Лабораторная работа 6 класс строение семян двудольных растений. Лабораторная работа по биологии в 6 классе "Строение семян двудольных растений"

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Инструктивные карточки для лабораторных работ по теме "Семя" (6 класс). Лабораторная работа 6 класс строение семян двудольных растений


Лабораторная работа по биологии в 6 классе "Строение семян двудольных растений"

Цель: Изучить внешнее и внутреннее строение семян двудольных растений (на примере семян фасоли)

Просмотр содержимого документа «Лабораторная работа по биологии в 6 классе "Строение семян двудольных растений"»

Лабораторная работа № 1 по биологии для 6 класса «Изучение строения семени двудольных растений (на примере фасоли)»

Цель: изучить внешнее и внутреннее строение семени двудольного растения.Задачи:- Расширить знания о строении растительных организмов. - познакомиться с особенностями строения семян однодольных и двудольных растений.- Сформировать представление о семени как генеративном органе цветкового растения. - Раскрыть значение семян в жизни растений.Оборудование: лупа ручная, препаровальная игла, сухие и набухшие семена фасоли.Теоретическая частьПопав в благоприятные условия, семя прорастает. При этом из семени вначале появляется корень, затем маленький побег. Такое молодое растеньице называют проростком. Спустя некоторое время у него развиваются облиственные побеги, а позже цветки, плоды и семена. Иначе говоря, из семени вырастает новое растение, очень похожее на материнское. Семя считают органом полового размножения растения.Снаружи у семян имеется плотный покров – кожура. Главная функция семенной кожуры – защита семени от повреждений, высыхания, проникновения болезнетворных организмов и от преждевременного прорастания.У одних растений семенная кожура плотная, но тонкая, у других она деревянистая, толстая и очень твердая (у сливы, миндаля, винограда и др.).На кожуре есть рубчик – след от места прикрепления семени к стенке плода. Рядом с рубчиком находится маленькое отверстие – семявход. Через семявход внутрь семени проникает вода, после чего семя набухает и прорастает.Кожуру трудно снять с сухого семени. Но когда оно наберет через семявход воду и набухнет, кожура лопнет, ее легко снять, и тогда обнаружится внутреннее строение семени. Внутри семени под кожурой находится зародыш – маленькое новое растение.У одних растений (фасоль, тыква, яблоня и др.) зародыш крупный, и его можно увидеть, если снять кожуру с семени. У других (перец, фиалка трехцветная, ландыш, лук и др.) зародыш очень мал, он лежит в семени, окруженный эндоспермом (от греч. эндон – «внутри», сперма – «семя») – особыми клетками, в которых содержится много запасных питательных веществ. В таких семенах кожура окружает не зародыш, а эндосперм, внутри которого находится зародыш растения.Эндосперм – запасающая ткань семени.Эндосперм представлен крупными клетками, целиком заполненными питательными веществами в виде крахмала, белков и различных масел. Все эти вещества служат зародышу первым источником питания при прорастании семени.Зародыш нового растения в семени имеет две хорошо различимые части: зародышевый побег и зародышевый корень.Зародышевый побег представлен зародышевым стеблем, семядолями (первые листья) и зародышевой почкой. Например, у фасоли, тыквы, яблони и огурца в зародыше всегда имеются две крупные мясистые семядоли, а у пшеницы, кукурузы, тюльпана и ландыша – только одна семядоля.

Практическая часть

Ход работы:1.Рассмотрите сухие и набухшие семена фасоли. Сравните их размеры и внешнюю форму.2. Возьмите семя фасоли рассмотрите его невооруженным глазом и с помощью лупы. Найдите рубчик- место, которым семя прикреплялось к стенке плода и микропиле – отверстие, через которое в семя проникает вода и воздух.3. Пользуясь препаровальной иглой, снимите с набухшего семени блестящую плотную кожуру. 4.Найдите зародыш семени. Изучите его строение. Рассмотрите части зародыша: две семядоли, зародышевые корень, стебель и почку. 5.Определите, в какой части семени фасоли находятся запасные питательные вещества. Задание 1. Зарисуйте внешнее строение семени со стороны рубчика и подпишите его части. Задание 2. Зарисуйте строение семени фасоли (рисунок 1), подпишите его части.Задание 3. Рассмотрите на рисунке схему строения семени однодольного растения (см. рис. учебника). Найдите основные части зародыша: корешок, стебелек, семядолю (зародышевый лист), почечку, щиток. Задание 4. Зарисуйте внешний вид зерновки (рисунок 2).

Рис. 1. Строение семени фасолиЗадание 5. Сравните, чем отличается строение семян двудольных растений от семян однодольных? В чем их сходство? Запишите в тетрадь вывод.Задание 6. Подумайте и запишите: какое значение семена имеют в жизни растений?Рис. 2. Строение семени однодольных растений – зерновка пшеницы

Вывод: В ходе работы ___________________________________________.

kopilkaurokov.ru

Разработка урока биологии (6 класс) "Строение семян"

Газимагомедова М.Б.

БИОЛОГИЯ 6 класс

Строение семян.

Лабораторная работа «Строение семян».

Цель: формирование представлений о строении семени как зачаточного растения, изучить особенности строения семян однодольных и двудольных растений; развивать умение работать с натуральными объектами, сравнивать их; формировать практические умения и навыки по распознаванию и определению семян; развивать умение работать с учебником

Задачи: расширить знания учащихся о строении растительных организмов и сформировать представление о семени как генеративном органе цветкового растения; познакомить школьников с особенностями строения семян однодольных и двудольных растений и раскрыть значение семян в жизни растений; продолжить работу по формированию научного мировоззрения учащихся и созданию условий для развития их познавательного интереса, активизации мыслительной деятельности; продолжить формирование умений работы с натуральными объектами, лабораторным оборудованием.

Тип урока: изучение нового материала. Лабораторная работа.

Методы обучения: частично-поисковый, проблемный, исследовательский.

Оборудование: учебник; яблоко, пакетики с семенами растений, коллекция семян двудольных и однодольных растений, сухие и набухшие семена фасоли, зерновки пшеницы, проростки фасоли; лупы, скальпель, препаровальные иглы, чашки Петри, стакан с водой, марлевая салфетка, йод, кусочек пшеничного теста, белая бумага, пипетки, пробирка, держатель для пробирок, спиртовка, спички, фильтровальная бумага; таблицы: «Строение семян», «Строение семени фасоли», «Строение зерновки пшеницы»; интерактивное учебное пособие, мультимедийная установка, документ-камера, ноутбуки.

ХОД УРОКА

  1. Проверка домашнего задания

1. Изучение царства растений мы начнем с отдела Покрытосеменные или цветковые растения. Эти растения имеют наиболее сложное строение. Органы цветковых растений мы начнем изучать со строения семени. Почему? (именно из семени вырастает новое растение).

2. В тетрадь записать тему «Строение семени» и определение:

Семя – это зачаточное растение (шуточный рисунок).

3. Проблемные вопросы, вызывающие затруднения у учащихся:

- Почему новое растение вырастает именно из семени? Что есть в семени, что позволяет вырасти из него новому растению?

- Вы посадили на одну грядку в одинаковых условиях семена, при этом одни семена прорастут, а другие нет. Почему?

4. Ответы на эти вопросы найдем в материале нового урока.

5. Учащиеся формулируют и записывают в тетради цель урока: «Узнать внешнее и внутреннее строение семени».

1. Если семя – это зачаточное растение, значит, в семени должны содержаться зачатки всех основных органов растения.

2. Беседа по вопросам:

- Какие вы знаете органы покрытосеменных растений?

- На какие группы по функциям делят органы растений? Приведите примеры?

- Назовите функции органов.

- Какие внешние условия необходимы для прорастания семян?

  1. Актуализация знаний

Все покрытосеменные, несмотря на свое многообразие, имеют общий план строения. Их органы подразделяют на вегетативные и репродуктивные. Вегетативные (от латинского слова «вегетативус» - растительный) органы составляют тело растения и осуществляют его основные функции, включая вегетативное размножение. К ним относят корень и побег. Репродуктивные, или генеративные (от латинского слова «генераре» - производить), органы, связанные с половым размножением растений. К ним относят цветок, плод и семя. Сегодня мы как раз поговорим о семени, из которого вырастает растение. Мы заглянем внутрь семени и познакомимся со всеми его частями и органами.

  1. Определение темы.

Проблемный вопрос

Каждый из вас, наверное, слышал фразу из песни « С чего начинается Родина?» Ребята, а с чего начинается жизнь большинства растений? Я думаю, что на данный вопрос вы сможете ответить.

У меня в руке будущая жизнь

Будущий побег и могучий корень.

Дружно прорастут в глубину и ввысь,

Лишь вода дождей землю всю напоит.

А пока гостит осень на дворе,

А пока зима вьюгою всё воет

Спит и дышит жизнь у меня в руке.

Будущий побег и могучий корень.

Учитель: Ребята, а с чего начинается жизнь большинства растений? Дети обсуждают поставленный вопрос и предполагают, что растение начинает свою жизнь с семени. О чём мы с Вами будем говорить на этом уроке? (о семенах)

Ученики: О семенах.

Учитель: Правильно. А почему про семя говорится, что это будущая жизнь?

Ученик: Так как из семян появляется новое растение.

– тема урока

После того, как учащиеся отгадали тему урока, учитель открывает доску, на которой написана тема урока “Строение семян двудольных и однодольных растений” и цели (для учащихся):1. Изучить строение семян двудольных и однодольных растений.2. Можно ли назвать семя зачатком растения (проблема).

-А как мы можем с вами познакомиться со строением семени? (учащиеся - Мы заглянем внутрь семени и познакомимся с его строением, узнаем, чем отличаются по строению семена двудольных и однодольных растений, выполним лабораторную работу).

-Все ли семена одинаковы по внешнему виду? (учащиеся - Семена разных растений различаются по форме, окраске, размерам, весу (коллекция семян)).

-Но все они, несмотря на разнообразие, имеют сходное строение? Каким образом мы это можем узнать? (учащиеся предполагают план работы)

Итак, сегодня мы с вами должны выяснить, какое строение имеет семя? Все ли семена имеют одинаковое строение или они чем – то отличаются?

Для этого вы отправитесь в лабораторию, где проведете исследовательскую работу.

На столах у вас есть всё необходимое для выполнения работы.

  1. Изучение нового материала.

Лабораторная работа

Строение семян

Заполните таблицу

Действия

Наблюдения, рисунки, выводы

  1. Рассмотрите внешнее строение семени фасоли

  1. Снимите семенную кожуру, рассмотрите зародыш и семядоли, выполните рисунок

  1. Рассмотрите внешнее строение зерновки пшеницы

  1. Попытайтесь отделить семенную кожуру

  1. Разрежьте зерновку вдоль, рассмотрите внутреннее строение, выполните рисунок

  1. Сделайте вывод

Самооценка

Оценка учителя

Работу выполнять используя инструктивные карточки.

Инструктивная карточка №1

  1. Рассмотрите сухие и набухшие семена фасоли. Сравните их размеры, форму, окраску. Какие семена больше – сухие или набухшие? Как вы это можете объяснить?

  1. На вогнутой стороне семени найдите рубчик – место прикрепления семени к семяножке. Над рубчиком найдите маленькое отверстие – семявход (микропиле). Оно хорошо заметно у набухшего семени. Через него в семя проникает вода и воздух.

  1. Снимите с набухшего семени кожуру. Рассмотрите её и убедитесь, что она плотная. Ответьте на вопрос: каково значение кожуры в жизни семени.

  1. Под семенной кожурой найдите зародыш. Рассмотрите его внешний вид. Найдите семядоли. Какую функцию они выполняют? С помощью лупы рассмотрите зародышевый корешок, стебелёк и почечку.

  1. Зарисуйте зародыш семени фасоли и подпишите названия его частей.

Физкультминутка

Инструктивная карточка №2

  1. Рассмотрите на рисунке схему строения зерновки пшеницы. Найдите основные части зародыша: корешок, стебелёк, семядолю, почечку.

  1. Рассмотрите зерновку пшеницы. Попробуйте отделить покровы зерновки от семени. Удалось ли вам это сделать? Объясните результат.

  1. Рассмотрите продольный срез зерновки. Найдите части зерновки: покровы, эндосперм и зародыш. Определите, из каких частей состоит зародыш.

  1. Зарисуйте продольный разрез зерновки. На рисунке отметьте покровы зерновки (околоплодник и кожуру семени), эндосперм. Укажите части зародыша (зародышевый корешок, стебелёк, почечку, щиток).

  1. Сформулируйте вывод о строении семян фасоли и пшеницы.

  1. Обобщение и закрепление знаний

Закрепление полученных знаний осуществляется, используя проверочные задания интерактивного учебного пособия. Организовать беседу по вопросам: в чём сходство в строении семени двудольных и однодольных растений? В чём заключаются отличия в строении семени однодольных и двудольных растений? Чем это можно объяснить?

Семена растений приспособлены к тому, чтобы переживать неблагоприятные условия в состоянии покоя и прорастать при наступлении благоприятных условий. Какие же это условия?

Как прорастают семена? Вспомните лабораторную работу, которую мы делали при изучении строении семени.

Семена набухают. Появляется корешок, потом стебелек и надземный побег.

Давайте составим схему прорастания семян.

Семя – корешок – стебелек – надземный побег.

Познавательные: построение логической цепочки рассуждений.

  1. Домашнее задание

Изучите параграф 11 учебника, проверьте свои знания по вопросам в конце параграфа.

Творческое задание.

Вспомните, в каких сказках встречается упоминание о семенах? Какие это семена – однодольные или двудольные?

Отдельные ученики получают задания по закладке опытов, выясняющих условия, необходимые для прорастания семян.

  1. Рефлексия

Учащимся предлагается оценить урок, подчеркнув одно из слов в каждой паре:

Трудный – лёгкий

Скучный – интересный

Непонятный – понятный

Обычный – необычный

Ненужный – полезный

Нелюбимый – любимый.

- На уроке мне больше всего запомнилось... 

- Меня удивило то, что...

- После урока я расскажу своим друзьям о...

- Ещё мне хотелось бы узнать...

 - Знания, полученные на уроке, я могу использовать в...

- Лучше всех на уроке работал...

multiurok.ru

Открытый урок " Строение семени" 6 класс

ГУ « Озерная средняя школа»

Конспект урока по биологии в 6 классе«Строение семян двудольных и однодольных растений»

подготовила

учитель биологии

Ильина Наталья Владимировна

Тема: Строение семян двудольных и однодольных растений.

Цель: познакомить учащихся с особенностями строения семян однодольных и двудольных растений.

Тип урока: комбинированный.

Задачи:

  1. Образовательные:

    • раскрыть особенности строения семян однодольных и двудольных растений;

    • развивать умение работать с натуральными объектами, сравнивать их;

    • формировать практическое умение и навыки по распознаванию и определению семян;

    • развивать умение работать с учебником.

  2. Развивающие:

    • развивать логическое мышление через умение анализировать, обобщать материалы, делать выводы, сравнивать;

    • развивать наблюдательность, речь учащихся.

  3. Воспитательная:

    • продолжить формирование научного мировоззрения.

    • осуществлять экологическое, природоохранное воспитание на примере материала урока.

Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация знаний учащихся.

(работа по вопросам)

На прошлом уроке мы говорили с вами о цветковых растениях. Давайте вспомним:

  • Какие же растения называют покрытосеменными и за что они получили такое название? (у которых образуется цветок, покрытосеменные, так как семя защищено, то есть развивается внутри плода) (слайд №2)

  • Какие жизненные формы растений вы знаете? (деревья, кустарники, травы)(слайд №3)

  • Каково значение покрытосеменных в природе и жизни человека? (слайд №4)

  1. Изучение новой темы.

Все покрытосеменные, несмотря на свое многообразие, имеют общий план строения. Их органы подразделяют на вегетативные и репродуктивные. Вегетативные (от латинского слова «вегетативус» - растительный) органы составляют тело растения и осуществляют его основные функции, включая вегетативное размножение. К ним относят корень и побег. Репродуктивные, или генеративные (от латинского слова «генераре» - производить), органы, связанные с половым размножением растений. К ним относят цветок, плод и семя. (слайд №5)

О чём мы с Вами будем говорить на этом уроке? (о семенах)

У меня в руке будущая жизнь

Будущий побег и могучий корень.

Дружно прорастут в глубину и ввысь,

Лишь вода дождей землю всю напоит.

А пока гостит осень на дворе,

А пока зима вьюгою всё воет

Спит и дышит жизнь у меня в руке.

Будущий побег и могучий корень. (слайд №6)

Учитель: Где находится будущий побег и могучий корень?

Ученики: В семенах.

Учитель: Правильно в семенах. А почему про семя говорится, что это будущая жизнь?

Ученик: Так как из семян появляется новое растение.

- Как же появляются молодые растения? Весной, когда земля освобождается от снега, многие люди торопятся поскорее посеять разные овощные культуры и цветы на грядках и клумбах. Что они сеют? Конечно же, семена.

В землю на небольшую глубину закапывают сухое, небольшое (а иногда и совсем крошечное) семя. Обычно через 2-3 недели на том месте, где под слоем земли находилось семя, появляется маленькое зеленое растеньице – проросток. Чудо? Нет. Оказывается, в каждом семени спрятано будущее растение.

(слайд №7) – тема урока

(слайд №8) – цели урока

Сегодня мы как раз поговорим о семени, из которого вырастает растение. Тема нашего урока «Строение семян двудольных и однодольных растений». Мы заглянем внутрь семени и познакомимся с его строением, узнаем, чем отличаются по строению семена двудольных и однодольных растений, выполним лабораторную работу.

Ребята, а что вы знаете о семенах? (опережающее задание ученикам)

1. Самые крупные семена двулопастной формы у пальмы.

Родом с Сейшельских островов. Их длина 30-45 см, вес до 15 кг в 30 млн. раз тяжелее ,чем у березы. Созревает семя в течение 7-10 лет, а прорастает 1-1,5 года. Молодое растение получает питательные вещества от него в течение 3-5 лет. Обычно семена не имеют периода покоя, при хранении быстро теряют всхожесть. (слайд №9)

2. Самые мелкие, меньше мм., семена у орхидей, 50 000 таких семян весят 0,1 г. Очень мелкие семена у белозера (отдельное семя весит 0,00003 г), у осины – 50 000 семян весят – 4 г. Такие семена как пылинки подхватываются и разносятся ветром. Но мелкие семена имеют и маленький зародыш – у орхидей он состоит из 30 клеток, мало запасных питательных веществ, поэтому для прорастания требует идеальных условий и быстро теряют всхожесть.

Так семена грушанки и орхидей прорастают только с помощью микоризных грибов, а семена осины и тополя уже через несколько часов теряют всхожесть. (слайд №10)

3. У подавляющего большинства цветковых растений созревшие семена не способны сразу прорастать. Они находятся в состоянии так называемого покоя. Обычный случай вынужденного покоя – это сухие семена.

У некоторых растений сухие семена сохраняют всхожесть в течение нескольких лет, а иногда в течение десятков и даже сотен лет.

Если подсушенные семена хранить в герметических условиях, при температуре близкой к абсолютному нулю они сохраняют жизнедеятельность практически бесконечно.

4.Наибольшая долговечность свойственна “твердым семенам”. Так удалось прорастить семена лотоса, пролежавшие в торфянике Манжурии более 1000 лет. Еще большую долговечность обнаружили семена люпина, извлеченные из льдов (занесенных с почвой) Аляски – их возраст 10 000 лет. (слайд №11)

5.Есть семена лекарственные. (слайд №12)

а) Семена пшеницы богаты витаминами – В1, В2, РР, а проростки пшеницы содержат необходимый для организма витамин Е.

Заряд бодрости и энергии несут в себе проросшие семена пшеницы, регулируют обмен углеводов, белковый обмен, а также образование жирных кислот.

б) Льняное семя толченое применяется при заболеваниях кишечника.

в) Семя укропа огородного применяется при желчекаменной болезни.

г) Настой семян укропа применяют не только при болезнях печени, но и для возбуждения аппетита, как мочегонное средство при судорогах, одышке и как успокаивающее средство.

д) Семена петрушки обладают мочегонным действием, выгоняют соли из организма. усиливают тонус мускулатуры кишечника и мочевого пузыря.

6. А еще семена могут быть эталоном веса, например, ювелирных изделий, бриллиантов – караты. Слово "карат" происходит от названия семени растения цератонии. С помощью этих семян люди в древности проверяли весы. Семечки цератонии малы и неотличимы друг от друга по весу. Один карат эквивалентен 0,2г. (слайд №13)

Молодцы! Интересная информация. Сегодня мы с вами должны выяснить, какое строение имеет семя? Все ли семена имеют одинаковое строение или они чем – то отличаются?

Для этого вы отправитесь в лаборатории, где проведете исследовательскую работу.

Делимся на группы, у каждой группы на столах есть всё необходимое для выполнения работы: задания, опорные схемы и рисунки, необходимый набор семян. После выполнения заданий и их оформления по одному представителю от каждой группы выступят с докладами.

Выполнение лабораторной работы «Изучение строения семян двудольных и однодольных растений». (слайд №14)

Физминутка (слайд №15)

Выступление представителей от каждой группы:

1 Группа – строение семени фасоли. (слайд №16)

2 Группа – строение зерновки пшеницы. (слайд №17)

3 Группа - Каковы особенности строения семян других однодольных и двудольных растений. (слайд №18,19)

Обсуждение:

А теперь, ребята, давайте сравним изученные семена. (слайд №20) Итак, что же у них общего? (Общее в строении семян то, что семена имеют семенную кожуру, запас питательных веществ и зародыш).

А чем они различаются? (Различаются: в семени фасоли, гороха две семядоли, в которых находятся запасные питательные вещества, а в семени пшеницы, кукурузы одна семядоля, а питательные вещества находятся в эндосперме, кожура срастается с околоплодником, поэтому ее невозможно отделить).

Те растения, которые имеют в зародыше одну семядолю, называются однодольными. Например – пшеница, лук, лилия. Те растения, которые имеют в зародыше две семядоли, называются двудольными. Например – яблоко, огурец, слива, томат. (слайд №21)

Итак, мы с вами выяснили, что: (слайд №22)

  1. Семя состоит из: семенной кожуры, зародыша и содержит запас питательного вещества.

  2. Зародыш – зачаток будущего растения. Он состоит из: зародышевых корешка, стебелька, почечки и семядоли.

  3. Семядоли – это первые листья зародыша растения.

  4. Растения, имеющие в зародыше семени одну семядолю, называют однодольными – это пшеница, кукуруза, овес, лук и др.

  5. Растения, имеющие в зародыше две семядоли, называют двудольными – это фасоль, капуста, яблоня, горох, томат.

  1. Закрепление материала.

  1. Работа со схемой строения семени фасоли и зерновки пшеницы (расставить подписи к частям семени на магнитах).

  2. Выполнение теста «Верю – не верю» с последующей взаимопроверкой. (слайд №23,24)

  3. Заполнение анкеты «Оцените урок». (слайд №25)

  1. Задание на дом: изучить §18, выполнить задания и ответить на вопросы после параграфа, оформить лабораторную работу в тетрадях. (слайд №26)

Список литературы:

  1. Биология: Ботаника: 6 класс: Книга для учителя.-М.:»Первое сентября», 2002 (Я иду на урок).

  2. Биология. 6-9 классы. Конспекты уроков: семинары. Конференции, формирование ключевых компетенций / авт.-сост. И.Н. Фасевич и др. – Волгоград: Учитель, 2009.

  3. Биология. Живой организм: опорные конспекты, М.: Классикс Стиль, 2003.

  4. Биология в таблицах и схемах. Издание 2-е СПб, ООО «Виктория плюс», 2004.

  5. Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 класс: Тематическое и поурочное планирование К учебнику В.В. Пасечника «Биология. Бактерии, грибы, растения»: Пособие для учителя / Н.В. Дубинина, В.В. Пасечник, - М.: Дрофа, 2002.

  6. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 6 класс: Поурочные планы по учебнику В.В. Пасечника / авт.-сост. Н.И. Галушкова. – Волгоград.: Учитель, 2005.

  7. Пасечник В.В. Биология. 6 класс. Бактерии, грибы, растения: Учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа, 2009.

  8. Пасечник В.В. Биология: бактерии, грибы, растения. 6 класс.: рабочая тетрадь/ В.В. Пасечник, Т.А. Снисаренко – М.: Дрофа, 2005.

infourok.ru

Конспект по биология на тему "Строение семян" (6 класс)

Тема: Строение семян двудольных и однодольных растений.

Цель: познакомить учащихся с особенностями строения семян однодольных и двудольных растений.

Тип урока: комбинированный.

Задачи:

  1. Образовательные:

    • раскрыть особенности строения семян однодольных и двудольных растений;

    • развивать умение работать с натуральными объектами, сравнивать их;

    • формировать практическое умение и навыки по распознаванию и определению семян;

    • развивать умение работать с учебником.

  2. Развивающие:

    • развивать логическое мышление через умение анализировать, обобщать материалы, делать выводы, сравнивать;

    • развивать наблюдательность, речь учащихся., работа в группах.

    • развитие критического и креативного мышления путем применения структур Сингапурской методики

  3. Воспитательная:

    • продолжить формирование научного мировоззрения.

    • осуществлять экологическое, природоохранное воспитание на примере материала урока.

Оборудование: презентация, раздаточный материал на столах учащихся, лабораторное оборудование.

Вид урока по дидактической цели: изучение нового материала.

Вид урока по способу проведения: групповая, частично поисковая работа.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Обучающиеся сидят в группах по четыре человека

Учитель:

1)Приветствие учащихся

Садимся на свои места в группе по 4 ученика.

- положите, пожалуйста МЭНЭДЖ МЭТ, чтобы цифры 2 и 3 смотрели на меня. Настройтесь на работу.

  1. Актуализация знаний учащихся.

(работа по вопросам)

На прошлом уроке мы говорили с вами о цветковых растениях. Давайте вспомним:

  • Какие же растения называют покрытосеменными и за что они получили такое название? (у которых образуется цветок, покрытосеменные, так как семя защищено, то есть развивается внутри плода)

Какие жизненные формы растений вы знаете? (деревья, кустарники, травы) Каково значение покрытосеменных в природе и жизни человека

3.Изучение новой темы.

Все покрытосеменные, несмотря на свое многообразие, имеют общий план строения. Их органы подразделяют на вегетативные и репродуктивные. Вегетативные (от латинского слова «вегетативус» - растительный) органы составляют тело растения и осуществляют его основные функции, включая вегетативное размножение. К ним относят корень и побег. Репродуктивные, или генеративные (от латинского слова «генераре» - производить), органы, связанные с половым размножением растений. К ним относят цветок, плод и семя.

О чём мы с Вами будем говорить на этом уроке? (о семенах)

У меня в руке будущая жизнь

Будущий побег и могучий корень.

Дружно прорастут в глубину и ввысь,

Лишь вода дождей землю всю напоит.

А пока гостит осень на дворе,

А пока зима вьюгою всё воет

Спит и дышит жизнь у меня в руке.

Будущий побег и могучий корень.

Учитель: Где находится будущий побег и могучий корень?

Ученики: В семенах.

Учитель: Правильно в семенах. А почему про семя говорится, что это будущая жизнь?

Ученик: Так как из семян появляется новое растение.

- Как же появляются молодые растения? Давайте выясним это...

Учитель Предлагает использовать структуру Эй Ар Гайд ДО и ПОСЛЕ просмотра видеоролика, а затем используется структура Финк- Райт- Раунд Робин

Учащиеся Работают с утверждениями ДО(перед объяснением новой темы) и ПОСЛЕ (после изучения темы). Затем обсуждают свои ответы по кругу. По часовой стрелке с партнера 1.

Весной, когда земля освобождается от снега, многие люди торопятся поскорее посеять разные овощные культуры и цветы на грядках и клумбах. Что они сеют? Конечно же, семена.

В землю на небольшую глубину закапывают сухое, небольшое (а иногда и совсем крошечное) семя. Обычно через 2-3 недели на том месте, где под слоем земли находилось семя, появляется маленькое зеленое растеньице – проросток. Чудо? Нет. Оказывается, в каждом семени спрятано будущее растение.

Итак , открываем тетради страницу 32, записываем дату. В тетрадях тему урока.

Строение семян однодольных и двудольных растений.

Сегодня мы как раз поговорим о семени, из которого вырастает растение. Мы заглянем внутрь семени и познакомимся с его строением, узнаем, чем отличаются по строению семена двудольных и однодольных растений, выполним лабораторную работу.

Ребята, а что вы знаете о семенах? (опережающее задание ученикам)

1.ученик Самые крупные семена двулопастной формы у пальмы.

Родом с Сейшельских островов. Их длина 30-45 см, вес до 15 кг в 30 млн. раз тяжелее чем у березы. Созревает семя в течение 7-10 лет, а прорастает 1-1,5 года. Молодое растение получает питательные вещества от него в течение 3-5 лет.

2.ученик Самые мелкие, меньше мм., семена у орхидей, 50 000 таких семян весят 0,1 г. Очень мелкие семена у белозера ,у осины – 50 000 семян весят – 4 г. Такие семена как пылинки подхватываются и разносятся ветром. Но мелкие семена имеют и маленький зародыш –мало запасных питательных веществ, поэтому для прорастания требует идеальных условий и быстро теряют всхожесть.

3. ученик Есть семена лекарственные.

- Семена пшеницы богаты витаминами –В заряд бодрости и энергии несут в себе проросшие семена пшеницы, регулируют обмен веществ.

- Семена льна при заболеваниях кишечника.

- Настой семян укропа применяют при болезнях печени и как мочегонное средство .

4 ученик У подавляющего большинства цветковых растений созревшие семена не способны сразу прорастать. Они находятся в состоянии так называемого покоя. Обычный случай вынужденного покоя – это сухие семена.

У некоторых растений сухие семена сохраняют всхожесть в течение нескольких лет, а иногда в течение десятков и даже сотен лет.

Если подсушенные семена хранить в герметических условиях, при температуре близкой к абсолютному нулю они сохраняют жизнедеятельность практически бесконечно.

Молодцы! Интересная информация. Сегодня мы с вами должны выяснить, какое строение имеет семя? Все ли семена имеют одинаковое строение или они чем – то отличаются?

Для этого мы проведем исследовательскую работу.

РЕЛЛИ РОБИН (Rally Robin) – два партнера А и Б , поочередно обмениваются короткими ответами в виде списка.

У каждой группы на столах есть всё необходимое для выполнения работы тетради, рисунки учебника стр.86,87, необходимый набор семян. После выполнения заданий и их оформления по одному представителю от каждой группы выступят с докладами.

Выполнение лабораторной работы «Изучение строения семян двудольных и однодольных растений».

Физминутка

Дети по лесу гуляли,

За природой наблюдали!

Вверх на солнце посмотрели,

И их лучики погрели.

Бабочки летали,

Крылышками махали.

Дружно хлопнем: раз, два, три, четыре, пять,

Нам пора букет собрать.

Раз присели, два присели,

В руках ландыши запели.

Выступление представителей от каждой группы:

Партнеры А,Б – строение семени фасоли., и пшеницы .Задание 58,59 стр. 32 , учебник стр. 86,87

Обсуждение:

А теперь, ребята, давайте сравним изученные семена. (Итак, что же у них общего? (Общее в строении семян то, что семена имеют семенную кожуру, запас питательных веществ и зародыш).

А чем они различаются? (Различаются: в семени фасоли, гороха две семядоли, в которых находятся запасные питательные вещества, а в семени пшеницы, кукурузы одна семядоля, а питательные вещества находятся в эндосперме, кожура срастается с околоплодником, поэтому ее невозможно отделить).

Те растения, которые имеют в зародыше одну семядолю, называются однодольными. Например – пшеница, лук, лилия. Те растения, которые имеют в зародыше две семядоли, называются двудольными. Например – яблоко, огурец, слива, томат.

Итак, мы с вами выяснили, что:

  1. Семя состоит из: семенной кожуры, зародыша и содержит запас питательного вещества.

  2. Зародыш – зачаток будущего растения. Он состоит из: зародышевых корешка, стебелька, почечки и семядоли.

  3. Семядоли – это первые листья зародыша растения.

  4. Растения, имеющие в зародыше семени одну семядолю, называют однодольными – это пшеница, кукуруза, овес, лук и др.

  5. Растения, имеющие в зародыше две семядоли, называют двудольными – это фасоль, капуста, яблоня, горох, томат.

4.Закрепление материала.

Работа со схемой строения семени фасоли и зерновки пшеницы (расставить подписи к частям семени на магнитах).

5.Задание на дом: изучить §18ответить, на вопросы в конце параграфа.

infourok.ru

Инструктивные карточки для лабораторных работ по теме "Семя" (6 класс)

Тема: «Строение семян».

Отдел Покрытосеменные (Цветковые)

класс Однодольных класс Двудольных

количество видов

корневая система

жилкование листьев

количество семядолей в семени

  1. Определение термина «семя» (Семя – это многоклеточный зародыш с запасом питательных веществ, покрытый семенной кожурой)

  2. Прочитайте §1, выявить:

- черты сходства и различия зародыша семени однодольных и двудольных растений,

- определите место хранения питательных веществ в семени одно- и двудольных растений.

3. Выполнить лабораторную работу:

Лабораторная работа №2 «Строения семян однодольных растений».Цель: ___________________________________________

Оборудование: лупа ручная, микроскоп, препаровальная игла, набухшие семена пшеницы, цветные карандаши.

Ход работы:

1.Семя пшеницы = плод зерновка - __________ формы;

2. Околоплодник __________ с семенной кожурой;

3. Рассмотреть под микроскопом поперечный срез семени пшеницы, зарисовать схему строения;

4. Питательные вещества однодольных растений запасаются в _____________________________.

5. Схема-вывод

СЕМЯ

___________

- Корешок

- Стебелек

- Почечка с листочками

-

Лабораторная работа №1 «Строения семян двудольных растений фасоли».Цель: ___________________________________________

Оборудование: лупа ручная, микроскоп, препаровальная игла, набухшие семена фасоли, цветные карандаши.

Ход работы:

1.Семя фасоли имеет ________ форму, при набухании увеличивается в размерах;

2. Рубчик – __________________________________________

3. Микропиле - _____________________________________

4.Зарисовать строение семени;

5.Питательные вещества двудольных растений запасаются в _____________________________.

6. Схема-вывод:

СЕМЯ

__________

- Корешок

- Стебелек

- Почечка с листочками

-

  1. Использовать материал учебника §20 ответить на вопросы, выявить:

- условия прорастания семян (перечислить),

- посев семян:

а) зависимость прорастания семян от температуры (схему-рисунок в тетрадь)

t˚+2˚C – рожь,

t˚+5˚C –

б) глубина заделки семян в зависимости от размера:

крупные - ________ - 5-7 см;

средние - ________ - см;

мелкие - _______

  1. Записать последовательность(стадии) прорастания (продолжить цепочку):

Набухание семени

  1. Что такое стратификация

infourok.ru

Урок для 6 класса по теме: "Строение семян"

Тема урока: Строение семян.

Цели урока:

Образовательные: познакомить учащихся с особенностями строения семян однодольных и двудольных растений, выявить черты сходства и различия.

Развивающие: развивать представления о строении растительного организма; развивать общеучебные умения и навыки: сравнивать, анализировать, делать вывод.

Воспитательные: воспитывать культуру речи, интерес к предмету, умение взаимодействовать в группах и парах.

Предполагаемые результаты:

  1. Учащиеся с высоким уровнем интеллектуального развития смогут по таблице рассказывать об особенностях строения семян однодольных и двудольных растений, делать выводы, самостоятельно ставить цели и определять тему урока, рассказывать и объяснять ключевые вопросы темы; уметь анализировать, сравнивать.

  2. Учащиеся со средним уровнем интеллектуального развития смогут рассказывать об особенностях строения семян однодольных и двудольных растений.

  3. Учащиеся с низким уровнем интеллектуального развития с помощью таблицы смогут различать семена двудольных и однодольных растений.

Тип урока: объяснения нового материала

Оборудование: таблица: «Строение семян», слайды 1-13.

Ход урока

1. Организационный момент

2.Изучение нового материала

2.1. Фронтальная беседа

Ребята, последние несколько занятий мы с вами изучали большую тему «Растения», в результате вы познакомились с многообразием покрытосеменных и голосеменных растений. Выяснили, какие из них растут на территории нашего края, села. Вы также узнали о том, что на нашей планете растут совсем маленькие растения – ряска (2мм), так и гигантские - секвойя (более 100м). И все они появляются из семян, из маленьких зачатков жизни. А как вы думаете, все ли семена растений похожи?

- нет.

Правильно. Чем семена различаются, в чем особенности их роста, прорастания, предстоит узнать на сегодняшнем уроке.

Итак, как бы вы определили тему нашего урока?

- строение семян;

- рост семян;

- внутреннее строение семян.

Правильно вы говорите. Тема урока: «Строение семян»

(слайд № 1).

А теперь определите учебные задачи урока исходя из темы. С чем мы должны познакомиться в ходе изучения темы?

- я думаю с многообразием семян;

- особенностями строения семян различных растений;

- особенностями прорастания и роста.

Все правильно. Эти учебные задачи нам необходимо решить на уроке.

Строение семян однодольных растений.

Строение семян двудольных растений.

Особенности прорастания различных семян.

(слайд № 2).

Ребята, откройте учебник на странице 86 и выполните такое задание: внимательно рассмотрите рисунок 57. На нем изображены семена двух растений: фасоли и миндаля. Определите, из каких частей состоит семя и какие черты сходства и различия можно у этих семян выделить (слайд № 3).

- семена обоих растений состоят из семенной кожуры;

- у обоих растений имеется семядоли, только количество их разное;

- у семян есть почечка;

- у семени фасоли кроме почечки еще имеется стебелек, корешок;

- у семени миндаля в состав входит эндосперм.

Хорошо. А кто может назвать самый главный признак, который отличает два семени?

- наличие эндосперма;

- разное количество семядолей.

Конечно, это существенное отличие. Поэтому все семена, у которых имеется две семядоли, получили название двудольных растений. Растения, у которых семядоля одна называются однодольными растениями.

Приведите примеры таких растений. Давайте начнем с двудольных растений:

- Фасоль, томаты, горох;

- подсолнечник.

Молодцы. А теперь однодольные растения, имеющие одну семядолю:

- пшеница, лук, рожь;

- ячмень;

Ребята, а кто же сможет из вас дать определение семени, что это такое;

- семя – это будущее растение;

- семя – зачаточный побег, из которого вырастит растение.

Правильно, семя – это зачаточный побег с запасом питательных веществ (слайд № 4).

А как вы считаете, в чем преимущество семени перед спорами?

- спорам для прорастания необходима вода;

- споры могут попасть в неблагоприятные условия и погибнуть.

Так в чем же преимущество семени?

- оно имеет запас питательных веществ для роста;

- ее зародыш защищен плотной семенной кожурой, а значит, не зависит от условий окружающей среды.

(слайд № 5)

Ребята, вы правильно сделали вывод. А теперь предлагаю на практике убедиться, что семя имеет ряд существенных преимуществ в своем строении, для этого выполним лабораторную работу на странице 87.

4.Выполнение лабораторной работы № 11 (слайд № 6).

(слайд № 7)

Ребята, вы убедились, что семена двудольных растений имеют две семядоли и зародыш?

-да.

Тогда давайте убедимся, что и однодольные растения имеют особое строение. Выполним следующую лабораторную работу на странице 87.

5.Выполнение лабораторной работы № 12 (слайд № 8).

(слайд № 9)

А сейчас, ребята, подведем итог урока.

6. Обобщение

По итогам выполнения лабораторных работ заполните следующую таблицу:

Признаки семени однодольного растения

(слайд № 10)

Правильность выполнения задания проверьте друг у друга в парах. Если есть ошибки исправьте, если есть дополнения, впишите их красной пастой.

Если у вас вопросы по сегодняшнему уроку? Я могу подойти еще раз и пояснить трудные для вас моменты.

7. Закрепление (слайд № 11)

8. Рефлексия (слайд № 12)

9. Домашнее задание (слайд № 13)

Признаки семени двудольного растения

Фронтальная беседа в начале урока активизирует внимание учащихся, делает их участниками учебного занятия. Это позволяет учителю увидеть степень усвоения знаний учащимися по прошедшей теме урока.

Учитель настраивает класс на положительный результат урока, на значимость учебного материала и практическое его применение

Фрагмент фильма позволяет воздействовать на эмоциональную сферу ребенка, а значит сделать урок ярким, запоминающимся.

Выполнение практической работы является этапом предварительного закрепления.

Использование схем и таблиц в тетради позволяет объемный материал сделать сжатым и доступным для эффективного усвоения.

Взаимопроверка позволяет включить в работу учащихся с разным уровнем интеллектуальных возможностей, сильным учащимся помочь слабым.

Этап рефлексии направлен на выяснение степени участия и эмоциональной удовлетворенности, учащихся в процессе занятия, на выделение самых интересных и запоминающихся моментов урока

Домашнее задание дифференцированное. Ученик сам выбирает уровень сложности, а значит оценку в случае успешного его выполнения

doc4web.ru


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта