Растения экваториального леса 3 класс презентация. Урок по предмету «Человек и мир» (3 класс) Подготовила учитель начальных классов

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

"Экваториальный лес". Презентация по окружающему миру. Растения экваториального леса 3 класс презентация


"Экваториальный лес". Презентация по окружающему миру.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

Разработала Нурюкенова Зухра Ермековна, учитель начальных классов МБОУ Наримановского района «СОШ №10» Астраханской области

2 слайд Описание слайда: 3 слайд Описание слайда: 4 слайд Описание слайда:

Деревья в экваториальных лесах сбрасывают листву не сразу, а меняют её постепенно. поэтому лес всегда зелёный.

5 слайд Описание слайда:

Многие растения экваториальных лесов дают не только ценную древесину, но и плоды, сок, кору, которые используются в технике, строительстве и медицине.

6 слайд Описание слайда: 7 слайд Описание слайда:

Раффлезия – растение-паразит с неприятным запахом и самым крупным в мире цветком, диаметром 1 м и весом до 8 кг. Лианы – вьющиеся растения

8 слайд Описание слайда:

Животный мир экваториальных лесов очень разнообразен. На деревьях живут многочисленные обезьяны- мартышки и шимпанзе. Здесь же водятся кистеухие свиньи, карликовые бегемоты, леопарды, гориллы, которые больше нигде встречаются.

9 слайд Описание слайда:

Лягушка-голиаф - самая крупная лягушка в мире. Длина её достигает 35 см, а вес 3,5 кг. В экваториальных лесах Африки живет родственник жирафа — окапи. К наземным обитателям относят мелких копытных (африканский Оленек).

10 слайд Описание слайда:

В рыхлой почве водятся разные змеи и ящерицы. Ещё там обитает муха цеце, укус которой вызывает опасное заболевание у человека и животных.

11 слайд Описание слайда:

Пантера

12 слайд Описание слайда:

Известным хищником экваториальных лесов является ягуар.

13 слайд Описание слайда:

В реках экваториальных лесов водятся хищные рыбы – пираньи, а также крокодилы.

14 слайд Описание слайда:

Спасибо за внимание!

15 слайд Описание слайда:

Источники информации: 1. http://nsportal.ru/shkola/geografiya/library/2012/12/12 2. referats.allbest.ru/geography/8700298103.html 3. nsportal.ru/shkola/.../library/.../vlazhnye-ekvatorialnye

Найдите материал к любому уроку,указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсемирная историяВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеДругоеДругойЕстествознаниеИЗО, МХКИзобразительное искусствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИспанский языкИсторияИстория РоссииИстория Средних вековИтальянский языкКлассному руководителюКультурологияЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМировая художественная культураМузыкаМХКНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирОсновы безопасности жизнедеятельностиПриродоведениеРелигиоведениеРисованиеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФинский языкФранцузский языкХимияЧерчениеЧтениеШкольному психологуЭкология

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала: ДБ-110160

Похожие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

infourok.ru

Урок по предмету «Человек и мир» (3 класс) Подготовила учитель начальных классов

ГУО «Гимназия №6 г.Минска»

Урок по предмету «Человек и мир» (3 класс)

Подготовила учитель начальных классов:

Гущина Людмила Казимировна

Тема: Растительный и животный мир экваториального леса.Цели:

- дать представление учащимся о растениях и животных экваториальных лесов, их разнообразии, приспособленности к условиям жизни;

- развивать умение у учащихся работать в коллективе, устанавливать причинно-следственные связи, обогащать словарный запас учащихся;

-формировать у учащихся условия для воспитания чувства удивления и восхищения мудростью природы, бережного отношения к природе.

Тип урока: изучение нового материала и первичное закрепление знаний

Оборудование: компьютер, проектор, колонки, мультимедийная презентация, фонограммы голосов птиц и животных; логико-смысловая модель по теме «Экваториальные леса»; карточки для самостоятельной работы; карточки с названием животных и растений, карточки для групповой работы, фланелёграф, географическая карта, картинки божьих коровок.

Ход урока

  1. Организационный момент
– Ранее на уроках мы изучали животный и растительный мир наших лесов. Этот мир оказался очень разнообразен. Сегодня мы продолжим знакомиться с разнообразием растительного и животного мира нашей планеты. Я предлагаю отправиться туда, где самые благоприятные условия для роста растений, где всё время тепло и много влаги.

Для того, чтобы вас заинтересовать, я подготовила фишки, которые вы сможете заполучить в течение урока, активно участвуя в обсуждении рассматриваемых вопросов. В конце урока я сообщу, какая отметка соответствует набранному количеству фишек.

  1. Актуализация знаний и опыта учащихся
( Фронтальный опрос. Метод словесный)

- Посмотрите на карту. Больше всего солнечного тепла получают те участки на Земле, которые находятся вблизи экватора.

- Где на географической карте находится экватор? (ученик прикрепляет ленту к линии экватора)

- Как будут называться леса, расположенные вблизи экватора?

(экваториальные).Слайд 1(название)

(К доске в логико-смысловую модель прикрепляется карточка с названием темы урока. Приложение 1).

– Через какие материки на нашей карте проходит линия экватора? (Линия экватора проходит через Южную Америку, Африку, Индонезию). (Названия континентов прикрепляются к географической карте. Приложение 1).Слайд 2 (названия континентов)

-- Вот именно туда мы и направляемся. Окунёмся в мир растений экваториального леса.

Слайд 3 (название подтемы)

  1. Изучение нового материала (1 этап урока)
(Опрос в форме беседы, частично-поисковый метод)

– Хозяева экваториального леса – вечнозеленые деревья. А знаете ли вы, почему там деревья называют вечнозелеными? (Листва на деревьях есть круглый год).

-- Они растут очень близко друг к другу, так как их много, поэтому их кроны плотно смыкаются, не давая проникать свету, внизу под деревьями Слайд 4 (изображение экваториального леса)

  • Растения экваториальных лесов дают огромное количество кислорода. Деревья очень стройные и высокие (до 60м).

Слайд 5 (сравнение с домом)

–Как вы думаете, какая погода в экваториальных лесах?

Ответы детей.

-- Как же растения приспособились к постоянному теплу и большому количеству влаги? Слайд 6 (листья)

-- Листья растений большие, кожистые, плотные, блестящие. Такие листья не боятся солнца, ведь оно там всегда до обеда. По листьям хорошо стекает дождевая вода, а во второй половине, там идет дождь. Слайд 7 (воздушные корни)

− Многие деревья имеют воздушные корни. Они служат дополнительной опорой.Слайд 8 (фотографии растений)

− В экваториальных лесах большое разнообразие видов деревьев и цветов. Это пальмы, кофейное дерево, древесные папоротники, орхидеи. Цветы и деревья цветут несколько раз в году. А многие травянистые растения растут прямо на стволах деревьев.

-- Предлагаю вам самим узнать о самых распространенных растениях экваториального леса – лианах. На с. 90 читаем 3 абзац со слов «Одна из…».Слайд 9(лианы)

− Что вы запомнили о лиане? (Лазающее растение, обвивает деревья до самых верхушек, длина 300м, толщина 20м)

Слайд 10-11(бамбук)

(Заранее подготовленное сообщение учащегося о бамбуке.

Приложение 2.1)

-- Посмотрите, какое удивительное дерево. На что похожи его плоды? (на булки).Слайд 12-13-14(хлебное дерево)

− Оно и называется хлебным. Конечно, на нем не растут ни батоны, ни булочки, а круглые тяжелые плоды по 30кг каждый.(Заранее подготовленное сообщение учащегося о хлебном дереве. Приложение 2.2)

− А сейчас послушайте рассказ еще об одном очень «вкусном» дереве.Слайд 16-17-18(какао)

(Заранее подготовленное сообщение учащегося о какао. Приложение 2.3)

− Значит, родина шоколадок – экваториальные леса. Слайд 19(гевея)

-- В экваториальных лесах растет интересное дерево – гевея (каучуковое дерево). Местные жители с древних времен из сока этого дерева изготавливали себе непромокаемую обувь.

Так как климатические условия не меняются в течение года, то растительность экваториальных лесов такая богатая и разнообразная.

-- Как вы думаете, все ли растения были перечислены?Слайд 20 (манго)

(Заранее подготовленное сообщение учащегося о манго. Приложение 2.4)Слайд 21-22 (раффлезия)

(Заранее подготовленное сообщение учащегося о раффлезии. Приложение 2.5)

-- Экваториальные леса – это территория самых разнообразных и красивых цветов на планете – орхидей.

Слайд 23-24-25 (орхидеи)

Слайд 26-27 (разнообразие растений)

  1. Предварительный контроль.
(Способы обучения: индивидуальный опрос, работа в парах)

-- Подведём промежуточный итог: проверим, насколько хорошо вам удалось запомнить то, о чём мы беседовали в первой части нашего урока.

  • К доске приглашаются 5 учеников, которые отвечают на вопросы. (По мере ответов учащихся на вопросы, в логико-смысловую модель на доске вывешиваются соответствующие карточки с ответами. Приложение 1.)
  1. На каких материках можно встретить экваториальные леса?
  2. Какая температура воздуха в течение года?
  3. Как часто выпадают осадки и какие?
  4. Какие растения встречаются?
  5. Какие особенности растений экваториального леса?
  • Распределите растения в две группы, первая – растения экваториального леса, вторая – смешанного. Карточки с названиями растений возьмите в конверте на парте (Приложение 4)
(Дети работают в парах. Выполняется самопроверка.)Слайд 28 – для самопроверки

-- Растения в экваториальных лесах растут, как и в наших лесах, по ярусам.Слайд 29 (ярусы леса)

– Сделайте вывод о растительном мире экваториальных лесов. (В логико-смысловую модель на доске вывешиваются соответствующие карточки с ответами. Приложение 1)

  1. Изучение нового материала (2 этап урока)
(Объяснительно-иллюстративный метод. Беседа с использованием наглядного материала, фонограммы звуков животных). (По мере знакомства с животными экваториальных лесов, соответствующие названия животных вывешиваются в логико-смысловую модель на доске. Приложение 1).– Да, ребята, экваториальные леса—это зеленая оранжерея нашей планеты с удивительным многообразием форм и красок, это поистине райский уголок.

– Как вы думаете, если так богат растительный мир, что можно предположить о животном мире экваториальных лесов? (Очень много животных).

– Почему? (Много пищи)

– А каких животных экваториальных лесов вы знаете?Слайд 30 (разнообразие животного мира)

–Предлагаю вам послушать звуки экваториального леса. (Фонограмма звуков экваториального леса) .

-- Вот мы с вами и в экваториальном лесу. Как и растительность, животный мир располагается на разных высотных этажах леса. В малонаселённом нижнем ярусе обитают различные насекомые и грызуны, а также хищники, например леопард в Африке и ягуар в Южной Америке, более мелкие дикие кошки, небольшие копытные и дикие свиньи. В Индии в таких лесах обитают индийские слоны. Они не столь крупные, как африканские, и могут перемещаться под покровом многоэтажных лесов. В полноводных реках и озёрах и на их берегах водятся бегемоты, крокодилы и водяные змеи.

Жизнь животных экваториального леса тесно связана с деревьями. Это их дом, здесь они находят укрытие, пищу, здесь отдыхают. Вот с ветки на ветку ловко перепрыгивают какие-то животные. Они цепляются лапами, хвостами за деревья. Догадались, кто это? Слайд 31 (обезьяны)

- Кроны деревьев — царство обезьян. Перескакивая с ветки на ветку, с лианы на лиану, обезьяны используют цепкие лапы, а некоторые — и хвосты. В экваториальных лесах обитают и шимпанзе, и мартышки, и гориллы. Постоянное местообитание гиббонов находится на высоте около 40-50 м над землёй, в кронах деревьев. Эти животные довольно лёгкие (5-6 кг) и буквально перелетают с ветки на ветку, раскачиваясь и цепляясь гибкими передними лапами.

-- Здесь обитают самые маленькие в мире обезьянки.Слайд 33 (игрунки)

- А есть ревуны.

- Как вы думаете, почему им дали такие названия?Слайд 33 (ревуны)

Слайд 34 (гориллы)

-- Гориллы — самые крупные представители обезьян. Их рост превышает 180 см, а весят они гораздо больше человека — до 260 кг. Несмотря на то, что внушительные размеры не позволяют гориллам так же легко, как орангутангам и шимпанзе, скакать по ветвям, они достаточно быстры. Стаи горилл живут преимущественно на земле, устраиваясь в ветвях только для отдыха и сна. Гориллы едят только растительную пищу, которая содержит много влаги и позволяет им утолять жажду. Взрослые гориллы настолько сильны, что крупные хищники боятся на них нападать.– Догадайтесь, чем питаются эти животные? (плодами, листьями деревьев)

– Двигаемся дальше по лесу. Нас встречает следующий обитатель экваториального леса.

--Про него говорят, что он самый медлительный и ленивый в лесу. Как бы вы назвали самое ленивое животное?

– Правильно. Это животное называется ленивец. Слайд 35 (ленивец)

– Внимание! Кто-то длинный зашипел и свернулся в кольцо. Кто это может быть?Слайд 36 (змеи)

– Да, на деревьях обитает множество змей, большей частью ядовитых. А как называется самая крупная змея в мире? Слайд 37-38 (анаконда)

-- Самый большой удав в мире — анаконда — обитает в Южной Америке. Анаконда способна длительное время находиться под водой. Чудовищные размеры (до 10 метров) анаконды позволяют ей охотиться и на крупных животных. Обычно это птицы, другие змеи, небольшие млекопитающие, пришедшие к водопою, но среди жертв анаконды могут оказаться крокодилы и даже люди. При нападении на жертву питоны и анаконды сначала душат ее; а затем постепенно заглатывают, «надеваясь» на тело добычи подобно перчатке. Переваривание идет медленно, поэтому эти огромные змеи долго обходятся без пищи. Анаконды могут жить до 50 лет.Тропические змеи имеют окраску зеленого цвета. Как вы думаете, для чего им такая окраска? (оставаться незаметными)Физкультминутка (звуки экваториального леса).– Осторожно пробираемся по лесу. Высоко над головой щебечут попугаи, перепрыгивают с ветки на ветку обезьяны. Пригнитесь, лианы густыми гирляндами переплелись над головой, не зацепитесь. Над головой светит яркое солнце, пот катится градом — смахните его правой рукой, затем левой. А потом пошёл дождь – нужно спрятаться под кустом. Смахните капельки дождя с одежды. А теперь поднимайте повыше ноги: здесь много муравьев. Внимание! Бамбуковые заросли! Очень тяжело пробираться. А вот и река! Амазонка! Красота! – Чей это рык доносится из чащи? (фонограмма рыка ягуара)Слайд 39 (ягуар) Америка

Слайд 40 (леопард) Африка

-- Эта большая африканская кошка хорошо лазает по ветвям и стволам деревьев. Объектом охоты леопарда становятся, как правило, обезьяны, небольшие копытные, дикие свиньи. Леопард способен нести в зубах добычу, вес которой превышает его собственный. Охотиться этому хищнику помогает его пятнистая окраска, хотя встречаются и совершенно чёрные леопарды — их называют пантерами. В Южной Америке живет ягуар, который похож окраской на леопарда, а сложением — на тигра.– А знаете ли вы, как называется это животное? Слайд 41(муравьед)

-Догадались, почему его так называют?

--Попробуйте догадаться, зачем муравьеду сильные когти на передних лапах?

–А для чего ему длинный клейкий язык?

--Питается муравьями и термитами.

Термиты – это насекомые, по виду напоминающие муравьев. Термиты питаются отмершими растениями, опавшими ветками, древесиной деревьев.Слайд 42 (термиты)

– Экваториальные леса полны птиц. Птицы, обитающие на всех этажах очень разнообразны

Угадайте птиц по голосу (фонограмма).

–Конечно, один из самых распространённых птиц вечнозелёных лесов – это попугаи. Здесь очень много попугаев. Самый большой из них – ара. Его длина тела составляет 95 см.Слайд 43-44(попугаи)

– Какая птичка самая маленькая в Беларуси? (королек)

-А о самой маленькой птичке экваториальных лесов мы сейчас услышим.

(Заранее подготовленное сообщение учащегося о колибри. Приложение 2.6).Слайд 45 (колибри)V. Проверка полученных знаний

(Фронтальный опрос)

-- Проверим, как вы усвоили информацию о животном мире экваториальных лесов.

  • Самые маленькие обезьянки в мире – игрунки.
  • Самый медлительный зверь на Земле – ленивец.
  • Самая крупная в мире змея – анаконда.
  • Самый крупный хищник – ягуар.
  • Самая маленькая в мире птичка – колибри.
  • Самый большой попугай экваториальных лесов – ара.

(В логико-смысловую модель на доске вывешиваются соответствующие карточки с ответами. Приложение 1.)

  1. Изучение материала на дополнительном уровне
(Метод обучения: объяснительно-иллюстративный)

–Посмотрите на логико-смысловую модель на доске. Как вы думаете, мы назвали всех животных тропического леса ?

-- Внимание на экран (демонстрация слайдов с изображением животных экваториального леса)Слад 46 (гарпия)

Слайд 47(равнинный тапир)

Слайд 48 (капибара)

Слайд 49 (слон)

Слайд 50 (жабы)

Слайд 51(бегемоты)

Слайд 52(крокодилы)

  1. Обобщение полученных знаний
– Давайте проанализируем наши наблюдения и сделаем выводы. Посмотрите на логико-смысловую модель на доске.

– Как вы думаете, почему в тропиках такое многообразие животных? С чем это связано? (Много пищи для животных--растений)

– А почему растительный мир так богат? (Благоприятные климатические условия.)

  1. Закрепление изученного материала. Применение материала в измененной ситуации
(Метод обучения: исследовательский, способ обучения – работа в группах.)1 группа:

Вставить в текст пропущенные слова (Приложение 3)2группа:

Выбрать предложения, характеризующие особенности растений экваториального леса (Приложение 3). 3группа:

Соединить начало предложения с его окончанием.

(Приложение 3).4 группа:

Ответить на вопрос: Что может случиться, если люди буду вырубать экваториальные леса

Составить 2 цепи питания в экваториальном лесу, используя карточки: (Приложение 3).

растения, ягуар, обезьяна,

тапир, гарпия, растения

5 группа.

Прочитайте текст в учебнике (стр.95) и заполните таблицу (Приложение 3):

муравьед

длина тела –

масса тела –

длина языка –

съедает за день – 6 группа:

Найти лишнее слово в каждом ряду (Приложение 3 ) :

обезьяна, колибри, ягуар

ленивец, анаконда, бамбук

термиты, муравьед, капибара

Проверка выполнения заданий в группах, используя слайды:

Слайд 53(соединить предложения, группа 3)

Слайд 54 (цепи питания, группа 4)

Слайд 55 (муравьед, группа 5)

Слайд 56 (лишнее слово, группа 6)IX. Выходной контроль

(Текст с ошибками)

Тест «Верите ли вы, что…?» (дети фиксируют ответы с помощью знаков +,-)

1.Верите ли вы, что колибри питаются нектаром растений?

2.Верите ли вы, что длина анаконды 20 м?

3.Верите ли вы, что богатство животного мира экваториальных лесов зависит от богатства растительного мира?

4.Верите ли вы, что самая маленькая птичка в мире – это королек?

5.Верите ли вы, что способ защиты у ленивца – оставаться незаметным?

Проверка выполнения задания, используя слайд:

Слад 57 (верите ли вы)

X. Домашнее задание на выбор: Слайд 58 (д.з.)а) сообщение о животных экваториальных лесов Африки;

б) сочинение «Растительный мир экваториальных лесов»;

в) стр. 92-95, прочитать и ответить на вопросы.XI. Итог урока.

– Наш урок подходит к концу.

–Можно ли сказать, что экваториальный лес – это лес удивлений? А что вас удивило, расскажите.

– Мы сделали вывод, что животный мир этих лесов богат и разнообразен. Но… знаете, ребята, многие животные находятся под угрозой исчезновения. Наверное, мы должны с вами сделать еще один вывод, пожалуй, самый главный… Какой? (экваториальные леса нужно сберечь) (вывешивается на схеме) XII. Выставление отметок:

5 фишек или больше, поднимите руки. Ваша отметка – 10.

4 фишки – отметка 9,

3 фишки—отметка 8.XIII. Рефлексия (Приложение 5)

У каждого из вас на парте лежит божья коровка. Прикрепите её на фланелёграф:

На 1 ярус, если урок был интересен, и вы узнали много нового.

На 2 ярус, если материал был понят недостаточно хорошо,

На 3 ярус, если вам на уроке было неинтересно.

Приложение 1

Приложение 1

Южная Америка

Африка Индонезия

t = + 25 C

Приложение 1

Тепло и влажно

Приложение 1

Богат и разнообразен растительный мир

Приложение 1

Богат и разнообразен

животный мир

Приложение 1

обезьяна ленивец

змеи ягуар муравьед термиты слон крокодил бегемот

Приложение 1

гивея папоротник бамбук орхидея лианы жабы колибри

крокодилы попугаи

Приложение 2

Приложение 2.1

Почти все бамбуковые достигают огромных размеров. Из корневища обыкновенного бамбука очень быстро вырастают многочисленные стебли, длиной 18м и выше, на которых имеются листья длиной 18см и шириной 1,3 см. Цветёт обыкновенный бамбук раз в 25 лет, очень обильно и одновременно на больших территориях, образует плоды, а затем отмирает полностью или отмирают только его наземные побеги, а корневища сохраняются скорость роста. Приложение 2.2

Это довольно крупное, до 20-26 м в высоту, и быстро растущее дерево, облик которого несколько напоминает обычный дуб. Кора серая, гладкая. Листья растения необычайно разнообразны. Цветки мелкие, зеленоватые и невзрачные. Опыляются летучими мышами. Плоды образуются по одному или гроздьями на вершинах веток. Молодые плоды имеют зелёный цвет; по мере созревания жёлто-коричневыми. Диаметр плода может достигать 30 см, масса — 3-4 кг.

Хлебное дерево — одно из самых урожайных плодовых растений; одно дерево приносит от 150 до 700 плодов в год. В благоприятном климате хлебное дерево непрерывно плодоносит круглый год; вернее, 9 месяцев в году, а затем 3 месяца «отдыхает» — и так на протяжении 60-70 лет.

Дерево может расти при осадках не менее 1000 мм в год. Может выдержать 3 месяца засухи. Максимальная температура для растения — плюс 40 градусов, минимальная — ноль.Мякоть созревших плодов хлебного дерева пекут, варят, сушат, засахаривают, едят сырой и даже, разминая и растирая, делают из неё тесто для своеобразных «блинчиков». Подобно бананам, недозрелые плоды используются как овощи, а зрелые, более сладкие — как фрукты. О зрелости плодов свидетельствуют капельки сока, проступающие на его кожуре. По вкусу жареные плоды напоминают скорее картофель, чем хлеб. Свежая мякоть быстро портится, но сухари из хлебного дерева хранятся очень долго, до нескольких лет. Семена хлебного дерева едят вареными и жареными, с солью. Плоды и листья также идут на корм скоту (козам, свиньям)Приложение 2.3

Крупное дерево. Достигает высоты 12 м. Листья тонкие, вечнозелёные, продолговатые. Цветы небольшие, розовато-белые, выступающие прямо из коры и крупных ветвей дерева в виде пучков.

Плод напоминает крупный огурец или вытянутую дыню, полностью созревает за 4 месяца.

В благоприятных условиях вечнозеленое дерево какао цветёт круглогодично и плодоносит круглый год. Первые цветы появляются на дереве в возрасте 5-6 лет. Плоды образуются в течение 30-80 лет. В мякоти фрукта содержится до 50 бобов какао. Высокие урожаи дерево даёт, начиная с 12 года жизни.

Приложение 2.4

Вечнозелёное манговое дерево имеет высоту 10 — 45, крона дерева достигает радиуса 10 м. Зрелые фрукты висят на длинных стеблях и весят до 2 кг. Кожура манго тонкая, гладкая, зелёного, жёлтого или красного цвета в зависимости от степени зрелости. Мякоть манго окружает большую твёрдую плоскую косточку. Плоды манго часто используются в домашней медицине в Индии и других азиатских странах. К примеру, в Индии манго применяют для остановки кровотечений, для укрепления сердечной мышцы и для лучшей работы мозга.

Приложение 2.5

Растение-паразит с неприятным запахом и самым крупным в мире цветком, диаметром 1 м и весом до 8 кг.

У раффлезии отсутствуют органы, в которых бы шёл процесс фотосинтеза; более того, у представителей этого рода отсутствуют и корни, и стебли, и листья. Все вещества, необходимые для своего развития, раффлезия получает из тканей растения-хозяина.

Проросток раффлезии внедряется в корни растения-хозяина с помощью присосок. Части проростка, остающиеся вне растения-хозяина, постепенно отмирают.

Насекомых - опылителей цветки привлекают видом и запахом разлагающегося мяса, за что их еще называют «трупными лилия». Схожесть цветков с гниющими кусками мяса достигается соответствующей окраской околоцветника — на красном, ядовито-красном, коричневом фоне располагаются светлые нерегулярно расположенные пятна неправильной формы. Сначала насекомые попадают на диск, затем проваливаются ниже, в кольцевую борозду.

Развитие раффлезии происходит медленно: от высева семян до появления бутонов проходит около трёх лет, ещё от девяти месяцев до полутора лет требуется бутону, чтобы превратиться в открытый цветок. Но время функционирования самого цветка раффлезии очень коротко — всего от двух до четырёх суток, после чего он начинает разлагаться, постепенно превращаясь в бесформенную массу чёрного цвета. Приложение 2.6

Колибри – это самая маленькая птичка в мире. Размером она немного больше шмеля. Гнездышко у нее – с половину грецкого ореха, а яйцо – с горошинку. Питаются колибри нектаром растений. По земле эти птички почти не ходят, потому что слабенькие у них ножки. Зато мышцы крыльев очень сильные.

Приложение 4 Бамбук

Какао

Манго

Раффлезия

Росянка

Гевея

Осока

Рогоз

Камыш

Кислица

Ландыш

Можжевельник

Приложение 3

ГРУППА 1

Вставьте в текст пропущенные слова

Экваториальные леса расположены вблизи .

Круглый год в экваториальных лесах температура градусов.

Во половине дня идёт дождь.

В экваториальных лесах наиболее благоприятные условия для роста

________.

Приложение 3

ГРУППА 2

Выберите предложения и словосочетания, которые характеризуют особенности растений экваториального леса.

Листья кожистые, блестящие.
Листья нежные, бархатистые.
Деревья очень высокие.
Деревья низкие.
Мало травянистых растений и кустарников.
Много травянистых растений и кустарников.
Вечнозелёные деревья.
Деревья с опадающей листвой.
Многие растения цветут несколько раз в году.
Многие деревья имеют воздушные корни.

Приложение 3

ГРУППА 3

Соедини линией начало предложения с его окончанием.

Очень важно сохранить экваториальные леса, травянистые растения.
Одна из характерных особенностей экваториальных лесов - так как их богатая растительность даёт большое количество кислорода, необходимого для дыхания живым организмам.
Прямо на стволах деревьев растут обилие лиан, или лазающих растений.

Приложение 3

ГРУППА 4

а) Порассуждайте и подготовьте ответы на вопрос:

Что может случиться, если люди будут продолжать вырубать экваториальные леса?

б) Составьте цепи питания в экваториальном лесу:

растения, ягуар, обезьяна,

тапир, гарпия, растенияГРУППА 5

Прочитайте текст в учебнике (стр.95) и заполните таблицу

муравьед

длина тела –

масса тела –

длина языка –

съедает за день – Приложение 3 ГРУППА 6

Найди лишнее слово в каждом рядуОбезьяна, колиюри, ягуар

Ленивец, анаконда, бамбук

Термиты, муравьед, капибараПриложение 5

100-bal.ru

конспект урока для 3 класса "Природные зоны Африки. Экваториальный лес"

КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Дмитриева Е. А.,

учитель гимназии № 3 г.Орска

Тема: «Природные зоны Африки. Экваториальный лес» (3 класс, программа Л. В. Занкова, раздел «Человек в далеком прошлом»).

Цель урока: формирование у учащихся представлений о природных зонах Африки.

Задачи урока: - формировать знания учащихся по выявлению особенностей природной зоны Африки экваториального леса;

- научить понимать практическую ситуацию и принимать конкретное решение;

- развивать у учащихся познавательный интерес, стремление к самостоятельному поиску знаний;

- воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: карта полушарий, презентация «Африка», карточки с заданиями для групп, запись песни «Зверобика», учебник «Окружающий мир. 3 класс. I часть» Дмитриева Н. Я., Казаков А. Н., атлас «Природоведение. 3-4 классы»

Ход урока.

  1. Организационный момент урока.

Я рада нашей новой встрече,

Мне с вами интересно, друзья!

Интересные ваши ответы

С удовольствием слушаю я.

Мы сегодня будем наблюдать

Выводы делать и рассуждать,

А чтобы урок пошел каждому впрок,

Активней в работу включайся дружок.

  1. Проверка домашнего задания.

- С каким материком мы начали знакомство на прошлом уроке? (слайд 1)

- Почему же материк так называется? Внимание на экран. (слайд 2)

Текст: Изначально словом «афри» жители древнего Карфагена называли людей, обитавших недалеко от города. Это название обычно относят к финикийскому afar, что значит «пыль». После завоевания Карфагена римляне стали называть провинцию Африкой. Позднее Африкой стали называть и все известные регионы этого континента, а потом и сам континент.

- В каком полушарии находится Африка? (слайд 3)

- Каковы особенности географического положения Африки? (слад 4 )

(Африку почти посередине пересекает экватор, большая часть материка лежит между тропиками, крайние северные и южные точки одинаково удалены от экватора.)

- Дома вы выполняли задание № 31 в ТПО. (показ на физической карте полушарий).

Задание 1.

1. самый большой остров Африки ( Мадагаскар)

2. Самую большую реку Африки (Нил длина 6км 671 м, исток могучий водопад из оз. Виктория)

3. Самые большие озера (Виктория, Танганьика, Ньяса)

4. самый высокий вулкан (Килиманджаро 5895 м )

Задание 2.

В каких океанах и морях находятся крайние географические точки Африки?

1. северная – в Средиземном море, бассейн Атлантического океана (мыс Рас-Энгела)

2. южная – разделяет Атлантический океан и Индийский (мыс Игольный)

3. западная – Атлантический океан (мыс Альмади)

4. восточная – Индийский океан (мыс Рас-Хафун)

  1. Описание проблемы.

Учитель: - Ребята, мне нужна ваша помощь. Дело в том, что один мой знакомый выиграл турпутевку в Африку, но не может решить – куда бы ему поехать: посетить центральную Африку, побывать на юге континента или отправиться на север. Он просит у меня совета, но при этом выдвигает ряд условий: мой знакомый не любит открытых пространств, боится кровососущих насекомых, плохо переносит сильную жару, ему хотелось бы понаблюдать за животными, которые обитают только на африканском континенте. Я очень рассчитываю на вашу помощь, для этого вам необходимо выполнить задания, в ходе выполнения которых мы познакомимся с природными зонами Африки. (слайд 6).

- Изучить тему нам поможет план (слайд 7). Посмотрите на снимок Африканского континента, правда красиво выгладит Африка из космоса!

-Давайте вспомним, из чего складывается понятие «природная зона», поможет нам в этом схема. (слайд 8).

IV. Работа уч-ся в группах.

4.1 Задание учащимся.

Работа в группах с учебником, разрешение поставленной проблемы, позиционный анализ. Во время беседы (дискуссии) учитель кладёт жетоны на стол. Счётная группа прикрепляет их на игровое табло.

- За каждый полный развернутый ответ группа получает красный жетон (10 баллов), за неполный ответ зеленый жетон (7 баллов), за дополнение к ответу – желтый жетон (3 балла).

№ группы

1. Поработайте с картой климатических поясов на с. 139. Определите, в каком климатическом поясе расположена зона экваториальных лесов. Подумайте, что характерно для этой климатической зоны. (- Центральная часть Африки расположена в экваториальном поясе, северная и южная части – в тропическом поясе, северное побережье и небольшой участок побережья на юге – в субтропическом поясе. Больше тепла и влаги достается экваториальному климату.)

2. Прочитайте описание экваториального леса писателя И.А. Ефремова в повести «На краю Ойкумены». (учебник с. 34) Подумайте, какая растительность преобладает в зоне экваториальных лесов? (Огромные деревья, папоротники, мхи. Много влаги и тепла)

Физкультминутка.

3. Прочитайте текст на с. 33:1-ый и на с. 34 - 2-ой абзацы. Ответьте на вопросы:

- Почему многие деревья не имеют ветвей? ( Деревья в лесу растут в несколько ярусов, самые высокие заслоняют солнечный свет, растения нижних ярусов тоже тянутся к солнцу, между ними происходит борьба за солнечный свет.)

- Как плодоносят растения экваториального леса? Почему так происходит? (Растения экваториального леса плодоносят постоянно, это происходит по нескольким причинам: во-первых нет разделения на сезоны, во-вторых, в условиях влажной и жаркой среды очень быстро происходит процесс перегнивания, органические вещества быстро усваиваются растениями.)

- Почему у высоких деревьев экваториального леса развиваются корни подпорки? (Большая влажность, заболоченность почв, корни проникают на глубину не более 1 метра, корни-подпорки служат дополнительной опорой для деревьев.)

4. Прочитайте текст на с. 36:1-ый и 2-ой абзацы. Ответьте на вопросы:

- Как происходит листопад у деревьев экваториального леса? (Постоянно.)

- Какой высоты достигают травянистые растения? В чем причина этого явления? ( 10 м в высоту – древовидные папоротники и бамбуки) (слайд 10)

5. Прочитай текст с.36 – 37- 38 1-й абзац. Ответьте на вопросы:

- Представители каких классов животные встречаются в экваториальном лесу? Приведите примеры животных. ( млекопитающие – обезьяны: гориллы, шимпанзе, в воде – бегемоты и крокодилы, птицы, пресмыкающиеся- змеи и ящерицы, насекомые – термиты, бабочки, муравьи) (слайд 11)

- Какой образ жизни ведут животные? Почему? (лазают, прыгают, ползают, чтобы подняться по стволу вверх)

Музыкальная физкультминутка «Зверобика».

4.2. Вывод по теме.

- Что же характерно для экваториального леса? (многоярусность, вечнозеленость, густота, бедность почв, огромное количество растений, богатый животный мир) (слайд 12)

- Какие советы туристу, отправляющемуся в путешествие в экваториальный лес вы бы дали?

V. Итог урока.

- С какой природной зоной Африки мы познакомились? Перечислите особенности зоны экваториальных лесов.

VI. Оценка работы уч-ся.

Критерии оценивания ответов учащихся, перевод критериев в 5-балльную систему (слайд 13)

Оценка работы учащихся: 80 и более баллов – «5» Молодцы! Так держать!

50-80 баллов – «4» Вы хорошо поработали!

30-50 баллов –«3» Надо приложить усилия!

менее 30 баллов - «2» Дружи с книгой! Она тебе поможет усвоить азы науки.

VII. Домашнее задание.

С.39 задание 3, ТПО с.20 № 33 (слайд 14)

Количество индивидуальных ответов

Характеристика работы группы

1 группа

2 группа

3 группа

4 группа

doc4web.ru

Экваториальные леса африки

А Ф Р И К А

Какие потребуются карты?

Физическая карта Африки

Что по ним можно определить?

Политическая карта мира

Климатическая карта

Физическая карта мира

Карта климатических поясов

Карта природных зон

Зона экваториальных лесов

! - Знаю всё

! - Знаю, но не всё ! - Не знаю

Хочу узнать…

  • Местоположение и климат зоны экваториальных лесов
  • Что такое экваториальный лес?
  • Какие особенности зоны экваториальных лесов?
  • Какие животные и растения обитают в данной зоне?
  • Учиться работать с картой.

Устав групповой работы:

  • Уважай своего товарища.
  • Умей каждого выслушать.
  • Не согласен – предлагай .

Зона экваториальных лесов

! - Знаю всё

! - Знаний о зоне экваториальных лесов стало больше

! - Знаю, но не всё ! - Не знаю

Что пишется в каждой строке?

1 слово – заголовок. Это существительное или местоимение. (Кто? Что?)

1 строка

2 слова Это прилагательные. (Какой? Какая? Какое? Какие?)

2 строка

3 слова Это глаголы. (Что делает? Что делают?)

3 строка

4 слова Это фраза, в которой выражается личное мнение к предмету разговора.

4 строка

1 слово Вывод, итог. Это существительное. (Кто? Что?)

5 строка

«Синквейн» Африка - континент контрастов. Но у каждого представление о ней разное.

1.Африка

2.Своеобразная, жаркая

3.Находится, омывается, проживают

4.Африка – это загадка!

5.Материк

Оцени свою работу на уроке.

Вы считаете, что урок прошёл для вас плодотворно, с пользой. Вы научились и можете помочь другим.

Вы считаете, что научились читать карту, знаете и можете отличать материки, океаны но вам ещё нужна помощь.

Вы считаете, что было трудно на уроке.

videouroki.net


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта