Пустыни растения и животные пустыни 4 класс. Урока познания мира в 4 классе на тему: «Пустыни. Растения и животные пустыни»

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Урок познания мира для 4 класса по теме:"животные и растения пустынь". Пустыни растения и животные пустыни 4 класс


Конспект урока по окружающему миру "Пустыня" 4 класс

МБОУ «Краснооктябрьская СОШ Новошешминского муниципального района РТ»

УРОК ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

4 класс

ТЕМА: «Пустыни»

Провела:

учитель начальных классов

Михайлова И.П

2013г

ТЕМА: «Пустыни»

Цель урока: Познакомить с природой пустыни, географическим положением, особенностями растений и животных данной зоны.

Задачи урока:

-Сформировать у учащихся представление о природной зоне пустынь. Познакомить с географическим положением зоны пустынь, ее особенностями, растениями и животным миром, деятельностью людей.

-Развивать умение работать с географической картой, атласом-определителем, гербарием, дополнительной литературой.

-Развивать речь детей, умение наблюдать, рассуждать, делать выводы.

_ Воспитывать бережное отношение к природе; умение выслушивать мнение товарища.

Форма урока: Урок-исследование.Тип урока: Комбинированный

Формы работы учащихся: Фронтальная, индивидуальная работа.

Оборудование:

Карта природных зон, картины и рисунки.

Ход урока

I. Организационный момент- 2 мин.

Снова пришел долгожданный миг

Нам пора в дорогу,

Он зовет нас, в загадочный мир,

Таинственный мир природы.

- Сегодня свои тайны раскроет перед нами еще одна природная зона России. Разгадайте ребус:

П ' т '

Ответ: Пустыня.

Записать тему «Пустыни» на доске и в тетрадях.

II. Проверка знаний- 10 мин.

Перед тем, как отправиться в пустыни, мы должны убедиться, что особенности предыдущей природной зоны мы знаем хорошо. О какой природной зоне идет речь в стихотворении:

На все стороны путь: Ни лесочка, ни гор! Необъятная гладь! Неоглядный простор!

- Конечно же, это стихи о степи, Расскажите о степи с географической точки зрения, опираясь на свои знания и карту. Выслушивается ответ одного ученика и дополнения остальных.

Тест «Зона степей»

1. Зона степей расположена на ... нашей страны:

а) севере; б) востоке; в) юге.

2. На карте природных зон зона степей закрашена ... цветом:

а) розовым; б) зеленым;

в) желтым; г) коричневым.

3. Характерный признак зоны степей - это ...

а) сплошной травянистый растительный покров;

б) отсутствие сплошного растительного покрова;

4|в) обилие мхов, лишайников, кустарников.

4. К степным птицам относятся ...

а) белые журавли, краснозобые казарки, розовые чайки;

б) ястребы, кедровки, сойки;

в) журавли-красавки, дрофы, пустельги.

5. Для растений степи характерны:

а) стелющиеся корни, крупные листья;

б) длинные корни, мясистые стебли, листья-колючки;

в) корни-луковицы или пучки, узкие тонкие листья или толстые мясистые стебли и такие же листья.

6. В степи по вине человека появились следующие экологические проблемы:

а) вырубка, загрязнение бытовым мусором, браконьерство, неограниченное заготовление древесины;

б) загрязнение поверхности нефтью, браконьерство,

неограниченный выпас оленей;

в) распашка земель, неумеренный выпас скота, браконьерство.

7. Какая из цепей питания характерна для степи:

а) ежевика - лемминг - песец;

б) водоросли - рачки - сайка - гагарка;

в) растения - заяц- беляк - рысь;

г) зерно - суслик - орел- беркут,

8. Основным занятием населения степей является –

а) земледелие;

б) рыболовство;

в) оленеводство.

9. В Красную книгу занесены следующие степные растения и животные:

а) кречет, стерх, краснозобая казарка;

б) пион тонколистный, журавль-красавка, степная дыбка;

в) зубр, филин, женьшень.

III. Новый материал. - 18 мин.

Покинув бескрайние степные просторы, мы с вами оказались на самом юге России, точнее, на юго-западе.

Солнечный, жаркий

Желтый поток

Льется в пустыне

На желтый necок.

В воздухе желтом

И плотном, как мед,

Желтая птица неслышно плывет.

Вот так выглядят пустыни (показ картинки «Пустыня»), Какой вы увидели пустыню? (Пустыня - это песок, много песка, и голубое безоблачное небо. Кажется, что тебя окружают пустота и жара.)

Сегодня мы с вами будем исследовать природную зону пустини –в роли ученых исследователей –это географов, ботаников, зоологов и экологов.

Обратимся к карте(стр. 77). Что расскажет нам о пустыне наша верная помощница? На парты раздаются карточки - «помогайки»:

  1. Географическое положение зоны пустынь относительнодругих природных зон и сторон горизонта.

  2. В каком тепловом поясе расположена зона пустынь?

  3. Поверхность земли в пустыне.

Рассказ ученика:

Пустыни расположены на юго-западе страны, на берегах Каспийского моря. Это южная природная зона, на карте она обозначена оранжевым цветом. Пустыни находятся в умеренном поясе, и расторгаются еще ближе к Северному тропику, поэтому там так жарко, "то небольшая по площади природная зона.

- Можно еще добавить, что поверхность пустыни равнинная с валами из песка. Эти песочные валы - барханы - передвигаются. Пустыни бывают не только песчаные, но и глиняные, и даже каменистые (показ фотографий). Сегодня мы будем говорить о песчаной пустыне и ее обитателях.

  • Лето в пустыне жаркое: поверхность земли нагревается днем до плюс 70°, а в тени выше 40°. А ночью прохладно, потомучто песок и глина быстро остывают.

  • Чего хочется человеку, когда ему очень жарко? (Ему хочется пить и купаться.)

  • К сожалению, в 'пустыне выпадает мало осадков, порой за лето не выпадает ни капли дождя, а лето длится здесь пять месяцев.Зима по сравнению с летом суровая: температура опускаетсядо -12°, и длится зима 2-3 месяца.

- Пора включаться в работу нашим ботаникам, зоологам, экологам.

Далее работа ведется в группах.

Рассказ ботаников:

Особенность растений пустыни в том, что они должны как можно меньше испарять влаги и добывать воду на большой глубине или иметь свой запас воды. Самое распространенное растение пустыни - верблюжья колючка (рисунок)

У нее длинный корень, с его помощью растение питает себя водой, корень проникает на глубину почти 20 метров. Листья у растения в виде колючек, это позволяет воде меньше испаряться. Верблюжья колючка - растение невысокое.

Джузгун - это небольшой кустарник. Его листья - зеленые веточки, корни хорошо закрепляются за песок и удерживают песок от передвижений (рисунок).

Такую же роль выполняет травянистое растение колосняк, у него тоже тонкие листья (рисунок).

В пустыне встречаются и деревья, например саксаул (рисунок). Это низкие деревья, не более 4-5 метров, и растут на большом расстоянии друг от друга. Как вы думаете, почему? (Из-за недостатка влаги.)

Рассказ зоологов:

Большинство животных пустыни некрупные, потому что им негде спрятаться от хищников. Их окраска под цвет песка - это их маскировка. Большинство животных ведут ночной образ жизни, когда спадает жара. Воду они получают с пищей, поедая растения или других животных; в выборе пищи животные неприхотливы. Чтобы найти воду, они должны быстро передвигаться или впадать в спячку, Чтобы не хотелось есть и пить. В пустыне обитают песчаный удавчик, ящерка быстрая, ящерица-круглоголовка (показ рисунков).

Все быстро передвигаются, а ящерица-круглоголовка мгновенно кет зарыться в землю в случае опасности. Лисичка-корсак и ушастый еж имеют большие уши (рисунки).

Они им нужны для того, |чтобы лучше слышать, ведь они ведут ночной образ жизни. В пустыне обитают грызуны: тушканчики, песчанки (рисунки)

. Одни из них роют норы, другие - тушканчики - быстро передвигаются большими прыжками до трех метров в длину. Крупными животными считаются сайгаки и верблюды (рисунки).

Сайгаки в основном живут стадами (так легче выживать) и умеют быстро бегать. Из насекомых в пустыне встречаются: скорпионы, кобылки, священные скарабеи (рисунки). Карточки животных закрепляются на стенной карте. Учитель может дополнить ответ учащихся рассказом об удивительном животном пустыни - верблюде:

Верблюда называют кораблем пустыни. О верблюде рассказывают сказки, что в своих горбах он носит запас воды, но это не так. существует два вида верблюдов: одногорбые и двугорбые. В наших пустынях обитают двугорбые верблюды. Они достигают двух метров высоту, навьюченный верблюд может нести до 500 килограммов. Жить в пустыне ему помогает строение тела и ног. На ногах у верблюда мозолистые подошвы, ими можно наступать на горячий сок, не обжигаясь и не проваливаясь. Верблюд поедает жесткие колючие растения без всякого вреда для себя: его небо, губы и язык покрыты толстой кожей. А в горбах находится запас жира, Верблюд может обходиться без питья в сильную жару по 3-4 дня, зато, добравшись до водопоя, может выпить сразу 6-8 ведер. Такие интересные животные обитают в пустыне.

- Вы, наверное, заметили, что в пустыне почти нет птиц – это потому, что птицы плохо переносят жажду, О жуке-скарабее прочитайте дома на стр. 125, и вы узнаете, почему его называют священным скарабеем.

IV. Физкультминутка - 2 мин.

- Наверное, зной и жара утомили вас. Предлагаю немного

отдохнуть!

Потрудились – отдохнем,

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать.

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

V. Продолжение работы над новой темой

- Продолжим нашу работу. Заслушаем экологов.

Рассказ экологов:

Освоение пустынь человеком привело к экологическим проблемам в этой природной зоне. Люди построили каналы, чтобы орошать землю - это хорошо. Но неумеренное орошение привело к тому, что в почвах стало накапливаться много соли. Из-за неумеренного выпаса скота больше стало подвижных песков - животные полностью съедают растения на пастбищах. Проблемой является и браконьерство. От рук браконьеров погибает много животных. Под угрозой исчезновения оказались сайгаки: созданные человеком оросительные каналы оказались для сайгаков непреодолимыми (рассказ сопровождается видеосюжетами). Для сохранения природы в 1990 году в Республике Калмыкия создан заповедник «Черные земли» (показать на карте). В этом заповеднике есть участки пустынь и полупустынь, встречаются все виды животных, а на озере Маныч-Гудило обитают утки, гуси, лебеди.

VI. Закрепление изученного материала - 9 мин.

- Подумайте и ответьте на вопрос: почему у пустыни два хозяина солнце и ветер? (Солнце - хозяин, потому что там всегда жарко. Солнце направляет на эту территорию почти прямые лучи, т.к. пустыни лежат близко к экватору. Ветер тоже хозяин пустыни, потому что там почти нет деревьев, и ничто ему не препятствует.)

Игра «Узнай меня»

  1. Сколько важности в походке!

По пустыне-сковородке,

По колючкам босиком

Кто вдет с горбом-мешком?

(Верблюд.)

  1. Лапки кенгуру, тельце мыши, уши осла, а хвост льва. (Тушканчик.)

  2. Я - пища «корабля пустынь». (Верблюжья колючка.)

  3. Я ростом невелик, мои листья - зеленые веточки, своими корнями удерживаю пески. (Джузгун).

  4. Я очень красива, у меня большая голова, от врагов я мгновенно зароюсь в песок. (Ящерица.)

  5. Мой ствол - как камень. Весной я красавец. А листья мои тон-г, как вязальные спицы. (Саксаул).

Самые экстремальные пустыни мира:

- Пустыня Намиб. Намибия. Самая старая пустыня в мире;

- Пустыня Атакама. Чили. Самая сухая пустыня мира;

- Пустыня Уюни. Боливия. Самая соленая пустыня в мире;

- Аралкум. Узбекистан и Казахстан. Самая молодая пустыня в мире;

- Сахара. Северная Африка. Самая большая пустыня в мире;

- Пустыня Какрос. Канада. Самая маленькая пустыня в мире.

- Наше путешествие заканчивается. Всем научным группам спасибо за работу!

V. Подведение итогов работы- 2 мин.

- С какой природной зоной познакомились на уроке?

- Каковы особенности её климата?

- Назовите типичных представителей растительного и животного мира? Как они приспособились к жизни в условиях пустынь?

-Что нужно делать, чтобы не допустить нарушения экологических связей в пустыне?

VI. Рефлексия.

На доске вывешивается заранее заготовленное дерево без листьев. У детей- разноцветные листочки на магнитной основе( желтые и зелёные).

- Прикрепите, пожалуйста, к дереву листочки. Кому всё понятно-желтого цвета, если возникли какие-либо трудности- зелёного цвета.

Это дерево нам пригодится на следующем уроке при изучении новой природной зоны.

Дети по очереди (по рядам) выходят к доске, прикрепляют листочки.

V. Домашнее задание- 2мин.

Стр. 122-131. Ответить на вопросы рубрики «Проверь себя». |Рассказ-отчет о работе нашей экспедиции в пустыне.

infourok.ru

Открытый урок по Окружающему миру на тему "Пустыни" (4 класс)

Окружающий мир

Дата. 10.11.2016г.

Класс. 4 класс

Тема: Зона пустынь.

Местоположение зоны пустынь, ее природные особенности. Приспособление растений и животных пустынь к природным условиям. Практическая работа: с картой природных зон.

Цели урока:

1.Сформировать у учащихся представление о природной зоне пустынь.

2.Познакомить с географическим положением зоны пустынь, ее особенностями, растениями и животным миром, деятельностью людей.

3.Развивать умение работать с географической картой, дополнительной литературой.

4.Развивать речь детей, умение наблюдать, рассуждать, делать выводы.

5. Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование:

Контурные карты природных зон, картины и рисунки с изображением изучаемых объектов.

1. Мобилизующий этап. Формулирование темы урока

Добрый день, дорогие друзья!

Новой встрече очень рада я!

-Снова пришел долгожданный миг –

Нам пора в дорогу.

Он зовет нас, в загадочный мир,

Таинственный мир природы.

-

Местоимение

2-го лица, ед. числа

Сегодня свои тайны раскроет перед нами еще одна природная зона Разгадайте ребус:

Ответ – Пустыни.

Учитель. Запишите тему урока – «Пустыни».

Распределение на группы (картинки)

2.Актуализация знаний.

Проверка знаний.

Учащиеся работают по карточкам.

№1

Вместо точек запишите растения и животных степи. Как они приспособились к жизни в степи?

Животные

типчак

суслик

………

куропатка

…………..

…………….

…………..

……………….

………………

……………….

№2

Дай краткую характеристику зоны степей по плану.

План

1.Название, изображение на карте.

2.Особенности природы (неживой)

№3

Отгадай животное по его частям (карточки)

№4

Запиши экологические проблемы зоны степей (карточки).

3.Мотивация на новую деятельность

Учитель. Опять нас зовет ветер путешествий. Сегодня мы отправимся туда, где жаркое солнце, а дождей иногда не бывает по несколько месяцев. Там растут деревья, не дающие тени, живут ящерицы длиной в полтора метра, ходят по пескам верблюды. Вы, конечно, догадались, природу какой зоны мы будем сегодня изучать. Правильно, пустыни. Вот как описывается она в стихотворении.

Солнечный, жаркий

Желтый поток –

Льется в пустыне песок.

В воздухе желтом и

Плотном, как мед,

Желтая птица

Неслышно плывет.

4. Изучение нового материала. Решение постав-ленных исследовательских задач -«Особенности пустыни».

4.1. Введение проблемной ситуации

4.2.Самостоятель

ная работа учащихся в группах, используя раздаточные

таблицы

Вот так выглядят пустыни (показ картинок). Какой вы увидели пустыню? (Пустыня - это песок, много песка, и голубое безоблачное небо. Кажется, что тебя окру­жают пустота и жара.)

-Обратимся к карте. Что расскажет нам о пустыне наша верная помощница?

Материалы для географов:

На парты раздаются карточки- «помогай-ки»: Работа в группах.

Рисунки с изображением пустыни, учебник (стр. 118- 119), дополнительный материал. Карточка - «помогай-ка»:

1.Географическое положение зоны пустынь относительно других природных зон.

2.Поверхность земли в пустыне. Какие бывают пустыни?

3.Какое лето в пустыни?

Рассказ ученика:

Пустыни расположены на юго-западе страны, на берегах Каспий­ского моря. Это южная природная зона, на карте она обозначена оранжевым цветом. Пустыни находятся в умеренном поясе, и распо­лагаются еще ближе к Северному тропику, поэтому там так жарко. Это небольшая по площади природная зона.

- Можно еще добавить, что поверхность пустыни равнинная с валами из песка. Эти песочные валы - барханы – постоянно передвигаются. Пустыни бывают не только песчаные, но и глиняные, и даже каменистые (показ фотографий). Сегодня мы будем говорить о песчаной пустыне и ее обитателях.

- Лето в пустыне жаркое: поверхность земли нагревается днем до плюс 70°, а в тени выше 40°. А ночью прохладно, потому что песок и глина быстро остывают.

- Чего хочется человеку, когда ему очень жарко? (Ему хочется пить и купаться.) - К сожалению, в пустыне выпадает мало осадков, порой за лето не выпадает ни капли дождя, а лето длится здесь пять месяцев. Зима по сравнению с летом суровая: температура опускается до -12°, и длится зима 2-3 месяца.

- Пора включаться в работу нашим ботаникам, зоологам, экологам. Далее работа ведется в группах.

Материалы для ботаников:

Рисунки с изображением растений, учебник (стр. 119) дополнительный материал. Карточка - «помогай-ка»:

1.Общая особенность растений.

2.Индивидуальное приспособление к природным условиям (корень, стебель, лист).

3.Значение в природе.

Материалы для зоологов:

Рисунки различных животных, населяющих пустыни, материал учебника на стр. 120-121, 122, дополнительный материал. Карточка - «помогай-ка»:

1. Приспособленность животных пустыни к природным усло­виям: размеры, окраска, образ жизни, чем питаются.

2.Значение в природе.

Материалы для экологов: Учебник (стр. 123-124), дополнительный материал. Карточка- «помогай-ка»:

1.Экологические проблемы пустыни и пути их решения.

2.Охрана редких растений и животных, заповедники.

Рассказ ботаников:

Особенность растений пустыни в том, что они должны как можноменьше меньше испарять влаги и добывать воду на большой глубине или иметь свой запас воды. Самое распространенное растение пустыни - верблюжья колючка (рисунок и гербарий). У нее длинный корень, с его помощью растение питает себя водой, корень проникает на глу­бину почти 20 метров. Листья у растения в виде колючек, это позво­ляет воде меньше испаряться. Верблюжья колючка - растение невысокое (закрепление карточки на стенной карте). Джузгун - это не­большой кустарник. Его листья - зеленые веточки, корни хорошо закрепляются за песок и удерживают песок от передвижений (рису­нок). Такую же роль выполняет травянистое растение колосняк, у него тоже тонкие листья (рисунок).

- Спасибо, уважаемые ботаники! Но обратите внимание на то, что в пустыне встречаются и деревья, например саксаул (ри­сунок). Это низкие деревья, не более 4-5 метров, и растут на большом расстоянии друг от друга. Как вы думаете, почему? (Из-за недостатка влаги.)

- В пустыне участки вблизи водоемов богаты расти­тельностью, их называют оазисами .

Физкультминутка

(Дети повторяют движения за учителем.)

- Наверное, зной и жара утомили вас. Предлагаю немного от­дохнуть!

На мне люди ездят

И возят поклажу.

В пустыне безводной

Могу идти даже.

Сколько важности в походке!

По пустыне-сковородке,

По колючкам босиком

Кто идет с горбом-мешком?

(Верблюд.)

- А сейчас предоставим слово нашим зоологам.

Самостоятельная работа учащихся в группах, используя раздаточные таблицы

Рассказ зоологов:

Большинство животных пустыни некрупные, потому что им не­где спрятаться от хищников. Их окраска под цвет песка - это их маскировка. Большинство животных ведут ночной образ жизни, ко­гда спадает жара. Воду они получают с пищей, поедая растения или других животных; в выборе пищи животные неприхотливы. Чтобы найти воду, они должны быстро передвигаться или впадать в спячку, чтобы не хотелось есть и пить. В пустыне обитают песчаный удавчик, ящерка быстрая, ящерица-круглоголовка (показ рисунков). Все они быстро передвигаются, а ящерица-круглоголовка мгновенно может зарыться в землю в случае опасности. Лисичка-корсак и уша­стый еж имеют большие уши (рисунки). Они им нужны для того, чтобы лучше слышать, ведь они ведут ночной образ жизни. В пус­тыне обитают грызуны: тушканчики, песчанки (рисунки).

Одни из них роют норы, другие - тушканчики - быстро передвигаются большими прыжками до трех метров в длину. Крупными животны­ми считаются сайгаки и верблюды (рисунки). Сайгаки в основном живут стадами (так легче выживать) и умеют быстро бегать. Из на­секомых. в пустыне встречаются: скорпионы, кобылки, жуки- чернотелки, священные скарабеи (рисунки).

Карточки животных закрепляются на стенной карте.

Учитель может дополнить ответ учащихся рассказом об удиви­тельном животном пустыни - верблюде: верблюда называют кораблем пустыни. О верблюде рассказыва­ют сказки, что в своих горбах он носит запас воды, но это не так. Существует два вида верблюдов: одногорбые и двугорбые. В наших пустынях обитают двугорбые верблюды. Они достигают двух мет­ров в высоту, навьюченный верблюд может нести до 500 килограм­мов. Жить в пустыне ему помогает строение тела и ног. На ногах у верблюда мозолистые подошвы, ими можно наступать на горячий песок, не обжигаясь и не проваливаясь. Верблюд поедает жесткие колючие растения без всякого вреда для себя: его небо, губы и язык покрыты толстой кожей. А в горбах находится запас жира. Верблюд может обходиться без питья в сильную жару по 3-4 дня, зато, доб­равшись до водопоя, может выпить сразу 6-8 ведер. Такие интерес­ные животные обитают в пустыне.- Вы, наверное, заметили, что в пустыне почти нет птиц - это потому, что птицы плохо переносят жажду.

О жуке-скарабее прочитайте дома на стр. 125, и вы узнаете, почему его назы­вают священным скарабеем.

- Продолжим нашу работу. Заслушаем экологов.

Рассказ экологов:

Освоение пустынь человеком привело к экологическим пробле­мам в этой природной зоне. Люди построили каналы, чтобы орошать землю - это хорошо. Но неумеренное орошение привело к тому, что в почвах стало накапливаться много соли. Из-за неумеренного выпа­са скота больше стало подвижных песков - животные полностью съедают растения на пастбищах. Проблемой является и браконьер­ство. От рук браконьеров погибает много животных. Под угрозой исчезновения оказались сайгаки: созданные человеком ороситель­ные каналы оказались для сайгаков непреодолимыми (рассказ со­провождается видеосюжетами). Для сохранения природы в 1990 го­ду в Республике Калмыкия создан заповедник «Черные земли» (по­казать на карте). В этом заповеднике есть участки пустынь и полу­пустынь, встречаются все виды животных, а на озере Маныч-Гудило обитают утки, гуси, лебеди.

Составьте схему экологических проблем пустыни.

Экологические неумеренное орошение

проблемы выпас скота

пустыни браконьерство

- Спасибо, уважаемые экологи. Вы нам раскрыли экологические проблемы пустыни. И как всегда, виновник создавшихся про­блем - человек. Сейчас перед людьми стоит трудная задача: исправить свои ошибки.

4.4.Закрепление изученного материала

-Подумайте и ответьте на вопрос: почему у пустыни два хозяи­на - солнце и ветер? (Солнце - хозяин, потому что там всегда жарко. Солнце направляет на эту территорию почти прямые лучи, т.к. пустыни лежат близко к экватору. Ветер тоже хо­зяин пустыни, потому что там почти нет деревьев, и ничто ему не препятствует.)

1. Работа в тетрадях со схемами

А сейчас предлагаю вам записать в тетрадях особенности пус­тыни, ее растительного и животного мира:

Игра «Узнай меня»

1.Сколько важности в походке!

По пустыне-сковородке,

По колючкам босиком

Кто идет с горбом-мешком? (Верблюд.)

2.Я - пища «корабля пустынь». (Верблюжья колючка.)

3.Я ростом невелик, мои листья - зеленые веточки, своими кор­нями удерживаю пески. (Джузгун.)

4.Я очень красива, у меня большая голова, от врагов я мгновенно зароюсь в песок. (Ящерица.)

Учитель.

2. Работа с контурными картами.

Самые экстремальные пустыни мира:

- Пустыня Намиб. Намибия. Самая старая пустыня в мире;

- Пустыня Атакама. Чили. Самая сухая пустыня мира;

- Пустыня Уюни. Боливия. Самая соленая пустыня в мире;

- Аралкум. Узбекистан и Казахстан. Самая молодая пустыня в мире;

- Сахара. Северная Африка. Самая большая пустыня в мире;

- Пустыня Какрос. Канада. Самая маленькая пустыня в мире.

- Наше путешествие заканчивается. Всем научным группам спа­сибо за работу!

5.Подведение итогов занятия. Рефлексия

- С какой природной зоной мы познакомились на уроке?

- Чему вы научились на уроке, что нового вы узнали о пустынях?

-Как животные приспосабливаются к условиям жизни в пустыни?

6.Домашнее задание

Стр. 118-124. Исследовать заповедник «Черные Земли»

Географы: с чем связано название .

Зоологи: о животных в данном заповеднике

Ботаники: о растительном мире

Экологи об озере Маныч – Гудило.

infourok.ru

Конспект урока познания мира в 4 классе на тему: «Растения и животные пустыни» Учитель начальных классов КГУ СОШ № 40 г. Семей ВКО Михайл - Начальная школа - В помощь учителю - Учительские университеты

Цель урока: Сформировать у учащихся представление о природной зоне пустынь.

Задачи: Дать знания об особенностях животного и растительного мира пустыни, ознакомить с климатическими условиями зоны пустыни, познакомить с географическим положением зоны пустынь, деятельностью людей; развивать речь детей, умение наблюдать, рассуждать, делать выводы, учить приемам сравнения и анализа, развивать умения работать с географической картой, дополнительной литературой.

Оборудование: презентация на тему: “Растения и животные пустынь”, интерактивная доска, компьютер, проектор, экран. карточки для выполнения тестов, учебники, рабочие тетради.

Ход урока

Организационный момент.

1. Психологический настрой. -Я загадаю загадку, а вы отгадайте и узнайте, кто придёт к нам на урок. Ты весь мир обогреваешь, И усталости не знаешь. Улыбаешься в оконца, И зовут тебя все … (солнце)

-Давайте сейчас посмотрим в окно, улыбнёмся солнцу и обратимся к нему: Солнышко, солнышко, я тебя люблю. Солнышко, солнышко, я тебя прошу. Дай ты мне солнышко, мира и добра. Дай ты мне солнышко, здоровья и тепла.

2. Постановка целей урока. -Ребята, а в какой природной зоне солнце светит очень ярко, климат засушливый, есть песчаные барханы? (Пустыня). Правильно, сегодня мы узнаем много нового о растениях и животных пустыни (слайд 1)

3. Проверка знаний. -Но перед тем как продолжить изучение природных зон, мы должны убедиться, что хорошо знаем особенности предыдущей природной зоны. О какой природной зоне идет речь? На все стороны путь: Ни лесочка, ни гор! Необъятная гладь! Неоглядный простор! ( Степь)

Тест “Растения и животные степей”. 1. Степь расположена на … нашей страны: а) севере; б) востоке; в) юге. 2. Характерный признак степей – это … а) сплошной травянистый растительный покров; б) отсутствие сплошного растительного покрова; в) обилие мхов, лишайников, кустарников. 3. Растения степей - это… а) мак, тюльпан, канареечник б) василек, лютик, душица в) камыш, рогоз, тростник 4. Степные птицы - это … а) белые журавли, краснозобые казарки, розовые чайки; б) ястребы, кедровки, сойки; в) журавли – красавки, дрофы, пустельги. 5. Какая из цепей питания характерна для степи: а) ежевика —> лемминг —> песец; б) водоросли —> рачки —> сайка —> гагарка; в) зерно —> суслик —> орел-беркут. 6. Основным занятием населения степей является: а) земледелие; б) рыболовство; в) оленеводство. 7. В степи по вине человека появились следующие экологические проблемы: а) загрязнение бытовым мусором, браконьерство, неограниченное заготовление древесины; б) загрязнение поверхности нефтью, браконьерство, неограниченный выпас оленей; в) распашка земель, неумеренный выпас скота, браконьерство. 8. На карте природных зон зона степей закрашена … цветом: а) белым; б) желтым; в) зеленым; г) коричневым. 9. Как называются голые места в степи? а) такыры, б)опушки , в) поляны 10. Какого размера бывают растения в степи? а) высокие и раскидистые, б) низкорослые и редкие, в) высокие и теплолюбивые

(После выполнения теста проводится проверка на экране: вопрос и правильный ответ) (слайд 2)

Новая тема -Покинув бескрайние степные просторы, мы с вами оказались на юго-западе нашей страны, на берегах Каспийского моря. Это южная природная зона, на территории которой располагаются пустыни, на карте она обозначена оранжевым цветом. Пустыни находятся в умеренном поясе и располагаются еще ближе к Северному тропику, поэтому там так жарко. Пустыни - это огромные территории, которые отличаются крайне сухим климатом.

Работа с географической картой (слайд 3).

-Существует четыре вида пустынь. (слайд 4).

-Первый вид-это ПЕСЧАННАЯ пустыня. Поверхность песчаных пустынь холмистая. Часто встречаются холмы высотой от 3 до 8 метров, такие холмы называются БАРХАНАМИ. Образуются барханы при движении песков под действием ветра. Одна сторона бархана пологая, другая-крутая. Барханы постоянно передвигаются, засыпая деревья, кустарники. Но растения оказавшиеся под песком, выпускают новые корни и продолжают расти. Поэтому движение барханов можно остановить, если посадить много деревьев.

-Второй вид-это ГЛИНИСТАЯ пустыня. Её поверхность в основном ровная. Намокшая от зимних и весенних дождей, летом глина от жары растрескивается на отдельные плитки, которые настолько тверды, что даже не ломаются под ногами такого крупного животного, как верблюд.

-Третий вид-это СОЛОНЧАКОВАЯ пустыня. Словно белые снежные поля, чудом сохранившиеся среди зноя, лежат под жарким солнцем пустыни - солончаки. В этихместах не глубоко залегают грунтовые воды. Постоянно испаряясь, они и выносят на поверхность земли соль. Но сквозь белую корку соли кое-где пробиваются живущие пустынные растения-солянки.

-И ещё об одном виде пустынь-это КАМЕНИСТАЯ. В ней лишь чёрные камни, рассыпавшиеся скалы. Но и в такой пустыне растут растения. Самые большие пустыни в мире-это ГОББИ (в Азии), САХАРА (в Африке), КАРАКУМЫ (в Туркмении). Каракумы в переводе означает «Чёрные пески». -В Казахстане есть две крупные пустыни -это КЫЗЫЛКУМ и МОИНКУМ, они относятся к песчаным пустыням. Пустыня КЫЗЫЛКУМ находится в долине Сырдарьи, а МОИНКУМ в долине реки Чу.

Работа по карте в учебнике и тетради.

- Сегодня мы будем говорить о песчаной пустыне и ее обитателях (слайд 5). Солнечный, жаркий (слайд 6) Желтый поток Льется в пустыне На желтый песок. В воздухе желтом И плотном, как мед, Желтая птица неслышно плывет.

- В пустыне все непривычно и непонятно. Гряды золотистых песков - барханы, белые болота, засыпанные солью, солончаки. Рощицы кривых полузасохших деревьев, саксаульники, и такыры - глинистые лысины, гладкие и крепкие как асфальт. Ручьи и озера там без воды, деревья без тени, на них нет листьев. Ветры не освежают, они горячие как огонь. Дожди высыхают, не успев долететь до земли. Даже хорошей погодой в пустыне называют не сухую и солнечную, а пасмурную и сырую! Только весной да осенью можно увидеть в пустыне зеленую траву. Только ранней весной пустыня (как и степь) покрыта яркими, цветущими растениями, т.к. в это время года повышается уровень воды в реках, засчёт осадков, таяния снега. Пока не исчезла весенняя влага и не наступила сильная жара, цветут тюльпаны, ирисы, маки. Но вся эта красота длится около месяца. В пустыне можно встретить только растения, способные переносить длительную засуху.

Чтение текста.

- Что вы знаете о температуре воздуха в пустыне? (слайд 7). Лето в пустыне жаркое: поверхность земли нагревается днем до плюс 70 градусов, а в тени выше 40 градусов. А ночью прохладно, потому что песок и глина быстро остывают. -К сожалению, в пустыне выпадает мало осадков, порой за лето не выпадает ни капли дождя, а лето длиться здесь 5 месяцев. Зима по сравнению с летом суровая: температура опускается до – 20-25 градусов, и длится зима 2-3 месяца -Итак, какие особенности климата в пустыне? (много солнца, мало осадков, высокая температура, зимой сильные морозы).

-Как же к таким условиям приспособились растения? (слайд 8-9) -Растительность в пустыне очень бедная. Растения растут пучками, редкими кустиками. Так как лето в пустыне жаркое и не выпадает осадков, здесь растут те растения, которые могут переносить длительную засуху. У всех растений пустыни очень длинные корни - до 20 метров. Мелкие листья или колючки, чтобы меньше испарялось влаги. К таким растениям относятся: верблюжья колючка, дерево саксаул, песчаная осока, кактусы. Верблюжья колючка. Она ярко-зеленая и действительно колючая, но, несмотря на это, её охотно поедают верблюды. Рассказ ученика Колосняк – ценное растение пустыни. Его корни хорошо закрепляют пески и не дают им двигаться под действием ветра. Рассказ ученика Зеленый кустарник джузгун. Плоды джузгуна очень легкие и снабжены особыми выростками. Благодаря этому ветер переносит их по пескам на большие расстояния.

Рассказ ученика

-А каков животный мир? -Животный мир пустыни своеобразен. Все они имеют желтоватую окраску. Днем многие животные прячутся в норах или зарываются в песок, а по ночам выходят на поиски пищи. -Те животные, которые кормятся днем, держатся в тени растений. Животные пустыни могут подолгу обходиться без воды. А некоторые совсем не пьют, им достаточно той влаги, которую они получают, поедая растения. (слайд 10-14)

Игра «Отгадай, меня?». Работа с учебником.

1. Сколько важности в походке! По пустыне-сковородке, По колючкам босиком Кто идет с горбом-мешком? (верблюд) (слайд 15). - Что интересного вы знаете о верблюде? Чтение о верблюде в учебнике.

2. Я очень красива, у меня большая голова, от врагов я зарываюсь в песок (ящерица). Ящерицы устраивают короткие перебежки с остановкой в тени какого-нибудь предмета (камня, кустика), приподнимают по очереди лапки над раскаленным песком или взбираются на вершины барханов, на ветки саксаула или кустарников, где их обдувает ветер (слайд 16).

Чтение о ящерице в учебнике. 3. Лапки кенгуру, тельце мыши, уши осла, а хвост льва. (Тушканчик) (слайд 17). Тушканчики ведут ночной образ жизни. Днём они прячутся в глубокие прохладные норки или в тени кустарников и камней, спасаясь, таким образом, от хищных птиц. А ночью выходят для того, чтобы добыть себе корм. Чтение о тушканчике в учебнике.

4. Я - пища "корабля пустынь". (Верблюжья колючка) Чтение в учебнике.

5. Мой ствол - как камень. Весной я красавец. А листья мои тонкие, как вязальные спицы. (Саксаул) Чтение в учебнике.

6. Я ростом невелик, мои листья - зеленые веточки, своими корнями удерживаю пески. (Джузгун) Чтение в учебнике.

- Каких еще животных пустыни вы знаете? (слайд 18). -Джейраны и куланы в поисках воды пробегают большие расстояния. -Птицы саджи и рябки, имея длинные заостренной формы крылья, быстро покрывают расстояние до 100 км при ежедневных перелетах на водоемы, где сразу выпивают около 250 мл воды. -Насекомые и грызуны удовлетворяют потребность в питье за счет поедания корма: мелкие животные поедают семена и корни растений, а более крупные животные -этих мелких. Ни одна капля воды не пропадает в пустыне. -Какие животные обитают в пустыне? -Какие особенности они имеют? Какие экологические проблемы пустыни могут возникнуть? (слайд 19) Экологические проблемы пустыни - неумеренное орошение; выпас скота; браконьерство.

Закрепление изученного материала. 1. Найди и исправь ошибки в тексте. Ценными растениями пустыни являются корсак и джузгун. Их корни хорошо закрепляют пески. В пустыне встречается маленькая лисичка – сайгак. Из более крупных животных замечательны ушастые ежи. Они держатся стадами, кочуя в поисках пищи и воды (слайд 20) 2. Узнай животных пустыни по этим фрагментам (слайд 21).

Рефлексия - Подумайте и ответьте на вопрос: почему у пустыни два хозяина - солнце и ветер? Учащиеся: солнце - хозяин, потому что там всегда жарко. Солнце направляет на эту территорию почти прямые лучи, т.к. пустыни лежат близко к экватору. Ветер тоже хозяин пустыни, потому что там почти нет деревьев, и ничто ему не препятствует. -С каким настроением вы уходите с урока? Чтобы вам было радостно вспоминать наш урок, я предлагаю вам, пусть в пустыне наступит весна и зацветут цветы, выберите понравившийся вам цветок и наклейте на доску. -Какой вывод можно подвести в итоге нашего урока? (слайд 22).

Выставление оценок

Домашнее задание: пересказ стр. 54-55, практическое задание по контурной карте.

Использованные ресурсы: 1.kze.docdat «Природные комплексы Казахстана» 2.ecology-portal.ru «Животный мир пустынь Казахстана и Средней Азии» 3.wikipwdia.org Википедия 4.festival.1september.ru «Урок окружающего мира в 4 классе» 5.Учебник познания мира. К.А. Ашагамбетова, Т.С. Идилова, Б.Л. Хаджиева. Алматы: Алматыкітап, 2011/

collegy.ucoz.ru

Урок познания мира для 4 класса по теме:"животные и растения пустынь"

Познание мира.

Тема: Растения и животные пустынь.

Цели:

1. Познакомить учащихся с природными условиями пустыни, её растительным и животным миром; показать приспособленность организмов к условиям жизни в пустыне.

2. Развивать речь, память, внимание, коммуникативные навыки учащихся.

3. Воспитывать чувства товарищества, ответственности за свою группу при работе в коллективе.

Ход урока:

1.Организационный момент. -Я загадаю загадку, а вы отгадайте и узнайте, кто придёт к нам на урок. Ты весь мир обогреваешь, И усталости не знаешь. Улыбаешься в оконца, И зовут тебя все … (солнце) -Давайте сейчас посмотрим в окно, улыбнёмся солнцу и обратимся к нему: Солнышко, солнышко, я тебя люблю. Солнышко, солнышко, я тебя прошу. Дай ты мне солнышко, мира и добра. Дай ты мне солнышко, здоровья и тепла. 

2. Постановка целей урока. -Ребята, а в какой природной зоне солнце светит очень ярко, климат засушливый, есть песчаные барханы? (Пустыня). Правильно, сегодня мы узнаем много нового о растениях и животных пустыни.

3. Проверка домашнего задания. -Но перед тем как продолжить изучение природных зон, мы должны убедиться, что хорошо знаем особенности предыдущей природной зоны. О какой природной зоне идет речь? На все стороны путь: Ни лесочка, ни гор! Необъятная гладь! Неоглядный простор! ( Степь) 

Тест “Растения и животные степей”. 1. Степь расположена на … нашей страны: а) севере; б) востоке; в) юге. 2. Характерный признак степей – это … а) сплошной травянистый растительный покров; б) отсутствие сплошного растительного покрова; в) обилие мхов, лишайников, кустарников. 3. Растения степей - это… а) мак, тюльпан, канареечник б) василек, лютик, душица в) камыш, рогоз, тростник 4. Степные птицы - это … а) белые журавли, краснозобые казарки, розовые чайки; б) ястребы, кедровки, сойки; в) журавли – красавки, дрофы, пустельги. 5. Какая из цепей питания характерна для степи: а) ежевика — лемминг — песец; б) водоросли — рачки — сайка — гагарка; в) зерно — суслик — орел-беркут. 6. Основным занятием населения степей является: а) земледелие; б) рыболовство; в) оленеводство. 7. В степи по вине человека появились следующие экологические проблемы: а) загрязнение бытовым мусором, браконьерство, неограниченное заготовление древесины; б) загрязнение поверхности нефтью, браконьерство, неограниченный выпас оленей; в) распашка земель, неумеренный выпас скота, браконьерство. 8. На карте природных зон зона степей закрашена … цветом: а) белым; б) желтым; в) зеленым; г) коричневым. 9. Как называются голые места в степи? а) такыры, б)опушки , в) поляны 10.  Для растений степи характерны:

а) стелющиеся корни, крупные листья;

б)длинные корни, мясистые стебли, листья-колючки

в) корни-луковицы, узкие тонкие листья или толстые мясистые стебли и такие же листья.

4. Работа над новой темой.

-Покинув бескрайние степные просторы, мы с вами оказались на юго-западе нашей страны, на берегах Каспийского моря. Это южная природная зона, на территории которой располагаются пустыни, на карте она обозначена оранжевым цветом. Пустыни находятся в умеренном поясе и располагаются еще ближе к Северному тропику, поэтому там так жарко. Пустыни - это огромные территории, которые отличаются крайне сухим климатом. 

Существует четыре вида пустынь

-Первый вид-это ПЕСЧАННАЯ пустыня. Поверхность песчаных пустынь холмистая. Часто встречаются холмы высотой от 3 до 8 метров, такие холмы называются БАРХАНАМИ. Образуются барханы при движении песков под действием ветра. Одна сторона бархана пологая, другая-крутая. Барханы постоянно передвигаются, засыпая деревья, кустарники. Но растения оказавшиеся под песком, выпускают новые корни и продолжают расти. Поэтому движение барханов можно остановить, если посадить много деревьев. 

-Второй вид-это ГЛИНИСТАЯ пустыня. Её поверхность в основном ровная. Намокшая от зимних и весенних дождей, летом глина от жары растрескивается на отдельные плитки, которые настолько тверды, что даже не ломаются под ногами такого крупного животного, как верблюд. 

-Третий вид-это СОЛОНЧАКОВАЯ пустыня. Словно белые снежные поля, чудом сохранившиеся среди зноя, лежат под жарким солнцем пустыни - солончаки. В этихместах не глубоко залегают грунтовые воды. Постоянно испаряясь, они и выносят на поверхность земли соль. Но сквозь белую корку соли кое-где пробиваются живущие пустынные растения-солянки. 

-И ещё об одном виде пустынь-это КАМЕНИСТАЯ. В ней лишь чёрные камни, рассыпавшиеся скалы. Но и в такой пустыне растут растения. Самые большие пустыни в мире-это ГОББИ (в Азии), САХАРА (в Африке), КАРАКУМЫ (в Туркмении). Каракумы в переводе означает «Чёрные пески». -В Казахстане есть две крупные пустыни -это КЫЗЫЛКУМ и МОИНКУМ, они относятся к песчаным пустыням. Пустыня КЫЗЫЛКУМ находится в долине Сырдарьи, а МОИНКУМ в долине реки Чу. 

Работа по учебнику. стр.54 – 55 (читают текст сам-но)

Игра «Отгадай, меня?».

1. Сколько важности в походке! По пустыне-сковородке, По колючкам босиком Кто идет с горбом-мешком? (верблюд)

- Что интересного вы знаете о верблюде? 2. Я очень красива, у меня большая голова, от врагов я зарываюсь в песок (ящерица). Ящерицы устраивают короткие перебежки с остановкой в тени какого-нибудь предмета (камня, кустика), приподнимают по очереди лапки над раскаленным песком или взбираются на вершины барханов, на ветки саксаула или кустарников, где их обдувает ветер.

 3. Лапки кенгуру, тельце мыши, уши осла, а хвост льва. (Тушканчик)

Тушканчики ведут ночной образ жизни. Днём они прячутся в глубокие прохладные норки или в тени кустарников и камней, спасаясь, таким образом, от хищных птиц. А ночью выходят для того, чтобы добыть себе корм. 4. Я - пища "корабля пустынь". (Верблюжья колючка) 5. Мой ствол - как камень. Весной я красавец. А листья мои тонкие, как вязальные спицы. (Саксаул) 6. Я ростом невелик, мои листья - зеленые веточки, своими корнями удерживаю пески. (Джузгун)

 Закрепление изученного материала. 1. Найди и исправь ошибки в тексте. Ценными растениями пустыни являются корсак и джузгун. Их корни хорошо закрепляют пески. В пустыне встречается маленькая лисичка – сайгак. Из более крупных животных замечательны ушастые ежи. Они держатся стадами, кочуя в поисках пищи и воды 

вместо корсак и джизгун, верблюжья колючка вместо ушастые ежи, верблюды.

Рефлексия 

С каким настроением вы уходите с урока? Чтобы вам было радостно вспоминать наш урок, я предлагаю вам, пусть в пустыне наступит весна и зацветут цветы, выберите понравившийся вам цветок и наклейте на доску. -Какой вывод можно подвести в итоге нашего урока? 

Домашнее задание: стр. 54-55 пересказ, задание(2)

Тест “Растения и животные степей”. 1. Степь расположена на … нашей страны: а) севере;

б) востоке;

в) юге. 2. Характерный признак степей – это … а) сплошной травянистый растительный покров; б) отсутствие сплошного растительного покрова; в) обилие мхов, лишайников, кустарников. 3. Растения степей - это… а) мак, тюльпан, канареечник б) василек, лютик, душица в) камыш, рогоз, тростник 4. Степные птицы - это … а) белые журавли, краснозобые казарки, розовые чайки; б) ястребы, кедровки, сойки; в) журавли – красавки, дрофы, пустельги. 5. Какая из цепей питания характерна для степи: а) ежевика — лемминг — песец; б) водоросли — рачки — сайка — гагарка; в) зерно — суслик — орел-беркут. 6. Основным занятием населения степей является: а) земледелие;

 б) рыболовство; в) оленеводство. 7. В степи по вине человека появились следующие экологические проблемы: а) загрязнение бытовым мусором, браконьерство, неограниченное заготовление древесины; б) загрязнение поверхности нефтью, браконьерство, неограниченный выпас оленей; в) распашка земель, неумеренный выпас скота, браконьерство. 8. На карте природных зон зона степей закрашена … цветом: а) белым; б) желтым; в) зеленым; г) коричневым. 9. Как называются голые места в степи? а) такыры, б)опушки , в) поляны 10.Для растений степи характерны:

а) стелющиеся корни, крупные листья;

б)длинные корни, мясистые стебли, листья-колючки

в) корни-луковицы, узкие тонкие листья или толстые мясистые стебли и такие же листья.

Тест “Растения и животные степей”. 1. Степь расположена на … нашей страны: а) севере;

б) востоке;

в) юге. 2. Характерный признак степей – это … а) сплошной травянистый растительный покров; б) отсутствие сплошного растительного покрова; в) обилие мхов, лишайников, кустарников. 3. Растения степей - это… а) мак, тюльпан, канареечник б) василек, лютик, душица в) камыш, рогоз, тростник 4. Степные птицы - это … а) белые журавли, краснозобые казарки, розовые чайки; б) ястребы, кедровки, сойки; в) журавли – красавки, дрофы, пустельги. 5. Какая из цепей питания характерна для степи: а) ежевика — лемминг — песец; б) водоросли — рачки — сайка — гагарка; в) зерно — суслик — орел-беркут. 6. Основным занятием населения степей является: а) земледелие; б) рыболовство; в) оленеводство. 7. В степи по вине человека появились следующие экологические проблемы: а) загрязнение бытовым мусором, браконьерство, неограниченное заготовление древесины; б) загрязнение поверхности нефтью, браконьерство, неограниченный выпас оленей; в) распашка земель, неумеренный выпас скота, браконьерство. 8. На карте природных зон зона степей закрашена … цветом: а) белым; б) желтым; в) зеленым; г) коричневым. 9. Как называются голые места в степи? а) такыры, б)опушки , в) поляны 10.  Для растений степи характерны:

а) стелющиеся корни, крупные листья;

б)длинные корни, мясистые стебли, листья-колючки

в) корни-луковицы, узкие тонкие листья или толстые мясистые стебли и такие же листья.

multiurok.ru

Пустыни (4 класс) - презентация для начальной школы

53335531463039513235404944384142294843374734365045565452

X

Скопируйте код и вставьте его на свой сайт.

Пустыни (4 класс)

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

ПУСТЫНИ Показ подготовлен ученицей 4«Б» класса ГОУСОШ №2031 Сафоновой Ольгой учитель: Попель Татьяна Ивановна

2 слайд

План: Территориальное расположение Климат Особенности пустыни Растительность Животный мир Население

3 слайд

Территориальное расположение. Пустыни – это жаркие и засушливые области земли. Самые обширные пустыни мира – Сахара в Африке, Виктория в Австралии, Атаками в Южной Америке. Самые большие пустыни на материке Евразия расположены в Средней Азии. Это Каракумы и Кызылкум.

4 слайд

Пустыня - Атаками

5 слайд

Пустыня - Виктория

6 слайд

Пустыня - Кызылкум

7 слайд

пустыня - Каракумы

8 слайд

Климат. Растения и животные в пустынях приспособились к недостатку влаги, к палящему солнцу на безоблачном небе, к жизни на сыпучем песке. В пустыни Каракумы летом жара достигает почти 50ºС в тени. Песок накаляется так, что можно испечь яйцо.

9 слайд

Особенности пустыни. Когда ветер долго дует в одном направлении на песок, то песок начинает двигаться и из него образуются красивые, определённой формы барханы. Барханы – песчаные холмы в пустыне. Одна сторона у них всегда выпуклая, напоминающая сутулую спину, и всегда обращена в ту сторону, откуда дует ветер. А по ветру вытянуты длинные щупальца – их называют «рогами».

10 слайд

При смене ветра бархан тотчас начинает переворачиваться, чтобы показать ему спину. Нередко на бархане появляется растительность. Песок засыпает её, а она движется и, прорастая через бархан, захватывает его своими ветвями и корнями и задерживает на месте.

11 слайд

Растительность. Растения, произрастающие в жарких и засушливых условиях пустынь, на протяжении длительного времени выработали специальные приспособления, помогающие им приспособиться к такому климату. Многие во время дождей запасают воду в листьях и стеблях. Это кактусы, алоэ. У одних растений листья в виде колючек, другие имеют толстый воскообразный покров, что позволяет им экономить воду.

12 слайд

Некоторые достают воду с большой глубины своими длинными корнями, длина которых достигает 10-12 м.

13 слайд

Многие растения пустыни живут только в прохладное время года когда больше влаги, - ранней весной и поздней осенью. В эти периоды понижения между песчаными холмами-барханами превращаются в цветущие лужайки. Ярко-красные пустынные маки образуют пёстрый ковёр на фоне зелёной низкорослой осоки. Вскоре солнце безжалостно выжигает этот зелёный покров. Но растения успевают отцвести и дать семена.

15 слайд

Животный мир. По-разному спасаются от палящих лучей солнца обитатели пустыни. Многие из них ведут ночной образ жизни. Днём они находят себе убежище в глубоких норах. Дневные животные активны лишь в ранние утренние часы, пока песок ещё не раскалился.

16 слайд

В засушливых местах живут также и крупные представители животного мира. Это верблюды и антилопы. Антилопы – хорошие бегуны и в поисках воды пробегают огромные расстояния. А верблюд запасает в тканях своего тела жир, при расходовании которого освобождается вода.

17 слайд

Некоторые животные, например тушканчик, питаются сочными частями растений и довольствуются той влагой, которая поступает вместе с пищей.

18 слайд

Барханная кошка

24 слайд

Население. Там где есть вода, пустыня отступает. Под щедрым солнцем при искусственном орошении (поливе) зеленеют поля хлопчатника, наливаются соком фрукты, дыни, арбузы. Люди издавна ведут каждодневную борьбу с пустыней, прокладывая каналы, строя водохранилища.

26 слайд

Викторина: 1.Какие пустыни вы знаете? 2.Какую температуру достигает воздух в пустынях? 3.Как называются песчаные холмы пустыни? 4.Кто является лучшим бегуном пустыни?

27 слайд

Спасибо за внимание.

Чтобы скачать материал, введите свой email, укажите, кто Вы, и нажмите кнопку

Нажимая кнопку, Вы соглашаетесь получать от нас email-рассылку

Если скачивание материала не началось, нажмите еще раз "Скачать материал".

923719938212602134721819240852641429554

341383414734177341853423734246342473431534316343173440434415

У вас есть презентация, загружайте:

Для того чтобы загрузить презентацию на сайт, необходимо зарегистрироваться.

uslide.ru

Урок №19. «Пустыни», 4 класс, ФГОС

Кинопособие разработки уроков « Окружающий мир» 4класс 

Тип урока: комбинированный

Цель

— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребён­ком личного опыта общения с людьми и природой;

Характеристика деятельности учащихся

Понимать учебные задачи урока, стремиться их выполнить.

Сравнивать общий вид степи и пустыни, описывать пустыню по фотографиям. Находить и показывать на карте природных зон полупустыни и пустыни, рассказывать о них по карте. Устанавливать зависимость природы полупустынь и пустынь от распределения тепла и влаги. Работать в паре: знакомиться по материалам учебника с растительным и животным миром пустынь, рассказать по рисунку об экологических связях в пустыне, моделировать цепи питания. Сравнивать природу зоны пустынь с природой степей. Обсуждать экологические проблемы полупустынь и пустынь и пути их решения. Характеризовать зону пустынь по плану. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Планируемые результаты

Предметные ( знать, уметь)

Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов.

Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных пустыни.

Метапредметные (Регулятивные. Познавательные. Коммуникативные)

П. – осуществлять поиск необходимой информации, строить сообщения в устной форме, осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Устанавливать причинно – следственные связи.

Р. – различать способ и результат действия, учиться высказывать своȅ предположение.

К. - проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативно – познавательных задач

Личностные результаты

Чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к еȅ природе.

Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности

Основные понятия и определения

Подготовка к усвоению нового материала

Узнаем о природе и экологических проблемах зоны пустынь. Будем учиться давать характерис­тику этой зоны по плану.

Вспомни, больше или меньше тепла получает от Солнца зона пустынь по сравнению со степ­ной зоной. Что ещё ты знаешь о пустыне? Если тебе приходилось бывать в пустыне, приготовь­ся рассказать об этом на уроке.

Рассмотри фотографии и представь себе пустыню. Чем она отличается от степи? Опиши пустыню по фотографиям.

Найди на карте природных зон полупустыни и пустыни. Что ты можешь рассказать о них по карте? Научись показывать на карте эти при­родные зоны.

Изучение нового материала

ЗЕМЛЯ, РАСКАЛЁННАЯ СОЛНЦЕМ

Южнее зоны степей становится ещё теплее и суше. Жаркое солнце накаляет землю, а дожди выпадают очень редко. Растений всё меньше, появляются большие участки голой земли. Так постепенно степь сменяется полупустыней, а по­лупустыня переходит в пустыню.

В России полупустыни охватывают довольно большие пространства, а вот настоящих пустынь мало. Они занимают небольшую площадь по бе­регам Каспийского моря.

На фотографиях видно, что пустыни бывают песчаные и глинистые. Обрати внимание на валы из песка — барханы, на растрескавшийся глинис­тый участок — такыр.

Лето в пустыне очень жаркое. Поверхность земли нагревается днём до 70°, а температура воздуха в тени поднимается выше 40°. Правда, ночи прохладные, потому что песок и глина быстро остывают.

Человек, побывавший в пустыне, начинает осо­бенно ценить воду. Ни в какой другой природной зоне не выпадает так мало осадков, как здесь. Порой за всё лето не бывает ни капли дождя!

1.Рассмотрите в гербарии и на рисунке рас­тения пустынь. Выскажите предположения, как эти растения приспособлены к условиям жизни в пустыне. Проверьте себя по тексту учебника

Верблюжья колючка.            Джузгун.                     Колостяк

 

2.По рисунку на с. 120 — 121 познакомьтесь с животным миром пустыни. Информацию о жи­вотных найдите в тексте учебника.

3.Расскажите по этому рисунку об экологи­ческих связях в пустыне. Изготовьте модель це­пи питания, характерной для пустыни.

 

1. Верблюд. 2. Саджа. 3. Сайгаки. 4. Пес­чанка. 5. Ушастый ёж. 6. Тушканчик. 7. Кор­сак. 8. Ящерица-круглоголовка. 9. Кобылка. 10.Песчаный удавчик. 11. Священный ска­рабей. 12. Жук-чернотелка. 13. Ящурка бы­страя.

ЖИЗНЬ В ПУСТЫНЕ

Одно из самых известных растений пустыни — верблюжья колючка. Её корни проникают на глубину почти 20 метров и оттуда добывают во­ду. Поэтому всё лето, даже в самый сильный зной, верблюжья колючка ярко-зелёная. Она действительно колючая, но, несмотря на это, её охотно поедают верблюды

Растения колосняк и джузгун выполняют важ­ную «работу»: корнями закрепляют пески, не да­ют им двигаться под действием ветра. У джуз- гуна роль листьев играют зелёные веточки. Его плоды очень лёгкие и к тому же снабжены осо­быми выростами. Благодаря этому ветер пере­носит их по пескам на большие расстояния.

Каждое животное пустынь по-своему интересно. Вот, к примеру, тушканчики. Задние ноги у этих грызунов длинные и сильные. С их помощью тушканчики прыгают на расстояние до трёх мет­ров! Это раз в 20 больше длины тела зверька. Длинный хвост помогает ему поддерживать рав­новесие при резких поворотах.

Обычными обитателями пустынь являются пес­чанки. Эти грызуны роют сложные, разветвлён­ные норы и живут в них группами

В пустыне встречается ушастый ёж и ма­ленькая лисичка корсак. Из более крупных жи­вотных замечательны сайгаки. Они держатся стадами, кочуя в поисках пищи и воды. Могут быстро бегать — со скоростью до 80 километ­ров в час

В пустыне немало пресмыкающихся: песчаный удавчик, ящерица-круглоголовка, ящурка быст­рая. Ящерица-круглоголовка в момент опаснос­ти почти мгновенно зарывается в песок

Приспособленность животных пустыни к усло­виям жизни проявляется в их маскирующей окраске песочного цвета, а также в поведении. Днём многие животные прячутся в норах, а по ночам выходят на поиски пищи. Животные, ко­торые кормятся днём, держатся в тени растений.

Животные пустыни могут подолгу обходиться без воды. А некоторые совсем не пьют. Им до­статочно той влаги, которую они получают, по­едая растения.

ПУСТЫНИ И ЧЕЛОВЕК

Люди с давних пор осваивают полупустыни и пустыни. Построив каналы, они во многие райо­ны подвели воду. На орошаемых землях появи­лись поля, сады, виноградники. Из домашних животных в этих природных зонах на первом месте овцы и верблюды.

 

Освоение этих районов привело к появлению экологических проблем, которые нужно решать.

Неумеренное орошение вызывает засоление почвы — в ней накапливается очень много соли. От этого снижается урожай, а в некоторых мес­тах растения совсем не могут расти.

Больше стало подвижных песков, которые за­сыпают дороги, поля, постройки. А причина этого — перевыпас. Животные съедают и вытап­тывают растения, которые закрепляют пески. Приходится проводить большую работу, чтобы снова вырастить на голых песках растения, на­пример колосняк и джузгун.

Под угрозой исчезновения оказались некото­рые животные пустынь. Особую тревогу вызыва­ет судьба сайгаков, которые страдают от рук браконьеров.

Для сохранения природы полупустынь и пус­тынь создан заповедник «Чёрные Земли».

Осмысление и понимание полученных знаний

Обсудим!

Сравните природу зоны пустынь с природой степей.

Самостоятельное применение знаний

Проверь себя

1.Покажи на карте зоны полупустынь и пус­тынь. 2. Дай краткую характеристику зоны пус­тынь по плану, приведённому на с. 71.

Вывод

В пустынях очень жаркое, засушливое лето. Но многие растения и животные приспособились к этим условиям. Природа зоны пус­тынь нуждается в охране.

Задания для домашней работы

1.Нарисуй, как ты представляешь себе пус­тыню. Можно изготовить макет участка пустыни. Подумай, какие материалы тебе для этого пона­добятся

Представьте вместе с друзьями, что вы учёные и отправляетесь в научную экспедицию в пустыню. Напишите рассказ об этом.

    Пустыни

     

     

     

     

    Природная зона пустыни

     

     

     

     

    Пустыни России-работа в парах

     

     

     

     

    Самая северная пустыня в мире - Чарские пески Забайкальский округ

     

     

     

     

    Чарские пески | Природа | Телеканал "Страна"

     

     

     

     

    Растения пустыни

     

     

     

     

    Животные пустыни

     

     

     

     

    Обитатели пустыни, Дикие животные, 

     

     

     

     

    ЖИВОТНЫЕ И РАСТЕНИЯ ПУСТЫНИ

     

     

    Источники информации:

     

    ШКОЛА РОССИИ ФГОС А. А. Плешаков учебник, Е.А. Крючкова рабочая тетрадь Окружающий мир 4 класс Москва «Просвещение» 2014

     

    Сайт YouTube: https://www.youtube.com /

    Хостинг презентаций окружающий мир

    - http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html

    xn--j1ahfl.xn--p1ai

    «Пустыни. Растения и животные пустыни», Кирилюк Алена Дмитриевна

    Цель урока: Сформировать у учащихся представление о природной зоне пустынь. 

    Задачи: Дать знания об особенностях животного и растительного мира пустыни, ознакомить с климатическими условиями зоны пустыни, познакомить с географическим положением зоны пустынь, деятельностью людей; развивать речь детей, умение наблюдать, рассуждать, делать выводы, учить приемам сравнения и анализа, развивать умения работать с географической картой, дополнительной литературой. 

    Оборудование: презентация на тему: “Растения и животные пустынь”, интерактивная доска, компьютер, проектор, экран. карточки для выполнения тестов, учебники, рабочие тетради. 

    Ход урока Организационный момент. 1. Психологический настрой. -Я загадаю загадку, а вы отгадайте и узнайте, кто придёт к нам на урок. Ты весь мир обогреваешь, И усталости не знаешь. Улыбаешься в оконца, И зовут тебя все … (солнце) 

    -Давайте сейчас посмотрим в окно, улыбнёмся солнцу. ( Просмотр позитивного ролика)2. Постановка целей урока. -Ребята, а в какой природной зоне солнце светит очень ярко, климат засушливый, есть песчаные барханы? (Пустыня). Правильно, сегодня мы узнаем много нового о растениях и животных пустыни

    3. Проверка знаний. -Но перед тем как продолжить изучение природных зон, мы должны убедиться, что хорошо знаем особенности предыдущей природной зоны.

    Тест “Растения и животные степей”. 1. Степь расположена на … нашей страны: а) севере;

    б) востоке;

    в) юге. 2. Характерный признак степей – это … а) сплошной травянистый растительный покров; б) отсутствие сплошного растительного покрова; в) обилие мхов, лишайников, кустарников. 3. Растения степей - это… а) мак, тюльпан, канареечник б) василек, лютик, душица в) камыш, рогоз, тростник 4. Степные птицы - это … а) белые журавли, краснозобые казарки, розовые чайки; б) ястребы, кедровки, сойки; в) журавли – красавки, дрофы, пустельги. 5. Какая из цепей питания характерна для степи: а) ежевика —> лемминг —> песец; б) водоросли —> рачки —> сайка —> гагарка; в) зерно —> суслик —> орел-беркут. 6. Основным занятием населения степей является: а) земледелие; б) рыболовство; в) оленеводство. 7. В степи по вине человека появились следующие экологические проблемы: а) загрязнение бытовым мусором, браконьерство, неограниченное заготовление древесины; б) загрязнение поверхности нефтью, браконьерство, неограниченный выпас оленей; в) распашка земель, неумеренный выпас скота, браконьерство. 8. На карте природных зон зона степей закрашена … цветом: а) белым;

    б) желтым;

    в) зеленым;

    г) коричневым. 9. Как называются голые места в степи? а) такыры,

    б)опушки ,

    в) поляны 10. Какого размера бывают растения в степи? а) высокие и раскидистые,

    б) низкорослые и редкие,

    в) высокие и теплолюбивые (После выполнения теста проводится проверка )

    Новая тема -Покинув бескрайние степные просторы, мы с вами оказались на юго-западе нашей страны, на берегах Каспийского моря. Это южная природная зона, на территории которой располагаются пустыни, на карте она обозначена оранжевым цветом. Пустыни находятся в умеренном поясе и располагаются еще ближе к Северному тропику, поэтому там так жарко. Пустыни - это огромные территории, которые отличаются крайне сухим климатом. Работа с географической картой -Существует четыре вида пустынь.

    -Первый вид-это ПЕСЧАННАЯ пустыня. Поверхность песчаных пустынь холмистая. Часто встречаются холмы высотой от 3 до 8 метров, такие холмы называются БАРХАНАМИ. Образуются барханы при движении песков под действием ветра. Одна сторона бархана пологая, другая-крутая. Барханы постоянно передвигаются, засыпая деревья, кустарники. Но растения оказавшиеся под песком, выпускают новые корни и продолжают расти. Поэтому движение барханов можно остановить, если посадить много деревьев. 

    -Второй вид-это ГЛИНИСТАЯ пустыня. Её поверхность в основном ровная. Намокшая от зимних и весенних дождей, летом глина от жары растрескивается на отдельные плитки, которые настолько тверды, что даже не ломаются под ногами такого крупного животного, как верблюд. 

    -Третий вид-это СОЛОНЧАКОВАЯ пустыня. Словно белые снежные поля, чудом сохранившиеся среди зноя, лежат под жарким солнцем пустыни - солончаки. В этих местах не глубоко залегают грунтовые воды. Постоянно испаряясь, они и выносят на поверхность земли соль. Но сквозь белую корку соли кое-где пробиваются живущие пустынные растения-солянки. 

    -И ещё об одном виде пустынь-это КАМЕНИСТАЯ. В ней лишь чёрные камни, рассыпавшиеся скалы. Но и в такой пустыне растут растения.

    -В Казахстане есть две крупные пустыни -это КЫЗЫЛКУМ и МОИНКУМ, они относятся к песчаным пустыням. Пустыня КЫЗЫЛКУМ находится в долине Сырдарьи, а МОИНКУМ в долине реки Чу. (Показ на карте)

    - Сегодня мы будем говорить о пустынях и ее обитателях Солнечный, жаркийЖелтый поток Льется в пустыне На желтый песок. В воздухе желтом И плотном, как мед, Желтая птица неслышно плывет. 

    - В пустыне все непривычно и непонятно. Гряды золотистых песков - барханы, белые болота, засыпанные солью, солончаки. Рощицы кривых полузасохших деревьев, саксаульники, и такыры - глинистые лысины, гладкие и крепкие как асфальт. Ручьи и озера там без воды, деревья без тени, на них нет листьев. Ветры не освежают, они горячие как огонь. Дожди высыхают, не успев долететь до земли. Даже хорошей погодой в пустыне называют не сухую и солнечную, а пасмурную и сырую! Только весной да осенью можно увидеть в пустыне зеленую траву. Только ранней весной пустыня (как и степь) покрыта яркими, цветущими растениями, т.к. в это время года повышается уровень воды в реках, за счёт осадков, таяния снега. Пока не исчезла весенняя влага и не наступила сильная жара, цветут тюльпаны, ирисы, маки. Но вся эта красота длится около месяца. В пустыне можно встретить только растения, способные переносить длительную засуху. 

    - Что вы знаете о температуре воздуха в пустыне? Лето в пустыне жаркое: поверхность земли нагревается днем до плюс 70 градусов, а в тени выше 40 градусов. А ночью прохладно, потому что песок и глина быстро остывают. -К сожалению, в пустыне выпадает мало осадков, порой за лето не выпадает ни капли дождя, а лето длиться здесь 5 месяцев. Зима по сравнению с летом суровая: температура опускается до – 20-25 градусов, и длится зима 2-3 месяца -Итак, какие особенности климата в пустыне? Составление таблицы (много солнца, мало осадков, высокая температура, зимой сильные морозы). 

    -Как же к таким условиям приспособились растения? -Растительность в пустыне очень бедная. Растения растут пучками, редкими кустиками. Так как лето в пустыне жаркое и не выпадает осадков, здесь растут те растения, которые могут переносить длительную засуху. У всех растений пустыни очень длинные корни - до 20 метров. Мелкие листья или колючки, чтобы меньше испарялось влаги. К таким растениям относятся: верблюжья колючка, дерево саксаул, песчаная осока, кактусы. Верблюжья колючка. Она ярко-зеленая и действительно колючая, но, несмотря на это, её охотно поедают верблюды. Рассказ ученика Колосняк – ценное растение пустыни. Его корни хорошо закрепляют пески и не дают им двигаться под действием ветра. Рассказ ученика Зеленый кустарник джузгун. Плоды джузгуна очень легкие и снабжены особыми выростками. Благодаря этому ветер переносит их по пескам на большие расстояния. 

    Групповая работа(деление на группы жеоебьевкой). Учащиеся составляют кластер «Растения пустыни»

    Защита работ. Оценивание.-А каков животный мир? -Животный мир пустыни своеобразен. Все они имеют желтоватую окраску. Днем многие животные прячутся в норах или зарываются в песок, а по ночам выходят на поиски пищи. -Те животные, которые кормятся днем, держатся в тени растений. Животные пустыни могут подолгу обходиться без воды. А некоторые совсем не пьют, им достаточно той влаги, которую они получают, поедая растения.

    Игра «Отгадай, меня?».

    1. Сколько важности в походке! По пустыне-сковородке, По колючкам босиком Кто идет с горбом-мешком? (верблюд)

    2. Я очень красива, у меня большая голова, от врагов я зарываюсь в песок (ящерица). Ящерицы устраивают короткие перебежки с остановкой в тени какого-нибудь предмета (камня, кустика), приподнимают по очереди лапки над раскаленным песком или взбираются на вершины барханов, на ветки саксаула или кустарников, где их обдувает ветер

    3. Лапки кенгуру, тельце мыши, уши осла, а хвост льва. (Тушканчик) Тушканчики ведут ночной образ жизни. Днём они прячутся в глубокие прохладные норки или в тени кустарников и камней, спасаясь, таким образом, от хищных птиц. А ночью выходят для того, чтобы добыть себе корм. Доклады учащихся о животных.

    - Каких еще животных пустыни вы знаете?-Джейраны и куланы в поисках воды пробегают большие расстояния. -Птицы саджи и рябки, имея длинные заостренной формы крылья, быстро покрывают расстояние до 100 км при ежедневных перелетах на водоемы, где сразу выпивают около 250 мл воды. -Насекомые и грызуны удовлетворяют потребность в питье за счет поедания корма: мелкие животные поедают семена и корни растений, а более крупные животные -этих мелких. Ни одна капля воды не пропадает в пустыне. -Какие животные обитают в пустыне? -Какие особенности они имеют? Какие экологические проблемы пустыни могут возникнуть? Экологические проблемы пустыни - неумеренное орошение; выпас скота; браконьерство. 

    Закрепление изученного материала. 1. Найди и исправь ошибки в тексте. Ценными растениями пустыни являются корсак и джузгун. Их корни хорошо закрепляют пески. В пустыне встречается маленькая лисичка – сайгак. Из более крупных животных замечательны ушастые ежи. Они держатся стадами, кочуя в поисках пищи и воды

    Рефлексия 

    Учащимся предлагается составить синквейн со словом «пустыня». Защита работ.

    Просмотр слайдовой презентации.

    Оценивание урока учащимися при помощи стикиров.

    www.prodlenka.org


    Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта