.

    • осуществлять экологическое, природоохранное воспитание на примере материала урока.

Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация знаний учащихся.

(работа по вопросам)

На прошлом уроке мы говорили с вами о цветковых растениях. Давайте вспомним:

  • Какие же растения называют покрытосеменными и за что они получили такое название? (у которых образуется цветок, покрытосеменные, так как семя защищено, то есть развивается внутри плода) (слайд №2)

  • Какие жизненные формы растений вы знаете? (деревья, кустарники, травы)(слайд №3)

  • Каково значение покрытосеменных в природе и жизни человека? (слайд №4)

  1. Изучение новой темы.

Все покрытосеменные, несмотря на свое многообразие, имеют общий план строения. Их органы подразделяют на вегетативные и репродуктивные. Вегетативные (от латинского слова «вегетативус» - растительный) органы составляют тело растения и осуществляют его основные функции, включая вегетативное размножение. К ним относят корень и побег. Репродуктивные, или генеративные (от латинского слова «генераре» - производить), органы, связанные с половым размножением растений. К ним относят цветок, плод и семя. (слайд №5)

О чём мы с Вами будем говорить на этом уроке? (о семенах)

У меня в руке будущая жизнь

Будущий побег и могучий корень.

Дружно прорастут в глубину и ввысь,

Лишь вода дождей землю всю напоит.

А пока гостит осень на дворе,

А пока зима вьюгою всё воет

Спит и дышит жизнь у меня в руке.

Будущий побег и могучий корень. (слайд №6)

Учитель: Где находится будущий побег и могучий корень?

Ученики: В семенах.

Учитель: Правильно в семенах. А почему про семя говорится, что это будущая жизнь?

Ученик: Так как из семян появляется новое растение.

- Как же появляются молодые растения? Весной, когда земля освобождается от снега, многие люди торопятся поскорее посеять разные овощные культуры и цветы на грядках и клумбах. Что они сеют? Конечно же, семена.

В землю на небольшую глубину закапывают сухое, небольшое (а иногда и совсем крошечное) семя. Обычно через 2-3 недели на том месте, где под слоем земли находилось семя, появляется маленькое зеленое растеньице – проросток. Чудо? Нет. Оказывается, в каждом семени спрятано будущее растение.

(слайд №7) – тема урока

(слайд №8) – цели урока

Сегодня мы как раз поговорим о семени, из которого вырастает растение. Тема нашего урока «Строение семян двудольных и однодольных растений». Мы заглянем внутрь семени и познакомимся с его строением, узнаем, чем отличаются по строению семена двудольных и однодольных растений, выполним лабораторную работу.

Ребята, а что вы знаете о семенах? (опережающее задание ученикам)

1. Самые крупные семена двулопастной формы у пальмы.

Родом с Сейшельских островов. Их длина 30-45 см, вес до 15 кг в 30 млн. раз тяжелее ,чем у березы. Созревает семя в течение 7-10 лет, а прорастает 1-1,5 года. Молодое растение получает питательные вещества от него в течение 3-5 лет. Обычно семена не имеют периода покоя, при хранении быстро теряют всхожесть. (слайд №9)

2. Самые мелкие, меньше мм., семена у орхидей, 50 000 таких семян весят 0,1 г. Очень мелкие семена у белозера (отдельное семя весит 0,00003 г), у осины – 50 000 семян весят – 4 г. Такие семена как пылинки подхватываются и разносятся ветром. Но мелкие семена имеют и маленький зародыш – у орхидей он состоит из 30 клеток, мало запасных питательных веществ, поэтому для прорастания требует идеальных условий и быстро теряют всхожесть.

Так семена грушанки и орхидей прорастают только с помощью микоризных грибов, а семена осины и тополя уже через несколько часов теряют всхожесть. (слайд №10)

3. У подавляющего большинства цветковых растений созревшие семена не способны сразу прорастать. Они находятся в состоянии так называемого покоя. Обычный случай вынужденного покоя – это сухие семена.

У некоторых растений сухие семена сохраняют всхожесть в течение нескольких лет, а иногда в течение десятков и даже сотен лет.

Если подсушенные семена хранить в герметических условиях, при температуре близкой к абсолютному нулю они сохраняют жизнедеятельность практически бесконечно.

4.Наибольшая долговечность свойственна “твердым семенам”. Так удалось прорастить семена лотоса, пролежавшие в торфянике Манжурии более 1000 лет. Еще большую долговечность обнаружили семена люпина, извлеченные из льдов (занесенных с почвой) Аляски – их возраст 10 000 лет. (слайд №11)

5.Есть семена лекарственные. (слайд №12)

а) Семена пшеницы богаты витаминами – В1, В2, РР, а проростки пшеницы содержат необходимый для организма витамин Е.

Заряд бодрости и энергии несут в себе проросшие семена пшеницы, регулируют обмен углеводов, белковый обмен, а также образование жирных кислот.

б) Льняное семя толченое применяется при заболеваниях кишечника.

в) Семя укропа огородного применяется при желчекаменной болезни.

г) Настой семян укропа применяют не только при болезнях печени, но и для возбуждения аппетита, как мочегонное средство при судорогах, одышке и как успокаивающее средство.

д) Семена петрушки обладают мочегонным действием, выгоняют соли из организма. усиливают тонус мускулатуры кишечника и мочевого пузыря.

6. А еще семена могут быть эталоном веса, например, ювелирных изделий, бриллиантов – караты. Слово "карат" происходит от названия семени растения цератонии. С помощью этих семян люди в древности проверяли весы. Семечки цератонии малы и неотличимы друг от друга по весу. Один карат эквивалентен 0,2г. (слайд №13)

Молодцы! Интересная информация. Сегодня мы с вами должны выяснить, какое строение имеет семя? Все ли семена имеют одинаковое строение или они чем – то отличаются?

Для этого вы отправитесь в лаборатории, где проведете исследовательскую работу.

Делимся на группы, у каждой группы на столах есть всё необходимое для выполнения работы: задания, опорные схемы и рисунки, необходимый набор семян. После выполнения заданий и их оформления по одному представителю от каждой группы выступят с докладами.

Выполнение лабораторной работы «Изучение строения семян двудольных и однодольных растений». (слайд №14)

Физминутка (слайд №15)

Вновь у нас физкультминутка,Наклонились, ну-ка, ну-ка!Распрямились, потянулись,А теперь назад прогнулись. Разминаем руки, плечи,Чтоб сидеть нам было легче,Чтоб писать, читать, считать

И совсем не уставать.Голова устала тоже.Так давайте ей поможем!Вправо-влево, раз и два.Думай, думай, голова.Хоть зарядка коротка,                      Отдохнули мы слегка.

Выступление представителей от каждой группы:

1 Группа – строение семени фасоли. (слайд №16)

2 Группа – строение зерновки пшеницы. (слайд №17)

3 Группа - Каковы особенности строения семян других однодольных и двудольных растений. (слайд №18,19)

Обсуждение:

А теперь, ребята, давайте сравним изученные семена. (слайд №20) Итак, что же у них общего? (Общее в строении семян то, что семена имеют семенную кожуру, запас питательных веществ и зародыш).

А чем они различаются? (Различаются: в семени фасоли, гороха две семядоли, в которых находятся запасные питательные вещества, а в семени пшеницы, кукурузы одна семядоля, а питательные вещества находятся в эндосперме, кожура срастается с околоплодником, поэтому ее невозможно отделить).

Те растения, которые имеют в зародыше одну семядолю, называются однодольными. Например – пшеница, лук, лилия. Те растения, которые имеют в зародыше две семядоли, называются двудольными. Например – яблоко, огурец, слива, томат. (слайд №21)

Итак, мы с вами выяснили, что: (слайд №22)

  1. Семя состоит из: семенной кожуры, зародыша и содержит запас питательного вещества.

  2. Зародыш – зачаток будущего растения. Он состоит из: зародышевых корешка, стебелька, почечки и семядоли.

  3. Семядоли – это первые листья зародыша растения.

  4. Растения, имеющие в зародыше семени одну семядолю, называют однодольными – это пшеница, кукуруза, овес, лук и др.

  5. Растения, имеющие в зародыше две семядоли, называют двудольными – это фасоль, капуста, яблоня, горох, томат.

  1. Закрепление материала.

  1. Работа со схемой строения семени фасоли и зерновки пшеницы (расставить подписи к частям семени на магнитах).

  2. Выполнение теста «Верю – не верю» с последующей взаимопроверкой. (слайд №23,24)

  3. Заполнение анкеты «Оцените урок». (слайд №25)

  1. Задание на дом: изучить §18, выполнить задания и ответить на вопросы после параграфа, оформить лабораторную работу в тетрадях. (слайд №26)

Список литературы:

  1. Биология: Ботаника: 6 класс: Книга для учителя.-М.:»Первое сентября», 2002 (Я иду на урок).

  2. Биология. 6-9 классы. Конспекты уроков: семинары. Конференции, формирование ключевых компетенций / авт.-сост. И.Н. Фасевич и др. – Волгоград: Учитель, 2009.

  3. Биология. Живой организм: опорные конспекты, М.: Классикс Стиль, 2003.

  4. Биология в таблицах и схемах. Издание 2-е СПб, ООО «Виктория плюс», 2004.

  5. Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 класс: Тематическое и поурочное планирование К учебнику В.В. Пасечника «Биология. Бактерии, грибы, растения»: Пособие для учителя / Н.В. Дубинина, В.В. Пасечник, - М.: Дрофа, 2002.

  6. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 6 класс: Поурочные планы по учебнику В.В. Пасечника / авт.-сост. Н.И. Галушкова. – Волгоград.: Учитель, 2005.

  7. Пасечник В.В. Биология. 6 класс. Бактерии, грибы, растения: Учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа, 2009.

  8. Пасечник В.В. Биология: бактерии, грибы, растения. 6 класс.: рабочая тетрадь/ В.В. Пасечник, Т.А. Снисаренко – М.: Дрофа, 2005.

multiurok.ru

Конспект и презентация к уроку биологии "Строение семян двудольных и однодольных растений"

Цель: познакомить учащихся с особенностями строения семян однодольных и двудольных растений.

Тип урока: комбинированный.

Задачи:

Образовательные:

раскрыть особенности строения семян однодольных и двудольных растений;развивать умение работать с натуральными объектами, сравнивать их;формировать практическое умение и навыки по распознаванию и определению семян;развивать умение работать с учебником.

Развивающие:

развивать логическое мышление через умение анализировать, обобщать материалы, делать выводы, сравнивать;развивать наблюдательность, речь учащихся.

Воспитательная:

продолжить формирование научного мировоззрения.осуществлять экологическое, природоохранное воспитание на примере материала урока.

Ход урока

Организационный момент.Актуализация знаний учащихся.

(работа по вопросам)

На прошлом уроке мы говорили с вами о цветковых растениях. Давайте вспомним:

Какие же растения называют покрытосеменными и за что они получили такое название? (у которых образуется цветок, покрытосеменные, так как семя защищено, то есть развивается внутри плода) (слайд №2)Какие жизненные формы растений вы знаете? (деревья, кустарники, травы)(слайд №3)Каково значение покрытосеменных в природе и жизни человека? (слайд №4)

Изучение новой темы.

Все покрытосеменные, несмотря на свое многообразие, имеют общий план строения. Их органы подразделяют на вегетативные и репродуктивные. Вегетативные (от латинского слова «вегетативус» - растительный) органы составляют тело растения и осуществляют его основные функции, включая вегетативное размножение. К ним относят корень и побег. Репродуктивные, или генеративные (от латинского слова «генераре» - производить), органы, связанные с половым размножением растений. К ним относят цветок, плод и семя. (слайд №5)

 

О чём мы с Вами будем говорить на этом уроке? (о семенах)

 

У меня в руке будущая жизнь

Будущий побег и могучий корень.

Дружно прорастут в глубину и ввысь,

Лишь вода дождей землю всю напоит.

А пока гостит осень на дворе,

А пока зима вьюгою всё воет

Спит и дышит жизнь у меня в руке.

                                                                             Будущий побег и могучий корень. (слайд №6)

Учитель:  Где находится будущий побег и могучий корень?

Ученики: В семенах.

Учитель: Правильно в семенах. А почему про семя говорится, что это будущая жизнь?

Ученик: Так как из семян появляется новое растение.

- Как же появляются молодые растения? Весной, когда земля освобождается от снега, многие люди торопятся поскорее посеять разные овощные культуры и цветы на грядках и клумбах. Что они сеют? Конечно же, семена.

В землю на небольшую глубину закапывают сухое, небольшое (а иногда и совсем крошечное) семя. Обычно через 2-3 недели на том месте, где под слоем земли находилось семя, появляется маленькое зеленое растеньице – проросток. Чудо? Нет. Оказывается, в каждом семени спрятано будущее растение.

(слайд №7) – тема урока

(слайд №8) – цели урока

 Сегодня мы как раз поговорим о семени, из которого вырастает растение. Тема нашего урока «Строение семян двудольных и однодольных растений». Мы заглянем внутрь семени и познакомимся с его строением, узнаем, чем отличаются по строению семена двудольных и однодольных растений, выполним лабораторную работу.

Ребята, а что вы знаете о семенах? (опережающее задание ученикам)

1. Самые крупные семена двулопастной формы у пальмы.

Родом с Сейшельских островов. Их длина 30-45 см, вес до 15 кг в 30 млн. раз тяжелее ,чем у березы. Созревает семя в течение 7-10 лет, а прорастает 1-1,5 года. Молодое растение получает питательные вещества от него в течение 3-5 лет. Обычно семена не имеют периода покоя, при хранении быстро теряют всхожесть. (слайд №9)

2. Самые мелкие, меньше мм., семена у орхидей, 50 000 таких семян весят 0,1 г. Очень мелкие семена у белозера (отдельное семя весит 0,00003 г), у осины – 50 000 семян весят – 4 г. Такие семена как пылинки подхватываются и разносятся ветром. Но мелкие семена имеют и маленький зародыш – у орхидей он состоит из 30 клеток, мало запасных питательных веществ, поэтому для прорастания требует идеальных условий и быстро теряют всхожесть.

Так семена грушанки и орхидей прорастают только с помощью микоризных грибов, а семена осины и тополя уже через несколько часов теряют всхожесть. (слайд №10)

3. У подавляющего большинства цветковых растений созревшие семена не способны сразу прорастать. Они находятся в состоянии так называемого покоя. Обычный случай вынужденного покоя  – это сухие семена.

У некоторых растений сухие семена сохраняют всхожесть в течение нескольких лет, а иногда в течение десятков и даже сотен лет.

Если подсушенные семена хранить в герметических условиях, при температуре близкой к абсолютному нулю они сохраняют жизнедеятельность практически бесконечно.

4.Наибольшая долговечность свойственна “твердым семенам”. Так удалось прорастить семена лотоса, пролежавшие в торфянике Манжурии более 1000 лет. Еще большую долговечность обнаружили семена люпина, извлеченные из льдов (занесенных с почвой) Аляски – их возраст 10 000 лет. (слайд №11)

5.Есть семена лекарственные. (слайд №12)

 а) Семена пшеницы богаты витаминами – В1, В2, РР, а проростки пшеницы содержат необходимый для организма витамин Е.

Заряд бодрости и энергии несут в себе проросшие семена пшеницы, регулируют обмен углеводов, белковый обмен, а также образование жирных кислот.

б) Льняное семя толченое применяется при заболеваниях кишечника.

в) Семя укропа огородного применяется при желчекаменной болезни.

г) Настой семян укропа применяют не только при болезнях печени, но и для возбуждения аппетита, как мочегонное средство при судорогах, одышке и как успокаивающее средство.

д) Семена петрушки обладают мочегонным действием, выгоняют соли из организма. усиливают тонус мускулатуры кишечника и мочевого пузыря.

6. А еще семена могут быть эталоном веса, например, ювелирных изделий, бриллиантов – караты. Слово "карат" происходит от названия семени растения цератонии. С помощью этих семян люди в древности проверяли весы. Семечки цератонии малы и неотличимы друг от друга по весу. Один карат эквивалентен 0,2г. (слайд №13)

 

Молодцы! Интересная информация. Сегодня мы с вами должны выяснить, какое строение имеет семя? Все ли семена имеют одинаковое строение или они чем – то отличаются?

Для этого вы отправитесь в лаборатории, где проведете исследовательскую работу.

Делимся на группы, у каждой группы на столах есть всё необходимое для выполнения работы: задания, опорные схемы и рисунки, необходимый набор семян. После выполнения заданий и их оформления по одному представителю от каждой группы выступят с докладами.

Выполнение лабораторной работы «Изучение строения семян двудольных и однодольных растений». (слайд №14)

Физминутка (слайд №15)

 Вновь у нас физкультминутка,Наклонились, ну-ка, ну-ка!Распрямились, потянулись,А теперь назад прогнулись.Разминаем руки, плечи,Чтоб сидеть нам было легче,Чтоб писать, читать, считать

И совсем не уставать.Голова устала тоже.Так давайте ей поможем!Вправо-влево, раз и два.Думай, думай, голова.Хоть зарядка коротка,                     Отдохнули мы слегка.

 

Выступление представителей от каждой группы:

1 Группа – строение семени фасоли. (слайд №16)

2 Группа – строение зерновки пшеницы. (слайд №17)

3 Группа - Каковы особенности строения семян других однодольных и двудольных растений. (слайд №18,19)

Обсуждение:

А теперь, ребята, давайте сравним изученные семена. (слайд №20)  Итак, что же у них общего? (Общее в строении семян то, что семена имеют семенную кожуру, запас питательных веществ и зародыш).

А чем они различаются? (Различаются: в семени фасоли, гороха  две семядоли, в которых находятся запасные питательные вещества, а в семени пшеницы, кукурузы  одна семядоля, а питательные вещества находятся в эндосперме, кожура срастается с околоплодником, поэтому ее невозможно отделить).

Те растения, которые имеют в зародыше одну семядолю, называются однодольными. Например – пшеница, лук, лилия. Те растения, которые имеют в зародыше две семядоли, называются двудольными. Например – яблоко, огурец, слива, томат. (слайд №21)

Итак, мы с вами выяснили, что: (слайд №22)

Семя состоит из: семенной кожуры, зародыша и содержит запас питательного вещества.Зародыш – зачаток будущего растения. Он состоит из: зародышевых корешка, стебелька, почечки и семядоли.Семядоли – это первые листья зародыша растения.Растения, имеющие в зародыше семени одну семядолю, называют однодольными – это пшеница, кукуруза, овес, лук и др.Растения, имеющие в зародыше две семядоли, называют двудольными – это фасоль, капуста, яблоня, горох, томат.

 

Закрепление материала.

Работа со схемой строения семени фасоли и зерновки пшеницы (расставить подписи к частям семени на магнитах).Выполнение теста «Верю – не верю» с последующей взаимопроверкой. (слайд №23,24)Заполнение анкеты «Оцените урок». (слайд №25)

 

Задание на дом: изучить §18, выполнить задания и ответить на вопросы после параграфа, оформить лабораторную работу в тетрадях. (слайд №26)

Похожие образовательные материалы:

razrabotky.ru


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта