Сходство клеток растений животных и грибов. Методическая разработка урока биологии на тему «сходство и различия в строении клеток растений животных и грибов»

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Конспект урока по биологии на тему: "Сходство и различия в строении клеток растений, животных и грибов". Сходство клеток растений животных и грибов


Урок биологии на тему "Сходство и отличие в строении клеток растений, животных и грибов" 10 класс

МКОУ «Кореневская средняя общеобразовательная школа №2»

Кореневского района Курской области

УРОК ПО ТЕМЕ

«СХОДСТВО И РАЗЛИЧИЕ В СТРОЕНИИ КЛЕТОК РАСТЕНИЙ, ЖИВОТНЫХ И ГРИБОВ»

10 класс

Урок разработала и провела:

учитель биологии

Лагутина Галина Борисовна

Тема урока: Сходство и различие в строении клеток растений, животных и грибов.

Цель:

Образовательная

  • изучение специфических особенностей клеток растений, животных и грибов и выявление общих структур в их строении.

  • углубить знания о клеточном строении организмов;

  • закрепить знания о строении прокариотических и эукариотических клеток

Развивающая:

  • Способствовать формированию умений сопоставлять факты и делать выводы, развитию логического мышления,

  • продолжить выработку навыков самостоятельно работы, содействовать развитию мыслительных операций: анализ, синтез, сравнение, обобщение;

Воспитательная:

  • Совершенствовать системное представление об организации живых существ;

  • Развивать самостоятельность в учебной деятельности;

  • Воспитывать чувства само и взаимоуважение в условиях работы в парах.

Материально- техническое обеспечение урока

Компьютер, проектор, компьютерная презентация, ноутбуки, листы со сводными таблицами,

Методы обучения и технологии :

  • Словесные (объяснение, эвристическая беседа, работа с книгой),

  • Практические: выполнение учебные задач, работа с тесты, заполнение таблицы.

  • Наглядные: таблицы, презентация, опорный конспект

Педагогические технологии, используемые на уроке

-ИКТ;

-игровые технологии;

-развивающее обучение.

Средства обучения:

Таблицы с изображением животной, растительной, прокариотической клеток;  компьютер, проектор, ноутбуки.

ХОД УРОКА:

1 Психологический настрой на урок. 1 мин

Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку.

Притча: “Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что он не все знает. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Все в твоих руках”.

Хорошие слова . И я считаю, что в наших руках возможность создать атмосферу уважения, взаимопонимания, доверия, на уроке, чтобы урок был интересным и полезным для вас, чтобы знания, полученные на уроке, пригодились вам в жизни.

2.Проверка домашнего задания (15 мин).

Каждому человеку приходится в жизни преодолевать трудности, вот и вам я предлагаю взобраться на вершину пирамиды, но для этого нам необходимо преодолеть все препятствия на пути, т.е. выполнить задания. Взбираться на вершину будем вместе, но каждый из вас внесет свою лепту в общее дело. Вы можете самостоятельно выбрать, какое задание вы будете выполнять.

(На доске вывешивается пирамида. Для игры вызываются ученики. Обучающиеся выбирает поле игры и выполняет задание.)

1. .«Выбери правильное» (Выполнение компьютерного теста)

2. «Сравни» Сравни строение клетки прокариот и клетки эукариот? 3.«Узнай по рисунку» Рассмотрите изображенные на рисунке клетки. Определите, какими буквами обозначены прокариотическая и эукариотическая клетки. Приведите доказательства своей точки зрения.

А Б

4.«Своя опора» (сильные учащиеся готовят к уроку опорный конспект)

-Используя опорный конспект, подготовленный к уроку, охарактеризуйте особенности процессов жизнедеятельности прокариот.

(учащиеся выполняют задания)

-Чтобы понять можем ли мы взобраться на вершину пирамиды, давайте узнаем, справились ли с заданием, ученики, выполняющие тест!

Ну, вот первые трудности мы с вами преодолели!!!

3.Изучение нового материала.

- Ребята, мы изучили строение эукариотической клетки, рассмотрели строение и функции органоидов, изучили прокариотическую клетку, выявили черты сходства прокариот и эукариот. Но все ли мы узнали о клеточном строении организмов? (-нет) Конечно, нет! Каких тайн клеточного строения организмов, мы еще не коснулись на уроках?

Я предлагаю посмотреть на экран, рассмотреть слайд и подумать, что же мы будем сегодня изучать,….. сформулируйте тему урока?

( сравнивать строение клеток растений, грибов и животных)

-Правильно тема нашего урока:

«Сходство и отличие в строении клеток растений, животных и грибов»

(запись темы урока в тетрадь)

-Ребята, а какая цель нашего урока?

(Дети формулируют цель)

-Сейчас нельзя с полной уверенностью сказать, когда и как возникла жизнь на Земле, какими были первые живые организмы. Но в настоящее время на нашей планете сосуществуют представители разных царств живой природы: растений, грибов, животных. И в строении клеток этих организмов имеется много общего, как вы думаете, почему?

Уч-ся (Имеют единое происхождение).

Уч-ль -Но они абсолютно сходны, или нет? (нет)

-Правильно! В их строении есть и различия.

- А чем мы можем объяснить различия в строении клеток эукариотов?

Учащеся. (разная среда, условия существования, питание)

Уч-ль. В процессе эволюции, в связи с неодинаковыми условиями существования в строении клеток различных царств живой природы возникло множество отличий. И выявить отличие мы с вами сможем, используя ваши знания, полученные на предыдущих уроках.

- Посмотрите, фрагменты, каких клеток изображены на экране?

-Объясните, почему вы так считаете?

(-Правильно это клетки растений и животных)

Групповая работа. Я предлагаю вам провести работу в парах.

Используя данный рисунок, составьте в тетради сравнительную характеристику клеток растений и животных.

(учащиеся работают в парах, анализируя рисунок, и применяя имеющиеся знания, составляют сравнительную характеристику клеток с последующих выступлений)

(выступление учащихся, группы дополняют друг друга)

  1. В клетках растений есть пластиды, а в клетках животных их нет.

  2. Растительная клетка автотрофная по способу питания, а животная гетеротрофная

  3. В растительной клетки есть клеточная стенка, а в животной нет.

  4. В растительной клетки нет центриолей в клеточном центре, а в животной есть.

  5. Запасное вещество растительной клетки крахмал, а в животной гликоген.

  6. В растительной клетке содержатся вакуоли с клеточным соком, а в животной клетке пищеварительные и сократительные вакуоли.

Уч. Кроме растений и животных к эукариотам относятся и грибы. Это очень необычное царство живых организмов. Необычно оно тем, что грибы имеют, признаки сходства с животными и признаки сходства с растениями, а так же они имеют и свои специфические признаки, которых нет у других организмов.

Задание. Перед вами текст «Особенности строения и жизнедеятельности грибов» Обучающиеся 1 ряда найдите в тексте черты сходства грибов с растениями, 2го ряда- черты сходства грибов с животными, а 3го ряда должны выявить специфические особенности грибов.

(Работа с текстом, поиск нужной информации и последующее заполнение таблицы, выступления обучающихся и заполнение таблицы)

Сходство растений с грибами

Сходство грибов с животными

Специфические свойства грибов

1.неограниченный рост

1.в клеточной стенке хитин

2.неподвижность

2.запасное питательное вещество гликоген

Тело образовано грибницей

3.Всасывание воды и минеральных веществ из почвы

3.гетеротрофный тип питания

4.Размножение спорами

4.в процессе обмена веществ образуется мочевина

-А сейчас ребята, я предлагая вам немного отдохнуть и посмотреть слайд-шоу «Волшебная река» - минутка релаксации

Уч-ль -А вот выявить черты сходства клеток грибов и клеток растений нам поможет следующее задание : На доске написаны признаки клеток растений и клеток грибов. Я предлагаю вам разобраться и распределить, какие признаки относятся к растительным клеткам, а какие к грибным. Результат своей работы продемонстрируйте на доске.

( у интерактивной доски работают 2 человека (по желанию), формируют две колонки из признаков грибных и растительных клеток, результаты их работы обсуждаются классом. Предложенные признаки: автотрофный тип питания, гетеротрофный тип питания, пластиды, клеточная стенка, образованная хитином; клеточная стенка, образованная клетчаткой; запасное вещество крахмал, запасное вещество гликоген, вакуоли с клеточным соком, клеточный центр имеет ценртриоли, клеточный центр не имеет центриолей)

Уч-ль: Различие в строении клеток различных царств эукариотов мы выяснили, а вот в чем их сходство?

Для того, чтобы более полно ответить на этот вопрос вы должны вспомнить положения клеточной теории. (Беседа с учащимися, в ходе которой выявляются черты сходства клеток)

Сходство:

1.Общий план строения

2. Сходный химический состав

3. Сходство процессов обмена веществ

4.Одинаковое кодирование наследственной информации, с помощью нуклеотидов.

5. Сходство процессов деления клеток.

4.Закрепление

Я думаю, что наш урок прошел плодотворно, и вы расширили свои знания о клетке.

Материал урока поможет вам справиться с заданиями развернутого типа из контрольно- материалов ЕГЭ. Давайте ответим на некоторые из них.

А) Почему Эвглену зеленую ботаники относят к растениям, а зоологи к животным. Укажите не менее 3 причин. (слайд )

Б) Прочитайте текст, найдите предложения, в которых допущены ошибки и исправьте их. (На доске дети маркером выделяют номера предложений, в которых допущены ошибки, следующий человек подчеркивает слова, которые неверны, а третий человек исправляет их)

1. Грибы выделяют в отдельное царство. 2. Грибная клетка не имеет клеточной стенки, а в животной клетке есть клеточная стенка, образованная хитином. 3. В клетках грибов и животных синтез АТФ происходит в митохондриях. 4. Запасное вещество этих клеток – крахмал. 5. По способу питания грибы и животные автотрофы. 6. Грибы неподвижны, растут в течении всей жизни..

Уч-ль: Сегодня у двух учащихся вашего класса было задание оценить вашу и свою работу на уроке, им мы и предоставим слово. Учащиеся оглашают выставленные ими отметки, аргументируют их.

-Поднимите руки, кто согласен с выставленными отметками? Кто не согласен? Объясните, почему и оцените себя сами.

Рефлексия

Продолжите предложение

Меня удивило…

У меня получилось…

Было трудно…

Было интересно…

5.Домашнее задание

1.уровень параграф – 19, ответить на вопросы

2. уровень составить кроссворд по теме «Клеточное строение организмов»

3 уровень составить вариант опорного конспекта по теме «Сходство и отличие в строении клеток эукариотических организмов»

infourok.ru

"Сходство и различия в строении клеток растений, животных и грибов"

Класс: 10

Тема: Сходство и различия в строении клеток растений, животных и грибов

Цель: обеспечить знание учащимися сходства и различий в строении клеток растений, животных и грибов

Образовательные задачи:

  • Доказать единство происхождения царств живой природы путем изучения признаков сходства в строении клеток растений, животных и грибов.

  • Доказать, что различия в строении клеток растений, грибов и животных - есть приспособленность организмов к разным типам питания.

Развивающие задачи:

  • Создать условия для развития самообразовательной компетенции учащихся в ходе самостоятельной работы с текстом учебника, лабораторным оборудованием, дидактическим материалом.

  • Создать условия для проявления творческой самостоятельности в процессе решения изобретательских задач.

Воспитательные задачи:

  • Формировать ценностное отношение учащихся к другим людям в ходе выполнения самостоятельной работы в группах.

  • Развивать умения самоорганизации труда у обучающихся, ответственности за результаты своего труда.

Оборудование и материалы: таблицы по общей биологии "Разнообразие эукариотических клеток", раздаточный материал: клей, бумага (А3), в конвертах заготовки для кластеров, компьютерные презентации, информационные проекты.

Технические средства обучения: ИКТ.

Структура урока:

  1. Огрмомент и актуализация знаний (1 минута)

  2. Терминологическая разминка (2 минуты)

  3. Формулирование темы урока и цели урока (2 минуты)

  4. Работа с текстом, заполнение таблиц, создание кластеров, их защита (12 минут)

  5. Информационно-иллюстративное проектирование (6 минут)

  6. Заполнение рабочего листа по проектам (2 минуты)

  7. Физпауза (3 минуты)

  8. Закрепление знаний о сходстве клеток и презентация (2 минуты)

  9. Тренинг (10 минут)

  10. Задание на дом (1 минута)

  11. Заполнение зачётных листов (4 минуты)

Ход урока:

1. …..

Эукариотическая, прокариотическая

Делится, растёт, развивается.

Есть у бактерий. Грибов, растений, животных.

Система.

(Выясняем о каком понятии идёт речь. О КЛЕТКЕ).

Оргмомент.

2. Терминологическая разминка.

3. Формулирование темы урока. Наводящие вопросы (с помощью синквейна):

- Какие темы мы рассматривали на уроке? (общий план строения эукариотической клетки, строение прокариотической клетки).

- А какие вопросы ещё не изучены? (разнообразие эукариотических клеток)

-Предположите, какой будет тема сегодняшнего урока? (Сходство и различия в строении клеток растений, животных и грибов)

Постановка цели урока (совместно с учащимися).

4. Организация работы в микрогруппах. Выбор спикера. Используя стр. 76-78 учебника (§ 19) и иллюстративно-текстовую информацию на партах, в течение 5 минут составьте кластер (объясняю что это). В течение 1 минуты защита кластера. Запись учениками недостающих данных в таблице.

5. Организация работы для информационно-иллюстративного проектирования (сообщения учащихся и демонстрация их презентаций).

6. Работа учащихся по проектам в рабочих листах урока.

7. Физпауза. (ученики встают, по правилу поднятой руки учеником называется термин, относящийся к теме урока, после этого он имеет право сесть).

8. Закрепление: работа по учебнику (стр75-76) и презентации учителя (выясняем признаки и причины сходства клеток растений, животных и грибов).

9. Тренинг (по презентации учителя)

10. Задание на дом

11. Заполнение зачётного листа

Приложение к конспекту урока:

ОСОБЕННОСТИ КЛЕТОК РАСТЕНИЙ, ЖИВОТНЫХ И ГРИБОВ

Признаки

Клетки растений

Клетки

животных

Клетки

грибов

Способ питания

Автотрофы

Гетеротрофы

Гетеротрофы:сапрофиты, симбионты, паразиты

Клеточная стенка

Есть.Клетка не меняет своей формы

Нет.Клетка может менять свою форму

Есть. Клетка не меняет своей формы

Пластиды

Хлоропласты, хромопласты, лейкопласты

Нет

Нет

Вакуоли

Крупные полости, с клеточным соком, с запасом питательных веществ. Тургор клетки.

Мелкие пищеварительные, сократительные,выделительные.

Полости с клеточным соком, с запасом питательных веществ. Тургор клетки.

Синтез АТФ

В пластидах и митохондриях

В митохондриях

В митохондриях

Запасной углевод

Крахмал

Гликоген

Гликоген

Способ хранения питательных веществ

В вакуолях

В клеточных включениях

В вакуолях

Центриоли

Нет

Есть

Есть

Деление

Образуются перегородки между дочерними клетками

Образуются перетяжки между дочерними клетками

Образуются перегородки между дочерними клетками

РАБОЧАЯ КАРТА УРОКА

Ученика(цы) 10 класса ____________________________________________________

Тема урока: Сходство и различия клеток растений, животных и грибов

  1. Терминологическая разминка (1 мин.)

За 1 минуту написать термины, связанные со словом «клетка»

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Критерии: 8-10 терминов – «5», 5-7 – «4», меньше 5 – «3».

  1. Особенности строения клеток растений, животных и грибов. (5 минут работа по тексту, заполнение таблицы по своей группе организмов, создание кластера, по 1 минуте защита кластера по плану рабочего листа)

Изучив текст об особенностях клеток организмов разных царств и, используя раздаточный материал, составьте кластер и защитите его.

ОСОБЕННОСТИ КЛЕТОК РАСТЕНИЙ, ЖИВОТНЫХ И ГРИБОВ

Признак

Клетки растений

Клетки животных

Клетки грибов

Способ питания

Клеточная стенка

Пластиды

Вакуоли

Синтез АТФ

Запасной углевод

Способ хранения запасных веществ

Центриоли

3. После внимательного прослушивания информационного проекта о занимательных фактах у клеток разных царств организмов, зафиксируйте наиболее запомнившийся из них (по 1 для каждого царства)

Занимательные факты о клетках растений: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Занимательные факты о клетках животных:

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

Занимательные факты о клетках грибов:

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

  1. Физпауза: _________

  1. Тренинг:

Задание 1. Задание с иллюстрациями:

А (клетки растений): ______________

Б (клетки животных): ______________

В (клетки грибов): ______________

Задание 2. _________________________

Задание № 3.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Познавательные задачи

4.1. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.2. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ЗАЧЁТНЫЙ ЛИСТ

 Фамилия, Имя ___________________________________________

  1. Терминологическая разминка с соседом (взаимопроверка).

Оценка _______________

2. Составление кластера (моё участие): __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Заполненная таблица (были ли ошибки, если «да», то какое количество):

__________________________________________________________________

4. Запишите количество занимательных фактов, записанных Вами

5. Участие в физпаузе («+» или «-»)

  1. Закончите предложение.

Сегодня на уроке____________________________________________

 Варианты ответов: 1. Узнал много нового, интересного и полезного

  1. Услышал то, что уже знал раньше

  2. Тема меня заинтересовала

  3. Тема не интересна, но было весело

  4. Мне было скучно

Самооценка за урок _____________________

Оценка учителя _____________________

ЗАЧЁТНЫЙ ЛИСТ

 Фамилия, Имя ___________________________________________

  1. Терминологическая разминка с соседом (взаимопроверка).

Оценка _______________

2. Составление кластера (моё участие): __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Заполненная таблица (были ли ошибки, если «да», то какое количество):

__________________________________________________________________

4. Запишите количество занимательных фактов, записанных Вами

5. Участие в физпаузе («+» или «-»)

  1. Закончите предложение.

Сегодня на уроке____________________________________________

 Варианты ответов: 1. Узнал много нового, интересного и полезного

2. Услышал то, что уже знал раньше

3.Тема меня заинтересовала

4.Тема не интересна, но было весело

5.Мне было скучно

Самооценка за урок _____________________

Оценка учителя _____________________

Литература:

  1. Рабочая программа курса «Биология. Общие закономерности» 10 класс (базовый уровень) (Пасечник В.В. и др.).

  2. Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Общая биология (учебник) 10-11 класс, М.: Дрофа, 2012 г.

Интернет - ресурсы:

  1. http://www.ebio.ru/kle01.html

  2. http://znanija.com/task/1333314

  3. https://ru.wikipedia.org/wiki/%CF%E0%F0%E0%EC%E5%F6%E8%E8

  4. http://samogo.net/articles.php?id=3390

  5. http://фактъ.рф/priroda

  6. http://www.ufolog.ru/event/11042/

  7. http://biofile.ru/bio/19337.html

  8. http://yandex.ru/images

  9. http://yandex.ru/images/search

  10. http://bio-faq.ru/bio/bio002.html

  11. http://otvet.mail.ru/question/33775543

12.http://100-bal.ru/biolog/7902/index.html

13. http://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/2012/08/29/urok-skhodstva-i-razlichiya-v-stroenii-kletok-rasteniy

14. 220px-Mimosa_Pudica

15. http://natursciences.area7.ru/?m=7988

infourok.ru

Методическая разработка урока биологии на тему «сходство и различия в строении клеток растений животных и грибов»

Методическая разработка урока биологии на тему «Сходство и различия в строении клеток растений, животных и грибов»

Баламутова ТИ.

Ровеньской р - н

Мною давно замечено, что объяснительно – иллюстративный способ обучения, уроки - лекции не дают нужного результата. А знания, добытые своим трудом, гораздо прочнее и глубже. Поэтому в своей педагогической деятельности я использую по мере возможности, конечно, исследовательский метод. Учащиеся работают непосредственно с природными объектами (живыми растениями и животными), гербарными экземплярами, микропрепаратами, комнатными растениями. Они анализируют их строение, сравнивают, обобщают, делают выводы. Всё это развивает мыслительную деятельность учащихся.

В качестве примера мною предложена эта разработка урока.

Тема урока: Сходство и различия в строении клеток растений, животных и грибов

Цели урока: 1. Обеспечить знание учащимися сходства и различий в строении клеток растений, животных и грибов; особенностей строения прокариотов и эукариотов;

2. Совершенствовать навыки учащихся при работе с микроскопом;

3. Создать условия для включения учеников в активную-познавательную деятельность, исследовательскую работу;

4. Сформировать личностное отношение к содержанию урока

Тип урока: комбинированный

Средства обучения: микроскоп, временные влажные препараты растительной и грибной клетки, постоянные препараты животной клетки; таблицы «Бактерии», «Строение клеток эукариот».

Методы: проблемно-поисковый, исследовательский.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

  2. Этап проверки домашнего задания:

  1. Теоретическая минутка:

- Что изучает цитология?

- Какие функции выполняет плазматическая мембрана, цитоплазма, ядро, ядрышко, г-ЭПС, ш-ЭПС, аппарат Гольджи, лизосомы, рибосомы, митохондрии?

2. Беседа с учащимися по вопросам:

Учащиеся отвечают, сопровождая ответы показом у доски по таблице «Бактерии»

-Чем прокариотическая клетка отличается от эукариотической?

-Какую форму имеют бактерии?

-Почему бактерии образуют споры и какова их функция?

-Как размножаются бактерии?

-Какова роль бактерий в природе и почему одних бактерий называют «друзьями» человека, а других - «врагами»?

III. Этап подготовки к изучению нового материала

Ребята, обратите ваше внимание на высказывание Аристотеля на доске: «Познание начинается с удивления». Мне тоже хочется, чтобы вы удивились.

Возьмите в руки предметные стёкла, поместите на них каплю воды. Я даю вам лист элодеи, выдержанный под исскуственным светом. Приготовьте микропрепарат. Рассмотрите под микроскопом на большом увеличении.

Скажите, что вы видите? Что отличает растительную клетку от животной? Почему движутся хлоропласты?

Какие ещё микропрепараты приготовлены у вас на столе?

Каковы же цели нашего урока? Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

IV. Изучение нового материала:

  1. Беседа с учащимися. Сейчас нельзя с полной уверенностью сказать, когда и как возникла на Земле жизнь. Мы также точно не знаем, как питались первые живые существа на Земле: автотрофно или гетеротрофно. Но в настоящее время на нашей планете существуют представители нескольких царств живых существ: животных, растений, простейших, грибов. Как вы думаете, почему учёные считают, что у растений, животных, грибов, простейших общие предки?

  2. Выполнение исследовательской работы

«Изучение строения клетки (растительной,грибной, животной) под микроскопом»

Материалы для работы: готовые микропрепараты различных видов растительных и животных тканей, одноклеточных организмов: лук, картофель, листья элодеи, гриб-мукор, клетки эпителия слизистой оболочки ротовой полости и др.

Ход работы:

Приготовление препарата чешуи кожицы лука.

Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов одноклеточных организмов, растительных и животных тканей.

Сравнить строение растительной, животной и грибной клеток.

Зарисовать клетки. Записать результаты наблюдений в таблицу «Сравнение клеток растений, животных и грибов»

Таблица №1

Признаки

Клетки растений

Клетки животных

Клетки грибов

Рисунок клетки

Клеточная стенка

Пластиды

Вакуоли

Ядро

Центриоли

Способ питания

Запасной углевод

Синтез АТФ

Деление

Пользуясь таблицей «Строение эукариотических клеток», рисунками учебника 22 и 23 на с. 56, текстом учебника на с. 76-78 заполнить таблицу до конца и ответить на вопросы:

- Чем растительная клетка отличается от животной?

- Почему грибы учёные выделяют в отдельное царство?

3. Демонстрация учителем грибов сапротрофов, паразитов, симбионтов.

4. Работа в парах с новыми терминами (выписать новые термины и их

объяснение в тетрадь).

V. Этап проверки первичного усвоения знаний.

Тестирование. Выбери один правильный ответ

1. Выберите один из признаков, свидетельствующий о наличии общих предков у эукариот?

А. Все эукариоты имеют особые маленькие кольцевые двуцепочечные молекулы ДНК – плазмиды

Б. Общий план строения клетки: наличие клеточной мембраны, цитоплазмы, ядра, органоидов

В. Гетеротрофное питание

Г. Автотрофное питание

2. Клетки растений не имеют:

А. Хлоропластов

Б. Митохондрий

В. Центриолей

Г. Ядра

3. Клетки животных не имеют:

А. Митохондрий

Б. Аппарата Гольджи

В. Хлоропластов

Г. Клеточного центра

4. Клетки грибов не содержат:

А. Ядра

Б. Пластид и хлорофилла

В. Оболочки

Г. Цитоплазмы

5. Клеточной стенки нет у…

А. Животных

Б. Растений

В. Грибов

Г. Растений и грибов

6. Сапротрофами называют …

А. Грибы, питающиеся органикой мёртвых существ

Б. Грибы, питающиеся живой органикой

В. Грибы, находящиеся во взаимовыгодной связи с растениями

Г. Грибы, питающиеся и мёртвой и живой органикой

7. Паразитами называют…

А. Грибы, питающиеся органикой мёртвых существ

Б. Грибы, питающиеся живой органикой

В. Грибы, находящиеся во взаимовыгодной связи с растениями

Г. Грибы, питающиеся и мёртвой, и живой органикой

8. Симбионтами называют…..

А. Грибы, питающиеся органикой мёртвых существ

Б. Грибы, питающиеся живой органикой

В. Грибы, находящиеся во взаимовыгодной связи с растениями

Г. Грибы, питающиеся и мёртвой, и живой органикой

9. Нитевидные структуры в один ряд клеток, из которых построено тело гриба

А. ДНК

Б. Крахмал

В. Гифы

Г. Гликоген

10. Деление клеток осуществляется благодаря образующейся перегородки между дочерними клетками у…

А. Животных

Б. Растений

В. Животных и растений

Взаимопроверка. Убирается таблица «Строение клеток эукариот» на доске. Под ней ключ ответов. Учащиеся оценивают знания друг друга.

1-б,2-в,3-в,4-б,5-а,6-а,7-б,8-в,9-в,10-б.

VI.Этап закрепления знаний по вопросам:

- Почему клетки растений зелёные, а клетки животных и грибов не имеют

такой окраски?

- Почему животная клетка может менять свою форму, а растительная - нет?

- Каковы различия в делении растительных и животных клеток?

- Почему грибы выделены в самостоятельное царство?

- Чем растительная клетка отличается от животной?

- На основании каких признаков можно предположить, что все эукариоты

имели общих предков?

  1. Этап информации о домашнем задании

П. 19, В. 1-5 с. 78.

Подготовить сообщение о природе вируса СПИДа.

  1. Этап подведения итогов урока.

  2. Этап рефлексии

Учитель: «Продолжите предложения. Наш урок подошёл к концу и я хочу сказать:

- для меня было открытием то, что...

- сегодня на уроке мне удалось (не удалось)...»

Резюме

Использование метода исследовательской деятельности на уроках позволяет создать усло­вия для творческой мыслительной работы учащихся. Автоматически отпадает необ­ходимость необдуманного, неосмысленно­го запоминания большого объема учебно­го материала. Знания у учащихся становятся более прочными, а самое глав­ное — сохраняется интерес к изучению предмета.

При разработке данного урока использовался опыт Л. П. Анастасова, В, С. Кучменко «Сборник заданий для проведения устного экзамена по биологии за курс средней школы» Дрофа Москва 2002 год, опыт Е. В. Шикова «Исследовательский принцип в обучении» //Биология в школе.-1995.-№2.-с.19, опыт кандидатов педнаук: Т. В. Ивановой, Т. А. Козловой «Итоговая проверка знаний учащихся по общей биологии» Москва «Школа – Пресс» 1997год

1

Фамилия Имя Отчество (полностью) автора

Баламутова Татьяна Ивановна

2

Название статьи ( материала)

Методическая разработка урока биологии на тему «Сходство и различия в строении клеток растений, животных и грибов» с использованием проблемно-поискового и исследовательского методов.

3

Должность, предметная область, ученаястепень, ученое звание

Учитель биологии

4

Город, населенный пункт

Белгородская область, Ровеньской район

с. Клименково

5

Представляемая организация

МОУ «Клименковская СОШ»

6

Почтовый адрес (для рассылки сборника)

309746, Белгородская область, Ровеньской район, с. Клименково

7

Телефон служебный с указанием кода города

238 – 51 – 1 – 34

8

Телефон домашний с указанием кода города

238 – 51 – 1 – 01

9

Е-mail(если есть)

10

Как Вы узнали о нашем сборнике?

Районный методико-информационный центр

11

Дата отправления материалов

14. 12. 2006 год

12

Следует ли Вас информировать о будущихконференциях и сборниках?

Да

textarchive.ru

Сходства и различия в строении клеток растений, животных и грибов

Урок биологии в 10 классе на тему: Сходства и различия в строении клеток растений, животных и грибов.

Учитель: Шангареева Назифа Загитовна

Дата проведения: 29.11.2012 г.Цель урока: обеспечить знание учащимися сходства и различий в строении клеток растений, животных и грибов.Задачи урока:

образовательные

-формирование знаний об отличительных особенностях растительной, животной и грибной клеток, принципиальном единстве их строения; формировании единой картины живой природы;

развивающие:

- развивать у учащихся умения сравнивать, анализировать, делать выводы;

- развивать образное и логическое мышление, речь - словарный запас биологических знаний;

-создать условия для включения учеников в активную познавательную деятельность;

- совершенствовать навыки работы учащихся с микроскопом;

воспитательные

-формирование научного мировоззрения;

-выработка коммуникативных навыков при работе в группе;

-воспитывать интерес к познанию живой природы.Оборудование:

-таблицы, изображающие строение клеток растений, животных и грибов;

-раздаточный материал для сбора модели клетки;

-раздаточный материал с инструкцией для выполнения лабораторной работы;

-микроскопы;

-готовые микропрепараты клеток растений (элодея), животных (инфузория-туфелька), грибов (мукор).Тип урока: комбинированный.

Методы обучения: частично-поисковый, проблемное изложение.

Формы работы: групповая, индивидуальная.

Ход урока:1.Организационный момент. (2мин.)

Здравствуйте, ребята. Давайте посмотрим друг на друга и начнем наш урок. А если вы посмотрели бы друг на друга через микроскоп, что бы вы увидели? (клетки) А только мы состоим из клеток? (нет) А кто ещё? (Бактерии, растения, животные, грибы) Значит все они состоят из клеток? (да) На какие две группы мы разделили эти организмы на прошлом уроке? (прокариоты и эукариоты) Давайте вспомним их особенности, выполнив самостоятельную работу.2. Проверка домашнего задания.

Для проверки знаний приготовлены задания по вариантам трех уровней: 1,2,3 задания на оценку три, 4 задание на четверку, 5 задание на пятерку.(Выполняется самостоятельная работа на 4 мин.)Тема: Сходство и различие в строении прокариотических и эукариотических клеток.

Вариант1.

Выбрать один правильный ответ:1)Перечислите черты сходства клеток прокариот и эукариот:

А.Оформленное ядро.

Б.Цитоплазма.

В.Митохондрии.

Г.Эндоплазматическая сеть.2)Аппарат Гольджи не встречается в клетках:

А.Бактерий.

Б.Растений.

В.Животных.

Г.Всех перечисленных.3)К прокариотам относятся:

А.Грибы.

Б.Животные.

В.Бактерии.

Г.Растения.4)Правильно ли утверждение?

Кольцевая ДНК характерна для бактерий.5)Вставьте пропущенное слово:

Бактерии не относятся к эукариотам, потому что они не имеют………..Вариант 2.

Выбрать один правильный ответ:1)Перечислите черты сходства клеток прокариот и эукариот:

А.Оформленное ядро.

Б.Митохондрии.

В.Эндоплазматическая сеть.

Г.Рибосомы.2)Лизосомы не встречается в клетках:

А.Бактерий.

Б.Растений.

В.Животных.

Г.Всех перечисленных.3)К эукариотам не относятся:

А.Грибы.

Б.Животные.

В.Бактерии.

Г.Растения.4)Правильно ли утверждение?

Впячивания клеточной мембраны внутрь клетки бактерий называются мезосомы.

5)Вставьте пропущенное слово:

Бактерии относятся к прокариотам, потому что они не имеют………..4.Взаимопроверка. ( 2мин.)

Поменяйтесь с одноклассником тетрадями, проверьте работу, поставьте оценку.

(Правильные ответы на обратной стороне доски. Корректировка знаний. Уточнение оценок.)

Ответы:

В1. В.2

1)Б 1)Г

2)А 2)А

3)В 3)В

4)Да 4)Да

5)Ядра 5)Ядра5.Постановка проблемной задачи: (1мин.)

Чем же отличаются эукариоты от прокариотов? (наличием ядра)

А все эукариоты одинаковы по строению? (нет) А есть сходства? (есть) А какие различия и сходства, и чем они объясняются?

Какая же цель урока?(На доске) Число.

Тема: Сходство и различия в строении клеток растений, животных и грибов.

Цель урока: выяснить сходство и различия в строении клеток растений, животных и грибов и их причины.

(записи в тетради, 1мин.)

6. Выполнение исследовательской работы – моделирование клетки.

(выполняется по группам, для каждой группы своё задание, 5 мин; выступление 3 мин.)

Задание: 1).Пользуясь знаниями, полученными при изучении строения клетки, текстом и рисунками учебника собрать модель клетки растений (1группа), животных (2группа), грибов (3группа). 2). Объяснить одноклассникам у доски по своей модели признаки сходства и различий.

3).Найденные данные вписать в таблицу.

4).Чем объясняются эти сходства и различия?Выполнив вместе задание, мы получим ясную картину сходства и различий. Исследовательская работа – моделирование клетки.

1группа

Растительная клетка.

Задание:

1.Пользуясь знаниями, полученными при изучении строения клетки, текстом (стр.75-79), рисунками учебника №22 (стр.56) и №23 (стр.57), таблицей №3 (стр.74) собрать модель клетки растений .

2. Объяснить одноклассникам у доски по своей модели признаки сходства и различий растительной клетки с клетками животных и грибов.

3.Найденные данные вписать в таблицу на доске и в тетради.

4.Чем объясняются эти сходства и различия?Исследовательская работа – моделирование клетки.

2группа

Животная клетка.Задание:

1.Пользуясь знаниями, полученными при изучении строения клетки, текстом (стр.75-79), рисунками учебника №22 (стр.56) и №23 (стр.57), таблицей №3 (стр.74) собрать модель клетки животных.

2. Объяснить одноклассникам у доски по своей модели признаки сходства и различий животной клетки с клетками растений и грибов.

3.Найденные данные вписать в таблицу на доске и в тетради.

4.Чем объясняются эти сходства и различия?Исследовательская работа – моделирование клетки.

3группа

Грибная клетка.Задание:

1.Пользуясь знаниями, полученными при изучении строения клетки, текстом (стр.75-79), рисунками учебника №22 (стр.56) и №23 (стр.57), таблицей №3 (стр.74), рисунком клетки собрать 4.Чем объясняются эти сходства и различия?

2. Объяснить одноклассникам у доски по своей модели признаки сходства и различий грибной клетки с клетками растений и животных.

3.Найденные данные вписать в таблицу на доске и в тетради.

4.Чем объясняются эти сходства и различия?Таблица: Сравнение строения клеток растений, животных и грибов.

Признаки Клетки растений Клетки

животных

Клетки

грибов

Способ питания

Автотрофы

Гетеротрофы

Гетеротрофы:

сапрофиты, симбионты, паразиты

Клеточная стенка

Есть.

Клетка не меняет своей формы

Нет.

Клетка может менять свою форму

Есть.

Клетка не меняет своей формы

Пластиды

Хлоропласты, хромопласты, лейкопласты.

Нет.

Нет.

Вакуоли

Крупные полости, с клеточным соком, с запасом питательных веществ. Тургор клетки.

Мелкие пищеварительные, сократительные,

выделительные.

Полости с клеточным соком, с запасом питательных веществ. Тургор клетки.

Синтез АТФ

В пластидах и митохондриях В митохондриях В митохондриях
Запасной углевод

Крахмал

Гликоген

Гликоген

Способ хранения питательных веществ

В вакуолях

В клеточных включениях

В вакуолях

Центриоли Нет Есть Есть
Деление Образуются перегородки между дочерними клетками Образуются перетяжки между дочерними клетками Образуются перегородки между дочерними клетками

7.О чём говорит сходство и различие растительной, животной и грибной клетки?

Выводы: (1мин.)

1.Сходство указывает на принадлежность этих клеток к эукариотами и на единство их происхождения.

2. Различия указывают на то, что они относятся к разным царствам. Их эволюция шла разными путями.7.Физкульминутка.(1мин.)

8.Решение проблемно - практических задач: ( 6мин.)

Задача 1. Семья уехала в отпуск на месяц в санаторий. Перед отъездом приспособили для комнатных растений систему полива, но забыли открыть плотные шторы на окнах. Чем же они были расстроены, когда приехали с отпуска домой? (без солнца не было фотосинтеза в хлоропластах и растения погибли от отсутствия питательных органических веществ).

Задача 2. В этом году была хорошая осень и много уродилось грибов, но когда я в лесу стала собирать грибы, то увидела повсюду пеньки от срезанных грибов и грибы, вырванные с мицелием. Будут ли расти здесь на следующий год столько же много грибов? (нет, грибы нельзя срезать, потому что оставшийся пенек будет гнить и вызовет гниение мицелия в почве; грибы нельзя и вырывать из почвы с мицелием, если мицелий разрушить, то он не образует плодового тела; грибы при сборе надо осторожно выкручивать, а ямку присыпать листвой)

Задача 3. Некоторые наши ученики не хотят кушать в школьной столовой, а некоторые капризничают и дома – вместо полноценной пищи увлекаются сладостями, едой всухомятку. К чему это может привести? (клеткам для нормального функционирования необходимы достаточное количество питательных веществ и кислорода, а если клетка будет испытывать их недостаток – то, например, митохондрии плохо будут функционировать и могут возникнуть различные заболевания)

Вывод: чтобы клетки в нашем организме хорошо функционировали, необходимо правильно питаться и достаточно гулять на свежем воздухе.

9. Закрепление знаний(10 мин.)

Существует пословица: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Давайте мы с вами сейчас рассмотрим клетки растений, животных и грибов под микроскопом и выполним лабораторную работу. Не забывайте при работе с микроскопом о правилах Т.Б.Лабораторная работа:Наблюдение клеток растений , животных, грибов под микроскопом на готовых микропрепаратах.

Цель:

рассмотреть клетки растений , животных, грибов под микроскопом на готовых микропрепаратах (вспомнив при этом основные приемы работы с микроскопом), вспомнить основные части, видимые в микроскоп и сравнить строение клеток растительных, грибных и животных организмов. Оборудование:

микроскопы,

готовые микропрепараты растительной (элодея), животной (инфузория-туфелька), грибной (плесневые грибы) клеток,

таблицы о строении растительной, животной и грибной клеток. Ход работы.

На уроке:

-рассмотрите под микроскопом готовые микропрепараты растительных, животных и грибных клеток;

-зарисуйте по одной растительной, животной и грибной клетке;

- подпишите их основные части, видимые в микроскоп.

Дома:

-сравните строение растительной, грибной и животной клеток;

-о чем свидетельствует сходство клеток растений, грибов и животных?

-о чем свидетельствуют различия между клетками представителей различных царств природы?

10.Гимнастика для глаз. (1мин.)

11.Ребята, мы многое знаем про клетки, а эти знания нужны в жизни человека? (Да)

Сообщения учащихся о достижениях в изучении клетки, значении их. (5мин.) 12.Выставление оценок. (1мин.)

13. Домашнее задание: (1мин.)

1)§19.

2) Оформить лабораторную работу.

3)Подготовить сообщения о вирусах, о достижениях в изучении клетки.

14.Рефлексия. (1мин.)

Продолжите предложения - наш урок подошел к концу и я хочу сказать:

-для меня было открытием то, что ……….

-сегодня мне на уроке удалось (не удалось) …………Урок закончен, до свидания.

100-bal.ru


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта