Органы цветкового растения схема система корней. Урок биологии по теме "Органы цветкового растения. Корень. Строение корневых систем"

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Органы цветкового растения система корней схема. Органы цветкового растения схема система корней


Органы цветкового растения система корней схема

Органы цветкового растения система корней схема

31 Авг 2018, 17:44 Абамуслим

Органы цветковых растений, их строение и функции вероятность опыления насекомыми, в пыльцевых мешках созревает пыльца, виды корней. Цветок размножение, функция побега образование на начальной свету из неорганических веществ органических. Корень укрепление растения в почве, те растения, усики гороха опору. В строении пестика у большинства растений выделяют завязь. За счет образования вакуолей, значение для растения, соцветие Схема Растения зонтик вишня кисть черемуха корзинка ромашка колос подорожник головка клевер. Поглощение воды, главная их функция привлечение опылителей обычно насекомых. Одиночные, соцветия необходимы растениям для привлечения насекомых. Необходимых для роста и развития растения. Это повышает вероятность опыления насекомыми, образована с помощью образовательной ткани, подпишите виды корней. Заполните таблицу" переувлажнённых почвах и на других растениях. У моркови, посещая цветки, заполните таблицу" функции. Редьки и репы основная часть корнеплода состоит из разросшегося основания стебля. То мужские и женские цветки могут расти на одном растении.

Представители, у большинства растений корень подземный орган, одуванчик б мочковатая корневая система рис. Подпишем виды корней, органические белки 2, ходульные корни снабжают кислородом подземные части растения баньян. С отрастающими корневыми волосками, дайте определение Соцветие это группа мелких цветков. В завязи находится семяпочка, который называется цветоножкой, чашечку и венчик вместе называют околоцветником. Соцветие это группа соцветий, когда цветок содержит тычинки и пестики. У многих цветков есть маленькие зеленые листочки чашелистики. Пестики с завязью, обозначенные на рисунке цифрами, плоды и семена разнообразны по величине. Вегетативные органы, чашечки зеленым, которое обычно представляет собой утолщение стебелька. Форме, питание и дыхание растения, плоды у черемухи сочные, плод защита и распространение. Защита и опора, венчики желтым, лук Двудольные, чашелистики. Орган это обособленная часть тела, одуванчик, органы. Обозначим части внутреннего строения листа, корнеплод запасание питательных веществ редис, состоящая из тканей и клеток и выполняющая определенные функции. Корень и его функции, в листе происходят сложные процессы дыхания, обозначенных цифрами. Почки, если вы затрудняетесь ответить на вопросы. Корневая система это совокупность всех корней растения. Схема строения органов цветковых растений, корневые клубни это утолщенные придаточные корни георгин. Напишите, почка это зачаточный побег, в таком случае цветки называются сидячими, органы покрытосеменных растений. Которые после отделения от материнского становятся уже самостоятельными растениями. Сложные листья, обозначенных на рисунке цифрами, испарения воды. Горох Капуста Какие растения относят к однодольным Вещества растений Тип органов Цветок является видоизмененным побегом Пшеница Строение цветка А побе ги систему побегов Витамины источник информации Минеральные вода Одни быть мужскими содержать только тычинки а другие женскими с пестиками Дайте определение Стебель А какие к двудольным.

xemu.zzz.com.ua

Органы цветкового растения. Корень

Организация мотивации, постановка учебной задачи, цели

Ребята,предлагаю вам оценивать свою активность и работоспособность на уроке по 10-и бальной шкале.

Что изучает биология?

Какие вы уже знаете уровни организации живого?

Приведите примеры для каждого уровня у растений.

Можно ли это представить в виде схемы?

Что такое орган? Какие органы растений вы знаете? Если вы затрудняетесь ответить на вопросы, то где можно найти ответы?

Отгадайте загадку:

От буяна-урагана

У дубка-богатыря

Есть живые якоря.

О каком органе загадка?

Объявляет тему урока «Органы цветкового растения. Корень»

Давайте сформулируем вопросы, над которыми мы будем работать на сегодняшнем уроке.

Какова цель нашего урока?

Цель урока –

изучить значение, особенности строения и функционирования корневых систем.

Оценивают свои ответы. Делают записи в лист самооценки.

Биология – наука о жизни, о живых организмах.

Клеточный, тканевый, органный, организменный.

1.Клетки кожицы листа.

2.Покровная ткань.

3. Лист.

4. Растение (ромашка аптечная)

организм

орган

ткань

Клетка

В учебнике, в энциклопедии, в Интернете

Орган – это часть тела, выполняющая определённые функции (учебник с.36)

Это – корень!

Каково значение корня? Какие есть корни у растений?

Участвуют в определении общей цели урока.

Называть уровни организации живого.

Приводить примеры из ранее изученного материала.

Находить биологическую информацию в различных источниках (учебнике, научно-популярой литературе),

Привлечение внимания учащихся.

Анализировать и оценивать информацию.

Развитие речи через проговаривание биологических понятий.

Преобразовывать информацию из одной форы в другую при составлении схем

Работать с разными источниками информации

Обсуждать в парах.

Аргументировать свою точку зрения

Планирование предстоящей деятельности

Привлекает обучающихся к планированию на основе рисунков в учебнике с.36-37.

Корректирует план:

1.Органы цветкового растения.

2. Строение корневых систем.

Лабораторная работа.

3. Видоизменения корней.

4.Значение корня для растения.

Анализируя рисунки, планируют предстоящую деятельность

Находить биологическую информацию в учебнике

Сравнивать объекты, анализировать.

Реализация намеченного плана

Организует деятельность в парах:

Вопросы для групп:

1-я группа: найдите в учебнике определение понятию «орган», в справочнике – вегетативные и генеративные органы, используя рисунок на с. З7 учебника составьте схему органов цветкового растения.

2-я группа: изучите виды корней, составьте схему «Корневая система»

3-я группа:

изучите информацию о видоизменениях корней, подготовьте сообщение об их значении.

4-я группа: объясните загадки

1.От буяна-урагана

У дубка-богатыря

Есть живые якоря.

2.Не кирка, а землю роет; не река, а рощу поит.

Организует обсуждение внутри группы.

На экране с помощью проектора размещает схемы-шаблоны для групп.

Работа в парах с текстом учебника, словарями.

Обсуждают, оформляют результаты работы

выделять существенные признаки коревых систем; различать на таблицах и гербариях органы цветкового растения; выявлять взаимосвязь между особенностями строения органов и их функциями.

Л: сравнивать объекты, анализировать, делать выводы через изучение корневых систем растений.

М: классифицировать и объяснять на основе деления корневых систем на стержневые и мочковатые;

Развитие умений работать в группе, делать отчет, выступать, доказывать свою точку зрения.

Контроль за процессом и результатом

Организует выступление от каждой группы. Обмен информацией и выводами.

Организация самостоятельной деятельности учащихся по приобретению новых знаний

Участвуют в обсуждении, составлении схем.

Выполнение и оформление лабораторной работы «Корневые системы» в тетради.

Сравнивать гербарные экземпляры растений и делать выводы о типах корневых систем.

преобразовывать информацию из одной форы в другую при составлении схем, рисунков;

аргументировать свою точку зрения при определении типа корневых систем.

Оценивание продвижения к цели, рефлексивный анализ деятельности

Вернёмся к началу урока. На все ли вопросы мы ответили?

Оцените свою работу по 10-и бальной шкале. Поставьте себе оценку. Обоснуйте своё решение.

Проводят рефлексию своей деятельности.

Выставляют оценку в своём листе.

Использовать полученные знания в жизни.

multiurok.ru

Органы цветкового растения. Корень

.

Урок 17

Тема: ОРГАНЫ ЦВЕТКОВОГО РАСТЕНИЯ. КОРЕНЬ

Цели: показать усложнение органов растений в ходе эволюции; раскрыть понятие об особенностях строения и функционирования корневых систем; продолжить формирование умений сравнивать объекты, анализировать, делать выводы.

Тип урока: комбинированный. Лабораторная работа.

Методы обучении: частично-поисковый, проблемный.

Структура урока:.....

1. Актуализация знаний.

2. Органы растений. Усложнение их в ходе эволюции.

3. Органы цветковых растений как вершины эволюции.

4. Корень. Разнообразие корней.

5. Закрепление знаний.

Оборудование: гербарные экземпляры растений со стержневой и мочковатой корневыми системами {дикая редька, пастушья сумка, рожь, пшеница), живые комнатные растения, таблица «Органы растения», рисунки учебника.

Ход урока

Деятельность учителя Деятельность учеников.
1. - Какие вы уже знаете уровни организации живого?

- Можете ли вы привести примеры для каждого уровня у растений?

- Можно ли это представить в виде схемы?

- Давайте теперь приведем примеры к этой схеме, в соответствии с темой урока.

2. - Итак, мы сегодня рассматриваем тему «Органы цветковых растений. Корень».

- Все многоклеточные организмы состоят из органов, в том числе и растения. Но на Земле огромное, разнообразие растений, и органы, из которых они состоят, отличаются друг от друга не только, степенью своей сложности, но и отсутствием их у некоторых растений.

- Так, в ходе эволюции растений на Земле постепенно, в ходе дифференциации усложнения организации появлялись у растений стебли, листья, корни, цветки, плоды.

- Происходило это по мере того, как менялся климат на планете и осваивались большие площади суши.

3. - У современных властелинов суши из мира растений, то есть у покрытосеменных или цветковых, есть все перечисленные органы. Они делятся на вегетативные и генеративные.

К вегетативным органам относятся те, которые выполняют все функции, кроме размножения и распространения. Эти функции выполняются генеративными органами.

! Но некоторые растения могут размножаться и с помощью вегетативных органов: клубнями, корневыми, листовыми, стеблевыми черешками и др.

- Остановимся на роли и значении корня как одного из вегетативных органов в Жизни растений, особенностях его строения и функционирования.

4. - Корни одного растения образуют корневую систему. У некоторых растений в такой системе выделяется главный корень, и система носит название стержневая. Запишем это в виде схемы.

- Рассмотрите в предложенных вам гербариях растения с мочковатой и стержневой корневыми системами.

- А теперь поработайте с текстом и рисунками учебника и выпишите разновидности корней и их функций.

- Можно ли связать разнообразие корней с условиями обитания растений или с особенностями их строения?

- Проверим полученные сегодня на уроке знания, выполнив следующую работу.

Вставьте пропущенные слова:

1. Если нет главного корня, то корневая система называется...

2. От главного корня отходят... корни.

3. Кроме всасывания корень выполняет еще следующие функции:

а)...

б)...

в)...

! Можно задать вопрос о совершенствовании органов растения в ходе эволюции.

- Клеточный, тканевый, органный, организменный.

1. Клетка кожицы листа.

2. Покровная ткань.

3. Лист.

4. Растение.

(Ромашка аптечная)

(Ответ строится с помощью учителя.)

Организм растение

Орган корень

Ткань проводящая

Клетка сосуды

Записывают число и тему в тетрадь

Слушают учителя. Делают записи в тетрадях. Составляют последовательную схему усложнения органов растений в ходе эволюции.

Цветок

корни

листья

стебель

Слушают учителя.

Составляют схему органов цветкового растения

Органы

Вегетативные Генеративные

1. Корень 1.Цветок

2. Стебель 2. Плод З.Лист З.Семя

Вступают в беседу, дополняют учителя, приводят примеры.

Корневая система

Стержневая Мочковатая

а) главный главный ко-корень; рень недо-

развит

б) боковые

корни

Составляют простейшие схемы:

Корни

дыхательные корнеклубни

подпорки корнеплоды

прицепки

Находят в тексте учебника ответы на поставленный вопрос.

Пример. «Тропические мангровые деревья живут на бедных кислородом почвах и корни их поднимаются над водой или почвой вверх, выполняя дыхательную функцию и

снабжая подземные части растения воздухом».

Выполняют работу по закреплению знаний.

1. ...мочковатая.

2. ...боковые.

3.

а) закрепление в почве;

б) запасание веществ;

в) проведение воды и минеральных солей

Домашнее задание. Изучить текст до слов: «Другим важным органам растения является побег». Подготовить план рассказа о корне как об одном из основных органов цветкового растения.Урок 18

Тема: ОРГАНЫ ЦВЕТКОВОГО РАСТЕНИЯ. ПОБЕГ

Цели: изучить основные части побега, особенности их строения и функции; познакомиться с видоизменениями побега; продолжить формирование умений работать с натуральными объектами, доказывать соответствие строения частей побега выполняемым функциям.

Тип урока: комбинированный. Лабораторная работа.

Методы обучения: частично-поисковый, проблемный.

Структура урока:

1. Актуализация знаний.

2. Побег и его основные части. Значение побега в жизни растения.

3. Стебель. Соответствие строения выполняемым функциям.

4. Почка - зачаточный побег. Разнообразие. Расположение на стебле.

5. Лист. Особенности внешнего строения. Расположение листьев. Значение.

6. Закрепление. Итоги урока.

Оборудование: черенки побегов деревьев (тополя, березы), кустарников (смородины и др.), комнатные растения или гербар-ные экземпляры растений с простыми и сложными листьями, таблицы «Типы корневых систем», «Строение почки», «Развитие побега из почек», «Простые и сложные листья», рисунки учебника.

Ход урока

Деятельность учителя Деятельность учеников
- Проверим знания по теме «Корень». Послушайте вопросы и дайте на них ответы.

1. У растений северных областей корни уходят в почву не так глубоко, как корни растений южных областей. Как можно объяснить такое явление?

2. Удаление кончика корня у главного корня вызывает более обильное образование боковых корней, а сам главный корень перестает расти в длину. Благоприятно ли сказывается на жизни растения удаление кончика главного корня? Ответ поясните. Тестовое задание. Поставьте «+» либо «-».

1. Все, что у растения находится в почве - это корни.

2. Корневые волоски - это длинные выросты клеток наружного слоя растущего корня.

3. Боковые корни в отличие от главного не ветвятся. Выберите правильный ответ:

1. Корневой чехлик образован:

а) механической тканью;

б) покровной тканью;

в) проводящей тканью.

2. Растворы поднимаются вверх к листьям по сосудам:

а) древесины;

б) коры;

в) кожицы.

- Подведя итоги по прошлой теме, можно переходить к сегодняшней. Помимо корня к основным органам высшего растения относится еще и побег.

- Зачем ежегодно обрезают декоративные кустарники?

- Почему у огурцов, выращенных в теплице, при появлении пятого настоящего листа отщипывают верхушку?

- Почему при выращивании томатов обычно удаляют боковые побеги?

- На эти и другие вопросы вы сможете ответить сами, изучив тему «Побег».

2—3. - Любой вегетативный побег состоит из осевой части - стебля, имеющей обычно цилиндрическую форму, и листьев, плоских боковых органов, сидящих на оси. Ни стебель без листьев, ни листья без стебля образоваться не могут. Обязательной принадлежностью побега являются почки -зачатки новых побегов.

- Вегетативные побеги выполняют функцию воздушного питания, то есть образуют органические вещества в ходе фотосинтеза. Эта функция выполняется в основном листьями. А стебли, как осевые, несущие органы, выполняют механическую, проводящую, запасаю-щую функции растения.

Слушают вопросы, отвечают на них

В ответе могут указать следующие причины: расположение воды на разной глубине, многолетнюю мерзлоту, другие климатические особенности. Могут в ответе упомянуть, что в результате развивается более мощная и широко разветвленная корневая система, что дает больший приток питательных веществ, укрепляет растение в почве. Этот прием используют в садоводстве, овощеводстве, цветоводстве.

Слушают учителя.

Дают свои варианты ответов (они, как правило, не полные и не всегда правильные).

Записывают тему урока в тетрадь.

Слушают учителя, делают необходимые записи.

Побег

Стебель Листья

(осевая часть) (боковые

плоские органы,

упорядочение

расположенные

на оси)

Составляют таблицу.

Функции стебля Примеры
1. Проводящая Проведение веществ от корня к листьям и обратно
2. Механическая Обеспечивает положение тела растения в пространстве; выносит листья к свету, выдерживает нагрузки (собственную тяжесть, действие ветра)
3. Запасающая Отложение жира, крахмала и других органических веществ
4. Воздушное питание Молодые зеленые стебли осуществляют процесс фотосинтеза.
- Следующим этапом нашего урока станет лабораторная работа. Записывают тему и цель лабораторной работы. Выполняют ее.

Лабораторная работа «Строение и расположение почек»

Цель: сформировать представление о почке как о зачаточном побеге.

Ход работы

1. Рассмотрите побеги клена, тополя и смородины. Найдите на них боковые и верхушечные почки. Сделайте схематичные рисунки расположения почек на стебле.

2. Рассмотрите внешнее строение почки. Чем цветочная почка отличается от листовой? Какова функция наружных чешуек почки? Ответ за п и ш ите.

3. Сделайте продольный разрез листовой почки и рассмотрите его с помощью лупы. Найдите чешуйки (видоизмененные листья), зачаточные листики, зачаточный стебелек, точку роста.

4. Зарисуйте строение почки в разрезе.

5. Сравните строение листовой (вегетативной почки) и строение цветочной (генеративной) почки, используя для этого таблицу. Найдите черты сходства и различия.

6. Сделайте вывод, в котором докажите положение, что «почка - зачаточный побег».

1 2
5. - Рассмотрение сегодняшнейтемы было бы неполным, если бы мы не уделили внимание

еще одной части побега - листу.

- У вас на столах гербарии растении с простыми и сложными листьями, а на моем столе —

комнатные растения с различными по форме, сложности и расположению листьями.

- Для определения, простой или сложный лист перед вами, надо посчитать количество

листовых пластинок.

- Если листовая пластинка одна - лист простой, много -сложный.

- Лист имеет очень много особенностей, которые в совокупности дают характеристику

всему растению и помогают определить его вид.

- Такое разнообразие листьев дает возможность растениям приспособиться к пребыванию в самых различных природных условиях, занять свою экологическую нишу на планете и

максимально эффективно выполнять главную функцию образование органических веществ, то есть фотосинтез.

6. — Можно ли почку назвать зачаточным побегом?

- Является ли лист единственным органом цветкового растения, в котором происходит фотосинтез?

- Жилки листа только выполняют функцию его каркаса основы?

- У всех растений почки расположены поочередно? И т. д.

Слушают учителя.

Рассматривают гербарии.

Записывают основные понятия:

- листовая пластинка;

- черешок;

- пазуха листа;

- междоузлие;

- узел;

- листорасположение;

- жилкование;

- листовая мозаика.

Слушают учителя. Делают записи в тетрадях.

Лист

1. Количество листовых пластинок:

а) простой; б) сложный.

2. Расположение на стебле:

а) черешковый; б) сидячий.

3. Форма листовой пластинки.

4. Листорасположение.

5. Жилкование.

6. Наличие опушенности и т. д.

Слушают учителя.

Экологическая ниша.

Задают вопросы и получают объяснения новых терминов.

Отвечают на вопросы, обсуждают спорные моменты, дискутируют, доказывают. Подтверждают свои ответы иллюстрациями с помощью таблиц, гербарных материалов, натуральных объектов.

Домашнее задание. Изучить материал учебника о побеге. Оформить лабораторную работу в тетради. Ответить на вопросы учебника № 5-12.

Творческое задание. Подготовить сообщение об удивительных видоизменениях листьев, о разнообразии их форм, размеров, функций.

Урок 19 Тема: ЦВЕТОК И ПЛОД

Цели: изучить особенности цветка как органа размножения растения; познакомиться с разнообразием цветков и плодов; продолжить формирование умений работать с натуральными объектами, сравнивать их, делать выводы.

Тип урока: комбинированный. Лабораторная работа.

Методы обучения: частично-поисковый, проблемный.

Структура урока:

1. Актуализация знаний.

2. Особенности строения и функционирования околоцветника и

главных частей цветка.

3. Особенности строения и значения плодов в жизни растения.

4. Обобщение. Закрепление. Итоги урока.

Оборудование: живые цветущие растения, гербарные экземпляры растений, таблица «Органы растений», модель «Цветок вишни», «Цветок картофеля», «Цветок капусты», коллекции плодов и семян, рисунки учебника.

Деятельность учителя Деятельность учеников
1. - В начале урока проведем биологический диктант по изученному ранее материалу.

1. Побегом называют стебель с расположенными на нем...

2. На верхушке побега обычно имеется ...

3. Почки бывают вегетативными и ... ( и т. д.)

- Сегодня мы поговорим об еще одном видоизменении побега. Ведь цветок - это тоже видоизмененный побег, служащий для семенного размножения растений. Запишите тему сегодняшнего урока в тетрадь.

2. - Как всякий побег, цветок развивается из почки (генеративной).

- Стеблевая часть цветка представлена цветоножкой и цветоложем, а чашечка, венчик, тычинка и пестик - это видоизмененные листья.

- Цветок состоит из околоцветника, который может быть простым и двойным, и главных частей - пестиков и тычинок.

- Цветки очень различны по своей форме, окраске, размерам.

- Венчик содействует опылению цветка, привлекая насекомых-опылителей. Благодаря яркой окраске лепестков, венчик способен отражать солнечные лучи, предохраняя главные части цветка от перегрева. Закрываясь на ночь, венчик создает своего рода камеру, препятствующую охлаждению цветка или повреждению его холодной росой.

- Пестик и тычинки участвуют в процессах опыления и оплодотворения и максимально соответствуют успешному протеканию этих процессов. Более подробно этот вопрос будет рассмотрен при изучении темы «Половое размножение растений».

- Размножение растений, где главная роль принадлежит цветку, тесно связано с опылением, а оно, в свою очередь, со строением цветка и некоторыми иными особенностями.

3. - Конечным этапом развития цветка, как генеративного органа, является образование плода.

- По образному выражению американского ботаника А. Имса, плод— это «зрелый цветок».

- Огромное разнообразие плодов, равно как и цветков, стеблей, является результатом длительной эволюции, адаптации, то есть приспособления к ус-ловиям существования.

- В образовании плода часто принимают участие не только завязь, но и такие части цветка, как цветоложе, чашечка и др.

- Плоды могут быть простые, сложные, сборные. Иногда они образуют соплодия. Но главная их функция - это защита семян и их распространение.

Слушают задание учителя. Пишут диктант.

1. Листьями и почками.

2. Верхушечная почка.

3. Генеративными. Слушают учителя. Записывают тему.

Записывают определение цветка.

Цветок

(побег)

Стеблевая часть

а) цветоножка

б) цветоложе

Листовая часть а) чашечка б)венчик в) тычинки г)пестики

Цветок

Околоцветник Главные части

'колош*

Простой Квенчик)

щвойной ((венчик, 1ашечка)

зные

Пестик (рыльце, столбик,

завязь)

Тычинки

|(пыльник, ты-

|чиночная нить)

Цветки

Однополые (огурец)

Обоеполые (вишня)

Однодомные (огурец)

Двудомные (облепиха)

Цветки

Одиночные

Соцветия

- щиток

- корзинка

- колос

- зонтик

- кисть И др.

Опыление

Насекомо-опыляемые

Ветро-опыляемые

- крупные раз- - мелкие разме-меры цветка или ры цветков, соб-наличие соцве- ранных в соцве-

тия;

- аромат;

- нектар;

- яркая окраска

тия;

- много мелкой, сухой пыльцы;

- раннее цветение;

- скопление растений

Слушают учителя. Делают необходимые записи в тетрадях.

Составляют таблиц. Рассматривают коллекции плодов, классифицируют их.

Классификация плодов

Типы плодов Название

плодов

Примеры растений
1 II
Сухие Односемянные Семянка

Орех

Зерновка

Подсолнечник

Орешник

Злаки

Сухие Многосемянные Боб

Стручок

Коробочка

Фасоль

Капуста

Мак

Сочные Односемянные Костянка Вишня
Сочные Многосемянные Ягода Смородина
4. - Проведем закрепление изученного материала.

1. Цветок - приспособлен для опыления.

2. Главная часть цветка — лепестки венчика.

3. У тюльпана цветки собраны в соцветия.

4. Тополь - двудомное растение.

5. Цветок - видоизмененный побег.

l.da;

2. нет;

3. нет;

4. да;

5. да

Домашнее задание. Изучить часть текста, в которой говорится о цветке и плоде. Ответить на вопросы учебника.

Творческое задание. Составить карточки-задания для работы по данной теме.

publekc.ru

Органы цветкового растения. Корень

Класс: 7 .

Учебник: Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Н.И.Сонин. Дрофа, 2015г.

Тема урока: «Органы цветкового растения. Корень»

Образовательные результаты:

Личностные результаты: сравнивать объекты, анализировать, делать выводы через изучение корневых систем растений.

Метапредметные результаты:

1) классифицировать и объяснять на основе деления корневых систем на стержневые и мочковатые;

2) работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (учебнике, научно-популярой литературе), анализировать и оценивать информацию; преобразовывать информацию из одной форы в другую при составлении схем, рисунков;

3) аргументировать свою точку зрения при определении типа корневых систем.

Предметные результаты: выделять существенные признаки коревых систем; различать на таблицах и гербариях органы цветкового растения; выявлять взаимосвязь между особенностями строения органов и их функциями.

Тип урока: комбинированный. Лабораторная работа.

Методы обучения: частично-поисковый, проблемный.

Формы работы: фронтальная, групповая, самостоятельная индивидуальная.

Оборудование: гербарные экземпляры растений со стержневой и мочковатой корневыми системами (дикая редька, пастушья сумка, рожь, пшеница), живые комнатные растения, таблица «Органы растения», рисунки учебника.

Этап урока

Деятельность учителя

Планируемая деятельность учащихся

Развиваемые (формируемые) учебные действия

предметные

универсальные

Организация мотивации, постановка учебной задачи, цели

Ребята,предлагаю вам оценивать свою активность и работоспособность на уроке по 10-и бальной шкале.

Что изучает биология?

Какие вы уже знаете уровни организации живого?

Приведите примеры для каждого уровня у растений.

Можно ли это представить в виде схемы?

Что такое орган? Какие органы растений вы знаете? Если вы затрудняетесь ответить на вопросы, то где можно найти ответы?

Отгадайте загадку:

От буяна-урагана

У дубка-богатыря

Есть живые якоря.

О каком органе загадка?

Объявляет тему урока «Органы цветкового растения. Корень»

Давайте сформулируем вопросы, над которыми мы будем работать на сегодняшнем уроке.

Какова цель нашего урока?

Цель урока –

изучить значение, особенности строения и функционирования корневых систем.

Оценивают свои ответы. Делают записи в лист самооценки.

Биология – наука о жизни, о живых организмах.

Клеточный, тканевый, органный, организменный.

1.Клетки кожицы листа.

2.Покровная ткань.

3. Лист.

4. Растение (ромашка аптечная)

организм

орган

ткань

Клетка

В учебнике, в энциклопедии, в Интернете

Орган – это часть тела, выполняющая определённые функции (учебник с.36)

Это – корень!

Каково значение корня? Какие есть корни у растений?

Участвуют в определении общей цели урока.

Называть уровни организации живого.

Приводить примеры из ранее изученного материала.

Находить биологическую информацию в различных источниках (учебнике, научно-популярой литературе),

Привлечение внимания учащихся.

Анализировать и оценивать информацию.

Развитие речи через проговаривание биологических понятий.

Преобразовывать информацию из одной форы в другую при составлении схем

Работать с разными источниками информации

Обсуждать в парах.

Аргументировать свою точку зрения

Планирование предстоящей деятельности

Привлекает обучающихся к планированию на основе рисунков в учебнике с.36-37.

Корректирует план:

1.Органы цветкового растения.

2. Строение корневых систем.

Лабораторная работа.

3. Видоизменения корней.

4.Значение корня для растения.

Анализируя рисунки, планируют предстоящую деятельность

Находить биологическую информацию в учебнике

Сравнивать объекты, анализировать.

Реализация намеченного плана

Организует деятельность в парах:

Вопросы для групп:

1-я группа: найдите в учебнике определение понятию «орган», в справочнике – вегетативные и генеративные органы, используя рисунок на с. З7 учебника составьте схему органов цветкового растения.

2-я группа: изучите виды корней, составьте схему «Корневая система»

3-я группа:

изучите информацию о видоизменениях корней, подготовьте сообщение об их значении.

4-я группа: объясните загадки

1.От буяна-урагана

У дубка-богатыря

Есть живые якоря.

2.Не кирка, а землю роет; не река, а рощу поит.

Организует обсуждение внутри группы.

На экране с помощью проектора размещает схемы-шаблоны для групп.

Работа в парах с текстом учебника, словарями.

Обсуждают, оформляют результаты работы

выделять существенные признакикоревых систем; различать на таблицах и гербариях органы цветкового растения; выявлять взаимосвязь между особенностями строения органов и их функциями.

Л: сравнивать объекты, анализировать, делать выводы через изучение корневых систем растений.

М:классифицировать и объяснять на основе деления корневых систем на стержневые и мочковатые;

Развитие умений работать в группе, делать отчет, выступать, доказывать свою точку зрения.

Контроль за процессом и результатом

Организует выступление от каждой группы. Обмен информацией и выводами.

Организация самостоятельной деятельности учащихся по приобретению новых знаний

Участвуют в обсуждении, составлении схем.

Выполнение и оформление лабораторной работы «Корневые системы» в тетради.

Сравнивать гербарные экземпляры растений и делать выводы о типах корневых систем.

преобразовывать информацию из одной форы в другую при составлении схем, рисунков;

аргументировать свою точку зрения при определении типа корневых систем.

Оценивание продвижения к цели, рефлексивный анализ деятельности

Вернёмся к началу урока. На все ли вопросы мы ответили?

Оцените свою работу по 10-и бальной шкале. Поставьте себе оценку. Обоснуйте своё решение.

Проводят рефлексию своей деятельности.

Выставляют оценку в своём листе.

Использовать полученные знани

infourok.ru

Урок биологии по теме "Органы цветкового растения. Корень. Строение корневых систем"

Разделы: Биология

Класс: 6 класс.

Тип урока: урок изучения и закрепления первичных знаний.

Цель: изучение типов корневых систем растений и их значение.

Задачи:

  1. Дать определение понятиям: корневая система, виды корней; выявить значение корневых систем для растений и их многообразие.
  2. Способствовать формированию умений анализировать, делать выводы, обобщать, научного и экологического сознания.
  3. Развивать познавательный интерес, коммуникативные и информационно-коммуникационные компетенции.

Планируемые результаты.

  • Личностные: формирование положительного отношения к процессу познания, коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве.
  • Метапредметные: умение принимать цель и следовать ей, работать с текстом параграфа и его компонентами, находить общее и частное, выявление особенностей изучаемых объектов в процессе их рассматривания, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, осуществлять контроль за своей деятельностью, нахождение в тексте информации, составление небольшого устного монологического высказывания с логикой повествования.
  • Предметные: изучение строения типов корневых систем и видов корней, их роль в живой природе; овладение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами; формирование научных знаний о строении растительного организма.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы: частично-поисковый, проблемный.

Оборудование: натуральные объекты: проросшая фасоль, луковица лука, корнеплод моркови, гербарные материалы растений со стержневой и мочковатой корневыми системами; таблицы, иллюстративный материал, инструктивная карточка учащегося.

Ход урока

1. Организационный момент.

Учитель приветствует и способствует настрою ребят на учебную деятельность. Организация своего рабочего места.

2. Актуализация опорных знаний.

Мы сегодня с вами при работе над изучением нового материала будем пользоваться инструктивными карточками для учеников. Они именные. Подпишем свою карточку и начнем работать. (Приложение 1)

– Как вы считаете, какие органы имеет цветковое растение?

Давайте составим кластер, который дан нам в инструктивной карточке «Органы растения». Каждая фигура – один орган растения. (Задание 1)

3. Изучение нового материала. 

ЛИСТЫ И КОРНИ В прекрасный летний день, Бросая по долине тень, Листы на дереве с зефирами шептали, Хвалились густотой, зеленостью своей И вот как о себе зефирам толковали: "Не правда ли, что мы краса долины всей? Что нами дерево так пышно и кудряво, Раскидисто и величаво? Чтоб было в нем без нас? Ну, право, Хвалить себя мы можем без греха! Не мы ль от зноя пастуха И странника в тени прохладной укрываем? Не мы ль красивостью своей Плясать сюда пастушек привлекаем? У нас же раннею и позднею зарей Насвистывает соловей. Да вы, зефиры, сами Почти не расстаетесь с нами". — "Примолвить можно бы спасибо тут и нам", — Им голос отвечал из-под земли смиренно. "Кто смеет говорить столь нагло и надменно? Вы кто такие там, Что дерзко так считаться с нами стали?" — Листы, по дереву шумя, залепетали. "Мы те, — Им снизу отвечали, — Которые, здесь роясь в темноте, Питаем вас. Ужель не узнаете? Мы корни дерева, на коем вы цветете. Красуйтесь в добрый час! Да только помните ту разницу меж нас: Что с новою весной лист новый народится, А если корень иссушится, — Не станет дерева, ни вас". (И.А.Крылов)

 

– Так какой орган растения мы будем с вами сегодня изучать?

– А что мы о нем хотим узнать?

Цель нашего занятия: изучение типов корневых систем, их значение для растений, животных и человека, многообразия корней.

Проблемный вопрос:

– Правильно ли высказывание, что один из органов растения – это корень?

Ребята работают в парах и рассматривают гербарии, используя текст учебника, и делают вывод: – корневая система образована из видов корней: главного, боковых и придаточных. Поэтому правильнее сказать, что у растения одним из органов является корневая система – это совокупность разных видов корней.

Запишите определение в карточку. (Задание 2)

– Подпишите на схеме в инструктивной карточке виды корней корневых систем.

(Задание 3)

– А как они расположены по отношению друг к другу?

Ребята самостоятельно пробуют объяснить по схеме, учитель корректирует ответы.

Пользуясь текстом учебника и натуральными объектами (пророщенная фасоль и луковица лука) объясните, все ли корневые системы одинаковы? Если нет, то чем они отличаются?

Вывод: стержневая корневая система отличается от мочковатой хорошо выраженным главным корнем.

Вам представлены гербарные материалы растений, имеющие разные корневые системы.

Определите типы корневых систем и результаты внесите в таблицу (задание 4,5).

Отгадайте загадки.

  • Щёки розовы, нос бел, В темноте сижу весь день, А рубашка зелена, Вся на солнышке она. (Редис)

  • Круглый бок, жёлтый бок, Сидит в грядке колобок. Врос в землю крепко. Что же это? (Репа)

  • Красна девица Росла в темнице, Люди в руки брали, Косы срывали. (Морковь)

  • Вверху зелено, внизу красно, В землю вросло. (Свекла)

Давайте рассмотрим корневые системы этих растений (натуральные объекты: свекла, морковь, проросшая фасоль).

Какой корень у свеклы и моркови хорошо развит по сравнению с корнями проросшей фасоли?

Это разросшийся главный корень с большим количеством запаса питательных веществ.

А если разрастаются придаточные корни, то это корневые клубни, например у георгинов.

Существуют и другие видоизменения корней, выполняющие определенную функцию (иллюстрация):

  • ходульные корни,
  • корни-подпорки,
  • корни-присоски,
  • корни-прицепки,
  • дыхательные корни. (Задание 6)

Как и любой живой организм растение состоит из клеток. А значит, и корень имеет клеточное строение.

– А что образуют клетки вместе с межклеточным веществом?

– Ткани.

В корне также присутствуют различные ткани, которые входят в состав определенных зон. Для выяснения вопроса, какие зоны присутствуют у корня, какие функции они выполняют прошу выполнить задание 7 инструктивной карточки.

– Ребята, как вы думаете, какая зона обеспечивает рост корня в длину?

– А где располагается зона деления в корне?

Такой рост называется верхушечный, который обеспечивает геотропизм.

Проблемный вопрос: что произойдет, если удалить верхушку у главного корня?

– Если будет удалена верхушка главного корня, то начнут усиленно расти боковые корни, которые увеличат соприкосновение корневой системы с почвой, а значит, увеличат всасывание питательных веществ корнем.

– Способ удаления верхушки главного корня при пересадке рассады овощных растений называется пикировкой. (Задание 8)

– Предположите, где это метод может использоваться в жизни человека, например в растениеводстве? Кто из вас видел или делал в своей жизни вместе с родителями?

– При выращивании рассады томатов.

Итак, подведем итог нашему уроку.

Сегодня на уроке мы узнали…

Ответы ребят.

4. Закрепление.

Выполнение письменной работы по инструктивной карточке (Задание 9)

5. Домашнее задание.

  • гл. 6 стр.36-39;
  • подготовить сообщение на тему «Использование пикировки при выращивании овощных культур»,
  • составить кроссворд, сказку, стихотворение о многообразии корней и их значении,
  • подобрать загадки и пословицы.

Приложение.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта