Редкие и исчезающие растения и животные. 1.Рациональное использование и охрана животного мира. Редкие и исчезающие растения и животные Сибири.

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Исследовательский проект «Редкие и исчезающие растения и животные нашей местности». Редкие и исчезающие растения и животные


Исследовательский проект "Редкие и исчезающие растения и животные нашей местности"

Здесь Вы можете скачать Исследовательский проект "Редкие и исчезающие растения и животные нашей местности" для предмета : Окружающий мир. Данный документ поможет вам подготовить хороший и качественный материал для урока.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Майская средняя общеобразовательная школа

Черепановского района Новосибирской области

Исследовательский проект по окружающему миру

Редкие исчезающие животные и растения нашей местности

(п. Майский)

Выполнил:

Клюнк Сергей, ученик 2 класса,

МОУ Майская СОШ.

Руководитель:

Хорева Вера Владимировна,

учитель начальных классов

высшей квалификационной

категории

2010 г.

Содержание

  1. Введение

а) методы учебно-исследовательской работы

б) цель, проблема, актуальность выбранной темы.

  1. Из истории Красной книги.

  2. Редкие и исчезающие растения нашей местности.

  3. Редкие и исчезающие животные нашей местности.

  4. Пути решения проблемы.

  5. Библиография.

Этапы учебно-исследовательской работы

- моделирующий

- деятельностный

- заключительный

Моделирующий

Деятельностный

Заключительный

Первый раз я узнал о редких и исчезающих животных и растениях занесённых в Красную книгу на уроках окружающего мира. Мне стало интересно, а есть ли в нашей местности растения и животные, занесённые в Красную книгу.

Актуальность. Я решил узнать об этом больше, так как считаю, что эта тема важна, чтобы на страницах Красной книги не появлялись новые виды, которые надо охранять, мы должны изучать эти виды и предупреждать об их исчезновении.

Я поставил цель: изучение редких, исчезающих растений и животных нашей местности (п.Майский).

Для выполнения цели мне нужно решить следующие задачи:

  • Изучить какие виды редкие, какие исчезающие;

  • Выяснить причины уменьшения численности этих видов

  • Узнать, кто в районе занимаются проблемой охраны животных и растений

  • Выявить, что знают по этой теме учащиеся 1-4 классов

  • Пути решения проблемы.

Для проведения исследования была составлена маршрутная карта (приложение 1)

Первая Красная книга возникла в 1948 году. Из Красной книги мы узнаём, какие виды животных и растений в опасности. Она советует, как сохранить эти редкие виды, призывает изучать их и предупреждает об их исчезновении.

В 1966 году Красная книга была издана в необычном виде. Обложка красная это сигнал опасности. Страницы разноцветные: красные, жёлтые, белые, серые и зелёные.

Исчезающие виды Сохраняющиеся виды

Редкие виды Неопределённые

восстанавливающие

Исчезающие виды это быстро сокращающие виды животных или растений, которые невозможно спасти без вмешательства человека.

Редкие – это виды, которые не находятся под угрозой вымирания, но встречаются очень редко.

В нашем школьном музее, библиотеке я узнал о богатом растительном и животном мире нашей местности.

В краеведческом музее города Черепаново выяснил, что некоторые растения и животные нашей местности нуждаются в охране, поэтому они занесены в Красную книгу. (приложение 2)

Редкие растения нашей местности

ВЕНЕРИН БАШМАЧОК

Встречается в лесах. Цветки напоминают башмачки.

Зацветает это растение на 15-17 году жизни, в июне месяце.

Уничтожаются при сборе на букеты.

КУПАЛЬНИЦА АЗИАТСКАЯ

Купальница азиатская растет во влажных местах. Цветки имеют красивую, оранжевую окраску, они зацветают на 18-й год жизни. Высота растения - 40-50 сантиметров. В народе эти цветы называют «огоньки», «жарки».

Редкие животные нашей местности (п. Майский)

В наших лесах встречаются не только редкие растения, но и животные, которые занесены в Красную книгу.

Председатель районного общества охотников Кузьмин Анатолий Иванович рассказал, что в районе ведется большая работа по охране природы и увеличение численности редких животных. Благодаря этому, такие крупные животные как лось, косуля, тетерев, глухарь, лисица восстановили численность и на них разрешена охота, им не угрожает исчезновение.

В зимнее время лоси находятся в хвойных лесах (в соседнем Сузунском районе), там много корма для них. Ближе к весне они возвращаются в наши края. На лис ведётся охота, так как многие из них болеют болезнью- бешенством.

Среди животных, занесенных в Красную книгу, встречается много птиц и насекомых, вот некоторые из них:

НЕЯСЫТЬ бородатая

Очень крупная дымчато-серая сова. Размах ее крыльев около 1,5 м. Однако вес не велик: взрослые самцы достигают 700-800 г, самки весят чуть больше килограмма. Название она получила за темную окраску перьев под клювом — «бороду». Кладку бородатые неясыти помещают открыто, например, в старом гнезде хищной птицы.

В кладке 3-4, реже 5 белых яиц.

Бабочка махаон

Это очень редкая, крупная бабочка. Имеет яркую, красивую окраску: жёлтую с чёрным. Встречается в лесу. Потомство выводит 2 раза за лето.

ПАВЛИНИЙ ГЛАЗ (ночной)

Это украшающий природу вид, встречается

в наших окрестностях очень редко, ведёт

ночной образ жизни. На каждом крыле бабочка

имеет большое пятно похожее на глаз

- отсюда её название.

Стрекоза шафрановая

Этот вид один из наиболее узнаваемых благодаря необычной для стрекоз яркой шафрановой окраске не только тела, но и крыльев. По этой окраске, сходной с цветком купальницы азиатской (огоньков, или жарков), вид легко определить в полевых условиях в полете даже на расстоянии в несколько метров. При более близком рассмотрении бросается в глаза необычное для настоящих стрекоз полное отсутствие на теле какого-либо темного рисунка или отметин. Размеры для данного рода сравнительно крупные — длина заднего крыла составляет в среднем 28 мм. Вид очень декоративен.

Шмель родственный

Это крупные насекомые, имеющие красивую жёлто- чёрную окраску, часто рыжие волоски образуют отчётливое пятно в центре спинки . Хоботок очень длинный. Образ жизни выяснен недостаточно.

Я провёл анкету среди учащихся 2-4 классов «Животные и растения нашей местности».

(приложение 3)

По результатам опроса ребята хорошо знают животных и растения нашей местности, но многие затрудняются сказать занесены ли они в Красную книгу. По мнению ребят, основная причина снижения численности видов это браконьерство.

Я ещё изучил причины, которые ведут к сокращению числа животных и растений, это:

Пути решения проблемы

I . Нужно знать и соблюдать правила поведения в природе:

  1. Нельзя рвать цветы целыми охапками, можно сфотографировать целую поляну.

  2. Нельзя ловить бабочек, шмелей, стрекоз, лучше любоваться ими вприроде.

  1. Нельзя кричать в лесу, чтобы не пугать птиц.

  2. Нужно знать о редких животных и растениях нашего посёлка и не причинять им вреда.

II. Необходимо проводить беседы с ребятами об охраняемых растениях и животных нашей местности

В результате исследования я выяснил, что на нашей территории прилегающей к п. Майский имеются редкие животные и растения, но нет исчезающих видов. Это радует.

Руку, занесенную над веткой,

Над гнездом, где затаилась птица,

Над былинкой, над живою клеткой,

Удержи, не дай ей опуститься.

И пускай твой голос стерегущий

Слышит каждый, кто проходит мимо:

«Помните – природа всемогуща

И до бесконечности ранима!

Список использованной литературы

  1. Денисова С. А. Кравец Т.Н. Как организовать проектную деятельность младших школьников – Н: НИПКиПРО, 2006.

  2. Дмитриева О.И. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» - М: «Вако», 2007.

  3. Красная книга Новосибирской области/ Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Новосибирской области. - 2-е изд. - Новосибирск: Арта, 2008.

  4. Плешаков А.А. Окружающий мир – М: «Просвещение», 2007.

Приложение 1

Маршрутная карта

МОУ Майская СОШ

Районное общество

охотоведов

Музейная комната школы Краеведческий музей г. Черепаново

Библиотека МОУ Майской СОШ

Приложение 2

Вопросы специалисту Черепановского историко-краеведческого музея М.Н. Картамышевой

  1. Вы долгое время работаете в краеведческом музее. Трудно ли быть старожилом музея?

Ответ: Если любишь свое дело, то не трудно, а приятно.

  1. Музей делится на несколько экспозиций. С материалом, какого раздела вам больше всего нравиться работать?

Ответ: Люблю каждый отдел по своему, это же наша история, которая касается людей, их жизни, судеб.

  1. Откуда у вас появляются экспонаты?

Ответ: Обращаемся к жителям города, района, работаем с архивами.

  1. Есть ли у вас проблемы по их содержанию?

  2. Расскажите о животных, которые водятся в нашей местности (п. Майский) и хотелось бы услышать какие из них занесены в Красную книгу.

Приложение 3

АНКЕТА

  1. Назовите животных, которые водятся в наших лесах?

  2. Подчеркни название животного, если оно занесено в Красную книгу Новосибирской области?

  3. Какая из этих птиц занесена в Красную книгу Новосибирской области и её можно встретить в окрестностях нашего поселка?

а) овсянка;

б) сова;

в) трясогузка.

4. Эти птицы занесены в Красную книгу НСО, какую из них в летнее время можно увидеть в окрестностях нашего поселка?

а) беркут;

б) орел степной;

в) орлан.

5. Назовите растения, которые растут в наших лесах?

6. Подчеркни название растения, если оно занесено в Красную книгу Новосибирской области?

7. Выбери название растения, которое занесено в Красную книгу НСО и оно растет в окрестностях нашего посёлка.

а) медуница лекарственная;

б) лилия-саранка

в) купальница азиатская.

8. Назовите основные причины снижения численности животных и растений, занесенных в Красную книгу.

docbase.org

Исследовательский проект «Редкие и исчезающие растения и животные нашей местности»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Майская средняя общеобразовательная школа

Черепановского района Новосибирской области

Исследовательский проект по окружающему миру

Редкие исчезающие животные и растения нашей местности

(п. Майский)

Выполнил:

Клюнк Сергей, ученик 2 класса,

МОУ Майская СОШ.

Руководитель:

Хорева Вера Владимировна,

учитель начальных классов

высшей квалификационной

категории

2010 г.

Содержание

  1. Введение

а) методы учебно-исследовательской работы

б) цель, проблема, актуальность выбранной темы.

  1. Из истории Красной книги.

  2. Редкие и исчезающие растения нашей местности.

  3. Редкие и исчезающие животные нашей местности.

  4. Пути решения проблемы.

  5. Библиография.

Этапы учебно-исследовательской работы

— моделирующий

— деятельностный

— заключительный

Моделирующий

Деятельностный

Заключительный

Первый раз я узнал о редких и исчезающих животных и растениях занесённых в Красную книгу на уроках окружающего мира. Мне стало интересно, а есть ли в нашей местности растения и животные, занесённые в Красную книгу.

Актуальность. Я решил узнать об этом больше, так как считаю, что эта тема важна, чтобы на страницах Красной книги не появлялись новые виды, которые надо охранять, мы должны изучать эти виды и предупреждать об их исчезновении.

Я поставил цель: изучение редких, исчезающих растений и животных нашей местности (п.Майский).

Для выполнения цели мне нужно решить следующие задачи:

  • Изучить какие виды редкие, какие исчезающие;

  • Выяснить причины уменьшения численности этих видов

  • Узнать, кто в районе занимаются проблемой охраны животных и растений

  • Выявить, что знают по этой теме учащиеся 1-4 классов

  • Пути решения проблемы.

Для проведения исследования была составлена маршрутная карта (приложение 1)

Первая Красная книга возникла в 1948 году. Из Красной книги мы узнаём, какие виды животных и растений в опасности. Она советует, как сохранить эти редкие виды, призывает изучать их и предупреждает об их исчезновении.

В 1966 году Красная книга была издана в необычном виде. Обложка красная это сигнал опасности. Страницы разноцветные: красные, жёлтые, белые, серые и зелёные.

Исчезающие виды Сохраняющиеся виды

Редкие виды Неопределённые

восстанавливающие

Исчезающие виды это быстро сокращающие виды животных или растений, которые невозможно спасти без вмешательства человека.

Редкие – это виды, которые не находятся под угрозой вымирания, но встречаются очень редко.

В нашем школьном музее, библиотеке я узнал о богатом растительном и животном мире нашей местности.

В краеведческом музее города Черепаново выяснил, что некоторые растения и животные нашей местности нуждаются в охране, поэтому они занесены в Красную книгу. (приложение 2)

Редкие растения нашей местности

ВЕНЕРИН БАШМАЧОК

Встречается в лесах. Цветки напоминают башмачки.

Зацветает это растение на 15-17 году жизни, в июне месяце.

Уничтожаются при сборе на букеты.

КУПАЛЬНИЦА АЗИАТСКАЯ

Купальница азиатская растет во влажных местах. Цветки имеют красивую, оранжевую окраску, они зацветают на 18-й год жизни. Высота растения — 40-50 сантиметров. В народе эти цветы называют «огоньки», «жарки».

Редкие животные нашей местности (п. Майский)

В наших лесах встречаются не только редкие растения, но и животные, которые занесены в Красную книгу.

Председатель районного общества охотников Кузьмин Анатолий Иванович рассказал, что в районе ведется большая работа по охране природы и увеличение численности редких животных. Благодаря этому, такие крупные животные как лось, косуля, тетерев, глухарь, лисица восстановили численность и на них разрешена охота, им не угрожает исчезновение.

В зимнее время лоси находятся в хвойных лесах (в соседнем Сузунском районе), там много корма для них. Ближе к весне они возвращаются в наши края. На лис ведётся охота, так как многие из них болеют болезнью- бешенством.

Среди животных, занесенных в Красную книгу, встречается много птиц и насекомых, вот некоторые из них:

НЕЯСЫТЬ бородатая

Очень крупная дымчато-серая сова. Размах ее крыльев около 1,5 м. Однако вес не велик: взрослые самцы достигают 700-800 г, самки весят чуть больше килограмма. Название она получила за темную окраску перьев под клювом — «бороду». Кладку бородатые неясыти помещают открыто, например, в старом гнезде хищной птицы.

В кладке 3-4, реже 5 белых яиц.

Бабочка махаон

Это очень редкая, крупная бабочка. Имеет яркую, красивую окраску: жёлтую с чёрным. Встречается в лесу. Потомство выводит 2 раза за лето.

ПАВЛИНИЙ ГЛАЗ (ночной)

Это украшающий природу вид, встречается

в наших окрестностях очень редко, ведёт

ночной образ жизни. На каждом крыле бабочка

имеет большое пятно похожее на глаз

— отсюда её название.

Стрекоза шафрановая

Этот вид один из наиболее узнаваемых благодаря необычной для стрекоз яркой шафрановой окраске не только тела, но и крыльев. По этой окраске, сходной с цветком купальницы азиатской (огоньков, или жарков), вид легко определить в полевых условиях в полете даже на расстоянии в несколько метров. При более близком рассмотрении бросается в глаза необычное для настоящих стрекоз полное отсутствие на теле какого-либо темного рисунка или отметин. Размеры для данного рода сравнительно крупные — длина заднего крыла составляет в среднем 28 мм. Вид очень декоративен.

Шмель родственный

Это крупные насекомые, имеющие красивую жёлто- чёрную окраску, часто рыжие волоски образуют отчётливое пятно в центре спинки . Хоботок очень длинный. Образ жизни выяснен недостаточно.

Я провёл анкету среди учащихся 2-4 классов «Животные и растения нашей местности».

(приложение 3)

По результатам опроса ребята хорошо знают животных и растения нашей местности, но многие затрудняются сказать занесены ли они в Красную книгу. По мнению ребят, основная причина снижения численности видов это браконьерство.

Я ещё изучил причины, которые ведут к сокращению числа животных и растений, это:

Пути решения проблемы

I . Нужно знать и соблюдать правила поведения в природе:

  1. Нельзя рвать цветы целыми охапками, можно сфотографировать целую поляну.

  2. Нельзя ловить бабочек, шмелей, стрекоз, лучше любоваться ими вприроде.

  1. Нельзя кричать в лесу, чтобы не пугать птиц.

  2. Нужно знать о редких животных и растениях нашего посёлка и не причинять им вреда.

II. Необходимо проводить беседы с ребятами об охраняемых растениях и животных нашей местности

В результате исследования я выяснил, что на нашей территории прилегающей к п. Майский имеются редкие животные и растения, но нет исчезающих видов. Это радует.

Руку, занесенную над веткой,

Над гнездом, где затаилась птица,

Над былинкой, над живою клеткой,

Удержи, не дай ей опуститься.

И пускай твой голос стерегущий

Слышит каждый, кто проходит мимо:

«Помните – природа всемогуща

И до бесконечности ранима!

Список использованной литературы

  1. Денисова С. А. Кравец Т.Н. Как организовать проектную деятельность младших школьников – Н: НИПКиПРО, 2006.

  2. Дмитриева О.И. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» — М: «Вако», 2007.

  3. Красная книга Новосибирской области/ Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Новосибирской области. — 2-е изд. — Новосибирск: Арта, 2008.

  4. Плешаков А.А. Окружающий мир – М: «Просвещение», 2007.

Приложение 1

Маршрутная карта

МОУ Майская СОШ

Районное общество

охотоведов

Музейная комната школы Краеведческий музей г. Черепаново

Библиотека МОУ Майской СОШ

Приложение 2

Вопросы специалисту Черепановского историко-краеведческого музея М.Н. Картамышевой

  1. Вы долгое время работаете в краеведческом музее. Трудно ли быть старожилом музея?

Ответ: Если любишь свое дело, то не трудно, а приятно.

  1. Музей делится на несколько экспозиций. С материалом, какого раздела вам больше всего нравиться работать?

Ответ: Люблю каждый отдел по своему, это же наша история, которая касается людей, их жизни, судеб.

  1. Откуда у вас появляются экспонаты?

Ответ: Обращаемся к жителям города, района, работаем с архивами.

  1. Есть ли у вас проблемы по их содержанию?

  2. Расскажите о животных, которые водятся в нашей местности (п. Майский) и хотелось бы услышать какие из них занесены в Красную книгу.

Приложение 3

АНКЕТА

  1. Назовите животных, которые водятся в наших лесах?

  2. Подчеркни название животного, если оно занесено в Красную книгу Новосибирской области?

  3. Какая из этих птиц занесена в Красную книгу Новосибирской области и её можно встретить в окрестностях нашего поселка?

а) овсянка;

б) сова;

в) трясогузка.

4. Эти птицы занесены в Красную книгу НСО, какую из них в летнее время можно увидеть в окрестностях нашего поселка?

а) беркут;

б) орел степной;

в) орлан.

5. Назовите растения, которые растут в наших лесах?

6. Подчеркни название растения, если оно занесено в Красную книгу Новосибирской области?

7. Выбери название растения, которое занесено в Красную книгу НСО и оно растет в окрестностях нашего посёлка.

а) медуница лекарственная;

б) лилия-саранка

в) купальница азиатская.

8. Назовите основные причины снижения численности животных и растений, занесенных в Красную книгу.

www.alllessons.ru

1.Рациональное использование и охрана животного мира. Редкие и исчезающие растения и животные Сибири.

Рациональное использование и охрана животных Животный мир, являясь составной частью природной среды, выступает как неотъемлемое звено в цепи экологических систем, необходимый компонент в процессе круговорота веществ и энергии природы, активно влияющий на функционирование естественных сообществ, структуру и естественное плодородие почв, формирование растительного покрова, биологические свойства воды и качество окружающей природной среды в целом. Вместе с тем животный мир имеет большое экономическое значение: как источник получения пищевых продуктов, промышленного, технического, лекарственного сырья и других материальных ценностей и поэтому выступает как природный ресурс для зверобойного, китобойного, рыболовного и других видов промысла. Отдельные виды животных имеют большое культурное, научное, эстетическое, воспитательное, лечебное значение. Каждый вид животных является незаменимым носителем генетического фонда. С каждым годом возрастает использование животного мира для рекреационных целей. Прежде главным направлением такого использования служили спортивная охота и рыболовство. Ныне все больше возрастает значение животных в качестве объектов фото охоты, экскурсионных наблюдений. Миллионы людей со всех концов света посещают национальные парки, для того чтобы полюбоваться зверями и птицами в их естественной обстановке.

Значение животных в природе и хозяйственной деятельности человека.

Участвуя в круговороте веществ в биосфере, животные играют важную роль в динамическом равновесии.

Так же для человека животные служат источником питания и сырья: поставщиком кожевенной (змеи, крокодилы, свиньи) и пушено — меховой (белоспинный альбатрос, коала) промышленности. Так же животные имеют и отрицательное значение для человека. Среди них есть возбудители (патоген) и переносчики болезней (крысы), вредитель сельскохозяйственных (клопы) и лесных растений (шелкопряды, огневки, гусеницы).

Но деление животных на "полезных" и "вредных" условно и зависит от и численности, места, времени, от хозяйственной деятельности людей. Например, скворцы весной полезны: они уничтожают большое количество насекомых-вредителей, а, осенью питаясь плодами винограда, приносят виноградникам значительный ущерб. Черный дрозд и полевой жаворонок полезны в Европе, а в Новой Зеландии, куда их привезли, являются вредителями с/х. Поэтому при оценке пользы и вреда необходимо учитывать особенности питания, поведения, численность, роль в распространении природно-очаговых заболеваний в конкретных условиях места и времени.

Прямое и косвенное воздействие человека на животных.

Животных мир нашей планеты насчитывает около 2 млн. видов животных. В результате воздействия человека численность многих видов значительно сократилась, а некоторые из них полностью исчезли. Современный человек существует на Земле около 40 тыс. лет. Скотоводством и земледелием он начал заниматься лишь 10 тыс. лет назад. Поэтому в течение 30 тыс. лет охота была почти исключительным источником пищи и одежды. Совершенствование орудий и способов охоты сопровождалось гибелью ряда видов животных.

Развитие оружия и транспортных средств позволяло человеку проникать в самые отдаленные уголки земного шара. И всюду освоение новых земель сопровождалось беспощадным истреблением животных, гибелью ряда видов. Охотой был полностью уничтожен тарпан – европейская степная лошадь. Жертвами охоты стали туры, очковый баклан, лабрадорская гага, бенгальский удод и многие другие животные. Вследствие нерегулируемой охоты на грани исчезновения оказались десятки видов зверей и птиц.

Численность животных уменьшается не только в результате прямого истребления, а также вследствие ухудшения экологических условий на территориях и ареалов. Антропогенные изменения ландшафтов неблагоприятно сказываются на условиях существования большинства видов животных. Сведение лесов, распашка степей и прерий, осушение болот, регулирование стока, загрязнение вод рек, озер и морей – все это, вместе взятое, мешает нормальной жизни диких животных, приводит к снижению их численности даже при запрете охоты.

Интенсивные заготовки древесины во многих странах привели к изменению лесов. Хвойные леса все шире сменяются мелколиственными. При этом изменяется и состав их фауны. Далеко не все звери и птицы, обитающие в хвойных лесах, могут находить достаточно корма и мест для убежищ во вторичных березовых и осиновых лесах. Например, в них не могут жить белки и куницы, многие виды птиц.

Преобразование и изменение природы многих рек и озер коренным образом изменяет условия существования большинства речных и озерных рыб, приводит к уменьшению их численности. Огромный ущерб рыбным стадам наносит загрязнение водоемов. При этом резко снижается содержание кислорода в воде, что приводит к массовым заморам рыбы.

Огромное влияние на экологическое состояние водоемов оказывают плотины на реках. Они преграждают путь на нерест проходным рыбам, ухудшают состояние нерестилищ, резко уменьшают приток питательных веществ в дельты рек и прибрежные части морей и озер. Для предотвращения негативного влияния плотин на экосистемы аквальных комплексов принимается ряд инженерных и биотехнических мер (строятся рыбопроходы и рыбоподъемники, обеспечивающие движение рыбы на нерест). Наиболее действенный способ воспроизводства рыбного стада заключается в строительстве рыборазводных заводов и рыбопитомников.

Человек своей деятельностью сильно влияет на животный мир, вызывая увеличение численности одних видов, сокращение других и гибель третьих. Это воздействие может быть прямым и косвенным.

Прямое воздействие испытывают промысловые животные, которых добывают ради меха (выхухоль, шиншилла, лисы, норка), мяса (африканский осел), жира (киты, свиньи) и т.д. В результате численность их снижается, отдельные виды исчезают.

Для борьбы с с/х вредителями ряд видов переселяются из одних областей в другие. При этом нередки случаи, когда переселенцы сами становятся вредителями. Например, мангуст, завезенный на Антильские острова для борьбы с грызунами, стал вредить наземно-гнездящимся птицам, распространять бешенство среди животных.

Так же к прямым воздействиям человека на животных относят их гибель от ядохимикатов, и отравления выбросами промышленных предприятий.| Наиболее ярким примером данного воздействия на животных является китобойный промысел (создание гарпунной пушки и плавучих баз по переработке китов) в начале столетия приведший к исчезновению отдельных популяций китов, резкому падению их общей численности.

Косвенное влияние человека на животных проявляется из-за изменения среды обитания при вырубке лесов (черный аист), распашке степей (степной орел, дрофа и стрепет), осушении болот (дальневосточный аист), сооружении плотин (рыба), строительство городов, применении пестицидов (красноногий аист) и т.д.

Под влиянием хозяйственной деятельности возникли антропогенные ландшафты с характерной для них фауной. Только в населенных пунктах в субарктике и умеренной зоне северного полушария встречаются домовой воробей, городская ласточка, галка, домовая мышь.

Распашка степей и прерий, уменьшение островных лесов в лесостепи сопровождаются почти полным исчезновением многих степных зверей и птиц. В степных агроценозах исчезли почти полностью сайгаки, дрофы, стрепеты, серые куропатки, перепела и т.д.

Отрицательное воздействие человека на животных возрастает, а для многих видов становится угрожающим. Ежегодно погибает один вид (или подвид) позвоночных животных; опасность исчезновения грозит более 600 видам птиц (дрофа, горный гусь, мандаринка), 120 видам млекопитающих (амурский тигр). Для таких животных необходимы специальные меры по их сохранению.

Охрана редких и исчезающих видов животных.

Организация охраны животных.

Организация охраны фауны строится по двум основным направлениям – заповедываение и сохранение в процессе использования. Оба направления необходимы и дополняют друг друга.

Интенсивное лесное хозяйство, заготовка древесины при правильной организации обеспечивают сохранение условий для обитания в эксплуатируемых лесах многих видов зверей и птиц. Так постепенные и выборочные рубки леса позволяют не только восстанавливать леса, но также сохранять убежища, гнездовья и кормовые угодья для многих видов животных.

Для обогащения фауны во многих странах в больших размерах проводятся акклиматизация и реакклиматизация диких животных. Под акклиматизацией понимается работа по расселению животных в новые биогеоценозы и их приспособление к новым условиям обитания. Реакклиматизация – это система мер по восстановлению животных, уничтоженных в том или ином регионе. Благодаря акклиматизации удается шире и полнее использовать биоресурсы многих природных комплексов.

Все меры по охране животных бывают достаточно эффективными, если они строятся на основе тщательного учета ландшафтно-экологических условий. При любом виде работ по организации умножения и эксплуатации дикой фауны следует исходить из того, что определенные виды и популяции животных приурочены в своих границах к конкретным природным территориальным и аквальным комплексам или их антропогенным модификациям. Многие животные перемещаются по сезонам года на значительные расстояния, но их миграции всегда приурочены к строго определенным типам ландшафтов. Поэтому охрана животных требует решения задач охраны природных территориальных и аквальных комплексов в целом. Охрана животных – это, прежде всего, охрана их мест обитания.

Основная задача охраны редких и исчезающих видов в том, чтобы путем создания благоприятных условий обитания добиться увеличения их численности, которое устранило бы опасность их исчезновения. Сюда можно включить создание заповедников, заказников, национальных парков, в которых создаются благоприятные для них условия.

Заповедник — участок земли или водного пространства, в пределах которого весь природный комплекс полностью изъят из хозяйственного пользования и находится под охраной государства.

Заказник — территория, на которой при ограничении использовании природных ресурсов временно охраняются отдельные виды животных, растений.

Национальный парк — территория, на которой охраняются ландшафты и уникальные объекты природы. От заповедников отличается допуском посетителей для отдыха (Лосиный остров — Россия).

Редкие и исчезающие видов животных (как и растений) заносятся в Красные книги. Включение вида в Красную книгу — сигнал о грозящем ему опасности, о необходимости принятия мер по его спасению.

Виды, нуждающиеся в государственной охране - это исчезающие или весьма редкие на всей или большей части своего ареала.

Радиола розовая (золотой корень) сем. Толстянковые. Липа Сибирская. Красоднев желтый. Башмачок пятнистый, Купальница азиатская, Ветренница алтайская, Астрагал пушистый.

Воздействие человека на животный мир: перепромысел, загрязнение и трансформация естественных местообитаний, постройка плотин и т. д. и т. п.

Животные Красной книги Красноярского края.

Рыбы: валек, стерлядь, ленок, осетр сибирский.

Земноводные: тритон обыкновенный, озерная лягушка, лягушка сибирская.

Пресмыкающиеся: узорчатый полоз.

Птицы: фламинго обыкновенный, стриж иглохвостый, черный аист, краснозобая казарка, серый гусь, лебедь-крикун, скопа, беркут, филин.

Млекопитающие: снежный барс, морж, северный финвал (сельдяной кит), сибирский горный козел (Краснотуранская, Приенисейская группировки), лесной северный олень (Саянская, Ангарская группировки), красный волк, ночница Иконникова, трубконос сибирский, прудовая ночниц.

studfiles.net


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта