Разнообразие отделов растений лабораторная работа 5 класс ответы. Практические и лабораторные работы по биологии для 5-9 классов (УМК Сонин Н.И.)

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Лабораторные работы по биологии "Основные отделы царства Растений". Разнообразие отделов растений лабораторная работа 5 класс ответы


Лабораторные работы по биологии 5 класс

Просмотр содержимого документа «Лабораторные работы по биологии 5 класс»

Лабораторные работы. 5 класс

Лабораторная работа№1

Тема: Разнообразие отделов растений

Цель: формировать умение различать представителей царств, отделов растений и типов животных.

Оборудование и материалы: гербарные экземпляры представителей различных отделов царства Растения и живые растения.

Ход работы:

  1. Рассмотрите гербарные экземпляры и живые растения.

  2. Изучите рисунок 1.3 учебника.

  3. Найдите и определите среди изучаемых образцов представителей отделов царства Растения. Заполните таблицу.

Представители отделов царства Растения

Отдел

Представители

  1. Зарисуйте по одному представителю каждого отдела и дайте названия рисункам.

  2. Сделайте вывод о том, представители каких отделов имеют наиболее сложное строение.

Оценивание работы:

За выполнение задания: № 3 -5 баллов,

за выполнение задания №4-5 баллов,

за выполнение задания №5-1балл.

Итого 11 баллов.

5,5-7,5баллов - оценка «3»

8-9,5 баллов – оценка «4»

10-11 баллов - оценка «5»

Лабораторная работа№2

Тема: Экологические группы наземных растений по отношению к воде.

Цель: формировать умение устанавливать взаимосвязь между особенностями строения и условиями обитания.

Оборудование и материалы: гербарные экземпляры и живые растения: влаголюбивые, растения, приспособленные к условиям умеренной влажности, сухолюбивые.

Ход работы:

  1. Рассмотрите предложенные вам растения и найдите среди них влаголюбивые. Зарисуйте одно из растений, напишите его название. Объясните, по каким признакам вы определили влаголюбивые растения.

  2. Определите растения, приспособленные к жизни в условиях умеренной влажности. Зарисуйте одно из растений, напишите его название. Объясните, по каким признакам вы определили растения, приспособленные к жизни в условиях умеренной влажности.

  3. Установите, какие из растений являются сухолюбивыми. Зарисуйте одно из растений, напишите его название. Объясните, по каким признакам вы определили сухолюбивые растения.

  4. Сделайте вывод о характерных особенностях влаголюбивых, сухолюбивых растений и растений, приспособленных к условиям умеренной влажности.

Оценивание работы:

За выполнение задания: № 1 - №3 по 2 балла,

за выполнение задания №4-1 балл.

Итого 7 баллов.

3,5-5 баллов - оценка «3»

5,5-6 баллов – оценка «4»

6,5-7 баллов - оценка «5»

Лабораторная работа№3

Тема: Устройство увеличительных приборов.

Цель: начать формировать умение работать с микроскопом.

Обо

multiurok.ru

Лабораторные работы 5-6 класс - биология, прочее

Лабораторная работа № 1

Устройство увеличительных приборов

Цель: изучить устройство лупы и микроскопа и приемы работы с ними.

Оборудование: лупа, микроскоп, плоды томата, арбуза, яблока.

Ход работы

Устройство лупы и рассматривание с её помощью клеточного строения растений

1.Рассмотрите ручную лупу. Какие части она имеет? Каково их назначение?

2. Рассмотрите невооруженным глазом мякоть полуспелого плода томата, арбуза, яблока. Что характерно для их строения?

3. Рассмотрите кусочки мякоти плодов под лупой. Зарисуйте увиденное в тетрадь, рисунки подпишите. Какую форму имеют клетки мякоти плодов?

Устройство микроскопа и приемы работы с ним.

  1. Изучите микроскоп. Найдите тубус, окуляр, винты, объектив, штатив с предметным столиком, зеркало. Выясните, какое значение имеет каждая часть. Определите, во сколько раз микроскоп увеличивает изображение объекта.

  2. Познакомьтесь с правилами пользования микроскопом.

Порядок работы с микроскопом.

  1. Поставьте микроскоп штативом к себе на расстоянии 5 – 10 см от края стола. В отверстии предметного столика направьте зеркалом свет.

  2. Поместите приготовленный препарат на предметный столик и закрепите предметное стекло зажимами.

  3. Пользуясь винтами, плавно опустите тубус так, чтобы нижний край объектива оказался на расстоянии 1 – 2 мм от препарата.

  4. В окуляр смотрите одним глазом, не закрывая и не зажмуривая другой. Глядя в окуляр, при помощи винтов медленно поднимайте тубус, пока не появится четкое изображение предмета.

  5. После работы микроскоп уберите в футляр.

Микроскоп – хрупкий и дорогой прибор. Работать с ним надо аккуратно, строго следуя правилам.

Лабораторная работа № 2

Приготовление и рассматривание препарата кожицы чешуи лука под микроскопом

(строение клеток кожицы лука)

Цель: изучить строение клеток кожицы лука на свежеприготовленном микропрепарате.

Оборудование: микроскоп, вода, пипетка, предметное и покровное стекло, игла, йод, луковица, марля.

Ход работы

  1. Рассмотрите на рис. 18 последовательность приготовления препарата кожицы чешуи лука.

  2. Подготовьте предметное стекло, тщательно протерев его марлей.

  3. Пипеткой нанесите 1 – 2 капли воды на предметное стекло.

  4. При помощи препаровальной иглы осторожно снимите маленький кусочек прозрачной кожицы с внутренней поверхности чешуи лука. Положите кусочек кожицы в каплю воды и расправьте кончиком иглы.

  5. Накройте кожицу покровным стеклом, как показано на рисунке.

  6. Рассмотрите приготовленный препарат при малом увеличении. Отметьте, какие части вы видите.

  7. Окрасьте препарат раствором йода. Ля этого нанесите на предметное стекло каплю раствора йода. Фильтровальной бумагой с другой стороны оттяните лишний раствор.

  8. Рассмотрите окрашенный препарат. Какие изменения произошли?

  9. Рассмотрите препарат при большом увеличении. Найдите тёмную полосу, окружающую клетку – оболочку, под ней золотистое вещество – цитоплазму (она может занимать всю клетку или находиться около стенок). В цитоплазме хорошо видно ядро. Найдите вакуоль с клеточным соком (она отличается от цитоплазмы по цвету).

  10. Зарисуйте 2 – 3 клетки кожицы лука. Обозначьте оболочку, цитоплазму, ядро, вакуоль с клеточным соком.

Лабораторная работа № 3

Приготовление микропрепаратов и рассматривание пластид под микроскопом в клетках листа элодеи, плодов томата, шиповника.

Цель: приготовить микропрепарат и рассмотреть пластиды в клетках листа элодеи, томата и шиповника под микроскопом.

Оборудование: микроскоп, лист элодеи, плоды томата и шиповника

Ход работы

  1. Приготовьте препарат клеток листа элодеи. Для этого отделите лист от стебля, положите его в каплю воды на предметное стекло и накройте покровным стеклом.

  2. Рассмотрите препарат под микроскопом. Найдите в клетках хлоропласты.

  3. Зарисуйте строение клетки листа элодеи.

  4. Приготовьте препараты клеток плодов томата, рябины, шиповника. Для этого в каплю воды на предметном стекле иглой перенесите частицу мякоти. Кончиком иглы разделите мякоть на клетки и накройте покровным стеклом. Сравните клетки мякоти плодов с клетками кожицы чешуи лука. Отметьте окраску пластид.

  5. Зарисуйте увиденное. В чём сходство и различие клеток кожицы лука и плодов?

Лабораторная работа № 2

Приготовление и рассматривание препарата кожицы чешуи лука под микроскопом

(строение клеток кожицы лука)

Цель: изучить строение клеток кожицы лука на свежеприготовленном микропрепарате.

Оборудование: микроскоп, вода, пипетка, предметное и покровное стекло, игла, йод, луковица, марля.

Ход работы

  1. Рассмотрите на рис. 18 последовательность приготовления препарата кожицы чешуи лука.

  2. Подготовьте предметное стекло, тщательно протерев его марлей.

  3. Пипеткой нанесите 1 – 2 капли воды на предметное стекло.

  4. При помощи препаровальной иглы осторожно снимите маленький кусочек прозрачной кожицы с внутренней поверхности чешуи лука. Положите кусочек кожицы в каплю воды и расправьте кончиком иглы.

  5. Накройте кожицу покровным стеклом, как показано на рисунке.

  6. Рассмотрите приготовленный препарат при малом увеличении. Отметьте, какие части вы видите.

  7. Окрасьте препарат раствором йода. Для этого нанесите на предметное стекло каплю раствора йода. Фильтровальной бумагой с другой стороны оттяните лишний раствор.

  8. Рассмотрите окрашенный препарат. Какие изменения произошли?

  9. Рассмотрите препарат при большом увеличении. Найдите тёмную полосу, окружающую клетку – оболочку, под ней золотистое вещество – цитоплазму (она может занимать всю клетку или находиться около стенок). В цитоплазме хорошо видно ядро. Найдите вакуоль с клеточным соком (она отличается от цитоплазмы по цвету).

  10. Зарисуйте 2 – 3 клетки кожицы лука. Обозначьте оболочку, цитоплазму, ядро, вакуоль с клеточным соком.

Лабораторная работа № 4

Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи

Цель: приготовить микропрепарат листа элодеи и рассмотреть под микроскопом движение цитоплазмы в нём.

Оборудование: свежесрезанный лист элодеи, микроскоп, препаровальная игла, вода, предметное и покровное стекла.

Ход работы

  1. Используя знания и умения, полученные на предыдущих уроках, приготовьте микропрепараты.

  2. Рассмотрите их под микроскопом, отметьте движение цитоплазмы.

  3. Зарисуйте клетки, стрелками покажите направление движения цитоплазмы.

  4. Сформулируйте вывод.

Лабораторная работа № 5

Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей

Цель: рассмотреть под микроскопом готовые микропрепараты различных растительных тканей.

Оборудование: микропрепараты различных растительных тканей, микроскоп.

Ход работы

  1. Настройте микроскоп.

  2. Под микроскопом рассмотрите готовые микропрепараты различных растительных тканей.

  3. Отметьте особенности строения их клеток.

  4. Прочтите П. 10.

  5. По результатам изучения микропрепаратов и текста параграф заполните таблицу.

Название ткани

Выполняемая функция

Особенности строения клеток

Лабораторная работа № 6.

Особенности строения мукор и дрожжей

Цель: вырастить плесневый гриб мукор и дрожжи, изучить их строение.

Оборудование: хлеб, тарелка, микроскоп, тёплая вода, пипетка, предметное стекло, покровное стеклышко, влажный песок.

Условия проведения опыта: тепло, влажность.

Ход работы

Плесневый гриб мукор

  1. Вырастите на хлебе белую плесень. Для этого на слой влажного песка, насыпанного в тарелку, положите кусок хлеба, накройте его другой тарелкой и поставьте в тёплое место. Через несколько дней на хлебе появится пушок , состоящий из мелких нитей мукора. Рассмотрите в лупу плесень в начале её развития и позднее, при образовании чёрных головок со спорами.

  2. Приготовьте микропрепарат плесневого гриба мукора.

  3. Рассмотрите микропрепарат при малом и большом увеличении. Найдите грибницу, спорангии и споры.

  4. Зарисуйте строение гриба мукора и подпишите названия его основных частей.

Строение дрожжей

  1. Разведите в тёплой воде небольшой кусочек дрожжей. Наберите в пипетку и нанесите 1 – 2 капли воды с клетками дрожжей на предметное стекло.

  2. Накройте покровным стёклышком и рассмотрите препарат с помощью микроскопа при малом и большом увеличении. Сравните увиденное с рис. 50. Найдите отдельные клетки дрожжей, на их поверхности рассмотрите выросты – почки.

  3. Зарисуйте клетку дрожжей и подпишите названия её основных частей.

  4. На основе проведенных исследований сформулируйте выводы.

Сформулируйте вывод об особенностях строения гриба мукор и дрожжей.

Лабораторная работа № 7

Строение зеленых водорослей

Цель: изучить строение зеленых водорослей

Оборудование: микроскоп, предметное стекло, одноклеточная водоросль (хламидомонада, хлорелла), вода.

Ход работы

  1. Поместите на предметное стекло микроскопа каплю «цветущей» воды, накройте покровным стеклом.

  2. Рассмотрите при малом увеличении одноклеточные водоросли. Найдите хламидомонаду (тело грушевидной формы с заостренным передним концом) или хлореллу (тело шаровидной формы).

  3. Оттяните часть воды из – под покровного стекла полоской фильтровальной бумаги и рассмотрите клетку водоросли при большом увеличении.

  4. Найдите в клетке водоросли оболочку, цитоплазму, ядро, хроматофор. Обратите внимание на форму и окраску хроматофора.

  5. Зарисуйте клетку и попишите названия её частей. Правильность выполнения рисунка проверьте по рисункам учебника.

  6. Сформулируйте вывод.

Лабораторная работа № 8.

Строение мха, папоротника, хвоща.

Цель: изучить строение мха, папоротника, хвоща.

Оборудование: гербарные экземпляры мха, папоротника, хвоща, микроскоп, лупа.

Ход работы

СТРОЕНИЕ МХА.

  1. Рассмотрите растение мха. Определите особенности его внешнего строения, найдите стебель и листья.

  2. Определите форму, расположение. Размер и окраску листьев. Рассмотрите лист под микроскопом и зарисуйте его.

  3. Определите, ветвистый или неветвистый стебель у растения.

  4. Рассмотрите верхушки стебля, найдите мужские и женские растения.

  5. Рассмотрите коробочку со спорами. Каково значение спор в жизни мхов?

  6. Сравните строение мха со строением водоросли. В чём сходство и различие?

  7. Запишите свои ответы на вопросы.

СТРОЕНИЕ СПОРОНОСЯЩЕГО ХВОЩА

  1. С помощью лупы рассмотрите летний и весенний побеги хвоща полевого из гербария.

  2. Найдите спороносный колосок. Каково значение спор в жизни хвоща?

  3. Зарисуйте побеги хвоща.

СТРОЕНИЕ СПОРОНОСЯЩЕГО ПАПОРОТНИКА

  1. Изучите внешнее строение папоротника. Рассмотрите форму и окраску корневища: форму, размеры и окраску вай.

  2. Рассмотрите бурые бугорки на нижней стороне вай в лупу. Как их называют? Что в них развивается? Каково значение спор в жизни папоротника?

  3. Сравните папоротника с мхами. Найдите признаки сходства и различия.

  4. Обоснуйте принадлежность папоротника к высшим споровым растениям.

? Каковы черты сходства мха, папоротника, хвоща

Лабораторная работа № 9.

Строение хвои и шишек хвойных

Цель: изучить строение хвои и шишек хвойных.

Оборудование: хвоинки ели, пихты, лиственницы, шишки данных голосеменных растений.

Ход работы

  1. Рассмотрите форму хвои, расположение её на стебле. Измерьте длину и обратите внимание на окраску.

  2. Пользуясь представленным ниже описанием признаков хвойных деревьев, определите, какому дереву принадлежит рассматриваемая вами ветка.

Хвоинки длинные (до 5 – 7 см), острые, выпуклые с одной стороны и округлые с другой, сидят по две вместе…… Сосна обыкновенная

Хвоинки короткие, жёсткие, острые, четырёхгранные, сидят одиночно, покрывают всю ветку…………………….Ель

Хвоинки плоские, мягкие, тупые, имеют две белые полоски с оной стороны………………………………Пихта

Хвоинки светло – зеленые, мягкие, сидят пучками, как кисточки, опадают на зиму………………………………..Лиственница

  1. Рассмотрите форму, размеры, окраску шишек. Заполните таблицу.

Название растения

Хвоя

Шишка

длина

окраска

расположение

размер

форма чешуек

плотность

  1. Отделите одну чешуйку. Ознакомьтесь с расположением и внешним строением семян. Почему изученное растение называют голосеменным?

Лабораторная работа № 10.

Строение цветковых растений

Цель: изучить строение цветковых растений

Оборудование: цветковые растения (гербарные экземпляры), лупа ручная, карандаши, препаровальная игла.

ход работы

  1. Рассмотрите цветковое растение.

  2. Найдите у него корень и побег, определите их размеры и зарисуйте их форму.

  3. Определите, где находятся цветки и плоды.

  4. Рассмотрите цветок, отметьте его окраску и размеры.

  5. Рассмотрите плоды, определите их количество.

  6. Рассмотрите цветок.

  7. Найдите цветоножку, цветоложе, околоцветники, пестики и тычинки.

  8. Расчлените цветок, подсчитайте число чашелистиков, лепестков и тычинок.

  9. Рассмотрите строение тычинки. Найдите пыльник и тычиночную нить.

  10. Рассмотрите под лупой пыльник и тычиночную нить. В нем множество пыльцевых зерен.

  11. Рассмотрите строение пестика, найдите его части.

  12. Разрежьте завязь поперек, рассмотрите под лупой. Найдите семязачаток (семяпочку).

  13. Что формируется из семязачатка? Почему тычинки и пестик являются главными частями цветка?

  14. Зарисуйте части цветка и подпишите их названия?

Вопросы для формирования вывода.- какие растения называют цветковыми?

- из каких органов состоит цветковое растение?

- из чего состоит цветок?

kopilkaurokov.ru

ГДЗ по биологии для 5 класса Пономарева И.Н., Николаев И.В., Корнилова О.А.

издательство: Вентана-граф

авторы: Пономарева И.Н., Николаев И.В., Корнилова О.А.

Начавший изучать биологию пятиклассник может не сразу усвоить новый материал, и тогда возникнут трудности с подготовкой домашнего или лабораторного задания, в результате чего страдает общая успеваемость. Благодаря онлайн ГДЗ родители имеют возможность помочь ребенку с подготовкой уроков, изучить пропущенные темы, повторить и закрепить полученные знания.

ГДЗ по биологии для 5 класса авторов Пономаревой И.Н., Николаева И.В., Корниловой О.А. включает в себя ответы на вопросы, содержащиеся после каждого параграфа, готовые лабораторные работы и решение итоговых заданий. Ответы написаны доступным для школьников языком, имеют четкую структуру и подробное изложение. Лабораторные работы сопровождены иллюстрациями и рисунками, благодаря чему решебник становится не просто средством для списывания, но и эффективным для запоминания источником информации.

  • Гдз рабочая тетрадь по Биологии за 5 класс можно найти тут

Лабораторные работы

Итоговые задания

Подпишись на нашу группу

×

resheba.me

Лабораторные работы по биологии в 5 классе

Лабораторная работа № 6.

Особенности строения мукора и дрожжей

Цель: вырастить плесневый гриб мукор и дрожжи, изучить их строение.

Оборудование: хлеб, тарелка, микроскоп, тёплая вода, пипетка, предметное стекло, покровное стеклышко, влажный песок.

Условия проведения опыта: тепло, влажность.

Ход работы

Плесневый гриб мукор

  1. Вырастите на хлебе белую плесень. Для этого на слой влажного песка, насыпанного в тарелку, положите кусок хлеба, накройте его другой тарелкой и поставьте в тёплое место. Через несколько дней на хлебе появится пушок , состоящий из мелких нитей мукора. Рассмотрите в лупу плесень в начале её развития и позднее, при образовании чёрных головок со спорами.

  2. Приготовьте микропрепарат плесневого гриба мукора.

  3. Рассмотрите микропрепарат при малом и большом увеличении. Найдите грибницу, спорангии и споры.

  4. Зарисуйте строение гриба мукора и подпишите названия его основных частей.

Строение дрожжей

  1. Разведите в тёплой воде небольшой кусочек дрожжей. Наберите в пипетку и нанесите 1 – 2 капли воды с клетками дрожжей на предметное стекло.

  2. Накройте покровным стёклышком и рассмотрите препарат с помощью микроскопа при малом и большом увеличении. Сравните увиденное с рис. 50. Найдите отдельные клетки дрожжей, на их поверхности рассмотрите выросты – почки.

  3. Зарисуйте клетку дрожжей и подпишите названия её основных частей.

  4. На основе проведенных исследований сформулируйте выводы.

Сформулируйте вывод об особенностях строения гриба мукор и дрожжей.

Лабораторная работа № 7

Строение зеленых водорослей

Цель: изучить строение зеленых водорослей

Оборудование: микроскоп, предметное стекло, одноклеточная водоросль (хламидомонада, хлорелла), вода.

Ход работы

  1. Поместите на предметное стекло микроскопа каплю «цветущей» воды, накройте покровным стеклом.

  2. Рассмотрите при малом увеличении одноклеточные водоросли. Найдите хламидомонаду (тело грушевидной формы с заостренным передним концом) или хлореллу (тело шаровидной формы).

  3. Оттяните часть воды из – под покровного стекла полоской фильтровальной бумаги и рассмотрите клетку водоросли при большом увеличении.

  4. Найдите в клетке водоросли оболочку, цитоплазму, ядро, хроматофор. Обратите внимание на форму и окраску хроматофора.

  5. Зарисуйте клетку и попишите названия её частей. Правильность выполнения рисунка проверьте по рисункам учебника.

  6. Сформулируйте вывод.

Лабораторная работа № 8.

Строение мха, папоротника, хвоща.

Цель: изучить строение мха, папоротника, хвоща.

Оборудование: гербарные экземпляры мха, папоротника, хвоща, микроскоп, лупа.

Ход работы

СТРОЕНИЕ МХА.

  1. Рассмотрите растение мха. Определите особенности его внешнего строения, найдите стебель и листья.

  2. Определите форму, расположение. Размер и окраску листьев. Рассмотрите лист под микроскопом и зарисуйте его.

  3. Определите, ветвистый или неветвистый стебель у растения.

  4. Рассмотрите верхушки стебля, найдите мужские и женские растения.

  5. Рассмотрите коробочку со спорами. Каково значение спор в жизни мхов?

  6. Сравните строение мха со строением водоросли. В чём сходство и различие?

  7. Запишите свои ответы на вопросы.

СТРОЕНИЕ СПОРОНОСЯЩЕГО ХВОЩА

  1. С помощью лупы рассмотрите летний и весенний побеги хвоща полевого из гербария.

  2. Найдите спороносный колосок. Каково значение спор в жизни хвоща?

  3. Зарисуйте побеги хвоща.

СТРОЕНИЕ СПОРОНОСЯЩЕГО ПАПОРОТНИКА

  1. Изучите внешнее строение папоротника. Рассмотрите форму и окраску корневища: форму, размеры и окраску вай.

  2. Рассмотрите бурые бугорки на нижней стороне вай в лупу. Как их называют? Что в них развивается? Каково значение спор в жизни папоротника?

  3. Сравните папоротника с мхами. Найдите признаки сходства и различия.

  4. Обоснуйте принадлежность папоротника к высшим споровым растениям.

Ответьте на вопрос: Каковы черты сходства мха, папоротника, хвоща?

Лабораторная работа № 9.

Строение хвои и шишек хвойных

Цель: изучить строение хвои и шишек хвойных.

Оборудование: хвоинки ели, пихты, лиственницы, шишки данных голосеменных растений.

Ход работы

  1. Рассмотрите форму хвои, расположение её на стебле. Измерьте длину и обратите внимание на окраску.

  2. Пользуясь представленным ниже описанием признаков хвойных деревьев, определите, какому дереву принадлежит рассматриваемая вами ветка.

Хвоинки длинные (до 5 – 7 см), острые, выпуклые с одной стороны и округлые с другой, сидят по две вместе…… Сосна обыкновенная

Хвоинки короткие, жёсткие, острые, четырёхгранные, сидят одиночно, покрывают всю ветку…………………….Ель

Хвоинки плоские, мягкие, тупые, имеют две белые полоски с оной стороны………………………………Пихта

Хвоинки светло – зеленые, мягкие, сидят пучками, как кисточки, опадают на зиму………………………………..Лиственница

  1. Рассмотрите форму, размеры, окраску шишек. Заполните таблицу.

  1. Отделите одну чешуйку. Ознакомьтесь с расположением и внешним строением семян. Почему изученное растение называют голосеменным?

Лабораторная работа № 10.

Строение цветковых растений

Цель: изучить строение цветковых растений

Оборудование: цветковые растения (гербарные экземпляры), лупа ручная, карандаши, препаровальная игла.

ход работы
  1. Рассмотрите цветковое растение.

  2. Найдите у него корень и побег, определите их размеры и зарисуйте их форму.

  3. Определите, где находятся цветки и плоды.

  4. Рассмотрите цветок, отметьте его окраску и размеры.

  5. Рассмотрите плоды, определите их количество.

  6. Рассмотрите цветок.

  7. Найдите цветоножку, цветоложе, околоцветники, пестики и тычинки.

  8. Расчлените цветок, подсчитайте число чашелистиков, лепестков и тычинок.

  9. Рассмотрите строение тычинки. Найдите пыльник и тычиночную нить.

  10. Рассмотрите под лупой пыльник и тычиночную нить. В нем множество пыльцевых зерен.

  11. Рассмотрите строение пестика, найдите его части.

  12. Разрежьте завязь поперек, рассмотрите под лупой. Найдите семязачаток (семяпочку).

  13. Что формируется из семязачатка? Почему тычинки и пестик являются главными частями цветка?

  14. Зарисуйте части цветка и подпишите их названия?

Вопросы для формирования вывода.- какие растения называют цветковыми?

- из каких органов состоит цветковое растение?

- из чего состоит цветок?

infourok.ru

Лабораторные работы по биологии "Основные отделы царства Растений"

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 1

по теме: «Знакомство с водорослями».

Цель: познакомиться с особенностями строения водорослей,

научиться устанавливать взаимосвязь между строением и функцией

Оборудование: 1) вода из аквариума с одноклеточными зелеными водорослями;

2) предметное и покровное стекла, пипетка;

3) микроскоп;

4) микропрепарат «Спирогира»;

5) гербарные листы с бурыми и красными водорослями.

Ход работы:

1. Приготовьте микропрепарат из зацветшей аквариумной воды, рассмотрите его под микроскопом, найдите хламидомонаду.

2. Рассмотрите под микроскопом спирогиру.

3. Рассмотрите на гербарных листах бурые и красные водоросли.

Оформление результатов:

зарисуйте увиденные вами водоросли в тетрадь, подпишите их части.

Сделайте вывод, перечислив все части клеток водорослей и указав их значение.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 2

по теме: «Строение мхов».

Цель: познакомиться с внешним и внутренним строением зеленых и белых

мхов, научиться их сравнивать

Оборудование: 1) гербарные листы с растениями кукушкин лен и сфагнум;

2) лупа и микроскоп;

3) микропрепарат "Спорангий кукушкиного льна".

Ход работы:

1. Изучите особенности строения кукушкиного льна на гербарном листе и под микроскопом.

2. Рассмотрите сфагнум.

Оформление результатов:

зарисуйте оба мха в тетрадь и подпишите их части

Сделайте вывод, сравнив строение кукушкиного льна и сфагнума.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 3

по теме: «Строение папоротникообразных».

Цель: познакомиться со строением папоротника, хвоща и плауна,

научиться выявлять их особенности

Оборудование: 1) гербарные листы с папоротниками, хвощами и плаунами;

2) лупа и микроскоп;

3) микропрепарат "Сорус папоротника".

Ход работы:

1. Рассмотрите папоротник на гербарном листе и под микроскопом, отметьте особенности его листьев, стебля, корневища и корней.

2. Рассмотрите гербарные листы с хвощом и плауном, отметьте особенности их листьев, стеблей, колосков со спорами.

Оформление работы: сделайте рисунки в тетради.

Сделайте вывод об особенностях строения папоротникообразных по сравнению с мхами.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 4

по теме: «Споры папоротника».

Цель работы: ознакомить учащихся с внешним строением листа спорового растения папоротника и его спорами.

Оборудование:

  1. цифровые микроскопы;

  2. лист папоротника;

  3. препаровальная игла;

  4. инструктивная карточка.

Инструктивная карточка.

Ход работы.

1.Включить компьютер и запустить программу работы с цифровым микроскопом.2.Рассмотреть лист папоротника, найти на нижней поверхности листа коричневые выросты.3.Поместить лист под микроскоп при увеличении 10*, используя верхнее освещение.4.Сделайте фотографию.5.Переведите микроскоп на увеличение 60*. 6.Рассмотрите спорангий папоротника и сделайте его фотографию.

Обработка результатов исследования.

1. Перейдите в коллекцию рисунков.2. Поместите на один рисунок лист папоротника при увеличении 10* и сорус при увеличении 60*.3. Сделайте подписи:

4.Сохраните рисунок в своей папке под названием "Лист папоротника"

Пример оформления практической работы:

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 5

по теме: «Сравнительная характеристика шишек сосны и ели».

Цель: изучить внешний вид побегов и шишек сосны и ели

научиться их сравнивать

Оборудование: 1) гербарные листы с побегами сосны и ели;

2) шишки этих растений;

3) лупа.

Ход работы:

1. Рассмотрите внешний вид побегов сосны и ели, определите, как располагается хвоя у этих деревьев, сравните ее размеры и окраску.

2. Рассмотрите шишки и сравните их.

Оформление результатов:

сделайте рисунки побегов и шишек, заполните таблицу:

Растения

Хвоя Шишки

длина

окраска

расположение

на ветке

продолжитель-

ность жизни

размеры

плотность

сосна

ель

Сделайте вывод об особенностях внешнего строения голосеменных растений по сравнению с папоротникообразными.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 6

по теме: «Определение растений из разных семейств».

Цель: научиться пользоваться определительной карточкой,

закрепить умение выявлять у растений особенности их строения

и доказывать принадлежность растений к определённому классу

Оборудование: 1) определительные карточки;

2) гербарные листы с растениями из разных семейств;

3) лупа.

Ход работы:

После подробного пояснения учителем, пользуясь определительной карточкой, назовите растение на предложенном вам гербарном листе.

Оформление результатов:

сделайте в тетради краткие записи этапов определения растения и напишите название этого растения.

Сделайте вывод, указав к какому классу относится это растение. Докажите принадлежность данного растения к этому классу.

multiurok.ru

Практические и лабораторные работы по биологии для 5-9 классов (УМК Сонин Н.И.)

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 1

по теме: «Знакомство с оборудованием для научных исследований»

Цель работы: Познакомиться с оборудованием и техникой безопасности при работе.

Оборудование: плакат по технике безопасности, лабораторное оборудование, лабораторная посуда

Инструктивная карточка:

1) Зарисовать выданное вам оборудование и подписать.

2) Допишите недостающие слова:

При работе со штативом следует чётко уяснить, какой винт нужно ……… при передвижении зажима или кольца по стержню штатива.

При работе со спиртовкой следует строго выполнять следующее правило: зажигать фитиль можно только …….. или ……….., гасить пламя - с помощью ……….

Пробирку в зажиме штатива следует закрепить так, чтобы она ……….., но и при нагревании ……….

При нагревании веществ в пробирке следует держать её отверстием в ………. от ….. и от ……., чтобы не травмировать людей.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 2

по теме: «Наблюдение суточного движения Солнца и звезд»

ЦЕЛЬ: 1. научиться одному из методов изучения природы - наблюдению.

2. учиться умения анализировать и делать выводы.

ОБОРУДОВАНИЕ: рабочая тетрадь, авторучка, линейка, карандаш, ластик, бинокль.

Инструктивная карточка:

1. Вести наблюдение за Солнцем и звездами в течение четырех дней.

2. Занести данные наблюдений в таблицу.

3. Проанализировать данные таблица и сделать вывод.

Дата

Состояние

Время восхода Солнца

Время захода Солнца

Состояние

Время появления

небосвода

небосвода

первых звезд

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 3

по теме: «Работа с подвижной картой звездного неба»

Цель: научиться работать с картой звездного неба. Найти на карте созвездия Малой и Большой Медведицы и определить стороны горизонта.

Оборудование: подвижная карта звездного неба

Инструктивная карточка:

1) Найдите на карте звездного неба ковш Большой Медведицы. Напишите сколько звёзд образуют ковш.

2) Найдите полярную звезду, указывающую на север. Для этого проведите линию, как показано на рисунке определив по полярной звезде направление на север, найдите другие стороны горизонта и подпишите.

3) Сравнив с картой звезд, нарисуйте Малую Медведицу так, как она располагается относительно ковшу Большой Медведицы.

4) Найдите на карте звёздного неба созвездия Кассиопея, Цефея и Рыбы. Зарисуйте их и напишите, сколько звёзд образуют эти созвездия.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 4

по теме: «Описание и сравнение признаков 2-3 веществ»

ЦЕЛЬ: Научиться описывать и сравнивать свойства веществ.

ОБОРУДОВАНИЕ: железо, сера, 2 стакана с водой, стеклянная палочка, магнит.

Инструктивная карточка:

1. Рассмотрите вещества, заполните таблицу:

Признаки

Название вещества № 1

Название вещества № 2

Что общего и чем отличаются предложенные вещества

1. В каком агрегатном состоянии - газообразном, жидком или твердом находится предложенное вещество.

2. Какого цвета вещество?

3. Имеет ли оно блеск?

4. Имеет ли вещество запах?

5. Растворяется ли вещество в воде?

6. Притягивается вещество магнитом или нет?

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 5

по теме: «Наблюдение признаков химических реакций. Исследование 1-2 физических явлений»

Цель: Познакомиться с химическими реакциями и физическими явлениями.

Оборудование: свеча, предметное стекло, горячая и холодная вода, сахар, бумага, ручка

Инструктивная карточка:

Начертите таблицу и данные наблюдений запишите.

Что делали?

Что наблюдали?

Вывод.

Какое явление

1) С учителем. Зажгите свечу и в зону пламени внести предметное стекло. Что наблюдали?

Вывод: В состав свечи входит углерод, который при сгорании образует сажу.

2) Налейте в один стакан горячей воды в другой холодной. Насыпьте по 1 ложке сахара (или соли) и размешайте. Что наблюдали?

Вывод: От чего зависит время растворения сахара?

3) Бросьте листок бумаги и ручку на пол с одинаковой высоты. Что вы наблюдали?

Вывод: От чего зависит скорость падения?

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 6

по теме: «Работа с физической картой мира и контурной картой (подписать материки, крупные острова, архипелаги)»

Задание №1 .Найдите на физической карте полушарий материки, нанесите их на контурную карту, подпишите названия.

Задание № 2. Найдите на физической карте полушарий крупные острова и архипелаги, нанесите их на контурную карту, подпишите названия.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 7

по теме: «Измерение температуры воздуха, направления, скорости ветра»

Цель: Научиться вести наблюдения за погодой.

Оборудование: термометр, тетрадь, ручка, флюгер.

Инструктивная карточка:

Ежедневно в течении недели понаблюдайте за погодой, измеряйте температуру воздуха. Результаты измерений и наблюдений внесите в таблицу.

Дата

Температура

Облачность

Осадки

Ветер

Температуру воздуха измеряйте в одно и тоже время.

В графе «Облачность» отмечайте:

В графе «Осадки» отмечайте:

Ветер обозначайте стрелкой в графе «Ветер». Если ветра нет, стрелку не ставьте.

По результатам наблюдения сравните погоду в разные дни недели.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 8

по теме: «Оценка влияния погодных условий на самочувствие людей»

Цель: выяснить, как влияет погода и погодные явления на самочувствие, и здоровье людей.

Оборудование: атласы географических карт для 5 класса.

Инструктивная карточка:

Задания

Ответы

1.

Почему люди, приехавшие работать и жить на север из средней полосы России, вынуждены иногда вернуться обратно?

2.

С какой целью метеослужба предупреждает население: «Осторожно, гололёд!»?

3.

Чем опасны сильные ветра?

4.

Как вы понимаете выражение: «У природы нет плохой погоды, есть неправильно выбранная одежда».?

5.

Что бы вы посоветовали метеозависимому человеку?

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 9

по теме: «Работа с контурной картой (подписать моря, омывающие Россию, крупнейшие реки)»

Задание №1 .Найдите на физической карте полушарий океаны и моря, которые омывают материк Евразия, нанесите их на контурную карту, подпишите названия.

Задание № 2. Найдите на физической карте России крупнейшие реки, нанесите их на контурную карту, подпишите названия.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 10

по теме: «Исследование влияния температуры, света и влажности на прорастание семян»

Цель: Определить, какие условия благоприятны для прорастания семян.

Оборудование: чашки Петри, семена, тряпочки

1) Возьмите три ёмкости и приготовьте семена растений (огурцов, фасоли, или пшеницы).

2) В первую ёмкость положите семена, прикрытые влажной тряпочкой, и поставьте в тёплое светлое место.

Во вторую ёмкость положите семена, прикрытые влажной тряпочкой, и поставьте в холодное светлое место.

В третью емкость положите семена, прикрытые влажной тряпочкой, и поставьте в теплое темное место.

В третью емкость положите семена, прикрытые влажной тряпочкой, и поставьте в теплое темное место.

В четвертую ёмкость положите сухие семена и поставьте в тёплое место.

3) Наблюдайте за прорастанием семян и свои наблюдения запишите:

Варианты опыта

Условия опыта

Результаты опыта

1 вариант

Семена смочены водой

Находятся в тёплом светлом месте

2 вариант

Семена смочены водой

Находятся в холодном светлом месте

3 вариант

Семена смочены водой

Находятся в тёплом темном месте

4 вариант

Семена сухие

Находятся в теплом светлом месте

Время проведения опыта: с _________ до _____________

Количество и название семян: ____________________________________

Вывод: Какие условия наиболее благоприятные для прорастания семян

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 11

по теме: «Примеры приспособленности организмов к среде обитания»

Цель: Выяснить, как приспособились живые организмы к жизни в той или иной среде обитания.

Инструктивная карточка:

1) Рассмотрите растение – одуванчик. Зарисуйте его. Напишите, как одуванчик приспособился к наземно-воздушной среде.

2) Рассмотрите в учебнике внешнее строение рыбы. Зарисуйте её.

Напишите, какие приспособления имеет рыба для жизни в воде?

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 12

по теме: «Определение растений и животных с использованием разных источников информации»

Цель: научиться узнавать (определять) наиболее распространённые растения и животных Нижегородской области.

Оборудование: чучела птиц, гербарий, иллюстрации растений и животных, муляжи грибов.

№ п/п

Задания

Ответы

1.

Перед вами муляжи грибов. Запишите названия грибов в два столбца: - съедобные

- ядовитые.

2.

Игра «Кто лишний?» (На доске прикреплены красочные картинки жуков, у каждого жука свой номер).

- под каким номером изображён жук, который является вредителем с/х культур;

- как называется этот жук?

- какой культуре он приносит вред?

3.

Рассмотрите растения в гербариях. Определите, к каким группам они относятся?

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 13

по теме: «Знакомство с экологическими проблемами местности и доступными путями их решения»

Цель: выяснить основные экологические проблемы Нижегородской области и доступные пути их решения на данном этапе.

Оборудование: рабочая тетрадь, авторучка, карандаш, линейка.

Задание: Заполни таблицу.

№ п/п

Экологическая проблема

Пути решения

1.

Тепловое загрязнение.

2.

Вырубка лесов.

3.

Загрязнение вод.

4.

Охота.

5.

Парниковый эффект (потепление климата)

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 14

по теме: «Измерение массы и роста тела»

ЦЕЛЬ: освоить на практике пользование ростомером и медицинскими весами для измерения своего роста и своего веса.

ОБОРУДОВАНИЕ: Ростомер, медицинские весы (работа проводится на базе школьного

медицинского кабинета)

Задание:

  1. Внимательно рассмотри шкалу деления медицинских весов.

  2. Определите цену деления.

Цена деления = ____________г.

  1. Установи большую гирю на значение 20 кг. Перемещая «бегунок» - малую гирю вправо добивайся равновесия.

Если равновесие нет, то сдвинь

большую гирю вправо - в сторону больших, значений.

  1. Продолжай такие же действия, пока

не получишь равновесие.

Запиши полученный результат:

1. Большая гиря показывает __________кг

2. Малая показывает _________г

Значит мой вес _______кг ____г

5. Встань спиной к ростомеру.

Плотно прижми пятки к линейке,

распрями плечи.

Опусти планку до касания головы.

Зафиксируй результат в тетрадь.

Мой рост

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 15

по теме: «Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи»

ЦЕЛЬ: отработать навыки оказания первой медицинской помощи.

ОБОРУДОВАНИЕ: карточки «Виды ран», «Типы повязок», бинт, зеленка, йод, перекись водорода.

1. Определите тип ранения по виду раны.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

2. Укажите, с какой целью используют данные повязки:

Укрепляющие

Давящие

Фиксирующие

3. Выберите необходимый перевязочный материал для наложения круговой повязки, если:

вид раны - колотая область

ранения - кисть

4. Наложите повязку на область предплечья.

multiurok.ru

ГДЗ по биологии для 5 класса В.В. Пасечник

автор: В.В. Пасечник.

Для учеников 5 класса ведущий специалист в области биологии и экологии В.В. Пасечник подготовил решебник с полным комплексом ответов к школьному учебнику по биологии. Его ГДЗ раскрывают учебно-методический комплекс, подготовленный для учеников общеобразовательных учреждений.

С помощью готовых ответов пятиклассники смогут:

1. самостоятельно разобраться с домашним заданием и ответить на все вопросы в конце параграфа;

2. качественно подготовиться к классной работе, а также к любой форме контроля знаний по предмету;

3. правильно решить все упражнения и грамотно расписать полученные ответы в лабораторной работе.

Пособие с ГДЗ по биологии 5 класс Пасечник включает решения ко всем упражнениям из двадцати четырех параграфов школьного учебника 5 класса. Вначале школьники познакомятся с основными понятиями по предмету, а далее разберутся с методами исследования в биологии. Из курса пятого класса ученики узнают о царстве живых организмов, о среде их обитания и о тех экологических факторах, которые на них влияют.

Шестой параграф принесет знания об увеличительных приборах, после чего пятиклассникам предстоит разобраться с двумя лабораторными работами по теме. После изучения строения клетки, ученики напишут третью и четвертую лабораторные работы. А тема про химический состав и жизнедеятельность клетки войдет в следующую работу.

Познакомятся школьники и с такими понятиями, как ткань, бактерии, грибы и дрожжи. О разнообразии, распространении и значении растений поведает 17 параграф. И в заключение базового курса, ученики познакомятся с водорослями, лишайниками, мхами, а также с папоротниками, голосеменными и покрытосеменными. За весь учебный год пятиклассникам предстоит разобрать и решить тринадцать тематических лабораторных работ.

gdzputina.ru


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта