Сходство грибницы шляпочного гриба и корневых волосков растений. Практическая работа «Строение плодовых тел шляпочных грибов»

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Шляпочные грибы: строение, жизнедеятельность и размножение. Сходство грибницы шляпочного гриба и корневых волосков растений


Ответы@Mail.Ru: Помогите плиииз! Очень надо!

1. Лишайники, как правило, не встречаются в крупных городах, так как они очень чувствительны к: 1) загрязнению атмосферы 2) плодородию почвы 3) освещенности местности 4) влажности воздуха2. В чем сходство грибов и растений? 1) они создают органические вещества из неорганических2) они не могут активно передвигаться 3) их клетки имеют хитиновую оболочку 4) они имеют хорошо развитую корневую систему3. Какую функцию выполняет грибница, расположенная в почве? 1) поглощает воду, минеральные соли и органические вещества 2) образует споры, участвующие в размножении3) участвует в образовании половых клеток 4) формирует корневые волоски4. Грибы с помощью гифов, проникающих в клетки корней деревьев, получают от растения: 1) воду 2) витамины 3) органические вещества 4) минеральные соли5. Какова роль гриба в жизни лишайника? 1) снабжает водоросли органическими веществами2) обеспечивает водоросли водой и минеральными солями 3) образует споры, обеспечивающие размножение лишайника 4) защищает водоросли от потери воды6. К какому царству относят организм, тело которого представляет собой мицелий, состоящий из гиф? 1) растений 2) бактерий 3) грибов 4) лишайников7. Как называются округлые бактерии? 1) бациллы 2) спириллы 3) кокки 4) вибрионы8. В клетках каких бактерий содержится хлорофилл? 1) сапрофитов 2) патогенных 3) симбионтов 4) цианобактерий9. Какие грибы используют в хлебопечении? 1) пеницилл 2) мукор 3) дрожжи 4) рыжик10. В чем состоит отличие грибов от животных? 1) содержание хитина 2) запас углеводов в виде гликогена 3) гетеротрофный способ питания 4) способность расти в течении всей жизни11. С помощью чего лишайники поглощают воду с минеральными веществами? 1) корневых волосков 2) устьиц 3) гифов гриба 4) микропиле12. К каким лишайникам относится ягель? 1) к кустистым 2) к накипным 3) к листоватым 4) к простым13. Белый гриб в лесу: 1) разрушает органические вещества до минеральных2) вступает в симбиоз с корнями деревьев 3) обогащает почву перегноем 4) служит индикатором загрязнения окружающей среды14. Бледная поганка, мухомор относятся к: 1) плесневым грибам 2) дрожжевым грибам 3) пластинчатым грибам 4) трубчатым грибам15. К грибам-паразитам относится: 1) шампиньон 2) фитофтора 3) сыроежка 4) мухомор

Выпишите три верных ответа из шестиВ чем сходство грибов и растений? A) составляют группу гетеротрофных организмовБ) составляют группу ядерных организмов B) выполняют роль разрушителей органических веществ в экосистеме Г) имеют клеточное строение Д) растут всю жизнь Е) запасают гликоген

Установите соответствие между характеристикой гриба и группой, к которой его относят.Характеристики грибов: 1) многоклеточные 2) одноклеточные 3) размножаются почкованием4) размножаются частями мицелия 5) образуют плодовые тела 6) используются при выпечке хлебаГруппы грибов: А) шляпочные Б) дрожжи

otvet.mail.ru

2.2 Методическая разработка по изучению грибов в 6-ом классе.

Среди грибов наиболее известны шляпочные, к ним относятся белые грибы, подберезовики и подосиновики, разноцветные сыроежки, рыжики и многие другие. Исходя из этого, считаеться, что их изучение даёт наилучшее представление о грибах для школьников.

Урок №1. "Шляпочные грибы - Базидиомицеты"

Цели урока:

Образовательные:

• развивать понятия о многообразии живых организмов

• изучить особенности строения, питания, размножения шляпочных грибов

Развивающие: развивать умения анализировать, синтезировать, обобщать, делать выводы, сравнивать.

Воспитательная: прививать навыки коммуникативного общения, совершенствовать навыки работы при выполнении лабораторной работы.

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Вид урока: Урок-ателье с применением приемов развивающих технологий

Формы работы: групповая в парах, индивидуальная.

Средств обучения: таблица “Строение пластинчатых и трубчатых грибов”, консервированные грибы, лупы, чашки Петри, открытки, раздаточный материал, разноуровневые карточки задания из КИМ ов ЕГЭ

Ход урока

Индуктор - это начало, мотивирующее творческую деятельность.

Задание №1. В трех предложениях напишите пожалуйста самую запомнившуюся встречу с грибом.

Задание №2. Нарисуйте по памяти какой-нибудь гриб.

Задание №3. Почему ты нарисовал именно этот гриб.

Три человека тащат тяжелые камни в город. Пот катится со всех трех. Одного спросили:

-- Что ты делаешь?

-- Тащу эту проклятую ношу.

Второго спросили:

-- Что ты делаешь?

-- Зарабатываю на хлеб себе и семье, - бодро ответил он.

Третий на этот же вопрос улыбнулся:

-- Строю замечательный храм, который простоит века на радость людям и утешение им.

Мы сегодня тоже будем возделывать кирпичи замечательного храма, называющегося “Удивительный мир знаний”, который пригодится нам в жизни.

Сегодняшняя наша тема называется “Шляпочные грибы - Базидиомицеты”.

План-конспект урока:

1. Строение шляпочных грибов

2. Размножение

3. Питание (симбиоз)

4. Сходство с растениями и животными

5. Значение грибов

6. Охрана грибов

Работа с материалом - это “деконструкция” - превращение материала в “хаос”. Затем следует “реконструкция” - создание текста, рисунка, схемы, закона.

Задание №1. Нужно нарисовать общий рисунок - строения шляпочного гриба. Потом все рисунки вывешиваются на доске. Обсуждаются учениками.

Вопросы для обсуждения:

• Какое строение имеют шляпочные грибы (плодовое тело, состоящее из пенька и шляпки, грибница (мицелий)).

Грибница состоит из длинных двухядерных клеток, не содержащих хлорофилл. Шляпка и пенек состоят из плотно прилегающих друг - другу клеток грибницы. В пеньке все нити одинаковые, а в шляпке они состоят из двух слоев. Верхний покрытый кожицей, она придает определенный цвет.

Каждой группе раздаются консервированные грибы и предлагается следующая работа.

• Рассмотрите плодовые тела шляпочных грибов, найдите шляпку и пенек. Отделите шляпку от ножки, переверните шляпку нижней стороной. Найдите на одном грибе пластинки, на другом трубочки. Выясните название этих грибов.

• Сделайте продольный разрез пластинчатого, а затем трубчатого гриба. Рассмотрите под лупой одну пластинку и трубочку.

• Рассмотрите рисунки-карточки и разделите грибы на пластинчатые и трубчатые.

Строение гриба зарисовывается в тетрадь после обобщения материала о строении грибов.

А теперь, давайте мы отправимся с вами за грибами. Каждой группе предлагается сорвать по одному грибу с ножом и выбрать посуду для гриба. Учащиеся должны объяснить, почему они выбрали корзину, и объяснить, как срезается гриб при помощи ножа, как ломается без ножа. Почему?

Учитель подводит учащихся к различным способам размножения грибов.

• спорами (созревают на обратной стороне шляпы)

• вегетативно (участками гифов грибницы)

Грибница может просуществовать в течение 15-20 лет. Учащиеся должны написать на листках, как могут распространяться споры гриба:

• при помощи ветра

• при помощи животных (насекомые и слизни)

Задание №2.

Задача для “мозгового штурма”. Известно, что шляпочные грибы растут около определенных видов деревьев. Белые грибы - около берез, рыжики в сосновых и еловых лесах, подосиновики около осин. Проблема: с чем связано такое “ доброжелательное соседство” грибов и деревьев.

Анализ альтернативных мнений подводит к тому, что это симбиоз нити грибницы выполняет роль корневых волосков для дерева, а гриб из дерева получает органические вещества, которые сам не может производить в виду отсутствия хлорофилловых зерен.

Учащимся предлагается работа о выявлении сходства грибов с растительными и животными организмами.

Сходство грибов с растениями и животными.

С животными С растениями

1. Гетеротфорное питание

2. Содержание в клетках хитина образование запасного продукта гликогена.

3. Продуктом выделения является мочевина. 1.Питание путем всасывания

2. Неограниченный рост

3.Вегетативное размножение и спорами.

Учащимся предлагается карточки, по которым им предстоит разделить грибы на съедобные и ядовитые. Бледная поганка самый ядовитый гриб, который может привести к смерти. Мухомор, серый ложный опенок.

Первая помощь при отравлениях:

• промывания желудка

• приложить теплую грелку к рукам и ногам

• теплое питье

• обязательно в больницу

Грибы сами являются лечебным материалом. Белыми грибами лечили обмороженные части тела, использовавших белых грибов предупреждают раковые заболевания, мухоморовы настойки применяют для лечения ревматизма.

Задача “мозговой штурм”. На Украине 1996 году отравились грибами 36 человек. После беседы выяснилось, что они собирали грибы около шоссейных дорог. Почему?

Для грибов характерна избирательная способность к накоплению различных элементов в том числе и опасных для здоровья людей. Уровень их содержания является показателем загрязнения окружающей среды.

Шампиньоны свинец, кадмий, никель, хром.

Подберезовики кадмий.

После анализа ответов обобщаются мнения. Рефлексия - самоанализ, закрепление.

Назовите синквейн урока

• 1 строка - название синквейна

• 2 строка - два прилагательных

• 3 строка - три глагола

• 4 строка - фраза на тему синквейна

• 5 строка - существительное

Это царство насчитывает около 100 000 видов и занимает особое положение в системе органического мира.

Идеальный синквейн урока

1. Шляпочные грибы

2. Бесхлорофильные, споровые,

3. Накапливают, отравляют, поглощают

4. Грибы особая группа живых организмов на Земле.

5. Симбиоз

Учащимся предлагается тестовые работы из КИМов ЕГЭ

Задания группы “А”

В чем сходство грибов с животными

а) в размножении

б) в активном движении

в) в питании.

2. Чем являются грибы по способу питания.

а) автотрофы

б) гетеротрофы

3. Какое строение клеток имеют грибы

а) безядерные

б) ядерные

4. Какие органоиды отсутствуют в клетках грибов.

а) пластиды

б) рибосомы

в) митохондрии

(1- В; 2 -Б; 3- Б; 4-А)

Задания группы “В”

1. Установите соответствие между признаком организма и царством, для которого он характерен

Признак организма

1. По способу питания - автотрофы

2. Питаются готовыми органическими веществами

3. Оболочка клеток состоит из клетчатки

4. Содержат в клетках хлоропласты

5. Тело образовано гифами

6. Оболочка клеток состоит из хитина.

( БАББАА)

Царство

А) Грибы

Б) Растения

Задания группы “С”

• Почему грибы считают важным компонентом биоценоза.

Грибы - необходимое звено в цепи питания.

• Шляпочные грибы вступают в симбиоз с деревьями, улучшают водный обмен и минеральное питание растений;

• Плесневые грибы - разрушители органических веществ мертвых остатков растений и животных до неорганических веществ

• Грибы-паразиты контролируют численность организмов в биогеоценозе.

Взаимопроверка, самопроверка

Практическое значение грибов

• продукты питания (содержат 40% белков, 10 - 15% углеводов, витамины А, В, В, С, Д микроэлементы медь, иод, цинк)

• разрушение остатков останки мертвых выполняют функцию санитаров.

29 видов грибов занесено в Красную Книгу РТ. Рогатик пестиковый, каштановый гриб, осиновик белый, паутинник фиолетовый.

Домашнее задание. Прочитать тему “Шляпочные грибы - базидиомицеты”

• 1 группа. 1 задание в рабочих тетрадях

• 2 группа. 2 задание в рабочих тетрадях

• 3 группа. кроссворд для любознательных

Подведение итогов урока

Кроссворд для любознательных

1. Какой композитор очень любил собирать грибы (Чайковский)

2. В каких грибах никогда не заводятся черви (лисички)

3. Назовите породу собак, с помощью которой отыскивали трюфели (Такса)

4. Назовите человека, который первый написал о грибах (Аристотель)

5. Какие грибы употребляют в Англии и Франции (Трюфели)

6. Какие грибы посылали французы из России в бутылках (рыжики)

7. Какая наука изучает грибы (Микология).

Дополнительный материал к уроку

Микология - наука о грибах - возникла очень давно. Впервые в IV веке до нашей эры написал о грибах Аристотель, а его ученик Теофраст описал свойства шампиньонов, трюфелей, сморчков. Гиппократ в V в. до н.э. грибы стали делить на съедобные и ядовитые.

С глубокой древности эти дары природы привлекали людей своими вкусовыми качествами. Конечно, не обходилось и без отравлений . Но любовь к вкусным блюдам побудила научиться отличать съедобные грибы от несъедобных. В нашей стране особенно популярными грибами стали в X веке с принятием на Руси христианской веры, которая предписывала поститься около 200 дней в году.

Не все грибы пользовались авторитетом у славян. Не были почитаемы шампиньоны, дождевики, навозники, зонтики.

В древней Руси слово грибы не употреблялось. Говорили: “губы ломать”, т.е. “идти по грибы”. Слово грибы появилось в русском языке в начале XVI века, но еще долго в народной памяти оставалось прежнее название грибов - “губы”.

Пожалуй, ни в одной стране не было таких грибных промыслов, как в России. С наступлением грибного сезона целые деревни уходили на сборы грибов, а затем огромный караван, груженный свежими, солеными и сушеными грибами, направлялся в губернские и уездные города. Была даже на Руси своя грибная столица - город Судиславль в Костромской губернии.

Иностранцы, жившие в России, восторгались вкусовыми качествами русских грибов. Грибных блюд уже в то время знали множество. Так, на званом обеде 17 марта 1699 года столы патриарха Андриана украшали “три пирога с грибами, два пирожка с груздями, грибы холодные с маслом, грузди гретые соком да с маслом, капуста шотковая с грибами, галушки грибные на два “наряда грибов в тесте”.

Отношение к употреблению грибов на Руси у разных народов было разное. Совсем не употребляли их в пищу татары, якуты, ненцы. Евреи предпочитали лисички, в которых никогда не бывает червей (треф), так как согласно законам иудейской религии трефную пищу есть воспрещалось.

В Западной Европе грибы называли мясом бедняков. В Англии и Франции употребляли только трюфели, которые рассказывали специально обученные собаки таксы.

Каково же современное отношение к грибам? Оказывается, в ряде районов нашей страны не собирают волнушки, считая их ядовитыми. К несъедобным грибам в большинстве северных областей причисляют дождевики и опята. В некоторых местностях Северного Кавказа и Закавказья население относится подозрительно к подберезовикам, подосиновикам и даже белым грибам. Немцы употребляют в основном лисички. Англичане признают лишь шампиньоны, трюфели и сморчки. Французы все опята причисляют к ядовитым грибам. В Италии считают вредными маслята, а в Швейцарии относят к поганкам даже белый гриб.

Урок №2. "Значение грибов в природе и в жизни человека"

Планируемые результаты:

а) учащиеся получают представление о многообразии грибов, их роли в природе и в жизни человека;

б) учащиеся систематизируют свои знания о грибах, показывают уровень усвоения информации и степень сформулированности ряда ителлектульных умений.

Личностная значительность изучаемого для школьника:

умение предъявить результаты своей работы, формирование чувства успеха.

Наглядный материал: гербарий.

Методы обучения:

репродуктивный, частично-поисковый, рассказ, беседа.

Форма организации учебной деятельности:

комбинированный контрольно-учетный урок. Проверочная работа. Приемы деятельности учителя.

Краткое повторение изученного, проведение самостоятельной работы, беседа об актуальных проблемах науки.

Организация деятельности учащегося.

Кратко повторяют основные понятия, выполняют самостоятельную работу.

Развитие умений учащихся.

Работать в заданном темпе, четко выполнять задания, проявлять упорство и не теряться при проведении самостоятельной работы.

Основные понятия и термины урока.

Эукариоты, гетеротрофы, сопрофиты, разрушители, потребители, симбиоз, грибы, паразиты, аллергия.

Источники информации:

В.Каверин. «Открытая книга», подборка информационных материалов из научно-популярных журналов и книг.

План урока:

I. Организационный момент - (2 мин.)

II. Самостоятельная работа - (15 мин.)

III. Объяснение нового материала - (15 мин.)

IV. Закркепление - (10 мин.)

V. Домашнее задание - (1 мин.)

II.Самостоятельная работа.

1) Работа по карточкам - (5 мин.)

2) Разноуровневые задания в виде карточек, диктантов, тестов - (10 мин.)

Тест. Самостоятельная работа «3»

1. Грибы питаются:

a. Образуя на свету органические вещества

b. Готовыми органическими веществами

c. Только органическими веществами живых организмов

d. Поселяясь на продуктах питания

2. Микориза:

a. Плодовое тело гриба

b. Болезнь растений, вызываемая грибами

c. Грибокорень

d. Часть грибницы

3. Сапрофиты:

a. Мхи

b. Грибы

c. Лишайники

d. Водоросли

4. Грибы не способны к фотосинтезу, потому что:

a. Они живут в почве

b. Не имеют хлорофилла

c. Паразитируют на др. живых организмах

d. Имеют небольшие размеры

5. Грибы размножаются:

a. Спорами

b. Семенами

c. Частью корня

d. Частью стебля

6. К ядовитым грибам относится:

a. Опенок

b. Сыроежка

c. Лисичка

d. Бледная поганка

7. Бактерии и грибы относят к:

a. Одному царству живых организмов

b. Царству растений

c. Разным царствам живой природы

d. Лишайникам

8. Грибы - паразиты

a. Образуют на свету органические вещества

b. Поселяются на продуктах питания

c. Поселяются на др. живых организмах

d. Питаются готовыми органическими веществами

9. Вегетативное тело гриба представлено:

a. Мицелием

b. Мицелием и плодовым телом

c. Плодовым телом

d. Не существует

10. К плесневым грибам относится

a. Мукор

b. Лисичка

c. Дрожжи

d. Головня

11. К шляпочным грибам относят

a. Дрожжи

b. Сыроежка

c. Головню

d. Мукор

12. Древесину деревьев разрушает гриб

a. Пеницилл

b. Трутовик

c. Мукор

d. Головня

13. Дрожжи представляют собой:

a. Длинные нити, состоящие из клеток

b. Одноклеточные организмы

c. Разветвленные нити, не разделенные на отдельные клетки

d. Нет правильного ответа

14. Плодовые тела у шляпочных грибов:

a. Служат для образования спор

b. Служат для образования гамет

c. a+b

d. Не имеют отношения к размножению

15. К смертельно ядовитым грибам относятся:

a. Бледная поганка сатанинский гриб, лисичка, желчный гриб.

b. Бледная поганка, белый мухомор, ложная лисичка, красный мухомор.

c. Бледная поганка, ложные опята, ложная лисичка, сморчки.

«5»

1. Гифы гриба состоят из:

a. Одной клетки

b. Множества соединенных между собой клеток

c. Одной гигантской клетки, не разделенной перегородками.

d. b+c

2. Низшие грибы образованы:

a. Многоклеточным мицелием

b. Неклеточным мицелием

c. Зачатками мицелия

d. b+c

3. Число ядер в клетках грибов:

a. Одно

b. Два

c. Много

d. a+b,+c

4. Органеллы клеток грибов:

a. Ядро, митохондрии, пластиды, рибосомы и др.

b. Одно или несколько ядер, митохондрии, рибосомы, комплекс Гольджи, ЭПС и др.

c. ЭПС, рибосомы, лизосомы, два ядра, хромопласты, хлоропласты

d. Нет правильного ответа

5. Какие признаки сближают грибы с растениями?

a. Наличие хитина, запасное вещество гликоген, гетеротрофный способ питания

b. Неограниченный рост, наличие клеточной стенки, вакуоли, отсутствие способности к движению.

c. наличие клеточной стенки, хитина, поглощение пищи всасыванием, размножение семенами.

d. a+c.

6. Грибы вступают в симбиоз с:

a. Водорослями

b. Цианобактериями

c. Высшими растениями

d. a+b+c

7. Грибы снабжают растения:

a. Органическими веществами

b. Минеральными веществами

c. Витаминами, водой

d. b+c.

8. Способы размножения грибов:

a. Половой

b. Бесполый

c. a+b

d. Грибы не размножаются

9. Вегетативное размножение грибов может осуществляться:

a. Почкованием

b. Частями мицелия

c. Отдельными клетками вследствие распада

d. a+b+c

10. Грибы рода Пеницилл имеют мицелий:

a. Клеточный

b. Неклеточный

c. Мицелия не имеют

d. a+b

11. Дрожжи развиваясь на сахаристых средах без доступа кислорода, осуществляют:

a. Спиртовое брожение

b. Уксуснокислое брожение

c. Молочнокислое брожение

d. Маслянокислое брожение

12. С какими растениями шляпочные грибы образуют микоризу?

a. Водорослями, цветковыми

b. Мхами, папоротниками

c. Хвощами, плаунами

d. Голосеменными, цветковыми

13. Микозы - это:

a. Грибковые заболевания человека

b. Заболевания растений

c. Симбиоз грибов с растениями

d. Микориза

14. Грибы используют для получения:

a. Белка, антибиотиков

b. Ростовых веществ, витаминов

c. Лимонной кислоты, ферментов

d. a+b+c

15. Спасти человека, отравившегося смертельно ядовитыми грибами, трудно, так как:

a. Токсины, выделяемые грибами, крайне ядовиты

b. В грибах содержится очень много ядовитых веществ

c. Яды грибов очень быстро растворяются и всасываются

d. Симптомы отравления появляются через 12-24 часа, когда действие токсинов необратимо.

«4»

1. Мицелий представляет собой

a. Систему тонких ветвящихся нитей

b. Отдельные клетки

c. Колонию клеток

d. Нет правильного ответа

2. Высшие грибы образованы

a. Неклеточным мицелием

b. Клеточным мицелием

c. a+b

d. Ничем

3. Запасным веществом грибов является:

a. Крахмал

b. Гликоген

c. Инумен

d. Целлюлоза

4. Какие признаки сближают грибы с животными?

a. Отсутствие пластид, гликоген, неограниченный рост

b. Гликоген, наличие хитина, гетеротрофный способ питания

c. Гликоген, поглощение пищи путем всасывания, хитин

d. a+c

5. Грибы из корней растений потребляют:

a. Органические вещества

b. Минеральные вещества

c. Воду

d. Ничего

6. Бесполое размножение грибов осуществляется:

a. При помощи спор

b. Вегетативным способом

c. a+b

d. Не существует

7. Особенности мицелия грибов рода Мукор:

a. Клеточный

b. Несептированный

c. Грибы этого рода мицелий не имеют

d. a+b

8. Вегетативное размножение дрожжей осуществляется:

a. Фрагментами мицелия

b. Спорангиспорами

c. Почкованием

d. a+b

9. Половое размножение грибов может осуществляться посредством слияния:

a. Мужских и женских половых клеток (гамет)

b. Содержимого половых структур - гаметангиев

c. Вегетативных клеток мицелия

d. a+b+c

10. У грибов в отличие от бактерий в клетках

a. есть оформленное ядро

b. есть цитоплазма

c. есть пластиды

d. нет клеточной оболочки

11. Трубчатый гриб

a. Сыроежка

b. Подберезовик

c. Лисичка

d. Мухомор

12. Для получения теста используют:

a. Головню

b. Пеницилл

c. Дрожжи

d. Мукор

13. Дрожжи размножаются

a. Яйцеклетками

b. Зооспорами

c. Почкованием

d. Сперматозоидами

14. Пластинчатый гриб

a. Белый

b. Подосиновик

c. Маслянок

d. Рыжик

15. Мукор в отличие от шляпочных грибов:

a. Состоит из 1 клетки

b. Размножается спорами

c. Не растет

d. Питается органическими веществами

Мини контрольная работа.

«3»

1. Подпишите строение гриба

2. Задача.

Известно, что у многих грибников есть свои заветные места, куда они приходят из года в год и где собирают грибы. Как Вы считаете, можно ли собирать грибы много лет на одном и том же месте?

3. Выпишите буквенные обозначения, соответствующие правильной цифре 1 и 2.

«4»

1. Нарисуйте и подпишите составные части гриба

2. Задача.

3. Во время уборки урожая (хлеба) комбайнеры обнаружили, что некоторые колосья пшеницы похожи на обуглившуюся головешку. Зерновки превратились в черно-фиолетовые «рожки». Что же произошло? Помогите разобраться в этом явлении.

4. Выпишите буквенные обозначения, соответствующие правильным цифрам.

1. Одноклеточные грибы

2. Плесневые грибы

3. Шляпочные грибы

4. Грибы - паразиты

5. Ядовитые

a. Аспергилл

b. Дрожжи

c. Навозник

d. Белый гриб

e. Веселки

f. Пеницилл

g. Мучнистая роса

h. Серый мухомор

i. Дубовик

j. Головня

k. Белая плесень

l. Маслята

m. Подосиновик

n. Трутовик

o. Ржавчинные

«5»

1. Рассмотрите рисунок и сравните плесневый грибы, и выявите черты различия или же сходства в их строении. Сделайте вывод об уровне их организации.

2. Шляпки трубчатых и пластинчатых грибов часто окрашены в красный, желтый и др. цвета. Однако эта окраска не имеет ничего общего с фотосинтезом. Как вы знаете, фотосинтез у них не происходит. А как же питаются шляпочные грибы?

III. Объяснение нового материала

Значение грибов в природе и жизни человека.

Грибы играют большую роль в круговороте веществ в природе, в разложении остатков животных и растений, попадающих в почву, образовании в почве органического вещества, повышении плодородия почвы.

Многие грибы обладают богатым ферментным аппаратом, а также образуют ряд физиологически активных веществ. Эти свойства грибов широко используются человеком. Ферменты ряда грибов применяются для различных целей: нектиназы - для осветления фруктовых соков; целлюлозы - для переработки сырья, грубых кормов, разрушения остатков бумажных отходов, протеазы - для гидролиза белков; амилазы - для гидролиза крахмала и т.д. Во Вьетнаме приготовляют соевые соусы при помощи ферментов некоторых плесневых грибов. Одно из выдающихся достижений последнего времени - открытие антибиотиков. Новый антибиотик, получивший широкое применение в практике, был пенициллин - продукт жизнедеятельности одного из видов грибов-пенициллов. В медицине широко применяют препараты из склероциев спорыньи. При помощи гриба черной плесени (Aspergillus niger) в промышленном масштабе получают лимонную кислоту.

Грибы из рода фузариум продуцируют ростовое вещество - гиббереллин, получившее название от наименования сумчатой стадии их - гибберелла фуджикуроя. Обработка растений гиббереллинами повышает их продуктивность: увеличивается завязывание ягод винограда, ускоряется время зацветания декоративных растений, быстрее отрастает трава на газонах и т.п.

Некоторые грибы паразитируют на насекомых и на других грибах. Из таких грибов созданы препараты, применяемые для уничтожения вредных насекомых (боверин, получивший название от гриба боверия, на основе которого он создан). Для борьбы с почвенными патогенами растений создан препарат триходермин, состоящий из спор и мицелия гриба триходерма и субстрата, на котором гриб выращивался (чаще всего торфа).

С ХVI в. Известен культ священных мексиканских грибов, как позднее было установлено, относящихся к роду псилоцибе, их опьяняющее и наркотическое действие. Съеденные человеком грибы в рыом виде вызывают галлюцинации, сопровождающиеся веселость., возбуждением, фантастическими видениями.

Однако не все грибы приносят пользу. Многие из них весьма вредны. Из таковых наиболее известны грибы - паразиты растений, потеря урожая и порча сельскохозяйственной продукции от которых настолько велики, что борьбой с ними занимаются специальные государственные учреждения, а с некоторыми - международные организации. Наука, изучающая болезни растений, вызываемые грибами и другими организмами, называются фитопатология. О многих грибах, вызывающих болезни растений, рассказывается в настоящей книге.

Большой вред грибы наносят лесному хозяйству, поражая как растущие деревья, так и деловую древесину. По данным чешских микологов, древоразрушающие грибы в среднем уничтожают 10 - 30% заготовляемой древесины. Грибы разрушают деревянные постройки, деревянные части других строений (домовые грибы), шпалы, фанеру.

Грибы портят смазочные масла и другие нефтепродукты, оптические изделия, лакокрасочные покрытия, вызывают коррозию металлов. Грибы разрушают книги, используя для питания клей, нитки, т.е. все вещества, составляющие книгу. Известна порча грибами произведений искусства, у которых они разрушают слой красок, грунтовое покрытие, в связи с чем разрыхляется и отслаивается красочный слой.

Многие грибы вредят здоровью людей и животных. Известны грибы - возбудители кожных заболеваний, волосяных покровов, ногтей (стригущий лишай, парша, разного рода дерматиты). Грибы поражают легкие, особенно у молодняка птиц (аспергиллез птиц), в ряде случаев являются причиной хронического гайморита, заболеваний глаз человека, различных болезней рыб и т.п.

Очень вредоносны микотоксикозы - заболевания человека и животных, связанные с отравлением пищевых продуктов и кормов токсинами (ядами) грибов. Употребление в пищу зерна, отравленного токсинами грибов фузариев, является причиной таких заболеваний людей, как септическая ангина и уровская болезнь (связанная с нарушением нормального роста костей у детей). Использование в 30-х годах для кормления лошадей сена и соломы, на которых развивался гриб Stachybotrys alter-natis, вызывало массовое заболевание и большую гибель лошадей. Болезнь эта получила название стахиботриотоксикоз (по имени гриба - ее возбудителя).

Очень опасна вредоносная деятельность грибов в книгохранилищах и музеях. Грибы, вредящие в книгохранилащах, насчитывают около 200 видов. Они способны в течение трех месяцев разрушить от 10 до 60% волокон бумаги. Известны случаи, когда в результате деятельности грибов прочность бумаги снижалась до 80%. Все это может привести к разрушению весьма ценных книг.

Для борьбы с грибами, вредящими в музеях произведениям искусства, используют специальные химические средства, которыми обрабатывают как сами экспонаты, так и тару, в которой их перевозят и хранят.

IV. Закрепление - (10 мин.)

Лабиринт.

V. Домашнее задание: Повторить те вопросы, которые вызвали затруднения в самостоятельной работе.

. Биологический диктант

studfiles.net

Биология 7 класс ответы на вопросы Глава 4

 

 

Биология 7 класс ответы на вопросы Глава 4 - Грибы. Лишайники

 

  1. Сравните грибы с растениями и животными.
Признаки грибов, сближающие их с растениями Признаки грибов, сближающие их с животными Признаки, характерные только для грибов
Имеют клеточную стенку Гетеротрофный тип питания Вещество клеточной стенки — хитин
Неподвижный образ жизни Отсутствуют хлоропласты Тело состоит из гиф
Образуют споры Запасают гликоген Могут образовывать плодовое тело
Тело — таллом Образуют мочевину Имеют индивидуальное строение
  1. Проанализируйте таблицу из задания 1. Чем можно объяснить черты сходства и отличия грибов, растений и жи­вотных?

Черты сходства с растениями можно объяснить неподвижным образом жизни, с животными — гетеротрофным типом питания.

  1. Зарисуйте строение клетки гриба. Обозначьте цифрами компоненты клетки.
  1. Клеточная стенка.
  2. Цитоплазматическая мембрана.
  3. Цитоплазма.
  4. Ядро.
  5. Вакуоль.
  1. Заполните схему, указав способы размножения грибов.

 

  1. Отметьте знаком «+» верные утверждения.

А. Все грибы — паразиты.Б. Грибы способны образовывать на свету органические вещества.В. Грибы поселяются на продуктах питания и других жи­вых организмах.Г. Грибы имеют стебель и корень.Д. Грибы — необходимое звено в цепи питания.

  1. Выберите и подчеркните правильные варианты.

А. Грибы — это (ядерные, безъядерные) (автотрофные, ге­теротрофные, автогетеротрофные) организмы, клеточные стенки которых содержат (хитин, муреин).

Б. Грибы питаются, (образуя органические вещества из не­органических,всасывая питательные вещества всей повер­хностью тела, заглатывая кусочки пищи), и размножаются (бинарным делением, спорами, цистами).

В. Органы бесполого размножения (спорангии, гаметангии, плодовые тела) и полового размножения (спорангии, гаметангии, плодовые тела) у грибов (одноклеточные, мно­гоклеточные).

  1. Какого вещества в стенках клеток грибов содержится больше: глюкозы, целлюлозы или хитина?

Хитина содержится больше.

  1. Как называются грибы, изображенные на рисунке?
А — пенициллБ — мукор
  1. Мицелий, не разделенный на клетки.
  2. Многоклеточный мицелий.
  3. Цепочки спор.
  4. Споры внутри спорангия.
  1. Сравните мукор, пеницилл и дрожжи.
Сравнимые признаки Мукор Пеницилл Дрожжи
Среда обитания Почва, на хлебе и овощах На продуктах питания На сахарных продуктах
Особенности строения мицелия Мицелий не разделён на клетки гифы разделены перегородками одиночные клетки
Способ размножения Бесполый (споры и мицелий), половой Бесполый (споры и мицелий) Бесполый (споры и почкование), половой
Значение в природе Разложение отмерших организмов образует вещество, убивающее бактерии Разлагают органические вещества почвы до неорганических
  1. Проанализируйте таблицу из задания 9. Чем можно объяснить черты сходства и отличия мукора, пеницилла и дрожжей?

Черты сходства объясняются подобной средой обитания (достаточно пищи), отличия — особенностями процессов жизнедеятельности.

  1. Пользуясь дополнительной литературой, выясните, какие методы борьбы с плесневыми грибами использует че­ловек. Результаты занесите в таблицу.
Метод В чём заключается
Вентиляция и просушка Устранение сырости
Применение химикатов Обработка фунгицидами и дезинфицирующими веществами
Механическое удаление Удаление гриба, чаще вместе с субстратом
  1. Заполните схему, вписав названия известных вам съе­добных и ядовитых грибов.
Грибы
съедобные ядовитые
боровик бледная поганка
подберёзовик опёнок ложный
подосиновик волоконница краснеющая
лисички мухомор пантерный
маслёнок сатанинский гриб
рыжик энтолома ядовитая
груздь рядовка ядовитая
сыроежка чешуйница
  1. Зарисуйте строение шляпочного гриба и обозначьте цифрами основные части.
  1. Ножка.
  2. Шляпка.
  3. Плодовое тело.
  4. Пластинки (трубочки) со спорами.
  5. Мицелий (грибница).
  1. Заполните пропуски в предложениях.

Шляпочные грибы — это грибы, у которых плодовое тело разделено на шляпку и ножку. Их мицелий живет в почве, древесине, лесной подстилке. Плодовое тело шляпочного гриба служит для образования, за­щиты и распространения микроскопических спор. Они необходимы для размножения грибов.

  1. Гриб черный трюфель растет в дубовых рощах. Когда для его разведения закладывают новую плантацию, то в почву добавляют землю из старой, плодоносящей рощи. Для чего?

Старая земля содержит участки мицелия, которые дают начало новым грибам.

  1. В древности на Руси существовал суеверный страх перед некоторыми явлениями. Например, шляпочные грибы одного вида, растущие по окружности, называли «ведьмино кольцо». Считалось, что такой рост грибов связан с нечистой силой. Попытайтесь дать современное объяснение этому явлению.

Эти грибы являлись плодовыми телами одной грибницы.

  1. Сравните различные болезни, вызываемые парази­тическими грибами.
Заболевание Признаки поражения Результат действия на растение или животное
Ржавчина Мелкие подушечки коричневого цвета Вызывает увядание растений
Головня Участок растения имеет обременённый вид Увядание и гниль растения
Мучнистая роса Мучнистый налёт Поглощает питательные вещества и препятствует фотосинтезу
Спорынья Серо-фиолетовые рожки Содержат вещества, вызывает отравление
Стригущий лишай Шелушение кожи, обламывание волос Повреждение кожи и волос
  1. Оцените значение различных групп грибов для чело­века.
Группа грибов Положительная роль Отрицательная роль
Плесневые грибы Лекарственное средство Порча продуктов
Дрожжи Используются в пищевой промышленности Порча продуктов
Шляпочные грибы Продукт питания, корм животным Вызывают отравление
Паразиты растений Лекарственное сырьё Наносят ущерб урожаю
Паразиты животных и человека Лекарственное сырьё Наносит ущерб здоровью
  1. Проанализируйте таблицу из задания 18. Сделайте вывод. Какова роль грибов в жизни человека?

Грибы играют значительную роль в жизни человека. При правильном использовании они могут быть источником пищи, сырьём для промышленности, вместе с тем они наносят ущерб хозяйству и здоровью человека.

  1. Отметьте знаком «+» верные утверждения.

А. Некоторые грибы способны вызывать заболевания человека.Б. При поражении мучнисторосяными грибами на месте цветков у злаков образуются черные рожки.В. Споры ржавчинных грибов по цвету похожи на ржа­вое железо.Г. При микоризе гриб получает от растения минеральные вещества и воду, отдавая ему часть органических пита­тельных веществ.Д. Грибы используются в промышленности при произ­водстве некоторых веществ.

  1. Многие аквариумные рыбки страдают от заболевания сапролегниозом, которое вызывает паразитический гриб. Вылечить рыбок можно, поместив их в раствор соли опреде­ленной концентрации. Иногда помогают и непродолжитель­ные горячие «ванны». Объясните эффект этих процедур.

Возможно, в ходе этих процедур погибают споры паразитических грибов.

  1. Дайте определения понятиям.

Лишайники — организмы, талломы которых состоят из грибов и водорослей.

Накипные лишайники — организмы, талломы которых похожи на плесень, корочку.

Листоватые лишайники — организмы, слоевище которых имеют вид лопастей, стелющихся по поверхности.

Кустистые лишайники — выглядит как ветвящиеся и неветвящиеся кустики.

  1. Рассмотрите рисунок. Обозначьте цифрами основные компоненты внутреннего строения лишайника.
  1. Водоросли.
  2. Водорослевый слой.
  3. Верхняя кора.
  4. Нижняя кора.
  5. Сердцевина.
  1. Сравните особенности строения и функции различных слоев таллома лишайников.
Название слоя Особенности строения Выполняемая функция
Верхняя кора Плотно переплетённые гифы Защитная
Водорослевый Водоросли или цианобактерии оплетены гифами Фотосинтез
Сердцевина Рыхло расположенные гифы Проветривание, поддержание влажности
Нижняя кора Плотно переплетённые гифы Защитная, прикрепления
  1. Проанализируйте таблицу из задания 24. Чем мож­но объяснить подобную дифференциацию таллома лишай­ников?

Дифференциация объясняется разными функциями гриба и водоросли.

  1. Заполните схему значения лишайников в природе и жизни человека, пользуясь дополнительной литературой.
Значение лишайников
в природе в жизни человека
выделяют O2; создают органические вещества, участвуют в образовании почвы корм для животных; используются в пищевой промышленности, лекарственное сырьё

 

 

 

belmathematics.by

Шляпочные грибы: строение, жизнедеятельность и размножение

Из нескольких тысяч видов съедобных грибов человеку удалось «приручить» всего около сотни - и теперь их можно выращивать в саду. Большинство из них шляпочные, то есть состоят из шляпки и ножки.

 

 Мицелий (грибница) - это вегетативное тело гриба, чаще всего в виде нитей. Большая часть грибницы находится в субстрате (в дереве, в лесной подстилке или в земле). А то, что мы называем грибами и собираем в корзину, - это плодовые тела грибницы, в которых образуются споры.

Для разведения грибов можно использовать два варианта их размножения:

  1. Посев спор, которые прорастают и образуют новую грибницу. Посевной материал может быть в виде порошка спор, их взвеси в воде или кусочков шляпок грибов со спорами.
  2. Посев или пересадка мицелия. В этом случае посевной материал - это кусочки субстрата с грибницей (субстратный мицелий), или зараженное грибницей зерно растений (зерновой мицелий), или живое дерево с грибокорнем. Как зерновой, так и субстратный мицелий, предназначенный для посева грибов, есть в продаже. Некоторые грибы можно вегетативно размножать внесением в субстрат кусочков плодовых тел грибов или частей субстрата с грибницей, принесенных из леса.

Древесные грибы

 

Проще всего развести грибы, для которых субстратом может служить мертвая древесина: отрезки бревен, древесная щепа или опилки. Они могут расти и на субстрате из соломы, лузги подсолнечника и других растительных остатках. Хорошие урожаи съедобных древесных грибов связаны прежде всего с их способностью расти при огромной концентрации углекислого газа в разлагающейся древесине или в субстратном мешке. Это обеспечивает им конкурентное преимущество по сравнению с плесенями (они в таких условиях не растут). К древесным грибам относятся вешенка, опенок, шиитаке.

Подстилочные грибы

Подстилочные и гумусовые грибы (шампиньон, навозник) обитают в лесной подстилке из листьев и в земле, где концентрация углекислого газа не такая высокая. Но этим грибам конкурентное преимущество обеспечивает высокий уровень концентрации аммиака в субстрате. Так, шампиньон растет на субстратах с таким содержанием аммиака, при котором подавляются многие плесени и грибы. А навозник успешно растет при еще большей его концентрации.

Для выращивания таких грибов используют богатый азотом компост из навоза и соломы, приготовленный по особым правилам.

 

Микоризные грибы

Белый гриб, масленок, груздь и другие, наиболее ценные грибы наших лесов нельзя вырастить на пеньках или на грядках. Они могут расти лишь в содружестве с живым деревом. Грибница обволакивает корневые волоски и внедряется в них. Такой союз называется грибокорнем, или микоризой, а грибы, способные ее создавать, - микоризными. Только после того как грибница внедрится в корневую систему дерева, она начинает бурно развиваться и плодоносить. Деревья, корни которых освоены микоризными грибами, меньше болеют и лучше растут. Такое сожительство полезно как для грибов, так и для деревьев.

Грибница распространяется от ствола на значительное расстояние и во много раз увеличивает поверхность всасывания корней дерева. Она переводит в доступные для растения формы соединения калия, фосфора и других элементов. Грибница проникает в верхние слои лесной подстилки и во время дождя может восстанавливаться после подсушивания, благодаря этому дерево получает дополнительную азотную «подпитку». Некоторые микоризные грибы выделяют антибиотики, защищающие дерево от паразитов. Дерево же поставляет в грибницу сахара. Особенно важно, что они поступают по внутренним каналам дерева и грибницы и не доступны бактериям и плесеням, присутствующим в почве.

 

Условия плодоношения

Успешное появление плодовых тел шляпочных грибов разных видов зависит от объема доступного грибу субстрата и от его питательности. Для разных грибов оптимальный размер субстратных блоков сильно различается. Для зимнего опенка это 1 литр субстрата или ветка толщиной 5 см, для летнего опенка и для шиитаке - 5 литров или бревно толщиной 15 см, для вешенки - 30 литров или более толстые бревна. Осенний опенок требует значительно больших объемов и плодоносит только после того, как освоит большое количество пней, заражая их один за другим с помощью длинных нитей мицелия в земле. Поэтому его трудно развести в саду, а если он уже есть - невозможно искоренить.

Грибы охотно плодоносят в местах, где кончается подходящий для продвижения мицелия субстрат. Например, вешенка вырастает в том месте дерева, где кончается доступная ей омертвевшая древесина и остается только живая, которую она не заражает. А грибница белого гриба образует боровички, дойдя до препятствий (тропинки, дороги).

5sotok.com

Тема урока: "Шляпочные грибы – Базидиомицеты"

Разделы: Биология

Цели урока:

Образовательные:

  • развивать понятия о многообразии живых организмов
  • изучить особенности строения, питания, размножения шляпочных грибов

Развивающие: развивать умения анализировать, синтезировать, обобщать, делать выводы, сравнивать.

Воспитательная: прививать навыки коммуникативного общения, совершенствовать навыки работы при выполнении лабораторной работы.

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Вид урока: Урок-ателье с применением приемов развивающих технологий

Формы работы: групповая в парах, индивидуальная.

Средств обучения: таблица “Строение пластинчатых и трубчатых грибов”, консервированные грибы, лупы, чашки Петри, открытки, раздаточный материал, разноуровневые карточки задания из КИМ ов ЕГЭ

Ход урока

Индуктор – это начало, мотивирующее творческую деятельность.

Задание №1. В трех предложениях напишите пожалуйста самую запомнившуюся встречу с грибом.

Задание №2. Нарисуйте по памяти какой-нибудь гриб.

Задание №3. Почему ты нарисовал именно этот гриб.

Три человека тащат тяжелые камни в город. Пот катится со всех трех. Одного спросили:

— Что ты делаешь?

— Тащу эту проклятую ношу.

Второго спросили:

— Что ты делаешь?

— Зарабатываю на хлеб себе и семье, - бодро ответил он.

Третий на этот же вопрос улыбнулся:

— Строю замечательный храм, который простоит века на радость людям и утешение им.

Мы сегодня тоже будем возделывать кирпичи замечательного храма, называющегося “Удивительный мир знаний”, который пригодится нам в жизни.

Сегодняшняя наша тема называется “Шляпочные грибы - Базидиомицеты”.

План-конспект урока:

  1. Строение шляпочных грибов
  2. Размножение
  3. Питание (симбиоз)
  4. Сходство с растениями и животными
  5. Значение грибов
  6. Охрана грибов

Работа с материалом – это “деконструкция” - превращение материала в “хаос”. Затем следует “реконструкция” - создание текста, рисунка, схемы, закона.

Задание №1. Нужно нарисовать общий рисунок – строения шляпочного гриба. Потом все рисунки вывешиваются на доске. Обсуждаются учениками.

Вопросы для обсуждения:

  • Какое строение имеют шляпочные грибы (плодовое тело, состоящее из пенька и шляпки, грибница (мицелий)).

Грибница состоит из длинных двухядерных клеток, не содержащих хлорофилл. Шляпка и пенек состоят из плотно прилегающих друг – другу клеток грибницы. В пеньке все нити одинаковые, а в шляпке они состоят из двух слоев. Верхний покрытый кожицей, она придает определенный цвет.

Каждой группе раздаются консервированные грибы и предлагается следующая работа.

  • Рассмотрите плодовые тела шляпочных грибов, найдите шляпку и пенек. Отделите шляпку от ножки, переверните шляпку нижней стороной. Найдите на одном грибе пластинки, на другом трубочки. Выясните название этих грибов.
  • Сделайте продольный разрез пластинчатого, а затем трубчатого гриба. Рассмотрите под лупой одну пластинку и трубочку.
  • Рассмотрите рисунки-карточки и разделите грибы на пластинчатые и трубчатые.

Строение гриба зарисовывается в тетрадь после обобщения материала о строении грибов.

А теперь, давайте мы отправимся с вами за грибами. Каждой группе предлагается сорвать по одному грибу с ножом и выбрать посуду для гриба. Учащиеся должны объяснить, почему они выбрали корзину, и объяснить, как срезается гриб при помощи ножа, как ломается без ножа. Почему?

Учитель подводит учащихся к различным способам размножения грибов.

  • спорами (созревают на обратной стороне шляпы)
  • вегетативно (участками гифов грибницы)

Грибница может просуществовать в течение 15–20 лет. Учащиеся должны написать на листках, как могут распространяться споры гриба:

  • при помощи ветра
  • при помощи животных (насекомые и слизни)

Задание №2.

Задача для “мозгового штурма”. Известно, что шляпочные грибы растут около определенных видов деревьев. Белые грибы – около берез, рыжики в сосновых и еловых лесах, подосиновики около осин. Проблема: с чем связано такое “ доброжелательное соседство” грибов и деревьев.

Анализ альтернативных мнений подводит к тому, что это симбиоз нити грибницы выполняет роль корневых волосков для дерева, а гриб из дерева получает органические вещества, которые сам не может производить в виду отсутствия хлорофилловых зерен.

Учащимся предлагается работа о выявлении сходства грибов с растительными и животными организмами.

Сходство грибов с растениями и животными.

С животными С растениями
1. Гетеротфорное питание

2. Содержание в клетках хитина образование запасного продукта гликогена.

3. Продуктом выделения является мочевина.

1. Питание путем всасывания

2. Неограниченный рост

3. Вегетативное размножение и спорами.

Учащимся предлагается карточки, по которым им предстоит разделить грибы на съедобные и ядовитые. Бледная поганка самый ядовитый гриб, который может привести к смерти. Мухомор, серый ложный опенок.

Первая помощь при отравлениях:

  • промывания желудка
  • приложить теплую грелку к рукам и ногам
  • теплое питье
  • обязательно в больницу

Грибы сами являются лечебным материалом. Белыми грибами лечили обмороженные части тела, использовавших белых грибов предупреждают раковые заболевания, мухоморовы настойки применяют для лечения ревматизма.

Задача “мозговой штурм”. На Украине 1996 году отравились грибами 36 человек. После беседы выяснилось, что они собирали грибы около шоссейных дорог. Почему?

Для грибов характерна избирательная способность к накоплению различных элементов в том числе и опасных для здоровья людей. Уровень их содержания является показателем загрязнения окружающей среды.

Шампиньоны свинец, кадмий, никель, хром.

Подберезовики кадмий.

После анализа ответов обобщаются мнения. Рефлексия – самоанализ, закрепление.

Назовите синквейн урока

  • 1 строка – название синквейна
  • 2 строка – два прилагательных
  • 3 строка – три глагола
  • 4 строка – фраза на тему синквейна
  • 5 строка – существительное

Это царство насчитывает около 100 000 видов и занимает особое положение в системе органического мира.

Идеальный синквейн урока

1. Шляпочные грибы

2. Бесхлорофильные, споровые,

3. Накапливают, отравляют, поглощают

4. Грибы особая группа живых организмов на Земле.

5. Симбиоз

Учащимся предлагается тестовые работы из КИМов ЕГЭ

Задания группы “А”

В чем сходство грибов с животными

а) в размножении

б) в активном движении

в) в питании.

2. Чем являются грибы по способу питания.

а) автотрофы

б) гетеротрофы

3. Какое строение клеток имеют грибы

а) безядерные

б) ядерные

4. Какие органоиды отсутствуют в клетках грибов.

а) пластиды

б) рибосомы

в) митохондрии

(1- В; 2 –Б; 3- Б; 4-А)

Задания группы “В”

  1. Установите соответствие между признаком организма и царством, для которого он характерен

Признак организма

  1. По способу питания – автотрофы
  2. Питаются готовыми органическими веществами
  3. Оболочка клеток состоит из клетчатки
  4. Содержат в клетках хлоропласты
  5. Тело образовано гифами
  6. Оболочка клеток состоит из хитина.

( БАББАА)

Царство

А) Грибы

Б) Растения

Задания группы “С”

  • Почему грибы считают важным компонентом биоценоза.

Грибы - необходимое звено в цепи питания.

  • Шляпочные грибы вступают в симбиоз с деревьями, улучшают водный обмен и минеральное питание растений;
  • Плесневые грибы – разрушители органических веществ мертвых остатков растений и животных до неорганических веществ
  • Грибы-паразиты контролируют численность организмов в биогеоценозе.

Взаимопроверка, самопроверка

Практическое значение грибов

  • продукты питания (содержат 40% белков, 10 – 15% углеводов, витамины А, В, В, С, Д микроэлементы медь, иод, цинк)
  • разрушение остатков останки мертвых выполняют функцию санитаров.

29 видов грибов занесено в Красную Книгу РТ. Рогатик пестиковый, каштановый гриб, осиновик белый, паутинник фиолетовый.

Домашнее задание. Прочитать тему “Шляпочные грибы – базидиомицеты”

  • 1 группа. 1 задание в рабочих тетрадях
  • 2 группа. 2 задание в рабочих тетрадях
  • 3 группа. кроссворд для любознательных

Подведение итогов урока

Кроссворд для любознательных

  1. Какой композитор очень любил собирать грибы (Чайковский)
  2. В каких грибах никогда не заводятся черви (лисички)
  3. Назовите породу собак, с помощью которой отыскивали трюфели (Такса)
  4. Назовите человека, который первый написал о грибах (Аристотель)
  5. Какие грибы употребляют в Англии и Франции (Трюфели)
  6. Какие грибы посылали французы из России в бутылках (рыжики)
  7. Какая наука изучает грибы (Микология).

 Дополнительный материал к уроку

Микология – наука о грибах – возникла очень давно. Впервые в IV веке до нашей эры написал о грибах Аристотель, а его ученик Теофраст описал свойства шампиньонов, трюфелей, сморчков. Гиппократ в V в. до н.э. грибы стали делить на съедобные и ядовитые.

С глубокой древности эти дары природы привлекали людей своими вкусовыми качествами. Конечно, не обходилось и без отравлений . Но любовь к вкусным блюдам побудила научиться отличать съедобные грибы от несъедобных. В нашей стране особенно популярными грибами стали в X веке с принятием на Руси христианской веры, которая предписывала поститься около 200 дней в году.

Не все грибы пользовались авторитетом у славян. Не были почитаемы шампиньоны, дождевики, навозники, зонтики.

В древней Руси слово грибы не употреблялось. Говорили: “губы ломать”, т.е. “идти по грибы”. Слово грибы появилось в русском языке в начале XVI века, но еще долго в народной памяти оставалось прежнее название грибов – “губы”.

Пожалуй, ни в одной стране не было таких грибных промыслов, как в России. С наступлением грибного сезона целые деревни уходили на сборы грибов, а затем огромный караван, груженный свежими, солеными и сушеными грибами, направлялся в губернские и уездные города. Была даже на Руси своя грибная столица – город Судиславль в Костромской губернии.

Иностранцы, жившие в России, восторгались вкусовыми качествами русских грибов. Грибных блюд уже в то время знали множество. Так, на званом обеде 17 марта 1699 года столы патриарха Андриана украшали “три пирога с грибами, два пирожка с груздями, грибы холодные с маслом, грузди гретые соком да с маслом, капуста шотковая с грибами, галушки грибные на два “наряда грибов в тесте”.

Отношение к употреблению грибов на Руси у разных народов было разное. Совсем не употребляли их в пищу татары, якуты, ненцы. Евреи предпочитали лисички, в которых никогда не бывает червей (треф), так как согласно законам иудейской религии трефную пищу есть воспрещалось.

В Западной Европе грибы называли мясом бедняков. В Англии и Франции употребляли только трюфели, которые рассказывали специально обученные собаки таксы.

Каково же современное отношение к грибам? Оказывается, в ряде районов нашей страны не собирают волнушки, считая их ядовитыми. К несъедобным грибам в большинстве северных областей причисляют дождевики и опята. В некоторых местностях Северного Кавказа и Закавказья население относится подозрительно к подберезовикам, подосиновикам и даже белым грибам. Немцы употребляют в основном лисички. Англичане признают лишь шампиньоны, трюфели и сморчки. Французы все опята причисляют к ядовитым грибам. В Италии считают вредными маслята, а в Швейцарии относят к поганкам даже белый гриб.

9.03.2007

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Практическая работа «Строение плодовых тел шляпочных грибов»

Грибы — очень древние организмы, появившиеся на Земле в конце Мезозоя (более 185 млн. лет назад) — таким возрастом датируются отложения, в которых найдены остатки грибов, имеющих сходство с некоторыми современными видами. Многие учёные считают, что грибы произошли от водорослей, другие полагают, что они имели общих с водорослями предков из примитивных групп. Грибы захватили всю планету — от суровых полярных областей до тропиков.

Грибы относятся к царству эукариот, единственному отделу — настоящие грибы, подцарству хитиновых грибов, объединяющему одноклеточные и многоклеточные организмы, отличающиеся от растений и животных своим строением, размножением и образом жизни и в то же время имеющие сходство и с теми и с другими.

Что делаем. Рассмотрим плодовое тело трубчатого гриба. Отделите пенёк от шляпки. Препаровальным ножом разрежьте пенёк вдоль и с помощью лупы рассмотрите внутреннее строение.

Что наблюдаем. Гифы ножки гриба плотно прилегают друг, к другу образуя нити грибницы.

Что делаем. Рассмотрим нижнюю поверхность шляпки трубчатого гриба с помощью лупы.

Что наблюдаем. Видны отверстия трубочек. В трубочках шляпки образуются особые клетки — споры.

Что делаем. Рассмотрим споры гриба под большим увеличением (300 раз).

Что наблюдаем. Даже небольшое плодовое тело образует миллионы спор, а часто их бывает десятки и даже сотни миллионов. Споры шляпочных грибов очень мелкие и лёгкие и переносятся током воздуха.

Что делаем. Рассмотрим нижнюю поверхность шляпки пластинчатого гриба с помощью лупы.

Что наблюдаем. Шляпка с нижней стороны имеет пластинки со спорами.

Вывод. Плодовые тела шляпочных грибов служат для образования спор. Трубочки и пластинки позволяют во много раз увеличить поверхность, на которой образуются споры. Споры — это органы размножения грибов, они образуются в огромных количествах в трубочках. Размер споры в длину составляет одну сотую долю миллиметра и имеет яйцевидную форму.

По форме и цвету споры довольно разнообразны и являются отличительным признаком каждого вида грибов.

Презентация

.ppt

Строение плодовых тел шляпочных грибов

biouroki.ru

В чем сходство грибов и растений?

1 Вариант

Часть А Выбери один правильный ответ

1. В чем сходство грибов и растений?

а) они создают органические вещества из неорганических

б) они не могут активно передвигаться

в) их клетки имеют хитиновую оболочку

г)они имеют хорошо развитую корневую систему

2. Какую функцию выполняет грибница, расположенная в почве?

а)      поглощает воду, минеральные соли и органические вещества

б)      образует споры, участвующие в размножении

в)      участвует в образовании половых клеток

г)      формирует корневые волоски

3. Какие организмы вступают в симбиоз с деревьями и обеспечивают их водой и минеральными веществами?

а) шляпочные грибы      б) плесневые грибы     в) дрожжи     г) бактерии

4. Хлоропласты не содержатся в клетках

а) тополя белого                             в) белого гриба

б) сфагнума (белого мха)                г) листьев свеклы

5. Главная функция плодовых тел шляпочных грибов —

а) обеспечение клеток гриба минеральными веществами

б) снабжение гриба органическими веществами

в) вегетативное размножение частями шляпки

г) образование спор для размножения

 6. Белый гриб в биогеоценозе леса

а) разрушает  органические  вещества до минеральных

б) вступает в симбиоз с корнями деревьев

в) обогащает почву перегноем

г) служит индикатором загрязнения окружающей среды

7. В чём состоит отличие грибов от растений?

а) наличие ядра                     б) одноклеточные и многоклеточные организмы

в) поглощают воду из субстрата                      г) отсутствие хлорофилла

 

8. Какой способ размножения характерен для дрожжей?

а) половой процесс       б) вегетативное          в) почкование    г) конъюгация

9. Какой гриб живет в симбиозе с корнями дерева?

а) спорынья            б) березовая чага       в) подберёзовик                г) дождевик

 10. Почему белые грибы часто можно найти в дубовом лесу?

а) В дубовом лесу много света.

б) Белые грибы с корнями дубов образуют микоризу.

в) У белых грибов в дубовом лесу нет конкурентов.

г) В дубовом лесу отсутствуют животные, которые питаются белыми грибами.

11.  Для производства лекарственных препаратов выращивают гриб

а) мукор               б) пеницилл             б) фитофтору                г) шампиньон

 12. Подавляющее большинство грибов по способу питания:

а) паразиты      б) сапрофиты          в) хищники                г) автотрофы

13. Клеточная стенка грибов состоит из:

а) хитина         б) гликогена            в) белка               г) целлюлозы

 

14. Микроорганизмы, изображенные на рисунке — это:

а) дрожжи               

б) хламидомонада

в) кишечная палочка  

г) сфагнум

15. Плодовое тело — это часть:

а) подберезовика    б) дрожжей                   в) мукора       г) пеницилла

 

16. К трубчатым грибам относится:

а) бледная поганка     б) дождевик            в) подберезовик      г) мухомор

17. Многие шляпочные грибы живут только во взаимосвязи с деревьями, поэтому их относят к

а) хемотрофам     б) фототрофам          в) автотрофам  г) симбионтам

 

18. Грибы являются:

а) отдельной группой растений;       в) симбиозом растений и бактерий;

б) особой группой животных;          г) особой группой живых существ

19. Споры грибов, как и споры растений, — это

а) клетки, служащие для размножения и расселения

б) удлиненные клетки, выполняющие функцию питания

в) клетки, из которых образуются сложные переплетения нитей

г) множество вытянутых клеток,  выполняющих функцию газообмена с окружающей средой

 

20. Консервированные  грибы  сохраняются  дольше,  чем свежие, так как

а) в них мало питательных веществ: белков, жиров, углеводов

б) они находятся в банке, закрытой крышкой

в) отсутствуют условия,  необходимые для жизни гнилостных бактерий

г) они перед консервированием были чисто вымыты

Часть В Выбери три ответа из шести

1. В чем сходство грибов и растений?

A)составляют группу гетеротрофных организмов

Б) составляют группу ядерных организмов

B)выполняют роль разрушителей органических веществ в экосистеме

Г) имеют клеточное строение

Д) имеют сходный процесс обмена веществ

Е) размножаются бесполым и половым путем

2. Грибы неправильно относить к растениям, так как они

A)питаются готовыми органическими веществами

Б) растут в течение всей жизни

B)содержат в оболочках клеток хитин

Г) выполняют роль разрушителей органических веществ в экосистеме

Д) составляют группу ядерных организмов (эукариот)

Е) дышат кислородом воздуха

2 Вариант

Часть А Выбери один правильный ответ

1. Грибы с помощью гифов, проникающих в клетки корней деревьев, получают от растения

а) воду    б) витамины    в) органические вещества     г) минеральные соли

2. Грибы, как и животные,

а) всасывают минеральные вещества с помощью гиф

б) питаются готовыми органическими веществами

в) ведут неподвижный образ жизни и расселяются при помощи спор

г) растут в течение всей жизни

3. К какому царству относят организм, тело которого представляет собой мицелий, состоящий из гиф?

а) растений           б) бактерий            в) грибов                г) лишайников

4. Из чего состоит плодовое тело шляпочного гриба?

а) разных по строению и функциям клеток          в) различных тканей

б) плотно переплетенных гиф                              г) специфических органов

5. Расщепление мертвых органических остатков до минеральных в биогеоценозе осуществляют

а) плесневые грибы                              в) клубеньковые бактерии

б) грибы-трутовики                               г) белые грибы

6. Микориза представляет собой

а) гифы гриба, на которых развивается плодовое тело

б) паразитический организм

в) заболевание растений, вызываемое грибами

г) гифы гриба, сросшиеся с корнями растения

7. Возбудитель стригущего лишая относится к

а) вирусам                б) бактериям                   в) грибам                 г) лишайникам

8. Какой организм НЕ является многоклеточным?

а) дрожжи                    б) шампиньон             в) трутовик                 г) пеницилл

9. Одним   из   признаков,   по   которым   грибы   выделяют   в самостоятельное царство, является то, что они

а) обитают в почве                     в) неподвижные гетеротрофы

б) способны к фотосинтезу      г) состоят из клеток, не имеющих ядер

10. Какой газ поглощают грбы в процессе дыхания?

а) озон        б) азот        в) кислород     г) углекислый газ

11. Плодовые тела каких грибов имеют пенек и шляпку:

а) строчок          б) трюфель                 в) дождевик              г) подберезовик

12. Дрожжи относятся к:

а) водорослям           б) грибам                    в) лишайникам             г) бактериям

13. К шляпочным грибам относится:

а) бледная поганка              б) пеницилл               в)мукор                   г)дрожжи

14. Микоризу образует:

а) мукор;        б) шампиньон;         в) подберезовик;               г)   спорынья

15. Способностью к фотосинтезу обладают: а) бактерии-сапротрофы        а) вирусы         в) растения   г) грибы 16. Заболевание растений, которое изображено на рисунке, называется:

а) головня      б) спорынья               в) мучнистая роса    г) ржавчина

 

17. Для  сохранения  многообразия  грибов  при  их  сборе нельзя повреждать грибницу, так как она

а) улучшает плодородие почвы

б) служит местом образования спор

в) защищает почву от размывания водой

г) поглощает из почвы воду и минеральные вещества

18. О принадлежности грибов к гетеротрофным организмам свидетельствует

а) отсутствие в клетках пластид

б) отсутствие в клетках хромосом

в) наличие в клетках ядра и цитоплазмы

г) наличие в клетках плазматической мембраны

19. Какой   процесс   жизнедеятельности   дрожжей   лежит в основе их использования для приготовления теста?

а) выделение кислорода          

б) быстрое размножение

в) образование органических веществ из неорганических

г) выделение углекислого газа в процессе брожения

20. О более высокой организации грибов по сравнению с бактериями свидетельствует

а) наличие в их клетках ядра, преобладание многоклеточных организмов

б) наличие в их клетках оболочки, цитоплазмы, рибосом

в) способность грибов вступать в симбиоз с растениями

г) участие в круговороте веществ в природе в качестве разрушителей органических веществ

Часть В Выбери три ответа из шести

В 1. Чем отличаются грибы от бактерий?

A)составляют группу ядерных организмов (эукариот)

Б) относятся к гетеротрофным организмам

B)размножаются спорами

Г) одноклеточные и многоклеточные организмы

Д) при дыхании используют кислород воздуха

Е) участвуют в круговороте веществ в экосистеме

2. Чем грибы отличаются от растений?

A)неподвижны и растут в течение всей жизни

Б) питаются готовыми органическими веществами

B)ядерные организмы (эукариоты)

Г) не имеют хлоропластов и не способны к фотосинтезу

Д) синтезируют хитин в клетках

Е) всасывают питательные вещества всей поверхностью тела

cat.convdocs.org


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта