Растения которые нас окружают кубановедение 6 класс презентация. Презентация к уроку по кубановедению " Символика Краснодарского края "

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Презентация для урока кубановедения в 6-9 классах "Водоемы Кубани". Растения которые нас окружают кубановедение 6 класс презентация


Кубановедение 6 класс Растительный мир Кубани

Предмет: Кубановедение

Класс: 6а/6а

Дата проведения: 24.09.2018

Учитель: Хильченко Ксения Васильевна

Тема урока «Растительный мир Кубани»

Цель урока: способствовать формированию познавательного интереса к растительному миру Краснодарского края.

Тип урока: комбинированный

Планируемые результаты:

личностные: продолжить воспитание бережного отношения к окружающему миру, развивать чувство прекрасного;

метапредметные: способствовать развитию активной познавательной и творческой деятельности учащихся, интереса к изучению растительного мира малой Родины;

предметные: изучение биологического разнообразия растительного мира Краснодарского края и малой Родины, знакомство учащихся с растениями Краснодарского края, занесенных в Красную книгу Краснодарского края.

Основные термины и понятия: растительный мир, сорняк, реликтовые растения, Красная книга, редкие растения.

Ресурсы: учебник, тетрадь, физическая карта «Краснодарский край. Республика Адыгея».

Организационная структура урока

Этапы урока

  1. Организационный момент

  2. Мотивация к учебной деятельности

  3. Актуализация знаний

  4. Организация познавательной деятельности

  5. Закрепление полученных знаний

  6. Рефлексия учебной деятельности

  7. Домашнее задание

Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Мотивация к учебной деятельности

Создание условий для включения школьников в учебную деятельность.

На земле исчезают цветы,С каждым годом заметнее это.Меньше радости и красотыОставляет нам каждое лето.Откровение цветов луговыхНами понято было едва ли.Беззаботно топтало мы ихИ безумно, безжалостно рвали.В нас молчало безумное «стой!»Нам казалось всё мало, всё малоА потом в толчее городскойМы охапки тащили устало.И не видели, как из-под ногМолчаливо, дыша еле-еле,Обречённо глядел василёк,Безнадёжно гвоздики глядели…

Вопрос учителя: О каких биологических проблемах идёт речь в этом стихотворении?

  1. Актуализация опорных знаний.

Проводится в форме тестирования и устного опроса учащихся.

Тест по теме «Особенности природы Кубани и своей местности» (Приложение 1)

Вопросы для устного опроса?

1.Что говорил известный историк Фёдр Андреевич Щербина о Кубанском крае?

2.Назовите особенности климата Краснодарского края.

3.Опишите особенности реки Кубань.

4.Какие водные объекты имеются на территории нашего населенного пункта?

  1. Организация познавательной деятельности

Учитель: Сегодня на уроке мы постараемся узнать много нового о растениях, которые окружают нас, о том, какое они имеют значение в природе и жизни человека. А ведь многие, и, как правило, наиболее красивые, растения становятся редкими и нуждаются в нашей помощи. Узнать о таких растениях нам помогает Красная книга.

История Красной книги

 О том, что такое Красная книга, сегодня знают все – это перечень видов животных и растений, грибов и даже лишайников, которым грозит реальное исчезновение с лица Земли.        Первая Красная книга – международная – появилась в 1966 г. Её изданию предшествовала кропотливая работа учённых всего мира, впервые решивших подсчитать тот ущерб, который нанесли люди природе Земли. Результат ошеломил всех: опасность грозила многим видам растений и животных. Вот тогда и было решено опубликовать эти данные, оповестить всех о грозящей катастрофе. Красный переплёт этой книги неслучаен, он как бы предупреждает о возможной беде.        Через некоторое время выяснилось, что одной только международной книги недостаточно, ведь она отражает состояние животного и растительного мира в целом на планете. А в каждой стране положение редких или вымирающих видов неодинаково. Поэтому и стали создавать Красные книги отдельных стран. Красная книга нашей страны увидела свет лишь в 1983 г. и повторно в 1988 г.        Красная книга Краснодарского края вышла в свет в 1994 г. В неё занесены редкие виды растений и животных, нуждающиеся в охране, среди которых много эндемов – растений, произрастающих только в нашем крае или на Кавказе. Это катран Коктебельский, копеечник седоватый, горечавка особенная, аистник Стевена, касатик ненастоящий, тимьян красивенький, пион Кавахский, цикламен Кавказский. (Приложение 2)

Богат и разнообразен растительный мир нашей Родины. Множество удивительных растений можно встретить на её территории. Всего насчитывают 18000 видов. И более 3000 из них растут на территории Краснодарского края. А некоторые настоящие старожилы. Они появились здесь ещё до ледникового периода, примерно 2 млн. лет назад. Их называют реликтовыми, т.е. сохранившиеся с древних времён. Эти растения – памятники – наследники древней флоры, которую принято называть горноколхидской.

Растения, которые чаще всего можно встретить возле жилища человека, называют сорными. Познакомимся с некоторыми из них.

  • Организация самостоятельной работы учащихся с учебником, текст с. 19-20.

  • Проверка: подорожник, амброзия, бодяк, дурнишник.

  1. Закрепление полученных знаний

Загадки Природы о лекарственных растениях.

Сердечко песочное, Лекарь вырос у дороги,

Лепестки молочные. Он больные лечит ноги.

(Ромашка.) (Подорожник.)

Был цветок, как медок молодым, Белые горошки

А когда постарел, стал как дым. На зеленой ножке.

(Одуванчик.) (Ландыши.)

Красная свечка, Растет в траве Аленка

Белое сердечко, В красной рубашонке.

Чаем ароматным напоит, Кто ни пройдет,

От ангины исцелит. Всяк поклон отдает.

(Малина.) (Земляника.)

  • Сколько же видов растений растёт в нашем крае? (3000)

  • А как называют растения, сохранившиеся с давних времён? (Реликты)

  • Назовите их. (Тис, каштан, дуб, самшит, папоротник).

  1. Рефлексия учебной деятельности

Анализ работы учащихся проводится с предложением завершить мысль:

- Теперь я знаю, что…

  1. Домашнее задание

Прочитать п.3, вопрос 4 на стр. 21 выполнить письменно.

Приложение № 1.

Предмет Кубановедениекласс ФИ___________________________

Тест по теме «Особенности природы Кубани и своей местности»1.  Соседи Краснодарского раяА) Ростовская областьБ) Приморский крайВ) Московская область2.Моря, омывающие Краснодарский крайА) Азовское мореБ) Чёрное мореВ) Жёлтое мореГ) Средиземное море

3.Грязевой вулкан - Карабетова гора находится:А)Таманский полуостровБ)Ростовская областьВ)г. Славянск-на-Кубани

4.Самая многоводная река Краснодарского края – это:А)ЕяБ)КубаньВ) Протока

5. Какая река является самой длинной степной рекой?А)ЕяБ)КубаньВ) Протока

6.Плавни, на побережье Азовского моря поросли такими растения, как__________________________________________________

7.В результате чего образовались лиманы?______________________________________________

Предмет Кубановедениекласс ФИ___________________________

Тест по теме «Особенности природы Кубани и своей местности»1.  Соседи Краснодарского раяА) Ростовская областьБ) Приморский крайВ) Московская область2.Моря, омывающие Краснодарский крайА) Азовское мореБ) Чёрное мореВ) Жёлтое мореГ) Средиземное море

3.Грязевой вулкан - Карабетова гора находится:А)Таманский полуостровБ)Ростовская областьВ)г. Славянск-на-Кубани

4.Самая многоводная река Краснодарского края – это:А)ЕяБ)КубаньВ) Протока

5. Какая река является самой длинной степной рекой?А)ЕяБ)КубаньВ) Протока

6.Плавни, на побережье Азовского моря поросли такими растения, как__________________________________________________

7.В результате чего образовались лиманы?______________________________________________

Приложение 2.Некоторые виды растений, занесенных в Красную Книгу Краснодарского края

Катра́н коктебе́льский Копеечник седоватый Горечавка особенная

аистник Стевена касатик ненастоящий тимьян красивенький

пион Кавахский цикламен Кавказский

infourok.ru

Ктп Кубановедение 6 класс ФГОС

Тема урока

Кол-во часов

Характеристика деятельности учащихся

Дата проведения

оборудование

Домашнее задание

план

факт

ВВЕДЕНИЕ. (1 ЧАС).

1

Кубань-перекрёсток цивилизаций

Объяснять духовно-нравственный смысл понятия малая родина. Назвать этнокультурные особенности региона: многонациональный и многоконфисиональный состав населения.

3.09

Ст.5-7

РАЗДЕЛ I. ПРИРОДА МАЛОЙ РОДИНЫ И ЧЕЛОВЕК (7 ЧАСОВ).

Тема 1. Источники информации о малой родине.

2

Источники знаний о природе, населении и истории своей местности

Объяснять понятия источники знаний, заповедник, топонимический словарь, фенология, биоклиматическая карта, вегетация, музей, архив. Называть источники информации о малой родине. Уметь находить необходимую информацию в энциклопедических и топографических словарях.

10.09

Презентация, схемы

§ 1

Тема 2. Неповторимый мир природы.

3

Особенности природы Кубани и своей местности

Объяснять понятия бора, пороги, дельта, плавни, лиманы. Характеризовать географические положения Краснодарского края и своей местности. Показывать на карте территорию Краснодарского края. Называть и определять географические координаты города Краснодара. Характеризовать рельеф, особенности климата Краснодарского края. Называть полезные ископаемые, водные объекты, почвы Краснодарского края и своего населенного пункта. Показывать на карте Азово-Кубанскую равнину, таманский полуостров, Кавказские горы, гору Цахвоа, реку Кубань, озера Ханское и Абрау, Бейсугский лиман.

17.09

Презентация, схемы, карты Краснодарского края

§ 2

4

Растения, которые нас окружают

Объяснять понятия сорные растения, аллергия. Приводить примеры растений своей местности. Объяснить, какие растения следует считать лекарственными. Называть растения, наиболее часто встречающиеся на Кубани.

24.09

Презентация, схемы, наглядные пособия

§ 3

5

Животные – обитатели населенных пунктов.

Раскравыть понятия дикие, домашние и синантропные животные. Называть животных, наиболее часто встречающихся на территории Краснодарского края и своей деятельности. Рассказывать о насекомых и птицах своей местности.

1.10

Презентация

§ 4

6

Природные достопримечательности и памятники природы, истории и культуры

Раскрывать понятия природные достопримечательности, памятники природы, истории и культуры, рекреация, каскад, эстетика, сталактиты, сталагмиты, селекция. Приводить примеры наиболее известных достопримечательностей, памятников природы, истории, культуры на территории Краснодарского края и своей местности.

8.10

Презентация, схемы

§ 5

Тема 3. Изменение природы человеком.

7

Влияние человека на природу своей местности.

Раскрывать значение понятий заповедник, заказник, биондикаторы, степные блюдца, коса, плотина, экология, акватория. Рассказывать о влиянии человека на природу. Называть и показывать на карте территорию Кавказского заповедника

15.10

Презентация, карты Краснодарского края

§ 6

Тема 4. Население

8

Население Кубани и вашей местности. 

Показывать на административной карте Краснодарского края территорию своего района. Знать площадь и число жителей. Называть административные районы Краснодарского края, крупные города, станицы. Называть особенности городского и сельского населения. Определять понятия Кубань и Краснодарский край.

22.10

Презентация, схемы

§ 7

9

Виды хозяйственной деятельности жителей Кубани

Приводить примеры влияния природных условий на хозяйственную деятельность жителей Кубани. Рассказывать о занятиях населения Кубани в прошлом и в настоящем времени. Сравнивать виды хозяйственной деятельности в сельских населенных пунктах и в городках.

29.10

Презентация, карты Краснодарского края

§ 9

Итоговое повторение и проектная деятельность (1 час).

10

Портрет своей местности

Составлять портрет своей местности.

12.11

презентация

сообщение

РАЗДЕЛ II. ИСТОРИЯ КУБАНИ (IV - XVI ВВ.) (14 ЧАСОВ).

Тема 5. Кубань в эпоху Средневековья.

11

Военные походы гуннов

Раскрывать значение понятий гунны, военная организация, ясы, Великое переселение народов. Показывать на карте направления завоевательных походов гуннов на территории Кубани. Характеризовать особенности вооружения и военной тактики гуннов, хозяйственную жизнь и общественный строй.

19.11

Презентация, схемы

§ 9

12

Великая Булгария. Аварский каганат

Объяснять значение понятий обры, патрикий, этнография, каганат. Характеризовать образ жизни, хозяйство, верования, систему управления в Великой Булгарии. Показывать на карте территорию Великой Булгарии.

26.11

Презентация, схемы

§ 10

13

Расцвет и падение Хазарского каганата

Объяснять понятия язычники, иудаизм, ислам, христианство, каган, хан, Тюрский каганат. Показывать на карте территорию Хазарского каганата. Рассказывать об ситории его образования. Называть причины, способствующие росту и могуществу каната, особенности быта племен, верования.

3.12

Презентация, наглядные пособия

§ 11

Тема 6. Восточные славяне в Прикубанье.

14

Проникновение восточнославянских дружин в Прикубанье

Объяснять понятия Артания, Куява, Славия, фактория, волок. Рассказывать о походах восточнославянских дружин в прикаспийские земли, а также об успехах Киевской Руси в период правления Святослава Игоревича. Характеризовать личные качества князя на основе летописи «Повесть временных лет»

10.12

Презентация, наглядные пособия

§ 12

15

Русское княжество на таманском полуострове

Объяснять понятия князь, княжество, усобица. Рассказывать об основании Тмутараканского княжества, называть дату его оразования. Рассказывать о борьбе Ярослава и мстислава за княжение в Тмутаракани.

17.12

Презентация

§ 13

16

Тмутаракань после смерти Ярослава Мудрого

Рассказывать о борьбе русских князей за тмутараканскую землю после смерти Ярослава Мудрого, а также о роли игумена Никона в выдвижении кандидатуры Глеба на княжении.

24.12

Презентация, наглядные пособия

§ 14

17

«Земля незнаемая». Половцы и аланы на Кубани

Объяснять понятия половцы, кыпчаки, «каменные бабы». Назвать дату последнего упоминания Тмутараканского княжества в древнерусских летописях. Объяснять причины переселения половцев на Кубань. Показывать на карте территорию переселения половцев. Называть памятники культуры.

14.01

Презентация

§ 15

Тема 7. Кубань в XIII – XV вв. : между ордынцами и генуэзцами.

18

Борьба народов Северного Кавказа с монгольскими завоевателями

Объяснять понятия курултай, орда. Объяснять причины военных успехов монгольских завоевателей.

21.01

Презентация, наглядные пособия

§ 16

19

Итальянские колонии на Черноморском побережье Кавказа

Рассказывать о торговом соперничестве Венеции и Генуи, сотрудничестве и конфликтах генуэзцев с золотоордынцами. Рассказывать особенности управления колониями. Характеризовать взаимоотношения между итальянцами и черкесской знатью.

28.01

Презентация, наглядные пособия

§ 17

20

Посредническая деятельность генуэзцев

Объяснять значение терминов сурожане, резиденция, епархия. Называть основыне товары экспорта и импорта колоний. Объяснять особенности торговли генуэзцев с местным населением.

4.02

Презентация, схемы

§ 18

Тема 8. Народы Кубани в XVI в.

21

Племена адыгов после распада Золотой Орды. 

Описывать занятия адыгских и адыго-абхазских племен. Называть и показывать на карте территорию проживания адыгейских пелен. Рассказывать об обычаях и религиозных верованиях адыгов.

11.02

Презентация, наглядные пособия

§ 19

22

Ногайцы на Кубани

Рассказывать об истории происхождения ногайцев и заселения ими территории Прикубанья. Показывать на карте места расселения ногайцев. Рассказывать о жизни ногайского кочевья, религиозных верований

18.02

Презентация, карты

§ 20

23

Борьба горцев против турецких завоевателей

Объяснение понятие янычары. Обозначить цели Турции на северо-Западном Кавказе. Рассказать о турецком заселении городских народов в 14-15 веках.

25.02

Презентация, наглядные пособия

§ 21

24

Политика России на Северном Кавказе

Объяснять понятие посольство. Рассказывать о значении Северо-Кавказского региона во внешней политике России. Назвать причины, заставившие адыгов прибегнуть к покровительству России.

3.03

Презентация

§ 22

Итоговое повторение и проектная деятельность (1 час).

25

Народы, проживавшие на территории Кубани в эпоху Средневековья

Назвать народы, обитавшие на Северо-Западном Кавказе в период 4-11 веков. Рассказывать об исторической судьбе гуннов, булгар, аваров, хазар, монголо-татаров, проживающих на кубанской земле в эпоху Средневековья.

10.03

Презентация, наглядные пособия

Повт.§ 19-22

РАЗДЕЛ III. КУЛЬТУРА НАРОДОВ ПРИКУБАНЬЯ В СРЕДНИЕ ВЕКА (8 ЧАСОВ).

Тема 9. Религиозные верования жителей Северо-Западного Кавказа.

26

Языческие верования восточных славян и адыгов.

Объяснять понятия волхвы, язычество, идол, жрецы, наптеон, святилище. Назвать богов, которым поклоняются восточные славяне. Характеризовать особенности религиозных верований восточных славян и адыгов.

17.03

Презентация

§ 23

27

Распространение христианства на Северо-Западном Кавказе.

Объяснять понятия епископ, епархия, христиализация, апостол. Назвать причины и время распространения христианства на Кубани. Рассказать о путях проникновения христианства на Северный Кавказ.

24.03

Презентация, наглядные пособия

§ 24

28

Тмутаракань – очаг христианства на краю «русского мира».

Называть автора летописных сводов, церковного и полиптического деятеля Никона. Рассказать о его проповеднической деятельности в Тмутаракани.

7.04

Презентация, наглядные пособия

§ 25

29

Христианизация Алании

Объяснять понятия митрополия, кафедральный собор, епископия. Называть памятники христианской культуры на территории Кубани. Показывать на карте и рассказывать особенности христианализации Алании.

14.04

Презентация

§ 26

30

Проникновение римско-католической церкви на Северный Кавказ

Объяснять понятия францисканцы, архиепископ. Рассказывать о проникновении католичества на Северный Кавказ. Назвать археологические находки, письменные источники, подтверждающие распространения католичества на Северном Кавказе.

21.04

Презентация, наглядные пособия

§ 27

Тема 10. Кубанские страницы древнерусской литературы. Нартские сказания.

31

От «Повести…» к «Слову…»

Объяснять понятия летопись. Называть произведения, в которых упомянуто Тмутараканское княжество. Рассказывать о роли христианства в развитии литературы.

28.04

Презентация

§ 28

32

Кубань в произведениях русской литературы 15-16 веков, документах, сочинениях иностранных авторов.

Объяснять понятие ересь. Назвать авторов произведений, в которых имеются упоминания о Кубани. Рассказывать о деятельности Заккария Гизольфи. Приводить примеры отражать «кубанской тематики» в трудах иностранных авторов.

5.05

Презентация, наглядные пособия

§ 29

33

Героический эпос «Нарты»

Объяснять понятия джегуако, нарты. Называть особенности нартского эпоса. Составлять рассказы о культуре и истории адыгов на основе нартского эпоса.

12.05

Презентация, наглядные пособия

§ 30

Итоговое повторение и проектная деятельность (1 ч)

34

Основные события истории Кубани в период Средневековья

Рассказать о народах, проживающих на территории Кубани в Средение века, особенностях их хозяйственной деятельности, культуре, верованиях. Рассказать об основных событиях, происходящих на кубанской земле в период 4-16 веков.

19.05

Повт. §23-30

infourok.ru

КТП по кубановедению ФГОС (6 класс)

урока

Содержание

(разделы, темы)

Кол-во часов

Дата проведения

Оборудование урока

Основные виды учебной деятельности (УУД)

план

факт

Введение 1 ч

1

Введение

Кубань – перекрёсток цивилизаций.

1

Презентация №1

Атлас с комплектом контурных карт

-Объяснять духовно-нравственный смысл понятия малая родина.

-Называть этнокультурные особенности региона: многонациональный состав населения.

-Ознакомиться со структурой учебного пособия, а также аппаратом усвоения знаний.

Раздел 1.Природа малой родины и человек. 7+1ч

2

Источники информации о малой родине.

1

Энциклопедии, интернет - ресурсы,

«Выдающиеся деятели Кубани: Портреты», атлас с комплектом контурных карт, топонимический словарь

-Объяснять понятия источники знаний, заповедник, топонимический словарь, фенология биоклиматическая карта, вегетация, музей, архив.

-Называть источники информации о малой родине: археологические находки, греческие мифы и легенды, труды античных авторов, работы дореволюционных и современных исследователей, отчёты ОЛИКО.

-Уметь находить необходимую информацию в энциклопедических и топонимических словарях.

-Подготовить мини-проект. Например, составить список краеведческой литературы, которую необходимо прочитать в ближайшее время.

3 - 4

Неповторимый мир природы:

- Особенности природы Кубани и своей местности;

2

Презентация №2

-Объяснять понятия бора, пороги, дельта, плавни, лиманы.

-Характеризовать географическое положение Краснодарского края и своей местности.

-Показывать на карте территорию Краснодарского края.

-Называть и определять географические координаты города Краснодара.

-Характеризовать рельеф, особенности климата Краснодарского края и своей местности.

-Называть полезные ископаемые, водные объекты, почвы Краснодарского края и своего населённого пункта.

-Показывать на карте Азово-Кубанскую равнину, Таманский полуостров, Кавказские горы, гору Цахвоа, реку Кубань, озёра Ханское и Абрау, Бейсугский лиман.

- Растения, которые нас окружают. Животные - обитатели населённых пунктов.

Презентация №3

-Объяснять понятия сорные растения, аллергия.

- Приводить примеры растений своей местности.

-Объяснять, какие растения следует считать лекарственными.

-Называть растения, наиболее часто встречающиеся на Кубани.

-Рассказывать, как меняется растительный мир Кубани с севера на юг и с изменением высоты.

-Подготовить мини-проект. Например, организовать наблюдения за растениями с целью предсказания погоды.

-Раскрывать значение понятий дикие, домашние и синантропные животные.

-Называть животных, наиболее часто встречающихся на территории Краснодарского края и своей местности.

-Рассказывать о насекомых и птицах своей местности.

5 - 6

Изменение природы человеком:

- влияние человека на природу своей местности.

2

Презентация №4

-Раскрывать значение понятий заказник, заповедник, биоиндикаторы, степные блюдца, коса, плотина, экология, акватория, заказник. -Рассказывать о влиянии человека на природу.

-Принимать участие в мероприятиях по охране природы родного края.

-Подготовить мини-проект. Например, составить описание экологического состояния ближайшего водоёма.

- заповедные зоны Краснодарского края;

- проблемы сохранения окружающей среды.

Презентация № 5

Атлас с комплектом контурных карт

-Называть и показывать на карте территорию Кавказского биосферного заповедника.

-Высказывать свои предложения по охране окружающей среды.

-Объяснять актуальность природоохранных мер

7 - 8

Население Кубани и своей местности. Площадь территории края. Численность населения

- типы населённых пунктов;

2

Презентация № 6

Атлас с комплектом контурных карт

-Показывать на административной карте Краснодарского края территорию своего района.

-Называть административные районы Краснодарского края, крупные города, станицы.

-Знать площадь территории Краснодарского края и численность его жителей. -Называть основные особенности городских и сельских поселений. -Анализировать взаимосвязь и взаимовлияние обычаев и традиций народов Кубани. -Формировать толерантное отношение к представителям разных национальностей.

- виды хозяйственной деятельности жителей Кубани.

Презентация № 7

Атлас с комплектом контурных карт

-Приводить примеры влияния природных условий на хозяйственную деятельность жителей Кубани.

-Рассказывать о занятиях населения Кубани в прошлом и в настоящее время.

-Сравнивать виды хозяйственной деятельности в сельских населённых пунктах и в городских.

9

Итоговое повторение и проектная деятельность.

«Портрет» своей местности.

1

Презентация № 8

Фото своей местности.

-Составлять «портрет» своей местности, используя вопросы и задания на стр. 50 учебника.

-Подготовить мини-проект, например, выпустить газету на тему «Кубань, Кубань-души моей отрада».

Раздел 2. История Кубани (IV – XVI вв.) 14ч

10,11,

12,13

Кубань в эпоху Средневековья:

- переход от античных традиций к периоду Средневековья;

4

Презентация № 9

Атлас с комплектом контурных карт

-Рассказывать о народах, проживавших на территории Кубани в Средние века, особенностях их хозяйственной деятельности, культуре, верованиях.

- гунны: образ жизни и общественный строй;

Презентация № 10

Атлас с комплектом контурных карт

-Раскрывать значение понятий гунны, военная организация, ясы, Великое переселение народов.

-Показывать на карте направления завоевательных походов гуннов на территории Кубани.

-Характеризовать особенности вооружения и военной тактики гуннов, хозяйственную жизнь и общественный строй.

-Комментировать высказывания Аммиака Марцеллина о гуннах. -Рассказывать о последствиях гуннского нашествия на Северный Кавказ

- племена болгар на Северном Кавказе;

Презентация № 11

Атлас с комплектом контурных карт

-Объяснять значение понятий обры, патрикий, этнография, каганат.

-Характеризовать образ жизни, хозяйство, верования, систему управления в Великой Булгарии.

-Показывать на карте территорию Великой Булгарии.

-Называть причины распада Великой Булгарии.

- авары в степях Предкавказья.

Презентация № 12

Атлас с комплектом контурных карт

-Рассказывать об основании и падении Аварского каганата, показывать на карте его территорию в пределах Приазовья и Причерноморья.

14,15,

16

Восточные славяне в Прикубанье:

- Артания. Восточные походы киевских дружин в первой половине X в.;

3

Презентация № 13

Атлас с комплектом контурных карт

-Объяснять понятия Артания, Куява, Славия, фактория, волок.

-Рассказывать о походах восточнославянских дружин в прикаспийские земли, а также об успехах Киевской Руси в период правления Святослава Игоревича.

-Характеризовать личные качества князя Святослава на основе рассказа из летописи «Повесть временных лет», а также описывать его внешний облик после прочтения записей византийского историка Льва Диакона Калойского.

- восточные славяне на Таманском полуострове;

Атлас с комплектом контурных карт

-Объяснять понятия князь, княжество, усобица.

-Рассказывать об основании Тмутараканского княжества, называть дату его образования (конец X в.).

- византийский король над Тмутараканью. Половцы на Кубани.

Атлас с комплектом контурных карт

-Рассказывать о борьбе русских князей за тмутараканский престол после смерти Ярослава Мудрого.

-Объяснять значение для изучения истории Кубани Тмутараканского камня.

-Объяснять понятия половцы, кыпчаки, «каменные бабы».

- Рассказывать об упоминании Тмутаракани в «Слове о полку Игоревен.

-Объяснять причины ослабления, а затем и прекращения существования Тмутараканского княжества.

-Объяснять причины переселения половцев на Кубань.

-Показывать на карте территорию проживания половцев.

-Называть памятники культуры, оставленные половцами («каменные бабы»).

17,18,

19

Кубань в XIII – XV вв. между ордынцами и генуэзцами:

- борьба народов Кавказа с монгольскими завоевателями;

3

Атлас с комплектом контурных карт

-Объяснять понятия курултай, орда

- Объяснять причины военных успехов монгольских завоевателей.

-Называть последствия вторжения Тимура на территорию Северного Кавказа. -Комментировать высказывание А. И. Герцена о монголо-татарском нашествии.

- итальянские колонии на Черноморском побережье Кавказа;

Презентация

№ 14

-Рассказывать о торговом соперничестве Венеции и Генуи, сотрудничестве и конфликтах генуэзцев с золотоордынцами.

-Называть и показывать на карте крупные генуэзские колонии в Причерноморье и Приазовье.

-Раскрывать особенности управления колониями. -Характеризовать взаимоотношения итальянцев с черкесской знатью.

-Оценивать вклад итальянцев в развитие экономики и хозяйства региона.

- посредническая деятельность генуэзцев.

Презентация

№ 15

Атлас с комплектом контурных карт

-Объяснять значение терминов сурожане, резиденция, епархия. -Называть основные товары экспорта и импорта колоний.

-Объяснять особенности торговли (натуральный обмен) генуэзцев с местным населением.

-Рассказывать о занятиях населения колоний, об особенностях торговых отношений, строительстве дорог, работорговле.

-Оценивать итоги владычества генуэзцев на Северо-Западном Кавказе

20,21,

22,23

Народы Кубани в

XVI в.:

- племена адыгов после распада Золотой Орды;

4

Презентация

№ 16

Атлас с комплектом контурных карт

-Объяснять понятия подсечная и переложная системы земледелия, уорки, тфокотли, уздени, вассалы, бортничество, джигиты, феодальная общественная лестница, пши, наездничество.

-Описывать занятия адыгских и адыго-абхазских племён.

-Называть и показывать на карте территорию проживания адыгских племён.

-Характеризовать общественный строй, существовавший у адыгов до XVI в.

-Комментировать описание быта адыгов, составленное Джор-джио Интериано. Составлять схему системы управления в адыгском обществе.

- ногайцы на Кубани.

Атлас с комплектом контурных карт

-Объяснять понятия мурзы, беи, уздени, чагары, беки, улусы.

-Рассказывать об истории происхождения ногайцев и заселения ими территории Прикубанья.

-Показывать на карте места расселения ногайцев.

-Делать вывод о влиянии природных факторов на занятия и образ жизни ногайцев.

-Рассказывать о жизни ногайского кочевья, религиозных верованиях.

-Определять роль духовенства в жизни ногайского общества.

- борьба горцев против турецких завоевателей;

Атлас с комплектом контурных карт

Объяснять понятие янычары.

Обозначить цели Турции на Северо-Западном Кавказе. Рассказывать о турецком завоевании горских народов в XV-XVI вв. Комментировать успехи Османской империи и Крымского ханства на Северном Кавказе в конце XVI в.

- политика Московской Руси на Северном

Кавказе.

Атлас с комплектом контурных карт

-Объяснять понятие посольство.

-Рассказывать о значении Северо-Кавказского региона во внешней политике России.

-Называть причины, заставившие адыгов прибегнуть к покровительству России.

-Рассказывать об истории северокавказских посольств в Москву.

24

Итоговое повторение и проектная деятельность.

1

Презентация

№ 17

Атлас с комплектом контурных карт

-Называть народы, обитавшие на Северо-Западном Кавказе в период с IV по

XVI в.

-Рассказывать об исторической судьбе гуннов, булгар, аваров,

хазар, монголо-татар, проживавших на кубанской земле в эпоху Средневековья. -Оценивать роль Тмутаракани, Алании, Венеции и Генуи в средневековой истории Северного Кавказа.

Раздел 3 Культура народов Прикубанья в Средние века. 8 ч

25,26,

27,28

Религиозные верования жителей Северо-Западного Кавказа:

- языческие верования восточных славян и адыгов

4

Презентация

№ 18

Атлас с комплектом контурных карт

-Объяснять понятия волхвы, язычество, идол, жрецы, пантеон, святилище.

-Называть богов, которым поклонялись восточные славяне.

-Характеризовать особенности религиозных верований восточных славян и адыгов.

-Называть основных богов языческого пантеона адыгов: Тлепш, Мизитх, Зейкутх, Псыхъуэгуашэ, Ахын, Щыблэ.

-Делать вывод о влиянии языческих верований на особенности хозяйственной деятельности адыгов.

- распространение христианства на Северо-Западном Кавказе;

Атлас с комплектом контурных карт

-Объяснять понятия епископ, епархия, христианизация, апостол.

-Называть причины и время распространения христианства на Кубани.

-Рассказывать о путях проникновения христианства на Северный Кавказ.

-Показывать на карте расположение первых христианских епархий.

- христианизация Алании. Памятники христианской культуры VIII – IX вв.;

Атлас с комплектом контурных карт

-Объяснять понятия митрополия, кафедральный собор, епископия.

-Называть памятники христианской культуры на территории Кубани.

-Показывать их на карте.

-Рассказывать об особенностях христианизации Алании.

- проникновение римско-католической церкви на Северный Кавказ.

Презентация

№ 19

Атлас с комплектом контурных карт

-Объяснять понятия францисканцы, архиепископ.

- Рассказывать о проникновении католичества на Северный Кавказ.

-Называть археологические находки, письменные источники, подтверждающие распространение католичества на Северном Кавказе.

-Объяснять причины ослабления позиций христианства и распространения ислама на территории Северного Кавказа.

29,30,

31,32

Кубанские страницы древнерусской литературы. Нартские сказания:

- сюжеты о Тмутаракани в «Повести временных лет;

4

-Объяснять понятие летопись.

-Называть произведения, в которых упомянуто Тмутараканское княжество, - «Повесть временных лет» и «Слово о полку Игореве».

-Приводить примеры «тмутараканских страниц» в древних произведениях.

-Рассказывать о роли христианства в развитии литературы.

- «Тмутараканская тема» в «Слове о полку Игореве»;

-Называть произведения, в которых упомянуто Тмутараканское княжество, - «Повесть временных лет» и «Слово о полку Игореве».

-Приводить примеры «тмутараканских страниц» в древних произведениях.

- Кубань в произведениях русской литературы XV – XVI вв., в документах, сочинениях иностранных авторов;

-Объяснять понятие ересь.

-Называть авторов произведений, в которых имеются упоминания о Кубани (И. Волоцкий, Мацей Меховский, Сигиэмунд Герберштейн).

-Рассказывать о деятельности Заккария Гизольфи.

-Приводить примеры отражения «кубанской тематики» в трудах иностранных авторов.

- героический эпос «Нарты».

-Объяснять понятия джегуако, нарты.

-Называть особенности нартского эпоса.

-Составлять рассказы о культуре и истории адыгов на основе нартского эпоса.

-Называть главных героев, а также основные события и темы, отражённые в нартском эпосе.

Итоговое повторение и проектная деятельность (2 ч)

33,34

Итоговое занятие.

Общность исторических судеб народов Кубани.

Проектная деятельность.

2

Видеофильм

-Рассказывать о народах, проживавших на территории Кубани в Средние века, особенностях их хозяйственной деятельности, культуре, верованиях.

-Рассказывать об основных событиях, происходивших на кубанской земле в период с IV по XVI в.

infourok.ru

Презентация для урока кубановедения в 6-9 классах "Водоемы Кубани"

Описание слайда:

К степным рекам относят Ею с наиболее крупным притоком Сосыкой, Челбас, Бейсуг с левобережным притоком Южный Бейсужок и правобережным  Правый Бейсужок, Кирпили с притоком Кочеты, Понуру, Сенгели, Ясени, Албаши.Челбаш. Общая их протяжённость составляет 2,7 тыс. км. Реки Ея и Бейсуг через лиманы впадают в Азовское море. Остальные степные реки в настоящее время непосредственно в Азовское море не впадают, но направлены на северо-запад, в его сторону. Густота речной сети степных рек невелика (до 0,3 км/км2) и возрастает в направлении с севера на юг. Они маловодны. Половодье на них наблюдается весной, а в июле  сентябре большинство рек сильно мелеет, местами пересыхает, образуя мелководные разобщённые плёсы, интенсивно зарастающие растительностью. Степные реки имеют повышенную минерализацию с содержанием солей от 600 до 12700 мг/л. В воде большую часть года преобладают сульфатные ионы натрия, а осенью  гидрокарбонаты. В историческом прошлом степные реки представляли собой правобережные рукава реликтовой дельты Кубани. В процессе природной трансформации реликтовой дельты её древние протоки постепенно теряли связь с Кубанью. Отрыв рукавов от коренного русла Кубани превратил их в типичные реки дождевого и снегового питания. Поэтому ещё в начале ХХ столетия население стало устраивать в отдельных точках русел степных рек плотины для накопления воды в прудах. Наибольшего развития этот процесс достиг в последние десятилетия. Их русла перегорожены многочисленными плотинами через 34, а иногда даже 1,52,0 км , указывает, что подавляющее большинство прудов сооружалось на реках без проектов, в виде простого перегораживания рек глухой земляной дамбой. В результате скорость течения в них падала, начиналось заиливание прудов. Слой ила на их дне сейчас местами достигает мощности 5м, а подземное питание полностью прервано. Заиливание водоёмов уменьшает их глубину, способствует зарастанию водной растительностью. Степные реки

infourok.ru

Конспект с презентацией по кубановедению "Природа просит о помощи" 6 класс

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья общеобразовательная школа-интернат VIII вида с.Ванновское Краснодарского края

Конспект занятия по кубановедению

в 6 классе

«Природа просит о помощи»

подготовила воспитатель

Гельзер Елена Дмитриевна

с.Ванновское

2013

Цель:

  • расширить знания об окружающем среде, мерах по охране природы;

  • развивать речь, мышление;

  • воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: презентация, компьютер, проектор.

План

  1. Справка о Краснодарском крае

  2. Задачи экологов

  3. Меры по охране природы

  4. Красная книга, растительный, животный мир Краснодарского края.

5. Атмосферный воздух

6. Качество воды

7. Экологические катастрофы

8. Лесные пожары

9. Правила поведения

10.Лозунги по охране природы

Ход занятия:

Посмотри, мой юный друг,

Что находиться вокруг:

Небо светло-голубое,

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет.

Тучка в небе проплывает.

Поле, речка и трава,

Горы, воздух и листва,

Птицы, звери и роса,

Человек и время года-

Это все вокруг природа

Все, что нужно, год от года

Нам дает сама природа,

И поэтому все мы

Жить не можем без воды,

Без растений и животных,

Без красивых гор высоких,

Без лесов, полей и рек

Жить не может человек.

Так давайте сбережем

Наш земной природный дом!

1. Объявление темы, целей. (Слайд №1)

- Добрый день. Сегодня наше занятие как вы поняли из услышанного стихотворения, пойдет о природе, а пройдет оно под заголовком «Природа просит о помощи», где вы узнаете много интересной информации об экологических проблемах, мерах по охране природы.

2. Информация о Краснодарском крае. (Слайд №2)

Площадь Краснодарского края –75,6 тыс.км. кв.

С севера на юг протянулась до 375 км.

С запада на восток – 410 км

На территории Краснодарского края самая высокая плотность населения 67 человек на 1 м кв.

Население - более 5 млн. чел.

Проживает – около 80 национ.

Областной город- г. Краснодар

3. Экология. (Слайд №3, 4)

- Что такое экология?

Экология - это наука о связях между живыми существами и окружающей их средой, между человеком и природой.

- А кто такие экологи?

Экологи – это ученые, которые изучают экологию и все, что с ней связано.

- А что изучают экологи?

Ответ ученика: Ученые – экологи изучают взаимосвязь человека с природой, как человек влияет на природу. Они предсказывают, к каким последствиям может привести вмешательство человека в природу. Экологические прогнозы могут уберечь людей от многих необдуманных поступков опасных для природы и самого человека. Экологи могут предсказать, например, что будет: если люди попытаются уничтожить каких – нибудь насекомых с помощью ядохимикатов; если в речку, озеро попадут ядовитые отходы завода, фабрики; если произойдет авария судна, перевозящего нефть; если будут уничтожены хищные звери и птицы. В этом – огромное значение науки экологии в нашей жизни.

- Ребята, а вы знаете, как лесные обитатели связаны друг с другом?

Задание: определите, как лесные обители связаны друг с другом (Слайд №5).

Дуб дает жителям леса - листья и желуди. Листьями и желудями питаются – кабаны, косули, мыши. В коре дуба живут - личинки и жуки-олени. Личинками питаются - птицы кукушка. Оленями кабанами питаются – волки. Лес – единое целое. Нарушишь одну цепочку, может порваться вся цепь.

4. Меры по охране природы.

Задания: какие меры применяют для сохранения природы (Слайд №6, 7).

  • Созданы: Красная книга, заповедники, заказники, национальные парки. В Краснодарском крае: Красная книга

  • Заповедники

  • Заказники

  • Национальные парки

В Краснодарском крае имеется

Кавказский государственный

заповедник пл. 280,4 тыс. га,

  • Сочинский национальный парк,

  • Заказников –12, памятников природы -29 (Озера, реки, скалы, горы, пещеры)

.

Задание. Какой заповедник есть в нашем крае? (Слайд №8).

Ученик: В 1984 году вышла в свет Красная книга редких и исчезающих видов животных и растений Краснодарского края. На основе исследования составлен список животный и растений, которые находятся на грани исчезновения. В него вошли около 160 видов растений и 100 видов животных.

Задание. Назовите редкие растения, занесенные в Красную книгу (Слайд №9).

Задание. Назовите - Какие животные занесены в Красную книгу? (Слайд №10).

Задание. Назовите редких птиц Краснодарского края (Слайд №11).

Задание. Назовите исчезающих насекомых? (Слайд №12).

- От чего загрязняется атмосферный воздух? (Слайд №13, 14).

  • Трубы заводов и фабрик

  • Автомобили в городах

  • Лесные пожары

  • Пожары в городах

Задание: Назовите

- От чего загрязняется вода? (Слайд №15, 16).

  • Авария на нефтепроводе, нефть разлилась в реку.

  • Канализация попадает в реки и озера.

  • Отходы химических заводов попадают в реки

  • Минеральные удобрения, оставленные на полях, попадают в реки.

Сообщение ученика: Один литр сточных вод приводит в негодность сто литров чистой воды. Завод в одну минуту выбрасывает 25 литров отходов.

Пусть на земле не умирают реки,

Пусть стороной обходит их беда,

Пусть чистой остается в них на веки

Студеная и вкусная вода.

Пусть никогда не зарастает тиной

Тот берег, на котором я стою…

Большие дяди, взрослые мужчины

Храните речку, светлую мою.

5. Экологические катастрофы. Назовите:

- Какие экологические катастрофы встречаются? (слайд №17, 18).

  • Лесные пожары

  • Свалки особенно из токсичных веществ

  • Разлив нефти в реки

  • Взрывы на буровых установках

Рассказ ученика: В прошлом году летом было очень много лесных пожаров. Основной причиной от чего загорались леса – был человек. Брошенный окурок, непотушенный костер, брошенная бутылка могут стать причиной пожара.

6. Правила поведения в лесу. (Слайд №19).

Давайте вспомним как нужно вести себя на природе в лесу.

Правила поведения в лесу

  • Не разводить костер под деревьями.

  • Кострище делать в оборудованном месте

  • Уходя, погасит костер.

  • Не оставлять после себя банки, стекло.

  • Мусор закапывать в землю.

  • Не бросать окурки в траву

-

7. Представление лозунгов в защиту природы. (Слайд №20).

1.Ты видел, в лебедей стреляли?

Ты видел, как они упали?

Скажи, а если б птицы знали,

И если б только понимали,

Что их полет прощальным будет,

Их на заре подстрелят люди,

Скажи, они бы не летали?

2.Наверно, даже если б знали,

И даже если б понимали.

То все равно б взмывали б в высь.

Ведь небо – это их стихия,

Ведь небо – это их свобода,

Ведь небо - это вся их жизнь

1.А в небе – стая журавлей

Так грустно над землей кружится.

Земля… скажи, что стало б с ней.

Когда б на ней умолкли птицы?

2.Тогда бы мертвым стало небо.

И – тишина в пустых лугах.

И, может быть, колосья хлеба

Не колосились бы в полях.

И на полях уж не грачи,

1.Я не хочу такого мира,

Где все так серо, все уныло…

Опомнись, вздрогни, человек,

Не долог на земле твой век

Но что после себя оставишь?

И чем себя ты здесь прославишь?

Убитой птицей на заре?

Лесами, черными в огне?

И свалкой мусора огромной?

Иль атмосферою зловонной?

Иль речкой, с мертвою плотвой?

Полями с выжженной травой?

2.Опомнись, вздрогни, человек!

Перед природой ты в долгу.

И славен будет пусть твой век

Травой душистой на лугу.

И трелью птиц веселой, звонкой.

И шумным плеском родника,

И гроздьями рябины тонкой.

И синим глазом василька.

И свежим ароматом трав.

И шумом рощи и дубрав.

А стая черной саранчи.

8. Правила поведения в природе (Слайд №21).

Руку, занесенную над веткой,Над гнездом, где затаилась птица,Над былинкой, над живою клеткой,Удержи, не дай ей опуститься.И пускай твой голос стерегущийСлышит каждый, кто проходит мимо:«Помните - природа всемогуща

И до бесконечности ранима».

Использованные материалы и Интернет-ресурсы

  1. Борисов В.И. Занимательное краеведение. – Краснодар: «Краснодарское книжное издательство», 2005.

  2. Зайцев И., Максимов И. Легенды и были Черноморья. – Краснодар: «Краснодарское книжное издательство», 2007.

  3. Ковешников В. Н. и др. Сборник туристско-краеведческих статей и очерков. – Краснодар: «Краснодарское книжное издательство», 2004.

  4. Лотышев И. П. География Краснодарского края. -Краснодар: «Кубанский учебник», 2000.

  5. www.krasnodar.intergrad.ru

  6. www.oopt.priroda.ru

doc4web.ru

Урок кубановедения в 6 классе.

Тема: Редкие и исчезающие виды растений Краснодарского края

Задачи: сформировать знания о биологическом многообразии цветковых растений, об уменьшении численности многих видов в результате деятельности человека; способствовать развитию познавательной и творческой активности учащихся, наблюдательности, интереса к изучению цветковых растений малой Родины; познакомить школьников с растениями Краснодарского края, занесёнными в Красную книгу; подвести к выводу о необходимости охраны растительного мира; продолжить воспитание бережного отношения ко всему живому на планете, любви к живым существам.

Оборудование: гербарные экземпляры растений, стенд «Редкие, исчезающие растения нашей местности», слайды «Растения Красной книги», выставка книг по теме урока.

Ход урока:

                    «Чтобы жить, нужны солнце,свобода и маленький цветок.»                                                                                                            Г.Х. Андерсен.

I.    Подготовка к активному восприятию новой темы (вступительное слово учителя – читает стихотворение о цветах).

                                        На земле исчезают цветы,                                         С каждым годом заметнее это.                                         Меньше радости и красоты                                         Оставляет нам каждое лето.

                                        Откровение цветов луговых                                         Нами понято было едва ли.                                         Беззаботно топтало мы их                                         И безумно, безжалостно рвали.

                                        В нас молчало безумное «стой!»                                         Нам казалось всё мало, всё мало.                                         А потом в толчее городской                                         Мы охапки тащили устало.

                                        И не видели, как из-под ног                                         Молчаливо, дыша еле-еле,                                         Обречённо глядел василёк,                                         Безнадёжно гвоздики глядели…

    Вопрос учителя: о каких биологических проблемах идёт речь в этом стихотворении?

II.    Изучение нового материала.

      &nbspСегодня на уроке мы постараемся узнать много нового о растениях, которые окружают нас, о том, какое они имеют значение в природе и жизни человека. А ведь многие, и, как правило, наиболее красивые, растения становятся редкими и нуждаются в нашей помощи. Узнать о таких растениях нам помогает Красная книга.

История Красной книги

      &nbspО том, что такое Красная книга, сегодня знают все – это перечень видов животных и растений, грибов и даже лишайников, которым грозит реальное исчезновение с лица Земли.       &nbspПервая Красная книга – международная – появилась в 1966 г. Её изданию предшествовала кропотливая работа учённых всего мира, впервые решивших подсчитать тот ущерб, который нанесли люди природе Земли. Результат ошеломил всех: опасность грозила многим видам растений и животных. Вот тогда и было решено опубликовать эти данные, оповестить всех о грозящей катастрофе. Красный переплёт этой книги неслучаен, он как бы предупреждает о возможной беде.       &nbspЧерез некоторое время выяснилось, что одной только международной книги недостаточно, ведь она отражает состояние животного и растительного мира в целом на планете. А в каждой стране положение редких или вымирающих видов неодинаково. Поэтому и стали создавать Красные книги отдельных стран. Красная книга нашей страны увидела свет лишь в 1983 г. и повторно в 1988 г.       &nbspКрасная книга Краснодарского края вышла в свет в 1994 г. В неё занесены редкие виды растений и животных, нуждающиеся в охране, среди которых много эндемов – растений, произрастающих только в нашем крае или на Кавказе. Это катран Коктебельский, копеечник седоватый, горечавка особенная, аистник Стевена, касатик ненастоящий, тимьян красивенький, пион Кавахский, цикламен Кавказский.       &nbspНазвание «Красная книга» вполне конкретное и в то же время символическое. Символичны и её страницы: чёрная – содержит названия исчезнувших видов; красная – находящихся на грани исчезновения; жёлтая – названия видов, численность которых восстанавливается благодаря вмешательству человека; зелёная – перечень малоизученных видов; белая – практически не изученных видов животных и растений.        Сегодня на уроке мы перевернём с вами страницы Красной книги Краснодарского края, посмотрим, какие растения нуждаются в охране, подумаем, что нужно делать для охраны растений в целом, а также для восстановления численности видов, занесённых в Красную книгу.

III.    Выступления учащихся с сообщениями, подготовленными дома. (В это время демонстрируются подборки слайдов соответствующих растений).

ВАСИЛЁК                                                      Васильки, васильки средь рядов пожелтевшего хлеба,                                                      Васильки, васильки, как безоблачно полдень, ясны.                                                      Видно, что на землю упали осколочки неба,                                                      Заставляя нас вспомнить забытые песни весны.

       Василёк занесён к нам вместе с рожью и стал постоянным спутником ржаного поля. Правда, борясь с сорняками, мы стараемся не пускать это растение на поля. Не вызывает сомнения факт, что большое количество семян васильков способно угнетать рост злаков. А между тем доказано, что если к 100 семенам ржи добавить одно семя василька, то рожь будет расти лучше. У василька есть интересные особенности, одна из них – распространение семян путём самостоятельного передвижения (иными словами – ползком). На верхушке гладкой, очень блестящей семянки василька есть небольшой хохолок – это основной орган передвижения семянок. Намокая, он сокращается, а, высыхая – удлиняется. При последовательном сокращении или удлинении волосков семянка движется.         В Красную книгу Краснодарского края России внесён василёк Барбея. Численность его сокращается из – за сбора цветов, нарушений мест обитания.

КОЛОКОЛЬЧИК                                                      Рассветное пламя изодрано в клочья.                                                      Звенит над лугами весь день колокольчик.                                                      О, сколько в нём страсти! О, сколько в нём пыла!                                                      От знойного счастья лужайка застыла!                                                      Под всплески солнца смеётся влюблённо                                                      И пьет, не напьётся лилового звона.

        В народных говорах цветы колокольчика зовут «балаболки», «звонцы», «чеботочки».         С июля по сентябрь на северных лугах нашей Родины цветут колокольчики. Однако большинство их видов на грани истребления и нуждаются в защите. Не рвите дикорастущих цветков в букеты. Сорванные цветы моментально вянут, и оживить их в вазе почти невозможно. Пусть лучше на полях и опушках леса радуют они своими голубыми венчиками наши взоры.         В Красную книгу Краснодарского края России занесены колокольчик Комарова и колокольчик Отрана. Встречаются эти растения редко, единичными экземплярами. Основная причина их исчезновения – сбор растений в букеты для продажи, способствует этому и нерегулируемый выпас скота, уменьшение территорий, занятых лугами.

ЛИЛИЯ                                                      На лужайке росы стылые,                                                      Не шелохнётся вода.                                                      Белый цвет бросает лилия                                                      На задумчивость пруда.                                                      Проплывает светлым месяцем                                                      На тёмной заводи одна.                                                      И вода под нею светится                                                      От поверхности до дна.                                                      Пруд от краешка до краешка                                                      В озаренье удивлённо чист.                                                      Каждый листик, каждый камешек                                                      Светит, словно аметист.                                                      И не знает ночь унылая,                                                      В затуманенном чаду                                                      То ли месяц, то ли лилия                                                      Тихо плещется в пруду.

         Лилия получила своё название от древне-галльского слова «ли – ли», что в буквальном смысле обозначает «белый – белый».          На Руси белая лилия считалась символом порядочности и чистоты, поэтому их часто дарили невестам. Чтилась лилия на Руси и как символ мира.         Люди давно научились выращивать в садах белые, жёлтые, красные и красные в крапинку лилии, которые называются тигровыми.         В Красную книгу Краснодарского края занесены два вида лилий: лилия Кавказская, лилия Кессельринга. Оба вида находятся под угрозой исчезновения, внесены в Красную книгу России. Встречаются редко, число мест обитания крайне незначительное. Численность этих видов уменьшается из – за сбора цветков на букеты, распашки земель под сельскохозяйственные культуры, строительство.

ПИОН                                                      Взгляните на раскрывшийся пион                                                      С пунцовыми литыми лепестками,                                                      И он напомнит вам волшебный сон,                                                      Волшебный сон из сказки с чудесами.                                                      Он не горит и вроде бы горит,                                                      Так ярко лепестки его лучатся,                                                      И аромат такой вокруг разлит,                                                      Что можно в аромате искупаться.

        В России первые пионы были доставлены из Голландии ещё при Петре I. Растут пионы повсюду: от Владивостока до Заполярья, только в главном ботаническом саду их более 600 сортов. Эти необычно выносливые растения могут жить без пересадки десятки лет. По окраске цветов они схожи с розами, поэтому в цветоводстве представляют большую ценность         В Красную книгу Краснодарского края занесены три вида. Пион Витмана – вид малочисленных из – за сбора цветов на букеты и выкапывания корней садоводами, внесён в Красную книгу России. Пион Кавахский – редкий эндемичный вид, внесён в Красную книгу России. Численность его резко сокращается из – за сбора цветущих растений, выкапывания корней для интродукции, разрушения мест обитания. Пион тонколистый – внесён и в Красную книгу России. Встречаются единичные экземпляры. Причины: освоение степей под сельхозугодья, выпас скота, массовый сбор на букеты.

ПОДСНЕЖНИК                                                      На поля дохнуло ветром вешним,                                                      Ивы распустились за прудом,                                                      У тропинки маленький подснежник                                                      Загорелся, синим огоньком.                                                      Закачался, слабенький и гибкий,                                                      Удивлённо радуясь всему,                                                      И в ответ приветливой улыбкой                                                      Солнце наклоняется к нему.

        Подснежники первыми вступают в противоборство с суровой зимой.         На Кавказе растёт подснежник Галантус. Он очень похож на светлый фонарик. Случается, что во время его цветения возвращаются морозы, снегопады, но цветок выдерживает температуру до –100С. Заледенеет до корней, но дотронуться – и он станет ломким, как стёклышко, а появится солнце – оттаёт и вновь зацветёт. Не все подснежники белые, бывают они и фиолетовые, и бледно – жёлтого цвета. Сорвать подснежник трудно, потому что растёт он близко к земле и закрывает стебелёк в чехол из многочисленных волосков, которые одновременно защищают и от холодов.         В Красную книгу Краснодарского края занесены два вида подснежников: подснежник Воронова и подснежник Кавказский. Встречаются единично, численность заметно сокращается в связи со сбором цветов в букеты, хозяйственным освоением земель, а луковицы подснежника Воронова используются в родной медицине как лекарственное сырьё.

ТЮЛЬПАН                                                      Не радужное марево туманов,                                                      Не золотые выплески зари,                                                      Колышется симфония тюльпанов                                                      Возвышенной мелодией земли.                                                      Они переполняют счастьем душу,                                                      Рассудок заставляют ликовать,                                                      А потом их надо сердцем слушать,                                                      Восторженной душой воспринимать.                                                      Такое буйство красное в зените                                                      Несёт крутой тюльпановый прибой,                                                      Что вы в зените этом захотите                                                      Однажды искупаться с головой.                                                      Тогда – то и услышите нежданно,                                                      Что сердца плеск с цветами заодно, -                                                      Подобно сердце венчику тюльпана                                                      И тою же зарёй напоено!

        Когда зацветают тюльпаны, земля радуется: от избытка счастья каждому встречному протягивает она разноцветные бокальчики: и снежно – белые, и алые, бархатисто – фиолетовые, тёмно – красные и звенящие солнечным светом, жёлтые. Дикие виды тюльпанов известны на Руси ещё с XII В., а садовые культивируются с начала XVII в. Длительное время их выращивали только в усадьбах состоятельных людей. Сегодня цветы можно встретить во всех городах и деревнях нашей страны.         В Красную книгу Краснодарского края внесены два вида тюльпанов: тюльпан Липского – встречается очень редко, занесён в Красную книгу России. Тюльпан Шренка – вид, находящийся на грани исчезновения, внесён в Красную книгу России.

ЦИКЛАМЕН                                                      В окружении белых стен                                                      Белоснежный цикламен                                                      Раскинул лучики в окне                                                      И лепечет о весне.

        Древние римляне любили и разводили цикламены, они искренне верили, что эти цветы умеют защитить от дурного взгляда, от различных заговоров и причисляли эти цветы к семейным оберегам. Со времён Гиппократа и по сей день цикламен используют в медицине для лечения многих болезней. Вместе с фиалкой и подснежником цикламен после таяния снега, а в малоснежные зимы способен зацвести и во время оттепелей. К середине лета листья его опадают, а новые проклёвываются только во время осеннего листопада, чтобы уйти под снег в зелёном наряде. В парках и скверах нашей страны растёт более 50 видов цикламенов. Из них два вида: цикламен Колхидский и цикламен Кузнецова занесены в Красную книгу России. Они цветут в марте белыми, бледно – розовыми и розовыми бутонами. В Красную книгу занесён и цикламен Кавказский – узкоэндемичный вид, численность которого быстро сокращается в связи с массовым сбором на зимние и ранние весенние букеты, выкапывания клубней в лекарственных целях.

IV.    Решение экологических задач.

        Задача 1. Через Кавказский заповедник проходили туристические тропы. Однако, несмотря на то, что туристы ходили только по определённым маршрутам, на привалы и ночлеги останавливались в строго отведённых местах, пропуск их в заповедник был прекращён. Предположите, чем руководствовались работники заповедника при закрытии туристических троп.         Задача 2. На луг, богатый растительностью (разнотравье), в течение нескольких лет выпускали пастись скот. В результате луг изменился: количество видов уменьшилось, на нём стали преобладать злаки и осоки, лютики и герань, появились кочки. Назовите причины таких изменений.     Что выделяют в воздух растения? (кислород).         Задача 3. Для получения 200 мл. настойки из клубней цикламена Кавказского надо взять 15 г. клубней. Но для полного курса лечения необходимо 400 мл. настойки. Сколько клубней цикламена необходимо выкопать, если учесть, что каждый из них весит около 2,5 г? Какие последствия неконтролируемого сбора клубней цикламена мы имеем сегодня? Какое это имеет значение?         (В ходе обсуждения проблем, поставленных в задачах школьники определяют перечень мер по охране цветковых растений).

Меры по охране цветковых растений:

    1. Необходимо запретить сбор диких цветковых растений в целях продажи; выработать меры наказания для нарушителей и осуществлять строгий контроль в местах возможной торговли.     2. Разрешать заготовку лекарственного сырья только по лицензиям в необходимом объёме, исключить из этого списка растения редкие и занесённые в Красную книгу.     3. Создавать микрозаказники в лесничествах с целью охраны конкретных видов растений.     4. Культивировать редкие растения в ботанических садах и питомниках.     5. Регулировать выпас скота в природных условиях, создавать искусственные пастбища.

Ребята, вы должны помнить:                                                      Природу не уродуй, природу не обидь.                                                      Родился человеком, так надо им и быть.

                                                     Дерево, трава, цветок и птица                                                      Не всегда умеют защититься.                                                      Если будут уничтожены они,                                                      На планете мы останемся одни.

                                                     Вот в лесу растёт фиалка -                                                      Разве рвать её не жалко?!                                                      Голубеют, как из сказки,                                                      Незабудок нежных глазки.                                                      Носят юбочки цветные                                                      Колокольчики лесные.                                                      Даже старый мох седой                                                      Вырос с рыжей бородой!                                                      Все цветы для всех растут,                                                      Их не рвите! Пусть живут!

V.    Закрепление изученного материала.

        Проводится беседа по следующим вопросам:     ==> Что представляет собой Красная книга?     ==> Для чего она создана?     ==> Почему возникла необходимость охраны растений, о которых мы говорили на уроке?     ==> Какие меры охраны вы можете предложить?

VI.    Знакомство с книгами представленными на выставке в классе.

СПАСИБО ЗА УРОК!

        Урок разработан учителем Кисляковской МОУ СОШ № 2 Васько Еленой Владимировной.

Сайт создан в системе uCoz

school2kis.narod.ru

Урок по кубановедению " Растения, которые нас окружают"

Инфоурок › Другое › Презентации › Презентация к уроку по кубановедению " Символика Краснодарского края "

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

Урок кубановедения 4 класс « Символика Краснодарского края» Материал подготовила учитель кубановедения МБОУ СОШ 23 Соловьева М.А.

2 слайд Описание слайда:

Тема урока: «Символика Краснодарского края» Цель: изучение символики Краснодарского края. Задачи: - изучить историю появления символики Краснодарского края,; - активизировать знания, полученные в 3-м классе; - научить анализу знаков на гербах и анализу символики разных районов края; - развивать способности самостоятельного получения знаний, самоанализа и взаимного контроля.   Оборудование: справочный материал, дидактический материал, ИКТ, презентация.

3 слайд Описание слайда:

Постановка проблемного вопроса, на выявление темы урока, целей и задач. СИМВОЛ (греч.) - знак, опознавательная примета.  СИМВОЛИКА - выражение идей, понятий или чувств с помощью условных знаков или предметов (символов). ГЕРБ - символическое изображение, присвоенное какому-либо государству, городу или роду, сочетание фигур и предметов, которым придаётся символическое значение, выражающее исторические традиции.

4 слайд Описание слайда:

Вопросы детям: Как вы думаете, почему мы воспомнили эти понятия? С какой темой урока они могут быть связаны? Изучались ли эти понятия ранее? Как вы думаете, какой будет тема нашего урока? Попробуйте сформулировать цель нашего урока? Поставьте задачи к нашему уроку?

5 слайд Описание слайда:

Перед вами Герб города Краснодара, что вы можете о нем сказать?

6 слайд Описание слайда:

Расскажите из каких фрагментов состоит Герб Кубани

7 слайд Описание слайда:

Давайте вспомним официальное описание герба: Современный герб Краснодарского края составлен на основе исторического герба Кубанской области (1874 г.). На зеленом щите золотая стена с двумя круглыми башнями, с открытыми воротами и черными швами, над башней золотой пернач между двух серебряных бунчуков с золотыми остриями на золотых древках. В золотой верхней части щита чёрный орел, имеющий на груди Кавказский крест. Щит увенчан древней державной короной, над которой возвышается российский штандарт с навершием в виде орла и буквами «РФ» в центре. Щит украшен золотыми дубовыми листьями, соединенными алой лентой. За щитом расположены 4 лазоревых знамени, пожалованные нашим предкам за мужество и верную службу.

8 слайд Описание слайда:

Слова для справок. Пернач (булава) – знак власти полковника. Бунчук – символ власти у казачьих атаманов. Вензель – сочетание начальных букв имени и фамилии перевитые между собой.

9 слайд Описание слайда:

Физминутка

10 слайд Описание слайда:

К официальным знакам также относят флаг: ФЛАГ - символ государства, края, его официальный отличительный знак; одноцветное или многоцветное полотнище с гербом или иной эмблемой или без таковых. Как выглядит флаг Кубани? Что обозначают цвета флага?

11 слайд Описание слайда:

Флаг Краснодарского края

12 слайд Описание слайда:

Флаг Краснодарского края представляет собой прямоугольное полотнище из трёх горизонтальных полос: верхней – синего, средней – малинового и нижней – зеленого цвета. Ширина двух крайних полос равна ширине малиновой полосы. Малиновый цвет – в честь запорожцев, основателей Кубанского войска; синий – донцов, часть которых переселилась на Кубань; зелёный цвет – цвет горцев. Малиновый цвет шире, потому что запорожцев было больше. В центре флага расположен герб Краснодарского края, выполненный в одноцветном варианте – золотым цветом. Отношение ширины флага и его длины – 2:3. В малиновом цвете усматривают благополучие и радость, в синем – цвет мира, в зеленом – цвет дружбы. Флаг Краснодарского края был принят законодательной радой Кубанского Краевого правительства 10 февраля 1919 года.

13 слайд Описание слайда:

ГИМН (от греч. hymnos - хвалебная песнь) - торжественная песнь, зачастую используемая в качестве музыкального символа. Наряду с гербом и флагом является одним из государственных символов. Расскажите историю появления официальной песни Краснодарского края?

14 слайд Описание слайда:

Историческая справка: В годы Великой Отечественной песня поднимала боевой дух казаков и вместе с ними прошла победный путь от берегов Кубани до Эльбы. Ее слышали в Польше, Румынии, Болгарии, Венгрии, Германии. В настоящее время песня олицетворяет собою Кубань. 24 марта 1995 года Законодательное Собрание Краснодарского края утвердило ее в качестве гимна Краснодарского края. Народная песня "Ты, Кубань, Ты наша Родина", написана в 1914 году на русско-турецком фронте. Была посвящена казакам 1-го Кавказского казачьего полка в память боевой их славы в первой мировой войне. Автор слов - полковой священник Константин Образцов, музыка народная Песня сразу привлекла внимание воинов. Нотный текст Гимна обработал художественный руководитель Государственного академического Кубанского казачьего хора народный артист России Виктор Захарченко. Гимн Краснодарского края исполняется во время торжественных церемоний и иных мероприятий, проводимых органами государственной власти: при поднятии флага Кубани, при открытии и закрытии торжественных собраний, при открытии памятников и памятных знаков, при вручении наград. ГИМН КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

15 слайд Описание слайда:

ВИКТОР ЗАХАРЧЕНКО

16 слайд Описание слайда: 17 слайд Описание слайда:

Закрепление полученных знаний Игра «Восстанови флаг»

18 слайд Описание слайда:

Пернач Бунчук Знамена Крепостная стена Башенная корона Вензель

19 слайд Описание слайда:

! ?

20 слайд Описание слайда:

Подведение итогов урока. Самоанализ и взаимоконтроль учащихся. Выставление оценок Домашнее задание: Выучи символы Краснодарского края. Придумай и нарисуй герб своей семьи (вспомни, что такое герб).

infourok.ru


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта