Презентация охрана растений 3 класс плешаков. Презентация к уроку окружающего мира на тему "Охрана растений"

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Конспект урока по окружающему миру "Охрана растений" (3 класс). Презентация охрана растений 3 класс плешаков


Охрана растений - география, презентации

Презентация является дополнением к конспекту урока по окружающему миру для 3 класса по теме "Охрана растений" 

Тема:Охрана растений 3 класс

 

Перспективная цель:создание организационных и содержательных условий для формирования целостного представления о мире природы  в процессе смены видов учебной деятельности.

Актуальная цель: создание условий для формирования представлений учащихся об охране растений в процессе смены видов учебной деятельности.

Задачи урока:

Обучающая: ознакомление учащихся с правилами охраны растений в процессе работы с презентацией

Развивающая: развитие словесно-логического мышления в процессе решения проблемной ситуации «Почему нужно охранять растения?»

Воспитательная: содействовать осознанию значения растений для жизни человека и животных в ходе беседы, ответов на вопросы. Продукты урока: сбор трав от простуды

Оборудование:учебник, мультимедийная доска

Тип урока:УСНЗ.Вид урока: проблемно-диалогический.Принципы: психологической комфортности, деятельности, целостности.Литература: Плешаков А.А. «Окружающий мир. Учебник. 3 класс. В двух частях»; Плешаков А.А., Соловьёва Е.А. «Окружающий мир. 3 класс. Методические рекомендации».

Просмотр содержимого документа «Охрана растений »

Поляна подснежников

Охрана растений

Почему нужно охранять растения?

План работы

  • 1.Значение растений для животных и человека.
  • 2. Лекарственные растения.
  • 3.Правила охраны растений.
  • 4.Охрана растений. Красная книга.
  • 5.Ботанический сад.

Задание 1 группе

Прочитайте текст и ответьте на вопросы.

Вопросы:

  • 1.Какое значение имеют растения для животных?
  • 2.Какое значение имеют растения для человека?
  • 3. Какие еще значение растений бывают для жизни человека и животных?

Задание 2 группе

Прочитайте текс и ответьте на вопросы.

Вопросы:

  • 1.Почему часть лекарственных растений нужно оставлять в природе?
  • 2.Прочитайте стихотворения и найдите о каких лекарственных растениях в них говорится.
  • 3.Какие лекарственные растения вы знаете? Какие части лекарственных растений можно использовать?

Задание 3 группе

Прочитайте правила и выполните задания.

Задание:

  • 1.Прочитайте правила охраны растений и придумайте какие могут быть иллюстрации к этим правилам.
  • 2.После выполнения задания подумайте, какими еще способами люди губят растения, не срывая их.

Задание 4 группе

Прочитайте текс и ответьте на вопросы.

Вопросы:

  • 1.Почему книга Красная?
  • 2.Сколько видов растений в опасности?
  • 3.Какие растения занесены в Красную книгу?
  • 4.Зачем люди создали Красную книгу?

Задание 5 группе

Прочитайте текс и ответьте на вопросы.

Вопросы:

  • 1.Что такое ботанический сад?
  • 2. Как назывался первый ботанический сад в России?
  • 3.Кто основал первый ботанический сад в России?
  • 4.Для чего люди придумали ботанический сад?
  •  

1.Значение растений для животных и человека.

Животные

Человек

  • Пища
  • Жилище
  • Лекарства
  • Кислород
  • Кислород
  • Пища
  • Лекарства
  • Древесина
  • Ткани- хлопок, лен

2. Лекарственные растения

2.Лекарственные растения

3.Правила охраны растений

4. Охрана растений. Красная книга

Подснежник

Ятрышник

Водяной орех

5.Ботаничексий сад

  • Ботанический сад «Аптекарский огород»

Водные растения ботанического сада

  • Египетский лотос и листья лотоса

Игра «Экологический светофор»

Аня хотела научиться плести венки так же, как это делала её подружка Марина. Девочки нашли полянку с одуванчиками. Нарвали по букету и сели плести. Марина показала как укладывать и перевязывать цветы, но у Ани ничего не получилось. Пришлось собрать ещё букет, потом – ещё. Одуванчики быстро вяли и становились некрасивыми. Когда, наконец, Аня закрепила концы венка и можно было одеть его на голову, девочек позвали домой. Они бросили цветы и пошли обедать.

Красный

Игра «Экологический светофор»

Олегу и Андрею родители купили велосипеды. Рядом был лесопарк, и мальчишки решили покататься там. Когда они въехали в лес, то увидели, что асфальтированные дорожки очень узкие, а вдоль них высокая трава, цветы. “Как же быть?” - задумались они, - “можно ли здесь кататься?”

Желтый

Игра «Экологический светофор»

Каждую осень Галя и Маша собирали семена цветов: календулы, бархоток… Весной девочки проращивали рассаду на подоконниках, а когда наступали тёплые дни, высаживали растения у себя во дворе и вместе с учителем на школьных клумбах. Каждый год девочки узнавали о цветах все больше и больше. Даже взрослые стали обращаться к ним за советом.

Зеленый

Результаты

Почему нужно охранять растения?

Растения нужно охранять т.к они могут стать редкими и исчезнуть с лица Земли.

Каждый человек должен бережно относиться к растениям. Следует знать и соблюдать правила по охране растений.

«Охранять природу – значит охранять Родину» М.Пришвин

kopilkaurokov.ru

Конспект урока по окружающему миру "Охрана растений" (3 класс)

Тема: Охрана растений

Цель: 1. Обобщать знания о значении растений в жизни животных и человека. 2. Рассматривать основные экологические правила, которые для каждого человека должны стать нормой поведения в природе; 3. Развивать умения устной речи, кругозора, творческой фантазии, наблюдательности;4. Показывать важность охраны растений; воспитывать бережное отношение к природе.

Тип урока: комбинированный

Задачи:

Образовательная: Обобщить знания учащихся о значении растений в жизни человека. Раскрыть факторы отрицательного воздействия человека на растения. Познакомить учащихся с Красной книгой. Рассмотреть основные экологические правила, которые для каждого человека должны стать нормой.

Развивающая: Развивать интерес к предмету, устную речь, кругозор, наблюдательность, логическое мышление, воображение.

Воспитательная:  Воспитывать экологическую культуру школьника, учить бережному отношению к растениям, чувство ответственности за свое поведение в природе.

Оборудование:

- Компьютер, экран.

- Презентация к уроку.

- Красная книга Еврейской Автономной области.

- Карточка-тест для проверки домашнего задания.

- Памятка для учащихся «Охрана растений»

- Знаки «Береги природу».

- - Круги  желтого, красного и зеленого цвета для игры «Экологический светофор».

                                   

                                     ХОД УРОКА:

1. Организационный момент.

Прозвенел и смолк  звонок,

Всех собрал он на урок.

Все у парты ровно встали,

Улыбнулись, подравнялись.

Тихо сели за свой стол.

Начинаем урок окружающего мира.

-Проверьте готовность к уроку: у вас на столе должны лежать учебник, конверт, в котором находится  карточка, с которой вы будете работать на уроке, и 3 круга разного цвета, они вам понадобятся в конце урока.  Сядьте ровно, поставьте стул правильно.

2. Проверка домашнего задания.

 Отгадайте загадку: Дышит , растет , а ходить не может-  Растение

 ( Слайд 2)

Сейчас мы с вами повторим то, что изучали на прошлом уроке

. Разделимся на 2 группы: одна группа отвечает на вопросы теста, другая группа участвует в устном опросе, если нужно, дополняет ответы своих товарищей.

- Выполните посильное для вас задание. Затем мы проверим его. По завершении работы переверните  листок и отложите его  на край парты.

Тест по теме «Размножение и развитие растений.

1.Что привлекает насекомых в цветках?

А) лепестки

Б) нектар

2. Желтовато-коричневые крупинки в цветках – это:

А) пыльца

Б) сок

3. Когда насекомое садится на цветок, то…

А) пыльца пристает к его телу

Б)  пыльца падает на землю

4. Опыление растений  с помощью насекомых  происходит, потому что…

А) насекомые садятся на цветки

Б) насекомые переносят пыльцу с одних цветков на другие

5. Какие из растений опыляются ветром?

А) яблони, вишни, сливы

Б) дуб, береза, орешник

6) Если опыления не произойдет, то…

А) плодов и семян у растения не будет

Б) плоды будут мелкие

7) У растений образуются  плоды, поэтому…

А) они падают на землю

Б) семена растений расселяются по земле

8) Когда растение прорастает, то сначала  из семени появляется

А) корешок

Б) стебелек

Ответы: 1б, 2а, 3а, 4б, 5б. 6а,7б, 8а

Вопросы теста для проверки знаний:Слайды 2-5

1. Что такое опыление? (Перенос насекомыми пыльцы с цветка на цветок.)2. Назови насекомых-опылителей. (Пчёлы, шмели, бабочки)3. Для чего необходимо опылять растения? (Для размножения, так как из опыленных растений развивается плод и семена.)4. Назови плоды растений, которые путешествуют с помощью ветра. (Плоды клена, липы, березы, одуванчика.)5. Кто тоже помогает распространению растений? (Животные и человек)6. Что нужно для прорастания семени? (Тепло, вода, воздух)7. Назови стадии развития растений из семени. (Корень, стебель, листья, цветки, плоды, семена)

- Итак, мы  с вами повторили пройденный материал

Подготовить доску для показа слайдов.

3. Создание проблемной ситуации, введение в тему:

- Послушайте экологическую сказку  и определите тему урока.

- На большой и красивой поляне каждую весну расцветало множество подснежников. Посмотреть на это чудо приходили звери, прилетали птицы со всех окрестностей, а насекомые там просто жили.

    Однажды мальчик Вова забрёл на поляну. Он взглянул на неё и замер. Ему захотелось унести всю эту красоту с собой. Он набрал огромный букет и понёс домой. По дороге он встретил друзей, ребятам стало очень завидно, что у Вовы был такой красивый букет.

     Они спросили, где он собрал такие прекрасные цветы. Вова был “добрым” мальчиком, он рассказал друзьям о поляне. Мальчики гурьбой побежали туда.

     В лесу гулял лось. Он услышал этот разговор и тоже захотел посмотреть на чудесную поляну. Что он там увидел! Вместо небесно-чистейших цветов осталась только вытоптанная листва подснежников. Вмиг глаза лося погрустнели, и он заплакал …

Обсуждение сказки.

-Можно ли Вову назвать “добрым” мальчиком?

- Почему лось заплакал?

- Часто люди срывают беззащитные цветы. Постоят такие цветы совсем немного в воде и превратятся в ненужный сор.

- Как вы думаете, что мы будем изучать сегодня на уроке?

Открыть табличку на доске

 ОХРАНА РАСТЕНИЙ    Слайд 6

 Ученица Мы не раз говорили 

Я воспитан природой суровой,

Мне довольно заметить у ног

Одуванчика шарик пуховый

Подорожника твердый клинок.

Чем обычней простое растенье,

Тем живее волнует меня

Первых листьев его появленье

 На рассвете весеннего дня.

В государстве ромашек и края,

Где ручей, задыхаясь, поет

Пролежал бы всю ночь до утра я,

Запрокинув в лицо небосвод…

 Учитель-Удивителен мир растений! Тысячи цветов украшают землю. Цветы – сама жизнь. У них есть свой язык, свой аромат, сила красоты, своя история, легенда, свои праздники..

Вопрос-размышление: Какова же роль растений в жизни человека?

4 Работа по учебнику  ( Стр 82- 83)( прочитать)  Найти ответ на поставленный вопрос.

5.Физминутка

Ах, как долго мы читалиГлазки у ребят устали. (Поморгать глазами)Посмотрите все в окно, (Посмотреть влево - вправо)Ах, как солнце высоко.(Посмотреть вверх.)Мы глаза сейчас закроем,(Закрыть глаза ладошками)В классе радугу построим,Вверх по радуге пойдем,(Посмотреть по дуге вверх вправо и вверх - влево)Вправо, влево повернем,А потом скатимся вниз,(Посмотреть вниз)Жмурься сильно, но держись.(Зажмурить глаза, открыть и поморгать им)

Вопрос-размышление: Какова же роль растений в жизни человека?

 -К сожалению, деятельность человека наносит вред растительному и животному миру.

- Особенно мало стало дикорастущих растений с красивыми цветками.

Как вы думаете, почему? (Часто люди, посещая леса, парки, уносят с собой целые охапки поникших растений)

- Срывая цветущее растение, человек не думает о том, что лишает его потомства. Как вы думаете, почему? (Сорванное растение не дало семян. На следующий год на месте сорванного растения уже не вырастет новое, такое же красивое растение.)

- За последние годы многие растения  оказались на грани исчезновения.   - 

- Сейчас на Земле в опасности 25 тысяч видов растений. Растения нуждаются в охране. Поэтому люди создали Красную книгу.  Слаид 7

- Красная книга! Почему она красная? (Красный цвет предупреждает нас – стой! Остановитесь! Ещё один неосторожный шаг, и может быть поздно.)

- Природа гибнет и просит у нас защиты. Многие растения и животные стали редкими. Они занесены в красную книгу.

Показ книги. Это красная книга. 

 -Рассмотрим некоторые растения из Красной книги.

- Из-за губительного сбора растений человеком стали редкими: (показ 6. Викторина “Узнай растение”.Учитель читает описание растения ( отгадка на доске )1) Гирлянды белых, маленьких колокольчиков висят весной между остроконечными листьями. А летом на месте цветов – красная ягода. Но не бери её в рот – она ядовита.( ландыш – картинка ) 2) Вся поляна покрыта голубыми цветами. Все чуть склонили головки, и кажется: вот-вот пробежит ветерок – над поляной послышится серебряный перезвон. (колокольчик - картинка.)-Учитель: - Итак, что общего в словах отгадках ?Ученик: - Все они занесены в Красную книгу России. (Слайды № 8 - 9.) 

Учитель: - Ребята подготовили сообщения , взяв их из разных источников.7. Прослушаем сообщения ребят

Кувшинка Белоснежная.

Кувшинка белоснежная – это водное многолетнее травянистое растение. У кувшинки длинный толстый стебель. Корни кувшинки находятся на дне водоема, а на поверхности плавают листья и крупные белые цветы, до 15 см в поперечнике. Цветет кувшинка все лето – с мая по август. Цветы имеют слабый аромат. Лепестки кувшинки белые с нежным розовым оттенком, их много, и они постепенно переходят в тычинки. Семена кувшинки созревают под водой, а когда они созревают, то всплывают на поверхность.

В благоприятных условиях кувшинка быстро разрастается, покрывая всю водную поверхность водоема. Однако растение очень чувствительно к повреждениям. Люди раньше использовали кувшинки на корм скоту, цветы рвали в лечебных целях и просто так, потому, что кувшинки очень красивые. Поэтому сейчас кувшинка белоснежная стала редким растением.

Купальница европейская. Весной во влажных местах можно встретить золотисто-желтые цветы. Цветок этот назван купальницей за то, что растет обычно в очень влажных местах, любит воду, любимые места-берега рек, болотистые луга. Купальница растет в затененных местах, на лесных опушках, любит «купаться» в воде.

У купальницы цветы крупные, круглые, многочисленные лепестки плотно прижаты друг к другу и загнуты внутрь, образуют бутон. Бутон постепенно раскрывает свои лепестки навстречу солнцу.

Купальница как золотое ожерелье среди свежей весенней зелени. Они редко растут в одиночку. Чаще всего они растут рядом друг с другом, образуя яркий желтый ковер.

 Лотос – одно из самых прекрасных растений мира. В древности и теперь считается священным растением.

Водяное растение с щитовидными листьями и одиночными крупными розоватыми цветами на длинных ножках. Это растение находится под охраной и занесено в Красную книгу.

Венерин башмачок встречается в лесах. Цветки его по форме напоминают башмачки. В легенде говорится, что бежала красавица и обронила башмачок, золотой, с красновато-коричневыми ленточками, и превратился он в прекрасный цветок. Во многих странах мира это растение так и называют – дамская туфелька, девичий башмачок… Венериным он назван в честь древнеримской богини красоты – Венеры. Зацветает это растение на 15-17 году жизни. Оно довольно крупное – высотой до 50 сантиметров. На стебле 3-4 листа и 1-2 цветка. Башмачок начинает цвести в мае-июне. Цветет 2-3 недели. Сохранились считанные растения венерина башмачка.

находится под охраной и занесено в Красную книгу.

Ученик читает стихотворение.На земле исчезают цветы,С каждым годом заметнее это.Меньше радости и красотыОставляет нам каждое лето.Если я сорву цветок, если ты сорвёшь цветок,Если все: и я, и ты, если мы сорвём цветы,Опустеют все поляны, и не будет красоты.

8. Физминутка

Спал цветок и вдруг проснулся –

Больше спать не захотел.

Шевельнулся, потянулся,

Взвился вверх и улетел.

Солнце утром лишь проснётся,

Бабочка кружит и вьётся.

8. . Лекарственные растения. (Слайд № 10)Учитель: - Кроме водных растений есть ещё лекарственные.- Какие растения называются лекарственными? (Растения, при помощи которых человек лечит какое-либо заболевание.)Учитель Отгадайте загадку о лекарственном растении

 Путника друг подорожник,Скромный невзрачный листок.Ты на порезанный палецВлажной заплаткою лёг

Многим из нас невдомёкЧто отыскалось лекарствоТут же на тропке у ног.. (Подорожник) - Послушайте о растениях, которые часто встречаются в природе.

Женьшень. Это ценнейшее лекарственное растение

ние очень редкое и окружено множеством легенд. В тех местах, где оно растет. его называют «корнем жизни» и считают, что оно обладает магическим действием и может дать силы. бодрость старому человеку и даже вернуть ему молодость. Считают, что женьшень может излечить любую болезнь и даже изменить обстоятельства жизни. Название его в переводе с китайского языка означает «человек- корень». И правда, корень женьшеня по форме напоминает человеческую фигуру. Это растение растет в тени

смешанных, хвойных и широколиственных лесов. Семена прорастают не раньше, чем на второй год, после того как попадут на землю. Стебель и листья, как у взрослого растения, появляются только через 8-9 лет после того, как прорастет семя.

Пижма Увидев пижму хоть раз, вы обязательно запомните это растение. Оно высокое, стройное и все цветы у него расположены на одном ypo вне. Кругленькие, маленькие, величиной с горошину цветы — это целые корзиночки, состоящие из тоненьких трубочек, плотно прижатых друг к дружке. Листья пижмы похожи на листья рябины. Из-за них это растение получило своё второе название — дикая рябинка. Запах у этого цветка терпкий. Он служит не для того, чтобы привлекать насекомых, а для того, чтобы отпугивать их. Люди раньше приносили в дом эти цветы, чтобы отпугнуть тараканов и других паразитов. Пижму используют в медицине.

Тысячелистник Посмотрите на листья растения, и вы сразу поймёте, почему его так назвали. Каждый лист разрезан на мелкие дольки, а каждая долька имеет ещё и ажурные края. Это растение издавна применяли при лечении ран, останавливая кровотечения. В народе его недаром называли порезник, и кровавник. Во время Великой Отечественной войны им залечивали раны. Поэтому тысячелистник называется еще и солдатской травой. Это растение не боится ни жары, ни заморозков. Оно может расти под палящим солнцем цветёт до поздней осени.

Валериана Это лекарственное растение. Об этом говорит даже название: «валериана» по-русски — «здоровье». Капли валерианы употребляют как успокаивающее средство при нервном и сердечном возбуждении. Промышленный сбор растения начался ещё при Петре I . Собирают валериану и сейчас. Но делать это трудно. Лекарственными средствами обладает корень растения, но только осенью, когда цветы уже отцвели, стебель засох, и листья пожелтели. Вот тогда валериану увидеть сложно. В некоторых местах стали закладывать плантации валерианы, чтобы легче было её собирать

Пастушья сумка Это невысокая травка с кистью белых цветов на тонком стебельке. На неё обычно не обращают особого внимания. Пастушья сумка - лекарственное растение. Она останавливает кровотечения.

Учитель:- Как в нашем области охраняют редкие и исчезающие виды животных и растений?В нашей области есть заповедник "Бастак? Государственные природные заказники Дендрологические парки и ботанические сады

Учитель: - Многие лечебные растения используются при производстве косметики: зубных паст, кремов, шампуней.                      (Слайд11

Учитель. Дети, как вы понимаете выражение “охранять растения”?

Учащиеся. Охранять растения – это значит бережно к ним относиться.

Учитель. Как мы с вами можем охранять растения?

Учащиеся. Соблюдать правила поведения в природе.

Учитель. Давайте попробуем сформулировать правила поведения в природе по охране растений. В этом нам помогут экологические знаки9. Правила охраны растений. Работа в тетради ( в парах)  Слаид  13Учитель: - В природе существуют ряд правил охраны растений .- Назовите ихР.Т № 4 стр 48- А какие правила знаете вы?-Чтобы не забыть правила друзей, я дарю вам на память памятки, используем их вместо закладок.Памятка охраны растений.- Если вы оказались в лесу или на лугу, старайтесь не вытаптывать траву. Ведь хрупкие стебельки трав под ногами человек ломаются, почва уплотняется. В ней становится мало воды и воздуха, необходимых растениям. Нужно стараться ходить только по тропинкам.- Не рвите полевые цветы и не собирайте их в букеты. Букеты можно составлять только из садовых цветов.- Не ломайте ветки деревьев и кустарников. Дерево или куст может заболеть и погибнуть.- Не ловите насекомых-опылителей и насекомых-хищников. Ведь они опыляют растения и уничтожают тлей и других вредителей.- Помните! Растения - живые существа! Они все бескорыстно отдают людям, но они беззащитны и нуждаются в нашей помощи.- Собирать лекарственные растения можно только в тех местах, где их много.- Некоторые растения становятся редкими из-за того, что люди рвут их ради красивых цветков. Такие растения не дадут плодов и семян, а значит, и потомства. Сорванные растения быстро вянут, а в природе они еще долго могли бы радовать нас! 

10.Физминутка

Учитель. Дети, встаньте, расслабьтесь, закройте глаза. Представьте, что вы растение, которое выросло на лугу, среди других красивых растений. Подул лёгкий, ласковый ветерок, который слегка покачивает вас и наклоняет то вправо, то влево.

11. Закрепление нового материала.

Учитель. Поиграем в игру “Экологический светофор”, чтобы закрепить правила поведения по охране растений в различных ситуациях.

Правила игры: “Экологический светофор” похож на те светофоры, которые установлены на наших дорогах. Вспомните, что обозначают их сигналы?

Учащиеся. Красный свет запрещает движение, жёлтый – предупреждает, а зелёный – разрешает.

Учитель. Светофоры помогают водителям и пешеходам выполнять правила дорожного движения. “Экологический светофор” поможет нам правильно поступать, чтобы не причинять вреда растениям. Он тоже имеет три цвета: “красный свет – природе вред!”; “жёлтый – осторожно!”; “свет зелёный – так красиво! – лес сказал тебе “Спасибо!”. Я буду зачитывать текст карточки, а вы по команде “Внимание, раз!” должны “зажигать сигналы светофора”, демонстрируя тот сигнал, который соответствует описанной ситуации.

1ситуация. Аня хотела научиться плести венки так же, как это делала её подружка Марина. Девочки нашли полянку с одуванчиками. Нарвали по букету и сели плести. Марина показала как укладывать и перевязывать цветы, но у Ани ничего не получилось. Пришлось собрать ещё букет, потом – ещё. Одуванчики быстро вяли и становились некрасивыми. Когда, наконец, Аня закрепила концы венка и можно было одеть его на голову, девочек позвали домой. Они бросили цветы и пошли обедать.

Учащиеся показывают красный сигнал светофора и дают объяснения.

2 ситуация. Олегу и Андрею родители купили велосипеды. Рядом был лесопарк, и мальчишки решили покататься там. Когда они въехали в лес, то увидели, что асфальтированные дорожки очень узкие, а вдоль них высокая трава, цветы. “Как же быть?” - задумались они, - “можно ли здесь кататься?”

Учащиеся показывают жёлтый сигнал светофора и дают объяснения.

3ситуация. Каждую осень Галя и Маша собирали семена цветов: календулы, бархоток… Весной девочки проращивали рассаду на подоконниках, а когда наступали тёплые дни, высаживали растения у себя во дворе и вместе с учителем на школьных клумбах. Каждый год девочки узнавали о цветах все больше и больше. Даже взрослые стали обращаться к ним за советом.

Учащиеся показывают зелёный сигнал светофора и дают объяснения.12. Пословицы о растениях. ( Слайд № 14.) Работа в группе « Собери пословицы

Растение                   всему свету краса

Роща да леса           а всех учит

Лес не школа           под ноги гляди

По лесу ходи            земли украшение

13. Рефлексия учебной деятельности.                    Слайд 15Учитель:- А теперь давай те проверим все ли задачи нами выполнены?- Зачем…….нужно охранять растения?- Почему………многие растения в природе стали редкими?- Для чего……..нужно знать правила охраны растений?- Ребята, какой бы вы сделали вывод по уроку?(Каждый человек должен бережно относиться к растениям. Следует знать и соблюдать экологические правила.)

Любите родную природу:

Озера, леса и моря,

Ведь это же наша с тобою

Навеки родная земля.

На ней мы с тобой родились,

Живем мы с тобой на ней

Давайте же, люди, все вместе

Мы к ней относиться добрей.- Сегодня я узнал ( ла )…..

- Меня удивило ….- Я понял ( ла )……14.. Домашнее задание.стр. 82-85; оформить книжку – малышку «Береги растения!» , рабочая тетрадь, стр. 47-49.15. Оценки за урок.

infourok.ru

Презентация к уроку окружающего мира на тему "Охрана растений"

Отгадайте загадку:

Дышит, растёт,

а ходить не может.

Что это?

1. К деревьям относится растение, у которого:

  • Б. Несколько одревесневших стволов.
  • М . Один одревесневший ствол.
  • Г. Один гибкий сочный стебель.

2. К кустарникам относятся растения, у которых:

  • А. Один одревесневший ствол.
  • У. Несколько гибких стеблей.
  • О. Несколько одревесневших стволов.

3. Хвойные растения имеют:

  • К. Цветок.
  • Л. Семена.
  • М. Плод.

4. К лиственным деревьям относятся растения:

  • И. Сосна.
  • Ы. Лиственница.
  • О. Берёза.

5. К травам относятся:

  • Ц. Клевер.
  • Щ. Можжевельник.
  • Ю. Сирень.

Красная

книга.

Находятся

вне

опасности

Исчезающие

виды.

Уязвимые

виды.

Мало

изученные.

Редко

встречающиеся.

«Охранять природу –

значит охранять Родину».

Кувшинка

Венерин башмачок. Это самая крупная и красивая орхидея

Калипсо луковичная

Прострел

сон-трава

Ландыш майский

« Если посмотреть

на природу взглядом врача,

ищущего лекарственных

средств, то можно сказать:

мы живём в мире лекарств».

«История медицины»

Растения - лекарства

Лекарственные растения помогают бороться с болезнями. Люди используют такие растения в натуральном виде или изготавливают из них лекарственные препараты.

Шиповник ржаво-красный

Мята перечная

Одуванчик

лекарственный

Подорожник

С 1916 года появились заповедники для охраны особо ценных зверей и среды их обитания, где запрещена любая хозяйственная деятельность людей.

Заказники это охраняемые природные территории, где деятельность человека частично ограничена для сохранения тех или иных видов животных и растений.

Национальные природные парки , где сохраняют разные интересные ландшафты и куда водят туристов для осмотра достопримечательностей природы.

Национальный парк «Русский Север»

«Русский Север» создан постановлением правительства российской Федерации 20 марта 1992 года. Парк расположен в центре Кирилловского административного района. Площадь его – 166,4 тысячи гектаров. Это примерно 30 % площади Кирилловского района.

  • уникальных природных комплексов
  • памятников истории и культуры Вологодского Поозерья

Цели и задачи парка

Сохранение

использование их в целях

  • эколого-просветительских
  • научных
  • рекреационных

Любите родную природу –

Озёра, леса и поля!

Ведь это же наша с тобою

Навеки родная земля.

На ней мы с тобой родились,

Живём мы с тобою на ней.

Так будем же, люди, все вместе

Мы к ней относится добрей!

О редких растениях.

О редких растениях родного края

О лекарственных

растениях.

videouroki.net

Охрана растений (3-й класс)

Разделы: Начальная школа

Цели урока:

  • учить детей бережно относится к растениям;
  • рассмотреть основные экологические правила, которые должны стать для каждого человека нормой поведения;
  • определить формы стихийных бедствий, влияющих на жизнедеятельность растений, сформулировать правила поведения во время лесного пожара;
  • развивать связную монологическую речь, мышление.

Учебник: А.А.Плешаков «Мир вокруг нас», 3 класс – М.: Просвещение, 2005

Оборудование:

  • гербарий: береза, сосна, лиственница, малина, осина, кислица, лещина, медуница, мох сфагнум, земляника лесная;
  • фотографии: ландыш, ветреница, колокольчик, подснежник, сон-трава;
  • схемы: «Правила поведения в природе/ растения»;
  • физическая карта России;
  • карточка с понятиями;
  • альбом-задачник Л.П.Анастасовой. Н.В.Ивановой, П.В.Ижевского «Жизнь без опасностей. Учись быть самостоятельным» 3 (1-4), 1 часть

1. Викторина «Узнай растение»

Учитель читает описание растения. Дети отгадывают название.

А) Вся поляна покрыта голубыми, синими, розовыми цветами. Все чуть склонили головки, и кажется: вот-вот пробежит ветерок – и над поляной послышится тихий серебряный перезвон.

 

Б) Гирлянды белых маленьких колокольчиков висят весной между остроконечных листьев. А летом на месте цветков – красная ягода. Но не бери ее в рот – она ядовитая.

 

В) Один из самых ранних цветков в нашем лесу. Часто называют его подснежником, ведь он появляется, когда кое-где еще лежит снег, когда ветрено. Холодно. И как будто дрожит цветок на ветру.

 

- Посмотрите на фотографии: в разных регионах нашей страны все эти цветы называют подснежниками из-за раннего появления весной. Но наука ботаника четко определила их названия: прострел (сон-трава), ветреница.

Примечание: возможен вариант. Когда дети соотносят описание и изображение, а после этого дают название растению.

  • Перед вами три растения: колокольчик, ландыш, ветреница. Что можете рассказать про эти растения? (это травянистые растения)
  • Откройте рабочую тетрадь и по таблице «Разнообразие растений» определите группу, к которой относятся эти растения. (цветковые)
  • Что вы знаете о цветковых растениях? (У них есть корень, стебель, листья, из цветов образуется плод с семенами)
  • Какие группы растений вы знаете еще? (Водоросли, мхи, папоротники, хвойные растения)

2. Сообщение темы урока

- Вы уже много узнали о растениях и сегодня познакомитесь с новой темой. Прочитайте ее название:

 

- Как вы думаете. Нужно ли охранять растения? Зачем?

- Какие меры по охране растений вы знаете?

- Откройте учебник на странице 84.

Слева изображены растения, которые занесены в Красную книгу России. Прочитайте их названия. (сон-трава, купальница, волчье лыко, подснежник, ятрышник, водяной орех)

Справа изображены растения находящиеся под угрозой исчезновения, так как люди ведут их сбор в больших количествах. Назовите их. (колокольчик, пижма, тысячелистник, ландыш, подорожник, пастушья сумка, валериана)

3. Значение растений для животных и человека

- Как хорошо, что есть растения! Без растений не было бы жизни на нашей планете Земля.

Какое значение имеют растения для животных? (растения дают кислород. Служат убежищем и домом, пищей, лекарством)

 

- А какое значение имеют растения для человека? (Человек получает от растений кислород, пищу, лекарства, ткани- лен, хлопок; древесину)

 

- К сожалению, хозяйственная деятельность людей изменяет условия жизни растений. К примеру, на месте леса люди строят заводы или роют карьер. На месте луга устраивают ферму. Много дикорастущих растений гибнет. Так постепенно человек как бы наступает на природу. Поэтому растения нуждаются в охране.

4. Работа с учебником

- Прочитайте на странице 86 учебника «Правила друзей природы»

- Соотнесите правила со схемами:

 

- Ответьте на вопрос:

Сколько погибло бы цветущих растений, если бы каждый ученик нашего класса сорвал по 5 цветков? А если бы не 5, а 10? Какой вывод из этого можно сделать?

Физминутка с использованием названий растений со страницы 84-85 учебника: растения из Красной книги – присесть, редкие растения – хлопок в ладоши.

5. Влияние стихийных бедствий на растения.

А) Но не только человек способен навредить растениям. Природные явления способны создать опасную ситуацию.

Изучите карточки с понятиями.

Вихрь

Атмосферное явление с вращательным движением воздуха вокруг вертикальной или наклонной оси

Сель

Внезапно формирующийся в руслах рек временный поток воды с большим содержанием камней, песка и других твердых материалов

Наводнение

Временное затопление значительной части суши водой в результате действия сил природы, вызывающееся увеличением уровня воды

Цунами

Разрушительная волна, возникшая в результате подводного землетрясения в океане

Землетрясение

Подземные толчки и колебания земной поверхности

Пожар

Неконтролируемое горение, приводящее к ущербу и возможным человеческим жертвам

Паводок

Значительный, но кратковременный подъем уровня воды

Лавина

Сход снега с гор

Вслух дети объясняют вероятность вреда растениям от данных стихийных бедствий.

 

Б) Посмотрите на карту нашей страны.

- Какой цвет преобладает на карте и что он значит? (зеленый, лес)

- Какое стихийное бедствие наиболее опасно для леса? (лесной пожар)

- Наука о лесных пожарах – лесная пирология – получает в нашей стране из года в год огромное количество материалов.

В 1994г. Только в Хабаровском крае за сезон зарегистрировано 1224 пожара (цифры сопровождаются показом территории на карте).

С 1991 по 1995г. в России в огне пожаров сгорело 38387 человек.

В 1996г. в Бурятии возникло 29 лесных пожаров на площади 4000га.

В июне 1995г. на севере Сахалинской области уничтожено 80000га леса.

В) Откройте альбом-задачник на странице 22-23. Самостоятельно рассмотрите рисунки и внимательно прочитайте текст.

Понимание текста проверяется в игре «Крестики-нолики». Класс делится на две команды, выбирают номер вопроса-клетки. Выигрывает та команда, которая заполнит раньше линию из трех клеток.

1 Как потушить пожар?

2 Каким путем ты будешь выходить из горящего леса?

3 Что может послужить причиной пожара в лесу?

4 Почему опасно поджигать тополиный пух?

5 Как защитить себя от дыма?

6 Какие природные явления могут быть причиной пожара?

7 Для чего во время лесного пожара роют рвы?

8 Почему из горящего леса выходят по открытым местам?

9 Какие меря нужно предпринимать, если пожар усиливается?

Г) Лесные пожары бывают трех видов:

- Низовой, когда горит лесная подстилка, надпочвенный покров, кусты и подлесок без захвата крон деревьев. Высота пламени 1-2 метра.

- Верховой, горит хвойный или смешанный лес. Возникает из низового пожара.

- Подземный (торфяной), в лесах с торфяной почвой, является продолжением низового и верхового пожара.

- Подумайте, чем опасен торфяной пожар? Как он вредит растениям? (Его не видно, сгорают корни растений)

- Распределите растения гербария:  а) могут пострадать от низового пожара;  б) могут пострадать от верхового пожара.

6. Итог урока

- Какие правила поведения в природе по отношению к растениям вы можете назвать?

- Поясните схемы:

 

- Почему важно беречь природу?

Выставление оценок за работу.

Домашнее задание: 

  • 1 вариант – нарисовать свои схемы к правилам по охране растений
  • 2 вариант – найти статистику лесных пожаров по Челябинской области за 2007,2008г.г.(на выбор)
  • 3 вариант – найти статистику лесных пожаров по нашему району (2007, 2008гг – на выбор)

Приложение 1

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта