Ограничивающий фактор для растений в пустыне летом. 1. Какой экологический фактор в пустыне является ограничивающим? 2. Какой из факторов является абиотическим?

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Контрольная работа по экологии, 10 класс, по теме: «Организм и среда. Сообщества и популяции». Ограничивающий фактор для растений в пустыне летом


«Организм и среда. Сообщества и популяции».

Контрольная работа по экологии, 10 класс,

по теме: «Организм и среда. Сообщества и популяции».

Данная контрольная работа составлена по УМК Черновой Н.М. «Основы экологии»,

по разделу «Общая экология».

I. Выберите один правильный ответ из четырех предложенных.

1. Свойства внешней среды, оказывающие влияние на организм

А - биотический фактор

Б - абиотический фактор

В - ограничивающий фактор

Г - экологический фактор

2. Состояние мнимой смерти

А - клиническая смерть

Б - анабиоз

В - спячка

Г - скрытая жизнь

3. Пределы положительного влияния на живые организмы

А - закон оптимума

Б - закон пессимума

В - закон ограничения

Г - закон воздействия

4. Условия, близкие к критическим точкам, особенно тяжелы для выживания

А - экстремальные

Б - оптимальные

В - пессимальные

Г - ограничивающие

5. Состояние организмов, близкое к анабиозу, называют

А - мнимой смертью

Б - явной смертью

В - неявной жизнью

Г - скрытой жизнью или криптобиозом

6. Закон большого числа яиц характерен для

А - хищников

Б - одноклеточных организмов

В - бактерий

Г – паразитов

7. Питание, в результате которого происходит самоочищение водоемов

А - процеживающее питание

Б - осадкообразующее питание

В - фильтрационное питание

Г - очищающее питание

8. Совокупность мелких водных обитателей

А - бентос

Б - нектон

В - планктон

Г - замор

9. Массовая гибель обитателей из-за нехватки кислорода

А - заморы

Б - заторы

В - заводи

Г - голодание

10. Невозможность длительного совместного выживания двух видов с близкими требованиями

А - закон Гаузе

Б – закон Вернадского

В - правило Тинеманна

Г - закон Ч.Элтона

11. Лишайник - это

А - симбиоз грибов и простейших

Б - симбиоз грибов и водорослей

В - симбиоз простейших и водорослей

Г - симбиоз растений и грибов

12. Способность организмов реагировать на изменение длины дня называется

А - суточным ритмом

Б - фотопериодизм

В - фотопериод

Г - годовым ритмом

13. Изменения в соотношении дня и ночи называется

А - суточным ритмом

Б - фотопериодизм

В - фотопериод

Г - годовым ритмом

14. Взаимовыгодные отношения в экологии ещё называются

А - мутуализмом

Б - симбиозом

В - трофическими связями

Г - альтруизмом

15. Чем беднее видами сообщество, тем выше численность отдельного вида – это правило

А - Геккеля

Б - Жаккара

В - Докучаева

Г - Тинеманна

16. Связи между разными организмами называют:

А - прямыми

Б - косвенные

В - нейтральными

Г – биотическими

17.  Примером отношений типа «хищник – жертва» не могут служить пары организмов

А - щука и карасьБ - лев и зебраВ - песец и лемминг Г - ворона и сорока

18. Биоценоз – это совокупность организмов:

А -  одного вида, обитающих на определенной территории

Б - разных видов, обитающих на разнородных участках ареалаВ - одного вида, обитающих на разнородных участках ареалаГ - разных видов, совместно живущих и связанных друг с другом

19. Из общего количества энергии, передающегося в пищевой сети с одного трофического уровня на другой, примерно 10%:

А - изначально поступает от солнцаБ - расходуется в процессе дыхания В - идет на построение новых тканей Г - превращается в бесполезное теплоД - выделяется в экскрементах

20. В экосистеме основной поток вещества и энергии передается:

А - от продуцентов к консументам и далее к редуцентам

Б - от редуцентов к консументам и далее к продуцентамВ - от консументов к продуцентам и далее к редуцентамГ - от продуцентов к редуцентам и далее к консументам

21. Из перечисленных организмов к продуцентам относится:

А - короваБ - белый грибВ - клевер луговойГ - человек

22. Выберите фактор, который можно считать ограничивающим для растений в океане на глубине 6000 м:

А – вода

Б – температура

В - соленость воды

Г – свет

23. Выберите фактор, который можно считать ограничивающим для растений в пустыне летом:

А – вода

Б – температура

В - давление

Г – свет

II. Выберите правильные ответы из предложенных.

1. Распределите перечисленные факторы среды по трем категориям:

биотические

абиотические

антропогенные

Хищничество, вырубка лесов, влажность воздуха, температура воздуха, паразитизм, свет, строительство зданий, давление воздуха, конкуренция, выброс углекислого газа заводом, соленость воды.

2. Из предложенного списка составьте пары организмов, которые в природе могут находиться в симбиотических (взаимовыгодных) отношениях между собой (названия организмов можно использовать только один раз):

пчела, гриб подберезовик, актиния, береза, рак-отшельник, колокольчик, осина, клевер, гриб подосиновик, клубеньковые азотфиксирующие бактерии.

3. Из предложенного списка составьте пары организмов, между которыми в природе могут образовываться трофические (пищевые) связи (названия организмов можно использовать только один раз):

цапля, ива, тля, амеба, заяц-русак, муравей, водные бактерии, кабан, лягушка, смородина, росянка, муравьиный лев, комар, тигр.

4. Выберите из списка названия животных, которых можно отнести к консументам второго порядка:

тигр, дизентерийная амеба, волк, кролик, мышь, саранча, ястреб, крокодил, гусь, лисица, окунь, божья коровка, белый медведь, медоносная пчела.

5. Из перечисленных названий организмов выберите редуцентов:

медведь, бык, дуб, белка, подосиновик, шиповник, скумбрия, жаба, ленточный червь, гнилостные бактерии, баобаб, капуста, кактус, пеницилл, дрожжи.

Ответы.

I. Выберите один правильный ответ из четырех предложенных.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

Б

Б

А

А

Г

Г

В

В

А

А

Б

Б

А

А

Г

Г

Г

Г

А

А

В

Г

А

II. Выберите правильные ответы из предложенных.

1. Распределите перечисленные факторы среды по трем категориям:

биотические

абиотические

антропогенные

хищничество

паразитизм

конкуренция

соленость воды

влажность воздуха,

температура воздуха

свет

давление воздуха

вырубка лесов

выброс углекислого газа заводом

строительство зданий

2. Из предложенного списка составьте пары организмов, которые в природе могут находиться в симбиотических (взаимовыгодных) отношениях между собой (названия организмов можно использовать только один раз):

пчела – колокольчик гриб подберезовик - береза

актиния – рак-отшельник осина – гриб подосиновик

клевер - клубеньковые азотфиксирующие бактерии

3. Из предложенного списка составьте пары организмов, между которыми в природе могут образовываться трофические (пищевые) связи (названия организмов можно использовать только один раз):

лягушка – цапля смородина – тля

заяц-русак - тигр муравей - муравьиный лев

комар – росянка ива - кабан

водные бактерии - амеба

4. Выберите из списка названия животных, которых можно отнести к консументам второго порядка:

тигр, волк, ястреб, крокодил, лисица, окунь,  белый медведь.

5. Из перечисленных названий организмов выберите редуцентов:

гнилостные бактерии, пеницилл.

xn--j1ahfl.xn--p1ai

Для растений в пустыне летом лимитирующий фактор — Рейтинг сайтов по тематике

X Фактор 2. Революция!

X Фактор 2

xfactor2.ru

х-фактор 2, икс фактор-2, талант шоу, стб, украина

    Google PageRank: 0 из 10    Яндекс ТИЦ: 0

Рейтинг:

16.1

Трансфер фактор, применение и инструкции, купить Трансфер Фактор

Трансфер фактор 4Life, история изучения, сферы применения и общие рекомендации, а также где купить трансфер фактор

4lifemarket.ru

трансфер фактор, трансферфактор

Рейтинг Alexa: #3,420,194    Google PageRank: 2 из 10   

Рейтинг:

15.3

Трансфер фактор. Региональный Центр 4Life в Москве. - ТРАНСФЕР ФАКТОР. Инструкция по применению, цены и отзывы. Заказать Трансфер фактор 4Life.

Трансфер фактор эффективный иммуномодулятор нового поколения для укрепения иммунитета. Описание полезных свойств, применение при профилактике и лечении различных заболеваний. Цена, отзывы, инструкции по применению. Доставка по РФ.

4life-magazin.ru

трансфер фактор, трансфер

    Google PageRank: 0 из 10    Яндекс ТИЦ: 0

Рейтинг:

15.2

Компания Фактор - Компания "Фактор"

компания "Фактор", пожарная безопасность, пожарное оборудование,

f-irk.ru

ооо фактор, пожар, мчс, компания фактор, сигнализация

Рейтинг Alexa: #8,477,300      

Рейтинг:

15.0

✪ТРАНСФЕР ФАКТОР. Цены от производителя, отзывы и инструкции. Трансфер фактор купить в Москве, доставка в регионы.✪

ТРАНСФЕР ФАКТОР лучший иммуномодулятор для укрепления иммунитета. Оптовые цены, отзывы, инструкции по применению.

4lifedream.ru

трансфер фактор

Рейтинг Alexa: #4,583,843    Google PageRank: 0 из 10    Яндекс ТИЦ: 40

Рейтинг:

14.8

Записки о путешествиях и беге

cz4ru.com

оман, кемп в пустыне, ночевка в пустыне, оман, оман в январе

Рейтинг Alexa: #5,072,269    Google PageRank: 0 из 10   

Рейтинг:

14.7

Трансфер Фактор. Купить Трансфер Фактор.

Трансфер Фактор. Настройка иммунитета. Лечение и профилактика инфекционных, аутоиммунных, онкологических заболеваний.

luminofor39.ru

трансфер фактор

    Google PageRank: 0 из 10   

rankw.ru

Экосистема пустыни

Реферат по биологии выполнил Черечихин Игорь, Ф/М Школа № 1131 11 " Б" класс

Москва, 1998

ЧТО ТАКОЕ ПУСТЫНЯ.

Пустыней называют тип биома в областях с постоянно сухим и жарким климатом, препятствующим развитию растительности, которая не образует в пустыне сомкнутого покрова. Пустыни покрывают около 22% поверхности суши Земли, они расположены там, где солнечное тепло способно испарять с поверхности земли практически всю поступающую в виде осадков воду. Осадков в пустынях выпадает менее, чем 10 см в год, да и те в виде редких сильных ливней. Во многих районах дождей не бывает годами, а внезапный ливень вызывает временные, быстро стекающие бурные потоки. Эта вода собирается в мелкие бессточные озера и там быстро испаряется. Пустынями заняты обширные пространства в Северной и Юго-Западной Африке, Центральной и Юго-Западной Азии, Австралии, на западном побережье Южной Америки. В зависимости от подстилающих пород различают каменистые, песчаные, глинистые, солончаковые и другие типы пустынь. Песчаные пустыни занимают всего лишь пятую часть площади пустынь, чаще всего пустыня представляет собой обнаженную каменистую поверхность, расчлененную руслами временных рек или покрытую обломками горных пород со следами выветривания.

2. КЛИМАТ ПУСТЫНИ.

Сухое жаркое лето продолжается 5-6 месяцев. Температура воздуха в это время в тени поднимается до +50 С, а песок раскаляется до 60-80 градусов. Дожди выпадают весной и осенью. Весна и осень в пустыне короткие, а зимы - холодные. Название "пустыня" совсем не означает полное отсутствие жизни. Некоторые животные и растения хорошо приспособились к существованию в условиях сухости климата и высоких температур, однако, по сравнению с флорой и фауной других экосистем, растительный и животный мир пустынь крайне скуден.

3. РАСТИТЕЛЬНОСТЬ ПУСТЫНИ.

Типичные растения — эфедра, солянка, кактусы, кендырь; много эфемеров ( лебеда диморфная ) и эфемероидов ( мятлик ). В пустынях Средней Азии растет саксаул - черный и белый. Встречаются также - полынь, песчаная акация, верблюжья колючка. Ранней весной, в конце февраля разрастается осока вздутая. Много цветов: ремерии, тюльпаны, малькольмии, эминиум и другие.

4. ЖИВОТНЫЙ МИР ПУСТЫНЬ.

Животный мир пустыни представлен немногочисленными видами. Типичными представителями являются: верблюды, антилопы, куланы, тушканчики, суслики, песчанки, ящерицы и многочисленные насекомые. Больше всего животных в пустынях можно увидеть весной, в это время года начинают вести активный образ жизни змеи, пауки, насекомые. Наибольшую распространенность получили грызуны. Грызуны - суслики, тушканчики, песчанки и другие роют норы, что позволяет им укрыться от дневной жары. Неплохо приспособлены к суровым условиям пустынь и пресмыкающиеся: различные ящерицы, черепахи. Некоторые животные, такие как антилопы, - обладают способностью быстро перемещаться на большие расстояния в поисках воды и пищи, что обеспечивает более или менее стабильное существование популяций.

5. ОСНОВНЫЕ БИОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЭКОСИСТЕМЫ ПУСТЫНИ.

Продуктивность пустынь очень низкая. Среди лимитирующих факторов, ограничивающих продуктивность экосистемы, наиболее значимым является недостаток воды. Из - за дефицита влаги растения, основные продуценты, находятся на больших расстояниях друг от друга. Их мелкие толстые листья адаптированы к сохранению воды, а колючки отпугивают животных, не давая им возможности использовать эти растения в качестве источников влаги. Еще один фактор, определяющий невысокий прирост биомассы это высокая температура воздуха в дневное время суток. Известно, что такие процессы, как фотосинтез, дыхание и рост у живых организмов протекают быстрее при температуре от 20 до 40 градусов по Цельсию, тогда как средняя температура в тени для пустынь южного полушария составляет более 50 градусов, а почва при этом может прогревается до 70 градусов и более. Поэтому, помимо того, что высокая температура вызывает интенсивное испарение, она еще и оказывает замедляющее воздействие на основные процессы жизнедеятельности. Редкие колебания численности особей в значительной степени обусловлены климатическими факторами. После периода обильных дождей, которые, вообще говоря, в пустынях бывают редко, наблюдается резкое увеличение числа растений, и , как следствие этого, увеличения числа особей насекомых и мелких грызунов. С наступлением засухи та влага, которая была запасена в тканях растений постепенно расходуется консументами, причем ее совокупный объем уменьшается из - за активного испарения, и в конечном счете система возвращается в исходное состояние равновесия. Данный процесс не оказывает значительного влияния на изменение численности крупных животных, это можно объяснить тем, что их цикл воспроизводства достаточно продолжительный по времени, а осадки в пустынях весьма непродолжительны.

6. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ.

В настоящее время наблюдается тенденция расширения территорий ряда крупнейших пустынь. Так, южная граница Сахары в последние годы отодвигается на юг в среднем на 15 километров ежегодно. Опустыниванию зачастую подвергаются сельскохозяйственные земли, что наносит значительный урон экономике стран, территория которых непосредственно примыкает к пустыням. Причины данного явления заключаются в плохой ирригации, нерациональном использовании пастбищ, слишком интенсивном земледелии. Пустыни являются источниками пылевых бурь. Огромное количество пыли и песка переносится мощными воздушными потоками на значительные расстояния, и затем выбрасывается на землю, покрывая слой почвы песком и способствуя опустыниванию земель. Проблема приняла глобальный характер, об этом свидетельствует тот факт, что по инициативе ООН была создана специальная комиссия по изучению проблемы и выработке целевой программы путей ее решения. Целевая программа профилактики опустынивания включает комплексное экономическое изучение пустынь, их охрану, а также систему мер для предотвращения их расширения.

Список литературы

(1) Кемп П., Армс К. Введение в биологию. М.: Мир., 1988.

(2) Полянский Ю. И., Браун А. Д. и др. Общая биология. Учебник для средней школы М.: Просвещение, 1983.

(3) Беляев Д. К., Рувинский А. О. Общая биология. Учебник для средней школы. М.: Просвещение., 1991.

Другие источники информации

CD-ROM " Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия ".

Версия 1997 года

Русскоязычные ресурсы Internet.

mirznanii.com

1. Какой экологический фактор в пустыне является ограничивающим? 2. Какой из факторов является абиотическим?

2.Пояснительная записка.

2.Пояснительная записка. Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента Государственного Стандарта среднего (полного) общ его образования по биологии для 11 класса по учебнику Общая биология

Подробнее

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Программа внеурочной деятельности на 206 207 уч.год для основной школы (5 класс МБОУ СОШ 8) составлена в соответствии с: требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного

Подробнее

Рабочая программа по биологии для 11класса

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа 3 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Николаевска Волгоградской области Рассмотрено на заседании педагогического совета протокол

Подробнее

Раздел I. Планируемые результаты

Раздел I Планируемые результаты Рабочая программа по биологии для 9 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы основного общего

Подробнее

Дисциплина «Экология»

Дисциплина «Экология» КОНТРОЛЬ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ И ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ п/п ПО ДИСЦИПЛИНЕ Вид контроля Форма контроля

Подробнее

Общие методические указания.

Общие методические указания. В процессе изучения курса «Экологические основы природопользования» каждый студент заочного отделения должен представить контрольную работу, свидетельствующую о том, как он

Подробнее

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Программа вступительных испытаний составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по направлению подготовки 05.04.06 - Экология

Подробнее

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

МИНОБРНАУКИ РОССИИ Филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Владивостокский государственный университет экономики и сервиса» в г. Находке Отделение

Подробнее

4. Объем дисциплины и виды учебной работы

1. Цель и задачи учебной дисциплины: Основной целью дисциплины является формирование целостного представления о процессах и явлениях, происходящих в неживой и живой природе, в том числе в связи с антропогенным

Подробнее

Рабочая программа по биологии

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 8 Г. КОНАКОВО ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ «Согласовано» на ШМО учителей естественных наук Протокол от 07 г. Руководитель ШМО «Утверждаю»

Подробнее

Паспорт фонда оценочных средств

06.03.01 БИОЛОГИЯ профиль: Биоэкология основной вид деятельности: научно-исследовательская дополнительный вид деятельности: научно-производственная и проектна; информационно-биологическая Новосибирск 2015

Подробнее

Пояснительная записка

Пояснительная записка Рабочая образовательная программа по экологии для 5 класса составлена на основе программы Самковой В.А. (Интегрированный курс «Экология» для учащихся 5-9 классов основной школы: Концепция.

Подробнее

9 класс. Оборудование: Таблица «биоценоз» леса, «биоценоз» водоёма, компьютер, таблички с названиями растений и животных, клубок ниток.

9 класс Тема: Сообщество, экосистема, биогеоценоз. Цели: Сформировать понятие о природных сообществах, их многообразии. Дать понятие «биоценоз», «биогеоценоз», «экосистема», «биосфера», о взаимосвязях

Подробнее

Область исследований:

Формула специальности: Экология наука, которая исследует структуру и функционирование живых систем (популяции, сообщества, экосистемы) в пространстве и времени в естественных и измененных человеком условиях.

Подробнее

Пояснительная записка

Пояснительная записка Исходными документами для составления рабочей программы явились: Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с последующими

Подробнее

Пояснительная записка

Пояснительная записка Предмет «Экология Томской области» для обязательного изучения всеми учащимися 6 и 7 классов предусмотрен региональным базисным учебным планом в связи с возрастанием роли экологических

Подробнее

1.Пояснительная записка

1.Пояснительная записка Данная программа составлена в полном соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта среднего(полного)общего образования и авторской программе по биологии в 10-11

Подробнее

учебный год

Рабочая программа курса «Биология» для 11 классов на 2016-2017 учебный год Программа рассмотрена на ШМО учителей естественнонаучного цикла 15 июня 2016 года Составитель: А. А. Катемак, учитель биологии

Подробнее

Пояснительная записка

Пояснительная записка Данное календарно-тематическое планирование составлено на основе следующих нормативных документов:. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования по биологии.

Подробнее

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа факультатива «Экология» для 8-10класса составлена на основе авторской программы А.Т.Зверева «Экология», М: Изд-во «Оникс», 2007 г. Программа составлена из расчета

Подробнее

ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ПО ДИСЦИПЛИНЕ

УТВЕРЖДАЮ Декан факультета подготовки кадров высшей квалификации Бушуева И.В. 201 г. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ПО ДИСЦИПЛИНЕ ФТД.04 Биоэкология основной образовательной программы высшего образования программа

Подробнее

Рабочая программа по биологии 11 класс

Рабочая программа по биологии 11 класс Рабочая программа и тематическое планирование составлено в соответствии с программой по биологии 10-11 классов Автор В. Б. Захаров Москва. «Дрофа» - 2013 г Предлагаемая

Подробнее

Пояснительная записка

Пояснительная записка 1. Изменения, внесенные в рабочую программу и их обоснование Авторская программа рассчитана на 68 часов. В соответствии с календарным учебным графиком на изучение элективного курса

Подробнее

docplayer.ru

Воздействие на организмы некоторых экологических факторов

Свет. Солнечная энергия – практически единственный источник света и тепла на нашей планете. Количество солнечного света закономерно изменяется в течение года и суток. Его биологическое действие обусловлено интенсивностью, спектральным составом, сезонной и суточной периодичностью. В связи с этим у живых организмов приспособления также носят сезонный и зональный характер.

Ультрафиолетовые лучи губительны для всего живого. Основная часть этого излучения задерживается озоновым экраном атмосферы. Поэтому живые организмы распространены до озонового слоя. Но небольшое количество ультрафиолетовых лучей полезно животным и человеку, так как они способствуют выработке витамина D.

Свет видимого спектра необходим для растений и животных. Зеленые растения на свету, в основном в красном спектре, фотосинтезируют органические вещества. Многие одноклеточные организмы реагируют на свет. Высокоорганизованные животные имеют светочувствительные клетки или специальные органы – глаза. Они способны воспринимать предметы, находить пищу, вести активный образ жизни днем.

Глаз человека и большинства животных не воспринимает инфракрасные лучи, являющиеся источником тепловой энергии.

Особенно важны эти лучи для холоднокровных животных (насекомых, пресмыкающихся), которые используют их для повышения температуры тела.

Световой режим меняется в зависимости от географической широты, рельефа, времени года и суток. В связи с вращением Земли световой режим имеет отчетливую суточную и сезонную периодичность.

Реакция организма на суточную смену режима освещения (день и ночь) называется фотопериодизмом.

В связи с фотопериодизмом в организме изменяются процессы обмена веществ, роста и развития. Фотопериодичность – это один из главных факторов, влияющих на биологические часы организма, определяющие его физиологические ритмы в соответствии с изменениями в окружающей среде.

У растений суточный фотопериодизм влияет на процессы фотосинтеза, бутонизации, цветения, листопада. Некоторые растения раскрывают свои цветки ночью, их опыляют насекомые-опылители, активные в это время суток.

У животных также существуют приспособления к дневному и ночному образу жизни. Так, например, большинство копытных, медведи, волки, орлы, жаворонки активны днем, тогда как тигры, мыши, суслики, ежи, совы наибольшую активность проявляют ночью. Продолжительность светового дня влияет на наступление брачного периода, миграций и перелетов (у птиц), спячки и т. д.

Большое значение имеет и степень освещенности. В зависимости от способности расти в условиях затенения или освещения различают теневыносливые и светолюбивые растения. Степные и луговые травы, большинство древесных растений (береза, дуб, сосна) относятся к светолюбивым. Теневыносливые растения часто обитают в лесу, в его нижнем ярусе. Это кислица, мхи, папоротники, ландыши и др. Из древесных растений – это ель, поэтому ее крона наиболее пышная в нижней части. Еловые леса всегда более мрачные и темные, чем сосновые и широколиственные. Способность к существованию в различном световом режиме определяет ярусность растительных сообществ.

Степень освещенности в разное время года зависит от географической широты. Продолжительность дня на экваторе всегда одинакова и составляет 12 часов. По мере приближения к полюсам продолжительность дня увеличивается летом и уменьшается зимой. И только в дни весеннего (23 марта) и осеннего (23 сентября) равноденствия продолжительность дня везде равна 12 часам. Зимой за Северным полярным кругом господствует полярная ночь, когда солнце не поднимается над горизонтом, а летом – полярный день, когда оно не заходит круглые сутки. В Южном полушарии – наоборот. В связи с сезонными изменениями освещенности меняется и активность живых организмов.

Сезонные ритмы – это реакция организма на изменение времени года.

Так, при наступлении осеннего короткого дня растения сбрасывают листву и готовятся к зимнему покою.

Зимний покой – это приспособительные свойства многолетних растений: прекращение роста, отмирание надземных побегов (у трав) или листопад (у деревьев и кустарников), замедление или остановка многих процессов жизнедеятельности.

У животных зимой также наблюдается существенное снижение активности. Сигналом к массовому отлету птиц служит изменение длины светового дня. Многие животные впадают в зимнюю спячку – приспосабливание для перенесения неблагоприятного зимнего времени года.

В связи с постоянными суточными и сезонными изменениями в природе у живых организмов вырабатывались определенные механизмы приспособительного характера.

Тепло. Все процессы жизнедеятельности протекают при определенной температуре – в основном от 10 до 40 °C. Лишь немногие организмы приспособлены к жизни при более высоких температурах. Например, некоторые моллюски живут в термальных источниках при температуре до 53 °C, синезеленые (цианобактерии) и бактерии могут обитать при 70–85 °C. Оптимальная температура для жизни большинства организмов колеблется в узких пределах от 10 до 30 °C. Однако диапазон колебания температур на суше значительно шире (от -50 до 40 °C), чем в воде (от 0 до 40 °C), поэтому предел устойчивости к температуре у водных организмов уже, чем у наземных.

В зависимости от механизмов поддержания постоянной температуры тела организмы делятся на пойкилотермных и гомойотермных.

Пойкилотермные, или холоднокровные, организмы имеют непостоянную температуру тела. Повышение температуры окружающей среды вызывает у них сильное ускорение всех физиологических процессов, изменяет активность поведения. Так, ящерицы предпочитают температурную зону около 37 °C. С повышением температуры ускоряется развитие некоторых животных. Так, например, при 26 °C у гусеницы бабочки-капустницы период от выхода из яйца до окукливания продолжается 10–11 дней, а при 10 °C он увеличивается до 100 дней, т. е. в 10 раз.

Для многих холоднокровных животных характерен анабиоз – временное состояние организма, при котором жизненные процессы существенно замедляются, а видимые признаки жизни отсутствуют. Анабиоз может наступать у животных как при понижении температуры среды, так и при ее повышении. Например, у змей, ящериц при повышении температуры воздуха выше 45 °C наступает оцепенение, у земноводных при понижении температуры воды ниже 4 °C жизненная активность практически отсутствует.

У насекомых (шмелей, саранчи, бабочек) во время полета температура тела достигает 35–40 °C, но с прекращением полета быстро снижается до температуры воздуха.

Гомойотермные, или теплокровные, животные с постоянной температурой тела обладают более совершенной терморегуляцией и в меньшей степени зависят от температуры среды. Способность поддерживать постоянную температуру тела – это важная особенность таких животных, как птицы и млекопитающие. У большинства птиц температура тела составляет 41–43 °C, а у млекопитающих – 35–38 °C. Она сохраняется на постоянном уровне вне зависимости от колебаний температуры воздуха. Например, при морозе в -40 °C температура тела песца 38 °C, а белой куропатки – 43 °C. У более примитивных групп млекопитающих (яйцекладущих, мелких грызунов) терморегуляция несовершенна ().

Зависимость температуры тела различных животных от температуры воздуха

Температурный режим имеет большое значение и для растений. Наиболее интенсивно процесс фотосинтеза идет в диапазоне 15–25 °C. При высоких температурах происходит сильное обезвоживание растений и начинается их угнетение. Процессы дыхания и испарения воды (транспирация) начинают преобладать над фотосинтезом. При более низких температурах (менее 10 °C) могут возникать холодовые повреждения клеточных структур, угнетение фотосинтеза.

Основные приспособления растений к холодным местам обитания – это уменьшение размеров и появление специфических форм роста. На Севере, за Полярным кругом, произрастают карликовые березы, ивы, стелющиеся формы можжевельника, рябины. Даже во время долгого полярного лета, когда освещенность очень большая, отсутствие тепла сказывается на процессах фотосинтеза.

У растений существуют специальные механизмы, позволяющие предотвратить замерзание воды в клетках при низких температурах (ниже 0 °C). Так, зимой в тканях растений находятся концентрированные растворы сахаров, глицерина и других веществ, препятствующих замерзанию воды.

Температура, как и световой режим, от которого она зависит, также закономерно изменяется в течение суток, года и на разных широтах. На экваторе она относительно постоянна (около 25–30 °C). По мере приближения к полюсам амплитуда возрастает, причем летом существенно меньше, чем зимой. Поэтому особенно большое значение приобретает наличие у животных и растений приспособлений к перенесению низких температур.

Вода. Наличие воды – это необходимое условие существования всех организмов на Земле. Все живые организмы не менее чем на 30 % состоят из воды. Поддержание водного баланса является основной физиологической функцией организма. Вода по земному шару распределяется неравномерно. Так как большинство наземных растений и животных влаголюбивы, то ее недостаток часто оказывается причиной, ограничивающей распространение организмов.

Наличие воды – это один из основных экологических факторов, лимитирующих рост и развитие растений. В отсутствие воды растение увядает и может погибнуть, поэтому у многих растений существуют специальные приспособления, позволяющие им переносить недостаток влаги.

Так, в пустынях и полупустынях широко распространены ксерофиты, растения засушливых мест обитания. Они могут переносить временное увядание с потерей воды до 50 %. У них хорошо развита корневая система, в десятки раз превышающая по массе надземную часть. Корни могут уходить в глубину на 15–20 м (у черного саксаула – до 30 м), что позволяет им добывать воду на больших глубинах. Экономное расходование воды обеспечивается и развитием особых приспособлений надземных органов. Для уменьшения испарения воды листья у растений степей и пустынь обычно мелкие, узкие, часто они превращены в колючки или чешуйки (кактусы, верблюжья колючка, ковыль). Кутикула листа утолщена, покрыта восковым налетом или густо опушена. Иногда наблюдается полная потеря листьев (саксаулы, джузгун). Фотосинтез у таких растений осуществляется зелеными стеблями. У некоторых обитателей пустынь (агава, молочай, кактус) в тканях сильно утолщенных, мясистых стеблей запасается большое количество влаги.

 Мезофиты – это растения, развивающиеся в условиях, когда воды достаточно. К ним относятся листопадные деревья, кустарники, многие травы лесной и лесостепной зон.

 Гигрофиты – растения влажных мест обитания, имеют крупные сочные листья и стебли и значительно хуже развитую корневую систему. Межклетники в листьях и зеленых стеблях хорошо развиты. К числу таких растений относятся рис, калужница болотная, стрелолист, мхи и др.

У гидрофитов – водных обитателей часто плохо развиты или отсутствуют механическая ткань, корневая система (ряска, элодея).

Вода также необходима и животным. Большинство обитателей пустынь – верблюды, антилопы, куланы, сайгаки – достаточно долго способны обходиться без воды. Большая подвижность и выносливость позволяют им совершать миграции на значительные расстояния в поисках воды. Способы регуляции водного баланса у них более разнообразны. Так, например, жировые отложения у верблюда (в горбах), грызунов (под кожей), насекомых (жировая ткань) служат источником метаболической воды, которая освобождается в результате окисления жира. Большинство обитателей засушливых мест ведут ночной образ жизни, тем самым избегая перегрева и избыточного испарения воды.

Для организмов, обитающих в условиях периодической сухости, характерны снижение жизненной активности, состояние физиологического покоя в период отсутствия влаги. В жаркое сухое лето растения могут сбросить листву, иногда полностью отмирают надземные побеги. Особенно это характерно для луковичных и корневищных растений (тюльпанов, осок), которые бурно растут и цветут весной, а оставшуюся часть года проводят в виде покоящихся подземных побегов.

Животные с наступлением жаркого и сухого периода могут впадать в летнюю спячку (сурки), меньше двигаться и кормиться. Некоторые виды впадают в состояние анабиоза.

Почва служит средой обитания для многих микроорганизмов, животных, а также в ней закрепляются корни растений и гифы грибов. Первостепенными факторами, важными для почвенных обитателей, являются ее структура, химический состав, влажность, наличие питательных веществ.

www.injgeogis.ru

Тест по теме "Основы экологии" 9 класс

1. Распределите перечисленные факторы среды по трем категориям – абиотические, биотические и антропогенные: хищничество, вырубка лесов, влажность воздуха, температура воздуха, паразитизм, свет, строительство зданий, давление воздуха, конкуренция, выброс углекислого газа заводом, соленость воды.

2. Выберите правильное определение закона ограничивающего фактора:

а) оптимальное значение фактора наиболее важно для организма;б) из всех факторов, действующих на организм, наиболее важен тот, значение которого больше всего отклоняется от оптимального;в) из всех факторов, действующих на организм, наиболее важен тот, значение которого меньше всего отклоняется от оптимального.

3. Выберите фактор, который можно считать ограничивающим в предлагаемых условиях.

Для растений в океане на глубине 6000 м: вода, температура, углекислый газ, соленость воды, свет.

4. Выберите фактор, который можно считать ограничивающим в предлагаемых условиях.

Для растений в пустыне летом: температура, свет, вода.

5. Из предложенного списка составьте пары организмов, которые в природе могут находиться в симбиотических (взаимовыгодных) отношениях между собой (названия организмов можно использовать только один раз): пчела, гриб подберезовик, актиния, дуб, береза, рак-отшельник, осина, сойка, клевер, гриб подосиновик, липа, клубеньковые азотфиксирующие бактерии.

6. Из предложенного списка составьте пары организмов, между которыми в природе могут образовываться трофические (пищевые) связи (названия организмов можно использовать только один раз): цапля, ива, тля, амеба, заяц-русак, муравей, водные бактерии, кабан, лягушка, смородина, росянка, муравьиный лев, комар, тигр.

7. Лишайники являются примером биотических отношений:

а) симбиоза;б) паразитизма;в) хищничества;

г) конкуренции

8. Примером отношений типа «хищник – жертва» не могут служить пары организмов (выберите правильный ответ):

а) щука и карась;б) лев и зебра;в) пресноводная амеба и бактерия;г) шакал и гриф.

9. Биоценоз – это совокупность организмов:

а) одного вида, обитающих на определенной территории; б) разных видов, совместно живущих и связанных друг с другом; в) одного вида, обитающих на разнородных участках ареала; г) обитающих в одной биогеографической области.

10. Из перечисленных организмов к продуцентам относится:

а) корова;б) белый гриб;в) клевер луговой;г) человек.

11. Выберите из списка названия животных, которых можно отнести к консументам второго порядка: слон, тигр, дизентерийная амеба, волк, кролик, мышь, саранча, ястреб, морская свинка, крокодил, гусь, лисица, окунь, божья коровка, белый медведь, медоносная пчела, серая акула.

12. Из перечисленных названий организмов выберите редуцентов: медведь, бык, дуб, белка, подосиновик, шиповник, скумбрия, жаба, ленточный червь, гнилостные бактерии, баобаб, капуста, кактус, пеницилл, дрожжи.

13. В экосистеме основной поток вещества и энергии передается:

а) от редуцентов к консументам и далее к продуцентам;б) от консументов к продуцентам и далее к редуцентам;в) от продуцентов к консументам и далее к редуцентам.

14. Из общего количества энергии, передающегося в пищевой сети с одного трофического уровня на другой, примерно 10%:

а) изначально поступает от солнца; б) расходуется в процессе дыхания; в) идет на построение новых тканей; г) превращается в бесполезное тепло;д) выделяется в экскрементах.

lib.repetitors.eu

План – конспект урока: «Закон толерантности. Закон оптимума. Закон минимума» 11 класс

План – конспект урока: «Закон толерантности. Закон оптимума.

Закон минимума»

Задачи:

Образовательные: Сформировать знания об общих законах действия факторов среды на организмы, показать практическое значение этих законов.

Развивающие: развивать у учащихся мыслительные способности, умение синтезировать и анализировать полученные знания, развивать речь и память.

Воспитывающие: сформировать у учащихся интерес к науке экологии и желание изучать её закономерности, воспитывать у учащихся экологическую культуру.

Тип занятия: изучение нового материла.

Методы: словесный, беседа.

Оборудование: 

Ход урока:

1.Орг. момент

2.Актуализация опорных знаний (опрос ДЗ)

3.Изучение нового материала

Несмотря на многообразие экологических факторов и различную природу их происхождения, существуют некоторые общие правила и закономерности их воздействия на живые организмы. Любой экологический фактор может воздействовать на организм следующим образом:

  • изменять географическое распространение видов;
  • изменять плодовитость и смертность видов
  •  вызывать миграцию;
  • способствовать появлению у видов приспособительных качеств и адаптаций.

Наиболее эффективно действие фактора при некотором значении фактора, оптимальном для организма, а не при его критических значениях. Рассмотрим закономерности действия фактора на организмы. (Слайд).

 

Зависимость результата действия экологического фактора от его интенсивности благоприятный диапазон действия экологического фактора называется зоной оптимума (нормальной жизнедеятельности). Чем значительнее отклонение действия фактора от оптимума, тем больше данный фактор угнетает жизнедеятельность популяции. Этот диапазон называется зоной угнетения (пессимума). Максимально и минимально переносимые значения фактора - это критические точки, за пределами которых существование организма или популяции уже невозможно. Диапазон действия фактора между критическими точками называется зоной толерантности (выносливости) организма по отношению к данному фактору. Точка на оси абсцисс, которая соответствует наилучшему показателю жизнедеятельности организма, означает оптимальную величину фактора и называется точкой оптимума. Так как трудно определить точку оптимума, то обычно говорят о зоне оптимума или зоне комфорта. Таким образом, точки минимума, максимума и оптимума составляют три кардинальные точки, которые определяют возможные реакции организма на данный фактор. Условия среды, в которых какой-либо фактор (или совокупность факторов) выходит за пределы зоны комфорта и оказывает угнетающее действие, в экологии называют экстремальными.

Рассмотренные закономерности носят название «правило оптимума».

Закон оптимума (в экологии) — любой экологический фактор имеет определённые пределы положительного влияния на живые организмы.

Результаты действия переменного фактора зависят, прежде всего, от силы его проявления, или дозировки. Факторы положительно влияют на организмы лишь в определенных пределах. Недостаточное либо избыточное их действие сказывается на организмах отрицательно.

Закон оптимума универсален. Он определяет границы условий, в которых возможно существование видов, а также меру изменчивости этих условий. Виды чрезвычайно разнообразны по способности переносить изменения факторов. В природе выделяются два крайних варианта — узкая специализация и широкая выносливость. У специализированных видов критические точки значения фактора сильно сближены, такие виды могут жить только в относительно постоянных условиях. Так, многие глубоководные обитатели — рыбы, иглокожие, ракообразные — не переносят колебания температуры даже в пределах 2-3 °C. Растения влажных местообитаний (калужница болотная, недотрога и др.) моментально вянут, если воздух вокруг них не насыщен водяными парами. Виды с узким диапазоном выносливости называют стенобионтами, а с широким — эврибионтами. Если нужно подчеркнуть отношение к какому-либо фактору, используют сочетания «стено-» и «эври-» применительно к его названию, например, стенотермный вид — не переносящий колебания температур, эвригалинный — способный жить при широких колебаниях солености воды и т. п.

Для жизни организмов необходимо определенное сочетание условий. Если все условия среды обитания благоприятны, за исключением одного, то именно это условие становится решающим для жизни рассматриваемого организма. Оно ограничивает (лимитирует) развитие организма, поэтому называется лимитирующим фактором. Т.о. лимитирующий фактор – экологический фактор, значение которого выходит за границы выживаемости вида.

Например, заморы рыб зимой в водоемах вызваны нехваткой кислорода, карпы не живут в океана (соленая вода), миграцию почвенных червей вызывает избыток влаги и недостаток кислорода.

Первоначально было установлено, что развитие живых организмов ограничивает недостаток какого-либо компонента, например, минеральных солей, влаги, света и т.п. В середине XIX века немецкий химик-органик Юстас Либих первым экспериментально доказал, что рост растения зависит от того элемента питания, который присутствует в относительно минимальном количестве. Он назвал это явление законом минимума; в честь автора его еще называют законом Либиха. (Бочка Либиха).

В современной формулировке закон минимума звучит так: выносливость организма определяется самым слабым звеном в цепи его экологических потребностей. 

 Изучая различное лимитирующее действие экологических факторов (таких как свет, тепло, вода) американский зоолог Виктор Эрнест Шелфорд (1877–1968), пришел к выводу, что лимитирующим фактором может быть не только недостаток, но и избыток факторов. В экологию такое положение вошло как закон толерантности В. Шелфорда, сформулированного им в 1913 году. Он гласит: «лимитирующим фактором, ограничивающим развитие организма, может быть как минимум, так и максимум экологического воздействия».  Толерантность-способность организма переносить неблагоприятное влияние того или иного фактора среды. Закон толерантности расширяет закон минимума Либиха.

Принцип лимитирующих факторов справедлив для всех типов живых организмов - растений, животных, микроорганизмов и относится как к абиотическим, так и к биотическим факторам.

Например, лимитирующим фактором для развития организмов данного вида может стать конкуренция со стороны другого вида. В земледелии лимитирующим фактором часто становятся вредители, сорняки, а для некоторых растений лимитирующим фактором развития становится недостаток (или отсутствие) представителей другого вида. Например, в Калифорнию из средиземноморья завезли новый вид инжира, но он не плодоносил, пока оттуда же не завезли единственный для него вид пчел-опылителей.

В соответствии с законом толерантности любой избыток вещества или энергии оказывается загрязняющим среду началом.

Так, избыток воды даже в засушливых районах вреден и вода может рассматриваться как обычный загрязнитель, хотя в оптимальных количествах она просто необходима. В частности, избыток воды препятствует нормальному почвообразованию в черноземной зоне.

4.Закрепление изученного материала

Викторина

  1. К какому фактору среды относится влажность воздуха (абиотический)
  2. Считается ли свет ограничивающим фактором для растений в океане на глубине 6000 метров (да)
  3. Может ли один фактор полностью компенсировать действие другого фактора (полностью никогда)
  4. Является ли температура ограничивающим фактором для растений в пустыне летом (нет)
  5. Для скворца зимой, можно ли считать пищу ограничивающим фактором (да)
  6. Является ли соленость воды ограничивающим фактором для речной обыкновенной щуки в Черном море (да)
  7. К какому фактору можно отнести вырубку леса (антропогенный)
  8. Для кабана зимой в северной тайге, какой фактор будет ограничивающим высота снежного покрова или температура (высота снежного покрова)
  9. Можно ли отнести давление воздуха к биотическому фактору (нет)
  10. Правильно ли звучит закон оптимума – любой экологический фактор имеет определенные пределы отрицательного влияния на живые организмы (нет, положительного)
  11. Как называют условия близкие к критическим точкам и особенно тяжелы для выживания (экстремальные)
  12. Может ли глубина снежного покрова являться ограничивающим фактором в распространении оленей (да)
  13. Лимитирующий фактор – это фактор, который является минимальным (да)
  14. Кто сформулировал закон минимума (Юстус Либих)
  15. Ограничивающим фактором в биоценозе для животных является: свет, пища, воздух, почва. (пища)

5.Домашнее задание

Просмотр содержимого документа «План – конспект урока: «Закон толерантности. Закон оптимума. Закон минимума» 11 класс»

План – конспект урока: «Закон толерантности. Закон оптимума.

Закон минимума»

Задачи:

Образовательные: Сформировать знания об общих законах действия факторов среды на организмы, показать практическое значение этих законов.

Развивающие: развивать у учащихся мыслительные способности, умение синтезировать и анализировать полученные знания, развивать речь и память.

Воспитывающие: сформировать у учащихся интерес к науке экологии и желание изучать её закономерности, воспитывать у учащихся экологическую культуру .

Тип занятия: изучение нового материла.

Методы: словесный, беседа.

Оборудование: 

Ход урока:

  1. Орг. момент

  2. Актуализация опорных знаний (опрос ДЗ)

  3. Изучение нового материала

Несмотря на многообразие экологических факторов и различную природу их происхождения, существуют некоторые общие правила и закономерности их воздействия на живые организмы. Любой экологический фактор может воздействовать на организм следующим образом:

  • изменять географическое распространение видов;

  • изменять плодовитость и смертность видов

  • вызывать миграцию;

  • способствовать появлению у видов приспособительных качеств и адаптаций.

Наиболее эффективно действие фактора при некотором значении фактора, оптимальном для организма, а не при его критических значениях. Рассмотрим закономерности действия фактора на организмы. (Слайд).

Зависимость результата действия экологического фактора от его интенсивности благоприятный диапазон действия экологического фактора называется зоной оптимума (нормальной жизнедеятельности). Чем значительнее отклонение действия фактора от оптимума, тем больше данный фактор угнетает жизнедеятельность популяции. Этот диапазон называется зоной угнетения (пессимума). Максимально и минимально переносимые значения фактора - это критические точки, за пределами которых существование организма или популяции уже невозможно. Диапазон действия фактора между критическими точками называется зоной толерантности (выносливости) организма по отношению к данному фактору. Точка на оси абсцисс, которая соответствует наилучшему показателю жизнедеятельности организма, означает оптимальную величину фактора и называется точкой оптимума. Так как трудно определить точку оптимума, то обычно говорят о зоне оптимума или зоне комфорта. Таким образом, точки минимума, максимума и оптимума составляют три кардинальные точки, которые определяют возможные реакции организма на данный фактор. Условия среды, в которых какой-либо фактор (или совокупность факторов) выходит за пределы зоны комфорта и оказывает угнетающее действие, в экологии называют экстремальными.

Рассмотренные закономерности носят название «правило оптимума».

Закон оптимума (в экологии) — любой экологический фактор имеет определённые пределы положительного влияния на живые организмы.

Результаты действия переменного фактора зависят, прежде всего, от силы его проявления, или дозировки. Факторы положительно влияют на организмы лишь в определенных пределах. Недостаточное либо избыточное их действие сказывается на организмах отрицательно.

Закон оптимума универсален. Он определяет границы условий, в которых возможно существование видов, а также меру изменчивости этих условий. Виды чрезвычайно разнообразны по способности переносить изменения факторов. В природе выделяются два крайних варианта — узкая специализация и широкая выносливость. У специализированных видов критические точки значения фактора сильно сближены, такие виды могут жить только в относительно постоянных условиях. Так, многие глубоководные обитатели — рыбы, иглокожие, ракообразные — не переносят колебания температуры даже в пределах 2-3 °C. Растения влажных местообитаний (калужница болотная, недотрога и др.) моментально вянут, если воздух вокруг них не насыщен водяными парами. Виды с узким диапазоном выносливости называют стенобионтами, а с широким — эврибионтами. Если нужно подчеркнуть отношение к какому-либо фактору, используют сочетания «стено-» и «эври-» применительно к его названию, например, стенотермный вид — не переносящий колебания температур, эвригалинный — способный жить при широких колебаниях солености воды и т. п.

Для жизни организмов необходимо определенное сочетание условий. Если все условия среды обитания благоприятны, за исключением одного, то именно это условие становится решающим для жизни рассматриваемого организма. Оно ограничивает (лимитирует) развитие организма, поэтому называется лимитирующим фактором. Т.о. лимитирующий фактор – экологический фактор, значение которого выходит за границы выживаемости вида.

Например, заморы рыб зимой в водоемах вызваны нехваткой кислорода, карпы не живут в океана (соленая вода), миграцию почвенных червей вызывает избыток влаги и недостаток кислорода.

Первоначально было установлено, что развитие живых организмов ограничивает недостаток какого-либо компонента, например, минеральных солей, влаги, света и т.п. В середине XIX века немецкий химик-органик Юстас Либих первым экспериментально доказал, что рост растения зависит от того элемента питания, который присутствует в относительно минимальном количестве. Он назвал это явление законом минимума; в честь автора его еще называют законом Либиха. (Бочка Либиха).

В современной формулировке закон минимума звучит так: выносливость организма определяется самым слабым звеном в цепи его экологических потребностей. 

Изучая различное лимитирующее действие экологических факторов (таких как свет, тепло, вода) американский зоолог Виктор Эрнест Шелфорд (1877–1968), пришел к выводу, что лимитирующим фактором может быть не только недостаток, но и избыток факторов. В экологию такое положение вошло как закон толерантности В. Шелфорда, сформулированного им в 1913 году. Он гласит: «лимитирующим фактором, ограничивающим развитие организма, может быть как минимум, так и максимум экологического воздействия».  Толерантность-способность организма переносить неблагоприятное влияние того или иного фактора среды. Закон толерантности расширяет закон минимума Либиха.

Принцип лимитирующих факторов справедлив для всех типов живых организмов - растений, животных, микроорганизмов и относится как к абиотическим, так и к биотическим факторам.

Например, лимитирующим фактором для развития организмов данного вида может стать конкуренция со стороны другого вида. В земледелии лимитирующим фактором часто становятся вредители, сорняки, а для некоторых растений лимитирующим фактором развития становится недостаток (или отсутствие) представителей другого вида. Например, в Калифорнию из средиземноморья завезли новый вид инжира, но он не плодоносил, пока оттуда же не завезли единственный для него вид пчел-опылителей.

В соответствии с законом толерантности любой избыток вещества или энергии оказывается загрязняющим среду началом.

Так, избыток воды даже в засушливых районах вреден и вода может рассматриваться как обычный загрязнитель, хотя в оптимальных количествах она просто необходима. В частности, избыток воды препятствует нормальному почвообразованию в черноземной зоне.

  1. Закрепление изученного материала

Викторина

  1. К какому фактору среды относится влажность воздуха (абиотический)

  2. Считается ли свет ограничивающим фактором для растений в океане на глубине 6000 метров (да)

  3. Может ли один фактор полностью компенсировать действие другого фактора (полностью никогда)

  4. Является ли температура ограничивающим фактором для растений в пустыне летом (нет)

  5. Для скворца зимой, можно ли считать пищу ограничивающим фактором (да)

  6. Является ли соленость воды ограничивающим фактором для речной обыкновенной щуки в Черном море (да)

  7. К какому фактору можно отнести вырубку леса (антропогенный)

  8. Для кабана зимой в северной тайге, какой фактор будет ограничивающим высота снежного покрова или температура (высота снежного покрова)

  9. Можно ли отнести давление воздуха к биотическому фактору (нет)

  10. Правильно ли звучит закон оптимума – любой экологический фактор имеет определенные пределы отрицательного влияния на живые организмы (нет, положительного)

  11. Как называют условия близкие к критическим точкам и особенно тяжелы для выживания (экстремальные)

  12. Может ли глубина снежного покрова являться ограничивающим фактором в распространении оленей (да)

  13. Лимитирующий фактор – это фактор, который является минимальным (да)

  14. Кто сформулировал закон минимума (Юстус Либих)

  15. Ограничивающим фактором в биоценозе для животных является: свет, пища, воздух, почва. (пища)

  1. Домашнее задание

kopilkaurokov.ru


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта