Стилизация растений с помощью геометрических фигур. 16 Стилизация в декоративной композиции

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Занятие по рисунку - Роза, стилизация. Стилизация растений с помощью геометрических фигур


16 Стилизация в декоративной композиции » СтудИзба

Лекция 16. Стилизация в декоративной композиции

 

Стилизацией называется прием творческой переработки художником окружающей действительности и внесения в нее собственных эмоциональных переживаний.

Стилизация представляет собой декоративное обобщение изображаемых объектов с помощью ряда условных приемов изменения формы, объемных и цветовых отношений.

В декоративном искусстве стилизация – метод ритмической организации целого, благодаря которому изображение приобретает признаки повышенной декоративности и воспринимается своеобразным мотивом узора.

 

Стиль – наиболее общая категория художественного мышления, характерная для определенного этапа исторического развития.

 

Стилизацию можно разделить на два вида:

1.                  Внешняя, поверхностная, не имеющая индивидуального характера. Например, декоративное панно, выполненное в стиле хохломской росписи.

2.                  Декоративная, в которой все элементы подчинены условиям уже имеющегося художественного ансамбля. Например, панно в стиле барокко подчиняется интерьеру в таком же стиле.

 

Качества декоративной стилизации:

  1. Абстрагирование;
  2. Архитектоничность (построение системы связей отдельных частей в единство произведения).

 

Цель творческой стилизации в ДПИ (интерпретации) – создание нового художественного образа, имеющего повышенную выразительность и декоративность и стоящего над природой, реальными объектами окружающего мира.

Общие черты, возникающие в процессе стилизации у объектов и элементов декоративной композиции:

- простота их форм,

- обобщенность и символичность,

- эксцентричность,

- геометричность,

- красочность,

- чувственность.

 

Стилизация в орнаменте

Основной характеристикой ДПИ является присутствие орнамента. Он возник в эпоху палеолита при переходе человека к оседлому образу жизни.

Слово орнамент в переводе с латинского означает «украшать», однако неверно орнамент сводить к простому украшательству. С давних времен орнаментальные рисунки на предметах домашнего обихода были символами, знаками, за которыми стояло определенное восприятие окружающего мира. Извилистая линия была символом воды – необычного вещества с таинственными свойствами, одной из первых стихий мира. Кружок – солнечный знак, олицетворявший силу, которая дарила жизнь всему. Крест был оберегом, противодействующим силам зла. Орнамент с подобными знаками придавал вещи особый смысл, погружал ее в мир представлений человека об окружающем.

Почти во всех древних культурах орнамент включал в себя подобные символы, несущие глубокий смысл. Их форма изменялась в зависимости от культуры. В некоторых случаях до смысла такой символики легко добраться, в других случаях знаки ревностно хранят свою тайну. Однако человечество взрослело, и время веры в мистическое значение древних символов и в их реальную силу проходило.

Мы знаем о древних мифах, но не верим в них. С утратой веры в магическую силу знаков из орнамента стал уходить их сокровенный смысл. Они стали элементом декора. Благодаря этому неверию в орнаменте нового времени появляется современная символика, которой насыщен окружающий мир.

Последняя успешная попытка вдохнуть в орнамент новую жизнь была предпринята в конце 19-начале 20 веков в период модерна. Художники-модернисты предприняли усилие в создании собственной символики и реализовали рожденный ею мир на своих полотнах. Орнамент играл в их картинах не только вспомогательную роль красивой рамки, он органично вплетался в сюжет, заполняя все свободное живописное пространство, оживляя пустоту, вплетаясь в узоры одежды и локоны причесок. Возможно, именно по этому произведения модерна до сих пор притягивают (Врубель, Сомов, Билибин, Климт).

Орнамент – основное средство оформления произведений ДПИ. Характерная черта всякого орнамента – неразрывная связь с материалом, с общими тенденциями развития искусства на соответствующем отрезке времени. Совокупность орнаментов, которыми оформляют различные предметы и которые являются неотъемлемой частью последних, достаточно полно определяют художественный стиль своего времени. Орнамент является элементом стиля, дающим представление о той или иной исторической эпохе, которой он принадлежит. Стиль – это сложившаяся система художественных средств, обусловленная единством идейных взглядов общества, он охватывает все виды искусства. Стиль – это единство художественных средств и единая идейная программа , содержание и форма в каждом стиле выступает как идеальное целое.

 

Классификация орнаментов:

1.                      геометрический;

2.                      растительный;

3.                      каллиграфический;

4.                      фантастический;

5.                      астральный;

6.                      пейзажный;

7.                      зооморфный;

8.                      антропоморфный;

9.                      предметный.

 

Приемы построения орнамента:

 

1.                      переносный

2.                      ярусный

3.                      вращение

4.                      зеркальное отражение.

 

Принципы и методы стилизации

Чтобы яснее и более чувственно отобразить сущность стилизуемого объекта, от него отделяется и из него убирается все ненужное, лишнее и второстепенное.

В основе всех видов и методов стилизации природных объектов лежит единый изобразительный принцип – художественная трансформация реальных природных объектов с помощью различных средств и приемов.

Художественная трансформация природных объектов имеет главную цель – превращение реальных природных форм в стилизованные или абстрактные, наделенные выразительностью и эмоциональностью такой силы, яркости и запоминаемости, которые недостижимы в реалистических изображениях. Поэтому стилизация и абстракция изображения тесно связаны с его экспрессивностью (выразительностью).

Стилизованные изображения объектов животного мира издавна используются как элементы орнаментов, но чаще объединяются в общую композицию с растительными формами или становятся частью стилизованных пейзажей.

Для стилизованных натюрмортов специфичным требованием является необходимость добиваться прежде всего полного единства группы изображаемых объектов, используя для этого группирующие законы и принципы визуального восприятия. Единство и гармония в натюрморте заставляют организовывать доминанту композиции.

 

Цвет в стилизованной композиции

Декоративной стилизации свойственны условные цветовые отношения, локальное и контрастное использование цвета, мозаичность.

Цвет каждого отдельного объекта декоративной композиции и ее общий колорит необходимо подбирать так, чтобы выгодно подчеркнуть и усилить стилизационный эффект.

Цвет стилизованного объекта может  быть объективным (чаще всего локальным) или субъективным (нереалистичным). Последний прием используется главным образом в двух случаях:

1.      создание или увеличение декоративности композиции;

2.      передача определенного эмоционального содержания композиции.

Качество и эффектность художественного использования цвета в декоративной композиции оцениваются с помощью понятия «экспрессия цвета».

В большинстве методов создания экспрессии цвета и общего колорита в абстрактной композиции используется предварительная разбивка абстрактного контура рисунка на визуально интересные цветовые области и участки (чаще всего от 20 и более). При этом визуальный интерес должен возникать во всех случаях, когда на картинной плоскости наряду с общим единством композиции представлено разнообразие форм, размеров и цвета.

 

studizba.com

4. Стилизация

Рис. II.3.24Это упражнение можно назвать итоговым. Если вы возьмете любимую вашу картину и при помощи штриха попытаетесь передать тоновые отношения и эмоциональное воздействие на зрителя. Линии здесь переданы коротким плотным штрихом. Не ровные края линии придают живописный эффект. Стоит обратить внимание на плановость при смене формы. Вверху на светлом фоне впереди темные листья, а внизу, на темном фоне, выделяется светлое пятно стола и аквариума или банки.Рис. II.3.25

Пуантализм. Довольно таки прогнозируемая техника, требующая большой усидчивости и значительного количества времени. В этой технике очень важно подобрать диаметр точки, который зависит от перекрываемой площади плановости и плотности данного участка.

II.4. Тема 4.

Стилизация.Очень важный и разнообразный раздел. Мы будем рассматривать несколько видов стилизации. Сейчас речь пойдет о стилизации строительных, особенно отделочных материалов. Для этого необходимо рассмотреть предмет, выделить характерные черты, а остальные отбросить т.к. они являются несущественными. Все выделенные характерные черты показываются в наиболее упрощенной форме. Возьмем самый простой пример и попробуем стилизовать кирпичную стену. Начнем с самого кирпича. Кирпич возможно показать как вытянутый прямоугольник. Кирпичная кладка означает соединения кирпичей при помощи раствора, и, в основном, здесь будут превалировать горизонтальные линии, ряды. Вертикальные линии будут разбиты перевязкой. Теперь все зависит от масштаба. При увеличении масштаба изображение уменьшается. Допустим нам необходимо показать стену кирпичного дома. И мы покажем ее параллельными линиями (ранее мы обратили внимание на то, что это будет основная линия). Сам же кирпич относительно стены смотреться вовсе не будет, мы будем видеть параллельные ряды. Тени, падающие в швы между кирпичами, могут быть неоднородным и это на большом расстоянии (увеличение масштаба) будет выглядеть как рыхлая, неоднородная поверхность. Именно это у нас и выйдет, если параллельные линии мы проведем полувысохшим фломастером. Если мы приблизимся, мы увидим более четкие ряды, и поэтому их можно показать одинарной параллельной линией, символизирующей ряды кирпича. При еще большем рассмотрении линия может быть двойной. Уже возможно показать раствор, однако заливать или заштриховать его нельзя (если заштриховать, то только фрагментально). Нельзя загромождать и утяжелять рисунок. Иначе главным у нас выйдет кирпичная кладка, вовсе не стена, которую нам необходимо было показать. Если нам придется показать фрагмент интерьера, допустим светильник на стене, мы сразу должны разделить предметы на главные и второстепенные. Светильник будет главным, а стена (кладка) будет фоном. Поэтому рисунок светильника необходимо выделить линией и штриховкой, а кирпичную стену мы покажем легко. каждый кирпичик отдельно, укажем, что есть место для раствора, но только тонкой линией, иначе внимание со светильника переключится на стену. при деталировке вовсе необязательно весь участок разлинеивать под кирпич. Возможно «облегчить» рисунок и, в зависимости от композиции, показать все фрагментами.

Надеюсь, теперь общий смысл стилизации стал более ясен. Выбираются наиболее характерные черты для данного предмета и показываются в наиболее упрощенной форме в зависимости от композиции, масштаба и общего графического решения. Архитектору очень важно показать не только саму форму, но и указать из каких материалов она будет выполнена. Однако, нельзя перегружать деталировкой форму, так можно потерять и основной замысел. В общем, тема интересная и весьма тонкая. Необходимо добиться реальности изображения, не перегрузив рисунок и не потеряв основной идеи. Все необходимо сделать наиболее простыми средствами.

^ четко соотносятся с фигурой человека. Человек очень хорошо знает габариты своего тела. И не нужно обладать специальными знаниями, чтобы определить хотя бы приблизительные размеры формы, если рядом будет нарисована фигура человека. Фигура должна быть четкой и ясной, выполняется в общей графической манере и должна вписываться в рисунок и не претендовать на главную роль. Главное - это форма и размеры (масштабность). Поэтому главное правильно стилизовать фигуру, верно передать пропорции в простой графической манере, без детализации. Не забывать о масштабе. Чем дальше будет находится фигура, тем меньше деталей. затем покажем просто силуэт, а еще дальше силуэты могут слиться (если у нас будет показано несколько рядом стоящих фигур).

Очень важно грамотно стилизовать зеленые насаждения. Механически копировать во всех деталях деревья не следует. Наоборот, их необходимо упрощать, иной раз доводя форму до простых геометрических фигур. Вводить их в общий композиционный замысел нужно осторожно. Как правило деревья служат фоном для архитектурной формы, служат пятнами для равновесия и в то же время показывают среду, в которой будет находиться наша форма. Там, где форма динамична, наделена сложными деталями, зеленые насаждения уравновешивают ее простыми, геометрическими формами. И наоборот, там, где форма слишком лаконична следует применять более вычурные формы зеленых насаждений.

^ . Характерные изменения линии ствола и веток заключается в их утончении. Чем дальше ствол от корней, тем тоньше он становится. Тоже происходит и с ветками. Чем дальше они от ствола, тем они становятся тоньше. Только ветви еще и раздваиваются. И на границе кроны они сильно учащаются, становятся плотнее. Общее соотношение ствола и кроны определяет форму дерева. Для тополя характерными являются вертикальное направление ветвей, для ели – горизонтальное, а для ивы – обвисающие ветви. Следующее упражнение состоит в том, чтобы нарисовать определенную породу дерева, а затем стилизовать его (см. рис. II.4.1, II.4.2, II.4.3, II.4.4). Следующее упражнение – это прередача одного и того же дерева при помощи различных видов штрихов. Чем больше вариантов Вы разработаете сейчас, тем легче выработать общую манеру подачи в дальнейшем. (рис. II.4.5.)

Рис. II.4.6Смысл данного упражнения (рис. II.4.6.) состоит в том, чтобы подать деревья, небо и землю в единой графической манере. Разобьем свой лист на 8 прямоугольников и в каждом из них нарисуем контур одних и тех же деревьев. Теперь попробуем изобразить деревья, небо и землю, используя какие-либо общие элементы. Допустим, в первом рисунке небо и земля связаны параллельным штрихованием, во втором – сочетается параллельное штрихование и заливка. Всмотритесь внимательно: во всех изображениях вы обнаружите общие элементы. Рисунок II.4.7. Очень важное упражнение. Здесь покажите дерево одной породы на фоне дерева другой породы. Контрастом выделяются ровные воздушные линии на фоне плавных воздушных линий. Очень хорошо работают волнистые линии в сочетании с заливкой. Они присутствуют практически везде: в небе, на земле, в изображении ствола ближнего к нам дерева и объединяют рисунок единой манерой графической подачи. Даже утолщенные линии на заднем плане на этом фоне смотрятся заливкой. Обратите внимание на стыковку прямой воздушной линии и заливки. В общем то можно было начать заливку от карандашной линии контура кроны. Однако автор слегка отступил и провел параллельную линию, от которой и началась заливка и «воздушная» линия облаков. Этот прием дал нам белую линию, которая оторвала крону дерева от облаков и значительно повлияла на плановость. В дальнейшем мы неоднократно будем использовать данный прием.Рис. II.4.8

Рис. II.4.9

Зеленые насаждения являются не только фоном. Они могут подчеркивать архитектурную форму и улучшать ее восприятие. Архитектурная форма будет легче восприниматься на контрасте. Для начала попробуем разобрать работу дуги. Направление движения будет указывать «стрела в луке» (рис. 86). Дуга может иметь различную кривизну и различные опорные точки. В рис. II.4.9. показан вытянутый фасад архитектурной формы. Сферическое перекрытие указывает на движение вверх. Теперь посмотрим на зеленые насаждения, находящиеся над фасадом. Это элементы дуги, направленные вниз. Т.е. выбрано контрастное направление. Как мы уже говорили ранее фасад слегка вытянут, значит развитие горизонтальное. Возьмем контрастное направление и направим наши деревья вверх. Стволы деревьев перед фасадом и за ним дают хорошую вертикаль. Теперь важно правильно расположить кроны. Они будут подчеркивать дугу, направленную вниз. Это и называется расположение зеленых насаждений на контрасте с архитектурной формой.

Рисунок II.4.8. выполнен по тому же принципу.

Рис. II.4.10Рис. II.4.11Рассмотрим рисунок II.4.10. Излом крыши объекта указывает на направление движения данной формы вверх. Зеленые насаждения выдерживают дугу с направлением движения вниз. Угловатость форм объекта подчеркивается двумя контрастными круглыми кронами деревьев. Композиционным центром нашей формы является вход. Дверь выделена заливкой и находится на пересечении двух осей, вертикальные (труба) и горизонтальные (цоколь).Рисунок II.4.11. Для того чтобы увидеть контраст в этой композиции, вспомните правила, рассказанные о наклонных линиях. Здесь показываются два противоположных направления. Монумент дает движение вверх, а деревья вниз. Это хорошо подчеркивается формой крон деревьев. Обратите внимание, городская среда дается контуром, без детализации. Только справа указана этажность параллельными линиями. Эти линии в совокупности с небом и камнями значительно уравновешивают рисунок.

Рис. II.4.12

Для дальнейшей работы необходимо ознакомиться с изображением некоторых видов строительных материалов. В этом упражнении иллюстрируется стилизация обработанного камня и показаны некоторые виды кладки из этих камней.

Рис. II.4.13

Данное упражнение заключается в имитации материалов и зеленых насаждений на генплане. Дорожки выполнены из различных видов камней. Сами камни выполнены двумя линиями, толстыми, с теневой стороны, и тонкой со стороны света. Это придает некую объемность предметам. Показывается падающая тень от деревьев и от бордюрных камней, при помощи заливки. Однако в тени ничего не пропадает. Предметы показываются белой линией и изображение становится более привлекательным (выглядит гораздо легче). Интересно показана тень, падающая от бортика бассейна на камень. Бликующая вода показана штриховкой под острым углом. Только угол пересечения линий следует брать более острым.

Рис. II.4.14Рисунок II.4.14. Это изображение перегружено деревьями и смотрится весьма монотонно. Угнетает одна толщина линии. Не «вытягивают» падающие тени. Хотя есть очень интересные моменты. Весьма приятно смотрится свободная планировка дорожек. Хорошо работает белая линия, разделяющая крону деревьев, газон и падающие тени. Мы уже рассматривали этот прием в рисунке II.4.7. Рисунок II.4.15. Обратите внимание на изменение угла штриховки при показе воды. Здесь дан наиболее острый угол, чем в предыдущих упражнениях. Чем меньше угол, тем сильнее рябь. Кроны деревьев отделяются от газона и падающей тени белой линией. Сплошная черная тень воспринимается весьма грубо и тяжело.

Рис. II.4.16 Рис. II.4.17 Рис. II.4.18Рис. II.4.19 Рис. II.4.20Для того, чтобы возможно было определить размер архитектурной формы рядом с ней необходимо показать фигуру человека. Человеческая фигура должна быть стилизована и подана в той же графической манере, что и форма. Поэтому вам необходимо стилизовать человеческую фигуру в различных техниках. Данные упражнения направлены именно на это (рис. II.4.16. – II.4.20.). Берется один набросок или фотография и делается как можно больше в стилизаций. Чем больше и разнообразнее стилизаций вы выполните, тем увереннее будете себя чувствовать при выборе общей подачи фигуры человека и архитектурной формой. Очень важно сохранять пропорциональность человеческой фигуры.

Рис. II.4.21

Рис. II.4.22Для того, чтобы правильно разместить фигуру человека на вашем рисунке необходимо выучить несколько самых простых правил. Их очень мало и все они начинаются со слова «нельзя». Нельзя размещать фигуру человека на оси. Любой оси, на оси симметрии, оси конструкции, оси двери, оси окна, и т.д. Нельзя закрывать углы вашей формы фигурой человека. На рисунке II.4.22. собраны все нельзя и одна фигура с желательным расположением рядом с нашей формой. Этого вполне достаточно, чтобы приблизительно разобраться с размерами. Тоже происходит и с зелеными насаждениями. Их нельзя показывать на осях и углах архитектурной формы. Желательно выбирать крону деревьев контрастной к преобладающим линиям архитектурного объекта. Иначе, основные линии объекта и кроны могут совпасть (рис II.4.21). Не стоит показывать фрагменты деревьев за формой. Создается впечатление, что деревья рас тут прямо из формы или форма стоновится стволом дерева (рис. II.4.22).

Рис. II.4.23

Рис. II.4.24При работе с перспективой существует одно незыблемое правило. Исходя из того, что мы будем изображать человека среднего роста, их глаза тоже будут на одной высоте, приблизительно 168 см. Где бы изображение фигуры не было нарисовано, голова всегда будет на линии горизонта. При условии, что человек стоит на земле.

Рис. II.4.24

Рис. II.4.25Рисунок II.4.24. Изображение группы людей на перспективном рисунке. Очень важно, чтобы головы людей находились на линии горизонта, приблизительно 168 см. Расставляя фигуры, вы должны помнить о равновесии общей композиции. Так же необходимо перейти от минимальных деталей на первом плане к силуэтам на дальнем. В общем, это очень хороший и «легкий» рисунок. Обратите внимание на углы, засечки, на продолжении линии вне формы. Это придает ощущение легкости и развития.

Рис. II.4.26

Рис. II.4.27Рисунок II.4.26. Обратите внимание на легкость стилизации строительных материалов. Шифер, кирпич и стекло поданы легко и гармонично. Красиво выглядят два дерева на первом плане, а вот на дальнем плане, особенно слева, не вписываются в общую манеру подачи. Желательно расширить газон на первом плане, тогда на рисунке подчеркнулась бы перспектива (дорожка вместе с газоном). И еще больше выдвинулась бы фигура на первом плане. Очень интересное изображение человека. На первом плане видны некоторые детали. На дальнем, рядом с автомобилем, фигура дана силуэтом, что только подчеркивает глубину изображения. Рисунок II.4.27. На данном рисунке линия горизонта находится ниже объекта. Сам объект расположен на холме. Фигура человека на первом плане только подчеркивает пространство, но не масштабность. На данном рисунке очень хорошо, легко, передан материал, из которого построен дом. Правильно выбранная графическая манера только подчеркивает объект, выполненный в деталях, с применением падающих и собственных теней со стилизацией материалов Объект является композиционным центром. Антураж же выполнен в линиях, очень легко и не отвлекает внимания, хотя явно дает понять в каких природных условиях расположен наш дом. Обратите внимание на линии, ограничивающие дорожку. Очень интересно решен перепад высот.

Рис .II.4.28.В данных упражнениях по стилизации строительных материалов очень важно показать освещенную и теневую стороны одного и того же материала. Очень пригодятся упражнения выполненные ранее в разделе штрих. Обратите внимание на стилизацию дерева (рис. II.4.29). Здесь показаны собственная и падающие тени. С падающей тенью мы неоднократно сталкивались и выполняли ее техникой заливки, а вот с собственной тенью придется потрудиться и выполнить упражнение в разделе «Штрих». Уплотнение тона происходило за счет сокращения промежутка между штрихами и сокращением длины самого штриха. Возможен так же вариант, показанный в данной композиции. На основные линии передающие характер того или иного материала накладывается какой либо простой штрих. Он вовсе не будет скрывать основные линии, передающие фактуру материала, а будет как бы прозрачным (рис. II.3.22 - дерево). Часто это параллельное штрихование. В данном случае выбран пуантализм.

Рис .II.4.30.

Рис .II.4.31.

Это упражнение по стилизации стройматериалов. В данном случае – это стекло. Из-за неровности стекла на нем часто появляются блики на выпуклых частях. Они показываются параллельным штрихованием. Само стекло имеет толщину. Мы покажем ее сплошной тонкой линией с теневой стороны и воздушной линией со стороны света при помощи параллельного штрихования.

Вы наверняка наблюдали за бликами и заметили, что они настолько ярки, что изображение в них исчезает, а вот между бликами может появиться. Блики возможно показать сплошной тонкой линией или воздушной, если за стеклом необходимо изобразить какие либо предметы. Дальше события могут развиваться в нескольких направлениях. Первое и самое простое – это сохранение размеров, только ослабление тона и смещение линий покажут нам, что между предметом и нашими глазами будет стекло. Обратите внимание на закругленные линии рядом с краем стекла. Таким образом хорошо показывается толщина стекла. Второй вариант – это набор тона и увеличение размеров. Это происходит в случае, когда стекло работает как линза. Либо перед нами очень толстое стекло, либо аквариум. Смещение линий, уплотнение тона и показ толщины стекла остаются из первого упражнения.

Стекло можно показать и более простым способом. Просто параллельным штрихованием и необязательно от линии к линии. Хорошо воспринимается стекло, переданное при помощи заливки. В композиции по стилизации отделочных материалов (рис. II.4.31) хорошо показано стекло, дерево и необработанный камень. Хорошо поданы теневые и освещенные части материалов. Главное сохранить направление и характер линии. Не забывать упражнение по пересечению одной линии полей: белого и черного.

Рис .II.4.32.

Рисунок II.4.32. Интересные упражнения по стилизации строительных материалов. Разборку этого рисунка начнем с пятен. Темное интенсивное заштрихованное пятно фасада бросается в глаза на белом фоне. Очень хорошо, легко передан кровельный материал. Не вызывает сомнения материал из которого выполнены стены и цоколь. Правильно выбран способ стилизации стекла. Присмотритесь как решена падающая тень на стекле. Решение падающей тени на стене весьма трудоемкая работа, но результат оправдывает затраченные усилия. Внимательно рассмотрите стыковку деревьев и фасада. С левой стороны темный тон дерева стыкуется со светлой вертикалью фасада. С правой – темное дерево стыкуется с более светлой крышей. Внизу ровная линия темной стены сама по себе отрывается от белого фона. На этом рисунке очень хорошо передаются чередования белых и темных пятен. Свет, тень, свет ….

Рисунок II.4.33а показывает красоту и замысловатость рисунка дерева. Такие рисунки очень пригодяться для передачи деталей интерьера.

Рисунок II.4.33б. Один из возможных вариантов передачи каменной кладки. Очень хорошо использывать в «легких» рисунках или в изображении какой либо формы на дальнем плане. Рис .II.4.34Стекло Металл

Рис .II.4.34а Рис .II.4.34бВ этом упражнении применяется техника, упрощающая передачу материалов в тени. Упражнение заключается в следующем. Все теневые части заливаются черными чернилами, а затем сверху белой гелевой ручкой или перьевой ручкой и белой гуашью наносится рисунок, показывающий тот или иной материал. Из-за слабых кроющих свойств линии могут выглядеть серыми, а не белыми. Иногда это помогает восприятию. Но в любом случае, попытайтесь удержаться и не обводите одну линию дважды. Нарушается строгость линии.

Рисунок II.4.34а. Передача любой глянцевой поверхности. Эта подача может подойти к стилизации черного гранита или металла. В любом случае данный рисунок можно свести к заполнению плоскости параллельными линиями.

Рис .II.4.35. Рис .II.4.36.

Рис .II.4.37. Рис .II.4.38.Стилизация транспорта необходима для демонстрации некоторых архитектурных форм. Транспорт не может являться объектом для масштабности, однако в некоторых случаях он усиливает восприятие объекта. В данном случае показана этапность изображения остановки городского транспорта. Рис. II.4.35 – общая компоновка объекта на листе. Набор тона и обозначение городской среды - II.4.36 и II.4.37. Обратите внимание на линии, создаваемые кронами деревьев. Они указывают на наш объект. Городской транспорт, автобус показан легко с достаточной степеню проработки без особо активних пятен. Присутсвие транспорта обязано только дополнять рисунок, а не занимать главенствующую роль в рисунке. Помните, главное – это ваша архитектурная форма и не стоит уклоняться от общего замысла ради красивой картинки автомобиля.Рис .II.4.39.В данных иллюстрациях не разбираются геометрические принципы построения отражения. Речь пойдет о тоне, штрихе, общей подаче и воспроизводимом впечатлении.

Отражение. Отражение – это один из эффектных моментов в подаче вашего рисунка. Отражение воспроизводит должное впечатление на зрителя и вам нужно этим пользоваться. Существует несколько способов передачи отражения и все они зависят от общей графической подачи. Для вас сейчас главное разобраться в основе передачи отражения, а затем в зависимости от ситуации применить свои знания.

Начнем с самой простой линейной подачи. Если у вас легкая подача Вашего рисунка таким же легким, линейным, должна быть подача отражения. В этом случае используется вертикальная штриховка. Во многих случаях линия и штриховка могут быть прерывистыми, т.е. линия, обрыв, линия. Воду можно показать одной, двумя извилистыми линиями. Особо усердствовать в передаче волн не следует, это отвлекает внимание зрителя и снижает восприятие рисунка (см. рис. II.4.41).

Рис .II.4.40.

Возможно передать отражение и заливкой. Но вы должны помнить правила, рассказанные в разделе «Заливка». Активное черное пятно слишком приковывает к себе внимание. В Показанном рисунке основную нагрузку несет отражение, а не предмет. Теперь нужно и предмет делать не менее активным, но важно не переусердствовать, иначе можно потерять основной замысел, да и предмет тоже. Это мы уже видели в разделе заливка (рис. II.2.19.). Детализованное отражение, как показано на рисунке II.4.39 применять возможно только при яркой и выразительной подаче объекта. Но во всех случаях необходимо помнить неизменное правило отражения. Любой отражающий материал будет выступать в роли «миротворца». Будут выравниваться белые и черные части формы, т.е. белое будет темнее, а черное наоборот будет светлеть. Рассмотрим несколько этапов при построении отражения (рис. II.4.42 – II.4.45). Первый этап – линейный (рис. II.4.42). Построим зеркально изображение объекта. Причем, сам объект будет показан более толстой линией, чем отражение. Затем покажем волны и внутри волны сделаем сдвижку линии в одну сторону, как мы уже делали при стилизации стекла. Сдвигать линию нужно на небольшое расстояние, иначе мы можем нарушить форму. Вообще будьте поаккуратнее с этими сдвигами. Они возможны при передаче отражений от простых форм. Если форма будет сложной, сильно сильно расчлененной, то такое отражение только усложнит восприятие. В зависимости от общей подачи этот этап можно считать уже законченным рисунком.

Рис .II.4.42. Рис .II.4.43.

Рис .II.4.44. Рис .II.4.35.Остается только утолщить разделительную линию между отражением и объектом. Второй этап – Разделение объекта и отражения по тону (рис. II.4.43). Вцелом, отражение никогда не будет таким ярким и контрастным как объект. Поэтому мы слегка заштрихуем отражение. Причем, внизу отражения штрих будет не таким густым и, возможно, даже прерывистым, т.к. эта часть отражения будет стремиться слиться с водой. В данном случае это белая бумага. Третий этап – набор тона (рис. II.4.44.). В зависимости от фактуры материала мы выбираем необходимый штрих и уплотняем тон объекта почти в полную силу. Оставим маленький запас для выравнивания тона. Затем приступаем к отражению. Белое у нас уже темнеет. Осталось набрать тон темных частей формы. Необходимо помнить, что они у нас будут светлее, чем на объекте. Поэтому набор будем осуществлять ручкой, оставляющей более тонкий след. Вполне возможно внутреннюю часть «волн» оставить осветленной. Теперь приступим к передаче воды. Воду набирать будем перекрестным штрихованием под острым углом. Необходимо правильно набрать тон. Вода будет гораздо темнее отраженных белых частей и светлее отраженных черных.

^

Перспективное изображение.

Методы построения перспективного изображения в данных указаниях не рассматриваются.

Мы рассмотрим общую композиционную картину. Начнем с взаимосвязи – точка зрения – линия горизонта – изображение объекта. Выбор т очки зрения зависит от того, какую часть пространства нам необходимо сделать более выразительной.

1. когда точка зрения поднята гораздо выше наших объектов, это называется перспективой с птичьего полета. Такая перспектива позволяет рассматривать целые архитектурные ансамбли, совмещая их с рельефом местности. Архитектурные сооружения рассматриваются в массах. Люди практически этого никогда не увидят (рис. 87).

Рис. 87

2. Перспектива с линией горизонта стоящего человека. Наиболее часто встречающееся изображение, дающее наиболее реальную картину обозреваемого пространства и окружающих форм. Именно так основная масса людей воспринимает окружающую среду (рис .88).

Рис. 88

3. Архитектурная форма находится выше линии горизонта. Такое возможно в двух случаях. Первый и основной - объект находится на возвышенности. Второй случай встречается реже. это фрагмент формы находящейся выше линии горизонта.

Рис. 89

Рассмотрим второе наиболее часто встречающееся сочетание, перспективное изображение формы с линией горизонта стоящего человека. Для начала попробуем правильно выбрать точку зрения О. рассмотрим обычный параллелепипед с разных точек.

Рис. 90

О1 – Первая точка выбрана не верно. Главная прямая линия проходит через ближайшее ребро. Точки схода от ребра находятся на одинаковом расстоянии (рис. 90).

Рис. 91О2 не дает реального изображения объекта. Полученное изображение слишком тяжелое. Сильное сокращение длинной стороны приводит к иллюзии о рассматриваемом объекте как о кубе (рис. 91).

Рис. 92О3 Наиболее удачно выбранная точка зрения. Дает более реальную картину объекта. Точки схода на разных расстояниях контраст в перспективном сокращении видимых поверхностей. Объект пропорционален.Попробуем закомпоновать перспективное изображение.

1. неверное размещение изображения закомпоновано строго симметрично, справа и слева равные расстояния (рис. 93).

А В А=В

Рис. 93

2. Неверно перед фасадом (лицом) нет воздуха (рис. 94).

Рис. 943. объект размещен верно, явная асимметрия, достаточно воздуха перед «лицом» и различные перспективные сокращения (рис. 95).

Рис. 95

4. Неверная компоновка. Линия горизонта делит наш лист на равные части (рис. 96).

АА=В

В

Рис. 96

5. Возможная компоновка. Линия горизонта поднята вверх. Объект находится на склоне. Увеличивается пространство перед фасадом (рис. 97).

АА

В

Рис. 97

6. Верно. Линия горизонта находится в нижней части листа (рис. 98).

Рис. 98

Р В

А

L

K

Q

OM

C

ассмотрим самый простой способ деления отрезка на пропорциональные части (см. рис. 98, 99). Допустим, у нас есть фасад какой либо формы (рис. 98). Рассмотрим рисунок внимательно. Вы уведете отрезок АВ и точки 1 и 2, из которых опущены перпендикуляры, делящие наш фасад на неравные части. Так же у нас имеются контуры перспективного изображения нашей формы (рис. 99). В начале определим, где будет находится отрезок АВ на перспективном изображении и обозначим его. Точка В будет на ближайшем к нам ребре. Проведем из нее линию Q параллельную линии горизонта над нашим отрезком АВ. Затем вернемся к фасаду (рис. 98). На любую бумажную ленту перенесем отрезок АВ вместе с точками 1 и 2. Получим А', 1', 2', В'. Совместим точки В' и В на перспективном изображении (Рис. 99) и на заранее проведенной прямой Q отметим точки 2', 1', А'. Далее проведем прямую через точки А и А' до пересечения с линией горизонта в т. М. Затем соединим 1' и 2' с точкой М. В местах пересечения с отрезком АВ мы получим искомые точки 1 и 2, делящие наш отрезок на пропорциональные фасаду части.

Попробуем разделить горизонтальный отрезок в перспективе на равные части (рис. 100). Допустим, нам необходимо изобразить телеграфные столбы. Нарисуем первый столб СВ и от его вершины и основания проведем линии построения в точку схода М, находящуюся на линии горизонта. Затем изобразим второй столб. Для того, чтобы дальнейшие столбы сохраняли одинаковое расстояние между собой необходимо выполнить следующее действие. Соединим основание первого столба в т. С с вершиной второго столба т. А. Затем вершину первого т. В с основанием второго. Т.е. мы провели диагонали в прямоугольнике, образованного линиями построения и первым и вторым столбами. В точке пересечения диагоналей мы получим геометрический центр прямоугольника т. О. Соединим т. О с т. М. Прямая пройдет через второй столб и в месте пересечения разделит его на равные части (т. 1). Далее проводим прямую через основание первого столба (т. С) и середину второго (т. 1) до пересечения с линией построения в т. L. Из нее опустим вертикаль и получим третий столб. Все последующие столбы строятся аналогично. Основания первого столба, середина второго, вершина третьего. Опускаем вертикаль и получаем новый столб.

А Б А Б

Рис. 101 Рис. 102 Рассмотрим рис. 101. Здесь мы видим циркульную арку. Проем арки или расстояние между опорами А и В равно стороне квадрата, в который вписана окружность, соединяющая опоры арки. Для построения арки нам необходимо построить квадрат, причем отрезок 1 – 3, делящий квадрат пополам должен соединять окончание опор А и В. Затем найдем геометрический центр квадрата пересечением диагонали. Он совпадет с центром окружности О. Точки 1, 2, 3 – места касания окружности и квадрата. Нижняя часть квадрата и окружности убираются. Остается только верхняя часть. Арка готова. Теперь построим тоже в перспективе (рис. 102). Вначале построим опоры А и В. Точкой 1 определим высоту опоры А. Из нее проведем линию в точку схода и на пересечении с опорой В получим точку 3, определяющую высоту опоры В. Зная, что расстояние между опорами равно стороне квадрата, а отрезок 1-3 делит квадрат пополам построим искомый квадрат. Диагоналями найдем геометрический центр квадрата О. Он же является и центром окружности. Осталось найти точку 2. Из точки О восстановим вертикаль до пересечения со стороной квадрата. Получим точку касания 2. Теперь по точкам 1, 2, 3 построим овал. Арка готова.

Рис. II.5.1.Итоговое упражнение на построение перспективного изображения моста стоящего в воде. Использовано построение арок, деление отрезка на пропорциональные части в перспективе. При помощи штриха переданы тоновые отношения между объектом и его отражением. Интересное и лаконичное построение данного рисунка обусловлено композицией и качеством графики.

Список литературы:Архитектурное черчение / Пер. со словацкого Я. Антал, Л. Кушир, И. Сламень, Б. Гавранкова. – Киев.: Будывельник, 1980. – 128с.Штейнберг А.Я. Методы и инструменты архитектурного проектирования. – Киев.: Будывельник, 1977. – 104 с.Художественное проектирование: Учеб. Пособие для студентов пед. Ин-тов по спец. № 2109 «Черчение, рисование и труд» / Б.В. Нешумов, Е.Д. Щедрин, Г.Б. Минервин и др.; Под ред. Б.В. Нешумова, Е.Д. Щедрина. – М.: Просвещение, 1979. – 175с., ил.

mir.zavantag.com

Основы композиции

Основы композиции- что такое композиция и как ее понимать. Постараемся затронуть как можно больше аспектов вопроса композиции в декоративно- прикладном и изобразительном искусстве. О композиции в рисунке мы говорим здесь- композиция в рисунке.

Представьте, что перед вами плоскость листа, абсолютно не заполненная какими- либо элементами изображения. Проще сказать- чистый лист. Как он нами воспринимается? Естественно, плоскость листа не несет никакой информации, она воспринимается нами как бессодержательная, пустая, не организованная. Но! Стоит только нанести на нее любое пятно, или линию, штришок и- эта плоскость начинает оживать. Это значит, что наши изобразительные элементы, любые- пятно, линия, штрих- вступают с ней в пространственную связь, образуя какую- либо смысловую завязку. Проще сказать- плоскость и любой элемент на ней начинают взаимодействовать, вести диалог между собой, и начинают нам о чем- то "рассказывать".

Так мы получаем самую примитивную композицию, которую даже трудно таковой назвать, но это уже она.

Дальше. У нас с вами есть один универсальный инструмент, дарованный нам природой, это- наши глаза, наше зрение. Так вот, наш глаз видит и воспринимает окружающий нас мир в пропорциях и соразмерностях. Как это понимать? Наше зрение способно чувствовать гармонию, и то, что не гармонично. Наш глаз способен находить разницу между несоответствием размеров отдельных частей и всего целого, или наоборот- видеть полное соответствие. Зрение способно ощущать сочетания цветов, которые не раздражают глаз или наоборот- могут оказаться абсолютно дисгармоничны. Скажу больше, наше природное чутье уже с самого начала, хотите вы этого или нет, стремится к ощущению гармонии во всем. И подсознательно обязывает по ощущению компоновать предметы и их части так, чтобы ни одна часть композиции не оказалась чужеродной или несоразмерной. Надо только научиться прислушиваться к своим ощущениям и понимать, каким способом добиться гармоничности, то- есть, составить хорошую композицию. Любую.

Идем дальше. Возьмем какую- либо форму, например- круг и попробуем поразмещать его в различных местах плоскости листа. Мы можем увидеть, почувствовать- что в одних случаях он будет занимать более устойчивое положение, в других- неустойчивое. Рисунок слева: смотрите как работает наше зрение- казалось бы, для круга наиболее устойчивое место- это совпадение его центра с геометрическим центром плоскости листа (проведя линии- диагонали из угла в угол листа мы получаем центр листа на пересечении этих линий). Однако, это не все. Из- за оптической иллюзии (глаз несколько переоценивает верхнюю и недооценивает нижнюю часть плоскости) круг воспринимается слегка сдвинутым вниз. Чувствуете, как круг как- бы притягивается к основанию квадрата? Круг не чувствуется отчетливо ни по середине, ни ниже, и от этого происходит непонимание его положения, ощущается дисгармония. Как добиться гармоничности? В каком положении должен оказаться круг, что- бы мы воспринимали его в плоскости листа гармонично? Естественно, его нужно немного сместить вверх. Смотрите рисунок справа. Чувствуется устойчивое положение круга? Он занимает в квадрате точно свое место. Таким образом, наша простейшая композиция будет являться более гармоничной, а значит- более правильной. Понимание: плоскость и предмет образуют некую условную пространственную связь, которую мы можем корректировать.

Дальше..

Наша плоскость изначально имеет некую условную структуру, даже если на ней пока нет ни одного элемента. Плоскость можно расчленить на оси- горизонтальные, вертикальные, диагональные. Мы получаем структуру- смотрите на рисунок слева. В центре плоскости (геометрическом центре) все силы этой скрытой структуры находятся в состоянии равновесия, и центральная часть плоскости воспринимается активно, а нецентральные части- пассивно. Так мы ощущаем. Такое восприятие условного пространства, так стремится найти покой наше зрение. Понимание это довольно условно, но верно.

Глаз стремится увидеть гармонию в том, что наблюдает- определяет центр нашей композиции, который для него кажется активнее, все остальное- пассивнее. Это то, что может нам дать только изучение одной чистой плоскости листа. Более того, это то, что может нам дать только изучение одной квадратной формы плоскость листа. Но принцип один и тот- же. Это то, что касается структуры плоскости листа.

Но этого было- бы совсем недостаточно- расчленять плоскость или составлять композицию из одного элемента на листе. Это скучно и никому не нужно, ни вам, ни зрителю. Всегда есть больше, разнообразнее и намного интереснее.

Теперь попробуем составить еще одну композицию, но уже с несколькими участниками. Смотрите рисунок слева. Что мы видим, что мы ощущаем? А мы ощущаем, что наша композиция не гармонична, потому как отдельные части ее не уравновешены. Предметы сильно смещены влево, оставляя пустое, ненужное, незадействованное в композиции пространство справа. А глаз стремится всегда все уравновешивать и добиваться гармонии. Что здесь нам нужно сделать? Естественно, уравновесить части композиции, чтобы они гармонично составляли одну большую композицию и являлись частью одного целого. Нужно сделать так, что- бы нашему зрению было комфортно.

Смотрите на рисунок справа. Вот так вам чувствуется гармоничнее? Думаю да. Что это значит? При визуальном восприятии элементов и плоскости листа и при анализе их связей: ощущается воздействие внутренних сил структуры плоскости на характер поведения изобразительных элементов. Что это значит? Наши учавствующие в композиции элементы взаимодействуют с условными диагональными, вертикальными и горизонтальными осями плоскости. Мы добились устойчивого зрительного равновесия всех компонентов композиции относительно геометрического центра. Даже если ни одна фигура здесь не находится по середине, они уравновешивают друг друга, образуя вместе центр там, где зрение этого ожидает, по этому и смотреть на этот рисунок более комфортно чем на предыдущий.

А если добавить еще несколько элементов, то в таком случае они должны быть несколько слабее по размеру или тону (или цвету) и в определенном месте, что- бы визуально не сбивать геометрический центр композиции, иначе придется менять расположение элементов, что- бы добиться гармоничности снова, то- есть, гармоничного восприятия. Это что касается понятия- геометрический центр композиции, который мы с вами сейчас ввели в изучение.

Всегда нужно стремиться к устойчивому зрительному равновесию всех компонентов композиции в различных ее направлениях- вверх и вниз, вправо и влево, по диагонали. И композиция должна быть гармоничной с любого положения, в любом повороте- переверните свою композицию верх ногами, или на 90 градусов, она должна быть также приятно просматриваться, без какого- либо намека на дискомфорт. И проще считать, что геометрический центр композиции находится на пересечении диагональных линий или немного выше, именно в этом месте глаз после просмотра самой композиции, какая- бы она ни была, в конечном итоге останавливается и находит "отдохновение", успокаивается имено в этом месте, даже если на нем нет никакого предмета. Это условное место. И гармоничной композицией считается та, когда больше не требуется ни вносить новых элементов, ни убирать какой- либо из нее. Все учавствующие в целостной композиции действующие "лица" соподчинены одной общей идее.

Основы композиции- статичное равновесие и динамичное равновесие

Композиция должна быть гармонична и отдельные участки ее должны быть уравновешены. Шагаем дальше и разбираем следующие понятия:

Статичное равновесие и динамичное равновесие. Это способы уравновесить композицию, способы создать гармоничность. Способы разные, так как воздействуют на наше зрение по- разному. Допустим, у нас есть две композиции. Смотрим на рисунок слева: что мы имеем? Мы имеем композицию, в которой учавствуют круг и полосы. Здесь показано статичное равновесие круга и полос. Как оно достигается? Во первых- если посмотреть на скрытую структуру листа композиции, то можно понять, что она строится в первую очередь по горизонтальным и вертикальным осям. Более чем статично. Во- вторых: использованы статичные элементы- круг и полосы, круг уравновешен полосами и не вылетает из плоскости и условный геометрический зрительный центр располагается на пересечении диагоналей, также композиция может рассматриваться со всех сторон, не давая повода выявлению дисгармонии. Теперь смотрим на рисунок справа. Мы видим динамичное равновесие нескольких полукругов и кругов с выделением доминанты цветом. Как достигается динамичное равновесие? Если смотреть на скрытую структуру листа, то кроме горизонтальных и вертикальных осей построения композии можно четко видеть использование диагональной оси. Ее присутствие, использование- выдает красный круг, который в этой композиции является доминантой, доминантным пятном, участком, на который глаз обращает внимание в первую очередь. Вводим понятие- композиционный центр.

Композиционный центр. Доминанта

Композиционный центр, доминанта, как это понимать: в композиции слева есть некий композиционный центр, или- доминанта, который является завязкой композиции и которой подчиняются все остальные элементы. Можно сказать больше: все остальные элементы усиливают значимость доминанты и "подыгрывают" ей.

У нас есть главное действующее лицо- доминанта и второстепенные элементы. Второстепенные элементы могут также разделяться по значимости. Более значимые - акценты, и менее значимые- второстепенные элементы. Значимость их определяется только по содержанию истории, сюжета композиции, а так все элементы композиции важны и должны быть соподчинены между собой, "закручены" в одно целое.

Композиционный центр зависит от:

1. Своей величины и величины остальных элементов.

2. Положения на плоскости.

3. Формы элемента, которая отличается от формы других элементов.

4. Фактуры элемента, которая отличается от фактуры других элементов.

5. Цвета. Путем применения контрастного (противоположного цвета) к цвету второстепенных элементов (яркий цвет в нейтральной среде, и наоборот, или хроматический цвет среди ахроматических, или теплый цвет при общей холодной гамме второстепенных элементов, или темный цвет среди светлых...

6. Проработки. Главный элемент, доминанта- более проработан, чем второстепенные.

Композиционный и геометрический центры композиции

Продолжаем... Эта доминанта- бросающийся в глаза активный элемент, расположена атнюдь не в центре листа, но ее вес и активность поддерживается множеством второстепенных элементов, располагающихся по диагонали дальше, напротив этой доминанты. Если провести другую диагональ, то по обе стороны от нее "вес" композиции будет условно одинаков. Композиция уравновешена как по вертикали и горизонтали, так и по диагоналям. Используются элементы, которые по активности отличаются от предыдущей композиции- активнее расположены и активнее по форме. Хотя и расположены элементарно, по условной сетке и структура композиции проста, но кроме этого композиция имеет динамичное равновесие, так как ведет зрителя по определенной траектории.

Примечание: композиция справа атнюдь не создана при помощи красок на бумаге, но уж очень мне понравилась, и сути, по большому счету, это не меняет Это также- композиция. Продолжаем...

Вы скажете- где геометрический центр композиции? Отвечаю: геометрический центр композиции там, где и должен быть. Изначально может показаться, что он находится там, где расположена доминанта. Но доминанта это скорее акцент, завязка композиции, то-есть- композиционный центр. Тем не менее, мы не забываем, что есть еще и скрытая структура композиции, геометрический центр которой расположен как и в композиции слева. Первый свой взгляд зритель обращает на композиционный центр, доминанту, но после ее рассмотрения, и дальше после обзора всей композиции, ваш глаз все- же остановился в геометрическом центре, верно? Проверьте сами, проследите за своими ощущениями. Он нашел там "успокоение", самое комфортное место. Время от времени он снова рассматривает композицию, обращая внимание на доминанту, но потом опять успокаивается в геометрическом центре. Потому и называется такое равновесие- динамичным, оно вносит движение- зрительное внимание не рассеяно равномерно по всей композиции, а идет по определенному ходу, который создал художник. Ваш глаз найдет в композиционном центре движение, но не сможет там успокоиться. И именно при удачном построении композиции, а именно- правильном использовании геометрического центра, она гармонично просматривается с любого поворота. А композиционный центр- с него начинает вести диалог со зрителем композиция, это- участок композиции, позволяющий управлять вниманием зрителя и направлять его в нужном направлении.

Статичная композиция и динамичная композиция

Вот мы подошли к следующим терминам, которые нужно нам с вами рассмотреть. Эти термины отличаются по смыслу от статического равновесия и динамического, смысл: уравновешивать можно любую по характеру композицию разными способами. Итак... Что такое статичная композиция? Это состояние композиции, при котором сбалансированные между собой элементы в целом производят впечатление ее устойчивой неподвижности.

1. Композиция, в основе которой можно визуально отчетливо наблюдать использование для построения скрытую структуру листа. В статичной композиции существует условный порядок построения.

2. Предметы для статичной композиции выбираются более близкие по форме, по массе, по фактуре.

3. Присутствует некая мягкость в тональном решении.

4. Цветовое решение строиться на нюансах – сближенные цвета.

Динамичная композиция, соответственно, строиться может по обратному. Это состояние композиции, при котором сбалансированные между собой элементы производят впечатление ее движения и внутренней динамики.

Повторяю: но, какая- бы композиция не была, всегда нужно стремиться к устойчивому зрительному равновесию всех компонентов композиции в различных ее направлениях- вверх и вниз, вправо и влево, по диагонали.

И композиция должна быть гармоничной с любого положения, в любом повороте- переверните свою композицию верх ногами, или на 90 градусов, общими массами и цветовыми/тональными пятнами она должна быть также приятно просматриваться, без какого- либо намека на дискомфорт.

Основы композиции- упражнения

Дополнительные упражнения можно выполнять гуашью, как аппликацию, цветными карандашами и прочими материалами, с которыми ваша душа пожелает работать. Вы можете выполнять начиная с того упражнения, которое вам больше всего покажется легким или интересным, и до самого сложного.

1. Уравновесьте на квадратной плоскости несколько простых по форме элементов. По этому- же принципу выполните композицию простого пейзажного мотива.

2. Из простых стилизованных мотивов природных форм выполните эскиз замкнутой композиции (не выходящей за рамки картины), заключенной в формат листа. Замкнутая композиция- действие закручивается только в том пространстве, которое вы используете, полная досказанность. В композициях имеется ход по кругу.

3. Организуйте по принципу динамичной композиции (ассиметричное расположение фигур на плоскости) несколько треугольников и кругов, варьируя цвет, светлоту фигур и фона.

4. Применяя принцип членения элементов композиции, уравновесьте в прямоугольном формате несколько фигур различной конфигурации. По этому принципу выполните простую композицию на произвольную тему.

5. Из простых стилизованных мотивов природных форм, применяя принцип членения элементов, выполните эскиз открытой композиции. Открытая композиция, это композиция, которую можно развивать дальше- в ширь и в высоту.

6. Расчлените плоскость листа на условную структуру по ощущению и составте на ее основе композицию: решение черно- белое.

Выразительные средства композиции

К выразительным средствам композиции в декоративном и прикладном искусстве относят линию, точку, пятно, цвет, фактуру... Эти средства являются в то же время и элементами композиции. Исходя из поставленных задач и целей и учитывая возможности определенного материала, художник использует необходимые выразительные средства.

Линия- основной формообразующий элемент, передающий наиболее точно характер очертаний любой формы. Линия выполняет двойную функцию, являясь одновременно средством изображения и средством выражения.

Существуют три вида линий:

Прямые: вертикальные, горизонтальные, наклонные Кривые: окружности, дуги Кривые с переменным радиусом кривизны: параболы, гиперболы и их отрезки

Выразительность ассоциативного восприятия линий зависит от характера их начертания, тонального и цветового звучания.

Линии передают:

Вертикальные- стремление вверх

Наклонные- неустойчивость, падение

Ломаные- переменное движение

Волнистые- равномерное плавное движение, качание

Спиральные- замедленное вращательное движение, ускоряющееся к центру

Круглые- замкнутое движение

Овальные- устремление формы к фокусам.

Толстые линии выступают вперед, а тонкие отступают в глубь плоскости. Выполняя эскизы композиции, создают комбинации из тех или иных линий, пятен, стимулирующих проявление ее пластических и цветовых свойств.

Точка- в качестве одного из выразительных средств широко применяется во многих произведениях декоративно- прикладного искусства. Она способствует выявлению фактуры изображения, передаче условного пространства.

Пятно применяют при ритмической организации неизобразительных орнаментальных мотивов. Пятна различной конфигурации, организованные в определенную композицию, приобретают художественную выразительность и, эмоционально воздействуя на зрителя, вызывают у него соответствующее настроение.

Художники в своих произведениях часто используют в качестве изобразительных элементов геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник. Композиции из них могут символизировать движение времени, ритмы жизни человека.

Ритмическая организация орнаментальных мотивов из неизобразительных элементов (пятен абстрактной конфигурации, силуэтов геометрических фигур), объединенных в композиционные структуры, становится средством художественной выразительности.

Еще средства композиции

1. Соподчинение: человек в первую секунду начинает воспринимать композицию как силуэтное изображение на определенном фоне: площадь силуэта, рисунок контурной линии, степень компактности, тон, цвет, фактуру поверхности и так далее.

2. Симметрия и асимметрия: Действенным средством достижения равновесия композиции служит симметрия- закономерное расположение элементов формы относительно плоскости, оси или точки.

Асимметрия- гармония асимметричной композиции достигается сложней, она основывается на применении сочетания различных закономерностей построения композиции. Однако композиции, построенные на принципах асимметрии, нисколько не уступают в эстетической ценности симметричным. При работе над ее пространственной структурой художник сочетает симметрию и асимметрию, акцентируя внимание на доминирующей закономерности (симметрия или асимметрия), использует асимметрию для выделения главных элементов композиции.

3. Пропорции- это количественная взаимосвязь отдельных частей композиции между собой и с целым, подчиняющаяся определенному закону. Композиция, организованная пропорциями, воспринимается значительно легче и быстрее, чем визуально не организованная масса. Пропорции подразделяются на модульные (арифметические), когда взаимосвязь частей и целого слагается путем повторения единого заданного размера, и геометрические, которые строятся на равенстве отношений и проявляются в геометрическом подобии членений форм.

4. Нюанс и контраст: нюансные отношения- незначительные, слабо выраженные различия предметов по величине, рисунку, фактуре, цвету, расположению в пространстве листа. Как средство композиции нюанс может проявляться в пропорциях, ритме, цветовых и тональных отношениях, пластике. Контраст: он заключается в резко выраженном противопоставлении элементов композиции. Контраст делает картинку заметной, выделяет ее среди других. Различают контрасты: направления движения, размера, условной массы, формы, цвета, света, структуры или фактуры. При контрасте направления горизонтальное противопоставляется вертикальному, наклон слева направо- наклону справа налево. При контрасте размера высокое противопоставляется низкому, длинное- короткому, широкое- узкому. При контрасте массы визуально тяжелый элемент композиции располагается вблизи от легкого. При контрасте формы "жесткие", угловатые формы противопоставляются "мягким", скругленным. При контрасте света светлые участки поверхности противопоставляются темным.

6. Ритмом называется определенная упорядоченность однохарактерных элементов композиции, создаваемая путем повторения элементов, их чередования, нарастания или убывания. Простейшая закономерность, на основе которой строится композиция- это повторность элементов и интервалов между ними, называемая модульным ритмом или метрическим повтором.

Метрический ряд может быть простым, состоящим из одного элемента формы, повторяющегося через равные промежутки пространства (а), или сложным.

Сложный метрический ряд состоит из групп одинаковых элементов (в) либо может включать отдельные элементы, отличные от основных элементов ряда по форме, размерам или цвету (б).

Значительно оживляет форму сочетание нескольких метрических рядов, объединенных в одну композицию. В целом метрический порядок выражает статичность, относительный покой.

Определенную направленность можно придать композиции, создавая динамический ритм, который строится на закономерностях геометрических пропорций путем увеличения (уменьшения) размеров подобных элементов или на закономерном изменении интервалов между одинаковыми элементами ряда (а - д). Более активный ритм получается при одновременном изменении величины элементов и интервалов между ними (е). При увеличении степени ритма усиливается композиционная динамика формы в сторону сгущения ритмического ряда.

Для создания ритмического ряда можно использовать закономерное изменение интенсивности цвета. В условиях метрического повтора иллюзия ритма создается в результате постепенного уменьшения или увеличения интенсивности цвета элемента. При изменяющихся размерах элементов цвет может усиливать ритм, если рост его интенсивности происходит одновременно с увеличением размеров элементов, либо визуально уравновешивать ритм, если с увеличением размеров элементов интенсивность цвета уменьшается. Организующая роль ритма в композиции зависит от относительной величины элементов, составляющих ритмический ряд, и от их количества (для создания ряда нужно иметь не менее четырех-пяти элементов).

7. Цвет. Подробнее информация по цвету здесь- основы цветоведения.

Теплые яркие цвета применяются для выявления активных элементов композиции. Холодные цвета визуально удаляют их. Цвет активно действует на психику человека, способен вызывать самые различные чувства и переживания: радовать и огорчать, бодрить и угнетать. Цвет действует на человека независимо от его воли, так как до 90 % информации мы получаем посредством зрения. Экспериментальные исследования показывают, что наименьшая утомляемость глаз возникает при наблюдении цвета, относящегося к средней части спектра (желто-зеленая область). Цвета этой области дают более устойчивое цветовое восприятие, а крайние участки спектра (фиолетовые и красные) вызывают наибольшую утомляемость глаз и раздражение нервной системы.

По степени воздействия на психику человека все цвета разделяются на активные и пассивные. Активные цвета (красный, желтый, оранжевый) действуют возбуждающе, ускоряют жизнедеятельные процессы организма. Пассивные цвета (синий, фиолетовый) оказывают противоположное действие: успокаивают, вызывают расслабление, снижение работоспособности. Максимальная работоспособность наблюдается при действии зеленого цвета.

Естественна потребность человека заключается в цветовой гармонии = подчинении всех цветов композиции единому композиционному замыслу. Все многообразие цветовых гармоний можно разделить на нюансные сочетания, основанные на сближении (идентичность тональности, светлоты или насыщенности), и контрастные сочетания, основанные на противопоставлении.

Существует семь вариантов цветовой гармонии, построенных на сходстве:

1. одинаковая насыщенность при разных светлоте и цветовом тоне;

2. одинаковая светлота при различных насыщенности и цветовом тоне;

3. одинаковый цветовой тон при различных насыщенности и светлоте;

4. одинаковые светлота и насыщенность при разном цветовом тоне;

5. одинаковые цветовой тон и светлота при разной насыщенности;

6. одинаковые цветовой тон и насыщенность при разной светлоте;

7. одинаковые цветовой тон, светлота и насыщенность всех элементов композиции.

При изменяющейся тональности гармонии можно достичь путем сочетания двух главных и промежуточного цветов (например, желтого, зеленого и горчичного) либо при контрасте тональности. Контрастные сочетания составляют из дополнительных цветов (например, красного с холодным зеленым, синего с оранжевым, фиолетового с желтым...) или из триад, включающих цвета, равноотстоящие на цветовом круге (например, желтый, пурпурный, зелено-синий, красный, зеленый и сине-фиолетовый). Цветовую гармонию образуют не только сочетания хроматических цветов но и насыщенных хроматических с ахроматическими (синего и серого, коричневого и серого и так далее).

Упражнения еще...

1. Выполните зарисовку природного мотива линией и пятном

2. Выполните тематическую композицию, используя графические средства выражения- линию, пятно, точку

3. Из свободно размещенных в пространстве предметов составьте уравновешенную композицию натюрморта, не прибегая к перспективным сокращениям предметов и пространственным планам

8. Расчлените плоскость круга, вписанного в квадрат (черно- белое решение), и из расчлененных кругов составте раппопортную композицию. Можете то- же самое проделать и с другими геометрическими фигурами.

Художник и композиция

Теперь речь пойдет не о том, как составить композицию, а скорее о силах, побуждающих созидать ее. Эти силы намного сильнее и работоспособнее, чем бы вы досконально и приделяя множество часов изучали технические моменты ее создания, но скупясь вкладывать в процесс хоть капельку своей души. Это сильная мотивация, побуждающая сила. Вы- художник, независимо от того, какими знаниями и навыками обладаете и на каком этапе развития находитесь. Вы- ХУДОЖНИК, творческая личность. Перед созданием композиции, любой, вы вынашиваете идею, думаете, ощущаете эмоции, наблюдаете ее созидание еще внутри себя. Некоторым из нас она снится во сне, некоторые из нас день ото дня пребывают под воздействием этого волшебного процесса, иногда он просто мешает нам жить как все обычные люди, потому как мы творим с самого начала ее еще внутри себя. Любая композиция, любое творение это сублимация тех ощущений и переживаний, которые сопровождают художника и растут в нем, в его сознании. И вот, однажды, в один момент, вы понимаете, что вот оно, творение, оно теперь может родиться на свет и вы поняли, наконец, что должны делать. И композиция- рождается. Теперь ничто не может остановить ваш творческий процесс. А по большому счету, композиция это- настроение художника, мысли, та самая идея, которую он выплескивает на безжизненную плоскость листа или холста, заставляя их ЖИТЬ своей, своеобразной жизнью, не похожей на все остальные. И даже если художник не очень силен в изучении законов составления композиции на листе, творческая сила созидания во много раз сильнее, все остальное- дело наживное. Не бойтесь выражать свои мысли и ощущения. Дерзкие и простые, загадочные и злые, радостные и фантастические.... никто не расскажет о ваших мыслях лучше, только вы сами.



paintmaster.ru

Стилизация формы

 

Стилизация формы

 

Стилизация означает декоративное обобщение и подчер­кивание особенностей формы предметов с помощью ряда условных приемов. Можно упростить или усложнить форму, цвет, детали объекта, а также отказаться от передачи объ­ема.

 

 

Однако упростить форму вовсе не значит обеднить ее, упрос­тить — лишь подчеркнуть выразительные стороны, опустив малозначащие детали.

В основе любого художественного произведения лежит ор­ганическая связь между его составными элементами.

Принци­пы стилизации имеют свои особенности в народном и декора­тивно-прикладном искусстве, в живописи и графике.

Народные орнаменты создаются, как правило, на основе стилизации реальных природных форм. Беря основное, мастер преобразует предмет, подчиняя его форму и цвет ритмическо­му строю орнамента. Народный мастер творит на основе эмо­ционально-ассоциативного восприятия.

Общее стилевое решение орнамента, его линейная и цвето­вая композиции подскажут творческое переосмысление нату­ры. Мотив для орнамента можно найти, изучая формы и рас­краску насекомых, ящериц, минералов, морских раковин и др.

Чтобы не допускать слепого копирования натуры, полезно поработать на основе сохранившихся у вас впечатлений или ассоциаций. Самостоятельное восприятие, его изучение помо­гут сложиться определенному отношению к натуре, которое создает основу для фантазии.

В станковом (живопись, графика) и декоративном искус­стве процесс обобщения формы имеет много общего. Худож­ник, сохраняя ее пластическую выразительность, выделяет главное и типичное, отказываясь от второстепенных деталей. Все наблюдаемые в реальной форме оттенки, как правило, приводятся к нескольким цветам. Возможен и полный отказ от реального цвета. Поиски образа подсказывают то или иное решение.

Художник может изменять предмет в любой степени, от­ход от натуры бывает очень значительным. Цветок, лист, ветку можно трактовать почти как геометрические формы или сохранить природные плавные очертания. Например, преобразовать живописными средствами реальный образ цветка в декоративный и даже абстрактный можно так, как на иллюстрации.

Рассмотрите пример стилизации формы птицы в графике и определите, с помощью каких средств реальное изображение превращается в декоративное.

Иногда в характеристике предмета деталь может играть ведущую роль. Сознательно ак­центируя внимание на детали, как бы преуве­личивая ее значение, можно «заострить» об­раз. Форма тела, клюва, оперение птицы и другие детали влияют на выразительность изображения и характер целого.

В каждом из вариантов использованы раз­ные качества натуры и способы штриховки. Степень обобщенности формы и выбор средств художественной выразительности определя­ются поставленной задачей, задуманным обра­зом.

Одним из примеров стилизации может быть процесс созда­ния знаковых изображений в графическом дизайне. Отличи­тельные особенности знака — обобщенность и условность в изображении предметных форм, обозначающих какую-либо фигуру или явление окружающего мира.

Знак коренным образом отличается от конкретно-предмет­ного изображения, он только указывает или обозначает внеш­ние признаки какого-нибудь объекта.

Знак можно назвать абстрактным символом.

Изображение фигуры морского конька до­ведено до такой степени обобщения, что по­следний знак при отсутствии элемента, изобра­жающего глаз, вызывает иные ассоциации.

Кроме изображения внешнего вида, знаком можно выразить и другие особенности изобра­жаемого существа. Например, можно нарисо­вать мычащую или смотрящую корову, агрес­сивного крокодила, передать то, что летучая мышь обладает локационными свойствами.

Нередко в двух или нескольких знаках за­ложен один и тот же изобразительный эле­мент, но они несут различный смысл.

Например, в знаках улитки и музыкаль­ного духового инструмента заложен такой изобразительный элемент, как спираль, и только специфические элементы формы на­полняют каждый знак своим смыслом. Су­ществуют пограничные состояния, когда знак либо не напоминает ничего, либо ассоци­ируется с другим предметом. Форма одного объекта может переходить в форму другого за счет добавления или исключения какого-нибудь изобразительного элемента.

Обобщенное изображение, напоминающее знак, получается в результате складывания бумаги в искусстве оригами.

Сравнение знакового и реалистического изо­бражений развивает абстрактное мышление.

Н. М. Сокольникова "Основы рисунка"

 

shedevrs.ru

Занятие по рисунку - Роза, стилизация: mansurovna

Художник в своих картинах рисует в основном те образы, которые сидят у него в голове, а точнее в подсознании.Мы видим, что изображена кошка, только по характерным для нее элементам - уши, хвост, глаза, усы, ее гибкость, поза, пластика, то что мы привыкли наблюдать в жизни.Достаточно нарисовать глаза и усы, а наш глаз сам на листе дорисует все остальное и мы с уверенностью скажем, что это именно кошка, а не кто-то другой.

Темой нового занятия по рисунку стала Роза - символ женственности и красоты среди растений.У каждого свои ассоциации с этим цветком.В этот раз мы не просто рисовали объект, мы пробовали рисовать его разными материалами - карандашом, углем, гелевой ручкой, маркером.

Графический рисунок в зависимости от материалов может быть выполнен в разной технике.С помощью простого карандаша можно сделать набросок, эскиз, технический рисунок, а можно рисовать, как художник Пол Ланг (Paul Lung), работы которого не отличить от черно-белых фотографий.В этой технике мы старались изобразить объем, тени, перспективу.Вроде бы карандаш простой, а техника рисунка простым карандащом очень трудоемка.

Угольный карандаш - более мягкий материал.Им быстрее рисовать, его легче корректировать, работа получается более контрастной, цветок более живым, но в рисунке теряется та четкость, которая есть в карандаше.Углем хорошо рисовать свет и тень на лепестках, легче рисовать пространство и отношения между ним и формой цветка.Каждый видит и использует эту технику по-своему, зачастую интуитивно.

Гелевая ручка хорошо подходит для рисунка линейного и контурного рисунка.Эта техника более привычна, т.к. все любят рисовать контуры, особенно те, кто рисует впервые.В этой технике линии требуют четкости и непрерывности.Но чтобы сделать рисунок интересным, в этой технике добавляются пятна (заливки), в некоторых местах линия становится толще и контрастнее.С виду эта техника кажется простой, но на деле она требует усидивости и внимательности рисующего.

Дальше мы прешли к рисунку одной линией - быстрому рисунку.В этой технике хорошо работать маркером, рисунок получается ярким, а линия более живой, т.к. изменяется толщина.Подобная стилизация используется в дизайне логотипов - минимум элементов, необходимых для узнавания образа.Вот здесь как раз можно увидеть, что сидит в подкорке у рисующих.

Последней стилизацией был абстрактыный рисунок.В этой технике можно использовать любой материал, а еще лучше сочетание материалов.В абстрактном рисунке можно раскрыть образ розы через ассоциации, связанные с этим цветком.А можно создать узнаваемый силуэт из простых геометрических фигур.Можно интерпретировать форму в линию или в пересечение линий.Можно каждый элемент цветка изобразить в опреленной ассоциации.Здесь рисунок зависит от свободы мышления, здесь нет правил, все имеет право на существование.

Итоги подводить приятно.Количество работ радует.Рисующие, конечно, устают от такого активного рисования, но я думаю, что эта усталость приятная.На примере одной розы, мы попробовали разную технику рисунка на практике - а это хороший опыт, чтобы понять, насколько та или иная техника ближе и приятнее.А еще это хороший пример для сравнения и отличия принципов рисования.

mansurovna.livejournal.com


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта