Строение семян однодольных растений 6 класс. Конспект и презентация по биологии на тему "Внешнее и внутреннее строение семян. Строение семян однодольных и двудольных цветковых растений" (6 класс).

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Технологическая карта. Биология, 6 класс.Строение семян двудольных и однодольных растений. Строение семян однодольных растений 6 класс


Строение семян урок биологии 6 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа сельского поселения «Село Маяк»

Нанайского муниципального района

Хабаровского края

Разработка урока

«Строение семян»

(для учащихся 6 класса)

Учитель:

Савчук М.С.

2016 г.

Конец формы

Строение семян

ЦЕЛЬ:познакомить учащихся с особенностями строения семян двудольных и однодольных растений.

Тип урока: комбинированный.

Задачи.

Образовательные:

- раскрыть особенности строения семян однодольных и двудольных растений;

- дать представление об общих и отличительных признаках в строении семян однодольных и двудольных растений.

- развивать умение работать с натуральными объектами, сравнивать их;

- формировать практическое умение и навыки по распознаванию и определению семян;

- развивать умение работать с учебником.

Развивающие:

- развивать умение сравнивать, анализировать, делать выводы, отражать полученные знания в таблице;

- развивать практические навыки работы с лабораторным оборудованием, объектами изучения.

Воспитательные:

- учить видеть прекрасное в объектах природы, формировать чувство бережного отношения ней и любви к родному краю;

- формировать представление о необходимости соблюдения правил безопасного выполнения практических работ.

Оборудование: лупа, препаровальная игла, набухшие и проросшие семена фасоли и зерновки пшеницы, сухие семена различных растений, таблицы с изображением семян и растений двудольных и однодольных растений, мультимедийная презентация.

Ход урока.

Организационный момент.

Актуализация знаний.

У меня в руке будущая жизнь

Будущий побег и могучий корень.

Дружно прорастут в глубину и ввысь,

Лишь вода дождей землю всю напоит.

А пока гостит осень на дворе,

А потом зима вьюгою завоет

Спит и дышит жизнь у меня в руке.

Будущий побег и могучий корень.

Учитель:Ребята, что у меня в руке? Как вы думаете, о чём сегодня на уроке пойдёт речь?Сегодня мы начнём знакомиться с признаками класса однодольные и двудольные и начнём это знакомство со строения семян.

Учитель: Где находится будущий побег и могучий корень.

Ученики: В семенах.

Учитель: Правильно в семенах. А почему про семя говорится, что это будущая жизнь.

Ученик: Будущая жизнь, потому что из семян появляется новое растение.

Учитель: А какое значение имеют семена в жизни человека?

Ученик: Люди их употребляют в пищу, корм для скота, из них изготавливают лекарства, в парфюмерной промышленности.

Учитель: Итак, сегодня мы с вами познакомимся с внешним и внутренним строением семян двудольных растений.

Ученики записывают в тетради число и тему урока: «Строение семян»

Ребята, напишите, что вы хотите узнать новое на уроке. Поставьте себе цель урока.(слайд 2)

Если новое растение развивается из семени, то откуда у него могут появиться корень, стебель, почки? Возможно ли, что в маленьком семени уже заложены все эти органы? Наша задача:  доказать это сегодня на уроке. Вы должны найти маленькое растение в семени.

Сейчас мы выполним лабораторную работу по изучению строения семени фасоли. Но сначала вспомним правила ТБ, прослушав их еще раз.

Инструкция по технике безопасности при выполнении лабораторной работы (слайд 3).

1.Работать за столом следует аккуратно.

2.Не делать резких движений.

3.Осторожно пользоваться колющим инструментом (иглой). Пальцами держать объект так, чтобы не уколоться.

4.Рабочее место держать в порядке, предметы не разбрасывать.

5.После выполнения работы, привести в порядок рабочее место.

Лабораторная работа (проводится под руководством учителя).

а) Заглянем внутрь семени? Возьмем семя по крупнее, например, семя фасоли. Давайте рассмотрим его с разных сторон. Какой орган человеческого организма оно напоминает?

Ученик: Оно напоминает почку.

Учитель: С одной стороны оно имеет вогнутую поверхность, а с другой – выпуклую. Такая форма называется почковидной.  Теперь рассмотрим другие сухие и набухшие семена фасоли. Ребята, измерьте длину и ширину набухших и сухих семян. Какие семена больше — набухшие или сухие? Чем вы это можете объяснить?

б) Найдите у семян рубчик. Рубчиком называют след от места прикрепления семени к плоду. Обратите внимание на   микропиле (или семявход). Зачем нужен семявход? (слайд )

в) Иголочкой сделайте надрез на выпуклой стороне набухшего семени фасоли и снимите кожицу. Попробуйте то же самое проделать с сухими семенами. В каком случае и почему кожура снимается легче? Рассмотрите семенную кожуру и убедитесь что она плотная. Каково значение кожуры в жизни семени?

Г) А теперь рассмотрим внутреннее строение семени. Разделите семя на две части. Под семенной кожурой находятся две семядоли и зародыш. (слайд )

— Рассмотрите внешний вид зародыша. Найдите зародышевый корешок,стебелек и почечку.Какую функцию выполняет корешок, стебелек, почечка?

Ученик: Из корешка развивается главный корень. Стебелек выносит на поверхность земли семядоли. Из почечки развивается стебелек с листьями.

— Зачем зародыш фасоли имеет две семядоли?.

д) Запишите в тетрадь вывод об особенностях строения семени.

Вывод: семя фасоли покрыто семенной кожурой и имеет две семядоли, содержащие запас питательных веществ и зародыш, который состоит из трех частей: стебелька, почечки и корешка.

Семена, которые имеют две семядоли называются двудольными.

ФИЗМИНУТКА (1 минута):

А сейчас немного отдохнем: Игра на внимание: Если я называю дерево – вы поднимаете руки вверх, травянистое растение – хлопок в ладоши, кустарник – присели: (малина, тополь, тюльпан, сирень, береза, ива, нарцисс, смородина, клен, ромашка, роза, одуванчик, шиповник, подорожник, осина, незабудки, ландыш).

2.а) А сейчас возьмем сухую и набухшую зерновки пшеницы. Чем они отличаются? Рассмотрите их форму и окраску.

б) Попробуйте препаровальной иглой снять стенку плода с набухшей зерновки. Легко ли это сделать? Почему? Найдите семявход. (Показ частей зерновки по слайду 7, учащиеся находят их на семенах).

в) разрежьте зерновку вдоль:

- найдите эндосперм. Клетки эндосперма заполнены питательными веществами;

- найдите зародыш, с помощью лупы рассмотрите его органы: зародышевый корешок,стебелек, почечку и семядолю. (Показ частей зародыша по слайду , учащиеся находят их на семенах.)

г) Сделайте рисунок в тетради.

Семена, которые имеют одну семядолю называются однодольными.

Закрепление полученных знаний.

Вопросы и задания.

Ребята, давайте сравним семя фасоли? Что общего в строении двудольных и однодольных растений? (Семена имеют семенную кожуру, запас питательных веществ, зародыш)

Чем различаются семена? (В семени фасоли 2е семядоли с питательными веществами, а в семени зерновки одна - без питательных веществ. Питательные вещества в эндосперме. Кожура срастается с околоплодником)

Домашнее задание.

Параграф 18 и вопросы к нему.

Ребята, по желанию, подготовьте к следующему уроку сообщения самое-самое интересное о семенах.

Подведение итогов:

Давайте вспомним цель, которую вы поставили себе в начале урока. Выполнили мы эту цель или нет?

Рефлексия: Оцените урок

Вам было интересно?

Вы узнали что- то новое?

Был ли доступным материал?

Вы его поняли?

Какие возникли трудности?

Ваши пожелания?

7

multiurok.ru

"СТРОЕНИЕ СЕМЯН ДВУДОЛЬНЫХ И ОДНОДОЛЬНЫХ РАСТЕНИЙ"

ТЕМА: СТРОЕНИЕ СЕМЯН ДВУДОЛЬНЫХ И ОДНОДОЛЬНЫХ РАСТЕНИЙ 6 класс.

Учитель биологии

Никандрова Наталья Николаевна

Школа № 576

Презентация к уроку.

ЦЕЛЬ: ознакомить учащихся с особенностями строения семян двудольных и однодольных растений, отметить какие растения относятся к этим двум классам

усвоить каково значение семян класса двудольных и однодольных растений.

ЗАДАЧИ:

Образовательные:

  • уяснить особенности строения семян двудольных и однодольных растений

  • подтвердить полученные знания путём проведения лабораторной работы

  • развивать практические навыки работы с лабораторным оборудованием и предметом изучения

  • учиться работать, соблюдая технику безопасности

Развивающие:

  • развивать умение сравнивать, анализировать, делать выводы

Воспитательные:

Оборудование: скальпель, лупа, препаровальные иглы, набухшие и проросшие семена фасоли и зерновки пшеницы, сухие семена различных растений, таблицы с изображением семян и растений двудольных и однодольных растений, мультимедийная презентация, костюмы.

Ход урока.

I. Организационный момент.

(на экране слайд №1 )

Учитель:

Ребята, у нас сегодня необычный урок. Расскажу я вам сказку. О чём эта сказка? Вы сейчас узнаете. Садитесь, поудобнее и внимательно меня слушайте.

II. Вступление (мотивация)

В некотором царстве, в некотором государстве « РАСТЕНИЯ», в том самом, где жители засыпают осенью, а просыпаются и зацветают весной и летом, где зреют булки и пряники, леденцы и каши, где рождаются масляные реки и микстурные ручейки, где глаз не оторвать от ярких разноцветных красок и не надышаться чистым ароматным воздухом произошла необычная история.

В этом сказочном государстве находились два королевства.

КОРОЛЕВСТВО КЛАССА КОРОЛЕВСТВО КЛАССА

ДВУДОЛЬНЫХ РАСТЕНИЙ ОДНОДОЛЬНЫХ РАСТЕНИЙ

(Учитель показывает на детей переодетых в костюмы фасолинки и зерновки.)

Жители этих королевств жили дружно и весело. Много приносили пользы животным и людям.

Но однажды, что за вздор?

Разгорелся сильный спор.

Послушаем, ребята, о чём же спорят растения этих двух королевств.

(Ребятам за две недели раздаются слова и готовятся костюмы - шапки в виде семян однодольного и двудольного растения и модель семян.)

Слайд №2

Ученик 1. Семя двудольного растения

Мы на свете всех милее!

Лучше всех и всех ценнее

Здесь и яблоня, и дуб,

И морковь, и астра,

И подсолнечник ведь тут -

Сколько хочешь масла.

И строение у нас -

Не такое как у вас!

Учитель: Ребята, нам нужно помочь жителям этих королевств. Стоит ли им спорить?

Так ли это или нет

Мы поможем дать ответ

Кто на свете всех милее

Лучше всех и всех ценнее.

III.Озвучивание цели урока. Слайд № 3. Узнаем, каково строение семян этих растений, и какие растения можно отнести к классам двудольных и однодольных растений, каково же значение семян в жизни растений.

Откройте тетрадки и запишите тему «Строение семян двудольных и однодольных растений»

А сейчас послушаем, что расскажут нам семена этих растений.

Фасолинка.Ученик 1. (Слайд № 4)

СЕМЯ ДВУДОЛЬНОГО РАСТЕНИЯ. (Ученик показывает модель фасоли и обращает внимание на слайд) Ребята, посмотрите на меня. Моё семя покрыто гладкой семенной кожурой. Она защищает меня от повреждений и высыхания. А под кожурой находится зародыш. Он имеет 2 семядоли, а между ними корешок, стебелёк и почечка с листочками. В семядолях у меня находятся питательные вещества.(показывает на модели семени)

Цветковые растения, семена которых имеют две семядоли, называются ДВУДОЛЬНЫМИ.

Мы семена - зачаточные растения.

Учитель: Ребята, проверим, правду ли нам рассказала фасолинка.

В тетрадках запишем:

IV. Лабораторная работа №…….

Строение семени двудольного растения.

Указать на соблюдение техники безопасности (аккуратность работы с препаровальной иглой)

Для оформления лабораторной работы раздать карточки с вопросами, где ребята будут записывать результат .Эту карточку можно вклеить в тетрадь.Слайд № 5.

Задания и вопросы

Учитель. Фасолинка рассказала нам правду. Слайд №6.

ИТАК: каково же строение семени двудольного растения?( Ребята отвечают.)

Записываем схему в тетрадь.

СТРОЕНИЕ СЕМЕНИ

ДВУДОЛЬНОГО РАСТЕНИЯ

КОЖУРА ЗАРОДЫШ

2е семядоли корешок стебелёк почечка с

Листочками

Фасолинка: Вы художники иль нет?

Нарисуйте мой портрет!

Ребята зарисовывают строение семени фасоли и отмечают его части.

Какие же растения называются двудольными? (Ребята отвечают и определение записывается в тетрадь)

Слайд № 7.

Определение: Цветковые растения, которые в семени имеют две семядоли, называются двудольными.

Слайд №8

К ним относят: (демонстрация таблицы «Двудольные растения», либо презентация)

Боб, тыква, морковь, томат, яблоня, дуб, астра, подсолнух и др.

СЕМЯ ОДНОДОЛЬНОГО РАСТЕНИЯ. Слайд № 9.

Ученик в костюме зерновки. Я тоже хочу рассказать о строении семян наших растений.

Посмотрите ребята (демонстрация модели семени) зерновку пшеницы. Она снаружи покрыта кожистым околоплодником. Он сросся с семенной кожурой. Под кожурой находится мучнистый эндосперм. В его клетках содержатся питательные вещества.

Но зародыш хоть и маленький, но тоже имеет корешок, стебелёк и почечку с листочками. А вот семядоля у меня одна и не содержит питательных веществ. Но зато через неё из эндосперма эти вещества проходят к зародышу.

Растения, которые в зародыше имеют одну семядолю, называются ОДНОДОЛЬНЫМИ.

Наши семена – так же зачаточные растения.

Учитель: А теперь рассмотрим строение зерновки. В тетради запишите заголовок:

«Строение семени однодольного растения»

Оборудование: набухшие и проросшие семена зерновки пшеницы

Раздать карточки с вопросами, где ребята будут записывать результат .Эту карточку можно вклеить в тетрадь .Слайд №10.

Задания и вопросы

Слайд № 11.

Учитель. Итак: Каково же ребята строение семени однодольного растения ?

(Дети отвечают и таблицу записывают в тетрадь)

строение семени однодольного растения (таблица заносится в тетрадь)

Кожура

Эндосперм

Зародыш

1 семядоля

корешок

стебелёк

Почечка с листочками

Слайд № 12.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ: Растения, имеющие в зародыше 1у семядолю, называются однодольными.

ЗЕРНОВКА: Вы и мой портрет нарисуйте (уч-ся зарисовывают зерновку в тетрадь)

Слайд № 13.

Пшеница, кукуруза, рожь, лук, просо - однодольные растения

Учитель. Ребята, а как вы думаете Каково же значение семян в жизни растений?

(ответ учащихся) Показ слайда №14.

V. Закрепление знаний.

Вопросы и задания.

  1. Ребята, давайте сравним семя фасоли? Что общего в строении двудольных и однодольных растений? (Семена имеют семенную кожуру, запас питательных веществ, зародыш)

  2. Чем различаются семена? (В семени фасоли 2е семядоли с питательными веществами, а в семени зерновки одна - без питательных веществ. Питательные вещества в эндосперме. Кожура срастается с околоплодником)

3. Что вы могли бы дополнить о двудольных и однодольных растениях.(ребята читают стихи и загадки о различных растениях)

Двудольные:

Не заботясь о погоде,

В сарафане белом ходит,А в один из теплых дней

Май серёжки дарит ей (берёза)

Я из крошки – бочки вылез,

Корешки пустил и вырос

Стал высок я и могуч,

Не боюсь ни гроз, ни туч.

Я кормлю свиней и белок –

Ничего, что плод мой мелок. (дуб)

Однодольные:

С просом в дружбе мы давно,

Просо дарит нам пшено.

А вот ячмень, ячмень похож

И на пшеницу и на рожь,

Но в колоске один цветок –

Так будь внимательней знаток.

Пшеница древностью гордится –

Уж десять тысяч лет пшеница

Шумит в полях под синим небом

И кормит нас всех белым хлебом.

  1. Учитель:(В тарелочке лежат семена различных растений) Ребята, рассмотрите семена, которые лежат у вас на парте и отберите семена двудольных и однодольных растений.

  2. Ребята, зачем мы изучаем строение семян?

(ответ учащихся: знать как появляются молодые растения, как правильно сеять и ухаживать за проросшими растениями и т.д.))

  1. А какие национальные блюда вы знаете, приготовленные из семян?

(различные каши, овсяный кисель, гороховый суп и т. д.)

Учитель: Вот какие молодцы

В дружбе жить мы все должны

Ведь растения двух классов

Одинаково нужны.

***

Тише, тише - успокойтесь.

Дневнички свои откройте (достают дневники)

И заданье запишите, (на доске записывается задание)Дома вы о них прочтите. (жестом указать на таблицу двудольных и

однодольных растений)

Что в тетрадях – заучите,

Глядя в книгу - не зевайте,На вопросы отвечайте,И на следующий денёк

Приходите на урок.

Про фасоль и про пшеницу

Мы контрольную напишем.Я проверю и в журнал

Всем поставлю по 5 баллов.

Только дома не ленитесь

И как следует учитесь.

На дом задаются творческие задания: загадки, национальные блюда из зерновых, кроссворды, ребусы.

Вопрос. Какие растения классов двудольных и однодольных выращивают ваши родители на дачных участках?

Методическое обеспечение урока и методические аспекты организации урока.

Используемые методы:

  • рассказ учителя

  • подготовка и выступление учащихся

  • наглядность: модели семян, мультимедийная презентация

  • практические: работа с увеличительными приборами, наблюдение

Приёмы:

  • анализ

  • сравнение

  • обобщение

  • совместная работа учителя с учащимися

  • самостоятельная работа учащихся

  • использование стихов

Дидактические материалы и средства изучения:

  • мультимедийный проектор

  • экран

  • лабораторное оборудование

  • наглядные пособия в виде костюмов

  • модели семян

Оформление урока:

компьютерная презентация, подготовка костюмов семян, на парту раздается набор лабороторного оборудоания, таблицы с незаполненной правой колонкой.

Рекомендации по подготовке и проведению урока.

Подготовка к уроку начинается за две недели до проведения занятия. Детям раздаются слова в зависимости от их роли, слова стихов и загадок. После уроков с учениками изготавливаются костюмы. Для лабораторной работы ребята сами приносят семена различных растений. Перед уроком ответственные ученики помогают оборудовать

рабочие места.

На уроке перед лабораторной работой обязательно указать на соблюдение правил техники безопасности, т.к. ребятам предстоит работать с опасными предметами (препаровальные иглы)

Итоги урока:

Урок изучается первым в разделе «Покрытосеменные растения». На уроке для достижения цели используются различные методы и приёмы, образовательные технологии которые указаны выше.

В конце урока учащиеся узнают новые понятия – двудольное растение, однодольное растение, семядоля, эндосперм, зародыш, семенная кожура. Учащиеся умеют разъяснять особенности строения семян двудольных и однодольных растений. Развивают навыки работы с биологическими терминами, таблицами и практические умения по распознаванию и определению семян классов растений. Ученики учатся сравнивать и отстаивать свою точку зрения, проводя лабораторную работу, и тем самым, доказывая достоверность сказанного. Ребята анализируют результаты своей деятельности и делают выводы. Ученики учатся выступать публично. Работая в паре, дети могут обсуждать увиденное и совместно подводить итог. Выполняя домашнее задание ученики могут обратиться к родителям, добывая знания из устной беседы.

Государственное образовательное учреждение

школа-интернат № 576 среднего (полного) общего образования с углубленным изучением предмета физическая культура

Василеостровского района, Санкт – Петербурга,

переулок Каховского, д.2

Автор разработки: Никандрова Наталья Николаевна

учитель биологии

Контактные телефоны: 8 911 165 94 84

Программа,

по которой работает учитель: программа для образовательных

учреждений основного общего

образования по биологии авторов

В.В. Пасечника, В.В.Латюшина,

В.М.Пакуловой.

Уровень образования: базовый.

Ученик 2. Семя однодольного растения

Но и мы не уступаем –

Мы ни чуть не проиграем!

Мощностью и высотой

Знаменита кукуруза.

И початок золотой

Кукурузе не обуза.

Хоть строение у нас

Не такое как у вас.

Результат

1. Рассмотрите семена фасоли

(гладкая семенная кожура, имеется рубец)

2. Попробуйте снять семенную кожуру

(легко снимается, кожура плотная)

3. С помощью лупы рассмотрите зародыш. Найдите 2е семядоли, корешок, стебелёк и почечку.

Зародыш маленький

4. Что содержится в семядолях?

(питательные вещества)

Результат

1. Рассмотрите зерновку пшеницы

Сверху кожистый околоплодник

2. Попробуйте снять кожуру

Она не снимается

3. Почему не снимается кожура

Кожура срослась с околоплодником

4. Разломите зерновку

Внутри находится эндосперм

5. Где находятся питательные вещества

В эндосперме

6. Рассмотрите зародыш

Зародыш очень маленький, мы можем увидеть его только проросшим

doc4web.ru

Технологическая карта. Биология, 6 класс.Строение семян двудольных и однодольных растений

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Кличкинская средняя общеобразовательная школа

Предмет: биология

Учитель биологии: Васильева Ольга Васильевна

Класс: 6 (ФГОС)

Тип урока: урок изучения нового материала.

Технологическая карта урока

Тема урока

Строение семян двудольных и однодольных растений

Цель урока

Изучить строение семян, выявить особенности строения семян однодольных и двудольных растений, выяснить значение семян для растений как органа его размножения и распространения.

Задачи урока

Познавательные:

Изучить признаки царства Животные. Устанавливать причинно-следственные связи.

Регулятивные:

Развивать умения планировать и оценивать свою деятельность.

Коммуникативные:

Развивать учебные навыки по поиску и систематизации информации, умения перерабатывать полученную информацию и представлять ее графически.

Личностные:

Формировать культуру умственного труда, прививать бережное отношение к природе, развивать у учащихся эмоционально-ценностное отношение к растениям.

Формирование УУД

Предметные универсальные действия

- знать строение семян,

- распознавать и описывать по рисунку строение семян однодольных и двудольных растений,

- называть значение семян.

Личностные универсальные учебные действия

- осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;

- оценивать собственный вклад в работу группы

Метапредметные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- самостоятельно определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели;

- участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое;

- работать с учебником;

- находить отличия;

- работать с информационными текстами;

- объяснять значения новых слов;

- сравнивать и выделять признаки;

- обсуждать в рабочей группе информацию;

- слушать товарища и обосновывать свое мнение;

- выражать свои мысли и идеи.

Основные понятия

Растения двудольные и однодольные, кожура, семядоли, корешок, стебелек, почечка, эндосперм, околоплодник, зародыш.

Ресурсы

УМК: Биология 6, В.В. Пасечник.

Презентация “Строение семян”

Карточки с заданиями для групповой работы.

Формы урока

Комбинированный урок с выполнением лабораторной работы.

Методы

Проблемного обучения, частично-поисковый, словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный.

Формы представления учебной задачи: наглядный образ (презентация), рисунок, схема, слушание, чтение.

Технологии формирования УУД

1) проблемно-диалогическая технология

2) организация учебного сотрудничества

3) технология оценки образовательных достижений

4) информационно-коммуникативные технологии

Методы:

  1. метод проблемного изложения в обучении

  2. частично-поисковый метод обучения

  3. исследовательский метод обучения

Организационные формы: фронтальная, индивидуальная, в парах, групповая работа

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1. Организационный момент

2. Актуализация знаний

1) Фронтальная беседа:

Продолжим знакомство с Покрытосеменными. На прошлом уроке мы говорили с вами о цветковых растениях. Давайте вспомним:

Какие же растения называют покрытосеменными и за что они получили такое название?

Какие жизненные формы растений вы знаете?

Каково значение покрытосеменных в природе и жизни человека? (слайд №3)

Все покрытосеменные, несмотря на свое многообразие, имеют общий план строения. Их органы подразделяют на вегетативные и репродуктивные. Вегетативные (от латинского слова «вегетативус» - растительный) органы составляют тело растения и осуществляют его основные функции, включая вегетативное размножение. К ним относят корень и побег. Репродуктивные, или генеративные (от латинского слова «генераре» - производить), органы, связанные с половым размножением растений. К ним относят цветок, плод и семя. (слайд №4)

Вспоминают, проговаривают определение.

Называют жизненные формы растений

Рассказывают о значении покрытосеменных

Растения, у которых образуется цветок;покрытосеменные – так как семена развиваются внутри плода. т.е. они защищены (покрыты) (слайд №1)

(деревья, кустарники, травы)(слайд №2)

Личностные УУД

Смыслообразование

Познавательные УДД

Целеполагание

Использование знаково-символических средств

3. Проверка выполнения домашнего задания

Этап проверки домашнего задания:

- проверка знаний терминов;

- ответы на вопросы;

Презентация «Строение покрытосеменных растений»

Все покрытосеменные, несмотря на свое многообразие, имеют общий план строения. Их органы подразделяют на вегетативные и репродуктивные. Вегетативные (от латинского слова «вегетативус» - растительный) органы составляют тело растения и осуществляют его основные функции, включая вегетативное размножение. К ним относят корень и побег. Репродуктивные, или генеративные (от латинского слова «генераре» - производить), органы, связанные с половым размножением растений. К ним относят цветок, плод и семя. (слайд №5)

- Как же появляются молодые растения? Весной, когда земля освобождается от снега, многие люди торопятся поскорее посеять разные овощные культуры и цветы на грядках и клумбах. Что они сеют? Конечно же, семена. В землю на небольшую глубину закапывают сухое, небольшое (а иногда и совсем крошечное) семя. Обычно через 2-3 недели на том месте, где под слоем земли находилось семя, появляется маленькое зеленое растеньице – проросток. Чудо? Нет. Оказывается, в каждом семени спрятано будущее растение.

Сегодня мы как раз поговорим о семени, из которого вырастает растение. Тема нашего урока «Строение семян двудольных и однодольных растений».Запишите тему урока в тетрадях. Мы заглянем внутрь семени и познакомимся с его строением, узнаем, чем отличаются по строению семена двудольных и однодольных растений, выполним лабораторную работу.

К сегодняшнему уроку вы должны были принести из дома различные семена и продукты, изготовленные из семян. Какие семена вы принесли? Как и где их используют? Ответьте  на вопрос: «Для чего необходимо изучать семена?»

- Какую цель поставим перед собой?

- Зачем нам эти знания?

Учащиеся класса комментируют ответы, дополняют.

Отдел «Покрытосеменые»

Высказывают предположения

Учащиеся предполагают план работы.

Вывод: семена важная часть растений. Семена многих растений употребляются в пищу (фасоль, горох, пшеница, кукуруза). Часть семян обладает лекарственными свойствами – кукурузные рыльца выводят камни из почек, семена тыквы помогают при глистных инвазиях, семена моркови – мочегонное средство, семена льна используются в парфюмерии для завивки. С помощью семян происходит размножение растений. Таким образом, семена играют важную роль в жизни растений, животных и человека.

Построение речевого высказывания.

Коммуникативные УУД.

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Учет разных мнений.

Познавательные УДД.

Использование знаково-символических средств.

Подведение под понятие.

Аналогия, обобщение.

Установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные УУД

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Аргументация своего мнения и позиции.

Учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиции.

4. Изучение нового материала

Ребята, но все ли семена, несмотря на разнообразие, имеют сходное строение? Каким образом мы это можем узнать?

Итак, сегодня мы с вами должны выяснить, какое строение имеет семя? Все ли семена имеют одинаковое строение или они чем – то отличаются?

Для этого вы проведете исследовательскую работу.

Работа в группах.

Делимся на группы, у каждой группы на столах есть всё необходимое для выполнения работы: задания, опорные схемы и рисунки, необходимый набор семян.

После выполнения заданий и их оформления по одному представителю от каждой группы выступят с докладами.

Термины:

Зародыш, семенная кожура, корешок, стебелек, почечка, эндосперм, семядоли

Выполнение лабораторной работы «Изучение строения семян двудольных и однодольных растений»(слайд №6)

Учащиеся готовят доклады:

1 группа - строение семян двудольных растений

2 группа - строение семян однодольных растений

Проверяют друг у друга знание основных терминов.

Составляют план рассказа.

Монологическая речь.

Диалог.

Познавательные УДД

Анализ, синтез, сравнение, обобщение.

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

Определение основной и второстепенной информации.

Коммуникативные УУД

Аргументация своего мнения.

Учет различных мнений, координирование в сотрудничестве различных позиций.

Личностные УДД

Осознание ответственности за общее дело.

Общее в строении семян то, что семена имеют семенную кожуру, запас питательных веществ и зароды).

Различаются: в семени фасоли, гороха две семядоли, в которых находятся запасные питательные вещества, а в семени пшеницы, кукурузы одна семядоля, а питательные вещества находятся в эндосперме, кожура срастается с околоплодником, поэтому ее невозможно отделить.

Познавательные УДД

Структурирование знаний.

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания

Коммуникативные УУД

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Регулятивные УДД

Контроль.

Коррекция.

5. Практическая часть урока

Работа в тетради

Задания на выбор.

1. Заполнить таблицу «Строение семян двудольных и однодольных растений».

2. Зарисовать строение семян двудольных и однодольных растений, подписать все части семян.

Проверка выполненного задания.

Беседа по заданию.

Контроль по эталону.

Образцы заполненной таблицы демонстрируются на доске,

показываются образцы рисунков.

Познавательные УДД

Анализ, синтез, сравнение, обобщение

Структурирование знаний

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания

Коммуникативные УУД

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

Регулятивные УДД

Контроль и коррекция

6. Закрепление материала

А теперь, ребята, давайте сравним изученные семена(слайд №7) Итак, что же у них общего?

А чем они различаются?

Те растения, которые имеют в зародыше одну семядолю, называются однодольными. Например – пшеница, лук, лилия(слайд №8)

Те растения, которые имеют в зародыше две семядоли, называются двудольными. Например – яблоко, огурец, слива, томат(слайд №9).

Итак, мы с вами выяснили, что: (слайд №10)

1. Семя состоит из: семенной кожуры, зародыша и содержит запас питательного вещества.

2. Зародыш – зачаток будущего растения. Он состоит из: зародышевых корешка, стебелька, почечки и семядоли.

3. Семядоли – это первые листья зародыша растения.

4. Растения, имеющие в зародыше семени одну семядолю, называют однодольными – это пшеница, кукуруза, овес, лук и др.

5. Растения, имеющие в зародыше две семядоли, называют двудольными – это фасоль, капуста, яблоня, горох, томат.

Познавательные УДД

Анализ, синтез, сравнение, обобщение.

Структуирование знаний.

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

Построение логической цепи рассуждений, доказательств.

Коммуникативные УУД

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Аргументация своего мнения и позиции.

Учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.

7. Домашнее задание

Домашнее задание

П.1,Творческое задание: подготовить интересные сообщения о семенах. Практическое задание: прорастить семена для эксперимента

8. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Подведение итогов совместной и индивидуальной деятельности учеников.

-Учащиеся отмечают новое содержание, изученное на уроке, производят оценку личного вклада в совместную учебную деятельность, достижение поставленной цели.

-Определяют свое настроение в конце урока.

Познавательные УДД

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

Определение основной и второстепенной информации.

Коммуникативные УУД

Аргументация своего мнения.

Учет различных мнений, координирование в сотрудничестве различных позиций.

Личностные УДД

Осознание ответственности за общее дело.

infourok.ru

" Строение семян двудольных растений"

_______________ 6 класс

Тема: Строение семян двудольных растений

З а д а ч и у р о к а:— познакомить учащихся с особенностями строения семян двудольных растений;— расширить знания учащихся о значении семян в жизни растений, преимуществах семян перед спорами.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: учащиеся могут назвать особенности строения семян двудольных растений.Личностные: формируется познавательный мотив на основе интереса к изучению новых для учащихся объектов.Основные понятия урока: однодольные; двудольные; семядоля; эндосперм; зародыш; семенная кожура; семя ножка; микропиль.Деятельность учащихся: работа с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничество с учащимися класса при обсуждении.

ХОД УРОКА

I. Актуализация знаний о многообразии покрыто семенных растений, значении семян в жизни растений, преимуществах семян перед спорами, высших и низших, споровых и семенных растениях. (Фронтальная беседа с дополнениями и уточнениями учителя.)

II. Изучение нового материала1. Органы покрытосеменного растения. Общая характеристика строения семян.Растения однодольные и двудольные. (Объяснение учителя с использованием таблицы, выполнение задания 1 в рабочей тетради.) Составление (под руководством учителя) схемы «Строение семени».

Семя

Кожура Зародыш Эндосперм (питательные вещества)

Корешок Стебелек Почечка 1 или 2семядоли

2. Особенности строения семян других двудольных растений на примере строения семян миндаля, ясеня, яблони, тыквы, подсолнечника. (Самостоятельная работа с текстом и рисунком 1 учебника и обсуждение результатов с учащимися класса.)

III. Закрепление знанийОтработка понятий: кожура, зародыш, эндосперм, зародышевый корешок, стебелек, почечка, семядоля, семяножка, микропиле, однодольные, двудольные. (Фронтальная беседа.)IV. Задание на домИзучить § 1 до статьи «Строение семян однодольных растений».Заложить семена на проращивание (с учетом объяснения учителем методики проращива- ния семян).

infourok.ru

Презентация "Строение семян" - Биология

Просмотр содержимого документа «Презентация "Строение семян"»

  • Строение семян класса двудольных растений

2. Растения класса двудольных растений

3. Строение семян класса однодольных растений

4. Растения класса однодольных растений

5. Значение семян в жизни растений

Лабораторная работа

Изучение семян двудольных и

однодольных растений

Задания и вопросы

Результат

Рассмотрите семена фасоли

Попробуйте снять семенную кожуру

Найдите семядоли. Сколько их?

Пользуясь лупой, найдите корешок, стебелёк и почечку

с листочками

Что содержится в семядолях?

СТРОЕНИЕ СЕМЯН КЛАССА ДВУДОЛЬНЫХ РАСТЕНИЙ

КОЖУРА

ЗАРОДЫШ

семядоли

СТЕБЕЛЁК

ПОЧЕЧКА С ЛИСТОЧКАМИ

КОРЕШОК

РАСТЕНИЯ

В СЕМЕНИ

КОТОРЫХ ДВЕ СЕМЯДОЛИ

НАЗЫВАЮТСЯ

ДВУДОЛЬНЫМИ

РАСТЕНИЯМИ

Подсол

нечник

Боб

Томат

Тыква

Яблоня

Морковь

Астра Дуб

Задания и вопросы

Результат

Рассмотрите зерновку пшеницы

Попробуйте снять кожуру

Почему кожура не снимается?

Разломите зерновку.

Где находятся питательные вещества?

Рассмотрите зародыш

СТРОЕНИЕ СЕМЯН КЛАССА однодольных РАСТЕНИЙ

эндосперм

ЗАРОДЫШ

КОЖУРА

срослись

1

семядоля

СТЕБЕЛЁК

ПОЧЕЧКА С ЛИСТОЧКАМИ

КОРЕШОК

РАСТЕНИЯ В

СЕМЕНИ

КОТОРЫХ ОДНА

СЕМЯДОЛЯ

НАЗЫВАЮТСЯ

ОДНОДОЛЬНЫМИ

РАСТЕНИЯМИ

Пшеница

Рожь Овёс Просо

Кукуруза Лук Ландыш Частуха

Семена – важнейшее достижение в эволюции растений.

Семя состоит из небольшого, но сформировавшегося

растения и запаса питательных веществ на первое

время, пока зародыш не прорастёт.

Семя защищает это крохотное растение от

неблагоприятных условий.

Семя обеспечивает возможность распространяться с

помощью воды, ветра, животных.

ВЫВОД :

Семя – это

зачаточное

растение

multiurok.ru

"СТРОЕНИЕ СЕМЯН ДВУДОЛЬНЫХ И ОДНОДОЛЬНЫХ РАСТЕНИЙ"

Здесь Вы можете скачать Урок для 6 класса по теме: "СТРОЕНИЕ СЕМЯН ДВУДОЛЬНЫХ И ОДНОДОЛЬНЫХ РАСТЕНИЙ" для предмета : Биология. Данный документ поможет вам подготовить хороший и качественный материал для урока.

Государственное образовательное учреждение

школа-интернат № 576 среднего (полного) общего образования с углубленным изучением предмета физическая культура

Василеостровского района, Санкт – Петербурга,

переулок Каховского, д.2

Автор разработки: Никандрова Наталья Николаевна

учитель биологии

Контактные телефоны: 8 911 165 94 84

Программа,

по которой работает учитель: программа для образовательных

учреждений основного общего

образования по биологии авторов

В.В. Пасечника, В.В.Латюшина,

В.М.Пакуловой.

Уровень образования: базовый.

ТЕМА: СТРОЕНИЕ СЕМЯН ДВУДОЛЬНЫХ И ОДНОДОЛЬНЫХ РАСТЕНИЙ 6 класс.

Учитель биологии

Никандрова Наталья Николаевна

Школа № 576

Презентация к уроку.

ЦЕЛЬ: ознакомить учащихся с особенностями строения семян двудольных и однодольных растений, отметить какие растения относятся к этим двум классам

усвоить каково значение семян класса двудольных и однодольных растений.

ЗАДАЧИ:

Образовательные:

  • уяснить особенности строения семян двудольных и однодольных растений

  • подтвердить полученные знания путём проведения лабораторной работы

  • развивать практические навыки работы с лабораторным оборудованием и предметом изучения

  • учиться работать, соблюдая технику безопасности

Развивающие:

  • развивать умение сравнивать, анализировать, делать выводы

Воспитательные:

Оборудование: скальпель, лупа, препаровальные иглы, набухшие и проросшие семена фасоли и зерновки пшеницы, сухие семена различных растений, таблицы с изображением семян и растений двудольных и однодольных растений, мультимедийная презентация, костюмы.

Ход урока.

I. Организационный момент.

(на экране слайд №1 )

Учитель:

Ребята, у нас сегодня необычный урок. Расскажу я вам сказку. О чём эта сказка? Вы сейчас узнаете. Садитесь, поудобнее и внимательно меня слушайте.

II. Вступление (мотивация)

В некотором царстве, в некотором государстве « РАСТЕНИЯ», в том самом, где жители засыпают осенью, а просыпаются и зацветают весной и летом, где зреют булки и пряники, леденцы и каши, где рождаются масляные реки и микстурные ручейки, где глаз не оторвать от ярких разноцветных красок и не надышаться чистым ароматным воздухом произошла необычная история.

В этом сказочном государстве находились два королевства.

КОРОЛЕВСТВО КЛАССА КОРОЛЕВСТВО КЛАССА

ДВУДОЛЬНЫХ РАСТЕНИЙ ОДНОДОЛЬНЫХ РАСТЕНИЙ

(Учитель показывает на детей переодетых в костюмы фасолинки и зерновки.)

Жители этих королевств жили дружно и весело. Много приносили пользы животным и людям.

Но однажды, что за вздор?

Разгорелся сильный спор.

Послушаем, ребята, о чём же спорят растения этих двух королевств.

(Ребятам за две недели раздаются слова и готовятся костюмы - шапки в виде семян однодольного и двудольного растения и модель семян.)

Слайд №2

Ученик 1. Семя двудольного растения

Мы на свете всех милее!

Лучше всех и всех ценнее

Здесь и яблоня, и дуб,

И морковь, и астра,

И подсолнечник ведь тут -

Сколько хочешь масла.

И строение у нас -

Не такое как у вас!

Ученик 2. Семя однодольного растения

Но и мы не уступаем –

Мы ни чуть не проиграем!

Мощностью и высотой

Знаменита кукуруза.

И початок золотой

Кукурузе не обуза.

Хоть строение у нас

Не такое как у вас.

Учитель: Ребята, нам нужно помочь жителям этих королевств. Стоит ли им спорить?

Так ли это или нет

Мы поможем дать ответ

Кто на свете всех милее

Лучше всех и всех ценнее.

III.Озвучивание цели урока. Слайд № 3. Узнаем, каково строение семян этих растений, и какие растения можно отнести к классам двудольных и однодольных растений, каково же значение семян в жизни растений.

Откройте тетрадки и запишите тему «Строение семян двудольных и однодольных растений»

А сейчас послушаем, что расскажут нам семена этих растений.

Фасолинка.Ученик 1. (Слайд № 4)

СЕМЯ ДВУДОЛЬНОГО РАСТЕНИЯ. (Ученик показывает модель фасоли и обращает внимание на слайд) Ребята, посмотрите на меня. Моё семя покрыто гладкой семенной кожурой. Она защищает меня от повреждений и высыхания. А под кожурой находится зародыш. Он имеет 2 семядоли, а между ними корешок, стебелёк и почечка с листочками. В семядолях у меня находятся питательные вещества.(показывает на модели семени)

Цветковые растения, семена которых имеют две семядоли, называются ДВУДОЛЬНЫМИ.

Мы семена - зачаточные растения.

Учитель: Ребята, проверим, правду ли нам рассказала фасолинка.

В тетрадках запишем:

IV. Лабораторная работа №…….

Строение семени двудольного растения.

Указать на соблюдение техники безопасности (аккуратность работы с препаровальной иглой)

Для оформления лабораторной работы раздать карточки с вопросами, где ребята будут записывать результат .Эту карточку можно вклеить в тетрадь.Слайд № 5.

Задания и вопросы

Результат

1. Рассмотрите семена фасоли

(гладкая семенная кожура, имеется рубец)

2. Попробуйте снять семенную кожуру

(легко снимается, кожура плотная)

3. С помощью лупы рассмотрите зародыш. Найдите 2е семядоли, корешок, стебелёк и почечку.

Зародыш маленький

4. Что содержится в семядолях?

(питательные вещества)

Учитель. Фасолинка рассказала нам правду. Слайд №6.

ИТАК: каково же строение семени двудольного растения?( Ребята отвечают.)

Записываем схему в тетрадь.

СТРОЕНИЕ СЕМЕНИ

ДВУДОЛЬНОГО РАСТЕНИЯ

КОЖУРА ЗАРОДЫШ

2е семядоли корешок стебелёк почечка с

Листочками

Фасолинка: Вы художники иль нет?

Нарисуйте мой портрет!

Ребята зарисовывают строение семени фасоли и отмечают его части.

Какие же растения называются двудольными? (Ребята отвечают и определение записывается в тетрадь)

Слайд № 7.

Определение: Цветковые растения, которые в семени имеют две семядоли, называются двудольными.

Слайд №8

К ним относят: (демонстрация таблицы «Двудольные растения», либо презентация)

Боб, тыква, морковь, томат, яблоня, дуб, астра, подсолнух и др.

СЕМЯ ОДНОДОЛЬНОГО РАСТЕНИЯ. Слайд № 9.

Ученик в костюме зерновки. Я тоже хочу рассказать о строении семян наших растений.

Посмотрите ребята (демонстрация модели семени) зерновку пшеницы. Она снаружи покрыта кожистым околоплодником. Он сросся с семенной кожурой. Под кожурой находится мучнистый эндосперм. В его клетках содержатся питательные вещества.

Но зародыш хоть и маленький, но тоже имеет корешок, стебелёк и почечку с листочками. А вот семядоля у меня одна и не содержит питательных веществ. Но зато через неё из эндосперма эти вещества проходят к зародышу.

Растения, которые в зародыше имеют одну семядолю, называются ОДНОДОЛЬНЫМИ.

Наши семена – так же зачаточные растения.

Учитель: А теперь рассмотрим строение зерновки. В тетради запишите заголовок:

«Строение семени однодольного растения»

Оборудование: набухшие и проросшие семена зерновки пшеницы

Раздать карточки с вопросами, где ребята будут записывать результат .Эту карточку можно вклеить в тетрадь .Слайд №10.

Задания и вопросы

Результат

1. Рассмотрите зерновку пшеницы

Сверху кожистый околоплодник

2. Попробуйте снять кожуру

Она не снимается

3. Почему не снимается кожура

Кожура срослась с околоплодником

4. Разломите зерновку

Внутри находится эндосперм

5. Где находятся питательные вещества

В эндосперме

6. Рассмотрите зародыш

Зародыш очень маленький, мы можем увидеть его только проросшим

Слайд № 11.

Учитель. Итак: Каково же ребята строение семени однодольного растения ?

(Дети отвечают и таблицу записывают в тетрадь)

строение семени однодольного растения (таблица заносится в тетрадь)

Почечка с листочками

Слайд № 12.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ: Растения, имеющие в зародыше 1у семядолю, называются однодольными.

ЗЕРНОВКА: Вы и мой портрет нарисуйте (уч-ся зарисовывают зерновку в тетрадь)

Слайд № 13.

Пшеница, кукуруза, рожь, лук, просо - однодольные растения

Учитель. Ребята, а как вы думаете Каково же значение семян в жизни растений?

(ответ учащихся) Показ слайда №14.

V. Закрепление знаний.

Вопросы и задания.

  1. Ребята, давайте сравним семя фасоли? Что общего в строении двудольных и однодольных растений? (Семена имеют семенную кожуру, запас питательных веществ, зародыш)

  2. Чем различаются семена? (В семени фасоли 2е семядоли с питательными веществами, а в семени зерновки одна - без питательных веществ. Питательные вещества в эндосперме. Кожура срастается с околоплодником)

3. Что вы могли бы дополнить о двудольных и однодольных растениях.(ребята читают стихи и загадки о различных растениях)

Двудольные:

Не заботясь о погоде,

В сарафане белом ходит,А в один из теплых дней

Май серёжки дарит ей (берёза)

Я из крошки – бочки вылез,

Корешки пустил и вырос

Стал высок я и могуч,

Не боюсь ни гроз, ни туч.

Я кормлю свиней и белок –

Ничего, что плод мой мелок. (дуб)

Однодольные:

С просом в дружбе мы давно,

Просо дарит нам пшено.

А вот ячмень, ячмень похож

И на пшеницу и на рожь,

Но в колоске один цветок –

Так будь внимательней знаток.

Пшеница древностью гордится –

Уж десять тысяч лет пшеница

Шумит в полях под синим небом

И кормит нас всех белым хлебом.

  1. Учитель:(В тарелочке лежат семена различных растений) Ребята, рассмотрите семена, которые лежат у вас на парте и отберите семена двудольных и однодольных растений.

  2. Ребята, зачем мы изучаем строение семян?

(ответ учащихся: знать как появляются молодые растения, как правильно сеять и ухаживать за проросшими растениями и т.д.))

  1. А какие национальные блюда вы знаете, приготовленные из семян?

(различные каши, овсяный кисель, гороховый суп и т. д.)

Учитель: Вот какие молодцы

В дружбе жить мы все должны

Ведь растения двух классов

Одинаково нужны.

***

Тише, тише - успокойтесь.

Дневнички свои откройте (достают дневники)

И заданье запишите, (на доске записывается задание)Дома вы о них прочтите. (жестом указать на таблицу двудольных и

однодольных растений)

Что в тетрадях – заучите,

Глядя в книгу - не зевайте,На вопросы отвечайте,И на следующий денёк

Приходите на урок.

Про фасоль и про пшеницу

Мы контрольную напишем.Я проверю и в журнал

Всем поставлю по 5 баллов.

Только дома не ленитесь

И как следует учитесь.

На дом задаются творческие задания: загадки, национальные блюда из зерновых, кроссворды, ребусы.

Вопрос. Какие растения классов двудольных и однодольных выращивают ваши родители на дачных участках?

Методическое обеспечение урока и методические аспекты организации урока.

Используемые методы:

  • рассказ учителя

  • подготовка и выступление учащихся

  • наглядность: модели семян, мультимедийная презентация

  • практические: работа с увеличительными приборами, наблюдение

Приёмы:

  • анализ

  • сравнение

  • обобщение

  • совместная работа учителя с учащимися

  • самостоятельная работа учащихся

  • использование стихов

Дидактические материалы и средства изучения:

  • мультимедийный проектор

  • экран

  • лабораторное оборудование

  • наглядные пособия в виде костюмов

  • модели семян

Оформление урока:

компьютерная презентация, подготовка костюмов семян, на парту раздается набор лабороторного оборудоания, таблицы с незаполненной правой колонкой.

Рекомендации по подготовке и проведению урока.

Подготовка к уроку начинается за две недели до проведения занятия. Детям раздаются слова в зависимости от их роли, слова стихов и загадок. После уроков с учениками изготавливаются костюмы. Для лабораторной работы ребята сами приносят семена различных растений. Перед уроком ответственные ученики помогают оборудовать

рабочие места.

На уроке перед лабораторной работой обязательно указать на соблюдение правил техники безопасности, т.к. ребятам предстоит работать с опасными предметами (препаровальные иглы)

Итоги урока:

Урок изучается первым в разделе «Покрытосеменные растения». На уроке для достижения цели используются различные методы и приёмы, образовательные технологии которые указаны выше.

В конце урока учащиеся узнают новые понятия – двудольное растение, однодольное растение, семядоля, эндосперм, зародыш, семенная кожура. Учащиеся умеют разъяснять особенности строения семян двудольных и однодольных растений. Развивают навыки работы с биологическими терминами, таблицами и практические умения по распознаванию и определению семян классов растений. Ученики учатся сравнивать и отстаивать свою точку зрения, проводя лабораторную работу, и тем самым, доказывая достоверность сказанного. Ребята анализируют результаты своей деятельности и делают выводы. Ученики учатся выступать публично. Работая в паре, дети могут обсуждать увиденное и совместно подводить итог. Выполняя домашнее задание ученики могут обратиться к родителям, добывая знания из устной беседы.

docbase.org

Конспект и презентация по биологии на тему "Внешнее и внутреннее строение семян. Строение семян однодольных и двудольных цветковых растений" (6 класс).

Поурочный план Дата Класс ____6 -ые____

Урок 10 биологии

Учитель

Тема урока Внешнее и внутреннее строение семян. Строение семян однодольных и двудольных цветковых растений (слайд 1).

Тип урока: комбинированный.

Цель урока: познакомить учащихся с особенностями внешнего и внутреннего строения семян однодольных и двудольных цветковых растений.

Задачи:

Образовательные: сформировать у школьников представления о строении семян, о значении семян в жизни растений;

Развивающие: продолжить работу над развитием умений логически мыслить, сравнивать, выделять главное, самостоятельно работать с лабораторным оборудованием;

Воспитательные: воспитывать культуру общения, умения работать в группах.

Оборудование: таблицы: “Строение семян двудольных и однодольных растений”, коллекции семян, проросшие семена фасоли или гороха и пшеницы, пинцеты.

Термины и понятия: однодольные растения, двудольные растения, зародыш, щиток, эндосперм, семядоля, семенная кожура, рубчик, зародышевый корешок, зародышевый стебелёк, почечка, семявход.

ХОД УРОКА

Во мне есть все: я должен стать красивым,

Большим, зеленым, как родитель мой.

Пока – покой. И я пока счастливый,

И мир вокруг хоть тесный, но живой.

В землю ляжет, чтобы встать

И до солнышка достать.

Этап урока

Содержание учебного материала

МО

ФОПД

Задания на развитие функциональной грамотности

Индивидуально-коррекционная работа

I. Орг.

момент

Начнём, пожалуй, наш урок,

Звонок сигнал даёт нам в срок.

Друг другу мило улыбнулись,

Ко мне тихонько повернулись.

Р

Коллект

II. Проверка д/з:

А). Самостоятельная работа (слайды 2 -3):

Используя тетрадь по биологии под редакцией Ж.Курмангалиевой, выполните письменно на странице 14 задание 3 «Установи соответствие (впиши цифры в таблицу)»:

Образовательная

Покровная ткань

Основная ткань

Проводящая ткань

Опорная

ткань

Выделительная ткань

  1. косточка сливы 8) сочные чешуи лука 15) придает устойчивость

  2. нектарники 9) ситовидные трубки листовым пласинкам к ветрам

  3. мякоть листа 10) млечный сок одуванчика 16) сокодвижение

  4. мякоть яблока 11) эпидермис 17) корка мандарина

  5. луб 12) отвечает за раскрытие бутона 18) раскрытие почек

  6. кожица листа 13) защищает от испарения 19) сочная мякоть лимона.

  7. кончик корня 14) скорлупа ореха

Коды ответов:

Образова

Покровная ткань

Основная ткань

Проводящая ткань

Опорная

ткань

Выделитель

ная ткань

7

12

18

6

11

13

17

3

4

8

19

5

9

16

1

14

15

2

10

Шкала оценивания:

Нет ошибок – оценка «5»;

«1»- «8» – оценка «4»;

«8» – «14» – оценка «3»;

«15» – «19» – оценка «2».

(Взаимопроверка).

Р

ЧПНО

Индивид

+

III. Введение в тему:

Слайд 4:

Ребятам, работая в группах, вы должны догадаться, о чем пойдет сегодня речь на уроке, используя при этом как можно меньше подсказок. Ответ необходимо записать на листочке и сдать учителю, указав число понадобившихся подсказок.

Подсказки

1. Этот орган всегда скрыт внутри плода.

2. Этот орган необходим цветковым растениям для размножения и расселения на Земле.

3. Этот орган появляется в определённый период жизни цветкового растения.

4. Этот орган называют зачаточным растением.

Это семя.

Учитель: Правильно, Это семя. Семя – орган полового размножения и расселения растений.

Слайды 5 - 6:

А знаете ли Вы, что …

  • семена различаются по массе и размерам, например: в коробочке мака находится 6-11 тысяч семян и весят 3-5 г, а вес одного семени у сейшельской пальмы равняется примерно -15-20 кг.

  • самые мелкие, меньше 1 мм, семена у орхидей, 50 000 таких семян весят всего 0,1г.

  • семена рожкового дерева могут быть эталоном веса, например ювелирных изделий, семена которого имеют – одинаковый вес – 200 мг. (сообщение учащихся).

Я думаю, что вы уже догадались, о чем пойдет сегодня речь на уроке?

Правильно, сегодня на уроке мы начнем изучать семя.

Откройте тетради, запишите число и темы урока (слайд 7):

Внешнее и внутреннее строение семян. Строение семени однодольных и двудольных цветковых растений.

Цель:

познакомиться с особенностями внешнего и внутреннего строения семян однодольных и двудольных цветковых растений.

Р

ИП

Р

ИПНО

МК

Работа в группах

Индивид

+

+

IV. Изучение н/м:

А). Первоначальное представление о семени.

  • Семя представляет собой орган, который состоит из небольшого, но сформировавшегося растения и запаса питательных веществ;

  • семя защищает это растение, которое называется зародыш семени, от неблагоприятных условий до приживания на новом месте и помогает сохраняться годами;

  • в неблагоприятных для растения условиях этот зародыш может долгое время пребывать в состоянии покоя, то есть семя не будет прорастать, а попав в благоприятные условия прорастают;

  • семена растений отличаются по окраске, форме, размерам, способам распространения (работа с коллекцией семян).

Б). Семена растений отличаются по окраске, форме, размерам, способам распространения

(слайды 8 – 11):

Работа в группах по заданиям:

1 группа:

Слайд 9:

Сравните семена фасоли и гороха и ответьте на вопрос: Чем они отличаются?

(семена фасоли отличаются от семян гороха по окраске, форме, размерам).

2 группа:

Слайд 10:

Рассмотрите коллекцию семян и ответьте на вопрос: все ли семена одинаковых размеров? Приведите примеры.

3 группа:

Слайд 11:

Какие приспособления имеют семена череды и лопуха для распространения и для чего они растениям нужны? (крючочки необходимы им для того, чтобы прицепиться к шерсти животных, одежде человека и переместиться на новые места обитания).

4 группа:

Слайд 12:

Семена одуванчика, клена распространяются ветром. Какие приспособления имеются у них для этого?

(у одуванчика семена имеют пуховые выросты, а у клена – специальные крылышки).

В). Семя - орган полового размножения и расселения растений (слайд 13):

Любое цветковое растение начинает свою жизнь с семени. Если семя попадает в благоприятные условия, то оно начинает прорастать. Первым появляется корешок, а затем побег. Это маленькое растение называют проростком. Спустя какое-то время у молодого растения появляются листья, цветки, плоды и, затем семена.

Г). Строение семени двудольного растения (слайды 14 - 15):

Строение семени двудольного растения рассмотрим на примере семени фасоли. На внутреннем изгибе семени фасоли имеется рубчик – место прикрепления незрелого семени к стенке плода. Рядом с рубчиком имеется семявход – небольшое отверстие, через которое попадают в семя воздух и вода.

.

Снаружи любое семя покрыто оболочкой - кожурой. Толщина, твёрдость, поверхность, окраска её у семян цветковых растений неодинакова. Все эти приспособления служат для лучшего распространения, расселения семян.

Под кожурой находится зародыш, который даёт начало новому растению. В зародыше выделяют две основные части: зародышевый побег и зародышевый корешок. Зародышевый побег состоит из: зародышевой почечки, зародышевого стебелька и двух семядолей (зародышевые листья).

Слайд 16:

Но не у всех двудольных растений семена имеют такое же строение, как у фасоли. У дикой редьки, пастушьей сумки запас питательных веществ находится не только в семядолях, но и в других частях зародыша – корешке и стебельке ниже семядолей и почечка еще не развита.

Но в некоторых семенах запасные питательные вещества находятся не в семядолях, а располагаются в специальной ткани-эндосперме, которая окружает зародыш. Так, у лютика и фиалки небольшой зародыш окружён эндоспермом, где содержится запас питательных веществ.

Большинство двудольных растений имеет семена с эндоспермом. Эндосперм хорошо представлен в семенах перца, томата, баклажана, сирени, мака, липы.

Цветковые растения, имеющие зародыш семени с одной семядолей получили названия однодольные (пшеница, кукуруза, тюльпан), а с двумя двудольными (яблоня, фасоль, горох).

Если у проростка фасоли удалить семядоли, то он погибнет. Причиной гибели послужит отсутствие питательных веществ. Следовательно, семядоли выполняют функции органа, запасающего питательные вещества, которыми питается вначале прорастающий зародыш.

Таким образом, у подсолнечника, тыквы, дыни, дуба, гороха, фасоли, запасные вещества отложены прямо в семядолях, а эндосперм практически отсутствует. Семядоли у них крупные, мясистые, а поэтому хорошо заметные.

Д). Строение семени однодольного растения (слайды 17 - 18):

Зародыш семени пшеницы слишком мал, поэтому находится в нижней части зёрна.

При разрезании зерна пшеницы, внутри семени кроме зародыша можно увидеть эндосперм, в клетках, которых содержатся запасы питательных веществ.

Строение зародыша пшеницы, ячменя, кукурузы, овса состоит из одной маленькой семядоли, зародышевого корня, стебля и почки, причём семядоля зародыша плотно прилегает к эндосперму, потому что во время прорастания зародыш с помощью семядоли получает из эндосперма питательные вещества.

Семядоля расположена у зародыша сбоку: на границе с эндоспермом и имеет форму маленького щита, поэтому семядолю и называют щитком.

Е). Физминутка для глаз (слайд 19).

Ж). Лабораторная работа (слайды 20 – 21):

Для того, чтобы выяснить особенности строения семян однодольных и двудольных растений, давайте выполним лабораторную работу № 5 «Строение семян однодольных и двудольных растений»

(работаем в тетрадях для лабораторных работ под редакцией Ж.Курмангалиевой).

Работа в группах:

Докажите, что семя состоит из небольшого, но сформировавшегося растения и запаса питательных веществ на первое время обоснования на новом месте.

Коробочка запечатана

А ней растенье спрятано

С ветками листочками

С белыми цветочками"

Чтоб найти нам ответ

Мы исследуем объект.

Инструкция по технике безопасности при выполнении лабораторной работы (у каждого учащегося на столе).

1.Работать за столом следует аккуратно.

2.Не делать резких движений.

3.Осторожно пользоваться колющим инструментом (иглой). Пальцами держать объект так, что бы не уколоться.

4.Рабочее место держать в порядке, предметы не разбрасывать.

5.После выполнения работы, привести в порядок рабочее место.

З). Строение семени - главное отличие двудольных растений от однодольных (слайды 22 - 23):

Все цветковые растения делятся на два класса: двудольные и однодольные. Они отличаются строением корневой системы, жилкованием листьев, строением цветка и др. признаками. Но главное отличие – строение семени. У зародыша двудольных растений – 2 семядоли, а у зародыша однодольных – 1 семядоля.

И). А знаете ли Вы, что … Слайд 24:

Наибольшая долговечность свойственна “твердым семенам”:

  • так удалось прорастить семена лотоса, пролежавшие в торфянике Манжурии более 1000 лет;

  • еще большую долговечность обнаружили семена люпина, извлеченные из льдов (занесенных с почвой) Аляски – их возраст 10 000 лет.

Р

ИП

Р

ЧП

НО

Р

Р

ПП

ИП

РИП

НО

МК

Р

РИП

НО

ЧП

Р

ИП

НО

Р

ИП

Коллект

Работа в группах

Коллект

Индивид

Индивид

Индивид

Работа в группах

Индивид

+

+

+

+

+

+

+

V. Закрепление

А). Устно:

  1. Что такое семя?

  2. Семя – вегетативный или к генеративный орган растения?

  3. Перечислите приспособления для распространения бывают у семян?

  4. Для чего семенам фасоли нужна плотная семенная кожура?

  5. Можно ли по наличию эндосперма судить о принадлежности растения к однодольным?

  6. Докажите, что пшеница относится к однодольным растениям

  7. Какие растения называют однодольными, а какие двудольными? Приведите примеры этих растений.

  8. Какие общие черты строения семян можно выделить у однодольных и двудольных растений?

  9. Что такое эндосперм?

  10. У семян, каких двудольных растений есть эндосперм, а у каких нет?

Б). Работа в парах по заданию:

Выберите и объясните одну из пословиц и поговорок:

  1. Зерно сортовое – урожай вдвое.

  2. Каждое семя знает свое время.

  3. Лучше голодай, да добрым семенем засевай.

  4. Всякое семя знает свое время.

  5. Зяблые семена всегда поздно всходят.

  6. От семени плод, от плода семя.

  7. По семенам и всходы.

  8. Хорошие семена – залог высокого урожая.

  9. У каждого плода свои семена.

Р

РПП

Фронтал

Работа в парах

+

+

VI.

Подведение итогов

Слайд 25:

Работа в группах:

Обсудите, запишите и выступите перед классом по вопросу: С чем мы сегодня познакомились на уроке?

  • семена растений имеют плотный покров – кожуру, которая защищает семя от повреждений, высыхания, проникновения микробов и от преждевременного старения;

  • у фасоли на кожуре есть рубчик – след от места прикрепления семени к стенкам плода;

  • у фасоли рядом с рубчиком находится маленькое отверстие – семявход, через который внутрь семени проникает вода;

  • внутри семени под кожурой находится зародыш – маленькое новое растение;

  • цветковые растения, имеющие зародыш семени с двумя семядолями называют двудольными, а с одной семядолей - однодольными.

Р

Работа в группах

+

VII.

Д/З:

Слайд 26:

§ 6, прочитать, пересказать, выучить основные понятия.

Творческое:

приготовить мини - коллекцию семян, например в виде книжки.

Р

Индивид

VIII.

Рефлексия:

Слайд 27:

Учащимся предлагается оценить урок, подчеркнув на листе одно из слов в каждой паре:

  • Трудный – лёгкий

  • Скучный – интересный

  • Непонятный – понятный

  • Обычный – необычный

  • Ненужный – полезный

  • Нелюбимый – любимый.

Р

Индивид

Литература и Интернет – источники:

  1. Р.Алимкулова. Биология. 6 класс. Алматы «Атамұра», 2015, 224с.

  2. Ж.Курмангалиева. Биология. Лабораторные работы. 6 класс. Алматы.2015

  3. Ж.Курмангалиева. Биология. Часть 1. 6 класс.Алматы, ТОО «8&8», 2015, 38.

  4. В.А.Корчагина. Биология. 6-7 классы, М. «Просвещение», 1988, 256с.

  5. Т.И.Серебрякова. Биология. М., «Просвещение», 1999, 224с.

  6. Т.Л.Богданова, Е.А.Солодова. Биология, М., «»АСТ – ПРЕСС», 2001, 815с.

  7. В.Рохлов. Занимательная ботаника, М, «АСТ-ПРЕСС», 1998, 432с..

  8. yandex.kz/images› рисунки  о строении семян

  9. infourok.ru>…animacii…biologii…rasteniya_6_klass

  10. festival.1 september.ru>articles/608662/

  11. nsportal.ru>…vneshnee-i- vnutrennee- stroenie-semeni

  12. prezentacii.com> i- vnutrennee- stroenie-semyan.html

  13. yandex.kz/images› разработка урока Внешнее и внутреннее строение семян

  14. lombardo.ru>… vneshnee…vnutrennee- stroenie-semeni/

  15. pandia.ru>text/78/181/65211.php

  16. helpiks.org>4-91453.html

  17. nrk.kirk.ru>body/pie/body/6/seeds/p11aa1/html

  18. ppt4web/ru>Биология>…-i-vnutrennee- stroenie…

  19. znakka4estra.ru>dokumenty… stroenie-semyan…semyan…

Приложение

Сообщения учащихся: Интересное о семенах! – 2 человека:

1. Самые крупные семена двулопастной формы у сейшельской пальмы (родом с Сейшельских островов). Их длина 30-45см, вес до 15 – 20 кг. Эти семена в 30 млн. раз тяжелее, чем семена у березы. Созревает семя в течение 7-10 лет, а прорастает 1-1,5 года. Молодое растение получает питательные вещества от него в течение 3-5 лет. Обычно семена не имеют периода покоя, при хранении быстро теряют всхожесть.

2. О каких единицах измерения идёт речь? (О каратах). Карат – это стручок рожкового дерева, семена которого служили мерой массы, а также мерой чистоты золота. Рожковое дерево относится к семейству бобовых, а его стручки содержат семена, которые обладают одним удивительным свойством – одинаковым весом, а именно – 200 миллиграммов. Именно из-за этих свойств в давние времена находчивые ювелиры и аптекари стали использовать семена рожкового дерева в качестве гирек.

infourok.ru


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта