Сообщение покрытосеменные растения 5 класс. Презентация по биологии на тему " Покрытосеменные(цветковые) растения" (5 класс) ФГОС

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Доклад на тему Покрытосеменные растения 5, 6, 7 класс сообщение. Сообщение покрытосеменные растения 5 класс


Доклад на тему Покрытосеменные растения 5, 6, 7 класс сообщение

Отряд Покрытосеменные объединяет высшие растения, семена которых созревают внутри плода (а не шишки, как у голосеменных). Растений таких на планете абсолютное большинство: ученые выделяют около 250 тысяч видов. Это наиболее многочисленный отряд в своем царстве. В нем представлены самые разные формы растений: травы, лианы, деревья, кустарники и полукустарники.

Покрытосеменные растения отличает не только образование плодов. Еще один важный признак — это цветение, благодаря чему растения отряда называют также цветковыми. Иногда к характеристикам покрытосеменных растений относят наличие листьев (а не хвои, как у голосеменных), но это не совсем верно. Например, дерево гинкго принадлежит к отряду Голосеменные, но при этом имеет листья. 

Появление первых цветковых относят к меловому периоду — от 120 до 130 миллионов лет назад. Их опыление не зависело от силы и направления ветра, а семена могли распространяться на большие расстояния благодаря птицам и животным, поедавшим плоды. Это привело к тому, что покрытосеменные растения быстро расселились по всему земному шару. Они произрастают во всех климатических поясах Земли, исключая лишь зону вечных льдов.

Отряд Цветковые делится на два класса, основное отличие которых — количество зародышевых листьев (семядолей). Растения с двумя семядолями относятся к классу Двудольные, с одной — к классу Однодольные. Класс Двудольные более древний и многочисленный, в него входят почти все деревья, многие травы и большинство овощных культур — в общей сложности более 200 тысяч видов. К однодольным относят в основном травянистые растения (лилейные, луковые, злаковые, орхидные и некоторые другие). В классе Однодольные насчитывается около 60 тысяч видов.

Покрытосеменные растения играют важную роль в биосфере Земли. Именно они, благодаря своей многочисленности, вырабатывают наибольшую долю кислорода и служат основным кормом для травоядных животных. Незаменимы они и в жизни человека: практически все растения, которые человечество употребляет в пищу и использует в декоративных целях, относятся к отряду Покрытосеменные.

Вариант №2

Группа покрытосеменных растений имеет характеристику самого многочисленного отдела среди всех представителей флоры. Их также называют цветковыми растениями, что объясняется присутствием цветка в качестве органа размножения. Являясь самыми распространенными видами растений всего покрова нашей Земли, они имеют ярко-выраженные различия между собой в формах (травянистые растения, кустовые зоны, деревья). Однако, несмотря на это, благодаря некоторым признакам их выделяют в отдельную группу. Они получили быстрое распространение в природе за счет того, что опыление происходит у них за счет ветра и насекомых, которые перемещаются от цветка к цветку.

Каждое из покрытосеменных растений имеет в своем составе цветок, листья, побег и корень. В зависимости от того, какой период произрастает оно в природе, существует классификация на однолетние, двулетние и многолетние.  

Широко известно подразделение этого отдела на однодольные (тюльпан, пшеница, кукуруза, рис) и двудольные (горох, фасоль, яблоня, одуванчик) растения. Для них характерно цветение хотя бы один раз за все время своего существования.

Существует несколько способов размножения цветковых растений: семенами, побегами, корнями.

Покрытосеменные растения распространены повсеместно. Для них характерно быстрое приспособление к участкам тундры, пустыни, даже тропикам. Любой климатический пояс Земли является местом их произрастания. То есть это могут быть жаркий, сухой, холодный или влажный климат.

Практически любой лесной массив, степь или кустарниковые зоны состоят из этих растений. Это является положительным моментом в жизни человека и всего живого на планете, так как без них невозможна выработка кислорода в необходимом количестве, что является жизненно важным фактором в продолжении жизнедеятельности организмов. Не обходятся без них практически ни один из видов промышленности. Являются пищей и радуют глаз человека каждый день. Это важная кормовая культура. Кроме этого, в медицинской сфере данный тип растений имеет огромное значение. Таким образом, жизнь человека немыслима без присутствия покрытосеменных растений, которые составляют основу питания, служат средством для оздоровления организма и эстетическим материалом.

5, 6, 7 класс.Кратко по биологии, занесены в красную книгу

Покрытосеменные растения

Популярные доклады

  • Доклад на тему Животные леса 1, 2, 3, 4 класс сообщение

    Одно из главных чудес, которое сотворила природа, является лес. Ведь он, не только украшение нашей планеты, но и регулятор водного баланса, и защита земли от засухи, а также природный аппарат, который насыщает ее кислородом и очищает воздух.

  • Доклад на тему Белка и Стрелка 2, 3, 4, 6 класс

    В 1960 году впервые в космос люди отправили двух замечательных собачек Белку и Стрелку. Их полет прошел достаточно успешно, а животные вернулись домой целыми и невредимыми. Несмотря на то, что собаки провели целые сутки в космосе,

  • Доклад на тему Христианство 3, 4 класс

    Христианство по историческим данным возникло очень давно примерно в первом веке до нашей эры. Предположительно основана была в Риме. Эта вера несла в себе обращение ко всем нуждающимся оскорбленным, которые хотели найти справедливость.

more-dokladov.ru

Методическая разработка урока по теме: Покрытосеменные растения (5 класс ФГОС ОО)

Тема:  Покрытосеменные или цветковые растения»

Учитель: Молчанова Любовь Дмитриевна

 

Цель: Познакомить учащихся с особенностями строения покрытосеменных, их разнообразием и значением в природе и жизни человека.

Задачи:

Образовательные задачи:

  1. Раскрыть существенные признаки  покрытосеменных растений, позволившие наиболее широко распространяться на Земле.
  2. Сформировать представление о более сложной организации покрытосеменных по сравнению с голосеменными растениями.

Развивающие задачи:

  1. Продолжить формирование умений устанавливать причинно – следственные связи, через создание проблемной ситуации и ее решение.
  2. Развивать память, речь, мышление, умение выделять главное: обобщать, проводить аналогию и сравнение: научить правильно оценивать уровень своих знаний и знаний сверстников, совершенствовать навыки самостоятельной работы с натуральными объектами и гербарными материалами.
  3. Развивать знания о  значении ботаники в жизни человека, показав ведущую роль покрытосеменных растений в природе и жизни человека.

Воспитательные задачи:

  1. Воспитывать интерес к разнообразию окружающего мира, стремление к сохранению его многообразия.
  2. Продолжить формирование основ экологической культуры.
  3. Отрабатывать умение работать самостоятельно и в  группах.
  4. Способствовать воспитанию чувства удовлетворенности и успеха от интеллектуального труда.

Тип урока:  комбинированный, урок – презентация изучения новой темы с использованием компьютера в демонстрационном режиме. Использование национально- регионального компонента для более глубокого изучения темы.

Оборудование: презентация, комнатные растения, плоды, гербарий, фотографии растений, находящихся под охраной, Красная  книга.

План урока:

  1. Организационный момент
  2. Актуализация знаний
  3. Изучение нового материала
  4. Закрепление пройденного материала
  5. Рефлексия
  6. Домашнее задание
  7. Итог урока

Ход урока:

  1. Организационный момент: Здравствуйте, ребята!

Слайд №1

«Внимание! Внимание!

Приближается дружок,

Время общих приключений-

Наш занимательный урок!

В мир радости и  увлечений

Я приглашаю, дети Вас.

Наш увлекательный урок

Начинаем мы сейчас!

Ребята, за урок у Вас будет возможность получить оценку:

  • за устные ответы
  • За правильные ответы вы будите получать жетоны, чем больше жетонов наберёте, тем выше будет ваша оценка за устную работу.

Во время работы необходимо выполнять 3 основных правила:  (слайд № 2)

  • Хорошо себя вести.
  • Активно работать.
  • Уважительно относится к ответам своих одноклассников.
  1. Актуализация знаний: И так, на прошлом уроке мы изучали отдел голосеменные растения, давайте вспомним особенности данного отдела растений, согласно маршруту, которому мы следовали:
  2. Какие растения относятся к голосеменным? (ель, сосна, пихта, кедр, можжевельник)
  3. У голосеменных, в отличие от папоротников в процессе эволюции появились?  ( Семена)
  4. Хвоя – видоизмененные… ? (Листья)
  5. Благодаря чему сосна экономно испаряет влагу? (Строению хвоинок)
  6. Чем ель отличается от сосны? (Ель более теневыносливая порода)
  7. Почему хвойные растения относятся к отделу голосеменных? (Семена «лежат» открыто на чешуе шишки)
  8. Какие жизненные формы у голосеменных растений? (Только древесная)
  9. Опыление у голосеменных растений происходит? (только ветром)
  10. Какое хвойное растение осенью сбрасывает хвою? ( Лиственница) В отличие от большинства хвойных деревьев, являющимися вечнозелеными породами, лиственница сбрасывает осенью свою листву – хвою. Перед опадением хвоя желтеет.
  11. Почему во время сильной бури ветер выкорчевывает ели, а сосны ломает? (Потому что древесина ели гибкая, а сосны – нет. Корневая система сосны развита вглубь, а у ели – вширь)

Молодцы:

Кто еще может добавить признаки голосеменных?

(Получают жетоны)

  • Изучение нового материала

Мы знаем, что растения, семена которых лежат открыто на плодах называют голосеменными. Сегодня поговорим о растениях, семя которых защищено завязью (покрывает семя). Может вы сможете назвать как называются такие растения?

( ПОКРЫТОСЕМЕННЫЕ).

Запишем тему сегодняшнего урока «Покрытосеменные или цветковые растения»   (слайд № 5)

  • (ВАЛЬС ЦВЕТОВ) сейчас прослушаем композицию Петра Ильича Чайковского

Вы любите цветы? Кто же их не любит. Ведь каждый цветок – это упавшая с неба звезда. На земле нет ничего прекраснее и нежнее цветов. Посмотрите на них. Подумайте, о чем вы думаете, глядя на цветы? Что они значат для вас?

(Дети отвечают)

  • Чтение стихотворения адыгейского писателя Киримизе Жанэ

Цветы, как люди, на добро щедры,

И, щедро нежность людям отдавая,

Они цветут, сердца обогревая,

Как маленькие теплые костры.                          (слайд №6)

  • О чем это стихотворение?

Постановка проблемы урока.

Подумайте….

  • Почему покрытосеменные растения так разнообразны и господствуют на земле?
  • Вспомните из чего состоит растение (корень, стебель, листья, цветок (цветок не у всех растений) потом появляются плоды и семена)        (слайд №7)
  • Сегодня мы познакомимся с покрытосеменными, или цветковыми растениями. Эта самая молодая, но самая многочисленная группа царства Растений. 250 000 видов, произрастающих во всех климатических зонах.
  • Сообщение о самом большом цветки и о самом маленьком (слайд № 8,9)
  • Раффлезия. Паразитирует на корнях и стеблях ряда тропических растений, растущих во влажных тропических лесах Индонезии и Филиппин. Раффлезия не имеет ни корней, ни стеблей; на пораженных частях растений образуются плоско распростёртые цветки с 5 очень крупными мясистыми листочками. Их цветы самые крупный среди всех цветков растений; в бутоне он похожи на кочан капусты, а в раскрытом виде достигает 1 м в диаметре и весит 4—6 кг. Цветки Раффлезия издают сильный трупный запах и опыляются мухами.
  • Вольфия. Самый маленький цветок в мире. Самое интересное, что он не имеет листьев и корней, растет на поверхности водоемов со стоячей водой. Тело вольфии состоит из сросшихся листовых образований. В нижней части листочка расположен кармашек, в которых закладываются почки, дающие начало новым растениям, а на верхней части расположена цветковая ямка. Ее размеры меньше булавочной головки. Опыляется цветок с помощью насекомых и ветра. После цветения формируются маленькие овальные семена 0,3 мм в диаметре.

Почему же их называют Покрытосеменные?

(Имеется орган семенного размножения –  цветок. Семя развивается внутри плода, т.е. защищено завязью (покрыто).      (слайд №10)

Записать: Покрытосеменные или цветковые растения – растения у которых семя покрыто в завязи цветка.

  • Рассмотрим самые важные функции и признаки покрытосеменных растений
  • ОПЛОДОТВОРЕНИЕ

Вспомните, мужской орган семенного размножения у цветка – тычинка, женский орган  семенного размножения – пестик.  Опыление чаще всего у покрытосеменных происходит при помощи насекомых, но встречается, что опыляют и птицы. Процесс опыления – это доставка пыльцы на рыльце пестика, задача растений – привлечь к себе насекомых (яркая окраска, сладкая, ароматная пыльца)

  • ЖИЗНЕННЫЕ ФОРМЫ: деревья, кустарники, травы
  • ОДНОДОЛЬНЫЕ И ДВУДОЛНЫЕ РАСТЕНИЯ (признаки) (слайд №11)

Однодольные : Одна семядоля, жилкование – параллельное и дуговое, корневая система – мочковатая

Двудольные: Две семядоли, жилкование – сетчатое, коневая система – стержневая.

  1. Рефлексия. Итог урока.

Что нового вы узнали сегодня? Чему удивились? Что заставило задуматься? (ответы детей). Слайд № 11.

Сравним покрытосеменные и голосеменные растения (я говорю вам признак покрытосеменных – вы, соответствует ли этот признак голосеменным)

СЕМЯ

Покрытосеменные : семя защищено завязью

Голосеменные: семя «лежит» открыто на чешуе шишки

ЦВЕТОК

Покрытосеменные : наличие цветка

Голосеменные: не образуют цветы

ОПЫЛЕНИЕ

              Покрытосеменные: происходит ветром, насекомыми, птицами,

млекопитающими

Голосеменные: происходит при помощи ветра

ЖИЗНЕННЫЕ ФОРМЫ

               Покрытосеменные: деревья, кустарники и травы

Голосеменные: Только древесные формы

  1. v. Домашнее задание. Прочитать параграф 17. Ответить устно на вопросы. Термины и рисунки рассмотреть. Использовать интернет ресурсы при подготовке домашнего задания.

VI, Выставление оценок         (слайд №12)

Хоть хвалиться неприлично,

Но должна я вам сказать,

Что вы можете отлично и учиться, и играть!

СПАСИБО ЗА УРОК! Всего доброго! Удачи!

на Ваш сайт.

muzhi-school.ru

Реферат : Покрытосеменные

Покрытосеменные – самый крупный тип растений, к которому относится более половины всех известных видов, – характеризуются рядом четких, резко отграничивающих их признаков. Наиболее характерно для них наличие пестика, образованного одним или несколькими плодолистиками (макро- и мегаспорофиллами), сросшимися своими краями, так что в нижней части пестика образуется замкнутое полое вместилище – завязь, в которой развиваются семяпочки (макро- и мегаспорангии). После оплодотворения завязь разрастается в плод, внутри которого находятся развившиеся из семяпочек семена (или одно семя). Кроме того для покрытосеменных характерны: восьмиядерный, или производный из него, зародышевый мешок, двойное оплодотворение, триплойдный эндосперм, образующийся только после оплодотворения, рыльце у пестика, улавливающее пыльцу, и для подавляющего большинства – более или менее типичный цветок с околоцветником. Из анатомических признаков для покрытосеменных характерно наличие настоящих сосудов (трахей), тогда как у голосеменных развиты только трахеиты, а сосуды встречаются крайне редко.

Ввиду большого количества общих признаков нужно предположить монофилетическое происхождение покрытосеменных от какой-то более примитивной группы голосеменных. Наиболее ранние и очень отрывочные ископаемые остатки покрытосеменных (пыльца, древесина) известны из юрского геологического периода. Из нижнемеловых отложений известны тоже немногочисленные достоверные остатки покрытосеменных, а в отложениях середины мелового периода они встречаются сразу в больших количествах и в значительном разнообразии форм, которые все принадлежат ко многим различным ныне живущим семействам и даже родам.

В качестве предполагаемых предков покрытосеменных указывали различные группы нижестоящих в системе растений – кейтониевые, семенные папоротники, беннеттиты, гнетовые. У кейтониевых были завязь, рыльце, но у них завязь формировалась иначе, чем у покрытосеменных; у них не было даже подобия цветков, спорофиллы их простые и, вероятно, они представляют слепую ветвь эволюции. У беннеттитов были обоеполые своеобразные «цветки», но не было пестиков, и семена их были лишь скрыты между бесплодными чешуями, а не находились внутри плодов, образованных мегаспорофиллами. У семенных папоротников не было цветков, не было покрытосемянности.

Теория происхождения покрытосеменных из гнетовых предполагает, что наиболее примитивные покрытосеменные имели мелкие однополые цветки без околоцветника или с невзрачным околоцветником. Но по ряду соображений в настоящее время более примитивными цветками считают крупные, обоеполые цветки. Поэтому можно предположить, что предками современных покрытосеменных были какие-то вымершие, очень примитивные голосеменные с обоеполыми цветками типа шишки (стробилами), в которых на длинном цветоложе (оси) были спирально расположены свободные (несросшиеся друг с другом) листочки однородного околоцветника, микроспорофиллы (тычинки) и мегоспорофиллы (плодолистики). В системе голосеменных эта группа должна была стоять где-то между семенными папоротниками и уже более специализированными беннеттитами и саговниками.

Покрытосемянность несомненно представляла большое преимущество в смысле защиты семяпочек и развивающихся семян от всяких неблагоприятных внешних воздействий и в первую очередь от сухости воздуха. Но одной покрытосемянностью все же трудно объяснить быстрое мощное развитие покрытосеменных и вытеснение ими господствовавших ранее на земле архегониальных растений. Русский ботаник М.И. Голенкин высказал (в 1927 г.) интересную гипотезу о причинах победы покрытосеменных в борьбе за существование. Он предполагает, что в середине мелового периода по каким-то общим космогоническим причинам по всей Земле произошло резкое изменение освещения и влажности воздуха. Густые облака, окутывавшие ранее постоянно Землю, рассеялись и дали доступ ярким солнечным лучам, в связи с чем резко увеличилась сухость воздуха. Громадное большинство высших архегониальных растений того времени, не приспособленных и не сумевших приспособиться к яркому освещению и сухости воздуха, начало вымирать или резко сократило области своего распространения (кроме хвойных, наиболее ксерофитных).

Наоборот, покрытосеменные, имевшие до того очень ограниченное распространение и представление небольшим числом форм, выработали способность хорошо переносить яркий солнечный свет и сухость воздуха. Это обстоятельство, а также чрезвычайная эволюционная пластичность их, способность к возникновению разнообразнейших приспособлений к различным внешним условиям и обусловили быстрое победное распространение покрытосеменных по всей Земле и вытеснение ранее господствовавших групп высших архегониальных растений.

Победа покрытосеменных повлекла за собой изменения и в животном населении Земли; особенно она должна была сказаться в быстрой эволюции насекомых, млекопитающих и птиц, питающихся насекомыми, затем хищных и плодоядных. В свою очередь и у покрытосеменных постепенно возникали в процессе эволюции бесчисленные приспособительные изменения формы, химизма и функций в связи со сложными и разнообразными взаимоотношениями их с животным миром. Победа покрытосеменных была переломным этапом, глубокой революцией в судьбах всего животного населения Земли.

По вопросу о месте первоначального возникновения покрытосеменных высказывались разные предположения. Одни считают, что они впервые появились на гипотетическом тропическом материке, расположенном между Америкой, Азией и Австралией и впоследствии погрузившемся в воды Тихого океана. Другие считают колыбелью их области современной арктической суши, третьи – горы субтропической и умеренно теплой зоны северного полушария. Большинство ботаников в настоящее время считают, что первичные покрытосеменные были древесными растениями, имевшими невысокие стволы, моноподиально разветвлявшиеся на немногочисленные толстые ветви. Из них уже развились более крупные симподиально ветвящиеся деревья с многочисленными толстыми и тонкими ветвями. Из древесных же форм в разное время и разных филогенетических линиях развивались кустарники, полукустарники и травянистые формы, вначале многолетние, затем в различных родах в связи с специфическими условиями климата и местообитаний – двухлетники и однолетники.

Благодаря большой пластичности покрытосеменных, у них в процессе эволюции выработалось огромное разнообразие вегетативных органов, особенно в листьях, многочисленные метаморфозы, а также бесконечное разнообразие в цветках и плодах. Сложность и разнообразие химического состава и физиологических реакций также очень характерно для них.

Эволюция цветка, на строении которого главным образом базируется систематика покрытосеменных, говоря в общем и схематическом виде шла у них от цветков с длинным цветоложем (типа шишки) от обоеполых, актиноморфных со спиральным расположением свободных (несросшихся) и не фиксированных в числе членов, с верхней завязью и многочисленными семяпочками – к цветкам циклическим, зигоморфным, раздельнополым, со строго фиксированным числом более или менее сросшихся членов на плоском цветоложе, с нижней одногнездною завязью и немногими или одной семяпочкой. Эта эволюция цветка покрытосеменных происходила в разных эволюционных рядах их независимо друг от друга.

Распространены покрытосеменные повсюду почти до крайних пределов растительности и определяют характер ландшафтов везде, кроме хвойных лесов, торфяных болот и некоторых типов тундр.

В жизни и хозяйственной деятельности человека роль покрытосеменных неизмеримо больше, чем остальных групп растений. Пища, одежда, фураж для скота, ароматические, наркотические, лекарственные, дубильные вещества, каучук и гуттаперча, пробка и многое другое получается из покрытосеменных; материал для жилищ, топливо поделочные материалы, бумага тоже в значительной степени поставляются покрытосеменными.

Покрытосеменные разделяют на два класса – двудольные и однодольные. Для двудольных характерны: две семядоли в семени, открытые проводящие пучки (с камбием), сохранение в течение всей жизни главного корня (у особей, родившихся из семян), перистое и сетчатое жилкование листьев, 5–4–2-членный тип цветков. Однодольные характеризуются противоположными признаками: одна семядоля в семени, закрытые проводящие пучки (без камбия), раннее отмирание главного корня и развитие придаточной корневой системы, параллельное или дуговое жилкование, трехчленный тип цветков. Отдельные признаки одной группы могут встречаться и у представителей другой группы, поэтому важна вся совокупность признаков.

Цветковые (покрытосеменные) растения – самый обширный отдел растительного мира, к которому относится больше половины всех видов растений на Земле. Покрытосеменные характеризуются рядом четких признаков, отличающих только эту группу растений. Важнейшей отличительной особенностью является наличие у них пестика и развивающегося из него плода. Пестик образуется в результате смыкания краев одного плодолистика или в результате срастания нескольких плодолистиков. Расширенная нижняя часть пестика – завязь – представляет собой замкнутое полое вместилище, в котором находятся семязачатки. Характерной особенностью является также наличие рыльца – органа, улавливающего пыльцу и обеспечивающего прорастание пыльцевых зерен. После оплодотворения завязь разрастается и постепенно превращается в плод, а семяпочки развиваются в семена, скрытые внутри плода, почему растения и получили название – покрытосеменные. Отличительным признаком покрытосеменных является также наличие у них цветка, снабженного околоцветником, в связи с чем их называют цветковыми. Цветок представляет собой своеобразный видоизмененный спороносный побег. Для покрытосеменных характерно огромное разнообразие в строении цветков. У цветковых растений произошли изменения и в цикле развития. Во-первых, это уменьшение доли в жизненном цикле полового поколения – гаметофита. Мужской гаметофит представлен у них двухклеточным пыльцевым зерном; одна из этих клеток образует впоследствии два спермия. Женский гаметофит представлен восьмиядерным зародышевым мешком. Для покрытосеменных характерен и особый половой процесс, получивший название двойного оплодотворения, в ходе которого используются оба спермия пыльцевой трубки. Во-вторых, споровое поколение – спорофит – покрытосеменных устроено чрезвычайно разнообразно и представлено всеми жизненными формами растений – деревьями, кустарниками, древесными лианами и травами.

Первые покрытосеменные растения появились на Земле 125 – 150 миллионов лет назад, что соответствует юрскому и меловому периодам мезозойской эры. Очевидно, предками первых покрытосеменных были какие-то вымершие голосеменные растения. Быстрое распространение покрытосеменных растений повлияло на животный мир Земли, обеспечив эволюцию насекомых, птиц и млекопитающих. Покрытосеменным принадлежит ведущая роль в развитии всего живого населения на нашей планете. Отдел покрытосеменные насчитывает в настоящее время около 235000 видов растений. Они преобладают в составе растительного покрова Земли – лесов, лугов, болот – только в тундре и на верховых болотах уступают место мхам и лишайникам. Исключительно важное значение имеют покрытосеменные для человека. Общепринятой системы классификации покрытосеменных нет. Однако их принято делить на 2 класса: двудольные и однодольные. Из общего числа видов цветковых растений двудольные составляют около 80%. Они насчитывают 292 семейства. Класс однодольных объединяет около 20% цветковых растений и насчитывает около 80 семейств

Классификация покрытосеменных

Отдел Покрытосеменные делят на два класса: Двудольные и Однодольные. Представители этих классов различаются прежде всего строением семени: зародыш семени двудольных имеет две семядоли, однодольных – одну (отсюда и название классов). Другие различия между ними представлены в табл. 9.1.

Однако среди одно- и двудольных встречаются растения, у которых отдельные признаки не совпадают с перечисленными в табл. 9.1. Так, у вороньего глаза (класс Однодольные) жилкование листа перистое, а у подорожника (класс Двудольные) – дуговидное и имеется мочковатая корневая система. В этой связи судить о принадлежности растения к тому или иному классу можно только по совокупности признаков.

Отличительные признаки одно- и двудольных растений

Признак

Однодольные

Двудольные

Корневая система

Мочковатая, главный корень рано отмирает

Стержневая, хорошо развит главный корень

Стебель

Травянистый, не способен к вторичному утолщению, ветвится редко. Проводящие пучки без камбия, разбросаны по всему стеблю

Травянистый или одревесневший, способен к вторичному утолщению, ветвится. Проводящие пучки, имеющие камбий, расположены одним большим массивом в центре стебля или имеют вид кольца

Листья

Простые, цельнокрайние, обычно без черешка и прилистников, часто с влагалищем, параллельным или дуговидным жилкованием. Расположение листьев двурядное

Простые или сложные, края цельные, рассеченные или зубчатые, часто с черешком, прилистниками, сетчатым или пальчатым жилкованием. Расположение листьев очередное, супротивное

Цветок

Трехчленный, реже двух или четырехчленный

Пяти-, реже четырехчленный

Опыление

Большинство растений ветроопыляемые

Большинство растений опыляется насекомыми

Основные признаки некоторых семейств одно- и двудольных растений

Семейство

Формула цветка

Плод

Соцветие

Примеры

Крестоцветные, или Капустные (более 3,2 тыс. видов)

*Ч 4Л4Т2+4П1

Стручок или стручочек

Кисть, реже щиток или метелка

Капуста, брюква, редька, редис, репа, хрен, турнепс, пастушья сумка, редька дикая, ярутка полевая

Розоцветные (около 3 тыс. видов)

*Ч 5Л5Т*П*

*Ч 5Л5Т*П1

Сборный орешекСборная костянкаКостянка

Яблоко

Одиночные цветкиКистьЗонтикКистьОдиночные цветкиЗонтик или щиток

Шиповник, земляникаМалина, ежевикаВишняЧеремухаСлива, персик, абрикосЯблоня, груша, айва, рябина

Бобовые, или Мотыльковые (около 12 тыс. видов)

|Ч (5)Л(5)Т(9)+1П 1

Боб

ГоловкаКисть

КлеверЛюпин, люцерна, горох, фасоль, соя.арахис, донник

Пасленовые(около 2,9 тыс. видов)

*Ч (5)Л(5)Т5П 1

ЯгодаКоробочка

Кисть или завитокКистьОдиночные цветки

Паслен, томат, картофельТабак, беленаДурман

Сложноцветные, или Астровые (более 20 тыс. видов)

*Ч 0Л5Т(5)П1

Чашечка превратилась в волоски или отсутствует.

Семянка

Корзинка:все цветки трубчатыевсе цветки язычковые цветки в центре трубчатые,по краям воронковидные цветки в центре трубчатые,по краям ложноязычковые

БодякОдуванчик, цикорийВасилек Подсолнечник

Злаки, или Мятликовые (более 10 тыс. видов)

|О (2)+2Т3П1

Зерновка

Сложный колосМетелкаПочаток

Пшеница, рожь, ячменьМятлик, полевица, овес, мужскоесоцветие кукурузы Кукуруза

Условные обозначения (для составления формулы цветка): * – цветок правильный; | – цветок неправильный; О – околоцветник простой, состоящий из одних чашелистиков или из одних лепестков; () – срастание частей цветка; * – неопределенно большое число частей цветка; Ч – чашелистики; Л – лепестки; Т – тычинки; П – пестики.

Такой принцип используется при объединении в роды, семейства, порядки и другие таксономические категории всех живых организмов.

Классы Двудольные и Однодольные делятся на семейства. Растения каждого из семейств имеют общие признаки. У цветковых растений основными признаками являются строение цветка и плода, тип соцветия, а также особенности внешнего и внутреннего строения вегетативных органов.

Класс Двудольные включает 418 семейств, около 10 тыс. родов и свыше 190 тыс. видов, что составляет примерно 3/4 видов цветковых растений. К этому классу принадлежат важнейшие плодово-ягодные (яблоня, груша, вишня, виноград, цитрусовые), кормовые (турнепс, брюква, клевер, люцерна), прядильные (лен, хлоп-чатник, конопля), масличные (подсолнечник, клещевина), декоративные (розы, хризантемы, астры, георгины) и др. Все они принадлежат к одному или к разным семействам и отличаются комплексом признаков (табл. 9.2).

Класс Однодольные образует около 122 семейств, свыше 3 тыс. родов и около 63 тыс. видов. Однодольные обеспечивают человека хлебом. К ним относятся хлебные злаки (пшеница, рис, рожь, ячмень, кукуруза, просо и др.), некоторые овоидные (лук, чеснок, спаржа), декоративные (лилии, тюльпаны, гиацинты, аспарагус, орхидеи) растения.

Основную массу многих сенокосов и пастбищ в условиях Беларуси и России составляют дикорастущие злаки – тимофеевка, лисохвост, полевица, мятлик и др.

В Красную книгу Республики Беларусь занесено 180 видов вьющих растений, в том числе 84 вида двудольных и 60-однодольных.

topref.ru

Конспект урока Покрытосеменные растения 5 класс

Государственное бюджетное образовательное учреждение г. Севастополя «Средняя общеобразовательная школа № 29 имени М.Т. Калашникова» Тема урока: Покрытосеменные растения. Предмет: биология 5 класс Конспект урока в 5-А классе разработала учитель биологии: Хоменко Наталья Михайловна Севастополь 2016-2017 Урок биологии по ФГОС в 5 классе Учитель: Хоменко Н.М. Тема: Покрытосеменные (ЦВЕТКОВЫЕ) растения. Задача урока: познакомить учащихся с особенностями и многообразием покрытосеменных растений. Цели: Познавательные: формирование умения выделять и сравнивать существенные и несущественные признаки для построения анализа; работать с разными источниками информации. Регулятивные: формирование умения в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, самостоятельно вносить необходимые коррективы в исполнение действия, как по ходу его реализации, так и в конце. Коммуникативные: формирование умения планировать общие способы работы в совместной деятельности под руководством учителя. Личностные: формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики. Планируемые результаты обучения: Предметные: учащиеся узнают о характерных признаках и многообразии покрытосеменных растений; у них формируются понятия «цветок», «жизненные формы». Метапредметные: учащиеся учатся выделять существенные признаки покрытосеменных растений Личностные: у учащихся развиваются представления о единстве органического мира на основе сравнения голосеменных и покрытосеменных растений и установлении усложнений их строения. Основные понятия урока: покрытосеменные растения, цветок, однолетние, двулетние и многолетние растения, жизненные формы. Деятельность учащихся: работа с текстом и иллюстрациями учебника, таблицами, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении вопроса об усложнении строения покрытосеменных растений. Тип урока: комбинированный с использованием презентации.

Структура урока Организационный момент – 2 мин. Актуализация опорных знаний – 7 мин. Мотивация учебной деятельности – 4 мин. Изучение нового материала – 20 мин. Закрепление изученного материала – 7 мин. Рефлексия – 3 мин. Подведение итогов – 1 мин. Домашнее задание – 1 мин. Ход урока Организационный момент (приветствие) Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами. Я желаю вам успехов и хорошего настроения. Поприветствуйте друг друга (“Ладошка к ладошке”). Приветствуют учителя. Настраиваются на урок. Для сегодняшнего урока нам нужен цветок. Сейчас послушаете рассказ. Каждый раскрасит свой цветок, тем цветом, который вам нравится. Это было необыкновенное зрелище. В широком поле на поляне растут прекрасные цветы. Цветы, кругом цветы, неземные краски. Цветы разных форм и окрасок. Они росли так густо, что покрывали всю землю, только немногие листочки и травинки виднелись между ними. Как это было красиво! А какой аромат и чистейший воздух! Слайд 2 -Молодцы! Все справились с заданием. Положите цветы на край парты, они понадобятся позже. А я приготовила для вас сразу 5 цветов. Каждый означает деятельность на уроке. ( по ходу урока цветы поочерёдно крепятся на доске). Актуализация опорных знаний. Проверка выполнения домашнег

schoolfiles.net

Конспект урока для 5 класса "Покрытосеменные (ЦВЕТКОВЫЕ) растения"

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 г. Новокубанска

Муниципального образования Новокубанский район

Урок биологии по ФГОС в 5 классе

Тема: Покрытосеменные (ЦВЕТКОВЫЕ) растения.

Учитель химии и биологии высшей категории:

Черновол Наталья Васильевна

г. Новокубанск

2015г.

Урок биологии по ФГОС в 5 классе

Учитель: Черновол Н.В.

Тема: Покрытосеменные (ЦВЕТКОВЫЕ) растения.

Задача урока: познакомить учащихся с особенностями и многообразием покрытосеменных растений.

Цели:

Познавательные: формирование умения выделять и сравнивать существенные и несущественные признаки для построения анализа; работать с разными источниками информации.

Регулятивные: формирование умения в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, самостоятельно вносить необходимые коррективы в исполнение действия, как по ходу его реализации, так и в конце.

Коммуникативные: формирование умения планировать общие способы работы в совместной деятельности под руководством учителя.

Личностные: формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: учащиеся узнают о характерных признаках и многообразии покрытосеменных растений; у них формируются понятия «цветок», «жизненные формы».

Метапредметные: учащиеся учатся выделять существенные признаки покрытосеменных растений

Личностные: у учащихся развиваются представления о единстве органического мира на основе сравнения голосеменных и покрытосеменных растений и установлении усложнений их строения.

Основные понятия урока: покрытосеменные растения, цветок, однолетние, двулетние и многолетние растения, жизненные формы.

Деятельность учащихся: работа с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении вопроса об усложнении строения покрытосеменных растений, выполнение лабораторной работы.

Тип урока: комбинированный с использованием презентации.

Ход урока

1.Актуализация опорных знаний. Проверка выполнения домашнего задания.

-Ребята, какие царства живых организмов вам известны?

-Какие организмы мы уже изучили?

-Какие особенности строения у мхов, водорослей, грибов, голосеменных?

2. Определение темы урока. Актуализация изучаемого материала. Разнообразен и прекрасен мир растений

Мхи, водоросли, папоротники, плауны

И семенные: сосны, туя, пихты, ели,

Но властелины царства не они.

Обсуждение эпиграфа урока.

- Как вы думаете, почему эти растения не господствуют на Земле? ( ответы учащихся).

- Трудно ответить на вопрос и мы с вами поработаем в парах.

-Систематизируйте предложенные объекты( работаем с гербариями) – можно дать картинки, на которых подписаны высшие спорове, а цветковые-нет.

Детям нужно систематизировать растения на 3 группы.

Две группы:высшие споровые и голосеменные подписаны, а третья группа – нет.

- Давайте проверим.

-Как можно назвать эту группу растений? (ответы: Цветковые или Покрытосеменные).

- О чем говорит такое название? (ответы: семена созревают на месте цветка и находятся в плоде)

- Скажите, о чём пойдёт речь на уроке? (ответы: мы начинаем изучать отдел Покрытосеменные растения).

-Как можно назвать комнатные растения, представленные на столе?

-Какой орган есть у них, которого не было у других растений, ранее нами изученных?

Определяются вопросы, которые будут рассмотрены на уроке, цели урока, составляется план изучения.

-На уроке мы: (ответы: познакомимся с общей характеристикой отдела Покрытосеменные; выясним преимущества покрытосеменных)

3. Учебно-познавательная деятельность.

Учащимся предлагаются вопросы, на которые они должны ответить после работы с учебником (с.83-84)- разбиваем детей на группы по 4 человека, разбиваем текст на абзацы, даем задания к каждому абзацу, на которые они должны дать ответ. Идет обсуждение в группах.

  1. Какие органы появляются у покрытосеменных растений, которых не было у голосеменных?

  2. Что такое цветок? Что формируется из цветка?

  3. Чем защищено семя?

  4. Почему эту группу называют «покрытосеменные»?

  5. Какова роль плодов?

  6. Какие жизненные формы покрытосеменных вам известны?

Ребята озвучивают ответы.

2. Выполнение лабораторной работы. ( Учащиеся выполняют его в тетради)

Учащиеся выполняют лабораторную работу «Органы цветкового растения»: работают с гербарием, делают рисунки, подписи к ним.

Физкультминутка - сосчитай цветы (видеоряды под музыку)

БУКЕТ (отрывок).

Побежала Таня за цветами,

Свой букет она подарит маме.

Вот ромашка с золотым сердечком,

У нее высокий стебелёк,

Рядом с нею синий, будто речка,

Солнышком нагретый василёк.

Колокольчик в шапочке лиловой

Весело кивает головой.

Одуванчик, улететь готовый,

Шепчется с гвоздикой полевой.

Всех цветов не сосчитать в букете!

4. Интеллектуально-преобразовательная деятельность

- Ребята, а зачем растениям расселяться?

1.С помощью чего расселяются семена?

2.Какие приспособления имеют растения для распространения?

Работа в парах: на соотнесение способов распространения растений и приспособлений, имеющихся для этого у плодов растений.

Приспособления для распространения Способы распространения

у плодов плодов растений

мелкие парашютики ветром

пуховки водой

сочные животными, человеком

зазубренные шипы саморазбрасывание

легкие водонепроницаемые

растрескивающиеся

вкусные

крючки, прицепки

крылатки

Значение растений - работа с учебником.

Работа с тестами по 2 вариантам. Взаимопроверка.

Выставление отметок.

5. Рефлексия. Подведение итогов урока.

Закончи предложение

Цель: подведение итогов урока, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы.

Содержание: Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

я попробую…

меня удивило…

урок дал мне для жизни…

мне захотелось…

«Дерево успеха»- на дерево повесить яблоки: красные-было все понятно, желтые-не очень, зеленые-ничего не понял.

Домашнее задание: п. 17, начать работу над проектом «Вырасти свое растение»; работа в тетради на печатной основе.

Подобрать материал «Самый-самый…»- о рекордах в мире растений.

5

doc4web.ru

Конспект урока по биологии (5 класс) Покрытосеменные растения

Биология 5

Тема: Покрытосеменные (цветковые) растения

Цель: познакомит учащихся с многообразием покрытосеменных растений, особенностями их строения и жизнедеятельности; дать представление о многообразии покрытосеменных, их роли в природе и жизни человека.

Тип урока: комбинированный урок, постановка и решение учебной задачи

Планируемые результаты:

Предметные: научатся использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи; определять принадлежность биологических объектов к покрытосеменным; устанавливать черты сходства и различия у представителей покрытосеменных; различать изученные объекты в природе, на таблицах, делать зарисовки; устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания; объяснять роль покрытосеменных растений в природе и жизни человека.

Личностные: будут сформированы: ответственное отношение к природе, осознание необходимости защиты окружающей среды; любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук; ответственное отношение к обучению; социальные нормы и навыки поведения в классе и школе.

Коммуникативные:

- добывать недостающую информацию с помощью вопросов

Регулятивные:

- проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включения в новые виды деятельности и формы сотрудничества

Познавательные:

- уметь строить логическое рассуждение с установлением причинно-следственных связей

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые умения

1.Орг. момент

Приветствие учащихся, проверка подготовки к уроку.

Приветствуют учителя, проверяют подготовку рабочего места к уроку.

2.Актуализация опорных знаний урока

Активизирует знания учащихся, необходимые для изучения нового материала.

Каждый из вас сегодня утром сделал зарядку, а я предлагаю провести зарядку для мозга, давайте ответим на вопросы:

1.Почему голосеменные – наиболее высокоорганизованные растения по сравнению с папоротниками?

2.Почему эту группу растений называют голосеменными?

3.Какие органы есть у голосеменных растений?

4.Какой способ питания характерен для голосеменных? (почвенное и воздушное)

5. Каково значение голосеменных в природе и для человека?

6. Назовите представителей голосеменных растений.

7. Какие условия характерны для жизни сосны и ели?

Отвечают на вопросы, слушая и дополняя друг друга.

Отвечают письменно в тетрадях по вариантам: 1-сосна, 2- ель

Осуществляется анализ ответов одноклассников.

3.Мотивация к изучению нового материала

Мотивирует учащихся к определению темы и постановке познавательной цели урока.

Распределить растения по группам: кукушкин лен, ламинария, сфагнум, орляк, пихта, колокольчик, малина, ель, улотрикс, щитовник, береза, лиственница

Разнообразен и прекрасен мир растений:

Мхи, водоросли, папоротники, плауны

И семенные: сосны, туя, пихты, ели,

Но властелины царства не они

Обсуждение эпиграфа урока.

- Каквы думаете, почему?( ответы учащихся). Трудно ответить на вопрос .

-Как можно назвать эту группу растений? ( ответы: Цветковые или Покрытосеменные).

- О чем говорит такое название?(ответы: семена созревают на месте цветка и находятся в плоде)

- Скажите, о чём пойдёт речь на уроке?(ответы: мы начинаем изучать отдел Покрытосеменные растения).

Определим тему и цели урока

Распределяют по группам, одна группа лишняя

Определяют тему, цели и задачи урока

Наблюдают. Осуществляют анализ объекта. Устанавливают причинно-следственные связи.

4.Физминутка

Руки подняли и покачали – это деревья в лесу.

Вниз опустили, кисти встряхнули – ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем – это к нам птицы летят,

Как они сядут, тоже покажем – крылья сложили назад.

Выполняют упражнения.

Осуществляют профилактику утомляемости.

5.Новая тема.

Объясняет новый материал, используя ЭОР и учебник. Обращает внимание на вопросы экологии.

Почему покрытосеменные растения так разнообразны и господствуют на Земле?

1.Известно более 250 тыс. видов

2.Наличие органов

3.Наличие цветков

4.Наличие плода, образование семян

5. Жизненные формы: деревья, кустарники, травы.

6.Опыление ветром, насекомыми, птицами, млекопитающими.

7.Приспособлены к различным экологическим условиям.

Используя текст учебника на страницах 85-86 определите значение покрытосеменных.

Воспринимают информацию, работают в тетрадях и учебником.

Работа с учебником, затем обсуждение.

Систематизируют информацию.

6.Рефлексия

Подведем итоги нашей работы.

Просмотр ролика о рекордсменах среди растений.

А где вам пригодятся знания, полученные на сегодняшнем уроке?

Оцените свою деятельность на уроке.

Продолжите фразу: Я сегодня расскажу родителям о том, что…

Просматривают ролик, приводят свои примеры.

Осуществляют самоанализ деятельности.

Воспринимают оценку своей работы.

7.Итог

Оценивает работу учащихся.

Слушают учителя.

8.Дом.задание

Дает комментарий к дом. заданию.

Параграф 17 читать, сообщение о растении на альбомном листе. Рабочая тетрадь задания 115, 116, 118.

Слушают и записывают в дневник.

Задают уточняющие вопросы.

infourok.ru

Презентация по биологии на тему " Покрытосеменные(цветковые) растения" (5 класс) ФГОС

Инфоурок › Биология › Презентации › Презентация по биологии на тему " Покрытосеменные(цветковые) растения" (5 класс) ФГОС

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

Презентация по биологии на тему: «Покрытосеменные (цветковые) растения» 5 класс ФГОС Выполнил: учитель биологии и экологии Гринин Сергей Борисович

2 слайд Описание слайда:

Задача урока: познакомить учащихся с особенностями и многообразием покрытосеменных растений.

3 слайд Описание слайда:

Цели урока: Познавательные: формирование умения выделять и сравнивать существенные и несущественные признаки для построения анализа. Регулятивные: формирование умения в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, самостоятельно вносить необходимые коррективы в исполнение действия, как по ходу его реализации, так и в конце. Коммуникативные: формирование умения пла­нировать общие способы работы в совместной деятельности под руководством учителя. Личностные: формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.

4 слайд Описание слайда:

Цветы нам дарят настроенье, И пробуждают вдохновенье, Как символ чистой красоты, Ведь очень трудно без мечты!

5 слайд Описание слайда:

Гуляя по лугу, лесу, парку, мы всегда обращаем внимание на цветущие деревья, кустарники, травы. Как приятно любоваться неповторимой красотой цветов, вдыхать тонкий аромат, наблюдать за копошащимися в цветках пчёлами, бабочками. Что же объединяет все эти растения?

6 слайд Описание слайда:

Во – первых, все они имеют цветок. Отсюда и название растений – цветковые. Ещё эти растения называют покрытосеменные. Дело в том, что семена у них располагаются не открыто на чешуях, а внутри плода.

7 слайд Описание слайда:

Таким образом, покрытосеменные, или цветковые, растения – это растения, которые имеют цветок и плод с семенами.

8 слайд Описание слайда:

Также у них есть корень, стебель и листья. Покрытосеменные – самые высокоорганизованные растения.

9 слайд Описание слайда:

В настоящее время известно около 250 тысяч разных покрытосеменных растений. Среди них есть как высокие деревья, так и приземистые кустарники и травы.

10 слайд Описание слайда:

Цветковые растения можно встретить во всех природных зонах нашей планеты – в тундрах, степях, пустынях. Особенно много их в смешанных лесах. Растения тундры дриада морошка пушица

11 слайд Описание слайда:

Растения степей Ковыль мак василек русский

12 слайд Описание слайда:

Растения пустынь кермек верблюжья колючка кактус

13 слайд Описание слайда:

Покрытосеменные растения имеют важное значение в природе и жизни человека. Они участвуют в образовании кислорода. Растения служат пищей и образуют местообитания для животных.

14 слайд Описание слайда:

Такие цветковые растения, как пшеница, рис, кукуруза, являются важными пищевыми продуктами для человека.

15 слайд Описание слайда:

Трудно представить себе жизнь людей без овощных и плодово-ягодных культур – огурцов, томатов, яблонь, вишен и т.д.

16 слайд Описание слайда:

Лён, хлопчатник человек с давних времен использует для получения тканей.

17 слайд Описание слайда:

Также среди покрытосеменных растений много лекарственных. Это медуница, шалфей, зверобой и др.

18 слайд Описание слайда:

Немаловажна роль растений, которыми человек украшает дома, сады, парки.

19 слайд Описание слайда:

Покрытосеменных растений на нашей планете много. Однако в последнее время из-за хозяйственной деятельности человека их число стало сокращаться. Люди массово вырубают леса, распахивают степи, осушают болота, загрязняют почвы.

20 слайд Описание слайда:

Редкие и исчезающие растения офрис пчелоносная ятрышник пчелоносный элеорхис японский

21 слайд Описание слайда:

Домашнее задание Параграф 17 Вопросы после параграфа Подготовить презентацию или доклад о редких и исчезающих цветковых растениях.

22 слайд Описание слайда:

Найдите материал к любому уроку,указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсемирная историяВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеДругоеДругойЕстествознаниеИЗО, МХКИзобразительное искусствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИспанский языкИсторияИстория РоссииИстория Средних вековИтальянский языкКлассному руководителюКультурологияЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМировая художественная культураМузыкаМХКНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирОсновы безопасности жизнедеятельностиПриродоведениеРелигиоведениеРисованиеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФинский языкФранцузский языкХимияЧерчениеЧтениеШкольному психологуЭкология

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала: ДВ-337803

Похожие материалы

Оставьте свой комментарий

infourok.ru


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта