Строение семян двудольных растений фасоль лабораторная работа. § 28. Внутреннее строение семян однодольных и двудольных растений

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Лабораторная работа "Строение семени фасоли". Строение семян двудольных растений фасоль лабораторная работа


Лабораторная работа "Строение семени фасоли"

ВНИМАНИЮ ВСЕХ УЧИТЕЛЕЙ: согласно Федеральному закону N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогическая деятельность требует от педагога наличия системы специальных знаний в области обучения и воспитания детей с ОВЗ. Поэтому для всех педагогов является актуальным повышение квалификации по этому направлению!

Дистанционный курс «Организация работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в соответствии с ФГОС» от проекта "Инфоурок" даёт Вам возможность привести свои знания в соответствие с требованиями закона и получить удостоверение о повышении квалификации установленного образца (72 часа).

Подать заявку на курс

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

Лабораторная работа «Строение семени фасоли» учитель биологии МБОУ СОШ № 5 г. Татарска Фомина Ольга Андреевна

2 слайд Описание слайда:

Цель: изучить внешнее и внутреннее строение семени двудольного растения. Что нам для этого надо: семена фасоли (сухие и влажные), линейка, лупа, препаровальная игла

3 слайд Описание слайда: 4 слайд Описание слайда: 5 слайд Описание слайда: 6 слайд Описание слайда:

Что выяснить: Какие семена больше: сухие или набухшие? Почему? Набухшие. При намачивании вода проникает в семя и оно увеличивается в размере.

7 слайд Описание слайда:

Внешнее строение семени фасоли Рубчик Семявход

8 слайд Описание слайда: 9 слайд Описание слайда:

Что делать. Раздвиньте семядоли. Найдите и рассмотрите с помощью лупы зародышевый стебелёк, корешок и почечку Зародышевый стебелек Корешок Почечка Семядоля

10 слайд Описание слайда: 11 слайд Описание слайда: 12 слайд Описание слайда: 13 слайд Описание слайда: 14 слайд Описание слайда: 15 слайд Описание слайда:

Составь схему

Курс повышения квалификации

Курс профессиональной переподготовки

Учитель биологии

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала: ДБ-035786

Похожие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий
Почему учителям и воспитателям следует проходить курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки в учебном центре «Инфоурок» ?• Огромный каталог:  677 курсов профессиональной переподготовки и повышения квалификации;• Очень низкая цена, при этом доступна оплата обучения в рассрочку – первый взнос всего 10%, оставшуюся часть необходимо оплатить до конца обучения;

• Курсы проходят полностью в дистанционном режиме (форма обучения в документах не указывается);

• Возможность оплаты курса за счёт Вашей организации.

• Дипломы и Удостоверения от проекта «Инфоурок» соответствуют всем установленным законодательству РФ требованиям. (Согласно ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 2012 года).

infourok.ru

Лабораторная работа № 2. «Строение семени».

Дата______________. Ф.И.______________________________________________6 «__» класс.

Лабораторная работа № 2. «Строение семени».

«Изучение строения семян двудольных и однодольных растений».

Цель: изучить строение семян двудольных и однодольных растений в сухом виде и набухшее семя. Сделать выводы.

Инструменты и оборудование: семена сухие и замоченные, лупа, линейка, карандаш.

Оборудование: коллекция семян, учебник. Микропрепараты: "Зерновка пшеницы", "Зерновка кукурузы".

Ход работы.

1. Рассмотрите семена сухие и набухшие.

1а. Рассмотрите сухое семя фасоли. Измерьте ширину и длину семени.

1б. Рассмотрите набухшее семя фасоли. Измерьте ширину и длину набухшего семени.

Сделайте вывод. Запишите своими словами, что вы делали, начиная с пункта 1. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Письменно ответьте на вопросы: какая ширина и длина семени сухого и семени набухшего? Какие семена больше: сухие или набухшие? Почему, как вы думаете _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Рассмотрите набухшее семя.

2а. Найдите рубчик и семявход.

Нажмите пальцами на боковые поверхности семени фасоли. Что происходит?______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2б. С намоченного семени фасоли осторожно снимите кожуру и рассмотрите её.

Запишите каково значение кожуры в жизни семени ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2в. Раздвиньте семядоли. Найдите и рассмотрите с помощью лупы зародышевый стебелёк, корешок и почечку.

Рассмотрите строение семени фасоли и подпишите названия её частей.

3. Рассмотрите строение зерновки. микропрепарата: "Зерновка кукурузы" и подпишите названия её частей.

Попробуйте снять кожуру с околоплодника.

Ответьте письменно на вопросы:

1. Почему кожура с околоплодника у зерновки не снимается? ______________________________________________________________________________

2. Где находится запас питательных веществ у однодольных и двудольных растений? ________________________________________________________________________________

3. В чем сходство, а в чем различие в строении семени однодольных и двудольных растений?________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Рассмотрите и определите семена однодольного и двудольного растения, подпишите части семени.

А. _________________________ Б._______________________

1 - _________________________ 1- ______________________

2 - _________________________ 2 - ______________________

3 - _________________________ 3- _______________________

4 - _________________________ 4 - ______________________

5 - ______________________

2. Заполните таблицу

Сравнение семян двудольного и однодольного растения

Признаки для сравнения

Растения

Фасоль

Пшеница

Части семени

Части зародыша

Где находятся питательные вещества

Вывод:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Оценка:________ Подпись:____________

multiurok.ru

Параграф 1. Строение семян



1. Какие растения имеют семена?

Семенные растения - традиционно выделяемый отдел высших растений, образующих семена.

2. Какова роль семян в жизни растений?

В жизни растений семена играют очень важную роль: с помощью семян растения размножаются и расселяются по земной поверхности.

3. Какие преимущества имеют семена перед спорами?

Спора одноклеточная, а семя многоклеточное. Оно также имеет защитную плотную оболочку и запас питательных веществ. Благодаря этому повышается вероятность прорастания семени.

Выполните лабораторную работу, рассмотрев крупные семена фасоли.

Строение семян двудольных растений

1. Рассмотрите сухие и набухшие семена фасоли. Сравните их размеры и форму.

По форме набухшие и сухие семена похожи: с одной стороны оно имеют вогнутую поверхность. Размеры набухшего семени примерно в 1,5 раза превышают размеры сухого.

2. На вогнутой стороне семени найдите рубчик — место прикрепления семени к семяножке. (См. на рисунке)

3. Над рубчиком находится маленькое отверстие — микропиле (от греческих слов «микрос» — малый и «пиле» — ворота). Оно хорошо заметно у набухшего семени. Через микропиле в семя проникают воздух и вода.

4. Снимите блестящую плотную кожуру. Изучите зародыш. Найдите семядоли, зародышевые корешок, стебелёк, почечку.

5. Зарисуйте семя и подпишите названия его частей.

6. Выясните, в какой части семени фасоли находятся питательные вещества.

Запас питательных веществ у фасоли находится в клетках зародыша, в основном в семядолях.

7. Пользуясь учебником, выясните, в каких частях семени запасают питательные вещества другие двудольные растения.

У тыквы зрелое семя состоит лишь из зародыша и семенной кожуры. У таких семян запас питательных веществ находится в клетках зародыша, в основном в семядолях (как и у фасоли). У яблони, миндаля зародыш ко времени созревания семени разрастается настолько, что вытесняет и поглощает эндосперм, от которого остаётся лишь небольшой слой клеток под семенной кожурой.

Т.о. у двудольных растений запасные питательные вещества обычно находятся либо в самом зародыше, либо в эндосперме.

Лабораторная работа

Строение зерновки пшеницы

1. Рассмотрите форму и окраску зерновки пшеницы.

2. Препаровальной иглой попробуйте снять часть околоплодника с набухшей и сухой зерновок. Объясните, почему она не снимается.

Разделить околоплодник и семенную кожуру невозможно, т.к. они плотно срослись.

3. Рассмотрите в лупу разрезанную вдоль зерновку. Найдите эндосперм и зародыш. Пользуясь рисунком учебника, изучите строение зародыша.

4. Зарисуйте зерновку пшеницы и подпишите названия её частей.

5. Пользуясь учебником, выясните, какие особенности строения могут иметь семена других однодольных растений.

Семена других однодольных растений, например лука, ландыша, тоже имеют эндосперм, но он окружает зародыш, а не прилегает к нему с одной стороны, как у пшеницы и других злаков.

У частухи созревшие семена не имеют эндосперма. Подкововидное семя состоит из тонкой кожуры и зародыша, в семядоле которого сосредоточены все запасы, накопленные при созревании семени.

Вопросы

1. Какие растения называют двудольными, а какие — однодольными?

Растения, имеющие в зародыше семени две семядоли, называют двудольными. А те, у которых в зародыше одна семядоля, называют однодольными.

2. Каково строение семени фасоли?

У фасоли зрелое семя состоит из зародыша и семенной кожуры.

3. Где находится запас питательных веществ в семенах фасоли, ясеня, миндаля?

Запас питательных веществ семени ясеня находится в эндосперме. У миндаля и фасоли – в зародыше.

4. Какое строение имеет зерновка пшеницы?

Семя пшеницы одето золотисто-жёлтым кожистым околоплодником, который плотно сросся с семенной кожурой. Под ней находится эндосперм и зародыш.

5. Как расположен эндосперм у разных однодольных растений?

В семенах однодольных растений эндосперм может окружать зародыш (лук, ландыш), либо окружать зародыш с одной стороны (пшеница и другие злаки).

У частухи созревшие семена не имеют эндосперма.

6. Чем различаются зародыши двудольных и однодольных растений?

Двудольные имеют в зародыше две семядоли, а однодольные – одну.

Подумайте

Почему семенные растения наиболее распространены в природе?

Семенные растения имеют наиболее развитые приспособления для размножения – двойное оплодотворение, для которого не нужна вода, защита зародыша семенной кожурой, наличие для зародыша питательных веществ, заключенных в семядолях или эндосперме.

Задания

Рассмотрите семена яблони и тыквы и выясните, как они устроены. Зарисуйте строение семян, сделайте выводы. Результаты работы обсудите с остальными учащимися на следующем уроке.

Семя тыквы состоит из зародыша, 2 семядолей, семенной кожуры. Эндосперма нет. Функцию запасания веществ выполняют семядоли. У яблони семя также имеет 2 семядоли, зародыш, который ко времени созревания семени разрастается настолько, что вытесняет и поглощает эндосперм, от которого остаётся лишь небольшой слой клеток под семенной кожурой.

resheba.me

Внутреннее строение семян однодольных и двудольных растений



Лабораторная работа № 10

Изучите строение зародыша семени в ходе лабораторной работы.

Цель: изучить внутреннее строение семян однодольного и двудольного растений.

Оборудование и материалы: ручная лупа, микроскоп, препаровальная игла, семена фасоли и пшеницы (предварительно замоченные), готовый микропрепарат продольного разреза зерновки пшеницы. 

Ход работы

1. Снимите кожуру с семени фасоли. Найдите под кожурой все части зародыша: две семядоли (самые первые листья зародыша) и зародышевые корешок, стебелёк и почечку.

2. Нарисуйте в тетради семя фасоли и подпишите названия частей зародыша.

3. Рассмотрите под микроскопом (или по рисунку учебника) продольный разрез зерновки пшеницы.

4. Нарисуйте зерновку пшеницы, подпишите названия частей зерновки.

Строение зерновки пшеницы

2. Проверьте себя, дописав в выводы недостающие слова.

Семя содержит зародыш, снабжённый питательными веществами и водой, защищённый семенной кожурой от неблагоприятных воздействий.

Семена различаются количеством семядолей. Этот признак используют при разделении цветковых растений на две большие группы: класс Двудольные и класс Однодольные. Запасные вещества, необходимые для развития зародыша, откладываются в эндосперме или в частях зародыша.

Задание 2

1. Изучите рисунок. Поясните результаты изображённого на нём опыта. Запишите их в таблицу.

Вывод: для прорастания семян необходимы все три условия — это воздух, вода и тепло.

2. Повторите дома опыт самостоятельно. Подготовьте отчёт по плану.

Цель опыта: выяснить, какие условия нужны для прорастания семян.

Ход опыта: в три банки положить одинаковое количество семян.

Банка 1 - вода, воздух, тепло

Банка 2 - тепло, воздух

Банка 3 - вода, тепло

Результат: семена проросли в первой банке, т.к. они были обеспечены всеми условиями — водой, теплом и воздухом. Во второй банке семена не проросли, т.к. у них не было воды. В третьей банке семена не проросли, т.к. им не хватило воздуха.

Вывод: для прорастания семян необходимы все три условия — это воздух, вода и тепло.

3. Поставьте 5—10 семян для прорастания так, как вы делали в опытах, предложенных вам в § 20.

Наблюдайте за развитием проростка из семени, делая соответствующие записи и зарисовки в дневнике. Подготовьте отчёт. Заполните дневник исследователя.

Дневник исследователя

resheba.me

Тема: СЕМЯ | Лабораторные работы по биологии

Тема: СЕМЯ

25.09.2014 12518 0

Лабораторная работа 6. Внешнее строение семян фасоли

Цели: рассмотреть внешнее строение семени фасоли; найти основные элементы внешнего строения семени фасоли; продолжать формировать навык выполнения биологического рисунка.

Оборудование: сухие и размоченные семена фасоли с различной окраской, лупа,  препаровальная игла, пинцет.

Ход работы:

1.    Рассмотрите семена невооруженным глазом и с помощью лупы. Найдите рубчик – место, которым семя прикреплялось к стенке плода. Рядом найдите семявход – отверстие, через которое в семя проникает вода и воздух (лучше рассматривать через лупу). Найдите контуры зародышевого корешка, проступающие через семенную кожуру.

2.    Зарисуйте внешнее строение семени со стороны рубчика и подпишите его основные части.

3.    Какого цвета семена фасоли, лежащие на вашем столе? Какая часть семени окрашена? Как вы считаете, имеет ли какое-нибудь биологическое значение окраска семенной кожуры семян фасоли?

4.    Попробуйте снять семенную кожуру с неразмоченного семени фасоли. Удалось ли вам это? Теперь возьмите намоченные семена фасоли. Чем отличается семенная кожура намоченных семян от сухих? Попробуйте снять семенную кожуру с намоченного семени фасоли. Насколько легко вы это сделали?

5.    Сделайте вывод о функциях семенной кожуры, какие особенности семенной кожуры вы обнаружили и каково значение этих особенностей?

Лабораторная работа 7. Строение семян двудольных растений

Цели: показать особенности строения семян двудольных растений; продолжать формировать навык выполнения биологического рисунка.

Оборудование: размоченные семена фасоли, размоченные зерновки пшеницы, лупа,  препаровальная игла, пинцет, скальпель.

Ход работы:

1.    Возьмите размоченное семя фасоли. Аккуратно снимите семенную кожуру. Вы видите зародыш, состоящий из двух семядолей, - первых зародышевых листьев. Сколько семядолей вы видите? Семядоли у семени фасоли такие массивные, потому что в них находится запас питательных веществ для будущего растения. Найдите зародышевый корешок и зародышевый стебелек. Рассмотрите их с помощью лупы.

2.    Аккуратно раздвиньте семядоли. Найдите почечку, которая находится на верхушке зародышевого стебелька. Найдите зачаточные листья на почечке.

3.    Зарисуйте зародыш и обозначьте его части.

4.    Сделайте вывод о том, что зародыш обладает теми же вегетативными органами, что и взрослое растение, а так же о принадлежности фасоли к двудольным растениям , докажите это.

Лабораторная работа 8. Строение семян однодольных растений

Цели: показать особенности строения семян однодольных растений; сравнить строение семян однодольных и двудольных растений; продолжать формировать навык выполнения биологического рисунка.

Оборудование: сухие и размоченные зерновки пшеницы, постоянный препарат «продольный разрез зерновки пшеницы», сухие и размоченные семена фасоли, лупа,  препаровальная игла, пинцет, скальпель.

Ход работы:

1.    Изучите и зарисуйте внешнее строение зерновки пшеницы. Какие общие черты во внешнем строении зерновки пшеницы и в внешнем строении семени фасоли вы обнаружили?

2.    Попробуйте снять покров с семени пшеницы. Получилось ли у вас это? Почему?

3.    Аккуратно разрежьте размоченную зерновку скальпелем. Рассмотрите ее внутреннее строение.

4.    При помощи лупы рассмотрите препарат «продольный разрез зерновки пшеницы». Найдите на препарате и на разрезанной зерновке эндосперм; найдите зародыш, рассмотрите зародышевый корешок, зародышевый стебелек, почечку и семядолю (щиток). Зарисуйте внутренне строение зерновки и подпишите ее основные части.

5.    Сделайте вывод о сходстве и различиях во внешнем и внутреннем строении двудольных и однодольных растений на примере семени фасоли и зерновки пшеницы.

tak-to-ent.net

Урок биологии по теме "Строение семян"

Разделы: Биология

Цели:

  • Познакомить обучающихся с особенностями строения семян однодольных и двудольных растений;
  • Сформировать представления о значении семян в жизни растений;
  • Продолжить формирование навыков выполнения лабораторной работы.

Оборудование: коллекция семян, семена фасоли и пшеницы, лабораторное оборудование, гербарий, таблица "Строение семени фасоли и пшеницы".

Ход урока

1. Вступление.

Я рада видеть ваши умные и добрые лица! Прошу садитесь.

Нам предстоит сегодня очень серьезная работа и все задуманное должно осуществиться.

Для этого мне понадобится ваша помощь. Я готова начать работу и поэтому показываю вам этот знак (открытые ладошки).

Ответьте мне этим знаком кто хочет начать работу вместе со мной.

Спасибо, я уважаю смелых и отзывчивых людей.

Подержите их – почувствуйте тепло моих рук, а я почувствую вашу поддержку. Спасибо!

На предыдущем уроке мы познакомились с покрытосеменными растениями. Это самая большая и широко распространенная группа растений. С сегодняшнего урока мы начнем знакомство с особенностями строения органов растений, их жизнедеятельностью и значением для растений.

А тему сегодняшнего урока я начну с загадки: перед вами черный ящик, попробуйте отгадать, что в нем находится

Загадка:

В землю ляжет, чтобы встать И до солнышка достать.

(Семя).

Сегодня на уроке мы выясним какое строение имеют семена, познакомимся с многообразием и значением семян, выполним лабораторную работу.

Запишите число и тему урока "Строение семян".

Форма, величина, окраска семян различных растений очень многообразны.

Самые маленькие семена у орхидеи, меньше мм, 50 тысяч таких семян весят 0,1г.

Очень мелкие семена у мака. Говорим: " Маковой росинки во рту не было".

Самые крупные семена, семена сейшельской пальмы. Их длина 30-45 см, вес до 15 кг.

А еще семена могут быть эталоном веса, например, ювелирных изделий, бриллиантов – караты. Слово "карат" происходит от названия семени растения цератонии. С помощью этих семян люди в древности проверяли весы. Семечки цератонии малы и неотличимы друг от друга по весу. Один карат эквивалентен 0,2г.

Некоторые семена имеют специфические крючочки, пуховые выросты, крыловидные отростки. Для чего? (Распространение).

Что же такое семя? Чем оно является?

Давайте рассмотрим строение семян некоторых растений.

Рассмотрим строение семени фасоли.

Обычно семя покрыто семенной кожурой, которая очень хорошо снимается.

Она имеет определенную окраску, выполняет защитную функцию.

На кожуре с вогнутой стороны имеется рубчик место прикрепления семени к стенке плода. Рядом с рубчиком находится крохотное отверстие - семявход.

Под семенной кожурой находится зародыш.

Он состоит из 2-х семядолей и зачаточного корешка, стебелька и почечки.

Семядоли – это первые зародышевые листья. В семядолях находятся запасные питательные вещества, необходимые для прорастания.

В некоторых семенах запасные питательные вещества находятся в эндосперме – это особая запасающая ткань.

На доске схема:

Растения, имеющие в зародыше 2 семядоли называются двудольными.

(Гербарий растений класса двудольных).

Сейчас вам предстоит выполнить лабораторную работу по изучению строения семени фасоли.

Вспомним технику безопасности (на столах).

Лабораторная работа.

Изучение строения семени фасоли.

(Учащиеся выполняют и оформляют в тетрадях).

Скажите, в каких частях семени запасают питательные вещества другие двудольные растения?

Рассмотрим строение семени пшеницы.

Семя одето кожистым околоплодником, он прочно сросся с семенной кожурой, поэтому правильнее говорить не семя пшеницы, а плод, называемой зерновкой. Большую часть семени занимает эндосперм – запасающая ткань с питательными веществами.

Зародыш – 1 семядоля, корешок, стебелек, почечка.

Растения, имеющие в зародыше семени 1 семядолю, называются однодольными.

(Гербарий растений класса однодольных).

Изучите строение зерновки пшеницы, выполнив лабораторную работу.

Лабораторная работа.

Строение зерновки пшеницы.

(Учащиеся выполняют и оформляют в тетрадях).

Скажите, какие особенности строения имеют семена других однодольных?

Что же такое семя? Чем оно является?

(Зачаточное растение).

У меня в руке будущая жизнь. Лишь вода дождей землю напоит, Будущий побег и могучий корень Дружно прорастут в глубину и в высь.

А пока гостит осень на дворе. А пока зима вьюгою все воет. Спит и дышит жизнь у меня в руке, Будущий побег и могучий корень.

Выполнение теста "Верю – не верю" приложение 1.

(Взаимопроверка).

Д/З §18

Я была бы рада, если бы вы закончили эти предложения.

  1. Больше всего мне понравилось ..................
  2. Сегодня я понял, что думать .....................
  3. Главными на уроке для меня было ...........................

Спасибо! Я как всегда очарована вашей работоспособностью. Мне очень приятно, что тепло наших ладошек сохранялось на протяжение всего урока. Давайте еще раз согреем друг друга. Было очень интересно в вашей теплой и дружеской компании.

Спасибо за работу!

15 мая 2010 г. в 19:35

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Тема урока: Строение семян.

Documents войти Загрузить ×
  1. No category
advertisement advertisement
Related documents
Строение семени растений.
Строение семян покрытосеменных растений
Лабораторная работа по теме “Семя” Тема: Строение семян
Самоанализ урока «Строение семени»
Виды корней. Типы корневых систем
Семя. Внешнее и внутреннее строение семени.
Лабораторная работа Строение семени двудольных и
Семя. Внешнее и внутреннее строение семени. Семенные
Строение и значение семян
Вопросы для подготовки к семинару по теме: «Биология
Урок 5. Строение семени
Разработка урока по биологии 6 класс Тип урока: Тема урока: «Строение семян»
(4,61 МБ)
Урок биологии «Семя. Строение семени.» -закрепить знания об органах цветковых растений,

studydoc.ru


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта