Строение почки растения рисунок с подписями. Тема. Строение почек. Расположение их на стебле

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Побег. Листорасположение. Почка и ее строение. Строение почки растения рисунок с подписями


Почки растений — урок. Биология, Бактерии. Грибы. Растения (5–6 класс).

Расположение и значение почек побега

 

На вершине побега находится верхушечная почка. С помощью верхушечных почек побеги нарастают в длину.

 

В пазухах листьев располагаются пазушные почки. Из них развиваются боковые побеги, обеспечивающие ветвление. Расположение пазушных почек повторяет расположение листьев на побеге.

 

Почки, которые развиваются не в пазухе листа (на междоузлиях, листьях, корнях), называют придаточными.

 

После опадения листьев на побегах остаются листовые рубцы, над которыми располагаются пазушные почки.

 

После развёртывания почек побеги растут быстро, а почечные чешуи почти сразу опадают. Участок побега с листовыми рубцами от опавших почечных чешуй называют почечным кольцом. По числу таких колец можно определить возраст ветки или небольшого дерева и кустарника.

 

 

У деревьев и кустарников не из всех перезимовавших почек образуются побеги. Часть почек остаётся нераскрытыми. Это спящие почки.

Спящие почки часто отличаются от обычных большей величиной. Они в течение многих лет могут оставаться живыми и медленно нарастать верхушкой. При повреждении растений (рубка, обрезка, обмерзание) такие почки способны формировать побеги. Кроме того, новые побеги из спящих почек могут образоваться на старых стволах и пнях деревьев.

Строение почек

Снаружи почки покрыты плотными кожистыми почечными чешуями, защищающими их от воздействия неблагоприятных условий внешней среды.

В лупу на продольном разрезе почки хорошо виден зачаточный стебель, на верхушке которого находится конус нарастания, состоящий из клеток образовательной ткани.

На стебле расположены очень мелкие зачаточные листья. В пазухах этих листьев находятся зачаточные почки; они так мелки, что их можно разглядеть только в лупу.

 

Обрати внимание!

Почка представляет собой зачаточный побег.

 

Внутри одних почек на зачаточном стебле расположены только зачаточные листья. Такие почки называют вегетативными, или листовыми.

  

Генеративные, или цветочные, почки представляют собой зачаточные бутоны или соцветия, они крупнее вегетативных и имеют более округлую форму.

Источники:

Пасечник В. В. Биология. 6 класс // ДРОФА.

Пономарёва И. Н., Корнилова О. А., Кучменко B. C. Биология. 6 класс // ИЦ ВЕНТАНА-ГРАФ.

Викторов В. П., Никишов А. И. Биология. Растения. Бактерии. Грибы и лишайники. 7 класс // Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС».

http://biologymoscow.ucoz.ru/index/illjustracija_k_teme_pobeg/0-2033

www.yaklass.ru

Урок – лабораторная работа «Побег и почки»

Разделы: Биология, Конкурс «Презентация к уроку»

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (5,8 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель урока. Познакомиться со строением побега и почек. Научиться определять типы листорасположения.

Оборудование к уроку.

Учителя

  • Интерактивная доска Interwrite. (Раздел “Галерея” - строение зуба)
  • Мультимедийный проектор Epson.
  • Компьютер (компьютер Irbis, системный блок К-систем)
  • Презентация к уроку.
  • Таблица “Строение почек”.
  • Таблички с названием терминов и магниты.
  • Демонстрационные побеги.
  • Капуста белокочанная.
  • Капуста цветная.

Учащихся

  • Чашки Петри.
  • Лабораторные колбы с побегами деревьев.
  • Половинки кочанов Капусты брюссельской.
  • Лупы.

Ход урока

1. Организационный момент.

Учитель: Здоровается с учащимися, проверяет отсутствующих.

“У природы нет плохой погоды, всякая погода благодать. Но даже если в этот день на улице плохая погода, то у меня всегда хорошее настроение. Ведь сегодня будем говорить о весне, о побегах и почках”. Объявляет тему урока (см. слайд № 1) и записывает его на доске, так как доска интерактивная, то дальше в записи урока будет использоваться цветовые записи, которые оформляет учитель.

Побег и почки.

Ученики: Записывают тему урока в тетрадь.

Учитель: Объявляет задачи урока (см. слайд № 2)

  • познакомиться со строением побегов,
  • листовых и цветочных почек;
  • научиться распознавать типы листорасположения.

2. Проверка знаний учащихся.

А. Блиц – опрос (фронтальный опрос учителем случайно выбранных учащихся, проходя по классу)

Учитель: Предлагает учащимся вспомнить материал прошлого урока и приготовиться к работе. Фронтальный опрос на знание терминологии.

  • Придаточные корни
  • Пикировка
  • Окучивание
  • Главный корень
  • Боковые корни
  • Назовите функции корня
  • Зоны корневых волосков
  • Корневого чехлика

Ученики: Дают определения.

Б. Мозговой штурм (фронтальный опрос, с элементами эвристической беседы)

Учитель: “Давайте вспомним, какие существуют виды корней?”

Ученики: Главный, боковые, придаточные.

Учитель: Уточняет ответы по слайду № 4.

Просит дать определение придаточных корней.

Ученики: Дают определение (корни, растущие от стебля)

Учитель: “Назовите типы корневых систем”

Ученики: Отвечают (стержневая и мочковатая системы).

Учитель: Просит учащихся объяснить отличие стержневой системы и мочковатой.

Ученики: Дают ответ (в стержневой хорошо развит и заметен главный корень)

Учитель: Уточняет ответы по слайду № 4.

“Задание усложняю. Определите типы корневых систем по иллюстрациям растений”.

Ученики: Дают ответы по иллюстрациям слайда № 5 (Сурепка обыкновенная – стержневой тип, Одуванчик лекарственный – стержневой тип, Тимофеевка луговая – мочковатый тип, Подорожник лекарственный – мочковатый тип).

3. Изучение нового материала.

Учитель: См. слайд № 6.

“Ребята, внимание – проблема! В конце урока вы должны ответить на вопрос: Почему почка – зачаточный побег? А что же такое побег?

Ученики: Дают ответ и записывают вместе с учителей в тетрадь определение.

Побег – это стебель, с расположенными на нем листьями и почками.

Учитель: “Рассмотрим строение побега”. Разбор по слайду № 7 (стебель, почки, листья)

Виды почек (боковые, верхушечные), пазуха листа, пазушная почка, междоузлие, узел.

На доске учитель вывешивает названия объектов побега. Делает рисунок с подписями на доске, а ученики в тетради.

Ученики: Рисунок в тетради с подписями (только левый рисунок)

  • Верхушечная почка – почка на верхушке побега.
  • Пазуха листа - угол между стеблем и листом.
  • Узел – участок на стебле, от которого отходит лист и почка.
  • Пазушная почка – почка, расположенная в пазухе листа.
  • Междоузлие – участок стебля между соседними узлами.

Учитель: Рассказ о типах междоузлий с использованием рисунка презентации (см. слайд № 9)

Ученики:  Записывают схему вслед за учителем в тетрадь.

Учитель: “Листья в особом порядке располагаются на стебле”.

Рассказ учителя по слайду презентации № 10.

Делает рисунки на доске.

Ученики: Выполняют схему с подписями в тетради.

Закрепление полученных результатов.

Учитель: Рассказывает по слайду № 11 о листовой мозаике.

Предлагает по схеме определить типы листорасположений.

Ученики:

По слайду № 12 определяют.

№ 1 очередное

№ 2 мутовчатое

№ 3 супротивное

Учитель: “Теперь определите типы листорасположения по фотографиям растений”.

Ученики:

По слайду № 13 определяют.

№ 1 мутовчатое

№ 2 супротивное

№ 3 очередное

Изучение нового материала.

Учитель: “В состав побега входят почки. Давайте разберем их виды и строение”.

Рассказывает по слайду № 14.

Ученики: В тетрадь делают вслед за учителем записи.

Учитель: “Сравните строение вегетативной и генеративной почек, какой вывод можно сделать по итогам сравнения”.

Ученики: Сравнивают почки и делают выводы.

Учитель: Показывает разрез Капусты белокочанной.

“Что вам напоминает этот объект и почему вы пришли к этому выводу?”

Ученики: Ответ (листовая почка). Объясняют (зачаточные листья, зачаточные почки, конус нарастания)

Учитель: Показывает разрез Капусты цветной.

“Что вам напоминает этот объект и почему вы пришли к этому выводу?”

Ученики: Ответ (цветочная почка). Объясняют (зачаточные листья, зачаточные бутоны, конус нарастания).

Закрепление материала.

Учитель: Предлагает дополнить слайд № 15. Ученики называют, учитель записывает на интерактивной доске.

Ученики:

Отвечают по рисунку.

  • Правый рисунок (верхушечная и боковая почка)
  • Левый рисунок (зачаточные листья, зачаточный стебель с конусом нарастания)

Учитель: По слайду № 16 определить типы почек.

Ученики: Отвечают по рисунку.

А цветочная

Б листовая

Учитель: “Теперь вы знаете строение почек. Ответьте на проблемный вопрос, который был задан в начале урока. Почему почка является зачаточным побегом?”

Ученики: Отвечают (у нее есть стебель, листья и почки).

Учитель: Предлагает учащимся выполнить лабораторную работу “Строение побега и почек”.

Ученики: В тетради делают записи.

Лабораторная работа “Строение побега и почек”

Цель:

(дети сами называют ее и записывают)

Оборудование:

(ученики перечисляют и записывают оборудование, которое стоит на их столах.)

Ход работы

(ученики описывают свои действия, делают рисунки и подписи к ним)

Вывод. Почка – зачаточный побег. У побега есть стебель, листья и почки.

Учитель: Подводит итоги урока, объявляет оценки ученикам. Задает домашнее задание с записью его на доске.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Тема. Строение почек. Расположение их на стебле

Лабораторная работа I

Тема. Строение почек. Расположение их на стебле.

Цель. 1. Изучить строение почек.

2. Выяснить, какие бывают виды почек и способы их расположения на стебле.

3. Научиться делать рисунки почек с обозначениями.

4. Сравнить разные виды почек.

5. Сделать вывод о том, что такое почка.

Оборудование: таблица, учебник, побеги разных растений, ножик, лупа.

Ход работы.

  1. Рассмотрите расположение почек на выданных вам побегах. Найдите верхушечную и пазушные почки. Как расположены почки на этих побегах?
  2. Рассмотрите почечные чешуи. Каков их цвет, толщина, чем они покрыты? Каково их значение?
  3. Осторожно разрежьте вдоль вытянутую почку. Рассмотрите её внутреннее строение с помощью лупы. Найдите зачаточный стебель, зачаточные листья.
  4. Обозначьте её части на рисунке. Как называются такие почки? Что разовьётся из такой почки весной?
  5. Осторожно разрежьте крупную округлую почку вдоль и рассмотрите с помощью лупы её внутреннее строение. Найдите зачатки бутонов на зачаточном стебле.
  6. Обозначьте её части на рисунке. Как называют такую почку? Что разовьётся из такой почки весной?
  7. Сравните вегетативную и генеративную почку. Результаты сравнения внесите в таблицу:
Признаки строения почек Сходство Различия
вегетативная генеративная
1. Почечные чешуи Имеются у всех почек
2. Зачаточный стебель Имеются у всех почек
3. Зачаточные листья Имеются у всех почек
4. Зачаточные бутоны есть нет
  1. Сделайте вывод о том, что такое почка.
(Почка – это зачаточный побег, т. к. она имеет такие же части, как взрослый побег (стебель, листья, почки, иногда бутоны), но в зачаточном виде. Из вегетативной почки развиваются побеги с листьями, а из генеративной - побеги с бутонами).

Лабораторная работа II

Тема. Строение почек. Расположение их на стебле.

Цель. 1. Изучить _____________________________.

2. Выяснить _________________________________________________.

3. Научиться _____________________________________________.

4. Сравнить __________________________________________.

5. ______________________________________________________________________________.

Оборудование: таблица, учебник, побеги разных растений, ножик, лупа.

Ход работы.

  1. Рассмотрите расположение почек на выданных вам побегах. Найдите верхушечную и пазушные почки. Как расположены почки на этих побегах?
  2. Рассмотрите почечные чешуи. Каков их цвет, толщина, чем они покрыты? Каково их значение? У всех ли почек они есть?
  3. Осторожно разрежьте вдоль вытянутую почку. Рассмотрите её внутреннее строение с помощью лупы. Найдите зачаточный стебель, зачаточные листья.
  4. Обозначьте её части на рисунке. Как называются такие почки? Что разовьётся из такой почки весной?
  5. Осторожно разрежьте крупную округлую почку вдоль и рассмотрите с помощью лупы её внутреннее строение. Найдите зачатки бутонов на зачаточном стебле.
  6. Обозначьте её части на рисунке. Как называют такую почку? Что разовьётся из такой почки весной?
  7. Сравните вегетативную и генеративную почку. Результаты сравнения внесите в таблицу:
Признаки строения почек Сходство Различия
вегетативная генеративная
1. Почечные чешуи
2. Зачаточный стебель
3. Зачаточные листья
4. Зачаточные бутоны
  1. Сделайте вывод о том, что такое почка.

Лабораторная работа III

Тема. Строение почек. Расположение их на стебле.

Цель. 1. _____________________________.

2. _________________________________________________.

3. _____________________________________________.

4. __________________________________________.

5. ______________________________________.

Оборудование: таблица, учебник, побеги разных растений, ножик, лупа.

Ход работы.

  1. Рассмотрите расположение почек на выданных вам побегах. Найдите верхушечную и пазушные почки. Как расположены почки на этих побегах?
  2. Рассмотрите почечные чешуи. Каков их цвет, толщина, чем они покрыты? Каково их значение? У всех ли почек они есть?
  3. Осторожно разрежьте вдоль вытянутую почку. Рассмотрите её внутреннее строение с помощью лупы. Найдите зачаточный стебель, зачаточные листья.
  4. Обозначьте её части на рисунке. Как называются такие почки? Что разовьётся из такой почки весной?
  5. Осторожно разрежьте крупную округлую почку вдоль и рассмотрите с помощью лупы её внутреннее строение. Найдите зачатки бутонов на зачаточном стебле.
  6. Обозначьте её части на рисунке. Как называют такую почку? Что разовьётся из такой почки весной?
  7. Сравните вегетативную и генеративную почку. Результаты сравнения внесите в таблицу:
Признаки строения почек Сходство Различия
вегетативная генеративная
1. Почечные чешуи
2. Зачаточный стебель
3. Зачаточные листья
4. Зачаточные бутоны
  1. Сделайте вывод в соответствии с поставленными целями.

Лабораторная работа II

Тема. Строение почек. Расположение их на стебле.

Цели: 1. ________________________________________________________________________________

2. ________________________________________________________________________________

3. ________________________________________________________________________________

4. ________________________________________________________________________________

5. ________________________________________________________________________________

Ход работы.

Ответы на вопросы.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________

Рисунки с обозначениями.

____________________почка ______________________ почка

Таблица с результатами сравнения.

Признаки строения почек Сходство Различия
вегетативная генеративная
1. Почечные чешуи
2. Зачаточный стебель
3. Зачаточные листья
4. Зачаточные бутоны

Вывод:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________

koledj.ru

Изучаем биологию - Побег и почки

Комментарии преподавателя

Побег— это вегетативный орган растения,

состоящий из стебля с расположенными на нем листьями и почками. Осевой частью побега является стебель. На его верхушке расположена верхушечная почка. К боковым частям побега относят листья и боковые почки, которые расположены на стебле над листом. Угол, образованный листом и вышерасположенным участком стебля называют пазухой листа. Таким образом, боковые почки, находящиеся в пазухе листа являются пазушными почками. Участок стебля, на котором находятся лист и пазушная почка, называют узлом. Он обычно несколько толще междоузлия — участка стебля между двумя узлами. Побег состоит из повторяющихся участков: междоузлий и узлов с листьями и почками.

Вегетативные и генеративные побеги.

Рассмотренные ранее побеги, содержащие стебель, листья и почки, называют вегетативными. Одновременно с ними на растении обычно имеются побеги, несущие цветки или плоды. Такие побеги называют цветоносными, или генеративными.

Лабораторная работа«Внешнее и внутреннее строение вегетативной почки»

1 – Рассмотрите побеги разных растений. Определите и зарисуйте расположение почек на стебле.

2 – Отделите почку от побега, рассмотрите ее внешнее строение. Какие приспособления имеются у почек к перенесению неблагоприятных условий?

3 – Разрежьте вегетативную почку вдоль, рассмотрите ее под лупой. Найдите зачаточный стебель, зачаточные листья и конус нарастания. Зарисуйте вегетативную почку в разрезе и подпишите название ее частей.

(Материалы Единой цифровой коллекции)
Файлы

Нет дополнительных материалов для этого занятия.

www.kursoteka.ru

Побег. Листорасположение. Почка и ее строение

Побегом называют стебель с расположенными на нём листьями и почками. Побеги развиваются из почки. Осевой частью побега является стебель, а боковой – листья.

Участки стебля, на которых развиваются листья, называют узлами, а участки стеб­ля между двумя ближайшими узлами одного побега — междоузлиями. Угол между листом и находящимся выше междоуз­лием носит название пазухи листа.

Листья берёзы, шиповника растут по одному в узле и располагаются на стебле поочерёдно по спирали. Такое расположение листьев называют очередным или спиральным. У сирени, крапивы листья растут по два в узле – один лист против другого. Такое расположение листьев называют супротивным. У элодеи листья развиваются по три и более в узлах. Это мутовчатое расположение листьев.

На вершине побега обычно имеется верху­шечная почка, а в пазухах листьев — пазушные поч­ки. Почки, которые развиваются не в пазухе листа, а на междоузлиях, листьях, корнях, называют прида­точными.

После опадения листьев на побегах остаются листо­вые рубцы, над которыми располагаются пазушные почки.

Расположение пазушных почек повторяет располо­жение листьев на стебле. Берёза, шиповник имеют очередное расположение почек. А на побегах сирени, жасмина, для которых характерно супротивное листорасположение, почки расположены по две, одна против другой, то есть супротивно.

Рассмотрим, какое строение  имеют почки. Снаружи почки покрыты плот­ными кожистыми почечными чешуями, защищающими их от воздействия неблагоприятных условий внешней среды.

В лупу на продольном разрезе в центральной части почки хорошо виден зачаточный стебель. На  его верхушке находит­ся конус нарастания, состоящий из клеток образова­тельной ткани.

На стебле расположены мелкие зачаточные листья. В пазухах этих листьев находятся очень мелкие зачаточные почки. Их можно рассмотреть только в лупу. Таким образом, почка представляет собой зачаточный побег.

Выделяют несколько типов почек. Внутри одних почек на зачаточном стебле располо­жены только зачаточные листья. Такие почки называют вегетативными, или листовыми. Генеративные, или цветочные, почки представляют собой зачаточные бутоны или соцветия, они крупнее вегетативных и име­ют более округлую форму.

Для каждого вида растений характерно определённое расположение почек на побегах, их форма, величина, ок­раска, опушение. По этим     призна­кам можно определить название дерева или кустарника даже зимой.

Почки обычно располагаются прямо на стебле, исключением является ольха. У неё почки сидят на ножках. Тополь имеет клейкие смолистые заострённые почки.  Рябина имеет продолговатые крупные почки, которые сильно опушены. Почки смородины имеют приятный запах, а у бузины, напротив, запах неприятный. Понюхав их, вы сразу отличите бузину от других кустарников.

Почки на ветке, поставленной в воду зимой, раскрываются не сразу. Прежде чем они начнут пробуждаться, проходит несколько дней или недель. Почки сначала набухают. Затем у них раздвигаются чешуйки и появляются свёрнутые листочки молодого побега. Происходит рост побега.

videouroki.net


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта