Происхождение растений основные этапы развития растительного мира. Урок 58. Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира на Земле

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

§ 58. ПРОИСХОЖДЕНИЕ РАСТЕНИЙ. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ РАСТИТЕЛЬНОГО МИРА. Происхождение растений основные этапы развития растительного мира


Урок 58. Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира на Земле

 

Методическое пособие разработки уроков биологии 6класс

Тип урока - комбинированный

Методы: частично-поисковый, про­блемного изложения, репродуктивный, объясни­тельно-иллюстративный.

Цель:

- осознание учащимися значимости всех обсуждаемых вопросов, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;

Задачи:

Образовательные: показать множественность факторов, действующих на организмы в природе, относительность понятия «вредные и полезные факторы», многообразие жизни на планете Земля и варианты адаптаций живых существ ко всему спектру условий среды обитания.

Развивающие: развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность; умения анализировать информацию, выделять главное в изучаемом материале.

Воспитательные: 

Формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необ­ходимости ответственного, бережного отношения к окру­жающей среде.

Формирование понимания ценности здорового и без­опасного образа жизни

УУД

Личностные:

воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;

Формирование ответственного отношения к учению;

    3) Формирование целостного мировоззрения, соответ­ствующего современному уровню развития науки и обще­ственной практики.

    Познавательные: умение работать с различными источниками информации, пре­образовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.

    Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.

    Коммуникативные: Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и дру­гих видов деятельности.

    Планируемые результаты

    Предметные: знать - понятия «среда обитания», «экология», «экологические факторы» их влияние на живые организмы, «связи живого и неживого»;. Уметь - определять понятие «биотические факторы»; характеризовать биотические факторы, приводить примеры.

    Личностные: высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации; анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос

    Метапредметные:.

    Умение самостоятельно планировать пути достиже­ния целей, в том числе альтернативные, осознанно выби­рать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

    Формирование навыка смыслового чтения.

      Форма организации учебной деятельности – индивидуальная, групповая

      Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.

      Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.

      Цели: обобщить знания о многообразии растений, их происхо­ждении, особенностях строения и процессов жизнедеятельности основных отделов; познакомить с основными эволюционными этапами развития растительного мира на Земле и их значением для дальнейшего развития органического мира; дать представле­ние о методах изучения вымерших растений.

      Оборудование и материалы: список относящихся к различным классам покрытосеменных растений, таблицы: «Развитие расти­тельного мира», «Фотосинтез», гербарии мхов, плаунов, хвощей, папоротников, голосеменных и покрытосеменных растений, коллекция «Ископаемые остатки живых организмов», кусочки каменного угля с отпечатками древних растений, окаменевшие остатки древних растений, геохронологическая шкала, пейзажи каменноугольного и других периодов (можно использовать ри­сунки учащихся).

      Ключевые слова и понятия: автотрофы, гетеротрофы, эука­риоты, или ядерные, прокариоты, или доядерные; органические соединения, энергия солнца, ароморфоз, конкуренция; сине-зе­леные водоросли, цианобактерии; половой способ размножения, конкуренция; озоновый экран, риниофиты, псилофиты; папорот­ники, хвощи и плауны, мхи, голосеменные, покрытосеменные растения; экологическая ниша, палеонтология, палеоботаника, радиоуглеродный метод, эволюция.

      Ход урока

      Актуализация знаний

        Игра «Летопись природы»

        Учитель заранее готовит список растений, относящихся к раз­личным классам покрытосеменных растений. Представителей обоих классов должно быть равное количество. Растений в списке нужно столько, сколько учеников в классе, или в два раза больше. Желательно размножить список, чтобы он был на каждом столе. Растения в списке лучше разместить в алфавитном порядке, так их будет легче найти.

        Учащиеся делятся на две команды, каждая из которых полу­чает задание называть растения, относящиеся к классу однодоль­ные или к классу двудольные. Это можно разыграть с помощью карточек или же каким-либо другим способом.

        Начинает игру участник, сидящий в первом ряду на первой парте. Он должен выбрать растение из списка, относящееся к тому классу, который должна называть его команда. Остальные уча­щиеся вычеркивают это растение из своих списков. Далее игрок другой команды называет растение, относящееся к другому клас­су, и т. д. Все ученики по порядку называют растения, относящие­ся к тому классу, который достался их команде.

        Если же ученик не может ответить, дает неправильный ответ или называет растение, которое уже было названо прежде, коман­да пропускает ход.

        Выигрывает команда, первой перечислившая все растения своего класса.

        Изучение нового материала

          Рассказ учителя с элементами беседы

          На Земле существует большое количество разнообразных ра­стений. Такое многообразие порой удивляет и заставляет думать: «Неужели эти такие разные по своему внешнему виду, строению и местам обитания организмы можно объединить вместе, в одно царство, царство растений?»

          Подумайте, где на нашей планете можно встретить расте­ния. (Повсюду: на суше и в воде, высоко в горах и на равнинах, в тропиках и на поверхности антарктических льдов.)

          По каким признакам растения могут отличаться друг от дру­га? (Растения могут отличаться по размерам, по количеству

          клеток, из которых состоит организм, способу питания, спо­собу размножения, по внешнему виду и внутреннему строению и т. д.)

          Но всегда ли растительный мир нашей планеты был таким, каким мы видим его теперь? (Растительный мир Земли посто­янно изменяется. Образуются новые виды растений, какие-то виды исчезают с лица Земли — не всегда по вине человека.)

          Но откуда же взялись на Земле первые растения? (Свой даль­нейший рассказ учитель сопровождает демонстрацией различных таблиц, а также показывает соответствующие эпохи в геохроно­логической таблице.)

          Ученым удалось установить, что планета Земля возникла около млрд лет назад. Первые живые организмы на ней появились около 3 млрд лет назад и представляли собой сложные органиче­ские соединения. Постепенно, на протяжении многих миллионов лет, эти соединения усложнялись и совершенствовались, пока наконец не появилась такие, которые, без сомнения, можно было назвать живыми.

          Около 2 млрд лет назад на планете господствовали одноклеточ­ные, разнообразные как по строению, так и по способу питания. Питались они преимущественно растворенными в водах первично­го океана органическими и минеральными веществами. Постепен­но пищи становилось меньше, и между ними началась конкуренция. В этих условиях некоторые организмы приспособились использо­вать энергию солнца для получения питательных веществ.

          Как называется подобный процесс? (Этот процесс называ­ется фотосинтезом.)

          Способность превращать неорганические вещества в орга­нические под действием солнечного света появилась благодаря образовавшимся пигментам. Таким образом, появились две груп­пы живых организмов. Одни из них питались готовыми органи­ческими веществами, другие имели пигменты и были способны к фотосинтезу.

          Как вы думаете, от какой группы древних организмов про­изошли современные растения? (Ответы учащихся.)

          Появление фотосинтеза — крупнейший скачок в развитии органического мира на Земле, давший возможность развиваться организмам в новом, не освоенном до сих пор направлении. Та­кой скачок в развитии, при котором появляются принципиально новые свойства и признаки, называется ароморфозом.

          Первые одноклеточные организмы не имели ядра.

          Вспомните, как называют живые организмы, не имеющие ядра. (Доядерные, или прокариоты.)

          Ядерные организмы появились значительно позже — около

          млрд лет назад. Организмы, способные самостоятельно син­тезировать органические вещества из неорганических, называют автотрофами (от греч. «аутус» — сам, «трофе» — питание). Первые автотрофы были способны не только использовать энергию солн­ца для получения органических питательных веществ, но и погло­щать готовые органические вещества.

            С появлением цианобактерий, более эффективно освоивших процесс фотосинтеза, в окружающую среду стало выделяться большее количество кислорода.

            Вспомните, кто такие цианобактерии. (Цианобактерии, или сине-зеленые водоросли, — древнейшая группа доядерных жи­вых организмов.)

            Цианобактерии существуют и в наше время.

            Как вы думаете, к какому царству органического мира от­носятся эти организмы? (Они относятся к надцарству про­кариот, или доядерных.)

            Но жизнь не стояла на месте. Она продолжала развиваться и совершенствоваться. Около 1,3 млрд лет назад появились более сложные организмы — зеленые и золотистые водоросли, в клетках которых было обособленное ядро, и впервые появился половой способ размножения. В это же время возникают и многоклеточные организмы.

            Вспомните, как называются организмы, в клетках которых есть ядро. (Эукариоты, или ядерные.)

            Но все это время жизнь развивалась исключительно в воде. Первые наземные растения появились всего лишь около 400 млн лет назад. Выход растений на сушу смог состояться благодаря появлению озонового слоя в атмосфере, который защищал их от губительного солнечного излучения. Озоновый экран возник благодаря процессу фотосинтеза, в результате которого выде­лялся кислород.

            Первыми наземными растениями считаются риниофиты. Эта группа растений полностью вымерла и не представлена среди ныне живущих. Они обитали отчасти в воде, на влажных берегах пресных водоемов. Уровень воды в прибрежной зоне постоян­но изменялся, и они оказывались либо частично или полностью скрыты водой, либо на суше.

            Как вы думаете, от каких организмов произошли риниофи­ты? (Учащиеся высказывают свои предположения.)

            Ученые считают, что они произошли от прикрепленных ко дну водоема зеленых водорослей. У этих организмов пока что не было настоящих стеблей и листьев, тем не менее у них начинает обосабливаться корневая система. Практически одновременно с риниофитами появляются и псилофиты. Первыми сухопутными растениями были, например, риния и куксония.

            Как вы считаете, почему именно корневая система начинает обосабливаться первой? (Основная часть растения оказыва­ется на суше и не может поглощать питательные вещества.)

            У риниофитов начала развиваться покровная ткань, защи­щавшая организм от пересыхания, а также механическая, спо­собствующая поддержанию тела растения в менее плотной среде. Размножались они спорами. Риниофиты дали начало нескольким ветвям растений, таким, как плауны, хвощи и папоротники, а воз­можно, также и мхи.

            Какая из перечисленных групп является самой древней? (Наиболее древними считаются плауны.)

            Постепенно климат на Земле изменялся. Риниофиты вымер­ли, не выдержав конкуренции с более приспособленными к но­вым условиям организмами.

            Вспомните, к какой группе растений относятся папорот­ники, хвощи, плауны и мхи. (Они относятся к высшим спо­ровым растениям.)

            В чем состоит принципиальное отличие высших растений от низших? (У высших растений имеются четко обособленные органы, выполняющие определенные функции, а также их тело дифференцировано на ткани.)

            Папоротники, хвощи и плауны — типичные споровые растения.

            Вспомните, на какой период пришелся их расцвет. (На ка­менноугольный период — около 300млн лет назад.)

            Какой климат был в то время на Земле? (В то время на пла­нете господствовал теплый и влажный климат, что способ­ствовало росту, размножению и развитию этих растений.)

            Представьте, как мог выглядеть пейзаж того времени. (Примерный ответ. Древние папоротники, хвощи и плау­ны вырастали до огромных размеров, представляя собой настоящие деревья. Повсеместно росли гигантские чешу- едревы, каламиты и лепидодендроны, достигавшие 30—40 м в высоту.)

            Однако полного выхода живых организмов на сушу еще не произошло.

            Почему растения были зависимы от воды?(Им была необхо­дима водная среда для осуществления полового размножения.)

            Но климат планеты продолжал меняться. Около 240—250 млн лет назад на Земле стало холоднее и засушливее. Древовидные папо­ротники, хвощи и плауны стали постепенно вымирать. Их место заняли пока еще примитивные голосеменные растения.

            От каких растений произошли древние голосеменные? (Скорее всего, они произошли от древних голосеменных папо­ротниковидных растений.)

            Сохранились ли на Земле семенные папоротники? (Нет, они вымерли.)

            Семена у первых семенных папоротников развивались прямо на листьях. Появление шишек — это полностью «изобретение» го­лосеменных растений. Климат продолжал меняться. Вслед за ним преображалась и растительность. Постепенно древние голосемен­ные вымирали, уступая место вполне современным растениям, таким, как сосна, ель, пихта.

            Вспомните, какие признаки современных голосеменных растений свидетельствуют об условиях, в которых они об­разовались. (Листья у большинства голосеменных растений видоизменены в хвоинки — это приспособление для уменьшения испарения.)

            В чем выражается большая приспособленность к жизни на суше семенных растений по сравнению со споровыми? (У семенных растений, в отличие от споровых, оплодотворе­ние не зависит от наличия воды.)

            Как период расцвета голосеменных растений связан с кли­матическими особенностями Земли в тот период времени? (Примерный ответ. Климат стал более сухим, соответственно, споровые растения не могли составлять конкуренцию семен­ным и стали постепенно вымирать. Голосеменные растения были более приспособлены к засушливым условиям, и они заняли освободившуюся экологическую нишу.)

            Около 130—140 млн лет назад (меловой период) на Земле по­явились первые покрытосеменные растения, которые оказались более приспособленными для жизни в условиях суши. Образова­ние особых специализированных вегетативных органов (цветок, плод), а также наличие запаса питательных веществ в семени обес­печили им преимущество перед голосеменными и остальными группами растений.

            В чем состоит принципиальное отличие покрытосеменных растений от голосеменных? (Семена покрытосеменных расте­ний развиваются внутри плода и защищены околоплодником.)

            Покрытосеменные растения как самые конкурентоспособные быстро расселились по всей Земле и заняли самые разнообраз­ные места обитания. Покрытосеменные растения господствуют на планете уже более 60 млн лет.

            Но как ученым стало известно, что происходило на Земле мил­лионы и даже миллиарды лет назад? Узнать о том, что происходи­ло на нашей планете в доисторические времена, помогает наука палеонтология (от греч. «палейос» — древний, «онтос» — сущее и «логос» — учение). Палеонтология — наука об историческом раз­витии живой природы в течение всего геологического прошлого Земли, о древних, ископаемых, животных и растениях.

            Одна из ветвей палеонтологии — палеоботаника — изучает ис­копаемые остатки древних вымерших растений.

            Но как можно изучать растения, вымершие миллионы лет на­зад? Всякая история основывается на документах, сохранившихся от прошлого. В распоряжении ботаников оказываются окамене­лости и отпечатки органов и тканей растений, сохранившиеся в осадочных пластах земной коры. Процесс образования осадоч­ного слоя идет постоянно и в наши дни. На дне любых водоемов: морских заливов, озер, прудов и т. д., — происходит постоянное отложение осадков, образующих донный ил (донные отложения). Падающие на дно листья, плоды и другие части растений покры­ваются сверху слоем ила, осевшим позже. Постепенно они пропи­тываются кремнеземом, минерализуются или сгнивают, оставив рельефный отпечаток. Со временем слои таких осадочных пород прессуются и отвердевают.

            Разбивая породу, часто можно обнаружить заключенные в ней отпечатки листьев или других органов растений, окаменевшие ча­сти растений, стволы деревьев, пыльцу, а также кости и отпечатки раковин и скелетов животных. По тому, в каком слое пород были обнаружены ископаемые остатки, можно установить их пример­ный возраст. Часто возраст пластов определяют по количеству продуктов распада радиоактивных элементов (так называемый радиоуглеродный метод).

            Доказано, что на протяжении миллионов лет видовой состав растений Земли неоднократно менялся. Одни виды вымирали, на смену им приходили другие, более приспособление к опре­деленным условиям. Процесс развития, который лежит в основе возникновения всех существующих форм живых существ от про­стых до современных и обусловливает их дальнейшее совершен­ствование, называется эволюцией.

            Закрепление знаний и умений

              Составьте схему происхождения различных групп расте­ний. Укажите на ней группы растений, примерный период их возникновения, расцвета и гибели (в миллионах лет). За основу можно взять геохронологическую шкалу.

              (На выполнение задания отводится около 7—10 мин, после чего учитель проверяет тетради у желающих, выбирает лучшую схему, при необходимости редактирует ее. Затем автор схемы ри­сует ее на доске. Класс проверяет и сравнивает.)

              Подведение итогов урока

              Домашнее задание

              Прочитать параграф, знать основные термины, ответить устно на вопросы в конце параграфа. (Учебник И.Н. Пономаревой § 46, 47; учебник В.В. Пасечника § 58.)

              Творческие задания.

              Написать научный рассказ, в котором была бы изложена ваша точка зрения на возникновение жизни на Земле.

              Сделать отпечатки листьев на гипсе. Для этого сухой гипс развести водой до густоты сметаны и вылить его в неглубокую по­суду (лучше непищевую), смазанную любым жиром, чтобы можно было вынуть готовые формы. Приготовить листья различных ра­стений (лучше всего брать листья с наиболее рельефными жилка­ми). Взять один листок, положить его на гипс и сильно прижать, чтобы не было пузырьков воздуха. Оставить на некоторое время. После застывания гипса лист нужно снять, вынуть отпечаток из формы. Следует помнить, что гипс застывает быстро, и если вы что-либо испачкали в растворе, лучше его смыть до затвердевания.

                Задания для учеников, интересующихся биологией.

                Выяснить, кто такой русский ученый А.И. Опарин, в чем его заслуга перед наукой. Что такое коацерватные капли? Можно ли считать их живыми организмами?

                Узнать, на какие ветви разделяется наука палеонтология. Что изучает каждая из отраслей?

                  Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира

                   

                   

                   

                   

                  Происхождение растений. Урок биологии.

                   

                   

                   

                   

                  эволюция растений

                   

                   

                  Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира

                   

                   

                   

                   

                  Ресурсы:

                  И.Н. Пономарёва, О.А. Корнило­ва, В.С. Кучменко Биология : 6 класс : учебник для учащихся общеобразо­вательных учреждений

                  Серебрякова Т.И., Еленевский А. Г., Гуленкова М. А. и др. Биология. Растения, Бактерии, Грибы, Лишайники. Пробный учебник 6—7 классов средней школы

                  Н.В. Преображенская Рабочая тетрадь по биологии к учебнику В В. Пасечника «Биология 6 класс. Бактерии, грибы, растения»

                  В.В. Пасечника. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений Уроки биологии. 5—6 классы

                  Калинина А.А. Поурочные разработки по биологии 6класс

                  Вахрушев А.А., Родыгина О.А., Ловягин С.Н. Проверочные и контрольные работы к

                  учебник «Биология», 6-й класс

                  Биоуроки http://biouroki.ru/material/lab/2.html

                  Сайт YouTube: https://www.youtube.com /

                  Хостинг презентаций

                  - http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html

                   

                  xn--j1ahfl.xn--p1ai

                  Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира

                  Многообразие растительного мира. Методы изучения древних растений. задание 190 в рабочей тетради Палеонтология – наука о вымерших организмах, смене их во времени и пространстве.Палеоботаника – изучает ископаемые остатки древних растений. Окаменелости Отпечатки Споры пыльцу в осадочных породахЗемля образовалась – более 5 млрд. лет назад.Этапов эволюции растительного мира – пять.    Первые живые организмы появились – 3,5 – 4 млрд. лет назад в воде. По строению они были схожи с бактериями. В пищу использовали органические и минеральные вещества, растворенные в воде, запас которых постепенно истощался и у некоторых клеток появляется хлорофилл, что привело к возникновению процесса фотосинтеза. От древних простейших произошли одноклеточные водоросли. Среди водорослей появляются прикрепленные ко дну, что привело к расчленению тела на части: одни – служат для прикрепления, другие осуществляют процесс фотосинтеза.КЕМБРИЙСКАЯ СИСТЕМА:

                  •         Представлена примитивными морскими водорослями.

                  Ордовикская система:

                  •         Существовали различные виды водорослей. В позднем ордовике появились первые настоящие наземные растения.

                  Первые наземные организмы – риниофиты, появление которых связано с существованием периодически освобождавшихся от воды участков суши. Строение их напоминало строение многоклеточных водорослей. Имели древовидную форму.Силурийский период:

                  •         Растения заселяли берега водоемов. Преобладание примитивных псилофидных растений.

                  Споровые растения (расцвет) возникли около 300 млн. лет назад, от риниофитоподобных растений. Это были древние плауны, хвощи и папоротники. При половом размножении им была необходима вода.Девонская система:

                  •         Растения сумели отодвинуться от кромки воды и вскоре обширные районы суши поросли густыми первобытными лесами.

                  •         Возросло число разнообразных сосудистых растений.

                  •         Появились споровые ликофиты (плауны) и хвощи, некоторые из них развились в настоящие  деревья высотой 38м.

                  Каменноугольная система:

                  •         Дельты рек и берега обширных болот поросли густыми лесами из гигантских плаунов, хвощей, древовидных папоротников и семенных растений высотой до 45 м.

                  •         Неразложившиеся останки этой растительности со временем превратились в каменный уголь.

                  Пермская система:

                  •         На южных массивах суши распространились леса крупных семенных папоротников-глоссоптерисов.

                  •         Появились первые хвойные, быстро заселившие внутриматериковые области и высокогорья.

                  •         Среди наземных растений преобладали членистостебельные папоротники, голосеменные.

                  Голосеменные растения  возникли около 345 млн. лет назад, когда климат на Земле стал суше и холоднее. Это были примитивные голосеменные растения, которые произошли от древовидных, лиановидных и травянистых семенных папоротников.Покрытосеменные растения возникли около 130 млн. лет назад. Покрытосеменные оказались наиболее приспособлены к жизни на суше и создали разнообразный растительный покров Земли.

                  flora57.blogspot.com

                  Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира

                  "Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 класс". В.В. Пасечник

                  Вопрос 1. На основании каких данных можно утверждать, что растительный мир развивался и усложнялся постепенно?Утверждать, что растительный мир развивался и усложнялся постепенно, можно на основании данных палеонтологии — науки о вымерших организмах, о смене их во времени и пространстве. Ископаемые остатки (окаменелости, отпечатки) растений свидетельствуют о том, что в далекие времена растительный мир нашей планеты был совсем иным, чем сейчас. Доказано, что на протяжении веков менялись климатические условия на планете, растения были вынуждены приспосабливаться к ним. В результате видовой состав растительных сообществ менялся. Одни виды растений вымирали, другие приходили им на смену.В архейской эре появились первые живые организмы. Они были гетеротрофами, использовавшими в качестве пищи органические соединения «первичного бульона». Важнейший этап эволюции жизни на Земле связан с возникновением фотосинтеза, что обусловило разделение органического мира на растительный и животный. Первыми фотосинтезирующими организмами были синезеленые водоросли — цианеи. Цианеи и появившиеся затем зеленые водоросли выделяли в атмосферу из океана свободный кислород. В протерозойской эре в морях уже обитало много различных водорослей, в том числе прикрепленные ко дну формы. В начале палеозойской эры растения населяют в основном моря, но в ордовике — силуре появляются первыые наземные растения — псилофиты. Дальнейшая эволюция растений на суше была направлена на дифференцировку тела на вегетативные органы и ткани, совершенствование- сосудистой системы (обеспечивающей быстрое поднятие воды на большую высоту). Уже в засушливом девоне широко распространяются хвощи, плауны, папоротникообразные. В каменноугольном периоде (карбоне), характеризующемся влажным и теплым климатом на протяжении всего года. Появляются голосеменные растения, произошедшие от семенных папоротников. Переход к семенному размножению дал много преимуществ: зародыш в семенах защищен от неблагоприятных условий оболочками и обеспечен пи¬щей, имеет диплоидное число хромосом. У части голосеменных (хвойных) процесс полового размножения уже не связан с водой. Опыление у голосеменных осуществляется ветром, а семена имеют приспособления для распространения животными. Появляются цветковые растения, которые завоевали всю сушу, благодаря тому, что при оплодотворении уже полностью могли обходиться без воды (двойное оплодотворение, развитие плода, опыление с помощью животных и человека). Эти и другие преимущества способствовали широкому распространению семенных растений. Крупные споровые растения вымирают в пермском периоде в связи с иссушением климата. В начале кайнозойской эры теплолюбивая растительность отступает на юг или вымирает, появляется холодоустойчивая травяная и кустарниковая растительность, на больших территориях леса сменяются степью, полупустыней и пустыней. Формируются современные растительные сообщества.

                  Вопрос 2. Где появились первые живые организмы?Первые живые организмы появились в первичном океане.

                  Вопрос 3. Какое значение имело появление фотосинтеза?Важнейший этап эволюции жизни на Земле связан с возникновением фотосинтеза, что обусловило разделение органического мира на растительный и животный. Первыми фотосинтезирующими организмами были сине-зеленые водоросли — цианеи. Цианеи и появившиеся затем зеленые водоросли выделяли в атмосферу из океана свободный кислород. Состав воздуха начал постепенно приближаться к современному, включающему в основном азот, кислород и небольшое количество углекислого газа. Это способствовало возникновению бактерий, способных жить в аэробной среде. Такая атмосфера способствовала развитию более совершенных форм жизни. Кроме этого, фотосинтез стал новым источником органического вещества, необходимого для жизнедеятельности всех живых организмов.

                  Вопрос 4. Под влиянием каких условий древние растения перешли от водного образа жизни к наземному?Переход растений к наземному образу жизни был связан с существованием периодически заливавшихся и освобождавшихся от воды участков суши. Осушение этих участков происходило постепенно, и у некоторых водорослей стали появляться приспособления к обитанию вне воды.

                  Вопрос 5. Какие древние растения дали начало папоротникообразным, какие — голосеменным растениям?От риниофитоподобных растений произошли древние плауны, хвощи и папоротники. Предками голосеменных растений были древовидные, лиановидные и травянистые семенные папоротники.

                  Вопрос 6. В чем преимущество семенных растений перед споровыми?Растения, размножающиеся семенами, лучше приспособлены к жизни на суше, чем растения, размножающиеся спорами. Оплодотворение у семенных растений не зависит от наличия воды во внешней среде. Семена (многоклеточные образования) имеют много больший запас питательных веществ, чем споры (они одноклеточные). Зародыш: будущего растения, находящийся внутри семени, лучше защищен от неблагоприятных условий.

                  Вопрос 7. Сравните голосеменные и покрытосеменные растения. Какие особенности строения обеспечили преимущество покрытосеменным растениям?Покрытосеменные оказались наиболее приспособленными к жизни на суше растениями. Покрытосеменные имеют сильно развитую проводящую систему, цветок привлекает насекомых-опылителей, что обеспечивает надежность перекрестного опыления, зародыш снабжается запасами пищи (благодаря двойному оплодотворению развивается триплоидный эндосперм) и защищен оболочками и т. д.

                  buzani.ru

                  Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира

                  "Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 класс". В.В. Пасечник

                  Вопрос 1. На основании каких данных можно утверждать, что растительный мир развивался и усложнялся постепенно?Утверждать, что растительный мир развивался и усложнялся постепенно, можно на основании данных палеонтологии — науки о вымерших организмах, о смене их во времени и пространстве. Ископаемые остатки (окаменелости, отпечатки) растений свидетельствуют о том, что в далекие времена растительный мир нашей планеты был совсем иным, чем сейчас. Доказано, что на протяжении веков менялись климатические условия на планете, растения были вынуждены приспосабливаться к ним. В результате видовой состав растительных сообществ менялся. Одни виды растений вымирали, другие приходили им на смену.В архейской эре появились первые живые организмы. Они были гетеротрофами, использовавшими в качестве пищи органические соединения «первичного бульона». Важнейший этап эволюции жизни на Земле связан с возникновением фотосинтеза, что обусловило разделение органического мира на растительный и животный. Первыми фотосинтезирующими организмами были синезеленые водоросли — цианеи. Цианеи и появившиеся затем зеленые водоросли выделяли в атмосферу из океана свободный кислород. В протерозойской эре в морях уже обитало много различных водорослей, в том числе прикрепленные ко дну формы. В начале палеозойской эры растения населяют в основном моря, но в ордовике — силуре появляются первыые наземные растения — псилофиты. Дальнейшая эволюция растений на суше была направлена на дифференцировку тела на вегетативные органы и ткани, совершенствование- сосудистой системы (обеспечивающей быстрое поднятие воды на большую высоту). Уже в засушливом девоне широко распространяются хвощи, плауны, папоротникообразные. В каменноугольном периоде (карбоне), характеризующемся влажным и теплым климатом на протяжении всего года. Появляются голосеменные растения, произошедшие от семенных папоротников. Переход к семенному размножению дал много преимуществ: зародыш в семенах защищен от неблагоприятных условий оболочками и обеспечен пи¬щей, имеет диплоидное число хромосом. У части голосеменных (хвойных) процесс полового размножения уже не связан с водой. Опыление у голосеменных осуществляется ветром, а семена имеют приспособления для распространения животными. Появляются цветковые растения, которые завоевали всю сушу, благодаря тому, что при оплодотворении уже полностью могли обходиться без воды (двойное оплодотворение, развитие плода, опыление с помощью животных и человека). Эти и другие преимущества способствовали широкому распространению семенных растений. Крупные споровые растения вымирают в пермском периоде в связи с иссушением климата. В начале кайнозойской эры теплолюбивая растительность отступает на юг или вымирает, появляется холодоустойчивая травяная и кустарниковая растительность, на больших территориях леса сменяются степью, полупустыней и пустыней. Формируются современные растительные сообщества.

                  Вопрос 2. Где появились первые живые организмы?Первые живые организмы появились в первичном океане.

                  Вопрос 3. Какое значение имело появление фотосинтеза?Важнейший этап эволюции жизни на Земле связан с возникновением фотосинтеза, что обусловило разделение органического мира на растительный и животный. Первыми фотосинтезирующими организмами были сине-зеленые водоросли — цианеи. Цианеи и появившиеся затем зеленые водоросли выделяли в атмосферу из океана свободный кислород. Состав воздуха начал постепенно приближаться к современному, включающему в основном азот, кислород и небольшое количество углекислого газа. Это способствовало возникновению бактерий, способных жить в аэробной среде. Такая атмосфера способствовала развитию более совершенных форм жизни. Кроме этого, фотосинтез стал новым источником органического вещества, необходимого для жизнедеятельности всех живых организмов.

                  Вопрос 4. Под влиянием каких условий древние растения перешли от водного образа жизни к наземному?Переход растений к наземному образу жизни был связан с существованием периодически заливавшихся и освобождавшихся от воды участков суши. Осушение этих участков происходило постепенно, и у некоторых водорослей стали появляться приспособления к обитанию вне воды.

                  Вопрос 5. Какие древние растения дали начало папоротникообразным, какие — голосеменным растениям?От риниофитоподобных растений произошли древние плауны, хвощи и папоротники. Предками голосеменных растений были древовидные, лиановидные и травянистые семенные папоротники.

                  Вопрос 6. В чем преимущество семенных растений перед споровыми?Растения, размножающиеся семенами, лучше приспособлены к жизни на суше, чем растения, размножающиеся спорами. Оплодотворение у семенных растений не зависит от наличия воды во внешней среде. Семена (многоклеточные образования) имеют много больший запас питательных веществ, чем споры (они одноклеточные). Зародыш: будущего растения, находящийся внутри семени, лучше защищен от неблагоприятных условий.

                  Вопрос 7. Сравните голосеменные и покрытосеменные растения. Какие особенности строения обеспечили преимущество покрытосеменным растениям?Покрытосеменные оказались наиболее приспособленными к жизни на суше растениями. Покрытосеменные имеют сильно развитую проводящую систему, цветок привлекает насекомых-опылителей, что обеспечивает надежность перекрестного опыления, зародыш снабжается запасами пищи (благодаря двойному оплодотворению развивается триплоидный эндосперм) и защищен оболочками и т. д.

                  buzani.ru

                  Конспект урока "Основные этапы развития растительного мира"

                  Урок биологии в 5 классе. «___»_____________ 20___ г.

                  Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира

                  Цель урока. Способствовать формированию эволюционных представлений об усложнении растительных организмов; создать условия для описания основных этапов развития растительного мира.

                  Задачи.

                  Образовательные: развивать эволюционные представления об усложнении растительных организмов, их приспособленности к условиям жизни; познакомить с особенностями строения первых наземных растений, причинами господства семенных растений.

                  Воспитательные: Способствовать формированию у учащихся умения выражать свое мнение, анализировать мнение других в ходе совместной работы; содействовать воспитанию бережного отношения к природе.

                  Развивающие: Формировать умения: самостоятельно работать с текстом учебника, слайдами и схемами; извлекать нужную информацию; логически мыслить, анализировать, строить предположения, делать выводы, оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме.

                  Планируемые результаты.

                  Предметные.

                  Выявление уровня знаний: основных этапов развития растений; признаки их усложнения в процессе исторического развития; причин (движущие силы) эволюции растений; формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях по теме.

                  Метапредметные.

                  Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;

                  Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; постановка вопросов; умение полно и точно выражать свои мысли; отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; владение монологической и диалогической формами речи; умение полно и точно выражать свои мысли; формирование умения работать в парах и малых группах; формирование вербальных и невербальных способов коммуникации; умения работать с текстом; ставить и отвечать на вопросы; умение выражать свои мысли; умение планировать учебное сотрудничество.

                  Регулятивные: организация учащимся своей учебной деятельности; коррекция полученных знаний; целеполагание; прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

                  Личностные:

                  Действие смыслообразования – мотивация учебной деятельности; организация рефлексии своего отношения к учению.

                  Ход урока.

                  1. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

                  Фронтальный опрос.

                  1. Назовите признаки основных групп растений?

                  2. Чем высшие растения отличаются от низших?

                  3. Какие растения сейчас занимают господствующее положение на Земле? Почему?

                  4. Какие факты доказывают, что растительный мир изменялся в процессе эволюции?

                  Человек – хоть будь он трижды гением –

                  Остается мыслящим растением.

                  С ним в родстве деревья и трава,

                  Не стыдитесь этого родства!

                  Начальные этапы развития растительного мира. Стр. 134

                  Изучение древнейших слоев земной коры, отпечатков и окаменелостей ранее живших растений и животных и многие другие исследования позволили установить, что Земля образовалась более 5 млрд лет назад.

                  Первые живые организмы появились в воде примерно 3,5—4 млрд лет назад. Простейшие одноклеточные организмы по строению были схожи с бактериями. Они ещё не имели обособленного ядра, но обладали системой обмена веществ и способностью к размножению. В пищу они использовали органические и минеральные вещества, растворённые в воде первичного океана. Постепенно запасы питательных веществ в первичном океане стали истощаться. Между клетками началась борьба за пищу. В этих условиях у некоторых клеток появился зелёный пигмент — хлорофилл, и они приспособились к использованию энергии солнечного света для превращения в пищу воды и углекислого газа. Так возник фотосинтез, то есть процесс образования органических веществ из неорганических с использованием энергии света. С появлением фотосинтеза в атмосфере стал накапливаться кислород. Состав воздуха стал постепенно приближаться к современному, то есть в основном включать азот, кислород и небольшое количество углекислого газа. Такая атмосфера способствовала развитию более совершенных форм жизни.

                  Вопросы для беседы.

                  1. Каков возраст Земли?

                  2. Когда появились первые живые организмы?

                  3. Какими особенностями строения обладали первые живые организмы?

                  4. Какое значение для эволюции имело появление фотосинтеза?

                  Появление водорослей.

                  От древних простейших одноклеточных организмов, способных к фотосинтезу, произошли одноклеточные водоросли. Одноклеточные водоросли — родоначальники царства растений. Наряду с плавающими формами среди водорослей появились и прикреплённые ко дну. Такой образ жизни привёл к расчленению тела на части: одни из них служат для прикрепления к субстрату, другие осуществляют фотосинтез. У некоторых зелёных водорослей это было достигнуто благодаря гигантской многоядерной клетке, расчленённой на листовидную и корневидную части. Однако более перспективным оказалось разделение многоклеточного тела на части, выполняющие различные функции.

                  Важное значение для дальнейшего развития растений имело возникновение у водорослей полового размножения. Размножение половым путём способствовало изменчивости организмов и приобретению ими новых свойств, которые помогали приспособиться к новым условиям жизни.

                  Вопросы для беседы.

                  1. Чем водоросли отличаются от цианобактерий?

                  Выход растений на сушу. Поверхность материков и дно океана со временем изменились. Поднимались новые материки, уходили под воду существовавшие раньше. Из-за колебаний земной коры на месте морей возникала суша. Изучение ископаемых остатков показывает, что растительный мир Земли тоже изменялся.

                  Переход растений к наземному образу жизни, по-видимому, был связан с существованием периодически заливавшихся и освобождавшихся от воды участков суши. Осушение этих участков происходило постепенно. У некоторых водорослей стали появляться приспособления к обитанию вне воды.

                  В это время на земном шаре был влажный и тёплый климат. Начался переход некоторых растений от водного к наземному образу жизни. У древних многоклеточных водорослей строение постепенно усложнялось, и они дали начало первым наземным растениям (рис. 85).

                  Одними из первых наземных растений были росшие по берегам водоёмов риниофиты, например риния (рис. 86). Они существовали 420—400 млн лет назад, а потом вымерли.

                  Строение риниофитов ещё напоминало строение многоклеточных водорослей: отсутствовали настоящие стебли, листья, корни, в высоту они достигали около 25 см. Ризоиды, с помощью которых они прикреплялись к почве, поглощали из неё воду и минеральные соли. Наряду с подобием корней, стебля и примитивной проводящей системы риниофиты имели покровную ткань, предохранявшую их от высыхания. Размножались они спорами.

                  Происхождение высших споровых растений. От риниофитоподобных растений произошли древние плауны, хвощи и папоротники и, по-видимому, мхи, у которых уже были стебли, листья, корни (рис. 87). Это были типичные споровые растения, своего расцвета они достигли около 300 млн лет назад, когда климат был тёплым и влажным, что благоприятствовало росту и размножению папоротников, хвощей и плаунов. Однако их выход на сушу и отрыв от водной среды не были ещё окончательными. При половом размножении споровым растениям для оплодотворения необходима водная среда.

                  Вопросы для беседы.

                  1. Под влиянием каких условий древние растения перешли от водного образа жизни к наземному?

                  2. Как назывались первые наземные растения?

                  3. Как выдумаете, от каких растений произошли риниофиты?

                  4. Какое имели они строение?

                  5. Каким растениям дали начало риниофиты?

                  6. Какое эволюционное значение имел выход растений на сушу?

                  Развитие семенных растений. В конце каменноугольного периода климат Земли почти повсеместно стал суше и холоднее. Древовидные папоротники, хвощи и плауны постепенно вымирали. Появились примитивные голосеменные растения — потомки некоторых древних папоротниковидных .

                  Происхождение голосеменных от древних папоротниковидных доказывает многие черты сходства между этими растениями. Это сходство не только внешнее. Общие черты наблюдаются в строении органов: стеблей, листьев и корней.

                  Очевидно, предками голосеменных растений были древовидные, лиановидные и травянистые семенные папоротники, впоследствии полностью вымершие. Их семена развивались на листьях, шишек ещё не было.

                  Условия жизни продолжали меняться. Там, где климат становился более суровым, древние голосеменные растения постепенно вымирали (рис. 88). Им на смену приходили более совершенные растения — сосна, ель, пихта.

                  Растения, размножавшиеся семенами, лучше приспособились к жизни на суше, чем растения, размножавшиеся спорами. Это связано с тем, что возможность оплодотворения у них не зависит от наличия воды во внешней среде. Особенно явно превосходство семенных растений над споровыми проявилось, когда климат стал менее влажным.

                  Покрытосеменные растения появились на Земле около 130 млн лет назад.

                  Покрытосеменные оказались наиболее приспособленными к жизни на суше растениями. Только у покрытосеменных имеются цветки, их семена развиваются внутри плода и защищены околоплодником. Покрытосеменные быстро расселились по всей Земле и заняли все возможные места обитания. Уже более 60 млн лет покрытосеменные растения господствуют на Земле.

                  Приспособившись к различным условиям существования, покрытосеменные создали разнообразный растительный покров Земли из деревьев, кустарников и трав.

                  Вопросы для беседы.

                  1. От каких организмов произошли первые семенные растения? С чем это связано?

                  2. Почему семенные растения заняли господствующее положение?

                  Биологический диктант.

                  Выпишите номера вопросов, напротив них запишите номера правильных ответов.

                  1)Где возникли первые растительные организмы?

                  А) на земле

                  Б) в воздухе

                  В) в воде

                  2) С появлением каких организмов началось более энергичное накопление кислорода в атмосфере Земли?

                  А)бактерий

                  Б) цианобактерий

                  3) Какие особенности строения риниофитов позволили им дать начало первым наземным растениям?А) корнеподобные выросты (ризоиды)

                  Б) наличие проводящей ткани

                  В) размножение спорами

                  Г) наличие корней, стеблей, листьев

                  Д) наличие развитой покровной ткани.

                  4) Какие растения дали начало риниофитам?

                  а) водоросли

                  б) мхи

                  в) папоротникообразные

                  5) Крупное событие в истории развития жизни на Земле:

                  А) появление фотосинтеза

                  Б) появление доядерных организмов

                  В) верно а и б

                  Рефлексия.

                  1. Что нового вы узнали на уроке?

                  2. Все ли вам было понятно?

                  3. Какие возникли трудности?

                  Домашнее задание. §24, заполнить таблицу.

                  Эволюция наземных растений.

                  Ступени развития

                  Среда обитания

                  Время возникновения

                  Биологический диктант.

                  Выпишите номера вопросов, напротив них запишите номера правильных ответов.

                  1)Где возникли первые растительные организмы?

                  А) на земле

                  Б) в воздухе

                  В) в воде

                  2) С появлением каких организмов началось более энергичное накопление кислорода в атмосфере Земли?

                  А)бактерий

                  Б) цианобактерий

                  3) Какие особенности строения риниофитов позволили им дать начало первым наземным растениям?А) корнеподобные выросты (ризоиды)

                  Б) наличие проводящей ткани

                  В) размножение спорами

                  Г) наличие корней, стеблей, листьев

                  Д) наличие развитой покровной ткани.

                  4) Какие растения дали начало риниофитам?

                  а) водоросли

                  б) мхи

                  в) папоротникообразные

                  5) Крупное событие в истории развития жизни на Земле:

                  А) появление фотосинтеза

                  Б) появление доядерных организмов

                  В) верно а и б

                  Биологический диктант.

                  Выпишите номера вопросов, напротив них запишите номера правильных ответов.

                  1)Где возникли первые растительные организмы?

                  А) на земле

                  Б) в воздухе

                  В) в воде

                  2) С появлением каких организмов началось более энергичное накопление кислорода в атмосфере Земли?

                  А)бактерий

                  Б) цианобактерий

                  3) Какие особенности строения риниофитов позволили им дать начало первым наземным растениям?А) корнеподобные выросты (ризоиды)

                  Б) наличие проводящей ткани

                  В) размножение спорами

                  Г) наличие корней, стеблей, листьев

                  Д) наличие развитой покровной ткани.

                  4) Какие растения дали начало риниофитам?

                  а) водоросли

                  б) мхи

                  в) папоротникообразные

                  5) Крупное событие в истории развития жизни на Земле:

                  А) появление фотосинтеза

                  Б) появление доядерных организмов

                  В) верно а и б

                  8

                  multiurok.ru

                  § 58. ПРОИСХОЖДЕНИЕ РАСТЕНИЙ. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ РАСТИТЕЛЬНОГО МИРА

                  1. Какие отделы растительного царства вы знаете? 2. Какие растения относятся к низшим? В чем их отличие от высших? 3. Какая группа растений в настоящее время занимает господствующее положение на нашей планете?

                  Методы изучения древних растений. Картину исторического развития жизни от ее начала до наших дней помогает нам проследить палеонтология (от греческих слов «палайос» — древний, «он/онтос» — сущее и «логос») — наука о вымерших организмах, о смене их во времени и в пространстве.

                  Одно из подразделений палеонтологии — палеоботаника — изучает ископаемые остатки древних растений, сохранившиеся в пластах геологических отложений. Доказано, что на протяжении веков видовой состав расти-

                  204. Примерное число видов современных растений

                  Тельных сообществ менялся. Многие виды растений вымирали, другие приходили им на смену. Иногда растения попадали в такие условия (в болото, под пласт обвалившейся породы), что без доступа кислорода они не перегнивали, а пропитывались минеральными веществами. Происходило окаменение. Окаменевшие деревья нередко находят в угольных шахтах. Они настолько хорошо сохранились, что можно изучать их внутреннее строение. Иногда на твердых породах остаются отпечатки, по которым можно судить о внешнем виде древних ископаемых организмов. Многое могут рассказать ученым споры и пыльца, встречающиеся в осадочных породах. Используя специальные методы, можно определить возраст ископаемых растений, их видовой состав.

                  Изменение и развитие растительного мира. Ископаемые остатки растений свидетельствуют, что в далекие времена растительный мир нашей планеты был совсем иным, чем сейчас.

                  В самых древних слоях земной коры не удается найти признаки живых организмов. В более поздних отложениях находят остатки примитивных организмов. Чем моложе слой, тем чаще встречаются более сложные организмы, которые приобретают все большее сходство с современными.

                  Много миллионов лет назад жизни на Земле не было. Затем появились первые примитивные организмы, которые постепенно менялись, преобразовывались, уступая место новым, более сложным.

                  В процессе длительного развития многие растения на Земле бесследно исчезли, другие неузнаваемо изменились. Поэтому полностью восстановить историю развития растительного мира очень трудно. Но учеными уже доказано, что все современные виды растений произошли от более древних форм.

                  Основные этапы развития растительного мира. Изучение древнейших слоев земной коры, отпечатков и окаменелостей ранее живших растений и животных и многие другие исследования позволили установить, что Земля образовалась более 5 млрд лет назад.

                  Первые живые организмы появились в воде примерно 3,5—4 млрд лет назад. Простейшие одноклеточные организмы по строению были схожи с бактериями. Они еще не имели обособленного ядра, но обладали системой обмена веществ и способностью к размножению. В пищу они использовали органические и минеральные вещества, растворенные в воде первичного океана. Постепенно запасы питательных веществ в первичном океане стали истощаться. Между клетками началась борьба за пищу. В этих условиях у некоторых клеток появился зеленый пигмент — хлорофилл и они приспособились к использованию энергии солнечного света для превращения в пищу воды и углекислого газа. Так возник фотосинтез, т. е. процесс образования органических веществ из неорганических с использованием энергии света. С появлением фотосинтеза в атмосфере стал накапливаться кислород. Состав воздуха стал постепенно приближаться к современному, т. е. в основном включать азот, кислород и небольшое количество углекислого газа. Такая атмосфера способствовала развитию более совершенных форм жизни.

                  Появление водорослей. От древних простейших одноклеточных организмов, способных к фотосинтезу, произошли одноклеточные водоросли. Одноклеточные водоросли — родоначальники царства зеленых растений. Наряду с плавающими формами среди водорослей появились и прикрепленные ко дну. Такой образ жизни привел к расчленению тела на части: одни из них служат для прикрепления к субстрату, другие осуществляют фотосинтез. У некоторых зеленых водорослей это было достигнуто благодаря гигантской многоядерной клетке, расчлененной на листовидную и корневидную части. Однако более перспективным оказалось разделение многоклеточного тела на части, выполняющие различные функции.

                  Важное значение для дальнейшего развития растений имело возникновение у водорослей полового размножения. Размножение половым путем способствовало изменчивости организмов и приобретению ими новых

                  205. Первые растения суши

                  Свойств, которые помогали приспособиться к новым условиям жизни.

                  Выход растений на сушу. Поверхность материков и дно океана со временем изменились. Поднимались новые материки, уходили под воду существовавшие раньше. Из-за колебаний земной коры на месте морей возникала суша. Изучение ископаемых остатков показывает, что растительный мир Земли тоже изменялся.

                  Переход растений к наземному образу жизни, по-видимому, был связан с существованием периодически заливавшихся и освобождавшихся от воды участков суши. Осушение этих участков происходило постепенно. У некоторых водорослей стали появляться приспособления к обитанию вне веды.

                  В это время на земном шаре был влажный и теплый климат. Начался переход некоторых растений от водного к наземному образу жизни. У древних многоклеточных водорослей строение постепенно усложнялось, и они дали начало первым наземным растениям [205].

                  Одними из первых наземных растений были росшие по берегам водоемов риниофиты, например риния [206]. Они существовали 420—400 млн лет назад, а потом вымерли.

                  Строение риниофитов еще напоминало строение многоклеточных водорослей: отсутствовали настоящие стебли, листья, корни, в высоту они достигали около 25 см. Риниофиты имели древовидную форму. Ризоиды, с помощью которых они прикреплялись к почве, поглощали из нее воду и минеральные соли. Наряду с подобием корней, стебля и примитивной проводящей системы риниофиты имели покровную ткань, предохранявшую их от высыхания. Размножались они спорами.

                  Происхождение высших споровых растений [207].

                  От риниофитоподобных растений произошли древние плауны, хвощи и папоротники и, по-видимому, мхи, у которых уже были стебли, листья, корни. Это были типичные споровые растения, своего расцвета они достигли около 300 млн лет назад, когда климат был теплым и влажным, что благоприятствовало росту и размножению папоротников, хвощей и плаунов. Однако их выход на сушу и отрыв от водной среды не были еще окончательными. При половом размножении споровым растениям для оплодотворения необходима водная среда.

                  Развитие семенных растений. В конце каменноугольного периода климат Земли почти повсеместно стал суше и холоднее. Древовидные папоротники, хвощи и плауны постепенно вымирали. Появились примитивные голосеменные растения — потомки некоторых древних папоротниковидных.

                  Происхождение голосеменных от древних папоротниковидных доказывают многие черты сходства между

                  Покрытосеменные

                  Голосеменные

                  Древние

                  Примитивные

                  Папоротники

                  Водорослевые предки высших растений

                  207. Происхождение высших растений

                  Этими растениями. Это сходство не только внешнее. Общие черты наблюдаются в строении органов: стеблей, листьев и корней.

                  Очевидно, предками голосеменных растений были древовидные, лиановидные и травянистые семенные папоротники, впоследствии полностью вымершие. Их семена развивались на листьях, шишек еще не было.

                  Условия жизни продолжали меняться. Там, где климат становился более суровым, древние голосеменные растения постепенно вымирали [208]. Им на смену приходили более совершенные растения — сосна, ель, пихта.

                  Растения, размножавшиеся семенами, лучше приспособились к жизни на суше, чем растения, размножавшиеся спорами. Это связано с тем, что возможность оплодотворения у них не зависит от наличия воды во внешней среде. Особенно явно превосходство семенных растений над споровыми проявилось, когда климат стал менее влажным.

                  208. Древние голосеменные растения

                  Покрытосеменные растения появились на Земле около 130 млн лет назад.

                  Покрытосеменные оказались наиболее приспособленными к жизни на суше растениями. Только у покрытосеменных имеются цветки, их семена развиваются внутри плода и защищены околоплодником. Покрытосеменные быстро расселились по всей Земле и заняли все возможные места обитания. Уже более 60 млн лет покрытосеменные растения господствуют на Земле.

                  Приспособившись к различным условиям существования, покрытосеменные создали разнообразный растительный покров Земли из деревьев, кустарников и трав.

                  (Т| ПАЛЕОНТОЛОГИЯ. ПАЛЕОБОТАНИКА. РИНИОФИТЫ

                  |7| 1. На основании каких данных можно утверждать, что растительный мир развивался и усложнялся постепенно? 2. Где появились первые живые организмы? 3. Какое значение имело появление фотосинтеза? 4. Под влиянием каких условий древние растения перешли от водного образа жизни

                  К наземному? 5. Какие древние растения дали начало папоротниковидным, а какие — голосеменным растениям? 6. В чем преимущество семенных растений перед споровыми? 7. Сравните голосеменные и покрытосеменные растения. Какие особенности строения обеспечили преимущество покрытосеменным растениям?

                  © Летом исследуйте крутые берега рек, склоны глубоких оврагов, карьеров, куски каменного угля, известняка. Найдите окаменевшие древние организмы или их отпечатки. Зарисуйте их. Постарайтесь определить, к каким древним организмам они принадлежат.

                  Щ Самый древний отпечаток цветков растения был найден в штате Колорадо (США) в 1953 г. Растение было похоже на пальму. Возраст отпечатка 65 млн леч.

                  Некоторые формы древних покрытосеменных: тополя, дубы, ивы, эвкалипты, пальмы — сохранились и в настоящее время.

                  apple-tour.ru

                  5 класс. Биология. Царство Растения - Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира

                  Комментарии преподавателя

                  Палеонтология – наука об ископаемых останках растений и животных.

                  Палеоботаника – раздел палеонтологии, который изучает ископаемые останки растений, залегающие в геологических пластах.

                  Погибшие растения иногда попадали в безкислородную среду (болота, обвалившиеся пласты земли), где они не перегнивали, а пропитывались минеральными веществами и образовывали окаменелости (см. Рис. 1).

                  Рис. 1. Окаменелые растения

                  На затвердевших породах могут оставаться отпечатки, которые хорошо передают внешний вид вымерших организмов (см. Рис. 2).

                  Рис. 2. Отпечатки растений

                  С помощью специальных методов определяют возраст ископаемых растений.

                  В далекие времена растительный мир Земли отличался от нынешнего. В самых древних отложениях нет признаков жизни, в более поздних находят останки примитивных организмов (см. Рис. 3).

                  Эпохой возникновения жизни считают архейскую эру, в которой возникли условия для зарождения жизни (нормальная температура, вода).

                  Рис. 3. Строматолит (окаменевшее бактериальное сообщество)

                  Чем моложе слой, тем более сложные организмы там встречаются. В процессе исторического развития многие растения вымерли, другие очень изменились.

                  Самые старые геологические породы земли сформировались около 4 млрд лет назад. Но не ясно, сколько лет заняло их формирование.

                  Первые живые организмы появились в воде примерно 3,5 – 4 млрд лет назад. Простейшие организмы были бактериями (см. Рис. 4), они не имели собственного ядра, но обладали способностью к обмену веществ и размножению.

                  Рис. 4. Бактериальная клетка

                  В пищу, они использовали органические и минеральные вещества, растворенные в океане. Постепенно количество органических веществ в океане уменьшилось, и появился фотосинтез.

                  Это период называют первым кризисом жизни, который возник из-за недостатка органических веществ. Второй кризис жизни связан с насыщением атмосферы кислородом, в результате чего погибло большинство безкислородных бактерий, а выжившие клетки стали использовать кислород для своих обменных процессов.

                  Фотосинтез – процесс образования органических веществ из углекислого газа и воды с использованием энергии света. С его появлением в атмосфере стал накапливаться кислород. Постепенно состав воздуха стал приближаться к современному. Такая атмосфера способствовала развитию более совершенных форм жизни.

                  Появились первые эукариоты (см. Рис. 5). Их клетки имели настоящие ядро и митохондрии, пластиды.

                  Рис. 5. Эукариотическая клетка

                  Появились одноклеточные водоросли. Одни из самых древних – цианобактерии (сине-зеленые водоросли) – прокариотические организмы.

                  Существует множество групп эукариотических водорослей. Одноклеточные водоросли – родоначальники царства зеленых растений. Среди многоклеточных водорослей, наряду с плавающими, появились и донные формы (фукус, ламинария). Такой образ жизни привел к разделению растения на части: одни служат для прикрепления к субстрату, другие – для фотосинтеза.

                  У водорослей возникло половое размножение, что привело к увеличению изменчивости и появлению новых свойств, которые иногда помогали приспосабливаться к изменчивым условиям окружающей среды.

                  Со временем поверхность материков и дно океана изменились. За счет колебаний земной коры на месте моря могла возникать суша.

                  Переход растений к наземному образу жизни был связан с существованием периодически заливавшихся водой и освобождавшихся от нее участков суши. Осушение участков происходило постепенно, и у некоторых водорослей стали появляться приспособления к наземному образу жизни. И древние многоклеточные водоросли дали начало высшим растениям.

                  Приспособления растений к жизни на суше:

                  • Появление механической ткани
                  • Появление проводящей ткани
                  • Появление устьиц на листьях
                  • Способность запасать воду
                  • Размножение постепенно перестает быть связанным с водой (у голосеменных и покрытосеменных

                   

                  источник конспекта - http://interneturok.ru/ru/school/biology/5-klass/tsarstvo-rasteniya/proishozhdenie-rasteniy-osnovnye-etapy-razvitiya-rastitelnogo-mira

                  исчтонки видео - http://www.youtube.com/watch?v=XkLy6Y1Rh5E

                  источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=G2dueviA6vc

                  источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=oNtHeUucEKE

                  источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=EJ8kO2xAAr8

                  источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=3-TF-u26ThY

                  истчоник видео - http://www.youtube.com/watch?v=xiBMfcX-llg

                  источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=FCjQ21XyqZE

                  источник презентации - http://ppt4web.ru/biologija/osnovnye-ehtapy-razvitija-rastitelnogo-mira.html

                  www.kursoteka.ru


                  Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта