Строение семян двудольных растений лабораторная работа. Лабораторная работа по биологии 7 класс №8 - Строение семян однодольных и двудольных растений

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Конспект урока "Лабораторная работа"Строение семени однодольных и двудольных семян". Строение семян двудольных растений лабораторная работа


Лабораторная работа по биологии 7 класс №8

Лабораторная работа по биологии 7 класс №8 - Строение семян однодольных и двудольных растений

 

Рассмотрите сухие и набухшие семена фасоли невооруженным глазом и с помощью лупы. В чем их сходство? Различия?

Набухшие семена значительно крупнее, семенная кожура мягче, хорошо виден рубчик.

Найдите на поверхности семян фасоли след прикрепления к плоду — рубчик. С помощью лупы найдите микропиле — отверстие, через которое вода и воздух попадают внутрь семени.

Снимите семенную кожуру с набухшего семени фасоли. Найдите зародыш, состоящий из двух семядолей, зародышевых корешка, стебелька и почечки.

Зарисуйте семя фасоли и сделайте подписи к рисунку.

Рассмотрите сухие и набухшие зерновки пшеницы (ржи, кукурузы) невооруженным глазом и с помощью лупы. В чем их сходство?

Сохранилась форма, заметно место крепления к цветоносу.

В чем различие?

Размеры, набухшие зерновки имеют мягкую семенную кожуру.

Попытайтесь снять часть плодовой оболочки с сухой а набухшей зерновки препаровальной иглой. Почему она не снимается?

Околоплодник срастается с семенной кожурой.

Аккуратно разрежьте намоченную зерновку вдоль. С помощью лупы рассмотрите полученный продольный разрез.Найдите эндосперм (запас питательных веществ), зародыш и семядолю (щиток). Сравните увиденное вами на поперечном срезе с рисунком 85 учебного пособия.

Зарисуйте продольный разрез зерновки. Подпишите оболочку плода, эндосперм и части зародыша: щиток и зародышевые корешок, стебелек и почечку.

Сравните строение семян фасоли и зерновки, заполнив таблицу.

 

Название частей семян Строение Значение
фасоли пшеницы (кукурузы)
Семенная кожура плотная, покрыта воском тонкая, сростание с околоплодником защитная функция
Эндосперм + запас питательных веществ
Зародыш: корешок + + зачаток нового организма
Зародыш: стебелёк +
Зародыш: почечка + +
Семядоля 2 семядоли 1 семядоля (щиток) запас питательных веществ (фасоль)

Сделайте вывод. Каковы особенности строения семян однодольных и двудольных? Найдите черты сходства и отличия.

Черты сходства: семена покрыты семенной кожурой, имеет запаса питательных веществ, содержат зародыш и семядоли.

Отличия: для однодольных характерно наличие одной семядоли, срастание околоплодника с семенной кожурой, наличие эндосперма; для двудольных характерно наличие двух семядоль, в которых запасаются питательные вещества, отсутствие эндосперма.

Каково значение семян в жизни растения?

Семена способствуют распространению растений.

Какие приспособления имеются у семян для защиты от неблагоприятных условий?

Семенная кожура, которая может быть покрыта воском, либо содержать вещества, задерживающие рост в неблагоприятных условиях.

Объясните пословицу «От худого семени не жди доброго племени».

«Худое» семя имеет малый запас питательных веществ, что уменьшает его шансы на прорастание.

belmathematics.by

Конспект урока "Лабораторная работа"Строение семени однодольных и двудольных семян"

Приложение 2

ООО Учебный центр «ПРОФЕССИОНАЛ»

План-конспект урока

по биологии

в 7 классе

муниципального общеобразовательного учреждения

Литвиновской основной общеобразовательной школы

посёлка Литвиново

Щёлковского муниципального района Московской области

на тему «Строение семян однодольных и двудольных растений»»

Разработал: Родкевич Светлана Аркадьевна

ФИО

слушатель курсов профессиональной переподготовки

«Биология: теория и методика преподавания

в образовательной организации»

Проверил: Моисеева Н.В.

ФИО руководителя практики

Литвиново, 2017

Тема урока. «Строение семян однодольных и двудольных растений»

Дата проведения: 17 ноября 2017 г.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Технология урока: урок-практикум (лабораторная работа)

Цель урока: научить обучающихся определять существенные признаки однодольных и двудольных растений, сходство их и различия, обобщать и делать выводы

Задачи:

Образовательные:

·        раскрыть особенности строения семян однодольных и двудольных растений;

·        дать представление об общих и отличительных признаках в строении семян однодольных и двудольных растений.

·        развивать умение работать с натуральными объектами, сравнивать их;

·        формировать практическое умение и навыки по распознаванию и определению семян;

·        развивать умение работать с учебником.

Развивающие:

·        развивать логическое мышление через умение анализировать, обобщать материалы, делать выводы, сравнивать;

        развивать наблюдательность, речь учащихся.

Воспитательная:

·        продолжить формирование научного мировоззрения.

·        Осуществлять экологическое, природоохранное воспитание на примере материала урока.

·  развитие инициативы, уверенности в своих силах.

Планируемые образовательные результаты:

- предметные: приобретают опыт использования методов биологической науки и проведения неотложных биологических экспериментов для изучения живых организмов, проведения экологического мониторинга окружающей среды, овладевают первоначальными систематизированными представлениями о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях об экосистемной организации жизни, овладевают понятийным аппаратом биологии;

- личностные: развиваются сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, проявляют нравственные чувства и нравственное поведение, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам, применяют правила делового сотрудничества, сравнивают разные точки зрения, считаются с мнением другого человека;

- метапредметные: осуществляют моделирование-преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта, и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область, осознанно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, осуществляют контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона, осуществляют анализ собственной работы, соотносят план и совершенные операции, выделяют этапы и оценивают меры освоения каждого, находят ошибки, устанавливают их причины.

Основные термины, понятия: семядоля, зародышевый корешок, почечка, кожура, эндосперм, семявход, рубчик

Оборудование: пинцет, семена пшеницы и фасоли, линейка, карандаш, лупа, препаровальная игла.

План урока:

  1. Организационный момент (подготовка рабочего места). 3 мин.

  2. Объявление темы урока. Постановка целей и задач урока. 3 мин.

  3. Повторение правил безопасности при проведении

лабораторной работы и основные правила работы с микроскопом. 4 мин.

  1. Практическая работа с оформлением в тетради

для лабораторных и практических работ 18-25 мин.

  1. Обобщение и подведение итогов 7 мин.

  2. Задание на дом 3 мин.

Ход урока (Подробно раскрыть план урока. Спланировать деятельность учителя и учеников, а также индивидуальную работу с ними. Дать примерные правильные ответы учащихся):

этапа урока

Этап урока

Деятельность учителя

Формулировки заданий ученикам на каждом этапе урока;

Деятельность обучающихся

Предполагаемые ответы учащихся

Лимит времени в минутах

Предполагаемые результаты выполнения заданий

1

Организационный момент (подготовка рабочего места).

Учитель дает указания по подготовке рабочего места

Проверьте готовность вашего рабочего места. Уберите предметы, которые вам не понадобятся в течение урока

Готовят рабочее место согласно указаниям учителя

2

2

Объявление темы урока. Постановка целей и задач урока

Учитель сообщает тему и цель урока, ставит задачи, которые должны быть решены на уроке

Тема урока: «Практическое занятие по изучению строения семян однодольных и двудольных растений» Цель урока: изучить существенные признаки однодольных и двудольных растений, сходство их и различия. В ходе урока будут решаться следующие задачи: - познакомимся со строением семян двудольных и однодольных растений,

- будем развивать умение обобщать полученные результаты в ходе практической и лабораторной работы и делать соответствующие выводы.

Записываем число, тему урока, цели и задачи работы в тетради для лабораторных и практических работ, перечень оборудования при проведении практической работы

Учащиеся записывают в тетради число, тему урока, цель урока, задачи и перечень используемого оборудования

4

3

Повторение правил безопасности при проведении лабораторной работы и основные правила работы с микроскопом.

Учитель задает вопросы по правилам, которые учащиеся должны соблюдать при проведении лабораторной и практической работы

Назовите основные правила безопасности для учащихся при проведении лабораторной и практической работы

Обучающиеся отвечают на вопросы учителя

-Подготовить к работе рабочее место, убрать посторонние предметы. -Проверить исправность оборудования, инструмента, целостность лабораторной посуды

-Точно выполнять все указания учителя при проведении работы, без его разрешения не выполнять самостоятельно никаких работ

-При использовании режущих и колющих инструментов (скальпелей, ножниц, препаровальных игл и др.) брать их только за ручки, не направлять их заостренные части на себя и на своих товарищей, класть их на рабочее место заостренными концами от себя

-Соблюдать осторожность при обращении с лабораторной посудой и приборами из стекла, не бросать, не ронять и не ударять их.

4

4

Практическая работа с оформлением в тетради для лабораторных и практических работ

Учитель задает вопросы учащимся.

Рассмотрите сухие и набухшие семена фасоли невооруженным глазом и с помощью лупы. В чем их сходство? 

Различия?

Учащиеся пишут ответы в тетради

Набухшие семена значительно крупнее, семенная кожура мягче, хорошо виден рубчик.

18-25

Учитель задает вопросы учащимся

Найдите на поверхности семян фасоли след прикрепления к плоду — рубчик. С помощью лупы найдите микропиле — отверстие, через которое вода и воздух попадают внутрь семени.

Сделайте зарисовку семян с изображением микропиле

Учащиеся находят на семенах след прикрепления к плоду и зарисовывают в тетради (проводят биологическое исследование)

Учитель говорит о необходимости снятия кожуры с набухшего семени учащимся. Просит найти зародыш, состоящий из двух семядолей, зародышевых корешка, стебелька и почечки

Снимите семенную кожуру с набухшего семени фасоли. Найдите зародыш, состоящий из двух семядолей, зародышевых корешка, стебелька и почечки

Препаровальной иглой учащиеся снимают кожуру с набухшего семени, находят зародыш, состоящий из двух семядолей, зародышевых корешка, стебелька и почечки

(проводят биологическое исследование)

Учитель просит выполнить схему строения семени фасоли

Зарисуйте семя фасоли и сделайте подписи к рисунку.

Учащиеся зарисовывают схему строения семени фасоли

Учитель задает вопросы

Рассмотрите сухие и набухшие зерновки пшеницы (ржи, кукурузы) невооруженным глазом и с помощью лупы. В чем их сходство?

Учащиеся отвечают на вопросы (проводят биологическое исследование)

Сохранилась форма, заметно место крепления к цветоносу.

Учитель задает вопросы

В чем различие?

Учащиеся отвечают на вопросы (проводят биологическое исследование)

Размеры, набухшие зерновки имеют мягкую семенную кожуру.

Учитель задает вопросы

Попытайтесь снять часть плодовой оболочки с сухой а набухшей зерновки препаровальной иглой. Почему она не снимается?

Учащиеся отвечают на вопросы (проводят биологическое исследование)

Околоплодник срастается с семенной кожурой.

Учитель дает указания и контролирует его выполнение

Аккуратно разрежьте намоченную зерновку вдоль. С помощью лупы рассмотрите полученный продольный разрез.Найдите эндосперм (запас питательных веществ), зародыш и семядолю (щиток). Сравните увиденное вами на поперечном срезе с изображением на таблице.

Учащиеся выполняют указания учителя (проводят биологическое исследование)

Учитель дает указания и контролирует его выполнение

Зарисуйте продольный разрез зерновки. Подпишите оболочку плода, эндосперм и части зародыша: щиток и зародышевые корешок, стебелек и почечку.

Учащиеся выполняют указания учителя

Учитель дает указания и контролирует его выполнение

Сравните строение семян фасоли и зерновки, заполнив таблицу. Приложение 1

Учащиеся в тетради заполняют таблицу

5

Обобщение и подведение итогов

Задание ученикам по рефлексии их деятельности.

- В чем принципиальное отличие семени однодольного растения от двудольного?

- В чем сходство семени однодольного растения с семенем двудольного?

Какие приспособления имеются у семян для защиты от неблагоприятных условий?

Учащиеся обобщают полученные результаты и объясняют их

Отличия: для однодольных характерно наличие одной семядоли, срастание околоплодника с семенной кожурой, наличие эндосперма; для двудольных характерно наличие двух семядоль, в которых запасаются питательные вещества, отсутствие эндосперма.

Черты сходства: семена покрыты семенной кожурой, имеет запаса питательных веществ, содержат зародыш и семядоли.

Семенная кожура, которая может быть покрыта воском, либо содержать вещества, задерживающие рост в неблагоприятных условиях.

5

6

Задание на дом

Учитель предлагает записать вопросы для домашнего задания в рабочей тетради

Дать развернутые ответы на следующие вопросы:

  1. Почему при частой заболеваемости ОРВИ и гриппом народная медицина рекомендует в пищу чаще использовать проросшие семена пшеницы?

  2. Представители каких (однодольных или двудольных) растений более распространены на Земле?

5

  • рисунки, задачи (с решением), схемы, таблицы, вид школьной доски (оформляется приложениями).

Задание ученикам по рефлексии их деятельности.

Проводится в форме беседы:

- В чем принципиальное отличие семени однодольного растения от двудольного?

- В чем сходство семени однодольного растения с семенем двудольного?

- Чем объясняется сходство семян однодольных и двудольных растений?

Формы контроля и оценки результатов урока

Информация о домашнем задании. Дать развернутые ответы на следующие вопросы:

  1. Почему при частой заболеваемости ОРВИ и гриппом народная медицина рекомендует в пищу чаще использовать проросшие семена пшеницы?

  2. Представители каких (однодольных или двудольных) растений более распространены на Земле?

Список использованной литературы:

  1. Рабочие программы. Биология. Рабочие программы по учебникам под редакцией В.В. Пасечника, 7-9 классы, УМК «Линия жизни», издательство «Учитель», 2017 г

  2. Учебник Биология. 7 класс, УМК «Линия жизни», В.В. Пасечник, издательство «Просвещение», 2014 г.

  3. Рабочая тетрадь Биология, В.В. Пасечник, издательство «Просвещение», 2017 г

  4. Лабораторный практикум. Биология. Тетрадь для учащихся. 7 класс. Издательство «Планета». 2015 г.

  5. Интернет-ресурсы: http://schisv16.mskobr.ru/files/iot-011_pri_provedenii_laboratornyh_i_prakticheskih_rabot_po_biologii.pdf

Приложение 1

Строение

Значение

фасоли

пшеницы (кукурузы)

Семенная кожура

плотная, покрыта воском

тонкая, срастание с околоплодником

защитная функция

Эндосперм

+

запас питательных веществ

Зародыш: корешок

+

+

зачаток нового организма

Зародыш: стебелёк

+

Зародыш: почечка

+

+

Семядоля

2 семядоли

1 семядоля (щиток)

запас питательных веществ (фасоль)

Самоанализ урока

Урок проходил в  7 классе, предмет – биология.

Тема урока: «Строение семян однодольных и двудольных растений».

Тип урока: комбинированный урок, с лабораторной работой.

Цель урока : познакомить учащихся с особенностями  строения семян однодольных и двудольных растений.

Задачи, которые я ставила перед собой

Образовательные:

·        раскрыть особенности строения семян однодольных и двудольных растений;

·        дать представление об общих и отличительных признаках в строении семян однодольных и двудольных растений.

·        развивать умение работать с натуральными объектами, сравнивать их;

·        формировать практическое умение и навыки по распознаванию и определению семян;

·        развивать умение работать с учебником.

Развивающие:

·        развивать логическое мышление через умение анализировать, обобщать материалы, делать выводы, сравнивать;

        развивать наблюдательность, речь учащихся.

Воспитательная:

·        продолжить формирование научного мировоззрения.

·        Осуществлять экологическое, природоохранное воспитание на примере материала урока.

·  развитие инициативы, уверенности в своих силах.

   Методы обучения: частично – поисковый, проблемный, исследовательский, наглядный

 

На уроке применялись различные формы учебной деятельности: работа по инструктивным картам, фронтальный опрос, беседа, работа с таблицами, рефлексия.

Принципы, соблюдаемые в деятельности учителя и учащихся: сотрудничество, соучастие.

Методы обучения используемые на уроке: интерактивные, проблемно- поисковые, наглядный, словесный, практический и др.

На уроке формировались следующие компетенции: личностного совершенствования, ценностно-смысловая, образовательная, учебная, познавательная, информационно-коммуникативная, общекультурная.

Урок состоит из  этапов:

1.                  Организационного, задача которого была подготовить учащихся на уроке к восприятию темы ( эмоциональный и психологический настрой, рефлексия настроения).

2.                  Подготовка учащихся к активному и сознательному восприятию знаний, задача которого обеспечить мотивацию к принятию целей урока. Показана личностная значимость темы, где будут использоваться знания в дальнейшем . Проверка знаний по предыдущей теме фронтально и  индивидуально в форме тестирования, взаимопроверка, оценивание.

3.                  Изучение нового материала по теме «строение семени». На этом этапе использовались приемы, усиливающие восприятие нового материала, работа с семенами фасоли и пшеницы, работа в малых группах, использование наглядности, анализа, сравнения, обобщения, постановка проблемного вопроса, актуализация личного опыта и опорных знаний учащихся, самостоятельная работа. Привлекала класс к корректировке ответов.

4.                  Проверка знаний учащихся, задача которого - проверить  знания учащихся, взаимопроверка.

5.                  Информирование о домашнем задании. Задача – самостоятельный поиск информации и обобщение полученных знаний

6.                  Рефлексия.  Задача этапа - осмысление деятельности ученика и учителя на уроке, оценка собственного продвижения в изучении темы. Деятельность учащихся – указывать сильные и слабые стороны своей деятельности на уроке.

Проведена индивидуальная и самостоятельная работа, самооценка, контроль, самоконтроль и взаимоконтроль. Со стороны учащихся была проявлена заинтересованность в работе, в получении ими новой информации. Активность учащихся была на высоком уровне. Задания на дом предложено по интересам, с творческим содержанием. Использование компьютера позволило оживить процесс восприятия нового материала и сделать урок более наглядным и динамичным.

   

   Считаю, что мне удалось выдержать стиль общения с учащимися, организовать их работу на уроке. Выбранные формы и методы работы на уроке были использованы целесообразно, что послужило реализации всего запланированного на уроке. Методы и приемы, использованные на уроке,   способствуют развитию познавательного интереса учащихся к изучаемой теме, развивают мыслительные способности детей, соответствуют возрастным особенностям учащихся, применялись в рамках здоровьесберегающей технологии.

Считаю, что урок цели достиг.

По результатам  рефлексии, я смогла сделать вывод, что дети удовлетворены результатами своей работы, урок им  понравился, настроение в ходе урока улучшилось.

infourok.ru

Лабораторная работа "Строение семени" 6 класс

Лабораторная работа «Строение семян» 6 класс

Цель работы: изучение строения семени – генеративного органа цветкового растения, предназначенного для размножения и распространения растений; формирование навыков исследовательской работы с натуральными биологическими объектами; сравнение строения семян двудольных и однодольных цветковых растений.

Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации.

Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя

Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы.

Оборудование: сухие и набухшие семена фасоли, сухие и набухшие зерновки пшеницы, сухие и набухшие зерновки кукурузы, арбуза препаровальные иглы, пинцет, лупа, линейка.

Ход работы: 1. Рассмотрите предложенные семена.

2. Нажмите пальцем на боковые поверхности набухшего семени. Что Вы наблюдаете? С помощью иглы снимите с набухшего семени кожуру. Рассмотрите кожуру и убедитесь, что она плотная. Под кожурой находится зародыш. Рассмотрите его внешний вид.. Пользуясь лупой. Рассмотрите части зародыша. 3 Сравните между собой сухую и набухшую зерновки пшеницы, кукурузы. Попробуйте препаровальной иглой снять околоплодник с набухшей зерновки.

ЗАДАНИЕ1.

1 вариант

  1. Зарисуйте и обозначьте строение семени фасоли.

  2. Какие растения называют двудольными?

  3. Где располагается запас питательных веществ для зародыша у двудольных?

2 вариант

  1. Зарисуйте и обозначьте строение семеним пшеницы.

  2. Какие растения называют однодольными?

  3. Где располагается запас питательных веществ для зародыша у двудольных?

ЗАДАНИЕ 2

Напишите значение органов семени: семенной кожура, микропиле, зародыша, семядолей.

ЗАДАНИЕ 3

Распределите следующие растения по группам : двудольные и однодольные.

Фасоль. пшеница, кукуруза, арбуз, ландыш, миндаль, лук. частуха.

3адание *. Восстановите логическую цепь:

  1. Корешок + стебелек + ? + ? ––> зародыш семени двудольных растений.

  2. 1 семядоля + стебелек + корешок + ? ––> ?

  3. Семя двудольных растений ––> ? + зародыш семени.

  4. Семя однодольных растений ––> ? + зародыш семени + ?

Д/з п.1

infourok.ru

Урок по теме "Строение семян двудольных растений"

Тема: «Строение семян двудольных растений»

Образовательная: раскрыть особенности строения семян двудольных растений, дать представление об общих и отличительных признаках в строении семян двудольных и однодольных растений.

Развивающая: развивать умение анализировать, обобщать материал, делать выводы, сравнивать.

Воспитательная: продолжить формирование умений работать с натуральными объектами, сравнивать объекты, формировать практическое умение и навыки по распознаванию и определению семян, работать с учебником, осуществлять само- и взаимоконтроль.

Средства обучения: сухие и набухшие семена фасоли, препаровальные ножи, ручные лупы, гербарные образцы растений фасоли, таблицы «Строение и прорастание фасоли», «Строение семени пшеницы»; инструктивная карточка – описание лабораторной работы, тестовые задания – 2 варианта.

Ход урока

1.Организационный момент. Учитель знакомит детей с планом, целями и задачами уроками.

2.Проверка домашнего задания.

Актуализация знаний:

-Что такое семя?

(дополнение учителя: с семени начинается жизнь любого цветкового растения – и такого маленького, как болотная ряска, и такого гиганта наших лесов, как дуб.)

-Из чего развивается семя?

-Каково значение семян в жизни растений?

3.Изучение нового материала.

Запись учителем темы на доске, учащимися в тетради.

1)Учитель: Сегодня на уроке мы познакомимся с особенностями строения семени фасоли, выясним общие и отличительные признаки в строении семян различных растений. У вас на столах имеется набор семян.

Чем отличаются семена разных растений? (размерами, формой, окраской)

-Сравните семена пшеницы и фасоли.

У фасоли семена крупные, бобовидной формы, одна сторона семени выпуклая, другая – вогнутая, окраска может быть различной: белой, коричневой или пятнистой. Семя фасоли состоит из кожуры и зародыша.

-Каково значение выполняет семенная кожура?

На вогнутой стороне семени фасоли виден рубчик – след от семяножки, посредством которой семя соединялось с околоплодником. Рядом с рубчиком в семенной кожуре находится крохотное отверстие – семявход. При намачивании семени через семявход внутрь легко проникает вода. Под семенной кожурой находится зародыш – маленькое растеньице. Его-то и защищает семенная кожура. (использование таблицы при объяснении)

2)Лабораторная работа. На столах инструктивная карточка «Строение семени фасоли».

а)Рассмотрите сухие и набухшие семена фасоли. Сравните их размеры и внешнюю форму.

б)Найдите рубчик. С помощью препаровального ножа снимите семенную кожуру. Какова ее роль для семени?

в)Рассмотрите строение зародыша. Найдите семядоли, зародышевый корешок, стебелек, почечку (используйте ручную лупу).

г)Зарисуйте в тетрадях семя фасоли и подпишите его части.

д)Выясните, в какой части семени фасоли находятся питательные вещества.

е)Используя учебник, выясните, в каких частях семени могут концентрироваться питательные вещества у других двудольных растений.

Учитель объясняет ход лабораторной работ; пр работе можно использовать текст учебника, чтобы уяснить особенности строения семени фасоли.

3)Обсуждение итогов лабораторной работы:

-Из чего состои семя фасоли?

-Какова роль семенной кожуры?

-Что входит в состав зародыша?

-Где находятся питательные вещества?

-К каким растениям – однодольным или двудольным относится фасоль? Почему?

-Растения, зародыши семян которых имеют две семядоли, называют двудольными. Это томаты, картофель, горох, перец, яблоня, дуб и многие другие растения. (Запись в тетрадь)

-Но не у всех двудольных растений семена имеют такое же строение, как у фасоли. У дикой редьки, пастушьей сумки запас питательных веществ находится не только в семядолях, но и в других частях зародыша – корешке и стебельке. У лютика и фиалки небольшой зародыш окружен эндоспермом, где содержится запас питательных веществ. Большинство двудольных растений имеет семена с эндоспермом. Эндосперм хорошо представлен в семенах томатов, баклажанов, сирени, мака, липы. В зародыше семени бывает одна, две или много семядолей. У пихты 4-5 семядолей, у ели и сосны – до 10 семядолей.

4)Учитель: А сейчас заполните таблицу. (На доске начерчена таблица)

Сравнение семян однодольных и двудольных растений

Учащиеся заполняют таблицу самостоятельно, затем отвечают на вопросы:

-В чем сходство и в чем различие семян пшеницы и фасоли?

-На что указывают черты сходства и черты различия?

Учитель: Итак, сегодня на уроке мы познакомились с особенностями строения семян однодольных и двудольных растений, выяснили их общие и отличительные признаки, их функции.

4.Домашнее задание:

1)изучить параграф 18

5.Закрепление усвоенных знаний.

Тестовые задания (2 варианта)

1 вариант

Выберите правильный ответ:

1)Эндосперм – это:

а)обязательная часть семени;

б) запас питательных веществ;

в)часть зародыша;

г) защитный слой семени

2)Зародыш семени имеет:

а)зародышевый корешок;

б)зародышевый стебелек и почечку;

в) одну или две семядоли;

г)все перечисленные части

3)Обязательными частями семени являются:

а)зародыш и эндосперм;

б)зародыш и две семядоли;

в)зародыш и семенная кожура;

г)эндосперм и семенная кожура

4)Семена однодольных отличаются от двудольных тем, что:

а) имеют одну семядолю;

б)имеют одну семядолю и эндосперм;

в)имеют зародыш и эндосперм;

г)состоят из кожуры, сросшейся с околоплодником

5) Зерновка пшеницы состоит из:

а)эндосперма и зародыша;

б)кожуры, сросшейся с околоплодником, зародыша и эндосперма;

в)зародыша с одной семядолей;

г) кожуры, семядоли, эндосперма

6)Семена расположены в:

а)плодах;

б)цветках;

в)тычинках;

г)пестике.

2 вариант – задания на доработку текста

Закончите фразы:

От высыхания и механических повреждений содержимое семени защищено …

При замачивании семени вода проникает внутрь через …

Основными частями зародыша являются семядоли, зародышевый корешок, … и …

Запас питательных веществ у фасоли находится …

Взаимопроверка тестов (ответы на доске):

Ошибок нет – «5»%

1-2 ошибки – «4»;

3 ошибки – «3».

6.Подведение итогов урока.

Учитель объявляет оценки за работу учащихся на уроке, мотивируя их, и выставляет оценки в дневники.

infourok.ru

Лабораторная работа "Строение семян"

Газимагомедова М.Б.

БИОЛОГИЯ 6 класс

Строение семян.

Лабораторная работа «Строение семян».

Цель: формирование представлений о строении семени как зачаточного растения, изучить особенности строения семян однодольных и двудольных растений; развивать умение работать с натуральными объектами, сравнивать их; формировать практические умения и навыки по распознаванию и определению семян; развивать умение работать с учебником

Задачи: расширить знания учащихся о строении растительных организмов и сформировать представление о семени как генеративном органе цветкового растения; познакомить школьников с особенностями строения семян однодольных и двудольных растений и раскрыть значение семян в жизни растений; продолжить работу по формированию научного мировоззрения учащихся и созданию условий для развития их познавательного интереса, активизации мыслительной деятельности; продолжить формирование умений работы с натуральными объектами, лабораторным оборудованием.

Тип урока: изучение нового материала. Лабораторная работа.

Методы обучения: частично-поисковый, проблемный, исследовательский.

Оборудование: учебник; яблоко, пакетики с семенами растений, коллекция семян двудольных и однодольных растений, сухие и набухшие семена фасоли, зерновки пшеницы, проростки фасоли; лупы, скальпель, препаровальные иглы, чашки Петри, стакан с водой, марлевая салфетка, йод, кусочек пшеничного теста, белая бумага, пипетки, пробирка, держатель для пробирок, спиртовка, спички, фильтровальная бумага; таблицы: «Строение семян», «Строение семени фасоли», «Строение зерновки пшеницы»; интерактивное учебное пособие, мультимедийная установка, документ-камера, ноутбуки.

ХОД УРОКА

  1. Проверка домашнего задания

1. Изучение царства растений мы начнем с отдела Покрытосеменные или цветковые растения. Эти растения имеют наиболее сложное строение. Органы цветковых растений мы начнем изучать со строения семени. Почему? (именно из семени вырастает новое растение).

2. В тетрадь записать тему «Строение семени» и определение:

Семя – это зачаточное растение (шуточный рисунок).

3. Проблемные вопросы, вызывающие затруднения у учащихся:

- Почему новое растение вырастает именно из семени? Что есть в семени, что позволяет вырасти из него новому растению?

- Вы посадили на одну грядку в одинаковых условиях семена, при этом одни семена прорастут, а другие нет. Почему?

4. Ответы на эти вопросы найдем в материале нового урока.

5. Учащиеся формулируют и записывают в тетради цель урока: «Узнать внешнее и внутреннее строение семени».

1. Если семя – это зачаточное растение, значит, в семени должны содержаться зачатки всех основных органов растения.

2. Беседа по вопросам:

- Какие вы знаете органы покрытосеменных растений?

- На какие группы по функциям делят органы растений? Приведите примеры?

- Назовите функции органов.

- Какие внешние условия необходимы для прорастания семян?

  1. Актуализация знаний

Все покрытосеменные, несмотря на свое многообразие, имеют общий план строения. Их органы подразделяют на вегетативные и репродуктивные. Вегетативные (от латинского слова «вегетативус» - растительный) органы составляют тело растения и осуществляют его основные функции, включая вегетативное размножение. К ним относят корень и побег. Репродуктивные, или генеративные (от латинского слова «генераре» - производить), органы, связанные с половым размножением растений. К ним относят цветок, плод и семя. Сегодня мы как раз поговорим о семени, из которого вырастает растение. Мы заглянем внутрь семени и познакомимся со всеми его частями и органами.

  1. Определение темы.

Проблемный вопрос

Каждый из вас, наверное, слышал фразу из песни « С чего начинается Родина?» Ребята, а с чего начинается жизнь большинства растений? Я думаю, что на данный вопрос вы сможете ответить.

У меня в руке будущая жизнь

Будущий побег и могучий корень.

Дружно прорастут в глубину и ввысь,

Лишь вода дождей землю всю напоит.

А пока гостит осень на дворе,

А пока зима вьюгою всё воет

Спит и дышит жизнь у меня в руке.

Будущий побег и могучий корень.

Учитель: Ребята, а с чего начинается жизнь большинства растений? Дети обсуждают поставленный вопрос и предполагают, что растение начинает свою жизнь с семени. О чём мы с Вами будем говорить на этом уроке? (о семенах)

Ученики: О семенах.

Учитель: Правильно. А почему про семя говорится, что это будущая жизнь?

Ученик: Так как из семян появляется новое растение.

– тема урока

После того, как учащиеся отгадали тему урока, учитель открывает доску, на которой написана тема урока “Строение семян двудольных и однодольных растений” и цели (для учащихся):1. Изучить строение семян двудольных и однодольных растений.2. Можно ли назвать семя зачатком растения (проблема).

-А как мы можем с вами познакомиться со строением семени? (учащиеся - Мы заглянем внутрь семени и познакомимся с его строением, узнаем, чем отличаются по строению семена двудольных и однодольных растений, выполним лабораторную работу).

-Все ли семена одинаковы по внешнему виду? (учащиеся - Семена разных растений различаются по форме, окраске, размерам, весу (коллекция семян)).

-Но все они, несмотря на разнообразие, имеют сходное строение? Каким образом мы это можем узнать? (учащиеся предполагают план работы)

Итак, сегодня мы с вами должны выяснить, какое строение имеет семя? Все ли семена имеют одинаковое строение или они чем – то отличаются?

Для этого вы отправитесь в лабораторию, где проведете исследовательскую работу.

На столах у вас есть всё необходимое для выполнения работы.

  1. Изучение нового материала.

Лабораторная работа

Строение семян

Заполните таблицу

Снимите семенную кожуру, рассмотрите зародыш и семядоли, выполните рисунок
  1. Рассмотрите внешнее строение зерновки пшеницы

  1. Попытайтесь отделить семенную кожуру

  1. Разрежьте зерновку вдоль, рассмотрите внутреннее строение, выполните рисунок

  1. Сделайте вывод

Самооценка

Оценка учителя

Работу выполнять используя инструктивные карточки.

Под семенной кожурой найдите зародыш. Рассмотрите его внешний вид. Найдите семядоли. Какую функцию они выполняют? С помощью лупы рассмотрите зародышевый корешок, стебелёк и почечку.
  1. Зарисуйте зародыш семени фасоли и подпишите названия его частей.

Физкультминутка

Рассмотрите зерновку пшеницы. Попробуйте отделить покровы зерновки от семени. Удалось ли вам это сделать? Объясните результат.
  1. Рассмотрите продольный срез зерновки. Найдите части зерновки: покровы, эндосперм и зародыш. Определите, из каких частей состоит зародыш.

  1. Зарисуйте продольный разрез зерновки. На рисунке отметьте покровы зерновки (околоплодник и кожуру семени), эндосперм. Укажите части зародыша (зародышевый корешок, стебелёк, почечку, щиток).

  1. Сформулируйте вывод о строении семян фасоли и пшеницы.

  1. Обобщение и закрепление знаний

Закрепление полученных знаний осуществляется, используя проверочные задания интерактивного учебного пособия. Организовать беседу по вопросам: в чём сходство в строении семени двудольных и однодольных растений? В чём заключаются отличия в строении семени однодольных и двудольных растений? Чем это можно объяснить?

Семена растений приспособлены к тому, чтобы переживать неблагоприятные условия в состоянии покоя и прорастать при наступлении благоприятных условий. Какие же это условия?

Семена набухают. Появляется корешок, потом стебелек и надземный побег.

Давайте составим схему прорастания семян.

Семя – корешок – стебелек – надземный побег.

Познавательные: построение логической цепочки рассуждений.

  1. Домашнее задание

Изучите параграф 11 учебника, проверьте свои знания по вопросам в конце параграфа.

Творческое задание.

Вспомните, в каких сказках встречается упоминание о семенах? Какие это семена – однодольные или двудольные?

Отдельные ученики получают задания по закладке опытов, выясняющих условия, необходимые для прорастания семян.

  1. Рефлексия

Учащимся предлагается оценить урок, подчеркнув одно из слов в каждой паре:

Трудный – лёгкий

Скучный – интересный

Непонятный – понятный

Обычный – необычный

Ненужный – полезный

Нелюбимый – любимый.

- На уроке мне больше всего запомнилось... 

- Меня удивило то, что...

- После урока я расскажу своим друзьям о...

- Ещё мне хотелось бы узнать...

 - Знания, полученные на уроке, я могу использовать в...

- Лучше всех на уроке работал...

infourok.ru

Лабораторная работа " Строение семян"

Лабораторная работа № 1

Изучение семян однодольных и двудольных растений

Цель - изучить и сравнить строение семян однодольных и двудольных растений.

Оборудование – лупа, препаровальная игла, семена фасоли и пшеницы.

Ход работы

  1. Прочитайте текст о строении семени фасоли. Семена фасоли созревают внутри сухого многосемянного плода, который называется боб. Снаружи семя фасоли покрыто блестящей гладкой семенной кожурой, защищающей семя от чрезмерного высыхания и механических повреждений. На вогнутой стороне семени заметен рубчик - след от семяножки, соединявшей семя фасоли с околопдником (т. е. со створками боба). Под семенной кожурой находится зародыш семени, состоящий из двух семядолей и расположенных между ними корешка, стебелька и почечки. Семядоли в семени фасоли толстые и мясистые, в них содержится запас питательных веществ.

  2. Снимите с набухшего семени фасоли кожуру, найдите зародыш. С помощью лупы рассмотрите его составные части.

  3. Закончите схему.

СЕМЯ ФАСОЛИ

Семенная кожура зародыш

Семядоли корешок ? ?

  1. Прочитайте текст о строении зерновки пшеницы. Зерновка пшеницы представляет собой сухой односемянной плод. Золотисто - желтый околоплодник так плотно сросся с семенной кожурой, что разделить их невозможно. На продольном срезе видно, что большую часть продолговатой зерновки занимает мучнистый эндосперм, клетки которого содержат питательные вещества. Зародыш семени пшеницы очень маленький, он имеет корешок, стебелек, почечку и одну семядолю. Семядоля у него не содержит запаса питательных веществ, плотно прилегает к эндосперму и похожа на тонкую пластинку. При прорастании семян из клеток эндосперма через семядолю поступают питательные вещества к развивающемуся зародыщу.

  • Попробуйте снять препаровальной иглой часть плодовой оболочки с сухой и набухшей зерновки.

  • Объясните, почему вам не удалось это сделать.

  • Рассмотрите с помощью лупы составные части зерновки пшеницы. Найти эндосперм и зародыш. Рассмотрите их.

  1. Закончите схему.

СЕМЯ ПШЕНИЩЫ

? ? эндосперм

Одна семядоля ? ? ?

  1. Сравните семена фасоли и пшеницы, заполните таблицу

Выводы.

  1. У всех семян обязательно имеются составные части………………..

  2. Однодольные растения отличаются от двудольных количеством семядолей - у двудольных в семени………. семядоли, а у однодольных-………..

  3. Семя можно назвать зачаточным растением, потому что………..

infourok.ru

Лабораторная работа № 2. «Строение семени».

Дата______________. Ф.И.______________________________________________6 «__» класс.

Лабораторная работа № 2. «Строение семени».

«Изучение строения семян двудольных и однодольных растений».

Цель: изучить строение семян двудольных и однодольных растений в сухом виде и набухшее семя. Сделать выводы.

Инструменты и оборудование: семена сухие и замоченные, лупа, линейка, карандаш.

Оборудование: коллекция семян, учебник. Микропрепараты: "Зерновка пшеницы", "Зерновка кукурузы".

Ход работы.

1. Рассмотрите семена сухие и набухшие.

1а. Рассмотрите сухое семя фасоли. Измерьте ширину и длину семени.

1б. Рассмотрите набухшее семя фасоли. Измерьте ширину и длину набухшего семени.

Сделайте вывод. Запишите своими словами, что вы делали, начиная с пункта 1. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Письменно ответьте на вопросы: какая ширина и длина семени сухого и семени набухшего? Какие семена больше: сухие или набухшие? Почему, как вы думаете _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Рассмотрите набухшее семя.

2а. Найдите рубчик и семявход.

Нажмите пальцами на боковые поверхности семени фасоли. Что происходит?______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2б. С намоченного семени фасоли осторожно снимите кожуру и рассмотрите её.

Запишите каково значение кожуры в жизни семени ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2в. Раздвиньте семядоли. Найдите и рассмотрите с помощью лупы зародышевый стебелёк, корешок и почечку.

Рассмотрите строение семени фасоли и подпишите названия её частей.

3. Рассмотрите строение зерновки. микропрепарата: "Зерновка кукурузы" и подпишите названия её частей.

Попробуйте снять кожуру с околоплодника.

Ответьте письменно на вопросы:

1. Почему кожура с околоплодника у зерновки не снимается? ______________________________________________________________________________

2. Где находится запас питательных веществ у однодольных и двудольных растений? ________________________________________________________________________________

3. В чем сходство, а в чем различие в строении семени однодольных и двудольных растений?________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Рассмотрите и определите семена однодольного и двудольного растения, подпишите части семени.

А. _________________________ Б._______________________

1 - _________________________ 1- ______________________

2 - _________________________ 2 - ______________________

3 - _________________________ 3- _______________________

4 - _________________________ 4 - ______________________

5 - ______________________

2. Заполните таблицу

Сравнение семян двудольного и однодольного растения

Признаки для сравнения

Растения

Фасоль

Пшеница

Части семени

Части зародыша

Где находятся питательные вещества

Вывод:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Оценка:________ Подпись:____________

multiurok.ru


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта