Основные отделы растений и их представителей. Сайт преподавателя Болотнинского педколледжа Петкун Ольги...

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

«Основные отделы царства Растения». Основные отделы растений и их представителей


МНОГООБРАЗИЕ РАСТЕНИЙ. ОСНОВНЫЕ ОТДЕЛЫ РАСТЕНИЙ. НИЗШИЕ РАСТЕНИЯ. ОТДЕЛЫ ВОДОРОСЛЕЙ - СИСТЕМА И МНОГООБРАЗИЕ ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА - БИОЛОГИЯ - 100 самых важных тем

СИСТЕМА И МНОГООБРАЗИЕ ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА

38. МНОГООБРАЗИЕ РАСТЕНИЙ. ОСНОВНЫЕ ОТДЕЛЫ РАСТЕНИЙ. НИЗШИЕ РАСТЕНИЯ. ОТДЕЛЫ ВОДОРОСЛЕЙ

Царство Растения насчитывает около 400 тыс. видов, включая организмы от одноклеточных водорослей, например, хламидомонады, до гигантских стометровых секвой и эвкалиптов.

• Низшие растения — водоросли, их тело не расчленено на органы и называется талломом, или слоевищем, а органы полового и бесполого размножения обычно одноклеточные.

• Высшие растения — семенные и споровые растения, имеющие дифференцированные ткани и органы, а также многоклеточные органы полового и бесполого размножения.

•  

Царство Растения

Низшие

Высшие

(водоросли)

споровые

семенные

• Красные

• Моховидные

• Голосеменные

• Бурые

• Плауновидные

• Покрытосеменные, или Цветковые

• Диатомовые

    • Хвощевидные

• Папоротниковидные

• Зелёные

Низшие растения — водоросли

Водоросли обитают в воде, в почве, на коре деревьев, во льдах и т. д., а также входят в состав лишайников. Водоросли водной среды обитания по способу жизни делятся на планктонные (в толще воды) и бентосные (на дне водоёмов).

• Отдел Красные водоросли, или Багрянки, включает около 5 000 видов в основном морских многоклеточных водорослей, также известны пресноводные и почвенные виды. Окраска таллома от голубовато-стального до малиново-красного и даже черного (за счёт хлорофиллов и фикобиллинов). Размножаются багрянки бесполым, вегетативным и половым способами, споры и половые клетки лишены жгутиков.

Представители: порфира, родимения, калитамнион, немалион, кораллина, анфельция.

• Отдел Бурые водоросли объединяет около 1 500 видов исключительно многоклеточных морских организмов. Окраска слоевища бурых водорослей варьирует от зеленовато-оливковой до темно-бурой (за счёт хлорофиллов и каротиноидов). Размеры тела достигают 60 и более метров. К субстрату прикрепляются с помощью специальных выростов — ризоидов. У них имеются достаточно хорошо сформированные ткани, а органы полового и бесполого размножения, в отличие от всех остальных водорослей, могут быть многоклеточными. Запасное вещество бурых водорослей — растворимый углевод ламинарии, накапливающийся в цитоплазме. Размножаются бурые водоросли вегетативно, бесполым или половым способом. Для них характерно чередование бесполого и полового поколений с преобладанием первого в жизненном цикле.

Представители: ламинария, фукус пузырчатый, саргассум, макроцистис.

• Отдел Диатомовые водоросли объединяет около 20 тыс. видов одноклеточных и колониальных организмов, имеющих кремнеземный панцирь. Размеры тела 0,02—0,05 мм. Панцирь имеет две створки: верхнюю и нижнюю. Окраска их обычно грязно-жёлтая (каротиноиды и хлорофиллы). Размножение бесполым и половым способами. Диатомовые водоросли преобладают в морских и пресноводных экосистемах, обитают в почве. Представители: пиннулярия, навикула, цимбелла, мелозира и др.

• Отдел Зелёные водоросли включает 20—25 тыс. видов с преимущественно зелёной окраской таллома (преобладает хлорофилл). Есть одноклеточные, колониальные и многоклеточные формы. Многоклеточные зелёные водоросли могут иметь нитчатый или пластинчатый таллом. Размножение осуществляется бесполым, вегетативным и половым способами. Заселяют все возможные экологические ниши: солёные и пресные водоёмы, почву, камни, ледники, гейзеры и пр.

Представители: хламидомонада, вольвокс, хлорелла, спирогира, улотрикс, ульва, эвглена зелёная.

www.compendium.su

краткая характеристика царства растений - полезные статьи по естествознанию - Каталог статей

Прежде чем начать знакомство с основными отделами царства растений, рассмотрим их сравнительную характеристику.

I. Низшие растения. Водоросли

Самая древняя группа растений на Земле, объединяющая одно- и многоклеточные организмы. Они дали начало наземным растениям. Тело их называется талломом, или слоевищем. Все они фотосинтезирующие, хотя и имеют различную окраску. Размножаются вегетативно, спорами и половым способом.

Отдел зеленые водоросли

Около 15 000 видов. Одноклеточные, колониальные и многоклеточные растения. Фотосинтезируют. Наиболее характерные представители: хламидомонада, хлорелла, улотрикс, спирогира, ульва.

Отдел диатомовые водоросли

Около 15 000 видов одноклеточных и колониальных растений. Характеризуются наличием на поверхности таллома кремнеземного панциря. Представители — пипуллярия, навикула, цимбелла и др.

Отдел бурые водоросли

Около 1 500 видов исключительно морских растений. Отличаются бурой окраской таллома и четким чередованием поколений. Имеют запасное вещество ламинарии. Основные представители: макроцистис, фукус, ламинария, саргассум.

Отдел красные водоросли, или багрянки

Около 4 000 видов морских обитателей, таллом которых розово-красного цвета. Для них характерно отсутствие жгутиковых стадий в развитии. Они могут жить на очень больших глубинах, что очень важно для поддержания жизни других живых существ в этих условиях.

II. Высшие растения — Высшие споровые растения

Отдел риниеобразные, или риниофиты

Исключительно ископаемые растения, жившие на Земле около 450 млн лет тому назад. Имели очень примитивное строение: не имели листьев, ветвились дихотомически, к почве прикреплялись ризоидами. Все они вымерли. Сюда относились куксопия, риния и др. Дали начало всем остальным растениям.

Отдел псилотообразные, или псилофиты

Известно около 20 видов. Это современные тропические и субтропические растения. Небольших размеров, безлистные с дихотомическим ветвлением. В жизненном цикле преобладает спорофит. Сюда относятся псилоты.

Отдел мохообразные

характеризуется отсутствием корней, настоящих проводящих пучков, мелкими листьями или отсутствием их (слоевище), преобладанием гаметофита в цикле развития. Гаметофит надземный зеленый, несет на себе свободно сидящие антеридии и архегопии. Сперматозоиды двух жгутиковые. Известно около 35 000 видов. Наиболее распространенные — кукушкин лен, маршанция, сфагнум.

Отдел ил лунообразные, или ликоподиофиты

Древнейшие вымершие и современные высшие споровые растения, насчитывающие около 1 000 видов. Характеризуются наличием корней, проводящих пучков, мелкими листьями, преобладанием спорофита. Споры у одних видов одинаковые, у других разные. Возникновение разноспоровости — приспособление, которое способствовало выживанию на суше. Наиболее распространены: плаун булавовидный, лепидодендрон, сигиллярия и др.

Отдел хвощеобразные, или эквизетофиты

Известно более 30 000 видов. Сюда относятся многолетние травянистые растения, имеющие развитые корни, проводящие пучки и расположенные мутовками на стебле листья. В жизненном цикле преобладает спорофит. Его тело расчленено на узлы и междоузлья. Листья не развиваются и имеют вид зубчиков. Фотосинтез осуществляется в стебле. Хвощи — равноспоровые растения, но гаметофиты у них обычно раздельнополые. Наиболее распространены: хвощ полевой, хвощ лесной, хвощ луговой, хвощ болотный.

Отдел папоротникообразные, или полиподиофиты

Насчитывает около 10 000 видов. Характеризуется наличием корней, проводящих пучков, крупными листьями, преобладанием спорофита, наличием видов с одинаковыми и разными спорами. Спорангии собраны в сорусы. Гаметофит наземный зеленый. Антеридии и архегонии погружены в ткань гаметофита. Сперматозоиды многожгутиковые. Типичные представители: щитовник мужской, кочедыжник женский, орляк обыкновенный и др.

II. Высшие растения — Высшие семенные растения

Отдел голосеменные, или пинофиты

Насчитывает около 660 видов преимущественно древесных растений. Характеризуется сильно развитой корневой системой, крупными и мелкими листьями, преобладанием спорофита, наличием разных спор (микро и мега).

Голосеменные — это первые семенные растения. Семя имеет больше преимуществ, чем спора. Спора — это одна клетка, из которой формируется гаметофит, а семя — многоклеточное. Оно содержит в себе зародыш (маленький спорофит) и запас питательных веществ для его развития. Голосеменные получили такое название потому, что семена у этих растений образуются не в завязи, а из семяпочек, лежащих открыто (голо) на чешуйках шишки. Голосеменные не образуют, плодов. Типичные представители: ель, сосна, пихта, лиственница, тис, кедр и др.

Отдел покрытосеменные (цветковые), или магнолиофиты

Наиболее распространенная группа растений, насчитывающая около 300 000 видов, произрастающих по всему земному шару.

Характеризуются сильно развитой корневой системой, крупными, разнообразными листьями, преобладанием в жизненном цикле спорофита. Размножаются семенами, которые развиваются из семяпочки в завязи пестика в цветке, а из завязи образуется плод. Архегониев нет. Происходит двойное оплодотворение. Покрытосеменные занимают господствующее положение в растительном мире. Прежде всего потому, что у них имеется плод, развивающийся из завязи, внутри которого находятся семена. Процессы цветения, опыления, оплодотворения, образования плодов и семян у покрытосеменных — сложные и многообразные явления, которые в ходе длительной эволюции совершенствовались и продолжают совершенствоваться.

petkun.ucoz.ru

«Основные отделы царства Растения»

МОУ «Средняя школа с. Плеханы» Балаковского района

Саратовской области

Урок по теме:

«Основные отделы

царства Растения»

(разработка открытого урока

по биологии в 6 классе)

Подготовила: учитель биологии

Горшкова Ирина Владимировна

2010-2011 учебный год

Урок по биологии в 6 классе

Тема: «Основные отделы царства Растения»

Цель урока. Обобщить знания учащихся об основных отделах царства Растения и на примере представителей показать особенности строения и усложнение их организации в эволюционном развитии. Внедрять элементы информатизации на уроках биологии.

Задачи:

а) образовательная – систематизировать знания учащихся об отделах царства Растения и научить их распознавать представителей этих групп организмов.

б) развивающая – развивать способности наблюдать, анализировать, делать выводы, быстро отвечать на вопросы, применяя полученные ранее знания.

в) воспитательная – воспитывать интерес к предмету биология и показать значимость любого организма в системе развития природы.

Форма урока: комбинированный.

Технология урока: урок с использованием вербальных средств общения, информационно – коммуникационных технологий и элементов игры.

Оборудование:

1) компьютер, проектор, экран;

2) раздаточный материал – гербарии, тесты для контроля знаний;

3) презентация урока.

План урока

1.Актуализация знаний учащихся.

Беседа с применением слайда «Лестница развития» презентации урока.

2.Самостоятельная работа учащихся по заданиям с гербарным материалом с дальнейшим обсуждением характеристики представителей разных отделов растений.

3. «Узнай растение» - определение растений из рассказа учителя.

4.Игра «Волна».

5. Тестовое задание по теме: «Отделы растений».

6. Выводы и итоги урока.

Ход урока

1.Актуализация знаний учащихся.

Беседа с применением слайда «Лестница развития» презентации урока.

1) Вступительное слово учителя:

- Без растений на Земле невозможна была бы жизнь. Царство Растения объединяет более 350 тыс. видов живых организмов и представлено самыми разнообразными формами. Вопросы: Всегда ли на нашей планете было такое разнообразие живых организмов? Какие организмы самые древние? Какие царства живой природы вам известны? Для чего нам необходимы знания о растениях?

- Знания нужны для того, чтобы представлять разнообразие растительного мира и значение растений в природе и жизни человека, постараться сохранить это разнообразие. Тема урока: «Основные отделы царства Растения».

^ Сегодня на уроке мы с вами вспомним основные признаки представителей отделов царства Растения и определим черты усложнения организации растений в процессе их исторического развития.

2)Вопросы: На какие группы можно разделить все растения? Чем они отличаются? Какие отделы растений вы изучили? Разместите представителей этих отделов на «Лестнице развития» (постепенный показ слайда № 4 ).

3) Выводы

- Итак, развитие жизни на Земле проходило от простого к сложному. На самой высокой ступени развития находятся Покрытосеменные растения.

^

Задание. Среди гербарного материала выберите представителей отдела «Водоросли» (… «Мхи», «Папоротникообразные», «Голосеменные», «Покрытосеменные») и дайте общую характеристику этого отдела (по мере рассказа учащимися - постепенный показ слайда № 5 - № 9 ).

^

1) Его стройные коричневые стебельки покрыты маленькими тёмно-зелёными листиками и похожи на миниатюрные растения льна… Зелёный мох Кукушкин лён.

2)Самые древние растения на Земле. Они в основном живут в воде, но встречаются виды, обитающие на сырых участках почвы, коре деревьев и других местах с повышенной влажностью….Водоросли.

3) Размеры их разнообразны: от нескольких миллиметров до 20 м высотой. Сильно изрезанные листья называются вайями… Папоротник.

4)Хвоинки длинные (до 5-7 см), острые, выпуклые с одной стороны и округлые с другой, сидят по 2 вместе. В таком лесу всегда светло, там стоят высокие, стройные, как колонны, деревья… Сосна обыкновенная.

5)Хвоинки короткие, жёсткие, острые, 4-хгранные, сидят одиночно, покрывают всю ветку. В таких лесах царит полумрак, густые кроны деревьев здесь смыкаются… Ель.

6)Хвоинки светло-зелёные, и мягкие, сидят пучками, как кисточки, опадают на зиму. Древесина отличается прочностью, долговечностью и устойчива к гниению… Лиственница (по мере определения растения учащимися - постепенный показ слайда №10 - №16 ).

^ Программированный, графический опрос. Слушая предложенные суждения, отметьте значком «Ω» то , что относится к вашему варианту и «- «, то что не относится.

Покрытосеменные растения – это…

1. Высшие растения.

2.Имеют побеги.

3.Могут иметь ризоиды.

4.Семена развиваются внутри плода.

5.Растут повсюду.

6.Для оплодотворения нужна вода.

7.Мужские шишки расположены выше женских.

8.Листья называются хвоинками.

9.Их называют ещё Цветковыми.

10.Приспособлены к самым различным условиям от ледяных пустынь Арктики до экваториальных лесов Амазонки.

11.Среди этих растений много культурных.

Ответ: Ω Ω - Ω Ω - - - Ω Ω Ω

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 (показ слайда № с ответом).

^

1.Наука, изучающая жизнь и строение растений называется:

А) ботаника

Б) биология

В) микология

Г) экология

2.Низшие растения не имеют:

А) корней

Б) листьев

В) стебля

Г) всего перечисленного

3. Какие из перечисленных признаков относятся к мхам?

А) наличие стебля и листьев

Б) наличие стебля и листьев и цветков

В) наличие корня, стебля и листьев

Г) размножение с помощью семян

4.Голосеменные растения – это:

А) ель и берёза

Б) сосна и осина

В) кедр и лиственница

Г) Пихта и дуб

5. Для папоротников характерно:

А) цветение и образование семян

Б) размножение спорами

В) наличие ризоидов

Г) наличие мицелия

6. Для отдела водорослей характерны признаки:

А) имеют корни и побеги

Б) имеют цветы

В) тело – слоевище

Г) размножаются семенами

7. Где преимущественно обитают папоротники?

А) в пресных водоёмах

Б) во влажных тенистых лесах

В) на болоте

Г) в сухих местах

8. Признаки отдела покрытосеменных:

А) стержневая корневая система

Б) наличие корневища

В) цветок и плод с семенами

Г) семена созревают в шишках

9. Семя впервые появилось у:

А) водорослей

Б) мхов

В) голосеменных

Г) покрытосеменных

10. Результатом исторического развития растений является:

А) клеточное строение растений

Б) жизнь растений в разных средах обитания

В) усложнение их строения от водорослей до покрытосеменных

Г) разнообразное значение растений.

Ответы: 1-а; 2 - г; 3 – а; 4 – в; 5 – б; 6 – в; 7 – б; 8 – в; 9 – в; 10 – в

(показ слайда № с ответом).

^

Тестовое задание по теме: «Отделы растений».

1.Наука, изучающая жизнь и строение растений называется:

А) ботаника

Б) биология

В) микология

Г) экология

2.Низшие растения не имеют:

А) корней

Б) листьев

В) стебля

Г) всего перечисленного

3. Какие из перечисленных признаков относятся к мхам?

А) наличие стебля и листьев

Б) наличие стебля и листьев и цветков

В) наличие корня, стебля и листьев

Г) размножение с помощью семян

4.Голосеменные растения – это:

А) ель и берёза

Б) сосна и осина

В) кедр и лиственница

Г) Пихта и дуб

5. Для папоротников характерно:

А) цветение и образование семян

Б) размножение спорами

В) наличие ризоидов

Г) наличие мицелия

6. Для отдела водорослей характерны признаки:

А) имеют корни и побеги

Б) имеют цветы

В) тело – слоевище

Г) размножаются семенами

7. Где преимущественно обитают папоротники?

А) в пресных водоёмах

Б) во влажных тенистых лесах

В) на болоте

Г) в сухих местах

8. Признаки отдела покрытосеменных:

А) стержневая корневая система

Б) наличие корневища

В) цветок и плод с семенами

Г) семена созревают в шишках

9. Семя впервые появилось у:

А) водорослей

Б) мхов

В) голосеменных

Г) покрытосеменных

10. Результатом исторического развития растений является:

А) клеточное строение растений

Б) жизнь растений в разных средах обитания

В) усложнение их строения от водорослей до покрытосеменных

Г) разнообразное значение растений.

Задание1. Среди гербарного материала выберите представителей отдела «Водоросли» и дайте общую характеристику этого отдела

Задание2. Среди гербарного материала выберите представителей отдела «Мхи и дайте общую характеристику этого отдела

Задание3. Среди гербарного материала выберите представителей отдела «Папоротникообразные» и дайте общую характеристику этого отдела

Задание4. Среди гербарного материала выберите представителей отдела «Голосеменные», дайте общую характеристику этого отдела

Задание5. Среди гербарного материала выберите представителей отдела «Покрытосеменные» и дайте общую характеристику этого отдела

do.gendocs.ru


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта