Размножение и развитие растений 3 класс плешаков. Методическая разработка урока. Размножение и развитие растений. 3 класс, Окружающий мир, А. А. Плешаков

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Конспект урока по окружающему миру (А.А.Плешаков). Тема: Размножение и развитие растений. (3 класс). Размножение и развитие растений 3 класс плешаков


Урок № 17. «Размножение и развитие растений»

Кинопособие уроков « Окружающий мир» 3класс 

Цель

— формирование целостной картины мира и осознание ме­ста в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

Проблема:

как размножаются и развиваются растения?

Задачи:

расширить знания о жизни растений, дать представление о размножении и развитии растений из семени.

Предметные результаты

Научатся

-характеризовать условия, необходимые для размножения растений;

-выявлять роль животных в размножении и развитии растений;

-характеризовать стадии развития растений из семени;

-работать с терминологическим словариком.

Универсально учебные действия (УУД)

Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную.

Познавательные:

овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений.

Коммуникативные: участвовать в диалоге при выполнении заданий;

оценивать действия одноклассников

Личностные результаты

Ценностное отношение к природному миру.

Основные понятия и определения

Опыление растений. Плод. Семя .Вегетативное размножение

Подготовка к усвоению нового материала

    Узнаем, что такое опыление, как распростра­няются плоды и семена, как из семян разви­ваются растения. Будем учиться выдвигать ги­потезы и доказывать их, моделировать процесс развития растения.

    Вспомни, что ты знаешь о взаимосвязи цве­тов и бабочек. Какие условия нужны для про­растания семян? Как, по твоим наблюдениям, развивается растение из семени?

    Изучение нового материала

       Размножение и развитие растений

       ОПЫЛЕНИЕ

      Однажды учёные поставили опыт: на груше­вом дереве перед цветением выбрали две ветки с одинаковым числом бутонов. Одну из них накрыли марлей, чтобы к цветкам не могли проникнуть пчёлы, а другую оставили открытой.

      На той ветке, где на цветки прилетали пчё­лы, образовалось 33 груши. А на ветке под мар­лей — ни одной! Выскажи предположение, почему это произошло. Проверь себя по тексту учебника.

      На цветках растений пчёлы, шмели, бабочки кормятся сладким цветочным соком — нектаром. При этом они выполняют работу, без которой не могут образоваться плоды и семена. Эта ра­бота — опыление цветков.

      Что такое опыление?

      В цветках, кроме нектара, есть пыльца — мель­чайшие жёлтые зёрнышки. Когда пчела садится на цветок, пыльца остаётся на её мохнатом тельце. Перелетая на другой цветок того же ви­да растений, пчела невольно переносит на него и пыльцу — опыляет этот цветок. Из опылённого цветка начинает развиваться плод с семенами. А если опыления не произойдёт, плодов и се­мян у растения не будет. Пчёлы, шмели, бабоч­ки — это насекомые-опылители. Они помогают растениям размножаться.

      Осмысление и понимание полученных знаний

        ПЛОДЫ ПУТЕШЕСТВУЮТ

        Практическая работа. Рассмотрите плоды (клёна, липы, репейника и др.). Подумайте, как они распространяются. В чём видна их приспособленность к этому? Проверьте себя по тексту учебника.

         

        Череда Репейник Одуванчик

        Плоды клёна, липы, берёзы имеют особые кры­лышки, а плоды одуванчика — лёгкие парашютики. Эти плоды приспособлены к тому, чтобы путе­шествовать с помощью ветра. У плодиков ре­пейника есть маленькие крючочки, а у плодиков череды — острые зубчики. Крючочками и зубчи­ками плодики цепляются за шерсть зверей, за одежду человека и «едут» на них, пока не упадут.

        Попробуй объяснить, почему плоды должны путешествовать. Проверь себя на «Страничках для самопроверки».

         КАК РАЗВИВАЕТСЯ РАСТЕНИЕ ИЗ СЕМЕНИ

        Для прорастания семени нужны тепло, вода, воздух. Обычно семена получают всё это, когда попадают в почву.

        Как же развивается растение из семени?

        Покажи на модели процесс развития расте­ния из семени. Проверь себя по тексту и ри­сунку учебника

        Сначала появляется корешок, а потом стебе­лёк с листочками. Проросток растёт и со време­нем превращается во взрослое растение. На нём появляются цветки, а после опыления на месте цветков — плоды с семенами.

         

        Обсудим!

        1.Семя — это живое или неживое тело?

        2.Семена растений обычно хранят в пакети­ках.

        3.Почему семена при этом не прорастают?

        4.Весной в цветущие сады часто выносят ульи с пчёлами. Для чего это делают?

        Самостоятельное применение знаний

          Проверь себя

          1.Как происходит опыление у растений?

          2. Что образуется на месте цветков после опыле­ния?

          3. Как распространяются плоды растений?

          4.Какие условия нужны для прорастания семян?

          5.Как развивается растение из семени?

          Вывод

          Большинство растений размножается семенами. Плоды с семенами образуются на месте цветков после опыления. Они распространяются с помощью ветра, животных, человека. Из семян в благоприятных условиях развиваются новые растения.

           Задания для домашней работы

          1.Запиши в словарик: опыление.

          2.Понаблюдай, как распространяются зимой плоды клёна, липы, берёзы и других растений.

          3.Приготовь рассказ о том, как животные по­могают растениям размножаться (опыляют цвет­ки, распространяют плоды).

          Опыление растений насекомым

           

           

           

           

           

           

          Опыление растений ветром

           

           

           

           

           

          Опыление растений птицами

           

           

           

           

           

          Опыление и оплодотворение цветковых растений. 

           

           

          Оплодотворение цветковых растений

           

          Распространение плодов и семян

           

           

          Источники информации:

          А. А. Плешаков учебник, рабочая тетрадь Окружающий мир 3 класс Москва

          «Просвещение» 2014

          Сайт YouTube: https://www.youtube.com /

          Хостинг презентаций окружающий мир

          - http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html

          xn--j1ahfl.xn--p1ai

          Размножение и развитие растений Рабочая тетрадь Окружающий мир Плешаков 3 класс Часть 1

          Главная › 3 класс › Окружающий мир › Рабочая тетрадь Окружающий мир Плешаков 3 класс Часть 1

          1. Муравей Вопросик пригласил на урок помощниц - трудолюбивых пчёл. Составь слово из букв, которые принесли пчёлы. Запиши его в клеточках. И ты узнаешь, с чего начинается развитие растения!

          2. Составь толковый словарик по теме «Опыление». Для этого укажи стрелками пояснения к словам. В случае затруднений используй текст учебника.

          3. Практическая работа «Изучаем способы распространения плодов».

          Цель работы: установить связь между строением плодов и способами их распространения.Оборудование: плоды разных растений, выданные учителем; лупа.

          Ход работы: по заданиям учебника. По ходу работы заполняйте таблицу.

          Впишите в таблицу названия растений. Нарисуйте их плоды. Закрасьте кружки соответственно способу распространения: синий - ветром; красный - животными и человеком.

          Оценка выполненной работы (достигнута ли цель): да, цель достигнута.Презентация: сообщите классу о результатах вашей работы, выслушайте и оцените другие сообщения.

          Солнце, растения и мы с вамиОхрана растений

          dourokov.ru

          Методическая разработка урока. Размножение и развитие растений. 3 класс, Окружающий мир, А. А. Плешаков

          Методическая разработка урока

          Автор разработки: Аксенова Светлана Александровна

          Предмет: окружающий мир, 3 класс

          Тема урока: Размножение и развитие растений

          Тип урока: урок «открытия» нового знания

          Оборудование: учебник А. Плешакова (часть 1), рабочая тетрадь, интерактивная доска, компьютеры; презентация, электронные приложения; атлас – определитель «От земли до неба».

          Цель: сформировать представление о размножении и развитии растений из семени .

          Задачи:

          - обучающие: создать условия для актуализации учащимися знаний по теме размножение и развитие растений; способствовать формированию общеучебных умений.

          - развивающие: организовать деятельность учащихся, направленную на развитие познавательных способностей учащихся: умений сравнивать, анализировать, делать выводы; стимулировать желание высказывать своё суждение по результатам проделанной работы; пробуждать учебно-познавательный интерес к предмету; способствовать развитию речи учащихся.

          - воспитательные: создать условия для проявления интереса к открытию новых знаний, чувства любви к живой природе и бережного отношения к ней, возникновения ситуаций, способствующих развитию умения общаться.

          Планируемые результаты:

          Предметные:

          • характеризовать условия, необходимые для размножения растений и их распространения;

          • знать, как распространяются семена деревьев, роль человека и животных в размножении растений

          Метопредметные:

          • понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить;

          • оценивать достижения на уроке;

          • читать схему (характеризовать этапы развития растения из семян)

          • выполнять работу в парах, высказывать предложения, делать выводы

          Личностные:

          Ход урока

          1. Мотивация к учебной деятельности.( 1 мин.)

          Давайте улыбнёмся друг другу, я рада видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесёт нам всем радость общения друг с другом. Начнём урок окружающего мира.

          2. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.( 3-4 мин.)

          - Давайте окунемся в прошлое и вспомним, о чём мы с вами говорили на прошлом уроке? (мы говорили, как растения дышат и питаются)

          - Расскажите о дыхании растений?

          - Заполните схему и расскажите о питании растений? (Дети с помощью маркера заполняют схемы на слайде) Слайд 1

          - Почему растения не могут жить без солнечного света?

          - Почему животные и люди не могут жить на Земле без растений?

          Нас с вами окружает удивительный мир растений. Это деревья, кустарники, травы. Они разнообразны и прекрасны. Мы узнали, как растения дышат и питаются. Какие ещё процессы происходят с растениями? (Растения размножаются, развиваются, умирают)

          3. Самоопределение к деятельности (3-4 мин.)

          - Как изменяются растения с приходом весны? (На растениях появляются цветы)

          - Что образуется на месте цветка? (На месте цветка образуется плод с семенами)

          - Для чего растению семя?

          - Исходя из всего сказанного, подумайте, о чем будем говорить на уроке?

          - Сформулируйте тему нашего урока.

          - Чтобы изучить нашу тему, давайте поставим перед собой задачи урока, что мы хотим узнать сегодня на уроке?

          4. Открытие новых знаний (10 мин.)

          - Вы уже сказали, что весной и летом на растениях появляются цветы.

          - Обращали ли вы внимание на то, что возле цветов всегда много насекомых?

          - Что они там делают?

          Чем больше нектара у растения, тем больше насекомых будет к нему прилетать.

          Однажды ученые поставили такой опыт: на груше выбрали две ветки с одинаковым числом бутонов. Одну из них накрыли марлей, чтобы к цветкам не могли проникнуть пчелы, а другую оставили открытой. И что же получилось? (Ответ детей) На той ветке, где на цветки прилетали пчелы, образовалось 33 груши, а на ветке под марлей – ни одной!

          - Почему это произошло?

          Насекомые не просто кормятся на цветках, они еще и выполняют работу, без которой не могут образовываться плоды и семена.

          - Составь слово. Что оно обозначает

          Как называется такая работа насекомых. Составьте и запишите слово на доске?(Опыление) Слайд 2

          - Что такое опыление? (Ответ детей)

          А поможет разобраться с этим вопросом учебник. Откройте учебники на с. 78, найдите последний абзац. Прочитайте.

          - Так что же такое опыление? (Перенос пыльцы с одного цветка на цветок такого же вида)

          - Кто выполняет работу по опылению? (Насекомые – опылители: пчелы, бабочки, шмели)

          - Что произойдет, если цветок не будет опылен? (Не образуются плоды с семенами).

          5. Первичное закрепление (5 мин.)

          Сколько сегодня употребили разных научных слов, что бы их хорошо запомнить, давайте составим толковый словарик по теме «Опыление». Откройте рабочие тетради на стр. 45, найдите задание 2 (1) Возьмите карандаши. В левом столбике даны слова, а в правом пояснения к ним, но они перепутаны. Укажите стрелками пояснения к словам. В случае затруднения используйте текст учебника.

          - Прочитайте первое слово в левом столбике? (Нектар).

          - Какое определение подойдет к этому слову. Соедините стрелкой.

          Продолжите работу самостоятельно.

          Взаимопроверка

          - Поменяйтесь тетрадями. Проверим, правильно ли вы выполнили задание.

          - Кто выполнил задание без ошибок, поднимите руки. Молодцы.

          - Кто допустил ошибки. Ничего страшного, невнимательно поработали с текстом. Какие ошибки допустили, исправьте их.

          Физкультминутка (1мин.)

          Руки подняли и покачали -

          Это деревья в лесу.

          Руки согнули, кисти встряхнули –

          Ветер сбивает росу.

          В стороны руки, плавно помашем –

          Это к нам птицы летят.

          Как они тихо садятся, покажем –

          Крылья сложили назад.

          6. Продолжение работы по новой теме (10 мин.)

          А) Плоды путешествуют.

          - А теперь давайте подумаем, как же распространяются семена?

          Плоды растений – настоящие путешественники. Если приглядеться к ним, то можно догадаться, как они путешествуют. Почти всегда плоды и семена дают жизнь новому растению не там, где они созрели. Отправляются семена – путешественники искать новые, необжитые места. У каждого семени свой «транспорт». А какой, мы с вами сейчас узнаем.

          Сейчас мы будем работать в парах.

          Откройте компьютеры. Рассмотрите картинки.

          - Какое растение вы видите? Как вы думаете, каким способом распространяют свои семена одуванчики? (При помощи парашютов ). А что им помогает улететь на далекие расстояния?

          - Какие еще растения распространяются таким же способом? Назовите их.

          - А теперь посмотрите на плоды березы, щелкните следующий слайд. Клена, липы. Как они распространяются? (При помощи крылышек, а помогает им ветер)

          Щелкайте следующий слайд. Какие растения перед вами?

          - Рассмотрите семена репейника, череды. Как они распространяются? (Цепляются за шерсть животных и одежду человека)

          Сделайте вывод. Какие существуют основные способы, с помощью которых распространяются семена.( Их могут разносить ветер, животные(или человек).

          На одном растении плодов бывает очень много. Если бы все они упали возле растения, на котором образовались, то молодые ростки просто погибли бы – им не хватило бы места, света, питания. Вот растения и расселяются с помощью ветра, животных и человека.

          Но это не все способы распространения семян, есть еще другие. Если вас это заинтересовала. Вы можете узнать о них самостоятельно и рассказать о них на следующем уроке всем ребятам. Где вы можете найти такую информацию? (Интернет, энциклопедии и т.д.)

          Физкультминутка для глаз (1 мин.)

          Б) Как развиваются растения

          - Семена попутешествовали и куда же они попадут? (Ответ детей)

          - А какие условия нужны семенам, что бы из них выросло новое растение?

          Чтобы из семени выросло новое растение, оно должно попасть в место, где тепло, есть влага и воздух, т.е когда попадает в почву.

          - Как же развивается растение из семени?

          Сначала появляется корешок, а потом- стебелек с листочками. Проросток растет и со временем превращается во взрослое растение. На нем появляются цветки, а после опыления на месте цветков - плоды с семенами.

          7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (3-5мин.)

          - Расположите картинки в порядке развития растения из семени.

          (1 человек работает у доски, все остальные моделируют схему на своем рабочем месте.) Слайд 3

          - Проверьте себя правильно ли вы выполнили задание.

          - Оцените свою работу.

          8. Включение нового знания в систему знаний и повторение ( 1-2 мин.)

          Еще раз кратко обозначим то, что сегодня узнали на уроке.

          - Как размножаются большинство растений?

          - Расскажите о процессе оплодотворения?

          - Как распространяются семена?

          9. Рефлексия (2-3 мин.)

          Ну что же я хочу вам напомнить, что в начале урока мы с вами поставили перед собой задачи. Как вы думаете, удалось ли нам их достичь?

          Предлагаю, поставить самим себе отметку и сказать, что же у вас лучше всего получилось в работе на уроке, а чего не получилось на уроке

          Домашнее задание индивидуальное

          подготовить сообщения на темы «Хохлатка», используя дополнительные источники.

          «Сон – трава», используя дополнительные источники.

          «Волчье лыко», используя дополнительные источники.

          «Купальница», используя дополнительные источники.

          «Кувшинка», используя дополнительные источники.

          Оценивание работы детей и выставления отметок.

          Домашнее задание :

          1. Учебник стр.78- 80 прочитать

          2. Подготовить сообщение о растении на тему «Хохлатка»

          Домашнее задание:

          1. Учебник стр.78- 80 прочитать

          2. Подготовить сообщение о растении на тему «Сон - трава»

          Домашнее задание:

          1. Учебник стр.78- 80 прочитать

          2. Подготовить сообщение о растении на тему «Волчье лыко»

          Домашнее задание:

          1. Учебник стр.78- 80 прочитать

          2. Подготовить сообщение о растении на тему «Купальница»

          multiurok.ru

          Как растения размножаются - Окружающий мир 3 класс

          Растения заселили всю планету. Как же это им удалось? Прежде всего природа наделила их разнообразми способами размножения: они могут размножаться семенами, усами, клубнями, луковицами, отростками .... Эта небольшая презентация познакомит вас с некоторыми из этих способов.

          Многие растения размножаются семенами. Для того чтобы из семян выросли новые растения, надо чтобы они попали в плодородную почву. Семена некоторых растений разносятся ветром и потоками воды. Птицы склёвывают плоды растений, а непереваренные в их желудках семена вместе с помётом попадают в почву и прорастают.

          Ветер разносит семена перекати- поля – растения, которое похоже на шар: его стебли и веточки сильно ветвятся и изгибаются внутрь. Как только семена созревают, сухое и лёгкое растение обламывается почти у самой земли и даже слабый ветер гонит его вперёд. Семена постепенно выпадают из плодов перекати- поля и рассеиваются по белу света.

          В природе много растений, которые размножаются не семенами, а частями стеблей, корневыми отростками, клубнями, луковицами. Длинные тонкие стебельки-усики земляники зарываются в почву и, прорастая, дают новые побеги.

          Мелкими клубнями и разрезанными на части крупными клубнями высаживают картофель. Луковицами размножаются нарциссы, тюльпаны, лук, чеснок. Встречаются растения, которые для посева своих семян избрали необычные способы. Небольшие пятисантиметровые огурцы не зря называют бешенными. Если тронуть один из них, он, как ракета, срывается с плодоножки и летит, разбрасывая семена и издавая пугающий шипящий звук.

          © Филиппова Светлана Анатольевна Филиппова Светлана Анатольевна Понравилось? Сохраните и поделитесь:

          Неограниченная бесплатная загрука материала Как растения размножаются доступна всем пользователям. Разработка находится в разделе Окружающий мир 3 класс и представляет собой урок нов. материал.

          Скачать материал 2.1Mb Загрузка началась... Понравился сайт? Получайте ссылкина лучшие материалы еженедельно! Подарок каждому подписчику!

          easyen.ru

          Размножение и развитие растений. (3 класс).

          Конспект урока по окружающему миру (А.А.Плешаков)

          Елистратова В.С.

          Тема: Размножение и развитие растений. (3 класс)

          Цель урока: дать представление о размножении и развитии растений.

          Задачи урока:

          Личностные:

          1. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

          2. Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

          Метапредметные:

          1. Использование знаково-символических средств представления

          информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов,

          схем решения учебных и практических задач.

          2. Активное использование речевых средств и средств ИКТ для решения

          коммуникативных и познавательных задач.

          3.Формирование уважительного отношения к России, родному краю.

          Предметные:

          1. Развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

          2. Расширение знаний детей о жизни растений.

          3.. Развитие наблюдательности детей.

          Оборудование:

          -компьютер, проектор;

          -электронная презентация «Размножение растений»

          - учебники и тетради;

          -«Сигналы» психологического комфорта на уроке.

          Ход урока:

          1.Адаптационный этап.

          Тест «Моё настроение».

          - Прежде, чем начать работу, мне бы хотелось, чтобы вы определили своё настроение. (дети показывают круг-сигнал настроения: жёлтый – радостно, синий – спокойно, серый – тревожно, чёрный – очень плохо).

          - Настроение замечательное, настрой рабочий.

          - Орешек знанья твёрд, но мы не привыкли отступать, нам расколоть его поможет стремление всё знать.

          - Отгадайте загадку.

          Дышит, растет,

          А ходить не может. {Растение.)

          - О чём мы будем сегодня говорить?

          - Сегодня на уроке будем продолжать изучение растений: вы узнаете, как размножаются растения. Тема нашего урока: «Размножение и развитие растений». Но сначала давайте повторим то, что вы уже знаете о растениях.

          2. Проверка домашнего задания

          Тест по теме «Разнообразие и жизнь растений»

          1. Как называется наука о растениях?

          а) ботаника;

          б)зоология;

          в) астрономия.

          2. Что растения получают из почвы?

          а) перегной, песок, глину;

          б) остатки растений и животных;

          в) воздух, воду, соли.

          3. Какие условия требуются растению, чтобы образовать сахар крахмал?

          а) наличие воды и углекислого газа;

          б) наличие почвы и воздуха;

          в) наличие света, воды и углекислого газа.

          4. Какое важное вещество образуется в листе вместе с питательными веществами?

          а) азот;

          б) углекислый газ;

          в) кислород.

          5. Что несёт солнечный свет для растений?

          а) тепло

          б) энергию

          в) красоту

          6. Подчеркните названия хвойных растений одной чертой, цветковых - двумя чертами: яблоня, ель, смородина, сосна, одуванчик, можжевельник.

          3. Основной этап.

          1. Беседа.

          — Расскажите, какие признаки жизни растений вы знаете? (Дышат, питаются, растут и развиваются, умирают.)

          — Сегодня мы повторили, как дышат и питаются растения. И теперь продолжим знакомиться с жизнью растений.

          — Как размножаются растения: хвойные и цветковые? (Семе­нами.)

          — А водоросли, мхи, папоротники? (Спорами.)

          Мы с вами будем изучать как размножаются цветковые растения.

          — Над цветами растений всегда летают пчелы, шмели, бабоч­ки. Почему? (Они кормятся сладким цветочным соком — нек­таром и при этом опыляют растения.) (слайд 3)

          — Что такое опыление? (Опыление — это перенос пыльцы с ты­чинок цветка на рыльце пестика, где происходит оплодотво­рение.)

          - В цветках, кроме нектара, есть пыльца — мельчайшие жел­тые зернышки. Когда пчела садится на цветок, пыльца остается на ее мохнатом тельце. Перелетая на другой цветок того же вида растений, пчела невольно переносит на него и пыльцу — опыляет этот цветок. Из опыленного цветка начинает развиваться плод с семенами. А если опыления не произойдет, то плодов и семян у растений не будет. Пчелы, шмели, бабочки - это насекомые-опылители. Они помогают размножаться растениям. (слайд 4,5)

          Однажды ученые поставили такой опыт: на грушевом дереве перед цветением выбрали две ветки с одинаковым числом бу­тонов. Одну из них накрыли марлей, чтобы к цветкам не могли проникнуть пчелы, а другую оставили открытой. И что же получи­лось? На той ветке, где на цветки прилетали пчелы, образовалось 33 груши. А на ветке под марлей — ни одной. Значит, насекомые не просто кормятся на цветках, они еще и выполняют работу, без которой не могут образовываться плоды и семена. Эта работа — опыление цветов. (слайд 6)

          В жарких странах некоторые цветы опыляют крошечные птич­ки колибри. Чтобы добраться до нектара, они запускают свои клю­вики в глубь цветка. (слайд 7)

          После опыления у растений появляются плоды (семена). (слайд 8,9)

          Плоды созреют и упадут на землю, а потом прорастут в земле. (слайд 10)

          2. Работа по учебнику (с. 80).

          — Что такое опыление?

          — Кто выполняет эту работу? Назовите насекомых опылителей.

          — Что произойдет, если цветок не будет опылен?

          4. Физкультминутка

          На лужайке, на ромашке

          Жук летал в цветной рубашке.

          Жу-жу-жу, жу-жу-жу,

          Я с ромашками дружу.

          Тихо по ветру качаюсь,

          Низко-низко наклоняюсь.

          5. Работа по теме урока (продолжение)

          — А теперь давайте подумаем, как же распространяются семена?

          Плоды растений — настоящие путешественники. Если пригля­деться к ним, то можно догадаться, как они путешествуют.

          Рассмотрите плоды клена, липы, березы, одуванчика. У этих плодов есть крылышки, парашютики. (слайд 11)

          — Как вы думаете, как путешествуют эти плоды? (Их разносит ветром.) У одуванчика семя прикреплено к своеобразному «парашюту», у клена есть «крылышки». (слайд12)

          — А теперь посмотрите на плоды репейника, череды. Как они распространяются? {Уэтих плодов есть крючочки, зубчики и др. Ими они цепляются за одежду человека, шерсть зверей и путешествуют, пока не упадут.) (слайд13. 14)

          Многие плоды распространяют животные. Например, белка запасая орехи, может их потерять. Птицы, собирающие семена на деревьях роняют их. (слайд 15)

          А у некоторых растений семена распространяются самораз­брасыванием, например у бешеного огурца и недотроги. (слайд 16)

          В теплых странах растет странное растение, плоды которого напо­минают красивый зеленый огурец. Это — бешеный огурец. Стоит до него дотронуться, как в тот же миг — пиф-паф — он выстреливает в вас липкой жидкостью. А в ней-то и плавают семена! Как ни очищайся от этой слизи, две-три капли ее все же останутся на рукаве или на платье. А потом слизь высохнет и семечко свалится на землю, и на будущий год на этом месте вырастет новый сердитый огурец.

          И у нас, в средней полосе России, тоже есть растения, которые вы­делывают подобные же фокусы и таким образом расселяются по Земле. Например, недотрога. Попробуйте коснуться ее стручка. Увидите, как он выстрелит в вас липкими семенами.

          Люди любят ходить в лес за грибами, за ягодами или просто на прогулку. Собирая цветы, шишки и другие дары леса, люди, сами того не замечая, разносят семена растений. (слайд 17)

          — Как вы думаете, почему плодам необходимо путешествовать? (На одном растении плодов бывает очень много. Если бы все они упали возле растения, на котором образовались, то молодые ростки просто погибли бы — им не хватило бы места, света, пи­тания. Вот растения и расселяются с помощью ветра, животных и человека.)

          6. Творческий этап.

          - Большая часть растений вырастает из упавших на землю се­мян. Для прорастания семян нужны тепло, вода и воздух. Весной почва сырая и теплая, от этого каждое семя набухает

          и начинает расти. Сначала появляется корень, затем росток. Этот процесс называется проращиванием. Прорастая, семя раскрывается и выпускает корень. Зеленый побег устремляется сквозь почву к свету. Молодые листочки помогают растению вырабатывать

          свою собственную пищу. Вырастает взрослое растение. (слайд 18)

          — Прочитайте статью на с. 82 учебника.

          — Ответьте на вопросы раздела «Подумай!».

          Гимнастика для глаз.

          Выполнение заданий в рабочей тетради.(С. 34, задание 1.)

          — Назовите слова в левом столбике. Выберите из правого стол­бика пояснение к каждому слову.

          — Первое слово —нектар. Какое пояснение подойдет к этому слову? {Нектар — сладкий цветочный сок.)

          — Соедините стрелкой слово «нектар» и пояснение.

          — Второе слово — пыльца. Подберите к нему пояснение. (Пыльца — мелкие желтые крупинки в цветках.)

          — Соедините стрелкой слово «пыльца» и пояснение.

          — Остальное выполните самостоятельно.

          Ответ: опыление — перенос пыльцы с одного цветка на другой; насекомые-опылители — насекомые, которые опыляют цветы. (Проверка.) (С. 35, задание 2.)

          — Рассмотрите рисунки. Подпишите названия насекомых-опылителей. Если это задание вызовет затруднение, вос­пользуйтесь текстом учебника на с. 80.

          — Назовите насекомых-опылителей. (Пчела, шмель, бабочка.)

          (С. 36, задание 4.)

          — Используя текст учебника на с. 82, напишите, что необхо­димо для прорастания семян. (Для прорастания семян нужны тепло, вода и воздух.)

          (Проверка.)

          (С. 36, задание 5.)

          — Весной многие родители выращивают рассаду. Вы, навер­ное, наблюдали за этим процессом. Нарисуйте, как разви­вается растение из семени.

          — Что появляется сначала? (Корешок.)

          — А потом? (Стебелек с листочками.) (С. 36, задание 6.)

          — Рассмотрите рисунок. Каждая пчелка принесла букву. Со­ставьте из этих букв слово и узнаете, какую работу выпол­няют пчелки. (Опыление.)

          — А как можно назвать этих пчелок? (Насекомые-опылители.)

          — Какое значение для растения имеет процесс опыления?

          7. Работа в парах.

          Задание 7 (рабочая тетрадь, с. 36).

          8. Закрепление изученного.

          - Какую роль играют плоды и семена в жизни растений?

          - Догадайтесь, какое значение имеет яркая окраска плодов вишни, рябины, черёмухи. (чтобы привлекать птиц)

          - Как птицы, звери и люди распространяют семена?

          9. Рефлексия.

          - Что нового узнали на уроке?

          - Когда было интересно?

          - Определите своё настроение в конце урока?

          - Оцените нашу работу.

          Домашнее задание

          1. Прочитать статью «Размножение и развитие растений» (учебник, с. 80-82).

          2. Ответить на вопросы раздела «Проверь себя» (учебник, с. 83).

          3. Выполнить задания 1—3 (учебник, с. 83).

          multiurok.ru

          Тема: "Размножение и развитие растений" - Окружающий мир - Виртуальный урок. 3 класс - Каталог статей

          Тебе, конечно, не раз приходилось видеть на цветках растений пчёл, шмелей, бабочек. Здесь они кормятся сладким цветочным соком - нектаром.

          Насекомые не просто кормятся на цветках, они ещё и выполняют работу, без которой не могут образовываться плоды и семена. Эта работа - опыление цветков. Что такое опыление? Давай разберёмся.

          Опыление 

          - Как происходит опыление растений?

          В цветках, кроме нектара, есть пыльца - мельчайшие жёлтые зёрнышки. Когда пчела садится на цветок, пыльца остаётся на её мохнатом тельце. Перелетая на другой цветок того же вида растений, пчела невольно переносит на него пыльцу - опыляет этот цветок.

          - Что образуется на месте цветков после опыления?

          Из опылённого цветка начинает развиваться плод с семенами. А если опыление не произойдёт, плодов и семян у растения не будет. Пчёлы, шмели, бабочки - это насекомые-опылители. Они помогают растениям размножаться.

          Как путешествуют плоды?

          - А как распространяются плоды растений?

           

          Нетрудно понять, почему плоды должны путешествовать. Ведь на каждом растении их обычно созревает множество. Если бы все они упали возле растения, на котором образовались, то новые взрослые растения не смогли бы здесь вырасти - им просто бы не хватило места. Вот растения и расселяются с помощью ветра, животных человека.

          Как развивается растение из семени?

          Для прорастания семени нужны тепло, вода, воздух. Обычно семена получают всё это, когда попадают в почву.

          Как же развивается растение из семени?

          «Развитие растения из семени» - «Школфильм» 1978г. (00:04:30 цветной) Фрагмент демонстрирует развитие растения на примере семени гороха.

          Подумай!1. Семя - это живое или неживое тело? Объясни.2. Семена растений обычно хранят в пакетиках. Почему семена при этом не прорастают?3. Весной в цветущие сады часто выносят ульи с пчёлами. Для чего это делают?

          Проверь себя1. Как происходит опыление у растений?2. Что образуется на месте цветков после опыления?3. Как распространяются плоды растений?4. Какие условия нужны для прорастания семян?5. Как развивается растение из семени?

          ВыводБольшинство растений размножается семенами. Плоды с семенами образуются на месте цветков после опыления. Они распространяются с помощью ветра, животных, челорвека. Из семян в благоприятных условиях развиваются новые растения.

          До встречи на следующем уроке! 

          musafirova.ucoz.ru

          Конспект урока на тему «Размножение и развитие растений»

          Конспект урока по окружающему миру (А.А.Плешаков)

          учителя начальных классов

          МБОУ СОШ №3 г. Петровска

          Пивкиной Т.А.

          Тема: Размножение и развитие растений. (3 класс)

          Цель урока: дать представление о размножении и развитии растений.

          Задачи урока:

          Личностные:

          1. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

          2. Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

          Метапредметные:

          1. Использование знаково-символических средств представления

          информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов,

          схем решения учебных и практических задач.

          2. Активное использование речевых средств и средств ИКТ для решения

          коммуникативных и познавательных задач.

          3.Формирование уважительного отношения к России, родному краю.

          Предметные:

          1. Развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

          2. Расширение знаний детей о жизни растений.

          3.. Развитие наблюдательности детей.

          Оборудование:

          -компьютер, проектор;

          -электронная презентация «Размножение растений»

          — учебники и тетради;

          -«Сигналы» психологического комфорта на уроке.

          Ход урока:

          1.Адаптационный этап.

          Тест «Моё настроение».

          — Прежде, чем начать работу, мне бы хотелось, чтобы вы определили своё настроение. (дети показывают круг-сигнал настроения: жёлтый – радостно, синий – спокойно, серый – тревожно, чёрный – очень плохо).

          — Настроение замечательное, настрой рабочий.

          — Орешек знанья твёрд, но мы не привыкли отступать, нам расколоть его поможет стремление всё знать.

          — Отгадайте загадку.

          Дышит, растет,

          А ходить не может. {Растение.)

          — О чём мы будем сегодня говорить?

          — Сегодня на уроке будем продолжать изучение растений: вы узнаете, как размножаются растения. Тема нашего урока: «Размножение и развитие растений». Но сначала давайте повторим то, что вы уже знаете о растениях.

          2. Проверка домашнего задания

          Тест по теме «Разнообразие и жизнь растений»

          1. Как называется наука о растениях?

          а) ботаника;

          б)зоология;

          в) астрономия.

          2. Что растения получают из почвы?

          а) перегной, песок, глину;

          б) остатки растений и животных;

          в) воздух, воду, соли.

          3. Какие условия требуются растению, чтобы образовать сахар крахмал?

          а) наличие воды и углекислого газа;

          б) наличие почвы и воздуха;

          в) наличие света, воды и углекислого газа.

          4. Какое важное вещество образуется в листе вместе с питательными веществами?

          а) азот;

          б) углекислый газ;

          в) кислород.

          5. Что несёт солнечный свет для растений?

          а) тепло

          б) энергию

          в) красоту

          6. Подчеркните названия хвойных растений одной чертой, цветковых — двумя чертами: яблоня, ель, смородина, сосна, одуванчик, можжевельник.

          3. Основной этап.

          1. Беседа.

          — Расскажите, какие признаки жизни растений вы знаете? (Дышат, питаются, растут и развиваются, умирают.)

          — Сегодня мы повторили, как дышат и питаются растения. И теперь продолжим знакомиться с жизнью растений.

          — Как размножаются растения: хвойные и цветковые? (Семе­нами.)

          — А водоросли, мхи, папоротники? (Спорами.)

          Мы с вами будем изучать как размножаются цветковые растения.

          — Над цветами растений всегда летают пчелы, шмели, бабоч­ки. Почему? (Они кормятся сладким цветочным соком — нек­таром и при этом опыляют растения.) (слайд 3)

          — Что такое опыление? (Опыление — это перенос пыльцы с ты­чинок цветка на рыльце пестика, где происходит оплодотво­рение.)

          — В цветках, кроме нектара, есть пыльца — мельчайшие жел­тые зернышки. Когда пчела садится на цветок, пыльца остается на ее мохнатом тельце. Перелетая на другой цветок того же вида растений, пчела невольно переносит на него и пыльцу — опыляет этот цветок. Из опыленного цветка начинает развиваться плод с семенами. А если опыления не произойдет, то плодов и семян у растений не будет. Пчелы, шмели, бабочки — это насекомые-опылители. Они помогают размножаться растениям. (слайд 4,5)

          Однажды ученые поставили такой опыт: на грушевом дереве перед цветением выбрали две ветки с одинаковым числом бу­тонов. Одну из них накрыли марлей, чтобы к цветкам не могли проникнуть пчелы, а другую оставили открытой. И что же получи­лось? На той ветке, где на цветки прилетали пчелы, образовалось 33 груши. А на ветке под марлей — ни одной. Значит, насекомые не просто кормятся на цветках, они еще и выполняют работу, без которой не могут образовываться плоды и семена. Эта работа — опыление цветов. (слайд 6)

          В жарких странах некоторые цветы опыляют крошечные птич­ки колибри. Чтобы добраться до нектара, они запускают свои клю­вики в глубь цветка. (слайд 7)

          После опыления у растений появляются плоды (семена). (слайд 8,9)

          Плоды созреют и упадут на землю, а потом прорастут в земле. (слайд 10)

          2. Работа по учебнику (с. 80).

          — Что такое опыление?

          — Кто выполняет эту работу? Назовите насекомых опылителей.

          — Что произойдет, если цветок не будет опылен?

          4. Физкультминутка

          На лужайке, на ромашке

          Жук летал в цветной рубашке.

          Жу-жу-жу, жу-жу-жу,

          Я с ромашками дружу.

          Тихо по ветру качаюсь,

          Низко-низко наклоняюсь.

          5. Работа по теме урока (продолжение)

          — А теперь давайте подумаем, как же распространяются семена?

          Плоды растений — настоящие путешественники. Если пригля­деться к ним, то можно догадаться, как они путешествуют.

          Рассмотрите плоды клена, липы, березы, одуванчика. У этих плодов есть крылышки, парашютики. (слайд 11)

          — Как вы думаете, как путешествуют эти плоды? (Их разносит ветром.) У одуванчика семя прикреплено к своеобразному «парашюту», у клена есть «крылышки». (слайд12)

          — А теперь посмотрите на плоды репейника, череды. Как они распространяются? {Уэтих плодов есть крючочки, зубчики и др. Ими они цепляются за одежду человека, шерсть зверей и путешествуют, пока не упадут.) (слайд13. 14)

          Многие плоды распространяют животные. Например, белка запасая орехи, может их потерять. Птицы, собирающие семена на деревьях роняют их. (слайд 15)

          А у некоторых растений семена распространяются самораз­брасыванием, например у бешеного огурца и недотроги. (слайд 16)

          В теплых странах растет странное растение, плоды которого напо­минают красивый зеленый огурец. Это — бешеный огурец. Стоит до него дотронуться, как в тот же миг — пиф-паф — он выстреливает в вас липкой жидкостью. А в ней-то и плавают семена! Как ни очищайся от этой слизи, две-три капли ее все же останутся на рукаве или на платье. А потом слизь высохнет и семечко свалится на землю, и на будущий год на этом месте вырастет новый сердитый огурец.

          И у нас, в средней полосе России, тоже есть растения, которые вы­делывают подобные же фокусы и таким образом расселяются по Земле. Например, недотрога. Попробуйте коснуться ее стручка. Увидите, как он выстрелит в вас липкими семенами.

          Люди любят ходить в лес за грибами, за ягодами или просто на прогулку. Собирая цветы, шишки и другие дары леса, люди, сами того не замечая, разносят семена растений. (слайд 17)

          — Как вы думаете, почему плодам необходимо путешествовать? (На одном растении плодов бывает очень много. Если бы все они упали возле растения, на котором образовались, то молодые ростки просто погибли бы — им не хватило бы места, света, пи­тания. Вот растения и расселяются с помощью ветра, животных и человека.)

          6. Творческий этап.

          — Большая часть растений вырастает из упавших на землю се­мян. Для прорастания семян нужны тепло, вода и воздух. Весной почва сырая и теплая, от этого каждое семя набухает

          и начинает расти. Сначала появляется корень, затем росток. Этот процесс называется проращиванием. Прорастая, семя раскрывается и выпускает корень. Зеленый побег устремляется сквозь почву к свету. Молодые листочки помогают растению вырабатывать

          свою собственную пищу. Вырастает взрослое растение. (слайд 18)

          — Прочитайте статью на с. 82 учебника.

          — Ответьте на вопросы раздела «Подумай!».

          Гимнастика для глаз.

          Выполнение заданий в рабочей тетради.(С. 34, задание 1.)

          — Назовите слова в левом столбике. Выберите из правого стол­бика пояснение к каждому слову.

          — Первое слово —нектар. Какое пояснение подойдет к этому слову? {Нектар — сладкий цветочный сок.)

          — Соедините стрелкой слово «нектар» и пояснение.

          — Второе слово — пыльца. Подберите к нему пояснение. (Пыльца — мелкие желтые крупинки в цветках.)

          — Соедините стрелкой слово «пыльца» и пояснение.

          — Остальное выполните самостоятельно.

          Ответ: опыление — перенос пыльцы с одного цветка на другой; насекомые-опылители — насекомые, которые опыляют цветы. (Проверка.) (С. 35, задание 2.)

          — Рассмотрите рисунки. Подпишите названия насекомых-опылителей. Если это задание вызовет затруднение, вос­пользуйтесь текстом учебника на с. 80.

          — Назовите насекомых-опылителей. (Пчела, шмель, бабочка.)

          (С. 36, задание 4.)

          — Используя текст учебника на с. 82, напишите, что необхо­димо для прорастания семян. (Для прорастания семян нужны тепло, вода и воздух.)

          (Проверка.)

          (С. 36, задание 5.)

          — Весной многие родители выращивают рассаду. Вы, навер­ное, наблюдали за этим процессом. Нарисуйте, как разви­вается растение из семени.

          — Что появляется сначала? (Корешок.)

          — А потом? (Стебелек с листочками.) (С. 36, задание 6.)

          — Рассмотрите рисунок. Каждая пчелка принесла букву. Со­ставьте из этих букв слово и узнаете, какую работу выпол­няют пчелки. (Опыление.)

          — А как можно назвать этих пчелок? (Насекомые-опылители.)

          — Какое значение для растения имеет процесс опыления?

          7. Работа в парах.

          Задание 7 (рабочая тетрадь, с. 36).

          8. Закрепление изученного.

          — Какую роль играют плоды и семена в жизни растений?

          — Догадайтесь, какое значение имеет яркая окраска плодов вишни, рябины, черёмухи. (чтобы привлекать птиц)

          — Как птицы, звери и люди распространяют семена?

          9. Рефлексия.

          — Что нового узнали на уроке?

          — Когда было интересно?

          — Определите своё настроение в конце урока?

          — Оцените нашу работу.

          Домашнее задание

          1. Прочитать статью «Размножение и развитие растений» (учебник, с. 80-82).

          2. Ответить на вопросы раздела «Проверь себя» (учебник, с. 83).

          3. Выполнить задания 1—3 (учебник, с. 83).

          www.alllessons.ru


          Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта