Методы выявления необходимых для растений элементов. Метод растительной диагностики – определение питания сельскохозяйственных культур в течение вегетации

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Диагностика потребности растения в элементах питания. Методы выявления необходимых для растений элементов


Диагностика потребности растения в элементах питания. Удобрения и подкормки

Диагностика потребности растения в элементах питания

Метода, позволяющего точно определить потребность растения в том или ином удобрении, нет. По данным анализа, проведенного для фосфора и калия по методу Кирсанова и Чирикова, почвы группируются следующим образом (табл. 6).

Таблица 6. Содержание элементов питания (в мг на 100 г почвы)

Если анализ почвы был сделан другим способом, то, соответственно, цифровые данные для него будут другие. Указанные в таблице данные фосфора относятся ко всем подзолистым почвам, независимо от механического состава. Содержание калия относится к супесчаным почвам, а также немного к суглинистым. Глинистые тяжелые почвы должны содержать калия намного больше. Для разных растений степень обеспеченности различными элементами питания неодинакова. Одни растения воспринимают питательные вещества из труднорастворимых форм лучше, чем другие. В конечном итоге почву для одного растения можно отнести к разряду богатых, для другого – к числу средних. Черная смородина воспринимает фосфор из труднорастворимых соединений слабее, чем крыжовник или яблоня.

В садах с уплотненной посадкой, то есть при небольших площадях питания, цифровые данные из таблицы будут низкими. Их нужно увеличить: для фосфора почти в два раза, для магния и калия на легких почвах в 1,5 раза, а на тяжелых глинистых почвах в 2,5 раза.

Определять плодородие почвы надо до закладки сада или же в первые годы после посадки. Данные анализа позволяют выяснить, с какой почвой по отношению к тому или иному элементу питания приходится иметь дело и в какой степени следует обогащать ее удобрениями, содержащим тот или иной элемент. Если один участок содержит 4 мг калия, а другой – 10 мг, то чтобы довести участки до одного уровня по содержанию калия, на первом участке калийного удобрения надо вносить больше, чем на втором.

Анализ почвы необходимо проводить и в последующие годы, для того чтобы выяснить, как идет обогащение почвы, надо ли продолжать вносить удобрения в том же количестве или дозу следует убавить.

Когда удобрения вносят по всему участку, установить плодородие нетрудно. Но когда их вносят в очаги или вокруг деревьев, то очень трудно решить, где брать почву на анализ. Случайно можно взять образец почвы там, где удобрений было внесено много, и тогда создастся впечатление, что почва удобрена хорошо.

Плодовые деревья имеют глубокую корневую систему, они поглощают питательные вещества не только из верхнего слоя, но и из более глубоких слоев. Поэтому анализировать почву нужно одновременно и в 20–40-сантиметровом слое.

Существует большая разница между содержанием питательных веществ и действительной доступностью их для растений. Растения вносят существенные поправки в показания анализов из-за разной потребности в питательных веществах в тот или иной период. Эти различия особенно значимы для садовых культур. Все сказанное создает определенные трудности для точного установления доз по одним только этим показателям.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

garden.wikireading.ru

Метод диагностики минерального питания растений

Метод диагностики минерального питания растений

Конечно, точный «диагноз» растению поставит только опыт­ный специалист с доступом к ла­боратории, но такие условия могут позволить себе не все производи­тели. Потому не скоро потеряет актуальность полевой метод диа­гностики, который можно интерпретировать в короткий, но очень поленцу тест. Итак, начнем!

 

ФОСФОРНОЕ ПИТАНИЕ

Фосфор - один из важнейших элементов для растения. Подобно азоту, он находится в любой функ­циональной частице растения. Он необходим для многих процессов, но зарекомендовал себя как «батарей­ка» для растения, ведь без фосфора невозможно существование главной энергетической молекулы - АТФ. Но о значении этого макроэлемента стоит говорить, упоминая роль от­дельных фосфорсодержащих соеди­нений: фосфолипиды, фитин, сахарофосфаты, соли кислот.

В растение фосфор поступает в виде ортофосфатов, метафосфатов и пирофосфатов. Но несмотря на ощутимо меньшую потребность растения в этом элементе (в кг на,га), его усвоение часто бывает низким. Выше всего доступность фосфо­ра наблюдается при рН 6,0-7,6, но сильно зависит от состава других ми­неральных веществ в почве. В почве фосфор практически не подвижен, внесение фосфорных удобрений по­вышает его концентрацию локально. Накоплению элемента в верхних сло­ях способствуют растения с глубоко проникающей корневой системой. Корневые  выделения  растворяют апатиты в материнской породе, а по­сле отмирания растения, основная часть фосфора остается в верхних слоях почвы. Больше фосфора и в тяжелых почвах.

 

КОГДА ВНОСИТЬ ФОСФОР?

Существует множество мнений, когда и каким способом вносить фосфорные удобрения. Как это ча­сто бывает, не существует единого верного решения. У этого класса удо­брений есть две главные проблемы: они плохо растворимы в воде и они склоны к переходу в недоступные формы.

В различных почвах фосфор свя­зывается разными элементами. На подзолистых и дерново-подзолистых грунтах он связывается с полуторны­ми окислами (Fе3+, Аl3+). В щелочной среде его связывает обилие кальция (Са2+). Потому в кислой среде фос­фор лучше вносить вместе с извест­няковыми материалами, органиче­скими удобрениями или добавлять азотные удобрения из расчета, что на 0,8-1,0 частей подвижного в почве фосфора должна находиться 1,0 часть нитратного азота. На органи­ческих почвах доступность фосфора увеличивается с активностью микро­организмов. Выращивая на кислых или ще­лочных грунтах, внесение фосфора - всегда искусство. Классическим стал прием внесения суперфосфа­та осенью (лучший вариант - раз­делить удобрение на два внесения: под вспашку и под культивацию). Но обильное количество влаги осенью может привести к частичному рас­творению гранулы, а значит - пере­ходом элемента в связанную форму.

Весеннее внесение снизит риск фиксации элемента, но потребуется ощутимое количество влаги и вре­мени для растворения гранулы. На богаре большая часть удобрений мо­жет не раствориться вплоть до убор­ки урожая.

Но речь шла об основном внесе­нии фосфора, которое нацелено на регулирование агрофона поля. Глав­ная цель такой операции - создание в почве достаточно высокого уровня присутствия свободных форм эле­мента в течение всей вегетации. Вот только такое внесение не учитывает ряд факторов.

Каким бы не был высоким фон, на ранних фазах развития, когда расте­ние особо чувствительно к дефициту фосфора, не всегда складываются оптимальные условия для его усво­ения. В первую очередь, речь идет о температурах ниже 15°С, которые сопутствуют ранним фазам всего «борщевого» набора. Для преодоле­ния этой проблемы можно добавлять «стартовые» удобрения. Этот метод позволяет вместе с высевом семян вносить быстрорастворимую грану­лу комплексного удобрения, которое содержит основные макро- и ми­кроэлементы, необходимые расте­нию в первые недели вегетации. Вот только стартовые удобрения чаще применяются на зерновых культурах, возделываемых на песках. Их исполь­зование требует особой осто­рожности: гра­нулы не должны контактировать с семенами, а располагаться на небольшом рассто­янии (около 5 см), а почвенный раствор дол­жен иметь невысокую концен­трацию солей. Однако, лишь внесе­ние таких удобрений дает визуально отличимый эффект раннего роста. Он особенно ощутим при достаточ­ном количестве влаги.

Другой путь - добавлять легко­растворимое фосфорное удобрение при протравливании семян. Но каче­ственные семена протравливаются производителем, что лишает фер­мера возможности влиять на состав оболочки.

Несправедливо редко прибегают к локальному внесению удобрений. Согласно различным исследовани­ям, локальное размещение того же количества действующего вещества дает до 30-40% больше эффекта, по сравнению с разбросным внесени­ем. А комбинирование локального и разбросного внесения позволит увеличить засухоустойчивость расте­ний за счет того, что корешки будут «тянуться» за внесенным вразброс фосфором, но и создать устойчивый высокий агрофон в зоне наиболее активной деятельности кор­невой системы.

Исследования показали, что удобрения, вне­сенные локальо большим коэффициентом используются в пер­вый год. Соответствен­но, внесение вразброс позволяет повысить общее содержание фосфора в почве на не­сколько лет (собственно, именно на этот эффект и нацелен данный метод внесения). Но если уровень фосфора в почве высок (что часто встречается на украинских грунтах), то локальное внесение и стартовое применение удобрений без внесения вразброс позволит снизить затраты на систему удобрения без потерь урожайности культуры.

А вот для многолетних насажде­ний удобрение фосфором проводится в три основные фазы. Первая - при достижении температуры почвы в 12-15°С (хотя, для различных культур этот показатель несколько разный). Второе внесение - в фазу бутониза­ции, направленное на активацию энер­гетических процессов в клетках (что увеличит количество сухих веществ в плодах). Третье внесение - осенью, когда ростовые процессы замедляют­ся, но фотосинтез еще не прекращен. Данная операция позволяет растению накопить сахара для перезимовки. Для простоты понимания, эффект от сахаров в клетке можно сравнить со льдом, посыпанным солью. Все дело в том, что температура замерзания воды не всегда равняется 0°С, а зави­сит от концентрации раствора. Каж­дый моль молекул (или ионов) снижа­ет температуру замерзания на 1,86°. А сложные сахара вовсе могут связы­вать воду в пакеты, что также увеличит морозоустойчивость клетки.

 

СТОИТ ЛИ ВНОСИТЬ ФОСФОР?

Многие фермеры считают, что в их почве достаточно высокое содер­жание фосфора, и внесение не даст положительных результатов. Так ли это? Отчасти, да. Действительно, многие почвы, в частности с кислот­ной средой, где фосфор усваивается плохо, имеют большое количество запасов этого элемента, и внесение минеральных удобрений на таких землях не только покажет низкий экономический эффект, но и будет пагубно влиять на экологию. В таких случаях особое внимание стоит уде­лить сидератам с физиологически активной корневой системой. Эти растения могут растворять недо­ступные формы фосфора, накапли­вать их в своей зеленой массе вместе с другими элементами (кальцием, в частности). Особенно актуальны сидераты на подзолистых почвах.

Для фермеров, работающих на богатых органическими веществами грунтах, положительный эффект мо­гут показать биологические препа­раты. Всего 50-100 мл Фосфобактерина на гектар могут увеличить уро­жай на 10-15% (или снизить расход удобрений на аналогичную долю), а стоимость препарата в районе 40-50 рублей за гектарную норму.

Однако следует понимать, что любая технология обеспечения куль­туры фосфором требует детального изучения и комплексного подхода. Иначе, столь дорогой, но нужный элемент лишь упадет грузом в Ваших грунтах.

 

17 простых пунктов позволят Вам в короткое время заметно прибли­зиться к пониманию Вашего расте­ния, а значит избавить себя от лишних расходов, получив взамен прибавку к урожаю (см. таблицу).

 

1.Симптомы дефицита проявляются на старых и нижних листьях (следуйте к пункту 2) или на молодых листьях (пункт 8).

2.Окрас листа изменяется равномерно (пункт 3) или наблюдается хлороз (пункт 5)

3.Листья становятся темно-зелеными, проявляются пурпурные или красноватые опенки - недостаток фосфора. Если нет - пункт 4.

4.Все растение становится светлым, листья - желтые или светло-зеленые без некротических участков - дефицит азота.

5.Хлороз межжилковых участков с некротическими пятнами - дефицит магния, если нет-пункт 6.

6.Нет межжилкового хлороза, наблюдаются ожоги (иногда пятнистость) по краям пластинки - дефицит калия, если нет - пункт

7.Не наблюдается межжилковый хлороз, но видны хлоротические или некротические пятна с четкой границей между живой и мертвой тканью - дефицит хлора.

8.Симптомы наблюдаются на молодых листьях. Точка роста погибает (пункт 9) или остается живой (пункт 11).

9.Листья в точке роста побега светлые у основания, листья на растении скручиваются, становятся хрупкими, наблюдается хлороз на молодых листьях - дефицит бора, если нет-пункт 10.

10.Отмирание точки роста, затем побурение и отмирание других листьев-дефицит кальция.

11.Межжилковый хлороз не наблюдается (пункт 12) или наблюдается (пункт 14)

12.Молодые листья становятся светло-зелеными с нехлоротическими пятнами и полосами - дефицит серы, если нет-пункт 13.

13.Хлороз молодых листьев с некрозом кончиков пластинок (развивается до полного отмирания пластинки) - дефицит меди.

14.Симптомы наблюдаются на молодых листьях (пункт 15), на центральных листьях-пункт 17.

15.Резкий переход между жилками и хлоротическими участками - дефицит железа, если нет-пункт 16.

16.Нет четких границ, наблюдается общая пятнистость листьев - дефицит марганца.

17.Межжилковый хлороз средних листьев, карликовость растения - дефицит цинка.

 

www.agrocounsel.ru

Метод растительной диагностики – определение питания сельскохозяйственных культур в течение вегетации

На протяжении всего вегетационного периода необходим контроль за питанием растений, при этом используется метод растительной диагностики, который заключается прежде всего в определении обеспеченности их питательными элементами по внешнему виду, темпам роста и развития, а также по химическому составу.

При визуальной диагностике по внешнему виду всего растения или отдельных его органов определяют недостаток или избыток элемента питания, который вызвал появление тех или иных внешних признаков ухудшения состояния растений. Визуальная диагностика предусматривает также проведение биометрических измерений (высоты, сырой и сухой массы растений, площади листьев, числа продуктивных стеблей или соцветий и т. д.), сравнительной оценки роста и развития нормальных и страдающих от недостатка питания растений и фенологических наблюдений для выявления причины угнетения растений (недостатка питания, поражения болезнями и повреждения вредителями, неблагоприятных погодных условий).

Химическая диагностика заключается в определении валового содержания питательных элементов во всем растении или листьях (листовая диагностика) либо содержания неорганических форм питательных элементов в растительных тканях (тканевая диагностика).

Следует отметить, что для каждого вида растений характерен вполне определенный химический состав. Кроме того, для нормального роста, развития и формирования урожая растения должны поддерживать в своих органах и тканях необходимую концентрацию элементов питания, изменяющуюся в течение вегетации. Оптимальные уровни содержания элементов питания в растениях и их листьях в отдельные периоды вегетации, обеспечивающие благоприятные условия роста и формирование высокого урожая хорошего качества для большинства сельскохозяйственных культур, установлены и представлены в соответствующих справочниках.

Содержание действующего вещества в удобрениях выражается в процентах массы: в азотных удобрениях — в расчете на азот, в фосфорных на -фосфор, в калийных на калий. Для пересчета дозы удобрения в килограммах д.в. На физические удобрения указываемую дозу NРК делят на процент действующего вещества в соответствующих удобрениях. Например: доза 70 кг N на га при использовании аммиачной селитры (содержащей 34% N) будет состовлять 70 : 34,5 = 2 ц удобрения на га.

Агрохимия азота и азотных удобрений

  1. Классификация удобрений

Удобрениями называют вещества, вносимые в почву для улучшения питания растений и повышения плодородия почв. По химическому составу все удобрения подразделяют на минеральные и органические. К удобрениям относятся разнообразные минеральные и органические вещества и материалы, которые содержат необходимые для растений элементы питания, усиливают мобилизацию питательных элементов из почвенных запасов и улучшают свойства почвы. По характеру действия удобрения разделяют на прямые и косвенные.

Удобрения прямого действия содержат необходимые растениям питательные элементы и оказывают непосредственное положительное влияние на питание сельскохозяйственных культур. При внесении азотных удобрений улучшается азотное питание растений, а фосфорных удобрений — фосфорное питание и т. д.

Удобрения косвенного действия применяют главным образом не для непосредственного улучшения условий питания растений каким-либо элементом, а для улучшения свойств почвы, изменения реакции почвенного раствора и усиления микробиологических процессов, происходящих в почве, в частности мобилизации имеющихся запасов питательных элементов, т. е. они оказывают косвенное воздействие на условия питания растений.

К косвенным удобрениям относят используемые для химической мелиорации почв известковые удобрения и гипс, а также бактериальные удобрения. В зависимости от происхождения, способа и места получения удобрения делятся на промышленные и местные.

К промышленным удобрениям относят почти все минеральные удобрения, которые получают в результате размола или химической переработки агроруд на специальных химических заводах, а также синтетические продукты азотной промышленности, побочные продукты химических производств, выпускаемые промышленным способом органические и органоминеральные удобрения. Сюда же условно можно отнести и бактериальные удобрения—препараты, получаемые на заводах при размножении определенных видов микроорганизмов.

Местные удобрения получают на местах их использования, в самих хозяйствах или вблизи них. К таким удобрениям относят прежде всего различные органические удобрения (навоз, навозная жижа, птичий помет, фекалии, различные компосты, торф, прудовый ил, зеленое удобрение и пр.), местные известковые материалы, отходы металлургической и других видов промышленности, используемые в сельском хозяйстве вблизи мест соответствующих производств.

Минеральные удобрения по происхождению делятся на промышленные и ископаемые (например, фосфоритная мука, известковые удобрения). Они, как правило, содержат питательные вещества в виде минеральных солей (например, нитрата аммония — в аммиачной селитре, монокальцийфосфата [Са(Н2РO4)2] — в суперфосфате, KCl — в хлористом калии). Однако азотное минеральное удобрение мочевина содержит азот в составе органического соединения карбамида — [СО(NН2)2].

По количеству питательных элементов, находящихся в удобрениях, их подразделяют на две группы. Простые (однокомпонентные) удобрения содержат какой-либо один элемент питания. К ним относятся азотные, фосфорные, калийные удобрения и микроудобрения, содержащие один микроэлемент. Комплексные удобрения включают одновременно не менее двух главных питательных элементов.

studfiles.net

Методы определения потребности древесных растений

Поиск Лекций

В элементах питания

 

Правильный выбор эффективных доз и форм внесения минеральных удобрений в лесные насаждения должен базироваться на достоверных сведениях о потребности растений в азоте и других необходимых для роста элементах питания. Поэтому для определения степени обеспеченности лесных насаждений элементами минерального питания разработаны специальные методы, которые с определенной степенью достоверности позволяют установить эти критерии. Основными из них являются визуальный (глазомерный) метод, а также методы почвенной и листовой диагностики.

Визуальный метод основан на анализе внешних признаков растений. На недостаток минерального питания растения чутко реагируют изменением своих внешних признаков ассимиляционного аппарата: часто уменьшаются размеры хвои и листвы, изменяются их форма, строение, окраска. Недостаток азота в растении проявляется светло-зеленой с желтоватым оттенком окраской листьев, пожелтением кончиков хвои, слабым плодоношением, поздним распусканием почек, опадом хвои летом, уменьшением прироста в высоту. При значительном недостатке фосфора хвоя приобретает фиолетовый или красновато-бурый цвет. У сосны это наиболее четко проявляется на старой хвое. Большой недостаток калия приводит к образованию листьев неправильной формы и бурых пятен на них. Хвоя приобретает желтоватый оттенок, причем изменение окраски начинается с кончиков. От содержания калия в древесных растениях зависит их устойчивость к заморозкам и грибным заболеваниям. Недостаток магния проявляется в приобретении хвоей оранжево-желтой окраски, причем граница между зеленым и оранжево-желтым цветом резко выражена. У лиственных пород на листьях образуются желтые пятна разной формы. При недостатке марганца листья буреют и опадают. Укороченная желтая хвоя сосны с белесовато-голубым оттенком наблюдается при недостатке в почве серы. Таким образом, визуальный метод позволяет определить недостаток основных элементов питания для успешного роста древесных растений, однако не дает информации о степени их дефицита. К тому же внешний вид растений изменяется лишь тогда, когда в связи с недостатком определенных элементов пищи уже произошли существенные изменения физиологических функций организма, проявляющиеся в сильном торможении ростовых процессов.

Метод почвенной диагностики заключается в определении наличия основных элементов питания в корнеобитаемом слое и сопоставлении этих данных с оптимальными критериями. Для проведения анализа на участке лесных культур по определенной методике выкапывают несколько почвенных разрезов глубиной до 2 м и делают 15–20 прикопок. Производят описание почвенных горизонтов и отбирают образцы почв для проведения в последующем почвенных анализов. В лабораторных условиях готовят смешанные образцы почв, устанавливают гранулометрический состав и кислотность почвы, определяют содержание в ней гумуса, фосфора, калия, кальция, магния и других элементов минерального питания. Сравнительный анализ содержания основных элементов питания в почве данного участка с оптимальными значениями позволяет охарактеризовать плодородие почвы и при необходимости наметить конкретные мероприятия по его повышению.

Однако по данным, полученным этим методом, не всегда можно судить о доступности для древесных растений элементов питания. Пока не установлено четкой связи между количеством элементов пищи в почве и продуктивностью насаждений. Обычно легкие песчаные и супесчаные почвы нуждаются в повышенном обеспечении их калием и азотом, а тяжелые суглинистые в первую очередь требуют фосфорных удобрений. Торфяно-болотные почвы должны быть обеспечены в большей степени фосфорными и калийными удобрениями, и в меньшей – азотными.

Метод растительной диагностики основан на определении содержания основных элементов минерального питания в хвое или листьях. Для его определения по специальной методике из верхней части кроны берут образцы хвои или листьев у 8–10 деревьев, произрастающих на данном объекте. В лабораторных условиях готовят смешанные образцы, подвергают их озолению и определяют содержание в них биогенных элементов (N, P, K, Mg, Ca, Mn, Cu и др.). Полученные данные сравнивают с оптимальными показателями и по величине отклонений делают выводы о степени обеспеченности растений тем или иным элементом питания (табл. 17).

 

Таблица 17.Оптимальное содержание основных элементов



poisk-ru.ru


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта