Строение клетки растения рисунок 5 класс. Презентация по биологии на тему "Строение клетки" (5 класс)

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

§5. Строение клетки. Ткани. Строение клетки растения рисунок 5 класс


Строение клетки Рабочая тетрадь по биологии 5 класс Пасечник (с ракушкой)

Главная › 5 класс › Биология › Рабочая тетрадь по биологии 5 класс Пасечник (с ракушкой)

1. Рассмотрите рисунок «Строение растительной и животной клеток». Подпишите на рисунке названия основных частей животной и растительной клеток.

 

 

Ответьте на вопросы:

1) Какие обязательные части имеют клетки?

Мембрана, цитоплазма, генетический аппарат

2) Почему нельзя считать ядро обязательным компонентом клеток организмов?

Существуют клетки, не имеющие ядра (прокариоты)

3) Что такое генетический аппарат клетки, где он находится в клетках растений и животных?

Он определяет способность организма к размножению и регулирует все процессы в клетке

4) Что такое хромосомы?

Носители наследственной информации

5) В чем состоит отличие клеток растений от клеток животных?

У растений есть клеточная стенка, большая вакуоль, хлоропласты, поры

 

 

2. Используя словари и Интернет, приведите определения.
  • Клеточная стенка – жёсткая оболочка клетки, расположенная снаружи от цитоплазматической мембраны.
  • Вакуоли – одномембранный органоид, содержащийся в некоторых эукариотических клетках и выполняющий различные функции.
  • Цитоплазма – внутренняя среда живой или умершей летки, кроме ядра и вакуоли, ограниченная плазматической мембраной.

 

 

3. Выскажите предположение, с чем связаны различия (внутренние и по форме) в строении клеток у разных организмов.

Различная специализация, условия существования.

 

 

4. Рассмотрите рисунок «приготовление препарата кожицы чешуи лука». Вы заметили неточность, которую допустил художник? Если нет, то обратитесь к материалу учебника и, используя цифровые обозначения рисунка, опишите правильную последовательность техники выполнения работы.

2, 1, 4, 3

 

 

5. Выполните лабораторную работу «Приготовление и рассматривание препарата кожицы лука под микроскопом» (см. учебник, с. 32.) Зарисуйте 2-3 клетки кожицы лука. Обозначьте на рисунке их основные части.

 

 

В качестве вывода ответьте на вопросы:

1) Почему важно нанести на рпедметное стеклокапли воды до того, как на него будет помещен кусочек кожицы чешуи лука?  

Вода фиксирует препарат, а также размочит клетки

2) Почему важно накрыть препарат покровным стеклом именно так, как показано на рисунке?

Чтобы обеспечить неподвижность препарата

3) Зачем препарат кожицы чешуи лука окрашивали раствором йода?

Чешуя лука бесцветна, без красителя не увидеть оболочку клетки

4) Почему при рассмотрении микропрепарата сначала необходимо опустить с помощью винтов тубус, а уже затем медленно поднимать его, глядя в окуляр?

Чтобы настротьб четкость, поймать изображение

 

Химический состав клетки. Органические веществаОсобенности строения клеток. Пластиды

dourokov.ru

§5. Строение клетки. Ткани Рабочая тетрадь Биология Корнилова Николаева Симонова 5 класс

Главная › 5 класс › Биология › Рабочая тетрадь Биология Корнилова Николаева Симонова 5 класс Задание 1. Рассмотрите рисунок, подпишите основные органоиды клетки. Зеленым цветом отметьте органоиды, имеющие зеленую окраску.

Задание 2. Заполните таблицу.

Задание 3. Укажите черты сходства и различия в строении растительной и животной клетки.

Задание 4. Заполните таблицу.

Задание 5. Заполните таблицу.

Задание 6. Выполните задание 1 лабораторной работы №2 «Знакомство с клетками растений»

1. Зарисуйте клетки кожицы лука, которые вы увидели под микроскопом. Укажите увеличение, при котором вы рассматривали препарат.

2. Укажите, в чем отличие внешнего вила клеток кожицы лука при малом увеличении микроскопа от их внешнего вида при большом увеличении.

При большом увеличении видны ядра клеток и органоиды.

3. Укажите тип растительной ткани, к которому принадлежит кожица лука. Ответ обоснуйте.

Покровная. Покрывает лук, клетки плотно соприкасаются друг с другом

4. Объясните, зачем нужны предметные и покровные стекла.

 

На предметное стекло кладут препарат, покровным его фиксируют, чтобы не произошло смещение.

§4. Увеличительные приборы§6. Химический состав клетки

dourokov.ru

Строение клетки - Биология - 5 класс

Просмотр содержимого документа «Строение клетки»

Микроскоп: Вспомните устройство микроскопа, разгадайте кроссворд, найдите ключевое слово .

1.Зрительная трубка. 2. Часть микроскопа, необходимая для размещения объекта исследования. 3. Стержневая часть прибора. 4. Обязательная часть светового микроскопа. 5. Части, служащие для настройки резкости. 6. Оправа с несколькими увеличительными стеклами. 7. Верхняя часть зрительной трубы.

1.Зрительная трубка. 2. Часть микроскопа, необходимая для размещения объекта исследования. 3. Стержневая часть прибора. 4. Обязательная часть светового микроскопа. 5. Части, служащие для настройки резкости. 6. Оправа с несколькими увеличительными стеклами. 7. Верхняя часть зрительной трубы.

Проверка домашнего задания:

  • Как называются основная структурно-функциональная

элементарная единица строения и жизнедеятельности

всех организмов?

2. Как называются наука о клетке?

3. Как называются основные части клетки?

4. Что отличает растительную клетку от животной?

Видео строение клетки

ЦИТОЛОГИЯ -наука о клетке.

Интересно

  • Практически все клетки очень малы, их можно увидеть только под микроскопом.
  • А вот яйцеклетку курицы очень хорошо видно невооруженным глазом. Самая большая яйцеклетка в яйце страуса и вмещает 30 куриных яиц.
  • Хорошо видны яйцеклетки рыб - икринки, которые бывают у разных рыб разных размеров. Все они содержат большой запас питательных веществ, необходимый для развития зародыша.

ОСНОВНЫЕ ЧАСТИ КЛЕТКИ

Клеточная мембрана

Ядро

Цитоплазма

  • Ядро
  • Цитоплазма
  • Клеточная мембрана

Ядро

  • Важнейшая часть клетки. Обычно это плотное округлое тельце, расположенное в центральной части клетки. В ядре хранится наследственная информация о строении и функциях данной клетки и организма в целом.

Прокариоты - организмы, состоящие из клеток, которые не имеют клеточного ядра или любых мембранных органелл.

Большинство прокариот состоят только из одной клетки (одноклеточные), но есть несколько и многоклеточных. Ученые разделяют прокариот на две группы: бактерии и археи.

Эукариоты - живые организмы, клетки которых содержат ядро и мембранные органеллы. Генетический материал у эукариот находится в ядре, а ДНК организовано в хромосомы. Эукариотические организмы могут быть одноклеточными и многоклеточными.

Все животные являются эукариотами. Также эукариоты включают растения, грибы и простейших.

Цитоплазма

  • Окружает ядро. Она представляет собой вязкое полужидкое содержимое клетки, которое постоянно движется внутри клетки и связывает все ее части.
  • В цитоплазме расположены многочисленные тельца, выполняющие различные функции.

Клеточная мембрана

  • Покрывает снаружи клетку. Клеточная мембрана защищает внутреннее содержимое клетки от воздействия внешней среды. Выросты и складки мембраны способствует прочному соединению клеток между собой. Клеточная мембрана имеет поры.
  • У растений клетка сверху порыта клеточной стенкой.

Что отличает животную клетку от растительной?

Клеточная мембрана

Хлоропласт

Ядро

Вакуоль

Цитоплазма

Клеточная стенка

Клеточная стенка

  • Какова функция клеточной стенки?

Хлоропласты и вакуоли

  • Хлоропласты – маленькие тельца, содержащие хлорофилл (зеленый пигмент).
  • Вакуоли – резервуары, содержание клеточный сок.

СТРОЕНИЕ РАСТИТЕЛЬНОЙ КЛЕТКИ

стенка

организм

ткань

клетка

Какие утверждения верны?

  • Основными частями клетки являются: ядро, вакуоль и клеточная мембрана.
  • Прокариоты – это бактерии и археи.
  • В растительной клетке нет ядра.
  • Цитология – наука о клетках.
  • В животной клетке есть хлоропласты.
  • Эукариотическая клетка – содержит ядро и мембранные органеллы.

Выводы:

  • Все живые организмы имеют клеточное строение.
  • Клетки имеют органоиды.
  • Клетки разнообразны по форме и размерам.
  • Клетки дышат, питаются, растут, делятся и умирают.
  • Из клеток формируются ткани, из ткани – органы, из органов – системы, из систем – организм.

Сегодня на уроке я узнал…

Я научился…

Хочу узнать…

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

  • изучить § 7
  • в рабочей тетради выполнить № 24,27,28
  • Изготовить аппликацию или рисунок «Строение клетки »

multiurok.ru

Презентация по биологии на тему "Строение клетки" (5 класс)

Инфоурок › Биология › Презентации › Презентация по биологии на тему "Строение клетки" (5 класс)

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

Преподавание биологии в условиях внедрения ФГОС ОО второго поколения Урок в 5 классе Составил: учитель химии и биологии высшей квалификационной категории МБОУ «Гимназия №13» Тульской области г. Новомосковска Павленко Татьяна Федоровна

2 слайд Описание слайда:

Вопросы: 1. Что нужно для строительства красивого кирпичного дома? 2. Что нужно, чтобы составить предложение? 3. Из чего состоят слова? 4. А из чего состоят тела растений, животных, грибов? жила, Вовы, ручная, у, ворона   Во-ро-на, жи-ла

3 слайд Описание слайда:

Кроссворд 1   2   3 4 5 6

4 слайд Описание слайда:

Кроссворд м и к р о с к о п   2   3 4 5 6

5 слайд
Описание слайда:

Кроссворд м и к р о с к о п   л у п а   3 4 5 6

6 слайд Описание слайда:

Кроссворд м и к р о с к о п   л у п а   з е р к а л о 4 5 6

7 слайд Описание слайда:

Кроссворд м и к р о с к о п   л у п а   з е р к а л о в и н т 5 6

8 слайд Описание слайда:

Кроссворд м и к р о с к о п   л у п а   з е р к а л о в и н т о б ъ е к т и в 6

9 слайд Описание слайда:

Кроссворд м и к р о с к о п   л у п а   з е р к а л о в и н т о б ъ е к т и в ш т а т и в

10 слайд Описание слайда:

Кроссворд м и к р о с к о п   л у п а   з е р к а л о в и н т о б ъ е к т и в ш т а т и в

11 слайд Описание слайда:

Роберт Гук 1665 год Впервые описал строение коры пробкового дуба и стебля растений, ввел в науку термин «клетка».

12 слайд Описание слайда: 13 слайд Описание слайда: 14 слайд Описание слайда:

Тема урока: «Строение клетки» Цель урока: - сформировать представление о строении клетки

15 слайд Описание слайда:

Клетка – элементарная единица живого. Клетка является наименьшей структурно-функциональной единицей живого и представляет собой открытую, саморегулирующуюся, самовоспроизводящуюся систему. Вне клетки жизни нет.

16 слайд Описание слайда: 17 слайд Описание слайда:

Наличие пластид. Наличие крупных вакуолей клеточным соком. Плотная клеточная оболочка. Отличительные особенности растительной клетки.

18 слайд Описание слайда:

Части клетки: Клеточная мембрана – граница, защита, форма, обмен веществ Оболочка – наружный скелет, форма, проницаемость Цитоплазма – полужидкое содержимое клетки, объединяет структуры клетки Ядро – плотное тельце в цитоплазме, в нем находятся хромосомы (наследственность) и ядрышки Вакуоль – тельце, заполненное клеточным соком – питательные вещества

19 слайд Описание слайда:

Сходное клеточное строение организмов – свидетельство того, что все живое имеет единое происхождение.

20 слайд Описание слайда:

Гимнастика для глаз

21 слайд Описание слайда:

Лабораторная работа «Приготовление и рассматривание препарата кожицы чешуи лука под микроскопом» Цель работы: формирование навыков работы с микроскопом при изучении натурального объекта; изучение строения растительных клеток кожицы лука и их основных частей.

22 слайд Описание слайда:

Инструктаж к лабораторной работе Повтори правила техники безопасности при выполнении лабораторной работы . Повтори устройство микроскопа. Повтори правила работы с микроскопом. Штатив поверни ручкой «к себе». Для работы поле зрения микроскопа должно быть ярко освещено. Положи готовый препарат на столик микроскопа. Закрепи его зажимом. Глядя в окуляр, медленно вращай большой винт, пока не появится четкое изображение. Делай это осторожно, чтобы не раздавить препарат. Внимательно изучить содержание и порядок выполнения работы. Подготовить к работе рабочее место. Проверить исправность оборудования. Точно выполнять указания учителя при проведении работы. Изготавливая препараты для рассматривания их под микроскопом, осторожно брать покровное стекло большим и указательным пальцами за края и аккуратно опускать на предметное стекло, чтобы оно свободно легло на препарат.

23 слайд Описание слайда:

Световой микроскоп Чашка Петри Луковица Зубочистка Раствор Йода Бинт или марля Пипетка Предметные и покровные стекла Оборудование

24 слайд Описание слайда:

Клетка кожицы лука под микроскопом 1-ядро, 2- цитоплазма, 3- оболочка, 4- вакуоль

25 слайд Описание слайда:

Какие утверждения верны? Поставьте знак «+» или «-» 1. Клетка – основная единица строения всех живых организмов. 2. Оболочка, ядро, цитоплазма – главные части клеток. 3. Лупа – самый сильный увеличительный прибор. 4. Живые клетки только питаются.  5. Клетки одинаковы по форме и размерам.  6. Организм человека состоит из клеток.

26 слайд Описание слайда:

Ответы: «+» 1, 2, 6 «-» 3, 4, 5

27 слайд Описание слайда:

Рефлексия (Светофор) урок понятен некоторые задания на уроке вызвали затруднения задания на уроке трудные, многое не понял

28 слайд Описание слайда:

Домашнее задание П.8 стр.30-31, сделать модель клетки из пластилина

29 слайд Описание слайда:

Спасибо за урок!

Найдите материал к любому уроку,указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсемирная историяВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеДругоеДругойЕстествознаниеИЗО, МХКИзобразительное искусствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИспанский языкИсторияИстория РоссииИстория Средних вековИтальянский языкКлассному руководителюКультурологияЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМировая художественная культураМузыкаМХКНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирОсновы безопасности жизнедеятельностиПриродоведениеРелигиоведениеРисованиеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФинский языкФранцузский языкХимияЧерчениеЧтениеШкольному психологуЭкология

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала: ДБ-271264

Похожие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

infourok.ru

§ 5. Строение клетки - БИОЛОГИЯ 6 КЛАСС - ОНЛАЙН-УЧЕБНИКИ - Каталог файлов

Вспомните

  1. Почему для изучения клеток необходимо использовать увеличительные приборы?
  2. Почему микроскоп, с которым вы работаете, называют световым?

Каждая клетка имеет три обязательные части: клеточную мембрану, цитоплазму и генетический аппарат (рис. 9).

Рис. 9. Животная и растительная клетки

Клеточная мембрана не только ограничивает внутреннее содержимое клетки, но и защищает его от неблагоприятных влияний окружающей среды, поддерживает определенную форму клеток. Через мембрану происходит обмен веществ между содержимым клетки и внешней средой.

Клетки бактерий, грибов и растений, кроме мембраны, имеют, как правило, еще и клеточную стенку (оболочку). Она является наружным скелетом клетки и определяет ее форму. Клеточная стенка проницаема для воды, солей и многих органических веществ.

Цитоплазма — полужидкое содержимое клетки. В ней находятся различные органоиды (от греч. органон — орган) и клеточные включения. Цитоплазма объединяет все клеточные структуры и обеспечивает их взаимодействие.

Генетический аппарат — важнейшая часть клетки. Именно он контролирует все процессы жизнедеятельности и определяет способность клетки к самовоспроизведению. В клетках растений, животных и грибов генетический аппарат окружен мембраной и называется ядром. В ядре расположены носители наследственной информации о клетке и организме в целом — хромосомы (от греч. хрома — краска и сома — тельце). От хромосом зависит сходство родителей и потомства. В ядре может находиться одно или несколько ядрышек. У бактерий ядра нет и ядерное вещество расположено непосредственно в цитоплазме.

Особенности строения клеток. Клетки организмов, относящихся к разным царствам живой природы, имеют свои особенности. Так, только клетки растений содержат в цитоплазме пластиды. Они бывают бесцветными или окрашенными в различные цвета. В бесцветных пластидах накапливаются запасы питательных веществ. Пластиды, окрашенные в желтый и красный цвета, определяют окраску лепестков цветов, осенних листьев, зрелых плодов.

Наиболее важное значение имеют пластиды, окрашенные в зеленый цвет, — хлоропласты (от греч. хлорос — зеленый), содержащие хлорофилл. В хлоропластах происходит процесс фотосинтеза.

Вакуоли (от лат. вакуус — пустой) содержат клеточный сок — водный раствор органических и неорганических соединений. В клеточном соке растений могут содержаться красящие вещества (пигменты), придающие синюю, фиолетовую, малиновую окраску лепесткам и другим частям растений, а также осенним листьям.

Наиболее простое строение имеют клетки бактерий. Клетки грибов, в отличие от клеток растений и животных, как правило, содержат много ядер. Но, несмотря на различия в строении, клетки растений, животных и грибов имеют сходный набор органоидов, не существует принципиальных отличий и в работе их генетического аппарата, и в процессах, связанных с обменом веществ.

Ответьте на вопросы

  1. Какую функцию выполняет клеточная мембрана?
  2. Для каких клеток характерна клеточная стенка (оболочка)? Какова ее роль?
  3. Какую роль выполняет генетический аппарат клетки?
  4. В чем принципиальное отличие в строении клеток бактерий от клеток растений, животных и грибов?

Новые понятия

Клеточная мембрана. Цитоплазма. Генетический аппарат. Ядро. Хромосомы. Пластиды. Вакуоли.

Подумайте!

О чем свидетельствует сходство химического состава и строения всех клеток?

Моя лаборатория

Приготовление и рассматривание препарата кожицы чешуи лука под микроскопом

Рис 10. Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука

  1. Рассмотрите изображенную на рисунке 10 последовательность приготовления препарата кожицы чешуи лука.
  2. Подготовьте предметное стекло, тщательно протерев его марлей.
  3. Пипеткой нанесите 1—2 капли воды на предметное стекло.
  4. При помощи пинцета осторожно снимите маленький кусочек прозрачной кожицы с внутренней поверхности чешуи лука. Положите кусочек кожицы в каплю воды и расправьте кончиком препаровальной иглы.
  5. Накройте кожицу покровным стеклом, как показано на рисунке. Фильтровальной бумагой оттяните лишнюю воду.
  6. Рассмотрите приготовленный препарат при малом увеличении. Отметьте, какие части клетки вы видите.
  7. Окрасьте препарат раствором иода. Фильтровальной бумагой с противоположной стороны оттяните лишний раствор.
  8. Рассмотрите окрашенный препарат. Какие изменения произошли?
  9. Рассмотрите препарат при большом увеличении. Найдите на нем темную полосу, окружающую клетку, — оболочку; под ней золотистое вещество — цитоплазму (она может занимать всю клетку или находиться около стенок). В цитоплазме хорошо видно ядро. Найдите вакуоль с клеточным соком (она отличается от цитоплазмы по цвету).
  10. Зарисуйте 2—3 клетки кожицы лука. Обозначьте оболочку, цитоплазму, ядро, вакуоль с клеточным соком (рис. 11).
  11. Подумайте, зачем препарат кожицы чешуи лука окрашивали раствором иода.

Рис 11. Клеточное строение кожицы лука

xn----btbgfrbtlnb0l8a.xn--p1ai


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта