Питание почвенное питание растений 6 класс. Урок биологии 6 класс Тема Особенности питания растений. Почвенное питание растений

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Урок биологии 6 класс Тема Особенности питания растений. Почвенное питание растений. Питание почвенное питание растений 6 класс


Урок биологии в 6 классе на тему: "Почвенное питание растений"

Урок 14

Тема: «Почвенное питание растений»

Цель: расширить представления учащихся о процессе питания.

Задачи:

- обучающие: раскрыть сущность почвенного питания растений.

- развивающие: развивать представление об особых способах питания растений; развивать умения устанавливать взаимосвязь, использовать результаты эксперимента для доказательства явлений или процессов.

- воспитательные: продолжить формирование культуры общения друг с другом и с объектами живой природы.

Планируемые результаты:

Предметные: определять сущность почвенного питания растений, приводить примеры плотоядных и паразитических видов растений.

Метапредметные: объяснять явления, обусловленные корневым давлением, зависимость почвенного питания от условий внешней среды. Доказывать с помощью эксперимен­та роль корневого давления в пере­движении воды с минеральными ве­ществами.

Личностные: самостоятельно проводить эксперименты.

УУД: познавательные: самостоятельно проводить эксперименты.

Основные термины и понятия: почвенное питание, корневое давление, плотоядные растения, растения – паразиты.

Основное содержание:

1. Почвенное питание, корневое дав­ление.

2. Зависимость почвенного питания от условий внешней среды. Роль удобрений в формировании урожая.

3. Особые способы питания растений. Плотоядные растения и растения-паразиты.

Ресурсы:

Основные: учебник с. 94 – 95

тетрадь-трена­жёр: с. 24 №2, с. 38 №1

электронное приложение: «Почвенное питание растений»

Дополнительные: коллекция минеральных удобрений, прибор для демонстрации всасывания воды корнем.

Интернет – ресурсы: www.florets. ru — материал об устройстве ловчих аппаратов плотоядных растений.

www.biodev.ru — все о биологии

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, ЦОР, учебник, тетрадь, различные минеральные удобрения в пробирках.

Ход урока

I. Орг. момент.

II. Актуализация опорных знаний

1.  Перечислите процессы жизнедеятельности живых организмов (по цепочке).

2.  Постановка познавательной задачи. (1 слайд)

В почву попало семя березы диаметром 5 мм, а выросло громадное дерево высотой 25 м. За счет чего происходит рост растения? (питания)

Так какую тему мы будем сегодня изучать? (питание растений).

Сегодня мы рассмотрим именно почвенное питание растений. (Тему пишут в тетрадь)

Какие цели мы ставим сегодня на уроке? (см. ВЫ УЗНАЕТЕ с. 94 учебник)

А что для этого должны вспомнить? (корень…)

Сегодня вы работаете группами:

1 группа: Определите и подпишите зоны корня. Т-2 с . 14 №6

2 группа: Заполните таблицу: Зоны корня и функции, которые они выполняют.

Т-2 с . 14 №6

3 группа: работа с текстом (вставить пропущенные слова)

Текст: Благодаря корневым волоскам всасываю­щая поверхность корня _____________ в десятки и даже сотни раз. Корневые во­лоски работают как крохотные _________, которые вса­сывают из почвы воду с растворёнными в ней _______________ веществами. Зона всасывания подвижна, она меняет своё место в почве в зависимости от _________ корня. Корневые волоски живут несколько дней и отмирают. Зона всасывания возникает на вновь вырастающем участке корня.

Слова: рос­та, увеличивается, мине­ральными, насосы.

Молодцы, вспомнили необходимый для урока материал.

III. Осмысление изучаемого материала

1.Сущность процесса питания.

Что такое питание? Питание – это процесс получения питательных веществ и энергии.

Для чего организмам нужны питательные вещества? Энергия? Что является источником энергии для растений?

2. Особенности питания растений.

В каких питательных веществах нуждается растение?

Откуда растение берет неорганические вещества? Органические вещества?

Почему у растений два способа питания?

Работа с учебником (стр. 94).

  • растения не имеют специальной пищеварительной системы;

  • питательные вещества образуются в клетках или проникают в них через клеточные мембраны;

  • есть почвенное  и воздушное питание растений.

  1. Почвенное питание растения и роль корня в нем.

Что является органом почвенного питания?

Какие приспособления имеет корень для всасывания воды и минеральных солей?

Почему растение всасывает только те вещества, которые ему необходимы? (сущность процесса диффузии).

Как вода и минеральные соли из корневых волосков поступают в другие органы растения?

Какие силы заставляют воду и минеральные соли, преодолевая силу тяжести подниматься вверх? (корневое давление и испарение воды листьями). (Опыт и л. р).

Значение минеральных солей.

  1. Почва. Пути повышения плодородия почвы.

Почва -  это верхний плодородный слой земли.

Плодородие  - это способность почвы обеспечивать растение всем необходимым.

А что необходимо растению? Как человек может повысить плодородие почвы?

Виды удобрений. Правила внесения удобрений (соблюдение норм, влажная почва, своевременность, учет биологических особенностей растений)

3. Зависимость почвенного питания от условий внешней среды. Роль удобрений в формировании урожая (см. работа с текстом учебника).

4. Особые способы питания растений (растения – хищники и растения – паразиты)

III. Закрепление

тетрадь-трена­жёр: с. 24 №2, с. 38 №1

Рефлексия

Тест, подведение итогов урока

Тест

1. Зимой в умеренных широтах у растений корневое давление

2. растениям необходимо, чтобы в почве в большом количестве содержался

  • А) магний

  • Б) азот

  • В) медь

  • Г) железо

3. примером паразитического растения является

4. укажите зону корня, в которой образуются корневые волоски

5. процесс поступления в растение из почвы растворов минеральных веществ называют

  • А) почвенным питанием

  • Б) транспирацией

  • В) корневым давлением

IV. Домашнее задание

подготовить сообщения о хищных растениях, растениях-паразитах, гидропонике.

Приложение

Что такое гидропоника?

  • Метод гидропоники

  • Преимущества гидропоники

  • Как пересаживать растения в гидропонику?

  • Гидропоника в сельском хозйстве

  • Гидропоника в России

Гидропоника - это способ выращивания растений без почвы, при котором растение получает из раствора все необходимые питательные вещества в нужных количествах и точных пропорциях (что почти невозможно осуществить при почвенном выращивании). Слово гидропоника произошло от греч. υδρα — вода и π?νος — работа, в итоге получаем «рабочий раствор».

Гидропоника не нова. История ее начинается с глубокой древности. Например Висячие сады, о чем рассказывают нам археологические раскопки древнего Вавилона, являющимися одним из Семи чудес света были вероятно одной из первых удачных попыток выращивания растений на искусственных почвах.

Плавающие сады Ацтеков в Центральной Америке - еще один удачный пример применения технологии гидропоники. На берегах Озера Теночитлан (Мексика) кочевые племена индейцев были вытеснены со своих плодородных земель воинственными соседями. И тогда ацтеки изобрели из длинных стеблей тростника плоты, на которые уложили ил со дна озера. Эти плоты они  назвали "Чампас". Так и выращивался обильный урожай овощей и фруктов, ведь даже деревья прекрасно росли и плодоносили. Корни пробиваясь к воде доставляли растению влагу.

Метод гидропоники

Метод гидропоники основан на изучении корневой системы растения, а конкретно как происходит питание растения. Ученые работали десятки лет, чтобы понять, что же корень извлекает из почвы. Выяснить это удалось благодаря опытам выращивания растений в воде. В дистиллированной воде растворяли определенные питательные элементы (минеральные соли).

Растение выращивали на этом растворе в обыкновенной стеклянной банке. И эксперименты показали, что растение хорошо развивается, если в растворе есть калий, сера, железо, магний, кальций, азот и фосфор. Ученые выяснили что если из раствора с питательными веществами исключить такие элементы как калий, рост растения останавливается. Оказывается без кальция не может развиваться корневая система. 

Элементы железо и магний, необходимы растению для образования хлорофилла. Белки, необходимые для образования протоплазмы и ядра, не могут образоваться без серы и фосфора.

Долгое время ученные думали, что только эти элементы нужны для нормального развития растений. Но позже ученые выяснили, что растению также нужны очень небольшие количества других элементов, которые поэтому и назвали микроэлементами.

Примерно в одно и то же время в девятнадцатом веке российский ученый К.А.Тимирязев, а в Германии  Ф. Кноп разрабатывали метод выращивания растений в водных растворах.

В 1936 г. В США Герикке испытал выращивание овощей в растворах, дав название этому методу гидропоника. В нашей же стране первые удачные опыты выращивания овощей на гидропонике были поставлены в 1938-1939 годах. Сперва растения на гидропонике выращивались исключительно в воде, без субстрата. Но при выращивании в воде снабжение корней кислородом оказалось низким, реакция раствора неустойчива, поэтому отдельные корни и растения погибали.

Поэтому выращивание растений в воде не нашло применения, и были разработаны другие методы гидропоники. Корни растения разместили в относительно в инертном субстрате, который погружен в раствор необходимых питательных веществ.

В зависимости от того какой используется субстрат появились различные методы гидропоники:Агрегатопоника - когда корни размещены в твердых инертных, неорганических субстратах – керамзите, щебне, песке, гравии и т.п.Хемопоника - субстратом служат мох, опилки, верховой торф и другие малодоступные для питания растений органические материалы;Ионитопоника - субстрат из ионообменных материалов;Аэропоника - твердого субстрата нет, корни висят в воздухе затемненной камеры.

И так при выращивании гидропонным методом, корни растения не в почве, а субстрате, заменителе почвы, который не имеет питательного значения, грубо говоря, субстрат просто создает опору развитию корневой системы.

Кроме того в гидропонике процесс поглощения питательных веществ происходит быстрее, а дополнительный кислород стимулирует более быстрое развитие корневой системы. Ведь растению не нужно тратить энергию на поиск питательных веществ, они легкодоступной форме подаются к корням растения. Потому растение использует сэкономленную энергию для развития и роста. Так же при выращивании на гидропонике, воды используется меньше. Что особенно важно при промышленном выращивании сельскохозяйственной продукции. Особенно для стран с недостатком пресной воды.

В итоге гидропоника позволяет регулировать условия выращивания растений - создавать режим питания для корневой системы, который полностью обеспечить потребности растений в питательных элементах. Используя технологию гидропоники в закрытых помещениях мы также можем регулировать концентрацию углекислого газа в воздухе, благоприятную для фотосинтеза, регулировать влажность воздуха, температуру воздуха, а также продолжительность и интенсивность освещения.

Создание идеальных условий для роста растений обеспечивает получение максимальных урожаев, лучшего качества и за более короткие сроки.

Преимущества гидропонного метода выращивания растений

  • При применении настоящего способа существенно поднимается урожайность плодовых растений. Интенсивное цветение декоративных растений также доказывает положительное влияние гидропоники на их рост. Этот метод помогает снабдить растение всеми необходимыми ему полезными веществами. Оно растет крепким и здоровым, причем гораздо быстрее, чем в почве.

  • Растение не накапливает вредных и пагубно влияющих на человеческий организм элементов, содержащихся в почве. Как правило, это ядовитые органические соединения, избыток нитратов, радионуклиды, тяжелые металлы и прочие. Особенно это актуально для плодовых растений. Ведь при использовании метода гидропоники растения получают только лишь полезные вещества.

  • Растения не нуждаются в ежедневном поливе. И расход воды при гидропонике гораздо проще контролировать. Каждое растение требует исключительно индивидуального подхода. В зависимости от системы выращивания и объема емкости необходимо систематически доливать воду – одному растению раз в три дня, другому раз в месяц.

  • При почвенном выращивании растения нередко страдают от пересыхания и недостатка кислорода, в случае переувлажнения. С применением способа гидропоники это совершенно исключено.

  • Процедура пересаживания многолетних растений при использовании технологии гидропоники существенно облегчается. Ведь при пересадке их в почву корни в любом случае травмируются, в той или иной степени.

  • Благодаря гидропонике можно избежать таких проблем, как вредители и всевозможные разновидности грибков и болезней, которые встречаются у растений, растущих в почве. Вопрос о применении ядохимикатов сам собой отпадает.

  • Отпадает необходимость применения новой почвы, что значительно уменьшает затраты на процесс выращивания комнатных растений.

  • С практический точки зрения за такими растениями легче ухаживать, нет грязи от земли, нет посторонних запахов, нет вредителей, которые могут завестись в почве, а потом распространиться и на помещение.

Минусы применения технологии гидропоники

  • Нужно вложить немного труда, дабы самостоятельно собрать систему. Это займет немало времени и сил. А ежели приобрести уже готовую систему, то вам придется выложить определенную сумму. Плюс в том, что изначальные затраты и времени и денег окупятся с лихвой, поскольку растение начнет расти в несколько раз быстрее и ухаживать за ним будет намного легче.

  • Стереотипы и общественное мнение дают свое. Многие такой способ выращивания растений ассоциируют с искусственным методом с применением химических удобрений – то есть ядохимикатами, которые пагубно влияют на здоровье. Однако такого рода суждения возникают исключительно от незнания того, что такое гидропоника.

Процесс пересадки растения из грунта в систему гидропоники

  1. Поместите в ведро земляной ком с корнем растения и замочите на несколько часов водой комнатной температуры.

  1. По истечению этого времени под водой аккуратно отделите землю и при помощи легкой струи воды комнатной температуры осторожно отмойте корни.

  1. После очистки расправьте корни к низу и засыпьте их субстратом. При этом не требуется, чтобы растение непосредственно корнями касалось водяного слоя. Раствор поднимется вверх по капиллярам субстрата и достигнет корней. Через некоторое время растения сами прорастут на необходимую глубину.

  1. Полейте субстрат сверху обычной водой. Затем залейте воду в сосуд до необходимого уровня и оставьте растение адаптироваться приблизительно на неделю.

Только после истечения этого периода в воду можно добавлять удобрения.

Роль метода гидропоники в современном сельском хозяйстве

Мало кто задумывается над тем, через пару десятков лет населения в селах совсем не останется. По результатам исследований через 50 лет практически все жители нашей планеты будут жить в городах. Кто же будет выращивать продукты? Более того, сегодня большая часть почвы, которая способна приносить урожай, уже задействована. Часть ее серьезно повреждена варварскими методами агрономов. И что же будут есть будущие поколения?

Решать эту острую проблему нужно уже сегодня. Она не менее значима, чем исчезновение полезных ископаемых. Выход один – перенести сельское хозяйство в город. Это также решит вопрос транспортных перевозок урожая. Главная цель – с наименьшей площади собрать как можно больше плодов. Ведущим мировым архитекторам такая идея – создать городские вертикальные фермы небоскребы уже долгое время не дает покоя. Не даром в последнее время появляются на первый взгляд причудливые проекты озеленения городов и строительства городских ферм.

Благодаря применению в настоящей сфере новейших достижений техники и науки технология гидропоники в последние годы стала развиваться с невероятной скоростью. В ультрасовременных гидропонных системах применяются исключительно пластмассы. Даже насосы изготавливают с покрытием из эпоксидной смолы. Благодаря долговечности и безвредности такого рода материалов, их совестное применение с нейтральными субстратами - прямой путь к успеху. Применение пластмасс подтолкнуло избавиться от дорогих и не удобных в эксплуатации металлических конструкций баков и желобов. 

С разработкой пригодных для применения в системе гидропоники насосов, пластмассовой сантехнической арматуры, таймеров, электромагнитных клапанов и прочего оборудования, гидропоника теперь может быть полностью автоматизирована, что позволит уменьшить основные и производственные издержки.

Не менее важным достижением в области гидропоники стала разработка сбалансированного питания для растений. И хотя исследования в настоящей сфере все еще продолжаются, полученные разработки уже широко применяются.

В процессе развития технологии гидропоники активно принимают участие разные страны мира. Свою заинтересованность данной системой проявляют такие государства, как Австралия и Новая Зеландия, страны Южной Африки, Италия и Испания, Израиль и Скандинавские страны. В Европе уже многие овощи и ягоды выращиваются по системе гидропоники. К примеру, клубника растет быстрее и сбор ягод существенно облегчается. Использование ультрасовременных питательных растворов дает возможность заметно увеличивать урожайность культур, а также сокращать площади под их посев. 

Системы гидропоники сегодня приобретают все большее значение. За счет повышения спроса и увеличения массовости рынка удешевляется производство конструкций и снижается себестоимость гидропоники. Разработки в сфере проектирования систем дают возможность выращивать растения не только компактно, размещенных на одном уровне, но и заполнять объем задействованных под данный процесс помещений, экономя тем самым рабочую площадь и значительно повышая выход готовой продукции. При этом трудозатраты в обслуживании растений заметно снижаются.

Снижение трудоемкости при использовании технологии гидропоники для выращивания растений достигается благодаря нескольким весомым факторам.

  1. Из процесса выращивания совершенно исключается понятие «плодородный грунт». Ведь грунт в гидропонике присутствует только лишь в рассадном состоянии растения. Стоит заметить, что рассаду растения выращивают все же традиционным способом, а затем ее помещают в горшочек, который наполняется каким-нибудь влагопроницаемым сыпучим субстратом. К примеру, перлитовым крупным песком, дробленым керамзитом, мелким гравием и прочим. Главная задача субстрата - держать корневую систему растения. При этом все питательные вещества растением впитываются из специального раствора.

  1. Абсолютно устраняется такая процедура, как «полив». Ведь гидропоника подразумевает собой систематичный полив питательным раствором корневой системы растения. Этот раствор отличается практически стабильным составом. Благодаря нему растение не подвергается ни голоданию, ни недостатку влаги. А развивается быстро и равномерно по сравнению со своими грунтовыми сородичами.

  1. Сводится к минимуму возможность появления насекомых, личинок, сорняков и конкурентов. Рассада высаживается практически в стерилизованный грунт, а затем грунт и вовсе вымывается. А в растворе никаких семян сорняков просто быть не может.

  1. При использовании технологии гидропоники отпадает необходимость в прополке, рыхлении и других видов обработки грунта. И система может быть абсолютно автоматизирована.

И если технология гидропоники хорошо отлажена, то процесс выращивания растений заключается непосредственно в выращивании рассады и сборе урожая. Также необходимо систематически следить за гидропонной установкой и подливать раствор. 

Система гидропоники превращает процесс выращивания зелени, овощей и пряностей в весьма приятное занятие.

Гидропоника в России

В бывшем СССР правительство уделяло большое внимание развитию гидропонных систем. Были построены первые тепличные комбинаты, применяющие данную технологию выращивания в Москве и Киеве. В городе Ереван (Республика Армения) был создан Институт Гидропоники для проведения исследований в этой области.

Развитие же гидропоники в России связано с возрастающим интересом, особенно проявляющимся у малых фермерских хозяйств, так как им приходиться на небольшой площади выращивать овощи, зелень, цветочные и ягодные культуры в промышленных масштабах.

Среди них всё больше растет популярность систем капельного полива. Они позволяют создать за при небольших затратах автоматическую оросительную систему, которую можно использовать как для традиционного выращивани в земле, так и для гидропонных установок типа Drip System (система капельного полива).

Материал взят с сайта: http://www.promgidroponica.ru/chtotakoegidroponika

kopilkaurokov.ru

Разработка урока биологии в 6 классе "Почвенное питание растений"

У р о к № ________ Класс____________ Дата ________________

Тема: ПОЧВЕНнОЕ ПИТАНИЕ РАСТЕНИЙ

ЦЕЛИ:

  • изучить сущность понятия «почвенное питание» растений как важнейшего процесса жизнедеятельности;

  • сформировать умение анализировать полученную информацию, оформлять ее графически, устанавливать причинно-следственные связи; отработать навыки ухода за растениями в виде полива и подкормки.

  • воспитывать интерес и позитивное отношение к растительному миру;

  • соблюдать здоровьесберегающий режим урока.

ТИП УРОКА: комбинированный (урок комплексного применения знаний с элементами инновационных технологий и дифференцированного подхода).

ФОРМА УРОКА: синтетический.

МЕСТО УРОКА В УЧЕБНОЙ ТЕМЕ: текущий.

МЕЖПРЕДМЕТНАЯ СВЯЗЬ: химия, география, экология.

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ: мультимедийный комплекс (доска, компьютер, проектор), объемная модель «Корень растения», раздаточный материал (информационные, инструктивные и рефлексивные карты).

БАЗОВЫЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ: минеральное (почвенное) питание, корень, корневые волоски, минеральные удобрения, растения – хищники, растения паразиты, гидропоника.

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ:

1. Информационно - рецептивный:а) словесный: рассказ - объяснение, описание, беседа, сообщения учащихся, работа с текстом учебника;б) наглядный: иллюстрации, демонстрация, ТСО.Приемы обучения: изложение информации, объяснение, активизация внимания и мышления, получение из текста и мультимедийной презентации новых знаний, работа с раздаточным материалом.2. Репродуктивный. Приемы обучения: частичная подача материала в готовом виде, конкретизация, закрепление полученных знаний.3. Проблемно - поисковый: постановка проблемного вопроса.Приемы обучения: постановка взаимосвязанных проблемных вопросов, активизация внимания, развитие логического мышления.4. Визуальный: составление схем, логических цепочек.5. Суггестивный: демонстрация видео.

6. Игровой: применение элементов дидактической игры.

7. Перцептивный (восприятие и связь с жизнью).8. Релаксопедический: психологическая разгрузка.ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: в результате педагогического взаимодействия на уроке обучающиеся смогут

- давать определение понятиям,

- научатся сравнивать питание почвенное и воздушное,

- выделять соотношение между понятиями питание и органическое вещество.

Предметные: обучающиеся смогут

- дать определение понятиям: питание, минеральные удобрения, органические удобрения, растения – хищники, растения-паразиты, гидропоника;

- объяснят: причины роста и развития растений;

- определят: существенные признаки почвенного питания растений;

- смогут составить схему обмена веществ в растении.

Метапредметные: обучающиеся должны

- ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено и того, что ещё неизвестно;

- вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия, исходя из оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;

- выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, качество и уровень усвоения;

- ставить оценку результатам своей работы;

- ставить вопросы; сотрудничать с учениками класса в поиске и сборе информации; разрешать конфликты, уметь выражать свои мысли в соответствии с задачами; владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современными средствами коммуникации:

- демонстрировать умение работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации.

Личностные: обучающиеся смогут называть, определять, распознавать, идентифицировать информацию, полученную в процессе обучения. Обучающиеся овладеют умением оценивать с эстетической точки зрения биологические объекты и явления.

Структура урока:

1. Актуализация знаний.

2. Типы питания живых организмов. Гетеротрофы и автотрофы.

3. Почвенное питание растений. Роль корня в почвенном питании растения.

4. Роль удобрений в почвенном питании растений.

5. Другие виды питания растений.

6. Закрепление. Подведение итогов урока.

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА:

I. Организационный момент.

1. Релаксация.

2. Подготовка рабочего места.

3. Знакомство с классом.

СЛАЙД 1. Здравствуйте, ребята. Сегодня урок биологии буду вести я, Светлана Борисовна. Мне поможет этот симпатичный персонаж – профессор Знайкин. Надеюсь, по окончании урока ваше настроение будет таким же замечательным, как у моего помощника.

II. Актуализация опорных знаний обучающихся (эвристическая беседа).

СЛАЙД 2. Вспомните царства живой природы. Назовите их. На экране вы видите характерных представителей этих царств. Они разнообразны по форме, размерам, внешнему виду, образу жизни.

Существуют ли признаки, которые отличают живые организмы от тел неживой природы? (ответы детей).

СЛАЙД 3. Перед вами – схема основных признаков живых организмов. Чего здесь не хватает? (дети называют «питание», «дыхание»). А какое свойство должно находиться в центре схемы? (энергия организма).

СЛАЙД 4. Внимательно посмотрите слайд-шоу. Профессор Знайкин не случайно задает вам вопрос – каков тип питания у этих организмов?

СЛАЙД 5. Итак, верно – животные делятся на растительноядных и хищников. А к какому типу относят человека? (питание людей разнообразно). Но почему нажд растением стоит знак вопроса? Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке? Какова его тема? (дети называют тему урока).

ІІІ. Мотивация учебно – познавательной деятельности учащихся (постановка проблемы).

СЛАЙД 6. Тема урока: Почвенное питание растений.

  1. Постановка проблемы: Как вы думаете, откуда растения берут силы для роста, развития, цветения, образования семян? Они ведь не едят, как животные?

Питание - уникальное, удивительное свойство организма которое всегда вызывало у людей интерес. Люди давно искали ответ: растения никто не кормит, а они растут - как же это происходит?

Итак, чем мы будем заниматься сегодня? (искать ответ на вопрос – как питаются растения)

  1. Постановка цели урока: изучить сущность понятия «почвенное питание» растений как важнейшего процесса жизнедеятельности.

ІІІ. Восприятие и усвоение учащимися нового материала.

1. Типы питания живых организмов. Гетеротрофы и автотрофы.

СЛАЙД 7. В чем заключается сущность процесса питания? Запишите в тетрадь определение: питание – процесс получения организмом веществ и энергии (работа с учебником).

СЛАЙД 8,9. Являясь открытой, саморегулирующейся системой, организм должен постоянно получать энергию. По способу получения энергии организмы подразделяются на типы. Составим схему «Живые организмы по типу питания». Профессор Знайкин намеренно сделал ошибку. Найдите ее.

Обучающиеся отвечают на вопрос учителя и составляют схему.

Тип питания

автотрофное гетеротрофное

(растения) (животные, грибы, бактерии)

– Помимо растений, к автотрофному типу питания относятся еще и некоторые бактерии, в основном их относят к хемоавтотрофам, они питаются за счет энергии химических соединений.

– Растения, являясь автотрофами, не только создают для себя пищу, но и могут использовать различные растворы минеральных солей, получаемые с помощью своей корневой системы.

2. Почвенное питание растений. Роль корня в питании растений.

СЛАЙД 10. Итак, каковы же особенности питания растений?

В определении пропущены некоторые ключевые слова. Какие именно? (дети отвечают на вопрос и записывают определение в тетрадь).

Питание растений – это ПРОЦЕСС поглощения и УСВОЕНИЯ растениями из ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ химических элементов, необходимых для их жизни.

– Растения, являясь автотрофами, не только создают для себя пищу, но и могут использовать различные растворы минеральных солей, получаемые с помощью своей корневой системы. Каковы способы питания растений?

СЛАЙД 11, 12. Составьте схему в тетради:

Способы питания

растения

воздушное почвенное

питание питание

(лист) (корень)

СЛАЙД 13. Как вы думаете, каково количество корней у взрослого растения? В 1937 году немецкому натуралисту Диттмеру удалось измерить и подсчитать все корни у одного экземпляра озимой ржи. В общей сложности рожь имела 13 835 143 корня суммарной площадью поверхности 225 кв. м и длиной до 600 км. Это расстояние можно сравнить с длиной дороги от Москвы до Санкт-Петербурга!

СЛАЙД 14. А теперь посмотрите видеофрагмент и вспомните строение корня (просмотр видеоролика «Рост корней в длину»).

СЛАЙД 15. Профессор Знайкин сегодня весьма рассеян и снова перепутал буквы в названиях зон корня. Давайте исправим его ошибки. (повторение материала о зонах корня, особое внимание уделить зоне корневых волосков).

СЛАЙД 16. С чем же связано почвенное питание растений? Конечно, оно связано с поглощением воды и минеральных веществ с помощью корневых волосков зоны всасывания корня. Куда поступают вода и минеральные вещества?

Обучающиеся составляют схему движения растворов веществ по растению:

Вода, минеральные вещества ® корневые волоски® клетки корня® сосуды корня® сосуды стебля® сосуды листа® клетки листа.

СЛАЙД 17. Вся всасывающая сила корневых волосков создает особое корневое давление, благодаря которому вода с солями поднимается вверх по сосудам. Это сила, вызывающая одностороннее движение водных растворов минеральных веществ от корней к побегам. Давление усиливается, если вода теплая.

СЛАЙД 18. Какие вещества поглощает корень? Почвенное питание – это поступление воды и минеральных солей в растение из почвы через корень (запись в тетрадь)

3. Роль минеральных удобрений в почвенном питании растений (работа с информационными картами).

СЛАЙД 19, 20, 21. Значение элементов питания, содержащихся в почве, весьма велико . Рассмотрите информационную карту «Значение элементов питания» (приложение к уроку № 1) и поясните, какие элементы жизненно необходимы растению? (азот, фосфор и калий)

СЛАЙД 22. Какие виды удобрений вам известны? Составим схему «Удобрения».

  1. Физпауза (восстановление работоспособности).

СЛАЙД 23, 24. Профессор Знайкин немного устал, поэтому предлагает вам провести физминутку 

ІV. Осмысление объективных связей и взаимозависимостей в изученном материале.СЛАЙД 25. Если растения поглощают воду и минеральные вещества при помощи корней, то можно ли обойтись без почвы? Да! Гидропоника - особый метод выращивания растений при помощи питания специальными растворами (для закрепления корней служат гравий или песок).

СЛАЙД 26. А могут ли растения питаться еще каким – либо способом? В природе существуют особые способы питания растений – хищничество и паразитизм. Посмотрите слайд-шоу и поясните, почему растения приспособились к данному способу жизни? (растут на бедных азотом почвах).

СЛАЙД 27. Просмотрите видеофильм о росянке.

V. Обобщение и систематизация знаний (выполнение теста, составление синквейна).1. Тестирование.

СЛАЙД 28. А теперь проверим, как вы усвоили новую тему. Выполним небольшое тестовое задание.

Тест «Да-Нет»

1. Корневые волоски находятся на всем протяжении корня. (нет)

2. Корневые волоски – это длинные выросты клеток наружного слоя проводящей зоны корня. (да)

3. Поступление в корень воды и минеральных солей происходит только в зоне всасывания. (да)

4. Перегной относится к минеральным удобрениям. (нет)

5. Азот необходим для роста растения.(да)

Теперь обменяйтесь тетрадями с соседом по парте и поставьте оценку. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. Выставьте оценку себе в дневник.

2. Составить синквейн.

СЛАЙД 29. Сейчас я попрошу вас составить синквейн – небольшое стихотворение, составляемое по особым, но простым правилам:

  1. 1 слово – существительное (они уже подобраны для каждого варианта).

  2. 2 прилагательных.

  3. 3 глагола.

  4. Предложение – характеристика.

  5. Вывод (1 слово).

Дети выполняют синквейн в парах или самостоятельно.

Вариант 1

Вариант 2

ПИТАНИЕ (растений)

УДОБРЕНИЯ

Воздушное, почвенное

Минеральные, органические

Обеспечивает, восстанавливает, тонизирует

Кормят, помогают, всасываются

Питание определяет жизнедеятельность растения

Удобрения увеличивают плодородие почвы

Жизнь!

Необходимы!

Выборочно (по желанию) зачитывают результаты.

VІ. Подведение итогов урока.СЛАЙД 30. 1. Рефлексия.

Оцените свою работу на уроке и покажите всем ту рефлексивную карточку, какую считаете оптимальной (дети поднимают рефлексивную карточку, где изображены смайлы с улыбкой, огорчением или без эмоций, означающие самооценку урока)

J Я узнал(а) много нового, интересного. Мне это пригодится в жизни.

J На все возникшие вопросы я получил(а) ответы, но хотелось бы знать больше.

L Ничего интересного для себя я не узнал(а).

2. Итоги изучения нового материала.

VІІ. Подача и объяснение домашнего задания.

СЛАЙД 31

  • Обязательный уровень – прочитать в учебнике стр. 94-95 и выучить опорный конспект.

  • Дополнительный уровень – решить биологические задачи (приложение к уроку № 2).

  • ВСЕМ – составить синквейн «РОСЯНКА»

СЛАЙД 32. Благодарю вас за внимание и замечательную работу на уроке. Надеюсь, теперь ваше настроение соответствует настроению профессора? 

infourok.ru

Тест: Почвенное питание растений - Биология 6 класс

Выберите один верный ответ. "5" ставится, если вы набрали не менее 90%

Биология 6 класс | Автор: Вдовина С. Ю. | ID: 3004 | Дата: 1.11.2014

";} else {document.getElementById("torf1").innerHTML="";}; if (answ.charAt(1)=="1") {document.getElementById("torf2").innerHTML="";} else {document.getElementById("torf2").innerHTML="";}; if (answ.charAt(2)=="1") {document.getElementById("torf3").innerHTML="";} else {document.getElementById("torf3").innerHTML="";}; if (answ.charAt(3)=="1") {document.getElementById("torf4").innerHTML="";} else {document.getElementById("torf4").innerHTML="";}; if (answ.charAt(4)=="1") {document.getElementById("torf5").innerHTML="";} else {document.getElementById("torf5").innerHTML="";}; if (answ.charAt(5)=="1") {document.getElementById("torf6").innerHTML="";} else {document.getElementById("torf6").innerHTML="";}; if (answ.charAt(6)=="1") {document.getElementById("torf7").innerHTML="";} else {document.getElementById("torf7").innerHTML="";}; if (answ.charAt(7)=="1") {document.getElementById("torf8").innerHTML="";} else {document.getElementById("torf8").innerHTML="";}; if (answ.charAt(8)=="1") {document.getElementById("torf9").innerHTML="";} else {document.getElementById("torf9").innerHTML="";}; if (answ.charAt(9)=="1") {document.getElementById("torf10").innerHTML="";} else {document.getElementById("torf10").innerHTML="";}; } } Вопрос № 4

правильная последовательность зон корня начиная с верхушки

зона проведения, зона всасывания, зона деления, корневой чехлик корневой чехлик, зона деления, зона роста, зона всасывания. зона проведения зона всасывания, зона деления, зона роста, зона деления, корневой чехлик корневой чехлик, зона деления, зона роста, зона проведения, зона всасывания

Получение сертификатао прохождении теста

testedu.ru

Урок биологии 6 класс Тема Особенности питания растений. Почвенное питание растений

Урок биологии 6 класс

Тема Особенности питания растений. Почвенное питание растений

Цель: Формировать умения добывать знания и использовать их на практике.

Тип урока: Урок усвоения новых знаний

Задачи:

Образовательные:

- изучить корневое питание как основной процесс жизнедеятельности растений;

-познакомиться с группами удобрений и их значением для развития растений.

Развивающие:

-развивать умения работать с текстом;

-умения формировать понятия;

-умения применять полученные знания;

Воспитательные:

Продолжит формирование бережного отношения к растениям

План урока.

1.Организационный момент.

2. Сегодня мы начинаем изучать процессы жизнедеятельности организмов. Но для начала с помощью нашей бабочки давайте вспомним некоторые понятия, которые могут нам сегодня пригодиться на уроке (слайд3)

Корневые волоски Основная ткань устьице
сосуды хлоропласт
корень лист питание
Итак, тема нашего урока: ^

Что мы должны сегодня узнать на уроке?( слайд4)

1.Изучить корневое питание как основной процесс жизнедеятельности организма.

2.Раскрыть роль корневой системы в этом процессе.

3. Познакомиться с видами удобрений и их значением в жизни растений.

4. Выяснить значение листа в питании растений.

Что же такое питание? (слайд 6,7) Откройте учебник стр 62. Заполните пропуски в определении на своих информационных листах.

^

Питание – процесс получения организмом энергии и веществ через пищу. Энергия не создается и не уничтожается. Она существует в разных формах – световой, химической, тепловой, электрической, механической и т.д. Формы энергии могут переходить друг в друга. Например, когда включается вентилятор, то электрическая энергия превращается в механическую, а у электрообогревателя – в тепловую. Энергия помогает свершать какую – либо работу. Живые организмы в этом случае можно сравнить с машинами, которые не могут работать (оставаться живыми) без постоянного притока энергии.

Примеры различного рода работы в организме: образование органических веществ, транспорт веществ, механическое сокращение мышц, деление клеток. Кроме энергии, во время питания организм получает вещества, необходимые для его роста и развития.

^

Растения сами вырабатывают питательные вещества, они всасывают воду с растворенными питательными веществами.

Найдите в параграфе способы питания растений занесите их в схему информационного листа (слайд 9)

Остановимся более подробно на почвенном питании. Какой орган играет существенную роль при почвенном питании? Давайте вспомним его строение. (слайд 10)

^

Правильно, корень поглощает воду. Вода имеет для растения большое значение, ведь тело растения состоит на 50-90% из воды. Вместе с водой в тело растений попадают и растворенные минеральные соли. Включающие такие элементы как азот, калий, фосфор и другие. Они необходимы для построения более сложных веществ. Воду корень всасывает с помощью корневого давления, корень всасывает слабые растворы, воду лучше теплую, поэтому комнатные растения и растения в огороде лучше поливать теплой водой.

Так что же такое почвенное питание (запишите в листах ответ на 5 вопрос.)

Как вы думаете, что будет с растением, если почва бедна минеральными солями? Что нужно делать?

Прочитайте дополнительный текст, (приложение 1) с помощью текста выполните задание 6, 7 на информационных листках. Прокомментируйте схему (слайд 11)

Прочитайте задачи, определите, каких удобрений не хватает в каждом данном случаи, использую приложение 2

Итак, для хорошего роста и развития растения в почву необходимо вносить удобрения, но нужно соблюдать правила, вносить в определенный период года, в определенный период развития растения и в определенных дозах.

А теперь послушайте об одном интересном опыте.

В 1630году ученый Ван – Гельмонт посадил в горщок ветку ивы. Через пять лет ива выросла и стала весить 65кг, а вес почвы уменьшился на 50грамм! За счет чего выросла ива? (слайд 13)

Разобрать запись на слайде. Более подробно о воздушном питании мы поговорим на следующем уроке.

В заключении давайте составим синквейн по теме нашего урока (работа в парах.) – проверка

Решим тест из пяти вопросов

  1. По способу питания растения относятся к :
а) гетеротрофам

б) автотрофам

2. Корневые волоски участвуют в

а) почвенном питании

б) воздушном питании

3.К каким удобрения относится перегной, навоз, зола

а) органические

б) минеральные

4.Какие удобрения необходимо внести для лучшего роста растений

а) азот

б) фосфор

в) калий

5. В поглощении воды и минеральных солей участвует:

а) зона деления б) зона роста

в) зона всасывания

г) Зона проведения

Какие выводы по уроку мы можем сформулировать?

  1. Питание растения отличается от питания животных
  2. Растения сами могут вырабатывать органические вещества
  3. Для нормального роста растений необходимо вносить в почву удобрения
Рефлексия покрась серединку цветка. (слайд 15)
  1. Д.з. обязательно прочитать стр 62, и записи на информационном листке.
Дополнительный уровень составить сказку или рассказ по схеме на стр 63, используя записи в информационном листке.

top-bal.ru

План конспект по биологии 6 класс Урок 2. Почвенное питание растений

Урок 2. Почвенное питание растений

Задачи урока:

  • продолжить формирование понятия об обмене веществ, о питании организмов как одном из состав­ляющих процессов обмена веществ, об особенностях почвенного питания растений;
  • актуализировать знания о почве как среде обитания растений, о составе и структуре почвы.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: учащиеся знакомятся со способами пита­ния организмов; учатся выделять существенные признаки почвенного питания растений; объяснять роль питания в процессах обмена веществ.

Метапредметные: учащиеся осваивают основы иссле­довательской деятельности, включая умения проводить эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов.

Личностные: учащиеся развивают познавательные потребности на основе интереса к изучению процессов жиз­недеятельности.

Основные понятия урока: автотрофные и гетеро­трофные организмы, почвенное питание растений.

Деятельность учащихся: работа с текстом и иллю­страциями учебника, выполнение заданий в рабочей тет­ради, сотрудничество с одноклассниками при обсужде­нии особенностей почвенного питания растений.

Ход урока

  1. Проверка знаний об обмене веществ (опрос учащих­ся с использованием заданий из рабочей тетради).
  2. Изучение нового материала
  1. Автотрофный и гетеротрофный способы питания организмов. Значение питания (рассказ учителя; запол­нение схемы «Питание организмов»).
  2. Почвенное питание — поглощение растением воды и минеральных веществ из окружающей среды. Корень — орган почвенного питания (рассказ учителя; демонстра­ция опыта, доказывающего поглощение воды растени­ями).
  3. Роль корневых волосков в почвенном питании рас­тений. Корневое давление (рассказ учителя; демонстра­ция опыта, показывающего наличие корневого давления, работа с рисунком 59 учебника).
  4. Особенности почвенного питания водорослей, мхов.
  1. Закрепление материала о почвенном питании растений (работа с рисунком 58 учебника, выполнение в рабочей тетради задания 4 к уроку 2).
  2. Домашнее задание
  1. Изучить § 24 учебника, ответить на вопросы 1, 3 после параграфа.
  2. Выполнить задания 5 и 6 к уроку 2 в рабочей тетради.

xn----8sbhepth3ca.xn--p1ai

Питание растений

Конспект урока

по биологии в 6 классе (ФГОС, учебник Сонин)

учитель биологии Попова Татьяна Анатольевна

МБОУ СОШ № 14

г. Камышин Волгоградской области

Тема урока: Питание растений

Тип урока: урок формирования умений и навыков

Планируемые образовательные результаты: в результате педагогического взаимодействия на уроке обучающиеся даст определение понятиям, научатся сравнивать питание почвенное и воздушное, выделять соотношение между понятиями питание и органическое вещество.

Предметные Обучающиеся смогут дать определение понятиям: питание, фотосинтез, энергия света углекислый газ, кислород, хлорофилл.

Обучающиеся объяснят: причины накопления кислорода в атмосфере. Обучающиеся определят: существенные признаки воздушного питания растений

Обучающиеся смогут составить схему обмена веществ в растении.

Метапредметные Ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено и того, что ещё неизвестно;

вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия исходя из оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;

выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, качество и уровень усвоения; ставить оценку результатам своей работы;

определять цели, функции участников для работы в группе, способы взаимодействия; ставить вопросы; сотрудничать с учениками класса в поиске и сборе информации; разрешать конфликты уметь выражать свои мысли в соответствии с задачами; владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современными средствами коммуникации.

Умение работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации

Личностные Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом,) Обучающиеся смогут называть, определять, распознавать, идентифицировать информацию, полученную в процессе обучения. Обучающиеся овладеют умением оценивать с эстетической точки зрения биологические объекты и явления.

Решаемые учебные проблемы

Основные понятия, изучаемые на уроке: фотосинтез, воздушное питание, углекислый газ, кислород, энергия света, обмен веществ.

Вид используемых на уроке средств ИКТ

Образовательные интернет-ресурсы

Эпиграф: Огромный океан неведомого окружает нас.

И чем больше мы знаем, тем больше загадок нам задаёт природа.

В.А. Обручев.

Ход урока

1. ЭТАП 1 Актуализация знаний

На прошлом уроке мы с вами изучили процессы жизнедеяельности растительных организмов. И я хотела бы, чтобы вы проверили свои знания, выбрав предложенные виды

работы: работа у доски ( решение биологических задач), работа по карточкам по выполнению заданий на знание закономерностей, на знание фактического материала, на проверку умений.

Задания на знание закономерностей

- Каким организмам присущ обмен веществ?

- Что такое питание?

- Подпишите части растения.

Задания на знания фактического материала

- Подчеркните органы растения одной чертой а лишнее –двумя:лист,корень, черешок, цветок, околоцветник, корень, лепесток,побег.

-

3адания на проверку умений

-Изобрази лист и подлиши его частиа?

-Составь схемы расположения листьев.

2. ЭТАП Создание проблемной ситуации

- Дорогие мои, спасибо за работу на первом наше этапе, и мы продолжаем.

- На доске таблички со словами :дыхание, питание, бег, выделение, кувыркание, смех, транспорт веществ ,рост.

Выбери свойства живых организмов. Какие свойства относятся только к растениям ?

Как вы думаете, откуда растения берут силы для роста, развития , цветения, образования семян?

- Они что ,едят?(9нет)А как же?

-Кто может объяснить как питаются растения?

-почему не можете?

3. ЭТАП целеполагания

И так :чем мы будем заниматься сегодня?(искать ответ на вопрос : как питаются растения ?)

Питание- уникальное, удивительное свойство организма которое всегда вызывало у людей интерес. Люди давно искали ответ: растения никто не кормит а они растут как же это происходит?

Эпиграфом нашего урока будут слова Обручева:

Огромный океан неведомого окружает нас.

И чем больше мы знаем, тем больше загадок нам задает природа.

4. ЭТАП планирования.

- Ребята, кто может охарактеризовать питание?

Характеристики питания :получение питательных веществ ,постоянно ,добыча веществ, всю жизнь. Класс делится на 2 группы.

Учитель предлагает 1 варианту придумать определение термина «питание», а второму варианту прочитать в учебнике. На работу дается 3 минуты. Затем второй вариант проверяет работу первого и указывает на ошибки или неточности.

Работа с тетрадью. Запишите определение «Питание – это процесс получения органических веществ и энергии.»

Как питаются растения ?Кто может охарактеризовать способы получения энергии растениями?(Способы питания :воздушное и почвенное питание )

Учитель просит обратить внимание на записи на доске:

Способы питания

-воздушное почвенное

(лист) (корень)

5 ЭТАП «Открытие" новых знаний.

Механизм почвенного питания.

А сейчас мы должны установить как питаются растения почвенно

Для этого необходимо вспомнить

  • Какие корневые системы растения (стержнвая ,мочковатая)

  • Надземная и подземная части растения?( корень,побег )

  • Строение побега

  • Над Какие типы чередования листьев вы знаете? (очерёдное,супротивное,мутовчатое).

А теперь проследите цепочку своих ответов на мои вопросы, какой вывод вы можете сделать? (Заранее отпечатанные ответы, учитель клеит на доску)

-Чтение в учебнике

-Вывод учащихся.

А теперь порассуждаем. При почвенном питании вещества поступают в виде растворов а при воздушном? Как растения берут из воздуха вещества?

- вернемся к учебнику на странице 62

Сравнительная таблица «Воздушное и почвенное питание»

Сравниваемые черты

Воздушное

Почвенное

1. Принимают

Кислород, углекислый газ. Азот,энергия Солнца

Вода и минеральные соли

2. образуют.

хлорофилл

3. Выделяют

кислород

Проблемное задание.

Питание – друг или враг растения»

Действия учителя

Действия ученика

1. Нарисуйте в тетрадях растение и стрелочками покажите поступающие и образующиеся вещества , как вы представляете .

1. Каждый в тетрадях рисует познавательный объект так, как он себе его представляет.

2. Посмотрите на свой рисунок и вспомните все, что вы знаете о питании.

2. Вспоминают все, что связанно с рассматриваемым познавательным объектом.

3. Начертите в тетради «маркировочную таблицу» с тремя одинаковыми колонками. Рисует на доске таблицу.

3. Рисуют таблицу в тетради.

4.Левую колонку озаглавьте «Я знаю» и запишите, все, что вы знаете о питании.

4. Записывают в колонку все, что знают о познавательном объекте.

5. Обменяйтесь своими мнениями в паре.

5.Обмениваются друг с другом своими знаниями.

6.Давайте обсудим, что у нас получилось. Записывает на доске в левой колонке таблицы все, что говорят учащиеся.

6.Каждый по очереди информирует о том, что он знает о рассматриваемом объекте. Дополняют записи в левой колонке таблицы .

7.Предлагает учащимся обсудить вопросы, которые они хотели узнать о питании растений.

7. Обсуждают возникшие вопросы.

8.Промаркируйте вторую колонку таблицы «Хочу узнать».

8.Маркируют колонку таблицы.

9.Заполните данную колонку своими вопросами.

Записывает на доске вопросы учащихся.

9.Поочереди оглашают свои вопросы и заполняют таблицу в тетради.

6 ЭТАП Самоанализ и рефлексия.

Проводим этап самоанализа согласно алгоритму, который выводим на экран(приложение)

videouroki.net

Урок биологии 6 класс Тема Особенности питания растений. Почвенное питание растений

Урок биологии 6 класс

Тема Особенности питания растений. Почвенное питание растений

Цель: Формировать умения добывать знания и использовать их на практике.

Тип урока: Урок усвоения новых знаний

Задачи:

Образовательные:

- изучить корневое питание как основной процесс жизнедеятельности растений;

-познакомиться с группами удобрений и их значением для развития растений.

Развивающие:

-развивать умения работать с текстом;

-умения формировать понятия;

-умения применять полученные знания;

Воспитательные:

Продолжит формирование бережного отношения к растениям

План урока.

1.Организационный момент.

2. Сегодня мы начинаем изучать процессы жизнедеятельности организмов. Но для начала с помощью нашей бабочки давайте вспомним некоторые понятия, которые могут нам сегодня пригодиться на уроке (слайд3)

Корневые волоски Основная ткань устьице
сосуды хлоропласт
корень лист питание
Итак, тема нашего урока: Особенности питания растительного организма. Почвенное питание растений.

Что мы должны сегодня узнать на уроке?( слайд4)

1.Изучить корневое питание как основной процесс жизнедеятельности организма.

2.Раскрыть роль корневой системы в этом процессе.

3. Познакомиться с видами удобрений и их значением в жизни растений.

4. Выяснить значение листа в питании растений.

Что же такое питание? (слайд 6,7) Откройте учебник стр 62. Заполните пропуски в определении на своих информационных листах.

О том, зачем организмам нужно питаться расскажет Алиса

Питание – процесс получения организмом энергии и веществ через пищу. Энергия не создается и не уничтожается. Она существует в разных формах – световой, химической, тепловой, электрической, механической и т.д. Формы энергии могут переходить друг в друга. Например, когда включается вентилятор, то электрическая энергия превращается в механическую, а у электрообогревателя – в тепловую. Энергия помогает свершать какую – либо работу. Живые организмы в этом случае можно сравнить с машинами, которые не могут работать (оставаться живыми) без постоянного притока энергии.

Примеры различного рода работы в организме: образование органических веществ, транспорт веществ, механическое сокращение мышц, деление клеток. Кроме энергии, во время питания организм получает вещества, необходимые для его роста и развития.

Как вы думаете, отличается ли питание животных, человека от питания растений? (слайд8)

Растения сами вырабатывают питательные вещества, они всасывают воду с растворенными питательными веществами.

Найдите в параграфе способы питания растений занесите их в схему информационного листа (слайд 9)

Остановимся более подробно на почвенном питании. Какой орган играет существенную роль при почвенном питании? Давайте вспомним его строение. (слайд 10)

Что поглощает растение из почвы с помощью корня? (слайд 11)

Правильно, корень поглощает воду. Вода имеет для растения большое значение, ведь тело растения состоит на 50-90% из воды. Вместе с водой в тело растений попадают и растворенные минеральные соли. Включающие такие элементы как азот, калий, фосфор и другие. Они необходимы для построения более сложных веществ. Воду корень всасывает с помощью корневого давления, корень всасывает слабые растворы, воду лучше теплую, поэтому комнатные растения и растения в огороде лучше поливать теплой водой.

Так что же такое почвенное питание (запишите в листах ответ на 5 вопрос.)

Как вы думаете, что будет с растением, если почва бедна минеральными солями? Что нужно делать?

Прочитайте дополнительный текст, (приложение 1) с помощью текста выполните задание 6, 7 на информационных листках. Прокомментируйте схему (слайд 11)

Прочитайте задачи, определите, каких удобрений не хватает в каждом данном случаи, использую приложение 2

Итак, для хорошего роста и развития растения в почву необходимо вносить удобрения, но нужно соблюдать правила, вносить в определенный период года, в определенный период развития растения и в определенных дозах.

А теперь послушайте об одном интересном опыте.

В 1630году ученый Ван – Гельмонт посадил в горщок ветку ивы. Через пять лет ива выросла и стала весить 65кг, а вес почвы уменьшился на 50грамм! За счет чего выросла ива? (слайд 13)

Разобрать запись на слайде. Более подробно о воздушном питании мы поговорим на следующем уроке.

В заключении давайте составим синквейн по теме нашего урока (работа в парах.) – проверка

Решим тест из пяти вопросов

  1. По способу питания растения относятся к :
а) гетеротрофам

б) автотрофам

2. Корневые волоски участвуют в

а) почвенном питании

б) воздушном питании

3.К каким удобрения относится перегной, навоз, зола

а) органические

б) минеральные

4.Какие удобрения необходимо внести для лучшего роста растений

а) азот

б) фосфор

в) калий

5. В поглощении воды и минеральных солей участвует:

а) зона деления б) зона роста

в) зона всасывания

г) Зона проведения

Какие выводы по уроку мы можем сформулировать?

  1. Питание растения отличается от питания животных
  2. Растения сами могут вырабатывать органические вещества
  3. Для нормального роста растений необходимо вносить в почву удобрения
Рефлексия покрась серединку цветка. (слайд 15)
  1. Д.з. обязательно прочитать стр 62, и записи на информационном листке.
Дополнительный уровень составить сказку или рассказ по схеме на стр 63, используя записи в информационном листке.

ekollog.ru


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта