Отношения растения росянки и насекомого служат примером симбиоза. Лекция 13. Межвидовые отношения: конкуренция, симбиоз, хищничество, паразитизм (демонстрация)

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Мастер-класс "Взаимоотношения организмов в экосистеме". Отношения растения росянки и насекомого служат примером симбиоза


Симбиоз — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 1 марта 2018; проверки требуют 16 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 1 марта 2018; проверки требуют 16 правок.

Симбио́з (греч. συμ-βίωσις — «совместная жизнь»[1] от συμ- — совместно + βίος — жизнь) — форма тесных взаимоотношений между организмами разных видов, при которой хотя бы один из них получает для себя пользу.

В природе встречается широкий спектр примеров взаимовыгодного симбиоза (мутуализм). От желудочных и кишечных бактерий, без которых было бы невозможно пищеварение, до растений (примером служат некоторые орхидеи, чью пыльцу может распространять только один, определённый вид насекомых). Такие отношения успешны всегда, когда они увеличивают шансы обоих партнёров на выживание. Осуществляемые в ходе симбиоза действия или производимые вещества являются для партнёров существенными и незаменимыми. В обобщённом понимании такой симбиоз — промежуточное звено между взаимодействием и слиянием.

Обоюдно выгодный, обязательный вид симбиоза называют мутуализмом. Комменсализмом называют отношения, полезные одному, но безразличные другому симбионту, аменсализмом — отношения, вредные одному, но безразличные другому. А кооперацией называют необязательные взаимовыгодные отношения. Форма симбиоза, при которой один организм (паразит) использует другой (хозяин) в качестве источника питания или/и среды обитания, называется

ru.wikipedia.org

ЕГЭ сдам - Взаимоотношения организмов

Тест по биологии

ЕГЭ

Взаимоотношения организмов

11 класс

Скачать

Взаимоотношения организмов

Между лосем и зубром наблюдается конкуренция, так как они

  

 1) 

питаются сходной пищей

  

 2) 

имеют примерно одинаковые размеры тела

  

 3) 

имеют немногочисленное потомство

  

 4) 

относятся к классу млекопитающих

 

Отношения между обыкновенной белкой и таежным клещом называют

  

 1) 

конкуренцией

  

 2) 

хищничеством

  

 3) 

симбиозом

  

 4) 

паразитизмом

 

В смешанном лесу растения расположены ярусами, что уменьшает конкуренцию между березой и

  

 1) 

майскими жуками

  

 2) 

черемухой

  

 3) 

грибами

  

 4) 

шиповником

  

 5) 

орешником

  

 6) 

мышами

 

Взаимоотношения серой жабы и голого слизня называют хищничеством, так как

  

 1) 

они обитают в сходных условиях

  

 2) 

слизни – объекты питания жаб

  

 3) 

жабы – промежуточный хозяин слизня

  

 4) 

оба вида конкурируют из-за мест обитания

 

Конкуренция – это отношения между 

  

 1) 

хищниками и жертвами

  

 2) 

живыми организмами и абиотическими факторами

  

 3) 

паразитами и хозяевами  

  

 4) 

организмами со сходными потребностями

 

Конкуренция в экосистеме существует между

  

 1) 

дубом и березой

  

 2) 

елью и черникой

  

 3) 

елью и ландышем

  

 4) 

дубом и белым грибом

 

Почему отношения между щукой и окунем в экосистеме реки считают конкурентными?

 

В экосистеме смешанного леса симбиотические отношения устанавливаются между

  

 1) 

березами и елями

  

 2) 

березами и грибами-трутовиками

  

 3) 

тлями и муравьями

  

 4) 

ежами и насекомоядными птицами

  

 5) 

березами и подберезовиками

  

 6) 

черемухой и опыляющими ее мухами

 

В экосистеме озера к консументам относят

  

 1) 

рыб и земноводных

  

 2) 

бактерии-сапротрофы

  

 3) 

водоросли и цветковые растения

  

 4) 

микроскопические грибы

 

Тип взаимоотношений клубеньковых бактерий и бобовых растений –

  

 1) 

паразит – хозяин

  

 2) 

хищник – жертва

  

 3) 

конкуренция за пищу

  

 4) 

симбиотические

 

Сожительство двух организмов, из которого оба извлекают пользу – это

  

 1) 

хищничество

  

 2) 

квартирантство

  

 3) 

конкуренция

  

 4) 

симбиоз

 

Конкурентные отношения в биоценозе возникают между 

  

 1) 

хищниками и жертвами

  

 2) 

паразитами и хозяевами

  

 3) 

морскими и пресноводными организмами

  

 4) 

видами со сходными потребностями

 

Конкурентные отношения между организмами в экосистемах характеризуются

  

 1) 

угнетением видами друг друга

  

 2) 

ослаблением внутривидовой борьбы

  

 3) 

созданием среды одними видами для других

  

 4) 

поеданием одних видов другими

 

Установите соответствие между парой животных и типом их взаимоотношений.

 

  

ПАРЫ ЖИВОТНЫХ

 

ТИПЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ

А) 

гидра – дафния

Б) 

рысь – заяц-беляк

В) 

аскарида – человек

Г) 

черный коршун – лесная полевка

Д) 

таежный клещ – лесная мышь

Е) 

бычий цепень – копытное животное

 

   

1) 

паразит – хозяин

2) 

хищник – жертва

 

 

 

Почему отношения между собакой и клещом считают примером паразитизма?

 

Взаимоотношения божьих коровок и тлей – пример

  

 1) 

паразитизма

  

 2) 

взаимопомощи

  

 3) 

симбиоза

  

 4) 

хищничества

 

Взаимовыгодное существование бобовых растений и клубеньковых бак­те­рий представляет собой

  

 1) 

микоризу

  

 2) 

квартиранство

  

 3) 

симбиоз

  

 4) 

конкуренцию

 

Какие взаимоотношения в биоценозе степи характерны для диких копытных животных разных видов?

  

 1) 

хищничество

  

 2) 

конкуренция

  

 3) 

симбиоз

  

 4) 

нейтрализм

 

Симбиотические отношения – это пример фактора

  

 1) 

абиотического

  

 2) 

антропогенного

  

 3) 

ограничивающего

  

 4) 

биотического

 

Каковы взаимоотношения культурных и сорных растений в агроценозе?

  

 1) 

нейтральные

  

 2) 

симбиотические

  

 3) 

конкурентные

  

 4) 

паразит – хозяин

 

Установите соответствие между признаком животных и экологической группой, которую он характеризует.

 

  

ПРИЗНАК ЖИВОТНЫХ

 

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ГРУППА

А) 

высокая плодовитость

Б) 

развитие органов чувств

В) 

развитие со сменой хозяина

Г) 

наличие специальных органов прикрепления (крючков, присосок)

 

   

1) 

свободноживущие

2) 

паразиты

 

 

Как называют тип отношений между грибом-трутовиком и берёзой, на которой он обитает?

  

 1) 

хищничеством

  

 2) 

паразитизмом

  

 3) 

конкуренцией

  

 4) 

симбиозом

 

Отношения каких организмов служат примером симбиоза?

  

 1) 

растения росянки и насекомого

  

 2) 

клеща и собаки

  

 3) 

сосны и маслёнка

  

 4) 

щуки и карася

 

Какие отношения устанавливаются между водорослью и грибом в слоевище лишайника? Объясните роль обоих организмов в этих отношениях.

 

Верны ли следующие суждения о связях видов в экосистеме?

А. Сожительство гриба с корнями высших растений (микориза) 

 пример симбиотических отношений.

Б. Сожительство клубеньковых бактерий и бобовых растений 

 пример конкурентных отношений в биоценозе.

  

 1) 

верно только А

  

 2) 

верно только Б

  

 3) 

верны оба суждения

  

 4) 

оба суждения неверны

 

Установите соответствие между животными и типом отношений между ними.

 

  

ЖИВОТНЫЕ

 

ТИП ОТНОШЕНИЙ

А) 

муравьи и тля

Б) 

носорог и воловья птица

В) 

жук-плавунец и малёк рыбы

Г) 

щука и карась

Д) 

уж и лягушка

 

   

1) 

симбиоз

2) 

хищник 

 жертва

 

 

Установите соответствие между животными и типом взаимоотношений между ними.

 

  

ЖИВОТНЫЕ

 

ТИП ВЗАИМООТНОШЕНИЙ

А) 

блоха и кошка

Б) 

эхинококк и собака

В) 

гидра и дафния

Г) 

волк и рысь

Д) 

лисица и мышь

Е) 

рак-отшельник и актиния

 

   

1) 

симбиоз

2) 

паразит 

 хозяин

3) 

хищник 

 жертва

4) 

конкуренция

 

 

Отношения типа «хищник 

 жертва» наблюдаются у

  

 1) 

коровы и печёночного сосальщика

  

 2) 

рака-отшельника и актинии

  

 3) 

острицы и человека

  

 4) 

гидры и дафнии

 

Установите соответствие между примером отношений организмов в природе и их формой.

 

  

ПРИМЕР ОТНОШЕНИЙ

 

ФОРМА ОТНОШЕНИЙ

А) 

борьба воробьёв и скворцов за место гнездования

Б) 

токование тетеревов в лесу

В) 

образование колоний у грачей

Г) 

поселение блох на теле млекопитающего

Д) 

питание лисицы грызунами

Е) 

питание щуки и окуня одинаковой пищей

 

   

1) 

взаимопомощь

2) 

конкуренция

3) 

паразитизм

4) 

хищничество

 

 

Какую пользу извлекают грибы подберёзовики из взаимоотношений с корнями берёзы?

  

 1) 

используют созданные берёзой органические вещества

  

 2) 

поглощают воду и минеральные вещества из корней берёзы

  

 3) 

корни облегчают проникновение гифов в глубь почвы

  

 4) 

облегчается вегетативное размножение гриба

 

Установите соответствие между примером и типом пищевых отношений, который иллюстрируется этим примером.

 

  

ПРИМЕР

 

ТИП ОТНОШЕНИЙ

А) 

львы и гиены

Б) 

носорог и воловьи птицы

В) 

акула и рыба-прилипало

Г) 

муравьи и тля

Д) 

термиты и целлюлозоразрушающие бактерии

Е) 

бобовые растения и клубеньковые бактерии

 

   

1) 

симбиоз

2) 

нахлебничество

 

 

Установите соответствие между парой организмов и типом биотических отношений, в которые они вступают.

 

  

ОРГАНИЗМЫ

 

ТИП БИОТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

А) 

гриб-трутовик и берёза

Б) 

дуб и белый гриб

В) 

осина и берёза

Г) 

паутинный клещ и смородина

Д) 

фасоль и клубеньковые бактерии

 

   

1) 

конкуренция

2) 

симбиоз

3) 

паразитизм

 

 

Установите соответствие между примером и типом взаимоотношений организмов, который он иллюстрирует.

 

  

ПРИМЕР

 

ТИП ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ

А) 

берёза и гриб трутовик

Б) 

личинка божьей коровки и тля

В) 

взрослая божья коровка и тля

Г) 

гидра и дафния

Д) 

волк и клещ

Е) 

картофель и фитофтора

 

   

1) 

хищник 

 жертва

2) 

паразит 

 хозяин

 

 

 

egesdam.my1.ru

Мастер-класс "Взаимоотношения организмов в экосистеме"

Разделы: Биология

Цель: изучить типы взаимодействия между организмами в экосистемах.

Задачи:

  • Обучающие: сформировать у учащихся знания о видах взаимодействия между организмами, показать зависимость одних видов от других.
  • Развивающие:
  • развивать умения анализировать, делать выводы, работать самостоятельно в группе.
  • Воспитывающие:
  • способствовать нравственному воспитанию учащихся, воспитывать культуру общения, чувство ответственности за результат своего труда, чувство коллективизма, сопереживания, совершенствовать навыки групповой работы.

“Все связано со всем.”

 Б.Коммонер.

1. Ориентировочно-мотивационный этап.

Нет такого человека, которого бы не волновала судьба окружающей природы, и соответственно, его собственная судьба. Жизнь любого живого существа невозможна без других. Они никогда не живут изолированно, а постоянно контактируют между собой и живыми организмами. Поэтому между животными складываются различные взаимоотношения.. Обратимся к эпиграфу сегодняшнего урока: “ Все связано со всем”. В конце урока мы должны будем с вами подтвердить или опровергнуть это высказывание Барри Коммонера, который занимался вопросами социальной экологии.

Экологическая зарядка. (Фронтально.)

1. Найдите лишнее понятие и обоснуйте ответ:

* сосна, лягушка, повилика; * дуб, ковыль, белка; * дождевой червь, гусеница, плесневый гриб. * тигр, медведь, лев, гепард, леопард.

2. Восстановите последовательность:

– медведь, зоопланктон, лосось, мелкая рыба, планктон. – ястреб, муха, паук, синица, нектар цветов.

Что за последовательность здесь изображена? (Цепь питания.) Что такое цепь питания? (Это процесс, в котором каждое предыдущее звено служит пищей последующему.)

Решите письменно познавательные задачи (зеленый лист).

1. Ежедневно стриж при кормлении птенцов прилетает к гнезду – 34 раза. За 1 раз он приносит 400 мелких насекомых. Период вскармливания птенцов составляет 33 дня. Сколько насекомых уничтожает пара стрижей за период вскармливания потомства.

(400 34 33 2 = 897600 насекомых)

2. Пара ласточек в период вскармливания птенцов прилетает к гнезду 400 раз в день, принося за 1 раз 0,5 г. насекомых. Период вскармливания длится 20 дней. Сколько килограммов насекомых уничтожает в период вскармливания птенцов 3 пары ласточек?

(400 0,5 = 200, 200 20= 4000г. 3 =12000г. или 12 кг..)

3. 10 колорадских жуков в течение 30 суток съедают 2.000 см2 листьев картофеля.

За свое развитие одна личинка съедает приблизительно 50 см.2 листьев картофеля. Подсчитайте, какую площадь листьев съедят 1.000 колорадских жуков? Сколько личинок колорадского жука могут уничтожить такую площадь листьев картофеля?

(10 кол. жук. – 2.000см.2 1000 кол.жук. – х см2, х = 200.000 см.2, 200.000: 50 см2 = 4.000 личинок.)

“Выскажи свое мнение” (красный лист)

1. Замечено, что в местах обитания тигра обычно не встречаются волки. На территории, где живут волки, как правило, не бывает тигров. Объясните этот факт.

2. Почему в сосновом лесу можно встретить молодые ели, а в еловом лесу молодые ели не растут. Дайте ответ.

“Объясни следующие утверждения” (красный лист).

– уровень организации крысы выше, чем ястреба; – любая пищевая цепь начинается обычно с растений; – в пищевых цепях количество звеньев – разное.

“Узнай пословицы, изложенные на языке биологических и экологических терминов”(голубой лист).

1. Сколько это млекопитающее не снабжай питательными веществами, оно все равно стремится в растительное сообщество. (Сколько волка не корми, он все равно в лес смотрит.)

2. Процесс создания материальных ценностей несопоставим с представителем семейства Волчьих, поэтому не может скрыться в растительном сообществе. (Работа не волк, в лес не убежит.)

П  Изучение нового материала. Операционно-исполнительный этап.

В известной русской народной сказке “Теремок” в одном доме поселились: лягушка, мышка, ежик, лиса и заяц и волк. Могут ли действительно все эти животные находиться в одном “теремке”. Что их может связывать? Посмотрите на тему нашего урока..” Взаимоотношения организмов в экосистемах”. Проблемная задача: Определить, какие взаимоотношения между различными видами в биоценозе могут существовать?. На эти вопросы мы с вами ответим после изучения темы урока. Итак, тема нашего урока “Взаимоотношения организмов в экосистеме”.Какую цель мы можем сформулировать? (Изучить ,выявить взаимоотношения организмов в экосистемах.)

План изучения темы (на слайде.)

1.Симбиотические взаимосвязи. 2. Антисимбиотические взаимосвязи. 3. Нейтральные взаимосвязи.

Изучая определенную тему составляем цветной кластер (схему) типов биотических взаимосвязей. (Работают 3 группы.)

Работаем с вами 5 минут, можно использовать любую литературу, которая находится у вас на столе, при этом заполняем таблицу следующего содержания:

Тип взаимоотношений (название) определение примеры
     
     
     

После изучения типа взаимоотношений охарактеризуйте его.

Симбиотические взаимосвязи.

Симбиоз – позитивные взаимоотношения. Это такая форма взаимоотношений, при которой партнеры получают пользу друг от друга (или один из них от другого).

Муравейник рыжего лесного муравья. Симбиоз с тлями – питание падью тлей. Тлей муравьи находят, заползая на деревья. Кроме жидкой пищи (падь), муравьи питаются твердой пищей, большую часть которой составляют насекомые на всех стадиях развития. Рыжие лесные муравьи не только симбионты, но и хищники. Симбиоз – буквально “совместная жизнь. Различают несколько форм симбиоза: мутуализм, кооперация и комменсализм. Если влияние одного организма требуется для роста и выживания другого, то такой симбиоз называют мутуализмом. Мутуализм – взаимовыгодное сожительство, когда присутствие партнера становится обязательным для существования каждого из них. Мутуалистические отношения складываются между гифами гриба и зелеными одноклеточными водорослями, которые образуют новый организм – лишайник. Можно наблюдать еще один пример симбиоза: клевер, опыляемый шмелями. Устройство ротового аппарата шмелями приспособлено к опылению закрытых цветков бобовых растений.

Шляпочные грибы и деревья. Это тоже симбиотические отношения. Гифы шляпочных грибов прорастают в корни деревьев, заменяя утраченные корневые волоски, они всасывают воду, которая поступает затем в проводящие сосуды дерева. Взамен дерево снабжает гриб готовыми органическими веществами. Примеры: клубеньковые бактерии на корнях бобовых, лишайник, микориза – симбиоз гриба и корня, береза и подберезовик и другие.

Комменсализм – полезно-нейтральные взаимоотношения, при которых один вид извлекает пользу, а другому это безразлично. Молодая елочка, растущая в тени березы, – яркий пример комменсализма. Существование елочки для взрослой березы незаметно, несущественно, но для теневыносливой ели крона березы служит защитой от солнца. Различают а) нахлебничество: львы и гиены, акулы и рыбы-прилипалы; б) квартиранство: орхидея и дерево, дерево и лишайник. Часто взаимоотношения сотрапезничества и нахлебничества можно продемонстрировать на одних и тех же примерах. У трупа зайца “трудится” лиса и мухи, разделяющие с ней трапезу, являются сотрапезниками и нахлебниками одновременно, а вороны вступают в другие взаимоотношения с лисой – конкурентные. Песец подъедает за белым медведем остатки его добычи – тюленей, рыбы-прилипалы подбирают куски пищи, выпадающие изо рта акулы.

Физкультминутка (2–3 упражнения).

Антисимбиотические отношения.

Паразитизм – полезно-вредные межвидовые отношения, при которых один вид живет за счет другого. Различают Эктопаразитов и эндопаразитов. Эктопаразиты – это наружные паразиты. Они не живут на теле постоянно на теле хозяина, то есть являются временными паразитами. Примерами являются блохи, вши, кровососущие двукрылые. Эндопаразиты постоянно живут в теле хозяина, например, паразитические черви (круглые и плоские).

Паразитические отношения встречаются и у растений. Примеры: повилика не имеет листьев и получает питательные вещества за счет хозяина – другого растения; гриб фитофтора паразитирует на высших растениях, растение петров крест. (Собака и клещ.)

Конкуренция – взаимо-вредные отношения, при которых организмы угнетают в результате борьбы за существование. Вдоль пшеничного поля, прилегающего к опушке леса, растут сорные растения: васильки, пырей, льнянка. Взаимоотношения культурных и сорных растений тоже конкурентные. В смешанных лесах быстро растущие деревья будут затенять и угнетать медленно растущие деревья, а также травянистые растения, которые требуют больше света, и тем самым, вытеснять их, лишая света и питательных веществ. Примером может служить обитание на одной территории двух близких видов – соловья и варакушки. Как правило эти виды в природе в одном биотопе вместе не живут. (Щука и окунь, волк и лисица.)

Хищничество – полезно-вредные межвидовые отношения, при которых один вид нападает на другой с целью его уничтожения. Росянка и муха, комар и волк, частный случай – каннибализм у крыс, у бурых медведей. Хищничество встречается и у растений, например, растение венерина мухоловка. Листья мухоловки покрыты железистыми волосками, которые выделяют липкую слизь, содержащую ферменты. Если к листьям прилипают мелкие насекомые, края листьев смыкаются и происходит переваривание насекомого. Паук-крестовик, его ловчая сеть и муха –это хищничество. Слепни, комары, мошки, отравляющие нам жизнь во время путешествия,– паразиты-кровососы теплокровных животных и человека. (Лисица и заяц, тигр и олень.)

Нейтральные.

Это форма взаимоотношений, при которой организмы, обитающие на одной территории, не влияют друг на друга. Примером может служить лоси и белки, клопы и водомерки, синицы и ежи.

На доске изображаем модель-аппликацию по данным взаимоотношениям и составляем цветной кластер:

Симбиотические (зеленый лист)   Аллелопатия )желтый лист)
  взаимоотношения организмов в экосистеме  
Нейтральные (голубой лист)   Антисимбиотические (красный)

У вас на столах примеры взаимоотношений организмов в экосистеме, определите их характер, используя обозначения.

Экологические взаимоотношения организмов в природе. (Желтый лист.)

+ 0 – полезно-нейтральные – 0 – вредно-нейтральные + + – взаимо-выгодные + – полезно-вредные – – взаимо-вредные 0 0 нейтральные

Определите характер взаимоотношений организмов в природе, используя обозначения:

  1. олени и лоси, как разносчики семян растений;
  2. гриб и водоросль в составе лишайника;
  3. снегири, как потребители семян растений;
  4. шляпочный гриб и дерево;
  5. трутовик и дерево;
  6. муравьи и тли;
  7. клест и белка;
  8. корова и трава;
  9. лиса и блоха;
  10. сорняки и культурные растения.

Проверим характер взаимоотношений путем взаимопроверки и поставим друг другу оценки. Ключ написан на доске. (Без ошибок – “5”, 1–2 ошибки – “4”, 3 ошибки – “3”.)

“Узнай по описанию”. (Трутовик, вши, отряд Хищные, кролики, чесоточный клещ.)

Давайте с вами попробуем решить кроссворд. (Розовый лист.)

№ 1 (1 – горностай, 2 – лисица, 3 – рысь, 4 – косуля, 5 – ондатра, 6 0150 белка.)

№ 2 (1 – барсук, 2 – куница, 3 – хорек, 4 – лось, 5 – медведь, 6 – кабан.)

Рефлексия будет представлена в виде “Ромашки впечатлений”. Что нового вы узнали на уроке? Что вам понравилось на уроке? Что не понятно? Где эти знания вам пригодятся в практической деятельности?

Итак, существуют невидимые нити жизни в природе. Вернитесь к нашему эпиграфу, объясните, как вы понимаете эпиграф “Все связано совсем”? А проблемный вопрос? Мы на него ответили работой на уроке. А теремок?

Идеальное домашнее задание: (На слайде.)

– сделать рисунок к теме; – придумать биологическую задачу по теме; – придумать рассказ, например, “жизнь организма в новой среде обитания” – творческое задание: представьте, что животные могут говорить. О каких проблемах они рассказали бы людям и о чем бы нас попросили?

Ответ представьте в виде сочинения, придумайте заголовок.

Закончить урок мне хочется словами наказа: автор Борис Заходер.

“Нужны все на свете, нужны все подряд, Кто делает мед и кто делает яд, Плохи дела у кошки без мышки У мышки без кошки не лучше делишки Нельзя обойтись и без чудищ нелепых И даже без хищников злых и свирепых”.

Презентация.

28.01.2011

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

§ 44. Межвидовые отношения организмов в экосистеме. Биология 9 класс Пасечник



1. Какую роль в природе играют хищники?

Хищники участвуют в круговороте веществ. Одни из них питаются растениями, другие - животными, третьи - остатками организмов. При этом животные - потребители мертвой органики (жуки-навозники, личинки некоторых мух и т.д.) выполняют роль санитаров окружающей среды. Они перерабатывают остатки растений, трупы и помет животных, очищают водоемы и предотвращают их зарастанию.

Трудно переоценить роль хищных животных как регуляторов численности популяций других видов животных (в том числе вредителей сельского и лесного хозяйства, кровососущих видов). А растительноядные животные регулируют плотность популяций растений (среди которых есть и сорняки).

Различные группы животных обеспечивающие опыление цветковых растений (насекомые, птицы, млекопитающие), распространяют плоды и семена.

2. Приведите примеры взаимовыгодных отношений между животными и растениями.

Примером таких отношений могут служить взаимоотношения цветковых растений и их опылителей. Большинство насекомоопыляемых цветковых растений не могут образовать семян без участия опылителей — насекомых, птиц, млекопитающих. Опылители, со своей стороны, заинтересованы в нектаре и пыльце, служащих им пищей.

Еще пример: птицы поедают плоды и разносят семена, что важно для дальнейшего существования определенного вида растения.

Вопросы

1. Какие примеры положительных и отрицательных взаимоотношений организмов вам известны?

Нейтрализм, аменсализм, комменсализм, симбиоз, протокооперация, мутуализм, конкуренция, хищничество, паразитизм.

2. Что представляют собой лишайники с точки зрения взаимоотношений организмов?

Лишайники являются классическим примером симбиоза и представляют собой тесное взаимовыгодное сожительство грибов и водорослей.

3. Какова главная особенность симбиоза?

Обязательное условие симбиотических отношений - совместная жизнь, определённая степень сожительства организмов.

Задания

Конкуренция становится устойчивой (оба вида выживают) при наличии разнообразия внешних условий. Такому же правилу подчиняется и хищничество. Обсудите, почему так происходит.

При наличии разнообразия внешних условий у представителей сообщества возникают различные приспособления, поэтому у поедающих этих животных хищников также возникают приспособления к поиску, захвате (и др.) пищи.

resheba.me

конкуренция, симбиоз, хищничество, паразитизм (демонстрация)

Видео уроки (демонстрация): http://www.youtube.com/playlist?list=PLho0jPYl5RAGkZNhRC_GYHyNrq9pT57Mf

Электронный учебник по экологии http://ekol-ush.narod.ru/

Межвидовые отношения — биотические связи между особями разных видов (хищничество, конкуренция, паразитизм, симбиоз) .

Хищничество — прямые пищевые связи между организмами, при которых одни организмы уничтожаются другими организмами. Примеры: поедание лисицей зайцев, синицей — гусениц.

Конкуренция — тип взаимоотношений, возникающий между видами со сходными экологическими потребностями из-за пищи, территории и др. Пример: конкуренция между лосями и зубрами, обитающими в одном лесу, из-за пищи. Отрицательное влияние конкуренции на оба конкурирующих вида (например, уменьшение численности лосей и зубров вследствие недостатка корма) .

Паразитизм — форма межвидовых отношений, при которых одни организмы существуют за счет других, питаясь их кровью, тканями или переваренной пищей. Многократное использование паразитом организма хозяина. Примеры паразитизма: гриб-трутовик и дерево, собака и клещ, паразитические черви и человек.

Симбиоз — тип межвидовых отношений, при котором оба организма получают взаимную пользу. Примеры симбиоза: рак-отшельник и актиния, клубеньковые растения и бактерии, шляпочные грибы и деревья, лишайники (симбиоз гриба и водоросли) .

Среди огромного разнообразия взаимосвязей живых существ выделяют определенные типы отношений, имеющие много общего у организмов разных систематических групп.

 

Симбиоз

Симбиоз1 - сожительство (от.греч.сим - вместе, биос - жизнь) - форма взаимоотношения, из которых оба партнера или хотя бы один извлекают пользу.

Симбиоз подразделяется на мутуализм, протокооперацию и комменсализм.

Мутуализм2 - форма симбиоза, при которой присутствие каждого из двух видов становится обязательным для обоих, каждый из сожителей получает относительно равную пользу, и партнеры (или один из них) не могут существовать друг без друга.

Типичный пример мутуализма - отношения термитов и жгутиковых простейших, обитающих в их кишечнике. Термиты питаются древесиной, однако у них нет ферментов для переваривания целлюлозы. Жгутиконосцы вырабатывают такие ферменты и переводят клетчатку в сахара. Без простейших - симбионтов - термиты погибают от голода. Сами же жгутиконосцы помимо благоприятного микроклимата получают в кишечнике пищу и условия для размножения.

Протокооперация3 - форма симбиоза, при которой совместное существование выгодно для обоих видов, но не обязательно для них. В этих случаях отсутствует связь именно этой, конкретной пары партнеров.

Примером протокооперации являются взаимоотношения мелких рыбок семейства губановых и крупных хищных мурен. Среди губановых имеются так называемые рыбы-чистильщики, освобождающие крупных рыб от наружных паразитов, находящихся на коже, в жаберной и ротовой полостях. Крупные хищники, в том числе мурены, страдающие от паразитов, приплывают в места обитания губанов и дают им возможность уничтожать паразитов даже у себя во рту, хотя могли бы с легкостью их проглотить.

Комменсализм - форма симбиоза, при которой один из сожительствующих видов получает какую-либо пользу, не принося другому виду ни вреда, ни пользы.

Комменсализм, в свою очередь, подразделяется на квартиранство, сотрапезничество, нахлебничество.

"Квартиранство"4 - форма комменсализма, при которой один вид использует другой (его тело или его жилище) в качестве убежища или своего жилья. Особую важность приобретает использование надежных убежищ для сохранения икры или молоди.

Пресноводный горчак откладывает икру в мантийную полость двухстворчатых моллюсков - беззубок. Отложенные икринки развиваются в идеальных условиях снабжения чистой водой.

"Сотрапезничество"5 - форма комменсализма, при которой несколько видов потребляют разные вещества или части одного и того же ресурса.

"Нахлебничество"6 - форма комменсализма, при которой один вид потребляет остатки пищи другого.

Примером перехода нахлебничества в более тесные отношения между видами служат взаимоотношения рыбы-прилипалы, обитающей в тропических и субтропических морях, с акулами и китообразными. Передний спинной плавник прилипалы преобразовался в присоску, с помощью которой та прочно удерживается на поверхности тела крупной рыбы. Биологический смысл прикрепления прилипал заключается в облегчении их передвижения и расселения.

 

Нейтрализм

Нейтрализм7 - тип биотической связи, при которой совместно обитающие на одной территории организмы не влияют друг на друга. При нейтрализме особи разных видов не связаны друг с другом непосредственно.

Например, белки и лось в одном лесу не контактируют друг с другом.

Антибиоз

Антибиоз - тип биотической связи, когда обе взаимодействующие популяции(или одна из них) испытывают отрицательное влияние друг друга.

Антибиоз подразделяется на аменсализм, хищничество, конкуренцию и паразитизм.

Аменсализм8 - форма антибиоза, при которой один из совместно обитающих видов угнетает другой, не получая от этого ни вреда, ни пользы.

Пример: светолюбивые травы, растущие под елью, страдают от сильного затемнения, в то время как сами на дерево никак не влияют.

Хищничество9 - тип антибиоза, при котором представители одного вида питаются представителями другого вида. Хищничество широко распространено в природе как среди животных, так и среди растений. Примеры: насекомоядные растения; лев, поедающий антилопу и т.д.

Кокуренция - тип биотических взаимоотношений, при котором организмы или виды соперничают друг с другом в потреблении одних и тех же обычно ограниченных ресурсов. Конкуренцию подразделяют на внутривидовую и межвидовую.

Внутривидовая кокуренция10 - соперничество за одни и те же ресурсы, происходящее между особями одного и того же вида. Это важный фактор саморегулирования популяции. Примеры: птицы одного вида конкурируют из-за места гнездования. Самцы многих видов млекопитающих (например, оленей) в период размножения вступают друг с другом в борьбу за возможность обзавестись семьей.

Межвидовая кокуренция11 - соперничество за одни и те же ресурсы, происходящее между особями разных видов. Примеры межвидовой кокуренции многочисленны. И волки, и лисы охотятся на зайцев. Поэтому между этими хищниками возникает конкуренция за пищу. Это не значит, что они непосредственно вступают в борьбу друг с другом, но успех одного означает неуспех другого.

Паразитизм12 - форма антибиоза, когда представители одного вида используют питательные вещества или ткани особей другого вида, а также его самого в качестве временного или постоянного местообитания.

Например, миноги нападают на треску, лососей, корюшку, осетров и других крупных рыб и даже на китов. Присосавшись к жертве минога питается соками ее тела в течение нескольких дней, даже недель. Многие рыбы погибают от нанесенных ею многочисленных ран.

Все перечисленные формы биологических связей между видами служат регуляторами численности животных и растений в сообществе, определяя его устойчивость.

 

 

Различные формы взаимодействия между особями и популяциями:

Взаимоотношения Вид А Вид В
Взаимовредные: · борьба за существование · Внутривидовая конкуренция ( животные дерутся между собой до смерти. У растений – аллопатия – выделение токсинов ). · межвидовая конкуренция (главный биотический фактор для вида - чем больше совпадают потребности, тем сильнее борьба). - -
Взаимополезные(симбиоз): · протокооперация (крабы и кишечнополостные) - каждый из партнеров может существовать самостоятельно при разрушении симбиоза; · мутуализм (лишайники) - оба партнера настолько взаимозависимы, что удаление одного из партнеров приводит к неминуемой гибели их обоих · внутривидовая взаимопомощь и сотрудничество (стадо) + +
Полезнонейтральные (комменсализм): · сотрапезничество -потребление разных частей или веществ одной и той же пищи или последовательная переработка одного и того же вещества; · нахлебничество (львы и гиены) - один организм питается остатками пищи другого; · квартирантство (лиана и опора) - одни организмы используют другие как убежища или транспорт; · синоикия – собака и репей; +
Вреднонейтральные(аменсализм): · (травы растут под тенью дерева) - отношения отрицательны для одного вида, который угнетается другими видом, для которого эти отношения безразличны. -
Полезновредные: · хищничество (волк и заяц) - оба организма постоянно совершенствуются; · паразитизм - адаптации паразита часто направлены на упрощение внутренней организации и приспособление к конкретному местообитанию на теле или в теле хозяина. + -

Урок 14, 15

Практическая работа № 1, 2Описание антропогенных изменений в естественных природных ландшафтах своей местности

studopedya.ru

23. Биотические факторы среды. Биология. Общая биология. 11 класс. Базовый уровень

23. Биотические факторы среды

Вспомните!

Что такое среда обитания?

Какие факторы относят к факторам живой природы?

В природе существование каждого живого организма зависит не только от абиотических факторов, но и от обитающих рядом других организмов. Всю совокупность сложных и многообразных влияний одних организмов на другие называют биотическими факторами. Разные виды, живущие на одной территории, практически всегда прямо или косвенно воздействуют друг на друга. Конечно, можно найти многочисленные примеры, когда существование видов является независимым, например кукушка и олень, живущие в одном лесу, но, как правило, такие случаи иллюстрируют опосредованные взаимоотношения организмов. Обычно совместное существование видов вызывает возникновение определённых приспособлений и зависимости друг от друга.

Рассмотрим наиболее распространённые в природе типы биотических факторов.

Хищничество. Это один из самых распространённых видов взаимоотношений в природе, который играет важную роль в поддержании равновесия в экосистемах. Хищники – организмы, которые ловят, умерщвляют и поедают свою жертву (рис. 69). Взаимоотношения «хищник-жертва» встречаются во всех царствах живой природы. Кроме животных-хищников существуют хищные грибы и растения (росянка, венерина мухоловка и др.) (рис. 70).

Рис. 69. Примеры хищничества в животном царстве

Рис. 70. Хищное растение росянка

Если популяции жертв и хищников долгое время сосуществуют вместе, между ними складываются равновесные взаимоотношения – с увеличением популяции жертвы возрастает численность хищников, т. е. осуществляется биологическая регуляция численности популяций (рис. 71). Как правило, в природе хищники в первую очередь уничтожают больных или ослабленных особей, тем самым способствуя обновлению и укреплению популяции жертвы. Нередко полное уничтожение хищников вызывало сначала резкое увеличение численности популяции жертвы. Однако в дальнейшем это приводило к подрыву кормовой базы, развитию заболеваний и, как следствие, к массовой гибели жертв.

В процессе эволюции происходит постоянное совершенствование и хищников, и жертв. У крупных хищников – волков, живущих стаями, вырабатывается сложное согласованное поведение при охоте на копытных. Большинство хищников способно переключаться с одной добычи на другую, более доступную и многочисленную. Узкая специализация поставила бы хищников в жёсткую зависимость от процветания жертвы. Так, лисы могут питаться не только зайцами, но и грызунами, лягушками, а при необходимости и наведаться в курятник.

Рис. 71. Взаимосвязь колебаний численности популяций в системе «хищник – жертва»

В свою очередь, жертвы в процессе естественного отбора совершенствуют средства защиты и избегания хищников. Яды растений, сложное приспособительное поведение животных, покровительственная окраска, мимикрия, панцири и шипы – всё это способствует выживанию жертв.

В определённых условиях при ограниченности пищевых ресурсов и пространства в популяции может возникнуть каннибализм (поедание особей своего вида) – одна из форм хищничества. Каннибализм известен у насекомых, хищных рыб, паукообразных и других организмов.

Паразитизм. Это форма межвидовых взаимоотношений, в процессе которых один из видов (паразит) использует другого (хозяина) в качестве среды обитания или источника пищи, нанося ему существенный вред. Паразиты встречаются практически во всех таксономических группах, начиная от внутриклеточных паразитов – вирусов и кончая высшими растениями и многоклеточными животными (рис. 72).

Совместная эволюция популяций паразитов и хозяев приводила к возникновению многочисленных адаптаций с обеих сторон. К специфическим приспособлениям паразитов, которыми они отличаются от свободноживущих организмов, относятся разнообразные органы прикрепления, высокая плодовитость, сложные циклы развития и др. Причём следует отметить, что паразиты, как правило, снижая жизнеспособность хозяина, не вызывают его быстрой гибели, потому что в итоге это привело бы к гибели самого паразита.

Рис. 72. Повилика – растение-паразит

Паразитов подразделяют на обязательных, для которых паразитизм – единственно возможный образ жизни (ленточные черви), и необязательных, которые способны также и к самостоятельному существованию (некоторые нематоды).

Существуют наружные паразиты, которые обитают на поверхности тела хозяина, коже, жабрах (комары, слепни, клещи), и внутренние паразиты, живущие в полостях тела, органах, клетках (лямблии, аскариды, печёночный сосальщик, малярийный плазмодий). Паразитизм может быть вре?менным, если паразиты используют хозяина только в момент питания (кровососущие насекомые), или постоянным. В последнем случае паразиты на всех стадиях своего жизненного цикла связаны с одним или несколькими хозяевами.

Конкуренция. Это вид взаимоотношений, при которых организмы соревнуются за одни и те же ресурсы окружающей среды. В природе конкурентные взаимоотношения могут возникать между особями одного вида (внутривидовая конкуренция) и разных видов (межвидовая конкуренция). Наиболее острую внутривидовую конкуренцию Ч. Дарвин рассматривал как важнейшую форму борьбы за существование (§ 4).

Межвидовая конкуренция, как правило, возникает между особями экологически близких видов, обитающими на одной территории. Формы конкурентной борьбы могут быть самыми разнообразными – от прямой физической борьбы до относительно мирного сосуществования. Однако, обычно, если виды вступают в конкурентные взаимоотношения за общие ресурсы, то постепенно один из них вытесняет другой. Такое явление называют конкурентным исключением. Одновременно в одной экосистеме могут ужиться только те виды, которые заняли разные экологические ниши и не конкурируют друг с другом. Разделение ресурсов может произойти за счёт, например, поведенческой специализации – разные виды птиц питаются определённым типом корма (насекомыми, семенами, орехами и т. д.) – или за счёт разделения мест обитания. Так, в пологовом ярусе листопадного леса обитает певчий дрозд, в кустарниковом – мухоловка-пеструшка, а в травяном – крапивник.

Симбиоз. Различные формы совместного существования видов, при которых оба партнёра извлекают пользу, т. е. получают преимущество в борьбе за существование, называют симбиозом (от греч. symbiosis – совместная жизнь). В симбиотические отношения могут вступать бактерии, водоросли, грибы, простейшие, высшие растения и животные.

Рис. 73. Симбиоз клубеньковых бактерий с растениями семейства бобовых

Взаимовыгодные отношения играют очень важную роль в функционировании экосистем. Например, более 75 % видов цветковых растений живут в симбиозе с грибами. Грибница врастает в корни и снабжает растения минеральными соединениями, а растение, в свою очередь, питает гриб органическими веществами. Симбиоз клубеньковых бактерий с бобовыми растениями позволяет последним селиться на почвах, бедных азотом (рис. 73). Бактерии, живущие на корнях, усваивают атмосферный азот, включая его в состав аминокислот, и снабжают этими органическими соединениями своего симбионта.

Классическим примером симбиоза является сожительство раков-отшельников с мягкими коралловыми полипами – актиниями (рис. 74). Рак поселяется в пустой раковине моллюска и возит её на себе вместе с полипом. Такое сосуществование взаимовыгодно: перемещаясь по дну, рак увеличивает пространство, которое актиния может использовать для ловли добычи. В то же время актиния маскирует жилище рака и обеспечивает его защиту при помощи стрекательных клеток, расположенных в щупальцах.

Другим характерным примером симбиоза служит опыление растений представителями животного царства. Всем известны насекомые-опылители, но, например, в тропиках большое количество видов опыляется птицами (колибри) и летучими мышами, а иногда даже нелетающими животными, такими как хоботноголовый кускус – обитающий в Австралии представитель отряда сумчатых.

Велика роль бактерий-симбионтов, обитающих в желудочно-кишечном тракте растительноядных животных. От деятельности этих микроорганизмов, которых в желудке жвачных может находиться колоссальное количество, полностью зависит переваривание целлюлозы. Достаточно часто симбиоз встречается среди насекомых, например муравьи защищают тлей от хищников и поедают их сладкие выделения.

Рис. 74. Симбиоз актинии и рака-отшельника

Все разнообразные формы биологических взаимоотношений между видами служат регуляторами численности организмов, обеспечивая устойчивое состояние экосистем.

Вопросы для повторения и задания

1. Назовите известные вам виды взаимоотношений организмов в природе.

2. Приведите примеры симбиоза и отметьте положительные стороны такого типа взаимодействия для обоих партнёров.

3. Расскажите о хищничестве в животном и растительном мире и дайте определение этого явления.

4. Что такое паразитизм? Что вы можете сказать о разных формах паразитизма? Приведите примеры.

5. По каким критериям можно отличить хищничество от паразитизма?

6. Как сказывается конкуренция на интенсивности жизнедеятельности соперничающих видов?

Подумайте! Выполните!

1. Объясните причины появления хищничества в царстве растений.

2. Как вы считаете, в растительном или животном царстве чаще встречаются симбиотические взаимоотношения?

3. Обсудите в классе, стоит ли стремиться полностью уничтожить всех паразитов человека. Выскажите свою точку зрения по этому вопросу.

Работа с компьютером

Обратитесь к электронному приложению. Изучите материал и выполните задания.

Узнайте больше

В экологии биотические взаимодействия обозначают следующим образом: «0» – безразличные, «+» – полезные, «?» – вредные. Используя эти обозначения, можно дифференцировать множество различных типов взаимодействия. Познакомьтесь с материалом таблицы, в которой представлено максимальное разнообразие экологических взаимодействий.

Таблица. Основные типы экологических взаимодействий

Обратите внимание, что в приведённой таблице симбиотические отношения (++) подразделяют более детально на три типа взаимодействий (протокооперация, мутуализм и собственно симбиоз) в зависимости от степени обязательности этих отношений.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

bio.wikireading.ru

Межвидовые отношения организмов

Планета Земля населена большим разнообразием животных, птиц рыб насекомых и растений, мельчайших организмов, которые не заметны человеческому глазу, однако все они существую растут, размножаются и развиваются.

Живые организмы постоянно находятся во взаимосвязи со средой обитания, а также с другими организмами, которые живут по соседству.

Все формы влияния организмов друг на друга представляют собой совокупность биотических факторов.

Биотические факторы — это формы воздействия организмов друг на друга как внутри вида, так и между различными видами.

Внутривидовые взаимоотношения между особями одного и того же вида складываются из группового, массового эффектов и внутривидовой конкуренции.

Межвидовые взаимоотношения значительно более разнообразны. Возможные типы комбинации отражают различные типы взаимоотношений.

Типы биотических взаимоотношений:

1.     Нейтрализм

2.     Аменсализм

3.     Комменсализм

4.     Симбиотические взаимоотношения

К которым относиться

·         Протокооперация

5.Конкуренция

6.Хищничество

К которому относиться

·         Паразитизм

Влияние одного организма на другой можно показать следующим образом:

Плюсом (+) ─ обозначается положительное влияние, когда один организм получает пользу за счёт другого.

Минусом (-) ─ обозначается отрицательное влияние, когда одному организму причиняется вред из-за другого.

И нулём (0) – нейтральное влияние, когда один организм никак не влияет на другого.

Нейтрализм подразумевает нейтральные взаимоотношения… которые в природе очень редко встречаются поскольку между всеми видами возможны косвенные взаимоотношения. Такие взаимоотношения не приносят друг другу ни вреда, ни пользы.

Но если один организм своим существование угнетает рост и развитие другого, то такие взаимоотношения называются аменсализмом.

К примеру вечнозелёная ель широко раскидывает свои ветви. И высоко тянется к солнечному свету, так как относиться к светолюбивым растениям.

Ели обычно занимают значительные площади и бросают тень на другие растения, изменяя режим освещённости. В таком случае светолюбивые травы недополучают необходимое им количество света.

Аменсализм — тип межвидовых взаимоотношений, при котором один вид, именуемый аменсалом, претерпевает угнетение роста и развития, а второй, именуемый ингибитором, таким испытаниям не подвержен.

Аменсализм весьма распространён в водной среде. Например, сине-зелёные водоросли ─ цианобактерии, вызывая цветение воды, отравляют водную фауну, а иногда даже скот, который приходит на водопой.

Плесневый гриб пеницилл выделяет пенициллин ─ вещество, которое подавляет рост различных бактерий, но бактерии не оказывают влияния на плесневый гриб.

В природе также бывают и такие взаимоотношения между организмами, при которых один вид получает какое-либо преимущество. Такой тип взаимоотношения называется комменсализмом.

Пример такого рода часто наблюдается между животными и цепляющими плодами растений, (дикой моркови, череды, корзинки лопуха). Животные, которые проходят мимо этих растений, невольно цепляют на свою шерсть плоды этих растений, тем самым перенося их на большие расстояния. И лишь растения в данном случае извлекают из этого пользу.

Другой пример комменсализма: усоногие рачки во взрослом состоянии ведут сидячий образ жизни, прикрепляясь к всевозможным подводным предметам — скалам, камням, днищам судов, а также к самым разнообразным морским животным, например, живут на поверхности горбатых китов.

А вот рыба-прилипала плавником-присоской прикрепляется к крупным морским обитателям, передвигаясь с их помощью и питаясь остатками их трапезы.

Среди щупалец медузы цианеи прячутся мальки рыб пикши.

Все это примеры односторонней выгоды. Когда благодаря взаимоотношениям пользу получает только один организм.

Однако, в природе чаще встречаются взаимовыгодные связи видов. Благодаря которым организмы получают обоюдную пользу. Такие взаимоотношения называются симбиотическими.

Важным условием таких отношений является совместная жизнь организмов.

Так, например, в густой шерсти ленивца развиваются сине-зелёные водоросли ─ цианобактерии, способные к фотосинтезу, которые не могут жить в другой среде. Из-за этих водорослей, кажется будто мех ленивца покрыт зеленоватым мхом. Такой окрас шерсти неплохо маскирует животное среди гущи зелёных листьев, а малая подвижность исключает возможность быть замеченным хищниками. Это очень интересный и единственный в природе симбиоз между водорослями и млекопитающим.

Грибы и водоросли объединяются в один симбиотический организм – лишайник. В лишайнике гифы гриба, оплетая клетки и нити водорослей, образуют специальные всасывающие отростки, проникающие в клетки. Через них гриб получает продукты фотосинтеза, образованные водорослями. Водоросль же из гифа гриба извлекает воду и минеральные соли.

Волоклюи насекомоядные птицы, склёвывают насекомых и клещей с тела крупных млекопитающих. Например, с африканских буйволов.

Один организм может использовать другого в качестве убежища. Например, рыба-клоун прячется между щупальцами крупных актиний, а те питаются остатками пищи рыбы.

Так же актинии могут поселяться в раковине рака-отшельника. Рак переносит актинию с места на место, что расширяет её охотничьи угодья. Часть добычи, которую актиния поражает стрекательными клетками, достаётся раку.

Интересно также и то что рак-отшельник использует для жилья и укрытия раковины брюхоногих моллюсков. А отшельником он называется потому что с ростом своего тела рак вынужден менять одну раковину на другую большего размера.

Ещё один пример симбиоза – взаимоотношение термитов и жгутиковых простейших, обитающих в их кишечнике. Термиты питаются древесиной, однако у них нет ферментов для переваривания целлюлозы. Жгутиконосцы вырабатывают такие ферменты и переводят клетчатку в простые сахара. Без простейших — симбионтов — термиты погибают от голода. Сами же жгутиковые, помимо благоприятного микроклимата, получают в кишечнике термитов пищу и условия для размножения.

Кишечные симбионты, также участвующие в переработке грубых растительных кормов, имеются у многих животных: жвачных, грызунов, жуков-точильщиков и др.

Бывают и не обязательные взаимоотношения между организмами, такая связь называется протокооперацией.

Например, пчелы облетая за день сотни растений кроме нектара, охотно собирают цветочную пыльцу. На цветах различных растений пчелы буквально купаются в пыльце. Пылинки осыпают их с ног до головы. Чтобы пыльца по дороге в улей не потерялась, пчела своими щёточками, которые располагаются на ножках вычёсывает пылинки с тела и набивает ими свои корзиночки на ножках. Собирая пыльцу, пчела смешивает её с нектаром, чтобы она смогла удержаться в корзиночке. Так перелетая с цветка на цветок, пчела опыляет растения.   

Однако, в живой природе не все так радужно, часто между организмами со сходными экологическими требованиями возникает борьба за какие-либо виды ресурсов. Такие отрицательные взаимоотношения называют конкуренцией.

В общем смысле слово «конкуренция» означает сталкивание, соперничество, соревнование. Конкуренция чрезвычайно широко распространена в природе.

Формы конкурентного взаимодействия могут быть самыми разными — от прямой физической борьбы до мирного совместного существования.

Конкуренция может быть за пищу, за территорию, многие животные обладают инстинктом собственной территории.

Встречаются случаи прямого нападения представителей одного вида на другой. В результате более слабый конкурент погибает или ищет себе другое место.

Дикие животные обозначают границы своей территории, оставляя на коре дерева царапины и свой специфический запах.

Известно, что медведи наносят на деревья метки – царапают кору когтями или зубами, трутся спиной о стволы, оставляя на них клочья шерсти. Животное таким образом помечает свой участок, тот район, где оно чувствует себя хозяином.

Пение соловья является сигналом, о том, что территория уже занята.

Примером конкуренции у растений может быть перехват солнечного света — листьями.

Конкуренция в животном мире также может быть и за самку, она проявляется в форме борьбы. Например, бои оленей, танцы павлинов, постройки птиц-шалашников.

В результате конкуренции в биогеоценозе совместно уживаются только те виды, которые смогли разойтись в своих требованиях к условиям жизни. Например, копытные африканских саванн по-разному используют пастбищный корм. Зебры обрывают верхушки трав антилопы кормятся тем, что оставляют им зебры, выбирая при этом определённые виды растений; газели выщипывают самые низкие травы, а антилопы топи едят сухие стебли, оставшиеся после других травоядных.

Дерево акации имеет шипы, однако это не мешает многим животным лакомиться её листьями. Антилопа дик-дик поедает самые низкорасположенные листочки дерева. Антилопа импала поедает листья в зоне, расположенной выше. Над ними пасётся жирафовая газель ─ геренук.  Своё название она получила благодаря длинной шее и конечностям. Голова геренука относительно мала, что позволяет животному уклоняться от острых шипов. Для того чтобы дотянуться до высоких веток, геренук становится на задние ноги, опираясь передними о ствол дерева.

А вот жирафы поедают самые верхние листья акации. Животное охватывает ветвь своим длинным языком, тянет её ко рту и общипывает листья. Язык и губы построены таким образом, что не повреждаются, несмотря на колючие сучья. За один день жираф может съесть до тридцати пяти килограмм растительной пищи.

Таким образом животные обходят конкуренцию. В процессе эволюции каждый выбрал свой способ питания.

Самым распространённым типом биотических взаимоотношений является хищничество. При таком типе взаимоотношений организмов представители одного вида убивают и поедают представителей другого вида.

Хищниками называют организмы, питающиеся другими животными, которых они ловят и умерщвляют.

Хищниками также могут быть и растения. Например, пузырчатка, водное насекомоядное растение, лишённое корней.

Стебли, длина которых достигает 1 м, полностью погружены в воду. На листьях, располагается множество пузырьков диаметром 2-5 мм.

В каждом пузырьке есть ротовое отверстие; по его краям находятся длинные, разветвлённые волоски и несколько жёстких щетинок. На наружной части ротового отверстия – множество желез, выделяющих клейкое вещество и сахар. Это служит приманкой для личинок, мелких рачков, дафний, мелких червей, инфузорий и мальков рыб. Клапан открывается даже при лёгком прикосновении, и, поймав жертву, сразу же закрывается.

Непентес, тропическое насекомоядное растение, это другой вид плотоядных растений с ловушкой, при которой используются ловчие листья в форме кувшинки.

Ловушка содержит липкую жидкость, выделяемую растением, в которой тонут насекомые. Нижняя часть чаши содержит железы, которые поглощают и распределяют питательные вещества. Крупные виды непентеса могут ловить мелких млекопитающих, мышей, например.

Питание животными — хищничество — встречается также у грибов. Некоторые почвенные грибы образуют на своём мицелии кольца, которые служат для ловли и умерщвления нематод.

От гриба к нематоде отходит росток, который внедряется в тело червя и там быстро разрастается, пока гифы не заполняют всю полость тела животного. Примерно через сутки от нематоды остаётся лишь кожица.

У всех хищников есть специальные приспособления для ловли добычи. Это когти клыки, щупальца. Медузы парализуют стрекательными клетками организмы, попадающие в сферу досягаемости их щупалец, и поедают их.

Организмы могут использовать другие виды не только как место обитания, но и как постоянный источник питания. Такая форма сожительства получила название паразитизма.

Переход к паразитизму резко увеличивает возможность вида выжить в борьбе за существование. Организм-хозяин служит для паразита источником питания, очень часто — местом обитания, защитой от врагов.

Паразиты могут быть временными, например, слепни, комары, мухи-жигалки, блохи, а также постоянными. К постоянным паразитам относятся простейшие ─ дизентерийная амёба; плоские черви – печёночный сосальщик; круглые черви- аскарида; членистоногие ─ чесоточный зудень.

Паразитические отношения часто встречаются и у растений. Например, наружный паразит — повилика, растущая на многих видах трав и кустарников. Повилика обвивается вокруг стеблей растения хозяина, внедряясь в них присосками. Листья у повилики отсутствуют: она питается только за счёт органических и минеральных веществ хозяина.

На многих сельскохозяйственных растениях паразитирует заразиха. Её листья утратили хлорофилл и стали мелкими буроватыми. Корни превратились в короткие мясистые волокна присоски, присасывающиеся к корням растения-хозяина.

Прорастание, присасывание заразихи к корням питающего растения происходит скрытно, в почве. При прорастании из семени выходит слегка извитый росток с булавовидным утолщением на конце.

У растений встречаются и внутренние паразиты, когда почти все их тело помещается внутри тканей хозяина, а наружу выходят лишь органы размножения. Обитающая в тропиках раффлезия имеет расчленённое на тонкие нити тело, погруженное в ткани питающего растения, а снаружи развиваются лишь огромные — до 1 м в диаметре — цветки.

 

videouroki.net


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта