Назовите известные вам виды ресурсов животных и растений. Ответ на Глава 9. Организм и среда Задание: §9.3. Экологические ресурсыГотовые домашние задания (ГДЗ) Биология Пасечник, Каменский 9 класс

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Вопрос 38. Ресурсы растительности. Лесные ресурсы. Ресурсы животного мира. Назовите известные вам виды ресурсов животных и растений


9.3. Экологические ресурсы | ВСЕ Сочинения.RU

Вопрос 1. В чем состоят отличия между поня­тиями «условия» и «ресурсы»?

Ресурсами называют вещества и энер­гию, вовлекаемые организмами в процес­сы их жизнедеятельности. Ресурс (в отли­чие от условий) может расходоваться и ис­черпываться. При этом один и тот же фактор, например солнечное излучение или влажность, может рассматриваться и как условие, и как ресурс.

Вопрос 2. Перечислите известные вам виды ресурсов животных и растений.

Среди важнейших ресурсов животных и растений следует назвать энергетиче­ские и пищевые. Эти ресурсы определен­ным образом взаимосвязаны друг с дру­гом.

Для зеленых растений единственным ис­точником энергии, которую они могут ис­пользовать в процессах жизнедеятельнос­ти, служит солнечное излучение. Часть по­глощенной энергии может участвовать в процессе фотосинтеза. Помимо лучистой энергии в процесс фотосинтеза вовлекают­ся диоксид углерода и вода, вступающие между собой в сложные взаимодействия.

Важным видом пищевых ресурсов для растений являются элементы минераль­ного питания, которые извлекаются из почвы (если растение наземное) или из во­ды (если водное). К ним относятся азот, фосфор, сера, кальций, магний, железо и др.

Для животных пищевые ресурсы явля­ются основным источником органиче­ских веществ, энергии и минерального питания.

Вопрос 3. Может ли тот или иной вид ресурса являться лимитирующим фактором?

Разумеется, может, если его количество выходит за границы минимума.

Вопрос 4. Перечислите животных со сходны­ми видами пищевых ресурсов.

Животных по сходству пищевых ресур­сов можно сгруппировать в определен­ные группы, например растительноядные (саранча, майский жук, перепел, коала и др.) и плотоядные (паук-крестовик, пус­тельга, белый медведь).

9.3. Экологические ресурсы

5 (100%) 1 vote
На этой странице искали :
  • В ЧЕМ СОСТОЯТ ОТЛИЧИЯ МЕЖДУ ПОНЯТИЯМИ УСЛОВИЯ И РЕСУРСЫ
  • перечислите известные вам виды ресурсов животных и растений
  • может ли тот или иной вид ресурса являться лимитирующим фактором
  • перечислите животных со сходными видами пищевых ресурсов
  • виды ресурсов животных и растений
Сохрани к себе на стену!

vsesochineniya.ru

Экологические ресурсы | Биология. Реферат, доклад, сообщение, краткое содержание, конспект, сочинение, ГДЗ, тест, книга

Вопрос 1. В чем состоят отличия между поня­тиями «условия» и «ресурсы»?

Ресурсами называют вещества и энер­гию, вовлекаемые организмами в процес­сы их жизнедеятельности. Ресурс (в отли­чие от условий) может расходоваться и ис­черпываться. При этом один и тот же фактор, например солнечное излучение или влажность, может рассматриваться и как условие, и как ресурс.

Вопрос 2. Перечислите известные вам виды ресурсов животных и растений.

Среди важнейших ресурсов животных и растений следует назвать энергетиче­ские и пищевые. Эти ресурсы определен­ным образом взаимосвязаны друг с дру­гом.

Для зеленых растений единственным ис­точником энергии, которую они могут ис­пользовать в процессах жизнедеятельнос­ти, служит солнечное излучение. Часть по­глощенной энергии может участвовать в процессе фотосинтеза. Помимо лучистой энергии в процесс фотосинтеза вовлекают­ся диоксид углерода и вода, вступающие между собой в сложные взаимодействия.

Важным видом пищевых ресурсов для растений являются элементы минераль­ного питания, которые извлекаются из почвы (если растение наземное) или из во­ды (если водное). К ним относятся азот, фосфор, сера, кальций, магний, железо и др.

Для животных пищевые ресурсы явля­ются основным источником органиче­ских веществ, энергии и минерального питания.

Вопрос 3. Может ли тот или иной вид ресурса являться лимитирующим фактором?

Разумеется, может, если его количество выходит за границы минимума. Материал с сайта //iEssay.ru

Вопрос 4. Перечислите животных со сходны­ми видами пищевых ресурсов.

Животных по сходству пищевых ресур­сов можно сгруппировать в определен­ные группы, например растительноядные (саранча, майский жук, перепел, коала и др.) и плотоядные (паук-крестовик, пус­тельга, белый медведь).

На этой странице материал по темам:
  • известные виды ресурсов животных и растений
  • экологические ресурсы биология
  • экологические ресурсы энергетические и пищевые
  • сочинение экологическое природопользование
  • перечислите животных со сходными видами пищевых ресурсов

iessay.ru

§9.3. Экологические ресурсы Биология. 9 класс. Пасечник, Каменский

 

Главная / Готовые домашние задания (ГДЗ) / 9 класс / Биология / Пасечник, Каменский / Глава 9. Организм и среда Задание: §9.3. Экологические ресурсы

Биология
9 класс

Учебник

Автор: Пасечник, Каменский

Изд.: Дрофа

Год: 2007 - 2014

Вопрос 1. В чем состоят отличия между поня­тиями «условия» и «ресурсы»?

Ресурсами называют вещества и энер­гию, вовлекаемые организмами в процес­сы их жизнедеятельности. Ресурс (в отли­чие от условий) может расходоваться и ис­черпываться. При этом один и тот же фактор, например солнечное излучение или влажность, может рассматриваться и как условие, и как ресурс.

Вопрос 2. Перечислите известные вам виды ресурсов животных и растений.

Среди важнейших ресурсов животных и растений следует назвать энергетиче­ские и пищевые. Эти ресурсы определен­ным образом взаимосвязаны друг с дру­гом.

Для зеленых растений единственным ис­точником энергии, которую они могут ис­пользовать в процессах жизнедеятельнос­ти, служит солнечное излучение. Часть по­глощенной энергии может участвовать в процессе фотосинтеза. Помимо лучистой энергии в процесс фотосинтеза вовлекают­ся диоксид углерода и вода, вступающие между собой в сложные взаимодействия.

Важным видом пищевых ресурсов для растений являются элементы минерального питания, которые извлекаются из почвы (если растение наземное) или из воды (если водное). К ним относятся азот, фосфор, сера, кальций, магний, железо и др.

Для животных пищевые ресурсы явля­ются основным источником органиче­ских веществ, энергии и минерального питания.

Bon рос 3. Может ли тот или иной вид ресурса являться лимитирующим фактором?

Разумеется, может, если его количество выходит за границы минимума.

Вопрос 4. Перечислите животных со сходны­ми видами пищевых ресурсов.

Животных по сходству пищевых ресур­сов можно сгруппировать в определен­ные группы, например растительноядные (саранча, майский жук, перепел, коала и др.) и плотоядные (паук-крестовик, пус­тельга, белый медведь).

Ответ от сайта domashke.net

www.referatmix.ru

Ресурсы растительного и животного мира

Введение в специальность

Человек никогда не был единственным живым обитателем Земли. Наряду с ним суще­ствовали и существуют сегодня миллионы других видов живых организмов, в том числе теплокровные животные, беспозвоноч­ные, микроорганизмы, высшие и низшие растения. Человек, Ь од­ной стороны, использует в своих целях другие живые организмы, а с другой — изменяет среду их обитания. Есть ориентировочные подсчеты, что за всю историю жизни на Земле на ней существова­ло примерно полмиллиарда видов организмов. По-видимому, всего лишь несколько десятков видов исчезло по субъективным причи­нам, т. е. вследствие истребления их человеком. Основная же мас­са погибла либо независимо от него, либо, уже в эпоху антропо­гена, из-за косвенных последствий его деятельности. Может быть, погибла даже раньше, чем человек успел эти виды открыть и по­знать.

Разрушая экосистемы или преобразуя их, человек нарушает биологические связи, энергетические цепи, создает нестатистиче­ские помехи в экосистемах, которые превышают приспособитель­ные возможности организмов. Некоторые виды, как, например, дронт, были истреблены человеком, но дикая лошадь — тарпан или чешуйчатый дятел исчезли в первую очередь из-за ликвидации мест их обитания. Когда-то практически уничтоженного зубра удалось сохранить ценой огромных усилий, но выяснилось, что жить свободно ему на Земле негде: места его обитания исчезли. Теперь зубры существуют в полудомашних заповедных условиях под полным контролем со стороны человека. Аналогичным обра­зом исчезли или находятся на грани исчезновения многие виды растений, которых специально никто не истреблял, но чьи места обитания сократились или исчезли.

Растительный и животный мир нашей страны — огромное на­циональное богатство. Ряд видов млекопитающих, птиц, рыб, на­секомых являются современниками давно вымерших динозавров и птеродактилей. Их значение для науки неоценимо. Велика прак­тическая ценность и многих живых организмов, традиционно счи­тающихся вредными. Недавно, например, установлено, что в се­верных районах страны известный всем гнус (комплекс кровососу­щих насекомых из отряда двукрылых) обеспечивает минераль­ное питание растений, являясь основным аккумулятором многих микроэлементов. Вместе с тем целый ряд животных, особенно чле­нистоногие, черви и простейшие — опасные враги человека, так как они являются переносчиками возбудителей опасных болезней и их промежуточными хозяевами.

Как природный ресурс растительные и животные организмы должны правильно и рационально использоваться. В настоящее время считается, что все ныне существующие виды животных и растений имеют равное с человеком право существовать на Зем­ле и должны быть сохранены. Утрата каждого из них, пусть даже самого «бесполезного», необратимо обедняет биосферу и самого человека.

Рассмотрим основные принципы рационального использова­ния ресурсов растительного и животного мира.

1. Сохранение видов на уровне естественных популяций, т. е. совокупностей совместно обитающих и свободно обменивающихся генетической информацией особей. В настоящее время многие виды животных и растений сохранились в небольших количествах, места их обитания резко сократились, возможности для свободно­го спаривания и размножения ограничены. При ООН существует специальная организация, занимающаяся вопросами охраны окружающей среды — МСОП (Международный союз охраны при­роды и природных ресурсов), членом которой является и Совет­ский Союз. Эта организация впервые составила и опубликовала так называемую «Красную книгу» — список видов животных, находящихся под угрозой исчезновения,— в которую вошли мно­гие виды млекопитающих, птиц, амфибий и рептилий. Некоторые виды животных, занесенные в «Красную книгу», исчисляются бук­вально единичными особями. Например, белых американских жу­равлей осталось всего 39 экземпляров, белоклювых американских дятлов (на Кубе) — 13, белых журавлей-стерхов, обитающих в якутской тундре,— несколько сот пар, белых медведей — около 12 тыс., тигров на Дальнем Востоке — около 100 голов, яванских носорогов — 25 голов, бурых медведей в Европе — не более 6 тыс., орангутангов — 5 тыс. Отметим, что этот список основан на дан­ных примерно 12—15-летней давности.

2. Сохранение типичных для каждого вида охраняемых жи­вотных и растений приемлемых мест обитания, т. е. экологических систем. Самый эффективный путь — создание природных за­поведников.

3. Доместикация (одомашнивание) или полудоместикация ценных в хозяйственном отношении диких животных путем их при­ручения или скрещивания с домашними животными. Известны, например, опыты по одомашниванию лося на особых лосефермах. Норковые и песцовые фермы, интенсивное кролиководство прино­сят в казну государства большое количество валюты и обеспечи­вают внутреннее потребление. В дальнейшем, вероятно, основная масса пушнины будет создаваться именно на зверофермах, а ны­нешние охотничьи угодья будут превращены в своеобразный ре­зерв для пополнения генофонда этих ферм.

4. Организация комплексных лесоохотннчьих предприятий и развитие государственной промысловой охоты с осуществлением специальными кадрами планомерного, регулируемого и научно обоснованного отстрела и отлова диких млекопитающих н птиц в целях получения их мяса и меха в соответствии с законом об охране фауны.

5. Интродукция и акклиматизация ценных животных с целью создания или восстановления их популяций в пределах приемле­мых мест обитания. Таким путем в РСФСР были восстановлены популяции бобра, выхухоли и других животных. В 1927 г. в СССР была завезена ондатра, добываемая сегодня миллионами особей. Вместе с тем необходимо осуществлять продуманную интродук­цию и акклиматизацию животных с тем, чтобы не имели места явления популяционного загрязнения среды.

6. Использование в интересах человека лекарственных расте­ний, диких нектароносов, ягодников.

Одновременно народное хозяйство широко использует различ­ные микроорганизмы — вирусы, грибы, бактерии, простейшие. Многие из них являются патогенами вредных животных, напри­мер, растительноядных насекомых. Существует специальная мик­робиологическая промышленность, производящая биологические препараты для защиты леса и сельскохозяйственных растений.

7. Прекращение всех форм загрязнения среды, включая не­оправданные массированные химические воздействия на есте­ственные экологические системы в целях борьбы с вредителями, болезнями растений и сорняками. Применяемые химические сред­ства, особенно с использованием авиационной техники в масшта­бах десятков тысяч гектаров, зачастую наносят окружающей сре­де ущерб, во много раз превосходящий тот положительный эф­фект, ради которого производится обработка.

В связи с проблемой загрязнения среды и преобразования ее человеком возникли новые комплексные отрасли науки, называе­мые фитогигиеной и зоогигиеной, являющиеся частью общей и сравнительной гигиены. Содержание фитогигиены — всестороннее исследование закономерностей обеспечения здоровья раститель­ных организмов с целью его сохранения, улучшения и искусствен­ной регуляции. Научной базой зоо - и фитогигиены считают, в частности, такие новые отрасли науки, как техногенная фитопа­тология, промышленная ботаника, экологическая токсикология, индустриальная биоценология и др.

Покупка и производство медицинской спецодежды в Москве Медицинская одежда – это товар, который всегда пользовался большим спросом. Наиболее популярные ее виды – это халаты, костюмы и колпаки. Использоваться медицинская спецодежда …

В зависимости от профиля предприятий и требований, предъ­являемых к качеству производственной воды, на промышленном предприятии могут быть следующие системы водоснабжения: свежей водой, механически очищенной, отфильтрованной, умяг­ченной, обессоленной, теплой, холодной. Сг …

Улавливание пылевых частиц и поглощение различных газовых компонентов, содержащихся в промышленных выбросах, осу­ществляется различными способами в пылеулавливающих аппа­ратах: сухих, мокрых и электростатических. К сухим пылеулавливающим аппаратам относят пылевые камеры, циклоны, …

msd.com.ua

Биологические ресурсы. Охрана растительного и животного мира



Вспомните, как образовались известняки, каменный уголь.

Известняк и каменный уголь – горные породы органического происхождения. Большинство известняков образовались из раковин морских животных и их обломков. Каменный уголь образуется из продуктов разложения органических остатков растений, подвергшихся изменениям (метаморфизму) в условиях высокого давления окружающих пород земной коры и сравнительно высокой температуры.

вопросы и задания

1. Какую роль играют растения и животные в жизни Земли?

Живые организмы обогащают кислородом атмосферу, создают плодородный почвенный слой. Растительность заметно влияет на климат: испаряемая ею влага участвует в круговороте воды. Более того, растительность наряду с микроорганизмами создала современную атмосферу и поддерживает её газовый состав. Посадки лесных полос помогают снегозадержанию и сохранению влаги, создают преграду движущимся пескам. Бактерии способствуют разложению органического вещества и участвуют в снабжении почвы азотом. Большие скопления органических остатков становятся материалом, слагающим горные породы. Многие животные — земляные черви, роющие грызуны — активно участвуют в почвообразовании. Есть животные, которые переносят семена и плоды растений, помогая их расселению.

2. Как влияют живые организмы на жизнь и хозяйственную деятельность человека?

Растительный мир даёт человеку пищу и корма, топливо и сырьё. Луга, пастбища, сенокосы — это прекрасная кормовая база животноводства. Тысячи растений — травы и кустарники — сырьё для производства лекарств. В медицине давно и весьма успешно применяются лекарственные растения. Леса дают человеку, кроме съедобных плодов, древесину — поделочную и строительную, химическое сырьё. Ресурсы животного мира — это прежде всего охотничье-промысловые ресурсы. Особое место занимает рыбный промысел и добыча других водных организмов. Таким образом, от богатства растительного и животного мира во многом зависит благосостояние страны.

3. Что такое биологические ресурсы?

Биологические ресурсы — источники и предпосылки получения необходимых людям материальных и духовных благ, заключенные в объектах живой природы: промысловые объекты, культурные растения, домашние животные, живописные ландшафты и т.п.

4. С какой целью создаются заповедники, национальные парки?

Заповедники и национальные парки создаются для защиты отдельных видов растений и животных от полного уничтожения. Так же они могут создаваться для охраны уникальных ландшафтов.

ИТОГОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ТЕМЕ

1. Что преобладает в природе нашей страны по числу видов — травянистые растения или деревья?

По числу видов преобладают травянистые растения.

2. Кто преобладает в фауне нашей страны по числу видов — насекомые, земноводные, птицы или млекопитающие?

По числу видов преобладают насекомые.

3. Какие виды растений и животных завезены в Россию из других стран и получили распространение в природе?

Американский бобр, ондатра, нутрия на юге, почти все культурные растения и их вредители (паслёновые - колорорадский жук ярчайший пример), а из сорняков амброзия. В Финском заливе рачок церкопагис, моллюски дреиссена и потамопиргус.

4. Расскажите о том, как приспосабливаются растения к условиям обитания. Приведите примеры.

Растительность арктических пустынь не образует сплошного покрова. Отдельные пятна лишайников, отдельные стебли растений сменяются оголёнными участками.

Суровые климатические условия тундры определяют особенности растительного покрова тундры. Здесь преобладают мхи, лишайники, низкорослые кустарники; характерно и отсутствие леса. Низкорослость помогает спасаться от холодных сильных ветров.

В умеренном поясе распространена лесная растительность России, представленная на севере хвойными лесами, южнее смешанными лесами из ели, сосны, осины, берёзы и др. в средней полосе и широколиственными лесами в южных районах этой зоны. Хвойные деревья приспособлены для существования в холодных условиях. Хвоя помогает уменьшить испарение.

Степная зона — это море травяной растительности. Травянистая растительность образуется в при недостаточном увлажнении для формирования лесов. Поскольку степи расположены в области с недостаточным увлажнением, представители травянистой растительности хорошо переносят недостаток влаги в почве.

В полупустынях и пустынях умеренного пояса условия менее благоприятны для существования растений, чем в степи. Растительный покров здесь разрежен. Растения имеют длинные корни, толстую кутикулу, у многих листья видоизменены в колючки.

5. Приведите примеры приспособления животных к суровым условиям обитания.

Приспособления животных к холодным условиям – густой мех, накопление жировой клетчатки, спячка, миграции.

6. Что такое заповедник? Какие заповедники вы знаете?

Заповедники — особо охраняемые территории (акватории), исключённые из любой хозяйственной деятельности ради сохранения в нетронутом виде природных комплексов, а также отдельных видов растений и животных. Известны заповедники – Алтайский, Байкальский, Баргузинский, Ильменский.

7. Что такое Красная книга? Приведите примеры растений и животных вашей местности, занесённых в Красную книгу.

Красная книга — аннотированный список редких и находящихся под угрозой исчезновения животных, растений и грибов. В Красную книгу России занесены многие исчезающие виды животных и растений, сохраняемые в заповедниках. К таким видам относятся: астрагал ольхонский, чёрный журавль, сибирская пестрогрудка, лаптевский морж, малый лебедь (тундровый), розовая чайка, родиола розовая — «золотой корень», путоранский снежный баран, ковыль красивейший, дрофа, ёж даурский, стерх, или белый журавль, журавль-красавка и т. д.

resheba.me

Вопрос 38. Ресурсы растительности. Лесные ресурсы. Ресурсы животного мира.

Растительные ресурсы - это все растительные организмы (высшие растения, грибы, мхи, лишайники, водоросли), которые растут на территориях и акваториях и используются или могут быть использованы для различных нужд бы общества. Среди них особое хозяйственное значение имеют лесные ресурсы.

Леса занимают около трети поверхности земного шара Древесина является универсальной сырьем, из которого может быть изготовлен более 15-20 тыс. различных изделий Известно также гидроклиматичкое, почво - и полезащитное значение леса. Кроме того, очень важны санитарно-гигиеническая, бальнеологическая и рекреационная функции лесов Лесам присущ высокий уровень образования биомассы - сегодня они создают около 92% биомассы суши. Леса ценны еще и тем, что есть восстановительными ресурсами и производят примерно две трети органического вещества, которая создается на земле Земли.

Лесными ресурсами являются древесные, технические, лекарственные и другие продукты леса, которые используются для удовлетворения потребностей населения и производства и воспроизводятся в процессе формирования лесных природных комплексов. К лесным ресурсам также относятся полезные свойства лесов (способность уменьшать негативные последствия природных явлений, защищать почву от эрозии, предотвращать загрязнение окружающей природной среды и очищать его, способствовать регулированию стока воды, оздоровлению населения и его эстетическому воспитанию и т.п.), которые используются для удовлетворения общественных потребности.

Ресурсы животного мира - это совокупность всех видов и особей диких животных (млекопитающих, птиц, пресмыкающихся, земноводных, рыб, а также насекомых, моллюсков и других беспозвоночных), населяющих определённую территорию или среду и находящихся в состоянии естественной свободы. Животных мир нашей планеты насчитывает около 2 млн. видов животных. В результате воздействия человека численность многих видов значительно сократилась, а некоторые из них полностью исчезли. На территории России обитает 246 видов и подвидов животных, включенных в красные книги России. Из них 65 видов и подвидов млекопитающих, 108 видов и подвидов птиц, 11 видов рептилий, 4 вида амфибий, 9 видов рыб, 15 видов моллюсков и 34 вида насекомых. В зависимости от величины ареала, численности популяций, а также тенденций ее изменения и прочих критериев все редкие и исчезающие виды делят на несколько категорий. 

Вопрос 39. Биоценоз. Биотоп. Биогеоценоз.

Биоценоз. Вприроде популяции разных видов объединяются в системы более высокого ранга — сообщества, или биоценозы.

Биоценоз(греч. bios — жизнь, koinos — общий) —исторически сложившаяся устойчивая совокупность популяций растений, животных, грибов и микроорганизмов, приспособленных к совместному обитанию на однородном участке территории или акватории.Термин «биоценоз» предложил немецкий зоолог К.Мебиус в 1877г.

Приспособленность членов биоценоза к совместной жизни выражается в определенном сходстве их требований к важнейшим абиотическим условиям среды (освещенность, характер увлажнения почвы и воздуха, тепловой режим и т. д.) и в закономерных отношениях друг с другом. Связь между организмами необходима для осуществления их питания, размножения, расселения, защиты и т. д. Однако в ней кроется и определенная угроза и даже опасность для существования того или иного индивидуума. Биотические факторы среды, с одной стороны, ослабляют организм, с другой — составляют основу естественного отбора — важнейшего фактора видообразования.

Масштабы биоценотических группировок организмов (биоценозов) различны — от сообществ на стволе дерева, в норе или на болотной кочке (их называют микросообществами) до населения участка дубравы, соснового или елового леса, луга, озера, болота или пруда. Принципиальной разницы между биоценозами разных масштабов нет, поскольку мелкие сообщества являются составной частью более крупных, для которых характерно возрастание сложности и доли косвенных связей между видами.

Составными частями биоценоза являются фитоценоз(устойчивое сообщество растений),зооценоз(совокупность взаимосвязанных видов животных), микоценоз (сообщество грибов) имикробоценоз(сообщество микроорганизмов).

Понятия «экотоп» и «биотоп».Участок земной поверхности (суши или водоема) с однородными условиями обитания, занимаемый тем или иным биоценозом, называетсябиотопом(греч. bios — жизнь, topos — место).

Климатоп(комплекс климатических факторов) иэдафотоп(почвенно-грунтовые условия) в совокупности составляют экотоп. Различия между этими понятиями в том, что биотоп — это условия среды, видоизмененные живыми организмами, а экотоп — первичный комплекс факторов физико-геогафической среды без участия живых существ.

В пространственном отношении биотоп соответствует биоценозу. Границы биоценоза устанавливают по фитоценозу, имеющему легко распознаваемые черты. Например, сосновые леса легко отличимы от еловых, верховое болото — от низинного и т. д. Кроме того, фитоценоз является главным структурным компонентом любого биоценоза, поскольку определяет видовой состав зоо-, мико- и микробоценозов.

Биогеоценоз и экосистема.Сообщества организмов тесно связаны не только друг с другом, но и с абиотической средой. Растения могут существовать только при наличии света, углекислого газа, воды, минеральных солей. Животные и другие гетеротрофные организмы (грибы, большинство бактерий) живут засчетавтотрофов, но нуждаются в поступлении таких неорганических соединений, как кислород и вода. В любом биотопе запасы неорганических соединений, необходимых для поддержания жизнедеятельности населяющих его организмов, сравнительно малы и постоянно убывают, поэтому необходимо их возобновление. Из окружающей среды живые организмы поглощают биогенные элементы и энергию и возвращают их обратно (например, при дыхании, выделении экскрементов, разложении растительных и животных остатков). Благодаря этим обменным процессам биоценоз и окружающая его неорганическая среда (экотоп) представляют собой сложную систему, получившую названиеэкосистемаилибиогеоценоз.

Термин «экосистема» был предложен в 1935 г. английским экологом А. Тенсли, который подчеркивал, что в природе органические (биотические) и неорганические (абиотические) факторы выступают как равноправные компоненты и не следует отделять организмы от окружающей их среды.

Таким образом, биогеоценоз—это однородный участок земной поверхности с определенным составом живых организмов (биоценоз) и определенными условиями среды обитания (биотоп), которые объединены обменом веществ и энергии в единый природныйкомплекс (рис. 14.3). Во многих странах мира такие природные комплексы называютэкологическими системами (экосистемами).

Биогеоценоз и экосистема — понятия сходные, но не тождественные. Понятие «экосистема» не имеет ранга и размерности, поэтому оно применимо как к простым (муравейник, гниющий пень) и искусственным (аквариум, водохранилище, парк), так и к сложным естественным комплексам организмов с их средой обитания. Биогеоценоз, согласно российскому ученому В. Н, Сукачеву, отличается от экосистемы определенностью объема. Если экосистема может охватывать пространство любой протяженности — от капли прудовой воды с содержащимися в ней микроорганизмами до биосферы в целом, то биогеоценоз — это экосистема, границы которой обусловлены характером растительного покрова, т. е. определенным фитоценозом. Следовательно, любой биогеоценоз является экосистемой, но не всякая экосистема есть биогеоценоз.

studfiles.net

Ресурсы растительного и животного мира

Урок географии в 8 классе

Тема: Ресурсы растительного и животного мира.

Цели и задачи:

Образовательные – ввести понятие о растительных и охотничье-промысловых ресурсах, дать знания о заповедниках, заказниках, национальных парка. Показать роль органического мира в жизни и деятельности человека. Формировать понимание необходимости охраны природы.

Развивающие - Развитие творческих способностей учащихся. Развивать умение лаконично и четко излагать свои мысли и доказывать свою точку зрения. Развитие познавательного интереса, стремление к самостоятельному поиску знаний. Показать возможности использования компьютера как инструмента практической и учебной деятельности человека.

Воспитательные - формирование экологического мышления и культуры у учащихся. Развитие толерантности и коммуникативных навыков. Формирование целостной картины мира.

Оборудование: компьютер, карта «Охрана природы СССР»

Ход урока:

  1. Повторение изученного.
По фотографии на презентации определить природную зону России, дать ее краткую характеристику, показать по карте район ее распространения.
  1. Изучение новой темы.
Растительный и животный мир не только украшают нашу планету и делают окружающие нас пейзажи неповторимыми и привлекательными. Они также являются важными видами природных ресурсов, которые в разнообразных целях используются человеком.

- Вспомните, что называется природными ресурсами?

Растения и животные образуют особый вид природных ресурсов- биологические.

Роль растений и животных в природе огромна.

(на компьютере открывается схема)

Микроорганизмы разлагают органическое вещество

Растения обогащают воздух кислородом

Создают почву, повышают плодородие почвы

Растительность влияет на климат, увлажняя воздух

в Деревья и кустарники защищают почву от эрозии

Участвуют в образовании горных пород (торф, известняк) ыава

Но существуют и вредные для человека животные. Какие? (мыши, клещи, комары и другие). Растения-сорняки затрудняют сельскохозяйственные работы. Надо помнить, что нет в природе вредных и полезных организмов. Комары нам не нравятся, но личинками комаров (мотыль) питается рыба.

Часть живых организмов человек использует в хозяйственной деятельности – это биологические ресурсы. Различают растительные ресурсы и ресурсы животного мира.

Что дают человеку растения? (компьютерная презентация)

А) пища – культурные растения являются основой (80%) пищей для людей. Дикорастущие растения являются важным источником витаминов – это ягоды, фрукты, орехи. Грибы и орехи – источники белков.

Б) лес- это и топливо, и сырье, и строительный материал;

В) луга- это пастбища и сенокосы;

Г) лекарственные растения – это «зеленая аптека»

Какие лекарственные растения вам известны?

Что дают человеку животные? Назовите ресурсы животного мира

(Охотничье-промысловые – прежде всего, пушные ресурсы. К пушным животным относятся белка, песец, соболь, куница, бобр, выдра, колонок, норка. Самый ценный мех имеет соболь. Ради мяса и шкуры охотятся на копытных животных: лосей, кабанов, северных оленей. Рога марала, изюбра, благородного оленя используют для получения лекарства «пантокрин»)

Масштабы использования биологических ресурсов постоянно растут. Человек, осваивая ресурсы, истощает их запасы, а иногда полностью уничтожает: под пашни распахана почти вся степь России; под города, дороги, карьеры заняты огромные площади земель. Уничтожена естественная растительность, а, значит, исчезли и животные. В городах можно увидеть серый асфальт и серых ворон. Многие тысячи гектаров хвойных лесов вырублены, а на месте их растут вторичные малоценные леса из осины и березы. Значительно снизились и ресурсы животного мира. Наиболее ценные животные более всего пострадали: почти истребили кавказских туров, зубров, соболя баргузинского. Многие виды занесены в Красную охранную книгу.

Как же человек может спасти животных и растения, нуждающихся в охране? (Создать заповедники)

Да, и не только заповедники, но и национальные парки и заказники. Чем же они отличаются друг от друга.

Записать в тетради определения заповедника, заказника, национального парка.

Заповедник- это охраняемая территория, где в естественном состоянии сохраняется весь природный комплекс. В заповеднике запрещен любой вид хозяйственной деятельности. Заповедник служит эталоном нетронутых ландшафтов, для сохранения редких и исчезающих видов растений и животных и восстановления их численности.

Национальный парк- это особо охраняемая территория с малонарушенными природными комплексами и уникальными природными и антропогенными объектами. В национальный парк допускается посещение туристов по специальным маршрутам.

Заказник – это территория, где постоянно или временно запрещены отдельные виды и формы хозяйственной деятельности. В заказнике охраняется не весь природный комплекс, как в заповеднике, а только отдельные компоненты, например, один или несколько видов растений, животных.

В России 89 заповедников, 17 из них биосферных. (компьютерная презентация)

29 национальных парков

Федеральное государственное учреждение «Национальный парк «Башкирия» является природоохранным, эколого-просветительским и научно-исследовательским учреждением. Национальный парк располагается на территориях трех административных районов Республики Башкортостан (Мелеузовский, Бурзянский, Кугарчинский), на западных отрогах Южного Урала в междуречье рек Нугуш и Белая, на хребтах Ямантау, Кибиз, Утямыш, Баш-Алатау (средняя высота гор – 500-700 м), а также прилегающих к нему с юга территориях восточного отрога Общего сырта и северной части Зилаирского плато. Это первый и единственный национальный парк федерального значения в Республике Башкортостан. Площадь парка составляет 82300 га, в том числе 79800 га предоставлены в пользование национальному парку и 2500 га акватории Нугушского водохранилища. Национальный парк «Башкирия» создан для сохранения уникального природного комплекса горных лесов Южного Урала и особо ценных участков – геологического комплекса с многочисленными пещерами, карстовыми воронками – Кутук-Сумганского урочища; карстового моста, созданного ручьем с одноименным названием Куперля; урочища Муйнак-Таш со скалой-останцем.

Бирский заказник. 1967.

20642

2

Бирский л-з. К-зы: Агидель, им. Панфилова

1. Популяции охотничье-промысловых животных.

2. Местообитания редких видов животных (орлан-белохвост и др.).

1. Охрана и воспроизводство популяций охотничье-промысловых и редких видов животных.

3. Закрепление. Географический диктант.

На столах листочки с терминами:

Заповедник, заказник, национальный парк, тайга, пантокрин, природные ресурсы, степь, тундра.

- Растительное сообщество с преобладанием хвойных деревьев. (тайга)

- Растительное сообщество, состоящее из разнотравья, формируется на черноземах при недостаточном увлажнении. (степь)

- Эти ресурсы делятся на ресурсы растительного и животного мира (биологические ресурсы)

- Природные богатства, которые человек использует в хозяйственной деятельности (природные ресурсы)

- лекарство, которое получают из рогов маралов, оленей.(пантокрин)

-Безлесное сообщество, которое формируется в условиях избыточного увлажнения, короткого прохладного лета и сильных ветров (тундра)

- Охраняемая территория с рекреационной и просветительской функцией с уникальными объектами. (национальный парк)

- Территория, где постоянно или временно запрещены отдельные виды хозяйственной деятельности. (заказник)

4. Домашнее задание п.

5. Итоги урока.

Заповедник- это охраняемая территория, где в естественном состоянии сохраняется весь природный комплекс. В заповеднике запрещен любой вид хозяйственной деятельности. Заповедник служит эталоном нетронутых ландшафтов, для сохранения редких и исчезающих видов растений и животных и восстановления их численности.

Национальный парк- это особо охраняемая территория с малонарушенными природными комплексами и уникальными природными и антропогенными объектами. В национальный парк допускается посещение туристов по специальным маршрутам.

Заказник – это территория, где постоянно или временно запрещены отдельные виды и формы хозяйственной деятельности. В заказнике охраняется не весь природный комплекс, как в заповеднике, а только отдельные компоненты, например, один или несколько видов растений, животных.

Заповедник- это охраняемая территория, где в естественном состоянии сохраняется весь природный комплекс. В заповеднике запрещен любой вид хозяйственной деятельности. Заповедник служит эталоном нетронутых ландшафтов, для сохранения редких и исчезающих видов растений и животных и восстановления их численности.

Национальный парк- это особо охраняемая территория с малонарушенными природными комплексами и уникальными природными и антропогенными объектами. В национальный парк допускается посещение туристов по специальным маршрутам.

Заказник – это территория, где постоянно или временно запрещены отдельные виды и формы хозяйственной деятельности. В заказнике охраняется не весь природный комплекс, как в заповеднике, а только отдельные компоненты, например, один или несколько видов растений, животных.

заказник,

национальный парк,

тайга,

пантокрин,

природные ресурсы,

степь,

тундра.

заказник,

национальный парк,

тайга,

пантокрин,

природные ресурсы,

степь,

тундра.

заказник,

национальный парк,

тайга,

пантокрин,

природные ресурсы,

степь,

тундра.

Достарыңызбен бөлісу:

kzref.org


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта