Охарактеризуйте эволюцию животных и растений в палеозойскую эру. Охарактеризуйте условия жизни на Земле и развитие ор­ганического мира в палеозойскую эру.

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Развитие наземных организмов в палеозойскую эру. Охарактеризуйте эволюцию животных и растений в палеозойскую эру


Развитие органического мира в палеозойскую эру

Разделы: Биология

Педагогическая деятельность учителя биологии, направлена на решение следующих проблем:

  • Формирование эволюционного, типологического, экологического мышления и навыков исследовательской и поисковой работы.
  • Усвоение учащимися глубоких знаний по предмету на основе целенаправленной работы по овладению знаниями методов, понятий, теорий, концепций, моделей, областей практического применения биологических закономерностей, необходимых для плодотворной деятельности в различных областях материальной и духовной культуры.
  • Формирование отношения к природе на основе уважения к жизни, человеку и окружающей среде – земной и космической.
  • Овладение учащимися процессом “научения”, т.е. самостоятельному добыванию знаний.

Решение данных проблем возможно через использование на уроках биологии, наряду с традиционной системой обучения, технологии модульного обучения, применяя модули на печатной основе, которая позволяет конструировать личностно-ориентированный тип обучения и воспитания, обеспечивающий особый стиль творческого взаимодействия учащихся и учителя.

Сущность модульной технологии заключается в том, что ученик полностью самостоятельно (или с некоторой помощью учителя) достигает конкретных целей познавательной учебной деятельности в процессе работы с модулем. Таким образом, главным в деятельности учителя является помочь ученику самостоятельно достигнуть поставленных целей урока. Для чего содержание обучения представляется в законченных самостоятельных комплексах, усвоение которых осуществляется в соответствии с заявленной целью. Дидактическая цель формулируется для учащихся и содержит в себе указания не только на объем содержания, но и на уровень его усвоения. Кроме этого, каждый ученик получает от учителя в письменной форме советы: как рациональнее действовать, где найти нужный учебный материал и т.д. Модуль на печатной основе предполагает изменение форм общения учителя с учащимся. Оно осуществляется и через модуль, и непосредственно с каждым учеником индивидуально. Именно модули позволяют перевести обучение на субъект субъектную основу. Каждый учащийся работает большую часть времени самостоятельно, учится целеполаганию, планированию, организации, контролю и оценке своей деятельности. Таким образом, каждый может определить уровень своих знаний, увидеть пробелы в знаниях и умениях. Управление со стороны учителя осуществляется целенаправленно. Наличие модулей на печатной основе позволяет индивидуализировать работу с отдельными учениками путем консультирования каждого из них дозированной персональной помощью.

Мной была разработана модульная программа по теме “Развитие органического мира. Происхождение человека” в курсе общей биологии. Программа включает в себя 8 модулей на печатной основе, входной и выходной контроль знаний при изучении каждого модуля, текстовые и рисуночные приложения и тематическую зачетную работу, которая проводится по окончании изучения всей темы. Предлагаю Вашему вниманию два модуля на печатной основе по темам: “Развитие органического мира в палеозойскую эру”, “Развитие органического мира в мезозойскую и кайнозойскую эры”. Эти модули являются заключительными в первой подтеме, после которых, с целью закрепления знаний, проводится семинарское занятие.

В предложенных материалах указаны параграфы учебника “Общая биология” под редакцией Беляева текстовые и рисуночные приложения.

Урок 1

Тема: Развитие органического мира в палеозойскую эру.

У.Э.-0. Входной контроль.

Цель: Определить, как учащиеся усвоили тему “Развитие доорганической природы и органической жизни в архейскую и протерозойскую эры”.

Фронтальная беседа по вопросам:

– На какие этапы делится история развития Земли? – Назовите стадии развития доорганической природы.

– Назовите этапы развития органического мира в Архейскую эру. – Какие живые организмы появились в Архейскую эру? – Какие живые организмы появились в Протерозойскую эру? – Назовите ароморфозы Архейской и Протерозойской эр, определите их значение для дальнейшего развития органического мира.

У.Э.-1. Общая цель урока: В процессе работы над учебными элементами вы должны:

Узнать:

1. На какие периоды делится ранний палеозой?

2. Какова продолжительность Кембрийского, Ордовикского, Силурийского периодов?

3. Чем характеризуются климатические условия и среда обитания кембрия, ордовика, и силура?

4. Каковы особенности развития животного и растительного мира данных периодов?

5. На какие периоды делится поздний палеозой?

6. Какова продолжительность Девонского, Каменноугольного, Пермского периодов?

7. Чем характеризуются климатические условия и среда обитания девона, карбона, и перми?

8. Каковы особенности развития животного и растительного мира периодов позднего палеозоя?

9. Какие условия способствовали выходу позвоночных на сушу?

10. Какие приспособления возникают у растений и животных в связи с выходом на сушу?

Уметь:

1. Определять крупнейшие ароморфозы палеозойской эры и выявлять их значение для развития жизни на Земле. 2.Сравнить органический мир различных периодов палеозойской эры и выяснять, как деятельность живых организмов повлияла на изменение геологических оболочек Земли.

3. Определять какие факторы эволюции привели к возникновению ароморфозов, позволили растениям выйти на мелководье, а затем на сушу.

Ход урока.

У.Э.2. Текстовой+Рисуночный+Табличный.

Цель: Изучить особенности развития жизни в раннем палеозое.

Индивидуальная работа + работа в парах.

1. Прочитайте текст в учебнике на странице 189-191, рассмотрите рисунок 69 “Фауна раннего палеозоя (кембрий, ордовик, силур)” на странице 191 учебника.

2. Дайте характеристику растительного и животного мира Палеозойской эры, отвечая друг другу на следующие вопросы:

– Когда происходил очередной период интенсивного горообразования? -Каковы его последствия?

– Какие периоды развития жизни в раннем палеозое выделяются? -Каков растительный и животный мир кембрия? – Определите крупнейшие ароморфозы кембрийского периода.

– Каков растительный и животный мир ордовика?

– Чем характеризуется растительный и животный мир силура?

– Чем был обусловлен выход высших растений и животных на сушу?-Какие крупнейшие ароморфозы произошли в ордовике и силуре?

3. Используя полученные знания, изучив материал предложенный в таблице, дозаполните её и перенесите в тетрадь.

Развитие органической жизни на Земле в раннем палеозое

Эра, прод. млн. лет Период, прод. млн. лет Климат и среда Развитие живот. мира Развитие растительного мира
Палеозойская (древней жизни) 340 ± 10 Кембрийский (Кембрий), 80 ± 20 Раннее кембрийское оледенение сменяется вначале умеренным влажным, а затем сухим тёплым климатом. Активное наступление моря, сменившееся его отступлением в конце периода.   Дивергентная эволюция водорослей. Возникновение многоклеточных форм.
  Ордовикский (Ордовик), 55± 10 Равномерно умеренный влажный климат с постепенным повышением средней температуры. В начале периода большая часть суши занята морем, затем в связи с интенсивным горообразованием освобождение от воды значительных территорий.   Исключительное разнообразие водорослей.
  Силурский (Силур), 35 ± 10 В начале сухой климат, затем влажный с постепенным потеплением. Интенсивное горообразование (Скандинавские горы, Саяны), возникновение первых коралловых рифов.    

У.Э.3. Текстовой + Рисуночный.

Цель: Изучить растительный и животный мир позднего палеозоя.

Индивидуальная работа + работа в парах.

1. Прочитайте текст в учебнике на странице 192-195, рассмотрите рисунок 70 “Фауна второй

половины палеозоя (девон, карбон, пермь)” на странице 193.

2. Изучите предложенный ниже текст.

3. Дайте характеристику растительного и животного мира позднего палеозоя, отвечая, друг другу на следующие вопросы:

– Какие условия способствовали выходу позвоночных на сушу?

– Какие приспособления возникают у растений и животных в связи с выходом на сушу?

– Чем объяснить процветание папоротникообразных в каменноугольном периоде и их постепенное вымирание к концу палеозойской эры?

– Какие ароморфозы позволили голосеменным растениям выдержать конкуренцию со споровыми?

– Какие ароморфозы привели к возникновению древних земноводных?

– Почему пресмыкающиеся в конце палеозоя стали властелинами суши?

– Охарактеризуйте растительный и животный мир каждого периода позднего палеозоя, опишите климатические условия и среду обитания организмов. Полученные данные оформите в виде таблице в тетради.

Развитие органической жизни на Земле в позднем палеозое

Эра, прод. млн. лет Период, прод. Млн. лет

Климат и среда

Развитие растит. мира Развитие живот. мира
         

Вывод: Палеозойская эра характеризуется завоеванием суши многоклеточными растениями и животными. Выход был подготовлен образованием почвы. Сопровождался приобретением принципиально новых черт организации.

Выходной контроль: (фронтальная беседа по вопросам)

1. Дайте краткую характеристику каждому периоду палеозойской эры.

2. Когда и при каких условиях произошёл выход растений на сушу? Какими могли быть первые “сухопутные” растения?

3. Какие усложнения должны были произойти с первыми растительными обитателями суши, чтобы они стали распространяться вдаль от водной среды?

4.Какими были первые животные, завоевавшие сушу?

5. Какие морфо-физиологические особенности позволили рептилиям стать основными завоевателями суши?

6. Назовите основные ароморфозы палеозойской эры.

Урок 2

Тема: Развитие органического мира в мезозойскую и кайнозойскую эры.

У.Э.-0. Входной контроль.

Цель: Определить, как учащиеся усвоили тему “Развитие органического мира в палеозойскую эру”.

Фронтальная беседа по вопросам:

1. В чем состоит своеобразие кембрийской фауны и флоры?

2. Чем характеризуется растительный и животный мир ордовика?

3. Какие факторы эволюции привели к возникновению ароморфозов, позволивших ратениям выйти на мелководье, а затем на сушу?

4. Сравните псилофиты и зеленые водоросли.

5. Какие приспособления возникают у растений в связи с выходом на сушу?

6. Чем характеризуется растительный и животный мир девона?

7. Чем объяснить процветание папоротникообразных в каменноугольном периоде и их постепенное вымирание к концу палеозойской эры?

8. Какие ароморфозы позволили голосеменным растениям выдержать конкуренцию со споровыми?

9. Какие ароморфозы привели к возникновению древних земноводных?

10. Почему пресмыкающиеся в конце палеозоя стали властелинами суши?

11. В каком направлении шла эволюция растений на суше?

12. Охарактеризуйте эволюцию животных в палеозойскую эру.

13. Какие особенности строения позвоночных животных послужили предпосылками выхода их на сушу?

 У.Э.-1. Общая цель урока: В процессе работы над учебными элементами вы должны:

Узнать:

1. Какие условия господствовали на Земле в мезозойскую и кайнозойскую эры?

2. Почему мезозойская эра характеризуется расцветом голосеменных и пресмыкающихся? В чем заключается их многообразие и приспособленность к жизни в условиях засушливого климата?

3. Каковы причины вымирания древних пресмыкающихся?

4. Какое значение в развитии растений имели ароморфозы – появление семени, цветка и плода?

5. Какие особенности позволили покрытосеменным, птицам, млекопитающим занять господствующее положение на Земле?

6. Каковы основные периоды кайнозойской эры?

7. Каковы основные направления эволюции растительного и животного мира кайнозойской эры?

8. Какие изменения фауны и флоры происходили в течение третичного периода?

9. Как изменилась фауна и флора в течение четвертичного периода?

10. Как изменения среды, происходящие в последнее время, влияют на эволюцию ныне живущих организмов?

Уметь:

1. Определять ароморофозы у растений и животных мезозойской эры.

2. Выяснять эволюционное значение этих ароморфозов.

3. Выяснять в чём состоит усложнение птиц и млекопитающих по сравнению с пресмыкающимися, покрытосеменных – с голосеменными.

4. Определять идиоадаптации покрытосеменных растений, птиц, млекопитающих животных, позволившие им расселиться в различных средах и занять господствующее положение на Земле.

5. Составлять схему эволюции растительного и животного мира.

Ход урока

У.Э.2. Текстовой + Рисуночный.

Цели:

1. Охарактеризовать растительный и животный мир мезозойской эры.

2. Сформировать знания об ароморфозах у растений и животных в мезозойскую эру, раскрыть их эволюционное значение. Индивидуальная работа + работа в парах.

1. Прочитайте текст в учебнике на стр. 195-202, рассмотрите рисунок 72 “Мезозойские пресмыкающиеся – завоеватели моря, суши, воздуха”, рисунки 73, 74, 75.

2. Руководствуясь основными положениями эволюционной теории, объясните возникновение новых видов организмов и приспособлений к новым условиям среды в мезозое. – Приведите примеры биологического регресса в мезозое. – Как объяснить расцвет и вымирание динозавров в течение одной эры? – Докажите, что птицы произошли от древних пресмыкающихся. – Сравните голосеменные и покрытосеменные растения. Какие ароморфозы обеспечили преимущество покрытосеменных? – Приведите примеры ароморфозов, возникших в мезозое.

3. Используя полученные знания, охарактеризуйте растительный и животный мир каждого периода мезозойской эры, опишите климатические условия и среду обитания организмов. Полученные знания оформите в виде таблицы в тетради.

Развитие органической жизни на Земле в мезозойскую эру

Эра (прод. млн. лет) Период (прод. млн. лет) Климат и среда Развитие растительного мира Развитие животного мира
         

Вывод: Вследствие изменения климата в сторону резкой континентальности и общего похолодания в конце мела произошли следующие изменения: в морях вымерли аммониты и белемниты, морские ящеры (плезиозавры и ихтиозавры). На суше сокращается влаголюбивая растительность, растительноядные динозавры, а за ними и хищные динозавры. Сохранились: крокодилы, черепахи, гаттерии (мелкие ящерицы, змеи). Преимущества имели теплокровные животные и покрытосеменные растения.

У.Э.-3. Текстовый + Рисуночный.

Цели:

1. Сформировать знания об эволюции органического мира в кайнозойскую эру.

2. Закрепить знания об идиоадаптациях, их эволюционном значении. Индивидуальная работа + работа в парах.

1. Внимательно прочтите текст на странице учебника 202-206, рассмотрите рисунки в учебнике 77 и78 “Млекопитающие четвертичного периода”.

2. Ответьте друг другу на следующие вопросы:

– Какие ароморфозы обеспечили становление млекопитающих? – Каковы основные черты эволюции млекопитающих в третичном периоде? – Какие виды млекопитающих вступили на путь биологического регресса в кайнозойской эре? Почему? – Какие изменения фауны и флоры происходили в течение третичного периода? – Как изменилась фауна и флора в течение четвертичного периода? – Как повлиял человек на фауну и ландшафты четвертичного периода?

4. Используя полученные знания, охарактеризуйте растительный и животный мир каждого периода кайнозойской эры, опишите климатические условия и среду обитания организмов. Полученные знания оформите в виде таблицы в тетради.

Развитие органической жизни на Земле в кайнозойскую эру

Эра (прод. млн. лет) Период (прод. млн. лет) Климат и среда Развитие растительного мира Развитие животного мира
         

Вывод: Весь четвертичный период в Старом Свете проходил под влиянием деятельности человека. Это повлияло:

  • на видовой состав органического мира, который существует сейчас.
  • на современное географическое распространение организмов.
  • создало современное сообщества организмов.

Огромную роль в расселении видов и видообразовании сыграли сухопутные мосты и изоляция ледниками. Сформировалось множество видов и подвидов.

Выходной контроль: (фронтальная беседа по вопросам).

1. Дайте краткую характеристику каждому периоду мезозойской эры.

2. Какие главные события происходили в органическом мире мезозоя?

3. Какие изменения в строении позвоночных животных произошли в процессе приспособления их к жизни на суши?

4. Назовите ароморфозы покрытосеменных растений, определите их значение.

5. Каковы, по вашему мнению, причины возникновения и вымирания крупных систематических групп живых организмов в различные периоды истории Земли?

6. Какие главные события происходили в органическом мире кайнозоя?

7. Какие ароморфозы обеспечили становление млекопитающих?

8. Как повлиял человек на фауну и ландшафты четвертичного периода?

Молодцы вы успешно поработали!

27.09.2005

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Охарактеризуйте условия жизни на Земле и развитие ор­ганического мира в палеозойскую эру.

Охарактеризуйте условия жизни на Земле и развитие ор­ганического мира в палеозойскую эру.

Палеозойская эра (древней жизни) длилась около 340 млн лет. Эту эру подразделяют на шесть периодов:

1.   Кембрийский. Наступившее в начале периода оледе­нение сменяется вначале умеренным влажным, а затем су­хим, теплым климатом. Наблюдается расцвет морских бес­позвоночных животных, из которых большая часть трилобиты. В морях широко распространились наряду с одноклеточными и многоклеточные водоросли.

2.   Ордовикский. Климат умеренный, влажный. Проис­ходят интенсивные горообразовательные процессы, увели­чивается поверхность суши. Появляются первые позво­ночные — бесчелюстные животные. Продолжается господ­ство трилобитов и иглокожих.

3.    Силурийский. Продолжаются интенсивные горооб­разовательные процессы. Вначале периода климат сухой, позже сменяется влажным. Кораллы и трилобиты продол­жают занимать господствующее место в морях, появляются древнейшие рыбы и первые дышащие атмосферным возду­хом наземные животные — паукообразные. В условиях об­меления и высыхания водоемов некоторые растительные формы смогли приспособиться к жизни в новых условиях, на суше. Выход растений на сушу — важное событие в ис­тории Земли. Первые наземные растения — псилофиты. У растений начинают появляться ткани (проводящие, по­кровные, механические и т.д.) и органы (побеги, корни).

4.    Девонский период характеризуется сменой сухих и дождливых сезонов. Ледники покрывали территории Юж­ной Америки и Южной Африки. В этот период в морях господствовали рыбы. Произошло появление всех извест­ных в настоящее время систематических групп рыб. Про­исходит вымирание значительной части беспозвоночных животных и большинства бесчелюстных. Происходит ин­тенсивное освоение суши представителями типа членисто­ногих. В конце периода появляются первые наземные по­звоночные — стегоцефалы. Происходит появление высокоорганизованных споровых растений: плаунов, хво­щей, папоротников и первых примитивных голосеменных. Обнаружены доказательства существования в этот период грибов.

5.   Каменноугольный. Произошло опускание материков. Огромные пространства оказались заболоченными. В нача­ле периода — теплый и влажный климат, к концу — сменя­ется холодным и сухим. В конце периода наблюдается об­ширное оледенение южных континентов. В морях широкое распространение фораминифер, кораллов, моллюсков. Со кращается численность трилобитов. Происходит появление первых рептилий — котилозавров, летающих насекомых. На заболоченных участках происходит бурное развитие лесов из древовидных папоротников, хвощей, плаунов. Накаплива­ется большое количество остатков растений.

6.   Пермский. Завершаются горообразовательные процес­сы. Моря отступают. Выражена резкая зональность климата. Происходит быстрое развитие рептилий, возникают зверопо­добные ящеры. Полностью вымирают трилобиты, ряд беспо­звоночных и позвоночных животных. Происходит вымира­ние древовидных папоротников, хвощей и плаунов. Хвойные растения распространяются в Северном полушарии.

Охарактеризуйте условия жизни на Земле и развитие ор­ганического мира в палеозойскую эру.

Оцените пожалуйста этот пост
Сохрани к себе на стену!

vsesochineniya.ru

ЭВОЛЮЦИЯ ЖИЗНИ В ПАЛЕОЗОЙСКУЮ ЭРУ

Поиск Лекций

Палеозойская эра началась 570 млн лет назад и продолжалась около 340 млн лет. Суша, представляющая в конце протерозоя единый суперконтинент, раскололась на отдельные материки, сгруппированные около экватора. Это привело к созданию большого числа мелких прибрежных районов, пригодных для расселения живых организмов.

Дальнейшее преобразование суши и формирование озонового экрана привело около 400 млн лет назад к происхождению от зелёных водорослей первых наземных растений – риниофитов и мхов. Они, в отличие от водорослей, обладали покровными, проводящими и механическими тканями, позволявшими существовать в условиях суши. От первых наземных растений произошли древние споровые растения – хвощи, плауны и папоротники, сформировавшие первые леса Земли.

В конце палеозоя климат стал более холодным и сухим. От семенных папоротников произошли первые голосеменные растения. Для оплодотворения им не нужна была вода, они размножались с помощью семян. Это позволяло им, в отличие от споровых, выживать в более суровых условиях.

В начале эры появились и первые позвоночные животные – панцирные рыбы. Они обладали внутренним скелетом. От панцирных впоследствии произошли древние хрящевые и костные рыбы. Среди костных выделились кистепёрые, от которых около 300 млн лет назад произошли первые наземные земноводные.

В конце палеозоя древние земноводные вымерли, появились первые пресмыкающиеся – котилозавры. Впоследствии котилозавры дали начало современным пресмыкающимся, имеющим сухую, лишённую желёз кожу с роговыми чешуями, более совершенные лёгкие и откладывающим яйца с защитными оболочками.

Итак, наиболее существенным этапом развития жизни в палеозое является завоевание суши многоклеточными растениями и животными.

 

Используя содержание текста «Эволюция жизни в палеозойскую эру», ответьте на следующие вопросы. 1) Какие геологические процессы способствовали ускорению эволюции в палеозойскую эру? 2) Какие эволюционные адаптации в строении приобрели первые голосеменные растения в сравнении с древними водорослями? Назовите не менее трёх. 3) Каков порядок появления древних позвоночных животных в процессе эволюции?

 

Начало формы

12. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПРИСПОСОБЛЕНИЙ У ЖИВОТНЫХ И ИХ ОТНОСИТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР Биологи Ж.-Б. Ламарк и Ч. Дарвин по-разному объясняли причины возникновения новых видов. Первый полагал, что новые признаки у животных и растений появляются в результате их внутреннего стремления к образованию новых приспособлений. Оно заставляет организмы упражняться в достижении своих целей и, таким образом, приобретать новые свойства. Так, по мнению Ламарка, у жирафа, добывающего пищу на высоких деревьях, появилась длинная шея, у уток и гусей – плавательные перепонки на ногах, а у оленей, вынужденных бодаться, появились рога. Кроме того, учёный считал, что приобретённые организмом в результате упражнений признаки всегда полезны и они обязательно наследуются. Ч. Дарвин, пытаясь выяснить механизмы эволюции, предположил, что причинами появления различий между особями одного вида являются наследственная изменчивость, борьба за существование и естественный отбор. В результате изменчивости появляются новые признаки, некоторые из них наследуются. В природе между особями происходит борьба за пищу, воду, свет, территорию, полового партнёра. Если новые признаки оказываются полезными для особи в определённых условиях среды и помогают выжить и оставить потомство, то они сохраняются естественным отбором и закрепляются в поколениях в процессе размножения. Особи с вредными признаками «отсеиваются». В результате естественного отбора возникают особи, обладающие новыми приспособлениями к условиям окружающей среды. Свои предположения учёный подтвердил, наблюдая за работой селекционеров. Он обнаружил, что в процессе искусственного отбора человек скрещивает особей с определёнными, нужными селекционеру признаками и получает разнообразные породы и сорта. Все приспособления у организмов вырабатываются в конкретных условиях их среды обитания. Если условия среды меняются, приспособления могут утратить своё положительное значение; иными словами, они обладают относительной целесообразностью. Существует множество доказательств относительной целесообразности приспособлений: так, защита организма от одних врагов оказывается неэффективной, полезный в одних условиях орган становится бесполезным в других. Приведём ещё один пример: мухоловка благодаря родительскому инстинкту выкармливает кукушонка, вылупившегося из яйца, подброшенного в гнездо кукушкой. Она тратит свои силы на «чужака», а не на своих птенцов, что способствует выживанию кукушек в природе.  
Используя содержание текста «Возникновение приспособлений у животных и их относительный характер», ответьте на вопросы и выполните задание. 1) Что, по Ламарку, является причиной появления длинной шеи у жирафа? 2) Результаты какой человеческой деятельности подтвердили правильность взглядов Ч. Дарвина на действие естественного отбора? 3) В каком случае целесообразность белой окраски шерсти зайца-беляка будет относительной? Приведите пример.

Конец формы

 

Начало формы

Используя содержание текста «Возникновение приспособлений у животных и их относительный характер», ответьте на вопросы. 1) Что является причиной появления длинной шеи у жирафа, по Ч. Дарвину? 2) Что, по Ламарку, происходит с полезными признаками? 3) В каком случае крылья стрижа, обеспечивающие ему очень быстрый и манёвренный полёт, будут относительно целесообразны? Приведите пример.

 

 

Начало формы

13. ФОРМЫ ЕСТЕСТВЕННОГО ОТБОРА Естественный отбор – процесс, приводящий к выживанию и преимущественному размножению более приспособленных к данным условиям среды особей, обладающих полезными наследственными признаками. Основным материалом для отбора служат случайные наследственные изменения – мутации и их комбинации. В настоящее время различают движущий и стабилизирующий отбор. Движущий отбор – форма отбора, которая действует при направленном изменении условий внешней среды. В этом случае особи с признаками, которые отклоняются в определённую сторону от среднего значения, получают преимущества. При этом иные вариации признака (его отклонения в противоположную сторону от среднего значения) подвергаются отрицательному отбору. В результате в популяции из поколения к поколению происходит сдвиг средней величины признака в определённом направлении. Примером является «индустриальный меланизм» у бабочек, представляющий собой резкое повышение доли темноокрашенных особей в тех популяциях насекомых, которые обитают в промышленных районах. Из-за промышленного воздействия стволы деревьев значительно потемнели, а также погибли светлые лишайники, из-за чего светлые бабочки стали лучше видны для птиц, а тёмные – хуже. Движущий отбор осуществляется при изменении окружающей среды или приспособлении к новым условиям при расширении ареала. Стабилизирующий отбор – форма отбора, при которой его действие направлено против особей, имеющих крайние отклонения от средней нормы, в пользу особей со средней выраженностью признака. Причём отбор осуществляется при неизменных условиях окружающей среды в рамках существующего ареала. Отбор в пользу средних значений был обнаружен по множеству признаков. Например, у млекопитающих новорождённые с очень низким и очень высоким весом чаще погибают при рождении или в первые недели жизни, чем новорождённые со средним весом.  
Используя содержание текста «Формы естественного отбора», ответьте на следующие вопросы. 1) При каких условиях внешней среды действует движущий отбор? 2) Какие особи получают преимущество при действии стабилизирующего отбора? 3) Почему борьбу с колорадским жуком можно считать примером движущего отбора?

Конец формы

 

Начало формы

Используя содержание текста «Формы естественного отбора», ответьте на следующие вопросы. 1) При каких условиях внешней среды действует стабилизирующий отбор? 2) Какие особи получают преимущество при действии движущего отбора? 3) Приведите два примера действия стабилизирующего отбора.

 

 

14. К направляющей движущей силе эволюции Ч. Дарвин относил
  1) наследственную изменчивость
  2) внутривидовую борьбу
  3) межвидовую борьбу
  4) естественный отбор

 

15. Какую роль в жизни наземных позвоночных играют веки?
  1) обеспечивают объёмное зрение
  2) увеличивают остроту зрения
  3) способствуют увлажнению глаз
  4) защищают глаза от перепадов атмосферного давления

 

16. При использовании изображённого объекта в доказательной базе по эволюции учёному следует воспользоваться знаниями из области
  1) палеонтологии
  2) физиологии
  3) биогеографии
  4) цитологии

 

17. Появление каких признаков служит узкой приспособленности организмов к определённым условиям среды? Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
  1) плода у покрытосеменных
  2) крылышек на плодах клёна
  3) роющих конечностей у крота
  4) позвоночника у рыб
  5) четырёхкамерного сердца у млекопитающих
  6) маскирующей окраски у кузнечика

 

 

18. Изучите график зависимости насыщения гемоглобина кислородом от парциального давления кислорода во вдыхаемом воздухе (по оси х отложено парциальное давление (в мм. рт. ст.), а по оси у – насыщенность гемоглобина кислородом (в %)). Какой процент гемоглобина образует нестойкое соединение с газом, если парциальное давление кислорода во вдыхаемом воздухе составляет 50 мм рт. ст.?
  1) 60%
  2) 70%
  3) 80%
  4) 90%

 

19. Изучите график зависимости насыщения гемоглобина кислородом от парциального давления кислорода во вдыхаемом воздухе (по оси х отложено парциальное давление (в мм. рт. ст.), а по оси у – насыщенность гемоглобина кислородом (в %)). При каком парциальном давлении кислорода 70% гемоглобина крови образует с газом нестойкое соединение?

  1) 20 мм рт. ст.
  2) 30 мм рт. ст.
  3) 40 мм рт. ст.
  4) 50 мм рт. ст.

 

 

20. Установите соответствие между животным и типом его постэмбрионального развития: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

 

 
ЖИВОТНОЕ   ТИП РАЗВИТИЯ
А) серая жаба
Б) озёрная лягушка
В) бабочка капустница
Г) домовый воробей
Д) крокодил
 
1) прямое
2) непрямое

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

 

21. Животный мир каких континентов (частей света) изучил Ч. Дарвин, совершив кругосветное путешествие? Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
  1) Северной Америки
  2) Южной Америки
  3) Африки
  4) Азии
  5) Австралии
  6) Антарктиды
22. Если в процессе эволюции у животного сформировались кожные покровы, изображённые на рисунке, то его кровеносная система должна иметь
  1) двухкамерное сердце и один круг кровообращения
  2) трёхкамерное сердце и один круг кровообращения
  3) трёхкамерное сердце и два круга кровообращения
  4) четырёхкамерное сердце и два круга кровообращени
     

 

23. Какое значение в жизни животных имеет предупреждающая окраска?
  1) отпугивает хищников
  2) привлекает особей другого пола
  3) делает животных незаметными в окружающей среде
  4) обостряет внутривидовую борьбу за существование

 

24. Кровь НЕ выполняет функцию переноса газов у
  1) осьминога
  2) речного рака
  3) камчатского краба
  4) капустной белянки

 

Конец формы

Конец формы

Конец формы

 

Рекомендуемые страницы:



poisk-ru.ru

Развитие наземных организмов в палеозойскую эру

В конце силурийского периода в связи с бурными горообразовательными процессами большая территория суши освободилась из-под воды. Многие виды водорослей, оказавшиеся в условиях суши, погибли.

Палеографическая реконструкция Земли на начало палеозойской эры

Палеографическая реконструкция Земли на середину палеозойской эры

Палеографическая реконструкция Земли на конец палеозойской эры

Но какая-то часть зеленых многоклеточных водорослей приобрела изменения, имевшие широкое приспособительное значение в новой среде обитания. Растениями, вступившими на новый путь развития, были псилофиты.

По сравнению с зелеными многоклеточными водорослями псилофиты претерпели крупнейшие изменения. У них возникли ткани, выполняющие различные функции: защитная (эпидермис с устьицами), механическая, поддерживающая тело в пространстве.

Ветвление стебля продолжалось под землей, образуя подобие корней.

Возможность заселения суши псилофитами была уже подготовлена жизнедеятельностью бактерий, одноклеточных водорослей, создавших первую почву.

Ископаемая морская лилия

С середины девонского периода происходит постепенное убывание псилофитов и их полное исчезновение к концу этого периода. Они дали начало группам растений, стоящим выше по степени организации: плауновым, хвощовым и папоротниковым.

Каменноугольные леса. В развитии наземной растительности произошел крупный эволюционный подъем около 350 млн. лет назад, в начале каменноугольного периода с его теплым влажным климатом и воздухом, богатым углекислым газом вследствие сильной вулканической деятельности.

Впервые на Земле появились огромные леса из папоротникообразных - гигантских папоротников, древовидных хвощовых и плауновых - высотой 15-30 м. В подлеске произрастали травянистые формы папоротникообразных; стволы обвивали лианы - папоротники.

По сравнению с псилофитами папоротникообразные обладали многими преимуществами: хорошим развитием корневой и проводящей систем, а также - листьев. Но в размножении папоротникообразные все еще были связаны с водой, необходимой для передвижения половых клеток при оплодотворении.

Пышная растительность сильно изменила состав атмосферы, обогатив ее кислородом, что имело важное значение для развития наземных животных.

Растительность каменноугольного периода способствовала образованию плодородных почв, обогащая их перегноем. А это благоприятствовало дальнейшему развитию наземной растительности.

Леса каменноугольного периода образовали месторождения каменного угля, имеющие исключительное значение для нас.

Древнейшие семенные растения. В каменноугольный период в лесах произрастали семенные папоротники - древнейшие голосеменные, у которых вместо спорангиев со спорами развивались семена. Семенные папоротники ясно указывают на происхождение голосеменных растений из споровых.

Возникновение первых семенных растений было огромным прогрессивным фактом, определившим всю дальнейшую эволюцию растений.

Особенности размножения семенных растений создавали им преимущественное положение по сравнению с папоротникообразными. У семенных растений оплодотворение происходит без участия воды, зародыш находится в семени и поэтому защищен от неблагоприятных влияний, семя содержит большой запас питательных веществ, необходимых для развития зародыша.

Отпечаток ископаемого семенного папоротника

Папоротникообразные же нуждаются в наличии воды для оплодотворения; спора у них представляет собой всего одну клетку с очень ограниченным запасом питательных веществ; для развития заростка необходима влажная почва.

С конца каменноугольного периода в связи с усиленным горообразованием, охватившим в следующем (пермском) периоде весь земной шар, влажный климат почти повсеместно сменился сухим. В новых условиях древовидные папоротникообразные стали быстро вымирать; лишь в сырых и тенистых местах удержались более мелкие формы.

Вымерли и семенные папоротники. Но более высокоорганизованные голосеменные растения оказались жизнестойкими, так как размножение семенами позволяло расселяться на более сухих местах. Богатое развитие и широкое распространение голосеменных продолжалось почти до конца мезозойской эры.

Выход позвоночных на сушу. Появление и развитие наземных растений создало важнейшие предпосылки для выхода животных на сушу и дальнейшего развития их в новых условиях; изменение химического состава атмосферы и запасов пищи.

Чтобы понять, как совершился выход животных на сушу, следует остановиться на исключительно важных в эволюционном отношении изменениях, происшедших у рыб в девонском периоде. Первое крупное преобразование связано с появлением челюстных панцирных рыб. Считают, что их предками была одна из групп щитковых.

Голова панцирной рыбы в музее Брюсселя

Челюстные панцирные рыбы обладали внутренним хрящевым скелетом и подвижными костными челюстями, парными плавниками и костным панцирем.

Возникновение челюстей было важным этапом по пути повышения общей организации позвоночных.

Животные, обладавшие костными челюстями, могли активнее охотиться, энергичнее справляться с добычей, в связи с чем в процессе естественного отбора совершенствовались нервная система и органы чувств.

В девонском периоде появилась еще новая группа рыб - кистеперые. Они имели два способа дыхания: жаберное и легочное при помощи одного или двух пузырей, открывающихся на брюшной стороне пищевода.

Плавники кистеперых не были специализированы, как, например, у челюстных панцирных рыб, в выполнении одной функции, т.е. плавания. Плавники кистеперых выполняли несколько функций: они служили не только при плавании, но и порой при ползании. Скелет плавника кистеперой рыбы гомологичен пятипалой конечности позвоночных.

Кистеперые обитали в пресных водоемах. В мезозойскую эру они перешли в моря. В 1938 г. в Индийском океане, у берегов Африки, было поймано несколько экземпляров рыбы, названной латимерией. Это дошедшие до нас представители кистеперых рыб, считавшихся полностью вымершими.

Самыми примитивными наземными позвоночными считают древних земноводных. Установлено, что они произошли от одной из групп кистеперых рыб. Процесс возникновения земно-74 водных можно представить себе таким образом. Рыбы, принадлежавшие к одной из ветвей кистеперых, были крупнее других и обладали более мощными плавниками.

Они жили в неглубоких водоемах, периодически высыхавших, что заставляло животных переползать в оставшиеся лужи. На основе наследственной изменчивости и в процессе естественного отбора плавники превратились в конечности, пригодные для хождения.

Предпосылками для выхода на сушу кистеперых предков земноводных были строение конечностей и легочное дыхание.

Древнейшие земноводные - стегоцефалы (плоскоголовые) обитали в болотистых местностях. Размножение, развитие яиц и личинок, дышавших жабрами, происходило, как и у всех современных земноводных, в воде.

Поэтому первые наземные животные не могли жить в местах, удаленных от водоемов. По сравнению с современными земноводными их далекие предки отличались разнообразием размеров (от нескольких сантиметров до 4 м в длину), наличием костных щитков на голове и мелких щитков на брюхе.

Стегоцефалы соединяли признаки рыб, земноводных и пресмыкающихся. Это переходная форма.

Теплый и влажный климат, огромные леса и топи каменноугольного периода создавали исключительно благоприятные условия для расцвета групп земноводных, приспособленных к различным местообитаниям и находящихся на одном уровне общей организации.

В каменноугольный период на суше шло интенсивное и разностороннее развитие беспозвоночных: насекомых, пауков, скорпионов.

В морях плавало множество рыб, особенно акул. Кораллы продолжали возводить свои известковые постройки; из раковин корненожек шло интенсивное образование горных пород. Дно усеивали плеченогие, моллюски, иглокожие; заметно убавилось трилобитов.

Ранее существовавшие типы и классы дивергировали на новые группы; вымирали одни ветви, происходил подъем и расцвет других.

Естественный отбор "прилаживал" живые существа к разным местообитаниям, хотя и в пределах одной среды; это ослабляло действие конкуренции и способствовало сохранению видов.

В конце каменноугольного периода, особенно в начале пермского, создались засушливые условия, крайне неблагоприятные для земноводных. Прежде всего, их размножение зависело от наличия воды, без которой не мог развиваться зародыш.

Легочное дыхание, кровеносная система были несовершенными, а голая кожа не могла защищать тело от высыхания. Значительная часть крупных земноводных вымерла.

Те же, которые могли укрыться в оставшихся болотах и топях, дали начало земноводным значительно меньших размеров.

Способной к дальнейшему завоеванию суши оказалась какая-то группа земноводных, которая претерпела очень большие изменения, оказавшиеся полезными в новых условиях.

У этих животных изменился способ размножения: возникло внутреннее оплодотворение; яйцо имело большой запас питательных веществ и оболочку, предохраняющую зародыш от высыхания.

Развитие зародыша происходило на суше. Эти важные преобразования положили конец зависимости размножения и развития животных от воды.

У взрослых животных развился роговой покров, защищавший их от высыхания. Легкие и кровеносная система также оказались более совершенными у этих животных при переходе их полностью к жизни на суше. Таким образом, возник новый класс позвоночных - пресмыкающиеся.

Появление древнейших пресмыкающихся было новым важным этапом в развитии животного мира: из низкоорганизованных земноводных возникли более высокоорганизованные пресмыкающиеся. И когда в конце палеозойской эры климат на Земле стал жарким и засушливым, пресмыкающиеся оказались вне конкуренции в новой среде обитания.

Главным образом это были травоядные животные, но некоторые пресмыкающиеся перешли к хищному образу жизни. Особенно интересна группа зверозубых рептилий, остатки которых были найдены в СССР на берегах Северной Двины.

У них есть сходство с млекопитающими в строении черепа, позвоночника и конечностей, а также делении зубов на клыки, резцы и коренные. Предполагают, что от потомков зверозубых рептилий взяли начало первые млекопитающие. Зверозубые ящеры - переходная форма.

Итак, в палеозойскую эру происходило дальнейшее развитие беспозвоночных в воде; возникли бесчелюстные и челюстные панцирные рыбы.

Растения и животные вышли на сушу; появились сосудистые споровые и голосеменные растения, кистеперые рыбы, земноводные и пресмыкающиеся. В органическом мире происходили глубокие изменения; в разные геологические эры и периоды существовали различные флоры и фауны, преемственно сменявшие друг друга.



biofile.ru


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта