Строение клетки растений животных грибов. Конспект урока "Строение растительной, животной и грибной клеток"

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Презентация - Строение клеток растений, животных, грибов - Вирусы. Строение клетки растений животных грибов


Строение клетки растений животных и грибов Козловой Зои

Строение клетки растений, животных и грибов Козловой Зои БШ-11 Лейчук Ксении БШ-11 Федотовой Анны БШ-11

Все живое состоит из клеток Уже 300 лет назад исследователи, которые пытались проникнуть в тайны строения живых существ, убедились, что в строении всех растений и животных есть нечто общее. Все живые организмы состоят из множества отдельных очень мелких ячеек. Эти ячейки получили название клеток (клетка — маленькая клеть, постройка). В самых различных клетках растений удается выделить одни и те же детали строения. Иногда какие-либо из этих деталей развиты очень сильно, иногда — еле заметны, но все же почти всегда присутствуют. Каждая деталь клетки играет свою собственную роль.

Строение растительной клетки

ЯДРО Ядро - окружено ядерной оболочкой и содержит наследственный материал - ДНК со связанными с ней белками - гистонами (хроматин). Ядро контролирует жизнедеятельность клетки.

КЛЕТОЧНАЯ МЕМБРАНА Тончайшая мембрана сортирует вещества, входящие в клетку и покидающие ее. Она обычно покрыта прочной клеточной стенкой.

Цитоплазма — вязкое живое содержимое клетки. Она имеет очень сложное строение и пребывает в постоянном движении. Множество тончайших мембран в цитоплазме образуют эндоплазматическую сеть. В цитоплазме могут находиться различные включения. Например — зерна запасного крахмала и жировые капли. Капля жира Зерно крахмала

ХЛОРОПЛАСТ Зелёные пластиды, которые встречаются в клетках фотосинтезирующих эукариот. С их помощью происходит фотосинтез. Хлоропласты содержат хлорофилл. Хлоропласт улавливает энергию солнечного света и использует ее для создания сложных веществ из простых.

Пластиды Важнейшей отличительной структурой растительной клетки являются пластиды – система специализированных мембранных органоидов. Пластиды – это ограниченные двойной мембраной структуры с дополнительной системой внутренних мембран. Выделяют три основных вида пластид: хлоропласты, хромопласты и лейкопласты. Наиболее важными являются хлоропласты, содержащие светочувствительные пигменты хлорофиллы. В них проходят реакции фотосинтеза. Хромопласты содержат красящие пигменты каротиноиды и соли металлов, придающие определенную окраску листве, цветкам и плодам растений. Лейкопласты содержат гранулы запасных питательных веществ - крахмал, жиры, белки. ПЛАСТИДЫ ХЛОРОПЛАСТЫ ХРОМОПЛАСТЫ ЛЕЙКОПЛАСТЫ

ВАКУОЛИ Вакуоль – обязательная принадлежность растительной клетки. Это мембранный пузырек заполнен вакуолярным соком, состав которого отличается от окружающей цитоплазмы. Значение вакуоли очень велико – из-за наличия плотной клеточной стенки именно вакуоль регулирует поступление воды в клетку и из клетки (до 98% воды в клетке). Мембрана, окружающая вакуоль называется тонопласт и имеет в своем составе многочисленные молекулы - переносчики, которые транспортируют из цитоплазмы внутрь вакуоли различные вещества (сахара, органические кислоты и их соли, ионы, ферменты, белки, пигменты). Эти вещества внутри вакуоли подвергаются воздействию многочисленных ферментов и их компоненты могут быть использованы в метаболизме клетки.

МИТОХОНДРИЯ Митохондрия «сжигает» органические вещества и при этом производит энергию для жизнедеятельности клетки. Этот процесс называется дыханием.

Строение животной клетки

Аппарат Гольджи органоид клетки, участвующий в формировании продуктов её жизнедеятельности (различных секретов, коллагена, гликогена, липидов и др. ) в синтезе гликопротеидов

Плазматическая мембрана Клеточная мембрана (или цитолемма, или плазматическая мембрана) отделяет содержимое любой клетки от внешней среды, обеспечивая её целостность; регулируют обмен между клеткой и средой; внутриклеточные мембраны разделяют клетку на специализированные замкнутые отсеки — органеллы, в которых поддерживаются определённые условия среды.

Цитоплазма вязкое живое содержимое клетки. Она имеет очень сложное строение и пребывает в постоянном движении. Множество тончайших мембран в цитоплазме образует эндоплазматическую сеть

Эндоплазматическая сеть каналов, трубочек, пузырьков, цистерн, расположенных внутри цитоплазмы. Открыта в 1945 году английским учёным К. Портером. Эндоплазматическая сеть Гладкая (агранулярная) Шероховатая (гранулярная) На мембранах гладкой ЭПС находятся ферментные системы, участвующие в жировом и углеводном обмене. Рибосомы прикрепляются к мембране гранулярной ЭПС, и во время синтеза белковой молекулы полипептидная цепочка с рибосомами погружается в канал ЭПС.

Рибосомы важнейший немембранный органоид живой клетки сферической или слегка эллипсоидной формы, состоящий из большой и малой субъединиц, служащий для биосинтеза белка из аминокислот по заданной матрице на основе генетической информации, предоставляемой матричной РНК, или м. РНК.

Лизосомы клеточный органоид размером 0, 2 — 0, 4 мкм, один из видов везикул. Эти одномембранные органоиды — часть вакуома (эндомембранной системы клетки). Функциями лизосом являются: • переваривание захваченных клеткой при эндоцитозе веществ или частиц (бактерий, других клеток) • аутофагия — уничтожение ненужных клетке структур, например, во время замены старых органоидов новыми, или переваривание белков и других веществ, произведенных внутри самой клетки • автолиз — самопереваривание клетки, приводящее к ее гибели

Митохондрии особые органеллы клетки, основной функцией которых является синтез АТФ — универсального носителя энергии. Дыхание (поглощение кислорода и выделение углекислого газа) происходит также за счёт энзиматических систем митохондрий.

Ядро Главный центр жизнедеятельности клетки. Может иметь одно или несколько ядрышек. Несет наследственную информацию

Строение клетки грибов • У большинства грибов клетка по своему строению и выполняемым ею функциям в целом аналогична клетке растений. Она состоит из твердой оболочки и внутреннего содержимого, представляющего собой цитоплазматическую систему, окруженную цитоплазматической мембраной и содержащую митохондрии, рибосомы, ядро (или ядра), вакуоли и различные включения. Однако грибная клетка имеет ряд специфических особенностей, отличающих ее от растительной клетки и послуживших в числе других аргументов основанием для выделения грибов в самостоятельное царство живой природы.

Клетка грибов клеточная оболочка из хитина плазматическая мембрана вакуоль ядро лизосома митохондрия запасное вещество гликоген аппарат Гольджи ЭПС, цитоплазма с рибосомами

Клеточная оболочка • Клеточная оболочка, осуществляющая у грибов многочисленные функции, в том числе активного всасывания питательных веществ из субстрата, в качестве основных компонентов содержит хитин, полисахариды, в том числе глюканы, белки и жиры. В клеточной оболочке грибов имеются также пигменты (меланины, хиноны), сюда же входят различные ионы и соли.

Ядро • По строению ядерного аппарата грибы относятся к эукариотам. Ядро в клетках грибов четко обособлено, снабжено оболочкой и содержит ядрышко. Количество ядер в грибной клетке и их размеры различны. Известны как одноядерные клетки, так и клетки, количество ядер, в которых достигает нескольких десятков; размеры ядер также колеблются от 2 -3 мкм в диаметре до нескольких десятков микрометров.

Цитоплазма В цитоплазме клеток грибов различимы рибосомы, митохондрии, аппарат Гольджи и ядра. Протопласт грибов окружен цитоплазматической мембраной – плазмалеммой.

Вакуоли • Вакуоли - структуры округлой, реже неправильной формы, которые выполняют функцию депо для отложения запасных веществ или же токсических продуктов метаболизма. В качестве резервных веществ, здесь запасаются в основном полифосфаты (метахроматин, волютин), гликоген, липиды.

Лизосомы • Одномембранные шарообразные структуры клетки. Содержат гидролитические ферменты. Обеспечивают расщепление высокомолекулярных веществ, внутриклеточное переваривание.

Митохондрия эллипсовидные структуры, постоянно меняющие свое положение в цитоплазме клеток, покрытые одно- или двухслойной мембраной, с внутренними выпячиваниями — кристами. митохондрии содержат множество различных ферментов, а также ДНК и обеспечивают клетку энергией для осуществления всех протекающих в ней процессов.

Аппарат Гольджи В аппарате Гольджи осуществляется модификация белков, поступающих из шероховатой эндоплазматической сети (гликозилирование, фосфорилирование, сульфатирование, частичное расщепление), синтез полисахаридов, пектиновых веществ, слизей, гемицеллюлоз и т. д. В нем же формируются секреторные гранулы, лизосомы, он участвует в образовании клеточной мембраны и клеточной стенки грибов.

Отличия в строении клеток

present5.com

Строение клеток растений, животных и грибов.

Строение клеток растений, животных и грибов. Вирусы.

5 класс

Подготовила: учитель биологии Шапошникова Юлия Владимировна.

Тема урока: Строение клеток растений, животных и грибов.

Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Цель: изучить состав и строение клетки, выявить роль органоидов клетки.

Задачи:

-образовательные: изучить строение клетки растений, животных и грибов, а так же вспомнить роль органоидов в клетке, выявить общие черты в строении растительной, животной и грибной клетках, а также отличия между ними.

-развивающие: анализировать, сравнивать и обобщать факты; развивать умения самостоятельно формулировать гипотезы, устанавливать причинно-следственные связи; находить различия между клетками растений, животных и грибов, анализировать, делать выводы и аргументированно отвечать на поставленные вопросы; уметь организовать совместную деятельность на конечный результат; уметь выражать свои мысли.

-воспитательные: осознанно достигать поставленной цели; воспитывать положительное отношение к совместному труду, интерес к изучению биологии; развивать у учащихся эмоционально-ценностное отношение к природе, потребность в бережном отношении к ней, в охране растительного и животного мира.

Формирование УУД:

Познавательные УУД

  1. Формирование умения работать с учебником.

  2. Формирование умения находить отличия, составлять схемы-опоры, работать с информационными текстами, объяснять значения новых слов, сравнивать и выделять признаки.  

  3. Формирование навыков использовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования информации.

Коммуникативные УУД

  1. Формирование умения слушать товарища и обосновывать свое мнение.

  2. Формирование умения выражать свои мысли и идеи.

Регулятивные УУД 

Формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии.

Личностные УУД

  1. Смыслообразование (каков смысл изучения данной темы).

  2. Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию.

  3. Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Методы: частично-поисковый.

План урока:

  1. Актуализация знаний.

  2. Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

  3. Изучение нового материала.

  4. Первичное закрепление, усвоение и контроль усвоения знаний.

  5. Домашнее задание.

На прошлом уроке мы рассматривали строение клеток бактерий. Узнали об особенностях строения и жизнедеятельности самых древних и самых маленьких одноклеточных организмов.

Какое строение имеет бактериальная клетка?

Давайте вспомним развитие клеточной теории.

1. Выберите положение, которое НЕ является положением клеточной теории:

а) в клетке происходят все процессы, свойственные живому организму; б) в составе многоклеточного организма сходные по строению клетки объединяются в ткани; в) все живые организмы состоят из клеток; г) клетки разных организмов сходны по строению и составу веществ.

2. Впервые наблюдал и ввёл в науку термин «клетка» учёный: а) А. Левенгук; б) Р. Гук; в) М. Шлейден; г) Р. Броун.

3. Детально изучить клеточное строение организмов можно: а) с помощью лупы; б) с помощью микроскопа; в) с помощью телескопа; г) невооружённым глазом.

4. Наименьшей единицей строения живых организмов является: а) ткань; б) клетка; в) орган; г) ядро.

5. Клеточную теорию создали учёные: а) А. Левенгук и Р. Броун; б) М. Шлейден и Т. Шванн; в) Р. Броун и М. Шлейден; г) Т. Шванн и А. Левенгук.

Проверка теста.

Теперь давайте попробуем сформулировать цель нашего урока.

Чем различаются клетки растений, животных и грибов.

Каждая клетка имеет три обязательные части: клеточную мембрану, цитоплазму и генетический аппарат (рис. 2.13 учебник). В ходе изучения рисунков заполняют таблицу (приложение 1)

Клеточная мембрана не только ограничивает внутреннее содержимое клетки, но и защищает его от неблагоприятных влияний окружающей среды, поддерживает определённую форму клеток. Через мембрану происходит обмен веществ между содержимым клетки и внешней средой.

Клетки бактерий, грибов и растений, кроме мембраны, имеют, как правило, ещё и клеточную стенку (оболочку). Она является наружным скелетом клетки и определяет её форму. Клеточная стенка пропицаема для воды, солей и многих органических веществ.

Цитоплазма — полужидкое содержимое клетки. В ней находятся различные органоиды (от греч. органон — орган) и клеточные включения. Цитоплазма объединяет все клеточные структуры и обеспечивает их взаимодействие. Генетический аппарат — важнейшая часть клетки. Именно он контролирует все процессы жизнедеятельности и определяет способность клетки к самовоспроизведению. В клетках растений, животных и грибов генетический аппарат окружён мембраной и называется ядром. В ядре расположены носители наследственной информации о клетке и организме в целом — хромосомы (от греч. хрома — краска и сома — тельце). От хромосом зависит сходство родителей и потомства. В ядре может находиться одно или несколько ядрышек. У бактерий ядра нет и ядерное вещество расположено непосредственно в цитоплазме.

Особенности строения клеток

Клетки организмов, относящихся к разным царствам живой природы, имеют свои особенности. Так, только клетки растений содержат в цитоплазме пластиды. Они бывают бесцветными или окрашенными в различные цвета. В бесцветных пластидах накапливаются запасы питательных веществ. Пластиды, окрашенные в жёлтый и красный цвета, определяют окраску лепестков цветов, осенних листьев, зрелых плодов.

Наиболее важное значение имеют пластиды, окрашенные в зелёный цвет, — хлоропласты (от греч. хлорос — зелёный), содержащие хлорофилл. В хлоропластах происходит процесс фотосинтеза.

Вакуоли (от лат. вакуус — пустой) содержат клеточный сок — водный раствор органических и неорганических соединений. В клеточном соке растений могут содержаться красящие вещества (пигменты), придающие синюю, фиолетовую, малиновую окраску лепесткам и другим частям растений, а также осенним листьям.

Наиболее простое строение имеют клетки бактерий. Клетки грибов, в отличие от клеток растений и животных, как правило, содержат много ядер. Но, несмотря на различия в строении, клетки растений, животных и грибов имеют сходный набор органоидов, не существует принципиальных отличий и в работе их генетического аппарата, и в процессах, связанных с обменом веществ.

Новые термины: Клеточная мембрана. Цитоплазма. Генетический аппарат. Ядро. Хромосомы. Пластиды. Вакуоли

Ответьте на вопросы

1. Какую функцию выполняет клеточная мембрана?

2. Для каких клеток характерна клеточная стенка (оболочка)? Какова её роль?

3. Какую роль выполняет генетический аппарат клетки?

4. В чём принципиальное отличие в строении клеток бактерий от клеток растений, животных и грибов?

ПОДУМАЙТЕ!

О чём свидетельствует сходство химического состава и строения всех клеток?

Какие вещества встречаются в клетках живых организмов и отсутствуют в телах неживой природы?

Вывод урока:

1. Клетки растений в отличие от клеток животных имеют хлоропласты, благодаря которым осуществляется процесс фотосинтеза.

2. Клетки животных и растений имеют одинаковые главные части: ядро, цитоплазму и оболочку.

3. Признаки сходства доказывают единство происхождения жизни на Земле, а признаки отличия разные процессы жизнедеятельности клеток.

Приложение 1

Сравните клетки растений, животных и грибов и укажите отличия

Части клетки,

органоиды

Растительная клетка

Животная клетка

Грибная клетка

Клеточная оболочка

+

-

+

Клеточная мембрана

-

+

-

Цитоплазма

+

+

+

Ядро

+

+

+

Вакуоль

+

+

+

Хлоропласты

+

-

-

Включения

+

+

+

Приложение 2

Биологический диктант

1.Этот органоид защищает содержимое клетки от воздействий внешней среды. (МЕМБРАНА)

2.Самое распространенное вещество клетки. (Вода)

3.Самый простой увеличительный прибор (Лупа)

4.Оптический прибор, позволяющий увидеть увеличенное изображение мелких предметов. (Микроскоп).

5. Органоид клетки, где хранится наследственная информация.(Ядро).

6. Организмы, в клетке которых отсутствует оформленное ядро (Доядерные)

7.Вязкое полужидкое вещество клетки (Цитоплазма)

В1. Вставьте в текст «Строение клетки» пропущенные термины из предложенного перечня, используя при этом числовые обозначения.

Почти во всех клетках, особенно в старых, хорошо заметны полости – (А)_______, которые заполнены (Б)_______. В цитоплазме растительной клетки находятся многочисленные мелкие тельца – (В)_______. Они могут быть разных цветов. Зелёные – (Г)_______, участвуют в процессе (Д)________; оранжевые – хромопласты, придают окраску листьям…

СПИСОК СЛОВ

1.ядро 2. хлоропласт 3. клеточный сок 4. оболочка 5. вакуоль 6. фотосинтез 7. пластиды

Домашнее задание: §17 с.46-47

Дополнительный материал (записать в тетрадь).Что изучают перечисленные науки

Цитология - ……………………………………………………….

Ботаника - ………………………………………………………….

Микология - ……………………………………………………….

Вирусология - ……………………………………………………..

Зоология - …………………………………………………………

multiurok.ru

Особенности строения клеток грибов, животных и растений

Дата: Класс: 10 урок 21

Тема:

Особенности строения клеток грибов, животных и растений

Цель урока:

продолжить изучение особенностей строения и жизнедеятельности клеток на примере растительной, животной, грибной клеток;

способствовать формированию целостных представлений о живой природе;

- продолжить формирование умений выполнять тестовые задания различного уровня сложности;

Задачи урока:

- Образовательная: Обобщить, закрепить и систематизировать знания учащихся о строении и животной и растительной клеток.

- Развивающая: развивать умение сравнивать, анализировать с логическими выводами и способствовать развитию творческих способностей учащихся.

Ожидаемый результат

умений путем организации работы в парах и группах; оценивать и корректировать собственную деятельность; работать с дополнительными источниками информации, развивать умения применять, полученные знания для выполнения заданий повышенной сложности;

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

наглядности

3 мин.

I. Организационный момент

Приветствует учеников. Спомощью разрезанных пазлов делит класс на группы. Формулирует цель урока.

Ученики делятся на группы. Осмысливают поставленную цель.

пазлы

10 мин.

II. Мотивация к изучению нового материала. Вызвать интерес учащихся к новому материалу.

А). Устно:

1. Какие организмы относятся к прокариотам?

2. Какие организмы относятся к эукариотам?

3. Назовите основные функции ядра?

4. Каковы особенности строения ядра в связи с выполняемой функцией?:

5. Что такое хромосомный набор? Все ли клетки организма имеют одинаковый набор хромосом?

6. Какие структуры ядра являются носителями наследственной информации?

Б). Работа по вариантам:

1 вариант:

Соотнесите понятия и термины с соответствующим им строением:

Понятие и термины

Строение

  1. Ядерная оболочка

А) набор хромосом в клетке

  1. Гаплоидный набор хромосом

Б) образована двумя мембранами

  1. Кариотип

В) двойной набор хромосом

  1. Диплоидный набор хромосом

Г)  содержимое клеточного ядра

  1. Кариоплазма

Д) одинарный набор хромосом в клетке

  1. Хроматин

Е) нити ДНК

  1. Гомологичные хромосомы

Ж) округлое плотное тельце, погруженное в ядерный сок

  1. Ядрышко

З) парные, одинаковые хромосомы

2 вариант:

  1. К прокариотам относят

А) Грибы В) Растения С) Бактерии Д) Животные Е) Водоросли

2. У человека в соматических клетках 46 хромосом, а в половых

А) 47 В) 23 С) 20 Д) 22 Е) 46

3. Двумембранный органоид

А) Рибосома В) Центриоль С) Лизосома Д) Ядро Е) ЭПС

4. Поры имеет

А) Цитоплазма В) Ядро С) Хлоропласт Д) Вакуоль Е) Лейкопласт

5. Контролирует процессы в клетке

А) Митохондрии В) Тонопласт С) Ядро Д) Лейкопласт Е) Рибосома

6. Главную роль в размножении клетки играет

А Ядро В ) Клеточный сок С) Цитоплазма Д) Оболочка Е) Вакуоль

7. Заполняет промежутки между структурами ядра

А) Вакуоль В) Хроматин С) Оболочка Д) Рибосома Е) Кариоплазма

8. Представляет собой спирализованные хромосомы

А) кариоплазма В) Хроматин С) Оболочка Д) Рибосома Е) Вакуоль

Взаимопроверка:

Ответы:

infourok.ru

Конспект урока "Строение растительной, животной и грибной клеток"

Класс:5 классТип урока:«открытия» нового знания

Тест. Выберите один правильный ответ

1. К организмам, не имеющим в клетках оформленного ядра относят:

2. Бактерии – это:

а) многоклеточные организмы; б) одноклеточные организмы;

3. Шаровидные бактерии:

а) кокки б) спириллы в) бациллы г) вибрионы.

4. Изогнутые бактерии:

5. Палочковидные бактерии:

6. Бактерии, похожие на спираль:

а) кокки б) бациллы в) вибрионы г) спириллы.

7. Образование бактериями спор — это приспособление к:

а) размножению б) перенесению неблагоприятных условий в) паразитизму г) передвижению. 8. Бактерии размножаются:

а) почкованием б) посредством половых клеток в) спорами г) делением клетки

9. Наука, изучающая бактерии:

а) зоология; б) ботаника; в) микробиология; в) вирусология

10. Бактерии передвигаются при помощи:

Используя материал учебника с.46. и рисунок 2.13 найдите и подпишите общие черты строения ядерных клеток. Сделайте вывод

Заполните таблицу. Сравните строение растительной, животной и грибной клеток

Тема

 Строение растительной, животной и грибной клеток.

Цели

Образовательные: выяснить характерные черты строения клетки животных, растений и грибов; дать понятие о вирусах.

Развивающие:, развивать умения анализировать, делать выводы .обобщать, работать с разнообразными информационными ресурсами.

Воспитательные:формирование ценностных ориентаций; привитие научных, гуманных взглядов на природу, воспитание гармоничных отношений обучающихся с природой.

УУД

ЛичностныеУУД: формирование мотивации учения, познания, понимают значение знаний для человека,формирование личного, эмоционального, позитивного отношения к себе и окружающему миру и осознание своей роли в окружающем мире

Регулятивные УУД: самостоятельно обнаруживать и формулировать тему, определять цель учебной деятельности;умение организовать выполнение заданий учителя

Коммуникативные УУД:строить сообщение в соответствии с учебной задачей; использовать ИКТ как инструмент для достижения своих целей; сотрудничество с учителем и сверстниками; умение слушать друг друга; умение воспринимать информацию на слух, формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать

Познавательные УУД:извлечение информации из прослушанного материала, умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, представлять ре­зультаты работы классу.

Планируемые

результаты

Предметные:

-знать строение клеток эукриот;

- уметь сравнивать клетки растений, животных, грибов; делать выводы о причинах сходства и различия.распознавать и описывать изучаемые объекты

Личностные:; развивать мотивацию к познавательной деятельности, самостоятельному поиску учебной информации из различных источников; приобрести навыки сотрудничества; приобрести умение слушать, задавать вопросы;

Метапредметные:умение составлять алгоритм действий; ставить перед собой учебную задачу; прогнозировать результат; выполнять задания по плану; умение работать с различными источниками информации.

Основныепонятия

 Эукариоты, вакуоли, пластиды, включения, вирусы

Оборудование

 компьютер, проектор, электронное приложение Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко, И.Я. Колесникова «Биология. Живой организм» , учебник Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко, И.Я. Колесникова «Биология. Живой организм» , тетрадь, карточки

Технологии

 Информационные технологии, системно- деятельностный подход

Дидактическаяструктура урока

Деятельностьучителя

Деятельностьобучающихся

Задания для обучающихся, выполнение

которых

приведёт к достижению

запланированных

результатов

Планируемые

результаты

1.Организационный момент

Приветствует, проверяет готовность к уроку, желает успеха.

Включение в деловой ритм.

Проверяет наличие учебных инструментов и материалов для работы на уроке.

Приветствие обучающихся

Личностные:

умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя.

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу.

2. Проверка домашнего задания

Вопросы:

-Кто такие бактерии?

- Наука, изучающая бактерии?

- Какова форма и размеры бактерий?

- Какое строение имеет бактериальная клетка?

- Как называют организмы, не имеющие ядра?

- Что образуют бактерии при наступлении неблагоприятных условий?

- Какова роль бактерий?

Работают с заданиями, участвуют в обсуждении проверочных вопросов,

Отвечают на вопросы

1.Индивидуальная

работа с карточками

(приложение 1)

2.Работа с классом

Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД:

Умение организовать выполнение заданий учителя.

Коммуникативные: умение достаточно полно и точно выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи, умение воспринимать информацию, отвечать на вопросы учителя

3.Актуализация, мотивация (на формулировку темы и задачи урока)

- На какие царства делится вся живая природа?

- Чем отличаются друг от друга?

- А что общего между ними?

(состоят из клеток)

- Что такое клетка?

- Вспомните, как называются организмы, у которых в центре клетке есть ядро?

- Какие царства живой природы относится к эукариотом?

- Что общего в строении клеток этих царств?

- Чем отличаются в строении клеток?

Участвуют в беседе.

Ответы на вопросы

- Вспомните, как называются организмы, у которых в центре клетке есть ядро?

- Какие царства живой природы относится к эукариотом?

- Что общего в строении клеток этих царств?

- Чем отличаются в строении клеток?

Личностные:

формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

4. Формулировка темы урока, постановка целей

- Какова тема нашего урока?

- Что бы вы хотели узнать по данной теме.

Сформулируйте цель урока

Высказывает своё мнение, что известно по теме, что не известно, что хотелось бы узнать, записывают тему в тетрадь

Конкретизируют цель урока

Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД:

Умение организовать выполнение заданий учителя.

Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя

Познавательные УУД:

Формулирование проблемы, поиск путей решения;информационный поиск;

5.Изучение нового материала

Рассказ учителя с элементами беседы:

Среди растений, животных и грибов встречаются одноклеточные организмы, но большинство из них – многоклеточные. Все их клетки имеют ядра.

- Рассмотрите рисунки клеток растений, животных и грибов. Используя материал учебника с.44. и рисунок 2.13 найдите и подпишите общие черты строения ядерных клеток.

Ядро – важнейший органоид клетки, т.к. участвует в процессе деления клетки и содержит специальные тельца – хромосомы, в которых хранится наследственная информация клетки. Что еще общего, кроме ядра,  имеют в своем строении клетки эукариот? (обращение к рисунку изображения клеток эукариот на интерактивной доске)

Мы выяснили, что клетки  царства  грибов, растений и животных имеют общие черты в своем строении. Как вы думаете о чем это может свидетельствовать?

-Несмотря на сходство, клетки растений, животных и грибов имеют существенные различия.

- Рассмотрите рисунки клеток растений, животных и грибов. Используя материал учебника с.48. и рисунок 2.13 найдите и подпишите черты отличия в строении ядерных клеток.

-Обратите внимание на изображение клеток на интерактивной доске и скажите, чем покрыты клетки грибов и растений в отличие от клетки животных?

Действительно у грибов оболочка построена из хитина, а у растений из целлюлозы. Животная клетка имеет только клеточную мембрану, плотной оболочки не имеет. Посмотрите на рисунок, что еще общего можно отметить в строении грибной и растительной  клеток?

- Вакуоли – прозрачные пузырьки, заполненные клеточным соком, являются тем признаком, который сближает клетки грибов с клетками растений. Но между ними, как и между клетками животных и растений, есть очень важное отличие. Найдите его на рисунке?

- Действительно, хлоропласты – это особые образования, пластиды зеленого цвета, т.к. содержат пигмент хлорофилл. С помощью хлорофилла клетки растений улавливают энергию солнечных лучей и образуют органические вещества. Могут ли грибы и животные образовывать органические вещества, если их клетки лишены хлоропластов?

-Не трудно догадаться, кто является «поставщиком» готовых органических веществ, для питания грибов и животных?

посмотрев на рисунок, назовите еще одну общую структуру для всех трех клеток?

Включения-это запасные питательные вещества, которые в клетках растений составляет крахмал, а в клетках грибов и животных – гликоген.

- Как вы считаете, о чем говорит различие ядерных клеток?

В конце урока дается понятие о неклеточной форме жизни – вирусах.

Вирусы – это неклеточные формы жизни, способные жить и размножаться только внутри клеток

Работают с рисунками ядерных клеток, подписывают общие черты строения ядерных клеток в тетради.

Ответы на вопросы

Работа с терминами в тетради (ядро, цитоплазма)

Ответы на вопросы

Работа с терминами в тетради (пластиды, хлоропласты, вакуоль)

Ответы на вопросы

Делают вывод

- Где и как узнать!

1. Учебник – с.44-46

2. Рисунки клеток

3. Рисунки учебника 2.13-2.14

Используя материал учебника с.46. и рисунок 2.13 найдите и подпишите общие черты строения ядерных клеток. Сделайте вывод (приложение 2)

Запишите термины в тетрадь

Предметные:

-знать строение клеток эукриот;

- уметь сравнивать клетки растений, животных, грибов; делать выводы о причинах сходства и различия.распознавать и описывать изучаемые объекты

Личностные:формирование познавательных интересов; формирование личностного отношения к изучению материала;

Метапредметные: уметь работать с различными источниками информации; умение выделять главное в тексте

Регулятивные УУД:

Умение организовать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы

Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя.

Познавательные УУД: умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, осуществлять запись выборочной информации

6.Физминутка

Электронная

физминутка для глаз

7.Закрепление нового материала

Таким образом, мы познакомились с вами со сходством и отличием клеток царств грибов, растений и животных. Для закрепления изученного материала самостоятельно, на основе анализа содержания текста учебника определите характерные черты клеток растений, животных, грибов , заполните таблицу.

Выполнение

задания.

Задание .Заполните таблицу (приложение 3)

Выполнение заданий по электронному приложению Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко, И.Я. Колесникова «Биология. Живой организм» с.47

Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников

Регулятивные УУД:

Умение организовать выполнение заданий учителя., делать выводы по результатам работы

Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух.

Познавательные УУД: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное.

8. Рефлексия учебной деятельности

-Пригодятся ли вам в жизни знания по данной теме?

- Достигнуты ли цель и задачи урока?

Дополните предложение высказав своё мнение об уроке

Сегодня на уроке ….

Я узнал….

Я научился….

Было сложно….

Было легко….

Мне понравилось….

Не понравилось….

Меня удивило….

Знания о клетках важны, потому что…

Эти знания  я  могу  использовать в ….

Отвечают и оценивают свою работу.

Личностные УУД:

Самооценка на основе успешности

Адекватное понимание причин успехе/неуспеха в учебной деятельности

Коммуникативные УУД:Умение выражать свои мысли

Познавательные УУД: Рефлексия.

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности

9.Домашнее задание

1.Проработать §16, с.47, № 1-3 (устно)

2.Творческое задание (по выбору)

Подготовить сообщение о вирусах

Записывают, просматривают содержание заданий.

multiurok.ru

Презентация - Строение клеток растений, животных, грибов

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Строение клеток растений, животных, грибов. Вирусы.

Слайд 2

Слайд 3

Вспомним!1. Доядерные организмы …. 2. Бациллы… 3. Можно ли бактерии назвать клетками- организмами? 4. Строение бактериальной клетки. 5. Какова роль бактерий в природе и жизни человека?

Слайд 4

Дом предложение слова живой организм

Слайд 5

Царства живой природы

Слайд 6

Так клетка, кажется, мала! Но в микроскоп взгляните: Ведь это целая страна, на карте не ищите!

Слайд 7

Строение клеток растений, животных, грибов.

Слайд 8

Программа исследования (программа учебных действий) Методы исследования Изучить Сравнить Доказать Проанализировать Сделать вывод

Слайд 9

Слайд 10

Общие черты строения клеток эукариот1. Мембрана 2. Цитоплазма 3. ЯдроКакие функции они выполняют?

Слайд 11

Чем отличаются клетки растений, животных, грибов?

Слайд 12

Изучите текст на с.46-47. Выявите отличия клеток 1,2 группа. Клетки растений. 3,4 группа. Клетки животных. 5,6 группа. Клетки грибов.

Слайд 13

Клетки растений Клетки животных Клетки грибов 1. Мембрана + + + 2. Цитоплазма + + + 3.Ядро + + + 4. Клеточная оболочка 5. Состав клеточной оболочки 6.Пластиды 7. Вакуоли 8. Включения

Слайд 14

Клетки растений Клетки животных Клетки грибов 1. Мембрана + + + 2. Цитоплазма + + + 3.Ядро + + + 4. Клеточная оболочка + 5. Состав клеточной оболочки Углевод целлюлоза 6.Пластиды + 7. Вакуоли + 8. Включения + крахмал

Слайд 15

Клетки растений Клетки животных Клетки грибов 1. Мембрана + + + 2. Цитоплазма + + + 3.Ядро + + + 4. Клеточная оболочка + 5. Состав клеточной оболочки Углевод целлюлоза 6.Пластиды + 7. Вакуоли + 8. Включения + крахмал + гликоген

Слайд 16

Клетки растений Клетки животных Клетки грибов 1. Мембрана + + + 2. Цитоплазма + + + 3.Ядро + + + 4. Клеточная оболочка + + 5. Состав клеточной оболочки Углевод целлюлоза Углевод хитин 6.Пластиды + 7. Вакуоли + + 8. Включения + крахмал + гликоген + гликоген

Слайд 17

Различие в строении клеток – важный признак, по которому ядерные организмы делят на три царства: Растения, Животные, Грибы.

Слайд 18

Вирусы –существо или вещество?

Слайд 19

Слайд 20

«Пазл» с секретомА. ядро Б. мембрана В. цитоплазма Г. хромосомы Д. хлоропласты Е. вакуоли Ж. клеточная оболочка З. органоиды И. вирусы К. ядерные организмы Л. включения М. хлоропласты А Б В Г Д Е Ж З И К Л М

Слайд 21

Позиция «Я считаю, что…» Объяснение «Потому, что…» Пример «Я могу доказать это на примере….» Следствие «Исходя из этого, я делаю вывод о том, что…»

Слайд 22

Домашнее задание С. 46-47 Из бумаги, пластилина и т.д. создать модель клетки

Слайд 23

Спасибо за урок!

lusana.ru

Практическое занятие №1 " Изучение строения клеток растений, животных, грибов" - Разработки уроков биологии - Каталог файлов

   Практическая работа №1

Изучение строения растительной, животной и грибной клеток.

1. Цели: 

·       Образовательные: сформировать умения находить сходства и отличия растительной клетки, животной и грибной, закрепить знания об особенностях строения клеток представителей разных царств, научить связывать строение клетки с физиологическими процессами, протекающими в ней;

·       Развивающие:  продолжить развитие умений логически мыслить, обобщать, делать выводы, проводить аналогии; содействовать развитию самостоятельности, способствовать интенсификации учебного процесса, повышать мотивацию учения;

·       Воспитательные:  способствовать пробуждению интереса к изучаемой дисциплине.

 

  2. Обеспечение занятия: инструкции для студентов, таблица «Строение клетки», видео-файлы «Строение ядра и органоидов», презентация «Строение клетки», тесты.

 

 3. Порядок выполнения:  

3.1. Отработка терминов и понятий.

3.2. Изучение особенностей строения клеток, заполнение таблицы, вывод.

3.3. Выполнение тестового задания.

 

 4. Схема отчета:

4.1. Тема и цель занятия.

4.2. Ответы к заданиям.

4.3. Ответы тестового задания.

 

 5. Анализ преподавателем выполнения работы.

6. Рекомендуемая литература:

1.    Биология под редакцией академика РАО Н. В. Чебышева А. А.  Москва «Академия» 2010г.

2.    Каменский, Е. А. Криксунов  «Общая биология 10-11 классы». Москва, «Дрофа»  2012.

 

Практическое занятие №1

 

Изучение строения растительной и животной клетки под микроскопом.

Цель работы: изучить особенности строения клеток различных организмов, сравнивать их между собой, выявить причины сходства и отличия в строении клеток растений, животных и грибов.                                                 Оборудование: таблица «Строение клетки»

Ход  занятия:

A.  Закончите предложения:

1. Синтез белков происходит на…

2.Система мембран, разделяющих клетку на отдельные отсеки, в которых протекают реакции обмена веществ, называ­ется...

 3.    Внутренние    мембранные    структуры    хлоропластов называются ...

4.  Структуры, обеспечивающие движение клеток, называ­ются ...

5.  Стопки мембранных цилиндров, пузырьков, в которые упаковываются синтезированные в клетке вещества, - это...

6. Клеточная структура, содержащая генетический матери­ал в форме ДНК, называется...

7. Регуляция поступления веществ в клетку осуществляет­ся с помощью...

8.  Двумембранные органеллы клетки, где идет запасание энергии в виде молекул АТФ, называются...

9.  Одномембранные структуры с продуктами обмена, ха­рактерные для растительных клеток, называются...

 10. Органеллы клетки, в которых осуществляется синтез сахара, называются...

11. Пористая структура из целлюлозы, придающая клетке прочность и постоянную форму, называется...

12. Одномембранные структуры с фер­ментами, осуществляющими расщепление веществ, называют­ся...

13. Складки мембраны митохондрий, увеличивающие об­щую площадь поверхности, называются...

14.  Основное полужидкое  вещество клетки, в котором находятся все органеллы, называется...

15.  Полые цилиндры, состоящие из микротрубочек и уча­ствующие в делении клетки, называются...

B.   Рассмотрите клетки, сравните их между собой.

Заполните таблицу

«Особенности строения клеток разных царств живой природы»

№ п/п

Название Царства

Особенности строения клетки

1.

Растения

 

2.

Грибы

 

3.

Животные

 

 

C.     Сделайте вывод, ответив на вопрос:  Каковы причины сходства и различия клеток разных организмов?

D.     Решите свой вариант тестового задания.

Тесты можно посмотреть здесь

E.      Домашнее задание: выучить лекцию «Обмен веществ и энергии в клетке»

 

 

lidijavk.ucoz.ru


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта