Назовите ученого который первым увидел ячеистое строение растений. Урок 11 Те ма: ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О КЛЕТКАХ. КЛЕТОЧНАЯ МЕМБРАНА Задачи:

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Итоговая работа по биологии "Учение о клетке" 9 класс. Назовите ученого который первым увидел ячеистое строение растений


Итоговая работа по биологии "Учение о клетке" 9 класс

Вариант № 1

  1. Назовите ученого, который первым увидел ячеистое строение растений и предложил называть ячеистые структуры «клетками».

А) Р. Гук

Б) А. Левенгук

В) К. Бэр

Г) Т. Шванн

  1. Назовите ученого, который обобщив знания о строении животных и растений, сформулировал первую клеточную теорию.

А) Р. Гук

Б) Р. Вихров

В) Т. Шванн

Г) Р. Броун

  1. Назовите ученого, который первым открыл крупные бактерии, одноклеточные организмы, сперматозоиды, эритроциты.

А) А. Левенгук

Б) Р. Броун

В) Р. Гук

Г) Т. Шванн

  1. «Сходство обмена веществ в клетках организмов всех царств живой природы» - это одно из положений теории:

А) хромосомной

Б) клеточной

В) эволюционной

Г) происхождения жизни

  1. Знания о сходстве химического состава клеток организмов разных царств живой природы обобщила:

А) хромосомная теория

Б) клеточная теория

В) теория эволюции

Г) теория гена

  1. Сходство строения и жизнедеятельности клеток организмов разных царств живой природы свидетельствует о:

А) единстве органического мира

Б) единстве живой и неживой природы

В) взаимосвязи организмов в природе

Г) взаимосвязи организмов и среды их обитания

  1. О единстве органического мира свидетельствует:

А) круговорот веществ

Б) клеточное строение организмов

В) взаимосвязь организмов и среды

Г) приспособленность организмов к среде

  1. Изучением строения и функций клетки занимается:

А) эмбриология

Б) генетика

В) селекция

Г) цитология

  1. Живое отличается от неживого:

А) составом неорганических соединений

Б) наличием катализаторов

В) взаимодействием молекул друг с другом

Г) обменными процессами, обеспечивающими постоянство структурно-функциональной организации системы

  1. Клетка – структурная и функциональная единица живого, так как:

А) в состав клетки входит около 70 химических элементов

Б) все белки клеток построены из 20 аминокислот

В) в клетках непрерывно идут процессы биологического синтеза и распада

Г) все живые организмы, кроме вирусов, построены из клеток

  1. В клетке липиды выполняют функцию:

А) каталитическую

Б) транспортную

В) информационную

Г) энергетическую

  1. Функция углеводов в клетке:

А) каталитическая

Б) энергетическая

В) сохранение наследственной информации

Г) участие в биосинтезе белка

  1. К органическим веществам, входящим в состав клетки относят:

А) аммиак

Б) воду

В) анионы слабых кислот

Г) глюкозу

  1. Вода – основа жизни, так как:

А) она может находиться в трех состояниях (жидком, твердом, газообразном)

Б) в клетках зародыша ее больше (90%)

В) является растворителем, обеспечивающим как приток веществ в клетку, так и удаление из нее продуктов обмена

Г) охлаждает поверхность при испарении

  1. Понятие «гомеостаз» характеризует:

А) состояние динамического равновесия природной системы, поддерживаемое деятельностью регуляторных систем

Б) процесс разрушения клеток путем их растворения

В) общее снижение жизнеспособности организма

Г) процесс расщепления углеводов в отсутствие кислорода

  1. Биополимерами являются:

А) белки

Б) полисахариды

В) нуклеиновые кислоты

Г) все перечисленные вещества

  1. Вода играет большую роль в жизни клетки. Она:

А) участвует во многих химических реакциях

Б) обеспечивает нормальную кислотность среды

В) ускоряет химические реакции

Входит в состав мембран

  1. В клетках каких организмов содержится в десятки раз больше углеводов, чем в клетках животных?

А)Бактерий-сапрофитов

Б) одноклеточных

В) простейших

Г) растений

  1. Жиры, как глюкоза, выполняют в клетке функцию:

А) строительную

Б) информационную

В) каталитическую

Г) энергетическую

  1. Укажите «лишнее» химическое соединение:

А) крахмал

Б) воскресенье

В) гликоген

Г) целлюлоза

  1. В состав ферментов входят:

А) нуклеиновые кислоты

Б) белки

В) АТФ

Г) углеводы

  1. Связь, возникающая между азотистыми основаниями двух комплиментарных цепей ДНК:

А) ионная

Б) пептидная

В) водородная

Г) ковалентная полярная

  1. С помощью молекул иРНК осуществляется передача наследственной информации:

А) из ядра к митохондриям

Б) из одной клетки в другую

В) из ядра к рибосоме

Г) от родителей к потомству

  1. Молекулы РНК в отличие от ДНК содержат азотистое основание:

А) аденин

Б) гуанин

В) урацил

Г) цитозин

  1. Мономером ДНК является:

А) нуклеотид

Б) нуклеотидтрифосфат

В) азотистое основание

Г) рибоза

  1. Ферменты – это:

А) другое название гормонов

Б) биологические катализаторы химических реакций

В) конечные продукты обмена веществ

  1. Состав аминокислот, из которых живые организмы строят свои белки:

А) видоспецифичен, то есть аминокислоты, которые встречаются у одного вида, могут полностью отсутствовать у другого вида

Б) одинаков для всех видов живых организмов

В) зависит от питания организма

Г) зависит от образа жизни организма

  1. Белок распадается на аминокислоты при разрушении его:

А) первичной структуры

Б) вторичной структуры

В) третичной структур

Г) четвертичной структуры

  1. Полимерами не являются:

А) гликоген

Б) крахмал

В) целлюлоза

Г) глюкоза

  1. Первичная структура белка – это:

А) укладка полипептидной цепи в форме спирали

Б) укладка полипептидной цепи в форме глобулы

В) порядок чередования аминокислот в полипептидной цепи

Г) структура белковых молекул доклеточных форм жизни

  1. Всю совокупность химических реакций в клетке называют:

А) фотосинтезом

Б) хемосинтезом

В) брожением

Г) обменом веществ

  1. Значение энергетического обмена состоит в том, что он обеспечивает реакции синтеза:

А) энергией, заключенной в молекулах АТФ

Б) органическими веществами

В) ферментами

Г) минеральными веществами

  1. В процессе пластического обмена в клетках синтезируются молекулы:

А) белков

Б) воды

В) АТФ

Г) неорганических веществ

  1. Назовите азотистое основание входящее в состав АТФ:

А) тимин

Б) гуанин

В) цитозин

Г) аденин

  1. Обмен веществ складывается из двух взаимосвязанных противоположно направленных процессов:

А) жизни и смерти

Б) синтеза и распада

В) возбуждения и торможения

Г) поглощения кислорода и выделения углекислого газа

  1. Ускоряют химические реакции в клетке:

А) фермены

Б) пигменты

В) витамины

Г) гормоны

  1. Анаболизм сопровождается:

А)выделением энергии

Б) поглощением энергии

В) выделением продуктов обмена

Г) синтезом молекул АТФ

  1. Катаболизм характеризуется:

А) синтезом сложных органических веществ

Б) поглощением энергии

В) распадом органических веществ

Г) поступлением веществ

  1. Синтез АТФ происходит в митохондриях:

А) у грибов

Б) бактерий

В) цианобактерий

Г) вирусов

  1. Универсальными источниками энергии являются молекулы:

А) АТФ

Б) белков

В) жиров

Г) углеводов

  1. Совокупность реакций синтеза органических веществ из неорганических с использованием энергии света называют:

А) хемосинтезом

Б) фотосинтезом

В) брожением

Г) гликолизом

  1. Возбуждение и потеря электронов происходит в световую фазу фотосинтеза в молекулах:

А) хлорофилла

Б) воды

В) углекислого газа

Г) глюкозы

  1. Особенность обмена веществ у растений по сравнению с животными состоит в том. Что в их клетках происходит:

А) хемосинтез

Б) энергетический обмен

В) фотосинтез

Г) биосинтез белка

  1. Фотосинтез в отличие от биосинтеза белка происходит в клетках.

А) любого организма

Б) содержащих хлоропласты

В) содержащих лизосомы

Г) содержащих митохондрии

  1. В процессе пластического обмена в клетках растений синтезируются молекулы:

А) углеводов

Б) воды

В) АТФ

Г) неорганических веществ

  1. При фотосинтезе кислород образуется в результате:

А) расщепления воды

Б) разложения углекислого газа

В) восстановления углекислого газа до глюкозы

Г) синтеза АТФ

  1. В процессе фотосинтеза происходит:

А) синтез углеводов и выделение и выделение кислорода

Б) испарение воды и поглощение кислорода

В) газообмен и синтез липидов

Г) выделение углекислого газа и синтез белков

  1. В световой фазе фотосинтеза используется энергия солнечного света для синтеза молекул:

А) липидов

Б) белков

В) нуклеиновых кислот

Г) АТФ

  1. Все реакции синтеза органических веществ в клетке происходит с:

А) освобождением энергии

Б) использованием энергии

В) расщеплением веществ

Г) образованием молекул АТФ

  1. Преобразование углекислого газа в углеводы происходит в:

А) световой фазе

Б) темновой фазе

В) процессе биосинтеза белков

Г) процессе энергетического обмена

  1. Укажите одно из положений клеточной теории.

А) клетки многоклеточных и одноклеточных организмов разнообразны по форме и строению

Б) клетки многоклеточных и одноклеточных организмов разнообразны по типу метаболизма

В) наиболее простые клетки могут образовываться из неживой материи

Г) клетки многоклеточных и одноклеточных организмов сходны по химическому составу и строению

  1. Живые клетки могут возникать:

А) путем деления пердшествующей клетки

Б) из межклеточного вещества

В) из разлагающихся органических остатков

Г) из неорганических веществ

  1. Когда белок распадается на аминокислоты, разрушается его:

А) четвертичная структура

Б) вторичная структура

В) первичная структура

Г) третичная структура

  1. Синтез белков происходит в:

А) клеточном центре

Б) вирусах

В) аппарате Гольджи

Г) рибосомах

  1. В синтезе АТФ принимают участие:

А) рибосомы

Б) лизосомы

В) ядрышки

Г) митохондрии

  1. Особенно много митохондрий в клетках:

А) костных

Б) тромбоцитах

В) мышечных

Г) эпидермиса

  1. В клетке липиды выполняют функцию:

А) энергетическую

Б) каталитическую

В) двигательную

  1. В клетках животных и человека в качестве строительного материала и источника энергии используются:

А) гормоны и витамины

Б) вода и углекислый газ

В) неорганические вещества

Г) белки, жиры, углеводы

  1. Функция углеводов в клетке:

А) каталитическая

Б) энергетическая

В) хранение наследственной информации

Г) участие в биосинтезе белка

  1. В состав ферментов входят:

А) нуклеиновые кислоты

Б) белки

В) АТФ

Г) углеводы

  1. Клетки животных в отличие от клеток растений не имеют:

А) клеточной мембраны и цитоплазмы

Б) митохондрий и рибосом

В) оформленного ядра

Г) пластид, вакуолей, оболочки из целлюлозы

  1. Клетки прокариот в отличие от клеток эукариот не имеют:

А) плазматической мембраны

Б) оформленного ядра

В) рибосом

Г) цитоплазмы

  1. Клетки животных относят к группе эукариотических, так как они имеют:

А) хлоропласты

Б) плазматическую мембрану

В) оболочку

Г) ядро, отдельное от цитоплазмы ядерной оболочкой

  1. Разнообразие функций в клетке выполняют молекулы:

А) ДНК

Б) белков

В) иРНК

Г) АТФ

  1. Световая фаза фотосинтеза в отличие от темновой фазы происходит:

А) только на свету в тилакойдах хлоропластов

Б) на свету и в темноте в тилакойдах хлоропластов

В) только на свету в строме хлоропластов

Г) на свету и в темноте в строме хлоропластов

  1. Фотосинтез в отличие от биосинтеза белка происходит в клетках:

А) любого организма

Б) содержащих хлоропласты

В) содержащих лизосомы

Г) содержащих митохондрии

  1. Растительная клетка, как и клетка животных, получает энергию в процессе:

А) окисления органических веществ

Б) биосинтеза белков

В) синтеза липидов

Г) синтеза нуклеиновых кислот

  1. В результате какого процесса окисляются липиды?

А) энергетического обмена

Б) фагоцитоза

В) фотосинтеза

Г) хемосинтеза

  1. В бескислородной стадии энергетического обмена расщепляются молекулы:

А) глюкозы до пировиноградной кислоты

Б) белка до аминокислот

В) крахмала до глюкозы

Г) пировиноградной кислоты до углекислого газа

  1. Основной синтез молекул АТФ происходит в процессе:

А) биосинтеза белков

Б) синтеза углеводов

В) подготовительного этапа энергетического обмена

Г) кислородного этапа энергетического обмена

Задание 2

Закончите фразы….

  1. Клеточная оболочка растений содержит _____________. Которая обеспечивает механическую прочность как клетки, так и организма растения в целом.

  2. Углерод, азот, водород и кислород являются важнейшими ____________.

  3. Вода является хорошим ______________ ионных и полярных соединений.

  4. В органических соединениях важным элементом выступает _______________.

  5. Полимеры состоят из _______________.

  6. Несколько ядер может содержаться в клетках ___________________________________.

  7. Внутреннее содержимое ядра называют ______________, в ней находятся _______________.

  8. В ядре расположены молекулы ________, обеспечивающие хранение и передачу наследственной информации о ______________.

  9. Содержащиеся в ядрах клеток ядрышки осуществляют _________________.

  10. В ходе _______________ происходит биосинтез сложных молекул из веществ, поступивших в клетку.

  11. В процессе анаболизма идет запасание энергии в виде _________ связей.

  12. Катаболизм – это совокупность реакций, в которых происходит распад органических веществ с __________________ энергии.

  13. Синтез АТФ у эукариот происходит в _______________.

  14. Информация о структуре белка хранится в ___________, а его синтез осуществляется в __________________.

  15. Роль иРНК в процессе биосинтеза белка - ________________________________.

  16. Роль тРНК в процессе биосинтеза белка - ________________________________.

  17. Фотосинтез – это ____________________________-.

  18. Фотосинтез происходит в клетках __________________.

  19. Кислород, выделяющийся в процессе фотосинтеза, образуется в результате ________________.

  20. Световая фаза фотосинтеза происходит в ____________________.

3 задание

  1. Фрагмент одной из цепей ДНК имеет следующий состав: Г-Г-Г-Ц-А-А-Т-Т-Ц-А. в соответствии с принципом комплиментарности достройте фрагмент второй цепи ДНК.

  2. Напишите последовательность нуклеотидов ДНК, комплементарную приведенной ниже последовательности: Т-Т-Ц-Г-А-А-А-Ц-Т-Г-Ц.

  3. Напишите последовательность нуклеотидов ДНК, комплементарную приведенной ниже последовательности: Г-Г-Г-А-Ц-Т-Т-Ц-Ц-А-Г

  4. Напишите последовательность нуклеотидов ДНК, комплементарную приведенной ниже последовательности: Т-Т-А-Г-Г-Ц-Т-А-Ц-Ц-Ц

  5. Напишите последовательность нуклеотидов ДНК, комплементарную приведенной ниже последовательности: Ц-Ц-Ц-Т-Т-Г-А-А-Г-Г-Ц

4 задание

Установите соответствие

Нуклеотиды

Простые сахара

Аминокислоты

А. белки

Б. полисахариды

В. нуклеиновые кислоты

Внутриклеточное расщепление и переваривание макромолекул

Клеточное кислородное дыхание

Синтез углеводов из СО2 и Н2О

Синтез липидов

Синтез белка

Хранение наследственной информации

А. митохондрии

Б. хлоропласты

В. лизосомы

Г. Рибосомы

Д. эндоплазматическая сеть

Е. ядро

Испарение воды

дыхание

расщепление жиров

биосинтез белков

фотосинтез

расщепление белков

расщепление полисахаридов

биосинтез жиров

А. ассимиляция

Б. диссимиляция

происходит в хлоропластах

происходит в митохондриях

только на свету

и на свету, и в темноте

в любых живых клетках

в зеленых клетках растений

А. фотосинтез

Б. клеточное дыхание

поглощение света

окисление пировиноградной кислоты

выделение углекислого газа и воды

синтез молекул АТФ за счет химической энергии

синтез молекул АТФ за счет энергии света

синтез углеводов из углекислого газа и воды

А. фотосинтез

Б. энергетический обмен

5 задание

Задание с развернутым свободным ответом.

  1. Чем строение молекулы ДНК отличается от строения молекулы иРНК?

  2. Почему бактерии нельзя отнести к эукариотам?

  3. В чем отличие биосинтеза углеводов от биосинтеза белков?

  4. Почему процесс биосинтеза молекул белков может осуществляться только в живой клетке?

  5. Поясните, каковы особенности строения органических веществ?

infourok.ru

2 Ученые-открытия (П)

Тема 2.

Учёные биологи и их открытия.

A1 Назовите ученого, который, обобщив имеющиеся знания о строении животных и растений, сформулировал первую клеточную теорию:

  1. Р.Гук 2. Р.Вирхов 3. А.Левенгук 4. Т.Шванн

A2 Назовите ученого, который первым увидел ячеистое строение растений и предложил назвать ячеистые структуры «клетками»:

  1. Р.Вирхов 2. Р.Гук 3. К.Бэр 4. Т.Шванн

A3 Автор первой эволюционной теории:

  1. Ч.Дарвин

  2. Ж.Кювье

  3. Ж.-Б.Ламарк

  4. К.Линней

A4 Хромосомную теорию наследственности сформулировал:

  1. Г.Мендель

  2. Т.Морган

  3. Н.Вавилов

  4. Г. де Фриз

A5 Какой ученый предложил теорию стабилизирующего отбора?

  1. Ч.Дарвин

  2. А.Уоллес

  3. А.Северцов

  4. И.Шмальгаузен

A6 Структура молекулы ДНК была открыта:

  1. Уотсоном и Криком

  2. Шлейденом и Шванном

  3. Харди и Вайнбергом

  4. Геккелем и Мюллером

A7 Термин "ноосфера" предложил:

  1. Н.Вавилов

  2. С.Четвериков

  3. Г.Карпеченко

  4. В.Вернадский

A8 Какую гипотезу сформулировал Г.Мендель?

  1. чистоты гамет

  2. цитоплазматической наследственности

  3. взаимодействия неаллельных генов

  4. сцепленного наследования

A9 Какой закон открыт Н.Вавиловым?

  1. единообразия гибридов первого поколения

  2. наследования приобретенных признаков

  3. гомологических рядов наследственной изменчивости

  4. независимого комбинирования

A10 Какое утверждение НЕ характеризует цикл Кальвина?

  1. происходит в хлоропластах

  2. из углекислого газа образуется глюкоза

  3. выделяется кислород

  4. затрачивается энергия АТФ

4\2\3\2\4\1\4\1\3\4\

В1 Какие ученые сделали важные научные открытия в физиологии нервной системы?

  1. И.Мечников

  2. И.Павлов

  3. И.Сеченов

  4. С.Четвериков

  5. Ф.Углов

  6. В.Бехтерев

В2 Какие из этих утверждений относятся к хромосомной теории Т. Моргана?

  1. доминантные аллели подавляют проявление рецессивных аллелей

  2. при дигибридном скрещивании признаки наследуются независимо друг от друга

  3. гены расположены в хромосомах линейно

  4. сцепление генов нарушается из-за кроссинговера

  5. гамета содержит только один аллель каждого гена

  6. число групп сцепления равно гаплоидному числу хромосом

B3 Установите соответствие между положениями теории эволюции и их автором: 

ПОЛОЖЕНИЯ ТЕОРИИ ЭВОЛЮЦИИ

АВТОР

  1. окружающая среда оказывает прямое влияние на организм

  2. виды эволюционируют под влиянием стремления к самосовершенствованию

  3. приобретенные признаки наследуются

  4. между особями одного вида происходит борьба за существование

  5. среди особей одного вида наблюдается неопределенная изменчивость

А) Ж.-Б.ЛАМАРК  Б) Ч.ДАРВИН

B4 Установите соответствие между учеными и разделами биологии, в которых они сделали важные научные открытия: 

УЧЕНЫЕ

РАЗДЕЛЫ БИОЛОГИИ

  1. К.Бэр

  2. Г.Фриз

  3. С.Четвериков

  4. Э.Геккель

  5. А.Ковалевский

А) ЭМБРИОЛОГИЯ Б) ГЕНЕТИКА

В5 Расположите эти научные открытия в хронологическом порядке:

  1. создание клеточной теории

  2. открытие клеточного ядра

  3. первое наблюдение клетки

  4. открытие бактерий

  5. рождение новой науки – цитологии

236\ 346\ АААББ\ АББАА\ 34215

Краткий свободный ответ:

С1. Перечислите основные отличия эволюционной теории Ч.Дарвина от эволюционной теории Ж.-Б.Ламарка. 

Полный развернутый ответ:

С2. Каковы этапы образования пород домашних животных, с точки зрения Ч.Дарвина? 

С3. Перечислите основные положения хромосомной теории Т.Моргана. 

С4. В чем состояло научное значение создания клеточной теории М.Шлейденом и Т.Шванном? 

С5. Какие основные этапы развития "преджизни" выделены в теории А.И.Опарина и чем они сопровождались? 

  1. Элементы ответа: 1) движущие силы эволюции, по Дарвину, - наследственная изменчивость, борьба за существование и естественный отбор; по Ламарку - прямое влияние среды и стремление к совершенствованию; 2) по Дарвину, приобретенные признаки не наследуются; по Ламарку - наследуются.

  2. Элементы ответа: 1) первый этап - одомашнивание диких предков домашних животных; 2) второй этап - бессознательный искусственный отбор лучших особей; 3) третий этап - методический искусственный отбор по одному-двум признакам с целью выведения породы с определенными свойствами.

  3. Элементы ответа: 1) гены расположены в хромосомах линейно; 2) гены, расположенные в одной хромосоме, наследуются сцеплено; 3) сцепление нарушается благодаря кроссинговеру, частота которого зависит от расстояния между генами.

  4. Элементы ответа: 1) клеточная теория - одно из косвенных доказательств эволюции, подтверждающих общее происхождение различных видов; 2) клеточная теория привлекла внимание ученых к изучению строения и работы клеток; 3) клеточная теория послужила основой для появления новой науки - цитологии.

  5. Элементы ответа: 1) абиогенный синтез органических веществ из неорганических (из аммиака, метана, углекислого газа и паров воды синтезировались аминокислоты, сахара) под воздействием энергии электрических разрядов ; 2) абиогенный синтез биополимеров в прибрежных районах на границе водоемов и суши; 3) образование из биополимеров коацерватов, для которых были характерны рост и обмен веществ.

studfiles.net

Олимпиада по биологии и тур 2014

ЗАДАНИЯ олимпиады по биологии I тур

Часть I. Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 20 (по 1 баллу за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов. 1.Назовите учёного, который первым увидел ячеистое строение растений и предложил называть ячеистые структуры «клетками»: А - Р. Гук; Б –А. Левенгук; В – К. Бэр; Г – Т. Шванн. 2. Из приведенных формулировок укажите положение клеточной теории: А - оплодотворение — это процесс слияния мужской и женской гамет; Б - онтогенез повторяет историю развития своего вида; В - дочерние клетки образуются в результате деления материнской;Г - половые клетки образуются в процессе мейоза. 3. Повышение жизнеспособности потомства происходит в результате размножения: А – спорами; Б – почкованием; В – корневищем; Г – семенами. 4. Какова роль бактерий и грибов в круговороте веществ? А - производители органических веществ; Б - потребители органических веществ; В - разрушители органических веществ; Г - разрушители неорганических веществ. 5. Часть клетки, с помощью которой устанавливаются связи между органоидами: А – рибосомы; Б – ядро; В – цитоплазма; Г – мембрана. 6. Организм человека снабжается витаминами, как правило, в процессе: А - энергетического обмена; Б - поступления растительной и животной пищи; В - окисления органических веществ в клетках тела; Г - превращения нерастворимых органических веществ в растворимые. 7. Видом называется группа особей: А - обитающих на общей территории; Б - появившаяся в результате эволюции; В - скрещивающихся и дающих плодовитое потомство; Г - созданных человеком на основе отбора. 8. Признаки, формирующиеся у особей в процессе естественного отбора, полезны: А – человеку; Б - виду; В – биоценозу; Г - окружающей среде. 9. Что служит материалом для естественного отбора, предпосылкой эволюционных изменений органического мира? А – приспособленность; Б – мутации; В – модификации; Г – наследственность. 10 . Органические вещества, которые являются основным строительным материалом организма: А- нуклеиновые кислоты; Б- углеводы; В- жиры; Г-белки. 11. Вирус СПИДа поражает в крови человека: А- эритроциты; Б-тромбоциты; В- лимфоциты; Г-кровяные пластинки. 12. Из названных одноклеточных организмов к надцарству эукариот не относится: А- радиолярия; Б- инфузория – стилонхия; В- хлорелла; Г- кишечная палочка. 13. Объём воздуха, который можно вдо

educontest.net

Задания для школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии в 2015-2016 учебном году. — Амерханова Марет Шаарановна

10 класс

Задание содержит вопросы, к каждому из которых даны несколько вариантов ответа; среди них только один – верный. Отметьте верный ответ, подчеркнув его.

  1. Назовите учёного, который первым увидел ячеистое строение растений и предложил называть ячеистые структуры «клетками»:

А —  Р.Гук;   Б – Р.Вирхов;    В – А. Левенгук;   Г – К.Бэр;      Д – Т.Шванн.

  1. Из приведенных формулировок укажите положение клеточной теории:

А —   оплодотворение — это процесс слияния мужской и женской гамет;

Б —   онтогенез повторяет историю развития своего вида;

В —   дочерние клетки образуются в результате деления материнской;

Г —   половые клетки образуются в процессе мейоза.

  1. Повышение жизнеспособности потомства происходит в результате размножения:

А – спорами;   Б – почкованием;    В – корневищем;    Г – семенами.

  1. Какова роль бактерий и грибов в круговороте веществ?

А — производители органических веществ;     Б — потребители органических веществ;

В — разрушители органических веществ;     Г — разрушители неорганических веществ.

  1. Часть клетки, с помощью которой устанавливаются связи между органоидами:  А – рибосомы;   Б – ядро;   В – цитоплазма;   Г – мембрана.
  2. У млекопитающих газообмен происходит в:

А – трахеях;    Б – бронхах;    В – бронхиолах;   Г – альвеолах.

  1. Изгибы позвоночника человека связаны с:

А – прямохождением;   Б — трудовой деятельностью;

В — формированием грудной клетки;   Г — развитием большого пальца кисти.

  1. Организм человека снабжается витаминами, как правило, в процессе:

А — энергетического обмена;   Б — поступления растительной и животной пищи;

В — окисления органических веществ в клетках тела;

Г — превращения нерастворимых органических веществ в растворимые.

  1. Функция гормонов:

А — образование ферментов;  Б — обеспечение организма энергией;

В — участие в образовании безусловных рефлексов;

Г — регуляция процессов обмена веществ, роста и развития организма.

  1. Окончательный анализ высоты, силы и характера звука происходит в:

А — барабанной перепонке;  Б — слуховом нерве;

В — слуховой зоне коры;    Г — внутреннем ухе.

  1. При малокровии уменьшается количество:

А – гемоглобина;  Б – лейкоцитов;  В – лимфоцитов;  Г – антител.

  1. Видом называется группа особей:

А — обитающих на общей территории;   Б —  появившаяся в результате эволюции;

В —  скрещивающихся и дающих плодовитое потомство;   Г —  созданных человеком на основе отбора.

  1. Признаки, формирующиеся у особей в процессе естественного отбора, полезны:

А – человеку;  Б —  виду;  В – биоценозу;  Г — окружающей среде.

  1. Что служит материалом для естественного отбора, предпосылкой эволюционных

изменений органического мира?

А – приспособленность;  Б – мутации;  В – модификации;    Г – наследственность.

  1. Приспособленность растений к опылению насекомыми характеризуется:

А — образованием большого количества пыльцы;   Б — наличием легкой неклейкой пыльцы;

В — цветением до распускания листьев;    Г — наличием в цветках нектара, яркого венчика.

  1. Среди ископаемых животных переходными формами считают:

А – ихтиозавров;   Б —  стегоцефалов;   В —  динозавров;   Г — бесхвостых земноводных.

  1. У предков человека прямохождение способствовало формированию:

А — сводчатой стопы;   Б — пятипалой конечности;  В — мозгового отдела черепа;

Г — плечевого пояса.

  1. У большинства видов растений и животных отсутствуют приспособления к

антропогенным факторам вследствие того, что их воздействие:

А — проявляется постоянно;   Б —  зависит от климатических условий;

В — носит случайный характер;   Г — носит ритмичный характер.

  1. В биогеоценозе большое разнообразие видов растений и животных, разветвленные

пищевые связи являются причинами его:

А – смены;  Б – развития;  В – саморегуляции;  Г – устойчивости.

  1. Наибольшая роль человека в биогенной миграции атомов состоит в:

А — вовлечении в биологический круговорот химических элементов;

Б —  увеличении скорости круговорота воды;

В — регулировании численности растений и животных;

Г —  регулировании численности микроорганизмов.

  1. Агроценозом называют:

А — геологическую оболочку Земли, заселенную живыми организмами;

Б — территорию, временно изъятую из хозяйственного пользования;

В — территорию, отведенную для сбора грибов, орехов, ягод и лекарственных растений;

Г —  искусственную экосистему, возникающую в результате сельскохозяйственной деятельности  человека.

  1. Биогенная  миграция в биосфере — это круговорот входящих в состав организмов:

А — энергетических запасов;   Б — химических элементов;

В — органических веществ;

Г — неорганических веществ.

  1. Необходимое условие сохранения равновесия в биосфере:

А — постоянство климатических условий;

Б — замкнутый круговорот веществ и превращение энергии;

В — усиление сельскохозяйственной деятельности;

Г —  эволюция органического мира.

  1. Какое влияние на объем и среднюю плотность тела птиц оказывает перьевой покров с прослойкой воздуха между перьями?

А — не оказывает большого влияния на данные признаки птиц;

Б —  способствует увеличению объема тела и уменьшению его средней плотности;

В — вызывает увеличение объема тела и его средней плотности;

Г — приводит к уменьшению объема тела птицы и увеличению его средней плотности.

  1. В желудке человека повышает активность ферментов и уничтожает бактерии:

А – слизь;   Б —  инсулин;    В —  желчь;     Г — соляная кислота.

  1. Одно из доказательств родства кишечнополостных и простейших:

А — расположение клеток в два слоя;    Б — наличие стрекательных клеток;

В — развитие организма из одной клетки;    Г — внеклеточное пищеварение.

  1. 27.       Молекула какого химического соединения содержит очень много атомов фосфора?

А – белок;      Б – ДНК ;     В —  АТФ ;     Г – фосфолипид.

  1. 28.       Какая из геологических эр является самой молодой?

А – палеозойская;  Б – архейская;  В – кайнозойская; Г – протерозойская;  Д – мезозойская.

  1. Из какого числа звеньев состоит большинство пищевых цепей?

А –    2 – 3 ;       Б –    3 – 5 ;       В —     5 – 7 ;       Г –    7 – 9.

  1. Как называется экологический фактор, выходящий за пределы выносливости организма?

А – абиотический;    Б – ограничивающий;   В – биотический;  Г – оптимальный.

 

 

amerkhanova95.ru

План-конспект урока по биологии №14

Биология 9 класс

План урока № 14

Тема

«Общие сведения о клетках. Клеточная мембрана.

Ядро. Хромосомный набор клетки.»

  1. Цели урока

Дать учащимся общие сведения о клетках, рассмотреть строение клеточной мембраны и ее значение в жизни клетки; познакомить с явлениями пиноцитоза и фагоцитоза. Изучить строение ядра в связи с выполняемыми им функциями; показать многообразие форм и размеров ядра, рассмотреть строение ядра, выявить его функции, роль в клетке; познакомить учащихся с особенностями хромосомного набора клетки.

Элементы содержания: цитоплазма, ядро, органоиды, мембрана, фагоцитоз, пиноцитоз.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: таблицы «Строение растительной клетки», «Строение животной клетки», «Строение мембраны».

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка знаний учащихся.

1. Биологический диктант (ответы записываются на карточках).

1) Назовите ученого, который первым увидел ячеистое строение тканей растений и предложил называть ячеистые структуры «клетками». (Р. Гук.)

2) Назовите ученого, который, обобщив знания о строении клеток животных и растений, сформулировал первую клеточную теорию.

(Т. Шванн.)

3) Назовите ученого, который первым открыл крупные бактерии, одноклеточные организмы, сперматозоиды, эритроциты. (А. Левенгук.)

4) «Сходство строения и химического состава» – это одно из положений ___________ теории. (Клеточной.)

5) Сходство строения и жизнедеятельности клеток организмов разных царств живой природы свидетельствует о ________ . (Единстве органического мира.)

6) Изучением строения и функций клетки занимается наука _________. (Цитология.)

7) Клетка является структурной и функциональной единицей живого, так как ____________ . (Все живые организмы, кроме вирусов, построены из клеток.)

III. Изучение нового материала.

Клетки различаются по своей структуре, форме и функциям. Среди них есть свободноживущие клетки, которые ведут себя как самостоятельные организмы: добывают пищу, размножаются, передвигаются в окружающей среде. У многоклеточных организмов клетки являются составными элементами, из которых образованы ткани и органы. Разные клетки в организме выполняют различные функции. Клетки одного типа, сходные по строению, объединенные межклеточным веществом и предназначенные для выполнения определенных (специализированных) функций в организме, образуют ткани.

Несмотря на большое разнообразие форм, клетки разных типов обладают сходством в главных структурных и функциональных особенностях. При этом процессы жизнедеятельности (дыхание, биосинтез, обмен веществ) идут в клетках независимо от того, являются ли они одноклеточными организмами или составными частями многоклеточного организма.

Любая эукариотическая клетка имеет очень сложное строение. Содержимое клетки, а также многих внутриклеточных структур ограничивают биологические мембраны.

Цитоплазматическая (или клеточная) мембрана

Функции мембраны:

1. Отделяет содержимое клетки от внешней среды.

2. Защищает содержимое клетки.

3. Поддерживает форму клетки (органоидов).

4. Осуществляет взаимодействие клетки с внешней средой и с соседними клетками.

5. Избирательно проводит в клетку питательные вещества и выводит из клетки продукты обмена.

Строение клеточной мембраны

Главные химические компоненты, образующие цитоплазматическую мембрану, – белки и сложные липиды, которые обеспечивают избирательное проникновение веществ из внешней во внутреннюю среду и обратно.

Запомните: у клеток растений, грибов и бактерий цитоплазматическая мембрана покрыта клеточной стенкой. У животных клеток клеточной стенки нет.

Под мембраной находятся две важнейшие части клетки – цитоплазма и ядро. В цитоплазме находятся органоиды и включения.

Цитоплазма – внутреннее полувязкое содержимое клетки.

Состав цитоплазмы:

– все виды органических и неорганических веществ,

– нерастворимые отходы обменных процессов и запасные питательные вещества,

– органоиды клетки.

Запомните: цитоплазма функционирует только в присутствии ядра (у эукариот). Без него долго существовать цитоплазма не может, так же как и ядро без цитоплазмы.

Роль цитоплазмы заключается в объединении всех клеточных структур и обеспечении их химического взаимодействия.

Задание: используя текст § 2.2, опишите, в чем заключаются процессы пиноцитоза и фагоцитоза, проиллюстрируйте описание рисунком (схемой).

Фагоцитоз – захват клеткой твердой пищевой частицы.

Пиноцитоз – захват клеткой капли жидкости с растворенными в ней питательными веществами.

Большинство клеток одноклеточных и многоклеточных животных, а также растений содержат ядро. Клетки, не имеющие оформленного ядра, называют прокариотическими, а имеющие ядро – эукариотическими.

Одна клетка может содержать одно или несколько ядер, это зависит от степени активности клетки. К многоядерным клеткам относятся, например, клетки костного мозга, печени, мышечной ткани и др.

Строение и функции ядра в разные периоды жизни клетки несколько отличаются. При делении клетки увеличивается количество ДНК в ядре и образуются две дочерние клетки из одной материнской. В интерфазе (периоде между делениями) ядро находится в неизменном состоянии, участвуя в процессах жизнедеятельности клетки.

Ядро – важнейшая составная часть клетки, которая выполняет функции хранения и передачи наследственной информации, а также регулирует все процессы, протекающие в клетке.

Строение ядра

Ядерный сок (нуклеоплазма) – полужидкое вещество (в гелеобразном состоянии), представляющее внутреннюю среду ядра. В ядерном соке находятся ядрышки и хромосомы. Ядерный сок имеет сложный состав: аминокислоты, белки, ферменты и др.

Ядрышко – плотное округлое тельце, состоящее из РНК и белка. Ядрышки образуются на определенных участках хромосом, в них синтезируется РНК. Ядрышки формируются и видны только в неделящихся клетках, а во время деления разрушаются.

Хромосомы. В неделящихся ядрах хромосомы имеют вид тончайших нитей, их не видно в световой микроскоп. Эти нити представляют собой ДНК в соединении с белком (хроматин).

Хроматин – спирализованные и уплотненные участки хромосом.

Хромосомный набор клетки

Кариотип – набор хромосом, содержащийся в клетках одного организма.

Все клетки организма делятся на соматические и половые.

Человек

2n = 46 хромосом

n = 23 хромосомы

Половые клетки содержат вдвое меньше хромосом, чем соматические. В этом заключается их биологический смысл: во время полового процесса происходит обмен генетической информацией и восстановление диплоидного набора:

♂ + ♀ 

Хромосомы, одинаковые по форме и размеру и несущие одинаковые гены, – гомологичные хромосомы.

Человек

2n = 46 хромосом 22 пары – гомологичные хромосомы, 1 пара – половые хромосомы (♂ Y, ♀ Х).

IV. Закрепление изученного материала.

Беседа по вопросам:

1. Каковы функции наружной мембраны клетки?

2. Какое строение имеет клеточная мембрана?

3. Какими способами различные вещества могут попадать внутрь клетки?

4. Чем пиноцитоз отличается от фагоцитоза?

5. Почему у растительных клеток нет фагоцитоза?

6.Почему клетка, из которой удалено ядро, не может долго существовать?

7. Почему ядро не способно к самостоятельному существованию?

8. Какие функции выполняет ядро?

Домашнее задание: § 2.2.,2.3

infourok.ru

"Химический состав клетки". 9-й класс

Разделы: Биология

Цель: ознакомление учащихся с веществами, входящими в состав клетки

Задачи:

  • Образовательные:
  • сформировать знания о химическом составе клетки,
  • показать разнообразие и свойства неорганических и органических веществ, входящих в состав клетки,
  • познакомить с функциями химических веществ,
  • сформировать понятие о гомеостазе.
  • Развивающие:  развивать интерес к химической и биологической наукам.
  • Воспитательные: создание ситуации успеха у учащихся.

Методы:

  • Объяснение.
  • Работа с учебником.
  • Выполнение заданий в рабочей тетради.

Оборудование: таблицы «Строение клетки»,  проектор, компьютер. Презентация к уроку.  Рабочая тетрадь к учебнику Биология 9 класс авт.Т.А. Козлова, В.С. Кучменко.

План урока

  • Проверка знаний учащихся,  выполнение тестовых заданий по карточкам
  • Изучение нового материала.
  • химические элементы
  • неорганические вещества
  • органические вещества
  • Закрепление изученного материала

ХОД УРОКА

I. Проверка знаний по теме «Цитология – наука,  изучающая клетку». Тестирование.

Вариант 1

1. Назовите учёного, который первым увидел ячеистое строение растений и предложил называть ячеистые структуры «клетками».

А) Р. Гук Б) А. Левенгук В) К. Бэр Г) Т. Шванн

2. Назовите учёного, который, обобщив знания о строении животных и растений,  сформулировал первую клеточную теорию

А.) Р. Гук Б) Т. Шванн В) Р. Вирхов Г) Р. Броун

3. «Сходство обмена веществ в клетках организмов всех царств живой природы» – это одно из положений теории:

А) хромосомной Б) клеточной В) эволюционной Г) происхождения жизни

4. О единстве органического мира свидетельствует:

А) круговорот веществ Б) клеточное строение организмов В) взаимосвязь организмов и среды Г) приспособленность организмов к среде

5. Живое отличается от неживого:

А) составом неорганических соединений Б) наличием катализаторов В) взаимодействием молекул друг с другом Г) обменными процессами, обеспечивающими постоянство структурно-функциональной организации системы

Вариант 2

1. Назовите учёного, который первым открыл крупные бактерии, одноклеточные организмы, сперматозоиды, эритроциты

А) А. Левенгук Б) Р. Броун В) Р. Гук Г) Т. Шванн

2. Знания о сходстве химического состава клеток организмов разных царств живой природы обобщила:

А) хромосомная теория Б) клеточная теория В) теория эволюции Г) теория гена

3. Сходство строения и жизнедеятельности клеток организмов разных царств живой природы свидетельствует о:

А) единстве органического мира Б) единстве живой и неживой природы В) взаимосвязи организмов в природе Г) взаимосвязи организмов и среды их обитания

4. Изучением строения и функций клетки занимается:

А) эмбриология Б) генетика В) селекция Г) цитология

5. Клетка – структурная и функциональная единица живого, так как:

А) В состав клетки входит около 70 химических элементов Б)  все белки клеток построены из 20 аминокислот В) в клетках постоянно идут процессы биологического синтеза и распада Г) все живые организмы, кроме вирусов, построены из клеток

II. Изучение нового материала

1. Понятие о химическом составе клетки.

Учитель.  В клетках  живых организмов содержится более 70 химических элементов. Одни из них представлены в больших количествах. Это макроэлементы. К ним относятся: кислород, углерод, водород, азот. В сумме составляющие 98 % массы клетки. Фосфор, хлор, сера, железо, калий, кальций, магний, натрий в сумме составляют 1,9 %  (Приложение 1, слайд 2) Такие элементы как медь, цинк, селен, кобальт, марганец и другие содержатся в незначительном количестве, от 0,001 до 0, 000001%. Их называют микроэлементами. (Слайд 3)

Выполнение учащимися задания №1 в рабочей тетради.

Живая клетка характеризуется постоянством своего химического состава. Способность клетки сохранять устойчивость (стабильность) своего состава и свойств  при любых внешних воздействиях называется гомеостазом (от греч. homoios — подобный, одинаковый и греч. stasis — состояние, неподвижность). Приведите примеры гомеостаза.

Ученики: Примеры  гомеостаза: поддержание постоянства состава крови, температуры тела,   кровяного давления и многих других функций у млекопитающих. (Слайд 4 )

2. Рассказ учителя.  Тела живой природы состоят из органических и неорганических веществ (слайд 5).  Вода – важнейший компонент клетки. Она составляет в среднем 70-80 % её массы.

Функции воды:

  • Вода – универсальный растворитель. Многие химические реакции в клетке протекают только в водной среде. Вещества, растворяющиеся в воде, называются гидрофильными (спирты, сахара, аминокислоты), не растворяющиеся – гидрофобными (жирные кислоты, целлюлоза).
  • Вода участвует во многих химических реакциях: в построении органических молекул,  в процессе фотосинтеза.
  • Транспортная функция. Передвижение по организму вместе с водой растворенных в ней веществ к различным его частям и выведение ненужных продуктов из организма.
  • Вода обеспечивает гомеостаз. Эта функция обусловлена такими свойствами воды, как высокая теплоемкость – смягчает влияние на организм значительных перепадов температуры в окружающей среде; высокая теплопроводность – позволяет организму поддерживать одинаковую температуру во всем его объеме; высокая теплота испарения – используется для охлаждения организма при потоотделении у млекопитающих и транспирации у растений.
  • Структурная функция. Цитоплазма клеток содержит от 60 до 95 % воды, и именно она придает клеткам их нормальную форму. У растений вода поддерживает тургор (упругость эндоплазматической мембраны), у некоторых животных служит гидростатическим скелетом (медузы) (Слайд 6)

Выполнение задания №2 в рабочей тетради

Минеральные соли составляют всего 1-1,5% общей массы клетки и присутствуют в виде  ионов (катионы К+, Na+, Са+, анионы НСО3–, Сl –) или твёрдых нерастворимых солей. В клетках растений они накапливаются и кристаллизуются в различных органоидах или вакуолях. Чаще это бывают соли кальция. Их форма может быть различной: иглы, ромбы. Кристаллы – одиночные или сросшиеся вместе(друзы) см. рис. учебника 5. (Слайд 7)

Функции минеральных веществ:

  • Обеспечивают определённый рН (кислую либо щелочную реакцию среды)
  • Входят в состав некоторых клеточных структур
  • Влияют на протекание процессов жизнедеятельности (слайд 8)

Выполнение задания № 5 в рабочей тетради.

Органические вещества – углеводы, липиды, белки и нуклеиновые кислоты.

Вопрос: Какой элемент является основой строения органических веществ и почему? (Слайд 9)

Ответ учащихся: В органических соединениях важным элементом выступает углерод. Атомы углерода имеют 4 валентные связи, способные в определённом порядке объединятся в длинные цепи и замкнутые кольцевые структуры. Эти углеродные цепи и кольца являются «скелетами» сложных органических молекул.

Выполнение задания № 4 в рабочей тетради.

В клетках синтезируются  большие и малые органические молекулы. Малые молекулы называются мономеры (от греч. monos – «один»  и  meros – «часть», «доля»). Мономеры, как строительные блоки, могут соединяться друг с другом, образуя полимеры (от греч. polys – «многочисленный»). Все молекулы белков, нуклеиновых кислот являются полимерами, а углеводы могут быть и мономерами и полимерами (слайд 10)

Углеводы – это сахаристые или сахароподобные вещества. В клетках животных содержание углеводов составляет от 1 до 3 %. (В печени – до 5%).В клетках растений – до 90%. Углеводы: моносахариды,  полисахариды.

Выполните задание № 6, 7 в рабочей тетради. Работа с текстом учебника.

Проверьте себя  (слайды 11, 12)

Функции углеводов

  • Строительная. Целлюлоза –основа оболочки растительных клеток, хитин входит в состав покровов членистоногих и оболочки клеток грибов
  • Энергетическая. При окислении 1г углеводов выделяется 17,6 кДж энергии
  • Запасающая. Крахмал – в растительной клетке и гликоген в животной

Липиды (от греч. lipos – жир) – разнообразные по своей химической природе вещества: жиры, масла, воски, фосфолипиды).Содержание липидов в клетках колеблется от 5 до 90 % (в клетках жировой ткани) (слайд 13)

Функции липидов:

  • Энергетическая (при окислении 1 г жира выделяется 38,9 кДж энергии)
  • Запасающая (запас питательных веществ)
  • Строительная  (например, фосфолипиды входят в состав мембран клеток)
  • Водообразующая  (при окислении жиров образуется вода, например в организме человека – около 350 мл в сутки)
  • Защитная (воск предохраняет растительную клетку от механических повреждений, а подкожный жир у животных – от высоких и низких температур)
  • Регуляторная (некоторые гормоны и витамины, регулирующие жизнедеятельность организма, – липиды, например,  кортизон, тестостерон, витамин Д)  (слайды 14, 15)

 Для жизнедеятельности клетки необходимы и другие органические вещества – белки и нуклеиновые кислоты. Это тема следующего урока

III. Закрепление и первичная проверка  знаний

1. Работа с терминами (правильный ответ находим по гиперссылке, слайд 16)

  • Этот термин произошёл от двух греческих слов, которые означают «один» и «доля»  ( мономер)
  • Этот термин имеет две греческие основы — «подобный», «одинаковый» и— «состояние», «неподвижность» ( гомеостаз)
  • Это слово в переводе с греческого означает «многочисленный» (полимер)

2. Тестирование (слайды 17-21,  правильный ответ остаётся, другие исчезают по щелчку)

1) К органическим веществам, входящим в состав клетки относят:

  • Аммиак
  • Воду
  • Анионы слабых кислот
  • Глюкозу

2) Укажите лишнее химическое соединение

  • Крахмал
  • Воск
  • Гликоген
  • Целлюлоза

3) Вода играет важную роль в жизни клетки. Она

  • Участвует во многих химических реакциях
  • Обеспечивает нормальную кислотность среды
  • Ускоряет химические реакции
  • Входит в состав мембран

4) В клетках каких организмов содержится в десятки раз больше углеводов, чем в клетках животных?

  • Бактерий-сапрофитов
  • Одноклеточных
  • Простейших
  • Растений

5) Способность верблюдов хорошо переносить жару объясняется тем, что жиры

  • Сохраняют воду в организме
  • Выделяют воду при окислении
  • Создают теплоизолирующий слой, уменьшающий испарение

IV. Домашнее задание: §5,  в рабочей тетради выполнить задание №3

Список использованной литературы

  1. Биология. 9класс/ Рохлов В.С. – М. «Национальное образование» 2011.
  2. Биология. 9 класс: поурочные планы по учебнику И.Н. Пономарёвой, О.А. Корниловой, Н.М. Черновой «Основы общей биологии»/авт.-сост.Г.В. Чередникова. – Волгоград: «Учитель»  2009 (стр. 20-21).
  3. Основы общей биологии: учебник для учащихся 9класса общеобразовательных учреждений/ Под ред. проф. И.Н. Пономарёвой – М. «Вентана-Граф», 2006.
  4. http://www.images.yandex.ru

19.03.2013

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О КЛЕТКАХ. КЛЕТОЧНАЯ МЕМБРАНА Задачи:

Documents войти Загрузить ×
  1. Естественные науки
  2. Биология
  3. Цитология
  4. Plant Cell
advertisement advertisement
Related documents
Черты сходства и различия в строении растительных и
Строение эукариотической клетки Эукариотическая клетка
9 класс - МАОУ "Лицей № 7"
Части и органоиды клетки Клетки растений Клетки животных
Строение и функции органоидов клетки
Тест по биологии для учащихся 10 класса по теме «Строение клетки»
Автор: Данилова О
Органоиды клетки Функции Количество мембран Цитоплазма
study-11833-kletka
Контрольная работа №2 по теме «Строение клетки» 9 класс
Скачать advertisement

studydoc.ru


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта