Лабораторная работа строение и многообразие голосеменных растений. Лабораторная работа по теме: «Изучение строения и многообразия голосеменных растений. Голосеменные Крыма».

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Лабораторная работа по биологии "Изучение строения и многообразия голосеменных растений" (7 класс). Лабораторная работа строение и многообразие голосеменных растений


Лабораторная работа «Изучение строения и многообразия голосеменных растений»

Инфоурок › Биология › Презентации › Лабораторная работа «Изучение строения и многообразия голосеменных растений» ВНИМАНИЮ ВСЕХ УЧИТЕЛЕЙ: согласно Федеральному закону N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогическая деятельность требует от педагога наличия системы специальных знаний в области обучения и воспитания детей с ОВЗ. Поэтому для всех педагогов является актуальным повышение квалификации по этому направлению!

Дистанционный курс «Организация работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в соответствии с ФГОС» от проекта "Инфоурок" даёт Вам возможность привести свои знания в соответствие с требованиями закона и получить удостоверение о повышении квалификации установленного образца (72 часа).

Подать заявку на курс

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

Блиц - опрос

2 слайд Описание слайда:

Блиц - опрос 1. Растения, у которых не бывает плодов и семена лежат открыто, голо.

3 слайд Описание слайда:

Блиц - опрос Растения, у которых не бывает плодов и семена лежат открыто, голо. К голосеменным растениям относят хвойные растения.

4 слайд Описание слайда:

Блиц - опрос Растения, у которых не бывает плодов и семена лежат открыто, голо. К голосеменным растениям относят хвойные растения. Хвойные – растения, имеющие видоизмененные листья – хвою.

5 слайд Описание слайда:

Лабораторная работа №4 Тема: «Строение голосеменных растений»

6 слайд Описание слайда:

Цель: изучить особенности строения голосеменных растений на примере сосны обыкновенной

7 слайд Описание слайда:

Оборудование: веточки сосны обыкновенной (гербарий), микроскоп, микропрепарат «мужская шишка сосны», ручная лупа, линейка

8 слайд Описание слайда:

Ход работы

9 слайд Описание слайда:

Задание №1 Рассмотрите внешний вид листьев сосны. Опишите их форму, размер, цвет. Сделайте рисунок. Внешний вид листьев сосны

10 слайд Описание слайда:

Внешний вид листьев сосны Хвоинки расположены по две в пучке, 4—6 см длиной, 1,5—2 мм толщиной, серо- либо сизовато-зелёного цвета, изогнутые, края мелкозубчатые.

11 слайд
Описание слайда:

У сосны имеется 2 вида шишки:

12 слайд Описание слайда:

У сосны имеется 2 вида шишки: мужская женская

13 слайд Описание слайда:

Задание №2 Рассмотрите микропрепарат под микроскопом строение мужской шишки сосны. Опишите и зарисуйте строение Строение мужской шишки сосны

14 слайд Описание слайда:

Строение мужской шишки сосны

15 слайд Описание слайда:

Задание №3 Рассмотрите женские шишки сосны. Опишите их строение, форму. Зарисуйте их внешний вид. Строение женской шишки сосны

16 слайд Описание слайда:

Внешнее строение женской шишки сосны

17 слайд
Описание слайда: 18 слайд Описание слайда:

Задание №4 Зарисуйте семя, подпишите его основные части. Строение семенной чешуи

19 слайд Описание слайда:

Строение семенной чешуи

20 слайд Описание слайда:

Голосеменными растения называют потому, что их семена развиваются в шишках. Цветков и плодов не образуют. Семена лежат на чешуях женских шишек открыто. Размножение голосеменных возможно только при участии воды. Хвоя – видоизмененные листья. В природе встречаются травянистые формы голосеменных растений. Сделайте вывод, выбрав из предложенных вариантов верные утверждения:

Курс повышения квалификации

Курс повышения квалификации

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрия

infourok.ru

Лабораторная работа на тему по биологии "Изучение строения голосеменных растений" (6 класс)

Инструкцию составила учитель биологии

МБОУ СОШ №50 г. Иваново Тонеева В.Б.

Тема: «Основные отделы царства растений»

Название работы: « Изучение строения голосеменных растений»

(6 класс)

Форма: лабораторная работа

Время проведения:

Цель: Изучение внешнего вида хвойных растений.

Задачи:

1.сформировать умение распознавать голосеменные растения по хвое и шишкам.

2.развивать практические навыки работы с натуральными объектами.

3.продолжить формирование навыка работы с книгой, умение наблюдать, сравнивать, делать выводы.

Оборудование: учебник; гербарные экземпляры веток сосны, ели; шишки сосны , ели и лиственницы; лупа

Теоретическое введение.

Голосеменные - это наземные растения, большинство из них вечнозеленые, но бывают и листопадные. Встречаются огромные, свыше 100 м деревья, кустарники. У голосеменных хорошо выражены органы: корень, лист, стебель. Расцвет голосеменных наблюдался 150 млн. лет назад. Не будет преувеличением сказать, что они играют выдающуюся роль в растительном покрове Земли, и жизни человечества. Для размножения и распространения им служат семена.

Наличие семя н создает этим растениям огромное преимущество перед споровыми. В отличии от спор семена имеют запас питательных веществ, а зародыш будущего растения, находящийся внутри семени, хорошо защищён от неблагоприятных условий. Семена лежат открыто на поверхности чешуек, благодаря чему и получили такое название.

Листья у большинства хвойных узкие, игольчатые – так называемая хвоя. У некоторых видов, например у кипариса листья чешуйчатые.

Хвоя имеет плотную кожицу, покрытую восковидным веществом. Поэтому растения испаряют мало воды и хорошо приспособлены к неблагоприятным условиям.

Хвойные растения широко распространены на территории нашей страны.

Ход работы:

1.Рассмотрите внешний вид небольших веток (побегов) сосны и ели. Укажите их основные различия между собой.

2.Изучите, как расположены хвоинки у этих растений. Найдите укороченные боковые побеги сосны, на которых находятся хвоинки. Сколько хвоинок на этих побегах?

3.Сравните хвоинки сосны и ели, их форму, окраску, размер. Отметьте особенности строения хвои.

4. Оформите таблицу:

 

 

Хвоя сосны

Хвоя ели

1

Продолжительность жизни

2

Расположение на побеге

3

Длина хвои

4

Форма хвои

5.

Окраска хвои

5.Рассмотрите шишки сосны, ели и лиственницы. Укажите их различия.

6.Найдите на чешуях шишки следы, оставшиеся от семян.

7.Рассмотрите семена хвойных. Проверьте их летучесть. Проследите, как падает вниз крылатое семя.

8.Оформите таблицу.

Растение

Размеры шишек

Форма шишек

сосна

ель

лиственница

9.Сделайте вывод об особенностях внешнего строения голосеменных растений по сравнению с папоротникообразными.

Примерные ответы:

 

 

Хвоя сосны

Хвоя ели

1

Продолжительность жизни

2 – 4лет

7 – 9лет

2

Расположение на побеге

По 2-5 вместе

Поодиночке

3

Длина хвои

4 – 5см

2см

4

Форма хвои

четырехгранная

плоская

5.

Окраска хвои

Светло-зеленая

Темно-зеленая

Растение

Размеры шишек

Форма шишек

сосна

2 - 5 см

Цилиндрическая

ель

Больше 5см

Продолговатая

лиственница

2 - 5 см

округлая

Вывод: Все голосеменные – деревья либо кустарники. Листья голосеменных видоизменены в хвою, что способствует уменьшению испарения влаги. У них хорошо развит стебель и корневая система, образованная главным и боковыми корнями. Оплодотворение происходит без участия воды. Размножаются семенами, которые формируются из семязачатков. У голосеменных впервые в процессе эволюции появилось семя, снабженное запасными питательными веществами и покрытое кожурой. Семена у них располагаются на семенных чешуях открыто (голо).

Возникновение у растений семян - это приспособление их к сухопутному образу жизни. У папоротникообразных семян не было. Они зарождались в виде спор, очень мелких и слабых носителей жизни, и развивались на почве без какого-либо участия материнского организма. У голосеменных есть видоизмененный побег – шишка.

www.metod-kopilka.ru

План-конспект урока по теме "Отдел Голосеменные"

Организационный момент

 

Приветствует учащихся, создает доброжелательную, рабочую атмосферу в классе, проверяет готовность рабочего места учителя и ученика.

Приветствуют учителя

Проверка знаний учащихся.

Выберите правильный ответ.

Вариант 1

1. К папоротникообразным не относится:

А) хвощ

Б) плаун

В) сфагнум

2. Какие признаки характерны для папоротников:

А) наличие слоевища, ризоидов

Б) наличие стебля, листьев

В) наличие стебля, листьев, корня.

3. У взрослого растения папоротника образуются:

А) споры

Б) яйцеклетки

В) сперматозоиды

4. Вода необходима папоротникам для:

А) передвижения

Б) размножения

В) дыхания

5. Правильная последовательность стадий развития папоротника:

А) взрослое растение – заросток – споры - проросток

Б) взрослое растение – споры – заросток – проросток

В) заросток – споры – взрослое растение – проросток

Выберите правильный ответ.

Вариант 2

1. К папоротникообразным относится:

А) кукушкин лён

Б) плаун

В) риччия

2. Вайями называют:

А) корневища папоротников

Б) побеги папоротников

В) рассечённые листья папоротников

3.Что развивается у папоротников в спорангиях:

А) семена

Б) пыльца

В) споры

4. В каких условиях растут папоротникообразные:

А) где холодно и влажно

Б) где сухо и солнечно

В) во влажных и тенистых местах

5. Древние папоротники образуют залежи:

А) гранита

Б) каменного угля

В) торфа

Ответы: Вариант 1

Вариант 2

Взаимопроверка

Выставление отметки.

+ + + + + «5»

+ + + + «4»

+++ «3»

Слайд № 1

Актуализация знаний

 

Учитель: Сегодня мы приступаем к изучению нового отдела растений. Но какого? Я специально не записала тему нашего урока на слайде. Вы сами, с помощью моих подсказок предположите, о чем пойдет речь.

Демонстрация картины И.И. Шишкина « Сосны, освещенные солнцем».

На берегу Камы, в окружении густых хвойных лесов стоит небольшой город Елабуга. Здесь, в семье небогатого купца родился Иван Иванович Шишкин – будущий выдающийся русский пейзажист. Суровая и мощная природа Приуралья, величественная красота сосновых боров и рощ покорили юного Шишкина.

Он любил изображать лес, ясный полдень, яркий солнечный свет, лето, полноту жизни.

Перед нами картина Шишкина. Художник воспевает в ней красоту родной земли, неповторимую прелесть русской природы. Красота и величественность сосновых лесов вдохновляла художника, влияла на его настроение. С полотен Ивана Ивановича Шишкина подлинный русский лес впервые зашумел, задышал (слайд 2).

Ребята, какие деревья изобразил И.И. на своей картине? (сосны). Правильно. Картина И.И. Шишкина так и называется «Сосновый лес». А вот еще одна картина этого автора (слайд 3). Какие деревья на ней изображены? (ели) Молодцы! Картина называется «Еловый лес».

Учитель: Как вы думаете, о каких растениях сегодня пойдет речь?

Учитель: Правильно. Их еще называют голосеменными растениями.

Учитель предлагает сформулировать тему урока ученикам.

Спасибо, за ваши варианты формулировки темы. Но я предлагаю назвать урок так: «Отдел Голосеменные» (Записать в Рабочий лист)

Просматривают Слайд 2,3

в презентации урока

Ученик: Сосны

Ученик: Ели

Ученик: о хвойных растениях.

О вечнозеленых растениях.

О растениях, которые не цветут.

Учащиеся обсуждают в парах тему предлагают свои формулировки.

Слайд № 4

Мотивация и целеполагание урока

Учитель предлагает учащимся:

Попробуйте сформулировать вопросы. (Задание 1 в Рабочем листе)

Что бы вы хотели узнать об этих растениях? Над этими вопросами мы будем работать на нашем сегодняшнем уроке.

Выявив первичные свои знания, уч-ся определяют задачи урока, что они еще хотели бы узнать о голосеменных. Затем вместе с учителем определяют задачи урока:

  • Расширить знания о многообразии голосеменных растениях.

  • Сформировать знания о признаках голосеменных

  • Сформировать умение распознавать голосеменные по хвое и шишкам.

  • Обосновать роль голосеменных в природе и жизни человека.

Учитель: Какова цель нашего урока?

Цель урока – «Изучить особенности строения, жизнедеятельности голосеменных растений и значение их в природе и жизни человека». (Записать в Рабочий лист)

Формулируют вопросы.

Записывают их

в Рабочий лист.

Озвучивают свои вопросы.

Формулируют цель урока

Слайд № 4

Записывают цель в рабочий лист

Изучение нового материала.

Учитель: А как вы думаете, почему их так назвали голосеменные?

  1. Многообразие голосеменных растений.

Учитель: А сейчас давайте заслушаем небольшие сообщения ребят о многообразии голосеменных растений и выделим их общие признаки. Эти признаки запишите в Рабочий лист (задание 2)

2. Общие признаки голосеменных растений.

  1. Жизненные формы голосеменных – деревья, реже кустарники.

  2. Органы - лист, стебель, корень.

  3. Лист – хвоинка.

  4. Шишка – видоизмененный побег.

  5. Оплодотворение происходит без участия воды.

  6. Размножение с помощью – семян.

  1. Лабораторная работа «Строение хвои и шишек голосеменных растений».

Существует пословица: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Давайте мы с вами сейчас рассмотрим ветки хвойных растений, встречающихся в нашей местности, и выполним лабораторную работу (инструктивная карточка в рабочем листе).

Работа в парах с натуральным раздаточным материалом (задание 3 в Рабочем листе).

Инструктивная карточка

Цель: познакомить учащихся с особенностями строения хвои и шишек хвойных растений на примере ели и сосны.

Оборудование: гербарии хвои ели и сосны, шишки ели и сосны, лупы, линейка.

1. Рассмотрите хвою сосны. Измерьте длину хвои и обратите внимание на её окраску. Определите её форму, как она располагается на стебле (одиночно, пучками, парами). Свои наблюдения внесите в таблицу № 1.

2. Рассмотрите внешний вид сосновых шишек. Отметьте их размер, окраску, плотность расположения чешуек. Данные занесите в таблицу №1

3. Те же самые наблюдения проведите с хвоей и шишками ели. Данные занесите в таблицу№1.

4. Пользуясь текстом учебника (стр.124 -125) и данными лабораторной работы сформулируйте вывод.

Таблица №1

Вывод: Голосеменные имеют своеобразный орган - _______________. Шишка – это ___________

____________ побег, состоящий из оси и _________________, на которых открыто лежат

семена. Листья у голосеменных узкие, игольчатые называются ______________.

Хвоя имеет _________________, покрытую восковидным веществом, поэтому растения

испаряют мало воды и хорошо приспособлены к _______________________ условиям.

Благодаря этой особенности строения листьев, хвойные растения могут произрастать, как в

_____________________, так и в ______________________ местах обитания.

По форме, размерам, строению и расположению ______________ и _________________

можно определить _________________ растения.

Физкультминутка

4. Размножение голосеменных. (Задание 4 в Рабочем листе)

Самостоятельная работа с учебником на с. 122 и 124 и заполнение в рабочей тетради схемы 26 «Размножение сосны» на с. 51

Размножение сосны Схема 26

Пыльцевой

Мешок

______________

шишка

Взрослое растение

______________

шишка

infourok.ru

Лабораторная работа по биологии "Изучение строения и многообразия голосеменных растений" (7 класс)

Инфоурок › Биология › Презентации › Лабораторная работа по биологии "Изучение строения и многообразия голосеменных растений" (7 класс) ВНИМАНИЮ ВСЕХ УЧИТЕЛЕЙ: согласно Федеральному закону N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогическая деятельность требует от педагога наличия системы специальных знаний в области обучения и воспитания детей с ОВЗ. Поэтому для всех педагогов является актуальным повышение квалификации по этому направлению!

Дистанционный курс «Организация работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в соответствии с ФГОС» от проекта "Инфоурок" даёт Вам возможность привести свои знания в соответствие с требованиями закона и получить удостоверение о повышении квалификации установленного образца (72 часа).

Подать заявку на курс

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

Лабораторная работа №5 «Изучение строения и многообразия голосеменных растений» 7 класс МАОУ «Молчановская средняя общеобразовательная школа №1» Материал подготовила: учитель биологии и экологии Корочистова М.Э.

2 слайд Описание слайда: 3 слайд Описание слайда: 4 слайд Описание слайда: 5 слайд Описание слайда: 6 слайд Описание слайда: 7 слайд Описание слайда: 8 слайд Описание слайда:

Оформить отчетное задание Выявить черты различия у рассмотренных представителей голосеменных. 3. Сформулировать вывод.

Курс повышения квалификации

Курс повышения квалификации

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала: ДВ-310645

Похожие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

infourok.ru

«Изучение строения и многообразия голосеменных растений. Голосеменные Крыма».

Лабораторная работа № 7 7 класс

«Изучение строения и многообразия голосеменных растений. Голосеменные Крыма».

Цель: Ознакомиться с внешним строением хвои, шишек, семян голосеменных. Познакомиться с описанием некоторых голосеменных растений Крыма, научиться их различать.

Оборудование: гербарные образцы сосны, ели, коллекция шишек, рисунки, фотографии голосеменных Крыма, таблицы.

 

Ход работы

1. Рассмотрите хвою ели колючей и сосны обыкновенной. Определите ее форму, расположение на стебле. Измерьте длину. Данные занесите в таблицу.

 

Название растения

 

Характеристика хвои

Форма

Размещение на стебле

Длина

Окраска

1.

2.

 

 

 

 

2. Рассмотрите предложенные вам женские шишки сосны обыкновенной и ели колючей. Обратите внимание на их форму, размеры, окраску, форму чешуек и плотность их расположения. Данные занесите в таблицу.

3. Отделите пинцетом от шишки одну чешуйку от женской шишки сосны обыкновенной и посмотрите, как в шишке расположены семена. Познакомьтесь с внешним строением семян. Зарисуйте семя сосны обыкновенной, сделайте подписи к рисунку.

4. Изучите описание двух видов крымских сосен: сосны Станкевича (сосны пицундской) и сосны крымской (сосны Палласа). Составьте их сравнительную характеристику, заполонив таблицу.

По итогам работы сформулируйте вывод.

Теоретическая часть работы.

Сосна крымская или Палласа — pinus pallasiana D.Don. (Pallas pine)

Является лесообразующей породой: она образует огромные лесные массивы над Алупкой и Ялтой Древесина сосны крымской очень богата смолой, поэтому почти не гниет и прекрасно подходит для строительства причалов, дамб, портовых сооружений, для производства мебели и музыкальных инструментов. Эта сосна была незаменима в судостроении, из-за чего велась ее массовая вырубка. Дерево высотой 25-35(50)м и 35-50(120)см в диаметре ствола. В молодом возрасте крона широкопирамидальная, с возрастом становится более открытой и плосковершинной.

Кора продольно-глубоко-трещиноватая, пепельно-серая, в глубине борозд черно-серая или черно красная.

Хвоя жесткая и острая, упругая, равномерно изогнутая, толщиной 1.5-1.8 мм и длиной 10-16 см. темно-зеленого цвета, имеет продольные устьичные линии на всех сторонах, влагалища хвои 2-2.5 см длиной. Шишки ширококонические или вытянуто-конические, песочно-коричневые, немного блестящие, длиной 6-10(11)см. собраны одиночно или по нескольку (2-4 шт) в мутовках, отстоящие относительно оси побега в разные стороны. Щитки шишек ромбические, с острым, не сильно выступающим килем, спереди слегка закругленные. Созревают шишки в декабре-январе. Семена 6-7 см длиной с прозрачным крылышком до 25 мм длиной серо черные. В ареале, в основном произрастает на каменистых почвах содержащих известь. Хорошо растет на суглинистых и глинисто-известняковых. Может хорошо расти на сухих и очень бедных почвах, чистых известняках и почвах с малым содержанием зольных элементов. Сосна крымская очень светолюбива. В тени развивается плохо и может поражаться различными заболеваниями, например таким опасным как диплодиоз. Теплолюбива и относительно влаголюбива. Хорошо развивается как в нижнем, так и среднегорном и верхнем лесном поясе на высотах 500-900м над уровнем моря.

Сосна Станкевича (сосна пицундская) - Pinus pityusa (Pinus brutia var. pityusa) 

Самое редкое хвойное растение Крыма. Она встречается только в трёх местах Южного берега - в окрестностях мысов Айя, Ай-Фока и Нового Света на площади около 460 га. Крупное, раскидистое дерево с буроватой корой и полушаровидной кроной, изогутыми ветвями, пышной и длиной хвоей и крупными шишками, направленными вверх. Охраняется в заповедниках "Мыс Айя", "Новый Свет", "Караул-Оба". Внесена в Красную книгу Крыма. Вид находится на грани исчезновения, и связано это прежде всего с тем, что в природе сосна произрастает на территориях, которые активно используются для строительство новых рекреационных зон, а деревья подвергаются к вырубке. Также сокращение численности происходит и из-за многочисленных пожаров, который возникают в результате беспечной деятельности человека. Обитает дерево только в Крыму, и отличается своим необычным стилем прорастания веток — в разные стороны (хаотично), несмотря на жесткую силу тяжести. В результате получается наслоение веток и образование сказочного зрелища (винтовые, спиральные, ломанные ветки).

Данный вид представляет собой красивое вечнозеленое хвойное дерево, которое вырастает до 15-25 метров. Ствол дерева покрыт потресканой корой в буровато-сером цвете. Листья тонкие, острые, по краю шероховатые, тёмно-зелёные, длиной около 13-17 см, шириной 0,75—1 мм.

Дерево характеризуется быстрым ростом и долговечностью. Первые шишки на сосне появляются не раньше двадцатилетнего возраста. Шишки 6–10 см длиной, скученные, сидячие или на очень коротких ножках, направленные косо вверх; по созревании долго остаются закрытыми. Мужские шашки созревают в марте — апреле. Чешуи мужских шишек круглые, выемчато—зубчатые, красновато-жёлтые. Женские шишки одиночные или по 2—3, реже 4, зрелые на коротких ножках или сидячие, горизонтально-отклонённые, яйцевидно-конические, 6—10 см длиной, 3,5—5 см в диаметре, буро-красноватые, созревают в августе — сентябре следующего года после оплодотворения. Ветви буро-красные или буро-жёлтые. Семя черноватое, в 3—4 раза короче крыла.

Крона в молодости широко-коническая, в старости — раскидистая, сравнительно округлая, не густая.

infourok.ru

Лабораторная работа Отдел Голосеменные

Рабочий лист учащегося  6 класса

по теме «Отдел голосеменные»

Дата:

Выполнил (а):

Ход работы

Задание № 1 :  Выполните лабораторную работу «Изучение внешнего вида хвойных растений»

Цель : изучить  внешний  вид побегов, шишек и семян сосны, ели.

Оборудование :

1. Ручная лупа

2. Побеги сосны, ели.

Ход выполнения лабораторной работы:

Задание №1.

1. Изучите внешний вид  побегов голосеменных

А) Рассмотрите внешний вид побегов сосны , ели. Укажите их основные различия между собой.

Б) Сравните хвою сосны, ели (форму, длину, расположение и  их окраску)

2. Изучите строение шишек голосеменных

А) Рассмотрите шишки голосеменных (расположение на побегах, размер, окраска, плотность расположения чешуек). Укажите их различия.

Б)  Рассмотрите семена хвойных.  Зарисуйте семена и подпишите их части.

3. Результаты осмотра внешнего вида побегов голосеменных и их шишек оформите  в виде таблицы:

Расположение

на

ветке

Размер

Окраска

Плотность расположения чешуек

Сосна

Ель

Сделайте выводы по данной работе.

ВЫВОД № 1:  хвоя …

ВЫВОД № 2:  шишки - …

Рисунок семени:

Задание № 2  : Закончите предложения

1.

Наибольшее количество видов среди современных голосеменных имеет класс…

2.

В лесах Ульяновской области растут следующие голосеменные растения…

3.

Голосеменные растения размножаются….

4.

У голосеменных растений имеется видоизмененный побег…

5.

Семена голосеменных растений развиваются в…

6.

У большинства голосеменных растений узкие, игольчатые листья, получившие название….

Задание № 3: Определи правильные высказывания

4.

Голосеменные растения не цветут и не образуют плодов

5.

Древесину сосны и ели используют как ценный строительный материал

6.

Папоротники более высокоорганизованные растения, чем голосеменные

7.

Образование семян – важный этап в эволюции растений

8.

Только у голосеменных растений имеется видоизмененный побег – шишка.

ОТВЕТ:

Задание № 4 :Реши задачу

Как-то в Сибирь поздней осенью приехал ревизор. Увидев голую тайгу, спросил лесничего:

– Это хвойный лес?– Хвойный! – А где хвоя?– Опала.– По чьей вине?– Природы!– Вы мне за природу не прячьтесь! За гибель леса отвечать будете вы!

Придётся ли леснику отвечать за гибель леса? Почему?

ОТВЕТ:

Задание № 5 : Ответь на вопрос

Во время эпидемии гриппа врач порекомендовал пациенту прогулки в сосновом лесу Почему? Прав ли он?

ОТВЕТ:

infourok.ru

Голосеменные

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Северо – Енисейская средняя школа №1 им. Е.С. Белинского»

Методическая разработка урока по биологии

Тема «Голосеменные»

Составила учитель биологии Хромых Наталья Алексеевна

2015г

Предмет

Биология

Класс

6

Тема

Голосеменные

Цель

изучить признаки строения голосеменных, познакомиться с их многообразием, научиться определять виды хвойных растений, определить значение голосеменных в природе и хозяйственной деятельности.

Задачи урока

Образовательные:

  • познакомить учащихся с особенностями строения голосеменных растений, их многообразием; показать роль голосеменных в природе и хозяйственной деятельности человека.

Развивающие:

  • продолжить формирование умений работы с натуральными объектами и лабораторным оборудованием, навыка работы с книгой, умение сравнивать, делать выводы.

  • продолжить развивать умение выделять главное, ясно выражать свои мысли, формулировать гипотезы, решать творческие задачи.

Воспитательные:

  • воспитывать у учащихся познавательный интерес к предмету, формировать культуру общения, коммуникативные качества.

Планируемые результаты обучения

Узнают:

  • Особенности строения голосеменных

  • Строение хвои и шишек голосеменных растений

  • Значение и многообразие голосеменных в природе и жизни человека

Научатся:

Называть характерные признаки голосеменных растений.

УУД

Личностные УУД: нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания

Регулятивные УУД (организация учащимися своей учебной деятельности): целеполагание, планирование, контроль, оценка, волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, смысловое чтение, умение осознанно строить речевое высказывание, логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение).

Коммуникативные УУД: учебное сотрудничество с учителем и учениками, оценка и коррекция действий партнера.

Тип урока

Усвоение новых знаний

Вид урока

Лабораторная работа

Межпредметные связи

Экология, изобразительное искусство.

Ресурсы

Учебник биологии для 6 класса В.В. Пасечник; мультимедийный проектор, презентация

Формы работы

Фронтальная работа, индивидуальная,парная.

Методы

Частично- поисковый или эвристический, наглядный, беседа.

Технология

Проблемного обучения

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Организационный момент.

Приветствие детей. Здравствуйте, Друзья мои! С Вами сегодня работаю Я – Наталья Алексеевна

Я очень рада

Войти в приветливый ваш класс!

И для меня уже награда

Сиянье ваших добрых глаз.

Кого как звать – пока не знаю,

Но есть подсказки для меня,

И верю я, что час общенья с вами

Нас познакомит ближе всех, друзья!

Учащиеся готовы к уроку.

Актуализация опорных знаний.

Письменная работа, тест с взаимопроверкой по теме «Папоротники, хвощи, плауны»

1 вариант

1. К папоротникообразным не относится:

А) хвощ

Б) плаун

В) сфагнум

2.Какие признаки характерны для папоротников?:

А) наличие слоевища, ризоидов

Б) наличие стебля, листьев

В) наличие стебля, листьев, корня.

3.У взрослого растения папоротника образуются:

А) споры

Б) яйцеклетки

В) сперматозоиды

4.Вода необходима папоротникам для:

А) передвижения

Б) размножения

В) дыхания

5.В каких условиях растут папоротникообразные?

А) где холодно и влажно

Б) где сухо и солнечно

В) во влажных и тенистых местах

2 вариант

1. К папоротникообразным относится:

А) кукушкин лён

Б) плаун

В) риччия

2.Вайями называют:

А) корневища папоротников

Б) побеги папоротников

В) рассечённые листья папоротников

3.Что развивается у папоротников в спорангиях:

А) семена

Б) пыльца

В) споры

4.В каких условиях растут папоротникообразные?

А) где холодно и влажно

Б) где сухо и солнечно

В) во влажных и тенистых местах

5.Древние папоротники образуют залежи:

А) гранита

Б) каменного угля

В) торфа

Выполняют задания теста, обмениваются листочками и выставляют друг другу оценки.

Мотивация.

На слайдах демонстрируются картины И.И. Шишкина.

На берегу Камы, в окружении густых хвойных лесов стоит небольшой город Елабуга. Здесь, в семье небогатого купца родился Иван Иванович Шишкин — будущий выдающийся русский пейзажист. Суровая и мощная природа Приуралья, величественная красота сосновых боров и рощ покорили юного Шишкина.

Он создаёт много картин, в сюжетах которых обращается к жизни русского леса. Шишкина называли,"царем леса", и в самом деле культ дерева, леса был присущ Шишкину в высшей степени. Он любил изображать лес, ясный полдень, яркий солнечный свет, лето, полноту жизни.

Перед нами картина Шишкина «Сосновый бор». Художник воспевает в ней красоту родной земли, неповторимую прелесть русской природы. Красота и величественность сосновых лесов вдохновляла художника, влияла на его настроение. С полотен Ивана Ивановича Шишкина подлинный русский лес впервые зашумел, задышал.

Как вы думаете, о каких растениях сегодня пойдет речь?

Сегодня мы будем знакомиться с растениями, из которых создана большая часть лесов России. Они занимают обширные пространства нашей Сибири. Кто знает, как называются сибирские леса? (тайгой). А какие деревья произрастают в тайге? Какое общее название дают этим деревьям? (Хвойные, а точнее – голосеменные).

Ребята, сосны это растения, относящиеся к отделу Голосеменные растения. А как вы думаете, почему их назвали голосеменные?

(семена лежат открыто на поверхности чешуек). Давайте посмотрим на «Филогенетическое древо растительного мира» (форзац учебника)

Постановка перед учащимися учебной проблемы. Почему голосеменные стоят на ступень выше папоротникообразных. Какие эволюционные преимущества позволили им выжить в сухом и холодном климате?

Цель урока: изучить признаки строения голосеменных, познакомиться с их многообразием, научиться определять виды хвойных растений, определить значение голосеменных в природе и хозяйственной деятельности.

План урока:

  1. Многообразие голосеменных.

  2. Общая характеристика голосеменных.

  3. Лабораторная работа (в парах).

  4. Работа в группах (решение биологических задач).

  5. Подведение итогов.

Ответы учащихся

Высказывают предположения.

Фиксируют границу между знанием и незнанием.

Учащиеся формулируют цель урока.

Учащиеся работают по предложенному плану.

Первичное восприятие и усвоение нового теоретического материала

Первичное осмысление и применение изученного.

На слайдах представлено многообразие голосеменных.

Оказывается …:

- сосна – в Японии символ долголетия, отваги и мужственности; дерево людей, родившихся с 19 февраля по 28/29 февраля и с 24 августа по 2 сентября; символ света, огня, плодородия и бессмертия у северных народов;

- пихта – дерево людей, родившихся со 2 по 11 января, с 5 по 14 июля;

- лиственница – символ России;

- обычай украшения ели в Новый год пришел к нам из Германии;

- кипарис - символом скорби и чужого горя. В Древней Греции у дверей умершего вешали ветвь кипариса, а на могилах сажали молодые кипарисы;

- кедр (сосна сибирская) - символ силы, достоинства, неподкупности, долговечности. Герб одного из городов России.

Используя текст учебника (стр. 74-75)составьте общую характеристику голосеменных по плану:

  1. Жизненная форма

  2. Органы

  3. Листья

  4. Расположение семян

  5. Способ размножения

Физминутка

Во дворе стоит сосна,

К небу тянется она. ( подняли все руки вверх)

Тополь вырос рядом с ней,

Быть он хочет подлинней. ( встали на мысочки, потянулись ещё выше)

Ветер сильный налетел,

Все деревья раскачал. (не только в стороны качает деревья, а ещё вперёд, назад, опять вперёд, назад). )

Ветки гнутся взад- вперед.

Ветер их качает, гнет. (Рывки руками перед грудью)

Будем вместе приседать –

Раз, два, три, четыре, пять. (Приседания)

Мы размялись от души

И за парты вновь спешим . (Дети садятся за парты)

Лабораторная работа.

(приложение №1)

Давайте обсудим, каково же значение голосеменных?

  • Выделяют О2

  • Ценный строительный материал

  • Искусственные волокна

  • Изготавливают бумагу

  • Сырье для промышленности

  • Кедровое масло

  • Выделяют фитонциды («фитон»-

растение, «цидо» – убиваю)

Знакомятся с многообразием голосеменных.

Индивидуальная работа, составляют характеристику по плану:

  1. Жизненная форма- деревья, кустарники, лианы.

  2. Органы- стебель, корень, лист.

  3. Листья – игольчатые (хвоя).

  4. Расположение семян- лежат открыто «голо» на поверхности чешуи шишек.

  5. Способ размножения- при помощи семян.

Парная работа. Выполнение лабораторной работы, используя гербарии и шишки сосны и ели.

Обсуждение результатов лабораторной работы.

Используют текс учебника (стр.79)

Первичное закрепление результатов.

Выберите правильное утверждение (работа с сигнальными карточками)

  1. Голосеменные растения имеют видоизмененный побег – шишка.

  2. Голосеменные растения – исключительно деревья.

  3. У большинства голосеменных растений узкие, игольчатые листья, получившие название хвоя.

  4. Еловые леса и сосновые боры – светлые.

  5.  Голосеменные растения не цветут и не образуют плодов.

  6. Древесину сосны и ели используют как ценный строительный материал.

  7. Папоротники более высокоорганизованны, чем голосеменные.

  8. Образование семян – важный этап в эволюции растений.

  9. Для размножения голосеменным растениям служат споры.

  10. Хвойные растения выделяют фитонциды .

Решение биологических задач (приложение №2)

Выбирают правильные утверждения 1,3,5,6,8,10.

Если правильно поднимают зеленую карточку,нет-красную.

Отвечают на вопросы.

Рефлексия

Рефлексия (приложение №3)

1.На уроке я работал2.Своей работой на уроке я3.Урок для меня показался4.За урок я5.Мое настроение6.Материал урока мне был

7.Домашнее задание мне кажется

активно / пассивнодоволен / не доволенкоротким / длиннымне устал / усталстало лучше / стало хужепонятен / не понятенполезен / бесполезенинтересен / скученлегким / трудныминтересно / не интересно

Каждый на отдельном листочке оценивает свою работу на уроке.

Подведение итогов, домашнее задание.

  • Параграф 16 выучить;

  • Приготовить сообщение о можжевельнике или пихте;

  • Найти стихотворения о голосеменных растениях;

  • Объясните русскую поговорку: "Не расти яблочку на елке. Не бывать шишке на рябине".

Записывают дом. задание в дневник и выставляют оценки.

Приложение №1

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА

«Строение хвои и шишек хвойных растений»

Цель: изучить особенности строения хвои и шишек хвойных растений на примере ели и сосны.

Оборудование: гербарии хвои ели и сосны, шишки ели и сосны, лупы, линейка.

Ход работы:

1.Рассмотрите хвою сосны. Измерьте длину хвои и обратите внимание на её окраску. Определите её форму, как она располагается на стебле (одиночно, пучками, парами ). Свои наблюдения внесите в таблицу.

2.Рассмотрите внешний вид сосновых шишек. Отметьте их размер, окраску, плотность расположения чешуек. Данные занесите в таблицу.

3.Те же самые наблюдения проведите с хвоей и шишками ели. Данные занесите в таблицу.

4.Пользуясь текстом учебника (стр.75 -78), заполните сравнительную таблицу.

Оформление результатов:

Растение

Хвоя

Шишки

длина

окраска

расположение на ветке

размер

форма чешуек

плотность

Сосна

Ель

Сделайте вывод об особенностях внешнего строения голосеменных растений по сравнению с папоротникообразными.

Приложение №2

Задача №1

Ботаникам известно много случаев совместного проживания двух и более цветковых растений. Не являются исключением и голосеменные. Например, можжевельник является частым спутником сосны. Почему же он погибает, если рядем растет много елей?

Задача№2

Хорошо известно, что во время бури ветер выкорчевывает ели, тогда как сосны ломает. Чем объяснить этот факт?

Задача №3

Леснику предложили выбрать себе участок для постройки дома. Какой участок порекомендовали бы вы ему выбрать: в еловом лесу или в сосновом бору? Почему?

Задача №4

Как-то в Сибирь поздней осенью приехал ревизор. Увидев голую тайгу, спросил лесничего:

Это хвойный лес?

Хвойный.

А где хвоя?

Опала.

По чьей вине?

Природы.

Вы мне за природу не прячьтесь! За гибель леса отвечать будете вы!

Придется ли леснику отвечать за гибель леса?

Задача №5

В сосновых борах не так часто встречается бурелом, как в ельниках. Сосна способна противостоять ветру в 8 баллов и больше. Ели же не так стойки, как сосны. В чем причина?

Задача№6

Людям, ослабленным после болезней, особенно легочных, врачи рекомендуют отдыхать в санаториях, располагающихся вблизи сосновых боров. «Там сам воздух лечит», - говорят они. Объясните, в чем заключается «целебность» воздуха сосновых боров?

Задача№7

 Опытный лесовод никогда не станет сажать еловые саженцы на бедных песчаных почвах, а посадит сосну. Но в то же время не стоит сажать молодые сосенки на богатых перегноем вырубках. Почему?

Приложение №3

Рефлексия

1.На уроке я работал2.Своей работой на уроке я3.Урок для меня показался4.За урок я5.Мое настроение6.Материал урока мне был

7.Домашнее задание мне кажется

активно / пассивнодоволен / не доволенкоротким / длиннымне устал / усталстало лучше / стало хужепонятен / не понятенполезен / бесполезенинтересен / скученлегким / трудныминтересно / не интересно

videouroki.net


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта