Лабораторная работа приготовление и описание микропрепаратов клеток растений. Лабораторная работа №3 Приготовление микропрепарата кожицы лука, эпидермиса листа.

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Лабораторная работа на тему "Строение растительной клетки". Лабораторная работа приготовление и описание микропрепаратов клеток растений


Лабораторная работа на тему "Строение растительной клетки"

Инфоурок › Биология › Презентации › Лабораторная работа на тему "Строение растительной клетки"

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

лабораторная работа по теме: «Строение растительной клетки» (7 класс)

2 слайд Описание слайда:

Задачи: обучающая - изучение строения растительных клеток кожицы лука и их основных частей; воспитательная - воспитывать аккуратность при выполнении лабораторной работы с использованием микроскопа; развивающая - развивать умения и навыки работы с натуральными объектами и микропрепаратами. Цель работы: формирование навыков работы с микроскопом при изучении натурального объекта

3 слайд Описание слайда:

Проблемный вопрос : ?А для чего же мы изучаем клетку? Почему нам это важно при изучении биологии ?

4 слайд Описание слайда:

Оборудование: - Световой микроскоп - Чашка Петри Луковица Зубочистка Раствор Йода Бинт или марля Пипетка Предметные и покровные стекла

5 слайд Описание слайда:

Подготовка к работе : 2.Повторение Правил работы с микроскопом и его устройство : 1.Повторение правил техники безопасности при выполнении лабораторной работы

6 слайд Описание слайда:

Увеличивает изображения предметов от 56 до 800 раз. Окуляр Тубус или зрительная труба Объективы Предметный столик Наводящее зеркало Регулировочные винты Штатив с подставкой Световой микроскоп

7 слайд Описание слайда:

Ход работы: 1. Подготавливаем микроскоп к работе.

8 слайд Описание слайда:

Подготовка к работе микроскопа : 1.Поставьте микроскоп штативом к себе по центру стола на расстоянии 5 - 7 см от края стола. 2.Придерживая микроскоп за подставку наклоните его за штатив на себя что бы было удобно работать сидя не мешая соседу и не затеняя ему свет . 3. Направьте свет при помощи подвижного зеркальца на предметный столик глядя в окуляр ,до появления светлого пятна. Вращайте зеркальце осторожно, смотрите при этом в окуляр, добиваясь освещения, комфортного для глаза 4.Оставьте микроскоп в таком положении до приготовления изучаемого объекта. (не изменяйте его положения и не передвигайте его.)

9 слайд Описание слайда:

Ход работы: 1. Подготовить микроскоп к работе. 2. Готовим микропрепарат клеток кожицы лука.

10 слайд Описание слайда:

1. Подготовьте предметное стекло, тщательно протерев его марлей. 2. Пипеткой нанесите 1–2 капли воды на предметное стекло. 3.При помощи зубочистки осторожно снимите маленький кусочек прозрачной кожицы с внутренней поверхности чешуи лука. 4.Положите кусочек кожицы в каплю воды и расправьте , окрасьте его каплей раствора йода 5. Покройте кожицу покровным стеклом. «Изготовление препарата клеток кожицы чешуи луковицы лука» Ваш влажный препарат- готов !

11 слайд Описание слайда:

Как определить увеличение микроскопа? 1.Посмотри на число, указанное на окуляре.

12 слайд Описание слайда:

Как определить увеличение микроскопа? 2.Посмотри на число, указанное на объективе.

13 слайд Описание слайда:

Ход работы: 1. Подготовить микроскоп к работе. 2. Готовим микропрепарат клеток кожицы лука 3. Определить увеличение объекта. Перемножь эти числа. Произведение будет указывать увеличение, которое в данный момент дает микроскоп. Для нашего примера это ? х ? = ? раз. Запишите вычисления в тетрадь . Важно указывать увеличение, когда работаешь над объектом!

14 слайд Описание слайда:

Продолжаем работать с микроскопом. Настраиваем его для дальнейшей работы : 5. Готовый микропрепарат устанавливаем на предметный столик под зажимы напротив отверстия в нем . 6. Опустите тубус микроскопа до микропрепарата . 7. Глядя в окуляр, очень медленно при помощи винтов поднимайте зрительную трубку крутя винты на себя, до появления четкого изображения. Микропрепарат клеток кожицы лука

15 слайд Описание слайда:

Ход работы: 1. Подготовить микроскоп к работе. 2. Готовим микропрепарат кожицы лука 3. Определить увеличение объекта. 4. Поместив готовый препарат на предметный столик микроскопа под зажимы Рассматриваем и зарисовываем объект. Последовательно наносим обозначение частей клетки

16 слайд Описание слайда:

Ребята ,посмотрите и сравните похожую ли вы видите картинку в своем микроскопе, как на экране ??? Давайте же разберемся, что же мы увидели на изучаемом объекте??? И нам поможет разобраться в этом веселый колобок.

17 слайд Описание слайда:

Я прозрачна и прочна, Ни тонка, ни широка. От микробов, ран, грибочков защищает …

18 слайд Описание слайда:

Клеточный сок я содержу, токсины и яды ,а так же и воду при случае нужном- я вывожу , ты найти меня изволь, и зовусь я ………… ВАКУОЛЬ

19 слайд Описание слайда:

Полувязка, не прозрачна , полужидка я слегка . Заполняю клетку разом и средой зовусь ей я . Я участвую в обмене всех веществ, что нужно ей. Накоплю и сохраню- органоидам раздаю . Что не нужно- вывожу. Честно ей всегда служу ……….

20 слайд Описание слайда:

Клетке без меня не жить! Я за все в ней отвечаю: Что делить, что пропустить. Я об отдыхе мечтаю. Без меня же все мертво. Вы напишите … А за признаки наследства отвечаю в клетке я. Ну а если я разрушусь клетка гибнет без меня . Все вы поняли давно, что зовусь я в ней……

21 слайд Описание слайда:

ВАКУОЛЬ Ребята ,проверьте себя: все ли мы нашли органоиды в растительной клетке?

22 слайд Описание слайда:

Ребята , подумайте ,а какие органоиды растительной клетки мы не смогли увидеть? И почему ?

23 слайд Описание слайда:

Мы веселые ребята цвет мы клетке придаем, Можем быть и мы полезны, ей в питании дневном. Можем быть мы белыми, зелеными и желтыми , синими и красными и конечно разными!!! .…… Пластиды: Лейкопласты -…... Хромопласты -…. Хлоропласты ….

24 слайд Описание слайда:

Ход работы: 1. Подготовить микроскоп к работе. 2. Готовим микропрепарат клеток кожицы лука. 3Определить увеличение объекта. 4. Поместить готовый препарат на предметный столик микроскопа под зажимы Рассмотреть и зарисовать объект . Последовательно сделав обозначения частей клетки (оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоль). 5.Сделать вывод.(исходя из цели поставленной перед лабораторной работой) Цель работы: формирование навыков работы с микроскопом при изучении натурального объекта.

25 слайд Описание слайда:

1.Получили первые навыки работы с микроскопом (умеем и знаем как настраивать его и рассматривать в него изучаемые объекты). 2.Научились готовить влажные микропрепараты натуральных изучаемых объектов . 3.Изучили строение растительной клетки и выяснили , что она состоит :из клеточной оболочки, цитоплазмы , ядра, вакуоли с клеточным соком. Вывод: Не забудьте ….. После работы уберите у себя на столе !!!

26 слайд Описание слайда:

Строение растительной клетки Составьте и заполните схему: «Строение растительной клетки»

27 слайд Описание слайда:

Клеточная оболочка Строение растительной клетки Ядро Пластиды Цитоплазма Проверьте заполнение схемы: «Строение растительной клетки» Вакуоль

28 слайд Описание слайда:

1. Составить рассказ для учеников начальных классов в тетради «Как я впервые выполнял лабораторную работу на уроке биологии » ?А для чего же мы изучаем клетку? Почему нам это важно при изучении биологии ? Домашнее задание:

29 слайд Описание слайда:

Из клеток- состоят все растения и живые организмы . Клетка – основная структурная единица любого живого организма. Клетка -обладает всеми признаками живого организма (Питание, дыхание, рост, развитие , размножение, выделение, обмен веществ.)

30 слайд Описание слайда:

Спасибо всем ! Ты сегодня многое узнал и многому научился !!!!

Курс повышения квалификации

Курс повышения квалификации

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала: ДБ-1453222

ВНИМАНИЮ ВСЕХ УЧИТЕЛЕЙ: согласно Федеральному закону N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогическая деятельность требует от педагога наличия системы специальных знаний в области обучения и воспитания детей с ОВЗ. Поэтому для всех педагогов является актуальным повышение квалификации по этому направлению!

Дистанционный курс «Обучающиеся с ОВЗ: Особенности организации учебной деятельности в соответствии с ФГОС» от проекта "Инфоурок" даёт Вам возможность привести свои знания в соответствие с требованиями закона и получить удостоверение о повышении квалификации установленного образца (72 часа).

Подать заявку на курс

Похожие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

infourok.ru

Лабораторные и практические работы по биологии

Министерство образования и науки Челябинской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Аргаяшский аграрный техникум»

Лабораторные и практические работы по биологии

Составитель: Дусматова А.С.

Аргаяш 2015г

Пояснительная записка

Методическая разработка практические и лабораторные работы по биологии составлена для студентов 1 курса специальности: 35.02.07 «Механизация сельского хозяйства» входящей в укрупнённую группу профессий 35.00.00 «Сельское, лесное и рыбное хозяйство», в соответствии с программой учебной дисциплины «Биология» для контроля знаний, умений и навыков студентов по основным темам курса. В основу методической разработки для проведения практических и лабораторных работ положен принцип развивающего обучения. Выполнение практических и лабораторных работ позволяют студентам закрепить знания, полученные на уроках биологии и приобрести опыт разнообразной практической деятельности, опыт познания и самопознания в процессе изучения окружающего мира; Практические и лабораторные работы реализуются с учетом возможностей образовательного учреждения. Критерии и нормы оценки лабораторных и практических работ. Отметка "5" ставится, если студент: 1) правильно определил цель опыта; 2) выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; 3) самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью; 4) научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы; 5) проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы). 7) эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием. Отметка "4" ставится, если студент выполнил требования к оценке "5", но: 1. опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений; 2. или было допущено два-три недочета; 3. или не более одной негрубой ошибки и одного недочета, 4. или эксперимент проведен не полностью; 5. или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные. Отметка "3" ставится, если студент: 1. правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы; 5 2. или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов; 3. опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения; 4. допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя. Отметка "2" ставится, если студент: 1. не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов; 2. или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно; 3. или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3"; 4. допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.

В течение ряда лет я  работаю  над проблемой уровневого подхода к обучению на уроках биологии. Составной частью исследуемой проблематики является уровневый подход к формированию практических умений и навыков студентов . Для реализации этой цели разработаны уровневые фронтальные лабораторные работы, и примеры использования проектной технологии как возможности вариативной организации учебных занятий.

Разно уровневое обучение– это вид личностно-ориентированной технологии, основанной на организации учебно-воспитательного процесса, при котором каждому обучаемому предоставляется возможность овладевать учебной информацией в зависимости от его способностей и индивидуальных особенностей личности ( но уровень усвоения должен быть не ниже базового).

Это• дает возможность учитывать познавательные интересы учащихся, устранить их перегрузку;

Опыт показывает, что это позволяет учащимся реально оценивать свои возможности; повышается мотивация и интерес к предмету.

Между учителем и учеником устанавливаются партнерские отношения,снижается психологическое напряжение на уроках.Повышается качество знаний и активность слабоуспевающих, исчезает страх перед проверкой знаний.

Дифференцированный подход в обучении должен осуществляться на индивидуальном уровне, когда сам обучающийся, исходя из своих способностей, возможностей и потребностей определяет личную «траекторию» своего развития.

Выстраивая вектор своих педагогических действий, я помогаю детям освоить знания, приобрести навыки учебно-познавательной деятельности, научиться применять знания в конкретной ситуации и достигать положительных результатов. Эти три составляющие и есть основа понятия «компетентность», которая состоит в его готовности эффективно организовывать внутренние и внешние ресурсы для достижения поставленной цели.

Лабораторная работа № 1

Тема: Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание.

Цель: Умения, которыми должен овладеть обучающийся:

  1. Умение пользоваться микроскопом и рассматривать микропрепараты под микроскопом.

  2. Находить особенности строения клеток различных организмов.

  3. Сравнивать их между собой.

Оборудование: микропрепараты растительных клеток, микропрепараты клеток многоклеточных животных, микроскопы, таблицы по общей биологии.

Ход работы.

  1. Рассмотрите под микроскопом микропрепараты растительных клеток, а также готовый микропрепарат клеток многоклеточных животных.

  2. Сопоставьте увиденное с изображением объектов на таблицах. Зарисуйте клетки в тетрадях и обозначьте видимые в световой микроскоп органоиды.

  3. Сравните между собой эти клетки. Попытайтесь объяснить, как шла эволюция растений и животных.

Лабораторная работа №2

Тема: Сравнение строения клеток животных и растений.

Цель: Умения, которыми должен овладеть обучающийся:

1.Умение пользоваться микроскопом и рассматривать микропрепараты под микроскопом.

2.Находить особенности строения клеток различных организмов .

3. Сравнивать их между собой.

Оборудование: микропрепараты растительных клеток, микропрепараты клеток многоклеточных животных, таблицы по общей биологии.

Ход работы.

  1. Выберите самостоятельно из коллекции микропрепаратов растительные и животные клетки и выполните задание:

а) Рассмотрите под микроскопом микропрепарат клеток многоклеточного организма.

б) Сопоставьте увиденное с изображением объектов на таблицах. Зарисуйте клетки в тетрадях и обозначьте видимые в световой микроскоп органоиды.

Сравните между собой эти клетки. Ответьте на вопросы : в чем заключается сходство и различие клеток? Каковы причины сходства и различия разных организмов? Результаты занесите в таблицу.

Лабораторная работа №3

Тема: Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений.

Цель: Умения, которыми должен овладеть обучающийся:

1.Умение пользоваться микроскопом

2.Изготавливать микропрепараты

4.Рассматривать микропрепараты под микроскопом

5.Находить особенности строения клеток

Оборудование: микроскопы, предметные стекла, покровные стекла, пинцет, препоравальная игла.

Ход работы.

1.Выберите самостоятельно оборудование необходимое для выполнения данной работы и проверьте правильность выполнения задания.

Лабораторная работа №4

Тема: Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательства их родства.

Цель: Умения, которыми должен овладеть обучающийся:

1.Умения находить признаки сходства зародышей человека и млекопитающих, признак родства живых организмов.

2. Умения сравнивать биологические объекты.

Оборудование: Учебник биологии, рисунки, коллекции «Эмбриологические доказательства эволюции».

Ход работы.

1.Прочитать текст « Эмбриология» на стр .258-261, рассмотреть рис.133 на стр. 260, рассмотрите , коллекции «Эмбриологические доказательства эволюции»

  1. Выявите черты сходства зародышей человека и других позвоночных.

  2. Ответьте на вопрос: О чем свидетельствуют сходства зародышей?

Лабораторная работа №5

Тема: Составление простейших схем скрещивания

Цель: Умения, которыми должен овладеть обучающийся:

1.Умение решать задачи

2. Умение использовать генетическую символику.

Ход работы.

Решите задачи:

  1. В стаде были коровы черной и красной масти. Бык имел черную масть. Все телята, появившееся в этом стаде, были черными. Определите рецессивную масть. Какое потомство будет у этих телят, когда они вырастут?

2.Что можно сказать о характере наследования окраски плодов яблони при скрещивании сорта Антоновка (зеленые плоды) с сортом Уелчи (красные плоды) , если все плоды гибридов, полученных от этого скрещивания, имели красную окраску? Запишите генотип родителей и гибридов. Составьте схему наследования окраски плодов в F1и F2.

3.В результате гибридизации растений с красными и белыми цветками все гибридные растения имели розовые цветки. Запишите генотип родительских растений. Каков характер наследования? Какие цветки будут у растений в 3,4,5 поколении?

Лабораторная работа №6

Тема: Решение элементарных генетических задач

Цель: Умения, которыми должен овладеть обучающийся:

  1. Умение решать генетические задачи.

  2. Умение разрабатывать собственные алгоритмы.

Оборудование: Таблицы по общей биологии, модели-аппликации , характеризующие генетические законы и закономерности.

Ход работы.

Вспомните алгоритм решения задач:

  1. Из условия задачи выписать признаки организмов.

  2. Выпишите генотипы родительских форм, выявите генотипы и запишите по решетке Пеннета, по решетке Пеннета записать возможные генотипы потомков.

  3. Обращая внимание на доминантность и рецессивность признаков, определите возможные фенотипы потомков. Это относится к прямым задачам, решение идет от родительских форм к потомкам.

Решите задачи:

  1. На птицефабрику завезли несколько петухов с оперенными ногами (до этого птицы на ферме не имели оперения на ногах). Все новые цыплята, полученные от привезенных петухов, имели оперенные ноги .Какое потомство будет у них?

  2. В результате гибридизации диких коричневых норок с голубовато-серыми алеутскими зверьками первого поколения были только коричневыми. Какую окраску меха будут иметь норки в одиннадцатом поколении.

  3. У некоторых пород кур серебристое оперение являются доминантным признаком (С) , золотистое – рецессивным(с) . Гены , определяющие окраску оперения локализованы в Х хромосоме. С каким оперением следует объединять в родительские пары петухов и кур для того ,чтобы определять пол цыплят через несколько недель после их вылупления.

Составьте самостоятельно алгоритм решения обратной задачи.

  1. Растение дурмана с пурпурными цветками (П) и гладкими коробочками (к) ,скрещенное с дурманом с белыми цветками колючими коробочками (к), дало 320 экземпляров с П и К и 312 с п. и к. Каковы генотипы родительских растений?

Практическая работа №7

Тема: Выявление источников мутагенов в окружающей среде(косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на организм.

Цель: Умения, которыми должен овладеть обучающийся:

  1. Умение выявлять источники мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценивать возможность последствий влияния мутаций на организм с помощью различных источников информации.

  2. Умение находить информацию в различных источниках и анализировать ее.

Оборудование: Таблицы, иллюстрирующие различные виды мутаций, гербарные экземпляры и натуральные объекты с мутантными признаками, учебники по биологии, дополнительная литература, компьютер, доступ в интернет , готовые микропрепараты «Дрозофила».

Ход работы.

  1. Рассмотрите различные микропрепараты мутации дрозофил. Найдите на них нормальные и мутантные формы. В чем их сходство и различие?

  2. Прочитайте статью учебника «Мутационная изменчивость» , источники дополнительной информации и заполните таблицу в которой необходимо указать причины мутаций.

  3. Решите задачу: У четырех разных эмбрионов в начале одного гена произошли разные мутации.

Нормальная м - РНК

Мутантная м- РНК

АУГГГАУЦГ

  1. АУГГАЦГ

  1. АУГГГАЦЦГ

3.АУГГАУУГ

4.АУГГГАУЦЦ

Какая мутация принесет наибольший, какая - наименьший вред?

  1. Используя различные источники информации, объясните, почему от взрыва атомной бомбы в Хиросиме до сих пор страдают люди.

  2. 5.Используя дополнительные материалы , заполните схему «Мутагенные факторы»

Практическая работа №8

Тема: Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии.

Цель: Умения, которыми должен овладеть обучающийся:

  1. Анализ этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии.

  2. Давать оценку проблеме.

Оборудование: Учебники по биологии, дополнительная литература, компьютер, доступ в интернет, Декларация ООН о клонировании человека, Федеральный закон « О временном запрете на клонирование человека», электронный учебник биологии.

Ход работы.

  1. Изучите необходимые материалы, интерактивную модель клонирования и предположите к каким последствиям может привести клонирование человека.

  2. Ответьте на вопрос: В чем заключается этическая проблема клонирования человека?

  3. Как вы относитесь к данной проблеме.

Лабораторная работа №9.

Тема: Описание особей вида по морфологическому критерию.

Цель: Умения, которыми должен овладеть обучающийся:

  1. Умение составлять характеристику видов с использованием основных критериев.

  2. Умение работать с натуральными объектами.

Оборудование: таблица «Критерии вида», гербарные или живые экземпляры растений 2-3 видов одного рода ( например, клевер красный, клевер ползучий и др.),на каждый стол два растения.

Ход работы.

1.а) Рассмотрите растения двух видов одного рода. Сравните внешнее строение листьев, стеблей, соцветий , цветков, плодов и прочих органов двух растений; выявите черты сходства и различия между ними.

б) Ответьте на вопрос « О чем свидетельствует сходство и различие разных видов одного рода?»

1.1. Перечислите критерии вида. К каким критериям относятся внешние признаки растений или животных, а какие можно узнать , только используя специальные приборы и методы исследования?

2. Данные каких наук, по вашему мнению , необходимы биологу для того ,чтобы правильно определять видовую принадлежность организмов?

3. Два культурных растения- ячмень и рожь имеют одинаковое число хромосом, но не скрещиваются, имеют отличия во внешнем строении ; состав семян отличается по химическому составу ( из ячменной муки хлеб чаще всего не пекут). Какие критерии вы будете использовать для того ,чтобы утверждать о принадлежности растений к одному виду?

4. Особи черных крыс, внешне не различимые, тем не менее относятся к разным видам. Какой критерий следует использовать для установления их видовой принадлежности?

Лабораторная работа №10

Тема: Выявление изменчивости у особей одного вида.

Цель: Умения, которыми должен овладеть обучающийся:

  1. Умение наблюдать натуральные объекты.

  2. Умение находить признаки изменчивости.

Оборудование: раздаточный материал, иллюстрирующий изменчивость организмов ( растения 5-6 видов по 2-3 экземпляра каждого вида ,наборы семян, плодов, листьев и др.).

Ход работы.

  1. Сравните 2-3 растения одного вида ( или их отдельные органы: листья ,семена, плоды и др.) .Найдите признаки сходства в их строении. Объясните причины сходства в их строении. Объясните причины сходства особей одного вида.

  2. Выявите у исследуемых растений признаки различия. Ответьте на вопрос : какие свойства организмов обуславливают различия между особями одного и того же вида?

  3. Раскройте значение этих свойств организмов для эволюции. Какие , на ваш взгляд ,различия обусловлены наследственной изменчивостью, какие ненаследственной изменчивостью? Объясните , как могли возникнуть различия между особями одного вида.

  4. Почему К. Линнея называют « отцом систематики»? Какое практическое значение имеет эта наука?

  5. Какая форма изменчивости может поставлять материал для эволюции?

Практическая работа №12

Тема: Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни

Цель: Умения, которыми должен овладеть обучающийся:

1.Умение анализировать и оценивать различные гипотезы происхождения жизни .

2.Умение находить информацию о биологических объектах в различных источниках.

Оборудование: учебник биологии, дополнительные материалы, компьютер, выход в интернет.

Ход работы.

  1. Проведите сравнительный анализ основных гипотез возникновения жизни на Земле. Результаты оформите в виде таблицы, где укажите авторов, основную идею, теоретические и практические обоснования, слабые места.

  2. Какая из гипотез происхождения жизни вам ближе всего? Почему?

Практическая работа №13

Тема: Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека

Цель: Умения, которыми должен овладеть обучающийся:

1.Умение анализировать и оценивать различные гипотезы происхождения человека; 2. Умение находить информацию о биологических объектах в различных источниках.

Оборудование: учебник биологии, дополнительные материалы, компьютер, выход в интернет.

Ход работы.

  1. Проведите сравнительный анализ основных гипотез происхождения человека. Результаты оформите в виде таблицы, где укажите авторов, основную идею, теоретические и практические обоснования, слабые места.

Список используемых источников

Основные источники:

1. Биология. Общая биология. 10-11 кл. [Текст]: учебник для общеобразоват.

учреждений : базовый уровень / Д. К. Беляев [и др.] ; под ред. Д. К. Беляева, Г.

М. Дымшица. – 9–е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 304с.

2. Общая биология. [Текст] : учебник для студ. образоват. учреждений сред. проф.

образования / В. М. Константинов, А. Г. Резанов, Е. О. Фадеева; под ред. В. М.

Константинова. – 5-е изд. – М.: Академия, 2010. – 256с.

Дополнительные источники:

3. Биология.11 кл. [Текст]: учебник для общеобразоват. учреждений: базовый

уровень / И. Н. Пономарева [и др.]; под ред. И. Н. Пономаревой. – 2–е изд. – М.

: Вентана-Граф, 2007. – 240 с.: ил.

4.Тупикин, Е. И. Общая биология с основами экологии и природоохранной

деятельности [Текст] : учеб. пособие для нач. проф. образования / Е. И. Тупикин.

– 4-е изд. – М. : Академия, 2004. – 384 с.

5. Крестьянинов В. Ю., Вайнер Г. Б. Сборник задач по генетике с решениями.

Методическое пособие. – Саратов: «Лицей», 1998. -112с.

Петросова Р. Я. Основы генетики. – М.: Дрофа, 2004. – 96с.

6. Болгова И. В. Сборник задач по общей биологии с решениями для поступающих

в вузы / И. В.Болгова. – М. : ООО «Издательство Оникс»» : ООО «Издательство

«Мир и образование», 2006. – 256 с. : ил.

7.Серкова Г. Г. Развивающее обучение. Теоретические основы и практика внедрения в образовательный процесс. — Челябинск, РИО, 2002. 127с.

infourok.ru

ЭОР Лабораторные работы по биологии 5 класс

Лабораторная работа № 1,2

Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе

Цель: научиться вести фенологические наблюдения.

Ход работы

  1. Какие явления в живой природе можно наблюдать осенью?

  2. Занесите в таблицу результаты своих наблюдений

Лабораторная работа № 3

Устройство лупы и светового микроскопа и правила работы с ними

Цель: изучить устройство увеличительных приборов.

Оборудование: лупа, микроскоп.

Ход работы

  1. Рассмотрите ручную лупу. Какие части она имеет? Каково их назначение?

  2. Зарисуйте лупу, подпишите её части

  1. Изучите микроскоп. Найдите тубус, окуляр, объектив, штатив, предметный столик, зеркало, винты. Выясните какое значение имеет каждая часть. Во сколько раз увеличивает микроскоп?

  2. Зарисуйте микроскоп, подпишите его части.

  1. Изучите порядок работы с микроскопом на с. 32-33 учебника

  2. Отработайте последовательность действий при работе с микроскопом.

  3. Сделайте вывод о назначении увеличительных приборов.

Лабораторная работа № 4

Изучение клеток растений с помощью лупы

Цель: научиться пользоваться ручной лупой, убедиться, что все живые организмы состоят из клеток.

Оборудование: мякоть томата, арбуза, яблока.

Ход работы

  1. Рассмотрите невооружённым глазом мякоть плодов.

  2. Рассмотрите кусочки мякоти плодов под лупой.

  3. Зарисуйте увиденное, рисунки подпишите.

  4. Сделайте вывод о форме клеток мякоти плодов.

Практическая работа №1

Приготовление препарата кожицы чешуи лука и рассматривание его под микроскопом

Цель работы: научиться готовить микроскопический препарат, научиться пользоваться микроскопом и рассматривать микроскопический препарат, выработать понятие о клеточном строении кожицы лука.

Материалы и оборудование: лупа, предметное и покровное стекла, препаровальная игла, стакан с водой, раствор йода, скальпель, часть луковицы, кусочек марли, 2 палочки из дерева или стекла, микроскоп.

Ход работы:

1. Приготовить микропрепарат из кожицы лука:

а) вытереть марлей предметное и покровное стекла;

б) капнуть палочкой воду на середину предметного стекла;

в) препаровальной иглой снять с внутренней стороны мясистой чешуи луковицы кожицу и положить в каплю воды на стекле;

г) расправить иглой;

д) покрыть кожицу покровным стеклом.

2. Рассмотреть микропрепарат при малом увеличении. Какие части клетки вы видите?

infourok.ru

Лабораторная работа №3 Приготовление микропрепарата кожицы лука, эпидермиса листа.

Ф.И. ученика (цы) ________________________________________

Лабораторная работа №3

Тема: Приготовление микропрепарата кожицы лука, эпидермиса листа.

Цель: научиться готовить микропрепараты, отработать приемы работы с микроскопом.

Ход работы:

  1. Используя данный рисунок, впишите номера, соответствующие последовательности приготовления микропрепарата кожицы лука.

  1. Накрывают препарат покровным стеклом. - ____

  2. Препаровальной иглой расправляют тонкую кожицу. - _____

  3. Очищают луковицу от шелухи.- _____

  4. Снимают тонкую кожицу с выпуклой стороны луковицы. - _____

  5. На предметное стекло наносят немного воды. - _____

  6. Размещают на предметном стекле кожицу лука. - _____

  7. Устанавливают препарат на предметный столик. - _____

  1. Рассматривание микропрепарата под микроскопом.

Приготовленный препарат начните рассматривать при увеличении в 56 раз (объектив х8, окуляр х7). Осторожно передвигая предметное стекло по предметному столику, найдите такое место на препарате, где лучше всего видны клетки.Что наблюдаете? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рассмотрите клетки под микроскопом при увеличении в 300 раз (объектив х20, окуляр х15). Что наблюдаете? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вывод:

В ходе лабораторной работы мы ______________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

infourok.ru


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта