Окружающий мир 3 класс растения поглощают из воздуха. Урок по окружающему миру в 3 классе по теме "Воздух - условие жизни на Земле"

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Конспект урока с презентацией по окружающему мира на тему "Воздух" (3 класс). Окружающий мир 3 класс растения поглощают из воздуха


3 класс. Окружающий мир. Воздух - это смесь газов - Воздух - это смесь газов

Комментарии преподавателя

Мы часто го­во­рим «на столе стоит пу­стой ста­кан», но на самом деле он не пу­стой, а на­пол­нен­ный воз­ду­хом.

 

Ста­кан, на­пол­нен­ный воз­ду­хом (news.vse42.ru)

Воз­дух – это смесь газов. В со­став воз­ду­ха вхо­дят азот, кис­ло­род, уг­ле­кис­лый газ и неко­то­рые дру­гие газы. По­сто­ян­ные со­став­ные газы воз­ду­ха – это кис­ло­род, уг­ле­кис­лый газ и азот. Но кроме по­сто­ян­ных газов в воз­ду­хе могут на­хо­дить­ся при­ме­си, со­дер­жа­ние ко­то­рых непо­сто­ян­но. Это во­дя­ные пары, мик­ро­бы, ча­сти­цы дыма, пыли и соли, пыль­ца рас­те­ний.

Чтобы лучше по­нять ко­ли­че­ствен­ный со­став воз­ду­ха, пред­ста­вим, что в 100 лит­рах воз­ду­ха со­дер­жит­ся 78 лит­ров азота, 21 литр кис­ло­ро­да, 1 литр уг­ле­кис­ло­го газа и немно­го дру­гих при­ме­сей.

 

  Со­став воз­ду­ха (skachat-besplatno-litt)

------------------------------------------------------

Кис­ло­род необ­хо­дим для ды­ха­ния че­ло­ве­ка, жи­вот­ных и рас­те­ний. Рас­тво­рен­ный в воде кис­ло­род рас­хо­ду­ет­ся при ды­ха­нии оби­та­те­ля­ми во­до­е­мов.

Че­ло­век или жи­вот­ное вды­ха­ет воз­дух, где со­дер­жит­ся кис­ло­род, а вы­ды­ха­ет воз­дух с боль­шим ко­ли­че­ством уг­ле­кис­ло­го газа.

Часто можно услы­шать фразу «в ком­на­те душно», так про­ис­хо­дит, если по­ме­ще­ние дол­гое время не про­вет­ри­ва­лось и боль­шая часть кис­ло­ро­да уже из­рас­хо­до­ва­лась.

Кис­ло­род под­дер­жи­ва­ет го­ре­ние. Если го­ря­щую свечу на­крыть стек­лян­ной бан­кой, свеча будет го­реть еще неко­то­рое время, а потом по­гас­нет.

 

Го­ре­ние фи­ти­ля свечи (золотыеручки.москва)

Так про­изой­дет, по­то­му что го­ря­щая свеча из­рас­хо­ду­ет кис­ло­род в банке, ко­то­рый под­дер­жи­вал ее го­ре­ние, но стало много уг­ле­кис­ло­го газа.

Этот опыт до­ка­зы­ва­ет, что кис­ло­род под­дер­жи­ва­ет го­ре­ние. Уг­ле­кис­лый газ вы­де­ля­ет­ся при любом го­ре­нии – дров, угля, нефти, та­ба­ка, и дру­гих го­рю­чих ве­ществ, и го­ре­ния не под­дер­жи­ва­ет.

Ис­поль­зуя зна­ния об этом свой­стве кис­ло­ро­да, мы смо­жем по­мочь че­ло­ве­ку, если у него за­го­ре­лась одеж­да: необ­хо­ди­мо на­крыть огонь плот­ной тка­нью, чтобы не по­сту­пал кис­ло­род.

------------------------------------------------

Со­став воз­ду­ха по­сто­я­нен, это важ­ное усло­вие жизни на Земле. Но ведь во всех стра­нах мира еже­год­но сжи­га­ют­ся мил­ли­ар­ды тонн топ­ли­ва, вы­де­ляя в ат­мо­сфе­ру огром­ное ко­ли­че­ство уг­ле­кис­ло­го газа и рас­хо­дуя кис­ло­род.

 

Вы­хлоп­ные газы ав­то­мо­би­лей (expertpost.ru)

То же самое про­ис­хо­дит на про­из­вод­ствах, при по­жа­рах.

Лес­ной пожар (en.deita.ru)

Люди, жи­вот­ные, рас­те­ния и даже мик­ро­бы дышат и также по­гло­ща­ют кис­ло­род, а вы­де­ля­ют уг­ле­кис­лый газ.

----------------------------------------------------------------------------

Но при этом со­став воз­ду­ха на пла­не­те в целом оста­ет­ся по­сто­ян­ным. Это ре­зуль­тат ра­бо­ты зе­ле­ных рас­те­ний, ко­то­рые яв­ля­ют­ся глав­ным ис­точ­ни­ком по­пол­не­ния за­па­сов кис­ло­ро­да на Земле.

В рас­те­ни­ях под воз­дей­стви­ем сол­неч­но­го света из уг­ле­кис­ло­го газа и воды об­ра­зу­ют­ся пи­та­тель­ные ве­ще­ства и кис­ло­род. Чем боль­ше зе­ле­ных рас­те­ний, тем чище воз­дух, по­это­му в лесу так легко ды­шит­ся.

Как было ска­за­но, не все со­став­ля­ю­щие воз­ду­ха яв­ля­ют­ся по­сто­ян­ны­ми. На­ли­чие и ко­ли­че­ство ча­сти­чек пыли, пыль­цы рас­те­ний, соли дру­гих при­ме­сей за­ви­сит от мест­но­сти и вре­ме­ни года.

Эти ча­сти­цы по­яв­ля­ют­ся из дыма вул­ка­нов, пу­стынь, оке­а­нов, почвы, цве­ту­щих рас­те­ний. В конце июня, на­при­мер, по­яв­ля­ет­ся то­по­ли­ный пух, а во время ак­тив­но­го цве­те­ния рас­те­ний, в воз­ду­хе много пыль­цы.

Дым вул­ка­на (wallons.ru)

 

Пес­чин­ки пу­стынь (hindirussi.ru)

Пыль­ца рас­те­ний (vladtime.ru)

То­по­ли­ный пух (parnasse.ru)

------------------------------------------------

Ды­шать за­гряз­нен­ным воз­ду­хом неже­ла­тель­но для здо­ро­вья. Хотя, с дру­гой сто­ро­ны, пыль де­ла­ет наш мир кра­си­вым: кра­соч­ные за­ка­ты и рас­све­ты – ре­зуль­тат от­ра­же­ния сол­неч­но­го света от пы­ли­нок, рас­се­ян­ных в верх­них слоях ат­мо­сфе­ры.

Дож­де­вые капли (geoman.ru)

Закат обыч­но крас­ный – ча­стич­ки пыли и во­дя­но­го пара от­ра­жа­ют крас­ные сол­неч­ные лучи таким об­ра­зом, что их мы видим по­след­ни­ми.

В цен­тре каж­дой ка­пель­ки дождя есть пы­лин­ка, ко­то­рая по­мог­ла быст­ро об­ра­зо­вать­ся этой ка­пель­ке.

Ту­ма­ны, об­ла­ка и дождь со­сто­ят из мно­же­ства пы­ли­нок, ко­то­рые об­во­ла­ки­ва­ют­ся жид­ко­стью.

Туман (wapkin.dp.ua)

Об­ла­ка (goodimg.ru)

 

источник окнспекта - http://interneturok.ru/ru/school/okruj-mir/3-klass/undefined/vozduh-eto-smes-gazov

источник видео 

http://www.youtube.com/watch?v=VmgO96xTZSE

http://www.youtube.com/watch?v=LF0BWaX9SuM

http://www.youtube.com/watch?v=PpS6GIaMrm0

http://www.youtube.com/watch?v=LKuWW9r-AkM

источник презентации - http://prezentacii.com/biologiya/13932-vozduh-smes-razlichnyh-gazov.html

www.kursoteka.ru

Урок по окружающему миру, 3 класс на тему "Воздух и его свойства"

Учебный предмет: окружающий мир

Урок – проект

Класс – 3

УМК «Гармония»

Тема: Воздух и его свойства

Цели обучения:

  • Показать важность воздуха для всего живого;

  • Сформировать представление о составе воздуха и о его свойствах;

  • Разъяснить экологические проблемы, связанные с загрязнением воздуха;

Цели развития:

  • Развивать умение исследовать свойства веществ экспериментальным способом;

  • Учить обучающихся кратко излагать свои мысли, логически связно выстраивать сообщение, изготавливать наглядность, вырабатывать стройную манеру изложения;

  • Развивать личностные качества обучающихся, умение работать в коллективе, брать на себя и разделять ответственность за выбор, решение вопросов, анализировать результаты деятельности;

Цели воспитания:

  • Воспитывать экологически грамотное поведение в природе, в быту, в классе.

Оборудование:

  • для обучающихся: алгоритмы действий, раздаточный материал; приборы для опытов; принадлежности для рисования; справочная литература.

  • для учителя: учебные принадлежности.

Средства наглядности: картинки с изображением природных объектов; смайлики, показывающие настроение.

Технические средства: мультимедиа, компьютер.

Ход урока

  1. Организационно – мотивационный момент.

- У вас на партах лежат смайлики, если вы пришли на урок с желанием учиться, узнать что-то новое, проявить себя, то поднимите их вверх и поприветствуйте друг друга.

  1. Этап . Подготовительный, погружение в проект.

Задача для учителя:

Познакомить с замыслом проекта, мотивировать учащихся на познавательную деятельность. Определить цели и проблему проекта.

Задача для обучающихся:

Обсудить предмет исследования с учителем; получить дополнительную информацию по теме; уточнить и корректировать цели.

  1. Посмотрите на группу предметов, что их объединяет? (мяч, шар)

- Посмотрите, а что находится в этой бутылке? А если я утоплю ее в ведре с водой? Так что за «невидимка» сидел в бутылке?

- Так какое вещество мы будем изучать на уроке?

  1. Послушайте стихотворение и скажите: - Что вы узнали о воздухе?

Он прозрачный невидимка,

Легкий и прозрачный газ.

Невесомою косынкой

Он окутывает нас.

Он в лесу – густой, душистый,

Пахнет дубом и сосной.

Мы его не замечаем,

Мы о нем не говорим.

Просто мы его вдыхаем –

Он ведь нам необходим!

  1. Работа с текстом учебника. У. стр.70.

«Чем важен воздух для всего живого на Земле?»

(Самостоятельное чтение )

- Чем важен воздух для всех обитателей Земли?

( Воздухом дышат все живые организмы. Без воздуха не было бы жизни на Земле. Помогает летать птицам и насекомым. Передает звуки)

Обобщение учителя:

Как воздух помогает нам говорить и слышать? Произносимые звуки заставляют воздух колебаться, и эти колебания достигают ушей наших слушателей. Воздух заставляет колебаться перепонку в ушах, а мозг формирует ощущение звука.

На Луне нет воздуха и переговариваться можно только через специальные устройства или знаками.

Благодаря воздуху мы дышим и слышим, говорим и поем, летаем на самолетах и вертолетах, плаваем на яхтах и убираем пыль пылесосом, чувствуем запахи.

Презентация.

-Что такое воздух? Из каких газов он состоит?

(Воздух-это смесь газов: кислорода, углекислого газа и азота. При дыхании человек поглощает кислород, а выделяет углекислый газ. В сутки 1 человеку необходимо для дыхания 600 литров кислорода.

Воздух состоит из частиц, между которыми есть промежутки. Частицы постоянно движутся, сталкиваются между собой. А когда воздух нагревается движутся быстро, сталкиваются сильнее.)

- Из чего же состоит воздух?

Воздух-это смесь газов. В его состав входят:

Азот

Кислород

Углекислый газ

Водяной пар

Пыль, сажа

Ядовитые газы

Пыльца растений

Бактерии

- Сравните состав воздуха над заводом, над озером и над лесом.

- Одинаковое ли количество кислорода в разных местах?

(Больше всего в воздухе азота и кислорода, но даже небольшие примеси ядовитых газов или болезнетворных бактерий могут делать воздух опасным для здоровья.)

-Сравните состав воздуха в классе до начала урока и после его окончания.

(Люди и животные в процессе дыхания поглощают из воздуха кислород, а выделяют углекислый газ.)

- Может ли исчезнуть кислород из воздуха?

(Пока на Земле есть чистые водоемы и растения, воздух будет пополняться кислородом)

- Как нужно относиться к зеленым насаждениям?

(Высаживать деревья, не ломать ветки, не затаптывать траву на газонах, не мусорить)

Вывод: Мы с вами убедились, что воздух важен для всего живого.

- Какими же свойствами обладает воздух?

- Какое явление происходит в природе благодаря движению воздуха? (ветер)

Физминутка

Ветер дует нам в лицо

Закачалось деревцо,

Ветерок все тише, тише,

Деревцо все выше, выше.

  1. Этап. Планирование и организация деятельности

  1. Мотив: Все мечтают когда-то отправиться в путешествие . Мы тоже подготовимся к путешествию на воздушном шаре.

- Что мы должны сделать, чтобы воздушный шар полетел ?

А для того, чтобы полететь мы должны изучить свойства воздуха.

Задача для учителя : Предложить идею проекта, высказать предположение по решению задач проекта, организовать группы, распределить роли в группах.

Задача для обучающихся: Установить план действий, сформулировать задачи, распределить роли в группе.

Проблема: Изучить свойства воздуха.

Гипотеза: Если мы изучим свойства воздуха, то сможем объяснить многие явления. Почему в окна вставляют двойные рамы? Почему на холоде воробьи сидят нахохлившись?

Для этого мы проведем эксперимент.

  1. Определение групп по направлению деятельности.

  2. Выделение цели и задач каждой группы.

а) распределение ролей: руководитель группы, исследователь, художник, докладчик.

б) Провести наблюдение.

в) Зарисовать результат

г) Сформулировать свойства воздуха.

4. Определить источник информации.

5. Определить способ представления результатов деятельности.

д) Подготовить презентацию.

1 группа. Опыт1 Т.стр.26

Цель: определить , почему в опущенном в воду перевернутом стакане вода не поднялась выше?

Вывод: Свойство воздуха - упругость.

2 группа. Опыт 2 Т.стр. 26.

Цель: изменить объем воздуха в шарике, как показано на рисунке. Пронаблюдать, что произойдет, если снять книгу?

Вывод: Свойство воздуха – упругость. Воздух занимает весь объем.

3группа. Опыт3 и 4. Т.стр.26.

Цель:

1. Надеть воздушный шарик на сосуд и поставить его в горячую воду. Наблюдай, что происходит с шариком.

2. Поместить в холодильник надутый воздушный шарик. Посмотреть через час, как он изменился. Наблюдай, что будет происходить с шариком в теплом помещении.

Вывод: При охлаждении упругость воздуха ослабевает, а при нагревании усиливается.

4группа.

Цель: дать объяснения вопросам , пользуясь дополнительными литературными источниками.

- Чем греет меховая шуба?

- Что находится между стеклами в двойных рамах?

- Почему на холоде воробьи сидят нахохлившись?

Вывод: Воздух плохой проводник тепла и холода.

5 группа.

Т.стр.26 № 60

Цель: выявить свойства чистого воздуха.

Цвет, запах, вкус, занимает весь объем.

Вывод: не имеет цвета, запаха, вкуса, занимает весь объем.

  1. Этап. Исследование.

Задача для учителя : наблюдать, советовать, косвенно руководить деятельностью, консультировать к презентации.

Задача для обучающихся: выполнить исследование, решить промежуточные задачи, анализировать информацию, подготовить материалы к презентации.

  1. Сбор информации, решение промежуточных задач.

  2. Формулировка выводов.

  3. Оформление работы.

  4. Подготовка презентации.

  1. Этап. Представление результатов исследования.

Задача для учителя: проанализировать каждое выступление, задать вопросы, оценить усилия учащихся.

Задача для обучающихся: внимательно выслушать выступающих, обсудить найденный способ решения проблемы, участвовать в оценке путем коллективного обсуждения.

  1. Демонстрация результатов.

  2. Анализ работы групп.

  1. Этап. Итог урока.

- Проведенные исследования помогли нам выявить свойства воздуха и объяснить многие явления.

- Кому хочется отправиться в путешествие на воздушном шаре?

- Для того, чтобы это сделать мы должны использовать все свойства воздуха. Запишите на обложке воздушного шара свойства воздуха.

Комментирование оценок.

  1. Этап. Домашнее задание.

Т.стр.25 №59,№60. Повторите свойства воздуха.

Викторина по желанию.

  1. Этап. Рефлексия «Лесенка самооценки»

Задание для 1 группы

  1. Выберите докладчика.

  2. Задание: Тетрадь стр.26 № 61. Опыт 3 и 4.

а) Надень воздушный шарик на сосуд и поставь его в горячую воду. Наблюдай, что происходит с шариком.

б) Помести в холодильник надутый воздушный шарик. Посмотри через час, как он изменился. Наблюдай, что будет происходить с шариком в теплом помещении.

3. Зарисуйте результат.

4. Сделайте вывод. Свойство воздуха.

5. Приготовьте выступление

Задание для 2 группы

  1. Выберите докладчика.

  2. Задание: Тетрадь стр.26 № 61. Опыт 1.

Опустите в воду перевернутый стакан. Почему вода не поднялась выше?

3. Зарисуйте результат.

4. Сделайте вывод. Свойство воздуха.

5. Приготовьте выступление

Задание для 3 группы

  1. Выберите докладчика.

  2. Задание: Тетрадь стр.26 № 61. Опыт 2.

Измените объем воздуха в шарике, как показано на рисунке. Положите книгу на шарик. Наблюдайте, что происходит с шариком. Уберите книгу, что произошло?

  1. Зарисуйте результат.

4. Сделайте вывод. Свойство воздуха.

5. Приготовьте выступление

Задание для 4 группы

  1. Выберите докладчика.

  2. Задание: Найдите в энциклопедии «Почемучка» на стр.207-208 ответы на вопросы:

а) Чем греет меховая шуба?

б) Что находится между стеклами в двойных рамах?

в) Почему на холоде воробьи сидят нахохлившись?

  1. Зарисуйте результат.

4. Сделайте вывод. Свойство воздуха.

5. Приготовьте выступление

Задание для 5группы

  1. Выберите докладчика.

  1. Задание: Тетрадь стр.25 № 60. Определите свойства чистого воздуха:

-цвет

- запах

- вкус

- занимает весь объем?

  1. Зарисуйте результат.

4. Сделайте вывод. Свойство воздуха.

5. Приготовьте выступление

Викторина на тему: «Воздух и его свойства»

  1. Снеговики стоят у дорожки: один – «нагишом», другой – в рогожке.

А ну, почемучки, кто угадает: какой снеговик самый первый растает?

  1. В каких варежках теплее в шерстяных или меховых?

  2. Для чего в кирпичах делают дырочки?

  3. Как называется воздушный шар с летчиком и пассажирами?

  4. Шарик, в космос не лети - разорвет тебя в пути!

А почему?

Викторина на тему: «Воздух и его свойства»

  1. Снеговики стоят у дорожки: один – «нагишом», другой – в рогожке.

А ну, почемучки, кто угадает: какой снеговик самый первый растает?

  1. В каких варежках теплее в шерстяных или меховых?

  2. Для чего в кирпичах делают дырочки?

  3. Как называется воздушный шар с летчиком и пассажирами?

  4. Шарик, в космос не лети - разорвет тебя в пути!

А почему?

Викторина на тему: «Воздух и его свойства»

  1. Снеговики стоят у дорожки: один – «нагишом», другой – в рогожке.

А ну, почемучки, кто угадает: какой снеговик самый первый растает?

  1. В каких варежках теплее в шерстяных или меховых?

  2. Для чего в кирпичах делают дырочки?

  3. Как называется воздушный шар с летчиком и пассажирами?

  4. Шарик, в космос не лети - разорвет тебя в пути!

А почему?

Викторина на тему: «Воздух и его свойства»

  1. Снеговики стоят у дорожки: один – «нагишом», другой – в рогожке.

А ну, почемучки, кто угадает: какой снеговик самый первый растает?

  1. В каких варежках теплее в шерстяных или меховых?

  2. Для чего в кирпичах делают дырочки?

  3. Как называется воздушный шар с летчиком и пассажирами?

  4. Шарик, в космос не лети - разорвет тебя в пути!

А почему?

Викторина на тему: «Воздух и его свойства»

  1. Снеговики стоят у дорожки: один – «нагишом», другой – в рогожке.

А ну, почемучки, кто угадает: какой снеговик самый первый растает?

  1. В каких варежках теплее в шерстяных или меховых?

  2. Для чего в кирпичах делают дырочки?

  3. Как называется воздушный шар с летчиком и пассажирами?

  4. Шарик, в космос не лети - разорвет тебя в пути!

А почему?

infourok.ru

Урок по окружающему миру в 3 классе по теме "Воздух

Конспект урока окружающего мира в 3 классе на тему: «Воздух-условие жизни на Земле» учителя начальных классов МБОУ ООШ села Киевского Чумаченко Т. В.

Цель урока:

Познакомить учащихся в ходе исследовательской работы и частично-поисковой деятельности с составом, свойствами воздуха, значением для существования жизни на планете; рассмотреть причины загрязнения воздуха и способы его охраны.

Задачи урока:

а) образовательные: учить выделять главное, применять полученные знания на практике; учить задавать вопросы, хорошо разбираться в теории, уметь излагать материал.

б) развивающие: развивать умения наблюдать, сопоставлять, анализировать, делать выводы, обобщать; развивать критическое мышление; познавательный интерес к окружающему миру через работу с разными информационными источниками.

в) воспитывающие: воспитывать коммуникативные умения (сотрудничать в малой группе, слушать товарищей),  воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование для учителя:

- презентация к уроку, видеофильм «Атмосфера Земли» (3 мин 19 сек), компьютер, медиапроектор;

- стакан и сосуд с водой

Оборудование для учеников:

- карточки для таблицы «Хочу узнать. Узнал» (по 1 на группу уч-ся)

- карточки – опоры для усвоения информации из видеофильма

- карточки с экологическими задачами

- карточки «тонких» и «толстых» вопросов

- баночки с водой;

- соломинки;

- учебник «Окружающий мир – 1 часть»/авт. Н. Ф. Виноградова/

- УМК «Начальная школа XXI век»;  Рабочая тетрадь «Окружающий мир – 1 часть»/авт. Н. Ф. Виноградова/

Ход урока

1. Оргмомент (учащиеся  сидят в группах по 4 человека).

Цель: эмоционально-положительный настрой на урок, создание успеха, доверия.

Окружающий нас мир

Интересно познавать

Его тайны и загадки

Мы готовы разгадать.

Учитель: -  Мы начинаем урок окружающего мира. Посмотрите на ребят своей группы, подарите друг другу улыбки, подарите улыбки всему классу. Выберите ведущего и секретаря в своей группе.

2. Актуализация знаний,  целеполагание.

Методы и приёмы: проблемная ситуация.

Цель: постановка проблемной ситуации, сообщение темы урока.

Учитель: Ребята, определить тему урока поможет загадка, послушайте  её.

Он такой большой,

Что занимает весь мир,

Он такой маленький,

Что в любую щель пролезет.

(Воздух)

Учитель: – Кто сможет назвать тему урока?

Учащиеся: Мы будем изучать воздух.

Слайд 1

Учитель: Тема сегодняшнего урока: «Воздух – условие жизни на Земле»

Сегодня на уроке вы будете исследователями и найдёте ответы на следующие вопросы:

Слайд 2

1. Как обнаружить воздух?

2. Какие свойства есть у воздуха?

3. Значение воздуха для жизни на Земле?

4. Из чего воздух состоит?

5. Отношение человека к воздуху.

3. Объяснение нового материала. Совместное открытие знаний.

Цель: познакомить учащихся в ходе исследовательской и частично-поисковой работы со свойствами воздуха, значением воздуха для существования жизни.

Методы и приёмы: наблюдения, исследовательская работа, работа в группах,  поиск, анализ, сравнение, сопоставление.

1 ступень – обнаружение воздуха с помощью органов чувств

Опыт №1 (делает учитель)

Пустой стакан переворачивается вверх дном  и опускается в сосуд с водой. При наклоне появляются пузырьки.

Учитель: Что наблюдаем? (дети в группах обсуждают и обобщают увиденное: видим пузырьки, это воздух)

Результат фиксируется секретарями групп в таблицу, графу «Узнал», в презентации можно увидеть (по щелчку).

Учитель: О том, что все, что кажется нам пустым, на самом деле заполнено воздухом, люди догадались очень давно. Более 2000 лет назад знаменитый греческий ученый Аристотель говорил своим ученикам: «Природа не терпит пустоты».

Вся планета Земля окутана невидимым прозрачным покрывалом- воздухом. Воздух есть везде – на улице, в комнате, в земле, в воде. Любое свободное пространство на Земле заполнено воздухом. Воздух невидим, но его можно обнаружить с помощью наших органов чувств: зрения, слуха, осязания.

Опыт №2 (проводят ученики)

При помощи соломинки дуют в сосуд с водой.

Учитель: Что наблюдаем?

Учащиеся: При помощи зрения в некоторых случаях можно обнаружить воздух.

Опыт № 3 ( проводят ученики)

Учащиеся машут друг на друга тетрадями.

Учитель: Что наблюдаем?

Учащиеся Воздух можно осязать, когда он движется.

(в таблицу записываем «можно осязать»)

Учитель: Вам приходилось слышать,  как пронзительно свистит свисток. Это происходит потому,  что воздух выталкивается (выдувается) через узкую щель и мы слышим свист.

Закончите вывод: Воздух можно …… (услышать)

( в таблицу записываем «можно услышать»)

Слайд 3

Таблица:

Хочу узнать

Узнал

  1. Как обнаружить воздух?

Можно увидеть

Можно осязать

Можно услышать

2 ступень – свойства воздуха

Учитель: Мы знаем, что воздух есть везде – на улице, в комнате, в земле, в воде.1.

– Поднимите тетрадь, видите ли вы через неё другие предметы?

– Нет.

– Через стену мы видим соседний класс?

– Нет.

– А предметы, которые находятся в классе, вы видите?

– Да.

– О каком свойстве воздуха это говорит?

Воздух прозрачен, поэтому  мы видим через него все окружающие предметы.

2.

– Посмотрите на доску. Какого она цвета?

– Зеленая

– А какого цвета воздух?

– Он бесцветен.

– Верно, это еще одно физическое свойство воздуха.

3.

- Вы замечали, что в разных помещениях пахнет по-разному?– В столовой, парикмахерской, аптеке частицы пахучих веществ смешиваются с частицами воздуха, и мы ощущаем разные запахи. А чистый воздух пахнет?– Чистый воздух не пахнет.

Заполняется таблица

Слайд 3

Хочу узнать

Узнал

  1. Как обнаружить воздух?

Можно увидеть

Можно осязать

Можно услышать

2.Какие свойства есть у воздуха?

Прозрачен

Бесцветен

Не имеет запаха

3 ступень – выяснение роли воздуха (атмосферы) для существования жизни на Земле.

Поиск ответа на вопрос № 3  по учебнику, с. 26

Учитель: Прочитайте статью в учебнике, ответьте на вопросы:

- что такое атмосфера

- какое значение для жизни имеет атмосфера

Просмотр слайда 4 с комментариями учителя

Воздушная оболочка Земли – атмосфера. Её можно сравнить с голубой рубашкой планеты. В ней она  не перегревается от солнечного жара днем и не стынет от космического холода ночью.

Атмосфера, словно бронежилет, защищает Землю от космических снарядов – метеоритов и  от опасных космических лучей – невидимок, которые могли бы убить все живое. И еще одну работу выполняет атмосфера, как толстое одеяло держит тепло и спасает от космического холода.

Учитель: Что нового узнали об атмосфере?

(Слайд  4 сопровождает ответы детей)

Учащиеся: Атмосфера словно голубая рубашка, она не дает Земле перегреваться.  Ещё она, будто бронежилет, защищает нас от метеоритов и  от губительных космических лучей. Укрывает от  космического холода, словно толстое одеяло.

Учитель: Как называется воздушная оболочка Земли?

(ответы в графу «Узнал»)

Учащиеся: Атмосфера:

Учитель: Какое значение для Земли имеет атмосфера?

(запись в графу «Узнал»)

Таблица

Слайд 5

Хочу узнать

Узнал

1.Как обнаружить воздух?

Можно увидеть

Можно осязать

Можно услышать

2.Какие свойства есть у воздуха?

Прозрачен

Бесцветен

Не имеет запаха

3.Значение воздуха для жизни на Земле?

Атмосфера   защищает:

- от метеоритов.

- от перегрева и от холода

- от губительных солнечных лучей.

Физкультминутка

Мы немножко отдохнем,

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперёд.

Влево, вправо поворот

Руки вниз, на пояс, вверх,

Ждут открытия нас всех

Побежим скорее в класс.

Там послушаем рассказ.

Продолжение работы по знакомству с новым материалом.

Цель: узнать о составе воздуха,  выяснить источники загрязнения воздуха, определить пути его охраны.

Методы и приёмы: метод стимулирования интереса к учению, постановка проблемного вопроса, эвристическая беседа, показ видеофильма,  работа в группах.

Учитель: Атмосфера есть и других планет, например у Венеры, Марса. А вот жизни на них нет. Как вы думаете, почему?

Оказывается, чтобы жизнь стала возможной нужна не любая, а пригодная для жизни атмосфера. Дышат все живые существа и человек. Для дыхания им нужен особый газ, который есть в земной атмосфере.

4 ступень – Воздух – смесь газов. Кислород – газ для дыхания.

Чтение статьи в учебнике, с. 26. Поиск ответа на вопрос № 4.

-Узнайте, какой газ нужен живым существам для дыхания. Какие газы входят в состав воздуха.

Просмотр слайда 6 с комментариями учителя:

Воздух - это смесь газов, который состоит из 78% азота, 21% кислорода и 1% углекислого газа и различных примесей. Для дыхания всему живому нужен кислород.

Учитель: Что нового узнали про воздух? Из чего состоит воздух? Какой газ нужен для дыхания?

Слайд 7

Хочу узнать

Узнал

1.Как обнаружить воздух?

Можно увидеть

Можно осязать

Можно услышать

2.Какие свойства есть у воздуха?

Прозрачен

Бесцветен

Не имеет запаха

3.Значение воздуха для жизни на Земле?

Атмосфера   защищает:

- от метеоритов.

- от перегрева и от холода

- от губительных солнечных лучей.

4. Из чего состоит воздух?

Азот

Кислород (нужен для дыхания)

Углекислый газ

Учащиеся: Воздух - это смесь газов. Он состоит из азота, кислорода и углекислого газа.

Выполнение задания в рабочей тетради «Окружающий мир» 1 часть

с.   12 № 28-  заполнение схемы состава воздуха.

Учитель:

- Я предлагаю группам исследовать атмосферу. Запомните новую информацию, которую покажет фильм. После просмотра обсудите её в группе (1 мин), выберите товарища для ответа. В помощь вам даны карточки с опорными словами и предложениями. Просмотрите их и будьте внимательны при просмотре фильма:

Образец карточки

1. Атмосфера состоит из ………..

2. ….. отличаются (масса, название, высота)

3. Больше воздуха содержит ……. слой атмосферы, а меньше всего воздуха в …… слое атмосферы.

Слова для справок: меньше, больше

1. Озон …………………. лучи солнца

2. Водяные пары ……………… облака ……….. формы

3. Облака ……………………………

Слова для справок: высота, осадки, нести, предвещать

Просмотр видеофильма «Атмосфера Земли» (формат mp4)

Время просмотра – 3мин 19 сек

Ответы представителей групп:

1.Атмосфера состоит из слоев

2.Слои атмосферы отличаются названием, массой, высотой над Землей

3.Больше всего воздуха содержит нижний слой, а меньше самый верхний

4.Озон задерживает губительные ультрафиолетовые лучи

5.Водяные пары атмосферы образуют облака разной формы

6.Облака могут отличаться высотой, нести осадки или предвещать их.

5 ступень – Зачем нужен чистый воздух? Источники загрязнения воздуха и его охрана.

Учитель:

- К нам пришла телеграмма.

«Не хватает свежего воздуха! Нечем дышать! Полчища автомобилей заполнили улицы, обрушили на нас свои выхлопные газы. А ещё дымят бесконечно заводы и фабрики. Мы задыхаемся от ужасного дыма, едкой гари, ядовитой копоти». Жители города

Работа с фотоиллюстрациями учебника, с. 28

Учитель:

Перечислите основные источники загрязнения воздуха.

(Выхлопные газы автомобилей, пыль, ядовитые газы из заводских труб, загрязнение земли непереработанным мусором)

Слайд 8

Учитель: Вы уже знаете, что для дыхания нам нужен кислород.  При дыхании мы поглощаем кислород, а выделяем углекислый газ. 600 литров кислорода необходимо человеку для дыхания только на один день! А вот растения, наоборот, на свету поглощают углекислый газ и выделяют кислород в атмосферу. Не зря растения называют лёгкими нашей планеты. Чтобы очистить воздух, мы сажаем в городе деревья, кустарники: липы, клены, сирень.

Тополь и подсолнечник лучше всего очищают воздух от загрязнений. Как показали исследования на оживлённых магистралях, вдоль которых были высажены тополя  и простирались поля подсолнечника, воздух оставался чистым.

Более активно «спасает» нас от вредных веществ  трава, поэтому газоны в школьном дворе не надо затаптывать, обязательно ухаживать за ними, каждую весну подсевать, не бросать на них бумажки и другой мусор - всё это мешает траве делать свою важную для нас работу!

- Сегодня немало делается для охраны чистоты воздуха. Давайте выясним основные пути охраны воздуха, решив экологические задачи.

Работа в группах.

Карточка 1. Одно предприятие выбрасывает в атмосферу 200 т сажи в год. После установки газоулавливающей системы количество сажи уменьшилось в 20 раз. Сколько тонн сажи выбрасывает завод после установки очистных сооружений? (10 тонн)

- Какой способ охраны воздуха предложен в условиях задачи?

Учащиеся: установка очистных сооружений

Карточка 2. Клён выделяет в год 2 кг кислорода, а вяз в 7 раз больше, чем клён. Сколько кислорода в год выделяет вяз? (14кг)

- Какой способ охраны воздуха указан в задачах?

Учащиеся: озеленение окружающей среды

Учитель:

- Сделайте вывод.

Вывод: воздух надо охранять, заботиться о его чистоте.

Слайд 9

Хочу узнать

Узнал

1.Как обнаружить воздух?

Можно увидеть

Можно осязать

Можно услышать

2.Какие свойства есть у воздуха?

Прозрачен

Бесцветен

Не имеет запаха

3.Значение воздуха для жизни на Земле?

Атмосфера   защищает:

- от метеоритов.

- от перегрева и от холода

- от губительных солнечных лучей.

4. Из чего состоит воздух?

Азот

Кислород (нужен для дыхания)

Углекислый газ

5. Отношение человека к воздуху

Воздух надо охранять, заботиться о его чистоте.

4.Обобщение по изученной на уроке теме.

Учитель: Я предлагаю группам поработать с «Тонкими» и «Толстыми» вопросами, составить для других групп по 2 вопроса.

Слайд 10

Карточка - помощница

«Толстые» вопросы

«Тонкие» вопросы

Объясните, почему……..?

Почему вы считаете, ….?

Предположим, что будет, если…..?

Что….?

Как …?

Может…..?

Верно ли…?

(группы по очереди зачитывают свои вопросы)

5. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Учитель:

- Назовите тему урока одним словом (воздух)

- Чьи ответы вам понравились больше всего?

Учитель: Какое слово наиболее точно определяет значение воздуха на Земле? (Жизнь!)

6.Домашнее задание.

Слайд 11

Подготовить рассказ «Чистый воздух» по плану:

1.Как человек использует воздух

2.Источники загрязнения воздуха

3.Охрана чистоты воздуха

(учебник, с. 28), нарисовать плакат «Берегите воздух!»

infourok.ru

Конспект урока с презентацией по окружающему мира на тему "Воздух" (3 класс)

Название этапа урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Форма работы

Прогнозируемый результат

Организаци онный момент

Проверка готовности к уроку.

Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок,Постарайтесь все понять,Учитесь тайны открывать.

Сегодня на уроке мы с вами будем исследователями.

- Кто такие исследователи?

- Давайте прочитаем, какое объяснение дает нам словарь.

Самопроверка готовности.

Индивидуальная работа.

Создание рабочего настроя.

Ситуация успеха

- Где и как обычно работают исследователи?

- Вот и мы с вами сегодня на уроке будем работать в группах.

- Давайте вспомним правила работы в группе.

- Чтобы узнать, что мы будем исследовать отгадайте загадку.

Через нос проходит в грудь и обратно держит путь.Он невидимый; и все жеБез него мы жить не можем. (Воздух)

Дети высказывают свои предположения.

Работа со словарем Даля.

Ответы учеников.

Работа в паре.

Фронтальная работа.

Умение работать со словарем.

Развитие познавательных интересов и мотива – интереса к новому, умение участвовать в учебном сотрудничестве.

Постановка цели и задач урока

Актуализация знаний

- Кто из вас догадался, что мы будем исследовать на сегодняшнем уроке? (Воздух)- Сформулируйте тему урока.

- На какие вопросы вы хотели бы получить ответы?

На доске записываются предположения детей: - какими свойствами обладает воздух; - какой он, из чего состоит; - чем важен воздух всем обитателям Земли. – действительно ли воздух – условие жизни на Земле?

- Поиск ответов на эти вопросы и будет задачами нашего урока.

- Что вы знаете о воздухе?

Дети высказывают свои предположения.

Ответы детей

Фронтальная работа.

Развитие познавательных интересов (умение задавать вопросы, участвовать в учебном сотрудничестве).

Ситуация разрыва

- Перед вами на доске кластер.

Заполните его, запишите все, что вы знаете о воздухе?- С какими трудностями вы столкнулись?

Тогда мы преступаем к исследованию нашей темы.

На доске схема, она постепенно будет заполнятся по ходу урока.

- Все ваши результаты исследования будете записывать в кластер.

Учащиеся заполняют кластер.

Групповая работа.

Развитие познавательных интересов (умение задавать вопросы, участвовать в учебном сотрудничестве).

Постановка проблемы

- Действительно ли воздух – условие жизни на Земле? Почему?

- Может ли иссякнуть воздух на Земле? Почему?

Дети высказывают свои предположения.

Работа с учебником.

Ответы детей.

Дети выполняют практическую работу.

Ответы детей.

Дети делают вывод и заполняют кластер.

Ответы детей.

Дети перечитывают текст, находят нужную информацию, делают вывод, заполняют кластер..

махи руками

Предположение учащихся.

Учащиеся делают вывод, заполняют кластер

Учащиеся из выполняют задание.

Группа обсуждает и делает вывод по проделанному опыту, заполняют кластер..

Ответы учащихся.

Группа сравнивает пакеты, обсуждает и делает вывод по проделанному опыту, заполняют кластер

Ответы учащихся.

Дети читают , находят нужную информация, делают вывод, записывают в кластер.

Представители из каждой группы выходят к доске, вывешивают свои кластеры, остальные учащиеся сравнивают работы. Представители по очереди зачитывают свои выводы.

Открытие новых знаний

Практическая работа

Практическая работа.

Физкульт минутка

1) – Что же такое воздух?

Примерно 2 века назад ученые узнали, что воздух – это смесь газов.

- Пользуясь схемой учебника (стр.45), назовите, какие газы входят в состав воздуха.

- Какого газа больше?

- Как вы думаете, ребята, какой из этих газов для нас самый важный?

2) Надуем воздушный шарик. Теперь вдохнём воздух из него. Выдохнем. Ещё раз вдохнём. – Что замечаете? (Становится всё труднее вдыхать.)

Почему? (Мы «выловили» весь воздух из шарика.)

Если бы внутри шарика сейчас оказалась мышка, она задохнулась бы.

- Что подтвердил наш опыт?

Действительно все живые существа при дыхании поглощают из воздуха кислород, а выделяют углекислый газ., человек при дыхании поглощает за день 600 литров кислорода,

.- Может ли иссякнуть воздух на Земле? Почему?

- Всё живое давно бы задохнулось, если бы не растения. И дуб-великан, и травинка, и крохотные водоросли жадно ловят углекислый газ, он необходим растениям для питания. А возвращают в воздух кислород. Леса, луга, поля, парки, сады – все растения на Земле вместо углекислого газа дают нам живительный кислород.

Чем больше вокруг зелени, тем чище воздух.

- Как же мы должны относиться к растениям?

- Сделайте вывод, что такое воздух?

Вывод: воздух – это смесь газов: азота, кислорода и углекислого газа.

3) - Ребята, однажды барон Мюнхгаузен рассказал такую историю.

Как-то раз во время похода я оказался посреди большого болота. Запах стоял ужасный, дышать было просто невозможно. Тогда я задержал дыхание на 4 часа, пока не въехал в лес. Зато в лесу «отдышался». Теперь пахло хвоей и цветами.- Как вы думаете, могло ли так произойти? Почему?

Действительно, человек может прожить без воды 5 – 7 суток, без пищи – больше. А вот без воздуха – всего 5 – 7 минут.

- Как вы понимаете смысл слова «отдышался»?

- Почему в лесу «легче дышать?

- Какой можно сделать вывод? Вывод: растения дают нам кислород и чем больше растений, тем чище воздух.- Ребята, какой же воздух нам нужен, чтобы быть здоровыми?

- Перечитайте еще раз рассказ барона Мюнхгаузена и скажите, о каком свойстве воздуха, он рассказал? (Воздух не имеет запах.)

Осторожно ветерЗа калитку вышел,

Постучал в окошко,

Пробежал по крыше,

Покачал тихонькоВетками черемух,

Пожурил за что-тоВоробьев знакомых.

И, расправив гордоМолодые крылья,Полетел куда-тоВперемешку с пылью.

4) - Ребята, что в этой пробирке?- Давайте проверим. (Опускаем пробирку в стакан с водой, видим, что из горлышка побежали пузырьки).

- Что за невидимка сидел в пробирке? (Воздух)

- О каком свойстве воздуха говорит данный опыт? (Бесцветен, прозрачен)

5)

- Надуйте шарик?- Почему у вас получились шарики разного размера?

- Попробуйте его сжать?

- О каком свойстве воздуха вы узнали? (Заполняет объем предметов и упругий)

- Как человек использует свойство воздуха упругость?

6) - Послушайте вторую историю барона Мюнхгаузена и ответьте на вопрос:

- Могло ли быть такое? Почему?

Однажды мы плыли по океану на парусном корабле.

Стояла тихая, безветренная погода, и наш корабль на всех парусах летел к далёким берегам.- Могло ли такое быть?

- О каком свойстве воздуха говори эта история? (Воздух движется)

- Как человек использует свойство воздух всегда находится в движении?

6)

– На перемене мы надули по два пакета. Один оставили в классе, а второй положили на холод. Давайте сравним пакеты. - Что интересного вы заметили?- О каком свойстве воздуха говорит нам опыт? (При нагревании воздух расширяется, при охлаждении сжимается.)- Изучая эти свойства воздуха, люди заметили, что при нагревании воздух становится легче и поднимается вверх. Это свойство они решили использовать для подъема различных предметов?

- Что изобрел человек? (Воздушный шар.)

7) Рассказ ученика.

После продолжительных экспериментов в 1783 году во Франции братья Монгольфье соорудили воздушный шар из плотной ткани с отверстием.Через это отверстие они наполнили шар горячим воздухом. К шару привязали корзину, в которую посадили утку, петуха и барана. Шар поднялся и благополучно приземлился. Убедившись, что опасность при подъеме в воздух не грозит, на них стали летать и люди. Полетом такого шара управлять было нельзя, он летел в ту сторону, куда дует ветер. Вскоре ученые изобрели летательный аппарат. Он был оснащен рулем и гребневым винтом. Назвали его аэростат. Прошло некоторое время и люди стали использовать его для наблюдений за окрестностями, военными действиями, путешествиями и составления плана местности.

8)

- У воздуха есть еще одно интересное свойство. Прочитайте о нем на с. 48

- О каком свойстве воздуха вы узнали? (Воздух плохо проводит тепло.)

- Для чего человеку нужно надевать теплую одежду?

- Для чего двойные рамы в окнах?

Вывод: Воздух – это смесь азота, кислорода и углекислого газа. Он - бесцветен, прозрачен, не имеет запаха, упругий, при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается, плохо проводит тепло.

Работа в группах

Умение выделить существенную информацию из учебного текста.

Умение терпеливо выслушать мнение одноклассников, высказывать свое, делать выводы, приходить к общему выводу.

Умение анализировать данную информацию.

Воспитание любви к природе и бережного отношения к ней.

Умение устанавливать причинно-следственные связи.

Умение аргументировать, доказывать свою точку зрения.

Умение выделить существенную информацию из учебного текста.

Умение вести учебную дискуссию.

Развитие познавательных интересов

Развитие познавательных интересов и мотива – интереса к новому, умение участвовать в учебном сотрудничестве.

Умение выделить существенную информацию из учебного текста, устанавливать причинно-следственные связи, выделять главную мысль.

Умение аргументировать, доказывать свою точку зрения и

вести учебную дискуссию.

Первичное понимание

Работа в тетрадях.

Подпишите схему состава воздуха.

Дети подписывают каждую часть состава воздуха.

Самостоятельная работа в парах и взаимопроверка

Взаимопомощь. Развитие памяти.

Первичное закрепление

- Придумайте по теме «толстый» и «тонкий» вопросы для участников других групп. Поможет вам в этом карточка. (Приложение 1).

.Дети придумывают вопросы, задают участникам других групп.

Групповая работа.

Развитие критического мышления.

Домашнее задание.

Кто не затруднялся при выполнении заданий – готовит пересказ по вопросам, стр. 49, кто затруднялся – готовит пересказ стр.45 – 49. Кто хочет, может взять дополнительное задание, на выбор.1. Кроссворд.

2. Город «Воздух».

1. Какое явление природы наблюдал Д. И.Менделеев?

2. В каком русском городе изобрели воздушный шар73. Что использовал Крякутной для создания воздушного шара?4. Какой и чей подвиг хотел повторить Крякутной?5. Напишите все летательные аппараты, которые вам известны.6.Какое свойство воздуха помогает самолетам летать?

Рефлексия

- Что такое воздух?- Какие свойство имеет воздух? - Действительно ли воздух – условие жизни на Земле?

Закончите предложения.

- Сегодня на уроке я узнал…

- Мне было интересно…

- Мне понравилось…

- Мне было трудно

Ответы детей.

Умение оценивать значимость и смысл учебной деятельности для самого себя, вклад личных усилий, понимать причины успеха (или неуспеха

Конспект урока по окружающему миру 3 класс «Школа России»

Тема урока: Воздух – условие жизни на Земле.

Тип урока: постановка учебной задачи.Форма урока: урок исследование.

Цели и задачи урока:

Образовательные:

  • формировать знания о воздухе, его составе и свойствах;

  • учить выделять существенную информацию из научно - познавательного текста;

Развивающие:

  • развивать познавательный интерес, устную речь обучающихся, наблюдательность, логическое мышление;

  • совершенствовать навыки установления причинно – следственных связей, сравнения.

Воспитательные:

  • воспитывать бережное отношение к живой природе;

  • умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности.

Прогнозируемые результаты: третьеклассники познакомятся с составом воздуха, его свойствами; научатся определять где в жизни человек использует знания о свойствах воздуха.

Оборудование:

  • Компьютер, видеопроектор, экран.

  • Мультимедийная презентация к уроку.

  • Толковый словарь Даля.

  • Рабочие тетради.

  • Воздушные шарики у каждого ученика.

  • Пробирка, стакан с водой.

  • Маленькие пакетики 10 штук.

  • Карточки.

Технологии:

  • Проблемно-диалогическая.

  • Проблемно-поисковая.

  • Коммуникативная.

  • Имитационно-моделированная.

  • Деятельностная.

  • Рефлексивная.

  • Здоровье-сберегающая.

  • ИКТ.

Методы:

  • Исследовательский.

  • Иллюстративный.

  • Проблемный.

  • Объяснительно – репродуктивный.

  • Частично – поисковый.

Универсальные учебные действия:

регулятивные

  • определять цель деятельности на уроке с помощью учителя;

  • учиться работать по составленному плану;

  • проговаривать последовательность действий на уроке;

познавательные

  • использует знако-символические средства;

  • делает выводы о результате совместной работы класса и учителя;

  • составляет алгоритм под руководством учителя;

коммуникативные

  • слушает и понимает речь других;

  • учиться работать в группе; договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками, в том числе в ситуации столкновения интересов.

Задачи педагога: организовать повторение и знаковую фиксацию способов действий, работе по плану, алгоритму; развивать эмоциональную сферу, творческое мышление; устанавливать связь с жизненным опытом ребенка.

Форма организации учебной работы: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.

infourok.ru


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта