Особенности строения клеток растений и животных. Особенности строения клеток животных. Гликокаликс, ложноножки (псевдоподии). Фагоцитоз

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Особенности строения растительных и животных клеток. 9-й класс : Биология. Особенности строения клеток растений и животных


Особенности строения растительной и животной клетки.

Министерство образования и науки Удмуртской Республики

Бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Удмуртской Республики«Ижевский монтажный техникум»(БПОУ УР «ИМТ»)

 

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

по учебной дисциплине

ОУД. 11 биология

для специальностей технического профиля

 

Ижевск, 2015

Рассмотрено

на заседании цикловой комиссии

общеобразовательных дисциплин

Председатель

 

_______________/И.Н.Невоструева/

Протокол №____ «____» ________________2015г.

 

Разработчик:

Зарецких Е.В., преподаватель БПОУ УР «Ижевский монтажный техникум»

Зарецких Е.В. Рабочая тетрадь по дисциплине ОУД. 11 биология для специальностей технического профиля, Ижевск, 2015. – 56с.

 

 

Учение о клетке

Уровни организации живой материи. Клетка – элементарная живая система. Химическая организация клетки. Неорганические соединения в клетке.

1.Укажите, какие уровни организации живой материи Вы знаете:

 

2.Докажите, что клетка – структурная и функциональная единица живых организмов.________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.Заполните схему.

Химический состав клетки
Химические элементы

 

4.Какова роль ВОДЫ в клетке? Как уменьшение воды в клетке влияет на жизнедеятельность организмов? Какое количество воды в день необходимо человеку? Почему одним из необходимых условий для прорастания семян является наличие воды?_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5.Заполните таблицу, указав роль каждого элемента в клетке.

Химический элемент Значение Источник
Кислород    
Углерод      
Водород      
Азот      
Сера      
Железо      
Кальций      

6.В чем заключаются буферные свойства клетки?______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Биополимеры (белки, жиры, углеводы) их состав и строение.

Обмен веществ в клетке

Органические

вещества

Углеводы Белки Липиды (жиры)

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

1. Ответьте на утверждение «да» или «нет».

· К моносахаридам относится крахмал._____

· К полисахаридам относится фруктоза.______

· К дисахаридам относится мальтоза.______

· Жиры образуют основу клеточных мембран.______

· При распаде 1 гр.жира выделяется 38,9 кДж энергии._____

· Моносахариды – бесцветные вещества, обладающие приятным вкусом и хорошо растворимы в воде._____

· Олигосахариды – простые углеводы._____

 

2. Заполните таблицу: Особенности строения белковой молекулы».

Структура молекулы белка Особенности строения
·    
·    
·    
·    

Биополимеры. Нуклеиновые кислоты.

1.Заполните пробелы: Участок ДНК, в котором содержится информация о первичной структуре одного белка, называется______________. Из генов состоят_________________, причем в одной хромосоме находится информация о ________________многих белков.

 

Генетический код: Известно 20 аминокислот, каждой из которой в молекуле ДНК соответствует последовательность из трех нуклеотидов (триплет). В составе ДНК имеется четыре азотистых основания:_______________(А), __________________(Г), _______________(Т), _________________(Ц).

 

2.Используя текст учебника, заполните таблицу.

 

Сравнительная характеристика ДНК и РНК

Нуклеиновые кислоты Строение нуклеотида Функция в клетке Место в клетке Особенность строения молекулы биополимера (количество цепей)
ДНК        
РНК        

 

3.Фрагмент одной цепи ДНК имеет следующий состав:

- А – А – А – Т – Т – Ц – Ц – Г – Г - . Достройте вторую цепь.

АТФ – это _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.Зарисуйте

формулу

АТФ

 

 

5.Почему АТФ называют универсальным источником энергии?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Обмен веществ (метаболизм) –это___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Он включает два взаимосвязанных процесса (Анаболиз и Катаболизм)

 

Энергетический обмен

Энергетический – это совокупность реакций расщепления с выделением большого количества энергии, т.е. диссимиляция.

Этапы энергетического обмена

  Подготовительный этап
Бескислородный этап Гликолиз
Кислородный этап
Где происходит расщепление?      
Чем активизируется расщепление?      
До каких веществ расщепляются соединения клетки?      
Сколько выделяется энергии?      
Сколько синтезируется энергии в виде АТФ?      

Процесс кислородного расщепления молочной кислоты можно выразить уравнением:__________________________________________________________________

Процесс полного окисления глюкозы в клетке можно выразить общим суммарным уравнением: _________________________________________________________________

Вопрос: какой этап энергетического обмена наиболее выгоден и почему?___________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Пластический обмен

Пластический– это совокупность реакций биологического синтеза. В результате из простых веществ образуются более сложные, необходимые именно данному организму, т.е. ассимиляция.

Фотосинтез – это ______________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Фотосинтез

Фазы фотосинтеза Процессы, происходящие в этой фазе Результаты процессов
Световая фаза      
Темновая фаза    

Биосинтез – это_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Первый этап биосинтеза, или _________________________ - __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Второй этап биосинтеза, или__________________________- __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Напишите, какие компоненты клетки участвуют в биосинтезе белка:

· на его первом этапе: _______________________________________________________________________

· на втором этапе: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________

1.Напишите, в какой части клетки происходит:

· процесс транскрипции_________________________________________________

· процесс трансляции___________________________________________________

 

2.Охарактеризуйте роль транскрипции в процессе биосинтеза белка._____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.Рассмотрите рисунок, опишите процессы, происходящие при транскрипции

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Рассмотрите рисунок, опишите процессы, происходящие при трансляции

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Какие нуклеотиды, и в каком порядке составляют ген, если известно, что молекуле белка аминокислоты расположены в следующей последовательности:

Лизин-лейцин-цистеин-пролин- валин

Постройте обе ниточки молекулы ДНК и РНК:

ДНК1________________________________________________________________________

ДНК2________________________________________________________________________

иРНК________________________________________________________________________

Особенности строения растительной и животной клетки.

1.Используя тетрадь и учебник ответьте на предложенные задания:

· Внимательно рассмотрите рисунок и подпишите названия органоидов клетки.

На рисунке изображена_______________________клетка, так как присутствуют: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

· Заполните таблицу.

Мембранные органоиды Немембранные органоиды
   

· Заполните таблицу.

Компоненты и органоиды клетки Особенность строения Функция Наличие
в растительной клетке в животной клетке
Цитоплазма          
Плазматическая мембрана            
Лизосомы          
Эндоплазматическая сеть (ЭПС)            
Комплекс Гольджи          
Митохондрии          
Пластиды            
Клеточный центр        
Вакуоли          
Ядро          
Клеточная стенка          

· Заполните схему

Пластиды

 

______________________ ______________________ _____________________

 

 

Строение Функции

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

· Клеточная теория и ее основные положения__________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

· Прокариоты, или _____________________, в отличие от эукариот имеют простое строение__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Практическая работа №1

stydopedia.ru

Строение клетки растительной и животной

Отличительные признаки животных и растений

План:

1. Особенности питания

2. Строение клетки растительной и животной

3. Ткани организма животных

4. Особенности размножения

5. Симметрия тела животных

6. Формы сожительства живых организмов

 

 

В настоящее время мир живых существ делят на два надцарства: надцарство Прокариоты, или Безъядерные (Procaryota) и надцарство Эукариоты, или Ядерные (Eucaryota). В отличие от прокариот, не имеющих в клетке оформленного ядра, эукариоты им обладают. Эукариот подразделяют на три царства: царство Растения (Vegetabilia, или Plantae), царство Грибы (Mycetalia, или Fungi) и царство Животные (Animalia, или Zoa).

Особенности питания

Животные и растения имеют много общего: их тела состоят из клеток, им свойственны раздражимость, обмен веществ, они способны к росту и размножению, передаче своих признаков потомству и т. п. Однако между животными и растениями существуют также кардинальные различия. Это касается, в частности, характера питания. Для зеленых растений характерен голофитный способ питания, т. е. они усваивают диоксид углерода из воздуха, воду и неорганические вещества — из почвы. Под действием солнечной энергии с помощью хлорофилла в процессе фотосинтеза растения образуют сложные органические соединения. При этом в качестве побочного продукта высвобождается кислород. Подобный способ питания называют автотрофным (от греч. autos — сам, trophe — пища, питание).

Животным свойствен анимальный голозойныйспособ питания путем заглатывания оформленных пищевых частиц. Животные не способны синтезировать органические вещества из неорганических компонентов. Они могут питаться готовыми органическими веществами за счет поедания растительной или животной пищи, а также их остатками. Такой способ питания называют гетеротрофным(от греч. heteros — иной, trophе — пища).

Некоторые животные питаются за счет поглощения растворенных в воде веществ поверхностью тела. Такой способ питания называют сапрозойным, и его широко используют животные, живущие в насыщенной растворенными органическими и минеральными веществами воде. Им пользуются также эндопаразиты.

Вместе с тем различия в питании животных и растений относительны. Известно более 300 видов растений, которые наряду с типичным способом питания ловят насекомых и переваривают их с помощью специальных ферментов. Некоторые одноклеточные, в частности эвглена зеленая, могут не только получать питательные вещества с помощью фотосинтеза, но и усваивать готовые органические продукты. Такие организмы относят к миксотрофным, или организмам со смешанным типом питания.

Помимо различий в питании между животными и растениями, существует ряд других различий, например, животные клетки не имеют твердой целлюлозной оболочки; животным свойствен интенсивный обмен веществ и ограниченный рост; у высших животных имеются системы органов: нервная, кровеносная, дыхательная, двигательная, пищеварительная, выделительная и половая.

Все перечисленные различия между животными и растениями относительны, что обусловлено генетическим единством живой природы. Однако для удобства изучения живых организмов биологию подразделяют на несколько крупных дисциплин: микробиологию, микологию, ботанику и зоологию.

Особенности организма животных.Эволюция живой природы на Земле привела к образованию животных и растений. Важное различие между ними заключается в характере обмена веществ, который обусловлен типом питания. Если растения в большинстве своем автотрофные организмы, то животные, как правило, гетеротрофные организмы. В темноте растения погибают, а животные способны жить.

Большинство животных ведут активный образ жизни, свободно перемещаясь в пространстве или совершая разнообразные движения.

Растения обычно неподвижны. Клетки животных не имеют плотных клеточных стенок, построенных из целлюлозных волокон, и не содержат вакуолей с клеточным соком, которые свойственны клеткам растений. Но провести резкую границу между животными и растениями невозможно; особенно это трудно сделать для низших их форм, сохраняющих черты, общие для двух царств природы. Одна из кардинальных общих черт животных и растений — их клеточное строение.

 

Строение клетки растительной и животной

Клетка.Клетка представляет собой основную структурно-функциональную единицу всех живых организмов. В теле многоклеточных животных клетки дифференцированы в зависимости от выполняемых ими функций, что обусловливает их различия не только по размерам, но также по форме и строению. Все клетки организма взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом; такая связь и взаимодействие осуществляются через их поверхностную мембрану. В клетках протекают процессы обмена веществ.

Типичная животная клетка содержит цитоплазму, клеточное ядро (или ядра) и различные органоиды, или органеллы; сама клетка ограничена наружной мембраной, которую называют плазматической мембраной или плазмалеммой.

Плазматическая мембранапредставляет собой сложный белково-липидный комплекс. Она очень тонка и не только защищает клетку от внешних воздействий, но и участвует в обмене веществами между клеткой и окружающей средой.

Цитоплазма— это сложная коллоидная система, в которой находятся структурные образования, такие как митохондрии, эндоплазматическая сеть, аппарат Гольджи, рибосомы и растворенные вещества.

Митохондрии,имеющие вид мелких удлиненных телец, служат энергетическими центрами клетки, регулирующими биохимические реакции превращения энергии.

Эндоплазматическая сеть, или эндоплазматический ретикулум, представляет собой систему тончайших трубочек, пронизывающих всю цитоплазму клетки, и пузырьков. По тончайшим канальцам эндоплазма-тической сети осуществляется внутриклеточный обмен веществ.

Аппарат Голъджиблизок по своему строению к строению эндоплаз-матической сети и служит для временного хранения продуктов внутриклеточного синтеза (в основном гормонов и ферментов) и передачи их через эндоплазматическую сеть для вовлечения в обменные процессы всего организма.

Рибосомыв виде мельчайших зерен расположены в основном на поверхности мембран эндоплазматической сети; они участвуют в синтезе белков, которые по каналам сети транспортируются внутри клетки.

Часто в цитоплазме клеток животных имеются различные тончайшие нити и волоконца, которые служат опорным каркасом клеток (тонофибриллы), могут сокращаться (миофибриллы) или проводить нервные импульсы (нейрофибриллы). В цитоплазме постоянно наблюдают временные включения в виде капелек жира, зерен и глыбок резервных белков, пигментов и т. д., которые возникают и исчезают в процессе обмена веществ.

Лишь немногие специализированные клетки (эритроциты млекопитающих) не имеют ядра. Ядра клеток разнообразны по форме и величине. Снаружи ядро ограничено двухслойной мембраной, или ядерной мембраной, внутри которой находится кариоплазма. Ядерная мембрана пронизана порами, от которых в сторону цитоплазмы и кариоплазмы отходят небольшие тончайшие канальцы. В кариоплазме находятся хромосомы и ядрышко. Хромосомы являются носителями наследственной информации.

 

studopedya.ru

Особенности строения клеток животных. Гликокаликс, ложноножки (псевдоподии). Фагоцитоз | Биология. Реферат, доклад, сообщение, краткое содержание, лекция, шпаргалка, конспект, ГДЗ, тест

Раздел:

Строение животных

В зависимости от особенностей строения клетки (в частности, от наличия ядра) все организмы делят на два надцарства — Прокариоты и Эукариоты. К прокариотам относят бакте­рий и цианобактерий, к эукариотам — представителей царств Растения, Грибы и Животные.

У одноклеточных животных единственная клетка — это целостный организм, который самостоятельно питается, выводит наружу продукты жизнедеятель­ности, осуществляет газообмен и т.д. У многоклеточных клетки раз­личных типов выполняют разные функции. Однако, несмотря на все разнообразие клеток животных, всем им присущи общие особенности строения.

Сравним растительную и животную клетки (рис. 13). И растения, и животные — эукариоты, то есть их клетки состоят из клеточной мембраны, цитоплазмы и ядра (или нескольких ядер). Клетки растений кроме клеточной мембраны имеют еще плотную клеточную стен­ку. Она состоит преимущественно из клетчатки и обеспечивает постоянство формы клетки.

Рис. 13. Растительная (1) и животная (2) клетки
Рис. 14. Клетка амебы с псевдоподиями

У клеток животных снаружи от мембраны находится тоненькая упру­гая оболочка — гликокаликс. Она не­способна поддерживать постоянную форму клетки. Благодаря этому опре­деленные группы клеток животных могут образовывать непостоянные выросты — ложноножки, или псевдоподии (рис. 14). Например, одноклеточное животное амеба благодаря псевдоподиям передвигается и захватывает частицы пищи. Материал с сайта http://worldofschool.ru

Процесс захвата твердых частиц называют фагоцитозом.

Фагоцитоз характерен только для клеток животных. Клетки растений, грибов и прокариотов имеют клеточную стенку и поэтому могут поглощать только растворы разнообразных веществ.

Животные, растения и грибы — это представители различных царств эукариотов, имеющие такие общие характерные черты:

  • они состоят из клеток, имеющих ядра;
  • им присущи общие процессы жизнедеятельности (питание, выде­ление, размножение, рост, раздражимость и т.д.).
На этой странице материал по темам:
  • Фагоцитозом живляться тварини

  • Гликокаликс особенности строения

  • Сообщение о разнообразии и строении животных клеток

  • Гликокаликс строение функции

  • Сравнение растения грибы и животные фагоцитоз

Вопросы по этому материалу:
  • Из каких компонентов состоят клетки животных?

  • Что общего и отличного в строении оболочек клеток животных, расте­ний и грибов?

  • Что такое фагоцитоз?

worldofschool.ru

Презентация "Особенности строения растительной и животной клеток"

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 5 Усть-Кутского муниципального образования Иркутской области

«ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ РАСТИТЕЛЬНОЙ И ЖИВОТНОЙ КЛЕТОК» 

для учащихся 10 класса

Автор: Садыкова Инна Павловна,

учитель биологии второй квалификационной категории

МОУ СОШ № 5

Цели урока:

  • обобщить полученные знания о структурной организации живых организмов;
  • показать принципиальное единство их строения.

Задачи урока:

  • I. Образовательные: 1) показать многообразие форм клеток;

2) рассмотреть строение растительной и

животной клеток под микроскопом;

  • II. Развивающая: 1) продолжать развивать навык работы с

микроскопом;

2) продолжать развивать навык выполнения

биологического рисунка.

  • III. Воспитательная: 1) воспитание интереса к познанию живой природы.

Сопоставить структуры клеточного ядра с их характеристиками:

1. Ядерная оболочка

А) самостоятельная ядерная структура, имеющая плечи и центромеру, состоящая из 2 хроматид

2. Ядрышко

Б) жидкая фаза ядра, в которой в растворенном виде находятся продукты жизнедеятельности ядерных структур

3. Хромосома

В) структура клетки, образованная 2-мя мембранами

4. Ядерный сок

Г) скопление белков, р-РНК и субъединиц рибосом, в основе которого лежит участок хромосомы, несущий ген ядрышковый организатор

Самопроверка

1. Ядерная оболочка - В

2. Ядрышко – Г

3. Хромосома – А

4. Ядерный сок - Б

План урока:

  • 1. Постановка проблемного вопроса.
  • 2. Повторение органоидов эукариотической клетки (строение хлоропласта).
  • 3. Практическая часть.
  • 4. Закрепление (сниквейн).
  • 5. Подведение итогов урока.
  • 6. Домашнее задание.

 

Проблемный вопрос:

«Растения и животные – организмы, которые имеют сложное строение, они разнообразны по внешнему виду и выполняемым функциям. Что объединяет их между собой? Что общего между ними?»

 

Сравнительная характеристика строения клеток:

Органоиды (основные части клетки)

Растения

1. Ядро

+

Животные

2. Цитоплазма

+

3. Клеточная стенка

+

+

4. Цитоплазматическая мембрана

+

+

-

5. Вакуоль

6. ЭПС

+

+

+

-

7. АГ

+

8. Рибосомы

+

+

+

9. Митохондрии

+

+

10. Лизосомы

+

11. Клеточный центр

+

+

- (есть у некоторых мхов и папоротников)

12. Пластиды

+

+

-

Вывод:

Растительная и животная клетки имеют принципиальное единство в строении, что говорит о единстве происхождения всего живого на Земле.

Строение пластид.

1.Хлоропласты по форме напоминают диск или шар d= 4-6 мкм с двойной мембраной/наружной и внутренней/.Внутри имеются ДНК, рибосомы и особые мембранные структуры – граны, связанные между собой и с внутренней мембраной хлоропласта. Граны располагаются в шахматном порядке для лучшего улавливания солнечного света. В них находится хлорофилл.

2.Хромопласты содержат пигменты красного и жёлтого цвета.

3.Лейкопласты на свету могут превращаться в хлоропласты, а осенью – в хромопласты.

Лабораторная работа: «Особенности строения растительной и животной клеток»

Цель работы: познакомиться с разнообразием клеток, их морфологическими особенностями, убедиться в принципиальном единстве их строения.

  Оборудование: микроскопы, готовые микропрепараты: «Кожица лука», «Инфузория – туфелька», «Амёба».

Ход работы: 

  • Определить черты сходства и различия данных организмов.
  • Зарисовать растительную и животную клетки.
  • Сделать вывод.

Лабораторная работа

Строение клеток кожицы лука

Строение клеток простейших

. Вывод: особенностями строения растительной клетки, отличающей ее от животной являются:

  • А) наличие прочной клеточной стенки, состоящей из целлюлозы;
  • Б) наличие пластид, в которых происходит первичный синтез органических веществ;
  • В) наличие развитой системы вакуолей, обусловливающих осмотические свойства клето к

Составление сниквейна:

  • Клетка.
  • Растительная и животная.
  • Растёт, делится, развивается.
  • Клетка-единица строения и развития всех организмов.
  • Единица.

Домашнее задание:

- стр. 176 – 178 (прочитать).

- ответить на вопросы стр. 179.

videouroki.net

Особенности строения растительных и животных клеток. 9-й класс : Биология

  1. Биология

Цели:

  • Образовательная: формирование знаний об органоидах клетки, их строении и функциях, отличительных особенностях растительной и животной клеток и принципиальном единстве их строения; формирование единой картины живой природы и взаимосвязи ее компонентов.
  • Развивающая: формирование умений самостоятельной работы, установления причинно-следственных связей, умения сравнивать, обобщать, аргументировать свой ответ; развитие навыков работы со структурно-логической схемой; формирование познавательного интереса обучающихся к изучению цитологии.
  • Воспитательная: воспитание интереса к познанию живой природы, воспитание патриотических чувств, гордости за соотечественников, внесших вклад в развитие биологии.

Оборудование: таблицы «Животная и растительная клетка», раздаточные карточки, микроскопы, микропрепараты, рабочие листы.

Мотивация учебной деятельности: почему клетки отличаются?

Требования:

Ученик должен

  • Знать строение растительной и животной клеток в связи с выполняемыми функциями, их сходства и отличительные особенности;
  • Знать основные органоиды, входящие в состав эукариотической клетки;
  • Уметь определять по рисункам и на препаратах разные типы клеток;
  • Уметь применять полученные знания в нестандартной ситуации.

Ход урока

Добрый день!

А что это значит? Значит день наш по-доброму начат.

День новых знакомств, впечатлений, А может и нового знанья рождение…

Приглашаю вас на торжественное открытие Лаборатории мысли. Право для открытия предоставляется обучающимся ...

(фанфары)

Я вас поздравляю.

Давайте пожелаем друг другу удачи.Итак, в путь. Куда нас приведет мысль?

I. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ (СТАДИЯ ВЫЗОВА)

17 век – век открытий, противоречий и взлетов в искусстве, науке, литературе.

17 век – это времена, когда люди обращаются к природе, видя в ней истоки жизни. Природа во всем: в музыке, живописи, литературе. Вы слышите, звучит музыка великого композитора Антонио Вивальди, который жил и творил в это время?

(звучат «Времена года» Вивальди)

Это шум весеннего ручейка, щебет птиц в голубом небе. Это тихий шелест листвы, стрекотание кузнечиков, мурлыканье кошки, мелодичная игра на флейте. В этом веке появились и прекрасные полотна с картинами природы.

В этом же веке появилась целая плеяда прогрессивных естествоиспытателей, которые пытались проникнуть в самые сокровенные тайны природы.

Кого вы сможете назвать?

Роберт Гук. Весьма благодарен я этому итальянцу Галилео Галилею, который создал прибор по имени «микроскоп». Он помог мне увидеть нечто весьма интересующее весь свет. Я чувствую, что стою на пороге великих открытий. Везде: на сердцевине бузины, на стебле камыша, на пробке любого дерева под микроскопом я увидел…

Что увидел Роберт Гук? (ячейки, целлюлы, клетки)

О, чудо! О, красота и вечная гармония природы!

Кто еще пытался проникнуть в сокровенные тайны природы?

Антони ван Левенгук. Эта капелька застоявшейся воды из лужи, что стоит во дворе моем, давно уже позеленела. Да, впрочем, что же я смогу увидеть в ней (без энтузиазма склоняется над микроскопом). О, что я вижу! В этой капельке грязной воды встретился мне целый мир маленьких живых существ. Мир, который трудно понять и объяснить. Эти маленькие зверушки очень забавные, они кувыркались, прыгали, резвились, и, кажется, были очень счастливы в жизни… (на доску помещаются простейшие).

О чем нам поведал Левенгук? ( о простейших)

О, этот 17 век – век великих открытий, чудной музыки.

Много времени прошло с тех пор, на смену пришел 18 век, потом 19. Это время в науке было наполнено открытиями, фактами и противоречиями. Итальянец М. Мальпиги, англичанин Н. Грю, чех Я.-Э. Пуркинье, немцы М. Шлейден и Т. Шванн, наш соотечественник Карл Бэр внесли свой вклад в изучение законов природы.

(звучит произведение П.И. Чайковского «Времена года»)

Вы, конечно, узнали эту прекрасную музыку, символ эпохи 19 века, музыку П.И. Чайковского. Прекрасные «Времена года» снова напоминают нам о вечной связи с природой, о единстве всех ее частей. Природа, понятие жизни всегда прекрасны и в произведениях великих композиторов, в полотнах великих художников, в открытиях великих ученых биологов. Но все это – красота ощущаемая. А давайте попробуем заглянуть внутрь этой красоты, и, может быть, эта невидимая внутренняя красота восхитит нас не меньше и даст нам возможность узнать чуть больше об этой стороне живой природы.

А чем же представлена внутренняя красота?

Представьте, что вы заглянули внутрь живого организма… (на доску помещаются разные живые организмы).

Из каких структур состоят организмы животных?

(из клеток)

Из каких структур состоят организмы растений?

Грибы?

Правильно, из клеток. Возьмем, к примеру, дом стоит Из тыщи кирпичей, И мир природы состоит Из маленьких частей. Так клетка, кажется мала! Но в микроскоп взгляните: Ведь это целая страна… В которой очень много загадок…

Сегодня мы с вами познакомимся с особенностями строения клеток растений и животных.

Формулирование темы урока.

Тема: «Особенности строения растительных и животных клеток».

Лабораторная работа.

II. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ

Путеводителем в нашей лаборатории мысли станут рабочие листы, пробелы в которых вы будете заполнять по ходу урока. А задания дадут пищу для серых клеточек вашего мозга, как любил отмечать Эркюль Пуаро.

Клетка – удивительный и загадочный мир, который существует в каждом организме. Иногда организм представляет собой одну клетку, а иногда состоит из миллионов. А все ли клетки одинаковые?

Задание 1.

Составьте на доске и в тетрадях кластер «клетка».

Вы уже знаете о клетках многое. Изучили внутреннее строение клеток.

А все ли клетки имеют одинаковое строение?

У нас есть так называемое Древо предсказаний . Поместите на него органоиды, которые входят в состав клеток. У вас на столах есть листочки с этого дерева. Но помещаете лист, называя обязательно выполняемую функцию.

А все остальные в рабочих листах работают с таблицей, сопоставляя органоиды с их строением и выполняемой функцией.

Задание 2.

Используя текст учебника и стихотворение , установите соответствие между органоидами, их строением и выполняемыми функциями. Прокомментируйте свой ответ.

Органоид Строение Функции
1. Наружная цитоплазматическая мембрана   Барьерная, транспортная, рецепторная (восприятие сигналов из окружающей среды)
2. Ядро   Регуляция функций в клетке, хранитель наследственной информации
3. Пластиды   Фотосинтез, окраска частей растения, запасающая
4. Митохондрии   Энергетические станции клетки, участвуют в процессах аэробного клеточного дыхания.
5. Гранулярная эндоплазматическая сеть   Синтез белка
6. Агранулярная эндоплазматическая сеть   Синтез углеводов и липидов
7. Рибосомы   Свободные рибосомы синтезируют белок, необходимый для жизнедеятельности клетки, прикрепленные – белок, выводящийся из клетки, белки мембран и лизосом.
8. Лизосомы   Внутриклеточное переваривание ВМС
9. Клеточный центр   Сборка микротрубочек
10. Жгутики, реснички   Движение
11. Вакуоль   Тургор, окрашивание клеток
12. Опорный аппарат (микротрубочки, микрофиламенты)   Опора
13. Комлекс Гольджи   Синтез полисахаридов, модификация олигосахаридов. Сборка мембран из веществ.
14. Клеточный центр   Сборка микротрубочек
15. Центриоли   Участвуют в образовании базальных телец ресничек и жгутиков и в образовании митотического веретена

Обменяйтесь тетрадями и осуществите взаимопроверку.

А каждая ли клетка имеет все эти органоиды?

Задание 3.

Изучите строение клеток под микроскопом, используя инструкцию.

  1. Протрите готовый микропрепарат тампоном.
  2. С помощью зеркала наведите свет в отверстие в предметном столике.
  3. Закрепите микропрепарат на предметном столике с помощью зажимов.
  4. Опустите тубус.
  5. Рассматривая в окуляр объект, поднимайте с помощью винтов объектив.
  6. Рассмотрите микропрепарат. Выделите в нем основные части. Сравните с рисунками на раздаточном материале.
  7. Сравните строение растительной и животной клеток. Результаты оформите в виде таблицы.
Признаки Растительная клетка Животная клетка Грибная клетка
Клеточная стенка + целлюлоза - + хитин
Пластиды + - -
Крупная центральная вакуоль + - +
Центриоли Только у низших + Не у всех
Запасное вещество крахмал гликоген гликоген

Сделайте вывод об отличительных особенностях растительной клетки и запишите его в рабочий лист.

Вывод: особенностями строения растительной клетки, отличающей ее от животной являются:

А) наличие прочной клеточной стенки, состоящей из целлюлозы; Б) наличие пластид, в которых происходит первичный синтез органических веществ; В) наличие развитой системы вакуолей, обусловливающих осмотические свойства клеток.

III. ОБОБЩЕНИЕ, ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ

СТАДИЯ РЕФЛЕКСИИ

Задание 4 (работа по цепочке).

Правила этой работы:

  1. Говорят все.
  2. Право на молчание.
  3. Никакой критики.
  4. Не повторяться.

Докажите, что данная клетка является растительной.

А внимательным экспертом будет ...

Задание 5 (работа по цепочке).

Докажите, что данная клетка является животной.

Задание 6.

Какие особенности строения сближают грибы с растениями?

Какие особенности строения сближают грибы с животными?

Задание 7 «Инсерт».

Найдите ошибки в тексте.

Этот органоид – важнейшая структура клеток эукариот. Представляет собой центр управления клетки и хранилище информации о ней. Имеет шарообразную форму, отделено от цитоплазмы оболочкой, состоящей из одной мембраны. Обычно этот органоид имеется в клетке в единственном экземпляре.

А этот органоид несет энергетическую функцию. Имеет свою генетическую систему. Этих органоидов в клетках мало. У этого органоида две гладкие мембраны.

Задание 8 «Развитие монологической речи».

  1. Любой живой организм состоит из…
  2. Все многообразие клеток можно разделить на 2 группы по наличию оформленного ядра: … и …
  3. Не имеют четко оформленного ядра …
  4. Ядро содержится в клетках …
  5. К прокариотам относятся… и …
  6. К эукариотам относятся…, …, …
  7. Растительная клетка покрыта…, а животная имеет …
  8. Запасным веществом животной клетки является…
  9. А растительные клетки запасают …
  10. Оболочки растительных , животных и грибных клеток отличаются по содержанию основного вещества.
  11. Оболочки растительных клеток содержат…, животных клеток - …, грибных -…
  12. Единый план строения всех клеток свидетельствует об их … и ….

Составьте рассказ «Сравнительная характеристика растительной и животной клеток», заполнив пропуски.

Задание 9 «Мозговой штурм».

Известно, что с помощью методов глубокого замораживания можно консервировать не только продукты питания, но и живую ткань. Действуя по специальной методике, охлаждая организм с помощью жидкого гелия или водорода соответственно до температуры -269 или -253, можно добиться полной остановки всех жизненных процессов. Положительный результат был достигнут в опытах с целым рядом живых организмов. Также успешно замораживали и потом восстанавливали культуры человеческих тканей. Как можно использовать этот процесс для сохранения редких и исчезающих видов растений и животных?

Клетка, организм, планета…

Как они похожи, как они таинственны и неизведанны…

Много работы предстоит современным ученым и ученым будущего…

И человеку нет конца пути…

Самооценка знаний обучающихся (СОБСТВЕННО рефлексия)

  • Я УЗНАЛ…
  • Я УМЕЮ…
  • У МЕНЯ ЕСТЬ ВОПРОСЫ…

Рекомендации по оцениванию.

4. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: №26, ТЕСТ

Есть просто храм. Есть храм науки. А есть еще природы храм – С лесами, тянущими руки Навстречу солнцу и ветрам. Он – свет в любое время суток, Открыт для нас в жару и стынь. Входи сюда, будь сердцем чуток, Не оскверняй его святынь.

Завтрашний день будет таким, каким вы создадите его сегодня!

Удачи во всех ваших начинаниях! До свидания!

Презентация, Самоанализ урока.

www.poznanie21.ru


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта