Растения и животные субтропиков 4 класс кубановедение. Презентация к урокам кубановедения и окружающего мира «Черноморское побережье Кавказа – субтропическая зона России»

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Презентация к урокам кубановедения и окружающего мира «Черноморское побережье Кавказа – субтропическая зона России». Растения и животные субтропиков 4 класс кубановедение


Презентация к урокам кубановедения и окружающего мира «Черноморское побережье Кавказа – субтропическая зона России»

ГБОУ школа №26 г. Краснодара

«Черноморское побережье Кавказа – субтропическая зона России»

Учитель начальных классов

Логачёва Л.Н.

ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

  • Зона занимает очень маленькую территорию. Эта удивительная зона расположена на побережье. С одной стороны – высокие молодые Кавказские горы, а с другой – Чёрное море.

КЛИМАТ

  • Климат морской, много осадков. Солнце поднимается достаточно высоко над горизонтом ( много тепла, света).
  • Солнце за лето нагревает море, а затем море отдаёт побережью зимой тёплый воздух. Кавказские горы находятся близко, прямо у самого побережья.
  • Они защищают побережье от холодных северных ветров. Лето здесь жаркое. Солнце стоит также высоко над горизонтом, как и в пустыне.
  • Даже зимой его лучи сильно согревают поверхность земли, температура воздуха остаётся выше 0 градусов и выпадающий снег быстро тает, не лежит на земле долго. В то время, когда на Севере свирепствуют морозы, бушуют метели, здесь в садах цветут розы.
  • Зима короткая и тёплая (+4…+7 градусов), морозов почти не бывает.
  • Зимой некоторые растения стоят зелёными, активно растут и даже цветут

РАСТИТЕЛЬНЫЙ МИР СУБТРОПИКОВ Благоприятные условия – тепло и влага – дают возможность расти высоким деревьям с крупными листьями, теплолюбивым деревьям.

РАСТИТЕЛЬНЫЙ МИР СУБТРОПИКОВ

БУК

РАСТИТЕЛЬНЫЙ МИР СУБТРОПИКОВ

КАШТАН

РАСТИТЕЛЬНЫЙ МИР СУБТРОПИКОВ Растения, привезённые из разных тёплых стран.

КИПАРИС

ПАЛЬМА

РАСТИТЕЛЬНЫЙ МИР СУБТРОПИКОВ

МАГНОЛИЯ

РАСТИТЕЛЬНЫЙ МИР СУБТРОПИКОВ

На Черноморском побережье растёт много фруктовых деревьев: персики, абрикосы, инжир.

ИНЖИР

АБРИКОСЫ

РАСТИТЕЛЬНЫЙ МИР СУБТРОПИКОВ Здесь растут виноградники. А на склонах гор раскинулись плантации чая.

Виноград

Чайный куст

ЖИВОТНЫЙ МИР СУБТРОПИКОВ Гордостью местных лесов является кавказский благородный олень. Это крупное, стройное и грациозное животное.

КАВКАЗСКИЙ БЛАГОРОДНЫЙ ОЛЕНЬ

ЖИВОТНЫЙ МИР СУБТРОПИКОВ По красоте своей оленю не уступает косуля. Она также стройна, горделива, изящна.

КОСУЛЯ

ЖИВОТНЫЙ МИР СУБТРОПИКОВ «Хозяином леса» является кавказский медведь.

КАВКАЗСКИЙ МЕДВЕДЬ

ЖИВОТНЫЙ МИР СУБТРОПИКОВ В лесах обитают и кабаны. Тело их покрыто густой щетиной тёмно-бурого цвета. Они жадно поедают плоды каштанов, орехи, жёлуди.

КАБАНЫ

ЖИВОТНЫЙ МИР СУБТРОПИКОВ Есть цикады, питающиеся соком растений.

ЦИКАДЫ

ЖИВОТНЫЙ МИР СУБТРОПИКОВ Часто на ветках можно разглядеть замершего богомола. Застыв в молитвенной позе, этот охотник ждёт жертву (мелких насекомых), хватает её и тут же ест.

БОГОМОЛ

ЖИВОТНЫЙ МИР СУБТРОПИКОВ

ОЛЕАНДРОВЫЙ БРАЖНИК

Встречаются удивительной красоты бабочки, такие как олеандровый бражник.

ЖИВОТНЫЙ МИР СУБТРОПИКОВ

ЗМЕИ

ЯЩЕРИЦЫ

К животным суши также относятся ящерицы и змеи.

ЖИВОТНЫЙ МИР СУБТРОПИКОВ

ЧАЙКИ

В море добывают себе пищу разные птицы – чайки, бакланы. Это хитрые, умные и очень прожорливые птицы. Бакланы с трудом ходят по земле, но очень ловко лазают по деревьям, отлично летают и плавают.

БАКЛАН

ЖИВОТНЫЙ МИР СУБТРОПИКОВ морские обитатели

Удивительны  и неповторимы морские обитатели: медузы, крабы.

МЕДУЗЫ

КРАБ

ЖИВОТНЫЙ МИР СУБТРОПИКОВ морские обитатели

Морские коньки – это рыбки с головой, похожей на голову сказочного Конька-Горбунка. У них нет постоянной окраски: сядет морской конёк на бурую водоросль – и сам станет бурым, сядет на зелёную – позеленеет.

МОРСКОЙ

КОНЁК

ЖИВОТНЫЙ МИР СУБТРОПИКОВ морские обитатели

МОРСКОЙ ЁЖ

МОРСКИЕ ЗВЁЗДЫ

ЖИВОТНЫЙ МИР СУБТРОПИКОВ морские обитатели

ДЕЛЬФИНЫ

31 октября

Международный день

Чёрного моря

multiurok.ru

Презентация к урокам кубановедения и окружающего мира «Черноморское побережье Кавказа – субтропическая зона России»

ГБОУ школа №26 г. Краснодара

«Черноморское побережье Кавказа – субтропическая зона России»

Учитель начальных классов

Логачёва Л.Н.

ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

  • Зона занимает очень маленькую территорию. Эта удивительная зона расположена на побережье. С одной стороны – высокие молодые Кавказские горы, а с другой – Чёрное море.

КЛИМАТ

  • Климат морской, много осадков. Солнце поднимается достаточно высоко над горизонтом ( много тепла, света).
  • Солнце за лето нагревает море, а затем море отдаёт побережью зимой тёплый воздух. Кавказские горы находятся близко, прямо у самого побережья.
  • Они защищают побережье от холодных северных ветров. Лето здесь жаркое. Солнце стоит также высоко над горизонтом, как и в пустыне.
  • Даже зимой его лучи сильно согревают поверхность земли, температура воздуха остаётся выше 0 градусов и выпадающий снег быстро тает, не лежит на земле долго. В то время, когда на Севере свирепствуют морозы, бушуют метели, здесь в садах цветут розы.
  • Зима короткая и тёплая (+4…+7 градусов), морозов почти не бывает.
  • Зимой некоторые растения стоят зелёными, активно растут и даже цветут

РАСТИТЕЛЬНЫЙ МИР СУБТРОПИКОВ Благоприятные условия – тепло и влага – дают возможность расти высоким деревьям с крупными листьями, теплолюбивым деревьям.

РАСТИТЕЛЬНЫЙ МИР СУБТРОПИКОВ

БУК

РАСТИТЕЛЬНЫЙ МИР СУБТРОПИКОВ

КАШТАН

РАСТИТЕЛЬНЫЙ МИР СУБТРОПИКОВ Растения, привезённые из разных тёплых стран.

КИПАРИС

ПАЛЬМА

РАСТИТЕЛЬНЫЙ МИР СУБТРОПИКОВ

МАГНОЛИЯ

РАСТИТЕЛЬНЫЙ МИР СУБТРОПИКОВ

На Черноморском побережье растёт много фруктовых деревьев: персики, абрикосы, инжир.

ИНЖИР

АБРИКОСЫ

РАСТИТЕЛЬНЫЙ МИР СУБТРОПИКОВ Здесь растут виноградники. А на склонах гор раскинулись плантации чая.

Виноград

Чайный куст

ЖИВОТНЫЙ МИР СУБТРОПИКОВ Гордостью местных лесов является кавказский благородный олень. Это крупное, стройное и грациозное животное.

КАВКАЗСКИЙ БЛАГОРОДНЫЙ ОЛЕНЬ

ЖИВОТНЫЙ МИР СУБТРОПИКОВ По красоте своей оленю не уступает косуля. Она также стройна, горделива, изящна.

КОСУЛЯ

ЖИВОТНЫЙ МИР СУБТРОПИКОВ «Хозяином леса» является кавказский медведь.

КАВКАЗСКИЙ МЕДВЕДЬ

ЖИВОТНЫЙ МИР СУБТРОПИКОВ В лесах обитают и кабаны. Тело их покрыто густой щетиной тёмно-бурого цвета. Они жадно поедают плоды каштанов, орехи, жёлуди.

КАБАНЫ

ЖИВОТНЫЙ МИР СУБТРОПИКОВ Есть цикады, питающиеся соком растений.

ЦИКАДЫ

ЖИВОТНЫЙ МИР СУБТРОПИКОВ Часто на ветках можно разглядеть замершего богомола. Застыв в молитвенной позе, этот охотник ждёт жертву (мелких насекомых), хватает её и тут же ест.

БОГОМОЛ

ЖИВОТНЫЙ МИР СУБТРОПИКОВ

ОЛЕАНДРОВЫЙ БРАЖНИК

Встречаются удивительной красоты бабочки, такие как олеандровый бражник.

ЖИВОТНЫЙ МИР СУБТРОПИКОВ

ЗМЕИ

ЯЩЕРИЦЫ

К животным суши также относятся ящерицы и змеи.

ЖИВОТНЫЙ МИР СУБТРОПИКОВ

ЧАЙКИ

В море добывают себе пищу разные птицы – чайки, бакланы. Это хитрые, умные и очень прожорливые птицы. Бакланы с трудом ходят по земле, но очень ловко лазают по деревьям, отлично летают и плавают.

БАКЛАН

ЖИВОТНЫЙ МИР СУБТРОПИКОВ морские обитатели

Удивительны  и неповторимы морские обитатели: медузы, крабы.

МЕДУЗЫ

КРАБ

ЖИВОТНЫЙ МИР СУБТРОПИКОВ морские обитатели

Морские коньки – это рыбки с головой, похожей на голову сказочного Конька-Горбунка. У них нет постоянной окраски: сядет морской конёк на бурую водоросль – и сам станет бурым, сядет на зелёную – позеленеет.

МОРСКОЙ

КОНЁК

ЖИВОТНЫЙ МИР СУБТРОПИКОВ морские обитатели

МОРСКОЙ ЁЖ

МОРСКИЕ ЗВЁЗДЫ

ЖИВОТНЫЙ МИР СУБТРОПИКОВ морские обитатели

ДЕЛЬФИНЫ

31 октября

Международный день

Чёрного моря

multiurok.ru

"Субтропики" (Животный мир - 4 часть)

Просмотр содержимого презентации «СУБТРОПИКИ коцовка 4 ЖИВОТНЫЙ МИР СУБТРОПИКОВ ВЫВОДЫ»

Шмель

дельфины

скат

игла

краб

медуза

кораллы

морской ёж

морской конёк

морской огурец

  • Природная зона, которая протянулась по побережью Чёрного моря? Что вы знаете о природных условиях этой зоны?
  • Расскажите о разнообразии растительного мира субтропиков?
  • Расскажите о животном мире черноморского побережья?
  • Чем удивителен подводный мир Чёрного моря?
  • Почему на побережье Чёрного моря люди отдыхают и лечатся?

6. Назовите экологические проблемы черноморского

побережья?

♥ Божья коровка грызла молодой побег. Синица заметила жучка и

запрыгала в его сторону. Божья коровка моментально перелетела

на ближайший чёрно-красный цветок и стала невидимой для врага.

♥ Лягушка прыгала по лугу, скусывая своими мелкими, но острыми

зубами мелкие белые цветки, и проглатывала их. Потом она быстро

выкопала ямку острыми когтями передних лапок.

♥ Чайка летала над водой и высматривала рыбу . Вот она заметила

в воде крупного налима. Бросившись в воду. Она нырнула, погналась

за рыбиной. Острые кривые когти хищника вонзились в рыбий бок.

Чайка вынырнула и поднялась в воздух. Она тяжело махала крыльями,

А крупная рыбина извивалась в её когтях.

Божья коровка – хищник, питается тлёй. Она ядовита, и поэтому ей не

надо маскироваться а цветах.

Лягушки не едят растительную пищу и ничего не могут откусить

зубами. На пальцах лягушек нет когтей.

Чайки питаются мелкой рыбой, такой, какую могут проглотить. Рыбу эти

птицы хватают только клювом. А ныряют очень неглубоко. Когти у чаек

не большие и не загнутые, в когтях они рыбу не носят.

multiurok.ru

Урок по курсу "Кубановедение" в 4-м классе "Красная книга Кубани"

Разделы: Начальная школа

Цели:

  • расширить знания о Красной книге как о правовом документе, представления о роли природы в жизни человека, об ответственности  людей за состояние окружающей среды;
  • формировать умение  взаимодействовать в группе;
  • воспитывать патриотизм, любовь к родному краю на основе   обогащения знаний о растительном и животном мире Кубани;
  • прививать любовь к  природе; разумно пользоваться её дарами; разбудить интерес к более глубокому изучению природы Кубани;
  • накапливать экологические сведения, сведения о роли человека, его взаимодействии с природой;
  • развивать интерес ко всему живому, внимательность, наблюдательность.

Оборудование:

  • компьютер;
  • мультимедиа оборудование;
  • магнитофон, фонограмма «Шум деревьев»;
  • карточки с иллюстрациями растений и животных Красной книги Краснодарского края;
  • страницы-заготовки для книжки-картинки «По страницам Красной книги Кубани»;
  • работы учащихся по данной теме.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Звучит фонограмма «Шум деревьев». На фоне музыки учитель читает стихотворении:

Шуми, шуми, зелёный лес! Знаком мне шум твой величавый, И твой покой, и блеск небес Над головой твоей кудрявой. Я с детства понимать привык Твоё молчание немое, И твой таинственный язык Как что-то близкое, родное.

 – Ребята, чтобы наш урок прошел интересно и успешно, давайте поприветствуем друг друга своими улыбками.

II. Повторение изученного материала

Сегодня наш урок будет проходить в   необычной форме. Работать вы будете в группах. (Ребята рассаживаются в четыре группы по 6 человек). В процессе урока каждая группа будет получать задание. А начнем мы наш урок с повторения.

1-е задание. Расшифруйте названия рек Краснодарского края. «Кресс-кросс».

Б А К В П Д У Р У П
Е О У У Ф Х А Х К Н
Й П Б Ю С Т Л А Б А
С Б А Я С О Ч И Ю Ц
У С Н Б

Е

Л

А

Я

Е

Я

Г П Ь Г

П

Ш

А

Д

А

Ю

Каждая группа записывает на листочках названия рек. Затем дети поочередно читают. Чья группа узнает больше названий? На экране высвечиваются названия всех семи рек.

2-е задание. Следующее задание поможет нам узнать тему нашего урока.  На экране – карточки с изображениями животных и растений Кубани.

– Ребята, назовите изображенных здесь животных и растения нашего края. Если вы назовете правильно, карточка перевернется. На обратной стороне будут написаны слова из пословицы. Перевернув все карточки, мы сможем прочитать всю пословицу.   (Приложение)

№1 мать-и-мачеха  (охранять) №2 олень  (природу) №3 пшеница  (значит) №4 дикий кабан  (охранять) №5 шиповник  (Родину)

Открывается пословица: «Охранять природу – значит охранять Родину».

Мы живем в богатой стране,  среди красивой природы. Сможем ли мы, люди, жить без природы? Человек – часть этой природы, наиболее разумная ее часть. Человек может уничтожить или сберечь свой дом – природу. Какие права есть у природы? И есть ли они вообще?

III. Изучение нового материала

1.

– К чему призывает нас получившаяся пословица? –   Какие природоохранные организации вы знаете?  (Заповедник, заказник, национальный парк). – А что еще   создано людьми для защиты прав природы, для ее охраны и сбережения? (Красная книга.) – Красный сигнал смертельной опасности – это призыв к разуму и совести каждого.

Учитель показывает на слайде «Красную книгу Краснодарского края.К концу урока каждая группа должна сделать свою книжку-картинку «По страницам Красной книги Кубани».На столе у каждой группы стоит табличка с темой.

1-я группа – «Растения Красной книги» 2-я группа – «Млекопитающие Красной книги» 3- я группа – «Птицы Красной книги» 4-я группа – «Насекомые Красной книги»

В центре класса стоит стол. На нем лежат карточки с изображением и описанием животных и растений Красной книги.

2. Учащиеся читают стихотворение:

1. Нам всем очень тревожно, Что порой мы безбожно Не храним, что имеем, Не щадим, Не жалеем, 2.  Ни за что не в ответе. Словно самую малость Нам на этой планете Жить и править осталось. Не хозяева вроде, Так добро своё губим. А гордимся Кубанью И Отечество любим. 3.  Дерево, трава, цветок и птица Не всегда умеют защититься. Если будут уничтожены они, На планете мы останемся одни.

3. Ребята, сегодня на уроке мы поговорим о растениях и животных, которые требуют нашей помощи и защиты. Они уже занесены в Красную книгу Краснодарского края.

4. Сначала давайте поговорим о растениях. Посмотрите на экран. Вы видите зашифрованные названия растений Красной книги. Расшифруйте их и вы узнаете, какие растения просят у нас помощи.  (Приложение)

На экране:

СИПЖЕКНОДН                 (подснежник кавказский) ЯЛИЛИ                                (лилия кавказская) СОТЛО                                (лотос орехоносный)  ФАШНАР                            (шафран прекрасный) ИТС                                      (тис ягодный) ОНИП                                  (пион тонколистный)

И еще одно замечательное растение – цезарский гриб.

Учащиеся работают с картами Краснодарского края.

5. Просят у нас защиты самые маленькие представители фауны – насекомые.

Учащиеся читают заранее подготовленные сообщения.  (Приложение)

Сколия-гигант

Самое крупное насекомое отряда Перепончатокрылых. Все тело и конечности черные. Крылья темно-желтые. Взрослые особи питаются нектаром и пыльцой. Летает в течение всего лета и большую часть жизни проводит в почве в поиске личинок жуков. В Краснодарском крае распространен повсеместно на полянах, опушках, склонах балок.

Толстун степной

Крупное насекомое бронзово-черного цвета. Крылья у него отсутствуют. В пищу потребляют злаки, иногда – животную пищу. Встречаются в июне. В Краснодарском крае встречается в Анапском районе.

Усач альпийский

Тело серое, густо покрытое чуть голубоватыми волосками. Развивается в древесине бука, реже дуба, ясеня, ив. Личинки жука выгрызают ходы в древесине. В Краснодарском крае отмечен в лесах предгорной и горной зон, в Гуамском ущелье.

Жук-олень

Окраска тела коричневато-черная.верхние челюсти самцов имеют крупные размеры и напоминают рога оленя. Жуки выходят в мае. После откладки яиц большинство жуков отмирают, но отдельные встречаются до ноября, питаясь соком поврежденных стволов и ветвей деревьев. В Краснодарском крае распространен в равниной части и в поясе смешанных лесов.

Учащиеся работают с картами Краснодарского края.

IV. Физкультминутка

Проведем, друзья, сейчас упражнение для глаз. Вправо, влево посмотрели, глазки все повеселели. Снизу вверх и сверху вниз. Ты хрусталик не сердись, Посмотри на потолок, отыщи там уголок. Чтобы мышцы крепче стали, смотрим по диагоналям. Мы не будем циркуль брать, будем взглядом круг писать. А теперь слова напишем. Чьи же буквы будут выше? «папа», «мама», «дом», «трава» – за окном у нас видна. За окно ты посмотри, что ты видишь там вдали? А теперь на кончик носа. Повтори так восемь раз – лучше будет видеть глаз. Глазки нас благодарят, поморгать нам всем велят. Плавно глазками моргаем, потом глазки закрываем. Чтобы больше было силы, к ним ладошки приложили. Раз, два, три, четыре, пять – можно глазки открывать. 

– Но в нашей помощи нуждаются не только маленькие представители животного мира. Ее просят и большие, но такие беззащитные животные.

V. Игра «Угадай животное по описанию»

Описание может читать либо учитель, либо подготовленные ученики.  (Приложение)

Зубр

Крупное животное с длиной тела до 3,5м и высотой в холке до 2м. передняя часть выше за счет спинного горба. На шее и груди бурая шерсть в виде гривы. А подбородок оканчивается бородой. Живет небольшими группами, объединяясь в стада по 20-30 животных только зимой. Обитает в Кавказском государственном биосферном заповеднике.

Выдра кавказская

Относительно крупное животное с туловищем до 70см и хвостом до 45см. ноги короткие с плавательными перепонками между пальцами. Питается рыбой, лягушками и другими водными мелкими животными, нападает на птиц и грызунов. В Краснодарском крае обитает в притоках левобережья Кубани. Встречается во многих речках Черноморского побережья.

Перевязка

Зверек с длинным гибким туловищем, внешне похожий на хорька. Хвост длинный и пушистый. На небольшой голове широко расставленные, округлые уши. Питается мышевидными грызунами. В Краснодарском крае обитает в степной зоне.

Рысь

Животное средних размеров с относительно коротким туловищем и высокими ногами. По бокам большой округлой головы удлиненные волосы образуют своеобразные бакенбарды. Охотится в сумерках и ночью. Питается мышевидными грызунами, зайцами. Встречается в горных районах.

Учащиеся работают с картами Краснодарского края.

– Ребята, представителей какой группы животных мы еще не назвали? Конечно птицы. Посмотрите на изображения птиц, занесенных в Красную книгу нашего края. Выполнив задание каждой птицы, мы сможем узнать как она называется. 

№1.  Задача: Автомобиль двигался со скоростью 70км/ч. Какое расстояние он проделает за 8 часов? №2. Разберите по составу слово: кормушка. №3. Найдите периметр и площадь прямоугольника со сторонами 6см и 8см. №4. Определите падеж имен существительных: подъехал к деревне, расцвели на окраине, висит на стене, улыбнулся от радости.  (Приложение) БЕРКУТ, ЧЕРНЫЙ АИСТ, РОЗОВЫЕ ПЕЛИКАНЫ, КАВКАЗСКИЙ ТЕТЕРЕВ.

Учащиеся работают с картами Краснодарского края.

VII. Итог урока

– Молодцы, ребята! Сегодня на уроке мы познакомились лишь с некоторыми представителями флоры и фауны. Которые находятся на грани исчезновения и нуждаются в нашей защите. А сейчас каждая группа подойдет  к столу, выберет нужные ей карточки для своей Красной книги и сделает свою небольшую книжку-картинку «По страницам Красной книги Кубани». Давайте посмотрим. Что у вас получилось.

Группа учащихся читает стихотворение  «БЕРЕГИ ПРИРОДУ»

1-й чтец:

Ты видел, в лебедей стреляли? Ты видел, как они упали? Скажи, а если б птицы знали И если б только понимали, Что их полет прощальным будет, Их на зоре подстрелят люди, Скажи, они бы не летали?

2-й чтец:

Наверно, даже если б знали И даже если б понимали, То все равно б взмывали в высь. Ведь небо – это их стихия! Ведь небо – это их свобода! Ведь небо – это вся их жизнь!

3-й чтец:

А в небе – стая журавлей. Так грустно над землей кружится. Земля… Скажи, что стало б с ней, Когда б на ней умолкли птицы?

4-й чтец:

Тогда бы мертвым стало небо. И – тишина в пустых лугах, И, может быть, колосья хлеба Не колосились бы в полях. И на полях уж не грачи, А стаи черной саранчи.

5-й чтец:

Я не хочу такого мира, Где все так серо, все уныло… Опомнись, вздрогни человек. Не долог на земле твой век Но что после себя оставим? И чем себя мы здесь прославим? Убитой птицей на заре? Лесами черными в огне? И свалкой мусора огромной? Иль атмосферою зловонной? Иль речкой с мертвою плотвой? Полями с выжженной травой?

6-й чтец:

Опомнись, вздрогни, человек! Перед природой ты в долгу, И славен, будет пусть твой век Травой душистой на лугу. И трелью птиц веселой, звонкой, И шумным плеском родника, И гроздьями рябины тонкой, И синим глазом василька, И свежим ароматом трав, И рощи шумом, и дубрав.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта