Растения арктических пустынь 4 класс. Конспект урока по окружающему миру "Зона Арктических пустынь"; 4 класс

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Урок окружающего мира 4 класс. "Зона арктических пустынь". Растения арктических пустынь 4 класс


4 класс. Окружающий мир. Зона арктических пустынь. - Зона арктических пустынь.

Комментарии преподавателя

Арк­ти­ка – это огром­ное про­стран­ство Се­вер­но­го Ле­до­ви­то­го оке­а­на с мо­ря­ми и ост­ро­ва­ми, на ко­то­рых на­хо­дят­ся арк­ти­че­ские пу­сты­ни (рис. 1).

Рис. 1. Арк­ти­ка (Ис­точ­ник)

Сол­неч­ные лучи толь­ко сколь­зят по их по­верх­но­сти, давая мало тепла, по­то­му что солн­це ни­ко­гда не под­ни­ма­ет­ся здесь вы­со­ко (рис. 2).

Рис. 2. Солн­це Арк­ти­ки (Ис­точ­ник)

В Арк­ти­ке очень су­ро­вый кли­мат: снег и лед лежат почти весь год, зима очень длин­ная и мо­роз­ная (до -60°), дуют ура­ган­ные ветры, по несколь­ко недель под­ряд бу­шу­ет пурга. С се­ре­ди­ны ок­тяб­ря солн­ца уже не видно – на­чи­на­ет­ся дол­гая по­ляр­ная ночь (длит­ся до 5 ме­ся­цев). Ино­гда по время по­ляр­ной ночи воз­ни­ка­ют по­ляр­ные си­я­ния, ко­то­рые длят­ся от несколь­ких минут до несколь­ких суток и бы­ва­ют на­столь­ко об­шир­ны­ми, что их света до­ста­точ­но даже для чте­ния (рис. 3).

Рис. 3. По­ляр­ное си­я­ние (Ис­точ­ник)

В конце фев­ра­ля по­яв­ля­ет­ся солн­це и на­чи­на­ет при­бы­вать день. А с се­ре­ди­ны мая до се­ре­ди­ны июня солн­це со­всем не скры­ва­ет­ся – на­сту­па­ет по­ляр­ный день. Но даже в это время тем­пе­ра­ту­ра под­ни­ма­ет­ся лишь на несколь­ко гра­ду­сов выше нуля.

Ост­ро­ва на­столь­ко бедны рас­ти­тель­но­стью, что их на­зы­ва­ют арк­ти­че­ски­ми пу­сты­ня­ми. На кам­нях встре­ча­ют­ся мох, ли­шай­ни­ки, по­ляр­ный мак и неко­то­рые дру­гие рас­те­ния (рис. 4–6).

Рис. 4. Мхи на камне (Ис­точ­ник)

Рис. 5. Ли­шай­ни­ки на камне (Ис­точ­ник)

Рис. 6. По­ляр­ный мак (Ис­точ­ник)

Все рас­те­ния здесь – кар­ли­ки, их вы­со­та не более 10 см, толь­ко по­ляр­ная ива до­сти­га­ет 1 м (рис. 7).

Рис. 7. По­ляр­ная ива (Ис­точ­ник)

Но все рас­те­ния, за­щи­ща­ясь от хо­ло­да и ветра, вы­нуж­де­ны при­жи­мать­ся к земле.

Море кор­мит всех оби­та­те­лей ле­дя­ной зоны. В бо­га­той кис­ло­ро­дом и уг­ле­кис­лым газом воде ак­тив­но раз­мно­жа­ют­ся во­до­рос­ли и рачки – пер­вое звено пи­ще­вой цепи арк­ти­че­ской зоны (рис. 8).

Рис. 8. Мор­ские во­до­рос­ли, рачки и дру­гие оби­та­те­ли оке­а­на (Ис­точ­ник)

Ими кор­мят­ся рыбы и птицы. Птицы со­би­ра­ют­ся в боль­шие стаи, се­лят­ся на ска­лах, и, несмот­ря тес­но­ту и чис­лен­ность стаи, каж­дая птица без­оши­боч­но на­хо­дит свое гнез­до (рис. 9).

Рис. 9. Гнез­до­ва­ние кайр (Ис­точ­ник)

Кайры – шум­ные птицы, ко­то­рые гнез­дят­ся на от­вес­ных ска­лах, куда не может до­брать­ся ни один зверь (рис. 10).

Рис. 10. Кайры (Ис­точ­ник)

Кайры вы­си­жи­ва­ют толь­ко по од­но­му яйцу ко­ну­со­об­раз­ной формы (такая форма предо­хра­ня­ет яйцо от па­де­ния с вы­со­ких скал). Когда пте­нец под­рас­та­ет, кайра сбра­сы­ва­ет его в воду, где на­чи­на­ет­ся его взрос­лая жизнь: кайры – от­лич­ные плов­цы и ны­ряль­щи­ки (в воде раз­ви­ва­ют ско­рость до 20 км/ч, до­сти­гая глу­би­ны 140 м).

Чайки также при­спо­со­би­лись к усло­ви­ям Арк­ти­ки: они от­лич­но ле­та­ют, хо­ро­шо пла­ва­ют, но плохо ны­ря­ют (рис. 11).

Рис. 11. Чайки (Ис­точ­ник)

На неко­то­рых ост­ро­вах можно уви­деть огром­ное ко­ли­че­ство ту­пи­ков (рис. 12).

Рис. 12. Ту­пи­ки (Ис­точ­ник)

Это кра­си­вые мол­ча­ли­вые птицы с необыч­ным клю­вом. Для про­жи­ва­ния они вы­би­ра­ют ост­ро­ва с тол­стым слоем торфа, в ко­то­ром с по­мо­щью ког­ти­стых лап и клю­вов роют себе гнез­да. Тупик – пре­крас­ный до­быт­чик: он может на­хо­дить­ся под водой до 30 се­кунд, го­ня­ясь за рыбой, и при­но­сить в гнез­до до 10 рыбок за один раз.

Еще одна цепь пи­та­ния – это во­до­рос­ли – рачки – киты (рис. 13).

Рис. 13. Кит (Ис­точ­ник)

Эти огром­ные жи­вот­ные пре­крас­но при­спо­со­би­лись к жизни в ле­дя­ной зоне: во­до­не­про­ни­ца­е­мая шкура и тол­стый слой жира под ней за­щи­ща­ют их от хо­ло­да.

Тю­ле­ни – еще одни оби­та­те­ли Арк­ти­ки, живут и на суше, и в воде (рис. 14).

Рис. 14. Тю­ле­ни (Ис­точ­ник)

Они от­лич­ные плов­цы. Им нужно до 16 кг пищи в день. В конце зимы у тю­ле­ней по­яв­ля­ют­ся на свет бе­ло­снеж­ные де­те­ны­ши – бель­ки. Белый цвет по­мо­га­ет ма­лы­шам пря­тать­ся, мас­ки­ру­ясь под снег, чтобы спа­стись от вра­гов, в первую оче­редь от бе­ло­го мед­ве­дя. А взрос­лые тю­ле­ни спа­са­ют­ся от сво­е­го глав­но­го врага в воде, ведь на суше они мед­ли­тель­ны и неук­лю­жи.

Бе­ло­го мед­ве­дя на­зы­ва­ют царем Арк­ти­ки, ве­ли­ким пу­те­ше­ствен­ни­ком и охот­ни­ком (рис. 15).

Рис. 15. Белый мед­ведь (Ис­точ­ник)

Этот зверь ве­ли­ко­леп­но при­спо­со­бил­ся к жизни в ле­дя­ной зоне: он быстр и ловок на суше и в воде, силен, у него от­лич­ный нюх, гу­стая белая шерсть и ши­ро­кие лапы с ост­ры­ми ког­тя­ми. Как и у всех оби­та­те­лей Арк­ти­ки, у него неболь­шие уши – чтобы не от­мерз­ли. Сам­ки-ма­мы на зиму за­ле­га­ют в снеж­ные бер­ло­ги, где у них рож­да­ют­ся мед­ве­жа­та (чаще всего мед­ве­жат двое, они ма­лень­кие, раз­ме­ром с ру­ка­вич­ку). Ма­ма-мед­ве­ди­ца кор­мит их и со­гре­ва­ет. Вес­ной мед­ве­жа­та вый­дут из бер­ло­ги, но еще два года мед­ве­ди­ца будет учить своих де­те­ны­шей ло­вить рыбу, охо­тить­ся на тю­ле­ней и мно­го­му дру­го­му (рис. 16).

Рис. 16. Белая мед­ве­ди­ца с де­те­ны­ша­ми (Ис­точ­ник)

Жи­вот­ный мир Арк­ти­ки уни­ка­лен. На ост­ро­ве Вран­ге­ля был со­здан за­по­вед­ник – здесь наи­боль­шие скоп­ле­ния мор­жей (рис. 17).

Рис. 17. Морж (Ис­точ­ник)

Бивни моржа – уни­вер­саль­ное ору­дие в до­бы­че пищи и ору­жие при обо­роне от врага, а также знак от­ли­чия (у кого самые боль­шие и мощ­ные бивни, тот и глав­ный). На морде моржа есть гу­стые усы – виб­риссы – с по­мо­щью ко­то­рых они отыс­ки­ва­ют пищу на дне моря (рис. 18).

Рис. 18. Виб­риссы на морде моржа (Ис­точ­ник)

Еще в этом за­по­вед­ни­ке можно уви­деть ов­це­бы­ков (рис. 19).

 

Рис. 19. Ов­це­бы­ки (Ис­точ­ник)

Ко­гда-то они оби­та­ли на тер­ри­то­рии Рос­сии, но потом ис­чез­ли, и уче­ные за­вез­ли их на ост­ров Вран­ге­ля из Се­вер­ной Аме­ри­ки (так со­хра­ня­ют ред­кие и ис­че­за­ю­щие виды жи­вот­ных).

А еще этот за­по­вед­ник на­зы­ва­ют ро­диль­ным домом белых мед­ве­дей – мед­ве­ди­цы при­хо­дят сюда со всех угол­ков Арк­ти­ки, уче­ные на­счи­ты­ва­ют до 250 бер­лог за год.

Дол­гие годы Арк­ти­ка манит к себе людей, ко­то­рые, рискуя жиз­нью, в экс­тре­маль­ных усло­ви­ях изу­ча­ют ее про­сто­ры, со­став­ля­ют карты (рис. 20).

Рис. 20. Ис­сле­до­ва­те­ли Арк­ти­ки (Ис­точ­ник)

На дрей­фу­ю­щих льди­нах ор­га­ни­зо­вы­ва­ют по­ляр­ные стан­ции, где живут и ра­бо­та­ют уче­ные-по­ляр­ни­ки. Они на­блю­да­ют за по­го­дой, рас­ти­тель­ным и жи­вот­ным миром Арк­ти­ки (рис. 21).

Рис. 21. По­ляр­ная стан­ция (Ис­точ­ник)

 

источник лекции - http://interneturok.ru/ru/school/okruj-mir/4-klass/undefined/zona-arkticheskih-pustyn?seconds=0&chapter_id=852

источник видео - https://www.youtube.com/watch?v=ZLtt-o_SbSI

источник видео - https://www.youtube.com/watch?v=LiSPqju2XOU

источник видео - https://www.youtube.com/watch?v=Et6u1KblZRY

источник видео - https://www.youtube.com/watch?v=cIyP18OYDDs

источник презентации - http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/2013/10/11/prezentatsiya-zona-arkticheskikh-pustyn

www.kursoteka.ru

«Зона арктических пустынь» (4 класс)

Конспект открытого урока по окружающему миру

Цель: познакомить детей с особенностями зоны арктических пустынь.

Задачи.

Обучающая: дать представление об особенностях зоны арктических пустынь, животном и растительном мире этой зоны, экологических связях, использовании ресурсов арктической зоны человеком.

Развивающая: расширять кругозор детей, внимание, наблюдательность, умение анализировать новую информацию, развивать навыки публичных выступлений.

Воспитывающая: воспитание экологического мировоззрения, коммуникативной культуры

Формы организации познавательной деятельности:

Оборудование.

Для учителя: персональный компьютер с программой PowerPoint, медиа-проектор.

Для учащихся: учебник, аналитические карты, карта природных зон, индивидуальный лист с тестом для проверки домашнего задания, карточки с изображением одежды (для работы в парах), изображения животных Арктики

Примечание: Дети заранее готовят сообщения к уроку.

I Орг. момент.

II. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений учащихся. Актуализация необходимых знаний.

У. Наша научная экспедиция отправляется за полярный круг в зону арктических пустынь.

Но прежде проверим, как вы усвоили материал прошлого урока

1.Письменный тест «Горы, равнины, моря, реки, озёра России» (5 мин.).

1.Какие равнины расположены на территории России? Запиши.

_________________________________________________________

2. Подчеркни горные системы, расположенные на территории России. Уральские горы, Саяны, Альпы, Алтай, Кавказские горы, Анды, Кордильеры. 3. Какие горы называют «Каменным поясом земли Русской»? Запиши.

_______________________________

4.Найди и зачеркни лишнее: Балтийское море, Чёрное море, Каспийское море, Азовское море.

5. Найди и зачеркни лишнее: Енисей, Лена, Обь, Амур, Байкал, Волга.

Взаимопроверка по эталону:

2. Моря каких океанов омывают берега России?

3. Покажите на карте моря Северного Ледовитого океана.

III. Сообщение темы и целей урока. Мотивация к учебной деятельности учащихся. Организация познавательной деятельности.

Сегодня отправляемся с вами туда,

Где царство холода, снега и льда.

(Звучит музыка из к/ф “Приключения Шурика”)

Где-то на белом свете, там, где всегда мороз,

Трутся спиной медведи о земную ось.

Мимо плывут столетья, спят подо льдом моря,

Трутся об ось медведи, вертится Земля.

У. Сегодня нам предстоит совершить виртуальное путешествие к бескрайним просторам Северного Ледовитого океана, к его островам, чтобы :

  1. узнать о растительном и животном мире Арктики;

  2. узнать, как связаны между собой живая и неживая природа;

  3. определить пути решения экологической проблемы в Арктике.

Членами нашей экспедиции являются географ, ботаник, зоолог и эколог.

Какую одежду мы выберем, чтоб отправиться в экспедицию?

(Работа ведется в парах. Каждой группе даётся раздаточный материал, в наборе карточки с различными видами одежды, дети выбирают меховые шапки, костюмы, унты, варежки, шерстяные маски.)

Проверка выполнения задания.

IV. Первичное усвоение новых знаний.

У. Итак, в путь! Чтобы не упустить самое важное предлагаю вам заполнять аналитическую карту, она поможет вам впоследствии обобщить знания об этой природной зоне. (см.приложение)

Если долго - долго идти на Север, никуда не поворачивая и не отклоняясь, то мы попадем на Северный полюс. Издавна эту область Земли называют Арктикой.

Арктика – от этого слова, как бы веет холодом, недаром в переводе с греческого “Арктика” – значит, северный, аrctos — медведь (по созвездию Малой Медведицы). Как вы думаете, какое отношение имеет это созвездие к северному царству льдов?

В хвосте созвездия Малая Медведица находится Полярная звезда, которая оптически расположена над северным полюсом, древние мореплаватели по ней находили север.

Сурова природа Крайнего Севера, но и там можно найти много удивительного. Здесь постоянное царство льда и снега. Океан, острова покрыты толстым ледяным панцирем.

Льды никогда не тают, только ближе к югу могут подтаять на несколько недель в году

С чем же это связано?

Рассмотрите рисунок. Что вы можете сказать? Почему в Артике всегда холодно?

Ответы детей (Солнце неравномерно освещает Землю. Ближе к северному полюсу солнечные лучи падают на поверхность Земли под наклоном, поэтому не прогревают ее. Солнце в Арктике никогда не поднимается высоко над горизонтом. Его лучи скользят по поверхности, совсем не нагревая ее.)

Сообщение учащегося о неживой природе Арктики

О неживой природе Арктики нам расскажет географ.

Арктика - это огромное пространство Северного Ледовитого океана, с морями и островами. Солнце направляет на это пространство косые лучи. Оно светит, но не греет. Зимой в Арктике полярная ночь. Темноту освещают: луна, звёзды и Северное сияние. Дуют ветры, бушует пурга. Температура опускается до минус шестидесяти градусов.

Летом в Арктике полярный день, но тепла тоже нет. Это зависит от географического положения арктической зоны. Температура лишь на несколько градусов выше нуля.

Снег тает только на отдельных участках. Земля оттаивает лишь сверху, а ниже лежит вечная мерзлота.

Работа в аналитических картах (Первичное закрепление.)

Итак, сделаем выводы и запишем в картах

Название зоны: Арктика

Географическое положение Северный Ледовитый океан, северные моря, острова

Неживая природа: полярный день, полярная ночь, северное сияние, низкие температуры, вечная мерзлота, почвы очень мало и он очень бедна.

У. Так что же это за место? Безжизненная пустыня или все же здесь есть жизнь? Выскажите свое мнение.

Вы правы, жизнь здесь все-таки есть, несмотря на сложные условия.

Ботаник подготовил рассказ о растениях Арктики

Сообщение учащегося о растениях Арктики

На островах на голых камнях встречаются лишайники, они очень малы. Также приспособились к жизни на камнях мхи. Очень красивы полярные маки и камнеломки. Яркие цветы на фоне только что выпавшего снега – обычная летняя картина. В толще воды, не покрытой льдом, большое количество планктонных растений водорослей. Существует такой вид мха, который приспособился к жизни на льду, в морях встречаются зелёные льдины.

Работа в аналитических картах. (Первичное закрепление.)

Растения: лишайники, мхи, полярный мак, камнеломка, водоросли.

Физкультминутка. Упражнения для глаз

О животных Арктики расскажет зоолог

Сообщение учащегося о животном мире Арктики

Животных арктической зоны кормит море. Морскими водорослями питаются рачки, а ими - рыбы. Это камбала, треска, морской окунь и другие. Рыба - основная пища птиц и зверей.

На скалистых берегах собираются чайки, кайры и гагары, здесь они выводят потомство. Шумные скопления птиц называют птичьими базарами.

На некоторых островах можно увидеть птиц с необычными клювами. Это тупики.

Все звери - прекрасные пловцы. От холода их защищает слой жира. Это моржи и тюлени.

На тюленей охотятся белые медведи. У них длинная густая шерсть белого цвета и широкие лапы, чтобы удобнее было передвигаться по льду и снегу.

В просторах океана живут огромные морские звери – киты, которые питаются маленькими рачками. Один из видов китов – гренландский, или полярный кит. Он достигает в длину 15-18 метров. Как у многих других китов, во рту у него вместо зубов особые пластинки – «китовый ус». Они служат для добывания пищи.

(Во время рассказа вывешиваются на доску изображения животных)

Работа в аналитических картах. (Первичное закрепление.)

Животные: рачки, рыбы, чайки. Гагары, тупики, морж, тюлень, белый медведь, кит.

Вывод: В Арктике совсем не пустынно. Там, несмотря на суровые условия, растут растения, звери и птицы и даже выращивают своих детенышей.

Физкультминутка.

Игра «Кто лишний?» (Работа в парах)

Рассказ учителя

Человек не является коренным жителем Арктики, но она всегда привлекала людей своей загадочностью. На островах и во льдах Северного Ледовитого океана работают научные станции. Здесь трудятся полярники, которые изучают природу Севера. Особенно тщательно они наблюдают за погодой. Эта работа помогает составлять прогнозы погоды для разных районов страны.

Здесь проложен Северный морской путь. Поэтому важному для народного хозяйства пути движутся караваны судов. Их ведут мощные ледоколы. Они крушат льды, пробивая дорогу кораблям.

Люди занимаются рыболовством, охотой.

Но не всегда это разумно. В настоящее время природе Арктики нанесен серьёзный ущерб. Стали редкими такие животные, как белый медведь, морж, кит. Они внесены в Красную книгу России. Стали редкими некоторые виды промысловых рыб. Воды загрязняются мусором, вредными веществами с проходящих судов.

Подумайте, почему некоторые животные и рыбы оказались на грани вымирания? Как спасти Арктику?

Предложения детей:

  1. Рыболовство запретить совсем нельзя, надо ограничить.

  2. Охота – запретить, создать заповедники.

  3. Закрыть Северный путь невозможно. Ограничить перевозки, предупредить загрязнение моря, чтобы люди не выбрасывали с борта корабля ненужные вещи.

  4. Сейчас охота на редких животных Арктики запрещена. Под охрану взяты некоторые птичьи базары. Ограничена рыбная ловля.

Сообщение учащегося о заповеднике «Остров Врангеля»

Созданы заповедники, например заповедник «Остров Врангеля»

Большую работу по охране арктической природы проводит заповедник «Остров Врангеля». Здесь изучают и охраняют всю арктическую природу.

На остров Врангеля приходят медведицы из разных уголков Арктики. Каждый год в берлогах появляется примерно 250 медвежат. Поэтому остров Врангеля называют «родильным домом» белых медведей.

Остров Врангеля – единственное место в нашей стране, глее гнездятся красивейшие редкие птицы белые гуси. Их гнездовья находятся под строгой охраной.

В этом заповеднике самые крупные в мире скопления моржей!

Ещё одно интересное животное – овцебык. Этот зверь в далёком прошлом обитал на территории нашей страны, но потом исчез. Он сохранился только в Северной Америке.

Сейчас его снова поселили у нас на острове Врангеля.

Работа в аналитических картах. (Первичное закрепление.)

Использование этой зоны человеком:

научные станции, Северный морской путь, рыбный промысел, охота.

Экологические проблемы: загрязнение северных морей, стали редкими многие животные.

Охрана природы: охрана редких животных, ограничение рыбной ловли, создание заповедников

V. Первичная проверка понимания

Составьте схему цепи питания характерной для Арктики. (Фронтальная работа)

Водоросли рачки рыбы птицы

Водоросли рачки рыбы тюлени

Рыбы тюлени белые медведи

VΙ. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Рассказать о природной зоне по плану

Рабочая тетрадь № 1, 2

*Нарисовать, как ты представляешь себе Арктику

*Составить кроссворд «Зона арктических пустынь»

* - по желанию

VΙΙ. Рефлексия (подведение итогов занятия)

- Итак, мы совершили с вами путешествие на Крайний север и узнали, как живет ледяное царство Арктики.

- Что вы узнали о зоне арктических пустынь? Охарактеризуйте её, опираясь на аналитическую карту.

- Почему Арктику необходимо охранять и защищать?

- Что новое, интересное вы сегодня для себя узнали?

- В какой момент вам было особенно интересно? А когда вы возникли затруднения?

Оцените свою работу на уроке.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Контрольный тест

Тема: Равнины и горы, водоемы России.

Какие равнины расположены на территории России?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Подчеркни горные системы, расположенные на территории России

Уральские горы, Саяны, Альпы, Алтай, Кавказские горы, Анды, Кордильеры.

Какие горы называют «Каменным поясом земли Русской»?

_______________________________________________________

Найди и зачеркни лишнее:

Балтийское море, Чёрное море, Каспийское море, Азовское море.

Найди и зачеркни лишнее:

Енисей, Лена, Обь, Амур, Байкал, Волга.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

КАРТОЧКИ «ОДЕЖДА»

ПРИЛОЖЕНИЕ 3.

АНАЛИТИЧЕСКАЯ КАРТА ИССЛЕДОВАНИЯ ПРИРОДНОЙ ЗОНЫ

Название зоны_____________________________________________________

Географическое положение___________________________________________

Неживая природа___________________________________________________

Живая природа

Растения: _________________________________________________________

Животные:_________________________________________________________

__________________________________________________________________

Использование этой зоны человеком:

__________________________________________________________________

Экологические проблемы:

__________________________________________________________________

Охрана природы:

__________________________________________________________________

Конспект открытого урока по окружающему миру

4 класс

Тема урока: «Зона арктических пустынь»

Технологии:

  • Компьютерные (новые информационные) технологии обучения

  • Групповая (работа в пара)

  • Игровая

  • Гуманно-личностная технология Ш.А.Амонашвили

  • «Экология и диалектика» (Л.В.Тарасов)

infourok.ru

Зона Арктических пустынь - География

Зона Арктических пустынь

Царство льда и снега

Арктика – это всё огромное

пространство Северного

Ледовитого океана вместе с

морями и островами. На

островах Арктики

расположена зона

арктических пустынь, или

ледяная зона.

Острова:

  • Земля Франца Иосифа,
  • Северная Земля,
  • Новосибирские острова,
  • остров Врангеля.

Климатические условия

Солнце направляет на это пространство

косые лучи. Оно светит, но не греет.

Зимой в Арктике полярная ночь .

Темноту освещают: луна, звёзды и Северное

сияние .

Несколько месяцев подряд солнце

совсем не показывается – темнота!

Дуют ветры, бушует пурга. Температура

опускается до -60 градусов.

Летом в Арктике полярный день. Несколько

месяцев круглые сутки светло. Но тепла

тоже нет. Это зависит от географического

положения арктической зоны. Температура

лишь на несколько градусов выше нуля.

Растения арктических пустынь

На островах прямо

на голых камнях

встречаются

лишайники, они

очень малы. Также

приспособились к

жизни на камнях

мхи и полярные

маки. В толще

воды, не покрытой

льдом, большое

количество

планктонных

водорослей.

водоросли

лишайник

мох на камнях

полярный мак

Животные арктической зоны

Птицы

Звери

чайки

кайры

гагарки

тупики

тюлень

морж

белый

медведь

Морские животные

Морские рачки

Всех птиц, живущих на прибрежных

скалах, кормит море. В море много

водорослей. Ими питаются рачки,

рачками – рыбы, а рыбами – птицы.

Сайка

Птицы арктической зоны

тупики

гагарка

В этих местах птиц

больше всего. Их

шумные скопления

называют птичьими

базарами. Здесь

птицы выводят

птенцов. Кайры

откладывают яйца

прямо на голые

уступы скал.

чайка

кайра

ГАГАРКА

Гагарка – морская, ныряющая птица,

выходящая на берег только для

размножения. Размером со среднюю

утку. Весит 520 – 900 г. Вершина клюва

загнута крючкообразно, ноздри щеле-

видные. В 2000 г. был установлен

максимальный срок жизни в природе –

38 лет. Вне сезона размножения живёт

на открытой воде. На птенцов и яйца

гагарки охотятся чайки. Питается

рыбой и ракообразными. Кормится на

мелководье. Может нырять на глубину

до 25 – 35 метров. Птенцов кормит

мойвой. Гагарка довольно тихая птица.

Её голос можно услышать только в

сезон размножения. Голос скрипучий,

может издавать рычащие звуки.

ТУПИКИ

Все арктические птицы перелётные:

они прилетают сюда в конце долгой

полярной ночи, которая длится всю

зиму и часть весны; с приходом осени

птицы направляются к югу.

К середине марта в поисках места для

гнездования тупики собираются в

большие колонии для обследования

окрестной территории. Брачная пара

тупиков клювом и лапами роет в

земле длинные проходы, которые

заканчиваются гнездовой камерой.

Здесь самка откладывает одно яйцо.

Тупик способен удержать в клюве

несколько рыб, поэтому может

подолгу не возвращаться на берег. Он

может переносить от 15 до 20 рыб,

держа их в клюве поперёк, как на

шампуре.

КАЙРА

Кайры – морские птицы, появляющиеся

на брегу лишь в брачный период.

Известно 2 вида кайр: толстоклювая и

тонкоклювая. Кайры собираются

большими колониями и гнездятся на

уступах скал. Гнёзд они не делают,

яйца кладут на голый карниз без какой-

либо подстилки. Грушевидная форма

придаёт яйцу некоторую устойчивость.

Взрослые птицы заботятся только о

собственном потомстве: своё яйцо они

узнают по цвету и рисунку, а птенцов по

голосу. Кайры кормятся в море мелкой

рыбой: треской, сайрой, мойвой и др.

Под водой птица может пробыть 2 мин. и

нырнуть на глубину 20 метров. Ловят

кайры всего 1 рыбку и летят к своим

птенцам.

Звери арктической зоны

морж

тюлень

белый медведь

МОРЖ

Это млекопитающее с длинными клыками.

Морж-самец огромен: он может весить 1500

кг, в то время как масса самки до 1000 кг. У

моржа морщинистое тело, покрытое редкой

щетиной. Его сильный голос напоминает рёв

льва, мычание быка. Во время сна он звучно

похрапывает. Может часами отдыхать на

солнце. Морж раздражителен и строптив,

однако он не замедлит прийти на помощь

своему собрату, которого атакуют охотники.

Под кожей моржа плотный слой жира, он

служит ему одновременно и защитой от

холода, и резервным запасом пищи. Клыки

незаменимы в жизни моржа: он защищается

ими от врагов, буравит ими морское дно, с

их помощью вскарабкивается на льдину и

передвигается по льдине или земле.

ТЮЛЕНЬ

Тюлень – это ластоногое животное. Он

прекрасный пловец: у него удлинённое,

обтекаемое тело, а ноги превратились в

ласты. Под кожей тюленя толстый слой

жира, который защищает его от холода.

В воде тюлени добывают себе корм, а

отдыхают и выращивают потомство на

льдине или на суше. Питаются тюлени не

только рыбой, но и ракообразными. После

удачной охоты тюлени выбираются на сушу

и часами отдыхают, подставляя солнцу

сытое брюхо. На суше тюлени неуклюжи,

передвигаются, ползая на брюхе.

Детёныша тюленя называют белёк – по

цвету меха. Как правило у самки рождается

всего один детёныш. Из-за ценного меха

бельков уничтожали, но сейчас охота на

них запрещена.

БЕЛЫЙ МЕДВЕДЬ

Белый медведь замечательно приспособлен

к условиям Арктики. Густая длинная шерсть,

белый цвет меха, широкие лапы, чтобы было

удобнее передвигаться по льду и снегу. Он

замечательно плавает – этому способствует

перепонка, которой соединены между собой

подушечки его лап. Он самый крупный

хищник в мире. Обычно он весит от 150 кг до

500 кг. Масса некоторых представителей

превышает 700 кг. Охотясь на тюленей,

медведь порой часами стоит на краю льдины

Как только тюлень выныривает, чтобы

набрать воздуха, медведь его хватает и

тащит из воды. В конце осени самка белого

медведя роет в снегу берлогу. В декабре –

январе рождаются как правило, два

медвежонка, но только весной они впервые

выйдут из берлоги.

Арктика и человек

Человек не является коренным жителем Арктики, но она всегда при-

влекала людей своей загадочностью. На островах и во льдах Северно-

го Ледовитого океана работают научные станции. Проложен Северный

морской путь. Люди наблюдают за погодой, изучают природу Севера,

занимаются рыболовством, охотой. Но не всегда это делают разумно.

В настоящее время природе Арктики нанесён огромный ущерб. Стали

редкими такие животные, как белый медведь, морж, они внесены в

Красную книгу России. Стали редкими некоторые виды промысловых

рыб. Воды северных морей загрязняются мусором, вредными вещества

ми с проходящих судов. Это плохо отражается на жизни обитателей

этой зоны, ведь они и так живут в суровых условиях. Люди задумались

над своим поведением, взяли под охрану редких животных, рыбную

ловлю ограничили, создали заповедники.

Заповедник «Остров Врангеля »

Заповедник был организован в 1976 году.

Через весь остров с запада на восток идут

параллельно три цепи гор, разделённые

долинами. На остров прилетает большое

количество птиц на гнездовья. Весной на

южном побережье можно встретить редкую

птицу – розовую чайку . Она выводит здесь

своё потомство. Остров – единственное

место в нашей стране, где гнездятся редкие

птицы – белые гуси . В этом заповеднике

самые крупные в мире скопления моржей .

Сюда приходят медведицы из разных

уголков Арктики, чтобы вывести потомство.

На острове обитает самое крупное копытное

животное Арктики – овцебык , завезённый в

заповедник из Америки. В далёком прошлом

он обитал на территории нашей страны, но

потом исчез.

Животные заповедника

Белые гуси

Розовые чайки

Медведица

Скопление моржей

Овцебык

Разгадай кроссворд

1.Эти птицы, собираясь на скалистых

берегах, образуют «птичьи базары».

Этих птиц можно увидеть около реки

и в нашей местности.

ч

к

й

а

и

1

ж

о

м

р

2

й

р

к

а

ы

2. Близкий родственник тюленя.

3

3.Птицы, откладывающие

яйца на голые камни.

ю

т

л

е

н

ь

4

л

и

к

и

н

й

ш

и

а

5

к

т

и

6

4.Это животное бывает добычей

белого медведя.

и

р

а

ч

к

7

5.Растения полярной зоны.

6.Самый крупный обитатель морей

и океанов.

7.Пища рыб северных морей.

ФИЛЬМ «Кайры»

ФИЛЬМ «Тюлень»

multiurok.ru

"Зона арктических пустынь" - Начальные классы

Зона арктических пустынь

Выполнила Богатырёва В.В.

Учитель начальных классов

МБОУ СШ№37 г. Волжского Волгоградской области

Повестка дня

  • 1. Местоположение ледяной зоны и особенности неживой природы ледяной зоны
  • 2. Растения ледяной зоны
  • 3. Животные ледяной зоны
  • 4.  Арктика и человек

Растения Арктики

  • водоросли, мхи, некоторые цветковые растения (полярный мак, полярная ива).

Снег красного цвета(снежная водоросль, или хламидомонада снежная.

  • Она способна жить только на снегу. Когда поверхность снега начинает подтаивать под лучами солнца, водоросль начинает накапливать красное красящее вещество. На тающем снеге появляются большие красные пятна, Для развития им нужен только углекислый газ, который они поглощают из воздуха, да еще растворенные в талой воде минеральные вещества. Они попадают в воду со скал
  • Каждому виду этих хламидомонад присуща определенная окраска. Поэтому можно встретить не только красный, но и розовый, оранжевый, зеленый, коричневый, бурый и черный снег. образуют отдельные скопления.

Рыбы

  • Несколько видов рыб, но повсеместно распространена холодолюбивая родственница трески — сайка. Она служит основным кормом для тюленей и разнообразных птиц.

Огромные скопления птиц (кайры, глупыши, чайки) на неприступных скалах называют птичьими базарами

  • Они не строят гнезд, поскольку построить их не из чего, откладывают яйца в маленькие углубления, крохотные ямки в скалах или прямо между камнями. И яйца у них особенные — грушевидной формы. Подует ветер — яйцо крутится, а из углубления не падает. Некоторые птицы подкладывают под яйца выщипанный у себя на груди пух

Почему же птицы выбирают для гнездовий места, где постоянно дуют ветры, часто падает снег или идет дождь?

  • основная и любимая пища морских птиц -рыба. И врагов здесь у них мало. Если появится враг, то птицы так дружно набрасываются на грабителя, что тот поспешно обращается в бегство. Даже песец боится морских птиц

птицы — тупики (морские попугаи или морскими клоунами из-за пестро окрашенного, необычной формы клюва

  • Гнезда у тупиков... под землей! Тупик своим клювом выкапывает нору и устраивает там гнездо. Ветер не дует, дождь не мочит, град не бьет! И никто гнездо не видит. Даже глазастой белой сове его не найти

Белая сова

  • Совята у нее в гнезде мал мала меньше. Они не в один день выводятся. Старшие птенцы младших греют

А у кайры гнездо... ходячее

  • Не на скале, не в норе, а у нее на лапках! Лежит яйцо прямо на ее широких перепончатых лапах, а сверху она прикрывает его животом. Так птенца и высиживает. И даже может с яйцом передвигаться — чуточку влево, чуточку вправо

А тюлени — это млекопитающие животные?

  • Большую часть времени они проводят в воде, быстро в ней передвигаются и ловко ныряют.
  • Морской заяц — самый крупный среди северных тюленей. Его длина свыше 2 м, а масса — до 300 кг.
  • Кольчатая нерпа — самый мелкий из тюленей, встречающихся в Арктике. Длина ее до полутора метров, а масса — 40–60 кг

Кольчатая нерпа

Метеостанции.

  • На арктических научных станциях изучают не только погоду, но и Северный Ледовитый океан — его глубины, течения, движения льдов, рыб и зверей, обитающих в нем, растения
  • Когда можно начинать плавание — навигацию? Где встретятся тяжелые льды, как их легче обойти? Какая будет погода? И об этом сообщают полярники

Лишайники

  • Основную массу лишайника составляют тончайшие белые или почти бесцветные трубочки. Это грибные нити. Из таких трубочек состоит всякое грибное тело. А между грибными трубочками находятся изумрудно-зеленые шарики. Это малютки-водоросли. Похожие на них живут и сами по себе на свободе.
  • Ягель, как и все лишайники, состоит из двух организмов — гриба и водоросли, соединенных в одно целое. Тайну лишайников люди узнали немногим более ста лет назад. Это стало одним из интереснейших открытий того времени.

Ягель — основная пища северных оленей

  • Водоросль , как и зеленые листья деревьев, ловит солнечные лучи и готовит из углекислого газа пищу . Эта пища нужна и самой водоросли, и грибу. Гриб доставляет ей воду и растворимые минеральные соли . Гриб защищает нежную водоросль от быстрого высыхания . Так и живут водоросль и гриб вдвоем, как единый организм !
  • Во влажном состоянии ягель мягкий, упругий. Но после высыхания легко крошится. Мельчайшие его крошки переносятся ветром и способны укорениться. Именно таким образом ягель и размножается

multiurok.ru

Мир вокруг нас. "Зона Арктических пустынь" ( 4-й класс)

Разделы: Начальная школа

Цели: создать условия для:

- формирования у учащихся представления о природной зоне Арктических пустынь;

- знакомство с особенностями природы, в арктической зоне;

- развития познавательной активности учащихся, умения анализировать с опорой на ранее изученный материал.

Оборудование: карта «Природные зоны России», атласы, гербарий, фотографии с изображением изучаемых объектов, раздаточный материал, энциклопедии Природа России.

Ход урока

1. Организационный момент

Где-то на белом свете Там где всегда мороз Трутся спиной медведи о зимнюю ось Мы отправляемся с вами туда, Где царство холода, снега и льда!

Учитель: Сегодня мы отправляемся в путешествие с севера на юг по природным зонам России. И начнем путешествие за полярным кругом, в зоне Арктических пустынь. (Слайд 1)

2. Проверка домашнего задания.

 Тест: «Моря, озера и реки России». (Слайд 2)

Поменялись работами с соседом, проверили друг у друга и оценили.

3.Работа над новой темой.

Учитель: Сегодня наш путь лежит к бескрайним просторам Северного Ледовитого океана к его островам. Мы знаем, что царство холода, снега и льда. Какая одежда нам понадобится, чтобы посетить эту зону России.

 Ученики: меховые костюмы, унты, меховые шапки, варежки, шерстяные маски закрывающие лицо.

Учитель: Давайте на карте найдем зону Арктических пустынь, назовите острова, которые относятся к этой зоне. (Слайд 3)

(Используют книгу и энциклопедии).

Ученики: Земля Франца Иосифа, Северная Земля, Новосибирские острова и острова Врангеля.

 (острова показывают на карте).

Учитель: Почему здесь такие суровые условия?

Ученики: Солнце направляет на это пространство косые лучи, оно светит, но не греет. Зимой в Арктике полярная ночь. (Дети пользуются учебником, энциклопедией)

Темноту освещает: луна, звезды и Северное сияние. Дуют ветры, бушует пурга. Температура опускается до -60º. Летом в Арктике полярный день, но тепла тоже нет. Это зависит от географического положения арктической зоны. (Слайд 4)

4. Физкультминутка.

5. Продолжение работы над новой темой.

Учитель: А как вы думаете, растения встречаются в этой зоне?

(детям даются картинки растений (гербарий), а дети выбирают те, которые они считают, могут расти в таких суровых условиях).

Ученики: Существует такой вид мха, который приспособился к жизни на льду, в морях встречаются «зеленые льдины». Господствуют мхи и лишайники. Есть небольшая группа цветковых растений: полярный мак, камнеломки, лютики, полярная крупка, растения эти низкорослые успевают за короткое лето прорости, отцвести и образовать семена. (Слайд 5)

Учитель: А если там есть растения, пусть даже не очень высокие, а есть ли там животные?

(Используя энциклопедии, книгу, атласы дети находят ответы).

Ученики: На скалистых берегах собираются чайки, кайры и гагарки, здесь они выводят потомство. Птицы с необычными клювами называются тупики. Все звери – прекрасные пловцы. От холода их защищает слой жира. Это моржи и тюлени. На тюленей охотятся белые медведи. У них белая шерсть, чтобы удобней было передвигаться по льду и снегу. (Слайд 6, 7)

(подготовленный ученик рассказывает о заповеднике «Остров Врангеля» во время ответа показываются слайды).

Ученик: Заповедник «Остров Врангеля» Этот заповедник расположен на острове Врангеля, он был организован в 1976году. На остров прилетает большое количество птиц на гнездовье. Через весь остров с запада на восток идут параллельно три цепи гор, разделенные долинами. Весной на юном побережье можно встретить редкую птицу – розовую чайку. Прирожденные кочевники полярных льдов выводят здесь свое потомство. На острове обитает самое крупное из копытных животных Арктики – овцебык, завезенный в заповедник из Америки. Остров Врангеля – единственное место, где гнездятся белые гуси. (Слайд 8)

Учитель: Ребята, вы хорошо поработали. Можем ли мы назвать Арктическую зону пустынной.

Ученики: В Арктике совсем не пусто. Там, несмотря на суровые условия, живут животные и птицы выращивают своих детенышей.

6. Закрепление изученного материала.

Учитель: Давайте разгадаем кроссворд и восстановим слово в предложении, которое появится в кроссворде. (Слайд 9)

«…» - царство льда и снега.

7. Итог урока

Учитель: В какой природной зоне России проходило наше путешествие

Ученики: зона Арктических пустынь (Слайд 10)

8. Домашнее задание:

Учитель:

- Нарисуйте рисунок «Как я представляю себе Арктику».

- Рассказы о животных Арктики.

(Приложение)

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Урок окружающего мира 4 класс. "Зона арктических пустынь"

4 класс

ОКРУЖАЮЩИЙ

МИР

Где-то на белом свете

Там, где всегда мороз,

Трутся спиной медведи

О земную ось.

Мимо плывут столетья,

Спят подо льдом моря.

Трутся об ось медведи –

Вертится Земля.

Мы отправляемся с вами туда,

Где царство холода, снега и льда.

Зона

Арктических пустынь

Познакомимся с планом изучения природной зоны. Учебник стр 71

Работа в группах

географы

синоптики

зоологи

ботаники

Где зона Арктических пустынь?

Арктика – это огромное пространство Северного Ледовитого океана вместе с морями и островами. На островах находится зона арктических пустынь. Ещё её называют ледяной зоной.

Солнце здесь никогда не поднимается высоко над горизонтом. Солнечные лучи только скользят по поверхности и поэтому дают совсем мало тепла.

Климат в Арктике очень суровый. Ледяной и снежный покровы держатся почти весь год.

Зимой здесь долгая полярная ночь. Это очень суровое время года. Температура понижается до – 60 градусов. Дуют сильные ураганные ветры, часты бураны.

Иногда в небе возникают удивительной красоты полярные сияния. Полярное сияние может длиться от нескольких минут до нескольких суток.

В конце февраля появляется солнце.

А летом начинается полярный день – круглосуточное освещение, но тепла мало. Температура воздуха чуть выше нуля. В июле +3 градуса.

Арктическая пустыня практически лишена растительности. Здесь нет кустарников. Лишь мхи и лишайники, но и они не образуют сплошного покрова.

Кое-где растут полярный мак и другие растения

Животный мир более разнообразен, но большая часть животных живёт в морях. Всех обитателей Арктики кормит море. Водоросли и рачки – первое звено в пищевой цепочке ледяной зоны. Ими кормятся рыбы.

В этих местах птиц больше всего. Их шумные скопления называют птичьими базарами. Здесь птицы выводят птенцов.

чайки

кайры

гагарки

тюлени

моржи

Белый медведь

Человек исследует и осваивает арктическую пустыню

Из-за освоения Арктики человеком в ледяной зоне возникли сложные экологические проблемы.

Барон Фердина́нд (Фёдор) Петро́вич Вра́нгель— российский мореплаватель и полярный исследователь, адмирал .

О́стров Вра́нгеля — российский остров в Северном Ледовитом океане между Восточно-Сибирским и Чукотским морями. Назван в честь российского мореплавателя и государственного деятеля XIX века Фердинанда Петровича Врангеля.

Остров Врангеля - уникальный регион в Арктике. На острове расположен Национальный заповедник «Остров Врангеля», включенный в список Мирового Наследия Юнеско.

«Остров Врангеля»

Главная цель основания заповедника:

  • исследование и сохранение уникальных экосистем, островов Арктики;
  • сохранение редких видов животных;
  • охрана популяции белых медведей.

Льды Арктики имеют огромное значение для климатической системы Земли. Ледяная шапка отражает солнечные лучи и таким образом не даёт планете перегреться.

Разгадай кроссворд

1.Эти птицы, собираясь на скалистых

берегах, образуют «птичьи базары».

Этих птиц можно увидеть около реки

и в нашей местности.

ч

и

к

й

а

1

ж

о

м

р

2

й

р

ы

к

а

2. Близкий родственник тюленя.

3

3.Птицы, откладывающие

яйца на голые камни.

л

т

ю

н

ь

е

4

л

к

и

н

й

а

ш

и

и

5

к

и

т

6

4.Это животное бывает добычей

белого медведя.

к

и

ч

а

р

7

5.Растения полярной зоны.

Молодцы!

6.Самый крупный обитатель морей

и океанов.

7.Пища рыб северных морей.

multiurok.ru

Конспект урока по окружающему миру "Зона Арктических пустынь"; 4 класс - Окружающий мир - Начальные классы

Конспект урока по окружающему миру по теме "Зона Арктических пустынь" составлен для учащихся 4 класса, УМК "Школа России" с применением ТРКМ.

 

Место урока в теме: Изучение нового материалаЦель: формирование у учащихся представления о природной зоне Арктических пустынь.Задачи:

  1. Познакомить учащихся с особенностями природы (условиями неживой природы, живыми существами, взаимосвязями в природе), значением природы данной зоны для человека, ее использованием.
  2. Учить определять существенные признаки природных зон и сравнивать их.
  3. Воспитывать бережное отношение к природе, формировать умение пользоваться атласом и энциклопедиями.

Оборудование: карта «Природные зоны России»; рисунки и фотографии с изображением растительного и животного мира Арктики; схема-таблица ЗХУ.

 

Ход урокаI. Эмоциональный настрой (1 мин)Интересный урок сегодня у нас,К нему готовился каждый из нас.Чтоб отвечать, надо много знать,Уметь думать, логически рассуждать.Вам, я думаю, всѐ по плечу,Ведь я вас четвѐртый год учу.И верю, что каждого ждѐт свой успех,Душою болею за вас за всех.

 

II. Проверка домашнего задания (5 - 7 мин)1. Игра «Я знаю географические объекты»Учитель называет горы, моря, реки, озера России. Двое учащихся у доски соревнуются:кто быстрее найдет данный географический объект.

 

2. Игра «Найди лишний географический объект». Объясни почему.а) Лена, Волга, Байкал, Енисей;б) Дон, Марс, Енисей, Днепр;в) Обь, Байкал, Онежское, Каспийское;г) Кавказ, Альпы, Баренцево, Урал.д) Каспийское, Тихий, Атлантический, Северный Ледовитый.Индивидуальные задания для учащихся (на карточках)1. Какие моря, к какому океану относятся? (Соедини стрелками.)Моря ОкеаныЯпонское мореБалтийское мореморе Лаптевых Северный ЛедовитыйЧукотское мореБеренгово море ТихийКарское мореБаренцево море АтлантическийВосточно-Сибирское мореЧѐрное мореОхотское мореО т в е т:Северный Ледовитый океан: море Лаптевых, Чукотское, Карское, Баренцево, Восточно-Сибирское моря.Тихий океан: Японское, Берингово, Охотское моря.Атлантический океан: Балтийское, Черное моря.

 

2. Вставь пропущенное слово, чтобы получилось верное высказывание.Самая длинная река России – это … (Обь). Река, впадающая в Каспийское море, – это … (Волга). Самое большое по площади озеро России – это … (Каспийское). В список Всемирного наследия внесено озеро … (Байкал).

 

III. Работа над новой темой (20-25 мин)Стадия «Вызов»Учитель. Сегодня мы отправимся в путешествие по природным зонам. Как вы думаете, что такое природные зоны?Учащиеся: Это участок. Могут не ответить на данный вопросУчитель: Как вы думаете, какие знания мы приобретѐм, изучая данную тему?Учащиеся: Мы узнаем, где они находятся, чем они похожи и чем различаются.Учитель: Рассмотрите карту природных зон. Как вы думаете, почему она так называется?Учащиеся: На карте показаны природные зоны.Учитель: Назовите природные зоны, обозначенные на карте.Учащиеся: Арктические пустыни, тундра …Учитель: Ребята, как изменяются природные зоны?Учащиеся: Природные зоны изменяются с севера на юг.Учитель: Сегодня мы отправимся к просторам Северного Ледовитого океана, к его островам. Как будет звучать тема нашего урока?Учащиеся: Зона Арктических пустынь

 

Приѐм «Таблица - ЗХУ» Учитель: Ребята, подумайте и запишите всѐ, что вы знаете или думаете, что знаете по данной теме (У каждого на столе лежит таблица ЗХУ). Заполняется первая часть таблицы «Знаю», учащиеся составляют список того, что они знают или думают, что знают, по данной теме. Работа выполняется сначала индивидуально, затем в паре, в группе. Затем каждая группа выступает со своими предположениями, учитель записывает их в таблицу.ЗнаюХочу узнатьУзналВсегда холодно.Много снега и льда.Не растут растения.Учитель: А теперь подумайте и запишите, чтобы вы хотели узнать, изучая данную тему. Заполняется вторая часть таблицы «Хочу узнать», учащиеся составляют список того, что они хотят узнать, изучая данную тему. Работа выполняется сначала индивидуально, затем в паре, в группе. Затем каждая группа выступает со своими предположениями, учитель записывает их в таблицу.ЗнаюХочу узнатьУзналВсегда холодно.Много снега и льда.Не растут растения.Почему здесь всегда холодно?Чем питаются животные, если здесь не растут растения?Чем занимаются здесь люди?

 

Стадия «Осмысления» Учитель: Чтобы нам ответить на все вопросы, которые вы перед собой поставили, нам нужно собраться в экспедицию. Вы сказали, что здесь всегда холодно, тогда какую одежду мы выберем для членов экспедиции? Учащиеся: меховые костюмы, унты, меховые шапки, варежки …

Учитель: Для того, чтобы нам найти ответы на все вопросы, я предлагаю вам разделиться на три группы: «Географы» - выяснят, почему здесь так холодно; «Ботаники» - выяснят, действительно ли здесь не растут растения; «Зоологи» - выяснят, какие здесь обитают животные и чем они питаются.Дети работают в группах, а затем выступают.Раздаточный материал для географов: картины «Северное сияние», «Ледяная пустыня», учебник с. 78, 79. Карточка - помогайка.ПРИМЕРНЫЙ ОТВЕТ:Учащиеся (показывают на карте). Северный Ледовитый океан, острова: Земля Франца-Иосифа, Северная Земля, Новосибирские острова, остров Врангеля.Северный Ледовитый океан скован толстым крепким льдом. В белых льдах кое-где видны трещины – разводья. По ним вслед за могучими ледоколами плывут корабли. А вокруг многометровые снежные сугробы. Снег и лед здесь никогда не тают, по безмолвным снежным просторам гуляют холодные ветры, поскольку коротким полярным летом солнце поднимается невысоко, и его нежаркие, косые лучи отражаются ото льда и снега. Летом – полгода день, зимой – полгода ночь. Температура понижается до –60°…Учащиеся зачитывают текст карточки – помогайки вслух.Арктика – это огромное пространство … (Северного Ледовитого океана), с … (морями) и … (островами). Солнце направляет на это пространство …(косые) лучи. Оно … (светит), но не греет. Зимой в Арктике … (полярная ночь). Дуют … (ветры), бушует … (пурга). Температура опускается до … (–60) градусов. Летом в Арктике … (полярный день), но … (тепла) тоже нет. Это зависит от географического … (положения) арктической зоны.Раздаточный материал для ботаников: учебник с. 79, 80, 81.Карточка - помогайка.ПРИМЕРНЫЙ ОТВЕТ:К суровым условиям арктических пустынь приспособились немногие живые организмы. Водоросли, лишайники, полярный мак.Учитель показывает изображения растений Арктики: мхи, полярный мак, лишайники, водоросли (так как изначально дети предположили, что растения здесь не растут).Учащиеся зачитывают текст карточки – помогайки вслух.На островах прямо на голых … (камнях) встречаются … (лишайники), они очень … (малы). Также приспособились к жизни на камнях … (мхи) и … (полярные маки). В толще воды, не покрытой … (льдом), большое количество … (водорослей).Раздаточный материал для зоологов: карточки с изображением птиц и животных (чайки, кайры, гагарки, тупики, белый медведь, тюлень, сайка, рачки, морж, северный олень, кулик, заяц, пингвин), учебник с. 79-82. Карточка - помогайка.ПРИМЕРНЫЙ ОТВЕТ:Больше всего таких птиц: чайки, кайры, гагарки, тупики. Животные: белый медведь, тюлень, сайка, рачки, морж.Учащиеся зачитывают текст карточки – помогайки вслух.Животных арктической зоны кормит … (море). Морскими водорослями питаются ... (рачки), а ими – … (рыбы). Основная пища птиц и животных – это … (рыба). На скалистых берегах собираются … (чайки), … (кайры) и … (гагарки), здесь они выводят … (потомство). Птиц с необычными клювами называют … (тупики).Все звери – прекрасные – … (пловцы). От холода их защищает … (слой жира). Это … (моржи) и … (тюлени). На тюленей охотятся … (белые медведи). У них длинная густая шерсть … (белого) цвета и … (широкие) лапы, чтобы удобнее было … (передвигаться по льду и снегу).Учитель: В водах северных морей, где проходят теплые течения, обитает великолепное животное – гренландский кит (показ фотографии).

 

ФизкультминуткаЧто за чудо-чудеса:Загорелись небеса!Ой, горит-пылает пламяНад сверкающими льдами!Кто зажег огонь чудесный,Золотой костер небесный?Никого за тучей нет.Это с неба льется свет.

 

Учащиеся выполняют упражнения за учителем. Отгадывают загадку: северное сияние.Учитель: Ребята, на какой вопрос мы с вами ещѐ не ответили?Учащиеся: Чем занимаются здесь люди?Учитель: Человек не является коренным жителем Арктики, но она всегда привлекала людей своей загадочностью.О том, как люди осваивают Арктику, прочитайте текст на с. 83–84 учебника.Чем же занимаются люди в данной природной зоне?Учащиеся: Ставят научные станции, занимаются рыбным промыслом и охотой …

 

Учитель. Но здесь есть заповедник «Остров Врангеля», о нѐм нам расскажет подготовленный ученик.Учащийся: Этот заповедник расположен на острове Врангеля, он был организован в 1976 году. На остров прилетает большое количество птиц на гнездовья. Через весь остров с запада на восток идут параллельно три цепи гор, разделенные долинами. Весной на южном побережье можно встретить редкую птицу – розовую чайку. «Прирожденные кочевники» полярных льдов выводят здесь свое потомство, и не только они. Белые медведи также облюбовали остров для рождения детѐнышей. На острове обитает самое крупное из копытных животных Арктики – овцебык, завезенный в заповедник из Америки. Остров Врангеля – единственное место, где гнездятся белые гуси.

 

VI. Итог урока. Стадия «Рефлексия» (7-10 мин)Учитель: Теперь я предлагаю вам вновь вернуться к нашей таблице и заполнить третий столбик «Узнал». Заполняется третья часть таблицы «Узнал», учащиеся составляют список того, что они узнали, изучая данную тему. Работа выполняется сначала индивидуально, затем в паре, в группе. Затем каждая группа выступает со своими предположениями, учитель записывает их в таблицу.ЗнаюХочу узнатьУзналВсегда холодно.Много снега и льда.Не растут растения.Почему здесь всегда холодно?Чем питаются животные, если здесь не растут растения?Чем занимаются здесь люди?Растения есть, и они очень хорошо приспособились к данным условиям.Животные в основном питаются рыбой.Люди занимаются рыбным промыслом и охотой.Учитель: Ребята, вспомните, какой вопрос вам был задан вначале урока?Учащиеся: Что такое природные зоны, где они находятся, чем похожи и чем отличаются?Учитель: Посмотрите на карту и скажите, какая зона идѐт после зоны Арктических пустынь.Учащиеся: Тундра.

 

VII. Домашнее задание (1-2 мин)Приѐм «Эссе»Учитель: Как вы думаете, чем будет отличаться природная зона Тундры от зоны Арктических пустынь? Об этом вы должны будете написать дома.

Полный текст материала Конспект урока по окружающему миру "Зона Арктических пустынь"; 4 класс смотрите в скачиваемом файле.На странице приведен фрагмент.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя стало известно автору, войдите на сайт как пользователь и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Есть мнение?Оставьте комментарий

Оставить комментарий

pedsovet.su


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта