Основной общей особенностью споровых растений является. 2. Общая характеристика споровых растений

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Основной общей особенностью споровых растений является


2. Общая характеристика споровых растений

Растения делятся на две очень неравные по значению и величине группы – споровые и семенные растения.

К споровым растениям относятся отделы: мохообразные, псило­то­образные, хвощеобразные, плаунообразные и папоротникообразные.

Отличительные признаки жизненного цикла споровых растений:

1. Размножаются спорами (семя никогда не образуется).

2. Процессы полового и бесполого размножения разделены (в пространстве и во времени). Причем, у большинства споровых растений, исключая мохообразные, половое (гаметофит) и бесполое (спорофит) поколения представляют собой отдельные физиологически самостоятельные особи.

3. В цикле развития у большинства споровых (за исключением мохообразных) спорофит преобладает (по размерам и сложности строения) над гаметофитом (который представлен заростком в виде слоевища (таллома) не расчлененного на стебель и листья, и тесно связан с водой).

4. Процесс оплодотворения у споровых растений, так же как и у водорослей, осуществляется в присутствии капельножидкой воды, так как сперматозоиды могут передвигаться только в воде.

5. Как равно-, так и разноспоровые растения (у некоторых равноспоровых, например, хвощей, мхов, существует физиологическая разноспоровость).

3. Общая характеристика семенных растений

Семенные растения – это растения, которые образуют семя.

К семенным растениям относится два отдела: голосеменные и покрытосеменные, которые возникли в процессе эволюции от споровых растений (разноспоровых папоротников).

По сравнению со споровыми они представляют собой более высокий уровень организации растений, так как:

1. Все семенные растения разноспоровые.

Они имеют два типа спор: микроспоры (дают начало мужскому гаметофиту) и мегаспоры (дают начало женскому гаметофиту). Гаметофит очень редуциро­ван и не выходит из споры, которая защищает его от высыхания, что является важным приспособлением к жизни на суше. Гаметафиты не способны к фотосинтезу и полностью зависят от спорофитов.

Женский гаметофит (мегагаметофит) заключен внутри мегаспоры (рис. 8.4.), которая образуется в мясистом мегаспорангии – нуцеллусе, располо­жен­ном на мегаспорофилле (видоизмененном спороносном листе). В отличие от бессемянных разноспоровых растений мегаспорангий по­крыт одним или дву­мя дополнительны­ми слоями ткани – интегументами. Они полно­стью заключают в себя мегаспорангий (нуцеллус), оставляя лишь отверстие на его верхушке – микропиле (пыльцевход).

Рис. 8.4. Строение семязачатка (схема).

Прорастание мегаспоры и образование женского гаметофита (мегагаметофита), оплодотворение и развитие нового спорофита (зародыша) всегда происходит внутри мегаспорангия.

2. Образование семян.

У семенных растений (в отличие от споровых) мегаспоры не отделяются от спорофита, а находятся внутри мегаспорангия, который вместе с интегументами представляет семязачаток. Внутри мегаспоры развивается женский гаметофит (зародышевый мешок) и образуется одна или несколько женских гамет – яйце­клеток. После оплодотворения яйцеклетки семязачаток превращается в семя. Та­ким образом, семя – это оплодотворенный семязачаток.

Семя состоит из: зародыша будущего растения (корешок и почечка (стебелек и листочки)), который возникает из оплодотворенной яйцеклетки; определенного количества питательных веществ; кожуры, которая возникает из интегументов.

В борьбе за существование на суше появление семени имело большое эво­люционное значение, поскольку внутри него (в отличие от споры) уже находится зародыш нового спорофита, который надежно защищен от воздействия неблаго­приятных условий. Также семя имеет существенное преимущество при размножении перед спорой, так как содержит значительный запас питательных веществ. У семян могут развиваться различные приспособления, облегчающие их распро­странение.

Родительский спорофит дает семени все, что нужно для жизни, и только по­сле того, как семя полностью созреет, оно отделяется от родительского спорофи­та.

3. Независимое от воды оплодотворение.

Мужские гаметы (у большинства семенных – спермии, у некоторых голосе­менных (саговниковые, гинкговые) – сперматозоиды) образуются мужскими гаметофитами (микрогаметофитами), находящимися внутри пыльцы. Пыльца из микроспорангиев (пыльцевых мешков) переносится к семязачаткам. Такой про­цесс называется опылением.

Пыльца прорастает пыльцевой трубкой, которая растет в сторону яйцеклетки (+ хемотаксис). По этой трубке неподвижные мужские гаметы (спермии) достигают яйцеклет­ки и происходит оплодотворение.

Вода не нужна спермиям ни на одной из перечисленных стадий!

Гаметофитное поколение у семенных растений крайне редуцировано (осо­бенно у покрытосеменных), теряет свою самостоятельность (сравните со споровыми растениями) и развивается на спорофите, который сильно усложняется (как и у всех сосудистых растений доминирует в жизнен­ном цикле).

Внутреннее оплодотворение, независимое от воды, развитие зародыша внутри семени, представляют собой главное биологическое преимуще­ство семенных растений, которое позволило им освоить разнообразные местообитания и стать господствующей группой растений на Земле.

studfiles.net

Тренажер 1. Систематика растений

Задание 1. Выберите один правильный ответ.

1. В современной систематике для классификации организмов исследуют:

а) признаки родства и морфофизиологического сходства;б) признаки внешнего сходства;в) уровень организации;г) только генетический анализ.

2. Возбудители холеры по типу питания являются:

а) сапрофитами;б) паразитами;в) симбионтами;г) автотрофами.

3. Растения от животных отличаются прежде всего:

а) клеточным строением организмов;б) способом питания;в) различиями в химическом составе клеток;г) наличием вакуолей.

4. Основной общей особенностью всех споровых растений является:

а) зависимость полового размножения от воды;б) среда обитания;в) наличие особых пигментов в листьях; г) наличие особых тканей и органов.

5. Систематической категории ТИП в классификации животных соответствует у растений:

а) класс;б) семейство;в) род;г) отдел.

6. Водоросли отличаются от высших растений тем, что:

а) для размножения необходима вода;б) не имеют тканей и органов;в) органом прикрепления служат ризоиды;г) фотосинтезируют.

7. Споры от зиготы отличаются тем, что:

а) спора состоит из одной клетки, а зигота из нескольких;б) зигота состоит из одной клетки, а спора из нескольких;в) в споре в два раза меньше хромосом, чем в зиготе;г) в зиготе в два раза меньше хромосом, чем в споре.

8. Из споры мха вырастает:

а) коробочка со спорами;б) зеленое растение с листьями и стеблем;в) заросток;г) спорофит.

9. Папоротники считают наиболее организованными споровыми растениями, потому что:

а) у них есть корни и проводящие сосуды стебля;б) они образуют большое количество спор;в) они способны к фотосинтезу; г) у них есть половой процесс.

10. Шишка хвойных – это:

а) плод;б) зародыш;в) семязачаток; г) видоизмененная система побегов.

11. В женских шишках сосны образуются:

а) пыльцевые мешки;б) микроспоры;в) семязачатки; г) плоды.

12. Голосеменные и покрытосеменные растения объединяет:

а) развитие из семени;б) развитие из спор;в) наличие цветка; г) отношение к одному классу.

Задание 2. Выберите три правильных ответа.

1.Укажите пункты, в которых названы признаки сходства кукушкина льна и сфагнума:

  1. есть ризоиды у взрослого растения;
  2. есть фотосинтезирующие клетки;
  3. есть воздухоносные клетки;
  4. есть спорангии;
  5. для полового размножения нужна вода;
  6. спорофит преобладает в жизненном цикле

2.Выберите признаки покрытосеменных растений.

  1. оплодотворение происходит с участием воды;
  2. спорофит представлен спорангием со спорами;
  3. гаметофит представлен пыльцой;
  4. оплодотворение происходит в цветке;
  5. семена располагаются открыто на чешуях побегов;
  6. встречаются все жизненные формы.

Задание 3. Соотнесите признаки растений с отделами, к которым они относятся.

Признаки:

1. Гаметофит представлен заростком.2. Спорофит имеет листья – вайи.3. Органы прикрепления отсутствуют или ризоиды.4. Спорофит – коробочка со спорами.5. В жизненном цикле преобладает спорофит.6. Органы прикрепления - корни.

 Отделы:

А)  МхиБ)  Папоротниковидные

Задание 4. Расставьте растения в той последовательности, в которой их отделы появились на Земле.

  1. папоротник орляк
  2. морская капуста
  3. псилофит
  4. рожь
  5. кедр
  6. кукушкин лен

Задание 5. Найдите ошибки в приведенном тексте и исправьте их.

1.    1.Папоротники растут только в тропических лесах. 2. Они закрепляются в почве только корневищами. 3. В жизненном цикле папоротника преобладает спорофит – бесполое поколение. 4. Гаметы у папоротников образуются на вайях. 5. Для оплодотворения им необходима вода. 6. После оплодотворения из зиготы вырастает новое растение папоротника с корнями, стеблем и листьями

2.    1.Цветковые растения – это наиболее высокоорганизованный класс растений. 2. В цветке происходят процессы бесполого и полового размножения растения. 3. Из семян развиваются плоды. 4. Оболочка плода защищает семена от неблагоприятных условий окружающей среды. 5. В результате слияния одного спермия с яйцеклеткой, а другого с центральной клеткой образуется зигота и триплоидный эндосперм. 6. Это явление было названо С. Навашиным «двойное оплодотворение»

Задание 6. Ответьте на вопросы. Поясните свои ответы.

  1. С какими трудностями столкнулись растения, впервые вышедшие на сушу? Как эти трудности были преодолены?
  2. Какими ароморфозами сопровождались появления на Земле водорослей, мхов, папоротников? Докажите, что это ароморфозы.
  3. Каковы преимущества семенных растений по сравнению со споровыми?
  4. Назовите гаплоидные, диплоидные и триплоидные образования в организме цветковых растений.
  5. Какие приспособления вырабатываются у растений, живущих в засушливых условиях?
  6. Назовите основные приспособления цветковых растений, позволившие им занять господствующее положение на планете.

Задание 6. Определите, что изображено на рисунке. Ответ поясните.

Задание 7. Определите термины.

ТалломКолонияСветочувствительный глазокХроматофорГаметофитСпорофитГаметаСпораЗооспора

СпорангийАрхегонийАнтеридийРизоидыВайяСорусШишкаСемезачаток

Мужской гаметофитЖенский гаметофитЭндоспермПыльцаОпылениеЗародышевый мешокЦентральная клеткаДвойное оплодотворение

 

titorovanatali.ru

Тренажер 1. Систематика растений

Задание 1. Выберите один правильный ответ.

1. В современной систематике для классификации организмов исследуют:

а) признаки родства и морфофизиологического сходства;б) признаки внешнего сходства;в) уровень организации;г) только генетический анализ.

2. Возбудители холеры по типу питания являются:

а) сапрофитами;б) паразитами;в) симбионтами;г) автотрофами.

3. Растения от животных отличаются прежде всего:

а) клеточным строением организмов;б) способом питания;в) различиями в химическом составе клеток;г) наличием вакуолей.

4. Основной общей особенностью всех споровых растений является:

а) зависимость полового размножения от воды;б) среда обитания;в) наличие особых пигментов в листьях; г) наличие особых тканей и органов.

5. Систематической категории ТИП в классификации животных соответствует у растений:

а) класс;б) семейство;в) род;г) отдел.

6. Водоросли отличаются от высших растений тем, что:

а) для размножения необходима вода;б) не имеют тканей и органов;в) органом прикрепления служат ризоиды;г) фотосинтезируют.

7. Споры от зиготы отличаются тем, что:

а) спора состоит из одной клетки, а зигота из нескольких;б) зигота состоит из одной клетки, а спора из нескольких;в) в споре в два раза меньше хромосом, чем в зиготе;г) в зиготе в два раза меньше хромосом, чем в споре.

8. Из споры мха вырастает:

а) коробочка со спорами;б) зеленое растение с листьями и стеблем;в) заросток;г) спорофит.

9. Папоротники считают наиболее организованными споровыми растениями, потому что:

а) у них есть корни и проводящие сосуды стебля;б) они образуют большое количество спор;в) они способны к фотосинтезу; г) у них есть половой процесс.

10. Шишка хвойных – это:

а) плод;б) зародыш;в) семязачаток; г) видоизмененная система побегов.

11. В женских шишках сосны образуются:

а) пыльцевые мешки;б) микроспоры;в) семязачатки; г) плоды.

12. Голосеменные и покрытосеменные растения объединяет:

а) развитие из семени;б) развитие из спор;в) наличие цветка; г) отношение к одному классу.

Задание 2. Выберите три правильных ответа.

1.Укажите пункты, в которых названы признаки сходства кукушкина льна и сфагнума:

  1. есть ризоиды у взрослого растения;
  2. есть фотосинтезирующие клетки;
  3. есть воздухоносные клетки;
  4. есть спорангии;
  5. для полового размножения нужна вода;
  6. спорофит преобладает в жизненном цикле

2.Выберите признаки покрытосеменных растений.

  1. оплодотворение происходит с участием воды;
  2. спорофит представлен спорангием со спорами;
  3. гаметофит представлен пыльцой;
  4. оплодотворение происходит в цветке;
  5. семена располагаются открыто на чешуях побегов;
  6. встречаются все жизненные формы.

Задание 3. Соотнесите признаки растений с отделами, к которым они относятся.

Признаки:

1. Гаметофит представлен заростком.2. Спорофит имеет листья – вайи.3. Органы прикрепления отсутствуют или ризоиды.4. Спорофит – коробочка со спорами.5. В жизненном цикле преобладает спорофит.6. Органы прикрепления - корни.

 Отделы:

А)  МхиБ)  Папоротниковидные

Задание 4. Расставьте растения в той последовательности, в которой их отделы появились на Земле.

  1. папоротник орляк
  2. морская капуста
  3. псилофит
  4. рожь
  5. кедр
  6. кукушкин лен

Задание 5. Найдите ошибки в приведенном тексте и исправьте их.

1.    1.Папоротники растут только в тропических лесах. 2. Они закрепляются в почве только корневищами. 3. В жизненном цикле папоротника преобладает спорофит – бесполое поколение. 4. Гаметы у папоротников образуются на вайях. 5. Для оплодотворения им необходима вода. 6. После оплодотворения из зиготы вырастает новое растение папоротника с корнями, стеблем и листьями

2.    1.Цветковые растения – это наиболее высокоорганизованный класс растений. 2. В цветке происходят процессы бесполого и полового размножения растения. 3. Из семян развиваются плоды. 4. Оболочка плода защищает семена от неблагоприятных условий окружающей среды. 5. В результате слияния одного спермия с яйцеклеткой, а другого с центральной клеткой образуется зигота и триплоидный эндосперм. 6. Это явление было названо С. Навашиным «двойное оплодотворение»

Задание 6. Ответьте на вопросы. Поясните свои ответы.

  1. С какими трудностями столкнулись растения, впервые вышедшие на сушу? Как эти трудности были преодолены?
  2. Какими ароморфозами сопровождались появления на Земле водорослей, мхов, папоротников? Докажите, что это ароморфозы.
  3. Каковы преимущества семенных растений по сравнению со споровыми?
  4. Назовите гаплоидные, диплоидные и триплоидные образования в организме цветковых растений.
  5. Какие приспособления вырабатываются у растений, живущих в засушливых условиях?
  6. Назовите основные приспособления цветковых растений, позволившие им занять господствующее положение на планете.

Задание 6. Определите, что изображено на рисунке. Ответ поясните.

Задание 7. Определите термины.

ТалломКолонияСветочувствительный глазокХроматофорГаметофитСпорофитГаметаСпораЗооспора

СпорангийАрхегонийАнтеридийРизоидыВайяСорусШишкаСемезачаток

Мужской гаметофитЖенский гаметофитЭндоспермПыльцаОпылениеЗародышевый мешокЦентральная клеткаДвойное оплодотворение

 

titorovanatali.ru


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта