Растение живой организм условия жизни растений. «Растения живой организм»

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Условия жизни растений. Растение живой организм условия жизни растений


Зеленые растения населяющие планету создают все условия для жизни живых организмов

Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2015-07-10

Как растения влияют на природу?

- Зеленые растения, населяющие планету, создают все условия для жизни живых организмов. Растения, как известно, выделяют кислород, без которого невозможно дыхание. Они являются основной пищей для очень многих живых существ. Даже хищники и те зависят от растений, так как их потребляют животные - объекты их охоты.

- Листья деревьев, высокие травы создают мягкий влажный микроклимат, так как они защищают землю от палящих лучей солнца, иссушающих ветров. Их корни удерживают почву от сползания, так как скрепляют ее, не дают образовываться оврагам.

- Растения осуществляют фотосинтез. Потребляя углекислый газ и воду, они производят полезные вещества, которые становятся ценнейшим источником питания. Зерно, овощи, фрукты - все без чего не может обойтись человек - все это растения.

- Кроме того они формируют газовый состав воздуха, которым дышат живые существа. В процессе осуществления фотосинтеза, они выделяют в окружающую атмосферу примерно 510 тонн дополнительного кислорода за год. К примеру, всего 1 гектар полей, где растет кукуруза, выделяет за год около 15 т свободного кислорода. Этого достаточно для того, чтобы могли свободно дышать 30 человек.

Как мы видим, растения оказывают огромное влияние на окружающий среду - на все элементы биосферы (животный мир, людей и др.)

Существенные признаки фитоценоза – фитоценотические отношения (отношения между растениями) и наличие фитоценотической среды. Создание фитосреды – первый по времени появления признак фитоценоза, т.к. воздействие растительных организмов на среду уже может быть там, где еще нет влияния растений друг на друга. ФИТОЦЕНОТИЧЕСКАЯ СРЕДА начинает формироваться еще в то время, когда отдельные растения, появившиеся на ранее лишенной или не имевшей связного растительного покрова территории, растут разобщено, не образуя сплошного покрова. Уже на первых стадиях развития растительности изменяются условия микроклимата, с мертвыми растениями в почву или в грунт вносятся одни химические вещества, а живыми растениями извлекаются другие, изменяется характер микрорельефа (например, образуются шлейфы из пылеватых и песчаных частиц у стеблей растений), словом, происходит преобразование среды растениями. В дальнейшем, через взаимодействия растений, фитоценоз все более изменяет среду и создает свою фитосреду. При этом условия среды в разных частях фитоценоза (на поверхности почвы, на стволах и в кронах деревьев, на разной высоте над поверхностью почвы и т. д.) неодинаковы. Наличие фитоценотических отношений – наиболее существенная особенность фитоценоза, но ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МЕЖДУ РАСТЕНИЯМИ начинается несколько позже, чем воздействие растений на их местообитание. Оно может иметь место только при определенной густоте растительного покрова. Однако подметить этот момент, когда начинается взаимодействие между растениями, очень трудно, поскольку оно не всегда предполагает прямой контакт между организмами. Поэтому к фитоценозам следует относить различные стадии развития растительного покрова, кроме самых первых моментов поселения растений на территории, лишенной растительности.

Все стороны жизнедеятельности растения (рост, онтогенетическое

и сезонное развитие, питание, размножение, реализация определен-

ной стратегии выживания, адаптация к различным факторам внешней

среды, взаимоотношения с другими организмами и т. д.) как откры-

той диссипативной системы так или иначе связаны с окружающим его пространством. В свою очередь, само растение вызывает значительные

изменения в прилегающей части пространства. Это явление получило

название фитогенное поле (ФП).

В самом общем случае все разнообразие проявлений ФП мы пред-

лагаем рассматривать в трех аспектах – вещественном, энергетическом

и информационном.

Вещественная (субстратная) компонента ФП выражена наибо-

лее наглядно. Избирательная концентрация элементов из окружающей

среды, круговорот веществ, связанных с жизнедеятельностью растения,

составляет вещественную основу ФП.

Достаточно большая часть в вещественном круговороте приходит-

ся на опад. В растительных сообществах напочвенная подстилка, об-

разующаяся из опавшей листвы, ветвей, плодов, семян и других частей

живых и отмерших растений, может достигать значительной величины.

Типичным для ненарушенных природных степных сообществ являет-

ся образование т. н. растительного войлока, в лесных сообществах на-

почвенной подстилки, толщина которой может достигать 30 см и бо-лее. Опад является средой обитания бактериальной и грибной флоры,

простейших, микро- и мезофауны и т. д., формирует особый химичес-

кий, влажностный и температурный режим. Объемы его поступления

зависят от типа растительного покрова, его обилия, особенностей ви-

дового состава и других факторов [3]. В значительной мере в пределах

ФП претерпевает и влажностный режим. Так, в кроновом пространстве

влажность воздуха по сравнению с открытыми пространствами может

возрастать в полтора-два раза. Конденсация воздушной влаги, годич-

ный объем которой может исчисляться сотнями миллиметров, также

способствует повышению почвенной влажности.

В почвенной среде вещественная составляющая ФП определяет-

ся распространением корневой системы. В этой области растение воз-

действует на физические (сложение, состав почвы, ее вертикальную и

горизонтальную структуру, капиллярность, влажность, электропрово-

димость, механические и другие свойства), химические (минеральный

и органический состав, кислотность, буферность и др.) и биологичес-

кие свойства (аллелопатические свойства, почвенная биота).

Энергетическая составляющая ФП проявляется в изменении

энергетических параметров пространства в пределах этого поля. На-

иболее существенные изменения в надземной части ФП претерпевают

режимы освещения и температуры. Световой режим в естественных

условиях характеризуется интенсивностью солнечной радиации, ее

спектральным составом, временной и пространственной изменчивос-

тью. Этот фактор включает не только видимую (в основном физиологи-

чески активную радиацию, при поглощении которой пигментами осу-

ществляется фотосинтез и другие фотобиологические процессы), но и

невидимую — ультрафиолетовые и инфракрасные лучи. Их роль велика

в водно-тепловом режиме, морфогенетических процессах и ритмике

жизнедеятельности растений. Информационная составляющая ФП на сегодня остается наиме-

нее исследованной. Этот компонент прослеживается в явлениях самой

различной природы. «Вряд ли существуют природные, социальные или

технические явления, в которых физические процессы переноса и пре-

образования информации не играли бы выдающейся роли. Более того,

невозможно отличить – не только теоретически, но и практически

энергетическое или корпускулярное воздействие от последствий по-

лучения информации, заключенной в этом воздействии», – указывает

академик М.В. Волькенштейн [2, с. 7].

В отличие от предыдущих компонентов, эта составляющая выделя-

ется по своему проявлению, а не по природе своего носителя, в качес-

тве которого может выступать как вещественная, так и энергетическая

составляющие ФП. Информация является необходимым компонентом любого биологического объекта, связана с его организацией, количес-

твенно и качественно изменяясь в структурообразовательных, регуля-

торных и коммуникативных процессах. На организменном уровне ФП

играет роль блока восприятия внешней информации и блока структур-

ной организации отдельных частей и целостного организма. При этом

реализуются функции запуска и управления процессами жизнедеятель-

ности с учетом состояния внешней среды, регуляция роста, управления

структурообразованием, выбора стратегий управления жизнедеятель-

ностью на каждом этапе развития организма [19]. В этом контексте ха-

рактеристики ФП следует рассматривать как информационные пара-

метры состояния растения, отражающие динамику его жизненных про-

цессов и обеспечивающие параметрическую зависимость структуры от

баланса ресурсов среды и внешних воздействий, а также как информа-

ционный канал обратной связи, что особенно важно при взаимодейс-

твии растений в сообществе.

Консорция является элементарной структурной единицей биоценозов, в которой различные организмы объединены друг с другом. Представление о консорциях в их современном понимании было введено В. Н. Беклемишевым (1951) и Л. Г. Раменским (1952). Центральная особь консорции называется центральным ядром (детерминантом консорции), а связанные с ней организмы – консортами. В консорции объединяются все трофические группы организмов: автотрофы, фитофаги, зоофаги, сапрофаги, некрофаги, копрофаги, редуценты. Таким образом, консорцию можно рассматривать как структурную единицу биогеоценоза; она имеет свои пространственные и функциональные параметры. Детерминантом консорции может быть как автотрофный, так и гетеротрофный организм. Соответственно, консорции можно разделить на две группы: автотрофно детерминированные и гетеротрофно детерминированные. Если ядром консорции является отдельная особь, то такие консорции называются индивидуальными. Индивидуальные консорции являются элементарными структурными единицами биогеоценоза. Они, в свою очередь, объединяются в популяционные консорции (совокупность организмов, связанных с популяцией детерминанта консорции), видовые консорции и т. д. Все это не что иное, как объединение (типизация) индивидуальных консорций. Консорты образуют ряд концентров (рис. 16). В первый концентр входят консорты, непосредственно связанные с детер-минантом консорции или только трофически (животные-фитофаги, сапротрофы, эккрисотрофы), или и трофически и топически (паразитные организмы, симбионты), или только топически (эпифиты, лианы, животные, гнездящиеся на детерминантах). Консорты, входящие в состав второго концентра консорций, используют в качестве источника энергии и веществ консортов первого порядка, как в живом, так и в отмершем состоянии, а также экскременты животных-фитофагов и сапрофагов. В соответствии с этим в состав второго концентра входят зоофаги, зоопаразиты, микофаги, бактериофаги, сапротрофы второго порядка, в том числе копротрофы. Аналогична структура последующих концентров консорций. Рассматривая структуру консорции, не следует забывать о том, что большинство видов второго и третьего концентров не взаимодействуют непосредственно с центральным ядром консорции. Так, во второй и третий концентры консорции растений входит большое количество хищников первого и второго порядка, которые гораздо подвижнее и менее специализированы в пище. Поэтому они объединяют большое количество консорций, тогда как в каждой конкретной консорции они будут являться случайным элементом. Тем не менее, консорты второго и последующих концентров могут оказывать на детерминанта консорции косвенное, нередко значительное влияние, регулируя численность фитофагов и фитопаразитов. Кроме того, стоит отметить тот факт, что некоторые организмы могут одновременно входить в состав нескольких концентров. Так, например, некоторые хищники, являясь организмами второго и третьего концентров, могут поедать плоды растений, то есть входить в состав организмов первого концентра. Следует подчеркнуть, что консортные отношения нельзя сводить только к цепям питания, поскольку они включают не только трофические, но и топические связи, а также попутное воздействие консортов на детерминанта консорции: выделение метаболитов в их ткани паразитными организмами, опыление цветков, перенос семян и плодов и др. В состав любой консорции помимо ее детерминанта входит различное число видов-консортов, которое может быть довольно значительным. Так, в состав видовой консорции березы входит 91 вид паразитных и 36 – микоризообразующих грибов, 46 видов эпифитных лишайников, 7 – эпифитных печеночников и 16 – лиственных мхов, 8 видов клещей, 574 – насекомых, 8 – птиц, 9 видов млекопитающих – всего 803 вида, не считая эпифитных водорослей и бактерий (Работнов, 1978). Сюда не включены многочисленные организмы сапротрофного звена. Хотя следует отметить и то, что имеются виды (плауны, хвощи) с довольно малым числом консортов.

samzan.ru

«Растения живой организм»

Тема урока: «Растения – живой организм»

Цель:

Обобщить знания об основных частях растения, как единого целого;

Проверить усвоение базовых понятий по теме»Органы цветкового растения»;

Использовать полученные знания для дальнейшего развития понятия об организме как едином целом.

Ход урока

1. Вводное слово учителя.

Так уж складывается жизнь современного человека, что большинству из нас не часто удаётся бывать на природе. Мы мало знаем о ней, и не каждый способен выжить, окажись он вдруг вдали от цивилизации. Но тем, кто знаком с растениями, с их удивительными свойствами, не страшно заблудиться в лесу или остаться один на один с природой.

С древности, питаясь плодами земли, люди узнавали свойства растений. Они давали человеку пищу, одежду, материалы для построек, топливо, посуду, мебель, лекарства, красители и массу других полезных вещей. Ещё не так давно, примерно лет 200 назад, с ранней весны и до поздней осени дикая флора поставляла и крестьянам и горожанам витаминную питательную зелень, сладости, крахмал и даже крупы, а так же приправы и лекарства. Наблюдательные пахари, охотники, пастухи и рыболовы при помощи растений предугадывали погоду и виды на урожай, искали воду для питья, залечивали раны, боролись с вредными насекомыми. Современный человек должен владеть хотя бы минимумом этих знаний.

Сегодня мы с вами попробуем выяснить, какими знаниями овладели мы, потому как первое знакомство с удивительным царством растений уже состоялось.

2. Обобщение знаний по теме.

Урок у нас необычный. Мы будем рисовать страницы учебника по пройденным темам. Определить тему каждой группы поможет цветик–семицветик, на лепестке которого и будут обозначены темы, но их нужно будет отгадать.

Первый лепесток оторву я.

«Без окошек, без дверей, полна горница людей». (Вопрос задан детям) Плод. Учитель выбирает яблоко.

На доске прикреплено дерево: стебель, листья и отдельно 20 красных яблок, 20 жёлтых, 20 зелёных. После выступления каждой группы, остальные группы оценивают выступивших яблоком, повесив его на дерево: красное – очень понравилось, желтое – понравилось, но есть замечания, зеленое – есть ошибки и существенные замечания.

3. Получение заданий. (Музыкальное оформление: звуки в природе, журчание ручья).

Представители каждой группы получают задание, отрывая лепесток от цветика–семицветика, на обратной стороне которого – загадка, обозначающая тему задания.

№1 группа «Корень».

Растениям земля,

Как небо для птицы

Иначе нельзя!

Земля тебя поит и кормит, как мать

И … нельзя от земли отрывать.

Прилагается Тест по теме.

1. Вода необходима клеткам корня:

а) для дыхания;

б) для растворения питательных веществ;

в) увеличивает плодородие почвы;

г) является питательным веществом.

2. При дыхании корни поглощают:

а) кислород;

б) воду;

в) углекислый газ;

г) растворённые питательные вещества.

3. В поглощении воды и минеральных солей участвуют:

а) зона деления;

б) зона роста;

в) зона всасывания;

г) зона проведения.

4. Корневой чехлик:

а) обеспечивает передвижение веществ по растению;

б) выполняет защитную роль;

в) придаёт корню прочность и упругость;

г) участвует в делении клеток.

5. Придаточные корни:

а) развиваются из корешка зародыша;

б) отрастают от стебля;

в) развиваются на главном корне;

г) отрастают от боковых корней.

6. Стержневая корневая система имеет:

а) один корень;

б) много корней;

в) много придаточных корней;

г) главный и боковые корни.

№2 группа «Лист».

«В книге лежит, на дереве висит».

Дать научное объяснение загадке:

В зелёном тереме

Площади не мерены,

Комнаты не считаны

Стены – как стекло

Всё насквозь видно!

А в стенах – окошки,

Сами открываются

Сами закрываются.

№3 группа «Побег».

Какому органу природа

Особую крепость дала

И листья в огромную крону

На ветках его собрала.

Прилагается:

Биологический диктант по теме.

Растение имеет органы: корень и ...

Побегом называют стебель с расположенными на нём … и …

Побег развивается из …

Лист – это часть ...

Почка – это …

У подсолнечника стебель ...

№4 группа «Почки».

В подмышках у листьев

Пристроились …..

3. Итоги урока. Подводятся итоги урока, обсуждаются основные моменты, вызвавшие затруднения, выставляются оценки..

kak.znate.ru

Условия жизни растений

Documents войти Загрузить ×
  1. No category
advertisement advertisement
Related documents
29-29-Организм и среда
Разнообразие растений
Уровни организации живых организмов уровень компоненты
okruzhayushchiy_mir
Ведомость расчета численности Медведя
Ведомость расчета численности Барсука
2013-2014 уч.год Социология тела
Карточка учета водоплавающей по выводкам
Проверочная работа:
Презентация на тему « Исчезающие и исчезнувшие животные»
Юлдашева Р.Р.
Образец заполнен карточки полуводных
upload/images/files/срез по теме популяционно
презентацию компании « La Bio
БИО
Общество как совместн

studydoc.ru


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта