Содержание работы по ознакомлению детей с комнатными растениями. Роль комнатных растений в экологическом воспитании старших дошкольников

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

2. Задачи ознакомления детей с комнатными растениями. Содержание работы по ознакомлению детей с комнатными растениями


Роль комнатных растений в работе с детьми

Содержание

 

Введение

1. Роль комнатных растений в работе с детьми

2. Задачи ознакомления детей с комнатными растениями

3. Принципы подбора растений в разных возрастных группах

4. Биологический подход к содержанию комнатных растений

5. Своеобразие методики формирования представлений и положительного отношения к комнатным растениям

6. Опыт работы

Заключение

Список литературы

Приложение

 

 

 

Введение

 

Экологическая проблема встает сегодня не только как проблема сохранения окружающей среды от загрязнения и других отрицательных влияний хозяйственной деятельности человека на Земле. Она вырастает в проблему предотвращения стихийного воздействия людей на природу, в сознательно, целенаправленно, планомерно развивающееся взаимодействие с нею. Такое взаимодействие осуществимо при наличии в каждом человеке достаточного уровня экологической культуры, экологического сознания, формирование которых начинается с детства и продолжается всю жизнь.

В условиях надвигающейся экологической катастрофы громадное значение приобретает экологическое воспитание и воспитание человека всех возрастов и профессий.

Дошкольное учреждение уже сегодня призвано проявить настойчивость в воспитании нового поколения, которому присуще особое видение мира как объекта его постоянной заботы. Формирование экологического сознания – важнейшая задача дошкольного учреждения в настоящее время. Сейчас очень много экологических проблем. И не только в России, но и во всем мире. Это происходит оттого, что детский сад всегда мало уделял внимание экологическому воспитанию. Нынешняя экологическая ситуация такова, что более нельзя обойтись без радикальных и всесторонних изменений практически всех аспектов общественной жизни.

На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия природы с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относится к природе они, погубят себя. А для того чтобы это не случилось надо воспитывать экологическую культуру и ответственность. И начинать экологическое воспитание надо с дошкольного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.

 
  1. Роль комнатных растений в работе с детьми

 

Интерьерное озеленение приобретает в настоящее время все большее распространение и значение. Экзотические цветы и растения украшают не только жилые помещения, школы, детские сады, общественные и административные здания, но постепенно становятся обычными в цехах промышленных предприятий. Растениям принадлежит важная роль в улучшении среды, окружающей человека.

Они положительно влияют на микроклимат помещения: снижают содержание углекислого газа в воздухе, повышают его влажность и обогащают кислородом, выделяют фитонциды (вещества, губительно действующие на микроорганизмы), смягчают производственный шум, уменьшают запыленность. Цветы и растения оказывают и благотворное эмоциональное воздействие: красота и разнообразие форм и окраски влияют на чувства человека, помогают снять нервное и физическое напряжение. Однако хотя интерьерное озеленение и приобретает массовый характер, оно не всегда бывает успешным. Ассортимент видов часто подбирается неграмотно и носит случайный характер, поэтому растения в условиях, не соответствующих их природе, быстро теряют свою декоративность или гибнут.

Композиция из тропических растений высоко декоративные и долговременно функционирующие композиции можно создать, лишь учитывая специфику интерьеров различного функционального назначения (архитектурные особенности, микроклиматический режим, цели и задачи оформления), подбирая для них соответствующие виды растений и оптимальные формы их размещения.

Комнатные цветы и растения в интерьере детских учреждений играют особую роль: они являются не только украшением помещения, но и действенным средством воспитания и образования детей. Правильно организованная с комнатными растениями работа расширяет представления детей о живой природе, прививает навыки к выращиванию и уходу за растениями, развивает наблюдательность, воспитывает любовь и бережное отношение к природе, способствует эстетическому восприятию окружающего мира. Важна и гигиеническая роль растений, так как дети много времени проводят в закрытом помещении.

Для озеленения детских учреждений можно использовать многие виды цветущих и декоративно-лиственных растений. Исключение составляют растения, имеющие колючки (виды молочаев и кактусов) или содержащие аллергены и алкалоиды (примула, олеандр, лавровишня, арум, диффенбахия, тисе ягодный)1.

При оформлении дошкольных детских учреждений целесообразно применять такие виды озеленения, при которых растения не мешают подвижным играм детей. Цветы и растения размещают на специальных полочках и решетках, закрепленных на стенах, подвешивают в кашпо и «цветочных люстрах». Но живые растения рядом с детьми – это не только украшение, но и живая природа, нуждающаяся в заботе и покровительстве. Отдавая предпочтение вертикальному озеленению, часть растений следует размещать таким образом, чтобы дети могли ухаживать и наблюдать за ними. Для этого растения в напольных цветочницах располагают в зонах отдыха и комнатах для тихих игр, в живых уголках, около аквариумов и т.д. В зависимости от планировки и назначения помещения в цветочницах можно содержать одиночные экземпляры или составлять композиции из нескольких растений.

Для оформления лестниц, лестничных площадок и под лестничных пространств, где растения могут страдать от холода, постоянного недостатка света и сквозняков, можно использовать или очень ограниченный ассортимент нетребовательных растений (близкий к ассортименту, рекомендуемому для производственных помещений), или всевозможные природные материалы.

Традиционным местом размещения растений являются окна и подоконники как самые светлые места любого помещения. Ассортимент растений и их количество зависят от размеров окон и их ориентации по отношению к сторонам света. При размещении растений следует избегать их скученности, так как при этом они не только мешают друг другу, но и теряют свой декоративный эффект. Используя различные подставки, можно размещать растения на разных уровнях и создавать живописные композиции, в которых сочетаются экземпляры различной высоты. Прекрасным элементом оформления окон являются вьющиеся и ампельные растения. Вьющиеся растения размещают по бокам оконных проемов. Для них изготавливают специальные опоры (решетки, трельяжи, шнуры), по которым побеги растений поднимаются вверх, обрамляя окно. Растения со свисающими побегами помещают в специальные подвесные вазы и подвешивают вверху, ставят на полочках, укрепленных по бокам оконных проемов и на боковых стенках, примыкающих к окнам.

Растения можно также размещать вблизи окон и в глубине комнат на специальных столиках и подставках. На них ставят отдельные экземпляры или несколько гармонично или контрастно сочетающихся растений. В качестве подставки можно широко использовать современную низкую мебель со строгими линиями и большим количеством свободных горизонтальных плоскостей. Растение можно поместить на журнальном столике, подвесных шкафах и книжных полках, на шифоньере, серванте.

 

  1. Задачи ознакомления детей с комнатными растениями

 

Занятия по ознакомлению дошкольников с природой дают возможность формировать знания последовательно, с учетом возможностей детей и особенностей природного окружения. На занятиях под руководством воспитателя формируется система элементарных знаний у всех детей группы в соответствии с требованиями программы, в определенной системе и последовательности развиваются их основные познавательные процессы и способности. В повседневной жизни, во время наблюдений, игр, труда у ребят накапливается личный опыт. Занятия дают возможность уточнить и систематизировать его.

Систематическое обучение на занятиях – важное средство образовательной работы с детьми дошкольного возраста. На протяжении ряда десятилетий ХХ в. все ведущие исследователи и практики дошкольного воспитания вслед за А.П. Усовой уделяли большое внимание занятиям как ведущей форме фронтального обучения детей1.

Обучение детей на занятиях осуществляется разными методами. Выбор методов зависит от вида занятия, от его основной задачи. На одних занятиях формируются первичные знания. С этой целью воспитатель использует наблюдение, рассматривание картин, чтение художественных произведений, рассказ, показ диафильмов и кинофильмов. На других уточняются, расширяются и углубляются знания. Кроме перечисленных методов, на этих занятиях используется и труд детей в природе. Основная задача занятий третьего вида – обобщение и систематизация знаний. Для этого используют беседы, дидактические игры, обобщающие наблюдения. В труде и играх дети применяют полученные знания на практике. Занятия проводятся во всех возрастных группах: в младшей и средней – 2 занятия в месяц, в старших – пo 1 занятию каждую неделю. Начиная со средней группы организуются экскурсии. Дополнительно к занятиям во всех группах проводятся целевые прогулки.

Эффективность занятия зависит от того, как педагог подготовится к его проведению. Наметив тему занятия, он должен пополнить, уточнить собственные природоведческие знания по теме, а затем разработать программные задачи занятия.

В определении содержания программных задач воспитатель исходит из требований «Программы воспитания в детском саду» и уровня развития детей своей группы, учитывает и особенности природного окружения. Отбирая программное содержание, необходимо уточнить место данного занятия в системе работы (идет ли на занятии процесс формирования первоначальных знаний или их обогащение, систематизация, упражнение в применении знаний и т.д.). При этом воспитатель должен помнить, что одно и то же программное содержание должно повториться в занятиях, в других формах работы, при использовании различных методов, так как оно усваивается детьми постепенно.

В программное содержание включаются 2 группы задач: образовательные и воспитательные. Образовательные задачи – это тот объем знаний, который необходимо дать детям на занятии или уточнить и конкретизировать. Образовательные задачи включают и развитие познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления), отдельных мыслительных операций (умения сравнивать, анализировать, обобщать и т.п.), развитие речи (обогащение словаря, формирование связной речи), а также формирование навыков учебной деятельности (умение слушать товарища, действовать по слову воспитателя, в слове выразить результат своей деятельности). В содержание образовательных задач включают также формирование познавательного интереса детей к природе. Воспитательные задачи, решаемые на занятии, направлены на формирование положительного, бережного, заботливого отношения к природе, развитие эстетического отношения к ней.

На занятиях, где используется труд детей, в программных задачах отражают необходимость формирования трудовых навыков и умений, а с использованием метода наблюдения в программное содержание включают развитие этой деятельности (например, умение обследовать предмет, сосредоточиться на объекте, отыскать яркие части, видеть характерные и существенные признаки и т.п.)1.

При подготовке к занятию и его проведении важно правильно определить метод построения занятия. Выбор метода зависит от характера образовательных задач, от особенностей самого природного объекта и от возраста детей. Так, формирование знаний о диких животных лучше всего осуществить через показ диафильмов, кинофильмов, а ознакомление с животными или растениями уголка природы требует проведения непосредственного наблюдения за ними. На занятиях детей младшего возраста используются наблюдения, игровой метод. Словесные методы чаще всего используются на занятиях с детьми старшего возраста. Выбранный метод должен обеспечить полноту реализации программных задач и активную умственную деятельность детей.

Разнообразие предметов природы и методов обучения, используемых на занятиях, требует от воспитателя тщательной подготовки обстановки. Для рассматривания животных, комнатных растений, картин детей сажают полукругом. Это позволяет всем активно участвовать на занятии. Если на занятии используется раздаточный материал и каждый получает объект наблюдения, то детям удобнее сидеть за столами. Иногда занятие, посвященное воспитанию навыков труда, организуется в групповой комнате. В этом случае наиболее рациональное размещение детей – за столами, поставленными буквой П или лентообразно. При этом дети имеют возможность лучше видеть показ воспитателем приемов работы, им удобно действовать при выполнении трудового задания, а воспитатель имеет большую возможность для обучения и контроля.

Готовясь к проведению занятия, воспитатель продумывает, какие отобрать наглядные пособия: картины, рисунки, гербарии, календари природы, погоды и т. п.; какие животные, растения, виды корма, предметы ухода за животными и растениями, посадочный материал потребуются для работы. Только после этого воспитатель продумывает ход занятия. Поскольку усвоение программного содержания всеми детьми осуществляется в ходе занятия, воспитатель заранее разрабатывает последовательность работы, обеспечивающую продвижение детей в соответствии с программными требованиями, сочетание заданий, систему приемов, активизирующих умственную деятельность детей (поисковые вопросы, сравнение, обследовательские действия и т. п.). В ходе занятия важно привлекать к выполнению задания всех детей. В конце занятия воспитатель, как правило, пользуется педагогической оценкой навыков и умений, отношения детей к занятию, их интереса, дифференцируя ее в зависимости от возраста детей.

 

  1. Принципы подбора растений в разных возрастных группах

 

Ознакомление детей с природой в детском саду требует постоянного непосредственного общения с ней. Одним из условий, обеспечивающих это, является организация в детском саду уголков природы. Каждая возрастная группа имеет свой уголок природы, однако хорошо иметь и общий уголок природы для всего детского учреждения. Его можно использовать для пополнения обитателей уголков природы возрастных групп.

Труд и наблюдения детей за растениями и животными в уголке природы организуют в течение всего года (зимой, поздней осенью и ранней весной). Поскольку в условиях средней полосы труд и наблюдения детей на участке в эти периоды значительно сокращаются, уголок природы обеспечивает возможность для непрерывной систематической работы по ознакомлению детей с природой.

При отборе растений и животных для уголка природы следует учитывать требования, предъявляемые «Программой воспитания в детском саду». Только при этом условии можно обеспечить воспитательное и образовательное воздействие на детей труда и наблюдений.

Требования к отбору обитателей уголка природы1:

1. Растение или животное должно быть типичным для той или иной систематической или экологической группы. При этом становится возможным познакомить детей с основными, типичными чертами, условиями или образом жизни, характерными для большой группы растений и животных.

2. Уход за обитателями уголка по качеству, характеру труда, по затрачиваемым силам и времени должен быть доступен детям дошкольного возраста (при участии и руководстве со стороны воспитателя). Поэтому отбирают растения и животных, неприхотливых к пище и уходу за ними.

3. Растения и животные в уголке природы должны быть внешне привлекательными, способными вызвать и удержать еще не очень устойчивое внимание дошкольника.

4. Необходимо иметь несколько экземпляров одного вида растений и животных; дети увидят в объектах наблюдения не только общие, но и индивидуальные признаки, это подведет их к пониманию разнообразия и неповторимости живых организмов.

5. Растения и животные должны быть абсолютно безопасны, не приносить ни малейшего вреда здоровью детей.

6. Необходимо учитывать возможность нормальной жизнедеятельности, роста и развития животных и растений в условиях помещения детского учреждения.

Размещая обитателей в уголке природы, следует в первую очередь позаботиться о том, чтобы были учтены их биологические особенности и потребности. Так, одни комнатные растения (герань, кактусы и др.) нуждаются в большом количестве солнечного света, их следует поставить на самое светлое место, другие (например, узамбарская фиалка) плохо переносят прямые солнечные лучм. Биология ящерицы и лягушки такова, что террариум, где живет ящерица, следует ставить на хорошо прогреваемое солнцем место, террариум с лягушкой должен быть непременно в тени. Вместе с тем уголок природы должен радовать глаз, украшать интерьер. И наконец, следует размещать объекты таким образом, чтобы дети могли свободно подходить к ним, наблюдать и трудиться в уголке природы. Всех обитателей уголка природы в детском саду можно подразделить на постоянных и временных. Первые живут в уголке круглый год (комнатные растения, рыбки и т.д.), вторые вносятся на короткое время. Временные обитатели – это растения и животные местного края, жизнедеятельность которых особенно интересно и ярко проявляется в те или другие сезоны (первоцветы весной, яркие растения цветника, цветущие осенью, насекомые и др.).

Постоянные обитатели уголков природы в детском саду – комнатные растения. Они издавна украшали жилище человека. Одни из них обильно и долго цветут, другие имеют красивую листву, стебли их разнообразны (прямостоячие, лежачие, восходящие, вьющиеся и т.д.). Большинство комнатных растений – выходцы из тропических и субтропических стран: жарких пустынь и саванн, тропических влажных лесов и болот, горных склонов и долин. В зависимости от места произрастания в природе комнатные растения требуют различного ухода (разной почвы, поливки, степени освещенности и т.д.). Интересны комнатные растения и тем, что каждый вид имеет свои сроки и периоды активной вегетации. Комнатные растения – ценный дидактический материал, они являются обязательными обитателями уголка природы. Традиционно для уголка содержание рыб в аквариуме. В аквариуме могут жить как рыбы местных водоемов (малый прудовой карась, красноперка, вьюн, верхоплавкн и др.), так и неприхотливые виды экзотических теплолюбивых рыбок (гуппи, меченосцы, скалярии и др.). Наблюдения за рыбами разнообразны, а труд по уходу за ними вполне доступен дошкольникам (кормление, уборка аквариума, частичная смена воды).

  1. Уголок природы в младших группах.

При подборе обитателей уголка природы в младших группах учитывают прежде всего особенности восприятия детьми предметов (малыши выделяют яркие признаки и свойства), а также образовательные задачи. Малыши должны научиться узнавать и называть 2–3 растения, их основные части (лист, стебель, цветок).

Дети второй младшей группы привлекаются к уходу за растениями: поливают водой, приготовленной взрослым (он же определяет и дозировку), обтирают влажной тряпочкой крупные кожистые листья растений. Наблюдая за животными, малыши учатся узнавать их по внешним ярким признакам: частям тела, характеру движения, издаваемым звукам и т.д.

Воспитатель учит детей наблюдать: принять вопрос-задачу, сосредоточить внимание на наблюдаемом предмете, использовать несложные обследовательские действия, отвечать на поставленные по ходу наблюдения вопросы.

В уголок природы младших групп помещают растения, имеющие четко выраженные основные части (стебель, листья) и ярко, обильно и долго цветущие. Это обыкновенная (или зональная) герань, фуксия, вечноцветущая бегония, бальзамин («огонек»), азалия, китайский розан и др. Привлекают внимание детей и растения, имеющие пестро окрашенные листья, – аукуба («золотое» или «колбасное» дерево), колеусы. Аукуба и китайский розан (небольших размеров), кроме того, имеют достаточно крупные и крепкие листья, на которых можно учить детей второй младшей группы первым несложным приемам поддержания растений в чистоте. Этим же приемам можно обучать детей в процессе ухода за молодыми аралиями, фикусами. Из названных видов для наблюдения в течение года вносят 3–4 растения. Какое-то из них должно быть в двух экземплярах, с тем чтобы дети могли учиться находить одинаковые растения.

  1. Уголок природы в средней группе.

В средней группе у детей формируют умение видеть разнообразие свойств и качеств предметов и их частей (разнообразие формы, цвета, величины, характера поверхности и т.д.). Дети овладевают более сложными приемами сравнения, учатся устанавливать различия и сходство предметов, обобщать предметы по тем или иным признакам.

Усложняются знания о растениях и животных. Дети четче различают особенности растений, знакомятся с условиями, необходимыми для их жизни. Число растений, которые узнают и называют ребята, возрастает. Ребенок пятого года жизни, знакомясь с животными, отмечает своеобразие их внешнего вида, строения, движения, способа питания; устанавливает и первые связи – зависимость характера движения от особенностей строения конечностей.

В процессе ухода (вместе с воспитателем) за обитателями уголка дети овладевают несложными умениями: поддерживать растение в чистоте, правильно поливать его, мыть поилки и кормушки для животных, давать корм. Наблюдая за растениями и животными, подмечают яркие проявления в росте, развитии растений и животных. Свои наблюдения учатся отражать в связной, точной речи.

Расширение и усложнение программных задач в средней группе требует пополнения уголка природы новыми обитателями. Комнатные растения должны иметь разную форму и величину листьев, так как ребята овладевают новыми приемами поддержания растений в чистоте: обливают из мелкосетчатой лейки или опрыскивают из пульверизаторов растения с мелкими листьями, обтирают влажной кисточкой или щеткой листья, имеющие зазубрины, сухой кисточкой – опушенные листья. При этом дети учатся устанавливать способ ухода в зависимости от характера листьев: величины, количества, характера поверхности, их хрупкости. В дополнение к растениям, названным для уголка природы младших групп, в средней группе помещают алоэ или агаву (с сочными листьями, имеющими зазубрины по краям), бегонию-рекс, аспарагус, душистую герань (с узорчатыми, опушенными листьями) и др. Одновременно в уголке природы может быть до 6–8 видов растений.

3. Уголок природы в старшей группе.

В старшей группе продолжается формирование умений наблюдать, сравнивать

znakka4estva.ru

Ознакомление детей с комнатными растениями

Одна из форм умственного воспитания ребенка – наблюдения и уход за комнатными растениями, начиная с 3-летнего возраста.     Цель работы —  стремиться,   чтобы у детей появилось желание ухаживать за цветами:  с помощью взрослых поливать их, сажать лук в ящички, наблюдать за ростом  растений, определять цвет листьев и цветов. Воспитывать у ребят наблюдательность, внимание и навыки трудолюбия.

Яркие растения дома

Когда взрослые  заметят, что ребенок интересуется цветами на окне, полезно с ним поговорить о них: сравнить их по цвету, позднее сравните листья по величине. Во время цветения обратите внимание ребенка на то, какие красивые яркие цветы. Если они разного цвета, называйте эти цвета, сравнивайте бутоны по величине.

Кроме того, дети должны видеть, как взрослые ухаживают за растениями  (убирают сухие листья, моют поддоны, поливают и т.п.). Желательно детей  3-4 лет привлекать  к уходу за растениями, поэтому дома должны быть маленькая лейка с длинным носиком и распылители; можно привлекать детей этого возраста к протиранию крупных листьев, убирать сухие листья, которые с  растений собрали взрослые:

  • растения, за которыми  дети могут ухаживать, сначала под руководством взрослых, а  затем самостоятельно  —    фикус с крупными и твердыми листьями (можно несколько разновидностей), бегония круглолистная, другие растения с крупными или вытянутыми  листьями, которые дети могут протирать сами;
  • растения, названия которых должны дети знать в 3-4-летнем возрасте: герань красная,  традесканция, фикус, драцена, примула, бегония, бальзамин. (я подчеркиваю – знать, но не называть)  За этими растениями проводятся наблюдения с проговариванием их названия и рассказывают об условиях, в которых они лучше живут;
  •  дидактические игры с комнатными растениями: «Найди растения с красными цветами», «Подбери пару указанному растению» (поставьте фиалку отдельно от других цветов и попросите ребенка найти такую же, а потом спросите, как он нашел нужное растение),  «Один и много» (например, фиалок много, а фикус один  или зеленых растений много, а цветет – одно и т.п.                                               

У детей 4-5-лет уже есть некоторые знания о растениях: их внешнем виде, необходимости ухода за ними.  Поэтому с ними, знания, полученные в 3-4 летнем возрасте углубляются и расширяются. В  этом возрасте возникает необходимость привлекать  ребят к уходу за растениями: поливать их, убирать сухие листья самостоятельно, мыть поддоны и т.д.  С 4-5-летнего возраста детей нужно приучить сочетать труд с наблюдением.  Например, при поливе растений детям предлагается  рассмотреть на каких  из них появились новые листочки, соцветия и т.п., подумать и ответить, какое растение необходимо полить, а какое не надо и почему. Руководя детским трудом , взрослые  постоянно напоминает приемы работы по уходу за растениями (Поливать надо аккуратно, протирать листья обязательно чистой и влажной тряпочкой и т.п.)

Растения, с которыми знакомят детей

Этого возраста: те же растения, с какими знакомят детей младшего возраста, но необходимо добавить новые растения (какими вы располагаете).

К концу года дети  4-5-летнего возраста должны уметь самостоятельно ухаживать за комнатными растениями, уметь рыхлить землю, протирать листья, обрезать сухие листья, знать последовательность в выполнении всех видов работ по уходу за растениями. Так же у них должны быть приобретены знания о том, что растения необходимо весной  и летом подкармливать раствором удобрений, который взрослый заранее готовит.  Должны уметь замечать изменения в росте растений.

С детьми 5-7-лет работа усложняется тем, что ребята должны заметить отличительные особенности ухода за растениями летом и зимой, особенности ухода за цветущими растениями. Желательно привлекать их к работе по посадке  и пересадке , подкормке растений. Будет хорошо, если взрослые познакомят своих детей со способами посадки растений (семенами, черенками, отростками), со способами полива (верхний, боковой, нижний, опрыскивание), научить рыхлить землю у растений с объяснением – зачем это делается. Давать возможность детям самостоятельно садить луковичные и клубневидные растения.

Ожидаемый результат: у детей к 7 годам должна выработаться привычка, связанная с уходом за растениями: полив, рыхление почвы, уборка сухих листьев, мытье поддонов. Кроме того, они должны приобрести навыки посева семян цветов и овощей для рассады, уход за рассадой. Должны знать названия многих имеющихся дома растений, некоторых лекарственных растений  (алоэ, герань), отмечать их существенные отличия, называть наземные и подземные части . Знать о роли света, влаги в жизни растений, должны уметь подмечать, что некоторым растениям необходимо менять условия жизни для улучшения роста и цветения (поставить ближе к свету, уменьшить или увеличить полив).  Хорошо, если родители могут дать знания о том, где  растения, имеющиеся у вас дома, растут в естественных условиях, может быть рассказать легенды об этом растении, происхождение названия растения, попросите детей описать словесно какой-либо цветок, придумывайте загадки об имеющихся у вас растениях.

Естественно, все эти знания и умения дети приобретут с помощью взрослых. Только хочу подчеркнуть- не нужно от детей требовать запоминания  того, о чем вы ему рассказываете. Для них достаточно информационного материала. А вот работу, которую вы ему поручаете по уходу за вашими растениями, обязательно необходимо контролировать и поощрять. Не забывайте так же, чтобы у вашего ребенка в процессе ухода за цветами, вырабатывалась привычка доводить начатое дело до конца.

Вся ваша совместная работа с детьми по знакомству и уходу за комнатными растениями способствует не только развитию навыков трудолюбия, наблюдательности, внимания, но и  развитию памяти, речи, запоминания, восприятия, расширяет представления детей об окружающем его мире, обогащает знания ребенка о  конкретных предметах, умения взаимодействовать с ними.

bukvic.ru

2. Задачи ознакомления детей с комнатными растениями. Экологическое воспитание дошкольников

Похожие главы из других работ:

Воспитание наблюдательности у детей в процессе ознакомления с растениями

Глава I. Теоретические аспекты воспитания наблюдательности у детей в процессе ознакомления с комнатными растениями

...

Воспитание наблюдательности у детей в процессе ознакомления с растениями

Глава II. Содержание и методика работы по воспитанию наблюдательности у детей в процессе ознакомления с комнатными растениями

2.1 Описание методики работы по воспитанию наблюдательности у детей в процессе ознакомления с комнатными растениями Ко времени прихода детей в детский сад воспитатель должен позаботиться о том...

Воспитание наблюдательности у детей в процессе ознакомления с растениями

3. Описать опыт практической работы по воспитанию наблюдательности у детей в процессе ознакомления с комнатными растениями

Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, литературы и приложения. Глава I. Теоретические аспекты воспитания наблюдательности у детей в процессе ознакомления с комнатными растениями 1...

Воспитание наблюдательности у детей в процессе ознакомления с растениями

2.2 Опыт практической работы по воспитанию наблюдательности у детей в процессе ознакомления с комнатными растениями

Для выяснения возможностей воспитания наблюдательности у детей в процессе ознакомления с комнатными растениями, мы обратились в один из детских садов г.Читы, а именно №22...

Знакомство детей старшего дошкольного возраста с живописью

2.1 Задачи и содержание ознакомления детей старшего дошкольного возраста с живописью

Учебная программа дошкольного образования является техническим нормативным правовым актом и определяет цели и задачи изучения образовательных областей, их содержание...

Использование метода моделирования при систематизации знаний старших дошкольников об окружающем мире

1.3. Задачи ознакомления с окружающим миром в процессе умственного воспитания

Основная функция умственного воспитания - формирование познавательной деятельности, т.е. такой деятельности, в процессе которой ребенок учится познавать окружающий мир...

Ознакомление детей разных возрастных групп с растениями участка детского сада

3. Методика ознакомления детей разных возрастных групп с растениями участка детского сада

Первая младшая группа Знания о природе, полученные детьми раннего возраста, в первой младшей группе расширяются, а интерес и любовь к природе закрепляются и углубляются. Движения и игры на свежем воздухе...

Ознакомление детей со скульптурой малых форм

1.2 Задачи ознакомления детей с произведениями изобразительного искусства

Познание искусства невозможно без знания красоты конкретных качеств (цвет, форма, строение и др.). Ознакомление с произведениями изобразительного искусства призвано содействовать всестороннему развитию личности ребенка...

Ознакомление детей среднего возраста с геометрическими фигурами как психолого-педагогическая проблема

1.2 Задачи и содержание ознакомления детей пятого года жизни с геометрическими фигурами

Задачи и содержание ознакомления детей пятого года жизни с геометрическими фигурами отражены в программах по дошкольному воспитанию и обучению детей...

Особенности формирования художественно-изобразительных навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством рисования натюрмортов

1.2 Технология ознакомления детей с натюрмортом

В старшей группе теме «Знакомство с изобразительным искусством» отводится одно занятие в месяц. Однако работа продолжается и в процессе самостоятельной художественной деятельности: в книжном уголке дети собирают художественные открытки...

Труд, как средство экологического образования дошкольников

Глава II. Труд по уходу за комнатными растениями в уголке природы как одно из средств экологического образования детей дошкольного возраста

...

Труд, как средство экологического образования дошкольников

2.3 Экологический подход к содержанию труда по уходу комнатными растениями

Уголок природы в подготовительной к школе группе должен отличаться от уголка в старшей группе, как по качеству, так и разнообразию. Значительно расширяется объём знаний, которые получают дети 6 - 7 лет...

Труд, как средство экологического образования дошкольников

Глава III Экспериментальная работа по организации труда детей по уходу за комнатными растениями

Экспериментальная работа осуществлялась на базе ДОУ №124 Автозаводского района в подготовительной группе. Группа работает по программе «Детство». В группе нет экологического уголка, а есть экологический центр...

Формирование у младших дошкольников отношения к растительному миру

1.3 Дидактические игры как один из способов ознакомления детей младшего дошкольного возраста с растениями

В младшей группе дидактические игры с природными материалами лучше всего вводить, используя уже знакомые детям овощи и фрукты. С помощью воспитателя дети овладеют умением различать предметы, выделять их отдельные признаки, находить похожие...

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста средствами поэзии Граубина

1.2 Роль природы в формировании личности дошкольника. Воспитательно-образовательные задачи ознакомления детей с природой

Экологическое воспитание -- это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного -- ознакомления детей с природой. Природа -- важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста...

ped.bobrodobro.ru

Роль комнатных растений в экологическом воспитании старших дошкольников

Содержание  

Глава 1 Изучение комнатных растений со старшими дошкольниками 

    1. Роль комнатных растений в работе с детьми старшего дошкольного

возраста………………………………………………………………………………..

    1. Задачи ознакомления детей с комнатными растениями……………………...
    2. Принципы подбора комнатных растений в разных возрастных группах…...
    3. Особенности методики формирования представлений и

положительного отношения к комнатным растениям …………………………….

Глава 2  Биологический подход к содержанию комнатных растений…………….

2.1 Уход  за комнатными растениями ………………………………………………

2.2 Размножение  комнатных растений …………………………………………….

Глава 3  Повышение эффективности работы по экологическому

воспитанию  старших дошкольников с помощью  комнатных растений…………

3.1 Диагностика  уровня знаний детей подготовительной группы ДОУ№30

о комнатных  растениях……………………………………………………………….

3.2 Формирующий  эксперимент по развитию знаний  о комнатных 

растениях детей подготовительной группы ДОУ  №30 г. Бузулука………………

3.3 Результаты  опытно-экспериментальной работы  по выявлению уровня

знаний  о комнатных растениях детей  подготовительной группы………………… 

Заключение……………………………………………………………………………

Список  литературы……………………………………………………………………

Приложения  …………………………………………………………………………..

 

       

Введение  

       Экологическая проблема встает сегодня не только как проблема сохранения окружающей среды от загрязнения и других отрицательных влияний хозяйственной деятельности человека на Земле. Она вырастает в проблему предотвращения стихийного воздействия людей на природу, в сознательно, целенаправленно, планомерно развивающееся взаимодействие с нею. Такое взаимодействие осуществимо при наличии в каждом человеке достаточного уровня экологической культуры, экологического сознания, формирование которых начинается с детства и продолжается всю жизнь.

       В условиях надвигающейся экологической катастрофы громадное значение приобретает экологическое воспитание и воспитание человека всех возрастов и профессий.

       Дошкольное  учреждение уже сегодня призвано проявить настойчивость в воспитании нового поколения, которому присуще особое видение мира как объекта его постоянной заботы. Формирование экологического сознания - важнейшая задача дошкольного учреждения в настоящее время. Сейчас очень много экологических проблем. И не только в России, но и во всем мире. Это происходит, в том числе, и из-за того, что детский сад всегда мало уделял внимание экологическому воспитанию. Нынешняя экологическая ситуация такова, что более нельзя обойтись без радикальных и всесторонних изменений практически всех аспектов общественной жизни.

       Задачи педагогов  - привить детям навыки культурного поведения в природе научить охранять и беречь ее богатства. Уже в ДОУ надо добиваться того, чтобы дети начали понимать природу и полюбили ее. Очень важно, чтобы они увидели большую роль человека в преобразовании природы и попробовали свои силы в регулировании условий, необходимых для роста и развития растений. Основные знания дети получают на занятиях по ознакомлению с природой, но развивать и закреплять  интерес к природе, прививать им навыки самостоятельной работы, проверять свои силы в опытничестве и расширять представления о мире растений помогают мероприятия вне занятий.

       Одним из самых интересных объектов является природа, естественная среда, окружающая человека в его повседневной жизни.

       Однако  в реальной жизни не всегда возможны контакты с естественной природой. Причины могут самые разнообразные (Удаленность объекта от ДОУ) так и сезонные (погонные неудобства). Вместе с тем в каждом ДОУ есть великолепные природные объекты, интересные со всех точек зрения – это комнатные растения. Превосходный, живой материал, который можно  весьма успешно использовать для экологического образования и воспитания круглый год.

       Комнатные растения в учебном процессе ДОУ  находят самое разнообразное применение. Они обладают многими качествами, необходимыми для работы с ними в условиях детского сада. Наиболее ценными из них являются: доступность выращивания на небольших площадях, проведение опытной работы в течение круглого года, быстрота получения результатов проводимых опытов, возможность демонстрации на занятиях живых растений.

       Правильно организованная работа с комнатными растениями прививает детям навыки по выращиванию и уходу за ними, развивает наблюдательность, способствует воспитанию творческого подхода к размножению и содержанию растений.

       В связи с актуальностью экологического воспитания в данный момент времени, нами сформулирована тема исследования.

       Тема  исследования: «Роль комнатных растений в экологическом воспитании старших дошкольников».

       На  основе этого была сформирована гипотеза: если различные формы работы по изучению комнатных растений проводятся систематически и грамотно, то у детей   повышается уровень экологического образования и формируются прочные растеневодческие умения и навыки.

       В связи с этим была поставлена цель исследования: Изучить роль комнатных растений в экологическом воспитании старших дошкольников .

       Эта цель включает ряд задач:

  • способствовать экологическому образованию и воспитанию дошкольников;
  • познакомить детей с экологическими факторами среды обитания растений;
  • изучить методическую литературу по теме исследования;
  • сформировать растениеводческие умения и навыки старших дошкольников с помощью комплекса мероприятий по ознакомлению с комнатными растениями.

       Для решения задач и подтверждения  гипотезы были применены следующие методы: наблюдения, занятия, эксперимент.

       База  исследования: ДОУ №30 г. Бузулука, Оренбургской области.

       Работа  состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения.    

 

Глава 1 Изучение комнатных  растений со старшими

дошкольниками

    1. Роль комнатных растений в работе с детьми старшего дошкольного возраста
 

       Чем больше людей по необходимости или  по доброй воле переселяются в многоэтажные дома, тем острее их потребность в общении с природой. Где бы мы ни жили – в центре города или в сельской глубинке, комнатные растения украшают нашу жизнь. В них есть то, чего лишены неодушевленные предметы, обычно нас окружающие. Созерцание картины или скульптуры доставляют удовольствие, но предметы искусства статичны и никогда не меняются. Растения не только красивы, но и изменчивы, как все живое.

       Растения  в помещении необыкновенно украшают интерьер, делают его теплее и уютнее. Они помогают справиться со стрессовыми  ситуациями. Очень важна санитарно-гигиеническая  роль. Растения поглощают пыль, очищают воздух, а так же могут использоваться как лекарственные.

       Видов комнатных растений великое множество: миниатюрные, которые можно поставить на стол или в террариум; ампельные растения, свешивающиеся из подвесных вазонов; есть крупные, импозантные растения их обычно размещают на полу. Растения различаются формой и размерами листьев, необыкновенным разнообразием окраски; существует много видов с декоративными, необычными цветками. Интерьерное озеленение приобретает в настоящее время все большее распространение и значение.

       Растениям принадлежит важная роль в улучшении  среды, окружающей человека. Они положительно влияют на микроклимат помещения: снижают содержание углекислого газа в воздухе, повышают его влажность и обогащают кислородом, выделяют фитонциды (вещества, губительно действующие на микроорганизмы), смягчают производственный шум, уменьшают запыленность. Цветы и растения оказывают и благотворное эмоциональное воздействие: красота и разнообразие форм и окраски влияют на чувства человека, помогают снять нервное и физическое напряжение. Однако хотя интерьерное озеленение и приобретает массовый характер, оно не всегда бывает успешным. Ассортимент видов часто подбирается неграмотно и носит случайный характер, поэтому растения в условиях, не соответствующих их природе, быстро теряют свою декоративность или гибнут.

       Комнатные цветы и растения в интерьере  детских учреждений играют особую роль: они являются не только украшением помещения, но и действенным средством воспитания и образования детей. Правильно организованная работа с комнатными растениями расширяет представления детей о живой природе, прививает навыки к выращиванию и уходу за растениями, развивает наблюдательность, воспитывает любовь и бережное отношение к природе, способствует эстетическому восприятию окружающего мира. Важна и гигиеническая роль растений, так как дети много времени проводят в закрытом помещении.

       Особое  место в интерьере группы детского сада играют красивоцветущие растения. Ребенок в силу своих психологических особенностей не видит этого. Он не замечает того изящества и красоты растения, которое видит взрослый. Воспитатель может помочь ребенку увидеть эту красоту, понять, что каждое растение – это чудо природы и каждый цветок красив по-своему.

       Педагог должен дать понять ребенку, что декоративные качества растения, его насыщенность окраски, цветения полностью зависят от людей. Какие условия человек создаст растению, так растение и отреагирует своим внешним видом и цветением. Поэтому, ухаживая за растениями, ребенок должен знать, что внешний вид растения полностью зависит от него. Таким образом, воспитывается чувство ответственности.

       Для озеленения детских учреждений можно  использовать многие виды цветущих и декоративно-лиственных растений. Исключение составляют растения, имеющие колючки (виды молочаев и кактусов) или содержащие аллергены и алкалоиды (примула, олеандр, лавровишня, арум, диффенбахия, тисе ягодный).

       При оформлении дошкольных детских учреждений целесообразно применять такие виды озеленения, при которых растения не мешают подвижным играм детей. Цветы и растения размещают на специальных полочках и решетках, закрепленных на стенах, подвешивают в кашпо и «цветочных люстрах». Но живые растения рядом с детьми - это не только украшение, но и живая природа, нуждающаяся в заботе и покровительстве. Отдавая предпочтение вертикальному озеленению, часть растений следует размещать таким образом, чтобы дети могли ухаживать и наблюдать за ними. Для этого растения в напольных цветочницах располагают в зонах отдыха и комнатах для тихих игр, в живых уголках, около аквариумов и т.д. В зависимости от планировки и назначения помещения в цветочницах можно содержать одиночные экземпляры или составлять композиции из нескольких растений.

       Для оформления лестниц, лестничных площадок и подлестничных пространств, где растения могут страдать от холода, постоянного недостатка света и сквозняков, можно использовать или очень ограниченный ассортимент нетребовательных растений (близкий к ассортименту, рекомендуемому для производственных помещений), или всевозможные природные материалы.

       Традиционным  местом размещения растений являются окна и подоконники как самые светлые места любого помещения. Ассортимент растений и их количество зависят от размеров окон и их ориентации по отношению к сторонам света. При размещении растений следует избегать их скученности, так как при этом они не только мешают друг другу, но и теряют свой декоративный эффект. Используя различные подставки, можно размещать растения на разных уровнях и создавать живописные композиции, в которых сочетаются экземпляры различной высоты. Прекрасным элементом оформления окон являются вьющиеся и ампельные растения. Вьющиеся растения размещают по бокам оконных проемов. Для них изготавливают специальные опоры (решетки, трельяжи, шнуры), по которым побеги растений поднимаются вверх, обрамляя окно. Растения со свисающими побегами помещают в специальные подвесные вазы и подвешивают вверху, ставят на полочках, укрепленных по бокам оконных проемов и на боковых стенках, примыкающих к окнам.

student.zoomru.ru


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта