Презентация свет в жизни растений. Презентация по экологии для 6 класса на тему "Для чего нужен свет растениям?"

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Урок биологии в 11-м классе по теме "Свет как абиотический фактор". Презентация свет в жизни растений


Презентация на тему Свет в жизни растений (6 класс)

Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.Текстовое содержимое слайдов презентации:Cвет в жизни растений МБОУ Базинская ООШ «СКЦ» Тихонова С.Ю., учитель биологии р.п. Бутурлино Тест. Выбери правильные суждения 1.Жизнь организмов возможна вне среды обитания2.Экология растений изучает взаимосвязи растений со средой обитания.3.Растения живут в кратерах вулканах, на ледниках, в лесах, степях, тундре.4.Необходимые для питания вещества растения поглощают в водных растворах.5.Растения могут активно передвигаются в пространстве. 6.Растения имеют множество одинаковых органов, которые постоянно обновляются.7.Рост растений зависит от условий существования.8. Фитонциды – летучие вещества, убивающие бактерий. которые выделяют некоторые растения Ответы. 1- 2+ 3- 4+ 5- 6+ 7+ 8+ Климент(ий) Аркадьевич Тимирязев 22 мая 1843 -28 апреля 1920 «С пятнадцатилетнего возраста моя левая рука не израсходова-ла ни одного гроша, которого не заработала бы правая. Зараба-тывание средств существова-ния, как всегда бывает при таких условиях, стояло на первом плане, а занятие наукой было делом страсти, в часы досуга, свободные от занятий, вызван-ных нуждой. Зато я мог утешать себя мыслью, что делаю это на собственный страх, а не сижу на горбу тёмных тружеников, как дети помещиков и купеческие сынки». Аркадий Семёнович Тимирязев Отец К.А. Тимирязева Аркадий Семёнович, принадлежавший к старому русскому дворянскому роду, исповедовал последовательные республиканские взгляды. Он был участником похода Русской армии 1813—1814 годов и в конце его, приближаясь к Парижу, мечтал увидеть исторические места великой французской революции. Это было известно окружающим, и поэтому, в тот самый момент, когда Аркадий Семёнович рассматривал в бинокль с Монмартра расстилавшийся перед ним Париж, он получил распоряжение начальства о немедленном возвращении домой. После военной службы Аркадий Семёнович служил директором таможни, но, в конце концов, репутация «неблагонадёжного» лишила его службы. Поэтому, когда Клименту Аркадьевичу было 15 лет, многочисленная семья осталась без денег, и с этого времени началась трудовая жизнь юноши Тимирязева. Аделаида Клементьевна Тимирязева Мать Тимирязева, Аделаида Клементь-евна, по происхождению англичанка, внучка бежавшего от Французской революции полусуверенного эльзас-ского помещика помогла своим детям получить разностороннее образова-ние и овладеть, в частности, основны-ми европейскими языками. По-фран-цузски и по-английски Тимирязев с раннего детства говорил так же свободно, как и на родном языке. Матери Тимирязев обязан и своим первоначальным музыкально-эстети-ческим образованием. Несомненно, что своеобразное изящество речи и литературного стиля Тимирязева находится в связи с теми эстетичес-кими интересами, которые были пробуждены ещё в детстве. Теплица на Нижегородской выставке (с фотографии Климента Аркадьевича Тимирязева) Впервые в России Тимирязев ввел опыты с растениями на искусственных почвах, для чего в 1872 году в Петровской академии он построил вегетационный домик для культуры растений в сосудах (первую научно оснащенную теплицу), буквально сразу после появления подобных сооружений в Германии. Чуть позже аналогичную теплицу Тимирязев установил в Нижнем Новгороде на Всероссийской выставке Свет и фотосинтез Схема фотосинтеза. Свет и фотосинтез Фотоси

profhelp.net

Свет в жизни растений

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

выполнил: ученик 6 А класса Гимназии № 65 Круглов Максим Руководитель Виссарионова Г.А. 2017 г. Проектная работа на тему: Роль света в жизни растений

2 слайд Описание слайда:

Цель работы: Изучить влияние света на растения. Задачи: 1.Выяснить для чего необходим свет растениям. 2. Опытным путем выяснить зависимость развития растения от наличия света . Доказать, что хлорофилл образуется на свету. 3.Доказать, что зелёные растения выделяют не только кислород, но и создают органические вещества (крахмал). 4. Выявить причины, вызывающие движения растений.

3 слайд Описание слайда:

Живая природа не может существовать без света. Свет является одним из самых главных условий существования и развития всего живого на земле в том числе и растений. Посудите сами – только благодаря ему (свету) в зеленых листьях растений проходят реакции фотосинтеза. Фотосинтез сумел изменить весь облик нашей планеты, ведь миллиарды лет назад на Земле не было кислорода. Весь кислород, которым дышат все живые существа , выделен растениями в процессе фотосинтеза.

4 слайд Описание слайда:

В листьях растений содержится пигмент – хлорофилл, без которого не было бы фотосинтеза. Через хлорофилл растения поглощают световую энергию. Фотосинтез – это процесс образования органического вещества из углекислого газа и воды на свету при участии хлорофилла. На картинке видно, как происходит процесс фотосинтеза.

5 слайд Описание слайда:

Растения – настоящие фабрики органических веществ, работающие на солнечной энергии. Как это ни удивительно, но растительное происхождение имеют и органические вещества, из которых состоят организмы животных, в том числе и наши с вами. Итак, растения доносят до всех живых существ планеты энергию солнечных лучей. В этом заключается роль фотосинтеза.

6 слайд Описание слайда:

Опытным путем выясним зависимость развития растения от наличия света .

7 слайд Описание слайда:

Опыт 1. Посадили семена дыни в торфяные горшочки и поставили в светлое место. Всходы появились через 5 дней. Еще через неделю растения выросли и имели короткий стебель и насыщенно зеленый цвет листьев. Другие горшочки поставили в затемненное место. Всходы появились через 9 дней, очень редкие с длинными стеблями и желтоватым окрасом листьев.

8 слайд Описание слайда:

Чтобы убедиться в том что это не случайность , а закономерность проведем опыт с посевом семян салата. Результаты подтвердили предыдущие наблюдения: Растения, которые стояли в затемненном месте (на фото слева), вытянулись сильнее и стебельки у них тоньше, чем у растений, которые стояли на окне (на фото справа).

9 слайд Описание слайда:

Вырастили огурцы и поставили их. на окно. Растения росли и имели ярко зеленый цвет. Затем растения убрали ниже уровня окна, они вытянулись и стали тоньше по сравнению с тем когда стояли на окне. Убрав огур- цы в темное место, мы видим что они начали погибать.

10 слайд Описание слайда:

А что получится если мы возьмем несколько клубней картофеля и поместим их в темное и теплое место . Проросшие ростки картофеля были белого цвета, т.е. образование хлорофилла не происходило.

11 слайд Описание слайда:

выводы по опыту № 1 Тормозящее влияние света на процессы роста стебля в длину было установлено целым рядом опытов сравнительного выращивания молодых проростков в темноте и на свету. У проростков в темноте наблюдался быстрый рост стебля в длину, хотя при этом всегда получались растения болезненного вида, тощие, со слабо развитыми зачатками листьев, желтые (лишенные хлорофилла). На свету проростки, наоборот, превращались в растения, хотя и более низкие, но плотные, с нормальным содержанием хлорофилла и нормальным развитием листовых пластинок Зеленый пигмент – хлорофилл образуется только на свету, при его участии происходит процесс фотосинтеза.

12 слайд Описание слайда:

3.Опытным путем постараемся выяснить, что зелёные листья растений на свету выделяют не только кислород, но и создают органические вещества (крахмал).

13 слайд Описание слайда:

Немецкий ботаник Юлиус Сакс был одним из тех ученых, которые исследовали процесс питания растений. Проведём опыт по методу Сакса, чтобы доказать, что зелёные растения выделяют не только кислород, но и создают органические вещества (крахмал).

14 слайд Описание слайда:

1) Поставим растение на 3 дня в темный шкаф чтобы произошёл отток питательных веществ из листьев. 2. Вынем растение из шкафа. Вырежем из черной бумаги фигуру флажка и закрепим его на лист растения.

15 слайд Описание слайда:

3) Поставим растение на солнце на 10 часов и дополнительно включим лампу. 4) Затем снимем с листа бумагу и срежем его.

16 слайд Описание слайда:

5) Положим наш лист на 1 минуту в кипящую воду отчего кожица с него слезет. 6) Поместим лист в нагретый до 70 градусов спирт. Хлорофилл (зеленый пигмент, который содержится в хлоропластах) растворился в спирте, и лист стал бесцветным.

17 слайд Описание слайда:

7) После того, как лист полностью обесцветился мы положим его в тарелку со слабым раствором йода. На картинке видно, что начала проявляться фигура флажка.

18 слайд Описание слайда:

Известно , что крахмал синеет от йода . Флажок появился в той части листа на которую падал свет. Значит в освещенной части листа образовался крахмал.

19 слайд Описание слайда:

Вывод Мы провели опыт и выяснили, что на свету образуется не только хлорофилл, но и крахмал, который при контакте с йодом окрашивается в синий цвет.

20 слайд Описание слайда:

Почему растения поворачиваются к свету? Постараемся выявить причины, вызывающие движения растений.

21 слайд
Описание слайда:

Это обращение к свету происходит автоматически за счет роста растения. В самом деле, растение наклоняется совсем не так, как люди или животные, - оно это делает потому, что растет в определенном направлении. Хотя движения растений весьма отличны от движений представителей животного царства, они приводят к тому же результату-изменению положения в пространстве. Этот процесс называется положительный фототропизм, то есть способность растений занимать определенное положение относительно источника света.

22 слайд Описание слайда:

Оживление интереса к вопросу о причинах явлений фототропизма заставило вспомнить кое-что ценное, но позабытое и недооцененное, из научного прошлого. Исследуя историю фототропических движений, ботаники обратили внимание на одну замечательную работу Чарльза Дарвина, проведенную им еще в 1880 г. совместно со своим сыном Фрэнсисом и опубликованную под названием «О способности к движению у растений». В этой работе Дарвину впервые удалось доказать, что у проростков овса и других растений действие света воспринимается в одном месте органа, а двигательная реакция в форме фототропического изгиба наблюдается в другом месте, часто удаленном от первого на довольно значительное расстояние (от одного до нескольких сантиметров). Разделение этих функций Дарвин доказал следующим опытом. Верхушки проростков он покрыл тонкими стеклянными колпачками, из которых одни были прозрачны, а другие зачернены, и выставил проростки в место с односторонним (боковым) освещением. Проростки, накрытые прозрачными колпачками, изогнулись в свободной от колпачка нижней своей части, проростки же с зачерненными колпачками остались почти прямыми

23 слайд Описание слайда:

В результате опытов выяснилось, что растения с затемненными колпачками на верхушках проростков перестали реагировать на свет, росли прямо, а растения в прозрачных колпачках изгибались в сторону источника света, то есть сохраняли свой положительный фототропизм. Дарвин предположил, что вещества, которые, находятся в верхушках растения, воспринимают свет, а затем передают вниз по стеблю какое-то «влияние», вызывая изгиб растения. Позже это «влияние» назвали гормон роста. С ним было проделано немало опытов.

24 слайд Описание слайда:

Проведем опыт понаблюдав за комнатным растением растущим на подоконнике у нас дома. На фото видно, что цветок вскоре поворачивается лицом к улице, и чтобы сохранить ему форму, приходится его каждые две недели переставлять, поворачивая в другую сторону.

25 слайд Описание слайда:

Выводы по второму опыту: Свет действительно оказывает влияние на движение растений. Растения тянутся к свету, изменяют свое положение в пространстве, то есть происходит процесс положительного фототропизма.

26 слайд Описание слайда:

Заключение: Действительно влияние света на растения очень огромно. Без солнечного света невозможна жизнь на Земле . Свет просто необходим для нормального роста и развития растений. Мои опыты подтвердили : Что хлорофилл образуется на свету и процесс фотосинтеза вызывает только поглощенный хлорофиллом свет. Также мы выяснили что на свету образуется не только хлорофилл но и крахмал который при контакте с йодом окрашивается в синий цвет. Растения изменяют свое положение в пространстве в зависимости от нахождения источника света.

27 слайд Описание слайда:

Используемая литература: Энциклопедия для детей :Т.2.Биология.-4-е издание. Э68. – М.: Аванта+, 1997г – 688с.:ил. Детская Энциклопедия « Растения и животные» т.4, издательство «Педагогика» 1973г. Я познаю мир. Экология: энцикл./ авт.- сост. А.Е. Чижевский; - М.: АСТ: Астрель, 2008.- 410 с.: ил. Фотографии из интернет-ресурсов .

Найдите материал к любому уроку,указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсемирная историяВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеДругоеДругойЕстествознаниеИЗО, МХКИзобразительное искусствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИспанский языкИсторияИстория РоссииИстория Средних вековИтальянский языкКлассному руководителюКультурологияЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМировая художественная культураМузыкаМХКНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирОсновы безопасности жизнедеятельностиПриродоведениеРелигиоведениеРисованиеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФинский языкФранцузский языкХимияЧерчениеЧтениеШкольному психологуЭкология

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала: ДБ-561965

Похожие материалы

Оставьте свой комментарий

infourok.ru

Презентация по экологии для 6 класса на тему "Для чего нужен свет растениям?"

Инфоурок › Другое › Презентации › Презентация по экологии для 6 класса на тему "Для чего нужен свет растениям?"

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

Вопрос Расскажите об основных отличиях растений от животных

2 слайд Описание слайда:

Для чего нужен свет растениям Урок 3

3 слайд Описание слайда:

Немного из истории При участии солнечного света возникла жизнь на Земле и появились зеленые растения К.А. Тимирязев называл зеленые растения «детьми Солнца», он писал о том, что свет нужен растениям для многих жизненных процессов.

4 слайд Описание слайда:

Свет и фотосинтез Упали солнечные лучи на зеленый лист и разделились на три части: Часть лучей отражается Часть проходит сквозь лист А большая часть поглощается листом, они затрачиваются на: - нагревание, - на испарение воды, - дают энергию для фотосинтеза

5 слайд Описание слайда:

Фотосинтез Углекислый + вода = органические + кислород газ вещества Процесс фотосинтеза называют воздушным питанием растений Фотосинтез – процесс образования органических веществ из неорганических Если света не хватает, фотосинтез в растениях протекает вяло, органических веществ образуется мало. Растения вырастают слабыми, бледными. Говорят: растения голодают

6 слайд Описание слайда:

Фотосинтез Свет поглощается зеленым пигментом – хлорофиллом. Он содержится в хлоропластах клеток листьев и молодых стеблей. Хлорофилл образуется только на свету. (Белые ростки картофеля, подземные побеги)

7 слайд Описание слайда: 8 слайд Описание слайда:

Влияние света на рост растений Существует выражение: растения тянутся к свету Сравним два растения одуванчика лекарственного, выросшие в разных условиях освещения. Если одуванчик вырос в затенении среди травы, то его стебли и листья длинные. Он тянется к свету, пытаясь выбраться из травы. Одуванчики, выросшие на хорошо освещенном месте (около дороги), имеют короткие стебли и листья, расположенные горизонтально. Вывод: условия освещения определяют внешний облик растения

9 слайд Описание слайда:

Одуванчик на открытой местности

10 слайд Описание слайда:

Одуванчик в тени

11 слайд Описание слайда:

Свет и цветение растений Начало цветения растений зависит от продолжительности светлого времени суток. Различают растения: Длинного дня – рожь, овес, картофель Короткого дня – рис, арахис, соя Нейтральные – томаты, одуванчик Нейтральные растения зацветают при разной длине дня

12 слайд Описание слайда:

Растения длинного дня Преобладают в северных районах (летом дни длиннее, чем на юге). Чтобы эти растения зацвели, длина дня должна быть более 12 часов

13 слайд Описание слайда:

Растения короткого дня Выходцы из южных районов Для их цветения светлое время должно быть меньше 12 часов Пример: Рядом с рисовым полем круглые сутки горели факелы. День искусственно удлинялся, и рис в обычные сроки не зацветал.

14 слайд Описание слайда:

Вывод Свет играет огромную роль в жизни растений. Выращивая растения, необходимо учитывать требования к продолжительности светлого времени суток

15 слайд Описание слайда:

Ответьте на вопросы Что такое фотосинтез? Где он происходит? В пищу употребляют еще не вышедшие из - под земли белые сочные побеги спаржи (овощное растение). Почему они белые, а не зеленые? Как влияет свет на рост растений? Где распространены растения длинного дня и где – растения короткого дня?

Найдите материал к любому уроку,указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсемирная историяВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеДругоеДругойЕстествознаниеИЗО, МХКИзобразительное искусствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИспанский языкИсторияИстория РоссииИстория Средних вековИтальянский языкКлассному руководителюКультурологияЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМировая художественная культураМузыкаМХКНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирОсновы безопасности жизнедеятельностиПриродоведениеРелигиоведениеРисованиеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФинский языкФранцузский языкХимияЧерчениеЧтениеШкольному психологуЭкология

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала: ДВ-061636

Похожие материалы

Оставьте свой комментарий

infourok.ru

Свет в жизни растений и животных

Описание:

Материалы презентации содержат сведения о роли света в жизни растений и животных.

В начале методической разработки описываются среды обитания: водная, наземно-воздушная, почвенная, организменная.

Далее учащиеся познакомятся со значением солнечного света, отношением и приспособленностью к нему растений и животных.

В презентации рассматриваются светолюбивые и теневыносливые растения. Так же описываются животные, обитающие в условиях повышенной, умеренной и при низкой влажности.

Категория:

  • Биология

Слайды:

Информация:

  • Дата создания материала: 16 Декабря 2015 г.
  • Слайды: 14 слайдов
  • Дата создания файла презентации: 16 Декабря 2015 г.
  • Размер презентации: 2295 Кб
  • Тип файла презентации: .rar
  • Скачана: 137 раз
  • Последний раз скачана: 12 Сентября 2018 г., в 18:59
  • Просмотров: 733 просмотра

Рекомендуем:

  • Для учеников 5 класса

Скачать:

Скачать презентацию

pwpt.ru

Урок биологии в 11-м классе по теме "Свет как абиотический фактор"

Разделы: Биология

Цель урока: выяснить роль света в жизни организмов

Задачи урока: выяснить особенности морфологического и анатомического строения растений разных экологических групп относительно света;

  • приобрести знания по управлению процессами жизнедеятельности растений в практической деятельности.
  • Техническое обеспечение: компьютерный класс, презентация

    Ход урока

    - Какое значение свет имеет в жизни растений?

    Источником света для Земли является Солнце. Солнечное излучение служит основным источником энергии для всех процессов, происходящих на Земле. Растения используют энергию Солнца для синтеза органических веществ. Свет является источником тепла, от которого зависит активность жизни. Свет служит сигналом, определяющим активность процессов жизнедеятельности. Световые условия в природе имеют отчетливую суточную и сезонную периодичность, которая обусловлена вращением Земли.

    - Почему в темноте растение вытягивается?

    Растение всю свою энергию направляет на достижение одной цели: выйти из темной зоны. Если растению это не удается, оно погибает. Без света невозможен фотосинтез.

    - Что представляет собой свет как физическое явление?

    В спектре солнечного излучения выделяются три области, различные по биологическому действию: ультрафиолетовая, видимая и инфракрасная.

    Ультрафиолетовые лучи с длиной волны 0,290мкм губительны для всего живого. Это коротковолновое излучение задерживается озоновым слоем атмосферы. До земли доходит лишь небольшая часть более длинных ультрафиолетовых лучей. Большие дозы повреждают клетки.

    Видимые лучи (0,400 – 0,750 мкм) – большая часть энергии солнечного излучения, достигающего земной поверхности, имеют особенно большое значение для организмов. Зеленые растения синтезируют органическое вещество и пищу для всех остальных организмов за счет энергии видимых лучей.

    Инфракрасные лучи (более 0,750 мкм) – важный источник внутренней энергии. Ими особенно богат прямой солнечный свет.

    - Какими свойствами обладает видимый свет?

    Солнечный свет, попадая в земную атмосферу, начинает расщепляться, и по всему небу разливается синий и голубой свет. Это происходит потому, что верхние слои атмосферы содержит частицы газа и пыли той же величины, что и длина волны голубого света. В результате голубой свет отражается от них. Ближе к поверхности Земли атмосфера становится плотнее, и свет, проходя через нее, все больше рассеивается. При этом больше всего рассеиваются цвета с более короткими волнами, то есть опять же голубой, синий и фиолетовый. На закате или на рассвете солнечный свет вынужден преодолевать гораздо большую часть атмосферы прежде, чем достичь ваших глаз. К тому времени, как он попадает в нижние слои атмосферы, большинство составляющих его цветов уже рассеивается. Остаются только красный и оранжевый.

    - Какие процессы жизнедеятельности растений, связаны со светом? (фотосинтез, фотопериодизм, фотонастии, фототропизмы, транспирация)

    Фотосинтез – синтез органических соединений из неорганических (вода, углекислый газ, минеральные вещества), идущий за счет энергии солнечного излучения.

    Для фотосинтеза используется 1-5% падающего света. Пучок света улавливается фотосинтезирующим пигментом – хлорофиллом-а, находящимся на внутренних мембранах пластид. Свет необходим и для синтеза хлорофилла. Молекулы хлорофилла возбуждаются квантами синего и красного света. Активность фотосинтеза зависит от количества углекислого газа, освещенности. При очень большой интенсивности света иногда начинается обесцвечивание хлорофилла, и это замедляет фотосинтез, однако в природе растения, находящиеся в таких условиях, защищаются (толстая кутикула, опушенные листья). Растения отличаются между собой эффективностью поглощения углекислого газа из атмосферы. Растения, более эффективно использующие углекислоту и по этой причине дающие более высокие урожаи, называют “С4 – растения” (С3-растения менее эффективно используют углекислый газ). Оптимальной температурой для фотосинтеза у растений умеренного климата является +25? С. При температуре, превышающей + 35? С, происходит денатурация белков-ферментов и фотосинтез тормозится.

    Лимитирующим фактором для фотосинтеза является недостаток воды. По этой причине в засушливые годы резко падает урожайность.

    Рассмотрев график зависимости скорости фотосинтеза от длины волны, можно прийти к выводу, что для фотосинтеза используются синий и красный спектр видимого света.

    Приспособление клеток растений против повышения освещенности. У высших растений хлоропласты имеют эллиптическую форму. В зависимости от освещенности листа хлоропласты меняют свое расположение, что защищает их от перегрева (выстраиваются вертикально друг под другом, уменьшая площадь соприкосновения со светом).

    Настии – это ненаправленное движение части растения в ответ на внешний раздражитель. Направление перемещения определяется структурой соответствующего органа. Движение происходит в результате роста или же изменения тургора; при этом ничтожное смещение отдельных клеток обычно приводит к значительному движению органа благодаря специфическому положению этих клеток. “Сонные движения” (никтинастия) некоторых цветков и листьев, когда они раскрываются или закрываются в ответ на изменение освещенности (фотонастия) относятся к настическим потому, что внешние стимулы только запускают их, а направление зависит от внутренних факторов. Некоторые цветки (например, у крокуса или тюльпана) закрываются ночью потому, что лепестки снизу растут быстрее (гипонастия), а открываются в результате того, что начинает быстрее расти верхняя часть лепестков (эпинастия). У многих растений, особенно у бобовых (например, у клевера), в листьях и листочках имеются особые структуры, называемые листовыми подушечками. Листовая подушечка – это особое вздутие у основания черешка или листочка, в котором находятся крупные паренхимные клетки. Быстрое изменение тургорного давления в таких клетках приводит к тому, что листовая подушечка начинает работать как шарнир, с помощью которого и происходит движение.

    Ростовая реакция, вызывающая изгибание или искривление части растения в сторону внешнего стимула, определяющего направление движения, или от него, называется тропизмом. Если движение направлено к стимулу, говорят о положительном тропизме; если в обратную сторону – об отрицательном. Ростовая реакция верхушек побегов по направлению к свету называется фототропизмом. Это обусловлено действием ауксина, вызывающего растяжение клеток теневой стороны верхушки побега, что приводит к искривлению побега. Обеднение ауксином освещенной стороны побега приводит здесь к торможению роста, а обогащение ауксином затененной стороны – к стимуляции роста. На фото изображен рост побега томата в зависимости от его расположения относительно источника света.

    Гелиотропизм. Листья и цветки многих растений в течение суток могут поворачиваться, ориентируясь перпендикулярно или параллельно солнечным лучам. В отличие от фототропизма стебля движение листа гелиотропного растения не является результатом ассиметричного роста. В большинстве случаев в движении участвуют подушечки у основания листьев. Корзинка подсолнечника поворачивается вслед за солнцем для равномерного освещения.

    Туристам полезно знать пижму обыкновенную. Ее листья всегда располагаются в меридиональной плоскости, т.е. с севера на юг.

    Фотопериодизм – это биологическая реакция на изменения освещенности, происходящие в 24-часовом суточном цикле, т.е. реакция на продолжительность дня.

    Заметна связь всех физиологических явлений у растений с сезонным ходом температуры. Но хотя она влияет на скорость жизненных процессов, все же не служит главным регулятором сезонных явлений в природе. Биологические процессы подготовки к зиме начинаются еще летом, когда температура высока. Главным фактором регуляции сезонных циклов у большинства растений является изменение продолжительности дня.

    Все растения можно разделить на три основные группы: короткодневные, длиннодневные и нейтральные к длине дня. Короткодневные цветут ранней весной (например, крокус) или осенью (например, хризантемы или георгины) и нуждаются для этого в более короткой длине дня (8-12 ч), чем критическая для них. Это растения тропических широт или те, которые были завезены из тропических стран. Длиннодневные растения цветут главным образом летом (16-20 ч). Это растения умеренных и приполярных широт. Нейтральные к длине дня растения цветут вне зависимости от нее. Примерами могут служить огурец, подсолнечник, кукуруза, горох. Цветение длиннодневных растений стимулируется красным спектром света, но предотвращает цветение короткодневных растений.

    Транспирация – испарение воды растением. В основном транспирация осуществляется через устьица.

    У большинства видов устьица открываются на свету и закрываются в темноте. Такой режим работы устьиц связан с использованием углекислого газа в процессе фотосинтеза и транспирации. Однако свет оказывает и более прямое действие на устьица. Давно известно, что синий свет стимулирует открывание устьиц независимо от концентрации углекислого газа. Например, протопласты замыкающих клеток лука набухают в присутствии К+ при освещении синим светом. Пигмент, поглощающий (флавин) синий свет, стимулирует поглощение ионов калия замыкающими клетками.

    Хотя устьица большинства растений открыты днем и закрыты ночью, это справедливо не для всех растений. Разнообразные суккуленты, в том числе и представители семейства толстянковых (например, очиток едкий), открывают устьица ночью, когда условия наименее благоприятны для транспирации.

    - Все ли растения одинаково относятся к свету?

    Светолюбивые растения (гелиофиты). К этому типу относятся растения открытых, постоянно и хорошо освещаемых местообитаний; в основном растения аридных областей. К светолюбивым растениям относятся травы эфемероидного типа (фото), успевающие пройти основные фазы развития в период до распускания листьев на деревьях и кустарниках. Все растения лугов и степей – гелиофиты.

    Гелиофиты имеют листья обычно мелкие, побеги сильно ветвящиеся, нередко листья имеют восковой налет, в листьях в значительных количествах содержатся пигменты. Часто листья располагаются под углом (или ребром) к лучам солнца, некоторых растений листья обладают своеобразным движением в связи с защитой от чрезмерного освещения (суточный ритм движения).

    Растения степей или других открытых мест часто имеют узкие листья с относительно малой листовой поверхностью. Они получают столько света, сколько могут использовать, но постоянно находятся под угрозой чрезмерной потери воды. Фотосинтезируют при достаточно сильном освещении. Осмотическое давление клеточного сока очень высокое.

    В лесу гелиофиты – деревья верхнего яруса. Растения, произрастающие в тенистом лесу, где влажность обычно высока, щедро подставляют солнцу обширную листовую поверхность. Поскольку их основная проблема – получение достаточного количества света, а не недостаток воды.

    Светолюбивые деревья, выросшие на открытом месте смолоду, никогда не бывают высокими. Крона таких деревьев очень широка и начинается почти от самой земли. Совершенно иначе выглядит, например, дуб, выросший в лесу. Он высокий, стройный, а его крона узкая, сжатая с боков и начинается на довольно большой высоте. Все это – следствие конкуренции за свет, которая имеет место между деревьями в лесу. Когда деревья стоят близко друг от друга, они сильно тянутся вверх.

    Тенелюбивые растения (сциофиты). Самые темные леса – еловые. При остром дефиците света растения здесь не только нормально растут в глубокой тени, но даже цветут и плодоносят. Все эти растения хорошо переносят также сравнительную бедность почвы питательными веществами и ее повышенную кислотность. Тенелюбивые растения развиваются в условиях довольно слабого освещения. При ярком освещении, особенно в условиях конкуренции с другими видами, они жить не могут. К тенелюбивым растениям относятся виды, произрастающие в нижних ярусах фитоценозов. Особенно много тенелюбов в припочвенном слое темнохвойных и широколиственных лесов.

    Листовые пластинки тенелюбивых растений обычно крупные, широкие, тонкие и мягкие. Окраска листьев более темная, чем у светолюбивых растений. Листья располагаются перпендикулярно к падающему свету, образуют листовую мозаику для полного улавливания света. Наибольшая интенсивность фотосинтеза – при умеренном освещении. Осмотическое давление клеточного сока сравнительно небольшое.

    Листовая мозаика - явление, при котором листья так расположены в пространстве на побегах одного растения, что их пластинки не затеняют друг друга, что, в свою очередь, позволяет растению более рационально использовать падающий на него свет.

    Практическая работа “Изучение особенностей анатомического строения листа светолюбивых и тенелюбивых растений”

    Цель работы: выяснить различия в анатомическом строении листьев светолюбивых и тенелюбивых растений.

    Ход работы

    Изучите схему микроскопического строения листа.

    Сравните микроскопическое строение листьев светолюбивого растения (Береза повислая) и тенелюбивого растения (Крушина ломкая)

    Сравните размеры клеток эпидермиса, расположение клеток палисадной ткани относительно друг друга, количество и размеры хлоропластов губчатой ткани.

    Заполните таблицу:

    Сравниваемая категория

    Светолюбивые растения

    Тенелюбивые растения

    1. Наличие кутикулы

    Выражена хорошо

    Часто отсутствует

    2. Клетки эпидермиса

    Мелкие клетки

    Крупные клетки

    3. Палисадная ткань

    Плотно прилегающие клетки

    Большие межклетники

    4. Характер хлоропластов губчатой ткани

    Много мелких хлоропластов

    Мало крупных хлоропластов

    Объясните разное микроскопическое строение светолюбивых и тенелюбивых растений.

    Решите тесты:

    1. Рассмотрите схему, на которой показано расположение центров происхождения культурных растений. Выберите культурные растения, которые можно отнести к группе растений для жизнедеятельности требующих более короткий день:

    а) арбуз, кофе; б) рис, соя; в) капуста, оливковое дерево; г) кукуруза, какао.

    2. Ростовое движение по направлению к свету называют:

    а) фототропизмом; б) фотонастией; в) фототаксис; г) фотопериодизм.

    3. Какое значение свет имеет в жизни растения?:

    а) растения используют энергию Солнца для синтеза органических веществ; б) свет является источником тепла, от которого зависит активность жизни; в) свет служит сигналом, определяющим активность процессов жизнедеятельности;г) все верно.

    4. Знание фотопериодической реакции растений позволяет грамотным хозяйственникам получать максимальные урожаи, снижая траты на обработку и выращивание сельскохозяйственной продукции. Какие высказывания верны?:

    а) огурец при выращивании на коротком световом дне (около 9 часов) не дает обильной зеленой массы и уже при небольшом количестве листочков начинает цвести и плодоносить; б) редис при сравнительно коротком световом дне в мае (а в условиях теплицы– апреле) и в августе – сентябре дает превосходные сочные корнеплоды; в) посадка редиса в июне – июле нерентабельна, так как длинный световой день способствует выгонке цветоноса, а корнеплоды вырастают жесткие и волокнистые; г) все верно.

    5. Утверждают, что из листопадной березы можно сделать вечнозеленое дерево. Для этого необходимо:

    а) создать летний температурный режим; б) создать освещение, длительностью в 15 часов; в) обеспечить необходимое количество влаги; г) обеспечить все перечисленное.

    6. В суровые зимы под фонарями деревья вымерзают чаще, чем деревья, растущие в другом месте. Это объясняется тем, что:

    а) деревья воспринимали искусственный свет фонарей как продолжающийся длинный летний день и не подготовились к зиме; б) фонари повышали ночную температуру, а для деревьев это было сигналом продолжающегося лета; в) в зимний период свет способствует образованию кристаллов льда в цитоплазме, что приводит к разрушению клеток и гибели деревьев; г) при освещении в зимний период деревья становятся более восприимчивыми к низким температурам.

    7. Какие из перечисленных организмов способны к фотосинтезу?:

    а) дрожжи и холерный вибрион; б) ольха и цианобактерии; в) инфузория и белая планария; г) эвглена зеленая и вольвокс.

    8. К какой группе растений относительно длины светового дня относится комнатное растение Пуансеттия?:

    а) Пуансеттия – растение короткого дня; б) Пуансеттия – растение длинного дня; в) Пуансеттия – растение нейтральное к продолжительности дня.

    9. Какое травянистое растение является сциофитом?:

    а) Нивянник обыкновенный; б) Хохлатка кавказская; в) Лук беловатый; г) Майник двулистный.

    10. Какие лучи видимого света растениями используются для фотосинтеза?:

    а) красные и синие; б) красные и зеленые; в) зеленые и синие; г) все.

    Выберите правильные суждения:

    1. Для фотосинтеза используются ультрафиолетовый свет.
    2. Ростовое движение относительно источника света называется фотопериодизмом.
    3. Волоски на верней поверхности листьев рассекают прямой солнечный свет, ослабляя радиацию.
    4. В густом еловом лесу можно встретить в подросте метровые елочки, возраст которых 30-50 лет.
    5. Сосенки под густым материнским пологом до такого возраста не доживают.
    6. Для получения древесины дуба высокого качества (без сучков) рядом с ним выращивают другие породы (так называемый подгон).
    7. Для пересадки молодых елей из леса в городском парке необходимо брать деревца из густого леса, а не с просеки.

    Домашнее задание: стр. 524, подготовить сообщения о значении света в жизни животных.

    Презентация

    xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

    Свет в жизни растений | Социальная сеть работников образования

    Слайд 1

    МОИ ПЕРВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ Свет в жизни растений. Выполнила: ученица 1 «а» класса Коваленко Валерия Руководитель: Белокрылова Е.В., учитель начальных классов Муниципальное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 80 Хабаровск 2013 год

    Слайд 2

    Цель и задачи Цель исследования : определить влияние света на рост растения. Задача исследования : разобраться, что будет происходить с растением, если выращивать его без света.

    Слайд 3

    Значение света в жизни растений Свет жизненно необходим для растений . Зеленый цвет растение имеет благодаря веществу хлорофилл . Это вещество преобразует солнечный свет в питательные вещества, которые необходимы для роста растений. Если растение поместить на солнечный подоконник, то через несколько дней оно повернет свои листики к свету.

    Слайд 4

    Диаграмма 1 класс Диаграмма 4 класс Результаты опроса учащихся Большинство учеников решили, что растение будет тянуться к свету в конце коробки.

    Слайд 5

    Практическая часть Чтобы узнать, что произойдет с растением, которое останется без света, я поставила такой опыт: Взяла высокую коробку и вырезала с помощью мамы в торце отверстие. Разрезала картон на три полоски и прикрепила их так, чтобы получился лабиринт. Поставила баночку с ростком фасоли в коробку, закрыла ее и поставила на подоконник, отверстием к свету. Открывала коробку только для полива и наблюдений.

    Слайд 6

    Итоги опыта В результате опыта и наблюдений, я установила: Стебель ростка фасоли стал извиваться между перегородками и стремиться к свету; Листья стали бледно - зеленого цвета, а некоторые опали совсем.

    Слайд 7

    Выводы Вывод 1: листья ростка фасоли стали бледными из-за уменьшения количества хлорофилла, необходимого для жизни. Вывод 2: росток устремился вверх по лабиринту , потому что для жизни ему нужен свет. C вет для растения – это источник жизни.

    Слайд 8

    Список литературы Глен Веккионе , Занимательные опыты. Издательство: АСТ , Астрель , 2009 г.-с.238 Багрова Л.А. Я познаю мир (растения) Детская энциклопедия. М.: АСТ: Люкс, 2005 г. 3. http:// perseybaby.ru/pochemuchka/

    nsportal.ru


    Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта