Строение семян двудольных растений 6 класс биология. Конспект урока с презентацией по биологии в 6 классе Строение семян двудольных и однодольных растений.

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Технологическая карта. Биология, 6 класс.Строение семян двудольных и однодольных растений. Строение семян двудольных растений 6 класс биология


Конспект урока по биологии для 6 класса «Строение семени», ФГОС

Самоанализ урока «Строение семени».

Урок проходил в  6 классе, предмет – биология.

Тема урока: «Строение семени».

Тип урока: комбинированный урок, с лабораторной работой.

Цель урока : познакомить учащихся с особенностями  строения семян однодольных и двудольных растений.

Задачи, которые я ставила перед собой

Образовательные:

·        раскрыть особенности строения семян однодольных и двудольных растений;

·        дать представление об общих и отличительных признаках в строении семян однодольных и двудольных растений.

·        развивать умение работать с натуральными объектами, сравнивать их;

·        формировать практическое умение и навыки по распознаванию и определению семян;

·        развивать умение работать с учебником.

Развивающие:

·        развивать логическое мышление через умение анализировать, обобщать материалы, делать выводы, сравнивать;

        развивать наблюдательность, речь учащихся.

Воспитательная:

·        продолжить формирование научного мировоззрения.

·        Осуществлять экологическое, природоохранное воспитание на примере материала урока.

·  развитие инициативы, уверенности в своих силах.

 

  Методы обучения: частично – поисковый, проблемный, исследовательский

 

На уроке применялись различные формы учебной деятельности: работа по инструктивным картам, работа с гербариями, сообщения учащихся, фронтальный опрос, беседа, работа со слайдами, тестирование, рефлексия.

Принципы, соблюдаемые в деятельности учителя и учащихся: сотрудничество, соучастие.

Методы обучения используемые на уроке: интерактивные, проблемно- поисковые, наглядный, словесный, практический и др.

На уроке формировались следующие компетенции: личностного совершенствования, ценностно-смысловая, образовательная, учебная, познавательная, информационно-коммуникативная, общекультурная.

Оборудование: мультимедийное оборудование, компьютер, лупа, препаровальная игла, набухшие семена фасоли, инструкция по ТБ, презентация к уроку, тесты, карточки с игрой «Верю – не верю», инструктивные карточки.

 

 

Урок состоит из  этапов:

1.                  Организационного, задача которого была подготовить учащихся на уроке к восприятию темы ( эмоциональный и психологический настрой, рефлексия настроения).

2.                  Подготовка учащихся к активному и сознательному восприятию знаний, задача которого обеспечить мотивацию к принятию целей урока. Показана личностная значимость темы, где будут использоваться знания в дальнейшем . Проверка знаний по предыдущей теме фронтально и  индивидуально в форме тестирования, взаимопроверка, оценивание.

3.                  Изучение нового материала по теме «строение семени». На этом этапе использовались приемы, усиливающие восприятие нового материала, работа с учебником, учебный фильм, задания в инструктивных картах, работа в группах, сообщения учащихся, использование наглядности, анализа, сравнения, обобщения, постановка проблемного вопроса, актуализация личного опыта и опорных знаний учащихся, самостоятельная работа. Привлекала класс к корректировке ответов.

4.                  Проверка знаний учащихся (тест), задача которого - проверить  знания учащихся, взаимопроверка.

5.                  Информирование о домашнем задании. Задача - разъяснить методику и мотивирование его выполнение (из учебника, творческое задание по интересам и степени сложности)

6.                  Рефлексия.  Задача этапа - осмысление деятельности ученика и учителя на уроке, оценка собственного продвижения в изучении темы. Анкета, оцени урок. Деятельность учащихся – указывать сильные и слабые стороны своей деятельности на уроке. А также проведена рефлексия настроения в начале и конце урока.

Проведена индивидуальная и самостоятельная работа, самооценка, контроль, самоконтроль и взаимоконтроль. Со стороны учащихся была проявлена заинтересованность в работе, в получении ими новой информации. Активность учащихся была на высоком уровне. Задания на дом предложено по интересам, с творческим содержанием. Использование компьютера позволило оживить процесс восприятия нового материала и сделать урок более наглядным и динамичным.

   

   Считаю, что мне удалось выдержать стиль общения с учащимися, организовать их работу на уроке. Выбранные формы и методы работы на уроке были использованы целесообразно, что послужило реализации всего запланированного на уроке. Методы и приемы, использованные на уроке,   способствуют развитию познавательного интереса учащихся к изучаемой теме, развивают мыслительные способности детей, соответствуют возрастным особенностям учащихся, применялись в рамках здоровьесберегающей технологии.

Считаю, что урок цели достиг.

По результатам  рефлексии, я смогла сделать вывод, что дети удовлетворены результатами своей работы, урок им  понравился, настроение в ходе урока улучшилось.

 

Конспект открытого  урока по биологии 6 класс.

Тема урока «Строение семян». ФГОС

Тип урока: комбинированный урок, с лабораторной работой.

Цель урока: познакомить учащихся с особенностями  строения семян однодольных и двудольных растений.

Задачи урока

Обеспечить достижение предметных результатов обучения:

сформировать знания о строении семян однодольных растениях и двудольных растениий.

Сформировать умения описывать внешнее строение семени, определять и называть части семени, выделять существенные признаки однодольных и двудольных растений.

Обеспечить достижение метапредметных результатов обучения: создать условия (учебные ситуации) для развития коммуникативных, регулятивных и познавательных УУД.

Регулятивные УУД:

- самостоятельно формулировать тему урока, определять цель учебной деятельности;

Познавательные УУД:

- уметь работать с учебником (текстом, рисунками), дидактическим материалом; преобразовывать информацию  из одного вида в другой (текст в таблицу)

Комуникативные УУД:

- работая в паре учитывать мнения партнёров, отличные от собственных.

Личностные:

- осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

Формы работы:  в парах, фронтальная, индивидуальная.

Методы обучения: объяснительно – иллюстративный, проблемный, исследовательский (лабораторная работа).

Оборудование: мультимедийное оборудование, компьютер, лупа, препаровальная игла, набухшие семена фасоли, инструкция по ТБ, презентация к уроку, тесты, карточки с игрой «Верю – не верю», инструктивные карточки.

I. Организационный момент (1 мин.)

Здравствуйте, ребята! Я очень рада приветствовать Вас и наших гостей сегодня на уроке биологии. Давайте возьмемся за руки и поприветствуем друг – друга словами

Здравствуй друг,

Я пришел.

Ты мне рад?

Хорошо!

Давайте проверим, как вы готовы к уроку. У вас на столах должны быть: учебник, тетрадь, ручка, карандаши. У всех все есть? Хорошо! Молодцы! Садитесь.

II. Актуализация опорных знаний. (5 мин)

Сегодня мы продолжим путешествие по удивительному царству растений, нас ждет интересное общение и плодотворная деятельность. Будьте внимательны, активны и вы добьетесь успеха.

1.Давайте вспомним, какие растения мы изучаем (цветковые)

2.Почему они получили такое название?  (на этих растениях образуется цветок)

3.Что образуется на месте цветка? (плод)

4.на какие группы можно разделить плоды по строению околоплодника? (сухие и  сочные)

5.На какие группы можно разделить плоды по количеству семян? (односемянные и многосемянные)

А теперь проведем небольшую разминку, все внимание на экран.

Молодцы!

 

 III. Самоопределение к деятельности. (2 мин) послушайте стихотворение и попытайтесь понять о че пойдет речь на уроке?

 

У меня в руке будущая жизньБудущий побег и могучий корень.Дружно прорастут они в глубину и ввысь,Лишь вода дождей землю всю напоит.А пока гостит осень на дворе,А пока зима вьюгою все воетСпит и дышит жизнь у меня в рукеБудущий побег и могучий корень.

 

 А сейчас отгадайте загадку и определите, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

В землю ляжет, чтобы встать и до солнышка достать. (Семя)

  

1.Можно про семя сказать, что это будущая жизнь? Почему? (из семян появляется новое растение)

 Определите тему урока. «Строение семян».

 

2.что вы знаете, о семени? (Обычно находятся в плоде, разной окраски, формы, размеров)

3. что хотели бы еще узнать, чему научиться? Давайте мы с вами сформулируем цели урока?

             1.изучить строение семян

             2.разобраться все ли семена одинаковы  по строению

      3. запомнить на какие группы делят  растения по строению семян

Молодцы!

 

Ребята, а что вы знаете о семенах? (опережающее задание ученикам)

1. Самые крупные семена двулопастной формы у пальмы родом с Сейшельских островов. Их длина 30-45 см, вес до 15 кг в 30 млн. раз тяжелее, чем у березы. Созревает семя в течение 7-10 лет, а прорастает 1-1,5 года.

2.Самые мелкие, меньше мм., семена у орхидей, 50 000 таких семян весят 0,1 г. Очень мелкие семена у белозера (отдельное семя весит 0,00003 г), у осины – 50 000 семян весят – 4 г.

3. Есть семена лекарственные.

 а) Семена пшеницы богаты витаминами – В1, В2, РР, а проростки пшеницы содержат необходимый для организма витамин Е.

б) Льняное семя толченое применяется при заболеваниях кишечника.

в) Семя укропа огородного применяется при болезнях печени, для возбуждения аппетита, при судорогах, одышке и как успокаивающее средство.

д) Семена петрушки обладают мочегонным действием, выгоняют соли из организма.

4. А еще семена могут быть эталоном веса, например, ювелирных изделий, бриллиантов – караты. Слово "карат" происходит от названия семени растения цератонии. С помощью этих семян люди в древности проверяли весы. Семечки цератонии малы и неотличимы друг от друга по весу. Один карат равен

0,2 г

Молодцы! Интересная информация

 

Открыли тетради и записали число и тему урока. Давайте дадим определение понятию семя.

Что же такое семя – это орган, предназначенный для размножения и распространения семян!

IV. Работа по новой теме.  (9 мин)

Сегодня мы с вами должны выяснить, какое строение имеет семя? Все ли семена имеют одинаковое строение или они чем- то отличаются? Для этого посмотрим обучающий фильм, а потом отправимся в лабораторию, где проведем исследовательскую работу.

А сейчас все внимание на экран! (1м 50с)

Что вы запомнили? из чего состоит семя?

Пользуясь учебником с. 8, запишите определение зародыша и семядолей. Прочитайте.

Перед трудной работой надо размяться!

 

 Физминутка (1 минута):

А сейчас немного отдохнем:

Игра на внимание: Если я называю дерево – вы поднимаете руки вверх, травянистое растение – хлопок в ладоши, кустарник – присели: (малина, тополь, тюльпан, сирень, береза, ива, нарцисс, смородина, клен, ромашка, роза, одуванчик, шиповник, подорожник, осина, незабудки, ландыш).

V. Лабораторная работа. (12 мин), Сейчас вам предстоит выполнить лабораторную работу по изучению строения семян однодольных и двудольных растений на примере семени фасоли и пшеницы. У вас на столах есть необходимое оборудование, инструкция выполнения работы у вас на столах в специальных бланках (прилагается). Результаты работы вы заносите в этот бланк. Но, прежде чем приступить к работе, вспомним ТБ (смотри бланк по технике безопасности).

Инструктаж. Как мы работаем: Перед вами, ребята, инструктивные карты, натуральные объекты- семена растений, необходимое оборудование для работы: лупы.  Поэтапно мы будем выполнять задания, согласно инструктивной карте.

Ваша задача:

1.Работать за столом следует аккуратно.

2.Не делать резких движений.

3.Осторожно пользоваться инструментом

4.Рабочее место держать в порядке, предметы не разбрасывать.

5.После выполнения работы, привести в порядок рабочее место.

 

 Обсуждение:

А теперь, давайте сравним изученные семена. Работа в парах (шпаргалка «алгоритм сравнения»  у вас на столах. Которые вы заполняли в ходе работы.

Итак, что же у них общего? (Общее в строении семян то, что семена имеют семенную кожуру, запас питательных веществ и зародыш).

А чем они различаются? (Различаются: в семени фасоли, две семядоли, в которых находятся запасные питательные вещества, а в семени пшеницы  одна семядоля, а питательные вещества находятся в эндосперме, кожура срастается с околоплодником, поэтому ее невозможно отделить).

Те растения, которые имеют в зародыше одну семядолю, называются однодольными. Например – пшеница, лук, лилия. Те растения, которые имеют в зародыше две семядоли, называются двудольными. Например – яблоко, огурец, слива, томат. Итак, мы с вами выяснили, что: Семя состоит из: семенной кожуры, зародыша и содержит запас питательного вещества.

Ну, а сейчас, проверим, как вы усвоили сегодняшний урок- сыграем в игру “верю–не верю”: прочитав предложения, определите, правильное оно или нет. Если предложение правильное, тогда в карточке поставьте “+”, если оно не верное, поставьте “-”.

VI. Закрепление. (4 мин)

“Верю – не верю” Верю – не верю” 

Фамилия, имя

+/-

 

1.        Семя – орган размножения

 

 

2.        Все семена имеют по две семядоли и эндосперм.

 

 

3.        У семян фасоли есть эндосперм

 

 

4.        Зародыш  фасоли состоит из корешка, стебелечка  и почечки

 

 

5.        Питательные вещества у семени пшеницы находятся в семядоле

 

 

Задание проверил (а):

оценка

 

А теперь, поменяйтесь работами с соседом, проверьте и оцените: (каждый “+” оцените в 1 балл).

 

VII. Подведение итогов, выставление оценок. (2 мин).

Теперь вернемся к цели, которую ставили в начале урока. Посмотрите, достигли вы тех целей, что ставили в начале нашего путешествия?

1.Семя состоит из: семенной кожуры, зародыша, и содержит запас питательного вещества.

2.Зародыш – зачаток будущего растения. Он состоит из: зародышевых корешка, стебелька, почечки и семядоли.3.Растения, имеющие в зародыше семени одну семядолю, называют однодольными – это пшеница, кукуруза, овес, лук и др

 

4.Растения, имеющие в зародыше семени две семядоли, называют двудольными – это фасоль, капуста, яблоня, горох и др.

Итак, мы сегодня познакомились с понятием семя, узнали, какое строение оно имеет. Вы сами смогли на практике изучить строение семени.

Сегодня активно работали на уроке: …, они давали полные, правильные ответы на мои вопросы, затруднялись ответить на вопросы: ..,  они получают оценку ____, за работу по карточкам получают оценки: ____.

VII. Домашнее задание (2 мин).

1.обязательное с. 40, 41

2.  (творческое) в каких сказках идет речь об овощах, семенах и

плодах? Это будет вашим домашним заданием.

  VIII.   Рефлексия: (1 мин),

  • Что больше всего вам понравилось на уроке?
  • При выходе из класса я попрошу положить смайлик, который соответствует вашей оценке урока. «Было интересно», «Было неинтересно».

                                                               Приложение 1

ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТА  (вариант А)

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА «СТРОЕНИЕ СЕМЕНИ»

        Цель: изучить строение семян однодольного и двудольного растения

        Оборудование: сухие, намоченные семена фасоли, пшеницы; лупа, пинцет.

ХОД РАБОТЫ

Изучение строения семени фасоли

1.     Рассмотрите внешний вид семени фасоли, отметьте его форму, сравните набухшие семена с сухими.

2.     На вогнутой стороне семени найдите рубчик – место прикрепления семени к семяножке.

3.     Над рубчиком находится маленькое отверстие – семявход. Он хорошо заметен у набухшего семени. Через семявход в семя проникают воздух и вода.

4.     Надорвите и снимите кожуру фасоли. Возможно ли это с сухими семенами? Какова функция семенной кожуры?

5.     Изучите зародыш семени. Найдите семядоли, зародышевый корешок, стебелек и почечку.

 

Подпишите части семени фасоли на рисунке (отдельный листочек).

 

1.     Рассмотрите семядоли – в них находятся запасные питательные вещества.

2.     Сделайте вывод о строении семени фасоли, используя слова для справок.

ВЫВОД:

1. Семя фасоли состоит из …………………….. и ………………...

………………состоит из……………….., ……………………, …………………….,

…………………………………..

           2. Растения, зародыш семени которых состоит из 2-х семядолей -   

…………………………

          Слова для справок: стебелек, почечка, зародыш, корешок, кожура, семядоли, двудольные, зародыш.

 

 

 

Изучение строения зерновки пшеницы.

Семя пшеницы одето золотисто – жёлтым кожистым околоплодником. Он так плотно сросся с семенной кожурой, что разделить их невозможно. Поэтому правильно говорить не семя пшеницы, а плод, называемый зерновкой.

1.  Рассмотрите форму и окраску зерновки пшеницы.

2.  Пинцетом  попробуйте снять часть околоплодника с сухого и набухшего семени. Он так плотно сросся с семенной кожурой, что разделить их невозможно.

3.  Рассмотрите половинку разрезанной зерновки пшеницы. Найдите эндосперм (запасающая ткань)  и зародыш (корешок, стебелек с почечкой и семядолю).

4.  Подпишите части семени на рисунке (отдельный листочек).

 

 3.     Сделайте вывод о строении зерновки пшеницы, используя слова для справок.

ВЫВОД:

1. Зерновка пшеницы имеет снаружи ……….. оболочку, которая плотно ……………..с кожурой семени; внутри зерновки одно семя, состоящее из  ………… …..и……………..

………………….состоит из ……………., ………………………..,

………………………, …………………….

2. Растения, зародыш семени которых состоит из одной семядоли - ………………………..

   Слова для справок: плодовая, срослась, зародыш, эндосперм, зародыш,   

  семядоля, корешок, однодольные, стебелек, почечка.

Инструкция по технике безопасности.

1.Работать за столом следует аккуратно.

2.Не делать резких движений.

3.Осторожно пользоваться инструментом

4.Рабочее место держать в порядке, предметы не разбрасывать.

5.После выполнения работы, привести в порядок рабочее место.

 

Анкета оцени урок!

 

(на 5 и 6 вопросы дать полный ответ)

 

1.Вам было интересно?

 

2.Вы узнали что-то новое?

 

3.Был ли доступным изучавшийся материал?

 

4.Вы его поняли?

 

5.Какие возникли трудности (что не поняли)?

 

6.Ваши пожелания.

 

 

xn--j1ahfl.xn--p1ai

Конспект урока по биологии в 6 классе «Строение семян двудольных и однодольных растений»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Красноярская СОШ»

Конспект урока по биологии в 6 классе

«Строение семян двудольных и однодольных растений»

подготовила

учитель биологии

Пелипенко Ирина Владимировна

с. Красный Яр

2013

Тема: Строение семян двудольных и однодольных растений.

Цель: познакомить учащихся с особенностями строения семян однодольных и двудольных растений.

Тип урока: открытия новых знаний

Задачи:

Формирование общеобразовательных компетенций:

  • раскрыть особенности строения семян однодольных и двудольных растений;
  • развивать умение работать с натуральными объектами, сравнивать их;
  • формировать практические умения и навыки по распознаванию и определению семян;
  • развивать умение работать с учебником.
Формирование коммуникативных компетенций:
  • развивать умение работать в парах;
  • формировать чувство уважения к идеям и мыслям окружающих;
  • развивать умение донести до окружающих свои проекты и предложения.
 

Формирование личностно-ориентированных компетенций:

  • способствовать практическому использованию полученных знаний в повседневной жизни.
Этапы урока:
  1. Актуализация знаний учащихся
Цель этапа: Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия.

Все покрытосеменные, несмотря на свое многообразие, имеют общий план строения. Их органы подразделяют на вегетативные и репродуктивные. Вегетативные (от латинского слова «вегетативус» - растительный) органы составляют тело растения и осуществляют его основные функции, включая вегетативное размножение. К ним относят корень и побег. Репродуктивные, или генеративные (от латинского слова «генераре» - производить), органы, связанные с половым размножением растений. К ним относят цветок, плод и семя. Сегодня мы как раз поговорим о семени, из которого вырастает растение. Мы заглянем внутрь семени и познакомимся со всеми его частями и органами.

  1. Мотивация к учебной деятельности
Цель этапа: Включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне.

Проблемный вопрос

Каждый из вас, наверное, слышал фразу из песни « С чего начинается Родина?» Ребята, а с чего начинается жизнь большинства растений? Я думаю, что на данный вопрос вы сможете ответить.

У меня в руке будущая жизнь

Будущий побег и могучий корень.

Дружно прорастут в глубину и ввысь,

Лишь вода дождей землю всю напоит.

А пока гостит осень на дворе,

А пока зима вьюгою всё воет

Спит и дышит жизнь у меня в руке.

Будущий побег и могучий корень.

Учитель: Ребята, а с чего начинается жизнь большинства растений? Дети обсуждают поставленный вопрос и предполагают, что растение начинает свою жизнь с семени. О чём мы с Вами будем говорить на этом уроке? (о семенах)

Ученики: С семени.

Учитель: Правильно. А почему про семя говорится, что это будущая жизнь?

Ученик: Так как из семян появляется новое растение.

– тема урока

  1. Выявление места и причин затруднения
Цель этапа: Выявить место и причины затруднения.

Ребята, а что вы знаете о семенах?

Молодцы! Интересная информация. Что вы бы хотели узнать о семенах?

Зачем мы изучаем строение семян?

(Ответ учащихся: знать как появляются молодые растения, как правильно сеять и ухаживать за проросшими растениями и т.д.)

Какие блюда вы знаете, приготовленные из семян?

(Различные каши, овсяный кисель, гороховый суп и т. д.)

Сегодня мы как раз поговорим о семени, из которого вырастает растение. Тема нашего урока «Строение семян двудольных и однодольных растений».

– цели урока (раскрыть особенности строения семян однодольных и двудольных растений; развивать умение работать с натуральными объектами, сравнивать их; формировать практические умения и навыки по распознаванию и определению семян; развивать умение работать с учебником).

А как мы можем с вами познакомиться со строением семени? (учащиеся - Мы заглянем внутрь семени и познакомимся с его строением, узнаем, чем отличаются по строению семена двудольных и однодольных растений, выполним лабораторную работу).

Все ли семена одинаковы по внешнему виду? (учащиеся - Семена разных растений различаются по форме, окраске, размерам, весу (коллекция семян)).

Но все они, несмотря на разнообразие, имеют сходное строение? Каким образом мы это можем узнать? (учащиеся предполагают план работы)

Итак, сегодня мы с вами должны выяснить, какое строение имеет семя? Все ли семена имеют одинаковое строение или они чем – то отличаются?

Для этого вы отправитесь в лабораторию, где проведете исследовательскую работу.

На столах у вас есть всё необходимое для выполнения работы.

  1. Выполнение практической работы
Цель этапа: Постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств её реализации

Правила техники безопасности.

Выполнение лабораторной работы «Изучение строения семян двудольных и однодольных растений».

Инструктивная карта

Изучение строения семени фасоли.

  1. Рассмотрите сухие и набухшие семена фасоли. Сравните их размеры и форму.
  2. На вогнутой стороне семени найдите рубчик – место прикрепления семени к семяножке.
  3. Над рубчиком находится маленькое отверстие – микропиле. Оно хорошо заметно у набухшего семени. Через микропиле в семя проникают воздух и вода.
  4. Снимите блестящую плотную кожуру. Изучите зародыш. Найдите семядоли, зародышевые корешок, стебелёк, почечку.
  5. Выполните в рабочей тетради задание № 58 стр. 32.
  6. Выясните, в какой части семени фасоли находятся питательные вещества.
Изучение строения зерновки пшеницы.

Семя пшеницы одето золотисто – жёлтым кожистым околоплодником. Он так плотно сросся с семенной кожурой, что разделить их невозможно. Поэтому правильно говорить не семя пшеницы, а плод, называемый зерновкой.

  1. Рассмотрите форму и окраску зерновки пшеницы.
  2. Ножом попробуйте снять часть околоплодника с сухого и набухшего семени. Объясните, почему она не снимается.
  3. Рассмотрите в микроскоп микропрепарат зерновки. Найдите эндосперм и зародыш. Изучите строение зародыша
  4. Выполните в рабочей тетради задание № 59 стр. 32.
  1. Реализация проекта
Цель этапа: Построение и фиксация нового знания

Выступление ребят:

– строение семени фасоли – индивидуальная работа

– строение зерновки пшеницы – групповая работа

Обсуждение:

- Каковы особенности строения семян других однодольных и двудольных растений

А теперь, ребята, давайте сравним изученные семена. Итак, что же у них общего? (Общее в строении семян то, что семена имеют семенную кожуру, запас питательных веществ и зародыш).

А чем они различаются? (Различаются: в семени фасоли, гороха две семядоли, в которых находятся запасные питательные вещества, а в семени пшеницы, кукурузы одна семядоля, а питательные вещества находятся в эндосперме, кожура срастается с околоплодником, поэтому ее невозможно отделить).

Те растения, которые имеют в зародыше одну семядолю, называются однодольными. Например – пшеница, лук, лилия. Те растения, которые имеют в зародыше две семядоли, называются двудольными. Например – яблоко, огурец, слива, томат .

Итак, мы с вами выяснили, что:

  1. Семя состоит из: семенной кожуры, зародыша и содержит запас питательного вещества.
  2. Зародыш – зачаток будущего растения. Он состоит из: зародышевых корешка, стебелька, почечки и семядоли.
  3. Семядоли – это первые листья зародыша растения.
  4. Растения, имеющие в зародыше семени одну семядолю, называют однодольными – это пшеница, кукуруза, овес, лук и др.
  5. Растения, имеющие в зародыше две семядоли, называют двудольными – это фасоль, капуста, яблоня, горох, томат.
  1. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.
Цель этапа: Применение нового знания в типовых заданиях
  1. Работа в парах. Заполнить таблицу вместо знаков вопроса вставить пропущенные признаки.
Название растения Количество семядолей в зародыше семени. К какому классу относится растение
1. Фасоль 2 ?
2. Пшеница ? ?
3. Горох. ? ?
4. Фиалка 2 ?
5. Кукуруза. 1 ?
6. Подсолнечник 2 ?
  1. Работа по электронной таблице.
  2. Работа со схемой строения семени фасоли и зерновки пшеницы (расставить подписи к частям семени на магнитах).
  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Цель этапа: Самопроверка (взаимопроверка) умений применять новое знание в типовых условиях.

Выполнение теста «Верю – не верю» с последующей взаимопроверкой.

  1. Включение в систему знаний и повторение.
Цель этапа: Включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного.

Учитель обращает внимание на раздаточный материал - семена различных растений.

  1. Ребята, рассмотрите семена, которые лежат у вас в тарелочке, разделите их на две группы: семена двудольных и однодольных растений.
  1. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Цель этапа: Соотнесение цели урока и его результатов, сомооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания.
  1. Заполнение анкеты «Оцените урок».
1. Какую задачу ставили?

2. Удалось решить поставленную задачу?

3. Каким способом?

4. Какие получили результаты?

5. Что нужно сделать ещё?

6. Где можно применить новые знания?

7. Что на уроке у вас хорошо получалось?

8. Над чем ещё надо работать?

2. Задание на дом: изучить §18, выполнить задания и ответить на вопросы после параграфа. Решите кроссворд или составьте кроссворд по теме урока самостоятельно.

Дополнит. материал (Метопредметная связь)

Твёрдую пшеницу выращивают главным образом в южных и юго-восточных районах нашей страны, например на Кубани и в Поволжье. Мягкую пшеницу менее требовательную к почве и теплу, выращивают почти во всех районах нашей страны.

Овёс (овсяная крупа, геркулес) выращивают в средней полосе и северных районах нашей страны. Каждый год во всем мире выращивают более 1,7 млрд. т зерна. Самые популярные культуры - это кукуруза и пшеница.

В 2010/2011 году мир вырастил 1,75 млрд. т зерновых культур. К ним относятся пшеница, кукуруза, рожь, овес, ячмень, гречиха, сорго и тритикале - помесь пшеницы и ржи. Самая выращиваемая зерновая культура в мире - кукуруза. В 2010/2011 году ее вырастили в количестве 820,6 млн. т. Лидер по выращиванию кукурузы - США, там выращивается чуть менее 40% всей кукурузы мира. Производитель №2 - Китай с показателем 20%. На третьем месте - 27 стран Евросоюза с долей около 7%. Бразилия, Аргентина и Мексика вместе взятые выращивают еще 12% кукурузы в мире.

Рис выращивают в южных районах на поливных землях. В 2010 году в мире вырастили 448 млн. т риса. Основные страны-производители - Китай (137 млн. т), Индия (89 млн. т), Индонезия (37 млн. т), Бангладеш (30,5 млн. т) и Таиланд (2 млн. т).

Подсолнечник для получения масла, возделывают главным образом в степной полосе на чернозёмных почвах.

Список литературы:

  1. Биология: Ботаника: 6 класс: Книга для учителя.-М.:»Первое сентября», 2002 (Я иду на урок).
  2. Биология. 6-9 классы. Конспекты уроков: семинары. Конференции, формирование ключевых компетенций / авт.-сост. И.Н. Фасевич и др. – Волгоград: Учитель, 2009.
  3. Биология. Живой организм: опорные конспекты, М.: Классикс Стиль, 2003.
  4. Биология в таблицах и схемах. Издание 2-е СПб, ООО «Виктория плюс», 2004.
  5. Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 класс: Тематическое и поурочное планирование К учебнику В.В. Пасечника «Биология. Бактерии, грибы, растения»: Пособие для учителя / Н.В. Дубинина, В.В. Пасечник, - М.: Дрофа, 2002.
  6. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 6 класс: Поурочные планы по учебнику В.В. Пасечника / авт.-сост. Н.И. Галушкова. – Волгоград.: Учитель, 2005.
  7. Пасечник В.В. Биология. 6 класс. Бактерии, грибы, растения: Учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа, 2009.
  8. Пасечник В.В. Биология: бактерии, грибы, растения. 6 класс.: рабочая тетрадь/ В.В. Пасечник, Т.А. Снисаренко – М.: Дрофа, 2005.

5-bal.ru

Технологическая карта. Биология, 6 класс.Строение семян двудольных и однодольных растений

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Кличкинская средняя общеобразовательная школа Предмет: биология Учитель биологии: Васильева Ольга Васильевна Класс: 6 (ФГОС) Тип урока: урок изучения нового материала. Технологическая карта урока Тема урока Строение семян двудольных и однодольных растений Цель урока Изучить строение семян, выявить особенности строения семян однодольных и двудольных растений, выяснить значение семян для растений как органа его размножения и распространения. Задачи урока Познавательные: Изучить признаки царства Животные. Устанавливать причинно-следственные связи. Регулятивные: Развивать умения планировать и оценивать свою деятельность. Коммуникативные: Развивать учебные навыки по поиску и систематизации информации, умения перерабатывать полученную информацию и представлять ее графически. Личностные: Формировать культуру умственного труда, прививать бережное отношение к природе, развивать у учащихся эмоционально-ценностное отношение к растениям. Формирование УУД Предметные универсальные действия - знать строение семян, - распознавать и описывать по рисунку строение семян однодольных и двудольных растений, - называть значение семян. Личностные универсальные учебные действия - осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию; - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом; - оценивать собственный вклад в работу группы Метапредметные универсальные учебные действия Регулятивные УУД Обучающийся научится: - самостоятельно определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели; - участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое; Познавательные УУД - работать с учебником; - находить отличия; - работать с информационными текстами; - объяснять значения новых слов; - сравнивать и выделять признаки; Коммуникативные УУД - обсуждать в рабочей группе информацию; - слушать товарища и обосновывать свое мнение; - выражать свои мысли и идеи. Основные понятия Растения двудольные и однодольные, кожура, семядоли, корешок, стебелек, почечка, эндосперм, околоплодник, зародыш.Ресурсы УМК: Биология 6, В.В. Пасечник. Презентация “Строение семян” Карточки с заданиями для групповой работы. Формы урока Комбинированный урок с выполнением лабораторной работы. Методы Проблемного обучения, частично-поисковый, словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный. Формы представления учебной задачи: наглядный образ (презентация), рисунок, схема, слушание, чтение.Технологии формирования УУД 1) проблемно-диалогическая технология 2) организация учебного сотрудничества 3) технология оценки образовательных достижений 4) информационно-коммуникативные технологии Методы: метод проблемного изложения в обучении частично-поисковый метод обучения исследовательский метод обучения Организационные формы: фронтальная, индивидуальная, в парах, групповая работа Ход урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД 1. Организационный момент 2. Актуализация знаний 1) Фронтальная беседа: Продолжим знакомство с Покрытосеменными. На прошлом уроке мы говорили с вами о цветковых растениях. Давайте вспомним: Какие же растения называют покрытосеменными и за что они получили такое название? Какие жизненные формы растений вы знаете? Каково значение покрытосеменных в природе и жизни человека? (слайд №3) Все покрытосеменны

weburok.com

Урок по биологии 6 класса: «Строение семян двудольных растений».

Тема: «Строение семян двудольных растений». Цели урока: Познакомить учащихся со строением семян двудольных растений, с наиболее существенными признаками, характерными для всех растений класса двудольных – наличие в зародыше двух семядолей. Продолжить развитие умений работать с лабораторным оборудованием и исследовательские навыки. Сформировать знания о зародыше семени – как о зачаточном организме.

Оборудование: таблица «Строение семян двудольных растений», сухие и набухшие семена бобов, фасоли, гороха, проростки этих растений, их гербарные экземпляры, препаровальные иглы, ванночки. Компьютер и мультимедийная доска. План урока: Организация класса. Проверка знаний учащихся, ранее изученного материала. Изучение нового материала. Закрепление. Домашнее задание. Ход урока: Организация класса: Учитель поверяет посещаемость, готовность класса к уроку, сообщает тему урока и план работы на урок. Проверка знаний учащихся ранее изученного материала: Устная фронтальная проверка знаний: Какие растения называют покрытосеменными? Чем покрытосеменные растения отличаются от голосеменных? На каких примерах можно показать разнообразие покрытосеменных? Вставьте пропущенные буквы: Основными отличительными признаками покрытосеменных растений является наличие у них……………. и………………. . В цветках находится………………., в расширенной части которого - ………….. Из завязи цветка развивается ………., внутри которого развиваются……. . Взаимопроверка, ответы на слайде.( баллы на доске) Тест: Представители какого отдела имеют цветки? А) Водоросли. Б) Мхи. В) Голосеменные. Г) Покрытосеменные. Представители какого отдела растений образуют плоды? А) Водоросли. Б) Мхи. В) Папоротникообразные. Г) Голосеменные. Д) Покрытосеменные. Представители какого отдела растений образуют семена? А) Водоросли. Б) Мхи. В) Папоротникообразные. Г) Голосеменные. Д) Покрытосеменные. К многолетним покрытосеменным растениям относят: А) Томат. Б) Морковь. В) Берёза. Г) Капуста. 5. Покрытосеме

weburok.com

Конспект урока с презентацией по биологии в 6 классе Строение семян двудольных и однодольных растений.

План-конспект урока по биологии в 6 классе

Технологическая карта урока.Организационная информация Тема урока Строение семян Предмет Биология Класс 6 класс Автор урока (ФИО, должность) Четвернина Августина Львовна, учитель химии и биологии Образовательное учреждение Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Бучальская средняя общеобразовательная школа Кимовского района Тульской области Методическая информация Тип урока комбинированный урок с выполнением лабораторной работы. Цели урока изучить строение семян, выявить особенности строения семян однодольных и двудольных растений, выяснить значение семян для растений как органа его размножения и распространения. Задачи урока Образовательные: знать строение семян, распознавать и описывать по рисунку строение семян однодольных и двудольных растений, называть значение семян. Развивающие: анализировать, сравнивать и обобщать факты; устанавливать причинно-следственные связи; сравнивать по предложенным критериям семена двудольных и однодольных растений; устанавливать соответствие между частями семени и органами проростка; уметь организовать совместную деятельность на конечный результат; уметь выражать свои мысли. Воспитательные: осознанно достигать поставленной цели; воспитывать положительное отношение к совместному труду. Используемые педагогические технологии, методы и приемы Формы представления учебной задачи:наглядный образ (презентация), рисунок, схема, слушание, чтение Технологии формирования УУД 1) проблемно-диалогическая технология 2) организация учебного сотрудничества 3) технология оценки образовательныхдостижений 4) информационно-коммуникативные технологии Методы: метод проблемного изложения в обучении частично-поисковый метод обучения исследовательский метод обучения Организационные формы: фронтальная, индивидуальная, в парах, групповая работа Время реализации урока 45 минут Планируемые результаты (универсальные учебные действия), которые актуализируют/приобретут/ закрепят/ обучающиеся в ходе урока Предметные универсальные действия - знать строение семян, - распознавать и описывать по рисунку строение семян однодольных и двудольных растений, - называть значение семян. Личностные универсальные учебные действия - осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию; - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом; - оценивать собственный вклад в работу группы Метапредметные универсальные учебные действия Регулятивные УУД Обучающийся научится: - самостоятельно определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели; - участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое; Познавательные УУД - работать с учебником; - находить отличия; - работать с информационными текстами; - объяснять значения новых слов; - сравнивать и выделять признаки; Коммуникативные УУД - обсуждать в рабочей группе информацию; - слушать товарища и обосновывать свое мнение; - выражать свои мысли и идеи. Термины и понятия растения двудольные и однодольные, кожура, семядоли, корешок, стебелек, почечка, эндосперм, околоплодник, зародыш.Необходимое оборудование и материалы сухие и

profhelp.net


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта