Окраска цветков и плодов растений связана. Методическое пособие "Почему у цветов различная окраска?"

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Справочник химика 21. Окраска цветков и плодов растений связана


Окраска растений - это... Что такое Окраска растений?

 Окраска растений         естественная, определяется присутствием в их органах разных пигментов (См. Пигменты). Наиболее распространена зелёная О. р., связанная с Хлорофиллом, при участии которого (как и ряда ферментов) растения осуществляют Фотосинтез. Жёлтая, красная, синяя и др. окраски цветков и плодов, обусловленные антоцианами (См. Антоцианы), которые растворены в клеточном соке, и каротиноидами (См. Каротиноиды), сосредоточенными в пластидах — хромопластах, способствуют привлечению насекомых, опыляющих цветки, а также птиц, распространяющих плоды и семена. Различная окраска водорослей — результат их приспособления к обитанию на разных глубинах в условиях неодинакового светового режима. Так, водоросли (зелёные, синезелёные), обитающие у поверхности или в неглубоких водоёмах, имеют зелёную или синюю окраску (благодаря наличию пигментов хлорофилла и фикоциана). Водоросли, обитающие на больших глубинах, обычно окрашены в красные и бурые тона вследствие присутствия пигментов фикоэритрина (красные водоросли), фукоксантина (бурые водоросли) и др. Окраска некоторых грибов обусловлена пигментами рибофлавином, хризогенином и др. У большинства бактерий и грибов, а также в виде исключения у высших растений (альбиносы или растения-паразиты — заразиха, повилика) окраска может отсутствовать.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

  • Окраска микроорганизмов
  • Окрашивание фотографических изображений

Смотреть что такое "Окраска растений" в других словарях:

  • ОКРАСКА РАСТЕНИЙ — и животных (ее биол. значение). О. животных имеет большое биол. значение. В разное время оно расценивалось различно. Впервые учение о биол. значении О. было выдвинуто и разработано дарвинизмом, оценивавшим все полезные животному признаки, которые …   Большая медицинская энциклопедия

  • ОКРАСКА РАСТЕНИЙ — присутствие в клетках, тканях или органах окрашенных веществ пигментов. Наиболее широко распространена среди растений зеленая окраска, обусловленная хлорофиллами. Разнообразная окраска (желтая, красная, синяя и др.) цветков и плодов, вызванная,… …   Словарь ботанических терминов

  • окраска почвы — обусловлена присутствующими в ней минеральными и органическими соединениями и протекающими процессами. Так, серая или тёмно серая окраска вызвана присутствием гуминовых веществ; бурые, красноватые тона связаны с оксидами железа. Сизая,… …   Географическая энциклопедия

  • ОКРАСКА ВОЛОС — ответственный процесс, и к выполнению его нужно относиться очень внимательно. Плохую окраску волос исправить или замаскировать невозможно. При окраске волос следует принимать во внимание цвет кожи лица. Красить волосы в светлый цвет (т. наз.… …   Краткая энциклопедия домашнего хозяйства

  • ВРЕДИТЕЛИ И БОЛЕЗНИ КОМНАТНЫХ РАСТЕНИЙ — ВРЕДИТЕЛИ И БОЛЕЗНИ КОМНАТНЫХ РАСТЕНИЙ. Многим комнатным растениям причиняют вред некоторые насекомые, клещи, а также инфекционные и неинфекционные болезни. Распространению заболеваний и заражению растений вредителями способствуют неблагоприятные …   Краткая энциклопедия домашнего хозяйства

  • Червивость растений — Среди различных паразитов, вызывающих у растений и животных всевозможные болезненные явления, довольно значительную роль играют черви (Vermes), причем из последних особенно вредоносными оказываются нематоды (Nematodes), составляющие один из… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Дикая природа: Маскировка и защитная окраска (фильм) — Дикая природа: Маскировка и защитная окраска Wild Survivors: Camouflage And Mimicry Жанр научно популярный фильм …   Википедия

  • Дикая природа: Маскировка и защитная окраска — Wild Survivors: Camouflage And Mimicry Жанр научно популярный фильм Продюсер Майк Беркхед В главных ролях …   Википедия

  • Дикая природа: маскировка и защитная окраска — Wild Survivors: Camouflage And Mimicry …   Википедия

  • Семя у растений — С. есть орган размножения высших растений, развивающийся из семяпочки (см.). Сообразно со строением этой последней С. состоит из кожуры, развивающейся из покровов семяпочки, и ядра, образующегося из ядра семяпочки. Ядро С. заключает в себе… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

dic.academic.ru

Методическое пособие "Почему у цветов различная окраска?"

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 22

Почему у цветов различная окраска?

Исследовательская работа

Выполнили: учащиеся 5 Г класса

Ким ЮлияТен АлинаБелокрылова Светлана

Руководитель: Разволяева Н.В.

учитель биологии

Консультант: Петяйкина Н.Н.учитель химии

Консультант: Федосова Н.В.

учитель физики

Южно-Сахалинск, 2013Содержание

Введение:

Актуальность темы

Цель, задачи, гипотеза……………………………………………. 3

Основная часть:

Глава 1

1.1 Пластиды и вакуоли – органеллы растительных клеток…………. 5

1.2 Что такое красящие пигменты

1.3 Характеристики пигментов

1.4 Почему меняется окраска лепестков венчика

Глава 2

2.1 Что такое кислотность

2.2 Влияние кислотности клеточного сока на окраску лепестков

Практическая работа:

Глава 3

3.1 Опыт №1. Изменения окраски цветков фиалки трехцветной при создании кислой среды

Результаты опыта

4.1 Выводы исследовательской работы

Заключение

Список источников

Приложение

Введение

Актуальность темы - Как красив пестрый луг! Чего- чего только здесь не цветет! Тут и фиолетовый мышиный горошек, и желтая чина, и розовый клевер, и белые с желтой серединкой ромашки! Как удается природе разукрасить …. Почему у цветов различная окраска?....

Цветок – это «чудо и краса растительного мира». Сколько поэтических строк посвящено цветам…

Вспомним слова Данте:

Я шел вперед, но всюду замедлялись

Мои шаги при взгляде на цветы…

Гипотеза

Если лепестки венчика могут иметь разную окраску, то в них вероятно есть художественные гуашевые краски (!), т.е. созданные природой красящие вещества .

Объект исследования: красящие вещества цветков.

Предмет исследования: изменение окраски лепестков венчика.

Цель исследования: доказать присутствие пигментов в клетках лепестков венчика.

Задачи:

1. Выяснить в каких органоидах клетки находятся красящие вещества.

2.Составить классификацию пигментов, от которых зависит окраска цветков.

3.Выявить причину изменения окраски лепестков

венчика во время цветения у некоторых растений.

4.Разработать модель изменения окраски цветков

фиалки трехцветной.

Методы исследования:

- изучение и использование материалов учебной и научно – популярной литературы по теме исследования

- наблюдение процесса изменения окраски

лепестков во время моделирования состава клеточного сока вакуоли клетки

- обобщение полученных данных по теме исследования

Основная часть

Глава 1

1.1 Пластиды и вакуоли - органеллы растительных клеток.

Органеллы растительных клеток

Пластиды

Вакуоли

хлоропласты

хромопласты

лейкопласты

клеточный сок

(раствор неорганических и органических веществ)

Пластидами называются особые органоиды в клетке. К ним относят бесцветные лейкопласты, зеленые хлоропласты и оранжевые хромопласты. Все виды пластид могут возникать из особых мелких бесцветных пропластид. Окраска пластид обусловлена особыми пигментами(красящими веществами): в хлоропластах –зеленым хлорофиллом, а в хромопластах –оранжевым каротином.

Хромопласты имеют окраску от желтого до красного цвета благодаря содержанию в них каротиноидам.

Хромопласты встречаются в лепестках, плодах и некоторых корнях (морковь). Могут возникать из пропластид и из хлоропластов. Плоды многих растений бывают сначала зелеными - содержат хлоропласты, затем они краснеют, так как у них разрушается хлорофилл и остается оранжевый пигмент каротин. В хлоропластах также имеется каротин, но маскируется зеленым пигментом хлорофиллом. Хромопласты часто имеют игольчатую или неправильную форму, так как каротиноиды в них кристаллизуются.

Хромопласты имеют биологическое значение, так как привлекают птиц и других животных. Поедая плоды, животные теряют часть семян, способствуя этим их распространению в природе.

Образование вакуолей. Молодые клетки сплошь заполнены цитоплазмой. Затем по мере роста клеток в их цитоплазме появляются полости-вакуоли. При дальнейшем увеличении размеров клетки вакуоли также увеличиваются и нередко сливаются вместе, образуя несколько вакуолей или одну большую вакуоль. Вакуоли заполнены клеточным соком. Клеточный сок представляет собой водный раствор различных неорганических и органических веществ. В нем содержатся сахара, соли и другие вещества.

1.2 Что такое красящие пигменты

В клеточном соке многих растений содержатся в растворенном виде различные красящие вещества – пигменты. Самым распространенным из них является особое органическое вещество антоциан. Окраска антоциана различна и зависит от реакции клеточного сока: в кислой среде она красная, в щелочной – синяя. Окраска листьев красной капусты, корня красной свеклы, лепестков многих растений (например, медуницы, незабудки и др.) обусловлена наличием антоциана.

Цветки ряда растений, например той же медуницы, за время цветения изменяют свою окраску от розовой до синей, так как реакция клеточного сока меняется от кислой до слабощелочной.

Так что же вызывает окраску цветов? Нам ведь известны цветы самой различной окраски, и даже такие, которые во время цветения меняют окраску (например, незабудка, вначале розовая, становится голубой).

Наиболее известные красители цветов – это ксантофилл и каротин: желтый и оранжевый красители, а также антоциан – красно-сине-фиолетовый.

Мы знаем много белых цветов, однако нет белого красителя, вырабатываемого растениями. Цвет этот достигается путем особого размещения пузырьков воздуха в оболочке лепестков.

Три антоциана – основные пигменты, от которых зависит окраска цветков многих покрытосеменных: пеларгоидин (красный), цианидин (фиолетовый) и дельфинидин (синий). Родственные им соединения флавонолы – желтые или кремовые, а каротиноиды – красные, желтые или оранжевые. Бетацианины (беталаины) – красные пигменты, которые встречаются в одной из групп двудольных.

1.3 Характеристики пигментов

Классификация пигментов

Кислая – красный;

Нейтральная – фиолетовый;

Щелочная – синий.

3.дельфинидин

Синий (вакуоля)

Флавонолы

Желтые, кремовые

Каротиноиды

Красные, желтые, оранжевые (пластиды-хромопласты)

Бетационины

Красные

Яркая осенняя окраска листьев связана с превращением больших количеств бесцветных флавонолов в антоцианы при разрушении хлорофилла. Цветок калужницы болотной выглядит целиком желтым. При этом периферическая часть лепестков, отражающая ультрафиолетовые лучи, окрашена каротиноидами, а поглощающая их центральная часть кажется нам желтой из-за присутствия флавоноида халькона. Для пчел и других насекомых цвет наружной части лепестков будет смешанным желто-ультрафиолетовым (так называемый «пчелиный пурпурный»), а неотражающей центральной – чисто желтым. Чаще всего, хотя и не всегда, способность цветков отражать ультрафиолет связана с присутствием каротиноидов, т.е. ультрафиолетовый узор более присущ желтым цветкам.

1.4 Почему меняется окраска лепестков венчика

Известные ранневесенние растения наших лесов – Медуница и Сочевичник весенний - отличаются как раз той особенностью, что молодые неопыленные цветки их имеют розовую или красноватую окраску. Эти растения являются одними из ранних медоносов. В стадии бутонов и сразу после раскрытия клеточный сок в вакуолях лепестков имеет слабокислую реакцию, что обуславливает ярко-розовую окраску цветов, по мере старения и после опыления реакция клеточного сока становится более щелочной, что влечет изменение окраски цветков с розовой на синюю. Для насекомых привлекательными оказываются лишь неопыленные – розовые и красноватые цветки, в которых есть нектар.

Флавонолы - другая группа флавоноидов, также очень часто содержатся в листьях и цветках. Многие из них вообще бесцветны, но могут придавать цветкам оттенок слоновой кости или белизны. У всех покрытосеменных растений характерная пигментация цветка зависит от смешения в разных пропорциях флавоноидов и каротиноидов, клеточного рН, а также структурных, то есть отражательных, способностей тканей.

Смешение этих разных пигментов при разных рН в клетках образует всю гамму окрасок цветка покрытосеменных. Изменение окраски является сигналом для опылителей, сообщающим о том, какие цветки раскрылись недавно, т. е. с большей вероятностью содержат пищу. Все разнообразие окрасок цветков обеспечивается очень малым набором пигментов. Однако главными пигментами цветков являются флавоноиды. В листьях они задерживают ультрафиолетовую радиацию, разрушительно действующую на нуклеиновые кислоты и белки, и обычно избирательно поглощают сине-зеленые и красные лучи, которые важны для фотосинтеза. Один из крупнейших классов флавоноидов – антоцианы – играет ведущую роль в определении окраски цветков. К ним относится большинство красных и синих растительных пигментов. Они растворимы в воде и содержатся в вакуолях. Каротиноиды, напротив, растворимы в жирах, и содержатся в пластидах.

Глава 2

2.1 Что такое кислотность

Кислотность (лат. aciditas) — характеристика активности ионов водорода в растворах и жидкостях.

Водородный показатель pH

2.2 Влияние кислотности клеточного сока на окраску лепестков

Цвет антоцианового пигмента зависит от кислотности клеточного сока в вакуолях: например, цианидин – красный в кислой среде, фиолетовы й - в нейтральной и синий – в щелочной. У некоторых растений окраска цветка меняется после опыления, обычно за счет антоцианов, делающих их менее заметными для насекомых.

Примеры изменения окраски цветков медуницы

Флавоноиды + каротиноиды+ клеточный рН+отражательная способность тканей= пигментация цветка

Глава 3

Практическая работа

3.1

Опыт №1. Изменения окраски цветков узумбарской фиалки при создании кислой среды.

Потребовалось:

1. Для опыта взяли фиолетовый цветок узумбарской фиалки и положили его в чашку Петри, в которую предварительно налили кислоту.

Что происходит?

Кислота изменила рН клеточного сока, среда стала кислой, и антоциан (фиолетовый) окрасился в розовый цвет.

Цвет антоцианового пигмента зависит от кислотности клеточного сока в вакуолях: например, цианидин – красный в кислой среде, фиолетовы й - в нейтральной и синий – в щелочной.

Теоретический пример № 1:

Когда яблоня начинает расцветать, цветки у нее розовые, а потом становятся белыми.

Вначале цветения рН клеточного сока кислая и антоциан окрашивается в розовый цвет, цветки розовые, а затем рН клеточного сока изменяется и становится щелочной и окраска цветка изменяется до белой.

Теоретический пример № 2:

Как и почему изменяется окраска цветов незабудки?

Дело в том, что антоциан, вызывающий её окраску, изменяет свой цвет, как лакмусовая бумажка: розовеет от кислоты, синеет от щелочи. С возрастом цветка незабудки у него изменяется состав клеточного сока: вначале он кислый, затем становится щелочным. Изменяется сок - иным становится цвет антоциана, другой – окраска цветка.

Результаты опытов:

1. Антоцианы - играют ведущую роль в определении окраски цветов. Они растворимы в воде и содержатся в вакуолях.

2. Цвет антоцианового пигмента зависит от кислотности клеточного сока в вакуолях.

3. Окраска цветка меняется после опыления, обычно за счет антоцианов, делающих их менее заметными для насекомых.

4.1 Выводы исследовательской работы

1.Цвет антоцианового пигмента зависит от кислотности клеточного сока в вакуолях.

2.Изменяется клеточный сок – иным становится цвет антоциана, поэтому изменяется окраска лепестков венчика.

3.В лепестках находится целая группа красящих пигментов, от которых зависит окраска цветов. Смешение разных пигментов при разных средах (рН) в клетках образует всю гамму окрасок цветков.

4.Антоцианы – главные пигменты цветков и содержатся они в вакуолях.

5.Окраска цветка меняется после опыления за счет антоцианов.

6.Изменение окраски цветка является сигналом для опылителей, сообщающим о том, какие цветки раскрылись недавно, и содержат пищу.

Заключение

Видимо, не зря говорят, что цветы «носят прекрасные одежды наверху, и зависят от невидимого слуги внизу»

Окраска цветков в природе приспособлена к зрению насекомых, многие из которых являются их опылителями.

«Не замедляй шагов, не рви цветов, чтоб сохранить их. Иди – вперед – цветы будут цвести на всем пути твоем…»

Р. Тагор

Список источников

1. Ю.Дмитриев, Книга природы.Москва,Детская литература, 1990

2.Е.М. Демьянков, Биология. Мир растений,Москва, Владос,2004

3.Чудеса без чудес, Минск, 1991

4.Биология. Школьный иллюстративный справочник, Росмэн,2007

Приложение № 1

Узумбарская фиалка

(использовали в постановки опыта - Изменения окраски цветков узумбарской фиалки при создании кислой среды клеточного сока в лепестках венчика)

Приложение № 2

Медуница

Медуница

Ранневесенние растения наших лесов – Медуница.

Отличается как раз той особенностью, что молодые неопыленные цветки имеют розовую или красноватую окраску.

Медуница

По мере старения и после опыления реакция клеточного сока становится более щелочной, что влечет изменение окраски цветков с розовой на синюю.

Хлопчатник

Во время цветения этого растения изменяется окраска лепестков венчика.

Защита исследовательской работы

Почему у цветов различная окраска?

Слайд 1

Почему у цветов различная окраска?

Слайд 2

Как красив пестрый луг! Чего только здесь не цветет! Тут и фиолетовый мышиный горошек, и желтая чина, и розовый клевер, и белые с желтой серединкой ромашки! А почему у цветов различная окраска?

Слайд 3

Гипотеза

Если лепестки венчика могут иметь разную окраску, то в них вероятно есть художественные гуашевые краски (!), т.е. созданные природой красящие вещества .

Слайд 4

Объект исследования: красящие вещества цветков.

Предмет исследования: изменение окраски лепестков венчика.Цель исследования: доказать присутствие пигментов в клетках лепестков венчика.

Слайд 5

Задачи:

1. Выяснить в каких органоидах клетки находятся красящие вещества.

2.Составить классификацию пигментов, от которых зависит окраска цветков.

3.Выявить причину изменения окраски лепестков венчика во время цветения у некоторых растений.

4.Разработать модель изменения окраски цветков узумбарской фиалки.

Слайд 6

Методы исследования:

- изучение и использование материалов учебной и научно – популярной литературы по теме исследования

- наблюдение процесса изменения окраски лепестков во время моделирования состава клеточного сока вакуоли клетки.

- обобщение полученных данных по теме исследования

Слайд 7

В ходе исследования литературы по данной теме, мы выяснили ряд органоидов клетки, в которых присутствуют красящие пигменты. Это пластиды и вакуоли. В таких пластидах, как хромопласты содержатся желто-оранжевые и красные пигменты.

Слайд 8,9

По мере роста клеток в их цитоплазме появляются полости-вакуоли. Вакуоли заполнены клеточным соком. (9!) В клеточном соке многих растений содержатся в растворенном виде различные красящие вещества – пигменты. Самым распространенным из них является особое органическое вещество антоциан.

Окраска антоциана различна и зависит от реакции клеточного сока: в кислой среде она красная, в щелочной – синяя.

Слайд 10

У этого цветка-букетика есть тайна.

Медуница - весенний цветок. В начале у него цветки все розовые. Но пройдет несколько дней, и некоторые цветочки станут голубыми, синими, фиолетовыми. Но странное дело, насекомые обследуют только розовые цветочки. Просто синяя и фиолетовая окраски - свидетельство того, что цветы постарели, в них уже нет нектара, и шмелей они не интересуют.

А вот как узнают шмели о том, где нектар есть, где его нет, пока загадка.

Слайд 11

Итак, молодые неопыленные цветки медуницы имеют розовую или красноватую окраску. В стадии бутонов и сразу после раскрытия клеточный сок в вакуолях лепестков имеет слабокислую реакцию, что обуславливает ярко-розовую окраску цветов, по мере старения и после опыления реакция клеточного сока становится более щелочной, что влечет изменение окраски цветков с розовой на синюю.

Слайд 12

Флавонолы - другая группа флавоноидов, также очень часто содержатся в листьях и цветках. Многие из них вообще бесцветны, но могут придавать цветкам оттенок слоновой кости или белизны.

Слайд 13

У всех покрытосеменных растений характерная пигментация цветка зависит от смешения в разных пропорциях флавоноидов и каротиноидов, клеточного рН, а также структурных, то есть отражательных, способностей тканей.

Смешение этих разных пигментов при разных рН в клетках образует всю гамму окрасок цветка покрытосеменных.

Слайд 14

Вернёмся к нашему опыту !

1. Для опыта взяли фиолетовый цветок узумбарской фиалки и положили его в чашку Петри, в которую предварительно налили кислоту.

Что происходит?

Кислота изменила рН клеточного сока, среда стала кислой, и антоциан (фиолетовый) окрасился в розовый цвет.

Вывод: Цвет антоцианового пигмента зависит от кислотности клеточного сока в вакуолях: например, цианидин – красный в кислой среде, фиолетовы й - в нейтральной и синий – в щелочной.

Слайд 15

Для чего Природа так старательно создает уникальную цветовую палитру?!

Видимо, не зря говорят, что цветы «носят прекрасные одежды наверху, и зависят от невидимого слуги внизу»

Окраска цветков в природе приспособлена к зрению насекомых, многие из которых являются их опылителями.

Слайд 16

Результаты исследований:

1. Антоцианы - играют ведущую роль в определении окраски цветов. Они растворимы в воде и содержатся в вакуолях.

2. Цвет антоцианового пигмента зависит от кислотности клеточного сока в вакуолях.

Слайд 17

3. Окраска цветка меняется после опыления, обычно за счет антоцианов, делающих их менее заметными для насекомых.

Слайд 18

Выводы исследовательской работы

1.В лепестках находится целая группа красящих пигментов, от которых зависит окраска цветов. Смешение разных пигментов при разных средах (рН) в клетках образует всю гамму окрасок цветков.

2.Антоцианы – главные пигменты цветков и содержатся они в вакуолях.

3.Окраска цветка меняется после опыления за счет антоцианов.

4.Изменение окраски цветка является сигналом для опылителей, сообщающим о том, какие цветки раскрылись недавно, и содержат пищу.

Слайд 19

Спасибо за внимание!

Слайд 20

P.S.

Цветок – это «чудо и краса растительного мира». Сколько поэтических строк посвящено цветам…

Вспомним слова Данте:

Я шел вперед, но всюду замедлялись

Мои шаги при взгляде на цветы…

infourok.ru

Окраска у растений - Справочник химика 21

    Зеленая окраска растений обусловлена присутствием X., локализованных во внутриклеточных органеллах (хлоропластах или хроматофорах) в внде пептидных комплексов. [c.291]

    Флавоноиды синтезируются почти исключительно высшими растениями В их число входят антоцианы, ответственные за наиболее яркие цвета, в которые окрашены растения,— интенсивно красные, пурпурные и синие цветки и плоды. Благодаря своей яркой окраске они контрастно выделяются на фоне зеленой листвы и тем самым привлекают внимание человека и животных Другие флавоноиды также могут вносить свой вклад в формирование окраски растений, хотя на первый взгляд этот вклад и неочевиден. [c.125]

    Участие в формировании окраски растений >3 [c.137]

    Единственная функция меланинов растений состоит в формировании общей окраски растений или характера ее распределения. Что касается очевидной корреляции между синтезом меланинов и споруляцией у различных грибов, то ее значение пока не известно. [c.277]

    Представители растительного царства окрашены преимущественно в зеленый цвет. Зеленый цвет, во всем своем разнообразии оттенков, услаждает глаз человека, но можно не сомневаться, что и он стал бы монотонным, если бы зеленый фон не оживлялся всплесками других ярких и контрастных цветов. Ярко окрашенные цветки и плоды невольно притягивают глаз. Однако значение их окраски, по-видимому, не только в этом, но имеет гораздо более фундаментальную основу. Зеленая окраска растений и хлорофилл, который ее обусловливает, играют чрезвычайно важную роль в процессе фотосинтеза, поддерживающего существование любого растения. Значение же контрастирующей окраски цветков и плодов заключается в том, что она облегчает распространение и выживание вида. [c.292]

    Сера встречается в растениях в составе органических соединений в восстановленной форме в виде групп — 5Н и 5 — 5. Восстановление серы (сернокислых солей) происходит в листьях. При недостатке серы в почве окраска растений становится бледной. [c.295]

    Более тщательная попытка объяснить окраску растений как результат хроматической адаптации была сделана Шталем [146]. Он предполагал, что существование двух пиков поглощения хлорофилла (одного — в области красных, другого — в области фиолетовых лучей) особенно благоприятно, так как растения подвергаются двум видам освещения — прямым солнечным светом с максимумом в желтом и дневным светом в тени с максимумом в фиолетовом конце видимого спектра. Шталь объясняет факт нахождения первого максимума поглощения хлорофилла в красной области, а не в желтой возможностью растений сбалансировать световую энергию, поглощенную на солнце и в тени. Максимум поглощения, слишком близкий к максимуму солнечной интенсивности, вызвал бы поглощение чрезмерного количества энергии, приводя таким образом к перегреву и повреждению листьев. [c.430]

    Мы не можем точно сказать, как используется эта энергия в растениях. Мы знаем, что для осуществления этой реакции необходимо особое вещество, называемое хлорофиллом, которое придает зеленую окраску растениям. В уравнении (20) хлорофилл участвует не как реагирующее вещество, а как катализатор. [c.637]

    Капустные мухи (весенняя и летняя). Широко распространены в СССР. Встречаются от Заполярья до южной Украины и Предкавказья и от Ленинграда до Байкала, местами—в Средней Азии и на Дальнем Востоке. Личинки повреждают подземные или прикорневые части капусты, репы, брюквы, редиса, обгладывая корни, а иногда выгрызая на них более или менее поверхностные, желобообразные ходы. Корни и подземная часть стебля при этом измочаливаются, изменяется окраска растения, оно задерживается в росте и увядает. [c.202]

    Стебель прямостоячий, ветвистый в верхней части, высотой до 50 см. Листья продолговатые с ресничками по краю. Окраска растения серо-зеленая и бурая. Цветки собраны в завитки. Лепестки венчика в начале розоватые, затем становятся голубыми. [c.74]

    На третьи сутки был отмечен существенный прирост растений в первых трех вариантах. Общий вид растений, морфологические очертания надземных органов и корневых систем, а также состояние тургора и другие, особенности этих растений ничем не отличались от контрольных. Однако на этот раз можно было совершенно отчетливо заметить депрессивное действие стронция на развитие тех растений, которые отвечали четвертому и пятому вариантам опыта. Здесь был отмечен замедленный рост, изменение окраски растений и явление скручивания кончиков листьев. По шестому и седьмому вариантам наблюдалась полная приостановка роста, изменение окраски, нарушение тургора и общее, резко выраженное состояние депрессии. [c.116]

    Известно, что при недостатке азота в почве растения имеют бледно-зеленую окраску, при избытке азота — темно-зеленую. Степень интенсивности зеленой окраски растений — это тот признак, по которому можно судить об обеспеченности растений азотом. [c.157]

    Было показано, что изменение интенсивности зеленой окраски растений при меняющихся условиях азотного питания обусловлено различным содержанием в них хлорофилла. С первого взгляда это кажется несколько странным. При содержании хлорофилла в зеленых листьях около 1% в пересчете на сухой вес и азота в хлорофилле около 6,2% общее количество азота хлорофилла составляет около 0,06%, в го время как общее содержание азота в зеленых листьях около 3% (в пересчете на сухой вес). Таким образом, азот хлорофилла составляет всего лишь /зо долю общего азота листьев. Поэтому, казалось бы, что для образования хлорофилла растения могли бы довольствоваться весьма умеренным количеством азота, и в этом отношении они могли бы быть менее зависимыми от интенсивности снабжения их азотом. В действительности же дело обстоит совершенно по-другому. [c.157]

    Железо (Ре) входит в состав ферментов, играющих важное значение в окислительно-восстановительных процессах. Оно участвует в обмене веществ в растительном организме. Зеленая окраска растений обусловливается присутствием железа. Железо воспринимается растениями из почвы корнями в форме катиона окис-ного железа.  [c.30]

    В растительном мире широко распространены пигменты, от которых зависит окраска растений. Многие из растительных красящих веществ являются полиеновыми углеводородами или их производными. [c.110]

    Параллельно с процессом перегруппировки веществ между отдельными частями растения происходят и морфологические изменения — изумрудно-зеленая окраска растения постепенно изменяется сначала становится серой, потом начинает желтеть и наконец переходит в золотисто-желтую. [c.491]

    НИИ розовой, красной, фиолетовой и синей окраски растений и фруктов. А. являются глюкозидами антоцианидинов— гетероциклических соединений, содержащих кислород. По современным представлениям окраска зависит от строения А., величины pH клеточного сока и характера металла, образующего комплекс с А. в растении. Например, красная окраска обусловлена комплексом А. с Ре, синяя и фиолетовая — с Mg, белая [c.29]

    В процессе опыта ведут наблюдения по следующим показателям записывают время появления всходов и их число на каждые сутки оценивают общую всхожесть (к концу опьгга) измеряют регулярно длину надземной массы (высоту растений). По окончании опыта растения осторожно отделяют от земли, просушивают, стряхивают остатки почвы и измеряют окончательную длину надземной части растений, длину корней. Затем высушивают растения на воздухе и отдельно взвешивают биомассу надземных частей и корней. Сопоставление этих данных позволяет выявить факт фитотоксичности или стимулирующего действия. Следует также обратить внимание на окраску растений (раннее пожелтение), характер корней, например более короткие, но густые. [c.225]

    Из всех флавоноидов именно антоцианы вносят наибольший вклад в формирование окраски растений. Эти соединения ярко окрашены в оранжевый, красный, пурпурный или синий цвет и обусловливают окраску почти всех красно-синих цветков. Известный пример — красная роза, за окраску которой ответственны производные цианидина. Была установлена четкая корреляция между окраской цветков и структурой антоцианов, которые в них содержатся. В ходе систематического [c.137]

    Вклад в окраску растений других классов флавонои--ДОВ обычно менее очевиден, правда халконы, и особенно ауроны, иногда ответственны за окраску желтых цветков, иапример у львиного зева Antirrhinum majus. [c.139]

    Мономерные флаваны, флаваноны и их гидроксипроизводные непосредственно не обусловливают окраску растений. Вместе с тем димеры, олигомеры и полимеры, главным образом катехинов и проантоцианидинов, придают коричневую окраску осенним и сухим листьям, а также темной ядровой древесине многих растений. Подобные соединения ( конденсированные дубильные вещества ) обусловливают также коричневатую окраску чая.  [c.139]

    По химической природе хлорофилл является производным порфина и 1П0 своему строению очень близок к красящему веществу крови — гему. В отличие от гема в хлорофилле имеется магний, а не железо. М. С. Цвет с помощью хроматографического анализа установил, что зеленая окраска растений обусловлена наличием двух пигментов 1) хлорофилла А (темно-сине-зеленый), 2) хлорофилла Б (темно-желто-оливково-зеленый). Хлорофилл Б отличается по химической структуре от хл орофилла А тем, что во втором пиррольном кольце вместо метильной группы содержится альдегидная группа. [c.298]

    Клеточная оболочка — это мембрана, которая регулирует связь цитоплазмы с другими клетками и 1С внещней средой. Мембрана избирательно проницаема для различных веществ, ее проницаемость зависит от природы проникающих в клетку молекул и физиологических особенностей клетки. В цитоплазме находятся различные включения — капельки жира, зерна крахмала и т. д., вакуоли. В вакуолях содержится клеточный сок. В клеточный сок растений входят различные пигменты, определяющие окраску растений и их отдельных органов. Желтая окраска обусловлена флавонами, а красная и фиолетовая— антоцианинами. Окраска зависит также от кислотности сока. Главнейщими клеточными структурами, которые содержатся в цитоплазме, являются ядро, пластиды, митохондрии и микросомы. Пластиды—довольно крупные гранулы овальной формы, митохондрии — мелкие палочковидные частицы, а микросомы — мельчайшие округлые частицы. Митохондрии и микросомы хотя и значительно меньше ядра или пластид, но на их долю приходится до 80% массы протоплазмы. В протоплазме имеется сложная система мембран, образующих каналы, связанные с оболочкой ядра. Эта система представляет структурную основу клеточной цитоплазмы и называется эндоплаз-матической сетью. [c.28]

    Общеизвестно, что солнечный свет облегчает протекание химических реакций примерами служат выцветание тканей и образование зеленой окраски растений. Можно сказать, что и снабжение пищей всего животного мира в конечном счете зависит от фотохимических реакций, осуществляющихся в растениях под влиянием солнечного света. Количественное изучение фотохимических реакций началось после того, как Гроттус сформулировал в 1817 г. первый закон фотохимии Фотохимическое превращение вызывается только тем светом, который поглощается системой . Второй закон фотохимии был впервые сформулирован Штарком (1908 г.), а затем Эйнштейном (1912 г.) На одну молекулу вещества, участвующего в фотохимической реакции, поглощается один квант света . Этот закон был выведен для самых простых реакций и, строго говоря, применим только к первичному фотохимическому процессу, т. е. образованию в акте поглощения возбужденной частицы, поскольку некоторые возбужденные молекулы могут тем или иным путем возвращаться в начальное состояние, например путем испускания люминесценции. Кроме того, даже если в реакцию вступают все молекулы, первичные продукты часто оказываются неустойчивыми и подвергаются дальнейшим превращениям. В исследованиях фотохимических реакций важным понятием является квантовая эффективность, впервые введенная Эйнштейном. При определении этой величины можно взять за основу либо число прореагировавших молекул исходного реагента, либо число молекул определенного продукта (Л), получившихся в реакции, в расчете на [c.14]

    Склеротиния (белая гниль) подсолнечника. Широко распространена. Развивается на подсолнечнике в течение всего вегетационного периода. Первые признаки болезни проявляются на молодых растениях, имеющих 5-—б листьев. На основании стебля и корнях появляется белый хлопьевидный налет (грибница). Пораженная ткань размягчается, принимает буроватую окраску. Растение увядает и засыхает, нередко надламывается в нижней части. Эта форма болезни называется прикорневой гнилью. [c.187]

    Препараты не фитоцидны при использовании в рекомендованных дозировках, не меняют окраски растений. Однако иногда проявляют фитоцидность на винограде, землянике, розах и некоторых других культурах. Не подавляют дрожжевые грибы и не влияют на ферментацию вина, Топсин-М в концентрации 0,05% подавляет развитие энтомопатогенного гриба ашерсонии в личинках оранжерейной белокрылки, но слабо действует на ее паразита [c.119]

    Корневые паразитные сорные растения. К корневым паразитным растениям относят все виды заразих из семейства заразиховые. Заразихи однолетние без зеленой окраски растения, не имеющие корней и листьев. Размножаются семенами. Семена очень мелкие, переносятся ветром на большие расстояния. [c.22]

    Характерные симптомы заболевания при недостатке меди у злаковых культур бледно-зеленая окраска растений, усиленное их кущение, побеление кончиков листьев, недостаточный выход колосьев или метелок из листовых влагалищ, хлоротичность, изогнутость колосьев, скручивание листьев, пустозерность, сильная повреждаемость шведской мухой, очень низкая урожайность при плохом качестве зерна (щуплость). [c.212]

    Если растениям, испытывающим недостаток в азоте, дать азотную подкормку, то уже через 1—2 дня можно наблюдать заметное усиление у них интенсивности зеленой окраски. Наоборот, удаление азота из питательной среды, как это легко может быть продемонстриро вано в водных культурах со сменными растворами, влечет за собой очень быстрое ослабление интенсивности зеленой окраски растений. [c.157]

    В первом направлении положительные результаты, такие, как заметное увеличение роста или появление нормальной окраски растения при добавлении данного микроэлемента, являются надельным доказательством недостатка исследуемого элемента. Но отрицате.г1ьные результаты нельзя интерпретировать как дохсазательство того, что добавленный элемент не является лимитирующим, особенно если микроэлемент добавляют в почву. В этом случае [c.65]

    Несмотря на безусловную выгоду опрыскиваний растворами удобрений, их следует рассматривать лишь как дополнение, как способ оказания первой помощи растениям, аналогичный уколам в медицине и позволяющий вносить коррективы в питание растений в определенных случаях, когда корневое питание происходит очень медленно или вообще невозможно, например когда хотят заставить растение быстро поглощать питательные элементы в целях возобновления прекратившегося роста. Опрыскивание позволяет в кратчайший срок добиться восстановления нормальной окраски растения. Оно нужно, когда корни не в состоянии нормально выполнять свои функции (чрезмерная засуха, нарушающая поглощение питательных веществ корнями, асфикция корней вследствие затопления и др.). [c.334]

    На делянках, где произрастала конопля по цианамиду кальция, отмечалась угнетенность и антоцпановая окраска растений, особенно в начальный период роста. В 1959 г. но известково-аммиачной селитре урожай стеблей составил 36,7 ц с 1 та, волокна — 7,2 ц и семян — 3,9 ц при урожае по аммиачной селитре соответственно 33,7 6,8 3 8. [c.179]

    Хроматография — это метод, применяемый для разделения различных смесей на составляющие их компоненты. Метод основан на том, что в неподвижной среде, через которую протекает растворитель, каждый из компонентов, увлекаемых растворителем, движется со своей собственной скорюстью независимо от других. Если, например, смесь пигментов, обусловливающих зеленую окраску растений, растворить в соответствующем растворителе и пропустить через какую-либо неподвижную среду, скажем, молотый мел, то эта смесь разделится на несколько различным образом окрашенных пигментов. Такого рода разделение описано в опыте П. 1.3. [c.374]

    Наследования показали, что при недостатке молибдена листья растений становятся светло-зелеными, стебли и черешки — буро-коричневыми, клубеньки бобовых приобретают серовато-бурую окраску. Растения отстают в росте и развитии. При резкой молибденовой недостаточности у цветной капусты наблюдается скручивание листьев, деформация сердечка, края листьев могут принимать красновато-фиолетовый оттенок Wagner (59), Agarwala (31)]. В полевых условиях недостаточность молибдена была впервые замечена в 1942 т. на клеверных пастбищах Новой Зеландии и Австралии (33). [c.104]

    Хларофмлл это пигмент, придающий зеленую окраску растениям. Строение и свойства хлорофилла рассматриваются й главах, посвященных фотосинтезу. [c.117]

    К флавоноидам (от латинского flavus — желтый) относятся природные полифенолы, синтезируемые через ацетат/малонат и шикиматный пути высшими растениями, включая мхи и папоротники, и некоторыми микроорганизмами. В основе молекулы флавоноидов и их конденсированных производных — проциани-динов — лежит так называемый СбСзСб-скелет. Флавоноиды являются наиболее распространенными фенольными соединениями растительного происхождения. В настоящее время известно более 4000 различных флавоноидов, имеющих не только желтую, но и интенсивно красную и голубую окраску, а также не имеющих окраски [1]. В отдельном растении могут образовываться и содержаться различные флавоноиды, и их качественный состав может быть использован как классификационный признак при описании родов и семейств. Роль флавоноидов в растениях важна и многообразна, и первое, что следует отметить, благодаря наличию интенсивной окраски они создают цветовое разнообразие растительного мира. Окраска растений, кроме эстетического, эмоционального воздействия на человека играет в природе важную утилитарную роль, участвуя в установлении экологических взаимосвязей между микроорганизмами, растениями и животными. Ярко окрашенные цветы служат визуальным сигналом для опыляющих эти растения насекомых, а не менее яркая окраска семян и плодов привлекает птиц и других животных, способствуя воспроизведению растений и их распространению на новые территории. Кроме воздействия на зрительный аппарат, флавоноиды могут осуществлять химическую передачу информации, привлекая (аттрактанты) или отталкивая (репелленты) другие организмы, воздействуя на их органы вкуса и обоняния. Например, кате-хины, благодаря терпким, вяжущим свойствам, защищают растения от вредных насекомых [2]. В зеленых растениях флавоноиды участвуют в некоторых реакциях световой фазы фотосинтеза, катализируя транспорт электронов и управляя ионными каналами, связанными с процессами фотофосфорилирования [2, 3]. Кроме [c.77]

chem21.info

Школьный этап 7 класс 2016 год

0

 

  

Всероссийская олимпиада школьников по биологии 2015/2016 учебный год

школьный этап

7 класс

Часть I.  Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа

из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 15

(по 1 баллу за каждое тестовое задание)

1.Плодом нельзя назвать:

а) боб;                                                                       б) клубень картофеля;

в) ягоду;                                                                    г) стручок.

2.Цветок - это:

а) видоизмененный побег;                                     б) яркий венчик;

в) околоцветник;                                                      г) часть стебля.

 3.Клетки листа дуба отделены друг от друга:

а) центриолями;                                                      б) оболочками, состоящими из целлюлозы;

в) пластидами;                                                        г) плазматическими мембранами.

4.К бактериям относятся:

а) плесени и дрожжи;                                             б) возбудители туберкулеза и холеры;

в) возбудители гриппа и СПИДа;                         г) хлорелла и хламидомонада.

5.Окраска цветков и плодов растений связана:

а) с пластидами ;                                                     б) с клеточным центром;

в) с хромосомами;                                                   г) с эндоплазматической сетью.

6.В ядрах неполовых клеток овцы 54 хромосомы, а в ядрах ее половых клеток:

а) 27 хромосом;                                                       б) 54 хромосомы;

в) 81 хромосома;                                                     г) 108 хромосом.

7.Мейоз возможен:

а) у бактерий, вызывающих туберкулез;              б) у речного рака;

в) у вируса СПИДа;                                                 г) у молочнокислых бактерий.

8.К соединительной ткани не относится:

а) жировая ткань;                                                     б) кровь;

в) костная;                                                                 г) мышечная.

9.В какой группе животных указаны только насекомые:

а) мокрица, кузнечик, стрекоза;                      б) майский жук, дафния, капустная белянка;

в) собачий клещ, комар пискун, овод;            г) колорадский жук, муравей, овод.

10.Происходит процесс дыхания, но не происходит фотосинтез :

а) в побеге шалфея;                                                б) в листьях настурции;

в) в белом грибе;                                                     г) в стебле петрушки.

11.Дыхательная система майского жука представлена:

а) легкими;                                                              б) жабрами;

в) трахеями;                                                            г) кишечником.

12.Углекислый газ в организме позвоночного животного поступает:

а) из кровеносной системы в дыхательную;             б) из нервной системы в дыхательную;

в) из дыхательной системы в выделительную        

 г) из кровеносной системы в выделительную.

13.У гидры нервная система состоит из:

а) разбросанных по телу нервных клеток;                   б)парных головных нервных узлов;

в) брюшной нервной цепочки;                                      г) не развита.

14.Пример симбиоза:

а) заяц-беляк и заяц-русак;                                             б) кот и блоха;

в) бобовое растение и клубеньковые бактерии;           г) тля и божья коровка.

15.Кровь движется от сердца по:

а) венам;                                                                           б) артериям;

в) капиллярам;                                                                г) капиллярам и венам.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11

12

13

14

15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Часть II. Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырех

возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Максимальное

количество баллов, которое можно набрать – 10 (по 2 балла за каждое тестовое задание).

1. Обоеполые цветки у–

1) вишни, 2) яблони, 3) ивы; 4) сливы; 5) огурца.

а) 1, 2, 3;                                                                         б) 1, 2, 4;

в) 2, 3, 4;                                                                         г) 2, 3, 5;

д) 2, 4, 5.

2. Органами выделения животных являются –

1) устьица,  2) мальпигиевы сосуды, 3) чечевички; 4) зеленые железы; 5)ситовидные трубки; 6) метанефридии.

а) 1, 2, 3;                                                                        б) 1, 2, 6;

в) 2, 3, 4;                                                                        г) 2, 3, 5;

д) 2, 4, 6.

3. Хлоропласты есть в клетках –

1) стебля кактуса, 2) клубня картофеля, 3) листьях  березы; 4) листьях красного перца; 5) зрелых плодов; 6) кожи крокодила.

а) 1, 3, 4;                                                                       б) 1, 4, 5;

в) 2, 3, 6;                                                                       г) 3, 4, 5;

д) 3, 5, 6.

4.  Найдите среди названных организмов- потребителей органического вещества–

1) ряска, 2) заяц-беляк, 3) мукор; 4) орляк; 5) тля;6)лиса.

а) 1, 2, 4;                                                                       б) 1, 3, 6;

в) 1, 4, 5;                                                                       г) 2, 3, 6;

д) 2, 5, 6.

5. К ядовитым грибам относится

1) опенок, 2) бледная поганка, 3) зонтик; 4) трутовик; 5) мухомор.

а) 1,4;                                                                           б) 2,3,5;

в) 2,4,5;                                                                        г) 2,5;

д) 3,5.

 

 Часть 3. Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых

следует либо согласиться, либо отклонить. В матрице ответов укажите вариант ответа «да» или «нет». Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 10 (по 1 баллу за каждое тестовое задание).

1. Микориза – это симбиоз гриба и зеленой водоросли.

2. Бактерии переносят неблагоприятные условия в состоянии цисты.

3. По артериям течет артериальная кровь.

4. Придаточный корень отходит от главного.

5. У картофеля в пищу употребляют видоизмененные побеги.

6. Мхи относятся к низшим растениям.

7.Рыбы имеют замкнутую кровеносную систему, двухкамерное сердце, один круг кровообращения.

8.Раковина членистоногих содержит хитин.

9.Семя развивается из стенок завязи.

10.Вода и минеральные соли передвигаются  в растении по ситовидным трубкам.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Часть 4. Установите соответствие между отделами грибов и их представителями

Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 6.

         Представители                                                                                Отделы

А. Сморчок                                                                                     1. Аскомикота

Б. Рыжик                                                                                         2. Базидиомикота

В. Масленок                                                                                   3. Оомикота

Г. Дрожжи

Д. Фитофтора

Е.Спорынья

А

Б

В

Г

Д

Е

 

 

 

 

 

 

 

 

Матрица ответов 7 класс

 

Часть 1.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

б

а

б

б

а

а

б

г

г

в

11

12

13

14

15

 

в

а

а

в

б

 

 

 

Часть 2.

 

 

Часть 3.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

-

-

-

-

+

-

+

+

-

-

 

 

Часть 4.

А

Б

В

Г

Д

Е

1

2

2

1

3

1

 

 

 

Максимальное количество баллов – 41.

flamingo-nn.ucoz.com


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта