Строение растения схема 6 класс биология. План-конспект открытого урока биологии в 6 классе "Цветок и его строение"

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

§1. Царство растения. Внешнее строение и общая характеристика растений. Строение растения схема 6 класс биология


Строение цветка - Биология - 6 класс

Тема урока : « Цветок, его строение и значение.

Цель урока: « Изучить строение и значение цветка. »

Заполните схему

Органы растения

вегетативные

генеративные

побег

корень

семя

плод

цветок

почка

стебель

лист

  • Цветок - орган полового размножения цветковы x растений

Что такое цветок?

Цветок – ……

Из чего развивается цветок?

почки

Что развивается из цветка?

плод

Каково значение цветка?

размножение

Строение обоеполого цветка

сростнолепестный

раздельнолепестный

н

ч

и

е

к

в

лепесток

лепесток

пыльник

рыльце

тычинка

столбик

пестик

тычиночная нить

завязь

чашечка из чашелистиков

цветоложе

раздельнолистная

цветоножка

сростнолистная

Пестик и тычинка – главные части цветка

Околоцветник

Если околоцветник состоит только из лепестков венчика , то такой околоцветник называют простым ,

Если состоит из

чашелистиков и лепестков венчика, то это двойным

Функции околоцветника.

  • Защищает пестик и тычинку от н e благоприятны x условий окружающей ср e ды.
  • Привл e ка e т нас e комы x свой яркостью.

Правильный цветок

Если через листочки околоцветника можно провести несколько плоскостей симметрии, то такие цветки называют правильными

Неправильный цветок

Цветки, через которые можно провести одну плоскость симметрии, называют неправильными .

Строение цветка

Тычинки – это мужские органы цветка, каждая тычинка имеет пыльник, внутри которого созревает пыльца. Пыльник расположен на тычиночной нити.

Пестик – это женский орган цветка, он имеет рыльце, столбик и завязь.

Строение пестика

  • Пестик состоит из трё x част e й:
  • Рыльце обычно клейко, шеро x оватое. Оно служит для восприятия пыльцы.
  • Столбик поднимает рыльце , иногда высоко над околоцветником.
  • Завязь - самая нижняя, расширенная часть пестика. Она содержит в себе семязачатки , в ни x формируются женские половые клетки-яйцеклетки.

Строение тычинки

  • Тычинки состоят из тонкой тычиночной нити и крупного пыльника .
  • Внутри пыльника развивается пыльца, в которой образуются мужски половы клетки- спермии.

Строение цветка

рыльце

5

7

2

4

6

8

3

9

11

10

Проверка знаний

Строение цветка

1

5

7

столбик

4

6

8

3

9

11

10

Проверка знаний

Строение цветка

1

5

7

2

4

6

8

завязь

9

11

10

Проверка знаний

Строение цветка

1

5

7

пестик

2

6

3

8

9

11

10

Проверка знаний

Строение цветка

1

пыльник

2

7

4

6

3

8

9

11

10

Проверка знаний

Строение цветка

1

5

7

2

4

тычиночная нить

3

8

9

11

10

Проверка знаний

Строение цветка

1

5

тычинка

2

4

6

3

8

9

11

10

Проверка знаний

Строение цветка

1

5

7

2

4

6

3

лепестки

9

11

10

Проверка знаний

Строение цветка

1

5

7

2

4

6

3

8

цветоложе

11

10

Проверка знаний

Строение цветка

1

5

7

2

4

6

3

8

9

11

цветоножка

Проверка знаний

Строение цветка

1

5

7

2

4

6

3

8

9

чашелистик

10

Проверка знаний

Отгадайте загадку

  • Хоть цвел цветок и в нужный срок,
  • Но в том беда, не дал плода .

Мужской цветок

Обоеполые цветки

Женские (пестичные) цветки

Мужские (тычиночные) цветки)

Цветки

обоеполые

однополые

пестичные

тычиночные

Тычинки и пестики в одном цветке

Растения

двудомные

однодомные

Ива, тополь, облепиха, крапива

Огурцы, тыква, кукуруза

Раздельнополые цветки на одном растении

Цветы

Раздельнополы е

(крапива двудомная)

Обоеполые

(гибискус)

Однодомное растение

Двудомное растение

Ива. Женские цветы

Ива. Мужские цветы

Ч – чашечка,

Л – лепестки,

Т – тычинка,

П – пестик,

О – простой околоцветник

– неправильный цветок,

* - правильный цветок,

- пестичные (женские) цветки,

- тычиночные (мужские) цветки,

- обоеполые цветки

 

( ) – сросшиеся части цветка,

цифры – количество частей цветка

 

8

Формула

цветка

Цветок вишни

* Ч 5 Л 5 Т П 1

Соцветие.

  • H есколько цветков располагаются на побеге и в определённом порядке.
  • Простое соцветие - цветки располагаются по одному на главной оси побега.
  • Сложное соцветие – на главной оси располагаются большие соцветия.

Типы соцветий

Соцветия

Соцветие – это группа цветков, расположенных в определённом порядке.

Формы соцветий

Схемы

Кисть

Растение

Головка

Смородина, черёмуха

Корзинка

Клевер

Зонтик

Простой колос

Одуванчик, подсолнечник

Примула

Подорожник

Исправь ошибки!

Кроссворд

Выводы

  • Цветок – орган семенного размножения
  • Цветок состоит их цветоножки , цветоложа, околоцветника ( чашелистики и лепестки венчика ), пестика и тычинок.
  • Околоцветник бывает простым и двойным
  • Цветки бывают однополые (содержат и пестики и тычинки) и раздельнополые (содержат только тычинки или только пестики)
  • Растения на которых развиваются и тычиночные и пестичные цветки, называется однодомными
  • Растения на которых цветут только пестичные или только тычиночные цветы, называется двудомными
  • Многие цветки собраны в соцветия

Т e ст Каки e части цветка обозначены цифрами на рисунке?

multiurok.ru

§1. Царство растения. Внешнее строение и общая характеристика растений Рабочая тетрадь по биологии Корнилова Николаев Симонова 6 класс Часть 1

Главная › 6 класс › Биология › Рабочая тетрадь по биологии Корнилова Николаев Симонова 6 класс Часть 1 1. Заполните пропуски в тексте. Допишите предложения.

1. Наиболее важные признаки представителей царства Растения – это наличие зеленого пигмента в листьях и способность образовывать органические вещества из неорганических и выделять кислород. 2. Ботаника – наука, изучающая царство Растений.

2. Используя рисунки 1 и 2 учебника, приведите по три примера растений каждой группы. Укажите их основное значение в природе и в жизни человека.

3. Заполните пропуски в тексте. Допишите предложения.

1. Растение – это живой организм. 2. Орган – это часть растения, которая выполняет определенную функцию и имеет особое строение. 3. Семенами размножаются растения, имеющие семена. 4. Корень и побег – это вегетативные органы растения. 5. Генеративными называют органы, имеющие семена. 6. У цветковых растений генеративными органами являются пестики и тычинки, так как они выполняют функцию размножения.

4. Используя схему растения, назовите основные его части.

5. Составьте короткий рассказ на тему «Использование растений человеком».

Подведём итоги главы 3 «Основные процессы жизнедеятельности растени黧2. Многообразие жизненных форм растений

dourokov.ru

Урок биологии в 6 классе «Строение цветка»

 

Гречишкина Ольга ИвановнаУчитель биологии 1 категорииТахтабродская средняя школаРайон Г. Мусрепова, СКО

Цель: ознакомление учащихся со строением цветка, многообразием строения цветов, их значением в жизни растений.

Задачи:

Образовательные:

  • изучить особенности строения цветка,
  • показать связь строения цветка с выполняемой функцией,
  • сформировать у обучающихся новые знания о строении растений.

Воспитательные:

  • умение ценить красоту и многообразие окружающего мира,
  • прививать бережное отношение к природе,
  • воспитывать стремление к знаниям, общей культуре.

Развивающие:

  • развивать умение самостоятельно приходить к логическим выводам, оценивать и сравнивать.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы: репродуктивный, проблемный, практический.

Оборудование: таблица «Строение цветка», «Строение цветов растений», гербарий, модели цветков; карточки «Тест-соответствие» и презентация.

Ход урока

  1. Организационная часть
  2. Актуализация материала
  3. Изучение нового материала:
  4. Физминутка
  5. Первичное закрепление материала
  6. Вторичное закрепление материала
  7. Рефлексия
  8. Подведение итогов урока
  9. Задание на дом

1. Организационная часть

  • Проверка подготовленности учащихся к уроку.
  • Приветствие.
  • Организация внимания. (Слайд № 2,3)

Учитель: Ребята, у нас сегодня с вами самый красивый урок во всем школьном курсе, кто догадался, какой? Правильно, строение цветка. Для того, чтобы эта тема осталась у вас в памяти вы должны активно работать.

(зачитать стихотворение)

    «Цветочный урок сегодня у нас,К нему готовился каждый из вас.Чтоб сегодня отличиться,Надо очень потрудиться.Уметь мыслить, рассуждать,Почаще руку поднимать.Вам, я думаю, все по плечу,Ведь я вас целый год учу.И верю, что каждого ждет свой успех,Душою болею за всех!

2. Актуализация материала:

Учитель: Растения имеют подготовительный период разной продолжительности, когда вегетативными органами накапливаются и откладываются в запас питательные вещества, необходимые для цветения, плодоношения. Какие вы знаете цветущие растения, когда они зацветают? Привести примеры растений.

3. Изучение нового материала:

    Они прекраснее всего,Что нам даёт природа на Земле.Но дар её бесценный,Для всех искусств цветок —Образчик неизменный.Жак Делиль

А) Вводное слово:

Учитель: Ребята, наверное, все на свете в любое время года очень любят цветы. Цветы дарят людям радость. И летом они не наскучат, и зимой приносят нам свежесть и теплоту. Потому что нет на Земле ничего прекраснее цветов.Цветы зачастую становились предметом вдохновения для многих поэтов, художников, композиторов. Картины, лирические и музыкальные произведения, созданные ими не перестают восхищать нас. Сегодня мы с вами поведем „цветочный разговор“. (Слайд № 4)

    Цветы, цветы…. Как много их,И розовых, и голубых,Как мотыльков на тонких стеблях,Цветы, цветы…. Везде, вездеМне улыбаются весь день,Живую радугу колебля…Г. К. Суворов.

Б) Строение цветка: (По ходу рассказа учителя рассматривается презентация).

Учитель: Цветы возникли задолго до появления человека. Растения изобрели цветок не для того, чтобы вызывать у нас чувство прекрасного, у них для этого были другие цели, направленные на выживание. И все же при виде цветов мы испытываем чувство прекрасного, мы восхищаемся красотой цветов.

Цветок — видоизмененный укороченный побег, служащий для семенного размножения растений. Цветок развивается из генеративной (цветочной) почки.

Как бы ни было велико разнообразие цветков окружающих нас растений, в их строении можно обнаружить сходство. Рассмотрим строение цветка. (Слайд № 5,6)

Цветок имеет главные второстепенные части (Схема — слайд № 7). Учащиеся зарисовывают схему строения цветка в тетрадь.

Учитель: (Новые определения по ходу рассказа ученики записывают в тетрадь). Любой цветок имеет главные органы — это пестик и тычинки (Слайд № 8), которые тоже имеют особое строение.

Пестик — это женский орган цветка, он имеет рыльце, столбик и завязь (Слайд). У яблони пестик образован пятью сросшимися между собой в основании столбиками. В верхней части они свободные и каждый несет по одному рыльцу. Завязь пятигнездная. В гнездах находятся семязачатки, из которых после цветения развиваются семена.

Тычинки — это мужские органы цветка, каждая тычинка имеет пыльник, внутри которого созревает пыльца. Пыльник расположен на тычиночной нити.

Вокруг главных органов цветка: пестика и тычинок расположен околоцветник. (Слайд № 9). У календулы, яблони он состоит из листочков двух типов. Внутренние листочки — это лепестки, образуют венчик. Наружные листочки — чашелистики — образуют чашечку. Такой околоцветник называется двойным. У лилейных нет чашелистиков — у него простой околоцветник.

Венчик цветка яблони (Слайд № 10) состоит из белых или бело-розовых несросшихся лепестков. А у паслена черного лепестки срастаются в нижней части в трубку. Поэтому различают венчики раздельнолепестные и сростнолепестные.

Тонкий стебелек, на котором сидит цветок, называют цветоножкой, а ее верхнюю, расширенную часть — цветоложем. Листочки околоцветника могут располагаться так, что через него можно провести несколько плоскостей симметрии (Слайд № 11).

Такие цветки называют правильными (яблоня, вишня, капуста и др.). Цветки, через которые можно провести одну плоскость симметрии, называют неправильными (горох, шалфей) (Слайд № 12).

Большинство растений имеет цветки, в которых есть и пестики и тычинки. Такие цветки называют обоеполыми, например, цветы лилии, яблони. Но у некоторых растений (огурец, кукуруза) одни цветки имеют только пестики.

  • Как называются такие цветы? — пестичные цветки.
  • А другие — только тычинки — Как мы их назовем? Тычиночные цветки.

Эти цветы называют раздельнополыми. (Рисунок в учебнике) Такие растения, как огурцы и кукуруза, являются однодомными, так как пестичные и тычиночные цветки у них развиваются на одном растении. Коноплю, тополь и иву называют двудомными растениями (рисунок учебника), так как у них тычиночные цветки расположены на одних растениях, а пестичные — на других.

Учитель: Цветы с каким околоцветником расположены на рисунке? (Слайд № 14)

В) Формула цветка:

Для того чтобы как-то разобраться в строении цветка ученые-ботаники предложили формулу цветка, применив следующие условные обозначения:

    Ч — чашечка,Л — лепестки,Т — тычинка,П — пестик,1 — неправильный цветок,— правильный цветок,— пестичные (женские) цветки,— тычиночные (мужские) цветки,— обоеполые цветки,() — сросшиеся части цветка,цифры — количество частей цветка,— число частей цветка больше 12.

Учитель: Давайте составим формулу данного цветка (Слайд № 15).

4. Физминутка:

Учитель: Вот сколько нового мы узнали о строении цветка, давайте отдохнем. (Слайд № 16)

    Руки ставим все вразлет,Появился самолет,Мах крылом уа — сюда,Делай раз, делай два.Раз и два, раз и два.Руки в стороны держите,Друг на друга посмотрите,Раз и два, раз и два.Опустите руки вниз,И на место все садись!

5. Первичное закрепление материала:

А) «Самый, самый»

Учитель: Дома вы должны были найти интересные факты о рекордсменах — цветах.

Дети рассказывают интересные факты о рекордсменах — цветах, найденных заранее.

— Самый большой цветок на земле это Раффлезия Арнольди в поперечнике имеет 1 метр, а весит 10 кг, а его запах напоминает запах…(гниющего мяса)

— А у орхидеи цветок цветет от 45–50 дней…

— У лотоса амазонского цветок цветет полчаса.

— Самый красивый цветок считается у кактуса „Царица ночи“ цветет два часа, но запах прекрасней не бывает…

— В 150 лет 1 раз цветет пуйя раймондии, обитатель Анд, и потом погибает.

— А какое растение побывало в космосе и цвело там? Арабидопсис.

Учитель: очень интересные факты нашли дети. Молодцы.

Б) Стихи и загадки о цветах:

    Синенький звонок висит,Никогда не говорит. (Колокольчик)
    Белым шариком пушистым,Я красуюсь в поле чистом.Дунул легкий ветерок —И остался стебелек. (Одуванчик)
    Даже ночью муравьишка,Не пропустит свой домишко:Путь-дорожку до зариОсвещают фонари:На больших столбах подрядЛампы белые висят. (Ландыши)

В) Задание: Подпишите названия частей цветка. (Слайд № 17)

Г) Тест-соответствие: (на парте карточки) (Слайд № 18) поставьте соответствие букв — цифрам:

Название частей цветка   Строение
Цветоножка   Имеют яркую окраску. Привлекают насекомых для опыления.
Цветоложе   Женский орган размножения. Из завязи пестика развивается плод.
Чашелистики   Мужской орган размножения.
Лепестки   Похожи на листочки, имеют зеленую окраску.
Тычинки   Прикрепляет к стеблю.
Пестик   Располагаются чашелистики, лепестки, тычинки и пестик.
    Норма — нет ошибок — «5»1–2 — оценка «4»3–4 — оценка «3»

6. Вторичное закрепление материала:

(выполнение лабораторной работы)

Лабораторная работа № 12 «Строение цветка» (Слайд № 19)

Цель: Изучение строения цветка.

Оборудование: раздаточный материал «Строение цветка», гербарий детей собранный летом.

Инструктивная карточка (слайд).

1. Рассмотрите цветок под лупой.

2. Найдите цветоножку, цветоложе, лепестки, чашелистики, тычинки и пестик.

3. Расчлените цветок. Подсчитайте число частей цветка, занесите данные в таблицу.

Строение цветка фиалки (петунии)
Части цветка Число частей цветка
Цветоножка  
Цветоложе  
Чашелистики  
Лепестки венчика  
Тычинки  
Пестики  

4. Сделайте вывод, почему тычинка и пестик — главные части цветка, запишите в тетрадях.

7. Рефлеския: незаконченное предложение

Учитель: Продолжите, пожалуйста, предложение:

  • Сегодня мне урок понравился потому, что… (высказывания детей).
  • Оцените свое самочувствие на уроке: (Слайд № 20)

8. Подведение итогов урока

Учитель: Сегодня мы с вами познакомились с особенностями цветов, я думаю, что для себя вы узнали много нового и интересного. Выставление оценок, оценка урока.

9. Задание на дом:

Подготовить сообщение «Легенды о цветах», выучить параграф 20 учебника.

Урок окончен. Спасибо всем! (Слайд № 21)

www.azbyka.kz

План-конспект открытого урока биологии в 6 классе "Цветок и его строение"

МКОУ «Половино – Черемховская СОШ»

План открытого урока по биологии в 6 классе

На тему: СТРОЕНИЕ ЦВЕТКА

Подготовила и провела

учитель биологии

Иванова Т.Н.

2015г.

Тема урока: Строение цветка

 Цель: познакомить учащихся со строением цветка, многообразием строения цветов, их значением в жизни растений.

Задачи:

Образовательные:

  • изучить особенности строения цветка,

  • показать связь строения цветка с выполняемой функцией,

  • сформировать у обучающихся новые знания о строении растений.

Воспитательные:

  • умение ценить красоту и многообразие окружающего мира,

  • прививать бережное отношение к природе,

Развивающие:

оценивать и сравнивать.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы: репродуктивный, проблемный, практический.

Оборудование: динамическая таблица «Строение цветка», раздаточный материал ( динамические карточки с заданиями, схема «Строение цветка»), таблица «Редкие и исчезающие виды растений», карточки «Тест-соответствие», инструктивные карточки для лабораторной работы, аудиозапись «Вальс цветов» ( П.И.Чайковский).

Опережающее задание учащимся:

Подготовить интересные факты о цветах.

План урока:

  1. Организационный момент

  2. Актуализация материала

  3. Изучение нового материала

4. Интересные факты о цветах

5. Физминутка

6. Первичное закрепление материала (работа по карточкам)

7. Вторичное закрепление материала (лабораторная работа)

8. Рефлексия

9. Подведение итогов урока

10.Задание на дом

Ход урока:

  1. Организационный момент

Активизация внимания учащихся

  1. Актуализация материала

Вводное слово:

Загадка :

Очищают воздух,Создают уют,На окнах зеленеют,Круглый год цветут.

( ЦВЕТЫ)

Тема нашего урока: «Строение цветка». Мы познакомимся со строением цветка, рассмотрим различные виды цветков, научимся составлять формулы цветка, выполним лабораторную работу

Ребята, у нас сегодня с вами самый красивый урок во всем школьном курсе. Для того, чтобы эта тема осталась у вас в памяти вы должны активно работать.

Цветочный урок сегодня у нас,

К нему готовился каждый из вас.

Чтоб сегодня отличиться,

Надо очень потрудиться.

Уметь мыслить, рассуждать,

По чаще руку поднимать.

Ребята, наверное, все на свете в любое время года очень любят цветы. Цветы дарят людям радость. И летом они не наскучат, и зимой приносят нам свежесть и теплоту. Потому что нет на Земле ничего прекраснее цветов.

Цветы зачастую становились предметом вдохновения для многих поэтов, художников, композиторов. Картины, лирические и музыкальные произведения, созданные ими не перестают восхищать нас.  

  Перед вами листок и карандаши. Вы должны нарисовать свой любимый цветок.

Во время работы учеников звучит музыка “Вальс цветов” из балета “Щелкунчик” Чайковского П.И.

Рассматриваем работы что общего и различного в изображении цветов

- Одинаковы ли цветы?

?А чем они отличаются?

?А что у них общего?

(разнообразие цветков по форме, окраске, размерам, строению)

-Давайте докажем, что цветы, какими бы разными они не были, имеют одинаковое строение.

Цветы возникли задолго до появления человека.

(сообщение учащегося о появлении цветов на земле)

? Как вы думаете для чего растениям цветок?

Это генеративный орган, то есть орган полового размножения.

На месте цветка появляется плод и семена. Например, после цветков рябины появляются ягоды рябины, на месте цветков виолы – коробочки с семенами, а после цветения одуванчика разлетаются парашютики с семенами.

Растения изобрели цветок не для того, чтобы вызывать у нас чувство прекрасного, у них для этого были другие цели, направленные на выживание.

Цветок – видоизмененный укороченный побег, служащий для семенного размножения растений. Цветок развивается из генеративной (цветочной) почки.

       А по ходу объяснения давайте попробуем своими руками сделать цветок и посмотрим, что у нас получится.

Во время работы учащиеся выполняют аппликацию по готовым шаблонам

  1. Изучение нового материала

СТРОЕНИЕ ЦВЕТКА

Пестик – часть цветка, образующая плод.

1.Пестик подразделяется на:

  • Рыльце - верхняя часть из особой ткани, служит для улавливания пыльцы,

  • Столби к и завязь -нижняя расширенная часть, в которой созревают женские гаметы – яйцеклетки.

Если в пестике нет столбика и рыльце располагается на завязи, то оно называется сидячим.

Из пестика цветка развивается плод с семенами.

2.Тычинка состоит из :

  • тычиночной нити, с помощью которой она крепится к цветоложу

  • пыльника, который содержит пыльцу с мужскими гаметами – спермиями.

Если тычиночной нити нет и пыльник располагается прямо на цветоложе, он называется сидячим.

Пестик и тычинки – главные части цветка, в них образуются половые клетки – гаметы.

Пестик и тычинки участвуют в процессах опыления и оплодотворения и максимально соответствуют успешному протеканию этих процессов. Более подробно этот вопрос будет рассмотрен при изучении темы «Половое размножение растений».

Большинство растений имеет цветки, в которых есть как тычинки, так и пестики. Это обоеполые цветки. Но у некоторых растений (огурец, кукуруза) одни цветки имеют только пестики – это пестичные, или женские, цветки, а другие – только тычинки, это тычиночные, или мужские, цветки. Такие цветки называют раздельнополыми.

Бесполыми называют такие цветки, у которых отсутствуют все главные части: и тычинки, и пестики. Они выполняют только функцию привлечения насекомых-опылителей к другим цветкам, в которых главные части имеются. Бесполые цветки есть в соцветиях василька, подсолнечника и других растений.

3.Околоцветник, самая красивая часть цветка, состоит обычно из ярко окрашенных крупных лепестков, которая служит для привлечения насекомых.

Околоцветник состоит из лепестков, который составляет венчик растения. И из мелких листочков чашелистиков, которые составляют чашечку.

Чашечка образует наружный круг околоцветника. При распускании цветка в некоторых случаях чашечка опадает, но чаще сохраняется и во время цветения.Чашечка выполняет следующие функции:

1) защищает внутренние части цветка до раскрывания бутона. 2) в зеленых чашелистиках протекает процесс фотосинтеза.

Венчик содействует опылению цветка, привлекая насекомых-опылителей. Благодаря яркой окраске лепестков, венчик способен отражать солнечные лучи, предохраняя главные части цветка от перегрева. Закрываясь на ночь, венчик создает своего рода камеру, препятствующую охлаждению цветка или повреждению его холодной росой.

У одних растений (душистый табак, паслен черный, примула) лепестки венчика срастаются, образуя сростнолепестный венчик; у других (капуста, яблоня, вишня) венчик состоит из отдельных лепестков и называется раздельнолепестным, или свободнолепестным.

У некоторых растений, главным образом у однодольных (лилия, амариллис, тюльпан), все листочки околоцветника более или менее одинаковы. Такой околоцветник называют простым . У одних растений, например у тюльпана, рябчика или орхидеи листочки простого околоцветника крупные и яркие, как лепестки, – это простой венчиковидный околоцветник.

У других растений, например у ситника, свеклы, крапивы листочки простого околоцветника мелкие, невзрачные, обычно зеленого цвета, похожи на чашелистики, – это простой чашечковидный околоцветник.

Существуют цветки, не имеющие околоцветника (ясень, осока, ива), их называют голыми.

Листочки околоцветника (простого и двойного) могут располагаться так, что через него можно провести несколько осей симметрии (яблоня, вишня, капуста и др.). Такие цветки называют правильными. Цветки, через которые можно провести одну ось симметрии (горох, шалфей) или ни одной (канна), называют неправильными.

4.Цветоложе и цветоножка .

Ось цветка – называется цветоложем. Цветоложе, разрастаясь, принимает различную форму плоскую, вогнутую, выпуклую, полушаровидную, конусовидную, удлиненную, колончатую. Цветоложе внизу переходит в цветоножку, соединяющую цветок со стеблем или цветоносом.

ФОРМУЛА ЦВЕТКА

Для условного обозначения строения цветка используют формулы. Для составления формулы используют следующие обозначения:

О – простой околоцветник;Ч – чашелистики;Л – лепестки:Т – тычинки;П – пестик.

Число чашелистиков, лепестков, тычинок, пестиков показывают цифрами, а если их больше двенадцати, то значком .Если какие-либо части цветка срослись, то соответствующие цифры пишут в скобках. Правильный цветок изображают звездочкой *;неправильный – стрелкой ;однополые мужские (тычиночные) цветки – ;женские (пестичные) – знаком ;обоеполые – знаком .

Например,

4.Интересные факты о цветах

Дети рассказывают интересные факты о цветах.

1. Раффлезия Арнольди

2.Селеницериус

3.Орхидея

4.Виктория амазонская

5.Пуйя Раймонди

6.Арабидопсис

5.Физминутка

Вместе по лугу идём

Не спешим, не отстаём…

Вот выходим мы на луг

Тысячи цветов вокруг

Вот ромашка, василёк, медуница, кашка, клевер

Расстилается ковёр и направо, и налево,

Что нарвать цветы в веночек, наклоняйтесь до носочков

Раз цветок, два цветок,

А потом сплетем венок…

- Ребята, только что мы с вами нарвали цветов и сплели девочкам веночки на голову. Как вы думаете, сколько вы сорвали цветов на один венок? Примерно 32 - 34… в нашем классе 4 девочки. Сколько цветков они сорвали для своих венков? (96 - 100)

- А какие последствия нашего восторга от сплетенных венков ожидают целую природу?

Народная мудрость гласит « кто выращивает цветы, тот приносит радость себе и людям». Живя на земле, мы постоянно должны помнить об охране природы и преумножении естественных богатств. Прекрасные  представители флоры, к сожалению, убывают, и от нас с вами зависит не дать им исчезнуть навсегда.

Но мало кто из вас задумывался о том, что за время существования человечества наша планета потеряла более 50 % своего растительного покрова. Сотни видов растений исчезли с лица Земли и многие до сих пор на грани исчезновения. Посмотрите на таблицу «Редкие и исчезающие растения».

6. Первичное закрепление материала (работа по карточкам)

Практическое задание: установите соответствие частей цветка их описанию

Название частей цветка

Описание

1)Цветоножка

А) Имеют яркую окраску. Привлекают насекомых для опыления.

2)Цветоложе

Б) Женский орган размножения. Из завязи пестика развивается плод.

3)Чашелистики

В) Мужской орган размножения.

4)Лепестки

Г) Похожи на листочки, имеют зеленую окраску.

5)Тычинки

Д) Прикрепляет к стеблю.

6)Пестик

Е) Располагаются чашелистики, лепестки, тычинки и пестик.

Взаимопроверка:

Норма — нет ошибок — «5»1–2 — оценка «4»3–4 — оценка «3»

7. Вторичное закрепление материала (лабораторная работа)

Лабораторная работа «Строение цветка»

Цель: Изучение строения цветка.

Оборудование: раздаточный материал « Строение цветка», живые комнатные цветы.

Инструктивная карточка

1. Рассмотрите цветок .

2. Найдите цветоножку, цветоложе, лепестки, чашелистики, тычинки и пестик.

3. Подсчитайте число частей цветка, занесите данные в таблицу.

Строение цветка

Части цветка

Число частей цветка

Рисунок

Цветоножка

Цветоложе

Чашелистики

Лепестки венчика

Тычинки

Пестики

  1. Составьте формулу цветка

  2. Сделайте вывод

6.Рефлеския: Оцените свое самочувствие на уроке:

Мне грустно, Мне обидно, что не Я злюсь на себя

я не все понял спросили

Мне понравилось Я в восторге, все Я понял удивлен

  1. Подведение итогов урока

Учитель: Сегодня мы с вами  познакомились с особенностями цветов, я думаю, что для себя вы узнали много нового и интересного.

Выставление оценок, оценка урока.

  1. Задание на дом:

Страницы в учебнике: 54-55

Задания в рабочей тетради: 52,53

kopilkaurokov.ru

Конспект урока биологии в 6 классе по теме "Строение семян" (ФГОС)

Конспект урока по биологии 6 класс.

Тема урока «Строение семян».

Тип урока: комбинированный урок, с лабораторной работой.

Цель урока: познакомить учащихся с особенностями строения семян однодольных и двудольных растений.

Задачи урока

Обеспечить достижение предметных результатов обучения:

сформировать знания о строении семян однодольных растениях и двудольных растениий.

Сформировать умения описывать внешнее строение семени, определять и называть части семени, выделять существенные признаки однодольных и двудольных растений.

Обеспечить достижение метапредметных результатов обучения: создать условия (учебные ситуации) для развития коммуникативных, регулятивных и познавательных УУД.

Регулятивные УУД:

- самостоятельно формулировать тему урока, определять цель учебной деятельности;

Познавательные УУД:

- уметь работать с учебником (текстом, рисунками), дидактическим материалом; преобразовывать информацию из одного вида в другой (текст в таблицу)

Комуникативные УУД:

- работая в паре учитывать мнения партнёров, отличные от собственных.

Личностные:

- осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

Формы работы: в парах, фронтальная, индивидуальная.

Методы обучения: объяснительно – иллюстративный, проблемный, исследовательский (лабораторная работа).

Оборудование: мультимедийное оборудование, компьютер, лупа, препаровальная игла, набухшие семена фасоли, инструкция по ТБ, презентация к уроку, тесты, карточки с игрой «Верю – не верю», инструктивные карточки.

I. Организационный момент (1 мин.)

Здравствуйте, ребята! Я очень рада приветствовать Вас и наших гостей сегодня на уроке биологии. Давайте возьмемся за руки и поприветствуем друг – друга словами (слайд2):

Здравствуй друг,

Я пришел.

Ты мне рад?

Хорошо!

Давайте проверим, как вы готовы к уроку. У вас на столах должны быть: учебник, тетрадь, ручка, карандаши. У всех все есть? Хорошо! Молодцы! Садитесь.

II. Актуализация опорных знаний. (5 мин)

Сегодня мы продолжим путешествие по удивительному царству растений, нас ждет интересное общение и плодотворная деятельность.

Будьте внимательны, активны и вы добьетесь успеха.

Давайте вспомним, какие растения мы изучаем (цветковые)

Почему они получили такое название? (на этих растениях образуется цветок)

- Что образуется на месте цветка? (плод)

- Из какой части цветка образуется плод? (из завязи пестика)

- на какие группы можно разделить плоды по строению околоплодника? (сухие и сочные)

- На какие группы можно разделить плоды по количеству семян? (односемянные и многосемянные)

А теперь проведем небольшую разминку, все внимание на экран. (слайд 3-4)

Найди лишнее.

Молодцы!

III. III. Самоопределение к деятельности. (2 мин)

А сейчас отгадайте загадку и определите, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

В землю ляжет, чтобы встать и до солнышка достать. (Семя)

Одно бросил, целую горсть взял.    

- Можно про семя сказать, что это будущая жизнь? Почему? (из семян появляется новое растение) (слайд 11-12)

Определите тему урока. «Строение семян».

- что вы знаете, о семени? (Обычно находятся в плоде, разной окраски, формы, размеров)

- что хотели бы еще узнать, чему научиться?

изучить строение семян

-научиться их сравнивать

  • запомнить на какие группы делят растения по строению семян

- где мы можем эти знания почерпнуть?

Ребята, а что вы знаете о семенах? (опережающее задание ученикам)(слайд 15-18)

1. Самые крупные семена двулопастной формы у пальмы родом с Сейшельских островов. Их длина 30-45 см, вес до 15 кг в 30 млн. раз тяжелее, чем у березы. Созревает семя в течение 7-10 лет, а прорастает 1-1,5 года.

2.Самые мелкие, меньше мм., семена у орхидей, 50 000 таких семян весят 0,1 г. Очень мелкие семена у белозера (отдельное семя весит 0,00003 г), у осины – 50 000 семян весят – 4 г.

3. Есть семена лекарственные.

а) Семена пшеницы богаты витаминами – В1, В2, РР, а проростки пшеницы содержат необходимый для организма витамин Е.

б) Льняное семя толченое применяется при заболеваниях кишечника.

в) Семя укропа огородного применяется при болезнях печени, для возбуждения аппетита, при судорогах, одышке и как успокаивающее средство.

д) Семена петрушки обладают мочегонным действием, выгоняют соли из организма.

4. А еще семена могут быть эталоном веса, например, ювелирных изделий, бриллиантов – караты. Слово "карат" происходит от названия семени растения цератонии. С помощью этих семян люди в древности проверяли весы. Семечки цератонии малы и неотличимы друг от друга по весу. Один карат равен

0,2 г

Молодцы! Интересная информация

Открыли тетради и записали число и тему урока. Давайте дадим определение понятию семя.

Что же такое семя

IV. Работа по новой теме. (слайд 19) (9 мин)

Сегодня мы с вами должны выяснить, какое строение имеет семя? Все ли семена имеют одинаковое строение или они чем- то отличаются? Для этого посмотрим обучающий фильм, а потом отправимся в лабораторию, где проведем исследовательскую работу.

А сейчас все внимание на экран! (1м 50с)

Что вы запомнили? из чего состоит семя?

Пользуясь учебником с. 40-41, запишите определение зародыша и семядолей. Прочитайте.

Перед трудной работой надо размяться!

Физминутка (1 минута): (слайд 21)

А сейчас немного отдохнем:

Игра на внимание: Если я называю дерево – вы поднимаете руки вверх, травянистое растение – хлопок в ладоши, кустарник – присели: (малина, тополь, тюльпан, сирень, береза, ива, нарцисс, смородина, клен, ромашка, роза, одуванчик, шиповник, подорожник, осина, незабудки, ландыш).

V. Лабораторная работа. (12 мин), (слайд 22-30). Сейчас вам предстоит выполнить лабораторную работу по изучению строения семян однодольных и двудольных растений на примере семени фасоли и пшеницы. У вас на столах есть необходимое оборудование, инструкция выполнения работы у вас на столах в специальных бланках (прилагается). Результаты работы вы заносите в этот бланк. Но, прежде чем приступить к работе, вспомним ТБ (смотри бланк по технике безопасности).

Инструктаж. Как мы работаем: Перед вами, ребята, инструктивные карты, натуральные объекты- семена растений, необходимое оборудование для работы: лупы. Поэтапно мы будем выполнять задания, согласно инструктивной карте.

Ваша задача:

1.Работать за столом следует аккуратно.

2.Не делать резких движений.

3.Осторожно пользоваться инструментом

4.Рабочее место держать в порядке, предметы не разбрасывать.

5.После выполнения работы, привести в порядок рабочее место. Обсуждение:

А теперь, давайте сравним изученные семена. Работа в парах (шпаргалка «алгоритм сравнения» у вас на столах.

Заполняем таблицу

Название растения

Из чего состоит

семя?

что входит в состав зародыша?

где находятся питательные вещества?

Пшеница

Фасоль

Итак, что же у них общего? (Общее в строении семян то, что семена имеют семенную кожуру, запас питательных веществ и зародыш).

А чем они различаются? (Различаются: в семени фасоли, две семядоли, в которых находятся запасные питательные вещества, а в семени пшеницы одна семядоля, а питательные вещества находятся в эндосперме, кожура срастается с околоплодником, поэтому ее невозможно отделить).

Те растения, которые имеют в зародыше одну семядолю, называются однодольными. Например – пшеница, лук, лилия. Те растения, которые имеют в зародыше две семядоли, называются двудольными. Например – яблоко, огурец, слива, томат. Итак, мы с вами выяснили, что: Семя состоит из: семенной кожуры, зародыша и содержит запас питательного вещества.

  1. Зародыш – зачаток будущего растения. Он состоит из: зародышевых корешка, стебелька, почечки и семядоли.

  2. Семядоли – это первые листья зародыша растения.

  3. Растения, имеющие в зародыше семени одну семядолю, называют однодольными – это пшеница, кукуруза, овес, лук и др.

Ну, а сейчас, проверим, как вы усвоили сегодняшний урок- сыграем в игру “верю–не верю”: прочитав предложения, определите, правильное оно или нет. Если предложение правильное, тогда в карточке поставьте “+”, если оно не верное, поставьте “-”.

VI. Закрепление. (4 мин) (слайд 31-33)

“Верю – не верю” 

Фамилия, имя

+/-

  1. Семя – орган размножения

  1. Все семена имеют по две семядоли и эндосперм.

  1. У семян фасоли есть эндосперм

  1. Зародыш фасоли состоит из корешка, стебелечка и почечки

  1. Питательные вещества у семени пшеницы находятся в семядоле

Задание проверил (а):

оценка

А теперь, поменяйтесь работами с соседом, проверьте и оцените: (каждый “+” оцените в 1 балл).

VII. Подведение итогов, выставление оценок. (2 мин).

Теперь вернемся к цели, которую ставили в начале урока. Посмотрите, достигли вы тех целей, что ставили в начале нашего путешествия? (слайд 34)

Итак, мы сегодня познакомились с понятием семя, узнали, какое строение оно имеет. Вы сами смогли на практике изучить строение семени.

Сегодня активно работали на уроке: …, они давали полные, правильные ответы на мои вопросы, затруднялись ответить на вопросы: .., они получают оценку ____, за работу по карточкам получают оценки: ____.

VII. Домашнее задание (2 мин). (слайд35-36)

1.обязательное с. 40, 41

2. (творческое) в каких сказках идет речь об овощах, семенах и

плодах? Это будет вашим домашним заданием.

VIII. Рефлексия: (1 мин), (слайд 37)

  • Что больше всего вам понравилось на уроке?

  • При выходе из класса я попрошу положить смайлик, который соответствует вашей оценке урока. «Было интересно», «Было неинтересно».

Приложение 1

ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТА (вариант А)

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА «СТРОЕНИЕ СЕМЕНИ»

Цель: изучить строение семян однодольного и двудольного растения

Оборудование: сухие, намоченные семена фасоли, пшеницы; лупа, пинцет.

ХОД РАБОТЫ

Изучение строения семени фасоли

  1. Рассмотрите внешний вид семени фасоли, отметьте его форму, сравните набухшие семена с сухими.

  2. На вогнутой стороне семени найдите рубчик – место прикрепления семени к семяножке.

  3. Над рубчиком находится маленькое отверстие – семявход. Он хорошо заметен у набухшего семени. Через семявход в семя проникают воздух и вода.

  4. Надорвите и снимите кожуру фасоли. Возможно ли это с сухими семенами? Какова функция семенной кожуры?

  5. Изучите зародыш семени. Найдите семядоли, зародышевый корешок, стебелек и почечку.

Подпишите части семени фасоли на рисунке (отдельный листочек).

  1. Рассмотрите семядоли – в них находятся запасные питательные вещества.

  2. Сделайте вывод о строении семени фасоли, используя слова для справок.

ВЫВОД:

1. Семя фасоли состоит из …………………….. и ………………...

………………состоит из……………….., ……………………, …………………….,

…………………………………..

2. Растения, зародыш семени которых состоит из 2-х семядолей -

…………………………

Слова для справок: стебелек, почечка, зародыш, корешок, кожура, семядоли, двудольные, зародыш.

Изучение строения зерновки пшеницы.

Семя пшеницы одето золотисто – жёлтым кожистым околоплодником. Он так плотно сросся с семенной кожурой, что разделить их невозможно. Поэтому правильно говорить не семя пшеницы, а плод, называемый зерновкой.

  1. Рассмотрите форму и окраску зерновки пшеницы.

  2. Пинцетом попробуйте снять часть околоплодника с сухого и набухшего семени. Он так плотно сросся с семенной кожурой, что разделить их невозможно.

  3. Рассмотрите половинку разрезанной зерновки пшеницы. Найдите эндосперм (запасающая ткань) и зародыш (корешок, стебелек с почечкой и семядолю).

  4. Подпишите части семени на рисунке (отдельный листочек).

  1. Сделайте вывод о строении зерновки пшеницы, используя слова для справок.

ВЫВОД:

1. Зерновка пшеницы имеет снаружи ……….. оболочку, которая плотно ……………..с кожурой семени; внутри зерновки одно семя, состоящее из ………… …..и……………..

………………….состоит из ……………., ………………………..,

………………………, …………………….

2. Растения, зародыш семени которых состоит из одной семядоли - ………………………..

Слова для справок: плодовая, срослась, зародыш, эндосперм, зародыш,

семядоля, корешок, однодольные, стебелек, почечка.

ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТА (вариант В)

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА «СТРОЕНИЕ СЕМЕНИ»

Цель: изучить строение семян однодольного и двудольного растения

Оборудование: сухие, намоченные семена фасоли, пшеницы; лупа, пинцет.

ХОД РАБОТЫ

Изучение строения семени фасоли

  1. Рассмотрите внешний вид семени фасоли, отметьте его форму, сравните и измерьте набухшие семена с сухими, результат запишите.

  2. На вогнутой стороне семени найдите рубчик. Каково его значение?

  3. Над рубчиком находится маленькое отверстие – семявход. Он хорошо заметен у набухшего семени. Выясните его значение.

  4. Надорвите и снимите кожуру фасоли. Возможно ли это с сухими семенами? Какова функция семенной кожуры?

  5. Изучите зародыш семени. Найдите семядоли, зародышевый корешок, стебелек и почечку.

Подпишите части семени фасоли на рисунке (отдельный листочек)

  1. Выясните, в какой части семени фасоли находятся запасные питательные вещества.

  2. Сделайте вывод о строении семени фасоли.

ВЫВОД:

1. Семя фасоли состоит из …………………….. и ………………...

………………состоит из……………….., ……………………, …………………….,

…………………………………..

2. Растения, зародыш семени которых состоит из 2-х семядолей -

…………………………

Изучение строения зерновки пшеницы.

Семя пшеницы одето золотисто – жёлтым кожистым околоплодником. Он так плотно сросся с семенной кожурой, что разделить их невозможно. Поэтому правильно говорить не семя пшеницы, а плод, называемый зерновкой.

  1. Рассмотрите форму и окраску зерновки пшеницы.

  2. Пинцетом попробуйте снять часть околоплодника с сухого и набухшего семени. Объясните, почему она не снимается.

  3. Рассмотрите половинку разрезанной зерновки пшеницы. Найдите эндосперм и зародыш (корешок, стебелек с почечкой и семядолю).

  4. Подпишите части семени на рисунке (отдельный листочек).

  5. Выясните, в какой части зерновки находятся запасные питательные вещества.

  1. Сделайте вывод о строении зерновки пшеницы.

ВЫВОД:

1. Зерновка пшеницы имеет снаружи ……….. оболочку, которая плотно ……………..с кожурой семени; внутри зерновки одно семя, состоящее из ………… …..и……………..

………………….состоит из ……………., ………………………..,

………………………, …………………….

2. Растения, зародыш семени которых состоит из одной семядоли - ………………………..

Инструкция по технике безопасности.

1.Работать за столом следует аккуратно.

2.Не делать резких движений.

3.Осторожно пользоваться инструментом

4.Рабочее место держать в порядке, предметы не разбрасывать.

5.После выполнения работы, привести в порядок рабочее место.

Инструкция по технике безопасности.

1.Работать за столом следует аккуратно.

2.Не делать резких движений.

3.Осторожно пользоваться инструментом

4.Рабочее место держать в порядке, предметы не разбрасывать.

5.После выполнения работы, привести в порядок рабочее место.

Инструкция по технике безопасности.

1.Работать за столом следует аккуратно.

2.Не делать резких движений.

3.Осторожно пользоваться инструментом

4.Рабочее место держать в порядке, предметы не разбрасывать.

5.После выполнения работы, привести в порядок рабочее место.

Инструкция по технике безопасности.

1.Работать за столом следует аккуратно.

2.Не делать резких движений.

3.Осторожно пользоваться инструментом

4.Рабочее место держать в порядке, предметы не разбрасывать.

5.После выполнения работы, привести в порядок рабочее место.

Приложение.

Алгоритм сравнения

1. Определить объекты сравнения.

2. Выделить признаки, по которым они будут сравниваться.

3. Найти общие черты.

4. Найти черты отличия.

5. Объяснить причины того и другого и сделать выводы.

Сравните однодольные и двудольные растения

Заполните таблицу

Название растения

Из чего состоит

семя?

что входит в состав зародыша?

где находятся питательные вещества?

Пшеница

Фасоль

Сравните однодольные и двудольные растения

Заполните таблицу

Название растения

Из чего состоит

семя?

что входит в состав зародыша?

где находятся питательные вещества?

Пшеница

Фасоль

схема опора описания плода

плоды по строению околоплодника

сухой

сочный

по количеству семян

- односемянные

- многосемянные

схема опора описания плода

плоды по строению околоплодника

сухой

сочный

по количеству семян

- односемянные

- многосемянные

«Верю – не верю»

Прочитав предложения, определите, правильное оно или нет. Если предложение правильное, тогда в карточке поставьте “+”, если оно не верное, поставьте “-”.

Фамилия, имя

+/-

  1. Семя – орган размножения

  1. Все семена имеют по две семядоли и эндосперм.

  1. У семян фасоли есть эндосперм

  1. Зародыш фасоли состоит из корешка, стебелечка и почечки

  1. Питательные вещества у семени пшеницы находятся в семядоле

Задание проверил (а):

оценка

А теперь, поменяйтесь работами с соседом, проверьте и оцените: (каждый “+” оцените в 1 балл).

“Верю – не верю” 

Прочитав предложения, определите, правильное оно или нет. Если предложение правильное, тогда в карточке поставьте “+”, если оно не верное, поставьте “-”.

Фамилия

  1. Семя – орган размножения

  1. Все семена имеют по две семядоли и эндосперм.

  1. У семян фасоли есть эндосперм

  1. Зародыш фасоли состоит из корешка, стебелечка и почечки

  1. Питательные вещества у семени пшеницы находятся в семядоле

Задание проверил (а):

оценка

А теперь, поменяйтесь работами с соседом, проверьте и оцените: (каждый “+” оцените в 1 балл).

Для сравнения

13

multiurok.ru


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта