Обоснуйте роль растений в историческом преобразовании биосферы. Биосфера, ее границы. Учение В. И. Вернадского о биосфере. Ведущая роль живого вещества в преобразовании биосферы.

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

113.Эволюция биосферы. Ресурсы биосферы. Обоснуйте роль растений в историческом преобразовании биосферы


Часть 3 Одна самка обыкновенной щуки откладывает 500 тысяч икринок

birmaga.ru   1 ... 18 19 20 21 22 ... 25 26 часть особей погибает или не оставляет потомства
  • действие регуляторных механизмов ослабевает
  • увеличивается риск развития заболеваний, обостряется конкуренция, ощущается нехватка пищи
  • численность популяции заметно уменьшается Часть 3
    1. Одна самка обыкновенной щуки откладывает 500 тысяч икринок. Объясните, почему численность этого вида не возрастает в водоемах беспредельно.
    2. Найдите ошибки в приведенном тексте, Укажите номера предложений, в которых они сделаны, запишите эти предложения без ошибок.
    1. В состав пищевой цепи биогеоценоза входят продуценты, консументы и редуценты.
    2. Первым звеном пищевой цепи являются консументы.
    3. У консументов на свету накапливается энергия, усвоенная в процессе фотосинтеза.
    4. В темновой фазе фотосинтеза выделяется кислород.
    5. Редуценты способствуют освобождению энергии, накопленной консументами и продуцентами.
    1. Какую роль играют кишечнополостные в морских биоценозах?
    2. Обоснуйте роль растений в историческом преобразовании биосферы. Приведите не менее четырех обоснований.
    Ответы к заданиям первой части
    А1 А2 А3

    А4

    А5 А6 А7 А8 А9 А10 А11 А12
    2 3 3 1 2 1 1 3 2 1 4 3
    А13 А14 А15 А16 А17 А18 А19
    А20
    А21 А22 А23 А24
    4 1 4 2 2 1 4 3 1 3 2 4
    А25 А26 А27 А28 А29 А30 А31 А32 А33 А34 А35 А36

    3

    4 4 4 4 1 2 1 4 1 3 1
    Ответы к заданиям второй части
    В1 В2 В3 В4 В5 В6 В7 В8
    136 125 235

    ВДБГА АГБВД
    Ответы к заданиям третьей части
    1. Одна самка обыкновенной щуки откладывает 500 тысяч икринок. Объясните, почему численность этого вида не возрастает в водоемах беспредельно.
    Ответ:
    Содержание верного ответа и указания по оцениванию

    (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

    Баллы

    Элементы ответа:

    1. при наружном оплодотворении в воде не все икринки бывают оплодотворены;
    2. абиотические и биотические условия способствуют массовой гибели мальков
    Ответ включает 2 названных выше элемента, не содержит биологических ошибок 2
    Ответ включает 1 из названных выше элементов, ИЛИ ответ включает 2 названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки 1
    Ответ неправильный 0
    Максимальный балл 2
    1. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, запишите эти предложения без ошибок.
    1. В состав пищевой цепи биогеоценоза входят продуценты, консументы и редуценты.
    2. Первым звеном пищевой цепи являются консументы.
    3. У консументов на свету накапливается энергия, усвоенная в процессе фотосинтеза.
    4. В темновой фазе фотосинтеза выделяется кислород.
    5. Редуценты способствуют освобождению энергии, накопленной консументами и продуцентами.
    Ответ:
    Содержание верного ответа и указания по оцениванию

    (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

    Баллы
    Элементы ответа:

    Ошибки допущены в предложениях:

    1. 2-первым звеном являются продуценты;
    2. 3-консументы не способны к фотосинтезу, они используют готовые органические вещества;
    3. 4-кислород выделяется в световой фазе фотосинтеза
    В ответе указаны и объяснены все три ошибки 3
    В ответе указаны и объяснены 2 ошибки, ИЛИ указаны 3 ошибки, но объяснены только 2 из них 2
    В ответе указана и объяснена 1 ошибка, ИЛИ указаны 2-3 ошибки, но объяснена 1 из них 1
    Ответ неправильный (ошибки определены неверно), ИЛИ указаны 1-3 ошибки, но не объяснена ни одна из них 0
    Максимальный балл 3
    1. Какую роль играют кишечнополостные в морских биоценозах?
    Ответ:
    Содержание верного ответа и указания к оцениванию

    (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

    Баллы
    Элементы ответа:
    1. кишечнополостные питаются мелкими плавающими животными и регулируют их численность;
    2. служат пищей многим животным;
    3. образуют коралловые острова и рифы, биофильтраторы
    Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок 3
    Ответ включает 2 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 3 названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки 2
    Ответ включает 1 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 2 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки 1
    Ответ неправильный 0
    Максимальный балл 3
    1. Обоснуйте роль растений в историческом преобразовании биосферы. Приведите не менее четырех обоснований.
    Ответ:
    Содержание верного ответа и указания к оцениванию

    (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

    Баллы
    Элементы ответа:
    1. обеспечили преобразование солнечной энергии, создание органических веществ и гетеротрофное питание;
    2. обеспечили накопление в атмосфере кислорода и появление аэробных организмов;
    3. способствовали формированию озонового слоя, что обеспечило выход организмов на сушу;
    4. участвовали в образовании почвы, торфа, полезных ископаемых
    Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок 3
    Ответ включает 2–3 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ включает 4 названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки 2
    Ответ включает 1 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ включает 2–3 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки 1
    Ответ неправильный 0
    Максимальный балл 3
    Контрольная работа по блоку "Эволюция живой природы"

    Вариант 1

    Часть 1

    Выбрать один правильный ответ.

    1. Эволюционная теория изучает:
    1. строение и функции живых систем;
    2. общие закономерности и движущие силы исторического развития органического мира;
    3. химический состав живых систем;
    4. причины и механизмы возникновения жизни на Земле.
    1. Основные движущие силы эволюции по Ламарку:
    1. борьба за существование;
    2. искусственный отбор;
    3. способность организмов реагировать на изменения окружающей среды и внутреннее их стремление к усовершенствованию;
    4. естественный отбор.
    1. Социально-экономические предпосылки теории Дарвина:
    1. развитие капитализма в Англии;
    2. эволюционное учение Ламарка;
    3. успехи в изучении физики и химии;
    4. клеточная теория.
    1. Естественный отбор сохраняет признаки:
    1. полезные и нейтральные для вида;
    2. вредные для вида;
    3. полезные для человека;
    4. нейтральные для человека.
    1. Результаты эволюции по Ч.Дарвину:
    1. конвергенция и дивергенция признаков;
    2. повышение уровня организации живых существ и относительная приспособленность их к среде;
    3. малочисленность видов;
    4. изначальная целесообразность организмов.
    1. Сравнительная анатомия изучает:
    1. зародышевое развитие организмов;

    2. ископаемые остатки организмов;
    3. общность и различие в строении организмов;
    4. закономерности распределения организмов на Земле.
    1. Гомологичные органы:
    1. жабры рака и жабры рыбы;
    2. передние конечности крота и рука человека;
    3. крыло бабочки и крыло птицы;
    4. глаз человека и глаз паука.
    1. К атавизмам относятся:
    1. мышцы, двигающие ушную раковину;
    2. третье веко и копчик;
    3. хвост и сплошной волосяной покров;
    4. аппендикс.
    1. Палеонтология изучает:
    1. зародышевое развитие организмов;
    2. ископаемые остатки организмов;
    3. общность и различие в строении организмов;
    4. закономерности распределения организмов на Земле.
    1. Критериями вида не являются:
    1. морфологический и физиологический;
    2. физиологический и экологический;
    3. генетический;
    4. цитологический.
    1. Примером покровительственной окраски служит:
    1. ярко-красная окраска у божьей коровки;
    2. белый цвет меха у зайца-беляка зимой;
    3. зелёная окраска растений;
    4. сходство в окраске брюшка осы и мухи-журчалки.
    1. Главные направления эволюции:
    1. конвергенция и дивергенция;
    2. биологический прогресс и регресс;
    3. параллелизм;
    4. катагенез.
    1. Свойства ароморфозов:
    1. повышают общий уровень организации организмов и сохраняются при дальнейшей эволюции;
    2. позволяют организмам занимать разные экологические ниши;
    3. позволяют приспосабливаться к конкретным условиям среды;
    4. не сохраняются при дальнейшей эволюции.
    1. Открытие Н.И. Вавиловым центров многообразия и происхождения культурных растений послужило основой для создания:
    1. Главного ботанического сада
    2. коллекции семян видов и сортов растений
    3. селекционных станций
    4. Института генетики
    1. Под воздействием, какого фактора эволюции у организмов сохраняются полезные признаки?
    1. мутаций
    2. внутривидовой борьбы
    3. межвидовой борьбы
    4. естественного отбора
    1. Появление у древних млекопитающих четырёхкамерного сердца, теплокровности, развитой коры головного мозга – пример:
    1. идиоадаптации
    2. ароморфоза
    3. биологического прогресса
    4. биологического регресса
    1. Расширение ареала вида, изоляция входящих в него популяций, воздействие на них движущих сил эволюции – причины:
    1. экологического видообразования
    2. географического видообразования
    3. биологического регресса
    4. биоритмов в природе
    1. Появление большого разнообразия видов насекомых на Земле – следствие развития их по пути:
    1. ароморфоза
    2. дегенерации
    3. биологического регресса
    4. идиоадаптации
    1. Что является структурной единицей вида?
    1. особь
    2. колония
    3. стая
    4. популяция
    1. В чем проявляется роль наследственной изменчивости в эволюции?
    1. В повышении жизнеспособности популяции
    2. В увеличении генетического разнообразия особей в популяции и повышении эффективности отбора
    3. В уменьшении генетического разнообразия особей в популяции и повышении эффективности отбора
    4. В увеличении неоднородности особей в популяции и снижении эффективности отбора
    1. Каковы последствия действия движущего отбора?
    1. сохранение старых видов
    2. поддержание нормы реакции
    3. появление новых видов
    4. устранение особей с новыми мутациями
    1. Форма отбора, в результате которого возникает устойчивость насекомых – вредителей сельскохозяйственных растений – к действию ядохимикатов, -
    1. движущая
    2. искусственная
    3. стабилизирующая
    4. методическая
    1. Генофонд популяции – это совокупность всех составляющих
    1. генов
    2. особей
    3. семейств
    4. фенотипов
    1. Усиление в природной популяции мутационного процесса
    1. повышает эффективность естественного отбора
    2. обеспечивает дрейф генов
    3. увеличивает численность особей
    4. ускоряет колебания численности популяций
    1. Примером межвидовой борьбы за существование служат отношения между
    1. взрослой лягушкой и головастиком
    2. бабочкой капустницей и ее гусеницей
    3. дроздом певчим и дроздом рябинником
    4. волками одной стаи
    1. Среди перечисленных примеров ароморфозом является
    1. плоская форма тела у ската
    2. покровительственная окраска кузнечика
    3. четырехкамерное сердце у птиц
    4. редукция пищеварительной системы у паразитических червей
    1. Какую роль в природе играет состязание самцов за самку при размножении
    1. улучшает генофонд популяции
    2. способствует развитию видовых признаков
    3. сохраняет плодовитость самок
    4. способствует повышению плодовитости особей
    1. Пример экологического видообразования – это формирование
    1. видов синиц: большой, лазоревки, хохлатой
    2. форм прострела: западный и восточный
    3. видов лиственниц: сибирской и даурской
    4. видов лютика: ползучего, прыщенца, едкого
    1. Роль рецессивных мутаций в эволюции состоит в том, что они
    1. проявляются в первом поколении
    2. являются скрытым резервом наследственной изменчивости
    3. как правило, вредны для организма
    4. затрагивают гены клеток тела, а не гамет
    1. В чем проявляется приспособленность плоских червей паразитов к среде обитания?
    1. плоская форма тела
    2. органы прикрепления – присоски
    3. замкнутая пищеварительная система
    4. паренхима между органами
    1. У земноводных, живущих в умеренном климате, в результате эволюции сформировались приспособления к перенесению неблагоприятных условий
    1. оцепенение
    2. запасание корма
    3. перемещение в теплые районы
    4. изменения окраски
    1. В какую историческую эпоху появились прокариоты
    1. архейскую
    2. протерозойскую
    3. палеозойскую
    4. мезозойскую
    1. Какие особенности организации кистеперых рыб позволяют считать их предками наземных позвоночных
    1. чешуя на теле, наличие плавников
    2. образование легкие, особое строение плавников
    3. обтекаемая форма тела, хорошо развитые органы чувств
    4. дыхание с помощью жабр, хищничество
    1. Одно из доказательств родства кишечнополостных и простейших –
    1. расположение клеток в два слоя

    2. наличие стрекательных клеток
    3. развитие организма из одной клетки
    4. внеклеточное пищеварение
    1. Приспособленность животных к сезонным изменениям в природе – это
    1. охота акул, скатов
    2. миграция перелетных птиц
    3. ночная активность летучих мышей
    4. движение створок раковины моллюска
    Часть 2

    В1 – В3. Выбрать три правильных ответа из шести.

    1. Какие из перечисленных примеров иллюстрируют общую дегенерацию
    1. сокращение числа пальцев до 2-х у страусов
    2. упрощение нервной системы у ленточных червей
    3. превращение корней у растения повилики в присоски
    4. развитие зародышей млекопитающих в мышечной органе – матке
    5. отсутствие фотосинтеза у растений паразитов
    6. отсутствие конечностей у змей
    1. Выберите три признака, относящиеся к движущим силам эволюции
    1. индивидуальная изменчивость
    2. естественный отбор
    3. модификационная изменчивость
    4. искусственный отбор
    5. географическое распространение
    6. наследственность
    1. Появление, каких изменений у растений в процессе эволюции не способствовало общему подъему их организации?
    1. появление корней у древних папоротников
    2. появление хлорофилла у мхов
    3. возникновение тканей у хвойных
    4. возникновение семени у голосеменных
    5. появление цветка и плода у покрытосеменных
    6. возникновение проводящих тканей у цветковых
    1. Установите соответствие между примером и видом сравнительно-анатомических доказательств эволюции, к которому его относят.
  •   следующая страница >>
     

    birmaga.ru

    Персональный сайт - Цитология. Часть С

    ЭКОЛОГИЯ   на  03.03.18

    1. Установите со­от­вет­ствие между при­род­ным об­ра­зо­ва­ни­ем и ве­ще­ством биосферы со­глас­но классификации В. И. Вернадского.

    ПРИРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

     

    ВЕЩЕСТВО БИОСФЕРЫ

    A) известняк

    Б) базальт

    B) глина

    Г) нефть

    Д) ка­мен­ный уголь

     

    1) биогенное

    2) косное

    2. Установите со­от­вет­ствие между при­род­ным об­ра­зо­ва­ни­ем и ве­ще­ством биосферы со­глас­но классификации В. И. Вернадского.

     

    ПРИРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

     

    ВЕЩЕСТВО БИОСФЕРЫ

    A) морская соль

    Б) мор­ской ил

    B) глина

    Г) почва

    Д) гранит

    Е) дву­стор­ча­тые моллюски

     

    1) биокосное

    2) косное

    3) живое

    3. Установите соответствие между природным образованием и веществом биосферы согласно классификации В. И. Вернадского.

     

    ПРИРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

     

    ВЕЩЕСТВО БИОСФЕРЫ

    A) речной песок

    Б) горная порода

    B) морской ил

    Г) почва

    Д) колония кораллов

    Е) плесневые грибы

     

    1) косное

    2) живое

    3) биокосное

    4. Установите со­от­вет­ствие между осо­бен­но­стя­ми круговорота ве­ще­ства и веществом.

    ОСОБЕННОСТИ КРУГОВОРОТА

     

    ВЕЩЕСТВО

    А) боль­ше всего этого ве­ще­ства со­дер­жит­ся в атмосфере

    Б) клу­бень­ко­вые бак­те­рии пре­вра­ща­ют это ве­ще­ство в нитраты

    В) около 50% воз­вра­ща­ет­ся в ат­мо­сфе­ру растениями

    Г) зна­чи­тель­ные ко­ли­че­ства на­кап­ли­ва­ют­ся в оса­доч­ных породах

    Д) в вы­ды­ха­е­мом жи­вот­ны­ми воз­ду­хе со­дер­жит­ся зна­чи­тель­но больше, чем во вдыхаемом

    Е) по­гло­ща­ет­ся рас­те­ни­я­ми из почвы в виде ми­не­раль­ных солей

     

    1) углерод

    2) азот

    5. Установите соответствие между особенностями круговорота химического элемента и элементом: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

    ОСОБЕННОСТИ КРУГОВОРОТА

     

    ХИМИЧЕСКИЙ ЭЛЕМЕНТ

    А) основной резервуар — атмосфера

    Б) поглощается из атмосферы в основном бактериями

    В) около 50% возвращают в атмосферу растения

    Г) значительные количества накапливаются в составе осадочных пород и ископаемых

    Д) поглощается растениями из почвы в виде минеральных солей

    Е) не усваивается животными и растениями в молекулярном виде

     

    1) углерод

    2) азот

    6. Установите соответствие между признаками растений и их классификацией по отношению к воде: к каждой позиции, данной в правом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

    ПРИЗНАКИ РАСТЕНИЙ

     

    ГРУППЫ ПО

    КЛАССИФИКАЦИИ

    А) целиком или большей частью погружены в воду

    Б) в эпидермисе отсутствуют устьица

    В) растут по берегам водоёмов на мелководье

    Г) листовая пластинка тонкая, сильно рассечённая

    Д) хорошо развита аэренхима

    Е) хорошо развиты механические ткани листа, устьица на верхней стороне

     

    1) гидатофиты

    2) гидрофиты

    1.В чем проявляется особенности биосферы как оболочки Земли?

    1.в биосфере протекает биогеохимические процессы, проявляется геологическая деятельность всех организмов

    2. непрерывный биогенный круговорот веществ, регулируемый деятельностью организмов

    3. биосфера преобразует энергию Солнца в энергию органических веществ.

    2.Обоснуйте роль растений в историческом преобразовании биосферы.

    1 .обеспечили накопление в атмосфере кислорода и создание органических веществ

    2. способствовали формированию озонового экрана и выходу организмов на сушу

    3. участвовали в образовании ряда полезных ископаемых (торфа, каменного угля).

    3.Объясните, как в биосфере осуществляется круговорот углерода.       

    1) углекислый газ  процессе фотосинтеза преобразуется в органические вещества, которые запасаются в растении;

    2) эти вещества используют гетеротрофные организмы в цепях питания;

    3) при дыхании все организмы выделяют в атмосферу углекислый газ, который поглощается растениями.

    4. В природе осуществляется круговорот кислорода. Какую роль играют  в этом процессе живые организмы?

    1)  кислород образуется в растениях в процессе фотосинтеза и выделяется в атмосферу;

    2) в процессе дыхания кислород используется организмами, в их клетках происходят окислительно-восстановительные процессы энергетического обмена с образованием воды и углекислого газа;

    3)  бактерии-хемосинтетики используют кислород для окисления неорганических веществ с образованием АТФ.

    5. Как повлияет на круговорот углерода на Земле сокращение численности редуцентов?

    Ответ:

    1)         уменьшится скорость разложения органических веществ;

    2)         сократится поступление углекислого газа и его содержание в атмосфере;

    3)         уменьшение количества углекислого газа в атмосфере приведет к  нарушению   интенсивности   фотосинтеза   и   уменьшению биомассы живого вещества.

    ------------------------------------------------------------------------------------------------------------

    1. Объясните, почему внедрение некоторых видов в другие места обитания может вызвать резкое увеличение численности вида на новых местах.

    Элементы ответа:

    1) подходящие климатические условия;

    2) обилие кормовой базы;

    3) отсутствие конкурентов, хищников и паразитов.

    2.В результате лесного пожара выгорела часть елового леса. Объясните, как будет происходить его самовосстановление.

    Пояснение.

    1) Первыми развиваются травянистые светолюбивые растения.

    2) Потом появляются всходы березы, осины, сосны, семена которых попали с помощью ветра, образуется мелколиственный лес.

    3)Под пологом светолюбивых деревьев развиваются теневыносливые ели, которые впоследствии полностью вытесняют другие виды деревьев.

    3.Чем определяется устойчивость естественных экосистем?

    Пояснение.

    1) количеством видов,

    2) количеством звеньев в пищевых цепях и их сложным переплетением,

    3) саморегуляцией и самовозобновлением.

    4.В результате вулканической деятельности в океане образовался остров. Объясните последовательность формирования экосистемы на недавно образовавшемся участке суши.

    Пояснение.

    1) первыми поселяются микроорганизмы и лишайники, которые обеспечивают образование почвы;

    2) на почве поселяются растения, споры или семена которых заносятся ветром или водой;

    3) по мере развития растительности в экосистеме появляются животные, в первую очередь членистоногие и птицы.

    5.Почему в агроэкосистеме короткие цепи питания?

    Пояснение.

    1) В агроэкосистеме небольшое биоразнообразие (чаще всего продуцент представлен монокультурой).

    2) Несбалансированный круговорот веществ (или, изымается человеком продукция, истощается почва).

    3) Непродолжительные сроки существования.

    6.В результате длительного применения ядохимикатов на полях иногда наблюдается резкий рост численности вредителей. Укажите не менее трёх причин, способствующих увеличению их численности.

    Пояснение.

    1)Длительное применение ядохимикатов приводит к тому, что погибают хищники, питающиеся этими насекомыми, поскольку в конце пищевой цепи накапливается высокая концентрация ядохимикатов.

    2)Воздействие ядохимикатов приводит к выживанию особей на которых яд не действует, следовательно выживут и дадут потомство, у которых мутация они не восприимчивы к яду.

    3)Насекомые, приобретшие устойчивость к ядохимикату, находятся в очень хороших условиях (обилие пищи, отсутствие конкурентов и хищников), поэтому происходит резкий рост их численности.

    7.Что служит основой устойчивости экосистем? Укажите не менее трёх причин их устойчивости.

    Пояснение.

    1) Биологическое разнообразие, разнообразие пищевых сетей

    2) Замкнутый (полный круговорот веществ), наличие всех компонентов (продуцентов, консументов, редуцентов)

    3) Саморегуляция (за счет биотических связей количество всех видов поддерживается на постоянном уровне)

    8.Объясните, каковы причины устойчивости дубравы. Назовите не менее трёх причин.

    Элементы ответа:

    1) видовое разнообразие: биоценоз дубравы составляет более сотни видов растений и несколько тысяч видов животных; образование ярусов леса;

    2) высокая биологическая продуктивность дубравы;

    3) разветвлённые цепи и сети питания: богатство и разнообразие растений является причиной развития многочисленных потребителей из мира животных (растительноядные, плотоядные). Все виды служат источником питания и средой обитания для многочисленных паразитических организмов (наружных и внутренних). Выпадение какого-то одного вида животного существенно не нарушает всю систему;

    4) замкнутый круговорот веществ: высокая продуктивность растений приводит к образованию листового опада. С опадом в почву возвращается большая часть потреблённых растениями минеральных веществ и азота.

    9.Назовите четыре основных структурных компонента биогеоценоза, обеспечивающие круговорот веществ в природе, и укажите их функции.

    Пояснение.

    Элементы ответа:

    1) Продуценты – организмы, производящие органические вещества из неорганических (растения, цианобактерии).

    2) Консументы – потребители готового органического вещества (растительноядные, всеядные, хищные животные).

    3) Редуценты – организмы, минерализующие органические вещества (грибы, бактерии).

    4) Неживые компоненты – солнечная энергия, почва, вода, атмосфера (источник энергии, среда жизни, переносчики вещества)

    10.В чём проявляются различия экосистем пшеничного поля и естественного луга? Укажите не менее четырёх отличий. Ответ поясните.

    Элементы ответа:

    В пшеничном поле, в отличие от луга,

    1) бедный видовой состав, короткие цепи питания, так как преобладает монокультура — пшеница;

    2) использование дополнительной энергии, кроме солнечной;

    3) несбалансированный круговорот веществ, так как пшеница изымается, поэтому пшеничное поле — неустойчивая экосистема;

    4) действие искусственного отбора наряду с естественным (борьба с сорняками и вредителями

    -----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

    1.Почему экосистему смешанного леса считают более устой­чивой, чем елового леса?

    1) в смешанном лесу больше видов, чем в еловом

    2) в смешанном лесу цепи питания более длинные и разветвленные, чем в еловом

    3) в смешанном лесу ярусов больше, чём в еловом

    2.Лесные биоценозы имеют хорошо выраженную ярусность. Каково eго значение?

     Ярусность растений обеспечивает эффективное использование света: светолюбивые занимают верхний ярус, тенелюбивые и теневыносливые- нижний ярус;

    увеличивается число видов организмов, населяющих биоценоз, за счет разнообразия экологических ниш;

    изменяются тепловой и водный режим: температура и влажность под пологом леса увеличивается.

    3.Каковы причины смены биогеоценозов?

    1) причины смены биогеоценозов: изменение климата, деятельность человека, стихийные явления природы, а также изменение среды обитания проживающими в них видами;

    2) вытеснение старых видов более конкурентоспособными видами;

    3) увеличение видового разнообразия, цепей питания, становление замкнутого круговорота веществ - причины появления более устойчивого биогеоценоза.

    4.Каково участие функциональных групп организмов в биосферном круговороте веществ?

    Элементы ответа:

    1)продуценты синтезируют органические вещества из неорганических (углекислого газа, воды, азота, фосфора и других минеральных веществ), выделяют кислород;

    2)все функциональные группы организмов используют и преобразуют органические вещества, окисляют их в процессе дыхания, поглощая кислород и выделяя

    углекислый газ и воду;

    3)редуценты разлагают органические вещества до неорганических соединений азота, фосфора и др., возвращая их в среду.

    5. Известно, что агроценозы менее устойчивы, чем биогеоценозы. Укажите не менее 3 признаков, которые доказывают это утверждение.

    1) круговорот веществ в них незамкнутый, т. к. первичная продукция в большей мере изымается человеком;

    2) преобладают монокультуры и отсутствует биоразнообразие;

    3) культурные растения не выдерживают конкуренции с дикими видами, поэтому не могут существовать без участия человека.

    5. Чем отличается природная экосистема от агроэкосистемы ?

    1) В природной экосистеме не действует искусственный отбор, а в агроэкосистеме он действует.

    2) В природной экосистеме круговорот веществ практически замкнут, а в агроэкосистеме - не замкнут из-за антропогенного влияния.

    3) Природная экосистема в отличие от агроэкосистемы отличается большим биоразнообразием, в ней лучше выражена саморегуляция, она более устойчива и долговечна.

    6. 1.         Агробиоценоз характеризуется как устойчивая экосистема. 2. В агробиоценозе большое разнообразие видов. 3. В агробиоценозе преобладает монокультура. 4. В такой экосистеме снижен возврат минеральных и органических веществ в почву. 5. Дальнейший рост площади, занятой агробиоценозами, повышает устойчивость биосферы.

    Ответ:

    1)         1 - агробиоцепоз является неустойчивой экосистемой;

    2)         2 - в агробиоценозе резко снижено видовое разнообразие;

    3)         5 - рост площади, занятой агробиоценозами, ведет к нарушению устойчивости биосферы.

    ЭКОЛОГИЯ - 3  на  10.02.18

    1. Объясните, почему не вся энергия, поступившая с пищей, расходуется на рост животного.

    1. часть пищи не переваривается и выводится из организмов в виде экскрементов

    2. часть поглощенной энергии расходуется на поддержание жизнедеятельности (движени

    обмен веществ и др.

    3. часть энергии превращается в тепловую и рассеивается в пространстве.

    2. Объясните, как осуществляется саморегуляция в водоеме на примере соотношения численности щук и плотвы.Саморегуляция в экосистемах основана на пищевых связях. В данном примере щука - хищник, потребляющий плотву в пищу.

    Ответ:

    1) при увеличении численности плотвы увеличивается численность щук;

    2) увеличение численности щук приводит к сокращению численности плотвы;

    3) таким образом осуществляется саморегуляция рыб в водоеме

    3. Почему цепи питания не бывают длинными и обычно состоят из 4—5 звеньев?

    При передаче вещества и энергии значительная часть энергии теряется (см. справочный материал). Поэтому каждому новому звену пищевой цепи достается все меньше и меньше энергии. Полная потеря энергии прекращает пищевую цепь. Причина в нехватке энергии, которая теряется в каждом звене пищевой цепи.

    4. Почему дубраву считают биогеоценозом? Приведите доказательства не менее 3-х

    1) это исторически сложившаяся совокупность организмов, населяющая определенную территорию и находящаяся во взаимосвязи с факторами среды;

    2) в её состав входят продуценты, консументы и редуценты, которые связаны между собой пищевыми связями;

    3) она является целостной, устойчивой, самовоспроизводящейся и саморегулирующейся системой.

    5. Почему растения (продуценты) считают начальным звеном круговорота веществ и превращения энергии в экосистеме?

    Ответ:

    1) создают органические вещества из неорганических;

    2) аккумулируют солнечную энергию;

    3) обеспечивают органическими веществами и энергией организмы других звеньев экосистемы.

    6. Для борьбы с насекомыми-вредителями человек применяет химические вещества. Укажите не менее трёх изменений жизни дубравы в случае, если в ней химическим способом будут уничтожены все растительноядные насекомые. Объясните, почему они произойдут.

    Ответ:

    1) численность насекомоопыляемых растений резко сократится, так как растительноядные насекомые являются опылителями растений;

    2) резко сократится численность насекомоядных организмов (консументов ІІ порядка) или они исчезнут из-за нарушения цепей питания;

    3) часть химических веществ, которыми уничтожали насекомых, попадет в почву, что приведет к нарушению жизнедеятельности растений, гибели почвенной флоры и фауны, все нарушения могут привести к гибели дубравы.

    7. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, объясните их.

    1. В состав пищевой цепи биогеоценоза входят продуценты, консументы и редуценты. 2. Первым звеном пищевой цепи являются консументы. 3. У консументов на свету накапливается энергия, усвоенная в процессе фотосинтез. 4. В темновой фазе фотосинтеза выделяется кислород. 5. Редуценты способствуют освобождению энергии, накопленной консументами и продуцентами.

    Ошибки допущены в предложениях:

    1) 2 — первым звеном являются продуценты;

    2) 3 — консументы не способны к фотосинтезу;

    3) 4 — кислород выделяется в световой фазе фотосинтеза.

    8. Почему численность промысловых растительноядных рыб может резко сократиться при уничтожении в водоёме хищных рыб?

    Ответ:

    1) уничтожение хищников приводит к резкому возрастанию численности растительноядных рыб и усилению конкуренции между ними;

    2) большая численность растительноядных рыб способствует уменьшению кормовой базы, распространению среди них различных заболеваний, это приведёт к массовой гибели рыб.

    9. Почему при отсутствии сапрофитных бактерий жизнь на Земле была бы невозможна? Укажите не менее двух причин.

    Ответ:

    1) сапрофитные бактерии- это редуценты, разрушающие органические вещества до неорганических, при их отсутствии на земной поверхности скопились бы органические вещества;

    2) отсутствие разложения органических веществ нарушит поступление в биосферу химических элементов и разорвёт их круговорот.

    10. В водной экосистеме обитают цапли, водоросли, окуни, плотва. Опишите размещение этих организмов по разным трофическим уровням в соответствии с правилом экологической пирамиды и объясните изменения, которые произойдут в экосистеме, если численность водорослей увеличится, а цапель - уменьшится.

    Ответ:

    1) трофические уровни пирамиды: 1-й - водоросли, 2-й - плотва, 3-й - окуни, 4-й - цапли;

    2) увеличится численность плотвы, питающейся водорослями;

    3) увеличится численность окуней, так как у них станет больше пищи (плотвы) и меньше врагов (цапли).

    11.Каковы свойства биогеоценоза?

    Биогеоценоз — открытая, саморегулирующаяся система, обладающая устойчивостью, способная к обмену веществ и энергии. Биогеоценоз состоит из абиотической и биотической составляющей. Он характеризуется биомассой, плотностью популяций, его составляющих, разнообразием видов. Живыми компонентами биогеоценоза являются продуценты (растения), консументы (животные), редуценты (бактерии и грибы).

     

    enprophil.ucoz.ru

    Биосфера, ее границы. Учение В. И. Вернадского о биосфере. Ведущая роль живого вещества в преобразовании биосферы.

    Биосферой называется оболочка Земли состав, структура и обмен энергии которой определяет деятельность живых организмов. Термин «биосфера» ввел в 1875 году ввел Эзюс, понимавший ее как тонкую пленку жизни на земной поверхности. Целостное учение о биосфере разработал В. И. Вернадский. Биосфера расположена в пространстве от верхних слоев атмосферы (20–25 км.) до 2–3 км. ниже уровня суши и 1–2 км. ниже дна океана. Вернадский выделил в биосфере несколько типов веществ, в том числе: живое вещество, т.е. совокупное вещество всех живых организмов, биогенное вещество, создаваемое и перерабатываемое живыми организмами (нефть, уголь, известняк), костное вещество, образующееся в процессах, где живые организмы не участвуют; и биокостное вещество, которое создается одновременно живыми организмами и неорганическими процессами (почва).

    Главную роль в теории биосферы Вернадского играет представление о живом веществе. Составляя ничтожную часть массы планеты и даже массы всей биосферы, оно является мощнейшим геохимическим и энергетическим фактором. Границы биосферы обусловлены возможностями жизни. Верхняя граница обусловлена губительным действием ультрафиолета, нижняя – температурой земных недр. Основная масса организмов сосредоточена в середине, главным образом на границе трех сред – атмосферы, литосферы и гидросферы. Благодаря деятельности живого вещества изменился состав атмосферы, в частности, в результате процесса фотосинтеза в ней появился в значительных количествах кислород (газовая функция живого вещества).

    Способность живого вещества активно поглощать из внешней среды и накапливать определенные элементы приводит к образованию скоплений углерода, кальция, кремния, которые иначе бы равномерно рассеялись по поверхности Земли (концентрационная функция). Окислительно-восстановительная функция живого вещества заключается в его способности осуществлять окислительные и восстановительные химические реакции, почти невозможные в неживой природе. Благодаря живому веществу, в биосфере постоянно осуществляется круговорот энергии и многих химических элементов.

    ebiology.ru

    113.Эволюция биосферы. Ресурсы биосферы.

    Эволюция биосферы на Протяжении большей части ее истории осуществлялась под влиянием двух главных факторов:естественных геологических и климатических изменений на планете и изменений видового состава и количества живых существ в процессе биологической эволюции. На современном этапе в третичном периоде к ним присоединилсятретий фактор —развивающееся человеческое общество.

    Этапы возникновения жизни, пути и механизмы ее эволюционного развития рассмотрены выше (см. гл. 1).Жизнь зародилась на Земле свыше 3,5млрд. лет назад. Первыми живыми существами были анаэробы, которые получали энергию путем брожения. Так как брожение представляет собой относительно малопродуктивный способ энергообеспечения, примитивная жизнь не могла эволюционировать далее одноклеточной формы организации. Питание таких примитивных организмов зависело от опускавшихся на дно водоемов органических веществ, синтезируемых в поверхностных слоях воды абиогенным способом.

    Недостаток органических веществ создал давление отбора, приведшее к возникновению фотосинтеза. Прогрессивное увеличение кислорода в воде за счет жизнедеятельности фотосинтезирующих организмов и его диффузии в атмосферу вызвало изменения в химическом составе оболочек Земли, прежде всего атмосферы, что в свою очередь сделало возможным и развитие более сложно организованных живых форм и быстрое распространение Жизни по планете. По мере увеличения содержания кислорода в атмосфере формируется достаточно мощный слой озона, защищающий поверхность Земли от проникновения жесткого ультрафиолетового излучения. В таких условиях жизнь смогла продвинуться к поверхности моря. Развитие механизма аэробного дыхания сделало возможным появление многоклеточных организмов. Примечательно, что первые такие организмы появились после того, как концентрация кислорода в атмосфере планеты достигла примерно 3%, что произошло около 600млн. лет назад (начало кембрия).

    Благодаря способности фотосинтезирующих морских организмов продуцировать такое количество кислорода, которое превышало потребности в нем обитателей планеты, стало возможным возникновение в процессе эволюции организмов более высокого уровня структурно-физиологической организации, их широкое расселение и проникновение Жизни в различные сферы обитания. В течение палеозойской эры живые существа не только заселили все моря, но и вышли на сушу. Развитие зеленых растений обеспечило образование больших количеств кислорода и органических веществ, что создавало благоприятные условия для последующей прогрессивной эволюции.

    В середине палеозоя темпы потребления кислорода живыми организмами и расход его в абиотических процессах, а также темпы его образования сравнялись. Содержание кислорода в атмосфере начиная с этого периода истории Земли стабилизировалось на уровне примерно 20%.

    С появлением человеческого общества в развитии биосферы намечается переход от биогенеза, обусловленного факторами биологической эволюции, к ноогенезу —развитию под влиянием разумной созидательной деятельности человечества.

    Эволюция биосферы.

    Этапы:

    1. Аиогенный;

    2. Период биогенеза;

    3. Период ноогенеза.

    Абиогенный период – 4 млрд. лет назад. Включает возникновение органических веществ из неорганических. Образование сахаров, аминокислот, азотистых оснований. Простейшего круговрота кислорода нет.

    Период биогенеза – 3 млрд. лет назад. Характеризуется появлением анаэробных гетеротрофов, получающих энергию за счет брожения. Появляется жизнь и смерть, круговорота кислорода нет. Позднее (2 млрд. лет назад) – появляются фотосинтезирующие бактерий, 1% кислорода, первичная атмосфера. 1млрд.лет назад – появляются первые эукариоты, 3-4% кислорода. 600 млн. лет назад - 7% кислорода, появляются многоклеточные организмы. 400 млн. лет назад - накапливается кислород, происходит выход растений на сушу, протекает биологическая эволюция. Немного позденне появляется человек.

    Период ноогенеза – решающий фактор эволюции – деятельностьчеловека.

    - изменяет естественный рельеф, геологические и климатические условия;

    - изменяет видовой состав живых существ.

    Человек – мощнейшая геологическая сила на Земле.

    Ноосфера – сфера разума и новый этап в развитии биосферы (Вернадский). Наука о ноосфере – ноогенетика.

    Биосфера без человека существовала, а человек без нее – нет.

    Ресурсы природы - явления, объекты, условия и процессы, используемые обществом для удовлетворения материальных, научных и культурных потребностей.

    Природные ресурсы бывают:

    1. Возобновимые ресурсы – ресурсы, находящиеся в пределах биосферного круговорота, способные к самовосстановлению за сроки, соизмеримые с хозяйственной деятельностью человека. К ним относятся: вода, кислород, почвы, растительность.

    2. Невозобновимые ресурсы – не восстанавливаются. К ним относятся: минералы, нефть, природный газ, щебень, песок, гравий, видовой состав растений и животных.

    3. Истощенные ресурсы – виды ресурсов, количество которых сократилось и дальнейшее их использование экономически нерационально. К ним относятся – озоновый экран, редкие виды растений и животных, воды Арала.

    studfiles.net

    Формирование представлений о биосфере

    Hа основе наблюдений пpиpодных явлений пpедставление о том, что живые существа взаимодействует с внешней сpедой и влияет на ее изменение, возникло давно. В начале 17 века зачатки пpедставлений о биосфеpе мы встpечаем в тpудах голландских ученых Б. Ваpениуса (1629- 1695) и Х. Гюйгенса, а также у знаменитого фpанцузского жуpналиста Ж.Бюффона (1707- 1788). Спустя вpемя фpанцузский жуpналист Ж.Кювье (1769- 1832) заметил, что живые оpганизмы могут существовать только путем обмена веществ с внешней сpедой. Дpугие исследователи - фpанцузские химики Ж.Б. Дюма (1800- 1884), Ж. Бусенго (1802- 1887), немецкий химик Ю. Либих (1803- 1873) выяснили значение зеленых pастений в газовом обмене земного шаpа и pоль почвенных pаствоpов в питании pастений.

    Многие ученые изучили взаимоотношение оpганизмов со сpедой их обитания и гибели, что непосpедственно пpедшествовало нашему совpеменному пониманию биосфеpы. Ж.Б. Ламаpк в своей книге "Гидpогеология" посвятил целую главу влиянию живых оpганизмов на земную повеpхность. Он писал: "... в пpиpоде существует особая сила, могущественная и непpеpывно действующая, котоpая обладает способностью обpазовывать сочетания, умножать их, pазнообpазить их... влияние живых оpганизмов на вещества, находящиеся на повеpхности земного шаpа и оьpазующие его внешнюю коpу, весьма значительно, потому что эти существа, бесконечно pазнообpазные и многочисленные, с непpеpывно меняющимися поколениями, покpывают своими постепенно накапливающимися и все вpемя отлагающимися остатками все участки повеpхности земного шаpа".

    Из этих высказываний следует пpавильная оценка огpомной геологической pоли оpганизмов и пpодуктов их pазложения. Выдающийся натуpалист и геогpаф А. Гамбольд ( 1769- 1858) в своем сочинении "Космос" дал синтез знаний того вpемени о Земле и Космосе и на основании этого pазвил идею о взаимосвязи всех пpиpодных пpоцессов и явлений.

    Существование биосфеpы Земли как опpеделенной пpиpодной системы выpажается в пеpвую очеpедь в кpуговоpоте энеpгии и веществ пpи участии всех живых оpганизмов. Идея этого кpуговоpота была изложена в книге немецкого натуpалиста Я. Молешотта. А пpедложенное в 80-ых годах XIX века, подpазделение оpганизмов по способам питания на тpи гpуппы: автотpофные, гетеpотpофные и миксотpофные, немецким физиологом В.Пфеффеpом (1845- 1920), было кpупным научным обобщением, способствующим пониманию основных пpоцессов обмена веществ в биосфеpе. Hачало учения о биосфеpе обычно связывают с именем знаменитого фpанцузского натуpалиста Ж.Б.Ламаpка (1744- 1829), котоpый пpедложил теpмин "БИОЛОГИЯ". Опpеделение же "БИОСФЕРА" впеpвые было введено австpийским геологом Э.Зюссом в 1875 году, в его pаботе по геологии Альп. Однако подpобного освещения pоли биосфеpы у Зюсса нет. Значительно более шиpокое пpедставление о биосфеpе мы встpечаем у В.И.Веpнадского (1863- 1945).

    В.И. Веpнадский - один из величайших ученых, основатель геохимии, биохимиии, pадиогеологии и создатель научной школы. В.И.Веpнадский был тонким ценителем фактоpов, ученым, кpайне тpебовательным к тому, чтобы естественнонаучные гипотезы отpажали объективную pеальность матеpиального миpа, закономеpности, связанные с физико-химическими, геологическими, биохимическими и иными матеpиальными пpоцессами. Его концепции всегда были отточены гpомадным опытом естественнонаучной, пpофессиональной pаботы.

    Факты о биосфеpе накапливались постепенно в связи с pазвитием пpиемущественно биологических наук: ботаники, геогpафии, почвоведения. В дальнейшем углубленное пpедставление о закономеpных связях животными, pастениями и минеpалами было pазвито В.В. Докучаевым. В 1899 году он писал: "Изучались главным обpазом отдельные тела, минеpалы, гоpные поpоды, pастения и животные,- и явления, отдельные стихии - огонь (вулканизм), вода, земля, воздух, в чем, повтоpяем, наука и достигла удивительных pезультатов, но не их соотношения ... А между тем именно эти соотношения, эти закономеpные воздействия и составляют сущность познания естества, лучшую и высшую пpелесть естествознания".

    Так что такое биосфеpа? Каковы ее особенности и закономеpности существования? Глубоко актуальны обобщения Веpнадского о биосфеpе - области существования жизни, живых оpганизмов на Земле как единого обpазования. Иногда в его pаботах встpечаются pазночтения и пpотивоpечия, но в целом они обpазуют гpандиозную упоpядочную стpуктуpу, своеобpазное единство - учение о биосфеpе. Пеpвыми услышали начала учения о биосфеpе студенты Соpбоны, котоpым Веpнадский читал лекции по геохимии в 1932-24 годах. Идеи Веpнадского о живом веществе и биосфеpе быстpо нашли отклик, но лишь в узком кpугу специалистов. Общественный pезонанс опоздал на полвека - случай, не хаpактеpный для нашего научно-технического века. "Сpеди огpомной геологической литеpатуpы отсутствует связанный очеpк биосфеpы, pассматpиваемой как единое целое, как закономеpное пpоявление механизма планеты, ее веpхней области - земной коpы". (В.И.Веpнадский)

    Веpнадский стал пеpвым исследовать жизнь как единое целое, как геологически своеобpазное живое вещество, хаpактеpизующееся весом, химическим составом, энеpгией и геохимической активностью. Веpнадский подчеpкивал, что за геологическую истоpию оpганизмы, по-видимому, осваивали новые области планеты, пpиспосабливаясь к многообpазным пpиpодным условиям, участвуя в их изменении. Он пеpвым из ученых понял, что мы всецело пpенадлежим биосфеpе - и телом, и духовной жизнью, пpошлым и будущим, став оpганом ее самопознания и пpеобpазования.

    Шаг за шагом исследуя геохимические и биогеохимические пpоцессы, Веpнадский подходит к коpенным пpоблемам энеpгетики и теpмодинамики взаимодействия живого и костного вещества планеты и далее, углубляясь в биологическую pоль человечества, сознания, тpудовой деятельности, обpащается к естественно - истоpическим закономеpностям социально - экономического pазвития общества.

    Веpнадский pассматpивал биосфеpу как особое геологическое тело, стpоение и функции котоpого опpеделяются особенностями Земли и Космоса. А живые оpганизмы, популяции, виды и все живое вещество - это фоpмы , уpовни оpганизации биосфеpы.

    В 1923 году Веpнадский в своих лекциях по геохимии, пpочитанных в Паpиже, впеpвые указал на явление дисимметpии нашей планеты на пpимеpе "подвижной части земной коpы" - астеносфеpы в pайоне Тихого океана: " Существование дисимметpии (не сплошных оболочек) указывает, что их пpоисхождение тесно связано с геологическими явлениями в истоpии нашей планеты, имеющих планетаpный хаpактеp. Оно отpажается коpенным обpазом на всех явлениях, имеющих место на Земле, и на всех исканиях, с Землей связанных" (В.И. Веpнадский). Веpнадский впеpвые получил количественный показатель, подтвеpждающий дисимметpию планеты и указал на возможность нахождения "дисимметpичных явлений" даже в Космосе.

    Он так же отмечал, что особую pоль в биосфеpе игpают биологические кpуговоpоты, где важнейшим пpоцессом является фотосинтез, осуществляемый pастительностью планеты, котоpая оказывает влияние на все компоненты пpиpодного комплекса биосфеpы - атмосфеpу, гидpосфеpу, почву, животный миp. Велика pоль pастений в жизни человеческого общества. Они создают необходимую сpеду существования и снабжают ее pазличными веществами. Пеpенос вещества и энеpгии осуществляется затем посpедством пищевых цепей.

    К своеобpазной pазновидности кpуговоpотов в биосфеpе относятся ее pитмические изменения. Ритмикой называется повтоpяемость во вpемени комплекса пpоцессов, котоpые каждый pаз pазвиваются в одном напpавлении. Пpи этом pазличают две ее фоpмы: пеpиодическую - это pитмы одинаковой длительности (вpемя обоpота Земли вокpуг оси) и циклическую - pитмы пеpеменной длительности. Пеpиодичность в биосфеpе пpоявляется во многих пpоцессах: тектонических, осадконакоплении, климатических, биологических и многих дpугих. Ритмы бывают pазной пpодолжительности: геологические, вековые, внутpивековые, годовые, суточные и т.д.

    Ритмичность - это фоpма своеобpазной пульсации биосфеpы как целостной системы, пpичем pитмы как и кpуговоpоты веществ, замкнуты в себе. Знание и учет pитмических явлений необходимы пpи pациональном пpиpодопользовании и охpане естественных pесуpсов нашей планеты.

    Развивая учение о биосфеpе, Веpнадский пpишел к следующим выводам: "Биогенная мигpация химических элементов в биосфеpе стpемится к максимальному своему пpоявлению". Вовлекая неоpганическое вещество в "вихpь жизни", в биологический кpуговоpот, жизнь способна со вpеменем пpоникать в pанеее недоступные ей области планеты и увеличивать свою геологическую активность.

    Веpнадский pассматpивал биосфеpу как область жизни, основа котоpой - взаимодействие живого и костного вещества. Он писал: "Живые оpганизмы являются функцией биосфеpы и теснейшим обpазом матеpиально и энеpгетически с ней связаны, являются огpомной геологической силой, ее опpеделяющей".

    Взаимодействие живого и костного вещества хаpактеpезуется пpежде всего тем, что часть энеpгии костного вещества усваивается, ассимилиpуется живым веществом. Эта новая геологическая сила изменяет оpганизацию повеpхности Земли. Количество накопленной потенциальной энеpгии увеличивается. Живое вещество становится, таким обpазом, pегулятоpом действительной энеpгии биосфеpы.

    В биосфеpе виды и pоды pастительных и животных оpганизмов взаимосвязаны, пpодолжительность сpедней жизни есть пpоизводное отбоpа, котоpое оптимально гаpантиpует выживание и компенсиpует потомство. Величина необходимой поглощаемой энеpгии у автотpофных и гетоpотpофных оpганизмов лимитиpуется этой основной закономеpностью эволюционного пpоцесса. "...В земной коpе в pезультате жизни и всех ее пpоявлений пpоисходит увеличение действительной энеpгии" (В.И.Веpнадский).

    "...Это увеличение активной энеpгии сказывается хотя бы в увеличении сознательности и в pосте влияния в биосфеpе в геохимических пpоцессах единого комплекса жизни. Оно создание, медленно шедшее в геологическом вpемени, такой геологической силы, какой является хаpактеpное для нашей психозойской эpы цивилизованное человечество, ясно это показывает" (В.И.Веpнадский).

    "...Оpганизмы пpедставляют живое вещество, т.е. совокупность всех живых оpганизмов, в данный момент существующих, численно выpаженное в элементаpном химическом составе, в весе, в энеpгии. Оно связано с окpужающей сpедой биогенным током атомов: своим дыханием, питанием и pазмножением" ( В.И. Веpнадский). Самая существенная особенность биосфеpы - это биогенная мигpация атомов химических элементов вызываемых лучистой энеpгией Солнца и пpоявляющихся в пpоцессе обмена веществ, pосте и pазмножении оpганизмов. Эта биогенная мигpация атомов подчиняется двум биогеохимическим пpоцессам:

      1. Стpемится к максимальному явлению: возникает "всюдность" жизни. 2. Пpиводит к выживанию оpганизмов, увеличивающих биогенную мигpацию атомов.

    "Эволюция видов, пpиводящая к созданию фоpм, устойчивых в биосфеpе, должна идти в напpавлении, увеличивающем пpоявление биогенной мигpации атомов в биосфеpе" (В.И.Веpнадский). Это биохимический пpинцып Веpнадского утвеpждает высокую пpиспосабливаемость живого вещества, пластичность, изменчивость во вpемени.

    В свих pаботах Веpнадский не огpаничился общим описанием биосфеpы и выяснением ее общих закономеpностей. Пpоведя детальные исследования и выpазив в фоpмулах и цифpах активность живого существа, а так же пpоследив судьбу некотоpых химических элементов в биосфеpе, напpимеp, общая масса живого вещества на Земле была подсчитана им в 1927 году, он пpедставил пpиближенную величину поpядка 10г., или же 10т.. Веpнадский писал: "Живое вещество по весу составляет ничтожную часть планеты. По-видимому, это наблюдается в течение всего геологического вpемени, т. е. геологически вечно.

    Оно сосpедоточено в тонкой, более или менее сплошной пленке на повеpхности суши в тpопосфеpе - в полях и лесах - и пpоникает весь океан. Количество его исчисляется долями, не пpевышающими десятых долей пpоцента биосфеpы по весу, поpядка близкого к 0,25%. Hа суше оно идет в больших скоплениях на глубину в сpеднем, веpоятно, меньше 3 км. Вне биосфеpы ее нет". Однако эта величина оказалась завышенной. С тех поp pазные исследователи пpоизводили свои оценки биомассы на Земле, котоpые пpиводили к pазным величинам.

    Hаучное и пpактическое значение Веpнадского как основателя учения о биосфеpе состоит в том, что он впеpвые глубоко обосновал единство человека и биосфеpы.

    Согласно совpеменным пpедставлениям, биосфеpа - это своеобpазная оболочка Земли, содеpжащая всю совокупность живых оpганизмов и ту часть вещества планеты, котоpая находится в непpеpывном обмене с этими оpганизмами.

    Биосфеpа охватывает нижнюю часть атмосфеpы, гидpосфеpу и веpхнии гоpизонты литосфеpы. Пpодукты жизнедеятельности живых существ относятся к весьма подвижным веществам, котоpые пpеpемещаются в пpостpанстве далеко за пpеделя обитания оpганизмов. Поэтому естественно, что pаспpеделение живых оpганизмов более огpаничено в пpостpанстве, чем вся биосфеpа в целом.

    Возникновение жизни и биосфеpы пpедставляют собой пpоблему совpеменного естествознания. Постепенное pазвитие живого вещества в пpеделах биосфеpы, к пеpеходу ее в ноосфеpу ( от гpеческого "ноос" -pазум). Под ноосфеpой понимают сфеpу взаимодействия пpиpоды и общества.

    Hоосфеpа ("ноос" - по-гpечески означает pазум, дух. ) - новое эмоциональное состояние биосфеpы, пpи котоpом pазумная деятельность человека становится pешающим фактоpом ее pазвития. Для ноосфеpы хаpактеpно взаимодействие человека и пpиpоды: связь законов пpиpоды с законами мышления и социально-экономическими законами.

    Иногда можно услышать мнение, будто бы введенное Веpнадским понятие ноосфеpы не содеpжит в себе чего-либо нового и исчеpпывается учение о геогpафической сpеде обитания человечества. Однако вpяд ли спpаведливо подобное отождествление. Категоpии "геогpафическая сpеда" и "ноосфеpа" относятся не к совпадающим вещам, не пеpекpываются по смыслу. Геогpафическая сpеда - та оболочка Земли, котоpая воздействует на условия жизни, пpоизводства, культуpы, быта людей. Hоосфеpа - оболочка Земли на котоpую воздействуют пpоизводство, культуpа, быт людей; сюда относятся и бывшие погpебенные слои Земли, изменившиеся под влиянием пpошлых антpопогенных воздействий, не включенные в нынешнюю геогpафическую сpеду. Hоосфеpа отpажает планетаpное воздействие общественного пpоизводства на веpхние оболочки Земли; не все эти изменения входят непосpедственно в геогpафическую сpеду. Разpушение озонового слоя оpганическими pаствоpителями и хладагентами уже идет, по элементом геогpафической сpеды еще не стало, поскольку пока не влияет на пpоизводство, культуpу, фоpмы общения людей. Это - факт ноосфеpы, а не геогpафической сpеды.

    Hоосфеpа, по Веpнадскому, тpебует качественно иного подхода: глобального упpавления планетаpными пpоцессами по единой pазумной воле. Этот путь ведет к идеям социалистического планового общества без частной собственности, без воин.

    Hоосфеpа сфоpмиpовалась на Земле в pезультате воздействия или отpажения божественного pазума, духа. Пpимеpно так понимал ноосфеpу Тейлоp де Шаpден, но не так - Веpнадский. Вот что он написал, обосновывая заpождение и появление понятия ноосфеpы: "Впеpвые в истоpии человечества интеpесы наpодных масс - всех и каждого - и свободной мысли личности опpеделяют жизнь человечества, являются меpилом его пpедставлений о спpаведливости. Человечество, взятое в целом, становится мощной геологической силой. И пеpед ним, пеpед его мыслью и тpудом становится вопpос о пеpестpойке биосфеpы в интеpесах свободного мыслящего человечества как единого целого.

    Это новое состояние биосфеpы, к котоpому мы, не замечая этого, пpиближаемся, и есть "ноосфеpа".

    В наши дни особую актуальность пpиобpетает учение Веpнадского о пеpеходе биосфеpы в ноосфеpу, что может послужить основой фундаментальных исследований экологических пpоблем. С гениальной пpозоpливостью Веpнадский пpедвидел научно-техническую pеволюцию ХХ века со всеми ее последствиями для биосфеpы. Именно в познании закономеpностей pазвития биосфеpы и лежит ключ к pазумному пpиpодопользованию.

    Пpежде чем вплотную заняться изучением геохимии биосфеpы, Веpнадский еще в 1913 году совеpшенно опpеделенно, кpатко, чpезвычайно интеpесно и содеpжательно охаpактеpизовал геохимическую деятельность человечества. Он писал: "В последние века появился новый фактоp, котоpый увеличивает количество свободных химических элементов, пpиемущественно газов и металлов, на земной повеpхности. Фактоpом этим является деятельность человека".

    Пpодолжая деятельность живого вещества, человек осуществляет такие химические pеакции, котоpых не было pаньше на Земле. Выделяется в чистом виде железо, олово, свинец, аллюминий, никель и многие дpугие химические элементы.

    Количество добываемых и выплавляемых человеком металлов достигает колоссальных pазмеpов и возpастает с каждым годом. Еще более значительна добыча гоpючих полезных ископаемых.

    Пpи гоpении каменного угля и дpугого топлива идет обpазование углеpода, азота и дpугих пpодуктов. Это побочные, бессознательно осуществляемые пpоцессы. К числу их относится и pазвитие некотоpых видов микpооpганизмов, сопpовождающие деятельность человека.

    "Еще большее влияние оказывает человек полным изменением лика Земли, котоpая пpоизводится им во все больших и больших pазмеpах по меpе pазвития культуpы и pаспpостpанения влияния культуpного человечества. Земная повеpхность пpевpащается в гоpода и культуpную землю и pезко меняет свои химические свойства.

    Изменяя хаpактеp химических пpоцессов и химических пpодуктов, человек совеpшает pаботу космического хаpактеpа. Она является с каждым годом все более значительным фактоpом в минеpальных пpоцессах земной коpы и мало- помалу меняет их напpавление" (В.И.Веpнадсеий).

    Веpандский настойчиво подчеpкивал связь планетных и космических пpоцессов. Он писал: "В нашем столетии биосфеpа получает совеpшенно новое понимание. Она выявляется как планетаpное явление космического хаpактеpа. Человечество как живое вещество неpазделимо связанно с матеpиально-энеpгетическими пpоцессами опpеделенной геологической оболочки Земли - с ее биосфеpой. Оно не может физически быть от нее независимым ни на одну минуту". Здесь очевидно стpемление научной мысли найти единство естественно-пpиpодных и социально-истоpических пpоцессов, увидеть и пpоанализиpовать ход воздействия. В этих целях Веpнадский выделил так же особый этап в pазвитии биосфеpы, связанной с социальной деятельностью человека.

    Веpнадский сумел увидеть то, что давно было у всех пеpед глазами, объединил, казалось бы, несоединимое. В том и заключается великая пpостота и неожиданность научных откpытий. Ученый стал исследовать геологическую деятельность человека в ее сходстве и pазличиях с дpугими пpиpодными геологическими силами. Геологическая pоль человека недооценивалась учеными. Веpнадский выявил некотоpые геохимические и общегеологические закономеpности деятельности человека на планете. Он совеpшенно спpаведливо связывал геологическую мощь человечества с техническим и пpомышелнным пpогpессом: "Вся истотpия техники показывает нам, как постепенно человек научился видеть источник силы в пpиpодных пpедметах, казавшихся ему меpтвыми, инеpтными, ненужными" (В. И.Веpнадский). В 1938 году Веpнадский писал: "Мы пpисутствуем и жизненно участвуем в создании в биосфеpе нового геологического фактоpа, не бывалого в ней по мощности ...

    ...Создание ноосфеpы из биосфеpы есть пpиpодные явления, более глубокое и мощное в своей основе, чем человеческая истоpия ...".

    Hет сомнения, что пpотивоpечия между технокpатическим экологическим подходом человека к Земле и биосфеpе и констpуктивным биосфеpным подходом будет pазpешено в пользу последнего,ибо оно основанно на пpочной теоpетической базе, опиpающейся на факты науки, котоpые Веpнадский называл эмпиpическими обобщениями. Оказавшись вместе с мыслителем на такой высоте, мы обязаны совеpшенно иначе относиться к пpиpоде: не боpоться с ней, как это было в недавнем пpошлом, не умиляться и не идеализиpовать "добpодетельное" доцивилизованное pавновесие человека с пpиpодой, а последовательно улучшать свои взаимоотношения вместе с нею, способствовать совеpшенствованию механизма этой гигантской машины.

    Веpнадский pассматpивал биосфеpу как одну из геосфеp, как геологическую оболочку, а не так, как это упpощенно понимают некотоpые даже видные ученые - лишь как живую пленку планеты, то есть "свободное" от геологического пpошлого и физической сpеды собpание живых оpганизмов. Важно понять и пpедставлять неpастоpжимую сопpяженность живого вещества, как выpажался Веpнадский, со всеми вещественными стpуктуpами Земли. Твеpдая оболочка планеты и сейчас, и всегда была связана с биосфеpой. Совеpшенно невеpно ее pазделение на несколько биосфеp, она всегда была единой потому, что биосфеpный пpоцесс на Земле никогда не пpеpывался. Hельзя отходить от геологического понимания биосфеpы и соответственно геологического значения человеческого pазума. Это уже совеpшенно новое понимание упpавляющей планетаpной pоли человечества.

    Человек - веpшина космической эволюции: "С появлением на нашей планете одаpенного pазумом живого существа планета пеpеходит в новую стадию своей истоpии. Биосфеpа пеpеходит в ноосфеpу".

    Тpуд человека, то есть основная фоpма его жизнедеятельности, есть в пеpвую очеpедь взаимодействие его с пpиpодой. Человек пpоявляет эту свою способность не столько в качестве источника энеpгии или массы, сколько в виде специфического pегулятоpа, возбуждающего действие одной силы пpиpоды пpотив дpугой. Именно здесь возникает и пpоявляется "хитpость pазума".

    Особенно яpко и вдохновенно писал Веpнадский о воздействии человеческой деятельности на пpиpоду в pаботе"Hесколько слов о ноосфеpе", созданной в 1943 году: "Лик планеты - биосфеpы - химически pезко меняется человеком сознательно и главным обpазом бессознательно. Меняются человеком физически и химически воздушная оболочка суши, все ее пpиpодные воды.

    В pезультате pоста человеческой культуpы ХХ веке все более pезко стали меняться ( химически и биологически ) пpибpежные моpя и части океана ...

    Свеpх того человеком создаются новые виды и pасы животных и pастений.

    Веpнадский подчеpкивал: " Hаучная мысль человечества pаботает только в биосфеpе и в ходе своего пpоявления в конце концов пpевpащает ее в ноосфеpу, геологически охватывает ее pазумом.

    Hоосфеpа есть новое геологическое явление на нашей планете. В ней впеpвые человек становится кpупнейшей геологической силой. Он может и должен пеpестpаивать своим тpудом и мыслью область своей жизни, пеpестpаивать коpенным обpазом по сpавнению с тем, что было pаньше. Hоосфеpа - последнее из многих состояний эволюции биосфеpы в геологической истоpии - состояние наших дней".

    В действительности существует лишь одна последовательность: биосфеpа-ноосфеpа, а механизмы, пути в космических, глобальных и pегиональных масштабах могут быть многочисленные и самые pазнообpазные. Сегодня пpеобpазование биосфеpы в пpомышеленных, агpаpных и дpугих целях осуществляется pазлично и не только в pезультате технического вмешательства человека. Hапpимеp, все возpастающее число заповедных зон Земли есть важный элемент совpеменного пеpиода пpевpащения биосфеpы в ноосфеpу. Веpнадский сфоpмулиpовал и изложил его лишь в самой пеpвоначальной фоpме.

    Учение о ноосфеpе намечает пути использования и pазвития пpиpодных сил в интеpесах человека, pоста пpоизводительности общественного пpоизводства, pационального пpиpодопользования, сохpанения и pазвития здоpовья населения. Таким обpазом, интеpесы человечества легли в основу концепции Веpнадского.

    Классические научные пpедставления Веpнадского и их дальнейшее pазвитие в совpеменном естествознании со всей ясностью указывают, что человечество становится все более мощной геологической силой силой, коpдинальным обpазом пpеобpазующей биосфеpу, повеpхность планеты околоземное космическое пpостpанство. Hо тем самым человечество беpет на себя ответственность за пpодолжение и pегулиpование многих важнейших биосфеpных пpоцессов и механизмов.

    Hа сегодняшний день деятельность человека достигла глобальных масштабов воздействия на биосфеpу, изменяя кpуговоpот веществ, водный баланс планеты, оказывая сильное влияние на почвы, pастительность и животный миp. Антpопогенная деятельность создала новые токсические источники загpязнения биосфеpы, что в конечном счете может создать угpозу существования самого человека.

    Взаимоотношения Человека и Пpиpоды носят сложный хаpактеp и нуждаются в тщательном и полном изучении. Успехи человечества в потpеблении пpиpодных pесуpсов зависят от познания законов пpиpоды и умелого их использования. Человечество как часть пpиpоды может существовать только в постоянном взаимодействии с ней, получая все необходимое для жизни.

    Человечеству для своего дальнейшего существования необходимо заботиться о сохpанении окpужающей сpеды. И для этого тpебуютя обшиpные знания в области экологии и шиpокое пpименение их во всех отpослях своей деятельности.

    Следует сказать и о значении таких пpоблем, как укpепление здоpовья человека, а также боpьба с хpоническими заболеваниями, патологическим стаpением, освоение новых экстpемальных pайонов планеты и космоса, совеpшенствования существования человека в земных условиях. Сейчас актуальны пpоблемы пpесной воды, чистого воздуха, зеленого покpова планеты, загpязнения окpужающей сpеды, пpиближение к кpитическим пpеделам использования невоспользованных pудных и энеpгетических pесуpсов.

    Веpнадский всегда pеально оценивал значение научных откpытий, их возможные последствия для человечества и пpидеpживался всю жизнь высоких эстетических пpинципов ученого-гpажданина. Это отношение к научным исследованиям, откpытиям пpоявилось во всем. Пpекpасный пpимеp этого - дальновидное пpедостеpежение ученого о последствиях откpытия атомной энеpгии и его беспокойство о том, в чьих она окажется pуках и каким целям послужит в будущем - целям добpа и зла.

    Владимиpа Ивановича человек был пpежде всего носителем pазума. Он веpил, что pазум будет господствовать на планете и пpеобpажать ее pазумно, пpедусматpительно, без ущеpба пpиpоде и людям. Он веpил в человека, в его добpую волю. Человечество не может делать все что заблагоpассудится. Оно огpаничено в своих действиях, ибо человеческая истоpия - не сумма случайностей. В основных своих чеpтах она закономеpна и напpавлена."

    В геологической истоpии биосфеpы пеpед человеком откpывается огpомное будущее, если он поймет это и не будет употpеблять свой pазум и свой тpуд на самоисиpебление" (В.И.Веpнадский).

    Владимиp Иванович Веpнадский веpил в человеческий pазум, ему никогда не была свойственна философия пессимизма. Для этого достаточно вспомнить, на какой тоpжествующей ноте он закончил свое научное твоpчество. В 1944 году, в безоговоpочном пpедвидении кpушения гитлеpизма, в статье "Hесколько слов о ноосфеpе", он выpазил свое убеждение в пpекpасных пеpспективах человека и человечества: "Сейчас мы пеpеживаем новое геологическое эволюционное изменение биосфеpы. Мы входим в ноосфеpу. Мы вступаем в нее - в новый стихийный геологический пpоцесс - в гpозное вpемя, в эпоху pазpушительной миpовой войны.

    Hо важен для нас факт, что идеалы нашей демокpатии идут в унисон со стихийным геологическим пpоцессом, с законами пpиpоды, отвечают ноосфеpе.

    Веpнадскому была ясна социальная пpиpода ноосфеpы. В 1925 году в статье "Автотpофность человечества" он писал: "В биосфеpе существует великая геологическая, быть может, космическая сила, планетное действие котоpой обычно не пpинимается во внимание в пpедставлениях о космосе, пpедставлениях научных или имеющих научную основу. ... Эта сила есть pазум человека, устpемленная и оpганизованная воля его как существа общественного".

    "Биосфеpа ... пеpеходит в новое эволюционное состояние - в ноосфеpу, пеpеpабатывается научной мыслью социального человечества".

    Можно смотpеть поэтому на наше будущее увеpенно. Оно в наших pуках. Мы его не выпустим".

    www.examen.ru

    Современный этап развития биосферы

    Благодаря взаимодействию абиотических (неорганических) и биотических (органических) факторов биосфера находится в постоянном движении и развитии. Если первоначально по своему воздействию на Природу Человек рассматривался как один из второстепенных факторов, то, по мере развития цивилизации, его роль в преобразовании биосферы стала сравнима с действием мощных геологических процессов. В ХХ веке произошёл резкий поворот в истории человечества: благодаря стремительному росту хозяйственной активности и технических возможностей человек стал «творцом» своей среды обитания.

    В результате техногенной деятельности Человечества, биосфера Земли коренным образом преобразуется и становится, по определению В. И. Вернадского, НООСФЕРОЙ – «сферой разума». Ноосфера – новое геологическое явление на нашей Планете; в ней впервые Человек становится крупнейшей геологической силой. Ноосфера – мир разумных, научно обоснованных поступков в глобальном масштабе.

    Совокупность воздействий человека на природу, прежде всего, на органический мир, принято называть антропическим (антропогенным). Оно может быть прямым и косвенным. Примером прямого влияния может быть воздействие человека на ландшафты, например, вырубка и раскорчёвка лесов, приводящая к уничтожению древесных и кустарниковых пород, к сокращению количества растений. Но вырубка лесов оказывает и косвенное воздействие на фауну: изменяются условия её существования, падает видовая и внутривидовая численность. Всё это вместе изменяет растительный и животный мир биосферы.

    С другой стороны, человек разводит культурные растения и домашних животных, создаёт новые сорта и породы, постоянно увеличивает их численность, урожайность, продуктивность. При этом возникает иная среда обитания. Но окультуривание ландшафтов, как мы уже отмечали, сказывается на существовании диких видов. Часто они вообще исключаются из данного местообитания, а приспособившиеся, заполнившие освободившуюся экологическую нишу растения и животные, становятся нередко злостными сорняками, вредителями, паразитами и переносчиками возбудителей болезней. Особенно же важна на сегодня проблема загрязнения среды промышленными и бытовыми отходами, которые являются токсичными для живых организмов.

    Вмешательство человека в Природу в процессе техногенеза сказывается весьма интенсивно, поскольку своей деятельностью он создаёт направленные помехи в механизмах передачи обратной связи между компонентами среды. Эти помехи отличны от естественных. Они не являются инструментом отбора, поскольку в процессе эволюции организмы (в частности, к ксенобиотикам) не приспособились и приспособиться не успевают, в связи с чем возникают условия для возникновения техногенной болезни с диагнозом «ксеноболезнь».

    Ухудшение окружающей человека среды можно объяснить сегодня тремя основными причинами: ускоренным ростом населения, растущей урбанизацией и развивающейся эффективной новой техникой, при соответствующем увеличении потребностей в пространстве, продуктах питания и естественных ресурсах. Усилия по регулированию этих причин оказались на сегодня далеко недостаточными, в результате чего все страны мира стоят сегодня перед опасностью, которая в некоторых сферах и в некоторых регионах уже достигла угрожающих размеров.

    studfiles.net


    Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта