Краски из растений исследовательская работа. Исследовательская работа на тему: «Из чего в древности делали краски»

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Научно-исследовательская работа. Тема работы Краски в нашей жизни. Краски из растений исследовательская работа


«Краски растительного происхождения» (исследовательская работа)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Новоалександровская средняя общеобразовательная школа Ровеньского района Белгородской области»

«Краски растительного происхождения»

(исследовательская работа)

Выполнила:

Кутовая Елизавета,

ученица 3 класса

Руководитель:

Приходько Татьяна Николаевна,

учитель начальных классов

Содержание

1. Введение ……………………………………………………….… 3

2. Основная часть …………………………………………………… 4

2.1. История возникновения красок……………………………….…4

2.2. Состав красок ………………………………………………….…4

2.3. Процесс приготовления красок (практическая часть)….……...5

2.4. Результаты экспериментов …………………………………… 7

3. Заключение………………………………………………………. 9

4. Список использованной литературы…………………………… 10

Введение

Мне и моим одноклассникам очень нравится рисовать. Рисование – это не только увлекательное, но и очень полезное занятие. Ведь краски в нашей жизни занимают огромное место. Без красок наш мир был бы серым, поэтому человек всегда стремился найти способ разукрасить действительность. Однако мы мало знаем о способах приготовления красок. В своей работе я получила некоторые краски растительного происхождения и нашла применение им в повседневной жизни.

Цель исследования: выявление красящих способностей растений, возможностей получения растительных красок в домашних условиях и рисования этими красками.

Задачи исследования:

- по литературным источникам выяснить историю возникновения

красок;

- изучить из каких веществ состоят краски;

- выяснить методику извлечения красящего вещества из

природных материалов;

- попробовать получить растительные краски в домашних

условиях;

- использовать естественные красители для рисования и

окрашивания хлопчатобумажных тканей.

Прикладная ценность исследования:

- составлена таблица растений, которые имеют красящие

способности;

- полученными красками можно окрашивать ткани и рисовать

рисунки.

Методы исследования:

- теоретическое исследование;

- наблюдение;

- опыты

Основная часть

История возникновения красок

История красок началась вместе с появлением человека. До нашего времени сохранились рисунки первобытных людей, выполненные углём и сангиной (глиной). Пещерные люди рисовали на камнях то, что их окружало: бегущих животных и охотников с копьями. С древнейших времён и вплоть до 19 века краской могло стать всё, что дарит мир природы - земли и минералы, травы и плоды растений, насекомые и животные.

В России историю красок изучают по иконам. Наиболее ранними красками в иконописном и рукописном деле в XI - XIII веках были различные охры и сажи — «чернило копчёное», голубая лазурь и киноварь, зелёные яри, получаемые из меди, белила, которые готовили из свинца, «творёное» золото.

На протяжении всей истории красок менялись связующие вещества, но красящие вещества (пигменты) использовались практически одни и те же.

Средневековые художники готовили краски сами, смешивая порошки пигментов и жиры. Такие краски нельзя было хранить дольше одного дня, так как при контакте с воздухом они окислялись и затвердевали.

Состав красок

Краски состоят из пигмента и связующего вещества. Пигмент – это сухой краситель. Из красной и жёлтой глины, тонко её, растерев, можно получить красный и жёлтый краситель или пигмент. Пигмент чёрный даёт уголь, белый – мел, лазорево голубой или зелёный даёт малахит и лазурит. Зелёный пигмент - окиси металлов.

Краски из природных пигментов были не только разнообразных оттенков, но и удивительной прочности. До нашего времени сохранилась псковская икона "Дмитрий Солунский". Этой иконе более 600 лет, она и сейчас в хорошем состоянии. Псковский мастер сам изготавливал эти краски. До сих пор известны: псковская зелень, красная киноварь и жёлтая псковская. В настоящее время почти все краски делают в лабораториях и на заводах из химических элементов.

Сухой краситель не может держаться на холсте, поэтому нужно связующее вещество, которое склеивает, связывает частички сухого красителя в единую цветную краску-массу. Разные связующие вещества дают разные краски с разными названиями. В

качестве связующего вещества можно использовать: яйцо, масло, воду, воск, клей, мёд. Краску нужно хорошо промешать, чтобы не было комочков. Получившуюся краску можно использовать для рисования. 

Практическая часть

Выяснив состав красок, узнав о процессе приготовления красок, я поняла, что смогу сделать некоторые краски сама. Для проведения опытов мне необходимо было получить сок растений и приготовить отвары из них. Я взяла: морковь, свеклу, чернику, грецкие орехи, листья петрушки, шелуху лука.

Опыт 1. Получение красного красителя. Я получила его из сока свеклы. Можно также использовать ольховую кору, которую необходимо положить в воду на несколько дней, а потом приготовить отвар. Красный краситель можно извлечь и из стебля зверобоя (отвар подкислили столовым уксусом).

Опыт 2. Получение синего красителя. Этот цвет я получила из сока черники. Синий краситель можно добыть также из цветов фиалки, живокости.

Опыт 3. Получение жёлтого, оранжевого и коричневого красителя. При отваре сухой кожуры репчатого лука получила коричневый краситель разных оттенков, от почти жёлтого до темно–коричневого (результат зависит от количества шелухи и цвета). Другим источником такого красителя – скорлупа грецкого ореха. Из сока моркови получила оранжевый цвет.

Опыт 4. Получение зелёного красителя. Зелёный пигмент получила из отвара листьев крапивы и петрушки.

Результаты экспериментов

В полученные жидкости я поместила кусочки ткани и оставила на один час. Через некоторое время я извлекла их и промыла. Получились очень красивые лоскутки для уроков технологии. Причём одно и то же растение может давать несколько цветов. В некоторых случаях из разных частей одного растения можно получить разные цвета.

Потом я попробовала сделать рисунок полученными красками. У меня получилась удивительная картина.

Так, работая только с растительным материалом, я смогла

получить природные красители в домашних условиях. На основе проведённых опытов можно составить таблицу коллера природных красок.

Красители

Цвет

шелуха красного лука

бордово-коричневый

сок апельсиновой и мандариновой цедры, жёлтая луковая шелуха

оранжевый

высушенная молотая лимонная цедра, морковная масса, лимоны, апельсины, скорлупа грецкого ореха, отвар зверобоя

жёлтая

сок и листья шпината, трава, листья крапивы и петрушки

зелёная

листья краснокочанной капусты, сок черники, цветы фиалок

синий и фиолетовый

сок малины, клубники, клюквы, ежевики, смородины, вишни, свеклы

розовый и красный

Все ребята младших классов посещают внеурочную деятельность «Мир глазами художника». Я провела среди них опрос. Им был задан вопрос: чем можно рисовать? Были получены следующие результаты:

Для них я провела мастер класс «Как приготовить краски в домашних условиях». Всем очень понравилось работать с такими красками.

Заключение

Изучив различные литературные источники, а так же интернет ресурсы, я узнала, что в овощах, фруктах, ягодах и травах действительно содержится краска, поскольку они содержат в себе красящий пигмент, который и отвечает за цвет овощей и фруктов.

В процессе исследования я ознакомилась с историей возникновения красок, узнала, как изготавливались первые краски, узнала, что краски бывают растительного происхождения.

В ходе эксперимента мне удалось получить краски разных цветов и оттенков.

Таким образом, я сделала вывод, что растительные краски пригодны для использования, они экологически чистые, имеют естественные цвета, но трудоёмкие в изготовлении, цвета неяркие, неудобны при хранении.

Мои предположения о том, что органические краски растительного происхождения можно изготовить дома, подтверждены.

Я довольна своими наблюдениями и проведёнными опытами. Потому что поняла, в природе много тайн. Которые она открывает только любознательным!

Список использованной литературы

1. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. « Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии»,Санкт-Петербург: «Златауст», 1998

2. Детская энциклопедия, Что? Зачем? Почему?- Минск: «БЭСТ»,2008.

3. Макдональд Фиона, Паркер Стив и др. «Энциклопедия для любознательных «Что, зачем и почему», изд-во «Махаон», 2014

infourok.ru

КРАСКИ В НАШЕЙ ЖИЗНИ. Проектная (исследовательская) работа

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1 имени М.В. Ломоносова» КРАСКИ В НАШЕЙ ЖИЗНИ. Проектная (исследовательская) работа

Автор: Волкова Варвара ученица 1 «б» класса Руководитель: Павлычева Яна Николаевна учитель начальных классов г. Елизово 2017 год Оглавление Введение 3-4 1. Основная часть 4 1.1. Из истории применения красителей 4-7 1.2. Выбор природного материала для получения красителей 7-12 2. Заключение 13 3. Источники 14 4. Приложения 15-23 Введение Задумывались ли вы о роли красок в нашей жизни? Ведь чаще всего, мы их даже не замечаем – наши игрушки, книги, стены нашего дома и все, что нас окружает, имеет свой цвет. Без красок наш мир был бы серым, поэтому человек всегда стремился найти способ разукрасить действительность. Я люблю, рисовать, и чаще всего рисую гуашевыми и акварельными красками. Это очень увлекательно! Однажды, перед днем самого великого праздника – Пасхи или Воскресения Христова, раскрашивая пасхальное яичко на занятии, я заинтересовалась: почему сваренное в отваре шелухи репчатого лука, яичко окрасилось в красивый коричневый цвет? И решила выяснить, есть ли краски в овощах, фруктах, ягодах, культурных растениях? Можно ли полученными красками рисовать? Перед началом работы и в ходе была изучена литература более трех источников, кроме этого посетила пять сайтов социальной сети Интернет, которые помогли мне познакомиться с данной темой: «Луговые травянистые растения» (1),«Из чего в древности делали краски» (2), «Краски из растений» (3). Затем провела анкетирование в своем классе с целью выявления знаний и интереса учащихся о разнообразии красящих веществ. В анкетировании приняли 25 человек. Ребятам был задан вопрос: Чем из перечисленного можно рисовать? (Приложение 1). По результатам анкетирования, сделала вывод: что мои одноклассники любят рисовать и хорошо разбираются в красках, но многие не знают или просто сомневаются, в том, что краски, полученные из фруктов, ягод и овощей, можно применять для рисования. И я решила проверить, выполнив исследовательскую работу. Цель работы: изучить свойства природных красителей и их применение. 3 В соответствии целью были определены следующие задачи: Изучить и обобщить материал о природных красителях и их

educontest.net

Научно-исследовательская работа. Тема: «Природные красители».

Транскрипт

1 Научно-исследовательская работа Тема: «Природные красители». Выполнила: Шевченко Дарья Тарасовна учащаяся 4 класса МАОУ гимназии 18, Свердловской области г. Нижний Тагил Руководитель: Никитина С.Б. учитель МАОУ гимназии /2017 учебный год

2 Содержание. Введение. I. Основная часть Из истории применения красителей 1.2. Красители из растений Основные условия и правила крашения Подготовка ткани из натуральных материалов к окрашиванию 1.5. Приготовление красильных отваров Что такое протрава. Способы протрав. II. Экспериментальная часть Способы приготовления натуральной протравы Опыты по окрашиванию. Выводы. Список используемой литературы

3 Введение. Мы часто видим на домашней одежде пятна. Какие - то пятна поставлены чаем, кофеем и другими продуктами питания, многие из них мы не можем отстирать как бы ни старались. Идея для моего проекта, возникла когда на моей домашней футболке появилось пятно от свеклы. Пятно красного цвета, которое мы не смогли отстирать. Ткань на футболке окрасил свекольный сок, в котором содержались натуральные вещества способные окрашивать ткань. Мне захотелось узнать какие еще овощи, фрукты, растения могут окрашивать ткань и шерсть. Растительные краски были одними из первых красок, которые начал употреблять человек, чтобы украсить себя, свое оружие, жилище и одежду. Сначала это были соки лепестков цветов, листьев и плодов, привлекавших внимание человека своей яркой окраской, затем человек научился добывать краску и из корней, коры. У природных красителей не существует соперников по создаваемому ими богатству оттенков и полутонов. Растительные пигменты дают такие глубокие и мягкие цвета, которые даже при большой интенсивности не смотрятся кричаще. Ткани, окрашенные такими красителями, при стирке не линяют, не выгорают на солнце, безопасны для здоровья. Окрашивание тканей или пряжи натуральными органическими пигментами уходит своими корнями в глубокую древность. Вековой практикой крашения из всего многообразия были отобраны те красительные представители флоры, которые обеспечивали высокое качество, красоту и долговечность. Природные красители известны очень давно, с глубокой древности. Широкое распространение они получили в период развития мануфактурного производства и имели огромное значение вплоть до второй половины XIX века. В то время природные красители являлись единственным средством для крашения. С развитием промышленности органического синтеза, особенно анилинокрасочной промышленности, природные красители не выдержали конкуренции с синтетическим красителями, так как они менее дорогие и более устойчивы к природным воздействиям, и в основном, утратили свое практическое значение. Однако до сих пор часть натуральных красителей применяется в пищевой, легкой и косметической промышленности, для реставрационных работ, в аналитической химии и в других целях. Для этого я поставила следующую цель: 1. Изучить свойства природных красителей и растения, из которых их можно получить. Для этого я поставила следующие задачи: -изучить литературу о растениях, ягодах и овощах, содержащих натуральные красители. -получение растительных красителей из натурального сырья: коры дуба, коры черемухи, измельченных цветков пижмы, скорлупы грецких орехов, свеклы, куркумы, корицы, листьев шалфея, красно-кочанной капусты. - провести опыты по окраске ткани и шерсти. - установить какие натуральные вещества могут способствовать усилению цвета; -установить как долго окрашенная ткань сохранит цвет (сохраниться ли полученный цвет после стирки). -установить какой способ закрепления цвета на ткани наиболее эффективный. Объект исследования: растительные красители. Предмет исследования: свойства растительных красителей.

4 I. Основная часть. 1.1 Из истории применения красителей Исторические сведения об окрашивании различных предметов быта, одежды, домашней утвари и даже самих людей относятся к глубокой древности. Известно, что искусство крашения развилось сначала в странах Азии и оттуда было перенесено в Карфаген. Из красиленкарфагена окрашенные ткани вывозили в Рим и Афины. Сохранившиеся окрашенные предметы свидетельствуют, что для крашения использовала вещества мине

docplayer.ru

«Краски растительного происхождения» (исследовательская работа)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Новоалександровская средняя общеобразовательная школа Ровеньского района Белгородской области» «Краски растительного происхождения» (исследовательская работа) Выполнила: Кутовая Елизавета, ученица 3 класса Руководитель: Приходько Татьяна Николаевна, учитель начальных классов Содержание 1. Введение ……………………………………………………….… 3 2. Основная часть …………………………………………………… 4 2.1. История возникновения красок……………………………….…4 2.2. Состав красок ………………………………………………….…4 2.3. Процесс приготовления красок (практическая часть)….……...5 2.4. Результаты экспериментов …………………………………… 7 3. Заключение………………………………………………………. 9 4. Список использованной литературы…………………………… 10 Введение Мне и моим одноклассникам очень нравится рисовать. Рисование – это не только увлекательное, но и очень полезное занятие. Ведь краски в нашей жизни занимают огромное место. Без красок наш мир был бы серым, поэтому человек всегда стремился найти способ разукрасить действительность. Однако мы мало знаем о способах приготовления красок. В своей работе я получила некоторые краски растительного происхождения и нашла применение им в повседневной жизни. Цель исследования: выявление красящих способностей растений, возможностей получения растительных красок в домашних условиях и рисования этими красками. Задачи исследования: - по литературным источникам выяснить историю возникновения красок; - изучить из каких веществ состоят краски; - выяснить методику извлечения красящего вещества из природных материалов; - попробовать получить растительные краски в домашних условиях; - использовать естественные красители для рисования и окрашивания хлопчатобумажных тканей. Прикладная ценность исследования: - составлена таблица растений, которые имеют красящие способности; - полученными красками можно окрашивать ткани и рисовать рисунки. Методы исследования: - теоретическое исследование; - наблюдение; - опыты Основная часть История возникновения красок История красок началась вместе с появлением человека. До нашего времени сохранились рисунки первобытных людей, выполненные углём и сангиной (глиной). Пещерные люди рисовали на камнях то, что их окружало: бегущих животных и охотников с копьями. С древнейших времён и вплоть до 19 века краской могло стать всё, что дарит мир природы - земли и минералы, травы и плоды растений, насекомые и животные. В России историю красок изучают по иконам. Наиболее ранними красками в иконописном и рукописном деле в XI - XIII веках были различные охры и сажи — «чернило копчёное», голубая лазурь и киноварь, зелёные яри, получаемые из меди, белила, которые готовили из свинца, «творёное» золото. На протяжении всей истории красок менялись связующие вещества, но красящие вещества (пигменты) использовались практически одни и те же. Средневековые художники готовили краски сами, смешивая порошки пигментов и жиры. Такие краски нельзя было хранить дольше одного дня, так как при контакте с воздухом они окислялись и затвердевали. Состав красок Краски состоят из пигмента и связующего вещества. Пигмент – это сухой краситель. Из красной и жёлтой глины, тонко её, растерев, можно получить красный и жёлтый краситель или пигмент. Пигмент чёрный даёт уголь, белый – мел, лазорево голубой или зелёный даёт малахит и лазурит. Зелёный пигмент - окиси металлов. Краски из природных пигментов были не только разнообразных оттенков, но и удивительной прочности. До нашего времени сохранилась псковская икона "Дмитрий Солунский". Этой иконе более 600 лет, она и сейчас в хорошем состоянии. Псковский мастер сам изготавливал эти краски. До сих пор известны: псковская зелень, красная киноварь и жёлтая псковская. В настоящее время почти все краски делают в лабораториях и на заводах из химических элементов. Сухой краситель не может держаться на холсте, поэтому нужно связующее вещество, которое склеивает, связывает частички сухого красителя в единую цветную краску-массу. Раз

schoolfiles.net

Научно-исследовательская работа. Тема работы Краски в нашей жизни

Транскрипт

1 1 Научно-исследовательская работа Тема работы Краски в нашей жизни Выполнил(и): Низамутдинов Амин Эдуардович и Шалфеева Виктория Вадимовна учащиеся 3 Г класса МБОУ «Гимназия 2» имени Баки Урманче города Нижнекамска Республики Татарстан Руководитель: Гареева Ляйсан Рафисовна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории МБОУ «Гимназия 2» имени Баки Урманче города Нижнекамска Республики Татарстан

2 2 ОГЛАВЛЕНИЕ Введение 3 Глава 1. Основная часть. 1.1 История возникновения красок Состав красок Виды красок. 7 Глава 2. Экспериментальная часть. 2.1 Приготовление краски гуашь в домашних условиях Приготовление витражной краски в домашних условиях. 11 Заключение 12 Список использованной литературы 14 Приложение 15

3 3 ВВЕДЕНИЕ Возьму самые яркие краски, В жизнь добавлю немного сказки. Эти серые мрачные тучи, Синей краской закрашу - так лучше! А вот черные вовсе сотру, Ну зачем мне смотреть поутру Как они закрывают мне свет, Лучше буду смотреть на рассвет. Желтой краской рисую я солнце, Пусть со мной посидит на оконце. А смотреть мой ночной звездопад Будет каждый и счастлив и рад. Краска черная только для ночи, И на карие темные очи. Больше светлой, чтоб солнечный луч Разогнал это скопище туч! Нарисую я много цветов Для красивых больших городов! А для маленьких деревушек Нарисую счастливых старушек! Этот мир изменять я не буду, Просто место оставлю чуду. Возьму самые яркие краски, В жизнь добавлю немного сказки. Краски в нашей жизни занимают огромное место. Без красок наш мир был бы серым, поэтому человек всегда стремится найти способ разукрасить окружающий его мир.

4 С самого раннего возраста детей так и тянет что-нибудь почеркать на бумаге, все дети любят рисовать и в десять, и в семь, и в пять лет. Сколько раз в детском саду и на уроках рисования в школе мы сталкивались с красками? Мы даже пытались акварель съесть, и почти у всех была привычка облизать кисточку. А между тем, акварель далеко не так съедобна, хотя и в самом деле содержит мед. Ведь краски делают из химических элементов. Поэтому у нас возник вопрос - можно ли изготовить экологически чистые краски в домашних условиях? Вот так мы и выбрали тему для своего исследования. А помогать нам будут наши учителя. Цель исследования: 1.Изготовление красок в домашних условиях. 2. Определение преимущества и недостатков «самодельных» красок. Задачи исследования: 1. Ознакомиться с учебной литературой по теме исследования. 2. Изучить из каких веществ состоят краски. 3. Изучить виды красок. 4. Провести эксперимент: изготовить краски самостоятельно в домашних условиях. 5. Сравнить краски, сделанные в домашних условиях и купленных в магазине. 6. Выполнить рисунки из изготовленных красок Гипотеза: предположим, что красками, созданными в домашних условиях можно рисовать. 4

5 5 1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 1.1. История возникновения красок. Мы выяснили, что древние художники много десятков тысяч лет до нас рисовали на стенах пещер, на скалах... на собственной коже! (Кстати, обычай раскрашивать лицо, тело существует у многих племён в тропических странах и сейчас.) Древние художники с помощью рисунков ещё и колдовали. Охотникихудожники считали, что надо обязательно нарисовать косматых бизонов, огромных мамонтов, пугливых оленей, быстрых лошадей и тогда уж все эти звери непременно станут добычей охотников. А чтобы колдовство было надёжнее, чтобы рисунок не исчез, художники сначала брались за острые камни и высекали на камнях контуры рисунка, а потом в углубление втирали глину, смешанную с жиром. Лучше всего краски сохранялись в пещерах. Поэтому из вечной тьмы пещер, из глубины тысячелетий и пришли к нам творения художников каменного века. Какими же красками рисовали древнейшие художники? Самой первой краской была глина. А глины, бывают разные жёлтые, красные, зеленоватые, белые... Чёрный цвет давала копоть, сажу. Проходили тысячелетия, понадобились другие краски, более стойкие, яркие. Такие, которыми можно было бы разрисовывать щиты, выделанные кожи, раскрашивать головные уборы и оружие, а затем и первые ткани. Эти краски дали растения: кора барбариса и ольхи, молочай, шелковица жёлтую краску; отвары луковой шелухи, оболочки грецких орехов, коры дуба, листьев хны коричневую. Для получения красного цвета пригодились некоторые ягоды. Средневековые художники готовили краски сами, смешивая порошки пигментов и жиры. Такие краски нельзя было хранить дольше одного дня, так как при контакте с воздухом они окислялись и затвердевали.

6 Состав красок. Мы узнали, что в состав красок входят: пигмент и связующее вещество. Первое пигмент это сухой краситель, мелкий цветной порошок, который изготавливают из глины, цветных камней, яркого песка и т.д. Второе связующее, вязкое вещество, которое сделает цветной порошок более жидким, удобным для нанесения на холст, бумагу или любую другую поверхность. Сухой краситель не может держаться на листе бумаги, поэтому нужно связующее вещество, которое склеивает, связывает частички сухого красителя в единую цветную краску массу. Художники брали то, что было под рукой: масло, мёд, яйцо и т.д. Разные связующие вещества дают разные краски с разными названиями. Проанализировав литературу и статьи в Интернете, мы хотим рассказать, как готовятся краски. Сначала ищем сырье. Это может быть уголь, мел, глина, лазурит, малахит. Сырье нужно очистить от посторонних примесей. Затем материалы необходимо измельчить до порошка. Полученный порошок и есть пигмент. Затем пигмент нужно смешать со связующим веществом. В качестве связующего вещества можно использовать: яйцо, масло, воду, воск, клей, мёд. Краску нужно хорошо промешать, чтобы не было комочков. Получившуюся краску можно использовать для рисования.

7 Виды красок. Акварельные краски Пожалуй, этот вид художественных материалов знаком каждому из нас ещё с детства. Акварель краска, в основе которой лежит вода, она предназначена для рисования на бумаге. Акварельные краски имеют лёгкие, полупрозрачные цвета, которые дают новые оттенки при смешивании. Акварель отлично подходит для создания портретов, пейзажей и натюрмортов. Гуашь Гуашь имеет более плотную текстуру, чем акварель, а при высыхании поверхность становится матовой. Гуашевыми красками сложно и одновременно просто рисовать: допущенные погрешности можно «спрятать», нанеся новый слой, но для получения другого оттенка придётся поэкспериментировать. При этом нельзя допускать, чтобы слой был слишком толстый, иначе при высыхании гуашь может потрескаться или осыпаться. Гуашь делится на два вида: художественная и плакатная. Первая предназначена исключительно для живописи, а вторая для оформительских работ. Она имеет большую плотность, более насыщенные цвета. А вообще, гуашевыми красками можно рисовать на бумаге, картоне, холсте и даже ткани. Гуашь продаётся в отдельных баночках, в них же разводится водой. Однако при длительном хранении гуашь может подсохнуть. Разбавить её можно обычной водой, добавив капельку столярного клея. Акриловые краски Акрил сравнительно новый, но уже достаточно популярный вид художественных материалов. Преимущество акрила в том, что «рабочей поверхностью» для него может стать что угодно: бумага, ткань, керамика, дерево, стекло или металл. А цвета акриловых красок, независимо от художественной цели, всегда остаются яркими, сочными и «радующими глаз».

8 После высыхания на поверхности образуется стойкое покрытие, не тускнеющее со временем и не смывающееся водой. Акриловые краски бывают разных видов: матовые, глянцевые, перламутровые, блестящие, а также жидкие или густые. Слишком густые можно разбавлять водой или специальной жидкостью. Но можно и не делать этого: в этом случае акрил позволяет создавать настоящие шедевры с необычной фактурой. Масляные краски В состав масляных красок входит цветной пигмент и масло льняное, ореховое или подсолнечное. Они всегда находятся в отдельных тюбиках и требуют от художника не столько определённых навыков работы с ними, сколько обязательных атрибутов: это палитра, холст, качественные кисти, растворитель, мольберт. Масло по праву считается основным материалом в живописи: начиная с XVI века, многие художники в своих работах используют именно этот художественный материал. Масляные краски, славящиеся своей долговечностью, имеют яркие цвета и плотную фактуру, то есть то, что позволяет добиться объёмности и максимальной реалистичности изображения человека, пейзажа или натюрморта. Писать картины маслом можно не только на холсте, но и на картоне, загрунтованной бумаге, дереве или других поверхностях. Темперные краски В долговечности, а главное, практичности этого вида художественных материалов сомневаться не приходится: темперу использовали ещё живописцы эпохи Возрождения. Это краска, в состав которой входит цветной пигмент, вода, клей и масло. Однако в отличие от масляных, темперные краски высыхают намного быстрее. Помимо этого у темперы есть ещё масса достоинств: она не меняет своего цвета с течением времени, не смывается водой после полного высыхания и сочетается с другими видами красок. 8

9 Но самое интересное свойство темперы многогранность, позволяющая работать в различных техниках: наносить прозрачные слои так же, как акварелью, или, наоборот, плотные, как гуашью. А использование пастообразной темперы напоминает работу с маслом. При этом картина, написанная темперой, не будет похожа ни на одну из тех, которые выполнены с использованием перечисленных видов красок. Выяснив, какие виды красок существуют, изучив состав красок, узнав о процессе приготовления красок, мы пришли к выводу, что сможем сделать некоторые краски сами и сравнить по памяти с готовыми красками, которыми мы рисовали очень много раз. 9

10 10 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ Приготовление краски гуашь в домашних условиях. Итак, для приготовления красок в домашних условиях нам необходимо: 1. Мука 200 гр. 2. Соль мелкая 2 ст. ложки. 3. Масло растительное 2 ст. ложки. 4. Клей ПВА 1,5 ст. ложки. 5. Пищевые красители разных цветов. 6. Баночки для красок. В миску для приготовления красок высыпаем муку, добавляем соль и хорошо перемешиваем. Затем добавляем клей ПВА, растительное масло. Если получилось густо можно налить немного воды. Воду льем тоненькой струйкой и не забываем перемешивать, чтобы не образовывались комочки. Консистенция получается сметанообразной. Если вам кажется, что масса получилась сильно жидкая добавьте муку, если сильно густая, то воду. Следующим шагом мы разделяем полученное тесто на несколько частей столько, сколько у нас должно получиться цветов красок. Теперь займемся самым интересным добавим цвета в наши краски. Можно использовать красители, которые идут в комплекте к пасхальному набору для окрашивания яиц. А можно окрашивать краски в различные цвета при помощи продуктов. (Приложение 1) Розовый цвет дает сок свеклы; оранжевый цвет апельсин, морковь, цедра мандарина; зеленый цвет шпинат или укроп. Для этого необходимо запарить зелень в кипятке, после чего процедить через марлю; лиловый цвет черная смородина; коричневый цвет добавляем шоколад, какао или кофе; желтый цвет куркума;

11 красный цвет можно получить благодаря использованию в создании пальчиковых красок вишни, брусники, клюквы, красной смородины, барбариса, кизила; малиновый цвет малина. После добавления красителя снова хорошо перемешиваем краски, чтобы цвет равномерно распределился, и краски были однородного оттенка. Ну, вот теперь, можно сказать, что краски в домашних условиях готовы. Рецепт очень простой, не занимает много времени на изготовление, мы легко с этим справились и получили огромное удовольствие Приготовление витражной краски в домашних условиях. Для создания краски для витражей своими руками нам необходимо: 1. Клей ПВА. 2. Пищевые красители. 3. Файл. 4. Желаемый рисунок. Для начала подготовим рисунок. Распечатываем или рисуем выбранный мотив и помещаем лист с рисунком под файл. В небольшие стаканчики наливаем по 2 столовые ложки клея ПВА и добавляем пищевые красители. Перемешиваем смесь. Получаются очень яркие и насыщенные цвета. Когда краски готовы можно приступать к творчеству. Наносим краску с помощью кисти на выбранный участок рисунка. Краску следует накладывать густым слоем, потому как после высыхания он станет гораздо тоньше. Это стоит учитывать, чтобы не допустить деформации рисунка. Готовую работу можно перевести на поверхность зеркала или стекла. Для этого аккуратно снимаем рисунок с файла и прикладываем к обезжиренной поверхности той стороной, которая была на файле. (Приложение 4)

12 12 ЗАКЛЮЧЕНИЕ Проведенные опыты подтверждают гипотезу, что красками, созданными в домашних условиях можно рисовать. Теперь мы знаем, из чего состоят краски и как их можно приготовить своими руками. Мы научились делать наблюдения, выдвигать гипотезы, проводить эксперименты, делать выводы. Выводы: История красок началась, наверное, вместе с появлением человека. Древние художники за много десятков тысяч лет до нас рисовали на стенах пещер, на скалах и даже на собственной коже! В качестве связующего вещества использовали яйца, масло, воду, воск. Древние художники отыскивали материал для красок прямо под ногами. В ходе экспериментов нам удалось получить краски разных цветов и оттенков, нарисовать красивые рисунки. Больше всего нам понравилось работать с витражными красками, они легко наносились и давали насыщенные цвета. Полученные краски имеют как преимущества, так и недостатки. Самое важное это то что, из доступных недорогих продуктов, возможно, изготовить яркие цвета гуаши и витражных красок в домашних условиях. А ведь родителям детей, которые очень любят рисовать, коробочка гуаши хватает на неделю, приходится тратить большие суммы денег для покупки красок. Краски, созданные своими руками практически не отличаются от покупных. Иногда, смотря на готовый рисунок нам казалось, что он покрыт бархатной гуашью. (Приложение 2) А самое главное то, что мы получили колоссальные эмоции от создания этих красок, видя, как готовая текстура становится красной, синей, зеленой или когда высушенный витражный рисунок снимали с файла. Кажется, в наше время детей мало чем можно удивить, но это произошло с нами при проведении наших экспериментов. Мы гордо преподнесли самодельные гуаши одноклассникам. Им было интересно

13 послушать наши опыты, они с большим удовольствием попробовали их на практике. (Приложение 3) К недостаткам можно отнести то, что вокруг рисунка нарисованный гуашью на бумаге образовался ободок от растительного масла, но это не бросается в глаза и при нанесении красок на более плотную бумагу этого можно избежать. Срок хранения таких красок в холодильнике 1-2 недели. Витражные краски, приготовленные в домашних условиях нужно использовать в тот же день, при хранении они теряют свои свойства и становятся непригодными для дальнейшего использования. (Приложение 5) Наша работа может пригодиться на уроках окружающего мира и изобразительного искусства. Считаем, что данная тема имеет перспективы развития в следующих направлениях: - обучающее занятие по изготовлению экологически чистых красок с учащимися других классов; - более подробное изучение одного вида красок и использование разных техник рисования ею; В будущем мы будем работать над получением акварели в домашних условиях. Это будет продолжением нашей исследовательской работы. 13

14 14 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 1. Блинчева И. Б. Из чего в древности делали краски. - М.: «Мир книги», Энциклопедический словарь юного художника. М. «Педагогика» Краткий справочник школьника. «Харвест» Детская энциклопедия, Что? Зачем? Почему?- Минск: «БЭСТ»,

15 15 ПРИЛОЖЕНИЕ Приложение 1. Опыт 1. Приготовление краски гуашь в домашних условиях.

16 16 Приложение 2. Рисунки с красками гуашь. Приложение 3. Рисунки одноклассников.

17 17 Приложение 4. Опыт 2. Приготовление витражной краски в домашних условиях.

18 Приложение 5. Новогоднее оформление своими руками. 18

docplayer.ru

Исследовательская работа "Мои волшебные краски"

ШКОЛЬНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ ПЕРВЫЕ ШАГИ В НАУКУ - 2014

МОИ ВОЛШЕБНЫЕ КРАСКИ

Автор исследования:

Колесникова Полина

Альбертовна,

обучающаяся 2 «А» класса

МАОУ СОШ №1

г. Заводоуковска

Руководитель: Кащеева

Светлана Константиновна,

учитель начальных классов

МАОУ СОШ №1

г. Заводоуковска.

г. Заводоуковск.

«Мои сочные краски»

Колесникова Полина Альбертовна,

Россия, Тюменская область, город Заводоуковск,

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Заводоуковская средняя общеобразовательная школа №1»

МАОУ «СОШ№1»

2 «А» класс

Краткая аннотация

Данная исследовательская работа предполагает выяснить содержатся ли краски в овощах, ягодах и травах? При использовании практического опыта определить, можно ли рисовать, красить полученными красками?

Проведенные исследования подтвердили гипотезу о том, что овощи, ягоды и травы содержат красящий пигмент. Предположения, что краски можно изготовить самостоятельно, подтверждена на примере органических красок растительного происхождения. Полученные краски пригодны для использования, они достаточно стойкие, однако их цветовая гамма ограничена, они не такие яркие, как искусственные красители.

«Мои сочные краски»

Колесникова Полина Альбертовна,

Россия, Тюменская область, город Заводоуковск,

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Заводоуковская средняя общеобразовательная школа №1»

МАОУ «СОШ№1»

2 «А» класс

Аннотация

Задумывались ли вы о роли красок в нашей жизни? Ведь чаще всего, мы их даже не замечаем – наши игрушки, книги, стены нашего дома и все, что нас окружает, имеет свой цвет. Без красок наш мир был бы серым, поэтому человек всегда стремился найти способ разукрасить действительность. Я люблю рисовать, и чаще всего я рисую гуашевыми и акварельными красками. Однажды, раскрашивая пасхальное яйцо, я задумалась: почему сваренное в отваре луковой шелухи, яичко окрасилось в красивый коричневый цвет?

Я решила выяснить, есть ли краски в овощах, фруктах, травах?

Перед собой мы поставили цель: изучить краски, которые использует человек, начиная с древних времен и до наших дней, получение некоторых из них.

Для реализации поставленной цели мы предполагаем, решить следующие задачи:

1. По литературным источникам выяснить роль красок в жизни человека и способы их получения.

2. Провести анкетирование среду учащихся нашего класса.

3. Обратиться за ответами на вопросы к учителю ИЗО.

4. Получить некоторые органические краски растительного происхождения.

5. Применить полученные краски для окрашивания тканей.

Мы выдвинули следующую гипотезу: можно ли рисовать краской, полученной из фруктов, трав, овощей?

Объект исследования: овощи, ягоды, трава.

Предмет исследования: красящее вещество во ягодах, овощах, траве.

Методы исследования:

  1. Тестирование.

  2. Опрос.

  3. Наблюдение.

  4. Эксперимент.

«Мои сочные краски»

Колесникова Полина Альбертовна,

Россия, Тюменская область, город Заводоуковск,

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Заводоуковская средняя общеобразовательная школа №1»

МАОУ «СОШ№1»

2«А» класс

В детской энциклопедии Что? Зачем? Почему? [3, с. 32], мы прочитали, что самым древним художником, создавшим рисунки и картины, был пещерный житель. Пещерные художники рисовали на стенах яркими, сочными красками. Самой первой краской была глина. А самые древние рисунки найдены в Иране. Их возраст более 40000 лет, а краска, изготовленная нашими далекими предками для этих картин, не выцвела и не поблекла до сих пор. Таким образом, можно считать, что появление красочных веществ было одним из первых открытий на заре цивилизации. Пещерные жители рисовали на камнях то, что их окружало: бегущих животных и охотников с копьями. Древние художники отыскивали материал для красок прямо под ногами. Из красной и желтой глины они получали красный и желтый краситель или, как говорят художники, пигмент. Черный пигмент давал уголь, белый – мел, голубой и зеленый давал малахит и лазурит.

Первая синяя краска из лазурита продавалась 1 кг за 60 франков. Краски из природных пигментов были разных оттенков, и очень прочные.

Первобытные художники замешивали свои краски на животном жире, чтобы они лучше держались на камне. Полученная таким образом окраска долгое время оставалась липкой и влажной, так как животные жиры не так легко высыхают на воздухе с образованием твердой пленки, как современные краски.

До нашего времени сохранилась псковская икона Дмитрия Солу. (Приложение1).

Этой иконе более 600 лет, она и сейчас в хорошем состоянии. Мастер сам готовил краски. До сих пор известны краски: псковская зелень, красная киноварь и желтая псковская.

От старинных красок сегодня сохранились лишь звучные названия да удивительные истории.  В Древнем Риме багряную, пурпурную одежду мог носить лишь император. Дело в том, что пурпурная краска стоила очень дорого. Её добывали с превеликим трудом из раковин средиземноморских улиток-багрянок. Десять тысяч раковин давали чуть больше грамма краски. А открыли эту краску около 4 тысяч лет назад.

 В наших наборах красок можно увидеть ещё один цвет- индиго. Так называется один из оттенков темно-синей краски.

Ткани, окрашенные индиго, находили в гробницах фараонов, которые правили несколько тысяч лет назад Древним Египтом. Родина этой краски- Индия. Поэтому ее так и назвали.

Еще была краска «Кармин». У этой краски своя любопытная история. Кармин ведет свое начало от насекомых. От крохотных тропических насекомых, которых называли «кошениль».

Красной охрой, по цвету похожей на кровь, покрывали перед погребением тела усопших. Сейчас об этой древней традиции нам напоминает современное название красного железняка - гематит (от греч. haima - "кровь").

Что же такое краски? В толковом словаре Ожигова мы прочитали: «Краски» – это цветные красящие вещества, предназначенные для использования в той или иной сфере быта. Краски могут быть органические и минеральные, а так же природные и синтетические.

Нам захотелось узнать, какими красками любят рисовать мои одноклассники. Мы провели опрос среди учеников своего класса (всего 25 человек). Им был задан вопрос: Какими красками вы любите рисовать? Чем еще можно рисовать? Были получены следующие результаты:

Какими красками вы любите рисовать?

Чем еще можно рисовать?

Акварель - 100%

Чай – 3 человека

Гуашь - 100%

Свекла 6 человек

Масляные краски - 100%

Уголек – 10 человек

Витражные краски - 96%

Оказывается в овощах, травах и ягодах тоже содержится красящий пигмент, и об этом мне рассказал преподаватель ИЗО Заводоуковской городской школы искусств Новопашина Валентина Ивановна. От нее, я узнала, что с помощью овощного сока можно окрасить ткань.

Узнав столько информации о красках, мне захотелось самой попробовать создать на основе растений свою краску для рисования, как гуашь или акварель.

Изучив литературу и Интернет источники, я выяснила, что при крашении ткани соком растений, можно получить следующие цвета:

Крапива и щавель

Листья клена

Сок ежевики

Луковая шелуха

Кора дикой яблони

Цветки василька

Семена лебеды

Корень крапивы

Зеленый цвет

Черный

Красный

Коричневый

Оранжевый

Голубой

Синий

Желтый

Для своего эксперимента, нам понадобился сок из овощей и отвары из растений.

Мы приготовили отвары:

  1. Из коры дуба;

  2. Из сухой луковой шелухи;

  3. Отвар из сажи;

  4. Сок моркови;

  5. Сок свеклы;

  6. Сок черники. (Приложение 2).

В приготовленные жидкости, я поместила кусочки ткани и оставила на 12 часов. По истечении этого времени, ткань была извлечена и промыта.

Результат: все взятые соки овощей и отвары растений окрасили белые ткани. (Приложение 3).

Наиболее яркими были ткани, окрашенные соками свеклы и моркови. Сок черники окрасил ткань неровно в серый цвет.

Более тусклого, не яркого цвета получились ткани, окрашенные отваром коры дуба, луковой шелухи и листьями крапивы.

Не все цвета ткани получились такими же, как цвет используемого растительного красителя. Цвет красителя может измениться от взаимодействия с горячей водой или при кипячении. 

Таким образом, я сделала вывод, что органические краски пригодны для использования, они достаточно стойкие, однако их цветовая гамма ограничена, они не такие яркие, как искусственные красители.

Из окрашенных тканей мы сделали аппликацию. Используя полученные красители, нарисовали несколько рисунков. (Приложение 3).

В книге Татьяны Зинкевич - Евстигнеевой «Путь к волшебству», мы прочитали рецепт приготовления основы для красок. Нам захотелось попробовать к этой основе прибавить наши красители растительного происхождения. Может быть, получатся настоящие краски?

Для основы мы приготовили:

1. Стакан муки;

2. Две столовые ложки соли;

3. Две столовые ложки растительного масла.

4. Две столовые ложки клея ПВА.

Мы смешали муку с солью, налили воду, тонкой струйкой, чтобы не было комков. Добавили остальные ингредиенты. Когда основа была готова, мы разлили ее по баночкам и добавили наши красители.

Сделали пробные рисунки, полученными красками. Рисовать было интересно, краски не растекались. Рисунки получились более яркими.

Нам захотелось провести для одноклассников мастер-класс по рисованию картин красками, изготовленными из природных компонентов. На уроке изобразительного искусства мы рассказали ребятам о том, как можно приготовить такие краски. Затем все мои одноклассники рисовали этими свои картины.

Изучив различные литературные источники, а так же интернет ресурсы, проведя анкетирование и интервьюирование, мы узнали, что в овощах, травах и даже в золе действительно содержится краска, поскольку они содержат в себе красящий пигмент, который и отвечает за цвет овощей и растений.

В процессе исследования, я ознакомилась с историей возникновения красок, узнала, как изготавливались первые краски, выяснила, что краски бывают растительного происхождения.

Практическая часть моей работы содержит эксперимент по окрашиванию ткани соками и отварами растений. Также нами были сделаны пробные рисунки полученными красками.

Таким образом, я сделала вывод, что органические краски пригодны для использования, они достаточно стойкие, однако их цветовая гамма ограничена, они не такие яркие, как искусственные красители.

Мои предположения, что краски можно изготовить самостоятельно подтверждена на примере органических красок растительного происхождения. Я вижу дальнейшие перспективы моей работы в изучении синтетических красителей и способов их получения.

Если очень хочется рисовать, но красок под рукой нет, не расстраивайтесь! «Включите» фантазию, и тогда ничем не примечательная свекла превратится в тюбик с красной краской, а сажа из печки – в черный карандаш.

«Мои сочные краски»

Колесникова Полина Альбертовна,

Россия, Тюменская область, город Заводоуковск,

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Заводоуковская средняя общеобразовательная школа №1»

МАОУ «СОШ№1»

2 «А» класс

План исследования:

Задумывались ли вы о роли красок в нашей жизни? Ведь чаще всего, мы их даже не замечаем – наши игрушки, книги, стены нашего дома и все, что нас окружает, имеет свой цвет. Без красок наш мир был бы серым, поэтому человек всегда стремился найти способ разукрасить действительность. Я люблю рисовать, и чаще всего я рисую гуашевыми и акварельными красками. Однажды, раскрашивая пасхальное яйцо, я задумалась: почему сваренное в отваре луковой шелухи, яичко окрасилось в красивый коричневый цвет?

Я решила выяснить, есть ли краски в овощах, фруктах, травах?

Перед собой мы поставили цель: изучить краски, которые использует человек, начиная с древних времен и до наших дней, получение некоторых из них.

Для реализации поставленной цели мы предполагаем, решить следующие задачи:

1. По литературным источникам выяснить роль красок в жизни человека и способы их получения.

2. Провести анкетирование среду учащихся нашего класса.

3. Обратиться за ответами на вопросы к учителю ИЗО.

4. Получить некоторые органические краски растительного происхождения.

5. Применить полученные краски для окрашивания тканей.

Мы выдвинули следующую гипотезу: можно ли рисовать краской, полученной из фруктов, трав, овощей?

Объект исследования: овощи, фрукты, трава.

Предмет исследования: красящее вещество во фруктах, овощах, траве.

Методы исследования:

  1. Тестирование.

  2. Опрос.

  3. Наблюдение.

  4. Эксперимент.

Проведенные исследования подтвердили гипотезу о том, что овощи, ягоды и травы содержат красящий пигмент. Предположения, что краски можно изготовить самостоятельно, подтверждена на примере органических красок растительного происхождения. Полученные краски пригодны для использования, они достаточно стойкие, однако их цветовая гамма ограничена, они не такие яркие, как искусственные красители.

Практическая значимость работы:

1. Узнали много нового о красках, которые таят в себе растения, овощи, ягоды;

2. Учились наблюдать и замечать красоту окружающей нас природы;

3. Научились получать краски в домашних условиях;

4. Создали картинную галерею из рисунков, выполненных натуральными красками;

5. Учились брать интервью.

6. Провели мастер-класс по рисованию натуральными красками;

7. Заинтересовала своих одноклассников работой натуральными красками;

Перспектива исследования:

Выяснить, можно ли изготовить краски синтетического происхождения?

Этапы исследования:

1 этап: сбор информации;

2 этап: чтение статей о красках;

3 этап: анкетирование среди одноклассников;

4 этап: беседа с учителем ИЗО.

5 этап: практическая часть исследования;

6 этап: выводы по итогам исследования.

В ходе работы над исследованием мы работали с литературой:

1.  Даль В. И. Толковый словарь русского языка / В. И. Даль - М.: Просвещение, 1998г. 224с.

2.  Детская энциклопедия. Что? Зачем? Почему? – М.: БЭСТ, 2008. – 257 с.

3. Словарь «Википедия» [Электронный ресурс] //URL: Wikipedia.

4. Т. Зинкевич-Евстигнеева. Путь к волшебству. / Т. Зинкевич-Евстигнеева - Санкт-Петербург : 1998.г.

5. http://images.yandex.ru/yandsearch?text

6. http://spokusa.com.ua/info/300.html

Приложение 1.

Рис. 1

Приложение 2.

Рис. 1. Зола, залитая кипятком. Рис. 2. Сок моркови.

Рис. 3 Сок свёклы. Рис. 4 Отвар из крапивы.

Рис. 5 Отвар из коры дуба. Рис. 6 Отвар из луковой шелухи.

Приложение 2.1.

Рис. 1 Рис. 2

Рис. 3. Рис. 4.

Приложение 3.

Рис. 1 Рис. 2

Рис. 3.

Приложение 4.

Рис. 1.

 

infourok.ru

«Из чего в древности делали краски»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

« Средняя общеобразовательная школа № 9 г. Алдан»

МО «Алданский район»

Научно – исследовательская работа на тему:

«Из чего в древности делали краски»

Выполнила: Сосина Айаана,

ученица 3 класса МБОУ СОШ №9

Руководитель:

Золотарёва Ольга Васильевна,

учитель начальных классов

г. Алдан

2016 г.Содержание

Стр.

I Введение ………………………………………………………………… 3

    1. Актуальность………………………………………………………… 3
    2. Цель ………………………………………………………………… 3
    3. Задачи ……………………………………………………………… 3
    4. Гипотеза …………………………………………………………… 3
    5. Объект ……………………………………………………………….. 3
    6. Предмет ……………………………………………………………… 3
    7. Методы ……………………………………………………………… 3
    8. История появления красок ………………………………………… 4
    9. Виды красок ………………………………………………………… 4 - 8
II. Практическая часть

2.1. Описание экспериментов…………………………………………… 8 - 10

2.2. Результаты экспериментов………………………………………… 10

Заключение …………………………………………………………….. 10 -11

Литература ………………………………………………………………12

Введение

    1. Актуальность
Тему исследования красок я выбрала потому, что очень люблю рисовать. Однажды я задумалась над вопросами: когда появились краски? Какими они были? Какие использовались цвета для живописи?

Ведь раньше не было современных технологий, все нужно было делать самому. Смогу ли я сама изготовить в домашних условиях экологически чистые краски? Ведь в настоящее время краски делают на заводах из химических веществ.

    1. Цель
Узнать, из чего в древности делали краски.

1.3.Задачи

1. ознакомиться с научно-популярной, учебной литературой по теме исследования;

  1. провести эксперимент: самостоятельно изготовить краски в домашних условиях;
  2. сравнить качества красок, приготовленных в домашних условиях и купленных в магазине;
  3. нарисовать рисунок из полученных красок.
1.4.Гипотеза

Используя природные красители и связующее вещество, можно ли в домашних условиях изготовить краски и нарисовать ими рисунок.

1.5. Объект исследования:

краски

1.6.Предмет исследования:

природные материалы из которых можно получить красители.

1.7. Методы:

  1. Работа с книгами и энциклопедиями.
  2. Поиск информации в сети Интернет.
  3. Эксперимент.
1.8. История возникновения красок

Из научной литературы я узнала, что появление красок и рисование, относится к доисторическим временам. Краски были известны задолго до того, как появились письменные сообщения о них. Красочные изображения на стенах пещерных жилищ сохранились до настоящего времени. Пещерные жители рисовали на камнях и скалах то, что их окружало: бегущих животных и охотников с копьями. Первобытные художники замешивали свои краски (древесный уголь, глину) на животном жире, чтобы они лучше держались на камне.

Уже в Древнем Египте люди научились изготавливать очень яркие и чистые краски. Цветные рисунки древних египтян дошли до нашего времени, и многие краски до сих пор не потеряли своей сочности и яркости. Краски древних египтян приготовляли из минералов. Белая краска добывалась из известняка, чёрная - из сажи, зелёная - из тертого малахита, красная - из красной охры, синяя - из кобальта, жёлтая - из жёлтой охры.

Средневековые художники  готовили краски сами для себя, но такие краски нельзя было хранить дольше одного дня, так как при контакте с воздухом они портились и затвердевали. Некоторые были даже ядовиты, например, красная киноварь из ртути.

1.9. Виды красок

Первой краской была глина. Глина бывает разная: жёлтая, красная, белая, синяя, зеленоватая. В Древнем Египте умели делать искусственные пигменты: путем раскаливания охры, умбры (минеральная коричневая краска из глины), сиены (натуральный земляной пигмент) и т.д.

Охра умбра сиена

Древний художник высекал рисунок на скале, а затем в углубление втирал глину, смешанную с жиром животного. Наскальные рисунки делали углём, который был всегда под рукой.

Краски из минералов.

Очень-очень давно художники применяли только красящие вещества, встречающиеся в природе в виде различных минералов:  

малахит азурит

лазурит аурипигмент На сайте www.paintingart.ru я узнала, что краски делали из простейших животных организмов. Оказывается, краски животного происхождения издавна употреблялись в красильной практике содержащееся в улитке Capillus brandaris и служившее для окрашивания в пурпуровый цвет.Знаменитая пурпурная краска добывалась из особого морского моллюска (пурпурной улитки).

Один грамм краски – 10000 тысяч раковин.

Делали краски даже из насекомых. Тропические насекомые – кошинель – были источником красной краски под названием «кармин».Яркие и стойкие краски получали из растений.

Из наших местных растений чаще всего использовались в качестве красителей следующие деревья и травы:

Из коры барбариса, ольхи и травы молочай получали желтую краску.

Луковая шелуха, кора дуба и хна (лавсония) – коричневая краска.

Из корней конского щавеля – желтый цвет.

Из лишайника степной золотянки – вишневый цвет.

Из цветов зверобоя – красный цвет.

Из листьев и корней манжетки можно получить серо-зеленую краску.

Ягоды ежевики и черники дают фиолетовый цвет.

Из листьев растения индигофера – цвет индиго.

Технология изготовления красок в давние времена.

Чтобы краска стала жидкой, стёртый в порошок природный краситель смешивали с животным жиром и водой.

Разновидности красок для рисования и живописи в современное время.

Я выяснила, что разные связующие вещества дают разные краски с разными названиями.

Названия красок Масло Яйцо Вода Клей
Акварель + +
Гуашь + +
Масляная + +
Темпера +

II. Практическая часть

Итак, изучив различную литературу, я выяснила, что краски состоят из пигмента, воды и связующего вещества. Я решила попробовать получить краски в домашних условиях на основе яичного желтка - темперу, сравнить их с промышленными и попробовать нарисовать ими рисунок. Сначала нужно найти сырьё.

Для эксперимента мне понадобился:

  • Древесный уголь
  • Яичный желток
  • Кофе
  • Порошок куркумы
  • Свекла
  • Морковь
  • Вода
2.1. Описание экспериментов

Эксперимента № 1. Получение черной краски.

В качестве пигмента я взяла древесный уголь, а связующим веществом стал яичный желток.

Древесный уголь растерла в порошок, просеяла и смешала с яичным желтком, водой. У меня получилась черная краска.Эксперимента № 2. Получение коричневой краски.

В качестве пигмента я взяла кофе, а связующим веществом - яичный желток.

Кофе размолола в кофемолке, просеяла и смешала с яичным желтком, водой. Получилась коричневая краска.Эксперимента № 3. Получение желтой краски.

В качестве пигмента я взяла порошок куркумы, воду, а связующим веществом - яичный желток.

Смешала пигмент (куркуму) со связующим веществом (яичный желток). У меня получилась желтая краска.

Эксперимента № 4. Получение бордовой краски.

В качестве пигмента я взяла сок свеклы, а связующим веществом – яичный желток.

Эксперимента № 5. Получение оранжевой краски.

В качестве пигмента я взяла сок моркови, а связующим веществом – яичный желток.

Эксперимента № 6. Рисунок красками домашнего приготовления.

Получив краски, я решила нарисовать ими рисунок, сравнить краски и получившийся рисунок с рисунками выполненными акварельными красками.

2.2.Результаты экспериментов

Выяснила, что домашние краски имеют запах пигмента, использованного при приготовлении. Густые и вязкие на основе кофе, угля, куркумы. На кисточку берутся не очень легко, на бумагу ложатся неровно, неоднородно, сохнут долго и при высыхании деформируют бумагу. Из сока свеклы и моркови краски жидкие, растекаются по бумаге. Рисунок получается бледным. Но, не смотря на недостатки этих красок, они экологически чистые.

Современными красками рисовать легче, работа получается ярче, можно использовать большее количество различных цветовых оттенков.

2.3.Заключение

Полученное исследование помогло мне узнать историю древних красок, а также:

- узнать компоненты древних красок;

- отыскать в книгах, интернете и других источниках материал по теме исследования;

- изучить из каких веществ состоят краски

В результате проведенного мной эксперимента, я научилась:

  • самостоятельно изготовлять краски в домашних условиях;
  • провела сравнение рисунков, нарисованных красками изготовленными в домашних условиях и промышленными.
В результате исследования я проверила гипотезу и доказала ее в проекте.

Использованные методы помогли мне достичь цели.

В дальнейшем мне хотелось бы продолжить эксперимент и создать краски других цветов и оттенков с использованием других связующих веществ и пигментов из сока ягод черники, голубики, малины.

Литература:

  1. Алексеева В.В. Что такое искусство? – М.: Советский художник, 1973
  2. Дубровина Э. «Краски рождаются…», М., 1973 г.
  3. Каменева Е. «Какого цвета радуга», М., «Детская литература, 1975 г.
  4. Орлова Н.Г. Иконопись – М.: Белый город, 2004
  5. Петров В. Мир искусства. Художественное объединение ХХ. –М.: Аврора 2009
  6. Ресурсы сети интернет: www.paintingart.ru
  7. Титова И. «Вещества и материалы в руках художника», М., МИРОС, 1994 г.
  8. Энциклопедия для детей «Химия», М., Аванта, 2000 г.
  9. Энциклопедия для детей: Искусство. Часть 2. – М.: Аванта+, 2005

ist.na5bal.ru


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта