Презентация на тему приспособление растений к среде обитания. Презентация по экологии "Основные пути приспособления организмов к среде обитания"

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Презентация по биологии на тему "Приспособления организмов к среде обитания". Презентация на тему приспособление растений к среде обитания


Презентация по биологии на тему "Приспособления организмов к среде обитания"

Инфоурок › Биология › Презентации › Презентация по биологии на тему "Приспособления организмов к среде обитания"

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

Приспособления организмов к среде обитания

2 слайд Описание слайда:

Приспособленность организмов или адаптация (от лат. adaptatio — приспособление) — совокупность тех особенностей их строения, физиологических процессов и поведения, которые обеспечивают для данного вида возможность специфического образа жизни в определенных условиях окружающей среды.

3 слайд Описание слайда:

Значение: приспособленность к условиям среды повышает шансы организмов на выживание и оставление большого числа потомства.

4 слайд Описание слайда:

Многообразие адаптаций: Морфологические адаптации – адаптации, связанные с особенностями строения тела.

5 слайд Описание слайда:

Обтекаемая форма тела у рыб и птиц

6 слайд Описание слайда:

Перепонки между пальцами у водоплавающих животных

7 слайд Описание слайда:

Густой шерстный покров у северных млекопитающих

8 слайд Описание слайда:

Плоское тело у придонных рыб

9 слайд Описание слайда:

Адаптации по разному типу питания

10 слайд Описание слайда:

Многообразие адаптаций: 2. Покровительственная окраска. Развита у видов, которые живут открыто и могут оказаться доступными для врагов.

11 слайд Описание слайда: 12 слайд Описание слайда: 13 слайд Описание слайда: 14 слайд Описание слайда: 15 слайд Описание слайда: 16 слайд Описание слайда: 17 слайд Описание слайда: 18 слайд Описание слайда: 19 слайд Описание слайда:

Если фон среды не является постоянным, в зависимости от сезона года – животные меняют свою окраску

20 слайд Описание слайда:

В зависимости от условий освещенности

21 слайд Описание слайда:

Многообразие адаптаций: 3. Предостерегающая окраска: Очень яркая, характерна для ядовитых и жалящих форм. Часто сочетается с демонстративным отпугивающим поведением.

22 слайд Описание слайда: 23 слайд Описание слайда: 24 слайд Описание слайда: 25 слайд Описание слайда: 26 слайд Описание слайда:

Многообразие адаптаций: 4. Маскировка: соответствие окраски и формы тела объектам неживой природы.

27 слайд Описание слайда: 28 слайд Описание слайда: 29 слайд Описание слайда: 30 слайд Описание слайда: 31 слайд Описание слайда:

Многообразие адаптаций: 5. Мимикрия (от греч. mimikos – подражательный) – подражание беззащитного вида хорошо защищенным и имеющим предостерегающую окраску неродственным видам.

32 слайд Описание слайда: 33 слайд Описание слайда: 34 слайд Описание слайда: 35 слайд Описание слайда: 36 слайд Описание слайда:

Многообразие адаптаций: 6. Биохимические адаптации. Связаны с образованием в организме определенных веществ, облегчающих защиту от врагов или нападение на других животных.

37 слайд Описание слайда: 38 слайд Описание слайда: 39 слайд Описание слайда:

Многообразие адаптаций: 7. Физиологические адаптации - приспособленность процессов жизнедеятельности к условиям обитания.

40 слайд Описание слайда: 41 слайд Описание слайда:

Многообразие адаптаций: 8. Поведенческие адаптации- особый тип поведения в тех или иных условиях.

42 слайд Описание слайда: 43 слайд Описание слайда: 44 слайд Описание слайда: 45 слайд Описание слайда:

Адаптации носят относительный характер.

46 слайд Описание слайда:

Вывод: в результате действия движущих сил эволюции у организмов возникают и совершенствуются адаптации к условиям окружающей среды.

47 слайд Описание слайда:

Закрепление материала Определите основные типы адаптаций для следующих организмов: №п/п Организм Тип адаптации 1 2 3 4 5 6 7 8 9

48 слайд Описание слайда:

Закрепление материала: Определите виды адаптаций для следующих организмов:

49 слайд Описание слайда: 50 слайд Описание слайда:

Контроль: №п/п Организм Тип адаптации 1 Леопард Морфологические адаптации, Поведенческие адаптации Покровительственная окраска 2 Птичья семья Поведенческие адаптации 3 Бабочка Павлинийглаз Мимикрия 4 Летучая мышь Физиологические адаптации 5 Черепаха Морфологические адаптации, Поведенческие адаптации Покровительственная окраска 6 Кузнечик Покровительственная окраска 7 Жук-лист Маскировка 8 Гусеница Мимикрия 9 Лягушка Предостерегающаяокраска

51 слайд Описание слайда:

Спасибо за внимание!

Курс повышения квалификации

Курс повышения квалификации

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

Краткое описание документа:

Данная презентация посвящена приспособлениям организмов к среде обитания (адаптациям) в рамках изучения раздела "Эволюционное учение" студентами СПО.

Презентация содержит теоретический материал: определение, цели адаптаций, многообразие. Большое количество фотографий и рисунков помогают лучше разобраться в данной теме. Кроме того, существует раздел для закрепления изученного материала.

Данная презентация может быть использована как во время уроков биологии, так и для самостоятельного изучения этого вопроса.

Общая информация

Номер материала: 289658

ВНИМАНИЮ ВСЕХ УЧИТЕЛЕЙ: согласно Федеральному закону N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогическая деятельность требует от педагога наличия системы специальных знаний в области обучения и воспитания детей с ОВЗ. Поэтому для всех педагогов является актуальным повышение квалификации по этому направлению!

Дистанционный курс «Обучающиеся с ОВЗ: Особенности организации учебной деятельности в соответствии с ФГОС» от проекта "Инфоурок" даёт Вам возможность привести свои знания в соответствие с требованиями закона и получить удостоверение о повышении квалификации установленного образца (72 часа).

Подать заявку на курс

Похожие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

infourok.ru

Презентация по экологии "Основные пути приспособления организмов к среде обитания"

Основные пути приспособления организмов к среде обитания

Автор презентации: учитель биологии МБОУ СОШ № 131 Цирина Татьяна Анатольевна

Многие организмы в течение жизни

периодически испытывают влияние факторов,

сильно удаляющихся от оптимума.

Им приходится переносить и сильную жару, и сильные морозы, и летние засухи, и пересыхание водоемов, и нехватку пищи.

Как приспосабливаются они к таким

экстремальным ситуациям, когда нормальная

жизнь сильно затруднена?

Пути приспособления организмов к среде обитания

Подчинение воздействию среды

Поддержание постоянства внутренней среды и сопротивление ей

Избегание неблагоприятных условий

При ухудшении условий среды многие виды способны приостанавливать свою жизнедеятельность и переходить в состояние скрытой жизни.

Это явление было обнаружено в начале

XVIII столетия Антони ван Левенгуком, который впервые

наблюдал в сделанный им микроскоп мир мелких организмов.

Он заметил и описал, что

некоторые из них могут

полностью высыхать на воздухе, а

затем «оживать» в воде.

В высушенном состоянии они кажутся полностью

безжизненными. Позднее такое

состояние мнимой

смерти было названо анабиозом («ана» — нет, «биос» — жизнь).

  • Многие простейшие (амёба), оказавшись в неблагоприятных условиях жизни, превращаются в цисты, при этом тело их округляется, и они покрываются толстой оболочкой. В таком состоянии простейшие могут находиться долгое время, пока не окажутся в более благоприятных для своего существования условиях. Тогда животное выходит из оболочки цисты и начинает вести подвижный образ жизни.

Глубокий анабиоз — это практически полная остановка обмена веществ. В отличие

от смерти организмы могут при этом возвращаться к активной жизни.

Переход в состояние анабиоза чрезвычайно расширяет возможности выживания

организмов в самых суровых условиях.

В опытах высушенные семена и споры растений, некоторые мелкие животные — коловратки,

нематоды выдерживают длительное

время температуры жидкого воздуха

(-190 °С) или жидкого водорода(-259,14 С).

Нематода и коловратка

Состояние анабиоза возможно лишь при полном обезвоживании организмов. При этом важно,

чтобы потеря воды клетками тела не сопровождалась нарушением

внутриклеточных структур. Большинство видов

к этому не способно. Например, в клетках высших растений имеется обычно большая

центральная вакуоль с запасом влаги. При высыхании она исчезает, клетка меняет

форму, сжимается, и ее внутреннее строение

нарушается. Поэтому глубокий анабиоз в природе встречается редко.

Однако замедление обмена веществ и понижение жизнедеятельности в неблагоприятных

условиях — явление широко распространенное.

Клетки тела при этом частично обезвоживаются, происходит также и другая перестройка их состава. Состояние организмов,

близкое к анабиозу, называют криптобиозом

или скрытой жизнью («криптос» —скрытый). В состоянии пониженного обмена веществ организмы резко повышают свою устойчивость

и очень экономно тратят энергию.

К явлениям скрытой жизни относятся оцепенение насекомых, зимний

покой растений, спячка позвоночных животных, сохранение семян и

спор в почве, а мелких обитателей — в пересыхающих водоемах.

В неактивном состоянии часто находятся в природе многие виды бактерий,

пока не возникнут благоприятные условия для их размножения.

Скрытая жизнь — очень важное экологическое приспособление.

Это возможность переживать неблагоприятные изменения среды

обитания. При восстановлении необходимых условий организмы

вновь переходят к активной жизни .

Переходя в состояние оцепенения или покоя,

растения и животные как бы подчиняются

воздействиям среды , экономя при этом затраты на свое

существование.

Другой, прямо противоположный путь

выживания организмов связан с

поддержанием постоянства внутренней среды , не смотря на колебания воздействий внешних

факторов. Обитая в условиях изменчивой

температуры, теплокровные животные — птицы и

млекопитающие — поддерживают внутри себя постоянную температуру, оптимальную для биохимических процессов в клетках тела.

В вакуолях клеток наземных растений содержатся запасы влаги, что позволяет им жить на суше. Многие растения способны переносить сильные засухи и расти даже в жарких пустынях.

Такое сопротивление влиянию внешней среды требует больших затрат энергии и специальных приспособлений во внешнем и внутреннем строении организмов.

Каждый из двух описанных путей выживания имеет свои преимущества и недостатки.

При возможности тормозить обмен веществ и переходить к скрытой жизни организмы экономят энергию и повышают

устойчивость, но не способны к активности при ухудшении условий.

При регуляции температуры и запасов влаги в теле представители различных видов могут поддерживать нормальную жизнедеятельность в очень широком диапазоне внешних условий, но тратят при этом много энергии, которую им необходимо постоянно восполнять. Кроме того, такие организмы очень неустойчивы к отклонениям режима их внутренней среды. Например, у человека повышение температуры тела всего на 1 °С свидетельствует о нездоровье .

Кроме подчинения и сопротивления воздействию внешней среды, возможен и третий способ выживания — избегание неблагоприятных условий и активный поиск других, более благоприятных местообитаний. Этот путь приспособлений доступен только подвижным животным,

которые могут перемещаться в пространстве.

Например, зимующие тетерева и рябчики на большую часть суток зарываются в снег, где гораздо теплее. Многие животные устраивают жилища — норы и гнезда, защищающие их от внешних воздействий.

Это тоже путь избегания неблагоприятных факторов. Ярким примером избегания зимней бескормицы и холодов являются дальние перелеты птиц .

Все три пути выживания могут сочетаться у представителей одного и того же вида. Например, растения не могут поддерживать постоянную температуру тела, но многие из них способны регулировать водный обмен. Холоднокровные животные подчиняются неблагоприятным факторам, но могут и избегать их воздействия. В целом же мы видим, что при огромном разнообразии живой природы в ней можно выделить лишь несколько основных путей приспособительного развития видов.

Увеличение устойчивости организмов в состоянии скрытой жизни находит широкое применение в хозяйственной практике. В специальных хранилищах создаются особые режимы для длительного хранения семян растений, культур микроорганизмов, спермы ценных сельскохозяйственных животных.

  • В медицинской практике разработаны особые условия для сохранения донорской крови, пересаживаемых органов и тканей. Есть проекты по сохранению половых клеток исчезающих видов животных и растений, с тем чтобы в дальнейшем иметь возможность восстановить их в природе.

Примеры и дополнительная информация

1. Длительность жизни покоящихся семян растений зависит от условий хранения. Повышение влажности и температуры увеличивает траты резервов семени на дыхание, и они в конце концов истощаются. Сухие семена могут долго лежать, не теряя всхожести: семена мака — до 10 лет, зерновки ржи, ячменя и пшеницы — до 32, плоды одуванчика —до 68, лотоса — до 250 лет.

Желуди дуба хранятся не более трех лет.

Известен случай, когда проросли семена лотоса, найденные в торфе болота, высохшего 2000 лет тому назад. Плоды этого растения покрыты толстой газо- и водонепроницаемой оболочкой.

В Центральной Антарктиде русские исследователи провели микробиологический анализ образцов льда из глубины ледника. Возраст слоев льда, в которых обнаружены жизнеспособные микроорганизмы, достигает 10—13 тыс. лет. Найдены в основном бактерии, а также споры грибов и дрожжей. Позднее жизнеспособные бактерии были обнаружены в образцах горных пород под антарктическим ледником. Их возраст составлял от 10 тыс. до 10 млн лет.

Теплокровные животные могут жить в очень холодных районах, выдерживая морозы до -50 С. В таких случаях разница температур самого животного и окружающей среды может составить 80—90 °С. У пингвинов постоянная температура тела равна +37—38 С °, у северных оленей +38—39 °С. Для поддержания теплового баланса животные тратят жировые энергетические запасы. Очень важна также роль теплоизолирующих покровов (пуха, пера, меха). К зиме эти покровы становятся гуще и пушистее, обеспечивая вокруг тела воздушную прослойку, сохраняющую тепло.

Растения, которые могут жить в очень сухом и жарком климате, способны удерживать воду в теле и регулировать ее испарение. Кактусы, произрастающие в пустынях, обладают очень прочными непроницаемыми покровами с немногочисленными устьицами. Листья их превращены в колючки, этим уменьшена общая поверхность, способствующая испарению. Фотосинтез происходит в зеленом стебле. Жарким днем плотно закрыты устьица, и растения довольствуются при фотосинтезе тем углекислым газом, который проникает в их тело за ночь или выделяется в клетках в процессе дыхания. Скудная почвенная влага, поглощаемая корнями, надолго сохраняется в этих растениях, обеспечивая их жизнедеятельность.

В сухих среднеазиатских пустынях обитает несколько видов мокриц. Это мелкие наземные ракообразные, нуждающиеся, как и их ближайшие водные родственники, в высокой влажности окружающей среды. Живя в пустынях, они способны избегать жару и сухость. Мокрицы роют в глинистой почве вертикальные норки, в глубине которых температура резко снижена, а воздух насыщен водяными парами. Кормятся они на поверхности почвы растительными остатками, выходя из норок только в то время суток, когда увлажняется приземный слой воздуха. Самка в жаркие часы затыкает отверстие своими передними сегментами, несущими непроницаемые покровы, чтобы сохранить влажность и уберечь от высыхания свое потомство.

Мокрица

У суслика в состоянии активности частота сокращений сердца около 300 ударов в минуту, а во время спячки всего 3. Температура тела понижается до +5 °С. Несмотря на низкую интенсивность обмена веществ, животные во время спячки сильно теряют в весе и могут погибнуть от истощения, если не накопят к зиме достаточно жира.

Суслик

Спасибо за внимание!

kopilkaurokov.ru

Презентация "Приспособление живых организмов к среде обитания" 4 класс

Приспособление живых организмов к среде обитания

Хорошун Анна Константиновна

учитель начальных классов

КГУ «Токтамысская СШ»

а.Токтамыс

2017год

Мозговой штурм.

  • Что такое среда обитания?
  • Как она влияет на растительный и животный мир?

Назовите среду, в которой они обитают.

Цели урока:

  • Узнать, что такое среда обитания организмов;
  • Познакомиться с отличительными особенностями разных сред обитания организмов;
  • Найти отличия между условиями жизни в разных средах и определить черты приспособленности организмов к жизни в них;

Проблемный вопрос:

Почему вымерли динозавры?

Работа в группах.

Каждая группа выдвигает свою гипотезу и объясняет ее.

Работа с учебником.

Прием "Инсерт»

Прочитайте текст, маркируя его специальными значками:

V — я это знаю;

+ — это новая информация для меня;

  • — я думал по-другому, это противоречит тому,
  • что знал;

? — это мне непонятно, нужны объяснения,

уточнения.

Работа с учебником.

После прочтения текста ,

подготовьтесь к фронтальному опросу.

Среда обитания – условия, окружающие организм.

СРЕДЫ

ОБИТАНИЯ

НАЗЕМНО-

ПОЧВЕННАЯ

ВОДНАЯ

ВОЗДУШНАЯ

Приспособления животных к среде обитания

Примеры адаптации

Покровительственная окраска

Покровительственная форма тела

( маскировка)

Яркая предостерегающая окраска

Темные и светлые полосы на теле совпадают с чередованием тени и света окружающей местности

( мало заметны на расстоянии

50- 70 метров)

Отпугивающее поведение

палочник

скунс

Плащеносная ящерица

лемуры

Мимикрия-

внешнее сходство незащищенных животных с защищенными

Муха - журчалка

уж

Приспособления организмов к жизни в наземно-воздушной среде

Ноги одних приспособлены к бегу (страус, гепард, зебра).

Гепард – самый быстроногий из зверей. Он развивает скорость до 110 км/ч.

Ноги других животных приспособлены к прыжкам

Крупные кенгуру совершают прыжки до 9 м, а иногда до 12 м.

Птицы, насекомые передвигаются при помощи крыльев

Приспособления организмов к жизни в водной среде.

  • Организмы, обитающие в воде, имеют обтекаемую форму тела

У моржей и тюленей – ласты.

У бобров, выдр, лягушек, водоплавающих птиц – перепонки между пальцами.

Приспособления организмов к жизни в почвенной среде

У животных, населяющих почву, маленькие глаза, роющие конечности, компактное или червообразное тело

ФАКТОРЫ

СРЕДЫ

ОБИТАНИЯ

ФАКТОРЫ

ФАКТОРЫ

НЕЖИВОЙ

ЖИВОЙ

ПРИРОДЫ

ПРИРОДЫ

ГРИБЫ,

СВЕТ, ВОДА,

РАСТЕНИЯ,

ВОЗДУХ,

ЖИВОТНЫЕ

ТЕМПЕРАТУРА

Приспособленность у растений к жизни в среде с повышенной сухости почвы и воздуха

Приспособленность у растений к жизни в среде с повышенной влажностью

1

волк

крот

уж

стриж

Найдите лишнее животное другой среды обитания

2

дельфин

ящерица

тритон

щука

Найдите лишнее животное другой среды обитания

3

пчела

летучая мышь

страус

стрекоза

Найдите животное, которое передвигается не так, как остальные

Назовите среду, в которой они обитают.

Работа в группах.

Каждая группа разрабатывает интеллект-карту по теме урока.

Как строить интеллект-карты ?

1. Вы начинаете от центрального понятия.

2. Далее линиями соединяете ассоциативные понятия. 

3. От этих понятий далее строите карту по такому же принципу.

Важно соблюдать правило :

1. По одному ключевому слову на каждую линию.

2. Все линии должны сходить к центральному понятию. 

3. Каждая линия или ассоциация должна содержать только одно слово. Избегайте вписывания длинных фраз. 

Для большей наглядности вы можете применять:

1. Разные цвета у ветвей карты.

2. Разный шрифт и его величину в зависимости от важности ветви.

3. Добавлять к ассоциациям картинки - это усилит эффект карты за счет визуального запоминания.

Закрепление знаний

Вывод:

Все приспособления у организмов вырабатываются

в конкретных условиях их среды обитания .

Если условия среды меняются, приспособления могут утратить свое положительное значение.

Рефлексия

1. Мне удалось сегодня ...

2. Меня удивило ...

3. Мне понравилось ...

4. Я могу похвалить себя за ...

Домашнее задание

  • Стр.63-65 (повторить)
  • Приготовить небольшое сообщение о приспособлении к среде обитания :

животных, птиц, растений и т.д. .

multiurok.ru

Презентация по биологии на тему" Приспособление организмов к среде обитания"

Инфоурок › Биология › Презентации › Презентация по биологии на тему" Приспособление организмов к среде обитания"

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

Урок биологии

2 слайд Описание слайда:

Что ж ты, Ёж, такой колючий? - Это я на всякий случай: Знаешь, кто мои соседи? Лисы, волки и медведи! В. Степанов Прочитайте стихотворение и подумайте, что сегодня мы будем изучать на уроке?

3 слайд Описание слайда:

Приспособления организмов к жизни в природе. Цель: изучить взаимосвязи между действием факторов среды и особенностями строения и жизнедеятельности организмов. Задачи: познакомить учащихся с действием факторов среды на живые организмы; показать взаимную приспособленность растений и животных к разнообразным условиям обитания ; систематизировать знания учащихся о факторах среды , действующих на организмы.

4 слайд Описание слайда:

Почему многие растения и животные не погибают, обитая в суровых условиях» Почему многие растения и животные не погибают, обитая в очень жарких условиях» Проблема

5 слайд Описание слайда:

Назовите основные факторы среды  Растения, произрастающие на открытых местах и не выносящие длительного затенения; для нормального роста им необходима интенсивная солнечная или искусственная радиация. К ним относятся как травянистые (подорожник большой, кувшинка и др.), так и древесные (лиственница, акация и др.) растения, ранневесенние — степей и полупустынь, а из культурных — кукуруза, сорго, сахарный тростник и др.  Кувшинка белая Лиственница Подсолнечник

6 слайд Описание слайда:

Назовите основные факторы среды Растения, которые не выносят сильного освещения. К ним относятся, например, многие лесные травы (кислица, майник и др.). При рубке леса, оказавшись на свету, они обнаруживают признаки угнетения и гибнут. Майник двулистный Кислица обыкновенная Ветреница

7 слайд Описание слайда:

Еловый лес Назовите основной фактор среды.

8 слайд Описание слайда:

Взаимосвязи факторов живой природы и растений

9 слайд Описание слайда: 10 слайд Описание слайда: 11 слайд Описание слайда: 12 слайд Описание слайда:

Одуванчик Какова роль соцветий?

13 слайд Описание слайда:

Тысячелистник

14 слайд Описание слайда:

Подумай! А какие вы знаете приспособления у растений к абиотическим факторам среды? (недостатку влаги; низким температурам; Избытку влаги; высоким температурам)

15 слайд Описание слайда:

Взаимосвязи факторов живой природы и растений Шмели опыляют одуванчики Поедание цветков жуками-бронзовками Бодяк полевой и опылители

16 слайд Описание слайда:

Приспособления животных к факторам среды.

17 слайд Описание слайда: 18 слайд Описание слайда:

Приспособления животных в зимний период Зимняя спячка у животных в государственном биологическом музее имени К.А. Тимирязева

19 слайд Описание слайда:

Зимняя спячка у животных в государственном биологическом музее имени К.А. Тимирязева Приспособления животных в зимний период

20 слайд Описание слайда:

Зимний сон медведей в Московском зоопарке

21 слайд Описание слайда:

Заяц зимой и летом Назовите приспособленность?

22 слайд Описание слайда:

Физкультминутка На зарядку солнышко Поднимает нас, Поднимайте руки По команде «раз». А над нами весело Шелести листва. Опускаем руки мы По команде «два». А теперь, ребята, встали! Быстро руки вверх подняли, В стороны, вперёд, назад, Повернулись вправо, влево, Тихо сели, вновь за дело.

23 слайд Описание слайда:

Кузнечик В чём приспособленность?

24 слайд Описание слайда:

Бабочки В чём приспособленность?

25 слайд Описание слайда:

Бабочки В чём приспособленность?

26 слайд Описание слайда:

Вывод: Приспособления растений: 1. В клетках деревьев летом запасается большое кол – во органических веществ, которые защищают клетки от замерзания в сильный мороз. 2. Наличие цветков (приспособление к размножению). 3. У некоторых видов растений листья около цветков меняют окраску для привлечения насекомых – опылителей.

27 слайд Описание слайда:

Приспособления животных: 1.Миграции животных и птиц к местам с более благоприятными условиями. 2.Спячка. 3.Активный образ жизни. 4.Разные виды окраски животных и др.

28 слайд Описание слайда:

А какие приспособления у этих организмов? Скунс

29 слайд Описание слайда:

Рефлексия Какому солнышку соответствует ваше настроение и успехи на уроке? Поднимите весёлое солнышко, если на уроке не было трудностей при выполнении заданий, грустное, если были трудности. В чём были затруднения?

30 слайд Описание слайда:

Домашнее задание Изучить § 19 и выполнить задания в конце параграфа. Выполнить задание 6 в рабочей тетради [2]:объясните, почему цветки ландыша и сирени обладают сильным ароматом. По выбору: изучить дополнительный текст со с. 84. Творческое задание: написать мини-сочинение о каком-либо животном своего края и его приспособленности к условиям жизни. [3]

31 слайд Описание слайда:

Использованная литература 1. Биология: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н. Пономарёва, И.В. Николаев, О.А. Корнилова. – М.: Вентана-Граф, 2012. – 128 с.: ил. 2. Биология: 5 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений / О.А. Корнилова, И.В Николаев, Л.В. Симонова; под ред. проф. И.Н. Пономарёвой. – М.: Вентана-Граф, 2013. – 80 с.: ил. 3. Биология: 5 класс: методическое пособие / И.Н. Пономарёва, И.В. Николаев, О.А. Корнилова. – М.: Вентана-Граф, 2013. – 80 с. 4. http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1292130 5. http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1292131 6. http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1338016

32 слайд Описание слайда:

Изображения Образовательный комплекс. Серия: 1С: Школа. Биология. Животные. 7 класс. ЗАО «1С», 2006. Издательский центр «Вентана-Граф», текст учебника с иллюстрациями, 2006. Образовательный комплекс. Серия: 1С: Школа. Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс. ЗАО «1С», 2006. Издательский центр «Вентана-Граф», текст учебника с иллюстрациями, 2006. http://www.gbmt.ru/ru/display/dormancy.php http://www.the-village.ru/village/city/city/120595-medved Образовательный комплекс. Серия: 1С: Школа. Биология. Животные. 7 класс. ЗАО «1С», 2006. Издательский центр «Вентана-Граф», текст учебника с иллюстрациями, 2006.

Курс повышения квалификации

Курс повышения квалификации

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала: ДБ-211785

ВНИМАНИЮ ВСЕХ УЧИТЕЛЕЙ: согласно Федеральному закону N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогическая деятельность требует от педагога наличия системы специальных знаний в области обучения и воспитания детей с ОВЗ. Поэтому для всех педагогов является актуальным повышение квалификации по этому направлению!

Дистанционный курс «Обучающиеся с ОВЗ: Особенности организации учебной деятельности в соответствии с ФГОС» от проекта "Инфоурок" даёт Вам возможность привести свои знания в соответствие с требованиями закона и получить удостоверение о повышении квалификации установленного образца (72 часа).

Подать заявку на курс

Похожие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

infourok.ru

Презентация "Приспособленность живых организмов к среде обитания"

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

Приспособленность живых организмов к среде обитания Творческое название: Способы выживания организмов

2 слайд Описание слайда:

Основополагающий вопрос: Как выжить в этом сложном, постоянно меняющемся мире? Вопрос учебной темы: Как приспосабливаются организмы к условиям окружающей среды?

3 слайд Описание слайда:

Как скульптор из бесформенной глыбы мрамора создает произведение, поражающее гармоничностью всех его частей, так и отбор создает приспособления и виды, устраняя от размножения менее удачные особи или, другими словами, менее удачные комбинации генов.

4 слайд Описание слайда:

Эволюционный процесс –это прежде всего образование новых адаптаций, их накопление и координация. К.М.Завадский

5 слайд Описание слайда:

Что входит в понятие «приспособленность»?

6 слайд Описание слайда:

Почему мы такие разные? Разнообразие форм и цвета – это прихоть Творца или жизненная необходимость? Цель: Изучить форму тела и типы защитных окрасок животных и выяснить в чем их приспособленность к среде обитания. Планируемые результаты исследования: сформулировать вывод о механизмах формирования приспособительных особенностей строения и окраски организмов в процессе исторического развития. Проблемный вопрос

7 слайд Описание слайда:

Покровительственная окраска и форма разнообразны и встречаются среди многих групп беспозвоночных и позвоночных животных. Типы покровительственных окрасок маскировка демонстрация мимикрия

8 слайд Описание слайда:

Маскировка – окраска и форма, благодаря которым животное становится незаметным на фоне окружающей обстановки, что позволяет ему успешнее скрываться от врагов. Виды маскировочной окраски криптическая расчленяющая скрадывающая цветом и рисунком подражает фону основана на эффекте противотени: наиболее ярко освещаемые участки тела окрашены темнее менее освещенных, имеющих светлую окраску характеризуется наличием контрастных полос или пятен, разбивающих контур тела на отдельные участки назад

9 слайд Описание слайда:

Сочетание яркой окраски с различными защитными приспособлениями; характерна для ядовитых или несъедобных организмов демонстрация, не связанная с несъедобностью или ядовитостью, которая обычно сочетается с криптической окраской; демонстрируется внезапно, в случае опасности Демонстрация- тип окраски, контрастирующей с фоном, на котором животное хорошо выделяется Виды демонстрационной окраски предупреждающая угрожающая назад

10 слайд Описание слайда:

Мимикрия – сходство животного с предметами окружающей среды, растениями, а также с несъедобными для хищников или защищенными от них животными (миметизм) Конек-тряпичник Палочник Листовидка

11 слайд Описание слайда:

Миметизм. Эта форма мимикрии оказывает защитный эффект, если животное имитатор обитает в той же местности, что и модель и значительно уступает ей в численности. При «мюллеровской» мимикрии, несколько защищенных видов животных имеют сходную внешность и образуют «кольцо» мимикрии, подражая друг другу по окраске и форме. Сходство между съедобными и несъедобными для хищника видами называется «бейтсовской» мимикрией

12 слайд Описание слайда:

Форма тела зависит от среды и образа жизни. Горбатка напоминает шип; палочник – ветку; носатка листовидная – сухой лист Водные организмы также имеют разную форму, в зависимости от образа жизни

13 слайд Описание слайда:

Приспособительное поведение - сочетание окраски и формы тела с соответствующим поведением. Многие животные, не обладающие средствами активной защиты, в случае опасности принимают позу покоя и замирают. Предостерегающая окраска, наоборот, сочетается с демонстративным поведением. Гусеница совки Кобра

14 слайд Описание слайда:

В понятие приспособленность вида входят не только внешние признаки, но и соответствие строения внутренних органов выполняемым ими функциям, а также соответствие физиологических функций организма условиям его обитания, их сложность и разнообразие. Защитные приспособления сложились в процессе эволюции и полезны для организма лишь в условиях среды, в которой он обитает, если же условия изменятся, то данные приспособления могут оказаться не только бесполезными, но и вредными.

15 слайд Описание слайда:

Объясните в чем приспособленность данных организмов к условиям окружающей среды и в чем их относительность Выпь Белая сова Японская летающая лягушка Афалина Колорадский жук Ёж обыкновенный

16 слайд Описание слайда:

Выводы: Приспособленность к среде обитания формируется под действием движущих сил эволюции и включает следующие этапы: появление мутаций, сохранение в результате естественного отбора особей с изменениями, соответствующими среде обитания; распространение данного изменения в популяции в процессе размножения. Приспособленность носит относительный характер и полезна только в определенных условиях. С позиций современной биологии целесообразность не дана организму изначально творцом, а сформировалась в результате длительного процесса эволюции.

17 слайд Описание слайда:

Жизнь без агрессии - реальность или утопия? Цель: Выяснить какую цель имеет агрессивное поведение в сообществах животных? Посмотреть на агрессивность человека глазами этолога. Планируемые результаты исследования: Понять то, что агрессия не является уничтожающим началом, - она лишь часть организации всех живых существ, сохраняющая их систему функционирования и саму их жизнь. Оформление результатов : Публикация. Проблемный вопрос

18 слайд Описание слайда:

Как обеспечить себе необходимое количество потомков? Цель: Выяснить как связаны между собой количество потомков и забота о нем? Планируемые результаты исследования: сформулировать понятие о заботе о потомстве как одной из форм физиологических адаптаций Оформление результатов: Публикация. Проблемный вопрос

19 слайд Описание слайда:

Как расселиться по свету, не имея органов передвижения? Цель: обобщить имеющие знания о способах расселения растений Планируемые результаты исследования: познакомиться с различными приспособлениями к расселению у растений , возникшими в процессе эволюции Оформление результатов: Презентация Проблемный вопрос

20 слайд Описание слайда:

Проблемный вопрос Чему мы можем научиться подглядывая за животными и растениями? Цель: познакомиться с достижениями и перспективой развития бионики Планируемые результаты исследования: понять, как принципы организации живых существ помогают при создании новых машин, приборов, материалов и т.д. Оформление результатов: Презентация

Курс повышения квалификации

Курс профессиональной переподготовки

Учитель начальных классов

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала: ДВ-417778

ВНИМАНИЮ ВСЕХ УЧИТЕЛЕЙ: согласно Федеральному закону N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогическая деятельность требует от педагога наличия системы специальных знаний в области обучения и воспитания детей с ОВЗ. Поэтому для всех педагогов является актуальным повышение квалификации по этому направлению!

Дистанционный курс «Обучающиеся с ОВЗ: Особенности организации учебной деятельности в соответствии с ФГОС» от проекта "Инфоурок" даёт Вам возможность привести свои знания в соответствие с требованиями закона и получить удостоверение о повышении квалификации установленного образца (72 часа).

Подать заявку на курс

Похожие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

infourok.ru


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта