Корневище это орган минерального питания растений. Дайте характеристику Корень – орган минерального питания растения - Огород

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Дайте характеристику Корень – орган минерального питания растения. Корневище это орган минерального питания растений


Что такое минеральное питание растений?

МИНЕРАЛЬНОЕ ПИТАНИЕ РАСТЕНИЙ, совокупность процессов поглощения, передвижения и усвоения растениями химических элементов, получаемых из почвы в форме ионов минеральных солей. При исследовании золы растений в ней было обнаружено множество химических элементов, в т. ч. редких, содержание которых в различных частях растений было не одинаковым. Это свидетельствует о том, что данные элементы необходимы растениям и накапливаются в них. Элементы, присутствующие во всех растениях, были отнесены к жизненно важным – это калий, кальций, магний, железо, сера и фосфор. Для разных растений они необходимы в различных количествах. Полностью заменить одни элементы какими-либо другими невозможно. От степени их присутствия в почве зависит урожайность с. -х. растений. В почвах средней полосы России обычно не хватает азота и фосфорной кислоты, реже калия, поэтому их вносят в качестве азотных и фосфорно-калийных удобрений. Каждый химический элемент играет в жизни растения особую роль. Фосфор усваивается растением в виде солей фосфорной кислоты (фосфатов) и находится в нём в свободном состоянии или совместно с белками и другими органическими веществами, входящими в состав плазмы и ядра. В свободном состоянии, возможно, регулирует в клетке кислотную и щелочную среду. Сера поглощается растением в виде солей серной кислоты, входит в состав белков и эфирных масел. Калий сосредоточен в молодых органах, богатых плазмой, а также в органах накопления запасных веществ – семенах, клубнях, вероятно, играет роль нейтрализатора кислой реакции клеточного сока и участвует в тургоре. Магний содержится в растении там же, где и калий, и, кроме того, входит в состав хлорофилла. Кальций накапливается во взрослых органах, особенно в листьях, служит нейтрализатором вредной для растения щавелевой кислоты и защищает его от токсического действия различных солей, участвует в образовании механических оболочек. Железо находится в растении в малых количествах, но входит в состав протопластов, и при его недостатке развивающиеся листья не зеленеют, а остаются белыми (явление хлороза) . Кроме указанных жизненно необходимых элементов, определённое значение имеют хлористый натрий (накапливаясь в клетках галофитов, позволяет увеличить осмотическое давление до 100 атмосфер, благодаря чему они могут противостоять физиологической сухости почвы) , марганец, фтор, йод, бром, цинк, кобальт, стимулирующие рост растений, и др. Минеральные соединения азота и зольных элементов поглощаются наземными высшими растениями почти исключительно корнями. Соли, как и вода, поглощаются живыми клетками первичной коры корня и корневыми волосками, затем корневым давлением выталкиваются с водой в сосуды, разносятся транспирационным током по другим частям растения и снова принимаются живыми клетками стебля и листа. В живых клетках корня происходит первый отбор веществ, допускаемых внутрь растения. Участие живых клеток в принятии веществ обусловливают избирательную способность растения, благодаря которой различные вещества поглощаются в разных количествах. Так как поступление в сильной степени зависит от потребления, растение принимает на различных стадиях развития то одни соли, то другие. Чем теснее соприкосновение корня с частицами почвы, тем сильнее развита корневая система и тем полнее идёт поглощение солей. Кроме того, корни обладают растворяющей способностью. Несомненно, что мощная, сильно разветвлённая корневая система способствует лучшему питанию растения.

Подкормки, типа Идеала.

Удобрение почвы вокруг растения.

Обычно питательные вещества в зависимости от потребностей растения разделяют на микро- и макроэлементы. Больше всего растению необходимы макроэлементы: азот, фосфор и калий, а также сера, магний и кальций. К микроэлементам относятся бор, железо, медь, марганец, молибден и цинк. Каждый элементов минерального питания выполняет в растении как минимум одну, а иногда и несколько важных функций. Микроэлементы необходимы растению в небольшом количестве, но их недостаток отрицательно сказывается на его жизнеспособности.

Минеральное питание растений -это когда из почвы через корни в растения поступают вода и растворенные в ней минеральные соли, т. е. происходит минеральное питание . Больше всего растению нужны азот, калий и фосфор .

Минеральное питание растений -это когда из почвы через корни в растения поступают вода и растворенные в ней минеральные соли, т. е. происходит минеральное питание . Больше всего растению нужны азот, калий и фосфор .

touch.otvet.mail.ru

2)какой орган осуществляет питание растений минеральными веществами?

основную роль в питании растений минеральными формами питательных элементов (вернее сказать зольными, как правило) принадлежит корневой системе, вернее ее активной части где образуются и функционируют корневые волоски. корень так же обеспечивает потребность растений во влаге (но не всегда полностью - некоторые растения хорошо усваивают влагу из атмосферы - туман, роса, посредством надземной части) . некоторые фидв растений, произрастая на субстратах, бедных минеральными элементами приспособились получать недостающие веществ а посредством листового аппарата - растения семейства бромелиевые, например, усваивают вещества, образующиеся в результате разложения опавших листьев, попавших в их пазухи листьев. или например та же самая росянка, или непентос, которые перешли на "хищный" образ жизни. однако, установлено, что все без исключения растения способны усваивать некоторые количества питательных веществ через поверхность листьев. однако эта способность не дает растениям возможности полного питания через листья. поэтому главенствующую роль в минеральном питании растений уверенно удерживает корневая система

Все растение - и корень и вегетирующая часть - стебель и лист. Подкормка минералами бывает и корневая внекорневая - опрыскиванием растворами минеральных удобрений.

touch.otvet.mail.ru

Корень как орган поглощения минеральных элементов

Ко́рень (лат. radix) — осевой, обычно подземный вегетативный орган высших сосудистых растений, обладающий неограниченным ростом в длину и положительным геотропизмом. Корень осуществляет закрепление растения в почве и обеспечивает поглощение и проведение воды с растворёнными минеральными веществами к стеблю и листьям.

На корне нет листьев, в клетках корня нет хлоропластов.

Кроме основного корня, многие растения имеют боковые и придаточные корни. Совокупность всех корней растения называют корневой системой. В случае, когда главный корень незначительно выражен, а придаточные корни выражены значительно, корневая система называется мочковатой. Если главный корень выражен значительно, корневая система называется стержневой.

Строение корня растений

Тело первых вышедших на сушу растений ещё не было расчленено на побеги и корни. Оно состояло из ответвлений, одни из которых поднимались вертикально, а другие прижимались к почве и поглощали воду и питательные вещества. Несмотря на примитивное строение, эти растения были обеспечены водой и питательными веществами, так как имели небольшие размеры и жили около воды.

В ходе дальнейшей эволюции некоторые ответвления стали углубляться в почву и дали начало корням, приспособленным к более совершенному почвенному питанию. Это сопровождалось глубокой перестройкой их структуры и появлением специализированных тканей. Образование корней было крупным эволюционным достижением, благодаря которому растения смогли осваивать более сухие почвы и образовывать крупные побеги, поднятые вверх к свету. Например, у мохообразных настоящих корней нет, их вегетативное тело небольших размеров — до 30 см, обитают мхи во влажных местах. У папоротникообразных появляются настоящие корни, это приводит к увеличению размеров вегетативного тела и к расцвету этой группы в каменноугольный период.

Некоторые растения откладывают в корне запасные питательные вещества, такие образования называют корнеплодами.

Корень - один из основных вегетативных органов растения. К его функциям относятся:

  • прикрепление к субстрату,
  • поглощение воды,
  • поглощение минеральных веществ,
  • синтез органических веществ,
  • выделение продуктов обмена,
  • запасание питательных веществ.

Тонкая оболочка корневого волоска плотно склеивается с комочками почвы. Корневые волоски служат опорой для растущей верхушки корня, выполняют функцию поглощения воды и минеральных веществ из почвы. Длина корневого волоска - 0,6-10 мм, но общая длина волосков весьма значительна и может достигать в сумме 20 км. Волоски выделяют в почву различные вещества, растворяющие труднодоступные растению соединения в почве. Продолжительность жизни корневого волоска - 15-20 дней.

Функционально поглотительной тканью корня являются корневые волоски (у водных растений - ризодермис), а первичная ассимиляция ионов происходит в коре корня.

Корневая система поглощает из почвенного поглощающего комплекса через почвенный раствор все необходимые элементы, причем способна растворять и нерастворимые соединения за счет выделения органических кислот. Это явление подтверждается опытами с использованием мраморной пластинки в сосуде, на которой ясно образуется отпечаток корневой системы растения, растворяющей мрамор в местах соприкосновения с корневыми волосками. Лучшему усвоению минеральных веществ способствует внесение физиологически кислых солей (при этом происходит освобождение анионов из трудно растворимых соединений), например, внесение сульфата аммония в почвы высвобождает фосфорную кислоту из фосфоритов, а внесение натриевой селитры не производит такого действия.

Корневые выделения при бессменном возделывании одной культуры могут влиять на растения отрицательно, создавая неблагоприятную рН почвенного раствора. При этом происходит накопление вредной микрофлоры, возбудителей корневых гнилей, что приводит к увеличению степени поражаемости культуры болезнями.

Корневые выделения состоят из:

веществ, которые отчуждаются клетками в обмен на поглощаемые ионы питательных солей,

веществ, теряемых корнем вследствие выщелачивания наружным раствором и " вытягиваемых" их корня электростатическими силами,

веществ, которые освобождаются отмирающими клетками чехлика, эпидермиса и коры.

Корневая система растений - это и место синтеза многих важных органических соединений, таких как аминокислоты, алкалоиды, гормоны и ряд других веществ. О синтетической роли корневой системы свидетельствует факт прекращения жизнедеятельности срезанных растений, даже если их помещают в питательный раствор. Только если у срезанного побега образуются новые придаточные корни, рост растения возобновляется. В культуре in vitro рост корневой ткани неограничен, а культуру клеток из стебля получить не удается.

Количественные показатели поглощения минеральных элементов.

Между клетками корня могут существовать значительные электрические градиенты, которые возникают и исчезают, по-видимому, вследствие включения и выключения ионных насосов и изменения концентрационных градиентов в тканях корня.

Поглощенные ионы должны сначала пересечь плазмалемму, чтобы проникнуть в цитоплазму, а затем и в мембрану, окружающую вакуоль, или другую органеллу, чтобы попасть затем во внутренний компартмент цитоплазмы.

Ионы могут проникать через мембрану активно или пассивно, при этом они перемещаются благодаря своей кинетической энергии, не потребляя при этом энергию АТФ. Липидорастворимые молекулы проходят сквозь мембраны легко, многие неорганические ионы, не растворимые в липидах, проникают, по-видимому, через специальные водные белковые каналы в мембране, то есть используется механизм облегченной диффузии с участием пермеаз.



biofile.ru

Корень – орган минерального питания растений. Видоизменения корня - Биология - В помощь учителю - Учительские университеты

УРОК 9

ТЕМА УРОКА: Корень – орган минерального питания растений. Видоизменения корня

Класс: Дата проведения:

Цели и задачи: Дать понятие о минеральном питании растений, о корнеплодах, корнях-присосках, корнях-опорах, воздушных корнях, клубневых корнях; Познакомить учащихся с минеральными веществами, видами удобрений и правильности их применения, с растениями, для которых характерны видоизменения корня; Изучить и научиться определять растения с недостатком или избытком минеральных веществ.

Тип урока: комбинированный урок Оборудование урока: таблицы, схемы, презентация урока

Ход урока: 1. Организационный момент 2. Опрос домашнего задания Фронтальный опрос: 1. Из каких участков состоит корень? 2. Почему зону с корневыми волосками называют зоной всасывания? 3. Почему корневой чехлик не относиться к зонам корня? 4. Докажите, что корень растет своей верхушкой 5. Из каких слоев состоит зона деления? 3. Объяснение нового материала: Минеральное питание – поглощение корнями растений необходимых питательный элементов из почвы. Большинство питательных веществ доставляется надземным органам растений в виде минеральных растворов. Растения поглощают их корнями. Проводящая система корней распределяет питательные вещества по тканям (слайд 2). Для нормального роста и развития растениям абсолютно необходимы многие элементы, но прежде всего – Азот – при нехватке растение отстает в развитии, листья желтеют и опадают раньше времени, боковые ветви не развиваются. Пшеница куститься медленно, меняется окраска листьев, они засыхают и опадают (слайд 3). Фосфор – играет особую роль в образовании клеточной оболочки. Увеличивает сахаристость плодов и накопление масла в семенах. При нехватке – замедляется образование плодов и уменьшается их масса (слайд 4). Калий – при недостатке растения отстают в росте. Стебли и листья плохо развиваются. Растения полегают из-за слабой опорной ткани и плохо развитых стеблей. Необходим для нормального развития корней и корнеплодов, для отложения питательных веществ в запас (слайд 5). Магний – при нехватке листья светлеют. Кальций – недостаток ведет к повреждению и отмиранию верхушечных почек и корней (слайд 6). Одно из условий повышения плодородия почвы – внесение удобрений. Органические – продукты растительного и животного происхождения. Легко усваиваются растениями после их переработки микроорганизмами, поэтому их обычно вносят осенью, и тогда к весне они будут готовы к использованию растениями. Минеральные – азотные, фосфорные, калийные, комплексные и микроудобрения, их вносят в определенные сроки, на разных фазах роста и развития растений (слайд 7). Видоизменения корней: Корнеплоды  Мощные сочные подземные органы некоторых растений. Они образуются в результате накапливания и откладывания в запас различных органических веществ, отчего корень утолщается и видоизменяется.  Морковь, свекла, редька, редис, брюква, сельдерей и другие (слайд 8). Корни-присоски:  Развиваются у растений-паразитов. Присоски вначале появляются в виде нароста на коже побега. Он вонзается в ткани растения-хозяина и начинает высасывать питательные вещества. Приспособление растения к условиям жизни.  Повилика, заразиха и другие (слайд 9). Корни-опоры:  Придаточные корни, встречаются у деревьев тропических лесов. Придаточные корни увеличиваются в количестве и утолщаются, достигая почвы. Опираясь на такие корни, деревья растут с тонким стволом и длинным остовом.  Фикус индийский (слайд 10). Воздушные корни:  Выполняют дыхательные функции у растений, произрастающих на бескислородных суглинистых и болотистых почвах. Развиваются из стеблей. У растений, не имеющих листьев, воздушные корни осуществляют фотосинтез.  Мангровое дерево, плющ, монстера, кипарис, орхидея и другие (слайд 11). Корневые клубни:  Растения откладывают питательные вещества в запас в корнях (как главный корень, так и боковые корни), которые утолщаются и превращаются в сочные клубневые корни. Клубневые корни используются для перезимовки, а также для бесполого, вегетативного размножения.  Георгин, батат, эремурус (слайд 12). 4. Закрепление: Тест: 1. Как узнать о том, что растениям не хватает азота? a) Листья не развиваются b) Мелкие клубни c) Плоды долго не созревают d) Листья обесцвечиваются e) Стебли становятся слабыми 2. Какой микроэлемент необходимо внести, если высыхает точка роста комнатных растений? a) Бор b) Азот c) Калий d) Фосфор e) Кальций 3. Какого элемента не хватает в почве, если рост растения замедляется и стебель слабеет. a) Азот b) Калий c) Фосфор d) Медь e) Кальций 4. Видоизменение корня георгина называется: a) Корнеплоды b) Корни-присоски c) Корни-опоры d) Воздушные корни e) Корневые клубни 5. Видоизменение корня моркови называется: a) Корнеплоды b) Корни-присоски c) Корни-опоры d) Воздушные корни e) Корневые клубни (слайд 13-14) Ответы: 1 – d, 2 – e, 3 – b, 4 – e, 5 –a. (слайд 15)

5. Домашнее задание: §7,8 ответить на вопросы на странице 37,39 (слайд 16)

collegy.ucoz.ru

Дайте характеристику Корень – орган минерального питания растения

2 Ответы

Корень - подземный орган. При помощи его растение укрепляется в почве, поглощает из не воду и растворенные минеральные вещества, которые затем поступают в надземную часть растения. Корень служит местом отложения запасных питательных веществ, а также может быть органом размножения благодаря придаточным почкам, образующимся на нем. Корневая система, т. е. совокупность всех корней, образуется из первичных корешков зародыша семени или из корневых зачатков перицикла стеблей или корней. В первом случае вначале развивается главный корень. Он ветвится. Боковые корни, которые отходят непосредственно от главного (центрального) корня, называются корнями первого порядка. От них отходят корни второго порядка и т. д. Если главный корень в дальнейшем сохраняется, и продолжает расти и развиваться, то такая корневая система называется стержневой. Она характерна для мака, резеды, дельфиниума летнего, люпина и др. Стержневая корневая система образуется главным образом у двудольных растений. Если главный корень отмирает или перестает расти и от его основания отходят придаточные корни, корневая система называется мочковатой. Такие корни свойственны луковичным растениям (нарциссам, тюльпанам) , гвоздике, астрам, некоторым пальмам и др. У всех растений, выращенных вегетативным способом (из листа, черенка, бульбочки и т. д. ) , главный корень отсутствует, развиты только придаточные корни. При пикировке или пересадке растений умеренным укорачиванием (прищипкой) главного корня усиливают рост боковых корней, добиваясь образования боле мощной и разветвленной корневой системы. Некоторые растения (лианы, орхидеи, ароидные) имеют воздушные корни, свисающие вниз, которые способны впитывать влагу из окружающего воздуха. У плюща и ряда других растений придаточные корни играют роль присосок или прицепок, которыми растение прикрепляется к опоре. Вблизи кончиков молодых корней находятся мельчайшие корневые волоски. Именно через них растение поглощает из почвы воду и минеральные вещества. При пересадке растение страдает в основном от потери корневых волосков, так как без них не может полностью обеспечить надземную часть влагой и питательными веществами. Корневая система своими разветвлениями охватывает значительный объем почвы и по размерам во много раз превышает надземную часть растения. Это дает ему возможность поглощать из почвы то большое количество воды и питательных веществ, которые необходимы растительному организму. Корням, как и любой другой живой части растения, свойственно дыхание, т. е. поглощение кислорода из находящегося в почве воздуха и выделение (в среду углекислого газа. Для нормального функционирования корней необходим свободный доступ воздуха в почву из атмосферы, т. е. газобмен. Поэтому почва должна быть всегда рыхлой, иметь мелкокомковатую структуру, хорошо пропускающую воздух. Создания подобной структуры достигают внесением органических удобрений, правильным соблюдением культуроборотов и своевременной обработкой почвы. Большое значение имет рыхление верхнего слоя почвы, особенно после сильных дождей и обильного полива, вызывающих уплотнение. Каждое растение обладает избирательностью поглощения солей из почвенного раствора. Разные виды извлекают из почвы неодинаковые количества одних и тех же солей. Поэтому нельзя в течение нескольких лет возделывать на одном и том же месте какую-либо одну культуру. На корнях бобовых растений образуются мелкие округлые наросты - клубеньки. Появление их связано с жизнедеятельностью в тканях корней бобовых растений клубеньковых бактерий. Они усваивают свободный азот воздуха, превращая его в соединения, используемые растением. В свою очередь, бактерии питаются органическими веществами, вырабатываемыми растением, на котором они поселяются. Таким образом, устанавливается взаимно полезный симбиоз зеленого растения с бактериями. После отмирания бобовых почва обогащается азотистыми веществами. Корни растений разнобразны по форме. У некоторых (георгина, пион, спаржа) они утолщенные, разросшиеся, к зиме з 7 годов назад от АлександрКопылов Минеральное питание, транспорт и водный режим растений  Форум  Биологические базы данных  С помощью фотосинтеза растения получают из воздуха прежде всего углерод и кислород. Основная масса ассимилятов образуется в листьях , тогда как другая часть элементов в виде водных растворов поступает через корень , с помощью которого осуществляется минеральное, или почвенное, питание. Таким образом создаются два полюса концентраций различных веществ и возникает проблема двустороннего транспорта.  Минеральное питание - это совокупность процессов поглощения из почвы, передвижения и усвоения химических биогенных элементов, т. е. элементов, необходимых для жизни растительных организмов.  Питательные вещества представляют собой доступные для растений соединения, в которых содержатся эти элементы. Потребность в питательных веществах можно установить, выращивая растения на питательных растворах строго определенного состава. Минеральное питание растений, особенно азотистое, тесно связано с процессами роста и развития и в известной степени (в пределах нормы реакции организма) определяет их интенсивность.  Большая часть питательных веществ поступает в наземные растения через корень в форме ионов минеральных солей, в виде их водных растворов. Одноклеточные и водные растения поглощают элементы минерального питания всей поверхностью тела. Механизм поступления ионов в корень сложен. Он связан с их адсорбцией и активным поглощением из почвы, при этом затрачивается энергия. Проникнув в корень питательные вещества дале перемещаются по тканям растения.  Существуют два основных направления перемещений больших количеств веществ в растении: транспирационный (или восходящий) ток , т. е. транспорт воды и растворенных в ней питательных веществ от корня к побегам, и ток ассимилятов (нисходящий) , т. е. передвижение выработанных при фотосинтезе веществ из листьев к частям растения, расположенным ниже (ось побега , корень ) и выше (верхушка побегов, цветки , плоды ) ( рис. 72 ) . Такие перемещения осуществляются по специальным проводящим тканям - ксилеме и флоэме .  Транспорт ассимилятов - дальний и ближний - всегда сопряжен с затратой энергии. Вначале ассимиляты (глюкоза) из мест их образования проходят по симпласту до клеток-спутниц и окружающих ситовидные трубки паренхимных клеток . В этих клетках сначала происходит превращение глюкозы в сахарозу , которая затем в результате активного переноса "перекачивается" в ситовидные трубки. Дальний транспорт сахаров по ситовидным трубкам осуществляется в виде сахарозы . В местах потребления ассимилятов или отложения запасных веществ ассимиляты переходят из ситовидных трубок и достигают конкретного места назначения по симпластическому пути также в виде глюкозы .  Растущие органы и ткани - листья , меристемы - активно притягивают к себе ассимиляты из мест их хранения, а также из закончивших рост листьев.  Главный путь дальнего транспорта ионов - транспирационный ток по ксилеме . Для ближнего транспорта в корне используются симпласт и апопласт . Главным фильтрующим барьером на пути ионов в корне оказывается эндодерма с е поясками Каспари . Через эндодерму ионы проникают по пропускным клеткам путем активного транспорта. Переход ионов в сосуды может быть пассивным или активным. В оси побега - стебле - ионы активно извлекаются из сосудов и транспортируются в горизонтальном направлении, в основном по сердцевинным лучам. В листе из окончаний сосудов ионы выходят пассивно вместе с транспирационным током и в течение вегетационного периода могут накапливаться в большом количестве. Часть накопленных ионов (Са и Mg) удаляется вместе с осенним листопадом, другая часть к этому времени из листьев отводится.  Основным двигателем транспирационного тока является транспирация , т. е. выделение водяного пара в атмосферу.  Главный орган транспирации - лист , испаряющий воду через устьица (устьичная транспирация) . Пары воды по межклетникам мезофилла листа попадают в устьичные полости и через устьичные щели ис 7 годов назад от Ольга Прокопьева

Связанные вопросы

5 ответов

5 годов назад от Лариса Баукина

1 ответ

2 годов назад от Игорь Цветочек

1 ответ

1 год назад от Лев Мустафин

www.ogorodotvet.ru

Зоны корня Корень орган минерального питания растений

Зоны корня. Корень – орган минерального питания растений

По выполняемым функциям корень делится на зоны:

Корневой чехлик • Верхняя часть корня, образует конус нарастания

Зона деления • Состоит из образовательной ткани • Клетки интенсивно делятся, обеспечивая рост корня в длину

Зона роста • Вновь образованные клетки растут и увеличиваются в размерах • Происходит постепенное формирование проводящей ткани

Зона всасывания • Покрыта большим количеством волосков, обеспечивающих всасывание веществ

Зона проведения • Обеспечивает проведение веществ ко всем частям растения • Имеется много боковых корней, образуются восходящие (древесина) и нисходящие (луб) пути проведения веществ

Ткани корня Вид ткани Покровная Образовательная Проводящая Месторасположение ткани в корне Выполняемые функции

Минеральное питание – это поглощение корнями растений необходимых элементов из почвы, их передвижение и усвоение растениями.

Азот • необходим всему живому для нормального роста и развития

Фосфор • участвует в образовании клеточной оболочки

Калий • обеспечивает развитие опорной ткани растения, формирование корнеплодов

Расставьте обозначения

Вопрос для размышления • Существует ли взаимосвязь между внесением удобрений и окружающей средой? • Когда вносят удобрения на поля или огороды, может ли это повлиять на окружающую природу в целом?

Задание на дом • Прочитать текст параграфа • Создать модель корневой системы из подручных материалов

present5.com

Конспект и презентация к року "Зоны корня. Корень - орган минерального питания растений"

Цели:

Образовательная: познакомить с устройством зон корней, их назначением для корня;

Развивающая: расширить представление о жизнедеятельности растения, значении минеральных веществ для растения;

Воспитательная: формировать бережное отношение к природе.

Оборудование: микропрепараты корня растений, таблицы, гербарии, презентация «Зоны корня», дидактические карточки.

Формы работы на уроке: индивидуальная, работа с учебником, показ, беседа.

 

I Проверка домашнего задания: работа по карточкам.

 

II Актуализация знаний

Методика шести вопросов.

 

III Объяснение нового материала

Ключевые понятия: корневой чехлик, зоны: деления, роста, проведения, всасывания, минеральное питание, удобрения.

По выполняемым функциям корень состоит из нескольких зон.

Корневой чехлик не относится к зонам корня. Он покрывает снаружи и защищает верхушку корня, его точку роста, состоящую из образовательной ткани. Клетки корневого чехлика живые. Как только они повреждаются от соприкосновения с твердыми частицами почвы и отмирают, тут же образуются новые клетки. Наружные клетки корневого чехлика при слущивании выделяют слизь, защищающую нежные молодые клетки кончика корня от повреждений и облегчающую продвижение корня в почве.

На продольном разрезе растущего корня можно видеть несколько зон: зону деления клеток, зону роста, зону всасывания и зону проведения.

В зоне деления клетки образовательной ткани интенсивно размножаются (делятся) и таким образом способствуют росту корня в длину и развитию других зон. Дочерние клетки здесь растут, достигают размеров материнской и вновь делятся.

Зона роста – здесь делятся только отдельные клетки. Основная же масса молодых клеток переходит к длительному росту. Они не делятся, а удлиняются и становятся больше материнских. Благодаря дружному росту и растяжению клеток заметно увеличивается длина корня. Проводящая ткань начинает формироваться в этой зоне.

Зона всасывания, густо покрытая волосками, расположена выше зоны роста. Корневые волоски появляются за счет вытягивания тонкостенных клеток покровной ткани корня. В первые 1-3 дня они похожи на простые наросты. Затем кожица быстро растягивается, и корневой волосок удлиняется.

Зона проведения ответственна за снабжение других органов растения всасываемыми веществами. Восходящий ток питательных веществ идет по древесине, нисходящий – по лубу. В этой зоне корневые волоски отсутствуют, но много боковых корней.

Одна зона переходит в другую постепенно, резких границ между ними нет.

Найдите таблицу на стр. 33, заполните её (презентация).

Основная функция корня – питание растения веществами, всасываемыми из почвы. Корень осуществляет минеральное питание растения.

 

Минеральное питание – это поглощение корнями растений необходимых элементов из почвы, их передвижение и усвоение растениями. Большинство питательных веществ доставляется в побеги растений в виде минеральных растворов. Проводящая система корней доводит питательные вещества ко всем тканям.

Для нормального роста и развития растениям необходимы многие элементы, но прежде всего – азот, фосфор и калий.

Азот необходим всему живому для нормального роста и развития. При недостатке азота растение отстает в развитии, листья желтеют и опадают, боковые побеги не развиваются.

Фосфор обеспечивает образование клеточной оболочки, способствует накоплению углеводов в плодах и масла в семенах.

Калий – обеспечивает развитие опорной ткани растения, нормальное развитие корней и корнеплодов и отложение питательных веществ в запас.

Для улучшения роста и развития растений в почву вносят удобрения, обогащающие почву теми или иными веществами.

 

Прочитайте материал учебника на странице 35, выделите отличия органических удобрений от минеральных.

Органические удобрения – вещества растительного и животного происхождения: навоз, торф, птичий помет и  т.д.

Минеральные удобрения – специальные комплексы, состоящие из одного либо нескольких минеральных компонентов.

 

Вопрос для размышления:

Существует ли взаимосвязь между внесением удобрений и окружающей средой? Когда вносят удобрения на поля или огороды, может ли это повлиять на окружающую природу в целом?

Составление опорных схемЗакрепление: работа с немым рисунком (презентация)

 

IV Итоги урока: подведение итогов урока, выставление оценок по ответам учащихся и итогам проверки домашней работы.

 

V Домашнее задание: §8, создать модель корневой системы, желательно функциональную.

Похожие образовательные материалы:

razrabotky.ru


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта