Однолетнее кустарниковое растение древовидной формы для производства ткани. Разработка урока по технологии на тему "Классификация текстильных волокон. Натуральные волокна растительного происхождения" (5 класс)

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Тест по технологии на тему :Технология (девочки), 7 класс. Однолетнее кустарниковое растение древовидной формы для производства ткани


Тест по технологии на тему :Технология (девочки), 7 класс

ЗаданияТехнология (девочки), 7 класс

1. Внутренний вид и оформление помещения в определенном художественном стиле.

  1. план

  2. дизайн

  3. интерьер

  4. планировка

2. Зона в кухне, предназначенная для приготовления пищи.

  1. столовая

  2. рабочая

  3. Обеденная

  4. все ответы верны

3. В каком стиле оформлена кухня, в которой преобладают яркие фасады, металлические и стеклянные поверхности.

  1. деревенский

  2. классический

  3. модерн

  4. минимализм

4. Какому виду требований соответствует данная характеристика:

гармоничное цветовое сочетание стен и мебели, художественное оформление интерьера, наличие комнатных цветов.

  1. эстетические

  2. санитарные

  3. эргономические

  4. гигиенические

5. Это однолетнее кустарниковое растение древовидной формы, используемое для производства ткани.

  1. лен

  2. хлопчатник

  3. мальва

  4. цикорий

6. В полотняном переплетении нити основы и нити утка чередуются:

  1. через две нити

  2. через одну нить

  3. через одну и две нити

  4. через две и три нити

7. Как называется совокупность операций, в результате которых из волокнистой массы получается пряжа?

  1. переплетение

  2. прядение

  3. вышивание

  4. шитье

8. Отметьте, какое из перечисленных требований следует выполнять при работе на швейной машине.

  1. работать стоя

  2. убрать предметы, не требующиеся при выполнении задания

  3. наклоняться нужно как можно ближе к швейной машине

  4. на педаль следует нажимать обеими ногами как можно сильнее

9. Установите соответствие между размерными признаками и условными обозначениями.

1А, 2Б, 3Г, 4В

1В, 2Г, 3А, 4Б

1Б, 2А, 3В, 4 Г

1Г, 2В, 3А, 4Б

10. Нить основы ткани определяет:

  1. ширину ткани

  2. кромку ткани

  3. длину ткани

  4. линию раскроя

11. Определите соответствие свойств ткани их способностям:

1) прочность

А) способность нитей ткани выскальзывать по срезам, образуя бахрому

Б) способность ткани противостоять разрыву

2) осыпаемость

В) способность ткани сохранять тепло

Г) способность ткани впитывать влагу

3) гигроскопичность

Д) способность создавать красивую форму в виде мягких складок

  1. 1Б, 2А, 3Г

  2. 1В, 2Д, 3А

  3. 1А,Б, 2В,Г, 3Д

  4. 1Г, 2А, 3Б

12. Отметьте вид льняной ткани:

  1. вельвет

  2. ситец

  3. батист

  4. парусина

13. Определите, какие инструменты и приспособления необходимы для изготовления выкроек и раскроя:

  1. карандаш, ножницы, швейная игла, булавки, мел, нитки, сантиметровая лента

  2. карандаш, швейная машинка, калька, нитки, мел, линейка, сантиметровая лента

  3. карандаш, ножницы, калька, булавки, мел, линейка, сантиметровая лента

  4. карандаш, резец, бумага, иголка, мел, нитки, сантиметровая лента

14. Определите, где неправильно указаны критерии качества кроя.

  1. рисунок ткани на всех деталях кроя не должен иметь одинаковое направление

  2. величина припусков на швы (за некоторыми исключениями) должна быть стандартной.

  3. Ширина припусков на швы не должна меняться по всей длине соответствующего вреза.

  4. срезы изделия должны быть ровными

15. К регулирующим механизмам швейной машины относится:

  1. переключатель вида строчки

  2. регулятор длины стежка

  3. клавиша шитья назад

  4. все ответы верны

16. Отметьте верное утверждение.

  1. Продавец – работник магазина, который отпускает товар покупателям.

  2. Продавец – специалист по оформлению витрин.

  3. Продавец – специалист по приготовлению пищи.

  4. Продавец – работник, который в кафе или ресторане подает посетителям кушанья.

17. Отметьте, что относится к кухонным принадлежностям.

  1. разделочная доска

  2. миксер

  3. нож

  4. все ответы верны

18. Техника оклеивания формы кусочками мягкой бумаги в несколько слоёв называется:

  1. папье-маше

  2. кракле

  3. оригами

  4. квиллинг

19. Определите, какое изделие будет пошито по данной выкройке.

брюки

юбка

платье

для ответа не хватает данных

20. Отметьте, что является частью интерьера?

  1. пол

  2. мебель

  3. вазы

  4. все ответы верны

infourok.ru

Тест по технологии на тему :Технология (девочки), 7 класс

ЗаданияТехнология (девочки), 7 класс 1. Внутренний вид и оформление помещения в определенном художественном стиле. план дизайн интерьер планировка 2. Зона в кухне, предназначенная для приготовления пищи. столовая рабочая Обеденная все ответы верны 3. В каком стиле оформлена кухня, в которой преобладают яркие фасады, металлические и стеклянные поверхности. деревенский классический модерн минимализм 4. Какому виду требований соответствует данная характеристика: гармоничное цветовое сочетание стен и мебели, художественное оформление интерьера, наличие комнатных цветов. эстетические санитарные эргономические гигиенические 5. Это однолетнее кустарниковое растение древовидной формы, используемое для производства ткани. лен хлопчатник мальва цикорий 6. В полотняном переплетении нити основы и нити утка чередуются: через две нити через одну нить через одну и две нити через две и три нити 7. Как называется совокупность операций, в результате которых из волокнистой массы получается пряжа? переплетение прядение вышивание шитье 8. Отметьте, какое из перечисленных требований следует выполнять при работе на швейной машине. работать стоя убрать предметы, не требующиеся при выполнении задания наклоняться нужно как можно ближе к швейной машине на педаль следует нажимать обеими ногами как можно сильнее 9. Установите соответствие между размерными признаками и условными обозначениями. 1) обхват талии А) Ог2) обхват бёдер Б) Ди3) обхват груди В) Об 4) длина поясного изделия Г) От 1А, 2Б, 3Г, 4В 1В, 2Г, 3А, 4Б 1Б, 2А, 3В, 4 Г 1Г, 2В, 3А, 4Б 10. Нить основы ткани определяет: ширину ткани кромку ткани длину ткани линию раскроя 11. Определите соответствие свойств ткани их способностям: 1) прочность А) способность нитей ткани выскальзывать по срезам, образуя бахрому Б) способность ткани противостоять разрыву 2) осыпаемость В) способность ткани сохранять тепло Г) способность ткани впитывать влагу 3) гигроскопичность Д) способность создавать красивую форму в виде мягких складок 1Б, 2А, 3Г 1В, 2Д, 3А 1А,Б, 2В,Г, 3Д 1Г, 2А, 3Б 12. Отметьте вид льняной ткани: вельвет ситец батист парусина 13. Определите, какие инструменты и приспособления необходимы для изготовления выкроек и раскроя: карандаш, ножницы, швейная игла, булавки, мел, нитки, сантиметровая лента карандаш, швейная машинка, калька, нитки, мел, линейка, сантиметровая лента карандаш, ножницы, калька, булавки, мел, линейка, сантиметровая лента карандаш, резец, бумага, иголка, мел, нитки, сантиметровая лента 14. Определите, где неправильно указаны критерии качества кроя. рисунок ткани на всех деталях кроя не должен иметь одинаковое направление величина припусков на швы (за некоторыми исключениями) должна быть стандартной. Ширина припусков на швы не должна меняться по всей длине соответствующего вреза. срезы изделия должны быть ровными 15. К регулирующим механизмам швейной машины относится: переключатель вида строчки регулятор длины стежка клавиша шитья назад все ответы верны 16. Отметьте верное утверждение. Продавец – работник магазина, который отпускает товар покупателям. Продавец – специалист по оформлению витрин. Продавец – специалист по приготовлению пищи. Продавец – работник, который в кафе или ресторане подает посетителям кушанья. 17. Отметьте, что относится к кухонным принадлежностям. разделочная доска миксер нож все ответы верны 18. Техника оклеивания формы кусочками мягкой бумаги в несколько слоёв называется: папье-маше краклеоригами квиллинг19. Определите, какое изделие будет пошито по данной выкройке. брюки юбка платье для ответа не хватает данных

20. Отметьте, что является частью интерьера? пол мебель вазы все ответы верны 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 С В С А В В В В D С А D С А D А D А В D

weburok.com

Разработка урока по технологии на тему "Классификация текстильных волокон. Натуральные волокна растительного происхождения" (5 класс)

Класс: 5

Раздел: Основы материаловедения

Тема: Классификация текстильных волокон. Натуральные волокна растительного происхождения.

Цель урока:

  1. Познакомить с классификацией текстильных волокон, с видами тканей из растительных волокон и их свойствами.

Задачи урока:

  1. Развивать навыки анализа и сравнения.

2. Развивать познавательный интерес.

3. Содействовать воспитанию внимательности, привитию эстетического вкуса.

Методическое оснащение урока:

  1. Материально – техническая база:

  • кабинет ТО;

  • инструменты, приспособления: лупы.

  • материалы: образцы х/б и льняной ткани.

  1. Дидактическое обеспечение:

  • учебник п. 1;

  • наглядные пособия коллекций «Хлопок», «Лён», «Текстильные волокна».

Методы обучения:

- словесные: загадки, вопросы, пословицы;

- наглядные: слайды, коллекции «Хлопок», «Лён», образцы ткани;

- кроссворды;

- практические: самостоятельные работы учащихся по изучению волокон хлопка и льна.

Форма организации деятельности учащихся:

- индивидуальная, коллективная.

Объект труда: образцы волокон, тканей.

Словарная работа: материаловедение, волокно (натуральное, химическое), гигроскопичность, хлопчатник, хлопчатобумажные и льняные ткани, лен.

Тип урока: урок приобретения новых знаний.

План урока

1. Организационный момент.

1. Приветствие. 2. Проверка явки учащихся.3. Заполнение классного журнала.4. Проверка готовности учащихся к уроку.5. Сообщение темы урока.

2. Актуализация знаний учащихся.

3. Сообщение новых сведений:

3.1. Классификация текстильных волокон.3.2. Волокна хлопка. Их свойства.3.3. Волокна льна. Их свойства.4. Физкультминутка.

5. Практическая работа: - заполнение таблицы – “свойства волокон хлопка и льна”.

6. Закрепление нового материала.

1. Игры (анаграммы, кроссворд).

2. Вопросы по пройденному материалу.

7. Подведение итогов урока.

8. Домашнее задание.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

  • приветствие;

  • контроль посещаемости;

  • заполнение учителем классного журнала;

  • настрой учащихся на работу;

  • доведение до учащихся плана урока.

  1. Актуализация знаний учащихся. (Слайд 1)

- В повседневной жизни нас постоянно окружают вещи из различных материалов. Тканью люди пользуются с древнейших времен.

- Как вы думаете, почему нашу одежду изготовляют из ткани, а не из бумаги? Какой материал мягче – ткань или бумага? Что из них прочнее?

В мире существует огромное количество видов тканей, различных по внешнему виду, по составу, и на ощупь.

- Чтобы сшить любое изделие, надо правильно выбрать соответствующую ткань, узнать её свойства. Поэтому, прежде чем приступать к изготовлению швейного изделия, необходимо познакомиться с основами швейного материаловедения. (Слайд 2)

3. Изложение нового материала

Швейное материаловедение – изучает строение и свойства материалов.

- Я загадаю вам загадки, они записаны на доске.

Пушист, да не пух,И бел, да не снег,На поле растётЗамечательный мех.

Голубой глазок, золотой стебелёк,Скромный на вид, на весь мир знаменит,Кормит, одевает, и дом украшает.

- Сейчас вам отгадать их сложно, но если вы будете внимательно слушать новый материал, то вы без труда поймёте, о чём в них говорится.

- С первых дней появления на свет человек сталкивается с различными тканями. Их вырабатывают из пряжи на ткацких станках, а пряжу – из волокон.

- Перед вами лежат кусочки ткани. Выделите из ткани одну нить.

- Разорвите нить, внимательно рассмотрите место разрыва, что вы видите? (Дети обычно отвечают: волоски)

- Эти волоски правильно называются волокнами.

Волокно – это очень тонкие, гибкие, прочные нити, длина которых во много раз больше, чем их поперечный размер.

Текстильные волокна – это волокна, которые используют для изготовления пряжи, ниток, тканей и других текстильных материалов.

Текстильные волокна очень разнообразные, но все они делятся на две основные группы: натуральные и химические. (Слайд 3)

Натуральные волокна создаёт сама природа. Натуральные волокна – это волокна растительного, животного и минерального происхождения.

Химические - это волокна, которые получают химическим способом в заводских условиях. (Слайд 4)

Классификация текстильных волокон

Текстильные волокна

Натуральные

Химические

Свойства текстильных волокон (Слайд 5)

Свойства

Определение

Гигроскопичность

способность хорошо впитывать влагу

Воздухопроницаемость

способность пропускать воздух

Упругость

способность сохранять форму и размеры после нагрузки

Прочность

способность выдерживать нагрузки

В этом году мы познакомимся с натуральными волокнами растительного происхождения.

Хлопчатник (Слайд 6)

Хлопок получают из растений хлопчатника — это одно из древнейших растений, его начали возделывать 4000 лет назад. Хлопок называют «белым золотом», произрастает в так называемом хлопковом поясе, охватывающем некоторые районы Китая, Индии, Пакистана, Средней Азии, Америки, Африки. По традиционной версии хлопок - выходец из Египта. Мумия, относящаяся к периоду 2500 лет до н. э., была обернута в хлопковую ткань.

Европа узнала о хлопке намного позже. Ткани эти были очень дорогими и редкими.

О происхождении хлопка в Европе ходили самые фан­тастические рассказы. Более того, выпускались книги, в которых приводились рисунки «хлопковых овечек», даю­щих «хлопковую шерсть». (Слайд 7, 8, 9)

В Средней Азии хлопчатник также возделывался с древности. Здесь много солнца, а "дитя солнца", как называют хлопчатник, в пору цветения больше всего любит свет и тепло.

На Руси хлопок-сырец становится известным в середи­не XV века, но долгое время, до начала XIX столетия, упо­требление его оставалось ничтожным.

Первые упоминания о промышленной обработке хлопка в России датированы XVI в.

В настоящее время наша страна не только полностью освободилась от импорта хлопка и хлопчатобумажных тка­ней, но и сама экспортирует высококачественный хлопок во многие страны мира.

  1. Хлопчатник – это однолетнее растение. После его цветения образуется коробочка, внутри которой находятся семена, покрытые тонкими волокнами хлопка в виде волосков. В период созревания коробочка раскрывается, и из нее пушистой массой выходит волокно хлопка. (Слайд 7)

Эти волокна обычно белые, но существуют сорта хлопчатника с волокнами бежевого, зеленоватого и других цветов. Чем длиннее и тоньше волокно хлопчатника (длина от 6 до 52 мм), тем оно ценнее.

Хлопок собирают хлопкоуборочными машинами, сортируют и упаковывают в кипы. Собранный хлопок поступает на хлопкоочистительные заводы для первичной обработки, где волокна разрыхляют, очищают от сора, расчесывают, вытягивают в тонкую ровную ленту – ровницу. Затем волокно поступает на прядильную фабрику.

Волокна хлопка горят желтым пламенем и сгорают полностью, образуя серый пепел, имеет запах жженой бумаги. (Слайд 10)

Из хлопка вырабатывают ткани бельевые, платьевые, костюмные, изготавливают полотенца и постельное белье, швейные нитки и пряжу. (Слайд 11, 12)

Лён

Лен известен человеку с дав­них пор. Археологи установили, что наиболее древние образцы льна появились примерно за 8 тыс. лет до н. э. Уже 7 тыс. лет назад в Палестине, а за 3 тыс. лет до н.э. в Египте и Ассирии не только выращивали лен, но и ткали из него тонкие ткани. На Руси лен известен с незапамятных времен и любовно в народе именуем "Лен-батюшка". На территории нашей страны он широко возделывается с X в. В XII-XV вв. Основными центрами производства льна и торговли им стали Новгород и Псков. Исстари русский лен счи­тали символом чистоты, света, верности. (Слайд 13, 14, 15)

В настоящее время лен возделывается во многих странах мира: в России, Египте, Турции, Индии, США, Аргентине и др.

Для получения волокон выращивают специальный вид льна – лён-долгунец. Это однолетнее травянистое растение с одиночным прямым неветвящимся стеблем высотой до 150 см и диаметром 1-2 мм. (Слайд 16)

Лен-кудряш – имеет ветвящиеся стебли и низкий рост. Дает много семян, содержание льняного масла в которых достигает 52 %, но волокна его низкого качества. (Слайд 17)

Лен-межеумок – стоит по своим качествам между долгунцом и кудряшом. (Слайд 18)

Цвет льняных волокон – от светло-серого до темно-се­рого, с блестящей и гладкой поверхностью, обладают большой прочностью и воздухопроницаемостью. (Слайд 19)

Гигроскопичность больше, чем у хлопка, выдерживает большую температуру нагрева утюга.

Лен убирают льнокомбайнами и теребильными машинами. От стеблей отделяют семенные коробочки. Такие стебли называют льняной соломой. Льняную солому связывают в снопы и отправляют на специальные фабрики, где она проходит первичную обработку — ее мочат, сушат, мнут, треплют. Это делается для того, чтобы удалить плотные наружные части стеблей. После трепания льна получается очищенное льняное волокно, которое поступает на прядиль­ные фабрики.

Горит лен также как и хлопок.

Используют льняное волокно для производства летних костюмных тканей, белья, скатертей, полотенец, для пошива рабочей одежды. Из льняного волокна получают различные ткани от брезента до батиста, широко используемые в технике и быту. (Слайд 20, 21, 22)

В семенах льна содержатся масла, имеющего важное техническое значение. Из него приготовляют олифу, лаки, масляные краски. Льняное масло и сами семена применяют и в медицине.

- А теперь вернёмся к нашим загадкам. Можете вы теперь сказать, о чём в них говорится? (В первой загадке говорится о хлопке, а во второй о льне). Выполните рисунок хлопчатника и льна - долгунца в тетради.

4. Физкультминутка.

    1. Выполняется сидя. Быстро моргать в течение 30 секунд.

    2. Выполняется сидя. Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, затем открыть на 3-5 секунд. Повторять 6-8 раз.

    3. Выполняется стоя. Голова неподвижна. Поднять глаза кверху, опустить книзу. Повернуть глаза в правую сторону, в левую сторону. Повторить 6-8 раз.

  1. Выполнение практической работы № 1 «Знакомство с натуральными волокнами растительного происхождения» (Слайд 23)

Далее мы с вами будем выполнять практическую работу № 1 на 8-ой странице ваших учебников. Используя наши коллекции «Волокна» вам нужно сравнить между собой волокна хлопка и льна по внешнему виду и на ощупь. Выполняйте работу по пунктам как указано в учебниках. (В ходе самостоятельной работы учитель следит за правильностью выполнения работы. Если учащимися, допускается много ошибок или возникают затруднения в работе, проводится текущий инструктаж. В ходе текущего инструктажа следует более подробно разъяснить порядок выполнения работы, сконцентрировать внимание учащихся на более эффективных методах выполнения работы. Анализируется работа учащихся, разбираются типичные ошибки.).

- Сейчас вы рассмотрели свойства волокон. Теперь обратите внимание, какими свойствами будут обладать ткани из этих волокон.

Виды хлопчатобумажных и льняных тканей (Слайд 24)

Виды хлопчатобумажных и льняных тканей, их свойства

Ткани

Положительные свойства

Отрицательные свойства

Виды тканей

Применение

Хлопчато-бумажные

Гигроскопичные (легко впитывают влагу), прочные, быстро высыхают, легко стираются, гладятся, хорошо пропускают воздух

Сильная сминаемость, усадка, нестойкость окраски

Ситец – пестрая ткань полотняного переплетения с набивным рисунком; сатин – ткань сатинового переплетения; бязь – ткань полотняного переплетения, она толще и плотнее, чем ситец; фланель – ткань с начесанным двухсторонним ворсом, вельвет

Постельное и столовое белье, бытовая одежда

Льняные

Гигроскопичные (легко впитывают влагу), прочные, быстро высыхают

Сильная сминаемость, осыпаемость, усадка, жесткость

Ткани бытового и технического назначения: скатерти, салфетки, полотенца; тик – плотная полосатая ткань

Постельное и столовое белье, бытовая одежда, скатерти

6. Закрепление пройденного материала. (Слайд 25)

- А сейчас мы проверим, какие вы были внимательные на уроке.

1 задание: Решите анаграммы и исключите лишнее слово.

Етнхлогояи

Ктнаь

Оволнко

Лхпоачнтки

Укиланиря

Лхпоко

Ёлн

2 задание: Отгадайте кроссворд. (Слайд 26)

Кроссворд.

По горизонтали: 3. Волокна, получаемые в заводских условиях. 6. Волокна растительного, животного и минерального происхождения. 8. Способность волокон поглощать влагу. 9. Волокна, содержащиеся в плодах растений.

По вертикали: 1. Наука об умении, мастерстве и искусстве. 2. Материал для изготовления швейных изделий. 4. Однолетнее растение древовидной формы. 5. Волокно и растение одноимённого названия. 7. Тонкая непряденая нить.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

- Урок наш подходит к концу. Сегодня вы узнали, что прежде, чем изготовить какое-либо изделие, необходимо изучить свойство материалов, из которых оно будет изготавливаться. Вы познакомились с хлопчатобумажными и льняными волокнами. (Слайд 27)

  1. Что изучает швейное материаловедение?

  2. Что называют волокном?

  3. Какие текстильные волокна вам известны? (Мы знаем волокна натуральные и химические).

  4. Какие натуральные волокна мы сегодня изучили? (Мы изучили волокна растительного происхождения – хлопок и лён).

  5. О чём говорится в загадках? (В одной загадке говорится о хлопке, а во второй о льне).

7. Подведение итогов:

Оценки работы учащихся на уроке.

8. Домашнее задание: изучить материал учебника, ответить на вопросы.

Список литературы.

  1. Занимательные уроки технологии для девочек. 5 класс: Пособие для учителей. – М.: Школьная пресса, 2006.

  2. Поурочные планы по учебнику «Технология. Обслуживающий труд.5 класс» Симоненко В. Д.

  3. Технология. Обслуживающий труд: 5 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений под редакцией Симоненко В. Д.

  4. Доступные интернет ресурсы.

infourok.ru


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта